Оценка эффективности управления руководством в образовании

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.09.2018 г. № 01/2730 с целью внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в системе образования Челябинской области была разработана у утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 19 декабря 2019 года № 03/4597 Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область)

Управление образовательной организацией необходимо рассматривать как управление социально-экономической системой, основанное на определении сильных и слабых сторон, определяемых с помощью критериальной оценки эффективности деятельности.

Реализация полномочий управления образовательной организацией как социально-экономической системой предполагает соблюдение ряда требований:

— рассматривать социально-экономическую систему как экономический объект, способный самостоятельно функционировать и развиваться;

— соответствовать заданным извне экономическим условиям функционирования всей системы;

— органически взаимодействовать с вышестоящей системой управления;

— соответствовать особым условиям местоположения;

— обеспечивать создание всех составляющих процесса управления (определение целей, задач, методов, основных направлений развития, структуры управления);

— обладать свойствами адаптивности к внутренним изменениям организации;

— обеспечивать максимальную степень саморазвития социально-экономической структуры организации.

Решение названных задач является сложным процессом. Необходимо не только предложить методы, позволяющие дать объективные количественные и качественные оценки уровня образования, оценить финансовое положение, состояние кадровых и материально-технических ресурсов, демографические особенности местоположения и их взаимосвязи, выявить конкретные проблемы, но и суметь осуществлять на практике гибкое управление организацией, отвечающее динамике изменения внешней среды, позволяющее эффективно развиваться.

Главной задачей учредителя образовательной организации становится оценка достижения целей, для которых образовательная организация была создана, и эффективности выполнения возложенных на образовательную организацию задач. Таким образом, роль руководителя образовательной организации, как эффективного, нацеленного на достижение высоких результатов менеджера, занимает центральное место в системе социально-экономического развития образовательной организации. Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей для учредителя становится всестороння оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.

В целях проведения вышеуказанной оценки необходимо всесторонне анализировать работу руководителей образовательных организаций всех уровней образования (в том числе руководителей обособленных структурных подразделений). Действенным механизмом является организация и проведение многоконтурного мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций, подведомственных Кинельскому  Самарской области (далее – Мониторинг).

Целью Мониторинга является всесторонняя и объективная оценка профессиональной компетентности, эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций всех уровней образования для выработки комплекса мер по устранению слабых сторон в системе менеджмента образовательной организации и совершенствованию управленческой деятельности.

К основным подцелям Мониторинга можно отнести следующее:

1) Повышение качества управленческой деятельности.

Воздействие внешней и внутренней среды на образовательную организацию обуславливает необходимость пересмотра формализованных требований к качеству управленческой деятельности. Применение ранее эффективных методов управления с течением времени становится неактуальным, так как не приносит образовательной организации необходимых результатов. Таким образом, возникает необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение качества управленческой деятельности.

2) Формирование профессиональных компетенций руководителей.

Эффективность образовательной организации напрямую зависит от результативности управленческой деятельности руководителя. В этой связи главной задачей для учредителя становится оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации. В целях проведения вышеуказанной оценки необходимо в полном объеме анализировать работу руководителей образовательных организаций всех типов. Пусковым механизмом выступает оценка сформированности профессиональных компетенций и профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций Самарской области.

3) Формирование резерва управленческих кадров.

Формирование кадрового резерва управленческих кадров является инструментом эффективной управленческой политики. Формирование кадрового резерва позволяет не только своевременно обеспечить организацию квалифицированным руководителем, но и служит стимулом профессионального роста для работников образовательной организации.

4) Обеспечение качества подготовки обучающихся.

Обеспечение соответствующего уровня подготовки обучающихся является целью реализации образовательных программ каждой образовательной организации.

Показатели подготовки обучающихся характеризуют не только качество образования в конкретной образовательной организации, но и эффективность принимаемых руководителем решений, направленных на создание благоприятных условий для освоения образовательных программ. Чем выше указанные показатели, тем, скорее всего, эффективнее меры, предпринимаемые руководителем для обеспечения благоприятной образовательной среды.

5) Создание условий для реализации образовательных программ.

Достижение качественной подготовки обучающихся невозможно без создания условий для реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных). Задача любого руководителя не только осуществить рамочное управление образовательной организацией, но и обеспечить наличие достаточного для успешного функционирования объема материально-технических ресурсов, привлечение в образовательную организацию опытных педагогических работников, создание оптимальной организационной структуры управления и комфортного психологического климата. Решение указанной задачи позволит повысить удовлетворенность работой образовательной организации всех участников образовательного процесса.

Для достижения цели Мониторинга необходимо решить следующие задачи:

— осуществить выбор методик проведения Мониторинга, определить показатели и методы сбора информации для проведения Мониторинга;

— организовать и провести Мониторинг;

— провести анализ полученной информации в рамках Мониторинга;

— подготовить адресные рекомендации для руководителей образовательных организаций;

— реализовать комплекс мер и мероприятий по повышению эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций, а также выработать управленческие решения;

— провести анализ эффективности реализованных мероприятий по повышению эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций и управленческих решений.

