Общее руководство вооруженными силами рф осуществляет верховный главнокомандующий кто это

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 87 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Решение N ВКГПИ13-15, Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция

    Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В соответствии со статьями 83, 87 и 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, издает указы и распоряжения…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Система руководства и управления Вооруженными Силами

Общее
руководство Вооруженными Силами (и
другими воинскими формированиями и
органами) Российской Федерации
осуществляет Верховный
Главнокомандующий
.
Согласно Конституции и Закону «Об
обороне» им является Президент
России
.

Реализуя
свои полномочия, Президент определяет
основные направления военной политики
Российской Федерации, среди которых
важнейшее место занимают проблемы
создания, укрепления и совершенствования
военной организации, технического
оснащения Вооруженных Сил, определения
перспектив развития военной техники,
мобилизационных возможностей государства.
Он утверждает военную доктрину Российской
Федерации, концепции и планы строительства
и развития Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил,
которым определяется порядок работы
органов государственной власти России,
субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и экономики страны в
военное время. В условиях мира готовится
и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного
оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов
материальных ценностей государственных
и мобилизационных резервов. Кроме того,
Президент утверждает Положение о
территориальной обороне и План гражданской
обороны.

Президент
Российской Федерации утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы
размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами,
а также объектов по ликвидации оружия
массового уничтожения и ядерных отходов.
Им же утверждаются все программы ядерных
и других специальных испытаний.

Осуществляя
непосредственное управление Вооруженными
Силами, он утверждает структуру и состав
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно,
а также штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.

Наиболее
важные документы, такие, как общевоинские
уставы, положения о Боевом Знамени
воинской части, Военно-морском флаге,
порядке прохождения военной службы,
военных советах, военных комиссариатах,
утверждаются Президентом Российской
Федерации и являют собой законы армейской
и флотской жизни.

Дважды
в год Президент издает указы о призыве
граждан на военную службу, а также об
увольнении с военной службы военнослужащих,
проходящих службу по призыву.

Как
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент страны в соответствии
с Законом РФ о военном положении вводит
в действие нормативные правовые акты
военного времени и прекращает их
действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном
положении. В случае агрессии против
России или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации
издает Указ о введении военного положения.
Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны.
Вводя военное положение, Президент
наделяет особыми полномочиями органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При
введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного
управления, власть которых распространяется
и на гражданских лиц. Всем органам и
должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения
безопасности и порядка. Могут быть
ограничены некоторые конституционные
права граждан (например, свобода собраний,
демонстраций, свобода печати).

При
введении военного положения Президент
Российской Федерации немедленно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.

Президент
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами вправе принять
решение о привлечении Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.

Президент
России формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ. Основными его функциями
является разработка предложений по
обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.

Таким
образом, выполняя свои конституционные
обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом «Об обороне»,
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.

В
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является
Федеральное Собрание, которое состоит
из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы. Конституция и
Закон «Об обороне» четко определяют
полномочия Федерального Собрания в
области обороны.

Совет
Федерации
является верхней палатой
Федерального Собрания и выступает как
орган представительства субъектов
Федерации. К его ведению относится
утверждение указов Президента РФ о
введении военного и чрезвычайного
положения, а также о привлечении
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов с использованием
вооружения к выполнению задач не по их
предназначению, решение вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории Российской
Федерации. Совет Федерации рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые
принятыми Государственной Думой
федеральными законами о федеральном
бюджете, а также принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны.

Государственная
Дума
является представительным
органом всего населения Российской
Федерации и состоит из депутатов,
избираемых гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при
тайном голосовании.

Государственная
Дума рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и
военному строительству.

Кроме
этих полномочий, Совет Федерации и
Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере
через свои комитеты по безопасности и
обороне.

Правительство
Российской Федерации
— один из главных
органов осуществления государственной
власти в Российской Федерации. Оно
возглавляет систему федеральных органов
исполнительной власти.

В
соответствии со статьей 114 Конституции
РФ Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны и ее
безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этому закону
Правительство: разрабатывает и
представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам; организует разработку и
выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; определяет
условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по
реализации этой программы; определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской и
территориальной обороны; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения и др.

