Эффективность деятельности единоличного и коллегиального исполнительного органов оценивается акционерами (участниками, пайщиками, членами) финансовой организации на годовых общих собраниях <64>, а в течение всего периода осуществления деятельности единоличного и коллегиального исполнительных органов — советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации.
———————————
<64> Например, при рассмотрении вопроса об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (пункт 11 части первой статьи 48 и пункт 2 статьи 54 Закона об АО).
Главным критерием деятельности исполнительных органов финансовой организации является результативность. Для оценки результативности рекомендуется использовать технологию SMART <65>, в которой оценка деятельности осуществляется с точки зрения надлежащего исполнения единоличным и коллегиальным исполнительными органами своих обязанностей, достижения оптимального баланса при реализации стратегических целей финансовой организации в условиях ограниченности ее ресурсов и изменения внешней среды финансовой организации. Баланс поддерживается между разными по содержанию, а порой разнонаправленными целями, как, например, доли в различных секторах финансового рынка, конкурентная позиция на национальном и региональных рынках услуг, объем активов, приносящих доход, прибыль, размер дивидендов и отчислений в фонды, изменение размера и структуры клиентской базы, обеспечения клиентов продуктами и услугами финансовой организации, эффективность использования и экономия ресурсов, эффективность реализации проектов по внедрению новых продуктов и услуг, финансовых технологий. При этом исполнительные органы финансовой организации вынуждены искать компромиссные решения для удовлетворения разнонаправленных интересов акционеров (участников, членов, пайщиков), персонала, органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, организаций, объединяющих граждан, проживающих на территории коммерческого присутствия финансовой организации, клиентов, кредиторов и иных стейкхолдеров.
———————————
<65> SMART, где S (specific) — конкретность; M (measurable) — измеримость; A (achievable) — достижимость; R (relevant) — уместность; T (timed) — определенность по времени.
Одновременно исполнительным органам финансовой организации для достижения финансовой организацией поставленных целей рекомендуется: |
|
— |
регулярно проводить переоценку финансовых продуктов и услуг и аттестацию (оценку результативности) персонала, чтобы убедиться в том, что они по-прежнему выполняют свое предназначение и целевые показатели; |
— |
принимать меры по устранению избыточных управленческих звеньев, предотвращению необоснованного усложнения структуры руководства, увеличения количества звеньев управления; |
— |
проводить совещания, аттестации и обучение, чтобы помочь внедрить общие ценности финансовой организации во все ее подразделения. |
Рекомендуется также проводить оценку деятельности коллегиального исполнительного органа. В частности, критериями, подлежащими оценке, могут являться: |
|
— |
соответствие навыков, опыта, знаний и компетенций членов коллегиального исполнительного органа целям и задачам, масштабу и характеру деятельности финансовой организации; |
— |
качество взаимодействия коллегиального исполнительного органа с советом директоров (наблюдательным советом), с акционерами (участниками, членами, пайщиками) и другими стейкхолдерами, в том числе обеспечивается ли надлежащее качество предоставляемой коллегиальным исполнительным органом информации совету директоров (наблюдательному совету) и высшему органу управления финансовой организации, прозрачность принятия решений коллегиального исполнительного органа для его членов, совета директоров (наблюдательного совета) и высшего органа управления финансовой организации; |
— |
эффективность организации работы коллегиального исполнительного органа и его функционирования как единого целого, в том числе обеспечивается ли вынесение на заседание всех важных вопросов компетенции коллегиального исполнительного органа, соблюдение регулярности проведения заседаний, своевременность принятия решений по вопросам компетенции коллегиального исполнительного органа, используемым стилем председательства на заседаниях, организация и уровень подготовки заседаний, а также необходимое качество обсуждения вопросов, вынесенных на заседание. |
Важно, чтобы процесс оценки не носил формальный характер, а проводился для того, чтобы результаты оценки могли быть использованы советом директоров для учета в работе в целях повышения эффективности управления деятельностью финансовой организации, при формировании состава исполнительных органов финансовой организации на будущие периоды, разработке программ введения в должность и программ развития высшего менеджмента, а также в других сферах деятельности организации.
Оценка эффективности деятельности руководителей финансовой организации позволяет получить необходимые сведения об успешности управления конкретными направлениями деятельности и процессами для принятия решения о необходимости корректировок в случае выявления отклонений от заданных параметров. Данный эффект достигается за счет предоставления исполнительным органам финансовой организации обратной связи о сильных и слабых сторонах их деятельности, а также обсуждения способов и мер для ликвидации возникших проблем.