Инструментами Мониторинга являются утвержденные критерии оценки эффективности (качества) работы руководителей образовательных организаций, статистическая информация о кадровом составе, информация о результатах подготовки и достижениях обучающихся, информация о кадровом резерве и потребности, аттестации, повышении квалификации и стажировках руководителей, результаты независимой оценки, результаты иных мониторинговых исследований и информационных справок.

Выбор методик проведения Мониторинга, определение показателей и методов сбора информации для проведения Мониторинга.

Методы сбора и обработки информации

 Для проведения Мониторинга используются следующие методы сбора и обработки информации^

— отчет по мониторингу оценки профессиональных компетенций и выявления профессиональных дефицитов (для сбора информации используется АИС «Кадры в образовании. Самарская область»);

— отчеты об оценке уровня обеспеченности качества массового обучения, организации воспитательной работы, обеспеченности формирования навыков ЗОЖ и безопасности у обучающихся, результативности развития талантов у обучающихся, результативности деятельности образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по итогам проведения регионального рейтингования образовательных организаций (для сбора информации используется Автоматизированная система «Рейтинг ОО»);

— аналитическая справка о кадровом составе руководителей образовательных организаций и повышении квалификации (для сбора информации используется личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ);

— аналитическая справка о выявленных профессиональных дефицитах руководителей образовательных организаций (для сбора информации используется АИС «Кадры в образовании. Самарская область»);

— информация об обеспеченности образовательных организаций квалифицированными кадрами (для сбора информации используются личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ, ГИС «Автоматизированная система управления ресурсами системы образования»);

— информация о разработанных программах повышения квалификации АИС «Кадры в образовании. Самарская область»);

— отчет об аттестации руководителей и кандидатов в руководители государственных образовательных организаций округа;

— данные о стажировках, сетевом взаимодействии и участии в конкурсах профессионального мастерства руководителей образовательных организаций;

— анализ выявленных нарушений, которые фиксируются по результатам контрольных мероприятий, проводимых различными контрольно-надзорными органами и ведомствами в отношении образовательных организаций и их руководителей (для сбора информации используется официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях);

— информация о проводимых конкурсах на включение в кадровый резерв;

— статистическо-аналитические отчеты о результатах подготовки обучающихся;

— отчет о работе с общеобразовательными организациями с низкими образовательными результатами (для сбора информации используется личный кабинет ФИС ОКО);

— результаты профильного уровня государственной итоговой аттестации, различных чемпионатов, конкурсов, олимпиад, конференциях;

— информация об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

— информация о результатах участия в международных исследованиях качества образования;

— информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (для анализа информации используется официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях);

— информация о результатах мониторинга готовности общеобразовательных организаций Самарской области к началу нового учебного года;

— анализ нагрузки педагогических работников (для сбора информации используются личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере образования ГИВЦ, ГИС «Автоматизированная система управления ресурсами системы образования»);

— информация о результатах участия образовательных организаций в областных конкурсах;

— мониторинг профессиональных намерений учащихся;

— информация об образовательных организациях с необъективными результатами по итогам оценочных процедур.

Подробное описание методов обработки данных и информации, а также применяемые формы сбора содержатся в соответствующих аналитических материалах и отчетах.

Мониторинг и анализ результатов.

  1. Оценка компетенций руководителей образовательных организаций.

Оценка компетенций руководителей образовательных организаций региона базируется на критериальной оценке эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций всех уровней и тесно увязана с механизмом установления стимулирующих выплат руководителям, так как позволяет реализовать системный подход по оценке эффективности работы руководителей, установлению соответствующих стимулирующих надбавок (осуществить материальное стимулирование) или провести их сокращение, определить зоны неэффективной (недостаточной) работы руководителей по управлению образовательной организацией, и, соответственно, выработать рекомендации по совершенствованию работы по вопросам, требующим решения.

Критериальная оценка эффективности (качества работы) проводится ежегодно путем балльного оценивая работы руководителей на основе критериев, в соответствии с Распоряжением Кинельского управления МОиН СО от 24.02.2021г. № 44-р «О создании экспертного совета по установлению групп оплаты труда и стимулирующих выплат руководителям государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных Кинельскому управлению министерства образования и науки Самарской области» и Распоряжением Кинельского управления МОиН СО от 24.02.2021г. № 46-р «О создании экспертного совета по установлению стимулирующих выплат руководителям государственных профессиональных образовательных учреждений (образовательных учреждений среднего профессионального образования), подведомственных Кинельскому управлению министерства образования и науки Самарской области», по следующим группам:

— эффективность процесса обучения;

— эффективность воспитательной работы;

— эффективность использования современных технологий в образовательном процессе и деятельности учреждения,

— эффективность обеспечения доступности качественного образования;

— эффективность управленческой деятельности;

— эффективность обеспечения условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса;

— эффективность использования и развития ресурсного обеспечения.

