Общее руководство овд

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В разностороннем функционале государства важнейшее место занимает реализация задачи по обеспечению порядка в обществе и безопасности для граждан страны. Государство должно также создать безопасные условия и для собственного функционирования. Очевидно, что для выполнения указанных задач должны были быть созданы специальные органы, имеющие соответствующие полномочия. Структура этих органов разветвленная, подразумевает множество разноплановых направлений деятельности, но к ней можно применить общее название – государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Одним из элементов общей системы этих органов являются Органы Внутренних Дел Российской Федерации (ОВД РФ).

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Структура органов внутренних дел РФ

  • Составными частями общей системы ОВД РФ, которую возглавляет МВД, являются:
    • органы внутренних дел, в том числе, полиция;
    • внутренние войска;
    • прочие подразделения, уполномоченные выполнять задачи, поставленные перед МВД.
  • Структура органов внутренних дел представлена:
    • центральным аппаратом МВД;
    • территориальными органами МВД;
    • образовательными учреждениями соответствующей направленности;
    • подразделения, чья деятельность связана с научными исследованиями;
    • организациями, в чьем ведомстве находятся вопросы медико-санитарного и санаторно-курортного обслуживания МВД;
    • окружными управлениями материально-техническим снабжением;
    • представительствами МВД РФ в других государствах;
    • иные подразделениями, призванными выполнять задачи, поставленные перед ОВД.
  • Центральный аппарат МВД включает в себя:
    • Главное командование внутренних войск;
    • Главное управление вневедомственной охраны;
    • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
    • Главное управление на транспорте;
    • Главное управление собственной безопасности;
    • Главное управление по противодействию экстремизму;
    • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
    • Главное управление уголовного розыска;
    • Следственный департамент;
    • Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
    • Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
    • Организационно-аналитический департамент;
    • Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
    • Оперативное управление;
    • Управление оперативно-розыскной информации;
    • Управление по организации дознания;
    • Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
    • Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Территориальные органы МВД

Территориальные органы МВД классифицируются по признаку территориально-административного деления:

  1. Органы МВД районного уровня: подразделения по муниципальным образованиям (районам, городам и пр.), подразделения на особо важных, режимных объектах и на закрытых территориально-административных образованиях, линейные отделы на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, Управление на комплексе «Байконур».
  2. Органы МВД регионального уровня: МВД республик и иных субъектов РФ, главные управления.
  3. Органы МВД межрегионального уровня: линейные управления на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, оперативные бюро, центры спецназначения.
  4. Органы МВД окружного уровня: Главное управление МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте по федеральным округам.

Территориальные органы МВД уполномочены реализовывать следующие функции:

  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России, лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, безопасности;
  • противодействие преступности;
  • реализация мер по социальной и правовой защите работников ОВД, государственных гражданских служащих МВД, членов их семей; лиц, уволенных со службы в ОВД или военной службы во внутренних войсках МВД.

Полномочиями, которыми наделены территориальные органы МВД для реализации указанных выше функций, являются:

  • осуществление мер, направленных на внедрение политики государства в области внутренних дел на территории субъектов страны;
  • анализ и прогноз показателей преступности, уровня общественной безопасности и общественного порядка, показателей процессов миграции на территории субъекта;
  • разработка и вынесение на рассмотрение на основании данных анализа предложений по укреплению правопорядка, совершенствованию защиты граждан, общества и государства;
  • вынесение на рассмотрение предложений относительно законодательства РФ и ее субъектов, нормативно-правовых актов МВД;
  • участие в подготовке и внедрении программ регионального и межрегионального уровня, законов субъектов относительно защиты общественной безопасности и порядка;
  • осуществление мер профилактического характера относительно преступных деяний и административных правонарушений, в том числе, выявление и нивелирование условий, которые способствуют их свершению;
  • участие в обеспечении безопасности граждан в общественных местах, в том числе, во время массовых мероприятий;
  • организация оперативно-розыскной деятельности;
  • производство дознания и предварительного следствия по делам уголовного характера;
  • реализация мер, направленных на выявление, предупреждение и ликвидацию экстремизма;
  • организация деятельности подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск в общем комплексе мер по противодействию терроризму; охране объектов и мест массового скопления граждан, которые потенциально могут быть подвержены террористическому посягательству; экспертной оценке защищенности граждан и объектов с точки зрения угрозы терроризма;
  • контроль над оборотом оружия на территории подведомственного субъекта, над детективной, охранной и сыскной деятельностью частного характера, над деятельностью ведомственной охраны;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на поддержание безопасности дорожного движения и профилактику ДТП; координация действий органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения;
  • организация защиты особо важных, режимных, закрытых объектов, специальных грузов, объектов, охрана которых возложена на ОВД; защита собственности граждан и юридических лиц;
  • обеспечение совместно с ФСБ защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иных государств, расположенных на территории субъекта;
  • обеспечение государственной охраны должностных лиц органов, осуществляющих правоохранительную и контролирующую деятельность, судей, всех участников уголовного процесса, членов их семей;
  • организация делопроизводства по административным правонарушениям, входящим в область компетенции рассматриваемых органов;
  • обеспечение участия подчиненных органов в реализации надзорных и контролирующих функций относительно граждан, освобожденных из мест лишения свободы, соблюдения ими установленных судом запретов и ограничений, соблюдения иных предписаний осужденными;
  • обеспечение защиты и конвоирования задержанных и/или заключенных под стражу граждан, а также лиц, пребывающих в изоляторах временного содержания, подвергнутых административному аресту;
  • регистрация дактилоскопической и государственной геномной экспертизы;
  • участие в контролирующей деятельности относительно соблюдения установленной законодательством процедуры регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ всеми возможными участниками процесса (физическими и должностными лицами); соблюдения установленного порядка временного пребывания в РФ иностранными гражданами; въезда, выезда и транзитного проезда через территорию страны;
  • проведение анализа оперативной ситуации на территории подведомственного субъекта РФ, и на основании аналитических данных – разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение показателей эффективности применения сил и средств;
  • обеспечение реализации мер гражданской обороны подчиненными органами, поддержание стабильности их работы, а также работы внутренних войск как в военное время, так и в мирное, в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • открытое информирование граждан, СМИ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений общественного характера о результатах своей деятельности; формирование отчета по результатам деятельности для предоставления законодательному органу государственной власти подведомственного субъекта РФ;
  • мониторинг мнения общественности о функционировании территориального органа, его подчиненных органов;
  • формирование и ведение информационных баз данных, содержащих сведения справочного, розыскного, правового, криминалистического, статистического и пр. характера; предоставление этих данных заинтересованным физическим и должностным лицам.

Органы следствия

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

  • централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
  • сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
  • сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
  • координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
  • качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

  • принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
  • улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
  • управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
  • в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
  • производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
  • налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

  • Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • управлений на транспорте по федеральным округам;
  • министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
  • отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
  • Управления МВД комплекса «Байконур».