Непосредственное
руководство Вооруженными Силами России
осуществляет министр обороны через
Министерство обороны и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Министр
обороны
является прямым начальником
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ и несет персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на
министерство. По наиболее важным вопросам
жизни и деятельности Вооруженных Сил
РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления,
другие правовые акты, регламентирующие
различные вопросы жизни, быта и
деятельности войск.

Министерство
обороны Российской Федерации
участвует
в подготовке предложений по вопросам
военной политики и по военной доктрине
Российской Федерации, разрабатывает
концепцию строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации. Оно готовит
Федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники,
а также предложения по государственному
оборонному заказу, по расходам на оборону
в проекте федерального бюджета. Важное
значение имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны;
организация научных исследований, заказ
и финансирование производства и закупок
вооружения и военной техники,
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство
сотрудничает с военными ведомствами
иностранных государств, а также
осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным
органом оперативного управления войсками
и силами флота Вооруженных Сил РФ
является Генеральный штаб. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации
и координирует разработку предложений
по численности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.

Генеральный
штаб готовит также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил
и Федеральную государственную программу
оперативного оборудования территории
страны в целях обороны. Он устанавливает
количественные нормы призыва на военную
службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В
целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.

В
структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений,
ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям
министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства
Обороны (МО) РФ входят Главные командования
видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В
структурном отношении Главное командование
вида ВС РФ состоит из Главного штаба,
управлений, отделов и служб. Во главе
вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий.
Он назначается Президентом РФ и
подчиняется непосредственно министру
обороны.

В
состав управления военного округа
входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные
подразделения. Возглавляет военный
округ командующий войсками военного
округа.

Структура
управления отдельной воинской части и
основные обязанности ее должностных
лиц определены Уставом Внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Исполнительная
власть, осуществляемая военными органами
Вооруженных Сил РФ, действует как на
основании общих принципов осуществления
исполнительной власти, так и специфических,
важнейшими из которых являются принципы
последовательной централизации,
единоначалия и строгой дисциплины.

Централизациявыражается в осуществлении руководства
всеми Вооруженными Силами государства
из единого центра, подчинении всех видов
Вооруженных Сил РФ единому командованию,
наделении центральных органов всей
полнотой прав по управлению нижестоящими
военными органами и подчиненными
войсками, обязательности актов и указаний
вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих.

Единоначалие— основополагающий принцип строительства
Вооруженных Сил РФ, руководства ими и
взаимоотношений между военнослужащими.
Суть единоначалия заключается в наделении
командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все
стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого
военнослужащего. Единоначалие в
Вооруженных Силах РФ осуществляется
на прочной правовой основе. Этот принцип
закреплен юридически на законодательном
уровне. Нормы военного законодательства,
уставы ВС РФ конкретно определяют
обязанности и права соответствующих
командиров (начальников), наделяют их
необходимыми государственно-властными
полномочиями.

Воинская
дисциплина
— важнейший принцип
осуществления исполнительной власти
в военном управлении. Однако воинская
дисциплина является только частью
(видом) государственной дисциплины,
действующей в военной области. Поэтому
органы военного управления и их
должностные лица обязаны соблюдать
требования и других видов государственной
дисциплины.

Таким
образом, Вооруженные Силы Российской
Федерации имеют стройную систему
руководства и управления, которая
обеспечивает их надежную управляемость
в различных условиях обстановки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №12 2022 Г

А. КУЛЕБА, полковник запаса

ТЕМА ПО ВПП № 3 ДЛЯ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ, СТАРШИН, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ

Институт президента Российской Федерации приобрел большое значение как в масштабах страны, так и на международной арене. На фоне динамично развивающейся экономической и социально-политической ситуации в стране, а также кардинальных изменений в мире, в том числе после начала специальной военной операции на Украине, Президент России как политическая фигура привлекает к себе широкое внимание. Как поведет себя президент в той или иной ситуации, какую стратегию изберет и как этот выбор повлияет на граждан России — подобные темы имеют первостепенное значение в нашем обществе. С главой государства связывают надежды на укрепление стабильности, перспективы роста благополучия граждан, укрепление обороноспособности государства, успешное разрешение международных кризисных ситуаций.

Поэтому изучение вопросов, касающихся отношения общества к деятельности органов власти и к деятельности главы государства, становится очень актуальным.