Аналитическая справка Кинельского управления министерства образования и науки Самарской области по мониторингу эффективности руководителей образовательных организаций в разрезе направлений оценки за 2020 год 

Кроме того, в соответствии с Распоряжением Кинельского управления МОиН СО от 29.10.2020г. № 198-р «Об организации работы по достижению оптимальных  величин показателей рейтинга образовательных организаций» в целях повышения качества образования, проведения аналитической работы, оказания организационно-методической помощи общеобразовательным организациям Самарской области проводится дополнительная оценка уровня обеспеченности:

— качества массового обучения,

— организации воспитательной работы,

—  обеспеченности формирования навыков ЗОЖ и безопасности у обучающихся, результативности развития талантов у обучающихся,

— результативности деятельности образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся,

— обеспеченности достижения целевых показателей Национального проекта «Образование».

Аналитическая справка Кинельского управления министерства образования и науки Самарской области результатов рейтингования общеобразовательных организаций Самарской области за 2020 год 

План мероприятий «Дорожная  карта» по повышению качества общего образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Кинельского округа, отнесённых к «красной зоне» рейтинга

  1. Качество профессиональной подготовки руководителей

В рамках единых региональных механизмов в округе реализуется адресная модель повышения квалификации руководящих работников государственных, находящихся в подведомственном подчинении Северо-Западному управлению, и муниципальных образовательных организаций ( школа искусств, музыкальная школа), которая предусматривает возможность выбора программ обучения, исходя из потребностей работника и образовательной организации, – Именной образовательный чек на повышение квалификации работника образования (далее – Чек).

Чек является мерой социальной поддержки населения по финансовому обеспечению права работников образования на дополнительное профессиональное образования один раз в три года.

Подача заявки и оформление Чека, запись на курсы повышения квалификации, формирование отчетной документации организуются посредством ведомственной автоматизированной информационной системы АИС «Кадры в образовании. Самарская область», что позволяет оптимизировать процедуру предоставления услуги, обеспечить информационную открытость и возможность влияния участников на качество предоставляемой услуги.

Структура Чека формируется в соответствии с потребностями той или иной категории работников образования и предполагает прохождение трех блоков: инвариантного в объеме 18 часов, психолого-педагогического в объеме 36 часов и предметного (соответствующего профилю педагогической деятельности) в объеме 36 часов. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования для преподавателей профессионального цикла профессиональных образовательных организаций третий блок имеет форму стажировки. Объем третьего блока для указанной категории работников образования составляет 54 часа.

В целях обеспечения адресного подхода к повышению квалификации разработаны отдельные программы инвариантного блока Чека по уровням образования и для отдельных должностей работников образования. Обучение по программам инвариантного блока предполагает информирование слушателя о нормативно-правовом обеспечении и организационно-методическом сопровождении реализации федеральной и региональной политики в сфере образования, а также о необходимых условиях организации образовательного процесса для обеспечения качества современного образования.

Таким образом, в регионе реализована широкоформатная модель повышения квалификации работников всех уровней.

В целях реализации адресных программ повышения квалификации проводится периодический опрос руководителей различных уровней образования по определению наиболее актуальных тем для разработки востребованных программ повышения квалификации для последующего совершенствования профессиональных компетенций руководителей.

По итогам опроса региональным образовательным организациям дополнительного профессионального образования выдается государственное задание на разработку соответствующих программ повышения квалификации.

Информация о программах повышения квалификации представлена на официальном  сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Кинельский ресурсный центр»

  1. Качество управленческой деятельности

В целях оценки качества управленческой деятельности проводится аттестация руководителей образовательных организациях на подтверждение соответствия занимаемой должности на основе его профессиональной деятельности. Аттестация руководителей проводится не реже одного раза в пять лет.

Приказом министерства образования и науки Самарской области от 16.01.2014 № 13-од утвержден Порядок аттестации руководителей государственных образовательных организаций Самарской области, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области.

Дополнительно, министерством проводится аттестация для кандидатов на должность руководителей образовательных организаций.

Приказом министерства образования и науки Самарской области от 29.11.2011 № 853-од  утвержден Порядок аттестации кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации, находящейся в ведении министерства образования и науки Самарской области.

Информационно-организационную поддержку проведения аттестации руководителей образовательных организаций Самарской области осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр профессионального образования» (далее – ЦПО Самарской области). Информация о порядке аттестации руководителей образовательных организаций размещена на официальном сайте ЦПО Самарской области в разделе «Направления деятельности» в подразделе «Аттестация работников образования».

В Кинельском образовательном округе работают 29 руководителей общеобразовательных организаций и 2 руководителя учреждений среднего профессионального образования.

100 % руководителей ОО подтвердили свой уровень квалификации на соответствие занимаемой должности.

Дополнительным инструментом для оценки и повышения качества управленческой деятельности служат данные о стажировках, сетевом взаимодействии  и участии в конкурсах профессионального мастерства руководителей образовательных организаций.

Участие педагогических работников образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства свидетельствует о высоком качестве управленческой деятельности руководителя образовательной организации и его неравнодушии к выполняемой работе.

