Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет

Чтобы не встретиться с неприятностями разного масштаба — от задержки трансфера грузов до крупных материальных убытков — каждая организация, осуществляющая торгово-экономическую деятельность на международной арене, вникает в тему по мере своих возможностей. Собственные правила на оформление товаров и услуг есть в каждой стране, а грамотный сотрудник, владеющий информацией по правовому регулированию, — важное звено в команде.

— Что такое ВЭД

— Зачем регулировать ВЭД

— Принципы государственного регулирования ВЭД в РФ

— Правовое регулирование ВЭД

— Органы РФ, осуществляющие регулирование ВЭД

— Виды внешнеторговых операций

— Мероприятия по осуществлению ВЭД

Что такое ВЭД

В первую очередь под ВЭД понимают коммерческую деятельность, а именно: внешнеторговую, инвестиционную и интеллектуальную. Таким образом, ВЭД предполагает заключение международных сделок в области торговли как товарами и услугами, так и интеллектуальными данными.

Зачем регулировать ВЭД

Главные цели регулирования ВЭД государством — это стимулирование внешнеторговых операций, получение большей прибыли, а также создание оптимального правового климата для всех участников сделки. Государственное регулирование помогает предпринимателям как в России, так и за рубежом обеспечивать приоритет своих экономических и торговых интересов, в частности безопасную и эффективную торгово-экономическую деятельность каждого субъекта страны.

Принципы государственного регулирования ВЭД в РФ

Государство обеспечивает защиту прав для каждого участника сделки и взаимность между сторонами. Среди принципов:

  • Отсутствие дискриминации всех сторон ВЭД.

  • Отслеживание выполнения обязательств Россией, контроль за соблюдением прав РФ.

  • Объективность мер, предпринимаемых государством.

  • Гласность разработки и принятия новых мер регулирования.

  • Исключение возможности неоправданного вмешательства государственных органов в сделку и нанесения ущерба сторонам сделки.

  • Обеспечение права на судебное обжалование неоправданного вмешательства госорганов при нарушении прав другими участниками сделки.

  • Единство способов регулирования во всех субъектах России.

Правовое регулирование ВЭД

Источники правового регулирования ВЭД — это база законов России, международные договоры, обычаи делового оборота. Законодательная база включает в себя Федеральные законы (№114, №116, №165 и другие), постановления Правительства РФ, указы президента РФ, нормативные акты федеральных органов.

Международные договоры подразделяются на две категории: многосторонние и двусторонние. Первая группа подразумевает заключение сделки между целой группой стран, вторая – между двумя. Нормативно-правовое регулирование ВЭД есть в Конвенции ООН относительно международной торговли, Гаагской конвенции. Множество соглашений было подписано о вопросах транспортировки товаров различными способами: регулировка относительно столкновения и других аварийных ситуаций, правила оказания медпомощи и т.д. Можно отметить большую роль в сфере правового регулирования ВЭД таких международных учреждений, как Комиссия ООН по праву международной торговли, ВО (всемирная организация) интеллектуальной собственности, Международный институт унификации частного права.

Обычаи делового оборота играют важную роль во многих областях торговли, в том числе в сфере мореплавания. Свод правил фиксируется в материалах ООН, крупных бирж и других авторитетных организаций. Последняя версия была создана в 2010 году и действует до сих пор. Российские предприниматели обязаны быть ознакомлены с используемой иностранцами практикой в сфере международной торговли.

Органы РФ, осуществляющие регулирование ВЭД

Какие именно органы осуществляют контроль за регулированием внешнеэкономической деятельности? Президент России руководит внешнеторговой политикой страны, определяет правила вывоза драгметаллов и камней, осуществляет регулирование сотрудничества в военной сфере. Президент вправе вводить и экономические санкции, приостанавливать действие некоторых актов государственных органов.

Правительство Российской Федерации отвечает за ограничения экспорта и импорта по необходимости, обеспечивает единство законов ВЭД по всем субъектам, защищает внутренний рынок страны.

Министерство экономического развития и торговли обеспечивает регулирование ВЭД, защищает права российских предпринимателей. И еще один государственный орган, ответственный за данную область — Государственный таможенный союз России. Он контролирует перемещение товаров через границу страны.

Виды внешнеторговых операций

К внешнеторговым операциям относится: экспорт (транспортировка продукции за рубеж), импорт (приобретение из-за рубежа), реэкспорт (вывоз за рубеж уже импортированного ранее товара), реимпорт (приобретение продукции, ранее экспортированной за рубеж).

