Оценка национальной политики советского руководства в послевоенный период

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные голы, взаимодействовали две противоречивые тенденции С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эртот, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоев, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Знаменитое выражение «безродный космополит» в январе 1948 года впервые
употребил член Политбюро Андрей Александрович Жданов:

«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное
искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным
космополитом».

Другой партийный деятель, доктор философских наук Георгий
Фёдорович Александров в марте 1948 года опубликовал статью «Космополитизм –
идеология империалистической буржуазии». В ней он объявил космополитами
Милюкова, Бухарина, Троцкого, левых эсеров, власовцев и всех
коллаборационистов.

После этой статьи термин «безродный космополит» стал синонимом
понятий «изменник Родины», «контрреволюционер» и «враг народа».

Далее вы подробнее узнаете об отношении советской власти к
национальной интеллигенции в послевоенное время.

Вопросы занятия. Многонациональное
государство и национальная политика. Социально-экономическое и культурное
развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические
кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение
выселенных народов.

В основе СССР лежало право нации на самоопределение и территорию
со своими государственными учреждениями.

Формы правления в национальных регионах устанавливались в
зависимости от размеров нации и расположения её территории.

Наиболее крупными государственными образованиями в СССР были
республики (союзные и автономные). Автономные республики входили в состав той
или иной союзной республики и имели меньше прав. Менее крупные национально-территориальные
образования имели статус автономных округов и областей.

К 1950 году в СССР входили 16 союзных республик, самой крупной из
которых была РСФСР. В её состав входили все 16 автономных республик. Кроме
этого, в СССР было 10 национальных округов, 9 автономных областей.

Основой Советского Союза была РСФСР. В ней проживало около 60 %
населения.  Русский народ выступал «старшим братом» в огромной семье народов
СССР. Он признавался первым среди равных. Следующую ступень занимали титульные
народы союзных республик.

Изучению русской культуры и русского языка в послевоенное время
уделялось большое внимание. Они представлялись важными политическими факторами,
которые должны были обеспечить единство Советского Союза.

Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели
какие-то особые привилегии. Однако партийная и государственная номенклатура
хоть и формировалась из представителей разных народов, ведущие позиции здесь
всё же занимали русские.

Для национальной политики советского руководства послевоенного
времени характерны две противоречивые тенденции: одновременно с продолжением
курса на развитие и укрепление национальных республик высшее партийное
руководство применяло силовые методы и репрессии.

Особенно жёсткие меры предпринимались по отношению к жителям Прибалтики,
западных областей Украины и Беларуси, где после войны действовали вооружённые
отряды националистов.

После войны с этих территорий депортировались «ненадёжные» слои
населения, которые были недовольны советской властью и могли поддержать
антиправительственные выступления (например, бывшие кулаки).   

В то же время Великая Отечественная война способствовала
этнической консолидации советского общества.

РСФСР обладала большим экономическим потенциалом, чем другие
республики. Это позволяло ей оказывать помощь остальным народам СССР в
восстановлении народного хозяйства.

В послевоенные годы во всех советских республиках продолжало
наращиваться промышленное производство. В основном это было связано с двумя
факторами: эвакуация промышленных предприятий на восток страны в годы войны, проведение
целенаправленной индустриализации в ранее аграрных республиках.

Были созданы или значительно расширены
металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В
1949 году впервые в мире азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти
в Каспийском море. Продолжилась прерванная войной индустриализация республик
Прибалтики, западных областей Украины и Беларуси, Молдавии.

В результате роста промышленного производства укрепились
экономические связи между советскими республиками, на ранее отсталые регионы
СССР распространился научно-технический прогресс, выросла численность
городского населения, начал разрушаться традиционный образ жизни.

Благодаря появлению новых промышленных предприятий в разных
уголках СССР более активной стала внутренняя миграция населения, что привело к
более разнообразному этническому составу населения республик.

В послевоенное время во многих республиках активно развивалось
высшее образование. Так, в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане,
Таджикистане и Молдавии количество студентов высших учебник заведений
увеличилось в несколько раз по сравнению с 1940 годом.

Кроме вузов на местах, представители всех народов СССР могли
получить высшее образование в любом из городов Советского Союза.

Советское руководство большое внимание уделяло развитию
национальных культур, науки и выдвижению на различные должности национальных
кадров. Это ещё больше укрепляло межэтнические связи внутри страны.

Так, в советских республиках открывались Национальные академии
наук. К 1951 году они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии,
Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и
некоторых автономных республиках действовали филиалы Академии наук СССР.

Однако процесс выравнивания социально-политического положения
населения Советского Союза и преодоление «пережитков прошлого» шёл очень
медленно.

Например, несмотря на то что в республиках Средней Азии уже
выросло новое поколение, воспитанное в духе коммунистической идеологии, здесь
всё ещё был очень популярен традиционный образ жизни, основанный на религиозных
нормах поведения, нарушались права женщин, было распространено многожёнство.

