Общее
руководство
— организационная функция, отвечающая
за эффективность деятельности организации
в целом. Сюда относится разработка
позиции организации в конкурентной
борьбе, обеспечивающей ее скоординированное
продвижение к цели. В
состав руководства входят: генеральный
директор, заместители генерального
директора по существующим направлениям
и объектам деятельности, состав которых
зависит от задач и объёмов управленческих
работ на предприятии. Генеральный
директор – исполнительное лицо. Он
осуществляет текущее руководство
деятельностью фирмы и подотчётен совету
директоров и общему собранию акционеров.
Генеральный директор осуществляет
общее руководство при непосредственном
участии Совета директоров. На крупных
предприятиях выделяют следующий
обязательный состав заместителей:
главный инженер, заместитель директора
по производству, заместитель директора
по экономическим вопросам, заместитель
директора по коммерческим вопросам,
заместитель директора по кадрам.
39.
Неэкономическая мотивация.
Мотивация
— это процесс стимулирования кого-либо
к деятельности, направленной на достижение
определенной цели. Функция
мотивации
— одна из
основных функций управления — заключается
в побуждении персонала к эффективной,
добросовестной деятельности для
достижения целей организации, т. е. в
определении потребностей персонала,
разработке систем вознаграждения за
выполняемую работу, использовании
различных форм оплаты труда, применении
стимулов к эффективному взаимодействию
субъектов совместной деятельности.
Виды
мотивации:
1.Внешняя мотивация-обусловленная
внешними обстоятельствами. 2.Внутренняя
мотивация-связанная не с внешними
обстоятельствами, а возникшая внутри
самого человека. 3.Положительная мотивация
— основанная на положительных стимулах.
4.Отрицательная — основанная на
отрицательных стимулах. 5.Устойчивая
мотивация — которая основана на нуждах
человека, так как она не требует
дополнительного подкрепления.
6.Неустойчивая — которая постоянно
требует дополнительное подкрепление.
Методы стимулирования персонала:
1)Материальное
стимулирование:
формы и системы оплаты труда, премии,
льготы, бонусы. 2)Организационные
способы мотивации:
участие в делах организации (обычно в
социальных); перспектива приобрести
новые знания и навыки; обогащение
содержания труда (обеспечение более
интересной работой с будущей возможностью
должностного и профессионального
роста). 3)Морально-психологические
методы мотивирования:
создание условий для формирования
профессиональной гордости, личной
ответственности за работу (наличие
известной доли риска, возможность
добиться успеха); присутствие вызова,
обеспечение возможностей выразить себя
в труде; признание (личное и публичное,
а так же ценные подарки, почетные грамоты,
Доска почета и т.п.). К моральным стимулам
также относятся похвала и критика. Также
к ним относятся Увеличение автономии
(передача некоторых управленческих
функций низкого уровня подчиненным
несет двойной эффект — концентрация
усилий менеджера на решении проблем
более высокого уровня и, одновременно,
оказывает положительное влияние на
мотивацию работников); улучшение условий
труда — острейшая проблема сегодняшнего
дня; предоставление академического
отпуска раз в несколько лет также
является стимулирующим средством.
Академический отпуск — неоплачиваемый
отпуск для проведения исследований,
путешествий или отдыха
49.Функции
оперативного управления и требования
Оперативное упр-е произв-ом – основн.
эл-т орган-ции упр-я деятельностью п/п.
Цель опер. управления – обеспечить
эф-ое осуществ-ие произв-го процесса.
Важнейшие ф-ции
оперативного упр-я: 1-координация и
контроль функционирования всей произ-ой
стр-ры, включая получение и оформление
заказов, сдачу их в произ-во, составление
календарных планов и т.д.; 2-подготовка
и распределение всей необходимой
документации; 3- календарное планирование
– установление сроков выполнения
каждого задания; 4- организация произв-го
процесса – научно-обоснованное опр-е
того, каким образом, где и с какими
изделиями могут быть качеств-но
изготовлены (произведены) товары и
услуги; 5-контроль издержек пр-ва, связ-х
с планированием, орган-ей, производством
продукции; 6- организация технического
обеспечения; 7- контроль и регул-ие
запасов – обеспечение произв-ва необх-ми
материалами в нужном месте, в требуемом
кол-ве и в соотв-щее время; 8- диспетчеризация
– регулирование выполнения работ в
соотв-вии с принятой технологией, произв.
нормативами и календарн. планом.
Требования: 1)система
оперативного управления д.б. гибкой и
быстро реагировать на отклонения от
запланированного хода пр-ва.2)оперативные
планы, разрабатываемые в рамках этой
системы д.б. научно обоснованы, при этом
в основе технико-экономических расчетов
должны лежать обоснованные нормы
расходования производств ресурсов. 3)В
основу обеспечения рациональной
организации оперативно-производственной
деят-ти д.б. положен принцип полной
преемственности разрабатываемых
календарных планов. 4)Оперативность
принимаемых решений.
47.Либеральный
стиль управления, характеристика. Стиль
управления
—
относительно устойчивая система
способов, методов и форм практической
деятельности менеджера; манера и способ
поведения менеджера в процессе подготовки
и реализации управленческих решений.
