Оценка риска для здоровья по руководству

Оценка риска для здоровья населения и работающих в настоящее время является действующим инструментом для принятия управленческих решений. Оценка риска в ФГБНУ «НИИ МТ» проводится в специально созданном для этих целей подразделении — Орган по оценке риска.

Оценка риска для здоровья населения и работающих помогает в решении научно-исследовательских и практических задач в области гигиены, медицины труда, токсикологии, эпидемиологии и экологии, с целью установления причинно-следственных связей между уровнями воздействия факторов среды обитания и состоянием здоровья населения и работающих.

Наша организация с целью выполнения работ по оценке риска прошла процедуру добровольной сертификации Органов по оценке риска здоровью населения в соответствии с Правилами функционирования Системы добровольной сертификации от 21.02.2013 №РОСС.RU.В1021.04ЖЗХ0, а также разработала собственную Геоинформационную платформу прогнозирования рисков для здоровья населения и работающих.

Оценка риска

Сегодня, ФГБНУ «НИИ МТ» включено в реестр организаций, зарегистрированных в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения, имеет сертификат соответствия установленного образца (СДС 083 от 25.09.2020).

Как направление деятельности — оценка риска для здоровья населения в ФГБНУ «НИИ МТ», существует и развивается уже более 30 лет. За этот период времени усилиями наших специалистов в сфере оценки риска выполнено более 400 отдельных проектов и 15 крупных научно-исследовательских работ с применением методологии оценки риска.

    Оценка риска осуществлялась в соответствии со следующими этапами:

  • идентификация опасности — выявление потенциально вредных факторов, оценка связи между изучаемым фактором и нарушениями состояния здоровья человека, составление перечня приоритетных поллютантов
  • оценка зависимости «доза — ответ» — выявление количественных связей между показателями состояния здоровья и уровнями экспозиции
  • оценка воздействия (экспозиции) химических веществ на человека
  • характеристика риска — анализ всех полученных данных, расчет рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями
    В органе по оценке риска проводится два основных вида работ по оценке риска:

  • оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды
  • оценка риска для здоровья работающих от воздействия факторов рабочей среды и трудового процесса (профессиональный риск)
Оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды

Оценка риска выполняется как в виде отдельных научно-исследовательских работ, так и в составе проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств.

Используя методологию оценки риска, сотрудники органа по оценке риска проводят анализ влияния химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии различных сред — атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов.

Оценка риска для здоровья населения является эффективным механизмом контрольно-надзорной деятельности и служит адекватным методом регулирования градостроительной, хозяйственной и других видов деятельности, отвечая интересам защиты здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

Оценка риска для здоровья населения проводится в установленном порядке в соответствии с основным методическим документом Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».

Для чего проводится оценка риска для здоровья населения?

Проведение работ по оценке риска для здоровья населения регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    Оценка риска для здоровья населения проводится:

  • для установления приаэродромных территорий и размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов, промышленных предприятий и производств на этапе реконструкции и нового строительства
  • при обосновании возможности размещения новых производств в условиях сложившихся градостроительных ограничений
  • с целью установления изолированного или сочетанного влияния биологических, химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов
  • для разработки адресной программы (мероприятий) по минимизации рисков на производстве и для населения
  • снижения экономических потерь в сфере экологической безопасности

В процессе выполнения работ по оценке риска здоровью населения используются современные программные продукты, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis 10.0, в том числе ArcMap, ArcViev и другие.

Оценка профессионального риска
    Проведение работ по оценке профессионального риска регламентируется следующими документами:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ
  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ
  3. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»

Данный вид работ проводят с целью оценки степени (вклада, этиологической доли) влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работающих с учетом длительности воздействия вредных производственных факторов.

Основными методическими документами для расчета профессиональных рисков являются Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Руководство «Профессиональный риск для здоровья работников» (под ред. Н.Ф. Измерова, Э.И. Денисова), разработанные при непосредственном участии сотрудников ФГБНУ «НИИ МТ».

Результатами оценки профессионального риска является информирование работодателя, контрольно-надзорные органы об уровнях индивидуальных и групповых рисках на данном объекте и/или производстве.

Результатом проводимых работ по оценке риска является разработка новых методических подходов к оценке факторам среды обитания человека в современных условиях, разработка комплексных мероприятий, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья населения и труда работающих, в том числе для обоснования возможности нового строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, промышленных предприятий.

Оценка риска от шума

Оценка риска от шума проводится на всех рабочих местах, где уровни шума превышают 80 дБа. Проведение оценки риска от шума на таких рабочих местах является обязательным требованием к работодателю. Законодательно  обязанность по проведению риска от шума регламентирована действующими нормативными документами: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ, п.3.2.6. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Результатом проведения оценки риска от шума является оформленный в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.

    Для проведения работ по оценке риска от шума и выдачи работодателю соответствующего отчета и заключения необходимо провести анализ технической документации, выполнить в полном объёме исследования и измерения и предоставить документы, содержащие следующую информацию:

  1. Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
  2. Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
  3. Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
  4. Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
  5. Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
  6. Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
  7. Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.

