Объясните почему руководством ссср была объявлена гласность 11 класс история

В советские времена все тонкости политики обсуждались на закрытых партийных собраниях. Те аспекты, которые партийные люди слышали там, они не могли выносить с собрания и обсуждать даже с членами семьи. Слухи конечно всё равно просачивались и порождали ещё более невнятные слухи. 

Когда к власти пришел Горбачёв, он призвал страну к перестройке и гласности во всех отраслях, и в политике в том числе. Реформы перестройки были веянием всего народа, всем хотелось обновить страну, её политику и экономику. Время застоя при Брежневе надоело всем, политика, при которой умалчивалась война в Афганистане вызывало возмущение. Поэтому пришло время перемен. 

Гласность — это политика максимальной информированности народа о том, что происходит в стране, это право критиковать политику партии. Гласность — это синоним свободы слова. Гласность стала переходом к демократии в стране, но быстро вышла из-под контроля.

В итоге народ принял гласность как вседозволенность, стал думать, что на западе жизнь лучше и массово покидать страну. Народ понимал, что социализм пришел в тупик, никакой коммунизм уже не построить. Республики стали заявлять о своем суверенитете.  Гласность и привела страну к развалу. 

Термин «гласность» появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. Горбачев называл гласность одним и условий успеха назревших преобразований. Проводя политику гласности, власть стремилась получить нужную ей общественную поддержку. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Она вовсе не означала свободу слова, а лишь разрешала говорить то, что требовалось руководству; и в допустимых пределах. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.



Какова была роль гласности в политике перестройки.

Гласность была основным лозунгом политики перестройки в духовной и культурной жизни. Однако гласность подразумевала не полную свободу слова, а «полусвободу», т.е. разрешение говорить то, что требовалось руководству. Так, например, критика сталинизма использовалась для обоснования правильности проводимого новым руководством курса.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Коммунистическая идеология была основанием, фундаментом советского строя. Поэтому утрата авторитета привела к идейному разладу в обществе, что в условиях экономического кризиса привело к разрушающим последствиям. Общество перестало верить в лозунги, провозглашаемые руководством, перестало верить в само руководство. Никто уже не ждал построения коммунизма в будущем. Скептицизм и социальная апатия стали во многом характеризовать интеллектуальное состояние советского общества. Надежда на рабочий энтузиазм масс в начале перестройки таким образом не оправдалась, экономический кризис только лишь усугублялся.

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

Гласность – политический термин времен перестройки, обозначающий политику ограниченной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. Примером гласности можно назвать съезд Союза кинематографистов летом 1986 г., на котором было осуждено подавление свободы творчества.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

Роль СМИ в политике гласности была очень большой, т.к. средства массовой информации были средством борьбы за умы людей. Появлялись новые передачи на ТВ, пропагандирующие необходимость перемен. Стали транслироваться съезды народных депутатов СССР, партийные конференции КПСС, что привело к подъему гражданской активности населения.

Прекращение глушения западных радиостанций, открытие архивов для исследователей, новые газеты и журналы – все это привело к огромной волне информации, которая разрушила существовавшую систему мифов СССР, но так же создала новые мифы, в которых разобраться человеку в эпоху перемен было очень непросто. В процессе политики гласности идеология лишилась своей главной роли.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

Поворотным пунктом в религиозной политике стал 1000-летний юбилей крещения Руси. Начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. – более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Издается Библия. Состоялся Поместный собор, принявший новый устав и канонизировавший Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека и др.

Алексий II, ставший патриархом в 1990 г. заявил, что государству со своей идеологией придется потесниться в жизни человека.

У государства наметились изменения и в отношении других конфессий.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

В литературной жизни политика гласности привела к печати большого количества ранее запрещенных произведений. Опубликованы работы Бродского, Платонова, Солженицына, Набокова, Замятина и др. В литературных кругах шли дискуссии о путях развития страны. Часть писателей выступала за коренные преобразования, часть – за сохранение традиционного пути. В работах многих публицистов продвигалась мысль, что порочна сама существующая общественная система. Были изданы работы западных авторов о тоталитаризме.