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Определение 2

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

  • реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
  • в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
  • защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
  • в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
  • содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Замечание 1

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)

Замечание 2

Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.

Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

Условия поступления на службу в ОВД

Особая важность задач, решение которых возложено на органы внутренних дел РФ, задает высокий уровень требований, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Эти требования закреплены законодательно Законом о службе в ОВД и Законом о полиции.

Статья 17 Закона о службе в ОВД определяет, что служить в органах внутренних дел имеет право гражданин, чьи личные и профессиональные характеристики соответствуют следующим условиям:

  • возраст – не менее 18 лет, любых: пола, происхождения, расы, национальности, общественного статуса, религиозных убеждений, имущественного состояния, места жительства, принадлежности к законным общественным объединениям;
  • владение государственным языком;
  • владение необходимой, установленной законом квалификации;
  • обладание подходящими личными и деловыми характеристиками и навыками;
  • надлежащее состояние здоровья и физическая подготовка.

Поступлением на службу в органы внутренних дел является момент зачисления гражданина в качестве курсанта (слушателя) в высшее учебное заведение МВД, позволяющее получить профильное образование в очной форме. Возрастной порог поступления в высшие учебные заведения МВД – не более 25 лет. Замещать должности в органах внутренних дел могут лица в возрасте не старше 35 лет.

Также указанные выше законы устанавливают случаи, когда гражданину будет отказано в поступлении на службу в органы внутренних дел:

  • гражданин признан недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность, при этом данный факт подтвержден официально соответствующим законным решением суда, получившим силу;
  • гражданин имеет статус подозреваемого или обвиняемого по рассматриваемому уголовному делу;
  • гражданин был осужден за совершенное преступное деяние согласно законному решению суда, получившему силу;
  • гражданин имеет судимости, включая снятые или погашенные;
  • относительно гражданина было прекращено уголовное преследования в связи: с превышением срока давности, мирового соглашения сторон, в результате амнистии или деятельного раскаяния;
  • гражданин отказался от участия в оформлении на него допуска к секретным, охраняемым законом сведениям (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с использованием такой информации);
  • физическое состояние, здоровье гражданина не соответствует требованиям, определенным МВД для представителей ОВД;
  • гражданин находится в любого вида родстве или близости с сотрудником полиции (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с прямым подчинением или руководством одного родственника другому);
  • гражданин вышел из гражданства РФ;
  • гражданин имеет гражданство (подданство) иных государств;
  • гражданин при оформлении поступления на службу в органы внутренних дел сообщил о себе заведомо ложные данные и/или представил поддельные документы;
  • гражданин обладает видом на жительство или другим документом аналогичного свойства, дающим право на постоянное проживание на территории иных государств;
  • относительно гражданина неоднократно (на протяжении года до момента поступления на службу в органы внутренних дел) выносились судебные решения, связанные с совершением им намеренных административных нарушений;
  • гражданин выражает свое несогласие с необходимостью соблюдать ограничивающие нормы, запреты, определенные законом для сотрудников ОВД, исполнять соответствующие обязанности и меры ответственности.

Лица, которые поступают на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должны проходить определенный перечень обследований, результат которых подтвердит или, напротив, опровергнет возможность этих лиц служить в ОВД. Сюда, в том числе, относятся исследование психики и физиологии, тестирование, позволяющее выявить случаи употребления/злоупотребления наркотическими, психотропными веществами, алкоголем и прочими токсическими веществами.

Регламент процедуры военно-врачебной экспертизы и психологического отбора сотрудников для службы в ОВД установлен Правительством РФ, в частности, Положением о военно-врачебной экспертизе № 565 (04.07.2013 г.) и Правилами профессионального психологического отбора на службу в ОВД России (Постановление Правительства № 1259, 06.12.2012 г.)

МВД также устанавливает перечень должностей, которые предполагают наличие личного поручительства за гражданина, назначаемого на одну из этих должностей.

Определение 3

Личное поручительство представляет собой письменный документ от лица сотрудника ОВД со стажем работы от 3 лет, в котором он ручается за принимаемое на определенную должность лицо, за соблюдение этим лицом установленных законом порядков, запретов и ограничений.

Неоднократно уже упомянутые запреты и ограничения, накладываемые на сотрудников ОВД, закрепляются законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17,18,20), исключая те ограничения и обязанности, которые могут воспрепятствовать выполнению сотрудником действий оперативно-розыскного характера.

К запретам, налагаемым на сотрудников ОВД, относятся:

  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • запрет на использование полномочий занимаемой должности для удовлетворения интересов политических партий, религиозных объединений и прочих общественных организаций;
  • запрет в рамках исполнения должностных обязанностей принимать от граждан и/или юридических лиц любого рода вознаграждения (услуги, денежные вознаграждения, подарки и пр.).

Закон о службе в ОВД России содержит требования квалификационного характера. В общем виде это требования: к стажу/опыту работы соответствующей профессиональной направленности, определенному уровню профессиональных компетенций и знаний, непосредственно образованию, состоянию здоровья.

В частности:

  • для граждан, занимающих должности рядового состава и младшего руководящего состава обязательно наличие среднего (полного) общего образования;
  • для лиц, кто занимает должности среднего руководящего состава, требуется минимально наличие среднего профильного профессионального образования;
  • лица, занимающие должности старшего и высшего руководящего состава, обязаны иметь высшее профильное профессиональное образование.
Замечание 3

Для лиц, занимающих должности среднего, старшего и высшего руководящего состава, служба которых связана с производством расследования уголовных преступлений, административных расследований, антикоррупционных или правовых экспертиз, обязательно также наличие высшего юридического образования. Однако это правило имеет и исключения, когда на службу в статусе указанных должностей принимаются специалисты с иным высшим профессиональным образованием, но имеющие необходимый профессиональный опыт, дающий возможность эффективно исполнять должностные обязанности.

Что касается требований, устанавливаемых МВД к сотрудникам ОВД относительно состояния здоровья и физической подготовки – они формируются в зависимости от конкретной должности, специфики исполнения обязанностей на каждой из них.

Пример 2

Например, приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» №521 (18.05.2012 г.) закрепляет требования к уровню физической подготовки. В частности, лицом, вступившим на должность сотрудника уголовного розыска, может быть мужчина, в возрасте не более 25 лет, умеющий подтягиваться на перекладине более 13 раз.

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Полномочия ОВД

Замечание 1

Сфера внутренних дел – это совокупность различных категорий дел, связанных с реализацией социальной, экономической, природоохранной, культурной государственной политики. Исторически внутренние дела ассоциируются с установлением режима сосуществования людей, общественного порядка, охраной прав и свобод людей, проживающих на территории страны, обеспечением безопасности и спокойствия населения.

К сфере внутренних дел относятся административные процедуры, направленные на управление социальными процессами, обеспечение безопасности и порядка в обществе.

Полномочия органов внутренних дел (ОВД):

  • регистрация граждан по месту жительства и пребывания;
  • приобретение, ношение и хранение оружия гражданами РФ;
  • безопасность движения на дорогах;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
  • частная детективная деятельность;
  • частная охранная деятельность.