Мероприятия по осуществлению ВЭД

Переговоры с партнерами, изучение внутреннего рынка страны, в которую планируется поставлять продукцию, активная реклама и продвижение товаров, заключение контрактов и рассмотрение новых деловых предложений — все это можно отнести к мероприятиям по осуществлению ВЭД предприятия.

Нормативно-правовое регулирование должно быть хорошо изучено специалистом компании, чтобы исключить возможные финансовые убытки и судебные разбирательства. Например, некоторые товары и продукцию нельзя вывозить/ввозить без соответствующих разрешений и сертификатов. Детские вещи требуют оформления сертификатов соответствия. В этих вопросах недопустимы ошибки, в ином случае груз не будет доставлен вовремя, убытки понесут все стороны сделки. В каждой компании специалист по ВЭД выполняет ряд функций, которые могут разниться: в некоторых фирмах такой человек занимается исключительно таможенным оформлением, в других — переговорами с иностранными партнерами, в третьих — и тем, и другим, плюс составлением договоров и заключением сделок. В любом случае необходимо знать все законы, нормы, правила, а также негласные правила при взаимодействии с тем или иным государством.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

1. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:

1) определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

2) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 336-ФЗ, 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) осуществляет иные полномочия.

2. Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

3) устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз);

(п. 3 в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

(п. 5 в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) устанавливает порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе порядок взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, права и обязанности оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и предоставляемых с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, сроки и порядок предоставления указанных документов и информации участниками внешнеторговой деятельности и иными лицами;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) утверждает перечень государственных услуг и функций, иных необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами и российскими физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) нормами международного права, административных процедур в сфере внешнеторговой деятельности, предоставление и (или) исполнение которых могут осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, с указанием получателей результатов предоставления услуг (исполнения функций) и исполнения административных процедур;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 446-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) — 8) утратили силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

10) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

11) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

(в ред. Федерального закона 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1) вправе определять в рамках регулирования правоотношений, возникающих в связи с установлением и реализацией экспериментальных режимов в области предоставления мер государственной поддержки экспорта, государственных и иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе в части выдачи лицензий и иных разрешительных документов, иных документов (далее — экспериментальные режимы), сроки, условия и порядок предоставления (в том числе отличные от определенных законодательством Российской Федерации, за исключением валютного законодательства Российской Федерации) указанных мер и услуг, а также случаи, сроки, условия и порядок установления и реализации экспериментальных режимов, круг лиц, участвующих в реализации экспериментальных режимов, порядок оценки результатов установления и реализации экспериментальных режимов и подготовки соответствующих отчетов;

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 353-ФЗ)

13.2) утверждает перечень кодов товаров единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которых осуществляется несырьевой неэнергетический экспорт;

(п. 13.2 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 599-ФЗ)

14) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

3. Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи, вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности.

5. Лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (за исключением лицензий на экспорт и (или) импорт газа природного в сжиженном состоянии, которые выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса), предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона, выдает федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи.

(часть 5 в ред. Федерального закона 30.11.2013 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Основы государственного
устройства РФ, системы управления, в
том числе и внешнеэкономической
деятельностью, определены Конституцией
РФ.

Согласно ст. 71
Конституции в ведении Российской
Федерации (применительно к сфере
внешнеэкономической деятельности)
находятся: внешняя политика и международные
отношения; международные договоры,
вопросы войны и мира, внешнеэкономические
отношения. В ведении Российской Федерации
находятся также установление правовых
основ единого рынка, финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой
политики, федеральные экономические
службы, включая федеральные банки, а
также федеральный бюджет, федеральные
налоги и ссоры, федеральные фонды
регионального развития.

Система органов
государственной власти, предусмотренная
Конституцией РФ, включает три ветви
власти: законодательную, исполнительную
и судебную.

Высшая судебная
власть в России осуществляемая
Конституционным судом, Верховным судом
и Высшим Арбитражным судом РФ. В целом
система нашей страны устанавливается
Конституцией РФ и Федеральным
Конституционным судом. Основное значение
судебной системы применительно к сфере
ВЭД – защита прав и охраняемых законом
интересов предприятий и предпринимателей,
причем не только отечественных, но и
зарубежных.

