Обучающий стиль руководства

Подготовлено на основе исследований Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman) — сопредседателья Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях в Rogers State University

Менеджерам очень сложно оценить степень влияния рабочей атмосферы на финансовые результаты компании. Исследования показали, что внутренняя атмосфера организации практически на 30% определяет ее коммерческие результаты. Внутренний климат организации во многом определяется стилем управления, которым менеджеры «мотивируют» своих подчиненных, ставят задачи, собирают информацию, принимают решения и решают проблемы.

Существует 6 базовых стилей управления. Каждый стиль определяется различными элементами эмоционального интеллекта; лучше всего работает в определенных ситуациях; по-разному влияет на атмосферу в организации.

1. Авторитарный (или диктаторский) стиль.

Почти как в армии, требует немедленного повиновения — «Делайте как я вам сказал!». Руководитель спускает распоряжения на подчиненных, а подчиненные строго их выполняют. Авторитарный руководитель говорит подчиненным «что» делать и «как» делать.

Тут нет простора для творчества, дискуссий и обсуждений. Такой стиль управления сильно снижает мотивацию.

Авторитарный стиль применим в кризисных ситуациях, реорганизации, когда у руководителя нет взаимопонимания с сотрудниками.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива – разрушительное.

2. Авторитетный стиль

Руководитель мобилизует и вдохновляет сотрудников на воплощение своих замыслов. Он формулирует конечную цель, но предоставляет подчиненным достаточную свободу действий для достижения цели.

Руководитель авторитетного стиля говорит подчиненным «что» нужно делать, а «как делать» — чаще всего сотрудники решают сами. Такому руководителю доверяют, уважают, хотят за ним следовать.

Авторитетный стиль применим в ситуациях, когда бизнес находится в тупике или стагнации, для перемен требуются новые идеи, новый стратегический курс.

Такой стиль не очень подходит, когда команда с которой работает авторитетный лидер более экспертна и профессиональна, чем руководитель.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива – максимально положительное.

3. Дружественный стиль

Девиз такого руководителя- «Мои сотрудники это главное!» Руководитель формирует эмоциональные связи и создает внутри коллектива атмосферу мира и гармонии. Поддерживает приятельские или даже дружеские отношения с подчиненными, вместе проводят свободное время, ходят в рестораны и т.д.

В ситуациях, когда подчиненный допустил ошибку, руководитель поддерживает и подбадривает, но редко дает объективную и развивающую обратную связь, чтобы не испортить отношения – это большой минус. Поэтому некоторые результаты могут быть слабые и работники решат, что посредственность в такой организации вполне допустима.

Руководители такого типа редко дают конструктивные советы и при возникновении трудностей сотрудники остаются со своей проблемой один на один, без помощи руководства.

Применим в ситуациях, когда требуется поднять моральный дух, наладить общение и устранить разлад между сотрудниками, восстановить утраченное доверие или заставить подчиненных много работать в сложных обстоятельствах.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива –положительное.

4. Демократический стиль

Выслушать все мнения и принять коллективное решение. При использовании данного стиля в организации проводится большое кол-во совещаний, которые способствуют большому количеству новых идей.

Негативная сторона– постоянные совещания и запутавшиеся сотрудники, которым сложно выработать единое мнение и принять общее решение. Это приводит к неразберихе, а сотрудникам кажется, что ими никто не руководит.

Демократический стиль применим в обстоятельствах, когда необходимо убедить работников в правилах корпоративной политики, добиться общего видения и понимания, узнать идеи сотрудников.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива –положительное (но не сверх положительное, как может казаться).

5. Образцовый стиль

Девиз такого руководителя «Мы должны быть лучшими во всем!». Руководитель устанавливает крайне высокие стандарты производительности и сам им следует. Нанимает целеустремленных высокопрофессиональных сотрудников с высокой мотивацией, хорошо ладит с такими сотрудниками и выжимает из них максимум.

Остальные (сотрудники среднего уровня, а таких большинство) чувствуют себя неспособными справиться с требованиями руководителя, они выматываются и их моральный дух падает.

Образцовый стиль применим в обстоятельствах, когда нужно добиться быстрого выполнения работы.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива –разрушительное.

6. Обучающий стиль

Один из самых редких стилей управления, при этом один из самых сильных. Руководитель, в первую очередь уделяет внимание индивидуальному развитию подчиненных, а уже потом выполнению ими текущих рабочих задач. Определяет сильные и слабые стороны сотрудников, делегирует дела, которые способствуют развитию их перспективных способностей.

Руководитель как бы говорит: «я верю в тебя, вкладываю в твой талант и рассчитываю на исключительные усилия с твоей стороны».

Обучающий стиль эффективен, если сотрудники стремятся к развитию, понимают свои слабые стороны. И не подойдет, если подчиненные не хотят перемен и не хотят развиваться лично и профессионально.

Стиль применим в ситуациях, когда сотруднику требуется помочь повысить производительность или развить перспективные качества, умения и навыки.

Общее воздействие на атмосферу внутри коллектива –положительное.

Связь стилей управления с эмоциональным интеллектом руководителя

Многие считают, что стиль управления соответствует особенностям личности и не является результатом осознанного стратегического выбора руководителя. Но это не так.

Согласно исследованиям Дэниела Гоулмана, каждый стиль лидерства определяется различными доминирующими характеристиками эмоционального интеллекта, а его как известно, можно развивать.

1. Авторитарный стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • инициативность

  • самоконтроль

  • воля к достижению цели

2. Авторитетный стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • уверенность в себе

  • способность сопереживать

  • умение внедрять нововведения

3. Дружественный стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • способность сопереживать

  • умение налаживать социальные связи

  • эффективно общаться с людьми

4. Демократический стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • умение грамотно взаимодействовать с другими сотрудниками

  • руководить работой команды

  • эффективно общаться с людьми

5. Образцовый стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • добросовестность

  • воля к достижениям

  • инициативность

6. Обучающий стиль. Доминирующие характеристики эмоционального интеллекта:

  • поощрение развития способностей других людей

  • способность сопереживать
  • самосознание

Лучшие руководители не ограничиваются одним стилем управления, они сильны в нескольких, сочетают их в зависимости от ситуации, постоянно развиваются, а недостающие и слабые стороны восполняют другими членами команды.

Такой подход создает наилучший организационный климат, что способствует повышению эффективности бизнеса до 30%.

Исследования показали, что наиболее успешные управленцы наиболее сильны в следующих проявлениях эмоционального интеллекта:

  • Мотивация

  • Эмпатия
  • Коммуникабельность
  • Способность к самоанализу
  • Способность к саморегуляции

Иван Корчагин

Будучи разработчиком, я выработал в себе привычку читать доки и мануалы систематически и в большом объеме. Сейчас я руковожу отделом iOS разработки в Cardsmobile и практически не пишу код, но привычка осталась. Статей про менеджмент написано не меньше, чем по программированию. И начитавшись публикаций на очередную такую тему, я кое-что понял: зря я не читал их, пока активно кодил. Ведь в моей команде всегда есть как минимум один менеджер и хорошо было бы разбираться в том, что он делает. Хотя бы немного. Ведь если он делает свою работу плохо, то лучше подыскать нового? 