Либеральный
стиль
— это когда
менеджер:
не обладает реальной властью; неограничен
временными рамками; не сменяется на
должности, поскольку всех такое положение
устраивает; не может применять никаких
санкций; не обладает знаниями по специфике
производства. Подчиненные:
имеют больше власти, чем руководитель;
легко поднимаются на мятеж и забастовку;
слабо организованы; как правило, это
учёные или другие работники очень
высокой квалификации с уникальными
знаниями, осознающие свою необходимость.
Ситуация на
рабочих местах:
Нет чётко определенных целей деятельности.
Нет структуры в организации. В основном
существует только система самоконтроля.
Не ограничено время на выполнение
заданий. Преобразований и изменений
в системе труда практически не происходит,
либо они предсказуемы. Атмосфера на
рабочих местах мягкая, благоприятная.
Для выполнения профессиональных функций
требуются высокие навыки и знания.
Применение подобного стиля организации
работы может повлечь за собой дробление
коллектива, изоляцию личности,
непонимание, хаос, анархию. А также
опасно отсутствие взаимопонимания,
взаимопомощи, отсутствие руководящего
стержня. Это может вести к тому, что
усилия непосредственно в профессиональной
деятельности будут обращены на бесполезную
борьбу, отстаивание своих интересов и
взглядов
51.
Функция техническое руководство. Техн.
Рук-во возглавляется гл. инженером,
обеспечивает выполнение след. Ф-ций:
разработку и соверш-е конструкций
изделий, разработку и соверш-е технологии;
стандартизацию продукции, технолог.
процессов и др. эл-тов произв-ва; обесп-е
произ-ва инструментом; метрологическое
обесп-е; ремонтное и энергетическое
обслуживание. Рук-во выполнением
указанных ф-ций распр-ся му гл. инженером,
его заместителями и рук-ми служб с уч.
Функц.специализации и технолог.
взаимосвязи соответствующих блоков.
Главный инженер является первым
заместителем генерального директора
предприятия и наравне с ним несёт отв-ть
за рез-ты произ. Деят-ти пп. Гл. инженер
осущ-ет орг-цию тех. развития пп,
обеспечивает развитие научно-технического
прогресса, совершенствование работы
технических служб пп. В
подчинении у гл. инженера находятся 2
заместителя: по подг-ке пр-ва и по
тех.обесп-ю.
Задачи отдела гл.
энергетика: обеспечение сохр-ти,
надлежащего тех. состояния и рац.
эксплуатации энергетич. Обор-я и
энергетич. установок; разр-ка и осущ-е
мер-й по экономии газообразного топлива,
тепловой и электрической энергии,
повышению коэффициента мощности
электроустановок и КПД энергоустановок;
развитие энергетического хозяйства
соответственно росту производственных
мощностей пп
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Реактивность характеризуется: организационным климатом, компетенцией и управленческим потенциалом. Каждый из названных параметров зависит, с одной стороны, от самих руководителей, с другой – от организационных форм, на основе которых они строят свою работу.
Организационный климат – это стремление руководства реагировать определенным образом (например, приветствовать перемены, контролировать их или стараться избегать).
Компетенция – способность руководства к реакции. Так, чтобы предусмотреть изменения в сложных условиях, организации необходима система наблюдения за внешней обстановкой, иначе стремление к изменениям останется просто намерением без материального подкрепления.
Управленческий потенциал (возможности) – это объем работы, с которым может справиться общее руководство. Адекватность возможностей зависит от того, как реагирует общее руководство на возникающие проблемы.
Важнейшими факторами климата организации (табл. 5.3) являются настрой, культура, структура должностной иерархии и самой организации. Компетенция определяется способностями руководителей, с одной стороны, а с другой – общим опытом организации в целом. Возможности организации можно определить, умножая индивидуальные возможности каждого руководителя на их численность. Концепция управленческого потенциала частично объясняет проблему сопротивления планированию, что имело место при введении в деятельность организации функции стратегического планирования. Обычно разработка новой стратегии ложилась сверхнагрузкой на плечи менеджеров, которые все свое время уже уделяли оперативным вопросам. Если (а чаще всего так оно и бывает) при введении стратегического планирования потенциал общего руководства был минимальным, нагрузка по стратегическому планированию могла увеличиваться только за счет уменьшения внимания к оперативным вопросам. Этот конфликт между стратегическим планированием и оперативным управлением обычно решался в пользу последнего.
Концепция компетенции выдвигает еще одну причину сопротивления планированию. Обычно для решения стратегических вопросов созывался однодневный семинар, где руководители мгновенно превращались в разработчиков стратегической линии организации. Поскольку у большинства из них ранее не было никакого опыта в анализе стратегий, качество их планов было в лучшем случае весьма посредственное, а плохие планы порождали неэффективную деятельность, которая опять-таки воспринималась как сопротивление планированию.
Третьей причиной такого сопротивления был сложившийся в прошлом климат организации. Поскольку в период появления стратегического планирования климат подразумевал дозированные, Управляемые изменения, руководители и организация в целом отвергали все, что приводило к необходимости стратегического планирования, как нечто, не имеющее отношения к нормальной работе.
Три причины сопротивления стратегическому планированию иллюстрируют существенное свойство потенциала общего руководства, Упоминавшееся в связи с функциональными возможностями и объясняющее взаимосвязь между климатом, компетенцией и диапазоном возможностей. Общий потенциал есть сумма всех составляющих.