Наиболее разнообразной
системой специализированных органов
государственной власти, принимающих
участие в управлении ВЭД в России,
обладает исполнительная ветвь,
возглавляемая Президентом и Правительством
РФ.

В соответствии
с законодательством Президент РФ в
области управления и регулирования ВЭД
может:

  1. осуществлять
    общее руководство государственной
    внешнеэкономической политикой (в
    частности, подписывать законы и издавать
    указы по ключевым ее направлениям);

  2. подписывать
    международные соглашения, представлять
    Россию на соответствующих международных
    форумах;

  3. регулировать
    военно-техническое сотрудничество;

  4. определять условия
    экспорта драгоценных камней, металлов,
    расщепляющих материалов.

Структура федеральных
органов исполнительной власти утверждается
Указом Президента РФ и состоит из двух
уровней: Правительства РФ и федеральных
органов исполнительной власти (федеральных
министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти – государственных
комитетов, федеральных служб,
департаментов).

Правительство
РФ во внешнеэкономической сфере выполняет
следующие функции:

  1. проводит в стране
    единую внешнеэкономическую политику,
    осуществляет разработку соответствующих
    программ;

  2. участвует в
    организации и проведении международных
    переговоров;

  3. в формировании
    экспортного и импортного режимов;

  4. осуществляет
    управление федеральной российской
    собственностью за рубежом;

  5. регулирует величины
    ставок таможенного тарифа;

  6. принимает конкретные
    меры по защите внутреннего рынка от
    массового импорта;

  7. разрабатывает и
    осуществляет мероприятия по реализации
    указов Президента РФ.

Основное значение
в практике регулирования ВЭД предприятий
принадлежит исполнительным органам
власти. В соответствии со структурой
таковых, утвержденной Указом Президента
РФ от 9 марта 2004 года « О структуре
исполнительных органов власти в
Российской Федерации» и Положениями о
функциях министерств, служб и агентств,
в регулировании ВЭД принимают участие:

  1. Министерство
    промышленности и торговли РФ,
    осуществляющего государственное
    регулирование внешнеторговой деятельности
    и действующие при нем Департаменты в
    сфере внешней торговли – Департамент
    внешнеэкономических отношений;
    Департамент государственного
    регулирования внешнеторговой
    деятельности;

  2. Министерство
    экономического развития РФ регулирует
    внешнеэкономическую деятельность, за
    исключением внешнеторговой;

  3. Министерство
    финансов и при нем Федеральная налоговая
    служба;

  4. Центральный банк
    РФ (действующий на основании Федерального
    закона « О Центральном банке РФ»);

  5. Федеральное
    агентство по техническому регулированию
    и метрологии при Министерстве
    промышленности и энергетике РФ;

  6. Федеральная служба
    по интеллектуальной собственности,
    патентам и товарным знакам при
    Министерстве образования и науки РФ;

  7. Федеральная служба
    по ветеринарному и фитосанитарному
    надзору при Министерстве сельского
    хозяйства.

Структура
государственных органов и их функции
в области регулирования ВЭД в Российской
Федерации наглядно представлен в таблице
1.

Таблица1 –
Структура государственных органов и
их функции в области регулирования
внешнеэкономической деятельности в РФ

Наименование
органа

Главные
функции в области регулирования ВЭД

Министерство
финансов РФ

Проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики

Федеральная
налоговая служба

Контроль
и надзор за соблюдением законодательства
РФ о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полной и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов, сборов и иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции и за соблюдением
валютного законодательства РФ в
пределах компетенции налоговых органов

Федеральная
таможенная служба

Взимание
таможенных пошлин, налогов,
антидемпинговых, специальных и
компенсационных пошлин, таможенных
сборов, контроль правильности исчисления
и своевременности уплаты указанных
пошлин, налогов и сборов, проведение
мер по их принудительному взысканию,
таможенное оформление и таможенный
контроль

Федеральная
антимонопольная служба

Контроль
и надзор за соблюдением коммерческими
и некоммерческими организациями,
федеральными органами исполнительной
власти, федеральными органами
исполнительной власти суъектов РФ и
органами местного самоуправления
антимонопольного законодательства,
законодательства о естественных
монополиях, законодательство о рекламе.

