Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться аудитором

3. Общение с руководством экономического субъекта

до начала аудита и на различных стадиях его проведения

3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.

3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.

3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.

3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

а) вопросы планирования аудита;

б) вопросы получения аудиторских доказательств;

в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;

г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

д) вопросы использования работы экспертов;

е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;

ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.

3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;

б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;

в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;

г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;

д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);

е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;

ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.

3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.

ОДОБРЕНА
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации
11 июля 2000 г.
Протокол N 1

МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ И ДРУГИЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ. ОБЩЕНИЕ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая методика подготовлена для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью методики является определение способов практического выполнения аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей <*>, специального аудиторского задания по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством (проведение налогового аудита), а также оказания других сопутствующих услуг по налоговым вопросам.

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Настоящая методика не регулирует порядок действий аудиторской организации по рассмотрению отдельных счетов и статей бухгалтерской отчетности, отражающих информацию о расчетах экономического субъекта с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам в рамках проводимой аудиторской проверки с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

1.4. Задачами методики являются:

а) определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;

б) определение основ взаимоотношений (далее общения) аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;

в) определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;

г) определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

1.5. Установки данной методики носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и подготовке итоговых документов по их результатам.

2. Основные принципы проведения налогового аудита и его этапы

2.1. Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды <*>.

<*> Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам представлен в приложении 1.

2.2. В рамках настоящей методики к налоговым органам относятся:

а) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;

б) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения;

в) государственные органы исполнительской власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, осуществляющие в установленном порядке прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой;

г) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы по решению вопросов, связанных с налоговым законодательством, установленных Налоговым кодексом;

д) органы государственных внебюджетных фондов;

е) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения.

2.3. Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

2.4. При проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и оформлении их результатов аудиторская организация должна руководствоваться положениями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» и «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

2.5. Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.

2.6. Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг».

2.7. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и (или) других сопутствующих услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

2.8. В процессе проведения налогового аудита и оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта» и (или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы другой аудиторской организации». Использование работы эксперта и (или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг.

2.9. Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

2.9.1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает в себя:

а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

в) проверка методики исчисления налоговых платежей;

г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

д) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

2.9.2. Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

2.9.3. Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

2.9.4. Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

2.10. Помимо проведения налогового аудита аудиторская организация может оказывать иные сопутствующие услуги по налоговым вопросам (см. приложение 1). При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.

Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

2.11. В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.

Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

2.12. Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение налогового аудита, о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.

3. Общение аудиторской организации с налоговыми органами при проведении налогового аудита и оказании других сопутствующих услуг по налоговым вопросам

3.1. Аудиторская организация может являться уполномоченным представителем экономического субъекта как налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Общение аудиторской организации с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется:

а) при обращении к налоговым органам с целью получения аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания;

б) для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта;

в) при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и других) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами;

г) в других необходимых случаях.

3.3. Аудиторская организация на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение об объеме запрашиваемой у налоговых органов информации, необходимой для составления заключения по результатам выполнения специального аудиторского задания.

3.4. Аудиторская организация при обращении к налоговым органам должна придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. Запросы к налоговым органам рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта. Руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать перечень вопросов, запрашиваемых аудиторской организацией у налоговых органов. Желательно довести это обстоятельство до руководства экономического субъекта на стадии заключения договора о выполнении специального аудиторского задания.

3.5. При общении с налоговыми органами аудиторской организации следует придерживаться общепринятых этических и профессиональных норм аудиторской деятельности, а также принципа соблюдения профессиональной аудиторской тайны в соответствии с нормами Налогового кодекса.

3.6. Общение с налоговыми органами может осуществляться как в устной форме, так и в письменной форме путем направления экономическим субъектом или аудиторской организацией запросов и других материалов в адрес налоговых органов.

3.7. Все материалы, подготовленные или полученные в ходе общения с налоговыми органами, должны быть включены в рабочую документацию аудиторской организации.

3.8. При обращении к налоговым органам аудиторская организация должна точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые предполагается получить или подтвердить.

3.9. В случае отказа налоговых органов представить информацию по запросу аудиторской организации ей следует оценить степень влияния отсутствия разъяснений налоговых органов по конкретному вопросу на выводы, которые будут сделаны по результатам налогового аудита. В существенных случаях аудиторская организация вправе сделать соответствующую оговорку в итоговых документах и довести данное обстоятельство до лица, заказавшего проведение налогового аудита.