Президент Российской Федерации — высшее должностное лицо государства

Понятие «президент» (от лат. praesidens — «сидящий впереди») раскрывается в двух значениях. С одной стороны, таковым принято считать главу государства, с другой — это выборный председатель исполнительного органа в общественных и научных организациях, в том числе и международных.

Анализ основных подходов к понятию «институт президентства» помогает выделить основные признаки, присущие президенту: президент — всегда выборное должностное лицо; на президента возложены функции главы государства в соответствии с конституцией; президент не подчиняется и не зависит от других органов власти.

Можно дать следующее определение понятию «президент»: «Президент — выборное должностное лицо государственной власти, на которое возложены функции главы государства, основанные на нормах конституции». В современном понимании «институт президентства» — единоличный государственный орган власти при республиканской форме правления с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства.

Новый для России институт президентства был введен в 1991 году. Этому предшествовали события марта 1990 г., когда Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 14 марта 1990 г. на съезде состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. в должность Президента СССР вступил М. С. Горбачев, который стал первым и единственным Президентом СССР.

Однако дальнейшие события показали, что введение института президентства не стабилизировало ситуацию в стране, а, наоборот, усугубило кризисные явления, повлекшие в конечном итоге распад СССР.

Процесс формирования новой российской государственности начался с момента принятия 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В связи с этим было решено учредить пост Президента РСФСР.

Должность Президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 г. на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Утверждая результаты референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания.

Закон «О Президенте РСФСР» 22 мая 1991 г. утвердил IV Cъезд народных депутатов России, который также внес в Конституцию РСФСР соответствующие поправки. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР. А спустя месяц, 12 июня 1991 г., состоялись выборы Президента России. Первым Президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 г.

Однако из-за отсутствия четких оснований разграничения властей понадобилось предпринять другие безотлагательные действия. Одним из них стало принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция 1993 г. провозгласила разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, указав, что каждая из них является самостоятельной и независимой.

Но сам Президент Российской Федерации не входил ни в одну из этих ветвей власти, согласно ст. 11 Конституции РФ на нем как на главе государства лежит обязанность осуществлять государственную власть.

Правовой статус главы российского государства регламентируется отдельной главой Конституции, в соответствии с которой президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентская власть оказала большое воздействие на политическую систему российского государства, стала решающим фактором проведения радикальных экономических реформ.

В июне-июле 1996 г. в ходе двух туров очередных выборов президента России Б. Н. Ельцин был вновь избран главой государства.

Продолжение курса экономических реформ породило ряд серьезных противоречий. В августе 1998 г. произошел глубокий финансовый кризис, сопровождавшийся замедлением экономического роста и снижением жизненного уровня широких слоев населения. Одним из следствий стал кризис властных структур, выразившийся в частой смене кабинета министров и новых конфликтах законодательной и исполнительной власти.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке и добровольно оставил пост Президента Российской Федерации. Свои полномочия в соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации он передал Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину.

В марте 2000 г. и в марте 2004 г. на новых президентских выборах В. В. Путин одерживал победы на президентских выборах.

В период пребывания на должности Президента Российской Федерации В. В. Путин предпринял существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране, укрепления обороноспособности. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию, укрепить боеготовность Вооруженных Сил.

В 2008 г. Президентом России стал Д. А. Медведев — бывший Председатель Правительства России. Д. А. Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт президентства также был усовершенствован. Так, срок полномочий главы государства был увеличен с четырех до шести лет.

7 мая 2012 г. Владимир Путин в третий раз, но впервые — на 6 лет, вступил в должность президента России.

7 мая 2018 г. В. В. Путин в четвертый раз был избран Президентом Российской Федерации.

В целом можно констатировать, что введение поста Президента России в условиях демократизации общества позволило укрепить порядок, упорядочить управление государством, усилить защиту прав и свобод личности.