Люди увольняются не из-за плохой работы, а из-за плохих руководителей. Исследование Герцберга показывает, что вторым по значимости негативным фактором, влияющим на мотивацию, является плохое руководство. Первый – политика компании и бюрократия, что на самом деле является следствием плохого руководства.

Винить в таком увольнении можно кого и сколько угодно, однако развитие вашей карьеры зависит от вас самих в первую очередь, и в современных реалиях именно вы выбираете компанию и руководителя. Хорошие новости: это значит, что на ситуацию можно повлиять. Используя пару подручных графиков и несколько занимательных баек, я объясню, как определить плохого руководителя сразу на собеседовании.  

Не всегда получается однозначно сформулировать, кто такой хороший руководитель и какими навыками он должен обладать. Бывает и так, что у руля компании стоит человек с уникальными компетенциями и визионерским началом, но при этом деструктивным менеджерским стилем. После прочтения этой статьи вам станет понятнее, почему Стив Джобс, к примеру, был плохим руководителем.

6 стилей менеджмента

Существует множество классификаций менеджерских стилей. Больше других мне нравится классификация Дениэла Гоулмана, опубликованная в HBR в 2000 году. В ней выделяется 6 стилей: 

  • авторитарный,

  • авторитетный,

  • демократический,

  • образцовый,

  • товарищеский,

  • обучающий.

Каждый руководитель имеет свой стиль. Начинающие руководители, скорее всего, даже не осознают свой стиль. Высшим пилотажем в менеджменте считается умение менять стиль в зависимости от ситуации. Хорошие менеджеры владеют двумя-тремя стилями, лучшие – всеми шестью.

Все менеджеры любят что-то считать. Вот и Гоулман, основываясь на статистических данных, два десятка лет назад вывел, что худшим стилем является авторитарный, а лучшим – авторитетный (несмотря на всю их близость в произношении, между ними – целая статистическая пропасть).

Хорошие и плохие стили

Стиль менеджмента влияет на климат в команде, и это было статистически посчитано. Эта метрика рассчитывается из суммы корреляций используемого стиля с такими факторами, как гибкость, ответственность, стандарты, вознаграждения, понимание задач и приверженность целям. Подробнее об этом можно почитать в оригинальной статье, я приведу лишь график с финальной метрикой — влияние на климат в общем.

Источник: Герцберг, Harvard Business Review, 2000

Источник: Герцберг, Harvard Business Review, 2000

Из графика видно, что самый правильный стиль — авторитетный. Однако не спешите делать выводы. На самом деле не всё так однозначно. Во-первых, многие успешные менеджеры были авторитарны. К примеру, 2002 стал очень удачным годом для The New York Times: газета выиграла в в 7 из 13 номинаций Пулитцеровской премии. В том году компанией руководил человек, отличающийся авторитарным стилем – Хауэлл Рейнс. Однако он был смещен со своего поста уже в 2003 году. 

Более близким нам всем примером авторитарного менеджера является Стив Джобс. Хотя на самом деле исследователи не могут четко классифицировать его стиль (и это целый материал для отдельной статьи, доказывающей, что Джобс — хороший менеджер), он ближе всего к авторитарному. Авторитарный стиль — статистически плохой, а значит и Джобс — статистически плохой руководитель. Однако только он смог вывести Apple из кризиса в конце 90-х и обеспечить попадание в топ-3 самых дорогих компаний в мире в 2011 году.

Я могу привести ещё целый список противоречивых авторитарных менеджеров, и все они добивались больших результатов: Марта СтюартВинс ЛомбардиЛеонард Шеффер, вероятно, к ним можно причислить и Стива Балмера (не слушайте, что человек говорит — следите за его поступками).

Очень легко ошибиться в оценочной интерпретации стилей, глядя на график выше. Тот же авторитарный стиль: по графику он хуже всего влияет на климат внутри команды. Значит ли это, что он худший и его стоит избегать? И да, и нет. Всё зависит от ситуации. У каждого стиля есть свои особенности: сильные и слабые стороны. Есть ситуации, к которым лучше подходит товарищеский стиль, к другим – авторитарный. И даже с точки зрения климата в команде и отношений с руководством, большинство людей ценят свободу, но есть и те, кто хотел бы находиться под руководством сильного лидера, отдающего чёткие, понятные инструкции. 

Прежде чем понять, как мы будем определять стиль будущего руководителя на собеседовании, давайте подробнее остановимся на каждом из них, и на примерах разберем, чем они отличаются друг от друга.

Образцовый стиль

Когда я только попал в Cardsmobile, то думал, что это компания с ярко выраженным образцовым стилем управления. Но, перечитав оригинальную статью ещё раз, понял, что это не так. Да, элемент образцового стиля присутствует в нашем менеджменте, но не является основным. Дело в том, что сам по себе образцовый стиль является деструктивным.

При образцовом стиле руководитель ставит высокие требования к себе самому и к своим подчиненным. Например, в Кошельке старший инженер не только решает сложные задачи, но и регулярно выступает на митапах, пишет статьи, обучает менее опытных коллег, думает над тем, как улучшить процессы код-ревью, проектирует фичи, затрагивающие все iOS-команды (у нас их на данный момент 5), отвечает за технические метрики (крэш-фри, время запуска приложения), а также участвует в формировании процессов найма. А от перечисления всех обязанностей лида платформы меня бросает в холодный пот. Всё это звучит очень сложно, но на практике, при достижении определённого уровня развития , это делается уже на автомате. А ещё мы всецело выступаем за дистрибутивную честность. 

Таким образом, если человек соответствует всем этим требованиям и приносит пользу компании, то и компания его вознаграждает высоким уровнем компенсаций. И я говорю не только о зарплате. Например, за написание статей у нас есть очень неплохой бонус.

Чем же плох такой стиль? Руководитель может быть нетерпим к тем, кто его стандартам не соответствует. Станет давить на сотрудников, чтобы дотянуть их уровень до своего представления, или, наоборот, выполнять работу за них самостоятельно, если они не успевают в жесткие сроки. Это, в свою очередь, может привести к другому негативному эффекту — синдрому установки на неудачу и исчезновению мотивации и инициативы усотрудников.

Не каждый способен соблюдать темп образцового руководителя

Не каждый способен соблюдать темп образцового руководителя

Мы понимаем все негативные эффекты такого подхода, поэтому не ожидаем от каждого сотрудника, что он будет техлидом. Наша карта компетенций подразумевает очень широкое распределение по уровням: от тех, кто только стал мидлом, до уровней principal, techlead, platform lead.