Гласность затронула также кино и театр. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов, на котором было осуждено подавление свободы творчества. Появлялись фильмы антисталинского и антисоветского звучания, выпускались запрещенные ранее фильмы. В театре ставились постановки, по-новому трактующие эпоху революции и Гражданской войны.

Литература, кино и театр во многом подготовили общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

«Социализм с человеческим лицом» — идея соединения социалистической доктрины с либерально-демократическими ценностями. Термин впервые употреблен в 1968 г. лидером компартии Чехословакии Дубчеком.

В СССР лозунг построения «социализм с человеческим лицом» характерен для первых этапов перестройки, когда некоторые послабления в виде политики гласности не подразумевали под собой смены существовавшей системы.

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нем.

«Котлован» — антиутопическая повесть Андрея Платонова, написанная в 1930 году; социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой пятилетки.

По сюжету группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого — стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего. Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства.

На другом плане сюжета произведения бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у крестьян — один в качестве кровати, второй — в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи. Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

Да, в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны. Причем, актуализация истории шла как сверху, со стороны руководства, так и снизу, особенно из литературных кругов. Для руководства критика предшествовавшего времени, в частности, сталинизма, была оправданием правильности выбранного курса. В условиях политики гласности страну захлестнула волна из художественных и публицистических произведений о временах революции, гражданской войны, сталинизма. В большинстве своем эти работы крайне негативно описывали прошлое страны, что влияло на состояние умов населения.

Переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа», потому что постоянное очернение истории, мнение о том, что наша история ужасна привело к идее, что все в нашей стране плохо, всегда было плохо, и всегда будет плохо. Эти идеи привели к главной мысли, что сам наш народ – плохой, отсталый.

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950-1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в годы перестройки. Какие новые общественные явления нашли свое отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.

Плакаты периодов «оттепели» и перестройки апеллируют к энтузиазму масс, призывают к качественной и результативной работе. Плакаты полны оптимизма, призывают к активности, обращены зачастую к молодежи. Это является общей чертой для «оттепели» и перестройки.

Для плакатов перестройки характерна идея, что перестройка – это возврат к настоящим ленинским принципам. Также большое место в плакатном искусстве занимает антиалкогольная тема.

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика гласности привела к поляризации общественных настроений, потому что она вошла в острое противоречие с устоявшейся идеологической системой. Долгие годы люди жили в одном идейном пространстве, которое в середине 80-х годов начало активно разрушаться. И в эту эпоху перемен часть населения не приняла новые веяния, а часть наоборот требовала радикальных преобразований. Поднявшаяся информационная волна несла негативное отношение к прошлому, к самой советской системе. В Этих условиях людям было сложно разобраться, где правда, а где мифы – старые или новые.

Политика гласности

На пути к гласности

Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.

Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Документ
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС «О ГЛАСНОСТИ»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше… Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Чётко определить пределы необходимой секретности… Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.

Какие противоречия в понимании гласности партийным руководством отражены в этом документе?

Как и во времена хрущёвской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20—30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 70—80-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, C. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Ещё сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х — начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20—50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Результаты политики гласности

Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.

Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Проверяем свои знания

1. Что такое гласность? Чем она отличается от свободы слова? 2. В чём вы видите главные причины развития гласности в годы перестройки? 3. Дайте оценку итогов политики гласности в годы перестройки. 4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие гласности? 5. Расскажите о духовной жизни страны в период перестройки. Какими новыми явлениями она была отмечена?

Перейти в оглавление

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,653
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,926
  • разное
    16,901

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зеленый чай крем от пигментных пятен инструкция
  • Плита аристон с электродуховкой панель управления инструкция по эксплуатации
  • Калия перманганат сфф инструкция по применению
  • Как играть в роблокс на телефоне для начинающих с инструкцией
  • Пустырник премиум фарм про в капсулах инструкция по применению