Таким образом, становление и развитие института Президента в Российской Федерации можно представить в следующем хронологическом порядке:

— принятие решения о необходимости введения поста Президента РСФСР. Основанием принятия такого решения послужило проведение Всенародного референдума в 1991 г.;

— издание ряда нормативных актов о введении в РСФСР поста Президента РСФСР;

— избрание Президента РСФСР путем прямых всенародных выборов при тайном голосовании;

— принятие новой Конституции Российской Федерации на референдуме в 1993 г.;

— последующие выборы президентов в Российской Федерации;

— изменение срока избрания на должность Президента Российской Федерации: с 4 лет до 6 лет;

— изменения в Конституцию России в части касающейся статуса, компетенций и ответственности Президента России, одобренные в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Сегодня Президент России является главой государства (ч. 1 ст. 80 Конституции). Он выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы.

Во-первых, Президент служит гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80). Действуя в этом качестве, он следит за соблюдением Конституции, в том числе при подписании законов, принятых парламентом, он следит за соответствием их и процедуры их принятия Конституции России.

Во-вторых, Президент — гарант прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Он является, в частности, последней инстанцией, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании.

В-третьих, Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (п. 2 ст. 80). Выполняя эти задачи, он действует в качестве Верховного главнокомандующего, председателя Совета безопасности. В случае угрозы безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 80 Конституции добавлена норма о том, что Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране.

В-четвертых, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80). В этом, в частности, проявляется координационно-арбитражная роль президентской власти.

В-пятых, Президент в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). С этой целью он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию Российской Федерации.

В-шестых, он представляет Российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент РФ имеет полномочных представителей в федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ), которые обеспечивают осуществление полномочий Президента РФ (п. «к» ст. 83). Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени Российской Федерации (п. «м» ст. 83).

Наряду с этим п. «б» ст. 83 и ч. 1 ст. 110 Конституции наделяют Президента полномочиями по общему руководству Правительством России и, соответственно, всей системой исполнительной власти.

В целом же полномочия Президента России можно классифицировать, разбив на несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. В этой сфере Президент обладает обширным кругом полномочий. Однако Президент здесь действует не единолично, а совместно с Федеральным Собранием.

Например, Президент РФ назначает: Председателя Правительства (после утверждения его кандидатуры Государственной Думой), заместителей председателя Правительства, федеральных министров (кандидатуры которых утверждены Государственной Думой) и освобождает их от должности. Иной порядок назначения на должность предусмотрен для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.

Президент вправе освободить Председателя Правительства от должности, он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного судов, судей Верховного суда, а также назначает председателей и заместителей председателей других федеральных судов.

Президент наделен полномочиями формировать Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации и назначает ее руководителя.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти. Президент РФ: назначает выборы в Государственную Думу; распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето; подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции, а также об их толковании.

Конституцией Президенту России предоставлено право обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным Собранием законопроекта, принятого Федеральным Собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования.

Реализуя указанные полномочия, Президент Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации подписал одобренные Государственной Думой и Советом Федерации Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 года №№ 5-8 о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и образовании в составе Российской Федерации соответствующих новых субъектов.

3. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Президент руководит внешней политикой. Формы руководства, используемые им, весьма разнообразны: определение основных направлений внешней политики, что наиболее ярко находит выражение в Послании Федеральному Собранию; назначение на должность министра иностранных дел (после консультаций с Советом Федерации); назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах. Президент ведет переговоры, подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Наряду с изложенными полномочиями, в силу ст. 89 Конституции, Президент Российской Федерации: решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Полномочия Президента реализуются посредством принятия им правовых актов. В соответствии со ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он также вправе давать поручения руководителям органов государственной власти.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции сформулированы ряд требований и ограничений к Президенту РФ. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет. В новой редакции ст. 81 для Президента РФ введены дополнительные требования и ограничения. Увеличен срок постоянного проживания в Российской Федерации, необходимый гражданину России для избрания Президентом, — теперь он составляет 25 лет (ранее — 10 лет). Введены новые требования: теперь Президентом РФ может быть избран гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства. Это требование не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию, и постоянно проживавших на такой территории.

Кандидат в президенты не должен иметь и вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Президенту Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Введено более жесткое ограничение на количество сроков, в течение которых гражданин вправе занимать должность президента РФ: если ранее одно и то же лицо не могло занимать ее более двух сроков подряд, т. е. было вправе вновь занять эту должность после перерыва, то новая редакция п. 3 ст. 81 Конституции допускает занятие должности Президента одним и тем же лицом не более двух сроков без всяких оговорок. Вместе с тем в ч. 3.1 ст. 81 Конституции специально оговаривается, что это ограничение применяется к лицу, занимающему или ранее занимавшему должность Президента РФ без учета предыдущих президентских сроков. Указанные лица вправе выдвигаться кандидатами в президенты РФ дважды после вступления в силу поправок к Конституции.