3.10. Разъяснения, предоставленные налоговыми органами по запросам аудиторской организации, должны дополняться аудиторскими доказательствами из других доступных аудиторской организации источников. При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудиторская организация должна оценить их достаточность, а также правомочность, компетентность лица, их предоставившего.

3.11. Налоговая отчетность проверяемого экономического субъекта может быть признана аудиторской организацией более достоверной, если в проверяемом периоде проводились проверки со стороны налоговых органов и составленные акты свидетельствуют об отсутствии нарушений налогового законодательства либо если указанные в акте нарушения признаны и исправлены экономическим субъектом.

3.12. В случае возражений со стороны экономического субъекта на акт налоговых органов аудиторской организации следует рассмотреть:

а) не противоречит ли акт налоговой проверки и решение налоговых органов действующему законодательству;

б) соответствуют ли указанные в акте нарушения фактическим обстоятельствам дела;

в) соответствуют ли примененные санкции выявленным нарушениям;

г) существуют ли иные обстоятельства, свидетельствующие в пользу экономического субъекта, которые не были учтены в ходе налоговой проверки.

Сделанные выводы и заключения аудиторской организации необходимо отразить в итоговых документах специального аудиторского задания.

3.13. Если по результатам рассмотрения актов налоговых органов аудиторская организация приходит к выводу об обоснованности возражений экономического субъекта, то ей следует воздерживаться от прямого общения с должностными лицами налоговых органов.

В случаях, предусмотренных договором, аудиторская организация вправе оказывать экономическому субъекту консультации и рекомендации по составлению возражений на акт проверки, жалоб в вышестоящий орган, подачи исковых заявлений о признании акта недействительным.

3.14. При проведении налогового аудита аудиторская организация обязана соблюдать принцип конфиденциальности информации о деятельности экономического субъекта, ставшей известной в ходе выполнения специального аудиторского задания.

4. Ответственность сторон при проведении налогового аудита

4.1. Руководство экономического субъекта несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту и точность налоговых расчетов и за правильность и своевременность уплаты причитающихся налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

4.2. Перед проведением налогового аудита аудиторская организация вправе потребовать от руководства экономического субъекта письменного подтверждения понимания того факта, что проведение налогового аудита не снимает ответственность с руководства экономического субъекта за правильность и своевременность исполнения обязательств по налогам и сборам, а также за выполнение требований действующих нормативных актов. Такое подтверждение может быть представлено в форме соответствующих положений договора на проведение налогового аудита или заявления об ответственности, подписанного руководителем организации.

4.3. Руководство экономического субъекта несет ответственность за юридическое оформление предоставляемых аудиторской организации документов, достоверность предоставляемой информации, документов, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

4.4. Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность:

а) за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и справок;

б) за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

в) за неустранение или несвоевременное их устранение.

4.5. Аудиторская организация ответственна за правильность и полноту данных, отраженных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

4.6. В результате проведения налогового аудита могут быть выявлены нарушения налогового законодательства и искажение бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, т.е. неверное отражение и представление данных из-за несоблюдения установленных правил исчисления, отражения и перечисления налогов и сборов.

4.7. В случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

4.8. Если руководитель экономического субъекта не сочтет нужным внести поправки и исправления в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, требуемые аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо — уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства.

4.9. Аудиторская организация несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении без разрешения экономического субъекта сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности, заполняемых налоговых деклараций и справок третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).

5. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита

5.1. Результатом проведения налогового аудита является подготовка следующих документов:

а) заключения по результатам проведения налогового аудита;

б) отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).

5.2. Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам являются документально оформленные материалы (например, консультации, предложения, расчеты, схемы).

5.3. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита аудиторской организации следует выразить мнение:

а) о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

б) о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

5.4. Заключение, подготовленное по результатам выполнения налогового аудита, не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

5.5. Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

а) указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;

б) практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;

в) разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

г) внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

д) разработка комплекса организационно — правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

5.6. В итоговых документах (заключении либо отчете по результатам налогового аудита) должны найти отражение все вопросы, которые, по мнению аудиторской организации, влияют на достоверность проверенной отчетности (документации), а также содержать четкие и полные ответы на вопросы, поставленные в договоре. Выявленные в процессе налогового аудита факты нарушений налогового законодательства аудиторской организации следует отразить в рабочей документации и в итоговых аудиторских документах.