Государственное управление в сфере внутренних дел

Общее руководство сферой внутренних дел принадлежит Президенту РФ, который: в пределах конституционных полномочий руководит ОВД; определяет основополагающие направления внутренней политики; координирует и контролирует деятельность ОВД; назначает и освобождает от должности министра МВД, высший начальствующий состав ОВД.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав, свобод граждан, законности, охрану собственности, порядка в обществе, осуществляет действия по борьбе с опасными явлениями и преступностью; участвует в разработке и внедрении соответствующей государственной политики; реализует меры по совершенствованию материально-технической базы, укреплению кадров правоохранительных органов.

Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) — это федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит разработка и реализация мер по нормативному и правовому регулированию в сфере внутренних дел, выработка политики государства в сфере миграции. МВД осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственной Федеральной миграционной службы.

«Государственное управление в сфере внутренних дел» 👇

Систему органов МВД представляют: главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления внутренних дел по субъектам Федерации; отделы внутренних дел на водном, железнодорожном и воздушном транспорте; управления внутренних дел на режимных и особо важных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях; органы управления внутренними войсками воинскими частями и соединениями; окружные управления военного и материально-технического снабжения; представительства МВД РФ за рубежом; подразделения, созданные для решения задач, возложенных на ОВД и внутренние войска.

В систему ОВД входит милиция. Милиция — это система госорганов исполнительной власти, основная задача которых — защита здоровья, жизни, прав и свобод людей, их собственности, интересов государства и общества от противоправных и преступных посягательств, наделенных правом применять меры принуждения, установленные федеральными законами.

Основные задачи милиции:

  • обеспечение безопасности граждан;
  • пресечение и предупреждение административных правонарушений и преступлений;
  • обнаружение, раскрытие преступлений;
  • защита государственной, частной, муниципальной и других форм собственности;
  • обеспечение безопасности и охрана порядка в обществе;
  • оказание помощи юридическим и физическим лицам в защите их законных интересов и прав.

В России милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Первая обеспечивает общественную безопасность, безопасность личности, охрану общественного порядка, собственности, предупреждение административных правонарушений и преступлений, раскрытие преступлений без предварительного следствия, розыск некоторых категорий лиц, установление места пребывания. Милиция общественной безопасности — это орган дознания.

Криминальная милиция предупреждает, выявляет, пресекает и раскрывает преступления, по которым обязательно предварительное следствие. Криминальная милиция (орган дознания) осуществляет организацию розыска лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания, суда, которые уклоняются от уголовной ответственности, лиц, без вести пропавших.

Задачи и полномочия МВД России

МВД РФ занимается разработкой стратегии государственной политики, занимается совершенствованием нормативно-правового регулирования, обеспечивает защиту прав и свобод граждан в пределах своих компетенций. МВД предупреждает, выявляет, пресекает и раскрывает преступления, пресекают и предупреждают административные правонарушения, обеспечивает охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения.

Министерство внутренних дел РФ осуществляет государственный контроль за оборотом оружия, организует государственную охрану организаций и имущества, управляет ОВД, внутренними войсками МВД, организует их деятельность.

Полномочия МВД России:

  • на основе прогнозирования и анализа формирует состояние общественной безопасности, правопорядка, миграционных процессов, определяет основные направления государственной политик в данной сфере;
  • разрабатывает и реализует меры по внедрению и осуществлению государственной политики в сфере внутренних дел;
  • разрабатывает и представляет Президенту, в Правительство проекты федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства, подготавливает документы, требующие решения Президента или Правительства, касающиеся сферы внутренних дел;
  • самостоятельно принимает нормативные правовые акты;
  • определяет направления деятельности ОВД и внутренних войск, руководит их деятельностью;
  • участвует в разработке федеральных целевых программ;
  • подготавливает проекты заключений и отзывов на проекты законодательных и других нормативно-правовых актов;
  • осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания по уголовным делам и предварительного следствия;
  • осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность, розыск похищенного имущества и лиц;
  • контролирует оборот служебного и гражданского оружия, следит за техническим состоянием и сохранностью боевого ручного стрелкового оружия и т. д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАКТИКИ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ШЕПЛЯКОВ Д.Н.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения практических занятий по дисциплине

Личная безопасность сотрудников ОВД

Тема: Дежурная часть и руководитель ОВД как организаторы действий по обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД и членов их семей

Москва 2016

2

Дежурные части органов внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, принципами и нормами международного права, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

При проведении контртеррористических операций деятельность дежурных частей органов внутренних дел может дополнительно регламентироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России,

устанавливающими порядок их проведения.

Дежурная

часть

органа

внутренних

дел

обеспечивает:

непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке; прием, регистрацию поступивших в

дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;

непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по горячим следам;

безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;

контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;

сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;

прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;

контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;

передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов

3

о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним. Персональную ответственность за работу дежурной части несет началь-

ник органа внутренних дел. Общее руководство деятельностью дежурных частей осуществляют штабы органов внутренних дел.

Центральным органом управления, сбора и обработки оперативной информации системы МВД России является Дежурная часть МВД России.

На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-техни- ческий паспорт по установленной форме.

Дежурные части органов внутренних дел и их структурных подразделений обязаны информировать дежурные части ОМВД, соответствующего субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России о состоянии оперативной обстановки и изменениях, имеющихся в наличии силах и средствах, проводимых специальных операциях, мерах принимаемых к раскрытию преступлений по горячим следам задержанию лиц подозреваемых в совершении преступлений, групповых нарушениях общественного порядка, а также несанкционированных общественно-политических мероприятиях (митинги, шествия, демонстрации и другие).

Вся поступающая в дежурные части органов внутренних дел информация о правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях отражается в основных рабочих документах:

1.Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях,

2.Журнале учета информации, поступившей в орган внутренних

дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях3,

3. Тетради для записей оперативного дежурного, наличие которых в дежурных частях органов внутренних дел обязательно.

Сотрудник дежурной смены дежурной части органа внутренних дел не вправе отказывать гражданам в приеме заявления или сообщения о правонарушении (происшествии).

При поступлении по телефону жалобы на действия или бездействие сотрудников органов внутренних дел, а также сообщений, не содержащих сведений о готовящемся, совершенном или совершающемся правонарушении, сотрудник дежурной смены обязан сообщить заявителю номер служебного телефона «доверия», дни и часы приема населения

4

руководителями соответствующего подразделения, а также разъяснить порядок направления в органы внутренних дел письменного обращения.

При личном обращении граждан в дежурную часть, по фактам действия или бездействия сотрудников органов внутренних дел, заявитель направляется в подразделение, осуществляющее делопроизводство, для регистрации заявления в установленном порядке.

О поступлении жалобы сотрудник дежурной смены обязан доложить начальнику органа внутренних дел или лицу, исполняющему его обязанности, и действовать по его указанию.

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей.

Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части — оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) — оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач.

Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включаются:

1.Следственно-оперативная группа (группы).1

2.Группа (группы) немедленного реагирования.2

3.Группа (группы) задержания пульта централизованной охраны

отдела вневедомственной охраны.

4. Водители служебного автотранспорта дежурных частей.

По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами, за исключением участковых уполномоченных полиции. Сотрудники других подразделений органа внутренних дел, за исключением участковых уполномоченных полиции, привлекаются к выполнению функциональных обязанностей сотрудников дежурной части в случае их временного отсутствия, а также при осложнении оперативной обстановки. Персональный состав таких сотрудников утверждается приказом начальника органа внутренних дел на определенное время. С ними организуется соответствующая служебная подготовка по программе обучения штатных сотрудников дежурных частей.

Указанные должности комплектуются лицами, положительно характери-

5

зующимися по службе, имеющими высшее или среднее специальное юридическое либо иное высшее или среднее специальное образование, стаж работы в органах внутренних дел не менее 3 лет. Должности помощника оперативного дежурного комплектуются наиболее подготовленными и положительно характеризующимися лицами младшего начальствующего состава, имеющими среднее образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее 3 лет. Помощники оперативного дежурного назначаются на должность, перемещаются и освобождаются от должности начальником органа внутренних дел по представлению начальника дежурной части (начальника штаба).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ

Заступающие в суточный наряд сотрудники дежурной смены обязаны принять от сменяемых сотрудников:

Служебную документацию, законодательные и иные нормативные акты, согласно Перечню основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части. В ходе приема-передачи фактическое наличие документов сверяется поэкземплярно, а оперативные планы и иные документы, имеющие ограничительный гриф «Для служебного пользования» или грифы секретности «Секретно» и «Совершенно секретно», — в соответствии с учетными номерами и полистно.

Вооружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, криминалистическую и организационную технику, ключи и путевые листы от закрепленного за дежурной частью органа внутренних дел автотранспорта, средства связи, защиты, оповещения и другое имущество, согласно описи, которые проверяются поштучно и по номерам, при этом обращается внимание на их исправность и комплектность (оружие принимается в вычищенном, смазанном виде и исправном состоянии). Изъятое, добровольно сданное, найденное и сданное на временное хранение оружие и боеприпасы, взрывоопасные вещества, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, принятые в течение суток сдающей сменой, а также документацию на них (при этом проверяется правильность заполнения документации). Материалы на лиц, находящихся в комнатах для содержания задержанных лиц , при этом провести досмотр задержанных, сверить наличие изъятых у них вещей и документов. Помещение дежурной части в соответствующем санитарном состоянии. В органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИВС, старший заступающей смены совместно со старшим передающей смены обязаны:

6

Проверить состояние охраны ИВС, тщательно осмотреть камеры и другие помещения ИВС, убедиться в исправности оборудования, средств связи и пожаротушения, сигнализации.

Провести осмотр задержанных и заключенных под стражу лиц, сверить наличие задержанных и заключенных под стражу с имеющимся на них списком и осуществить их досмотр.

Проверить наличие и правильность оформления материалов на лиц, содержащихся в ИВС, и соблюдение процессуальных сроков их содержания.

Организовать под охраной заступающего и сменяющегося нарядов покамерный вывод задержанных и заключенных под стражу лиц в туалет при отсутствии в камерах санузлов,

Доложить совместно со сменяющимся дежурным и начальником ИВС начальнику органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства, обнаруженных при этом недостатках и мерах по их устранению с отметкой в Книге приема и сдачи дежурства.

Сотрудники дежурной части несут службу в повседневной, а в празничные дни — в установленной для этих случаев форме одежды. Они обязаны иметь при себе служебные удостоверения, жетоны с личными номерами, а также личную карточку, в соответствии с образцом личной карточки оперативного дежурного.

Сотрудники дежурной смены вооружается пистолетами с двумя снаряженными магазинами, а по указанию начальника органа внутренних дел — автоматами. При осложнении оперативной обстановки решение о вооружении сотрудников дежурной смены автоматическим оружием принимается старшим дежурной смены.

Продолжительность работы каждой смены устанавливается в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве — 6 часов, при четырехстенном — 4 часа.

По окончании дежурства сотрудникам дежурной части и сотрудникам, временно исполняющим их обязанности, предоставляется отдых соответственно 48 или 72 часа.

Сотрудникам дежурной смены запрещается покидать помещение дежурной части, за исключением следующих случаев:

доклада руководству органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства или вызова начальником органа в рабочий кабинет для доклада о состоянии оперативной обстановки;

водворения (освобождения) в ИВС подозреваемых и обвиняемых в

7

совершении преступлений и проверки несения службы нарядом ИВС; обеспечения контроля за выполнением правил пожарной

безопасности в административном здании и охраной здания органа внутренних дел, приема пищи, выезда на место преступления или чрезвычайного происшествия.

Сотрудники дежурных смен вышестоящих органов внутренних дел могут выезжать в подчиненные органы внутренних дел для проверки несения службы

В случае временного отсутствия старшего смены он обязан оставить за себя одного из сотрудников, которому под запись в Тетради для записей оперативного дежурного передать ключи от комнаты хранения оружия, боеприпасов и специальных средств (если он осуществляет выдачу и прием оружия, боеприпасов и специальных средств).

ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ В ТЕЧЕНИЕ ДЕЖУРНЫХ СУТОК

При обращении в дежурную часть органа внутренних дел граждан по телефону или лично с заявлением, сообщением о готовящемся, совершаемом или совершенным преступлении (происшествии), независимо от подследственности и места совершения, оперативный дежурный обязан:

Выяснить данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия), приметах лиц, его совершивших, состоянии потерпевших, а также об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).

Зарегистрировать заявление, сообщение в соответствии с установленным порядком приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщении и другой информации о преступлениях и происшествиях.

Незамедлительно организовать выезд на место преступления (происшествия) сотрудников ГНР, криминальной полиции, участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию, а при наличии нарядов патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб и

вневедомственной охраны,

направить к месту

преступления (происшествия)

ближайшие служебные

наряды полиции,

для принятия мер по

предупреждению, пресечению и раскрытию преступления по горячим следам, задержанию лиц, его совершивших, и оказанию помощи потерпевшим. С

учетом

характера

преступления

определить

состав

СОГ

и организовать ее выезд.

Доложить о

преступлении (происшествии)

начальнику

органа

8

внутренних дел.

Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-пожаро-техники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступления.

Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики и отработки экономических версий при совершении убийств по найму.

Передать в случае подтверждения достоверности информацию в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел. Принять меры к обеспечению охраны места преступления (происшествия), перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия, при необходимости известить другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных вещах и иных обстоятельствах, установлению личности погибших, пострадавших и доставленных в медицинские учреждения. Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководителями) органа внутренних дел, находящимися на месте происшествия с целью получения дополнительных данных об обстоятельствах совершения преступления, приметах лиц. подозреваемых в совершении преступления других сведений, необходимых для принятия дополнительных мер по раскрытию преступления.