Отличались и модели демографического поведения представителей
разных народов СССР. Например, в Казахстане, а также в среднеазиатских и
закавказских республиках ввиду национальных традиций были достаточно
распространены многодетные семьи, а в послевоенное время в этих республиках наблюдался
рост рождаемости. Это способствовало постепенному изменению пропорций
национального состава СССР в сторону представителей из юго-восточных республик.

В послевоенное время религиозная жизнь в советских республиках
развивалась в новых условиях. В годы Великой Отечественной произошло изменение
курса советского руководства по отношению к религии в целом и к Русской
православной церкви в частности.

Религия сыграла большую роль в консолидации советского общества в условиях
нацистской пропаганды. Более того, руководство страны рассматривало возможность
использовать авторитет РПЦ для укрепления международных позиций СССР.

Поэтому ещё в ходе войны государство пошло на некоторые уступки
верующим.

Так, были созданы такие государственные органы, как Совет по делам
Русской православной церкви при СНК и Совет по делам религиозных культов. Они
стали связующим звеном между правительством СССР и руководителями религиозных
объединений.

В первые послевоенные годы выросло число верующих. Советские
граждане, в том числе коммунисты и партийные работники, всё чаще стали
совершать религиозные обряды венчания, крещения и похорон. Стала прослеживаться
тенденция приобщения к религии всё большего количества молодёжи.

К концу 1940-х годов в Советском Союзе увеличилось количество
православных церквей, молитвенных домов, мечетей.

В 1944 году после долгих лет запрета советским мусульманам, хоть и
в ограниченном количестве, было разрешено совершать паломничество в Мекку.

В то же время религиозная жизнь в Советском Союзе, положение всех
конфессий находились под постоянным и тотальным контролем партийных и
государственных органов.

Широкое распространение религии не устраивало руководство СССР.
Поэтому уже со второй половины 1948 года в государственной церковной политике
происходит перемена курса и отказ от лояльного отношения к РПЦ.

С этого времени наблюдается тенденция снижения численности храмов
– новые не открывались, а уже действующие либо закрывались, либо передавались
клубам, детским домам, школам и учреждениям.

Однако в послевоенное время религиозные культы и обряды всё ещё
играли более значимую в советском обществе роль, чем коммунистическая
идеология.

Великая Отечественная война способствовала в том
числе и росту национального самосознания, а выдвижение на руководящие должности
представителей разных народов привело к укреплению национальной интеллигенции.

Казахские, татарские, башкирские, дагестанские,
азербайджанские писатели и историки в своих произведениях обращались к
самобытной истории народов, их героическому прошлому.

Однако советская власть подвергала критике
подобного рода произведения. Они расценивались как популяризация феодального
прошлого и противопоставление народов. Многим научным вопросам и проблемам
властью придавалось политическое звучание, а авторы, которые исследовали эти
вопросы, обвинялись в антисоветской деятельности.

Для усиления контроля над творческой и
национальной интеллигенцией применялись такие формы воздействия, как
коллективные собрания (для проработки «антипатриотических элементов»);
публикации в периодической печати, которые оказывали давление на массовое
сознание; «чистка» кадров, в том числе и по национальному признаку; репрессии.

Еврейская интеллигенция подвергалась преследованию другого
характера.

14 мая 1948 года на Ближнем Востоке было провозглашено государство
Израиль. СССР рассматривал еврейское государство в качестве своего возможного
союзника. Однако установление Израилем дипломатических отношений с США ухудшило
его отношения с Советским Союзом.

В условиях обострения противостояния с Западом активизация
советских евреев, вызванная созданием еврейского государства и его победой в
войне с арабами, вызывала недовольство власти.

Поэтому рост еврейского патриотизма в СССР трактовался советскими
властями как прозападная ориентация и неблагонадёжность. Члены Еврейского
антифашистского комитета, созданного ещё во время войны, обвинялись в работе на
американскую разведку.

Уже в конце 1948 года начались антиеврейские репрессии, а с 1949
года – кампания по борьбе с космополитизмом. Советских евреев снимали с
занимаемых ими должностей, подвергали преследованиям и арестам. В итоге борьба
с «буржуазным космополитизмом» привела к тотальной идеологической «чистке» и
нанесла ощутимый удар по советской науке и искусству.

Неблагоприятное влияние на развитие Советского Союза оказала
политика переселения народов.

В отдалённые районы страны было выселено множество народов – немцы,
чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки, украинцы,
латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки, а также представители других
национальностей.

Спецпоселенцы проживали в тяжёлых
условиях, а постановление Совета Министров СССР от 24 ноября 1948 года ещё
более ухудшило их положение.

В постановлении говорилось, что «переселение в отдалённые районы
Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев,
крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним
местам жительства».

В соответствии с этим постановлением в местах спецпоселений
вводился жёсткий режим спецкомендатур. Под уголовную ответственность попадали
все, кто самовольно отлучился от лагеря на расстояние более трёх километров.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений
среди выселенных народов.