Конституция России устанавливает основания прекращения полномочий Президента. Наиболее распространенное основание прекращения полномочий — истечение срока, на который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства. Основанием досрочного прекращения полномочий является отставка Президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение главы государства от должности.

В силу ст. 92.1 Президент, срок полномочий которого истек либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку, становится пожизненным сенатором.При этом бывший Президент вправе отказаться от полномочий сенатора.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

В числе многочисленных прав и обязанностей Президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия. На него возлагается ответственность за обеспечение национальной безопасности России, защиту ее интересов в различных регионах России. Правовые основы военных полномочий Президента РФ тоже изложены в Конституции РФ.

Как глава государства Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87), назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Министра обороны (п. «д1» ст. 83), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83), присваивает высшие воинские звания (п. «б» ст. 89), формирует и возглавляет Совет безопасности (п. «ж» ст. 83), утверждает военную доктрину России (п. «з» ст. 83).

Конституция указывает, что Совет безопасности Российской Федерации формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Совет безопасности формирует основные направления государственной внешней и военной политики, а также координирует деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых Президентом России решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности нашей страны.

Для осуществления деятельности по определению основных направлений военной политики глава российского государства наделяется внешнеполитическими и внутриполитическими полномочиями.

Так, в силу ч. 2 ст. 87 Конституции в случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом (ФКЗ) от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». В силу ст. 3 ФКЗ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, актами агрессии против РФ признаются:

— вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию России, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

— бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение любого оружия иностранным государством против РФ;

— блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства;

— нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

— действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;

— засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ.

Военное положение на территории России или в отдельных ее местностях вводится указом президента. В указе определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения.

Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио, телевидения и официальному опубликованию. Указ о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных и иных мер, направленных на создание условий для отражения агрессии или ее предотвращение. На основании президентских указов в условиях военного положения применяются меры по усилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, охраны важных государственных и иных объектов; введение особого режима работы объектов, транспорта, коммуникаций, связи, эвакуации.

Кроме того, президент Российской Федерации может ввести на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции).

Обстоятельства и в порядок ведения чрезвычайного положения, предусмотрен Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь в обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится с утверждением указа Президента РФ Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часа. Президент РФ правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации.

Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.

В целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера организуется гражданская оборона.

Порядок ее организации и полномочия должностных лиц и органов исполнительной власти регламентируется Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу ст. 5 закона Президент определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично; утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации. Он также утверждает Стратегию национальной безопасности и военную доктрину.

Актуальная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Стратегия — базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Наряду с этим Стратегия упоминает о целях и задачах научно-технологического развития, защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, а также цели и задачи внешней политики России.

Основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны российского государства на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересов ее союзников сформулированы в военной доктрине (утверждена Президентом России 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).

Военная доктрина Российской Федерации — система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Комплексные решения по обеспечению военной безопасности страны принимает президент.

Под военной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия президента вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, предоставлении военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, основываясь на решении Совета Безопасности ООН, или обязательств, вытекающих из международного договора, заключенного Россией.

Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами РФ делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий — полномочия в мирное и военное время.

В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России.

В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом России — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности территории России.

Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению; в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента о применении, использовании, привлечении Вооруженных Сил РФ.

В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения президент немедленно, на основе принятого им указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации.

Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым президентом Планом применения Вооруженных Сил РФ.

В приказе Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие основанием для боевого применения Вооруженных Сил; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и т. д.

Реализуя перечисленные полномочия,24 февраля 2022 г.Президент России В. В. Путин выступил с обращением к гражданам России, в котором объявил о начале специальной военной операции в Донбассе: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи. В связи с этим, в соответствии со статьей 51, часть 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, мной принято решение о проведении специальной военной операции», — сказал он.