5.7. Если в итоговых документах по результатам проведения налогового аудита описываются какие-либо нарушения порядка исчисления и перечисления налогов и другие факторы, являющиеся существенными по условиям договора или профессиональному суждению аудитора, то они не должны оставлять у пользователей сомнений относительно их смысла и значения для понимания содержания отчетности (документации).

5.8. Если целью налогового аудита в соответствии с договором является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности и полноты исчисления, отражения в учете и перечисления экономическим субъектом налогов и сборов, то аудиторской организации рекомендуется подготавливать соответствующее заключение. Примерная форма заключения аудиторской организации по результатам проведения налогового аудита представлена в приложении 2.

5.9. К представляемому заключению могут прикладываться приложения, куда подшивается документация, подтверждающая выводы аудиторской организации. Если в результате выполнения специального задания проверяемый экономический субъект произвел необходимые поправки в проверяемой отчетности (документации) до представления ее заинтересованным пользователям, то заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

5.10. Итоговые документы по выполненному заданию распечатываются на официальном бланке аудиторской организации.

5.11. Все итоговые документы должны быть собственноручно подписаны руководителем аудиторской организации или уполномоченным лицом аудиторской организации и аудитором, ответственным за проведение работ. Подписи в итоговых документах удостоверяются печатью аудиторской организации.

5.12. Итоговые документы выдаются лицу, заказавшему проведение налогового аудита, в количестве экземпляров и в сроки, согласованные с ним и определенные в договоре.

5.13. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять каким-либо пользователям (в том числе налоговым органам) копии итоговых документов по выполненному специальному заданию, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5.14. Если условиями договора предусмотрено представление отчета по результатам проведения налогового аудита, то при его подготовке аудиторской организации следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» или использовать примерную форму аналитической части заключения по специальному аудиторскому заданию из соответствующего правила (стандарта).

5.15. Во избежание возможности использования заключения для целей, не определенных заданием (договором), аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о цели подготовки данного заключения, установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц, а также указать на недопустимость его включения в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОГО АУДИТА И СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОРУЧЕНЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.

2. Оценка правомерности применения налоговых льгот.

3. Оценка правильности расчета налоговых обязательств.

4. Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

5. Налоговое сопровождение — текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.

6. Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.

7. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

8. Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

9. Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением.

10. Постановка налогового учета.

11. Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.

12. Разработка и представление:

а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;

г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;

д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;

з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО НАЛОГОВОМУ АУДИТУ

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию по проверке полноты и правильности исчисления и перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней [полное наименование организационно — правовой формы, полное наименование проверяемого экономического субъекта] по состоянию на [дата]

Вводная часть

Нами, [наименование аудиторской организации], на основании договора [номер, дата договора], заключенного с [наименование лица, заказавшего проведение налогового аудита], проведен налоговый аудит прилагаемой [наименование отчетности, документации, полное наименование проверяемого экономического субъекта].

Для аудиторской фирмы.

Лицензия на проведение [банковского аудита / аудита страховых организаций / аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов / общего аудита] N _______ выдана [наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности]. Лицензия действительна по [срок действия лицензии].

Свидетельство о государственной регистрации [фирменное наименование аудиторской фирмы] N ___________ выдано [наименование органа, выдавшего свидетельство].

Расчетный счет N ______________________ в [наименование банка, в котором открыт расчетный счет аудиторской фирмы].

Прочие данные [ИНН, БИК, код отрасли по ОКОНХ, код отрасли по ОКПО, юридический адрес, номера телефона и телефакса].

Аудит проводился с [дата начала] по [дата окончания] с участием:

Директора(ов) [наименование аудиторской фирмы, указание наименования, номера и даты документа, подтверждающего право подписывать аудиторское заключение].

В выполнении специального аудиторского задания принимали участие аудиторы: [фамилии, имена, отчества всех аудиторов, указание номеров квалификационных аттестатов], специалисты: [фамилии, имена, отчества, необходимые данные о специалистах].

Для аудитора, работающего самостоятельно.

Аудит проведен аудитором [фамилия, имя, отчество], имеющим стаж работы в качестве аудитора [период времени].

Лицензия на проведение [банковского аудита / аудита страховых организаций / аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов / общего аудита] N _______ выдана [наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности]. Лицензия действительна по [срок действия лицензии].

Регистрационное свидетельство на занятие предпринимательской деятельностью N ___________ выдано [наименование органа, выдавшего свидетельство].

Счет N _______________ в [наименование банка, в котором открыт расчетный счет аудитора].