Центральный
банк РФ

Регулирование
денежного обращения, обеспечение
устойчивости рубля, единой федеральной
денежно-кредитной политики, организации
расчетов и кассового обслуживания,
защита интересов вкладчиков, банков,
надзор за деятельностью коммерческих
банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по ВЭД

Федеральное
агентство по техническому регулированию
и метрологии при Министерстве
промышленности и энергетики РФ

Экспертиза
и подготовка заключений по проектам
федеральных целевых программ, а также
межотраслевых и межгосударственных
научно-технических и инновационных
программ, экспертиза проектов
национальных стандартов.

Федеральная
служба по ветеринарному и санитарному
надзору при Министерстве сельского
хозяйства

Соблюдение
требований законодательства РФ в
сфере ветеринарии и карантина растений
на Государственной границе РФ (включая
пункты пропуска через Государственную
границу ) и на транспорте, включающих
требоваия по обеспечению охраны
территории РФ от заноса из иностранных
государств и распространении заразных
болезней животных, вредителей растений(
сорняков) карантинного значения, ввоза
опасных в ветеринарно-санитарном и
фитосанитарном отношениях поднадзорных
грузов.

На
современном этапе государственный
уровень управления ВЭД представлен
тремя властными структурами:
законодательной, исполнительной и
судебной.

Законодательная
власть в лице Федерального Собрания
принимает законы. Вопросы ВЭД регулируются
законами: о таможенном тарифе, о валютном
регулировании и валютном контроле, об
иностранных инвестициях, о международном
коммерческом арбитраже.

Исполнительная
власть в лице Федеральных министерств
и ведомств на основе законов, а также
указов Президента, постановлений
Правительства принимает нормативные
акты в форме инструкций, правил, положений.
В системе управления ВЭД главную роль
выполняют: Министерство промышленности
и торговли РФ, Министерство экономического
развития РФ , государственный таможенный
комитет, Федеральная служба России по
валютному и экспортному контролю и
Центральный банк РФ.

Более подробно
рассмотрим Министерство промышленности
и торговли РФ и Министерство экономического
развития РФ.

Министерство
промышленности и торговли РФ

– федеральный орган исполнительной
власти, функционирующий с пятого июня
2008 года. Среди основных направлений
деятельности выделяют следующие:

  1. авиационная
    промышленность

  2. определение в
    установленном порядке организаций,
    являющихся разработчиками и производителями
    продукции военного назначения участвующих
    в выполнении внешнеторговых контрактов
    на поставку продукции военного
    назначения;

  3. внесение в
    уполномоченный федеральный оран
    исполнительной власти по военно-техническому
    сотрудничеству с иностранными
    государствами предложений о предоставлении
    российским организациям – разработчикам
    и производителям продукции военного
    назначения, осуществляющим свою
    деятельность в отношении продукции
    военного назначения;

  4. проведение
    расследований, предшествующих введение
    специальных защитных, антидемпинговых
    или компенсационных мер в отношении
    импорта товаров (за исключением
    сельскохозяйственной и рыбной продукции),
    подготовку и предоставление в
    установленном порядке предложений о
    целесообразности введение ,применение,
    пересмотра или отмены указанных мер;

  5. выдачу лицензий
    и других разрешительных документов на
    осуществление экспортно-импортных
    операций с отдельными видами товаров,
    паспортов бартерных сделок, а также
    формирование и ведение федерального
    банка выданных лицензий;

  6. выдача разрешений
    на реэкспорт товаров (за исключением
    товаров военного и двойного назначения),
    происходящих с территории РФ ,другими
    государствами – членами Евразийского
    экономического сообщества;

  7. взаимодействует
    в установленном порядке с органами
    государственной власти иностранных
    государств и международными организациями
    в установленной сфере деятельности
    Министерства;

  8. организует
    конгрессы, конференции, семинары,
    выставки и другие мероприятия в
    установленной сфере деятельности
    Министерства.

Организация
деятельности
.
Министерство промышленности и торговли
РФ возглавляет Министр (В. Б. Христенко),
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства
РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от нее
Правительством РФ. Количество заместителей
так же назначается Правительством.
Структурным подразделение Министерства
являются департаменты по основным
направления деятельности. В состав
департаментов включаются отделы.

Министерство
экономического развития РФ
,
функционирует с 2008 года на основе
упраздненного Министерства экономического
развития и торговли РФ.

В соответствии с
Положением на Министерство экономического
развития в части внешнеэкономической
деятельности возложены координация и
регулирование внешнеэкономической
деятельности (за исключение внешней
торговли), а так же развитие
предпринимательской деятельности, в
том числе малого и среднего бизнеса
(развитие внтренней торговли, общественного
питания и услуг); инвестиционной
деятельности и государственных
инвестиций, создания и функционирования
особых экономических зон на территории
РФ.