Совет Федерации, в свою очередь, дал разрешение на использование Вооруженных Сил РФ за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Впоследствии, в ходе решения главных задач спецоперации образовалась линия боевого соприкосновения протяженностью свыше тысячи километров, на которой Вооруженные Силы России противостояли украинским вооруженным формированиям, опирающимся на мощную многоплановую поддержку ряда государств Запада.

В этой ситуации для защиты нашей Родины, ее суверенитета и территориальной целостности, для обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях Президент России поддержал предложение Министерства обороны и Генерального штаба о проведении в Российской Федерации частичной мобилизации.

С этой целью Президент России подписал Указ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и объявил ее с 21 сентября 2022 года.

Привлечение Вооруженных Сил России к выполнению задач не по их предназначению без использования оружия осуществляется в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные и людские потери.

Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих, а также предельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 августа 2022 г. № 575 штатная численность ВС РФ с 1 января 2023 г. установлена в количестве 2039758 единиц, в том числе 1150628 военнослужащих.

Напомним, что в соответствии с предыдущим указом от 17 ноября 2017 года № 555, российские войска насчитывали 1902758 штатных единиц, в том числе 1013628 военнослужащих. То есть штатная численность Вооруженных Сил увеличена на 137 тысяч военнослужащих.

Президент Российской Федерации принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше, утверждает: концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план Вооруженных Сил, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации; государственную программу вооружения.

21 декабря 2021 года, выступая на расширенной коллегии Минобороны России, Президент отметил, что в результате масштабной модернизации армии и флота доля современного вооружения в войсках превысила 71 %, а в стратегических ядерных силах — 89 %. В связи с этим президент поставил задачу продолжить плановое, поступательное, системное развитие Вооруженных Сил, в том числе с учетом их приоритетов, которые обозначены в Стратегии национальной безопасности и Концепции строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В числе основных задач Президент определил следующие:

— плановое, сбалансированное оснащение войск современным вооружением и техникой, особое внимание уделяя поставкам высокоточных комплексов, новейших систем разведки, навигации, связи и управления;

— освоение современного оружия, а также новых форм и способов действий войск;

— развитие системы поддержки принятия решений командирами на всех уровнях, особенно в тактическом звене, внедрение в эти системы технологии искусственного интеллекта;

— на всех уровнях должны быть эффективные алгоритмы действий, передовая автоматика. Однако, исходя из того, что современные военные конфликты проходят не по шаблону, в них ключевая роль принадлежит командиру. Очень многое зависит от его знаний, опыта, личных качеств, и побеждает тот, кто принимает действительно нестандартные решения. Поэтому в ходе оперативной и боевой учёбы необходимо готовить именно таких разносторонне развитых во всех отношениях командиров;

— в условиях сложной международной обстановки необходимо развивать военное и военно-техническое сотрудничество с государствами — членами ШОС и ОДКБ, особое внимание уделять укреплению обороноспособности Союзного государства России и Белоруссии.

Исходя из опыта и оценки хода специальной военной операции президент уточнил и конкретизировал задачи военно-технического оснащения Вооруженных Сил.

В частности, 20 сентября 2022 г. Президент России встретился с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выступая на встрече, В. В. Путин отметил, что применяемое в ходе специальной военной операции российское оружие показывает высокую эффективность.

При этом он поставил задачи своевременного и полного обеспечения предприятий ОПК отечественными комплектующими, деталями, узлами и материалами, поручил в кратчайший период нарастить производственные возможности, максимально загрузить оборудование, оптимизировать технологические циклы и, не снижая качества, сократить при этом сроки производства.

Президент России в качестве Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами назначает командующих войсками; видами, родами войск. Кроме того, он утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с воинской службы в случае достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе, определяет порядок заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вымпелам кораблей и судов Военно-Морского Флота, Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан России, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В частности, Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 511 утвержден Корабельный устав Военно-Морского Флота, а также внесен ряд изменений в Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Устав гарнизонной и караульной служб.

Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в российские Вооруженные Силы по контракту.

Управляет Вооруженными Силами России Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны РФ, Положение о котором утверждено указом президента РФ.

В Положении определены задачи и функции Министерства обороны РФ, важнейшими из которых являются разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите России; организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также в целях выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который подчиняется Министру обороны РФ и является по должности его первым заместителем. Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ также утверждается президентом.

В Положении определены основные задачи и функции Генерального штаба, важнейшие из которых: осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления России, проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной подготовки.