Для того чтобы получить ясную характеристику потенциала общего руководства с целью диагностики и планирования, необходимо определить соответствующие компоненты управленческого потенциала более детально (табл. 5.4).
Максимально эффективным профиль возможностей может быть лишь при условии сочетания всех компонентов между собой. Но такая система может быть совершенно неоправданной в организации, где:
• руководители на ключевых постах – сторонники постепенных перемен;
• культура – стремление избегать риска и перемен;
• вознаграждение – за выполненную работу;
• информационная система – бухгалтерские данные;
• система планирования – разработка текущих финансовых планов.
Стратегическое планирование принимается с энтузиазмом и дает хороший эффект там, где:
• руководители на ключевых постах – предприниматели;
• культура – тяга к переменам;
• вознаграждение – за новшества и творчество;
• система планирования – долгосрочное планирование.
Однако в последнем случае существующая система планирования является узким местом, не согласующимся с возможностями стратегической реакции.
5.3. Диагностика изменчивости условий
Существует значительное различие между основными компонентами функционального и общего управленческого потенциала. Функциональный потенциал определяется функциональными факторами успеха в стратегической зоне хозяйствования, а потенциал общего руководства – уровнем изменений в этой зоне.
В быстро меняющейся обстановке способность менеджера предвидеть и вовремя реагировать на нестабильность условий становится важнее, чем глубокое знание факторов прошлой успешной деятельности; высший руководитель может действовать более эффективно в совершенно незнакомой ему отрасли (которая в такой же степени подвержена изменениям, как и его собственная отрасль), чем в своей отрасли, особенно если перемены значительны.
Диагностическим инструментом для определения внешней стратегической активности и соответствующих внутренних действий, чтобы обеспечить успех организации в СЗХ, служат следующие положения.
1. Для оптимальной потенциальной прибыльности агрессивность организационной стратегии должна соответствовать изменчивости окружения.
2. Для достижения потенциальной прибыльности готовность общего руководства организации к изменениям должна соответствовать агрессивности ее стратегии.
Шкала зависимости строится исходя из таких параметров, как:
• уровень будущих изменений в СЗХ организации;
• стратегическая активность, оптимизирующая потенциал организации;
• внутренние ресурсы, которые обеспечат реализацию потенциала.
Эти параметры объединены в так называемые трехкомпонентные группы, которые представлены на трех уровнях в пяти аспектах (см. табл. 5.5). Для удобства каждому уровню дано описательное название. Так, например, медленно нарастающие предсказуемые события, реактивная стратегия, акцент на производственные ресурсы и составляют трехкомпонентную группу.
1 Асинергизм – отсутствие синергизма.
В табл. 5.5 средняя часть представляет соответствующие уровни агрессивности стратегии организации, которые даны без взаимосвязи со стратегической линией в прошлом; описаны уровни той области, откуда выбраны альтернативы, а именно:
а) прецеденты* прошлой деятельности;
б) экстраполированный опыт;
в) знакомые альтернативы**;
г) неизвестные альтернативы.
* Прецедент [< лат. praecedens (praecedentis) – идущий впереди, предшествующий] — случай, имеющий ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
** Альтернатива [<фр. alternative < лат. alter – один из двух] — 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая из взаимоисключающих друг друга возможностей.
Агрессивность стратегии определяется концепцией выбора места среди конкурентов. Напомним, что конкурентоспособная стратегия, предусматривающая быстрый рост, дифференциацию продукции, дифференциацию рынка и распределение капиталовложений, определяют подход, которой обеспечит организации успех в своей СЗХ.
Агрессивность стратегии, в свою очередь, описывает класс конкурентных стратегий, имеющих одинаковую активность поведения. В табл. 5.5 эти классы описываются словами: стабильность, реактивная, предвидящая, исследующая, творческая (на языке математиков агрессивность стратегии могла бы быть названа метастратегией, стратегией более высокого уровня, которая управляет выбором стратегии более низкого уровня).
На каждом уровне перемен все успешные конкурентные стратегии основаны на активности одинаковой степени. Организации, выходящие на рынок с уровнем активности ниже, чем требуется для успеха, – неудачники, которые в лучшем случае будут сводить концы с концами, как бы подробно они ни разработали свою конкурентную стратегию. Чрезмерно активные организации, по всей вероятности, – будущие «мертвые герои», которые преждевременно отреагировали на предстоящие изменения условий деятельности.
Нижняя часть табл. 5.5 иллюстрирует третий компонент группы: открытость системы. Ее определяют три взаимодополняющих критерия:
а) восприимчивость организации к изменениям в диапазоне от полного отрицания до самостоятельного проведения изменений;
б) стремление к экономичности – внутренней эффективности (в терминологии Р. Акоффа), которая зависит от производственных и вспомогательных возможностей. Эти возможности можно распределять по-разному, сосредоточивая энергию организации, например, на внутренних операциях. В другом случае гибкий стратегический потенциал нацелен на достижение экономической эффективности в широком смысле, т.е. на обеспечение прибыльности организации в будущем;
в) в категориях теории систем уровень потенциала находится в диапазоне между закрытой системой, которая индифферентна* к окружению, и полностью открытой системой, высокочувствительной к стимулам внешнего окружения. В табл. 5.5 представлена шкала, которая охватывает весь поведенческий диапазон организаций. Левая колонка (повторяющийся, стабильная, привычная) описывает типичную бюрократическую организацию, а правая – (неожиданный, творческая, гибкая) характеризует организацию творческую.