Таким образом. Население СССР
отличалось этническим и религиозным многообразием. У советских народов был разный
хозяйственный уклад, культура и религиозные традиции. Великая Отечественная
война способствовала этнической консолидации советского общества и сближению
коренных малочисленных народов с другими народами СССР. Одновременно с продолжением курса на развитие и укрепление национальных
республик высшее партийное руководство применяло силовые методы и репрессии. С
конца 1948 года в государственной церковной политике происходит постепенный
отказ от лояльного отношения к религиозным культам. Необоснованные репрессии и
дискриминация по национальному признаку усиливали межнациональные противоречия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОСЛЕВОЕННОМ СССР

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

1. Многонациональное государство и национальная политика. Великая Отечественная война показала, насколько большое значение имело единство народов СССР. Советское государство объединяло более ста наций и народностей. В его состав в 1950 г. входили 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 национальных округов, 9 автономных областей. Таким образом, многие советские народы имели свои республики и другие национально-территориальные образования.

Самой крупной республикой, основой Советского Союза, была РСФСР. В 1952 г. в ней проживало около 60% населения страны, в число которых наряду с русским большинством входили представители многих других национальностей. Русский народ, в целом составлявший более половины населения страны, и его культура играли особую роль в развитии союзного государства. Русские занимали ведущие позиции в государственном аппарате, составляли значительную часть квалифицированных кадров. Так, в 1950 г. они составляли более 60% всех научных работников страны. Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка начиная со школьного возраста в послевоенные годы уделялось большое внимание. Значительная роль русских в СССР не означала, что все они имели какие-то особые привилегии. Обладая более значительным потенциалом, Россия оказывала помощь многим другим народам СССР, вместе с которыми разделяла все тяготы послевоенного восстановления.

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Хлеб. С картины Т. Н. Яблонской. 1949 г.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

2. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. В послевоенные годы продолжался заметный рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР. По сравнению со средними по Советскому Союзу показателями особенно быстрыми темпами росла промышленность в Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии. Индустриализация способствовала научно-техническому прогрессу, усилению экономических связей между республиками СССР. Её социальнодемографическими последствиями был рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней. Строительство новых предприятий способствовало активным перемещениям населения, что усиливало этническое многообразие советских республик. Нередко эти процессы порождали различные конфликты, вызванные трудностями адаптации приезжих в новой национальной среде.

Большое значение для консолидации союзного государства имела целенаправленная политика развития национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров. Система высших учебных заведений во многих республиках развивалась опережающими темпами. В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане — в 3 раза, в Молдавии — более чем в 3 раза. Кроме того, представители всех народов СССР получали высшее образование в Москве, Ленинграде и других всесоюзных центрах. Продолжалось создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане. В ряде союзных и автономных республик (Киргизии, Молдавии, Якутии, Дагестане и др.) действовали филиалы Академии наук СССР.

Несмотря на постепенное выравнивание социально-экономического положения народов СССР, в их образе жизни сохранялись многочисленные различия, связанные с национальными традициями, религией, а также с уровнем развития промышленности и городов. Например, в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства. Всё более заметной становилась разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. Наблюдался преимущественный рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с другими республиками, прежде всего РСФСР. Это способствовало постепенному изменению пропорций национального состава СССР.

3. Религиозные конфессии в СССР. Одной из основ национального развития и самосознания народов СССР была их религиозная жизнь. В послевоенные годы она развивалась в новых условиях. Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим. К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%. Увеличивалось количество мечетей. Хотя и в небольших размерах, возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж). Наблюдалась активизация религиозной жизни верующих других конфессий. Характерной чертой послевоенного времени было приобщение к религии всё большего количества молодёжи.

Распространение религии беспокоило руководителей Советского государства, которое оставалось атеистическим. Религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов. Многие просьбы верующих об открытии новых храмов отклонялись. Однако попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата. Значительная часть населения страны придерживалась веры предков и традиционных ценностей.

4. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Для укрепления контроля над национальными руководящими кадрами и национальной интеллигенцией использовались идеологические проработки и репрессии. В 1945—1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость». В 1950 г. историки из Дагестана, Азербайджана, Москвы были подвергнуты критике за идеализацию движения горцев Кавказа под руководством Шамиля. Аналогичные идеологические акции проводились в других союзных и автономных республиках. Как правило, обвинения против национальной интеллигенции были несправедливыми. Во многих случаях реально существовавшие творческие и научные проблемы, требовавшие обсуждения и дискуссий, необоснованно политизировались и объявлялись результатом деятельности «врагов».

В землянке «спецконтингента» на строительстве железной дороги. 1940-е гг.

Несколько иной характер имели преследования интеллигенции еврейской национальности. Они были связаны прежде всего с обострением противостояния с Западом, воплощением которого были США. Ухудшение отношений СССР с Израилем и превращение еврейского государства в союзника США усугубили ситуацию. В начале 1948 г. по приказу Сталина органы госбезопасности убили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссёра С. М. Михоэлса. В конце 1948 г. был распущен советский Еврейский антифашистский комитет, созданный во время войны для международной поддержки СССР. Членов этой организации обвинили в антисоветской деятельности. С 1949 г. началась кампания против так называемого «космополитизма». В последующие годы многие советские евреи подвергались преследованиям и арестам.

Необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.