Оценка эффективности исполнительных органов финансовой организации может использоваться для: |
|
— |
стимулирования руководителей к достижению поставленных целей; |
— |
определения целей и задач на следующий период; |
— |
определения кандидатов на замещение должностей в исполнительных органах финансовой организации или перераспределения функций лиц, назначенных (избранных) в исполнительные органы; |
— |
принятия решения о размере вознаграждения и нематериальном поощрении руководителей. |
По результатам проведения оценки в случае выявления недостатков в деятельности исполнительных органов рекомендуется поручить исполнительным органам разработать план улучшения их работы и на регулярной основе отслеживать его реализацию.
Мы продолжаем публикацию экспертного обзора о новациях в оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 (далее – Указ).
Анализируя положения Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 (далее – Указ) ранее мы провели анализ изменений, обусловленных корректировкой общего порядка взаимодействия участников процесса (см. часть 1 публикации), состава и структуры материалов, формируемых по результатам оценки (см. часть 2 публикации).
Помимо вышеперечисленных к числу существенных новаций относится обновление перечня показателей, используемых для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже отмечалось ранее, общее количество показателей в целом сокращено на треть. Все показатели используемые для оценки эффективности полностью обновлены, за исключением одного.
В этой связи следует напомнить, что критерии оценки эффективности были разработаны рабочей группой Госсовета Российской Федерации и одобрены Президентом Российской Федерации в конце истекшего года.
Обновлённый перечень показателей оценки, установленный Указом, приведен в таблице 3.
Таблица 3. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 25.04.2019 № 193
Из числа ранее оцениваемых сохранён в неизменном виде только один показатель – «8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении».
Большинство показателей, утверждённых Указом, соответствует показателям, характеризующим реализацию национальных целей. Это и показатель «7. Уровень бедности» и показатель «10. Количество семей, улучшивших жилищные условия» и др.
В целом можно сделать вывод о некотором «укрупнении» показателей, например, появился такой показатель как – «13. Качество окружающей среды». Однако, учитывая, что качество окружающей среды характеризуется комплексом факторов (это и состояние воды и состояние воздуха и уровень развития системы обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба и др.), представляется, что в методике расчета данного показателя будет учтено многообразие имеющихся факторов, характеризующих данный параметр.
К слову, в соответствии с установленными сроками, разработка и представление на утверждение Президента Российской Федерации методик расчета показателя 1 (ответственный – Администрация Президента РФ), а также показателей 2 – 15 (ответственный – Правительство РФ), должны были произойти в срок до 1 июня 2019 г.
По состоянию на дату публикации настоящих экспертных материалов в открытом доступе находится проект соответствующего документа, подготовленного Минэкономразвития России, текст которого приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 28.05.2019. Это – проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Из перечня показателей для оценки, утверждённого ранее действующим Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548, исключены такие показатели как – уровень преступности, уровень безработицы. Кроме того, исключен ряд показателей, характеризующие уровень удовлетворенности граждан действиями власти по отдельным направлениям, таким как:
- оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей;
- оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
- доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Однако в новом перечне появился показатель, на наш взгляд, «универсально объединяющий» все эти параметры, а именно:
«1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)». А учитывая, что мониторинг и контроль данного показателя поручено осуществлять Администрации Президента РФ, представляется, что контроль за состоянием детализированных факторов, ранее присутствующих в перечне, только усилится.
Указ сохраняет возможность получения гранта в форме межбюджетных трансфертов по итогам оценки работы на уровне субъекта Российской Федерации. Однако правила их распределения будут обновлены, соответствующие предложения должны быть представлены Правительством Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации Президенту Российской Федерации до 1 июня 2019 г.
Обновлению подлежат и формы отчетности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых за отчетный период (прошедший год) значениях (уровнях) показателей. В соответствии с Указом их разработка должна быть проведена Правительством Российской Федерации совместно с рабочими группами Государственного совета Российской Федерации в срок до 1 июля текущего года.
Завершая обзор новаций, внесённых Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 года № 193, необходимо отметить, что на федеральном уровне результаты деятельности по достижению значений показателей эффективности напрямую увязываются с ходом реализации и достижением результатов по нацпроектам.
Так, 21 мая т.г. первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов провёл селекторное совещание с главами регионов, в повестке которого было обсуждение хода работы по реализации национальных проектов. Говоря об утверждении методики расчёта ключевых показателей эффективности (КПЭ) должностных лиц регионов России первый вице-премьер сообщил, что Правительство рассмотрит возможность увеличения объёма грантов, выделяемых из федерального бюджета для стимулирования регионов выполнять КПЭ, с 20 до 50 млрд рублей*.
Учитывая всё вышеизложенное, представляется, что новая система оценки, по сути, станет одним из методов стимулирования наиболее успешных руководителей регионов. При этом важно, что конечным результатом их деятельности станет не только место в соответствующем рейтинге и потенциальная возможность дальнейшего управленческого роста, но и, в том числе, получение дополнительных средств из федерального бюджета, которые можно будет использовать для решения наиболее приоритетных задач территориального развития региона.
Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что повышению эффективности и успешности работы по обеспечению достижения показателей эффективности в целом, в первую очередь, способствует оптимальная организация процесса мониторинга и контроля за ходом достижения плановых значений. Причем это касается как вопросов «методологии», так и вопросов выбора оптимальных механизмов контроля и инструментария для осуществления мониторинга.
Эксперты Компании БФТ, имея практический опыт формирования документов стратегического планирования, включая государственные и муниципальные программы, могут оказать методологическую поддержку в рамках работы по синхронизации системы ключевых показателей эффективности и показателей, заложенных в действующих государственных (муниципальных) программах, а также актуализации действующей системы оценки эффективности органов власти и должностных лиц.
Сведения об опыте наших экспертов Вы можете получить в разделе «Эксперт БФТ».
Кроме того, с возможностями Компании БФТ по вопросам обеспечения руководителей всех уровней оперативным доступом к актуальной информации о социально-экономическом и финансовом состоянии региона, уровне исполнения государственных (муниципальных) программ и их мероприятий в финансовом и натуральном выражении, Вы можете ознакомиться в разделе «Онлайн-управление регионом».
* https://www.minfin.ru/ru/Раздел Новости//Дата публикации 21.05.2019
Введение
Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее ‑ Указ).
Цель настоящей Методики – проведение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оцениваются эффективность расходования бюджетных средств, динамика изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития региона, степень внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям регионального управления.
Результаты оценки позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных и муниципальных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности региональных органов исполнительной власти, в том числе по оптимизации неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и так далее) для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.
Оценка осуществляется в социально-экономической сфере по следующим направлениям: развитие экономики, уровень доходов населения, политика в сфере обеспечения безопасности, здоровье, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика и проводится с использованием показателей, утвержденных Указом, а также дополнительных показателей, разработанных во исполнение Указа, утвержденных Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (далее – Комиссия) и необходимых для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – система показателей).
Выбор направлений для проведения оценки обусловлен наибольшим объемом расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и их влиянием на качество жизни населения.
В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются официальные данные, представленные в докладах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики и результаты опросов населения.
Анализ удовлетворенности населения доступностью и качеством услуг здравоохранения и образования, а также деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основании информации, представленной уполномоченным органом и (или) организацией по результатам опроса.
Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения:
со среднероссийским уровнем;
с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами;
со значением предыдущего периода.
При этом возможно сравнение со значением соответствующего показателя, установленного экспертным путем. При проведении анализа учитывается степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает предпосылку для системного мониторинга результативности управления регионами, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию государственного управления, а также для поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей.
Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поступают в Комиссию. На их основе в установленные сроки готовится доклад Комиссии Президенту Российской Федерации. Копии докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации направляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в целях организации работы с субъектами Российской Федерации по улучшению ситуации в регионах, включая внедрение эффективных методов управления.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.1.1. Объем валового регионального продукта (на душу населения).
1.1.2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека.
Описание показателей 1.1.1, 1.1.2: показатели являются одними из индикаторов, характеризующих совокупную экономическую деятельность, инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Позволяют сравнивать уровни развития субъектов Российской Федерации.
1.1.3. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете:
на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции;
на одного жителя в сельской местности.
1.1.4. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе.
Описание показателей 1.1.3, 1.1.4: показатели наряду с другими показателями отражают финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий региона и являются индикаторами эффективности принимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер по стабилизации или развитию сельскохозяйственного сектора.
1.1.5. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
1.1.6. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
1.1.7. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Описание показателей 1.1.5 — 1.1.7: показатели характеризуют вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт, уровень развития малого предпринимательства, а также его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы. Эти показатели позволяют дать оценку эффективности и достаточности принимаемых региональными властями мер по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.
1.1.8. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Описание: показатель наряду с другими показателями характеризует динамику развития экономики региона и уровень администрирования в сфере налогов и сборов.
1.1.9. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на капитальные вложения – всего, в том числе на:
развитие транспортной инфраструктуры, из них на дорожное хозяйство;
связь.
Описание: динамика изменения капитальных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации позволяет оценить состояние бюджета региона, эффективность принимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер по достижению оптимального баланса между капитальными и текущими расходами, в том числе за счет сдерживания роста и оптимизации текущих расходов.
1.1.10. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, ‑ всего, в том числе для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Описание: показатель позволяет в совокупности с другими показателями оценить деятельность субъектов Российской Федерации по созданию условий для развития строительства и привлечения инвестиций.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.2.1. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.
Описание: показатель является одним из критериев оценки экономического развития региона, характеризует эффективность принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению занятости населения.