Обучающий стиль

 Мы стараемся мотивировать всех на рост. Для этого у нас выстроен честный и прозрачный процесс. У нас есть понятная карта компетенций, разбитая по навыкам и уровням, везде есть примеры того, что можно делать для достижения определенного уровня. И для каждого мы строим индивидуальный план развития на полгода. У всех он разный, кто-то ориентируется на продвижение в одной компетенции за раз, кто-то хочет развивать сразу несколько. И это уже является элементом обучающего стиля управления.

Мы верим в то, что сможем достигать крутых результатов, если будем развивать индивидуальные навыки своих сотрудников. Для этого каждые полгода мы проводим performance review. Оно включает в себя отзывы от коллег, self-review и 1-1 с руководителем для рефлексии. После этого мы составляем план на полгода таким образом, чтобы сотрудник знал, что ему делать для улучшения своих навыков. Каждый пункт этого плана является целью и ставится по фреймворку SMART. Например, если одной из целей является крупный рефакторинг, то мы определяем definition of done этого рефакторинга. Так он станет конкретным и измеримым. Планируем объём работ: реально ли закончить этот рефакторинг за 3-6 месяцев? И думаем о том, какую пользу он принесет компании.

Девиз обучающего стиля

Девиз обучающего стиля

Демократический стиль

 А вот рефакторинги у нас зачастую являются примером проявления демократического стиля. Демократический стиль хорош повышенной инициативой от сотрудников. При обсуждении очередного изменения в проекте гораздо лучше обсудить это со всей командой. На это уйдет больше времени, но плюсом мы получим взвешенное решение, и каждый будет понимать, почему мы приняли именно его. Очень важным фактором демократического решения является то, что все по чуть-чуть принимают ответственность за это решение. 

Такой подход может помочь при принятии непопулярных решений. Если по какой-то причине руководителю понадобилось списывать время в задачи, то он может внедрить эту обязанность двумя способами. Авторитарный путь — заставить всех списывать время, демократический — собрать всех, объяснить проблему и то, почему её решение важно для компании. Не предлагать решения, а вместо этого попросить команду решить эту задачу на совместном обсуждении. Это займет время, но в конце концов команда сама придёт к решению, что списывать время — единственный рабочий вариант и примет его (если это действительно так). Таким образом, руководитель добивается полной осознанности и понимания этого процесса со стороны команды, снимает стресс, ведь все будут понимать, что трекинг времени нужен не для того, чтобы наказать кого-то за уход с работы на 20 минут раньше, а для того, чтобы лучше планировать, попадать в оценки и не перерабатывать. 

Частый ответ на вопрос о странном legacy решении в проекте

Частый ответ на вопрос о странном legacy решении в проекте

Есть и минус такого подхода. Если его использовать слишком часто, то у подчиненных может сложиться чувство недоверия к своему руководителю. Если руководитель сам не может принять никакого решения, то зачем вообще нужен такой руководитель?

Авторитетный стиль

Справиться с этой проблемой помогает авторитетный стиль. Авторитетный лидер — он как самый энергичный таксист на районе, который знает все новости города, где выпить самый вкусный кофе, куда поехать в поисках приключений и какой номер телефона у Людочки из бюро находок в аэропорту; самый полезный человек, с которым вы когда-либо могли завести знакомство. Так и авторитетный лидер – обладает наиболее полным и четким видением стратегии компании, знает, зачем и что мы делаем, способен замотивировать самого Тони Робинсона и в некоторых случаях даже Шайя ЛаБафа.

 Это самый крутой стиль лидерства, если верить исследованиям в статье Гоулмана. На самом деле он частично включает в себя все другие стили. Авторитетный лидер описывает Definition of Success и говорит, что нужно сделать, чтобы добиться успеха. Может показаться, что он авторитарен, но на смену принуждению и контролю диктаторского подхода приходит мотивация и свобода в выборе средства достижения результата. Как и при образцовом стиле, авторитетный лидер требователен к себе и своим сотрудникам, но, если сотрудник не справляется с поставленной задачей, это является не поводом его «слить», а точкой роста и поводом применить обучающий стиль. 

Именно таким должен быть настоящий лидер

Именно таким должен быть настоящий лидер

На практике такой руководитель рисует желанную картинку будущего и позволяет своим сотрудниками развиваться, самостоятельно решая сложные задачи. Например, если приоритетом команды является качество продукта, такой руководитель может провести ревью кода и понять, что для достижения успеха команде нужно начать писать тесты, но текущий код не поддается тестированию из-за несоблюдения принципа DI. Авторитетный лидер расскажет о результатах своего ревью проекта на общем собрании, сделает внедрение DI приоритетной задачей и делегирует ее кому-то из команды. При этом он может поделиться своим предыдущим опытом, но решение, как это всё реализовать сейчас, будет принимать тот, кому он делегировал. 

Товарищеский стиль

Климат — одна из самых важных характеристик в команде. Команда, в которой царит атмосфера соперничества, гораздо лучше справится с задачей спортивного метания стульев в переговорках, чем с поставленной задачей. Токсичность коллег может стать причиной отсутствия инициативы у сотрудников, кто-то даже решит покинуть команду. Хороший руководитель выстраивает долгосрочные доверительные отношения в команде и регулярно отпаивает команду детокс-коктейлями в ближайшей смузичной, для профилактики.

Работать в команде, управляемой товарищеским стилем, очень приятно. Это я вам по личному опыту говорю. Вы каждый день приходите на работу, где все ваши коллеги — очень приятные люди, где вы не переживаете за настроение своего руководителя, ведь он никогда не проявляет своего недовольства результатами вашей работы. На такую работу хочется приходить, даже когда вы устали и не хотите работать. С утра выпьете кофе с коллегами, в обед начистите кому-то рожу в Мортал Комбате и со спокойной душей пойдете играть в кикер. Завтра нагоните свой график. 

Всё это выглядит очень увлекательно до некоторых пор: пока стендапы не превращаются в бесполезный ритуал, похожий на спор продавцов Avon и свидетелей Иеговы: 
– Я накосячил, не успел закрыть задачу, не попадаю в сроки, постараюсь закрыть тикет как можно скорее.
– Не переживай, это не твоя вина, только ни в коем случае не трать свободное время на это.
– Да не, ты не понял. Я решил зарефачить модуль, но там оказалось работы в 2 раза больше, а смысла в этом рефакторинге и нет толком. Это мой косяк, я хочу закрыть эту задачу сегодня.
– Андрей! У нас нет виноватых, у нас нет проблем, у нас есть задачи, которые нужно решать. Не нужно работать в свободное время, а то выгоришь!

Девиз товарищеского стиля

Девиз товарищеского стиля

Далеко не каждая компания может позволить себе полагаться исключительно на товарищеский стиль. Если на косяки сотрудников закрывать глаза, то рано или поздно косячить станет нормой — к этому проще станут относиться и сами сотрудники. На самом деле это не нужно никому: скорость работы команды упадёт, и от этого пострадает компания, а сотрудники расслабятся, будут медленнее развиваться или даже терять свои навыки. Самые сильные уйдут в другие компании ради собственного развития.