*Индифферентность [< лат. indifferens (indifferentis) – безразличный] – равнодушие, безучастность, безразличие. Индифферентный – равнодушный, безучастный, безразличный.
Аналогично тому, как агрессивность стратегии является метастратегией по отношению к конкурентной стратегии, открытость потенциала выступает метапотенциалом по отношению к конкретному функциональному потенциалу. Функциональный потенциал составляют конкретные функции маркетинга, производства, НИОКР и так далее, знания и навыки, в которых нуждается организация, чтобы быть в состоянии проводить конкурентную стратегию. Открытость – это тип организационной реакции, которая требуется для поддержания своей стратегической активности организации.
Сочетание стратегической активности и открытости называется стратегической позицией организации. Из табл. 5.5 стратегическую позицию организации можно вывести следующим образом. 1. Используя верхнюю часть таблицы, определяется будущий уровень изменений внешнего окружения в СЗХ организации.
2. Определяется желательная стратегическая активность и возможности (см. ниже уровня нестабильности среды).
3. Средняя часть таблицы используется для определения действительного уровня агрессивности стратегии организации.
4. Определяется стратегический разрыв между желательным и действительным уровнями агрессивности (разницу между этапом 3 и этапом 2). Если новая метастратегия отличается от существующей, требуется серьезный пересмотр конкурентной стратегии организации в зоне ее деятельности с помощью процедур, описанных в третьей главе учебника.
5. Нижняя часть таблицы используется для определения сегодняшних возможностей общего руководства.
6. Определяется разрыв между желательными и существующими возможностями. Большой разрыв свидетельствует о необходимости серьезных изменений в профиль возможностей организации.
В практических целях следует проводить диагностику изменчивости условий [1, с. 280-283]. Для этого целесообразно выделить два взаимодополняющих параметра изменений в СЗХ организации: изменчивость маркетинга, характеризующаяся ожидаемой интенсивностью этой функции, и изменчивость инноваций, измеряемая интенсивностью научно-технических изменений в продукции и технологии.
Причина различия этих двух параметров заключается в том, что их характеристики не обязательно совпадают. Табл. 5.6 и 5.7 могут служить для определения этих параметров изменчивости.
В обеих таблицах левый столбец показывает, что уровень изменчивости определяется конфигурацией переменных. Функциональная взаимосвязь между этими переменными неизвестна, поэтому мы будем пользоваться методом анализа профиля.
Поскольку в различных СЗХ набор переменных может меняться, при пользовании указанными и всеми последующими таблицами необходимо соблюдать определенную последовательность диагностики изменчивости условий.
Первый этап – изучить имеющийся набор переменных, исключить из него те, которые не относятся к данной области, и добавить недостающие.
Широкое применение этих таблиц в практике стратегического менеджмента показало, что, как правило, требуются лишь незначительные модификации списка переменных.
Второй этап – обвести название каждой переменной, представленной в табл. 5.6 и 5.7, которое наилучшим образом соответствовало бы ее будущему состоянию, необходимому для желательных уровней маркетинга и инноваций.
Третий этап – начертить две вертикальные линии – пределы, в которых будут колебаться изменения условий.
Четвертый этап – вписать оба диапазона (инноваций и маркетинга) в табл. 5.8, чтобы образовать квадрат под названием «область успешных действий». Стратегии и возможности, попадающие в этот прямоугольник, окажутся прибыльными, хотя и в разной степени; те, что не попадут в его пределы, – неприбыльными. Таким образом, точка С1В1 обозначает бесприбыльное сочетание стратегий и возможностей.
* Заголовки в столбцах дают характеристику каждого состояния области осуществления нововведений по трем параметрам: характеру изменений (от традиционного до творческого), уровню агрессивности стратегии (от стабильного до творческого), уровню открытости системы (от ориентации руководителей на поддержание традиций до сосредоточения на обеспечении гибкости). По строкам обозначается уровень изменчивости рыночного окружения организации и соответственно развития функции маркетинга.
В нашем примере (табл. 5.8) форма прямоугольника говорит о том, что окружение будет более терпимо относиться к различиям в уровнях конкурентной активности и менее терпимо – к индифферентным новаторам.
Как подробно описано в гл. 3, большинство сегодняшних организаций функционируют в различных СЗХ, что отражается на профиле. Вот почему уровень изменений, стратегическая агрессивность и профиль возможностей должны определяться отдельно для каждой СЗХ.
5.4. Определение агрессивности стратегии
Как и в предыдущем параграфе, рассмотрим различия между: активностью инноваций* и маркетинга, которые вместе определяют агрессивность организации в конкуренции в рамках СЗХ. В каждой конкретной области из-за различий в уровнях научно-технического прогресса и маркетинга эти два вида активности также могут быть различными. Шкала, приведенная в табл. 5.5, использована в табл. 5.9 для определения уровней активности научно-технического прогресса и маркетинга.