Срок подготовки информации о стажировках, сетевом взаимодействии, участии в конкурсах профессионального мастерства руководителей образовательных организаций: январь-февраль 2021 года.

В этой связи, сведения об участии педагогических работников образовательной организации и непосредственно самой образовательной организации в различных конкурсах также учитываются при оценке эффективности работы руководителей образовательных организаций.

Кроме того, в Распоряжением Кинельского управления МОиН СО от 25.01.2021г. № 12-р   утверждены декомпозированные ключевые показатели эффективности деятельности для ОО Кинельского территориального управления МОиН СО на 2021 год.  

Анализ достижения ключевых декомпозированных показателей эффективности деятельности Кинельского территориального управления за первое полугодие 2021 года

В целях совершенствования управленческой деятельности Кинельским управлением организуется мониторинг соблюдения различных требований законодательства. Проводится анализ выявленных нарушений, которые фиксируются по результатам контрольных мероприятий, проводимых различными контрольно-надзорными органами и ведомствами в отношении образовательных организаций и их руководителей. К руководителям образовательных организаций, допустивших нарушения законодательства, применяются меры дисциплинарной ответственности.

Информация о выявленных нарушениях, а также отчеты об их устранении публикуются на официальных сайтах подведомственных  образовательных организаций в разделе «Документы» в подразделе «Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний».

В целях поддержки руководителей образовательных организаций и для принятия ими оперативных управленческих решений, способствующих совершенствованию их управленческой деятельности, Кинельским управлением проводится мониторинг наиболее типичных ситуаций, возникающих в ходе проведения контрольных мероприятий, путем анализа размещенной образовательными организациями в соответствии с Приказом министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта» информации о контрольных мероприятиях на официальном сайте – www.bus.gov.ru

По результатам мониторинга организуются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства (консультации, совещания и семинары, круглые столы и другое).

  1. Формирование резерва управленческих кадров

В целях устранения дефицита управленческих кадров в регионе создана и успешно функционирует система кадрового резерва руководителей образовательных организаций. Кадровый резерв формируется на основе конкурсного отбора (конкурса). Целями и задачами конкурса на включение в кадровый резерв являются:

— отбор лидеров из числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с высоким уровнем трудовой активности, деловой инициативы и компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой) для формирования кадрового резерва;

— создание условий для их профессионального роста.

Приказом министерства образования и науки Самарской области от 08.04.2011 № 55-од  утверждено положение о конкурсе на включение в кадровый резерв руководителей образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Самарской области.

Кинельское управление осуществляет первичный прием документов от кандидатов, и проверку представленных материалов на соответствие условиям конкурса. Производит отбор кандидатов. Организует проведение третьего этапа конкурса на включение в кадровый резерв с участием кандидатов.

Для успешного выполнения руководителем образовательной организации возложенных на него функций, он должен иметь укомплектованный штат сотрудников, и, в первую очередь, укомплектованность образовательной организации педагогическими работниками.

В этой связи Кинельским управлением проводится анализ укомплектованности штатов образовательных организаций Самарской области, в целях формирования информации о вакансиях для педагогических работников, а также выработки мер поддержки.

В Самарской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование кадровой политики, в том числе увеличение доли молодых учителей.

В целях ежегодного восполнения потребности в квалифицированных кадрах министерством заключено Соглашение с ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ) о направлении выпускников образовательных учреждений Самарской области для обучения в данном вузе по целевому направлению министерства.

В целях усиления законодательных механизмов ответственности студентов – «целевиков» в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076» с 2019 года утверждена новая форма договора о целевом обучении. С каждым выпускником заключается договор о целевом обучении, согласно которому они поступали в СГСПУ по конкурсу среди «целевиков», а образовательные учреждения обязались трудоустроить выпускников по полученной специальности и заключить с ними ученический договор на получение мер социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 570 «О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям» 

К мерам социальной поддержки выпускников профессиональных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям, относится осуществление ежемесячной денежной выплаты в размере 5000 рублей молодым, в возрасте не старше 30 лет, педагогическим работникам, работающим в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области, и муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

В регионе успешно реализуется проект «Земский учитель», в котором принимала участие  ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка муниципального района Кинельский.

  1. Базовая подготовка обучающихся

Эффективность руководителей образовательных организаций в части обеспечения базовой подготовки обучающихся определяется результатами государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена, региональных контрольных работ, всероссийскими проверочными работами, национальных исследований качества образования, оценки по модели PISA, выпускных квалификационных работ.

Нормативные и аналитические материалы по ГИА-9

Нормативные и аналитические материалы по ГИА-11

Аналитические материалы по ВПР

Нормативные и аналитические документы по ВСоШ

Дополнительным инструментом, применяемым для оценки базовой подготовки обучающихся является организация и проведение на территории Кинельского управления региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся.

Методические материалы, а также управленческие подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся размещены на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Кинельский ресурсный центр» 

Показатели, характеризующие работу руководителей образовательных организаций по базовой подготовке обучающихся, включены в критерии оценки эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций округа.