Авторитарный стиль

Давайте представим себе ужасную ситуацию. Через неделю дедлайн проекта, приуроченного к важной дате. Это может быть праздник (Новый год, 8 марта) или распродажа (Черная пятница или 11.11). Переносить дату релиза нельзя, в этом случае проект окажется никому не нужен. Однако вы построили диаграмму сгорания по проекту, и она четко указывает его окончание: ровно через 3 недели после необходимой даты. 

Первое, что приходит на ум — выбросить из проекта всё лишнее, объяснить всем важность ситуации и оплатить сверхурочные до конца проекта. Выглядит как авторитетный стиль. Вы обладаете стратегическим видением и можете понять, что из скоупа задач можно выбросить, да так, чтобы проект всё ещё приносил пользу. Отличный план, немедленно приводим его в действие. Теперь диаграмма сходится через неделю после дедлайна.

Что остается делать в таком случае? Засучить рукава, обновить IDE до актуальной версии и засесть самому писать код? Очевидный пример образцового стиля. И, наверное, это и есть лучше решение для тимлида небольшой команды, но что делать руководителю, у которого в подчинении несколько команд? Замыкаться на одной —плохая идея. Проект не будет готов, если в срок успеет одна команда из десяти.

Товарищеский стиль тут, очевидно, неприменим, если вам действительно нужен этот проект. Ведь товарищеский стиль говорит о том, что отношения важнее любых сроков и проектов и лучше провалить проект, чем испортить климат в команде.

Обучать людей банально нет времени.

Ситуация выглядит патовой. Мы перепробовали все описанные выше стили, кроме одного. Быть может, воспользоваться мозгами команды? Устроить консилиум. Одна голова — хорошо, а девять — гидра! Я уверен, что, привлеки я коллективный разум к решению этой головоломки, мы найдем лучший выход из ситуации. И работать никто сверхурочно не будет, и качеством, возможно, не придется жертвовать. Но решение будет найдено слишком поздно. Принять сложное коллективное решение — это как очередь за колбасой отстоять. Место занимать нужно за неделю, а в процессе, возможно, придется с кем-то подраться. Единственное применение коллективного разума в этой ситуации может быть в стиле «мы тут подумали, и я решил». И это совершенно не демократический стиль. Этот стиль называется авторитарным. И для него даже собирать никого не нужно. Если вы уже знаете, как выйти из этой ситуации — выходите. Раздайте всем чёткие инструкции и следите за их исполнением. Не думал, что  когда-нибудь это скажу, но микроменеджмент — наш друг (осталось вырвать эти слова из контекста и меня можно будет недурно дискредитировать за такое).

Не многие знают, но волчара с этого фото оказался волчицей

Не многие знают, но волчара с этого фото оказался волчицей

Да, никто не получит нового опыта в этой ситуации, всем придется стать банальными шестеренками в отлаженном механизме, несущемся к цели, как паровоз по проложенным рельсам. Да, вероятно, жёсткий контроль за сотрудниками может негативно повлиять на доверительные отношения в команде и желание сотрудников вкладываться в проект и проявлять инициативу. Однако нам нужно выбрать меньшее зло. Если негативный эффект от невыполненного в срок проекта больше негативного эффекта от временного авторитарного стиля управления, то лучше выбрать тот, что принесет меньше вреда.

Алгоритм подбора подходящего руководителя

Я не зря сменил способ выражения. Надеюсь, что к этому моменту вы уже поняли, что не бывает руководителей с плохим или хорошим стилем. Стили бывают только подходящими или нет. Равно как нанимающих менеджеров учат на собеседовании подбирать подходящих, а не идеальных кандидатов, так и я буду говорить о том, как найти подходящего, а не идеального руководителя. А для того, чтобы определиться, какой руководитель вам подходит в конкретной ситуации, нужно ответить на вопросы:

  1. Какие из стилей предпочитаете лично вы, как сотрудник?

  2. Какой стиль подходит команде, которую вы рассматриваете в данный момент?

  3. Какой стиль будет подходить команде через год, два, пять (зависит от того как на долго вы собираетесь с ней остаться)?

  4. Какой стиль использует руководитель?

  5. Способен ли он менять свой стиль?

О том, как ответить на эти вопросы мы поговорим ниже, а пока разберемся, как интерпретировать ответы:

  1. Запишите ответ на первый вопрос, скорее всего у вас выйдет несколько предпочтительных стилей.

  2. Стили из вопросов 2-4 должны быть из списка ваших предпочтительных.

  3. Ответы на вопросы 2 и 4 должны совпадать.

  4. Единственная ситуация, когда на этот вопрос можно ответить отрицательно — если все предыдущие ответы совпали и руководитель должен использовать, использует и будет использовать подходящий для вас стиль руководства. 

Как понять, какой из стилей предпочтителен для вас

Это самый трудный вопрос, ответ на который вам придется найти самостоятельно. Отведите себе время на рефлексию после прочтения статьи.

Вспомните весь свой предыдущий опыт, не только рабочий. Например, если на работе вам не приходилось сталкиваться с авторитарным стилем, возможно, вы застали его в армии. Большинство некоммерческих сообществ, построенных вокруг хобби, управляются товарищеским стилем. Отношения тренер-спортсмен — это почти всегда обучающий стиль руководства. Неважно, какого уровня была организация, серьёзная она была или игровая — если она состояла из пяти или более людей, то в ней был один ярко выраженный стиль управления.

Из моего опыта: авторитарный стиль я видел на второй своей работе, где начальник заставлял меня ставить всем сотрудникам шпионское ПО, чтобы контролировать, кто из них открывает ВКонтакте в рабочее время; авторитетный был в онлайн-игре, где один из игроков мотивировал остальных собираться, выбирать нужные команде роли и успешно координировал уничтожение вражеской базы; товарищеский — в страйкбольной команде, где гораздо важнее пожарить шашлыки во время тренировки и выпить галлон виски после выезда, чем победить в условной войне; обучающий — в секции по футболу; демократический — общедомовое собрание в безумной попытке оградить свой дом ужасным с виду забором. 

Какой стиль подходит команде

Если команда или компания сейчас находятся в критическом состоянии или состоят сплошь из мудаков, то предпочтительнее авторитарный стиль. Если вы делаете что-то уникальное, например, нейросеть, которая будет запускать мозг человека в баночке в далёкий космос для изучения инопланетянами, то, скорее всего, члены команды — уникальные специалисты, и будут хорошо себя чувствовать при образцовом стиле. Команда, состоящая сплошь из джунов, скорее всего выдаст лучший результат при обучающем стиле. Если у компании офлайн-бизнес, а IT является всего лишь вспомогательным отделом, то я бы предпочел товарищеский стиль: интересной работы не будет, так хотя бы условия будут максимально комфортными. Во всех остальных случаях лучше справится авторитетный.