Президент России устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Указом Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» на территории Российской Федерации созданы Западный военный округ, Южный военный округ, Центральный военный округ, Восточный военный округ и Северный флот как отдельный округ, а также определены их административные границы.

Таким образом президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны.

Сильные властные позиции Президента уравновешены принципом разделения властей, системой сдержек и противовесов, ответственностью Правительства перед Федеральным Собранием, возросшей ролью самого Правительства, возможностью оспаривания нормативных указов президента в Конституционном суде.

На Президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Методические рекомендации

1. Основная цель занятия — помощь военнослужащим в уяснении государственного устройства и системы государственной власти в нашей стране, а также статуса, функций и компетенций Президента Российской Федерации.

2. В процессе изложения материала полезно активно делать ссылки на содержание основных положений Конституции Российской Федерации, текст которой должен быть у военнослужащих.

3. Учитывая преимущественно правовой характер изучаемой темы, занятие с военнослужащими целесообразно провести в форме активного проблемно-поискового диалога, в процессе которого теоретические положения излагать в доступной форме рассказа-беседы (вопроса-ответа, обмена мнениями).

4. В ходе занятия руководителю целесообразно активно использовать видеоряд: фото и видеоматериалы, презентации со структурно-логическими схемами, раскрывающими содержание основных положений темы.

5. Руководителю занятий рекомендуется активно использовать факты и яркие примеры из военно-политической, социально-экономической сфер, характеризующих место и роль президента России в этих сферах общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  7. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
  8. Указ Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ от 07.03.2020 г. № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации».
  10. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).
  11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400).
  12. Морская доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512).
  13. Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
  14. Водяницкий В. А. История становления института президентства в России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-instituta-prezidentstva-v-rossii/viewer (дата обращения: 14.10.2022).

Чем командует Верховный Главнокомандующий в России?

Президент РФ свои полномочия Главковерха вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил

На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации.

Напомним: в статье 87 Основного закона говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Следовательно, он как Главковерх и командует ВС России.

Очевидные противоречия
Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.

При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.

Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.

Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).

Советская модель

Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?

Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.

Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.
Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).

Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.

По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.

Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.

На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).

Таблица 1. Войска, воинские формирования и органы, созданные в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века

№№ пп Наименование Правовая основа создания и деятельности Примечания
1 Вооруженные Силы Российской Федерации Указ президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»
2 Пограничные войска (позднее – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России) Указ президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» ФПС России упразднена с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе создана Пограничная служба ФСБ России
3 Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе создана Служба специальной связи и информации в составе ФСО России
4 Железнодорожные войска Российской Федерации Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» Железнодорожные войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации
5 Войска гражданской обороны Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС России
6 Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»
7 Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
8 Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»
9 Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»
10 Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП) Указ президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ президента Российской Федерации» Выполняет функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации
11 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) Указ президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» При Спецстрое России созданы и функционируют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования

Как показало дальнейшее развитие событий, указанная множественность и раздробленность структуры военной организации государства отнюдь не способствовали укреплению обороноспособности страны, создали существенные трудности в государственном управлении военным строительством. В частности, это нашло выражение в той проблеме, о которой идет речь в данном материале: юридически статус президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сегодня только на одну государственную военную организацию – Вооруженные Силы РФ, поскольку иные военные структуры в их состав не входят.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами.

Следует заметить, что указанная проблема ставится не впервые. Еще почти десять лет назад делались попытки ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Российской Федерации» разработан и внесен в Государственную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программу законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Однако после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с дальнейшего рассмотрения (протокол заседания Совета Государственной думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пункта 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предлагаем следующее

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).

Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы?

В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

П. 1 ст. 4 федерального закона «Об обороне»: Абз. 1 закона Республики Беларусь «Об обороне»:
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь

Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя.

В связи с этим в целях устранения имеющегося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами».

В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами.

К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3).

Предназначение, основные задачи, структура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».

Исходя из положения федерального закона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.

Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Acs 102r инструкция на русском языке
  • Синупрет экстра таблетки инструкция по применению цена
  • Руководство по строительству линейных сооружений местных сетей связи м аоот ссктб томасс 1995
  • Советы мудрого гиббона руководство чертежи размеры
  • Депакин сироп 150 мл инструкция по применению