Анализ информации о базовой подготовке обучающихся полученной из разных источников, позволяет выявить общеобразовательные организации с низкими образовательными результатами и организовать работу, направленную на поддержку таких учреждений»

Информация о работе с общеобразовательными организациями с низкими образовательными результатами на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Кинельский ресурсный центр»

  1. Подготовка обучающихся высокого уровня

Одной из особенностей региональной системы образования является повышенное внимание к развитию детской одаренности. Для развития этого направления задействовано большое количество ресурсов: экономических, материально-технических и человеческих.

В качестве показателей, характеризующих подготовку обучающихся высокого уровня, используются результаты профильного уровня государственной итоговой аттестации, различных чемпионатов, конкурсов и олимпиад.

Участие обучающихся и достижение ими высоких результатов в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах, отражают наличие условий в образовательной организации для всестороннего развития обучающихся, а также поддержку участия со стороны педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

Показатели, характеризующие работу руководителей образовательных организаций по подготовке обучающихся высокого уровня, включены в критерии оценки эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций.

Информация об участии обучающихся образовательных организаций в олимпиадах, конкурсах и конференциях размещена на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Кинельский ресурсный центр» в разделах «Взлет», «Всероссийская олимпиада школьников», «Работа с одарёнными» 

  1. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами

Одной из приоритетных целей политики в сфере образования является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение доступного и качественного образования.

Целью организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Кинельском округе  является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение доступного и качественного образования.

Для достижения данной цели определены задачи руководителей образовательных организаций:

  • обеспечить своевременное (возможно более раннее) выявление и коррекцию нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • обеспечить доступность образования детям с ОВЗ, в том числе в школах по месту жительства (формирование системы инклюзивного образования либо дистанционного образования);
  • создать условия для профессиональной ориентации обучающихся, получения профессионального образования;
  • обеспечить необходимые условия для реализации различных адаптированных образовательных программ, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

Для решения поставленных задач

В территории Кинельского  управления  организованна работа «Службы ранней помощи»

Аналитическая справка  о деятельности Службы ранней помощи (СРП)  Кинельского ресурсного центра за 2020г.

В целях оказания методической поддержки руководителям образовательных организаций , педагогическим работникам и узким специалистам (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям дефектологам) созданы Окружные методические объединения

  1. Объективность результатов внешней оценки

В целях получения объективной оценки качества подготовки обучающихся в соответствии со статьей 95.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательные организации округа  принимали участие в общероссийской оценке по модели PISA

Распоряжение Кинельского управления МОиН СО от 28 октября 2020 № 197-р «О работе по подготовке к исследованию по модели PISA»

В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона № 273-ФЗ ежегодно общественным советом по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями Самарской области.

Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по показателям, утвержденным приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Правилами сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 № 638.

В целях принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию работы образовательных организаций информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в обязательном порядке доводится до сведения руководителей образовательных организаций, в отношении которых проводилась оценка в соответствующем году.

Информация о порядке проведения и результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями публикуется на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Кинельский ресурсный центр»

  1. Условия осуществления образовательной деятельности

В целях оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций по созданию качественных и безопасных условий осуществления образовательной деятельности используется информация нескольких наблюдений, таких как:

— общая оценка эффективности (качества работы), включающая критерии эффективности обеспечения условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса и эффективность использования и развития ресурсного обеспечения;

— внешняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в соответствии со статьей 95.2 Федерального закона № 273-ФЗ;

В целях оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций по созданию качественных и безопасных условий осуществления образовательной деятельности используется информация нескольких наблюдений, таких как:

— общая оценка эффективности (качества работы), включающая критерии эффективности обеспечения условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса и эффективность использования и развития ресурсного обеспечения;

— внешняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в соответствии со статьей 95.2 Федерального закона № 273-ФЗ

— внешняя оценка качества условий образовательной деятельности образовательных организаций посредством официального сайта – http://bus.gov.ru

— оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году.

Анализ результатов и значений показателей, полученных в ходе вышеуказанных наблюдений позволяет получить объективную информацию о качестве работы руководителей образовательных организаций по использованию всех ресурсов образовательной организации и созданию современных, безопасных и качественных условий осуществления образовательной деятельности.

  1. Профессиональная ориентация обучающихся

Профессиональное самоопределение и становление обучающихся является завершающим этапом в системе образования, так как служит конечной целью всего образовательного процесса по формированию гармоничной и всесторонне развитой личности.

Значения показателей, отражающих уровень работы по организации правильного, осознанного выбора обучающимися программ профессионального образования, получения непосредственно профессии, которая в будущем будет не только приносить доход, но и удовлетворенность от занятости, характеризуют высокий уровень профессионализма и эффективности деятельности руководителя образовательной организации.