5. Положение выселенных народов. Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г. В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР». 2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства. 3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы. 4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны? 5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Думаем, сравниваем. размышляем

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений». 2. Подготовьте презентацию на тему «Многонациональное государство в советском искусстве».

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».



      Важнейшей
составной частью внутренней политики
СССР в послевоенные годы продолжала
оставаться национальная политика.
Сталин смотрел на нее как на сферу своей
компетенции и специализации. Он был
Комиссаром по делам национальностей
в первом советском правительстве,
позже лично определял границы республик
СССР, обозначив их на карте. Война
и связанная с ней централизация
всех сил страны привели к ограничению
самостоятельности союзных республик.
Практика отношений центра с национальными
регионами все больше напоминала систему
унитарной империи. Однако формально на
федеративное устройство никто не
покушался, за союзными республиками
сохранялись все права, включая даже
право выхода из СССР.  В послевоенный
период острые проблемы в национальной
политике были связаны прежде всего
с ситуацией в западных регионах
СССР — Западной Украине, Прибалтике,
отчасти в Молдавии и Западной
Белоруссии. Здесь после победы над
Германией разгорелась своя война, по
существу гражданская, между местными
националистами, буржуазией и коммунистами.
Эти события хорошо отражены, например,
в литовском художественном фильме
«Никто не хотел умирать».

      На
западе Украины еще в годы войны
происходили столкновения между советскими
партизанами и националистами из
Украинской повстанческой армии (УПА).
Немалое число украинских националистов
во время войны прямо служило немцам,
в том числе в войсках СС. Разгром
немецких войск объединил фракции
бандеровцев и мельниковцев (названные
так по фамилиям лидеров украинских
националистов), до того расколотые
разным отношением к оккупантам. Уже
в 1944 г. УПА развернула боевые
действия в тылу Красной Армии по обе
стороны новой польско-советской границы.
После 1945 г. УПА поддерживалась
с Запада, где нашли убежище ее вожаки.
В республиках Прибалтики — Латвии,
Литве и Эстонии — основу отрядов
«лесных братьев», продолжавших оказывать
сопротивление, составили созданные
нацистами полицейские и эсэсовские
формирования. Их также поддерживали
западные державы, отказавшиеся признавать
Прибалтику частью СССР. Помимо «лесных
братьев» и независимо от них, в Литве
и Западной Белоруссии действовали
боевики польской Армии крайовой (АК),
подчинявшиеся польскому правительству,
находившемуся в эмиграции
в Лондоне.

      В 1945—1948 гг.
сопротивление скрывавшихся в лесах
антисоветских отрядов и широкого
подполья в населенных пунктах наносило
советским властям и их сторонникам
тяжелый урон. Тем не менее в 1946 г.
власти добились некоторых успехов
в разгроме «лесных братьев» в Литве.
В 1947—1948 гг. удалось почти справиться
с противниками Советов в Латвии
и Эстонии. Наиболее ожесточенная
борьба шла на Украине, но и здесь,
сочетая репрессии с амнистиями,
удавалось достичь некоторых результатов.
Ситуация вновь обострилась после того,
как в 1949—1950 гг. в новых республиках
и областях началась сплошная
коллективизация. Сопротивление
принудительному колхозному строительству
толкало к националистам многих
крестьян. Власть отвечала суровыми
репрессиями и депортациями «враждебных
элементов». Коллективизация, последовавшая
за страшным голодом, вызвала в 1949 г.
вспышку возмущения даже в сравнительно
лояльной Молдавии. Вновь, как и в начале
1930-х гг. при сопротивлении крестьян
на остальной территории СССР, из Москвы
поступило указание «признать ошибки»
и «исправить перегибы».

      Тем
не менее генеральная линия осталась
прежней. К 1951 г. коллективизация
в основном завершилась, а зажиточное
крестьянство («кулачество»), главная
опора сопротивления, подверглось
раскулачиванию или поголовной высылке.
Это ослабило массовую базу националистов.
Следует иметь в виду, что параллельно
с коллективизацией, также по образцу
времен «великого перелома», на западе
СССР проводилась ускоренными темпами
и индустриализация. Восстанавливались
разрушенные войной и одновременно
возводились новые предприятия, быстро
шел процесс урбанизации. Промышленное
производство в Латвии и Эстонии
уже в 1950 г. превышало довоенный
уровень примерно в 3 раза, в Литве,
в западных областях Украины
и Белоруссии — примерно в 2 раза.
Значительных (хотя более скромных)
успехов достигла и Молдавия. Развитие
и благоустройство городов, превращение
прежде захолустных сельскохозяйственных
регионов в промышленные зоны укрепляли
позиции новой власти. Городские рабочие
и инженеры, а особенно растущий
слой служащих, становились ее надежной
опорой. Националистическое подполье
в новых условиях теряло опору. Уже
к 1948 г. была полностью разгромлена
польская Армия крайова. К 1950 г.
было покончено с очагами сопротивления
в Латвии, Эстонии, Молдавии. В Литве
и на западе Украины разгром боевиков
УПА и «лесных братьев» завершился
только в 1953—1954 гг. Советская власть
действовала против подполья жестоко,
но и националисты прибегали к массовому
террору, в том числе против собственных
народов. Террор становился тем свирепее,
чем бессмысленнее была их борьба.
Жертвами убийств и терактов являлись
рядовые коммунисты, члены семей
военнослужащих, учителя, нередко просто
«добровольно» вступившие в колхоз
крестьяне. Всего от рук националистов
в западных регионах СССР погибло
в 1944—1954 гг. около 40 тыс. мирных
жителей, из них 25 тыс. — в западных
областях Украины.