Ввести по указанию начальника органа внутренних дел (в его отсутствие самостоятельно с последующим ему докладом) специальные планы, направленные на задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Докладывать о результатах проведения неотложных следственных действий начальнику органа внутренних дел и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

При получении заявления, сообщения о преступлении (происшествии), имевшем место на территории (объекте транспорта), обслуживаемой другим органом внутренних дел, оперативный дежурный обязан:

Зарегистрировать поступившее заявление, сообщение о преступлении (происшествии) в соответствии с установленным порядком приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.

Доложить о поступлении заявления, сообщения о совершенном пре-

9

ступлении (происшествии) начальнику органа внутренних дел. Проинформировать о преступлении (происшествии) дежурную часть

органа внутренних дел, на территории обслуживания которого оно совершено. Направить по указанию руководителя органа внутренних дел ГНР (при необходимости СОГ и других сотрудников) для задержания лиц,

совершивших преступление, оказания помощи потерпевшим и охраны места преступления (происшествия), если место преступления (происшествия) значительно ближе к органу внутренних дел, получившему сообщение, чем к органу внутренних дел, на территории обслуживания которого оно произошло. Лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также собранные материалы после регистрации в установленном порядке передать под расписку, заверенную печатью органа внутренних дел, представителю органа внутренних дел, на территории которого совершено преступление.

Расписка регистрируется и хранится в деле входящих документов подразделения, осуществляющего делопроизводство в органе внутренних дел. В КУЗ и СП, а также в Книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, делаются соответствующие отметки с указанием номера и листа дела канцелярии.

При поступлении заявления, сообщения о преступлении (происшествии) непосредственно в дежурную часть ОМВД, оперативный дежурный, после выполнения действий, обязан:

1.Передать оперативную информацию в орган внутренних дел по территориальности или подразделение транспортной полиции.

2.Организовать в необходимых случаях выезд на место происшествия СОГ (сотрудников соответствующих подразделений) ОМВД.

3.Организовать передачу информации в розыскные и криминалистические учеты информационных центров в порядке, установленном нормативными актами МВД России.

4.Порядок действий оперативного дежурного по реагированию на сообщения по отдельным видам преступлений (происшествий) определен в картотеке неотложных действий оперативного дежурного по реагированию на сообщения о преступлениях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных происшествиях.

10

ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ (ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРНОГО) ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИИ

При получении сообщения о чрезвычайном происшествии, в том числе об обнаружении взрывных устройств, взрывчатых материалов, взрыве или угрозе взрыва, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оперативный дежурный обязан:

Выяснить время, место, обстоятельства, вид ЧП, его реальность, наличие и количество пострадавших, наличие и количество людей на месте предполагаемого ЧП, краткую характеристику объекта, где произошло ЧП или имеется угроза такового, последствия ЧП или предполагаемые, в случае его возникновения последствия.

Применить в обязательном порядке, при наличии звукозаписывающей аппаратуры, звукозапись разговора для фиксации голоса с целью последующей идентификации личности звонившего в случае не подтверждения сообщения о ЧП или его угрозе.

Принять меры с помощью технических средств (автоматического определителя номера1, устройств автоматической телефонной связи установлению лиц, заявивших о совершенном ЧП или угрозе совершения ЧП, но не же лающих сообщать о себе оперативному дежурному необходимых сведений.

Зарегистрировать точное время получения сообщения, его содержание, сведения о заявителе или о лицах, сообщивших о ЧП или об его угрозе.

Направить для проверки сообщения ГНР или другие ближайшие наряды полиции, а при необходимости СОГ.

Доложить о происшествии начальнику органа внутренних дел, а также в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

Сообщить о совершенном ЧП или угрозе его совершения представителям соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, руководителю организации, которому принадлежит объект, уточнить информацию об объекте и предполагаемых последствиях совершенного или возможного ЧП, имеется ли на указанном объекте своя спасательная команда, согласовать действия сотрудников полиции с ее действиями и подразделениями МЧС.

При необходимости по указанию начальника органа внутренних дел, провести оповещение сотрудников по соответствующему специальному сигналу.

Направить сотрудников органа внутренних дел, экипированный средствами индивидуальной защиты, для организации оцепления прилегающей к месту ЧП территории и эвакуации людей с опасной зоны.

При получении сообщений об обнаружении взрывоопасных

Бугель Н.В. Основы управления в органах внутренних дел — файл n1.doc

приобрести
Бугель Н.В. Основы управления в органах внутренних дел
скачать (1551 kb.)
Доступные файлы (1):


    Смотрите также:

  • Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел (Документ)
  • Тема Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел (Документ)
  • Основы управления в органах внутренних дел (Документ)
  • Кикоть В.Я. Административная деятельность органов внутренних дел (Документ)
  • Курс лекций по дисциплине «основы управления в правоохранительных органах» (Документ)
  • Курсовая работа по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» на тему «Потерпевший как участник уголовного судопроизводства» (Документ)
  • Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел (Документ)
  • Бурыкин В.М. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел (Документ)
  • Цветков Р.В. Назначение административных наказаний органами внутренних дел (Документ)
  • Борисов А.В., Детков М.Г., Кузьмин С.И., Малыгин А.Я. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк (Документ)
  • Академия управления мвд россии (Документ)
  • «проверка и уточнение показаний на месте подозреваемым» (Документ)

n1.doc

§ 1. Руководство и управленческие отношения

В юриспруденции, в социологии, в теории управления и менеджмента, а также других общественных науках исследуются и раскрываются различные аспекты деятельности руководителя – правоисполнительный, организационный, социальный, психологический и другие. Сущность и содержание руководства для науки является актуальным, поскольку оно имеет свое конкретное проявление и прямую зависимость от личностных качеств руководителя. Деятельность руководителя рассматривается наукой в разных аспектах ее проявления, например: государственный служащий, должностное лицо, уполномоченный представитель власти, организатор, лидер коллектива и т.д. Вместе с тем вопросы соотношения объема полномочий в иерархии систем управления, а также соотношение понятий «руководитель» и «должностное лицо» в современном обществе сохраняют свою значимость.

В руководстве и управлении органами внутренних дел участвует достаточно широкий круг не только руководителей, но и других должностных лиц. Большинство из них являются непосредственными организаторами социального управления, но только часть являются и субъектами управления, и субъектами руководящей деятельности одновременно.

Являясь объективно необходимой деятельностью, свое материальное воплощение управление приобретает через правовое разрешение статуса и компетенции руководителя или органа управления. При этом функции управления являются категорией умозрительной (абстрактной), так как обладают социальной природой целесообразности их применения. А функции органа управления, являясь юридической категорией, отражаются в соответствующем нормативном правовом акте (уставе, положении), которым утверждается и регламентируется правомочность той или иной деятельности органа (субъекта) управления.