В округе создана и успешно функционирует система Самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся

В соответствии с приказом министерства образования и науки Самарской области от 10.12.2015 № 479-од «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 года» ЦПО Самарской области является координатором деятельности региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. ЦПО Самарской области оказывает услуги обучающимся образовательных учреждений и их родителям по вопросам выбора профессии и планирования профессиональной карьеры, консультирует педагогических работников в вопросах организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

На официальном сайте ЦПО Самарской области реализовано сразу несколько проектов по профессиональной ориентации обучающихся в разделе «Направления деятельности» подразделы «Профориентация и планирование карьеры», «Куда пойти учиться», «ПрофВыбор. Самарская область».

Таким образом, руководители образовательных организаций округа обладают достаточными ресурсами для организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в своих образовательных организациях.

Показатели, характеризующие работу руководителей образовательных организаций по созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся, включены в критерии оценки эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций.

Подготовка адресных рекомендаций для руководителей образовательных организаций, мер (мероприятий), управленческих решений

Выбранные методики проведения Мониторинга, показатели и методы сбора информации для проведения Мониторинга характеризуют уровень владения информацией о развитии системы образования и контроля за деятельностью руководителей образовательных организаций.

Таким образом, по итогам 2020 года сформирован достаточный банк данных и информации для оценки эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций.

В рамках каждого наблюдения, мониторингового исследования и отчета подведены итоги деятельности работы образовательных организаций различных уровней образования, отражающих функциональность работы руководителей по управлению организациями как социально-экономическими системами.

При установлении случаев низкоэффективной работы руководителей образовательных организаций, не достижения установленных результатов, в их адрес направлены замечания и недостатки в управлении образовательными организациями, даны рекомендации по их устранению, а также организована работа по контролю за устранением выявленных замечаний и недостатков через систему утверждения программ развития образовательных организаций.

Приказ Кинельского управления от 26.02.2021 г. № 15-лс «Об установлении стимулирующих выплат руководителям профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Кинельскому управлению министерства образования и науки Самарской области»

Приказ Кинельского управления от 26.02.2021 г. № 16-лс «Об установлении стимулирующих надбавок к окладам директоров государственных бюджетных общеобразовательных учреждений»

Аналитическая справка Кинельского управления министерства образования и науки Самарской области по мониторингу эффективности руководителей образовательных организаций в разрезе направлений оценки за 2020 год

Аналитическая справка Кинельского управления министерства образования и науки Самарской области результатов рейтингования общеобразовательных организаций Самарской области за 2020 год

Анализ достижения ключевых декомпозированных показателей эффективности деятельности Кинельского территориального управления за первое полугодие 2021 года

Аналитическая справка о результатах регионального мониторинга степени сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций Кинельского ТУ 2021

2021 Анализ об итогах ФГ от 12.01.2021

2021 Анализ результатов исследования обучающихся 8 кл. ФГ от 12.01.2021

Статистико-аналитический отчет по итогам проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Кинельского образовательного округа в 2020 году

Статистико-аналитический отчет по итогам проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Кинельского образовательного округа в 2019 году

Информация об итогах ГИА 2020

Информация об итогах ГИА 2019

Аналитическая справка ВПР 2021 математика 4 кл

Аналитическая справка ВПР 2021 окружающий мир 4 кл

Аналитическая справка ВПР 2021 русский язык 4 кл

Цели:

Обоснование целей и задач системы:

Для обеспечения качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.

Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций может и должен явиться одним из действенных инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») (от 07.05.2018 N 204).

Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в Республике Башкортостан организовано на региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях. Это обеспечивает единство требований к руководящему составу системы образования, формирование системы работы с кадровым резервом. Однако, современные условия определяют ориентацию образовательных учреждений на интенсивные методы работы, поиск оптимальных систем управления персоналом, принятие эффективных управленческих решений и т.д. Для эффективного осуществления управленческой деятельности руководитель образовательной организации должен осваивать новые компетенции. Умение успевать больше и достигать максимального количества поставленных целей без ущерба здоровью и личному времени – это возможность обеспечить стабильный рост и развитие не только своей образовательной организации, но и самого себя. В этих условиях оказание реальной научно-методической и психолого-педагогической помощи руководителям, осуществляющим принятие управленческих решений как ресурса повышения качества образования.

Цель:

Наличие и обеспечение функционирования единой региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, направленно на повышение управленческой деятельности, обеспечение качества подготовки обучающихся и формирование резерва управленческих кадров.

Задачи:

  1. Формирование и повышение профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
  2. Получение объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и их влияние на качество образования и качество подготовки обучающихся.
  3. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций и обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами (база лучших руководителей, база руководителей, которым необходимо повышение ПК).
  4. Создание кадровых условий в ОО для реализации основных образовательных программ.
  5. Совершенствование системы повышение квалификации руководителей образовательных организаций.
  6. Выявление ОО с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей управления.
  7. Обеспечение мотивационной готовности руководителей в системной работе по повышению качества образования обучающихся на основе использования результатов оценочных процедур.
  8. Совершенствование показателей мониторинга эффективности деятельности руководителя ОО.