Прочие данные [ИНН, почтовый адрес, номер телефона, телефакса].

Аудит проводился с [дата начала] по [дата окончания].

Объект проверки: [полное наименование проверяемого экономического субъекта / в скобках — сокращенное наименование проверяемого экономического субъекта] зарегистрирован(о) в форме [указать организационно — правовую форму, указать кем, дату регистрации, регистрационный номер]. [наименование экономического субъекта] осуществлял свою деятельность в [период времени] на основании лицензий [перечислить лицензии на осуществление деятельности, номер, срок действия]. Местонахождение [наименование экономического субъекта, юридический и (или) фактический адрес].

На момент проведения работ ответственными лицами за ведение финансово — хозяйственной деятельности являлись [фамилии, имена, отчества, должности ответственных лиц].

Ответственность за составление предоставленных аудиторской организации документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение достоверности бухгалтерских записей, налоговых отчетов (деклараций) несет руководство [наименование проверяемого экономического субъекта].

Аналитическая часть

1. Нами, в соответствии со специальным аудиторским заданием, полученным от [наименование лица, заказавшего проведение налогового аудита], проведено рассмотрение бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды [наименование экономического субъекта] по состоянию на [дата].

2. В нашу обязанность входило выражение мнения о соответствии налоговому законодательству полноты и правильности исчисления и перечисления налогов [сокращенное наименование экономического субъекта].

3. Мы проводили аудит в соответствии с [наименование нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, органов, издавших их, номера и даты издания], были использованы также внутренние документы аудиторской организации.

4. Аудит проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что проверяемая [наименование отчетности, документации, наименование проверяемого экономического субъекта] не содержит существенных искажений.

5. При планировании и проведении налогового аудита нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у [наименование экономического субъекта]. Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган [наименование экономического субъекта].

6. Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования заключения о достоверности исчисления и перечисления налогов и других обязательных платежей. Проделанная в процессе налогового аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля [наименование экономического субъекта] с целью выявления всех возможных недостатков.

7. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в отчетности (документации). Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности отчетности (документации).

8. При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение [наименование экономического субъекта] требований действующего налогового законодательства Российской Федерации при совершении финансово — хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение требований действующего налогового законодательства Российской Федерации при совершении финансово — хозяйственных операций несет исполнительный орган [наименование экономического субъекта].

9. Мы проверили соответствие ряда совершенных [наименование экономического субъекта] финансово — хозяйственных операций действующему налоговому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность, касающаяся налоговых вопросов, а также налоговая отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами налогового аудита отчетности (документации) не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности [наименование экономического субъекта] налоговому законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем.

Итоговая часть

По нашему мнению, приложенная [наименование отчетности, документации] по исчислению и перечислению налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней во всех существенных аспектах отражает состояние системы налогообложения и выполнения налоговых обязательств [наименование экономического субъекта] на [дата].

Приложение: Документация, подтверждающая исчисление и перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней [сокращенное наименование экономического субъекта] по состоянию на [дата] на ______ листах

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]

Всего сброшюровано ______ страниц.

Построение любых взаимоотношений между организациями начинается с обращений и преддоговорных переписок. Предложения от организации на проведение аудита целесообразно получать в письменном виде. Сделав свой выбор в отношении аудиторской организации предприятие направляет официальное именное письмо предложение, обращение о проведении аудита или уведомляет его иным способом о готовности сотрудничества. При получении такого предложения аудиторская фирма оценивает свои возможности выполняемой работы и в случае принятия на себя обязательств по её выполнения направляя организации, т е потенциальному клиенту, так называемым письмо-обязательство по согласия на проведение аудита.

Письмо направляется исполнительному органу экономического субъекта для правильного понимания им условий исполняемого договора. Целью данного письма должно быть установлении основных обязательств аудиторской организации и экономического субъекта на этапе заключения договора аудиторской проверки.

Письмо обязательство должно включать обязательные и при необходимости дополнительные сведения. К обязательным следует отнести:

1. условия аудиторской проверки: объект и цель аудиторской проверки; необходимость или отсутствие её в аудиторской проверке экономического субъекта, филиале ; информация о законодательных актах, на основании которых проводится аудит; дополнительные вопросы, решающие в ходе аудита

2. Обязательства аудиторской организации: информация о форме отчётности по результатам аудита; ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги; соблюдение аудиторской тайны; возможный риск аудитора не обнаружение существенных неточностей или ошибок…

3. обязательства экономического субъекта: информация об ответственности за полноту и достоверность предоставляемых для аудита документации и информации; обеспечение свободного доступа аудитора к документации и компьютерной базе, необходимой для проведения аудита. Указание о неоказании давления на аудитора или аудиторскую организацию в любой форме для изменения объективного мнения о достоверности отчётности.