Чтобы ответить на вопрос: «Какой стиль подходит команде сейчас?», нужно изучить много информации. Внимательно прочесть доступные источники: начиная от вакансии (какие требования ставят кандидату) и заканчивая блогом компании (если таковой имеется) и отзывами бывших сотрудников. 

Какой стиль будет подходить команде через N-время

На этом этапе нам нужно выбрать отрезок времени, в котором планируем работать в этой команде, и подумать, какой стиль лучше всего подойдет ей через это время. Например, если сейчас ситуация кризисная и принят авторитарный стиль, то после устранения этого кризиса компании, возможно, пойдет авторитетный или какой-либо другой стиль. Также это очевидно для обучающего стиля. Если сейчас в команде одни джуны, то через год-два из них должны вырасти боевые терминаторы, которые могут управляться как образцовым, так и авторитетным стилем, в зависимости от обстоятельств.

Какой стиль использует руководитель и способен ли он его менять

Если кто-то из ваших знакомых уже работает в этой команде,  вы можете попытать счастье и спросить у него, какой стиль у вашего будущего руководителя. Однако я очень удивлюсь, если вы получите вразумительный ответ. Для начала вам придется как минимум убедить его прочитать эту статью.

Реакция вашего друга на вопрос о стиле его руководителя

Реакция вашего друга на вопрос о стиле его руководителя

Альтернативным способом получить такую информацию является… собеседование. Если вы хотя бы раз проходили собеседование в любую компанию, то наверняка слышали вопросы вроде: «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Назовите ваши слабые стороны» и т.д. Очевидно, что все эти вопросы задают не с целью потянуть интервью подольше, они нужны для определения софт-скиллов. На самом деле такими вопросами можно многое узнать о мотивации кандидата, составить его психологический портрет. Такого рода вопросы — это мощный инструмент, который можно использовать и в обратную сторону. Не упускайте свою возможность задать вопросы, когда вам дают слово, попросите о дополнительной сессии с будущим начальником, коллегами. Задавайте вопросы, пока не сформируете полное представление о стиле руководства в компании. Конечно, этими техниками нужно уметь пользоваться, и если вы не знакомы с софт-скилловой стороной проведения собеседований, почитайте про интерпретацию фраз-маркеров, фреймворки STAR и PARLA. Как и в случае с любым другим инструментом, чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.  

Стиль спускается каскадно от топ-руководителей

Есть один важный нюанс. Скорее всего, вы не идете на работу в маленький стартап, где вашим руководителем будет сам основатель. Это значит, что у вашего руководителя будет ещё как минимум один руководитель на уровень выше. Если ваш непосредственный руководитель — милейший человек, который всегда «за своих орлов», а его руководитель — авторитарный деспот с усами, то так или иначе вы будете ощущать авторитарную нотку управления на себе. Если кто-то из директоров вздумает установить в офисе камеры и будет лично следить за тем, кто уходит на 15 минут раньше положенного, то никто вам не поможет. Каким бы подходящим ни был ваш тимлид, он будет не в силах спасти вас от бушующего СТО. Именно поэтому при собеседовании нужно задавать вопросы по фреймворку STAR или PARLA, узнавать отзывы бывших сотрудников. Важно не то, что говорят руководители, а то, как они поступают.

Заключение

Современный рынок труда в IT позволяет хорошим специалистам выбирать место своей будущей работы. В следующий раз не поленитесь воспользоваться такой возможностью. Да, в случае неудачи вы сможете найти себе новое место работы за 2 недели, а то и меньше. Однако каждая смена работы — это стресс и тема для обсуждения на следующем собеседовании. Гораздо лучше иметь возможность долгосрочного планирования карьеры, которая открывается  в случае, если вы уверены, что не уйдете из команды в ближайшее время.

Марина Денисенко

185 Просмотры

Приблизительное время чтения: 6 минут

  • Почему важно развивать эмоциональный интеллект руководителям
  • Резонансные стили управления
  • Идеалистический стиль
  • Обучающий стиль управления
  • Товарищеский стиль
  • Демократический стиль
  • Диссонансные стили управления
  • Амбициозный стиль
  • Авторитарный стиль
  • Как развить в себе недостающие лидерские качества
  • Тренинг по управлению эмоциями и развитию эмоционального интеллекта

В ходе исследований, проведенных над порядка 4000 различных руководителей, были выявлены и смоделированы определенные стили их поведения как лидеров, ведущих за собой людей.

Цель этих экспериментов – выявление отличий в стилях руководства и определение эффективности того или иного поведения и организации работы.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект руководителям

С одной стороны существуют сторонники строгих правил и регламентов. С другой же – немаловажную роль играет внутренний настрой руководителя. Именно благодаря ему коллектив получает направление к цели, создаётся необходимая атмосфера для работы.

Особенности поведения руководителей позволили выделить 6 лидерских стилей, среди которых 4 – вызывают резонанс у людей, 2 – диссонанс. Каждый из них имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Они раскрывают особенности поведения и помогают определить, где направление выбрано верно, а где его стоит сменить.

Важно понять, какой стиль превалирует у человека и чего ему наоборот не хватает. Ведь одна из особенностей данного распределения – возможность использовать этот набор качеств не только в работе, при управлении коллективом, но и дома, в семье.

Существует схематическое изображение распределения этих стилей в порядке от наиболее благоприятного к менее эффективному. Схема представляет собой перевёрнутую пирамиду. Однако следовать этому рисунку дословно не следует, поскольку в некоторых ситуациях использование диссонирующего стиля способно принести пользы больше.

6 стилей управления

6 стилей управления

Резонансные стили управления

01.

Идеалистический стиль

Существует предположение, что наиболее эффективным следует считать идеалистический стиль управления. Руководитель, взявший за основу такое поведение, отличается уверенностью, целенаправленностью. Он верит в свои цели и умеет зарядить коллектив на достижение перспективных больших целей в будущем.

Этот стиль подходит для организации и сбора команды, задачи которой глобальны. Примером идеалистического лидера был Ленин.

Придерживаясь данного стиля, важно четко видеть цель. Поскольку за ее неимением велик риск ничего не добиться.

Идеалистический Стиль управления

У Ленина был идеалистический стиль лидерства

Минусы идеалистического стиля управления?
Если руководитель молод и только пришел в компанию, где в коллективе работают эксперты с большим опытом, и начинает предлагать им такой вариант, существует вероятность оказаться в глазах работников некомпетентным.
У них за плечами опыт, они многое повидали и идти за человеком, в чьих навыках сомневаются, могут отказаться. Если в коллективе больше одного такого человека, этот стиль не подойдёт.

02.

Обучающий стиль управления

Из самого названия понятно, что лидер уделяет много времени обучению своих сотрудников.

Этот стиль позволяет связывать желания, цели самого человека с целями организации.
Например, руководитель сам до конца не понимает, чего бы он хотел в итоге от своей команды. Таким образом обучающий стиль позволяет отыскать эти цели и связать их с целями организации. Он хорош при делегировании обязанностей, позволяя обучаться.