      Боевые
потери советской армии и внутренних
войск СССР за послевоенные годы
сопоставимы с потерями в стратегических
операциях Великой Отечественной войны.
Только на западе Украины потери составили
около 30 тыс. военнослужащих за 10 лет.
УПА на этой территории потеряла более
55 тыс. человек убитыми, более 100 тыс.
было осуждено. Факторами победы над
националистами являлись и мощь
советской государственной машины,
и эффективность произведенных после
войны преобразований.

      Лишившись
массовой поддержки населения,
националистическое движение прекратило
существование. Гражданская война
в западных регионах завершилась
победой коммунистов.

      Отразилась
на межнациональных отношениях и борьба
за власть в руководстве страны.
Министром госбезопасности вместо
арестованного B. C. Абакумова был
назначен С. Д. Игнатьев, безгранично
преданный Сталину. В 1952 г. в Закавказье
начинается «мингрельское дело»,
фактически направленное против
Л. П. Берии, который был мингрелом
по национальности. Представители этой
малой народности в 1930—1940-е гг.
заняли многие видные посты в грузинском
руководстве. Многие из них состояли
в родственных связях с могущественным
партийным лидером. Теперь среди партийных
и советских работников-мингрелов
начались повальные аресты. В вину им
вменялись как политические, так
и уголовные преступления.
У подследственных требовали показаний
на московского покровителя.

      Одновременно
с осени 1952 г. союзное МГБ приступило
к «делу врачей». Источником его
послужило «дело Абакумова», в ходе
которого всплыло обвинение в неправильном
лечении А. А. Жданова. Последовали
аресты врачей киевских и московских
клиник, обвинявшихся во «вредительском
лечении» партийных руководителей.
Наиболее заметным «кремлевским» врачам
предъявляли обвинения в заговоре на
жизнь Жданова и Сталина, в связях
с Абакумовым, с членами
ЕАК и международными сионистскими
организациями. Из них буквально «выбивали»
показания как на Берия и Абакумова,
так и на Молотова и Ворошилова.

      Подавляющее
большинство арестованных врачей
составляли евреи. Еще в ноябре 1952 г.
по инициативе Сталина прошел процесс
над рядом евреев — руководителей
компартии Чехословакии. На этом процессе
сионизм был провозглашен главной угрозой
коммунистическому движению. В январе
1953 г. газета «Правда» объявила
«врачей-вредителей» еврейскими
«буржуазными националистами» и агентами
международного сионизма. Высказывания
против «космополитов» в сочетании
с массовым страхом перед «убийцами
в белых халатах» вылились в бурную
антисемитскую кампанию. Повсеместно
начались аресты врачей-евреев. Еврейская
интеллигенция выступала с покаянными
осуждениями сионизма. Сама еврейская
нация объявлялась теперь вымыслом
«националистов».

      Возвращение
к официальному антисемитизму после
долгих десятилетий столь же официального
интернационализма вызвало шок
в общественных кругах западных стран.
Уже в октябре 1952 г. США обвиняли
И. Сталина в «массовых репрессиях»
против евреев. Теперь в эти обвинения
верилось все большему числу людей за
границей. Левые силы стали отворачиваться
от СССР, подвергать Сталина критике.
Колебались и западные коммунисты.
Насторожились даже преданные вожди
стран «народной демократии». Среди них
оставалось немало евреев, несмотря на
отставки и репрессии последних лет,
например лидер коммунистической Венгрии
М. Ракоши. «Дело врачей» вызвало
полный разрыв и без того давно
охладевавших советско-израильских
отношений. Вслед за бурным возмущением
в израильской печати и протестами
сионистских структур 9 февраля 1953 г.
произошел взрыв бомбы в советском
посольстве в Тель-Авиве. СССР через
два дня разорвал дипломатические
отношения с Израилем.

      В итоге
союзного строительства в СССР
сложилась своеобразная иерархия
народов.
 Ее
закрепление произошло в 1945—1948 гг.,
на первом этапе борьбы с «космополитизмом»,
одной из черт которого считалось
неправомерное уравнивание вклада
различных народов СССР в общую
историю. Русский народ теперь признавался
первым среди равных. Это разительно
отличалось от положения в 1920-х гг.,
когда «великорусский шовинизм» считался
главным врагом власти. Следующую ступень
занимали титульные народы союзных
республик. К 1953 г. в СССР, кроме
РСФСР, состояло уже 15 союзных республик.
Это Украина, Белоруссия, Карело-Финская,
Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия,
Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия,
Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.
Из них для наиболее пострадавших от
войны Украины и Белоруссии И. Сталин
добился в 1945 г. даже особых мест
в ООН. Далее в советской иерархии
народов шли последовательно титульные
народы автономных образований —
республик и областей. Замыкали
иерархию малочисленные («малые») народы,
лишь для некоторых из которых
предусматривались в составе краев
и областей «национальные округа».
Но помимо этого, имелись еще народы,
«наказанные» общей ссылкой по подозрению
в неверности и сотрудничестве
с немцами в годы войны. Существование
таких народов (немцев Поволжья, калмыков,
чеченцев, ингушей, крымских татар и др.)
в ту пору попросту
замалчивалось.