* Инновация – буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Инвестиция [<нем. Investiton < лат. investire – облачать] – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
Переменные, определяющие каждый уровень, показаны в табл. 5.10 и 5.11. Чтобы определить активность, необходимо построить профиль по уже описанной процедуре и провести вертикальные линии. Это нагляднее всего представит сегодняшнюю активность организации (данный этап отличается от определения уровня изменений, где проводились две вертикальные линии, чтобы определить область возможной активности). В нашем примере и активность научно-технического прогресса, и активность маркетинга возникают после обнаружения соответствующих проблем.
Затем в табл. 5.8 вводятся два диапазона с помощью точки С1В1. Сравнение с прямоугольником показывает, что инновационная стратегия находится за пределами области будущей прибыльной деятельности. Организация отстает в развитии технологии и разработке продукции и в будущем не сможет выдержать конкуренции. С другой стороны, ее стратегия маркетинга идет по непроложенному пути у самого края группы конкурентов. Это означает, что организация будет уязвимой и, конечно, не в самом авангарде конкурентов в своей СЗХ.
Наиболее вероятный вывод, к которому придет руководство: организация должна увеличить активность как в области научно-технического прогресса, так и в области маркетинга, пересмотрев конкурентную позицию с помощью процедуры, разработанной в гл. 3 учебника.
5.5. Определение возможностей
Функциональный потенциал (производство, финансы, маркетинг и т.д.) определяется одновременно с анализом конкурентной стратегии. В последующем внимание концентрируется на общем руководстве: управляющих, климате, компетенции, способностях. Каждый из этих компонентов характеризуется рядом переменных (табл. 5.12, 5.13, 5.14, 5.15).
Определение возможностей должно охватывать уровень всей организации. Анализу подлежит и руководство теми функциями, которые в дополнение к своей непосредственной деятельности вносят серьезный вклад в формулирование и осуществление стратегии в СЗХ организации. Прежде всего, это подразделения исследований и разработок, а также маркетинга.
Если в организации существует единая прочно сложившаяся культура, одного диагностического этапа может быть достаточно для определения общего профиля возможностей. Когда существуют различия в профиле, необходимо проводить диагностику каждого подразделения, участвующего в СЗХ организации.
Диагностика условий и стратегии должна основываться на объективных фактах, ряд которых можно квантифицировать*.
* Квантифицирование — иначе дискретизация — деление на кванты (порции); представление какой-либо величины в виде последовательного ряда ее отдельных (дискретных) значений в соответствии с определенным законом.
Однако ориентация и иерархические барьеры могут исказить и искажают восприятие объективной реальности.
Оценку руководителей, способностей, представлений и отношений отдельных лиц и групп трудно формализовать, так как на нее влияют субъективные факторы. Поэтому независимо от того, проводится ли диагноз самими руководителями либо с помощью внутренних или внешних экспертов, существует опасность вынесения оценки, которая больше характеризует желаемое, нежели действительное поведение.
Если оценка проводится экспертами, необходимо объективно отслеживать действительное (настоящее и прошлое) поведение управляющего, а не его представление о самом себе.
Если используется метод самоанализа, фактор субъективности можно минимизировать с помощью оценок, данных коллегами по работе; можно использовать подход, который подразумевает наличие однотипных подразделений: сначала первое подразделение оценивает само себя, а потом его оценивают коллеги и т.д. Затем, чтобы устранить искажения, сравниваются оценки.
Как и в случае стратегической агрессивности, процедура диагностики (оценки) помогает построить профиль каждого компонента системы, а затем провести вертикальную линию, чтобы определить его среднее значение. Суммарный профиль в нашем примере приведен на рис. 5.1. Вся система ориентирована на производство (что показано прерывистой вертикальной линией) и хорошо реагирует на определенную ранее реактивную стратегию. Исключение составляют руководители общего профиля, которые характеризуются предприимчивостью, но их сдерживает традиционный климат организации. Такой профиль нередко встречается в организациях, где новые главные руководители были взяты со стороны.
Вся система представлена в табл. 5.8 как b1, и это – последний шаг в определении стратегической позиции организации. Если организация сохранит свою стратегию и возможности на прежнем уровне, они окажутся неприбыльными, так как находятся за пределами прямоугольника, означающего зону продуктивности.
Главное уязвимое место – уровень научно-технического прогресса. Поэтому минимум, что надо сделать, – повысить активность подразделения исследований и разработок (например, заменить постепенную адаптацию продукции опережающей разработкой). Названная минимальная мера обозначена как С2В2.
Занимающие ключевые посты руководители-предприниматели могут пожелать добиться большей престижности и постараются, чтобы организация заняла лидирующее положение не только в научно-техническом прогрессе, но и в маркетинге, как показано символом С3В3 в табл. 5.8. В результате произойдут большие изменения в возможностях и стратегии, что осложнит положение с ресурсами организации и потребует много времени на ее реализацию.
Такие изменения встретят определенное сопротивление, поскольку поставят организацию перед выбором. Этот выбор между постепенным (С2В2) и резким (С3В3) ходом изменений обычно стоит перед организациями, которые ранее были известны своей неповоротливостью и где недавно появилось новое активное руководство, взятое со стороны.
Если бы анализ возможностей, описанный выше, проводился на примере организации при нестабильности среды 1–2, то было бы выделено небольшое количество стратегических зон хозяйствования, из которых лишь одна или две обеспечивали большую часть ее прибылей. Остальные зоны, находясь на разных, но сопоставимых стадиях роста, имели сходные задачи конкурентной борьбы, следовательно, и уровни их изменений были близкими.