Показатели:

Направления деятельности Показатель Значения Ссылка на информационный ресурс (базу данных)
2020 2021 2022
Уровень сформированности и оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций Доля представителей администрации ОО, имеющих:
— профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»;
— диплом по переподготовке по направлениям государственное и муниципальное управление или менеджмент и экономика
не проводился 91,3 84,3 https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля руководителей, уровень квалификации которых соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год):
1)высшее образование (специалитет/магистратура); · профессиональная переподготовка в сфере управления;
дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года;
2)не менее 5 лет стажа на педагогических должностях.
не проводился 1)91,4 1)96,8
2)73,3
https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля руководителей, прошедших диагностику профессиональных дефицитов не проводился не проводился 0,9 (20 чел) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля руководителей ОО, прошедших повторную диагностику после КПК не проводился не проводился 80,3(1637чел.) https://ис.цопмкпрб.рф/
Организация получения образования обучающимися с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) Доля руководителей образовательных организаций, обеспечивших условия для обучения детей с ОВЗ (наличие учебных программ; наличие кадров (психолог, логопед и др.); наличие безбарьерной среды; наличие и функционирование психолого-педагогического консилиума) не проводился 0,3 не проводился https://ис.цопмкпрб.рф/
Управление условиями организации образовательной деятельности % ОО, в которых доля молодых учителей составляет не менее 30% 12,27% 12,13% 10,59% https://ис.цопмкпрб.рф/
Коэффициент текучести педагогических кадров 10,62 9,8 11,5 https://ис.цопмкпрб.рф/
Формирование резерва управленческих кадров Доля ОМС, имеющих сформированные системы работы с резервом управленческих кадров (ОМС и республиканский) не подсчитывался 73,2% 77,7% /19%(республиканских) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля ОО, в которых претендент по итогам конкурсного отбора и обучения включен в кадровый резерв (ОМС и республиканский) для замещения вакантных должностей «руководитель», «заместитель руководителя». не подсчитывался не подсчитывался 28,6 % (18 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля муниципалитетов, в которых сформирована конкурсная система назначения руководителей общеобразовательных организаций не подсчитывался не подсчитывался 47,6% (в 30 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/
Наличие критериев отбора претендентов для включения в кадровый резерв (доля для ОМС и количество для республиканского резерва) не подсчитывался 73,02% (в 46 ОМС) 77,7% (в 49 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля претендентов, включенных в муниципальный кадровый резерв, назначенных на должность руководителя или заместителя руководителя в текущем году. не подсчитывался не подсчитывался 20,7 (41 чел.) https://ис.цопмкпрб.рф/
Количество ОМС, в которых проводится мониторинг управленческой деятельности руководителей ОО не подсчитывался не подсчитывался 39,7 (25 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля муниципалитетов, в которых сформирована управленческая команда из числа руководителей, заместителей руководителей и ведущих учителей не подсчитывался не подсчитывался 39,7 (25 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/
Доля руководителей ОО, прошедших обучение по подготовке управленческих команд не подсчитывался не подсчитывался Данные не предоставлены ЦНППМ https://ис.цопмкпрб.рф/
Количество ОМС, в которых проводится мониторинг управленческой деятельности руководителей ОО не подсчитывался не подсчитывался 39,7 (25 ОМС) https://ис.цопмкпрб.рф/

Методы сбора и обработки информации:

Описание методов обработки информации.

Описание методов обработки информации.
Обработка информации производится через информационные системы, а также с помощью анализа.
В рамках реализации Региональной программы (комплекса мер) применяются разнообразные методы обработки данных, которые можно разделить на нематематические и математические.
К нематематическим методам обработки информации, используемым во всех мониторингах, относятся:

  • Группировка – это метод разделения совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами. Данный метод используется для фиксации определенного качества, выявленного в ходе мониторинга и установлении совокупности явлений с данным качеством, что позволяет комплексно применить к ней технологический аппарат для обеспечения повышения качества функционирования.
  • Классификация – это метод разделения множества объектов по определенному основанию. Данный метод позволяет представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о ее объектах.
  • Обобщение – это метод установления общих признаков исследуемого в мониторинге явления. Данный метод позволяет сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. В рамках мониторинга с использованием данного метода можно формулировать прогнозы будущих изменений, учитывая схожие условия и характеристики объектов.
  • Трансформация отображения аналитических данных – это метод изменения формы информации без изменения ее содержания. Данный метод применяется при переводе полученных данных в табличный, графический, схематичный или текстовый формат для повышения удобства использования аналитического материала в ходе его обобщения или составления аналитического отчета.
  • Сопоставление – метод сравнения объектов (явлений, идей, результатов мониторинга и т.д.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии. Данный метод используется при определении преимуществ субъектов мониторинга, выстраивании рейтингов по тому или иному параметру, формулировке заключений. К математическим методам обработки данных, применяемых в рамках проведения во всех мониторингах относятся:
  • Шкалирование – метод упорядочения совокупности значений величины, которая служит основой для ее измерения. Данный метод используется в мониторинге по оценке предметных компетенций при определении уровней их сформированности и принятии мер по устранению предметных дефицитов учителя, а также сопоставительный анализ результатов всех оценочных процедур.
  • Ранжирование–метод упорядочения данных по возрастанию или убыванию значений величин. Данный метод применяется во всех мониторингах при установлении крайних и медианных значений проявления изучаемого показателя, позволяющих установить состояние систем и оценить объем мер по улучшению сложившейся ситуации;
  • Медиана–метод определения среднего значения упорядоченной совокупности переменных. Данный метод применяется во всех мониторингах при определении средних значений, несоответствие которым может интерпретироваться как недостаток или превышение среднего показателя;
  • Среднее арифметическое–метод усреднения данных, определяемое как сумма всех значений множества, деленная их количество; расчет доли от общего числа–метод вычисления процентного соотношения повторений зафиксированного события в общей совокупности событий данного класса.