Распределение полномочий и ответственности в должностных обязанностях отдельных категорий сотрудников персонифицируют функции органа (субъекта) управления. В свою очередь, должностные обязанности сотрудника органа управления могут не охватывать исполнение всех функций управления, поскольку целесообразна не сама по себе совокупность функций управления, а их предназначение при исполнении обязанностей. Строгое определение и распределение должностных обязанностей обеспечивает персональную ответственность за их выполнение. Уровень ответственности, а также рост объема исполняемых функций управления зависит от уровня управления. Так, для высших руководящих должностей необходимы обычно все функции управления, а обязанности нижестоящих руководителей могут заключаться в исполнении отдельных функций управления.

В иерархии организационных структур управления органов внутренних дел руководитель низшего звена «только» организует оперативно-служебную деятельность подчиненных, а основные функции управления сконцентрированы и являются должностными обязанностями вышестоящего уровня управления. При этом ответственность за исполнение возложенных должностных обязанностей у руководителей обоих уровней практически одинакова. В то же время на высших руководящих должностях происходит своеобразная концентрация всех компонентов управленческой и руководящей деятельности.

Руководство в органах внутренних дел является персонифицированной правовой формой управленческой деятельности. Ее объем и содержание определяются и регламентируются в должностных обязанностях руководителя. Приведенное определение показывает, что руководство – это правовая форма деятельности, поскольку осуществляется только при вступлении в соответствующую должность.

Руководство связано с осуществлением управления, но обладает собственным, отличным от него, содержанием, а именно:

  1. Руководящая деятельность имеет правовую природу, а управление – социальную. Соответственно руководство является производной по отношению к управлению деятельностью, а объем исполняемых управленческих функций руководителем нормативно закреплен в должностных обязанностях и неодинаков для разных руководителей.
  2. Руководство является правоприменительной деятельностью, выражающейся в соответствующих актах применения (актах-документах, которые уполномочен утверждать руководитель во исполнение норм права, и актах-действиях, которые направлены на создание материальных, организационных и иных условий реализации норм права).
  3. Организационно-управленческая деятельность руководителя всегда должна соответствовать законодательным и иным нормативно-правовым актам. Управленческая деятельность тоже может обладать правовой формой (правовое регулирование), но обычно проявляется через функции управления и его процесс.
  4. Руководство – это персонифицированная (индивидуальная) деятельность, связанная с исполнением должностных обязанностей. Управление является, как правило, деятельностью коллективной, при этом в нем участвуют как непосредственные, так и прямые руководители.
  5. В основе руководства находится организация работы подчиненных. В основе управленческой деятельности – целеполагание.

В организации деятельности органов внутренних дел ключевой фигурой является руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Эти полномочия позволяют ему гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направлять работу подчиненных, в том числе с применением мер дисциплинарного воздействия, представлять орган внутренних дел в иных организациях. В структуре органов внутренних дел функционируют руководители разных уровней управления. В основе их деятельности находятся должностные обязанности, которые закрепляют их компетенцию в решении отдельных вопросов оперативно-служебной деятельности. Разграничение предмета ведения для руководителей разных уровней управления в системе МВД России регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актов.

Президент и Правительство Российской Федерации осуществляют общее руководство Министерством внутренних дел Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает указы, которыми определяются основные задачи министерства, область компетенции, порядок назначения и отстранения от должности высших руководителей, а также и некоторые другие вопросы. Правительство Российской Федерации (коллегиальный орган руководства) принимает постановления, направленные на организацию и обеспечение всех видов деятельности министерства, а также их координацию в системе высших органов исполнительной власти.

Во главе Министерства внутренних дел России находятся и осуществляют руководство министр внутренних дел, первый заместитель и заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Министр и все его заместители подчинены Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России, а также Правительству.

Руководство Министерства внутренних дел России в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждает нормативные документы, в которых определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью.

Министром внутренних дел утверждается штатное расписание и структура центрального аппарата министерства, определяются типовые структуры и типовые штаты органов, подразделений и учреждений системы министерства, устанавливаются нормативы их штатной численности в пределах средств, выделяемых на эти цели, а также внутренний распорядок работы министерства.

Начальники всех уровней управления неукоснительно руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и положением о министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Основными звеньями правоохранительной деятельности в системе органов Министерства внутренних дел России являются территориальные органы внутренних дел и органы внутренних дел на транспорте (горрайлинорганы), где непосредственно осуществляется руководство деятельностью по охране правопорядка и борьбы с преступностью. Обязанности по осуществлению руководства горрайлинорганами возложены на их начальников, несущих всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом. Начальник горрайлиноргана наделен полномочиями самостоятельно принимать решения об использовании имеющихся сил и средств при осуществлении задач, стоящих перед подразделением.

Порядок осуществления руководства горрайлинорганом регламентируется нормативными правовыми актами министерства и в наиболее общем виде включает в себя:

  • распределение обязанностей между заместителями по основным направлениям деятельности органа внутренних дел;
  • осуществление оперативного руководства, постановку очередных задач оперативно-служебной деятельности, в том числе проведение совещаний, инструктажей, отчетов и т.п.;
  • организацию работы по всем основным направлениям деятельности служб и подразделений, в том числе применение различных форм контроля;
  • межотраслевое управление (деятельности штабных подразделений и дежурных частей);
  • обеспечение взаимодействия с заинтересованными государственными и негосударственными органами, а также обеспечение координации подразделений по вопросам оперативно-служебной деятельности;
  • организацию тылового обеспечения деятельности;
  • организацию деятельности аппарата управления, в том числе органов коллегиального управления (коллегий, совещаний руководящего состава, заседаний комиссий);
  • контроль за соблюдением служебной и исполнительской дисциплины, законностью, достоверностью и полнотой учетно-регистрационной работы в органе внутренних дел;
  • применение мер поощрения и дисциплинарного взыскания к подчиненным сотрудникам органа внутренних дел;
  • утверждение актов управления (приказов) по вопросам деятельности органа внутренних дел, в том числе кадровой работы.

В процессе осуществления руководства на начальника органа внутренних дел также возлагается:

  • организация работы по отбору кадров,
  • помощь новым работникам в профессиональной адаптации,
  • организация обучения подчиненных,
  • работа с резервом на выдвижение,
  • обеспечение надлежащих условий труда и быта,
  • нравственное воспитание,
  • индивидуальная работа с подчиненными и т.д.

Организация руководства органами внутренних дел – это объективно необходимая категория сферы управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение устойчивого функционирования служб и подразделений органов внутренних дел, а также на безусловное выполнение задач, поставленных перед органом внутренних дел.

Организация управленческих отношений является одной из основных задач, которая стоит перед руководителями всех уровней. Эти отношения должны обеспечивать, прежде всего, стабильные информационные связи, которые являются основой процесса управления. При этом необходимые информационные связи формируются:

  • между органом внутренних дел и вышестоящим органом;
  • между всеми структурными звеньями данного органа внутренних дел, а также руководителями и отдельными сотрудниками;
  • между органом внутренних дел и взаимодействующими правоохранительными органами;
  • между органом внутренних дел и органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными взаимодействующими организациями;
  • между органом внутренних дел и средствами массовой информации, а также общественными организациями;
  • между органом внутренних дел и предприятиями, учреждениями, дислоцированными на территории обслуживания.