В состав Министерства
экономического развития входят:

  1. Федеральная служба
    государственной статистики;

  2. Федеральная
    регистрационная служба;

  3. Федеральное
    агентство геодезии и картографии;

  4. Федеральное
    агентство по государственным резервам;

  5. Федеральное
    агентство кадастра объектов недвижимости;

  6. Федеральное
    агентство по управлению государственным
    имуществом;

  7. Федеральное
    агентство по управлению особыми
    экономическими зонами.

Основными задачами
Министерства в области регулирования
ВЭД являются:

  1. экономические
    отношения в РФ с иностранными
    государствами, их союзами и международными
    организациями;

  2. прогнозирование
    влияния мировых социально-экономических
    процессов и мировой конъюнктуры в
    целом, а также мер экономической и
    торговой политике отдельных государств
    в частности, на развитие России;

  3. техническая помощь
    Европейского союза, иностранных
    государств и международных организаций;

  4. таможенно- тарифная
    политика и таможенное дело, за исключение
    определения таможенной стоимости
    товаров и транспортных средств и порядка
    исчисления и сбора налоговых платежей;

  5. обеспечение
    деятельности российских частей
    межправительственных комиссий по
    торгово-экономическому и научно-техническому
    сотрудничеству между РФ и иностранными
    государствами и функции их секретариата.

Помимо прочего
Министерство в сфере ВЭД координируют
деятельность федеральных органов
исполнительной власти по привлечению
в экономику РФ прямых иностранных
инвестиций, по взаимодействию с
международными организациями и
региональными объединениями иностранных
государств по вопросам экономической
политики, по обеспечению благоприятных
условия для субъектов предпринимательской
деятельности за рубежом, в том числе
малого и среднего бизнеса; а также
координирует руководство за деятельностью
торговых представительств РФ в иностранном
государстве.

Федеральная
таможенная служба РФ осуществляет
функции по контролю и надзору в области
таможенного дела, а так же функции агента
валютного контроля и специальные функции
по борьбе с контрабандой, иными
преступлениями и административными
правонарушениями. В рамках этих
направлений ФТС:

  1. осуществляет
    взимание таможенных пошлин, налогов,
    антидемпинговых, специальных и
    компенсационных пошлин, таможенных
    сборов контролирует правильность
    исчисления и своевременность уплаты
    указанных пошлин, налогов и сборов,
    принимает меры по их принудительному
    взысканию;

  2. обеспечивает
    соблюдение установленных в соответствии
    с законодательством РФ о государственном
    регулировании внешнеторговой деятельности
    и международным договорам РФ запретов
    и ограничений в отношении товаров,
    перемещаемых через таможенную границу
    РФ;

  3. осуществляет
    обеспечение единообразного применения
    таможенными органами таможенного
    законодательства РФ;

  4. осуществляет
    таможенное оформление и таможенный
    контроль;

  5. принимает решения
    о классификации товаров в соответствии
    с Товарной номенклатурой внешнеэкономической
    деятельностью и обеспечивает опубликование
    таких решений;

  6. обеспечивает в
    пределах своей компетенции защиту прав
    интеллектуальной собственности;

  7. осуществляет
    ведение реестров лиц, осуществляющих
    деятельность в области таможенного
    дела, реестра банков и иных кредитных
    организаций, обладающих правом выдачи
    банковских гарантий уплаты таможенных
    платежей; таможенного реестра объектов
    интеллектуальной собственности;

  8. производит
    аннулирование квалификационных
    аттестатов специалистов по таможенному
    оформлению ; выдачу лицензий на учреждение
    свободного склада;

  9. ведёт таможенную
    статистику внешней торговли и специальную
    таможенную статистику;

  10. информирует и
    консультирует на безвозмездной основе
    по вопросам таможенного дела участников
    внешнеэкономической деятельности;

  11. осуществляет в
    пределах своей компетенции валютный
    контроль операций, связанных с
    перемещением товаром и транспортных
    средств через таможенную границу РФ;

  12. взаимодействует
    в установлено порядке с органами
    государственной власти иностранных
    государств и международными организациями
    в установленной сфере деятельности,
    включая представление по поручению
    Правительства РФ интересов РФ во
    Всемирной таможенной организации
    (Совете таможенного сотрудничества) и
    другх международных организациях;

  13. выполняет другие
    функции в организации таможенного дела
    в РФ.