Профили возможностей различных подразделений также были очень схожи. Так, в период ориентации на производство руководители, занимающие ключевые должности, имели одинаковое профессиональное мышление; единая для всей организации система оплаты и стимулирования основывалась на технико-экономической эффективности производства, а система финансового контроля и функциональная структура привлекали внимание к эффекту масштаба и минимизации затрат.
Анализ возможностей применительно к современным организациям показывает, что профиль возможностей общего руководства все еще, как правило, сохраняет единообразие в масштабе всей организации. Для подбора, подготовки, оценки и оплаты труда главных руководителей служит один и тот же набор критериев. Всеми подразделениями организации управляет единая информационно-плановая и контрольная система, и все они организованы по одинаковому (функциональному, дивизиональному и тому подобное) принципу.
Что касается анализа СЗХ организации, он обычно выявляет различные уровни изменчивости и, следовательно, потребность в различных профилях возможностей, из которых лишь немногие согласуются с профилем организации. Частично это объясняется тем, что стадии роста СЗХ стали дифференцированными, а их конкурентные, социально-политические, экономические и технологические изменения различны. Отчасти нужда в различных возможностях возникает потому, что большинство мелких, средних и крупных организаций диверсифицировали свою деятельность. Более того, в гл. 3 учебника было высказано суждение, что для обеспечения долгосрочного успеха и выживания стратегический набор видов хозяйственной деятельности организации должен характеризоваться комбинацией различных стадий жизненного цикла, различными внешними условиями и технологиями.
Таким образом, анализ возможностей часто обнаруживает, что организации требуется не один профиль возможностей общего руководства, а несколько разных, удовлетворяющих потребности различных СЗХ.
Такое положение вызывает проблему многообразия возможностей или, другими словами, как в одной организации согласовать потребности в различных потенциалах управления.
Один из вариантов решения – сохранить преобладание какого-то одного профиля в тех СЗХ, которые имеют наибольшую долю прибыли, а в других зонах согласиться на локальный оптимум результатов. Такое решение может быть удовлетворительным, если портфель* не отличается большим разнообразием и конкуренция невелика. Оно выгодно отличается максимальной простотой, ясностью и возможностью воспитать в руководителях единую для всей организации культуру, что облегчит их должностные перемещения внутри организации.
* Портфель – группа хозяйственных подразделений (расширенное толкование).
Второй вариант – сократить число СЗХ и сформировать их сбалансированный набор, чтобы обходиться однородным профилем общего руководства. Каким бы жестким этот вариант ни казался, он был довольно распространенным, когда организации отказывались от некоторых направлений своей деятельности, не вписывавшихся в их традиционные управленческие возможности.
Третий вариант – рассматривать организацию как истинный конгломерат, где каждый филиал (отделение) имеет возможность разработать свой собственный управленческий профиль. В этом варианте между филиалами нет синергических звеньев, а общая эффективность организации рассчитывается как сумма деятельности всех филиалов. В компетенции руководства всей организации остаются, как правило, правовые и финансовые вопросы, а стратегические и оперативные вопросы отдаются на усмотрение филиалов. Если филиал работает с хроническими сбоями, его или продают, или меняют его высшее руководство.
Четвертый вариант – разработать соответствующие профили для различных групп СЗХ, но продолжать управлять организацией как взаимосвязанным и интегрированным целым. Такой вариант называется многообразным управленческим потенциалом.
Организация, характеризующаяся подобным многообразием возможностей, отличается от конгломерата в нескольких существенных аспектах.
• В организационной структуре организации имеются стратегические хозяйственные центры, причем каждый такой центр обслуживает соответствующую группу СЗХ. Центр разрабатывает свой профиль, согласующийся с его конкретными условиями.
• Руководство всей организации продолжает управлять организацией стратегически, т.е. используя интегрированный набор всех СЗХ. Оно создает СХЦ, балансирует общий стратегический набор, распределяет на глобальной основе стратегические ресурсы, включая переброску средств от одного центра другому, поддерживает и развивает общие грани деятельности и синергию стратегий и профилей различных СХЦ.
• Профиль управленческих возможностей общего руководства остается гибким и может приспособиться к культурам, системам оплаты труда и стилям управления различных СХЦ.
• Штаб-квартира организации использует соответствующие стыковочные системы, позволяющие интегрировать результаты деятельности СХЦ.
Проблема многообразия возможностей решается в организациях по-разному и зависит от их стиля управления и целей, которые поставило перед собой высшее руководство организации. Но имеются также и объективные критерии, которые в различных ситуациях диктуют тот или иной вариант (см. табл. 5.16). Выбор варианта здесь зависит от интенсивности конкуренции в данной СЗХ и разнообразия набора видов стратегической деятельности. Плюсами отмечены предпочтительные (рекомендуемые) варианты.
5.6. Анализ и выбор стратегических позиций
Современные задачи планирования стратегической позиции охватывают:
а) обеспечение положения, наиболее благоприятствующего прибыльности организации в ее СЗХ. Это называется конкурентной стратегией или «конкурентной нишей»;
б) развитие функционального потенциала организации, необходимого для осуществления выбранной стратегии;
в) балансировка общего набора СЗХ в целях эффективного распределения ресурсов организации между ними, обеспечение долгосрочной прибыльности деятельности организации и создание базы для ее стратегической неуязвимости.