      Определенному
статусу народа соответствовали и строго
определенные возможности в культурном
развитии. К каждому национальному
образованию были привязаны культурные
и научные организации «положенного»
уровня. Во всех союзных республиках
создавались свои академии наук со
статусом, почти равнозначным «большим»,
общесоюзным академиям. Автономным
республикам своя академия наук не
полагалась, зато в каждой столице
автономной республики, независимо от
ее реальных потребностей, предполагалось
открыть по университету. Тем не менее
во многих случаях уровень развития
научных кадров не позволил этого сделать
не только в 1950-х, но и в 1960-х гг.
В то же время большинству областных
центров РСФСР приходилось довольствоваться
педагогическими институтами.

      Роль
РСФСР в этой сложной системе
взаимоотношений являлась двойственной.
С одной стороны, в борьбе с местным
«национализмом» (подлинным и мнимым)
московские власти старались опираться
на выходцев из России, направляя их
в другие республики. С другой
стороны, у России попросту не имелось
многих обязательных для союзной
республики государственных
инстанций.

      Попытка
хоть как-то разделить сферы ответственности
союзных и республиканских органов,
разграничить управление СССР и РСФСР,
предпринятая в Ленинграде, обернулась
одним из обвинений «ленинградской»
группе (член Политбюро ЦК ВКП(б)
и председатель Госплана СССР
Н. А. Вознесенский, секретарь
ЦК А. А. Кузнецов, Председатель
Совета министров РСФСР М. И. Родионов).
Сама мысль об этом воспринималась
Сталиным как заговор, потрясающий основы
сконструированного им Союза. Входя
в состав федеративного государства,
Россия и сама являлась федерацией.
Наибольшее количество автономных
образований выделилось именно из нее.
Среди них — наиболее крупные и развитые
(Якутская, Татарская, Башкирская АССР
и др.).

      Развитие
экономики союзных республик определялось
в послевоенный период как общими
направлениями экономического развития
страны, так и наличием собственных
задач. Одни республики должны были
восстанавливать разрушенную войной
экономику, другие после перевода
экономики на мирные рельсы возвращались
к довоенным темпам развития. При этом
развитие республик Закавказья и Средней
Азии по-прежнему носило «догоняющий»
характер. Несмотря на спад промышленного
производства и упадок городов в РСФСР
и западных регионах, восточные
республики все еще серьезно отставали
от них, оставаясь преимущественно
сельскохозяйственными. Этот разрыв
в экономике и укладе жизни лишь
в Закавказье сокращался относительно
быстро.

      И послевоенное
восстановление, и «догоняющее»
развитие в одинаковой степени
требовали серьезных капиталовложений.
Постепенно складывается система, при
которой более богатые и развитые на
данном этапе республики становятся
«донорами» для отстающих. Только
предоставление обширной экономической
помощи пострадавшим от войны регионам
сделало возможным их быстрое восстановление.
Нередко регионам требовалась помощь
в чрезвычайных ситуациях. Так, голод
1946—1947 гг. побудил Центр перебросить
значительные ресурсы на поддержку
пострадавшей Молдавии. СССР предоставил
безвозмездную помощь Туркмении,
пострадавшей в 1948 г. от страшного
землетрясения.

      Постепенно
среди республик — получателей помощи
выделилась группа наиболее привилегированных.
В развитие их промышленности, подъем
жизненного уровня, благоустройство
вкладывались наибольшие средства. Это
в немалой степени касалось Украины —
не только в силу урона, нанесенного
ей войной, но и с целью укрепления
позиций советской власти на западе
СССР. В своеобразную зажиточную
«витрину социализма» превратились
республики Прибалтики. Это произошло
в результате стараний новой власти
создать наилучшие, «западные» условия
жизни в городах, укрепить их современным
промышленным производством. Эстония,
Латвия и Литва оказались в составе
СССР наиболее передовыми в промышленном,
сельскохозяйственном и культурном
отношении. Многие жители Советского
Союза приезжали туда из других частей
страны, удивляясь благополучию, чистоте,
порядку, покупали здесь дефицитные
товары, отдыхали в летнее время как
в санаториях и домах отдыха, так
и снимая частное жилье. Постепенно
сложилась широкая кооперация этих
республик с другими областями
и республиками СССР. Продукция
Прибалтики — радиоприемники,
телевизоры, молочные продукты, изделия
легкой промышленности — нуждалась
в рынках сбыта, и ее качество,
нередко более высокое, чем у подобных
товаров из других регионов страны,
полностью удовлетворяло советских
людей. Сложнее было с возможностью
экспорта этой продукции на Запад, где
требования к качеству продукции были
более высокими. В свою очередь,
Прибалтика нуждалась в машинах,
оборудовании и многих товарах из
других частей СССР, и эти нужды
удовлетворялись.