1.2.2. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
Описание: показатель рассматривается с показателем 1.1.9 и является одним из критериев эффективности управления региональным и муниципальным дорожным хозяйством.
1.2.3. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство.
Описание: показатель характеризует организацию работы в регионе по предоставлению услуг в земельной и градостроительной сферах.
1.2.4. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Описание: один из показателей, отражающих недостаточность инфраструктуры, создающей условия для экономического роста региона.
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.1.1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по субъекту Российской Федерации, в том числе в экономике, сельском хозяйстве региона.
2.1.2. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом.
2.1.3. Индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли и объема платных услуг относительно прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Описание показателей 2.1.1 — 2.1.3: показатели являются одними из индикаторов уровня благосостояния населения.
2.1.4. Доля населения, охваченного телефонной связью, – всего, в том числе мобильной.
2.1.5. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных):
учреждений здравоохранения;
учреждений образования;
учреждений социальной защиты населения;
учреждений физической культуры и спорта;
учреждений культуры и искусства
к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.
Описание: показатель позволяет выявить отставание заработной платы работников основных отраслей социальной сферы от заработной платы работников, занятых в экономике региона, и оценить возможность привлечения квалифицированных кадров, способных обеспечить предоставление качественных услуг населению.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.2.1. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.
Описание: показатель наряду с другими показателями характеризует уровень бедности населения в регионе.
Показатели, используемые для экспертной оценки
2.3.1. Величина прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3.1.1. Степень реализации в субъекте Российской Федерации мер по профилактике терроризма и готовности к минимизации и ликвидации его последствий.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3.2.1. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).
3.2.2. Число преступлений, совершенных лицами, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.
3.2.3. Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу.
3.2.4. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.
Описание показателей 3.2.1 — 3.2.4: показатели являются индикаторами уровня преступности в регионе, в том числе среди несовершеннолетних, и эффективности проводимых в регионе мероприятий по профилактике правонарушений.
Показатели, используемые для экспертной оценки
3.3.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на правоохранительную деятельность – всего, в том числе на содержание криминальной милиции.
Здоровье
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
4.1.1. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных).
Описание: показатель отражает степень удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи в субъекте Российской Федерации. Динамика изменения данного показателя позволяет получить дополнительную оценку принимаемых мер по организации медицинской помощи.
4.1.2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения – всего, в том числе:
врачей;
среднего медицинского персонала.
Описание: показатель характеризует уровень заработной платы работников здравоохранения, анализируется в совокупности с показателем 2.1.5 и позволяет оценить возможность привлечения в медицинские учреждения региона квалифицированных кадров, способных обеспечить предоставление качественных услуг.
4.1.3. Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.
4.1.4. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений:
применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Описание 4.1.3, 4.1.4: показатели отражают степень внедрения в субъекте Российской Федерации современных организационно-экономических и финансовых моделей управления в сфере здравоохранения, мотивирующих учреждения на сокращение неэффективных расходов, повышение качества и объема предоставляемых услуг.
4.1.5. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
Описание: показатель отражает уровень безопасности жизни и здоровья населения в части, касающейся обеспечения питьевой водой.
4.1.6 Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.
Описание: показатель отражает уровень здоровья учащихся образовательных учреждений региона, а также эффективность проводимых мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
4.2.1. Смертность населения:
младенческая на 1000 родившихся живыми;
в возрастных группах на 100 000 человек соответствующего возраста:
от 1 года до 4 лет;
от 5 до 9 лет;
от 10 до 14 лет;
от 15 до 19 лет;
материнская на 100 000 родившихся живыми;
в трудоспособном возрасте (в расчете на 100 000 человек соответствующего возраста) – всего, в том числе:
по трем основным причинам (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, внешние причины);
в результате дорожно-транспортных происшествий.
4.2.2. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего (в днях).
Описание показателей 4.2.1, 4.2.2: показатели наряду с другими показателями являются индикаторами уровня социально-экономического развития региона и благополучия населения, характеризуют здоровье населения, условия труда, а также доступность и качество предоставляемой медицинской помощи.
Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов
4.3.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение – всего, в том числе:
капитальные расходы;
текущие расходы, из них:
расходы и начисления на оплату труда.
4.3.2. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, из них средства обязательного медицинского страхования.
4.3.3. Число работающих в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения (на конец года):
штатные должности;
занятые должности;
физические лица.
Число врачей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения (на конец года):
штатные должности;
занятые должности;
физические лица.
Число среднего медицинского персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения (на конец года):
штатные должности;
занятые должности;
физические лица.
4.3.4. Уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения на 100 человек населения.
4.3.5. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.
4.3.6. Среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (в днях).
4.3.7. Число коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 000 человек населения.