Управленческие отношения принято разделять на две основных категории: отношения субординации и отношения координации.

1. Отношения субординации формируются между уровнями управления, а также между руководителями и подчиненными сотрудниками. Эти отношения основаны на исполнении прав и обязанностей сотрудников. Они отражают характер отношений «власть – подчинение» и являются обязательным элементом должностных обязанностей для каждой категории сотрудников.

2. Отношения координации формируются между организационными структурами, а также между руководителями и отдельными сотрудниками, которые не связаны властными организационно-распорядительными полномочиями. В отличие от отношений субординации, отношения координации создают своеобразную «горизонталь» управленческих отношений.

Управленческие отношения в органах внутренних дел регулируются законами и нормативно-правовыми актами. Например, отношения, возникающие между органами государственной власти в связи с обеспечением прав и свобод граждан, в том числе в сфере правооохранительной деятельности Министерства внутренних дел России, являются предметом конституционного и федерального законодательства.

Деятельность по формированию и развитию системы их взаимодействия является важным направлением государственно-правового регулирования управления органами внутренних дел. Обычно взаимодействие рассматривается как совместная деятельность органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями, направленная против негативных социальных процессов. Взаимодействие по этому вопросу основано на законах и подзаконных актах, которые определяют субъектов, отдельные задачи, место и время, использование сил и средств органов внутренних дел и т.д.

В социальном управлении используются различные основания классификации видов взаимодействия:

  • в зависимости от особенностей решаемых задач может являться плановым и непредвиденным, постоянным и временным;
  • по содержанию задач носит социальный, экономический, культурный и иной характер;
  • по сферам деятельности может быть межотраслевым, межрегиональным и международным;
  • по характеру может подразделяться на информационное, организационное и координационное.

Возможны и другие основания для классификации взаимодействия.

Субъектами организации взаимодействия в органах внутренних дел являются руководители – министры и начальники УВД, начальники горрайлинорганов внутренних дел и их подразделений и служб, а также администрация субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. В нормативных актах МВД России, регулирующих порядок формирования системы взаимодействия, определен также характер связей с общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации и иными субъектами.

Существенная роль в государственно-правовом регулировании отношений принадлежит формированию системы взаимодействия между органами внутренних дел и соответствующими органами иностранных государств. В целях международного сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран, как в целом, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью, в Российской Федерации было создано Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола), являющееся подразделением системы МВД России. Международное сотрудничество правоохранительных органов включает координирующую деятельность сотрудников полицейских сил стран-участниц по обмену информацией и другими услугами.

Основными задачами по осуществлению руководства органами внутренних дел являются:

во-первых, организация устойчивого функционирования всех структурных подразделений в процессе исполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

во-вторых, организация процесса управления органами внутренних дел, связующим элементом которого является организация управленческих отношений и информационный обмен;

в-третьих, организация взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными и негосударственными структурами, участвующими в правоохранительной деятельности.

§ 2. Штабная функция в органах внутренних дел

Органами, реализующими функции общего руководства органами внутренних дел, являются штабные подразделения. Их функции в различные периоды развития Министерства внутренних дел России изменялись, однако основной целью их функционирования остается обеспечение эффективного управления.

Главным условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого труда по функциям управления: сбор информации, учет, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация и контроль.

Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел. Начальник штаба назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника горрайлиноргана по согласованию с вышестоящим субъектом управления.

Штаб – это орган межотраслевого управления, который по поручению начальника готовит проекты управленческих решений, документы аналитического характера, осуществляет информационное обеспечение и т.д. К числу основных задач штаба относятся:

  • организационное обеспечение управленческих решений начальника горрайлиноргана по комплексным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;
  • комплексный анализ информации в сфере правопорядка;
  • координация деятельности подразделений горрайлиноргана по осуществлению комплексных правоохранительных задач;
  • организация работы дежурной части;
  • контроль и проверка состояния учетно-регистрационной дисциплины, оперативно-служебной и управленческой деятельности подразделений горрайлиноргана;
  • проведение информационно-аналитической, учетно-регистрацион­ной и статистической работы;
  • связь со средствами массовой информации;
  • внедрение в деятельность подразделений горрайлиноргана новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и сетей ЭВМ;
  • комплексное планирование организационных мероприятий горрайлиноргана внутренних дел, а также разработка специальных планов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • организационно-штатная работа во взаимодействии с кадровой службой и некоторые другие направления.

Деятельность штабных подразделений непосредственно связана с реализацией функции общего руководства органом внутренних дел. Вместе с тем, штабные подразделения не являются теми субъектами управления, на которые возлагается собственно руководство, поскольку эта деятельность в полном объеме возлагается на начальников органов внутренних дел, руководителей территориальных и линейных управлений (отделов), начальников главных управлений в составе министерства, на министра внутренних дел. Руководство органом внутренних дел состоит в исполнении должностных обязанностей лицом, которое наделено необходимыми полномочиями и несет персональную ответственность за организацию работы органа внутренних дел и исполнение поставленных перед ним задач. Следовательно, штабное подразделение само не осуществляет руководство, а придано руководителю для осуществления управления. Основная задача штабного подразделения состоит в обеспечении процесса управления органом внутренних дел, включая разработку проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел, организацию их исполнения и контроль.

Штабные структуры управления известны с древнейших времен и в качестве относительно самостоятельного органа управления впервые были востребованы в армии. До настоящего времени функции армейских штабов постоянно расширяются. Тем не менее, основное их предназначение в Вооруженных силах остается неизменным. Это оказание помощи командиру (военачальнику) в осуществлении управления по всем вопросам решения боевых задач, начиная от планирования обучения и подготовки военнослужащих до стратегических вопросов при подготовке и проведении военных действий. Таким образом, штабные подразделения, с их специфическими функциями, являются необходимым структурным элементом на каждом из уровней управления воинскими формированиями. Кроме военизированных структур, аналогичные подразделения нашли широкое применение в составе гражданских органов управления.

Крупнейший русский ученый в области организации управленческого труда П.М. Керженцев справедливо отмечает: «Всякий штаб, в чистом виде, есть, так сказать, мозг организации, то есть тот центр, который детально изучает происходящую работу и обдумывает все методы, по каким работа должна совершенствоваться в будущем». Основным содержанием штабной функции в сфере государственного управления П.М. Керженцев считал собственно определение стратегии учреждения, решение вопросов организационного характера, анализ результатов работы, учет и контроль, инструктирование отдельных служб и координацию их деятельности.

Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами.

1. Перед органами внутренних дел поставлены важные социальные задачи, что объективно обусловливает сложный процесс управления по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, а также необходимость координации, которая должна осуществляться централизованно.