Дополнительные сведения: (№12 федеральный правило-стандарт « Согласование условий проведения аудита»

1. сведения об оказываемых услугах

2. квалификация персонала

3. наиболее крупные клиенты фирмы

4. членство в российских и международных аудиторских организациях и союзах

5. условия оплаты оказываемых услуг

6. предложения об использовании услуг независимых экспертов

7. примерный план проведения аудита

8. предложение о дальнейшем развитии договорных отношений

Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. В процессе аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

1. вопросы планирования аудита

2. вопросы получения аудиторских доказательств

3. вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности

4. вопросы изучения и оценки систем БУ и внутреннего контроля

5. вопросы использования работы экспертов

Организационные вопросы, связанные с проведением аудита и другие вопросы по подготовке и проведении аудита. На заключительном этапе аудит с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

1. проблемы, с которыми столкнулась организация в ходе аудита

2. вопросы ведения БУ и составление отчётности, по которым возникли разногласия

3. поправки ведению учёта и составлению отчётности, предложенные аудиторской организацией

4. нарушения, установленных законодательством РФ, систем ведения учёта и составление отчётности, влияющие или способные повлиять на её достоверность

5. выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенное влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта

6. существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения

7. другие вопросы, связанные с совершением аудита

Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной так и письменной формах, путём направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

Договор на оказание аудиторских услуг

При достижении между аудитором и клиентом договорённости о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон.

Общие положения такого договора определяются ГК РФ, в соответствии с которым договор по аудиту относится к договорам возмездного оказания услуг.

Особенности составления договора регулируются федеральным правилом-стандартом АД № 12 « Согласование условий проведения аудита».

Договора на оказание аудиторских услуг может носить разовый или долгосрочный характер. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде. Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

1. предмет договора на оказание аудиторских услуг

2. условия оказания аудиторских услуг

3. права и обязанности аудиторской организации

4.
права и обязанности экономического субъекта

5. ответственность сторон и порядок разрешения споров

6. стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты

7. порядок приёмки работ

8. штрафные санкции, реквизиты, подписи сторон

При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиторских услуг, целесообразно предусмотреть раздел уточняющий содержание аудиторского задания. Изменения или дополнительное соглашение прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью. В тексте договор так же целесообразно предусмотреть:

1. возможность аудитора отказаться от выдачи положительного аудиторского заключения

2. пункт о сроках предоставление клиентом документов, необходимых для проведения проверки

3. предоплата заказчика аудиторской фирме

4. пункт, обязывающий заказчика оказывать помощь аудитору в ходе проверки

5. пункт о том, что в случае отказа заказчика от договора в одностороннем порядке, он обязуется фактически проделанную работу исполнителя (№ 12)

Планирование аудита и изучение деятельности экономического субъекта

До начала проведения аудита и оказания сопутствующих аудита услуг организация должна в должной и достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита БО аудиторская организация должна понимать деятельность экономического субъекта в достаточной степени, чтобы правильно оценивать события, операции, используемые методы учёта, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность БО, на ход проведения проверки или выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. Понимание деятельности экономического субъекта необходимое для работы предусматривает понимание экономической ситуации в стране и отрасли, в которой действует экономический субъект. Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта подразделяют на внешние (общеэкономические и отраслевые) и внутренние.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПЕРЕЧЕНЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ (СМ. ВЫШЕ)

Понимание деятельности экономического субъекта зависит от квалификации аудитора и должно быть по возможности достаточным для качественного проведения проверки.

Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно предоставлять информацию необходимую для понимания деятельности этого экономического субъекта, что должно быть предусмотрено в общем плане аудита, при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации.

Перед проведением аудиторской проверки и в ходе её все проведённые процедуры и полученная информация отражается в рабочих документах аудитора. Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита.

Основываясь на заключённом договоре с клиентом и поставленных в нём целей, аудитор должен осуществить планирование проверки.

Планирование-процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск не обнаружения существенных моментов. Планирование является начальной стадией проведения аудита, в ходе которой определяются объёмы и сроки аудита, разрабатывается план и программа проверки, определяющая виды и последовательность аудиторских процедур.