4.3.8. Стоимость содержания одной койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в сутки (без расходов, входящих в структуру тарифа по обязательному медицинскому страхованию).
4.3.9. Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, в том числе:
стационарная медицинская помощь (койко-дни);
амбулаторная медицинская помощь (посещения);
скорая медицинская помощь (вызовы).
4.3.10. Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи, в том числе:
стационарная медицинская помощь;
амбулаторная медицинская помощь;
скорая медицинская помощь.
Описание показателей 4.3.1 — 4.3.10: показатели в целом характеризуют эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в системе здравоохранения субъекта Российской Федерации и отражают сбалансированность объемов и стоимость оказываемой медицинской помощи.
Оценка сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Общий дефицит финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования, рассчитывается по следующей формуле:
где:
У5 – процент недофинансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе по базовой программе обязательного медицинского страхования (процент);
Рф – фактические расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе расходы на базовую программу обязательного медицинского страхования (тыс. рублей);
Рн – расходы в соответствии с установленными нормативами консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе расходы на базовую программу обязательного медицинского страхования (тыс. рублей);
Пн – подушевой норматив финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (рублей);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек).
Показатель рассчитывается при Рн>Рф.
Оценка эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения
Расчет проводится по штатным должностям работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения (всего), а также по штатным должностям врачей и среднего медицинского персонала.
где:
Р1 – объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (тыс. рублей);
Р11 – показатель неэффективных расходов на кадровое обеспечение в расчете на 10 000 человек населения (тыс. рублей);
Чф – число штатных должностей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 000 человек населения (единиц);
ЗПср – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (тыс. рублей);
Чц – среднее по Российской Федерации значение показателя числа штатных должностей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 000 человек населения (единиц);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек).
Формула оценки эффективности управления кадровыми ресурсами рассчитывается при Чф>Чц.
Получаемое выражение отражает эффективность управления кадровыми ресурсами в системе здравоохранении субъекта Российской Федерации. При избыточном значении показателя должна проводиться оптимизация штатной численности работающих в системе здравоохранения в целом, а также по врачебным должностям и должностям среднего медицинского персонала.
Также определяется соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала и отклонение от оптимального соотношения 1:3 – 1:4.
Оценка эффективности управления больничной помощью
Расчет проводится по числу коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.
где:
Р2 – объем неэффективных расходов на управление коечным фондом в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (тыс. рублей);
Р12 – показатель неэффективных расходов на управление коечным фондом в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения (тыс. рублей);
Кф – число коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 000 человек населения (коек);
Кц – среднее значение показателя числа коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения Российской Федерации на 10 000 человек населения (коек);
Ск – средняя стоимость койко-дня в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (тыс. рублей). Рассчитывается как отношение фактических расходов на стационарную медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи к фактическому числу койко-дней в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения;
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек);
Н3 – нормативное значение средней занятости в году койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, установленное методическими рекомендациями к указанной программе (дни).
Формула определения эффективности управления коечным фондом рассчитывается при Кф>Кц.
Получаемое выражение отражает эффективность управления коечным фондом учреждений здравоохранения и направлено на оптимизацию числа коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. При избыточном значении показателя должна проводиться оптимизация числа коек при одновременном повышении эффективности медицинской помощи в стационаре и переносе части ее объемов на амбулаторный этап.
Расчет проводится по длительности работы коечного фонда в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.
где:
Р3 – объем неэффективных расходов на управление длительностью эксплуатации койки (тыс. рублей);
Р13 ‑ показатель неэффективных расходов на управление длительностью эксплуатации койки из расчета показателя на 10 000 человек населения (тыс. рублей);
Нф – средняя занятость в году койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (дни);
Нц – нормативное значение средней занятости в году койки, установленное методическими рекомендациями к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (дни);
Кф – число коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 000 человек населения (коек);
С – стоимость лечения стационарного больного в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в сутки (тыс. рублей). Рассчитывается как отношение фактических расходов на стационарную медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи к фактическому числу больных, выбывших из стационаров государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения;
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек).
Получаемые значения показателя соотносятся с нормативом по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи – 330 (320 – 340) дней.
Формула рассчитывается при Нф<Нц.
Полученное выражение отражает эффективность управления коечным фондом в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. Низкое значение показателя отражает неэффективное управление коечным фондом. При этом должна проводиться оптимизация числа и структуры коек с одновременным увеличением длительности эксплуатации койки до нормативного значения.
Расчет проводится по уровню госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения.
где:
Р4 – объем неэффективных расходов на стационарную медицинскую помощь вследствие высокого уровня госпитализации (тыс. рублей);
Р14 – показатель неэффективных расходов на стационарную медицинскую помощь вследствие высокого уровня госпитализации из расчета на 100 человек населения (тыс. рублей);
Уф – фактический уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения из расчета на 100 человек населения (человек);
Уц – среднее значение показателя уровня госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения из расчета на 100 человек населения (человек);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек);
С – стоимость лечения стационарного больного в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (тыс. рублей).