2. Организация взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с другими правоохранительными органами, а также с органами власти и управления, организациями и учреждениями, заинтересованными в решении задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

3. В процессе функционирования органа внутренних дел возникают сложные информационные потоки. Многоплановость служебной информации требует постоянной ее систематизации, анализа и обобщения применительно к текущей оперативной обстановке и задачам, стоящим перед органом внутренних дел.

4. Каждое из направлений оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел нуждается в органе, осуществляющем регулярный контроль с целью оценки эффективности функционирования и своевременного регулирования.

5. Организация правоохранительной деятельности объективно формирует необходимость централизованного межотраслевого планирования всей совокупности мероприятий.

6. Проблемные ситуации, возникающие в процессе деятельности органа внутренних дел, требуют оперативного и своевременного разрешения. В их основе находится, прежде всего, анализ, а также подготовка соответствующих управленческих решений, что является функциональной обязанностью штабных подразделений.

Существование штабных подразделений в структуре органа внутренних дел обусловлено также необходимостью централизованного решения комплексных вопросов:

  • по организации обслуживания и внедрению технических средств управления;
  • по изучению и распространению положительного опыта оперативно-служебной деятельности;
  • по методическому обеспечению и кураторству над отдельными направлениями работы;
  • по обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • по регулярному изучению общественного мнения о деятельности органа внутренних дел и другие.

Основные функции штабных подразделений по осуществлению информационного обеспечения, аналитической работе, слежения за оперативной обстановкой, организации управления и его планирования, обеспечению общих мероприятий и деятельности руководящего состава, поддержания мобилизационной готовности и некоторые другие функции по своему содержанию для разных уровней управления практически совпадают.

Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России установлены однотипные требования по осуществлению функций штабов как для районных в городах, так и для районных в области, а также и для органов внутренних дел на транспорте. Совпадают и основные структурные звенья, такие как: отделение (группа) анализа, планирования и контроля, отделение (группа) информационного обеспечения, группы по связи со средствами массовой информации, а также дежурные части органа внутренних дел.

Отделение (группа) анализа, планирования и контроля обеспечивает выработку своевременных, обоснованных и рациональных проектов управленческих решений. Этот участок штабной работы имеет три взаимосвязанных направления.

1. Информационно-аналитическое, которое заключается:

  • в накоплении, обобщении и анализе информации;
  • в комплексном анализе информации;
  • в организации социологических, криминологических и прогностических исследований;
  • в непрерывном слежении за оперативной обстановкой;
  • в подготовке информационно-аналитических и справочных материалов);

2. Планирование, обеспечивающее разработку:

  • основных планов деятельности органов внутренних на ближайшую перспективу
  • планов на период возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел);

3. Контроль со стороны штаба горрайлиноргана предполагающее:

  • изучение и проверку фактического исполнения решений начальника;
  • своевременное принятие мер к устранению вскрытых недостатков;
  • содействие правильному подбору и расстановке кадров;
  • обеспечение исполнения нормативных актов вышестоящих субъектов управления;
  • подготовку информационных документов по итогам контроля).

Отделение (группа) информационного обеспечения осуществляет процесс, связанный с учетно-регистрационной и статистической работой, а также информационным обеспечением управления.

К учетно-регистрационной и статистической работе относится:

  • ведение единого журнала учета преступлений и лиц, их совершивших;
  • организация работы с учетно-регистрационными карточками по зарегистрированным, раскрытым и расследованным преступлениям;
  • составление статистических отчетов;
  • проверка полноты учета преступлений в органе внутренних дел;
  • подготовка статистических данных о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;
  • сверка статистических данных о преступности с информационным центром;
  • методическое обеспечение учетно-регистрационной работы;

Информационное обеспечение управления включает:

  • организацию автоматизированного (на базе ПЭВМ) учета статистических данных о состоянии преступности на территории обслуживания;
  • организацию эффективной системы связи и обмена управленческой информацией;
  • обеспечение скрытого управления силами и средствами органа внутренних дел;
  • внедрение автоматизированных систем управления и информационного обеспечения;
  • защиту информации в системах и средствах связи и автоматизации.

Группы по связи со средствами массовой информации организуют взаимодействие органа внутренних дел со средствами массовой информации. Эта деятельность заключается:

  • в установлении деловых контактов со средствами массовой информации и информировании общественности о деятельности органа внутренних дел;
  • в сборе и анализе публикуемых материалов о деятельности органа внутренних дел;
  • в организации изучения общественного мнения о деятельности органа внутренних дел.

Дежурные части органа внутренних дел призваны решать задачи оперативного управления силами и средствами на территории обслуживания. В вопросах организации управления силами и средствами в системе единой дислокации на территории обслуживания руководит дежурной частью начальник милиции общественной безопасности. В свою очередь начальник штаба осуществляет методическое и информационное обеспечение работы дежурной части.

Дежурная часть органа внутренних дел является структурным элементом штаба. В процессе своей деятельности дежурные части горрайлиноргана осуществляют:

  • постоянную связь со всеми структурными подразделениями, а также дежурными нарядами на территории обслуживания;
  • прием и регистрацию заявлений, сообщений и информации о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях, организацию реагирования на них;
  • информирование руководящего состава органа внутренних дел и вышестоящих субъектов управления о преступлениях и происшествиях, а также принятых по ним мерах;
  • организацию разбора с лицами, задержанными за правонарушения и преступления;
  • обеспечение функционирования оружейной комнаты, контроль над сохранностью и учетом оружия, боеприпасов и спецтехники в оружейной комнате;
  • организацию сбора личного состава органа внутренних дел по сигналу «тревога»;
  • организацию неотложных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Иерархия уровней управления предполагает более сложное, чем в горрайлинорганах, организационное строение штабов. Так, в структуру штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ входят: информационно-аналитический отдел (отделение), организационно-плановый отдел (отделение), отдел (отделение) боевой и мобилизационной готовности, управление (отдел) связи, спецтехники и автоматизации, инспекция, дежурная часть.

Содержание деятельности этих штабов в целом совпадает с деятельностью штабных подразделений горрайорганов. Вместе с тем они структурированы в соответствии с задачами управленческого характера указанного уровня управления. Многоплановая деятельность, связанная с процессом организации управления, объективно предъявляет к сотрудникам таких подразделений особые требования. Это, прежде всего:

  • общая грамотность,
  • правовая культура,
  • достаточный опыт правоохранительной работы,
  • умение находить ключевые решения в сложной обстановке,
  • подбирать соответствующие методы и средства разрешения возникающих проблем,
  • добиваться решения поставленных перед коллективом задач.

В результате обеспечения определенной совокупности профессиональных качеств, свойственных сотрудникам штабных подразделений, в практику вошло понятие «штабная культура». Штабная культура отражает, прежде всего, высокий профессионализм специалиста – организатора управления.


Глава 2Руководство органами внутренних дел

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник stinol no frost инструкция по эксплуатации
  • Инструкция по охране труда для столяра плотника
  • Корилип свечи для детей инструкция для чего
  • Руководство по материалам для печати принтеров
  • Руководство атлант 6024