      Наконец,
с довоенных времен сохранялось особое
положение родины Сталина — Грузии.
Этой республике значительное
покровительство оказывал также Берия,
некогда ею руководивший.

      В качестве
основного донора развития всех республик
выступала РСФСР. Между тем истощившемуся
за многие столетия упорной
сельскохозяйственной эксплуатации
российскому Нечерноземью помощь
требовалась не в меньшей
степени.

      Таким
образом, сталинская национальная
политика формировалась в соответствии
с ситуацией и имела в качестве
характерных черт балансирование между
политической поддержкой русских как
государствообразующей нации и материальной
поддержкой национальных республик, чья
неудовлетворенность пребыванием
в составе СССР была бы политически
опасной.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

История, 11 класс. Урок № 5.

Тема – Национальный вопрос и национальная политика в послевоенные годы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.

2. Положение в «старых» и «новых» республиках.

Тезаурус:

Буржуазный национализм – идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Разделяет людей в обществе не по классовому, а по национальному признаку, проповедует единство антагонистических классов внутри нации, стремится установить господство буржуазии определенной нации по отношению к другим нациям.

Депортация – высылка из государства или насильственное переселение куда-либо как мера уголовного или административного наказания.

Еврейский антифашистский комитет – общественная организация в СССР, образованная органами НКВД в начале 1942 года при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции для пропагандистских целей за рубежом, вместо первоначально планировавшегося Х. Эрлихом и В. Альтером международного Еврейского антигитлеровского комитета.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

Космополитизм – воззрение, признающее своим отечеством весь мир, отвергающее идею защиты своего отечества и идею национальной самостоятельности.

Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. В советской экономической науке использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

Национальная консолидация — Исторический процесс формирования и развития нации, предпосылкой которой служит наличие этнической и языковой основы, территории, культурных, бытовых и других связей.

Паломничество – посещение святых мест с целью поклонения.

Повстанцы – участник восстания, партизанского движения.

Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Спецпереселенцы — лицо, выселенное из места проживания, преимущественно в отдалённые районы страны без судебной или квазисудебной процедуры. Особая категория репрессированного населения СССР.

Хадж – паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на Арафате. После этого посещается и обходится.

Основная и дополнительная литература

Учебник «История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

Филиппов А.В.. Новейшая история России, 1945—2006 гг. : кн. для учителя / А.В. Филиппов. — М. : Просвещение. — 494 с.. 2007

История России. Хрестоматия. 6-10 класс. В 2-х частях под ред. Торкунова. М.: 2015. — Ч-2.

Видеофрагмент «Юные герои России Идеал русского человека в 1941-1945» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ln_sSCpovLY

Видеофрагмент «Архивные кадры, посвященные депортации чеченцев и ингушей в 1944 году». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DKmb-WX0OI0

Теоретический материал для самостоятельного изучения

События Второй мировой войны показали важность единства народов Советского государства. В СССР в середине XX века проживало более ста национальностей: 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 автономных областей.

Самым крупным регионом СССР являлся РСФСР. В 1952 году в нем й проживало почти шестьдесят процентов населения страны. Большую роль в развитии союзного государства играли русские – более половины населения крупного государства. Руководящие должности и научная сфера были представлены в основном представителями этого народа. Так, в 50-е годы ХХ века они составляли более шестидесяти процентов научных кадров. Большое значение в консолидации Советского союза как полинационального государства играл русский язык. На нем велось обучение, вся официальная документация. Кроме того, это был язык общения между представителями разных народов. Заметная роль русских в Союзном государстве не давала дополнительные преимущества этому народу. Послевоенное восстановление совместно велось всеми народами большой страны.

Тяжелые военные годы не решили противоречия, которые сформировались в довоенное время в национальной политике. Укрепление республик и развитие нацкультуры шло на фоне нарастающего контроля и репрессий. Силой оружия подавлялись волнения среди националистов Латвии, Литвы, Эстонии, западной части Украины, Белоруссии. Повстанцев уничтожали, а тех, кто подозревался в антисоветских воззрениях, депортировали.

В 40-е – 50-е гг. отмечался поступательный рост промышленного производства в республиках СССР. Одним из основополагающих факторов этого процесса стала эвакуация предприятий в восточную часть страны в военные годы. Кроме того, в прежде аграрных регионах страны, таких как Казахстан, Киргизия, Армения, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония высокими темпами вводились в эксплуатацию заводы. Процесс создания крупного машинного производства двигал научно-технический прогресс, усиливал экономическое взаимодействие между регионами Советского государства. Шел активный процесс переселения людей вслед за возведением новых предприятий. Происходило этническое смешение и это зачастую приводило к конфликтам между представителями разных наций – сложно было привыкнуть к новым традициям.