Планирование аудитором совей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работы между членами аудиторской группы, участвующей в проверке.

Согласно федеральному правилу-стандарту АД № 3 планирование аудита процедуру планирования подразделяют на следующие этапы:

1. составление общего плана

2. разработка программ аудита

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планируемой работы. Помогает аудитору выявить события, операции, другие особенности, которые могут оказывать существенные влияния на БФО, при этом аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию о организации клиента, т е виды деятельности, наличие филиалов, номенклатура выпущенной продукции, уровень рентабельности, система оплаты труда, локальные документы, внутрифирменные инструкции, учётная политика…

Общий план аудита отражает сроки и график проведения аудита, подготовке письменной информации руководству экономического субъекта и аудиторского заключения. В общем плане аудита осуществляют планирование затрат времени, которое предполагает расчёт реальных трудозатрат с уч1том данных предыдущего периода. В общем плане аудита необходимо произвести оценку уровня существенности и рисков аудита, а так же в общем плане рекомендуется предусмотреть структуру аудиторской группы и распределение его членов по конкретным участкам аудита, инструктирование и контроль руководителя за выполнением плана

Общий план аудита

Проверяемая организация (в право части пишем значения)

Период аудита

Количество чел.- час.

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы (ФИО всех остальных)

Планируемый аудиторский риск ( в %)

Планируемый уровень существенности (руб.)

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
         

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от её имени.

Руководитель аудиторской группы (ФИО, подпись)

10.02.12

1.3 взаимоотношения аудитора и экономического субъекта.

Основополагающий принцип аудита его независимость. Временные правила определяют перечень обстоятельств, при которых аудит не может проводиться:

аудиторы являются собственниками, учредителями, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, ответственными за соблюдение бухгалтерской отчетности, либо состоят с ними в близком родстве;

аудиторскими фирмами, по отношению к которым проверяемый экономический субъект является учредителем, собственником, акционером, а также экономических субъектов, которые по отношению к аудиторской фирме являются учредителем, собственником, акционером;

в отношении экономических субъектов, являющихся дочерними предприятиями, филиалами, представительствами, или имеющих в уставном капитале долю этих аудиторских фирм;

аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими ранее данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Более детально эти ограничения описаны в «Кодексе профессиональной этики аудитора», принятом Аудиторской палатой России.

Независимость аудиторской организации может быть оценена по следующим группам признаков:

Организационные:

организационно-правовая форма любая, кроме акционерного общества открытого типа;

учредителями аудиторской фирмы не могут выступать юридические лица, занимающиеся не аудиторской, а любой другой предпринимательской деятельностью;

аудиторские организации не могут находиться в государственной (муниципальной) собственности, или смешанной с участием государства или муниципальных органов;

принимать участие в аудиторских проверках могут только штатные сотрудники аудиторской организации. Лица, привлекаемые к работе на основе договоров гражданско-правового характера, могут осуществлять только консультирование.

Материально-технические:

аудиторская фирма должна обладать достаточной финансовой обеспеченностью, чтобы исключить заинтересованность в выдаче необоснованных аудиторских заключений, быть в состоянии отвечать по искам за проведение некачественной аудиторской проверки;

аудиторская фирма должна обладать определенной материально-технической базой, обеспечивающей высокое качество и своевременность подготовки материалов;

уровень материальной обеспеченности сотрудников должен быть достаточным, чтобы исключить фальсификацию выводов по результатам проверки.

Интеллектуальные:

в штате аудиторской фирмы должно состоять не менее 50% сотрудников с соответствующим образованием (экономическим или юридическим) и значительным практическим стажем работы в соответствующей области деятельности;

в штате аудиторской фирмы должно быть не менее 20% сотрудников аттестованных аудиторов;

аудиторская организация должна обладать внутрифирменными стандартами и методиками проверок;

аудиторская организация должна поощрять стремление своих сотрудников к повышению профессионального уровня.

Моральные:

отсутствие родственных связей между персоналом аудиторской организации и руководителями проверяемых экономических субъектов;

возможные или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;

финансовое участие аудиторской организации в делах организации клиента в любой форме, финансовая и имущественная зависимость аудиторской организации от клиента;

получение от клиента товаров и услуг по ценам, существенно более низким относительно реальных рыночных цен;

участие аудитора (аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента и/или его филиалов;

оказание услуг по управлению организацией.