Использовать этот стиль можно для работы с перспективными сотрудниками, которых в будущем руководитель желает видеть в своей команде.

Он хорош и для работы с высоко замотивированными людьми, которые хотят обучаться и проявляют инициативу. Такие сотрудники будут везде следовать за своим лидером.

В тоже время с незаинтересованными работниками этот стиль управления не прокатит. Качество обучения будет низким. Они не будут хотеть получать новые знания.

Руководитель рискует потерять время в пустую.

Этот стиль ещё плох там, где необходимо контролировать команду, т.е. отсутствует ответственность у человека в принципе.

Этот стиль помогает сближать людей. Он хорош там, где существует необходимость в поднятии морального духа у коллектива, где необходимо наладить взаимоотношения, взаимопонимание. То есть с его помощью можно разрешить конфликты внутри команды. Он собственно и направлен на командообразование.

Специфика этого стиля в том, что все в команде – друзья. Его используют, например, в азиатских странах, в России. На Западе такая манера поведения не работает.

Товарищеский стиль управления

Кому еще помочь?

Отрицательная его сторона в том, что в этом стиле превалирует очень много поглаживаний: «да ничего», «в следующий раз получится» и т.п. Это даёт негативный результат в отсутствии конструктивной обратной связи. На таком стиле чаще всего строятся семейные компании.

04.

Демократический стиль

Он характеризуется тем, что используют его люди естественным образом. Например, когда у руководителя недостаточно опыта в чем-либо, он подключает весь коллектив или экспертов.

Использовать этот стиль лучше, когда необходимо отыскать новые идеи, способы решения тех или иных задач. При таком раскладе стоит призвать коллектив, чтобы он участвовал в организации создания новых направлений.

Отрицательные моменты этого стиля управления.
Если он превалирует, появляется риск зависнуть в состоянии бесконечных совещаний. Команда находится в постоянном процессе переговоров, постоянно происходит мозговой штурм. Непосредственно на работу времени не остаётся.

Кроме этого демократический стиль включает в себя ещё такой компонент как критика. А она бывает разной. И здесь должна быть высокая степень осознанности и готовности воспринимать критику. Кто-то из сотрудников с большим опытом может дать обратную связь низкого качества. Если руководитель не готов к подобному, то лучше избегать этого стиля.

СЛЕДУЮЩИЕ 2 СТИЛЯ СЧИТАЮТСЯ НЕ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫМИ, НО РАССМОТРЕТЬ ИХ НЕОБХОДИМО

Диссонансные стили управления

Лидеры, использующие его, отличаются высокой инициативностью, настойчивостью. Они проявляют максимум контроля. Использовать такой стиль можно, когда сотрудники в компании высококвалифицированные. А также когда нужно решать сложные задачи и достигать высоких результатов.

Однако если в компании работают люди, к примеру, два года назад закончившие институт, то совершать с ними какие-то завоевания невозможно. Руководитель будет требовать от них выполнения поставленных целей, но у сотрудников не будет возможностей это реализовать. Это приведет к тому, что лидер будет ещё сильнее распыляться, ещё сильнее все контролировать. Одним словом — превращаться в деспота в глазах работников.

Такой своеобразный тиранической стиль. И плохо в нем ещё то, что мотивация сотрудников зависит от конкретных цифр. При таком стиле управления они не будут высокими и получится, что вместо мотивации будет происходить наоборот демотивация.

Амбиции

Вам не о чем беспокоиться!

То есть представим ситуацию: амбициозный руководитель хочет достигнуть высоких результатов, но у него в команде молодые сотрудники. Руководитель ставит цели выше возможностей команды, требует от них прыгнуть выше головы, работать в сжатые сроки, сдать работу позавчера.

Вся ли команда выдержит такой темп?

А амбициозность сама по себе включает скорость. И здесь возникает вопрос: если команда не успевает, что нужно сделать? Поменять стиль? Например, на обучающий. Да, потратится время на повышение квалификации, зато сотрудники поймут, что от них хотят и станут эффективнее работать. Это один вариант. Есть другой – поменять кадры.

Чаще всего амбициозные руководители к нему и обращаются. Не смогли работники реализовать поставленные цели – «до свидания». Работа в таких компаниях напоминает конвейер. Люди задерживаются в них максимум на пару лет. Мало кто умудряется остаться на таких предприятиях надолго, чаще всего только сам руководитель.

Как видим, в этом стиле управления задачи ставятся выше человеческих возможностей. А люди воспринимаются лишь как сила, которая будет двигать цели. Отсюда и диссонанс в его в восприятии.

Особенность этого стиля – четкое направление, структурирование своих сотрудников в определенном русле, приказы, инструкции. Сравнить можно с военной кампанией: цель – завоевать. Маршрут вот такой и никакой больше, никаких вариантов; важен результат, дойти до которого нужно только так, как сказал руководитель.

Этот стиль хорош, когда внутри бизнеса проходят какие-то «военные действия», если компания оказалась в кризисной ситуации. Это антикризисный стиль. Тогда можно нанять человека со стороны на какое-то время, чтобы он выстроил схемы внутри организации. После выполнения работы он должен уйти. Почему? С таким лидером работать очень сложно.

К авторитарному стилю управления можно отнести Сталина, Жукова. Такие люди приходят, чтобы дать четкие установки. Они руководят согласно четким инструкциями и достигают побед благодаря непререкаемому правлению.

Что же плохого в этом стиле?

Он вообще не является ресурсным. В нем нет возможности для творчества, обучения. В нем не могут проявиться иные стили и нет места слаженному коллективу. Все сотрудники – солдаты, выполняющие приказ.

Важно помнить, что выбирая стиль управления, нужно смотреть на коллектив. И в зависимости от предрасположенности команды, включать или выключать те или иные качества, действовать по мере потребности.

Стоит помнить, что для того чтобы применять те или иные качества, нужно знать как они работают.

Инструкция

Как развить в себе недостающие лидерские качества

Улучшаем управление командой

Стоит помнить, что процесс закольцован. То есть после получения обратной связи всегда нужно возвращаться к первому пункту и отвечать на вопросы заново.
Это необходимо для отслеживания изменений. Например, сократилась ли разница между идеальным «я» и существующим? Добился ли я желаемого?

Нужно записать свое идеальное «Я».

Кем я хочу быть? Кто я? Рассказать о своем идеальном образе. Понять, какой из стилей хочется реализовать?

Подумать и ответить на вопрос: какова моя реальная сущность?

Здесь обязательно нужно быть честным, если чего-то нет, это надо признать. Также стоит подумать над вопросами: кто я есть? Мои достоинства? В чем расхождения с «идеальным я»? Что я уже имею, а чего мне не хватает? В чем разница?

Нужно расписать свою программу усовершенствования или самосовершенствования.

Там должно быть упомянуто что нужно, чего не хватает, каким образом привести это в жизнь.

Задать себе вопрос: чему нужно научиться?

Понять и отметить какие новые навыки необходимы? Способности? Знания?