Использование информационных систем для сбора информации.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, передачу информации, помогают анализировать состояние контролируемого явления:

  1. защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов;
  2. тестовые оболочки, позволяющие дистанционно участвовать в тестировании;
  3. ИС ГАУ РБ ЦОПМКП.

Мониторинг показателей: 

по оценке компетенций руководителей образовательных организаций

по организации получения образования обучающимися с ОВЗ

по формированию резерва управленческих кадров

по созданию условий для реализации основных образовательных программ (кадровых)

Анализ результатов мониторинга: 

по оценке компетенций руководителей образовательных организаций

по организации получения образования обучающимися с ОВЗ

по формированию резерва управленческих кадров

по созданию условий для реализации основных образовательных программ (кадровых)

Меры, мероприятия: 

наличие мер по формированию резерва управленческих кадров

Адресные рекомендации по результатам анализа:

2021

  • Адресные рекомендации по результатам проведения мониторинга организации образовательной деятельности для лиц ОВЗ и инвалидов
  • Адресные рекомендации по результатам проведения мониторинга формирования резерва управленческих кадров в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан
  • ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ для Управлений (отделов) образования o порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантной должности руководителей образовательных организаций

2022

  • 2022 Аналитический отчет 2.1 Количество руководителей ОО в которых доля молодых учителей составляет не менее 30%.pdf
  • 2022 Аналитический отчет 2.1 Коэффициент текучести педагогических кадров.pdf
  • 2022 Аналитический отчет 2.1 Мониторинг наличия муниципальных систем формирования кадрового резерва.pdf
  • 2022 Аналитический отчет 2.1 Мониторинг уровня сформированности и оценка профессиональных компетенций руководителей ОО РБ.pdf

Анализ эффективности принятых мер: 

проведение анализа эффективности принятых мер

Cookie-файлы

Настройка cookie-файлов

Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах

Аналитические Cookie-файлы
Отключить все

Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie.
Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.


Подробнее


Понятно

Министерства Республики Татарстан

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Программы, проекты и мероприятия

Механизмы управления качеством образования

Механизмы управления качеством образования 2019/2020 учебный год

Механизмы управления качеством образовательной деятельности

Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций

Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций

Мониторинг (аудит, самоаудит) эффективности деятельности руководителя общеобразовательных организаций

Основными целями проведения мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:

  1. Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций
  2. Повышение качества подготовки обучающихся в области формирования и развития функциональной грамотности.
  3. Совершенствование образовательных сетей, в том числе, внедрение общеобразовательной организации в существующие международные, федеральные и региональные сети и создание новых сетей.
  4. Совершенствование кадрового резерва.
  5. Повышение качества руководителей общеобразовательных организаций.

При проведении мониторинга (аудита, самоаудита) будут реализованы следующие задачи:

  1. Определить показатели мониторинга (аудита, самоаудита) эффективности деятельности руководителя ОО, которые являются значимыми с точки зрения эффективности управления.
  2. Выявить эффективных руководителей, которые станут лидерами по тем или иным направлениям повышения качества образования (Создать базу эффективных руководителей ОО).
  3. Создать базы ОО с высоким и слабым потенциалом реализации задач повышения качества образования и определению ресурсной поддержки.
  4. Обеспечить постоянные контроль и оценку деятельности коллективов и руководителей ОО по достижению более высоких показателей.
  5. Содействовать созданию адресных рекомендаций руководителям по повышению качества образования в управляемом ими общеобразовательном учреждении.

ссылки на сайт ИРО РТ:

  • Пояснительная записка
  • Показатели эффективности деятельности руководителей ОО Показатели качества оценки школьных процессов (преподавание, учение, управление). (скачать в формате pdf).
  • Инструментарий оценки школьных процессов (скачать в формате pdf).
  • Ссылки на оценочные процедуры (скачать в формате pdf).
  • Анализ результатов мониторинга (аудита) школьных процессов (скачать в формате pdf).
  • Адресные рекомендации (скачать в формате pdf)

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кардиомагнил инструкция по применению когда лучше принимать утром или вечером
  • Кардиомагнил инструкция по применению когда лучше принимать утром или вечером
  • Руководство sequent 24
  • Согласие на осуществление классного руководства
  • Руководство по эксплуатации suzuki gsxr 600