Аудиторская деятельность это, прежде всего, предпринимательская деятельность аудиторских служб в виде проверок и консультирования клиентов по учетным, налоговым, организационно-управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.

Обязательные аудиторские проверки носят резко сезонный характер, т. е. проводятся по закону по результатам годовой отчетности организаций. Однако аудиторским службам необходимо иметь объемы работ не только один раз в году, но и повседневно, причем для получения прибыли от данного вида предпринимательской деятельности.

Поэтому, чтобы аудиторская фирма успешно работала, круг ее деятельности должен быть расширен, т.е. аудиторские фирмы могут заниматься, кроме основного вида деятельности проверок, также налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского учета у своих клиентов. Кроме того, аудиторские фирмы могут заниматься ведением бухгалтерского учета и составлением отчетов организаций.

Важным видом сферы деятельности аудиторских фирм может стать проведение в организациях анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью прогнозирования эффективности развития, принятия оперативных управленческих решений и разработки различных рекомендаций, видов программ (бизнес-планов, прогнозов на перспективу, проектов учетной политики и организации учета и др.).

Аудиторские фирмы и аудиторы могут заниматься также консультационной деятельностью путем текущей организации консультирования или же абонентского обслуживания клиентов. От того насколько хорошо организован данный вид деятельности, зависит эффективность функционирования аудиторской фирмы в течение каждого календарного года.

В условиях переходного периода к рынку в отдельных организациях и в целом по стране значительное распространение получили такие негативные явления, как мошенничество, экономическая преступность в виде незаконного присвоения собственности, сокрытия от государственного налогообложения доходов и иных объектов налогообложения, допущения механических типичных, наследственных и умышленных ошибок при проведении финансово-хозяйственных операций и др. Это связано с объективными и субъективными причинами переходного периода реформирования экономики, которые сводятся к всеобщему кризису во всей стране.

В этих условиях одна из важнейших задач любой аудиторской организации вдумчивый и тщательный выбор клиента. Здесь крайне необходимо проявлять разборчивость с тем, чтобы не нанести ущерба репутации аудиторов.

Аудиторы должны предварительно правильно определить и выбрать исследуемые объекты проверки по степени их важности; правильно определить объем и трудоемкость предстоящей работы и последовательность этапов выполнения работ; налаживать деловые и доверительные отношения с руководством и сотрудниками заказчика; хорошо знать свои права и обязанности, законодательные и нормативные акты; разработать план и программу аудита; оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; в процессе проверки собрать необходимое количество и необходимого качества аудиторские доказательства; вести соответствующую аудиторскую документацию; по результатам проверки составить отчет и объективное аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения, учреждения и др. при этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки. С этой целью заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет аудиторской фирме официальное именное письмо-предложение о проведении аудита.

Официальным ответным документом, устанавливающим взаимоотношения между клиентом и аудитором, является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита, которая аудиторская фирма направляет исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора.

Письмо-обязательство аудиторской фирмы, направленное клиенту документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложенного назначения официальных аудиторов.

Взаимоотношения аудиторской фирмы с клиентом регулирует договор на оказание аудиторских услуг. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное юридическое соглашение интересов участвующих сторон.

Договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности).

Многие руководители и должностные лица организаций, подвергающихся обязательной аудиторской проверке, не совсем четко понимают цель такой проверки, поэтому аудитору необходимо разъяснить и помочь клиенту правильно определить свой заказ в предмете договора.

В договоре на оказание аудиторских услуг следует точно сформулировать права, обязанности и ответственность сторон. При этом подход должен здесь быть принципиальным, объективным и деловым с таким учетом различных ситуаций, чтобы не нанести ущерба ни клиенту, ни репутации аудиторов.

Аудиторы должны начинать свою работу с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо также ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выяснить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

Специфика деятельности организации, объем и сложность работы требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит, к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки являет всестороннее продуманное планирование аудита.

Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает в себя разработку графиков, определение срок и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета; внимательно изучить его организацию и документооборот клиента, описать эту систему, проанализировать ее слабые и сильные стороны. Понимание закономерностей функционирования системы бухгалтерского учета, способов и методов его ведения, позволит аудитору грамотно организовать процесс получения аудиторских доказательств и, соответственно, более эффективно и качественно провести проверку.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта» устанавливает, что аудитор, перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения, должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно не несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, относящейся к делу информации.