Рассчитывается как отношение фактических расходов на стационарную медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи к числу больных, выбывших из стационаров в субъекте Российской Федерации.
Формула определения эффективности управления уровнем госпитализации населения рассчитывается при Уф>Уц.
Полученное выражение характеризует эффективность управления уровнем госпитализации в стационары государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.
Расчет проводится по средней длительности пребывания пациента на койке.
где:
Р5 – объем неэффективных расходов на управление длительностью пребывания больного на койке и уровнем госпитализации (тыс. рублей);
Р15 – показатель неэффективных расходов на управление длительностью пребывания больного в стационаре и уровнем госпитализации из расчета на 100 человек населения (тыс. рублей);
Сдлф – средняя продолжительность пребывания больного на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (дни);
Сдлц – нормативная длительность пребывания больного на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, установленная методическими рекомендациями к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (дни).
Уф – уровень госпитализации больного в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 100 человек населения (человек);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек);
С – стоимость лечения стационарного больного в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. Рассчитывается как отношение фактических расходов на стационарную медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи к фактическому числу выбывших стационарных больных в субъекте Российской Федерации (тыс. рублей).
Формула рассчитывается при Сдлф>Сдлц.
Полученное выражение характеризует эффективность управления длительностью лечения в стационарах государственных (муниципальных) медицинских учреждений.
Оценка эффективности управления объемами и стоимостью медицинской помощи
Расчет проводится по объему каждого вида медицинской помощи, оказываемой государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения Российской Федерации.
Для стационарной медицинской помощи
где:
Р6 – неэффективные расходы на управление объемами стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя (тыс. рублей);
ОСф – фактический объем медицинской помощи в расчете на одного жителя (дни);
ОСн – норматив объема медицинской помощи в расчете на одного жителя, установленный методическими рекомендациями к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (дни);
Скд – фактическая стоимость одного койко-дня;
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации.
Формула рассчитывается при ОСф > ОСн.
Для амбулаторной медицинской помощи
где:
Р7 – неэффективные расходы на управление объемами амбулаторной медицинской помощи всех видов в расчете на одного жителя (тыс. рублей);
ОАф – фактические объемы амбулаторной медицинской помощи в расчете на одного жителя (число посещений, число пациенто-дней);
ОАн – норматив объемов амбулаторной медицинской помощи (включая все виды) в расчете на одного жителя, установленный методическими рекомендациями к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (число посещений, число пациенто-дней);
Са – фактическая стоимость одного посещения (рублей);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации.
Формула рассчитывается при ОАф > ОАн.
Для скорой медицинской помощи
где:
Р8 – неэффективные расходы на управление объемами скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя (тыс. рублей);
ОСПф – фактический объем скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя (вызовы);
ОСПн – норматив объема скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя, установленный методическими рекомендациями к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (вызовы);
Св – фактическая стоимость вызова (рублей);
Vн – среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации (человек).
Формула рассчитывается при ОСПф > ОСПн.
Полученные выражения характеризуют эффективность управления объемами и стоимостью медицинской помощи, а также их фактическое соотношение.
В целом высокие значения показателей кадровых ресурсов, коечной мощности, уровня госпитализации, длительности лечения при низком значении продолжительности занятости койки в стационарах государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, а также высокие значения объемов по видам медицинской помощи и ее стоимости отражают неэффективное управление медицинской помощью, диспропорции в оказании стационарной, амбулаторной и скорой медицинской помощи.
Образование (общее)
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
5.1.1. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.
Описание: показатель является одним из индикаторов степени усвоения выпускниками образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также качества предоставляемых образовательных услуг. Позволяет проводить сопоставление качества общего образования в регионах страны.
5.1.2. Удельный вес лиц, участвовавших в едином государственном экзамене, от общей численности выпускников[1].
Описание: показатель отражает степень внедрения в субъекте Российской Федерации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена.
5.1.3. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).
Описание: показатель отражает степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых услуг в сфере общего образования. Динамика изменения данного показателя позволяет получить дополнительную оценку принимаемых органами исполнительной власти региона мер по организации общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
5.1.4. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных:
на нормативное подушевое финансирование;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Описание: показатель отражает степень внедрения в субъекте Российской Федерации современных финансово-экономических моделей управления образованием, мотивирующих учреждения на сокращение неэффективных расходов, повышение качества и объема предоставляемых услуг.
5.1.5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений – всего, в том числе:
учителей;
прочих работающих в общеобразовательных учреждениях.