Министерство
финансов обеспечивает проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ. В функции Минфина
в части регулирования внешнеэкономической
сферы входит:

  1. осуществление
    налоговой, валютной политики;

  2. осуществление
    политики в сфере таможенных платежей
    в части исчисления и порядка их уплаты,
    определения таможенной стоимости
    товаров и транспортных средств;

  3. организация
    финансовых взаимоотношений РФ с
    иностранными государствами,
    межгосударственными объединениями с
    участием РФ и международными финансовыми
    организациями;

  4. участие в подписании
    и ратификация международных договоров
    и соглашений в сфере деятельности
    Министерства;

  5. управление
    государственным долгом и финансовыми
    активами РФ;

  6. участие от имени
    Правительства РФ в деятельности
    Парижского клуба и других клубов и
    форумов, подписание от имени Правительства
    РФ многосторонних соглашений с должниками
    в раках указанных клубов и форумов.

Федеральная
налоговая служба осуществляет:

  1. контроль за
    соблюдением законодательства о налогах
    и сборах, правильностью исчисления,
    полнотой и своевременностью уплаты
    налогов, сборов и других обязательных
    платежей налогоплательщиков – участников
    ВЭД;

  2. учет налогоплательщиков;

  3. государственную
    регистрацию юридических лиц по средства
    внесения в Единый государственный
    реестр сведений о создании, реорганизация
    и ликвидация юридических лиц, а также
    иных сведений о юридических лицах в
    соответствии с законодательством РФ;

  4. участие в разработке
    и осуществление налоговой политики в
    целях обеспечения своевременного
    поступления в соответствующий бюджет
    и государственные внебюджетные фонды
    налогов, сборов и других обязательных
    платежей в полном объеме;

  5. возврат или зачет
    уплаченных или излишне взысканных сумм
    налогов и сборов, а также пений и штрафов;

  6. валютный контроль
    за соответствием проводимых валютных,
    операций законодательству РФ, за
    исключением валютных операций кредитных
    организаций и наличием необходимых
    для этого лицензий и разрешений;

  7. подготовку
    предложений по совершенствованию
    налоговой политики, планированию
    налоговых поступлений, развитию
    налогового законодательства в РФ, а
    также валютного законодательства и
    законодательства в области производства
    и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
    алкогольной и табачной продукции;

  8. участие в переговорах
    о заключении межправительственных
    соглашений об избежание двойного
    налогообложения доходов на имущество
    и реализацию указанных соглашений.

Центральный
банк РФ ( Банк России)

независим от распорядительных и
исполнительных органов государственной
власти и в своей деятельности руководствует
Законом о Центральном банке и другими
законодательными актами.

Основные задачи
Банка России:

  1. регулирование
    денежного обращения;

  2. обеспечение
    устойчивости рубля, единой федеральной
    денежно-кредитной политики;

  3. организацию
    расчетов и кассового обслуживания;

  4. защита интересов
    вкладчиков, банков;

  5. надзор за
    деятельностью коммерческих банков и
    других кредитных учреждений;

  6. осуществление
    операций по ВЭД.

ВЭД Банка России
сводится к тому, что он представляет
интересы страны центральных банках
других стран, международных банках и
иных финансово-кредитных организациях
при условии осуществления сотрудничества
на уровне центральных банков, выдает
лицензии на осуществление коммерческими
банками операции в иностранной валюте
и на открытие представительств иностранных
банков и иных финансово-кредитных
учреждений на территории РФ. Кроме того,
Центральный банк управляет официальными
золотовалютными резервами РФ, определяет
и публикует официальный курс рубля к
денежным единицам государств. Банк
России в праве осуществлять любые
операции в иностранной валюте в РФ и за
границей, которые соответствуют
законодательству России и приняты в
международной банковской практике.

Складывающаяся в
настоящее время в России система органов
государственного управления ВЭД призвана
обеспечить выполнение единой
государственной политики в этой области,
это в силу федеративного устройства
требует представительство интересов
федеральных органов на уровне субъектов
РФ.

Ф

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hotpoint ariston lst 41677 инструкция по применению
  • W46 смарт часы инструкция на русском
  • Руководство школы интерната обратилось в муп
  • Модерн бокс gtv инструкция по монтажу
  • Меропенем инструкция по применению официальная инструкция