В консолидации народов страны большую роль сыграло развитие национальных культур. Улучшали систему образования, готовили и выдвигали квалифицированных специалистов нацменьшинств. Система вузов во многих регионах развивалась с опережением. «В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане – в 3 раза, в Молдавии – более чем в 3 раза» (Горинов, 2016). Всесоюзные центры давали возможность получить образование представителю любой народности. «Продолжали открывать на местах национальные академии наук: с 1945 по 1951 гг. центры науки организовали в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане» (Горинов, 2016). В других республиках работали отделения Академии наук СССР (Киргизия, Молдавия, Якутия, Дагестан и др.).

Национальные традиции и религия тормозили процесс консолидации общества. Например, государственные власти проводили политику борьбы с «пережитками прошлого» в Средней Азии. Женщин пытались вовлечь в общественную деятельность, учебу, шли мероприятия по ликвидации многоженства. Высокая рождаемость привела к сдвижению пропорции этнического состава Советского государства. Это касалось республик Средней Азии, Закавказья, Казахстана.

Конфессии в послевоенное время развивались в иных условиях. Вера оставалась основой самосознания народов Советского Союза. Тяжелое положение страны в 40-е гг. заставило руководство пойти навстречу верующим. Вера показала тогда свою роль в объединении общества. 2К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%» (Горинов, 2016). Строились мечети, в 1945 г. группа советских паломников-мусульман отправилась в Мекку (хадж).

Руководство страны оставалось атеистическим. Повышение значения религии в сознании советского человека не могло не беспокоить власти. Конфессиональные группы ставились под серьезный контроль. Окончательно вытеснить веру коммунистической идеологией и светскими обрядами не удалось.

«Контроль национальных кадров и интеллигенции осуществлялся через идеологическую проработку и репрессии. В 1945-1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость» (Горинов, 2016). Книги, посвященные истории движения горцев Кавказа, в 1950 году были подвергнуты изучению и критике. Дагестанских, азербайджанских и московских историков обвинили в идеализации образа Шамиля. Подобные акции имели место и в других регионах союзного государства. При этом обвинения часто были несправедливыми. Национальной интеллигенции не давали обсуждать реальные творческие и научные проблемы, которые были достойны изучения и обсуждения. Их политизировали, а авторов объявляли «врагами».

Еврейская национальность также подвергалась постоянному преследованию. Руководство страны обвиняло еврейские организации в подражании Западу. С 1946 г. в СССР секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов стал пропагандировать борьбу против «западного влияния» на культуру СССР. Это вело к сворачиванию культурных контактов с западными государствами, широко развивавшихся в годы войны. Обострение отношений с США стало причиной разворачивания противостояния со всем Западом.

Израиль становится союзником США. Это повлекло к еще большему напряжению отношений между СССР и Еврейским государством. По поручению Сталина в 1948 г. органы госбезопасности уничтожили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссера С. М. Михоэлса. В конце того же года распустили советский Еврейский антифашистский комитет, который занимался международной поддержкой Советского Союза. Поводом стало обвинение в антисоветской пропаганде. В 1949 году началась борьба с «космополитизмом». Лидеров организации приговорили к расстрелу в 1952 г. Участились аресты советских евреев.

Межнациональные противоречия усиливались дискриминацией по этническому признаку и беспочвенными репрессиями. Это было опасно для мультинационального Советского государства.

На начало 1953 г. количество ссыльных превышало 2,7 миллионов человек. В основном среди них были немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки. Насильственное переселение малых народов тормозило развитие союзных республик.

Среди спецпереселенцев было много украинцев, эстонцев, литовцев, греков и др. На новых территориях репрессированных встретил суровый климат и отсутствие приемлемых условий для проживания. «Усугубило положение высланных народов решение, изданное в 1948 г.: «переселение в отдаленные районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства» (Горинов, 2016). Сотни тысяч людей лишились возможности вернуться домой, нарушителей ждало до двадцати лет тюрьмы.

Среди депортированных народов распространялись антиправительственные настроения. Несправедливое массовое наказание, отсутствие диалога со стороны власти обостряло ситуацию. Ссыльные желали вернуться на родину, однако были лишены права вернуться на Родину.

Примеры и разбор решения заданий

1. Ответьте на вопросы:

  1. Лицо, выселенное из места проживания, преимущественно в отдалённые районы страны без судебной или квазисудебной процедуры?
  2. Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники?
  3. Процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу?

Правильные варианты:

1. Спецпереселенцы

2. Научно-технический прогресс

3. Индустриализация

2. Какое из приведенных объединений не является общественной организацией в СССР, образованной в начале 1942 года при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции для пропагандистских целей?

Варианты ответов:

  1. РСФСР
  2. НКВД
  3. Еврейский антифашисткий комитет
  4. Совинформбюро

Правильные варианты:

1.РСФСР

2.НКВД

4.Совинформбюро

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видеорегистратор drt h66a инструкция на русском языке
  • Стиральная машина альянс 10 кг инструкция по применению
  • От российского руководства заявление об образовании содружества независимых государств подписал кто
  • Беродуал для ингаляций инструкция как разводить с физраствором взрослым
  • Стиль руководства в мчс