Анализ стратегической позиции организации нацелен на решение двух проблем.
1. Приведение стратегической активности организации в соответствие с будущими изменениями в данной СЗХ.
2. Определение возможностей общего руководства, необходимых для осуществления соответствующей стратегии.
Связь между анализом и планированием стратегической позиции показана на рис. 5.2. В обеих процедурах первым этапом является выделение и анализ перспектив СЗХ организации, это подразумевает определение будущих существенных факторов конкуренции и уровня изменений.
Затем по уровню изменений определяется разрыв в стратегии и возможностях, что дает базу для составления программ по ликвидации этого разрыва и активизации будущей стратегии организации в СЗХ. Так определяются границы «территории», в пределах которой организации предстоит найти свою конкурентную позицию посредством стратегического планирования. При планировании разрабатываются три типа программ: программы перехода к новой линии поведения среди конкурентов в данной СЗХ, программы пересмотра целесообразности стратегических зон организации и программы развития функционального потенциала.
Комплексный анализ стратегической позиции может выявить одну из двух возможных ситуаций.
1. Маловероятную в сегодняшних условиях ситуацию, где нет разрыва ни в стратегической активности, ни в возможностях и где не ожидается больших изменений в основных факторах конкуренции, что свидетельствует о хорошем стратегическом положении организации: она готова к будущему.
2. Более вероятную ситуацию, где имеет место один или несколько разрывов: в агрессивности стратегии, конкурентном статусе, наборе видов хозяйственной деятельности, сферах конкуренции.
Если выяснится, что необходимо менять и стратегию, и диапазон возможностей, следует сначала обеспечить изменение возможностей, а затем корректировать поведение в
Общее руководство
Общее руководство
организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности организации в целом. Сюда относится разработка позиции организации в конкурентной борьбе, обеспечивающей ее скоординированное продвижение к цели данного этапа. Общего руководства — возможность и способность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей организации ближайшего и последующего этапов.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
- Определение
- Схемы
- Статьи
- Книги
- Связанные термины
Найдено научных статей по теме — 3
Читать PDF
84.85 кб
Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное
The article is devoted to the questions connected with style of a management at the companies of different patterns of ownership (state and private).
Читать PDF
113.28 кб
Судьи самостоятельны и независимы, однако общее судебное руководство необходимо
Абдулин Р. С.
В статье рассматриваются действующие нормы Конституции РФ о судоустройстве, и утверждается, что необходимо общее судебное руководство.
Читать PDF
123.58 кб
Общее и особенное в политике руководства социально-экономическими реформами Китая и России
Кубышина Г. А.
Происходящие в Китае процессы формирования многоукладной экономики носят первостепенное значение для политических и экономических процессов, действующих сегодня в Российской Федерации.
Найдено книг по теме — 1
Рассмотрено и принято Введено в действие приказом
в качестве локального правового акта №54 от 30.08.2013 г.
на заседании Педагогического совета школы директор МБОУ « Шеломовская СОШ»
от 30.08.2013 г. Протокол №1 _____________ Т.И.Гурова
Положение № 10
о поощрениях и взысканиях учащихся
Шеломовской средней общеобразовательной школы
1. Общие положения
- Положение о поощрениях и взысканиях учащихся (в дальнейшем «Положение») разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч.12.ст.43), приказом Минобрнауки РФ от 15 марта 2013 г. №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», Уставом школы и регулирует применение к учащимся мер поощрения и взыскания в зависимости от их отношения к своим ученическим правам и обязанностям.
- Положение призвано:
- Обеспечить в школе благоприятную творческую обстановку для плодотворной учебы и работы;
- Поддерживать в школе порядок, основанный на сознательной дисциплине и демократических началах организации учебного процесса;
- Способствовать подготовке учащихся к ответственной жизни в свободном обществе;
- Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов дисциплинарного и психологического насилия к обучающимся не допускается
2. Меры поощрения
2.1. Учащиеся школы поощряются за:
2.1.1. Успехи в учебе;
2.1.2. Участие и победу в учебных, творческих конкурсах и спортивных состязаниях;
2.1.3. Общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо школы;
2.1.4. Благородные поступки.
2.2. Школа применяет следующие виды поощрений:
2.2.1. Объявление благодарности;
2.2.2. Награждение ценным подарком;
2.2.3. Награждение Почетной грамотой или благодарностью;
2.2.4. Награждение золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении», почетной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов», похвальным листом «За отличные успехи в учении»;
2.2.5. Представление учащегося в установленном порядке к награждению муниципальной стипендией администрацией Новозыбковского района
2.3. Поощрения объявляется приказом директора по представлению педагогического совета, совета старшеклассников, классного руководителя.
2.4. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся и работников школы.
2.5. По представлению педагогического совета школы директор принимает решение о публикации за счет школы в средствах массовой информации сообщения о поощрении учащегося.
2.6. О поощрении ученика директор в каждом отдельном случае сообщает его родителям (законным представителям), направляя им благодарственное письмо.