В стандарте говорится, что отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на формирование мнения аудитора, а в существенных случаях должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта» определяет основные требования к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта и перечисляет основные принципы профессиональной этики: независимость, честность и объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность информации, профессиональное поведение.

Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме, во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме, путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» описывает наиболее важные аспекты правовых взаимоотношений аудиторской деятельности, обеспечивает дополнительные основы для урегулирования конфликтов между аудиторскими организациями и пользователями аудиторских заключений, излагает права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество исполнения всех пунктов плана и программы аудита, провести классификацию, систематизацию и аналитических обзор результатов проверки.

После оценки результатов осуществляемой проверки аудитор приступает к составлению отчета и оформлению аудиторского заключения. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой мнение аудитора о достоверности этой отчетности. Оно должно содержать оценку аудитора соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Аудиторское заключение является официальным юридическим документом для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебно-следственных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности, является неотъемлемой частью этой отчетности и имеет юридический статус.

Правило (стандарт) «Общение с руководством экономического субъекта»

Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ
18 марта 1999 г. Протокол N 2

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБЩЕНИЕ С РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

 Примечание.

Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.12.2001 N 1459.

 1.2. Целью правила (стандарта) является определение принципов деловых отношений (далее — общения) аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит.

———————————

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

 1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

  • а) определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
  • б) определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
  • в) определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

 1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

 1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

 2. Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта

 2.1. При общении с руководством экономического субъекта (лицами, входящими в исполнительные органы или ответственными за ведение дел экономического субъекта) аудиторской организации следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться следующими принципами профессиональной этики:

  • а) независимость;
  • б) честность и объективность;
  • в) профессиональная компетентность;
  • г) конфиденциальность информации;
  • д) профессиональное поведение.

 2.2. Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств. Независимость аудиторской организации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 2.3. Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.

 2.4. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

 2.5. Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с экономическим субъектом. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 2.6. Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

 3. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита и на различных стадиях его проведения

 3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

 3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».

 3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.

 3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.

 3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

 3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.

 3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

 3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

  • а) вопросы планирования аудита;
  • б) вопросы получения аудиторских доказательств;
  • в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
  • г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • д) вопросы использования работы экспертов;
  • е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
  • ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.

 3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

  • а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
  • б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
  • в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
  • г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
  • д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
  • е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
  • ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.

 3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.

 4. Общение с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля  

 4.1. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» аудиторская организация изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и при необходимости подготавливает рекомендации по их совершенствованию. Аудиторская организация рассматривает состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа по оценке системы внутреннего контроля не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля экономического субъекта с целью выявления всех возможных недостатков.

 4.2. В случаях, предусмотренных правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», по результатам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторская организация готовит отчет, в который включаются предложения по устранению отмеченных недостатков, повышению надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и возможностей по выявлению ошибок и недочетов. Данный отчет должен, как минимум, включать те наиболее существенные аспекты, требующие улучшения, которые были выявлены аудиторской организацией в ходе аудиторской проверки. Отчет не включает все возможные рекомендации, которые могли бы быть предоставлены руководству экономического субъекта в случае проведения аудиторской организацией специального анализа и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в целом.

 4.3. При подготовке отчета о результатах оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» и учитывать, что содержание отчета, а также формулировка результатов оценки не должны противоречить содержанию и формулировке аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 4.4. При необходимости рекомендации по улучшению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут быть обсуждены с руководством экономического субъекта с целью их последующей реализации экономическим субъектом. Аудиторская организация может предложить экономическому субъекту содействие в выполнении этих рекомендаций.

 4.5. Аудиторская организация должна получить информацию, свидетельствующую о готовности руководства экономического субъекта принять меры по улучшению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В случае, если руководство экономического субъекта сообщило аудиторской организации о своем несогласии с предложенными рекомендациями, аудиторская организация должна провести совещание с руководством экономического субъекта для выяснения причин разногласий.

 4.6. Если руководство экономического субъекта подготовит письменный ответ на предоставленные аудиторской организацией рекомендации по улучшению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то аудиторская организация должна включить этот ответ в рабочую документацию проверки.

 4.7. Влияние всех отмеченных недостатков систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должно быть оценено с точки зрения их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта и обсуждено с руководством экономического субъекта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Академии гпс москвы руководство
  • Приложение к инструкции 5 букв сканворд
  • Руководство как быть добрым
  • Тамсулозин инструкция по применению для мужчин при простатите дозировка взрослым
  • Супрозафен 10 145 инструкция по применению