Подумать над темой доверительных отношений.

То есть в этом пункте важно написать конкретных людей из своего окружения. Они должны быть авторитетами в этой области. Это могут быть товарищи, коллеги, которые дадут обратную связь.

Обзор

Тренинг по управлению эмоциями и развитию эмоционального интеллекта

10Оценка эксперта

Осваивайте EQ, чтобы распознавать эмоции в себе и других, управлять собой и улучшать отношения на работе и в семье. Узнайте, как развивать свои коммуникативные навыки, чтобы справляться с конфликтами и развивать эмоциональный интеллект. Узнаете как выстраивать эффективные отношения с близкими, коллегами, начальниками, клиентами, партнерами, фанатами, поклонниками, журналистами…

Помощь в практических занятиях

10

Методические материалы

10

Тренинг Управление эмоциями

Тренинг Управление эмоциями

8000 6400

Эмоциональный интеллект — сила лидера. 6 стилей управления

Подготовлено на основе на тренинга «Управление эмоциями».
Главная цель – рассказать читателям о важности развития эмоционального интеллекта у лидеров и руководителей

Давайте рассмотрим секреты самой доступной модели управления сотрудниками, которая поможет менеджеру сохранять позицию лидера, а не ограничиваться лишь статусом администратора.

Существует четыре стиля управления, которые зависят от профессиональной зрелости сотрудника: делегирующий поддерживающий, наставнический и директивный.

В самом центре ситуационного лидерства базируются сотрудники и их развитие. На практике руководителю необходимо сначала проанализировать поведение подчиненного, а затем выбирать адекватный стиль руководства.

Каждый начальник условно присваивает сотрудникам определенные ступени в иерархии роста. Уровень подчиненного — это соотношение мотивации (его желания) и профессионализма (его возможности). Выделяют четыре уровня, в соответствии с которыми движение сотрудников осуществляется сверху вниз:

  Мотивация Умения
Ученик хочет не может
Новичок не хочет не может
Специалист не хочет может
Звезда хочет может

Давайте ознакомимся с каждым из них:

1. «Хочет, но не может»

В данном случае речь идет об учениках-стажерах, которые интересуются всем, что их окружает. Сотрудник появился в организации недавно и искреннее желает добиваться самых сложных целей. Однако для подобных свершений ему не хватает практики и знаний. На данной стадии развития находятся студенты, которые только что окончили университет. Ведущую роль в их работе играют амбиции.

Стиль управления: директивный

Внутренний и внешний маркетинг: как не терять клиентов

Рассказываем про внутренний и внешний маркетинг: задачи, цели, инструменты ▪ В чем отличия и почему необходим баланс? ▪ Бонус — 4 практических совета по выстраиванию внутреннего маркетинга.

blog_image

Построение рабочего процесса: отдавать приказы — давать ясные и четкие инструкции, а потом контролировать процесс их реализации. В данном случае одно из самых главных значений имеет дисциплина. Именно поэтому опытные руководители с самого первого момента начинают действовать достаточно строго.

Проблема заключается в том, что инструкции просто не в состоянии дать ученику знания, необходимые для решения реальных задач. На следующий уровень его нужно вести за руку.

Пример: «К 16:00 ты должен разработать структуру проекта, в 17:00 мы обсудим все правки, в 17:30 изучим итоговый вариант, а в 17:40 ты отправишь клиенту готовый вариант».

2. «Не хочет и не может»

В системе роста данная промежуточная зона является самой рискованной. Именно на ней располагается сотрудник-новичок. Он еще не в состоянии решать задачи систематически и не понимает, получится ли ему достичь успеха или нет. Именно поэтому у такого работника нет уверенности в себе. Ученик желает трудиться и развиваться, однако ему как воздух требуется поддержка.

Стиль управления: наставнический

blog_image

Построение рабочего процесса: активно обучать. Страх лежит в основе снижения мотивации. Новички не в состоянии трудиться самостоятельно, им нужна помощь. Умные менеджеры находят способы мотивации, передачи знаний и контроля за достижением результатов. Впрочем, в вопросе контроля важно обойтись без излишеств — в новичках следует культивировать умение думать самостоятельно. Это отнимает у менеджера время, однако прекрасно помогает при развитии работника.

Пример: «Подумай самостоятельно, какие предложения для них мы можем сделать. К обеду набросай структуру коммерческого предложения. Чтобы ты не зарылся, предлагаю обсудить работу в 14:00».

3. «Не хочет, но может»

Здесь находятся опытные и самостоятельные сотрудники. Они учатся на постоянной основе и уже в состоянии достигать определенных результатов систематически. К сожалению, с желанием у них зачастую возникают проблемы. Мотивацию следует подтянуть.

Стиль управления: поддерживающий

blog_image

Построение рабочего процесса: мотивация. Не стоит следить за каждым шагом сотрудника. В то же самое время важно знать основные контрольные точки. Лучше всего сконцентрироваться на внутреннем настрое сотрудника — в настоящий момент это является его единственным слабым местом.

Пример: «Мы должны выслать им предложение к концу недели. В прошлый раз ты просто великолепно поработал. Сейчас действуй в том же духе».

4. «Хочет и может»

В данном случае речь идет об обученном и замотивированном работнике, который способен добиваться результатов без участия руководителя.

Стиль управления: делегирующий

blog_image

Построение рабочего процесса: довериться. Сотрудник должен отправиться в свободное плавание. Теперь на его плечи возложена максимальная ответственность за результат. Руководитель практически не контролирует сотрудника и полностью полагается на его знания и умения. Подчиненный должен осознать свою экспертность. Именно поэтому излишнее внимание со стороны руководителя может задеть самооценку сотрудника.

Пример: «Мы должны сделать им предложение. В конце недели расскажешь мне, к чему вы пришли».

Ошибки в процессе работы с подчиненными

Важно понимать, что неправильно подобранный стиль управления не только не дает сотруднику прогрессировать, но зачастую даже заставляет его деградировать.

К примеру, разберем ситуацию: сотрудник в состоянии добиваться определенных целей, однако его мотивация оставляет желать лучшего. Менеджер применяет не поддерживающий метод управления, а директивный: вмешивается в каждую деталь и дает ясные инструкции. Чрезмерный контроль напрочь убивает мотивацию у сотрудника — он начинает понимать, что ему не доверяют самостоятельную работу. Каков итог? Сотрудник перестает развиваться. Руководитель в данной ситуации также становится проигравшим, поскольку в его руках концентрируется вся ответственность.

Следующий пример: сотрудник, пришедший в компанию в качестве стажера. Менеджер отдает предпочтение делегирующему стилю управлению — нагружает нового работника большим количеством различных задач, а сам занимается своими делами. Само собой разумеется, новичок обладает какими-то умениями, однако их недостаточно для достижения нужных результатов. У стажера еще нет уверенности в себе, он не ощущает, что может быть полезным для компании, а также опасается получить выговор. Если руководитель не решится на смену стиля управления, то такой сотрудник навсегда остановится в росте.