Описание: показатель характеризует уровень заработной платы работников системы общего образования, анализируется в совокупности с показателем 2.1.5 и позволяет оценить возможность привлечения в общеобразовательные учреждения региона квалифицированных кадров, способных обеспечить предоставление качественных услуг.
5.1.6. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, ‑ всего, в том числе:
переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);
находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
Описание: показатель характеризует эффективность организации различных форм семейного устройства.
Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов
5.2.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на общее образование – всего, в том числе:
капитальные расходы;
текущие расходы, из них расходы и начисления на оплату труда;
в расчете на одного обучающегося.
5.2.2. Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, в том числе на одного учителя.
5.2.3. Средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях:
в городских поселениях;
в сельской местности.
Описание показателей 5.2.1 — 5.2.3: показатели в целом характеризуют эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в системе общего образования субъекта Российской Федерации.
Оценка эффективности управления кадровыми ресурсами в общеобразовательных учреждениях
Расчет проводится по числу учеников, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях.
где:
Р1 – объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (учителя) (тыс. рублей);
Уц – целевое значение числа учеников, приходящихся на одного учителя (человек);
Уф – среднее число учеников, фактически приходящихся на одного учителя в субъекте Российской Федерации (человек);
Vу – число учеников в субъекте Российской Федерации (человек);
Зсзпу – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей в субъекте Российской Федерации (тыс. рублей).
Расчет эффективности управления кадровыми ресурсами (учителя) производится при Уф<Уц.
Получаемое выражение отражает эффективность управления кадровыми ресурсами в субъекте Российской Федерации. При избыточном значении показателя должна проводиться оптимизация численности учителей.
Неэффективные расходы, обусловленные излишней штатной численностью иных работников общеобразовательных учреждений (административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала, педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс), определяются, исходя из их оптимальной численности, в диапазоне 35 – 40 процентов от штатных должностей учителей.
Оценка эффективности наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях
Расчет проводится по показателям наполняемости классов в городских поселениях и сельской местности.
где:
Р2 – объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов;
Нц – целевое значение норматива наполняемости классов;
Нф – средняя наполняемость классов в субъекте Российской Федерации;
Ск – средняя стоимость содержания одного класса в субъекте Российской Федерации. Рассчитывается как отношение текущих расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на общеобразовательные учреждения к общему количеству классов в регионе;
Vу – число учеников в городских поселениях, сельской местности субъекта Российской Федерации.
Формула определения эффективности управления классокомплектностью рассчитывается при Нф<Нц.
Расходы считаются отдельно по городским поселениям и сельской местности, затем суммируются.
Значения показателя соотносятся с нормативом наполняемости классов (город – 25 человек, село (рекомендуемое значение) – 14 человек).
Полученное выражение отражает эффективность управления ресурсами. Низкое значение функции – неэффективное управление, при котором должна происходить реструктуризация общеобразовательных учреждений региона.
ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
6.1.1. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования (далее – НПО, СПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.
Описание: является одним из показателей, отражающих соответствие сети образовательных учреждений НПО и СПО субъекта Российской Федерации (по специальностям, качеству и числу выпускников) потребностям регионального рынка труда.
6.1.2. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных (муниципальных) учреждений НПО, СПО.
Описание: показатель отражает степень заинтересованности и участия работодателей в подготовке профессиональных кадров.
6.1.3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений НПО, СПО – всего, в том числе мастеров производственного обучения в этих учреждениях.
Описание: показатель характеризует уровень заработной платы работников начального (среднего) профессионального образования, анализируется в совокупности с показателем 2.1.5 и позволяет оценить возможность привлечения в учреждения региона квалифицированных кадров, способных обеспечить предоставление качественных услуг.
6.1.4. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).
Описание: показатель отражает степень удовлетворенности населения объемом и качеством представляемых услуг в сфере начального и среднего профессионального образования. Динамика изменения данного показателя позволяет получить дополнительную оценку принимаемых органами исполнительной власти региона мер по организации предоставления населению начального и среднего профессионального образования.
Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов
6.2.1. Отношение учащихся 9-х и 11-х классов к числу обучающихся на первых курсах в учреждениях соответственно начального и среднего профессионального образования.
Описание: показатель анализируется в совокупности с показателем 6.1.1 и отражает соответствие сложившейся сети учреждений начального и среднего профессионального образования численности выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений.
6.2.2. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на начальное и среднее профессиональное образование – всего, в том числе:
капитальные расходы;
текущие расходы, из них расходы и начисления на оплату труда;
в расчете на одного обучающегося.
6.2.3. Численность учащихся (студентов), приходящихся на одного работающего в государственных (муниципальных) учреждениях НПО, СПО, – всего, в том числе на мастера производственного обучения.