3. Порядок применения и снятия с обучающегося дисциплинарного взыскания
3.1. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся 1-4 классов.
3.2. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка учащихся, правил поведения учащихся и других нормативных актов по организации и осуществлению образовательной деятельности.
3.3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- отчисление из школы.
3.4. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания
При выборе меры дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а так же мнение совета старшеклассников и совета родителей.
3.5. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул.
3.6. До применения меры дисциплинарного взыскания с обучающегося берется письменное объяснение. Если объяснение не составлено в течение трех дней, составляется акт.
Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
3.. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня совершения проступка без учета времени для согласования с общественными органами самоуправления школы или времени болезни обучающегося.
3.8. Отчисление обучающегося, достигшего возраста 15-ти лет, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, при условии, что другие взыскания и меры педагогического воздействия не дали положительного результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других детей, нарушает их права и права работников, осуществляющих образовательную деятельность. Отчисление из школы не применяется, если сроки ранее примененных взысканий истекли и (или) сняты в установленном порядке.
3.9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15-ти лет и не лучившего основного общего образования, применяется с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об отчислении детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
3.10. Об отчислении обучающего директор школы незамедлительно информирует управление образования администрации района.
Управление образования администрации района не позднее чем в месячный срок принимает меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.
3.11.Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора школы, который под роспись доводится до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в школе. Отказ обучающегося , родителей (законных представителей) ознакомиться с приказом оформляется актом.
3.12. Обучающиеся, родители (законные представители) вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
3.13. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
3.14. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской федерации порядке
3.15. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
Директор школы, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
4. Заключительные положения
4.1. Данное Положение утверждается Педагогическим советом и вводится в действие приказом директора школы.
(Часть 11 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
(Часть 4 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
. ( Часть 5 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598)
Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся МБОУ «Шеломовская» утверждены Уставом школы и регулируют применение к обучающимся школы мер поощрения и взыскания в зависимости от их отношения к своим ученическим правам и обязанностям.
ПРАВИЛА признаны:
— обеспечить в школе благоприятную творческую обстановку для совместной продуктивной деятельности;
— поддерживать в школе порядок, основанный на сознательной дисциплине и демократических началах организации учебно-воспитательного процесса;
— способствовать развитию ученического самоуправления.
1. Поощрения обучающихся
1.1 Учащиеся школы поощряются за:
— успехи в учёбе,
— участие и победу в учебных, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях;
— общественно полезную деятельность, добровольный труд на благо школы и села;
— благородные поступки.
1.2. Школа применяет следующие виды поощрений:
— объявление благодарности;
— награждение почётной грамотой или благодарственным письмом;
— награждение ценным подарком или денежной премией;
— награждение благодарственным письмом родителей;
— занесение фамилии обучающегося на доску почета школы.
1.3. Поощрения применяются директором по представлению педагогического совета, классного руководителя, а также в соответствии с положениями о проводимых в школе конкурсах и соревнованиях и объявляются в приказе по школе. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся и работников школы, публикуются в школьной печати.
2. Взыскания обучающихся
2.1. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического или психического воздействия по отношению к учащимся не допускаются.
2.2. За нарушение правил для обучающихся, Устава школы ученик привлекается к дисциплинарной ответственности.
Взыскания налагаются с соблюдением следующих принципов:
— к ответственности привлекается только виновный ученик;
— ответственность носит личный характер (коллективная ответственность класса, группы учащихся за действия члена коллектива не допускается);
— строгость взыскания должна соответствовать тяжести совершённого проступка, обстоятельствам его совершения, предшествующему поведению и возрасту учащегося;
— за одно нарушение налагается только одно основное взыскание;
— применение мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных настоящими правилами, запрещается;
— до наложения дисциплинарного взыскания ученику должна быть предоставлена возможность объяснить и оправдать свой поступок в форме, соответствующей его возрасту (предоставление права на защиту).
2.3. К учащимся применяются следующие меры взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) отчисление из школы.
Меры взыскания, предусмотренные в пунктах а) б) в) настоящей статьи, являются основными и не могут применяться в дополнение к другим взысканиям.
2.4. Правом наложения взыскания обладают:
а) директор школы:
— в отношении любого учащегося школы;
— за любое нарушение правил поведения учащихся;
— вправе применять любое соразмерное проступку взыскание, кроме исключения из школы;
— наложение взыскания оформляется приказом по школе.
б) заместитель директора по учебной работе:
— в отношении любого учащегося школы;
— за проступок, нарушающий нормальное течение учебно-воспитательного процесса;
— вправе применить любое соразмерное проступку взыскание, кроме перечисленных в пунктах статьи 2.3. настоящего Положения;
— наложение взыскания оформляется распоряжением учебной части.
в) классный руководитель:
— в отношении любого учащегося вверенного ему класса;
— за проступок, нарушающий нормальное течение учебно-воспитательного процесса во вверенном ему классе;
— вправе применять любое соразмерное проступку взыскание, кроме перечисленных в пунктах б), в) статьи 2.3. настоящего Положения;
— наложение взыскания оформляется записями в дневнике обучающегося.
2.5. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни и каникул.
2.6. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося.
2.7. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из школы допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков.
2.8. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.9. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
2.10. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
Директор школы до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять её с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству совета обучающихся и родительского комитета.