Как не навредить?

blog_image

Модель ситуационного лидерства помогает грамотно выстроить коммуникацию с группой сотрудников, даже если вы еще не являетесь опытным руководителем.

Несколько раз в месяц анализируйте успехи каждого сотрудника. Это предоставит вам возможность вовремя менять стили управления.

Важно применять стиль, который не будет наносить сотруднику вреда. Работник должен развиваться на постоянной основе. Также следует помнить об экономии времени и интересах компании — потери прибыли нужно исключить. Последовательность должна быть именно такой: сначала работник, а потом время и деньги.

Похожие статьи

Вам также будет интересно

Обсудить задачи
У вас есть проект?
Давайте его обсудим!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию, наш менеджер свяжется с
вами в течение 15 минут и ответит на все вопросы.

Большинство из нас сталкивалось с руководителями, от которых хотелось сбежать, а от других буквально вырастали крылья за спиной. Зная о различных типах лидеров, вы сможете улучшить свое управление предприятием, так как в различных ситуациях нужны разные подходы и можно применять тот стиль, который наиболее эффективен.

Принудительный стиль лидерства

Руководители, использующие авторитарный стиль управления, требуют немедленного послушания. Они действуют по принципу «делай, что тебе говорят».

Эти лидеры проявляют волю, инициативу, самообладание, стремление к успеху, а также не боятся брать всю ответственность на себя. Конечно, есть время и место для такого лидерства.

Военное руководство является классическим примером, также во время любого кризиса, чрезвычайной ситуации есть необходимость в ясном и четком лидерстве, где приказы не обсуждаются. Этот стиль не вдохновляет, не побуждает кого-либо проявлять инициативу, а также может вызвать у подчиненных депрессию, страх и апатию.

Установление темпа

Многие руководители ждут от сотрудников совершенства и самостоятельности.

Этот стиль можно охарактеризовать как «делай, как я, сейчас». Лидер является очень хорошим примером для подражания, но этот тип управления эффективен только с очень компетентной и мотивированной командой.

Подобно лидеру с командным стилем управления, эти руководители демонстрируют стремление к успеху и инициативу. Однако призыв следовать собственному примеру может стать для кого-то слишком сложной задачей, а также может помешать проявить свои таланты.

Авторитетный стиль руководства

Авторитетные лидеры хотят, чтобы их сотрудники видели цели, к которым стремится бизнес.

Они дальновидны, позитивны, а работники при таком стиле хорошо мотивированы и знают, что им нужно делать. Авторитетные лидеры высоко ценят уверенность в себе и сочувствие, выступая в роли катализатора изменений, вовлекая людей в видение и в будущее.

Что и говорить, большинство сотрудников волнует видение собственного будущего, поэтому, давая свободу творчества, не стоит забывать и о контроле.

Аффилиативное управление

Лидер, который любит общаться со своими подчиненными, устанавливать эмоциональный контакт, действует под девизом «люди — на первом месте».

Такие лидеры демонстрируют сочувствие и сильные коммуникативные навыки, очень умело строят отношения. Этот стиль наиболее полезен, когда команда прошла через сложный опыт, нуждается в развитии мотивации. Нужно убедиться, что сотрудники понимают, что вы хотите, чтобы в коллективе царила гармония и взаимопонимание, а не решение сиюминутных задач, и они могут смело проявлять свои человеческие качества.

Демократический стиль

Демократические лидеры строят управление через участие, спрашивая мнение сотрудников о своих решениях.

Такие лидеры демонстрируют высокий уровень сотрудничества, командного лидерства и сильные коммуникативные навыки. Этот стиль хорошо работает при разработке права собственности на проект, но он может способствовать медленному продвижению к целям, когда нужен определенный импульс.

Любой, кто хочет использовать этот стиль, должен убедиться, что старшие менеджеры согласны на этот процесс, и понять, что для достижения консенсуса может потребоваться время.

Лидер-коуч

Лидеры с педагогическими способностями стремятся развивать людей. Фраза, которая звучит девизом этого стиля лидерства, — «попробуйте это».

Лидеры коучинга позволяют людям пробовать разные подходы к решению проблем и достижению цели открытым способом, демонстрируют высокий уровень эмпатии, самосознания и навыков в развитии других. Обучающий стиль особенно полезен, когда организация нуждается в долгосрочном развитии перспективных сотрудников.

Альтернативные модели лидерского поведения

Говоря о вышеуказанных стилях лидерского поведения, нужно помнить, что существуют и другие методы управления. Например, в своей книге «Вдохновляющее лидерство» Ричард Оливье приводит в пример пьесу Шекспира «Генрих V» как главный учебник по лидерству. Он обрисовывает в общих чертах модель, состоящую из четырех частей, которая хорошо сочетается с выводами Гоулмана.

Оливье делит мир на статическую и динамическую, мужскую и женскую энергии, описывая четыре стиля лидерства:

  1. «Добрый король» — создание и оценка заказа.
  2. «Великая мать» — воспитывает окружающих.
  3. «Воин» — призывает к действию.
  4. «Знахарка» — ожидающая перемен.

Выбор и развитие вашего стиля лидерства

Один из самых простых способов выяснить, какой у вас режим по умолчанию, — это посмотреть, что вы говорите, когда находитесь в состоянии стресса.

У каждого из нас есть предпочтительный стиль руководства, он может зависеть от характера, воспитания, жизненного опыта.

Для максимальной эффективности можно комбинировать стили в зависимости от ситуации. Можно даже подходить с разными приемами управления к разным работникам.

Как только вы определите свой обычный стиль, вы можете начать развивать другие. Например, если вы любите демократический стиль или являетесь аффилиативным лидером, вы можете столкнуться с трудностями при принятии командования или необходимости быстрых действий в условиях кризиса.

Если вы любите беспрекословное подчинение, немедленное исполнение своих команд, вы можете смягчить это угнетающие многих поведение, добавляя немного юмора в ваши приказы, не забывая хвалить сотрудников в случае хорошего исполнения.

На выбор стиля влияет характер вашего бизнеса. Например, если у вас гуманитарный уклон, то вам нужно вести людей к ценностям, которые отвечают миссии вашей компании. Разработчики программ — люди, которым нужно сообщать о целях, а если на них давить, то они могут стать «недееспособными». Для работы компании-перевозчика нужна четкая армейская дисциплина, поэтому авторитарный стиль управления будет очень кстати. Для новых сотрудников вы будете коучем, а для введения изменений должны будете донести свое видение дел.

Хотя многие люди думают, что обучение лидерству нужно для успехов в бизнесе, есть много возможностей для использования различных стилей лидерства в домашних условиях и социальной жизни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для заведующего архивом
  • Мануал королла 2006 скачать
  • Юрист по договорной работе должностная инструкция
  • Какие методы мотивации использовались руководством предприятия в различные периоды его развития
  • Toyota corona premio 1996 2001 руководство