Оценка эффективности управления кадровыми ресурсами
Расчет проводится отдельно по всем категориям работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
где:
Р1 – объем неэффективных расходов на содержание работающих в учреждениях НПО, СПО (тыс. рублей);
Уц – целевое значение числа учащихся (студентов), приходящихся на одного работающего в учреждениях НПО, СПО (человек);
Уф – среднее число учащихся (студентов), фактически приходящихся на одного работающего в учреждениях НПО, СПО в субъекте Российской Федерации (человек);
Vу – число учащихся (студентов) в учреждениях НПО, СПО в субъекте Российской Федерации (человек);
Зсзпу – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в учреждениях НПО, СПО в субъекте Российской Федерации (тыс. рублей).
Формула оценки эффективности управления кадровыми ресурсами рассчитывается при Уф<Уц.
культура, физическая культура и спорт
7.1. Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
7.1.1. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
7.1.2. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
Описание показателей 7.1.1 — 7.1.2: показатели наряду с другими показателями характеризуют степень вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом, доступности спортивных сооружений для населения, а также эффективность принимаемых органами исполнительной власти региона мер по созданию условий для поддержания здорового образа жизни.
7.1.3. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения.
Описание: показатель характеризует обеспеченность библиотечными фондами и эффективность принимаемых органами исполнительной власти региона для этого мер.
7.1.4. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
Описание: показатель характеризует уровень активности населения и степень его вовлеченности в мероприятия, проводимые на региональном уровне, а также эффективность принимаемых органами исполнительной власти региона для этого мер.
7.2. Показатели, используемые для экспертной оценки
7.2.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на культуру (физическую культуру и спорт) – всего, в том числе:
капитальные расходы;
текущие расходы, из них расходы и начисления на оплату труда;
на одного жителя.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
8.1. Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
8.1.1. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности).
8.1.2. Доля государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства (канализация, электрические и тепловые сети и так далее), переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности (из них хозяйственным обществам с долей не более 25 процентов, находящейся в государственной (муниципальной) собственности), в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства.
8.1.3. Доля муниципальных образований, в которых субсидии и льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме.
8.1.4. Доля объема отпуска коммунального ресурса, счет за который выставлен по показаниям приборов учета.
8.2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
8.2.1. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
8.2.2. Удельный вес потерь воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей.
8.3. Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов
8.3.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование жилищно-коммунального хозяйства – всего, в том числе на:
компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения и на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги;
увеличение стоимости основных средств.
Описание показателей 8.1.1 — 8.3.1: показатели отражают эффективность управления ресурсами жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, развитие конкурентных отношений в отрасли, а также ее инвестиционную привлекательность.
Оценка эффективности управления в области жилищно-коммунального хозяйства
Неэффективным расходованием бюджетных средств в области жилищно-коммунального хозяйства является направление бюджетных средств на компенсацию предприятиям жилищно-коммунальной сферы разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
ДОСТУПНОСТЬ и качество жилья
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
9.1.1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, – всего, в том числе введенная в действие за год.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
9.2.1. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.
9.2.2. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
Описание показателей 9.1.1 — 9.2.2: показатели наряду с другими показателями отражают обеспеченность жильем в субъекте Российской Федерации, темпы роста жилищного строительства, доступность жилья для населения, а также эффективность мер, принимаемых для этого органами исполнительной власти региона.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
10.1.1. Доля автономных учреждений от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в субъекте Российской Федерации.
Описание: показатель позволяет оценить степень внедрения в субъекте Российской Федерации нового типа государственных учреждений – автономных учреждений, большая финансовая и организационная самостоятельность которых позволяет эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшение качества предоставляемых услуг.
10.1.2. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.
Описание: показатель отражает степень развития в субъекте Российской Федерации конкурентной среды в области предоставления социальных услуг.
10.1.3. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий).
Описание: показатель характеризует уровень внедрения в субъекте Российской Федерации программно-целевого метода, ставящего распределение бюджетных ресурсов в зависимость от практических результатов их использования в рамках стратегических приоритетов государственной региональной политики.
10.1.4. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
Описание: показатель характеризует удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уровень его доверия к власти, в том числе к реализуемой в регионе социальной, экономической политике, а также степень открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для населения.
Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
10.2.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и органов местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.
Описание: показатель отражает уровень расходов на содержание работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их динамику.
10.2.2. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
Описание: динамика показателя наряду с другими показателями отражает уровень организации управления финансовыми ресурсами и сетью учреждений в субъекте Российской Федерации.
10.2.3. Объем незавершенного строительства, осуществляемого за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Описание: анализируется в совокупности с показателем 1.1.9.
Методика подлежит уточнению по мере внесения изменений в законодательство Российской Федерации, а также обобщения опыта ее применения.