Документы органа по оценке риска

В органе по оценке риска разработаны и внедрены следующие документы:
  1. Положение об органе по оценке риска
  2. Область соответствия органа по оценке риска
  3. Документы системы менеджмента качества, разработанные в соответствии с Международными стандартами ISO9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:
    • Документированная процедура «Управление документацией»;
    • Документированная процедура «Управление записями»;
    • Документированная процедура «Анализ со стороны руководства»;
    • Документированная процедура «Внутренние аудиты»;
    • Документированная процедура «Предупреждающие действия. Корректирующие действия»;
    • Документированная процедура «Технические средства и оборудование»;
    • Документированная процедура «Управление персоналом»;
    • Документированная процедура «Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций»;
    • Документированная процедура «Договорные условия»;
    • Документированная процедура «Процедура и методы оценки риска»;
    • Журнал входящей документации;
    • Журнал контроля системы качества и корректирующих мероприятий;
    • Журнал учета поступивших претензий и корректирующих мероприятий».

Перечень документов, необходимых для проведения работ по оценке риска

А. Для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств
  1. Проект СЗЗ предприятия с обязательным наличием следующих разделов:
    • Общие данные о предприятии (месторасположение с указанием юридического и фактического адреса, основная деятельность предприятия, класс опасности, описание основных технологических процессов и используемого оборудования).
    • Характеристика СЗЗ предприятия с учетом классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: размеры СЗЗ, градостроительная ситуация (расстояние до нормируемых объектов, в том числе жилой застройки).
    • Данные о климатических характеристиках в районе размещения объекта.
    • Данные о среднегодовых фоновых концентрациях основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе размещения предприятия.
    • Таблица с параметрами валовых выбросов (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу).
    • Сведения о залповых выбросах (при наличии).
  2. Ситуационный план с нанесенными границами участка предприятия, ориентировочной и расчетной СЗЗ предприятия и ближайших нормируемых объектов (жилая застройка, селитебная зона).
  3. Экспортный файл программы «Эколог» (файл с расширением .int) с исходными данными, использовавшимися для расчета
  4. Сведения о численности населения, проживающего в зоне влияния предприятия (при наличии таковых).
Б. Для оценки профессионального риска
  • Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
  • Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
  • Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
  • Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
  • Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
  • Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
  • Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.

Оценка риска для здоровья населения имеет богатую историю становления как в мире, так и в России. Она решает такие задачи, как получение и обобщение информации, установление норм воздействия негативных факторов окружающей среды на здоровье человека. Основная цель — гигиеническое обоснование наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля производств. О том, в каких случаях необходимо применять данную методику, каков ее алгоритм и этапы выполнения и где применяются и какими нормативными актами регулируются результаты оценки — в нашем материале.

Лина Стеблинская

Инженер-проектировщик 1 категории EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Оценка риска для здоровья человека — это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

История развития оценки риска для здоровья населения

Химические соединения одновременно имеют большое значение в современной промышленности и вносят значительный вклад в загрязнение окружающей человека среды и ухудшение здоровья населения. Полностью исключить образование загрязняющих веществ и использование химических компонентов не представляется возможным, поэтому задача их безопасного применения становится все более важной. Именно необходимость решения этой задачи способствовала созданию современного природоохранного законодательства, которое основано на оценке опасности (потенциальной опасности), связанной с воздействием различных веществ на человека.

По данным ВОЗ, здоровье человека определяется:

  • на 50 % — образом жизни;
  • на 20 % — генетическими факторами;
  • на 20 % — средой обитания и наследственностью;
  • на 10 % — системой здравоохранения.

Оценка риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды имеет долгую историю, начиная с разработки методики Агентством по охране окружающей среды США (USEPA). Такая оценка стала научным фундаментом расчетов предельно допустимых концентраций воздействия многих загрязняющих окружающую среду веществ. Практическая польза системы оценки рисков создала потребность в её распространении в других странах.

Оценка риска нашла применение и в Российской Федерации: был накоплен большой практический опыт оценки экологических рисков и разработаны соответствующие методические рекомендации и нормативно-правовые акты. Однако соблюдение законодательно утвержденных экологических нормативов влечет издержки для любого производства, что стимулирует разработку и постоянное совершенствование методов количественной оценки бремени доказательств и целесообразности нормирования качества окружающей среды.

Методические документы в области оценки риска для здоровья населения

В России использование методологии оценки риска было законодательно закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».

Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».

Среди других нормативно-правовых документов по оценке риска для здоровья населения стоит отметить:

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»;
  • МР 2.1.10.0067-12 «Оценка риска здоровью населения при воздействии факторов микробной природы, содержащихся в пищевых продуктах. Методические основы, принципы и критерии оценки»;
  • МР 2.1.10.0061-12 «Оценка риска для здоровья населения при воздействии переменных электромагнитных полей (до 300 ггц) в условиях населенных мест»;
  • МР 2.1.10.0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума»;
  • МР 2.1.4.0032-11 «Интегральная оценка питьевой воды централизованных систем водоснабжения по показателям химической безвредности»;
  • МР от 20.03.2013 № ЦОС 001-13 «Порядок проведения сертификации организаций в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения» с Изменениями.

Задачи, решаемые оценкой риска для здоровья населения

В настоящее время концепция оценки риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровне отдельного производства или другого потенциального источника загрязнения окружающей среды. Так, данная методика применяется в следующих случаях:

  • Государственный санитарный и экологический надзор;
  • Экологическая и гигиеническая экспертиза;
  • Определение зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;
  • Экологический аудит, экологическая и гигиеническая паспортизация промышленных и иных объектов;
  • Экономический анализ управления риском;
  • Разработка и обоснование приоритетных мероприятий при охране окружающей среды и оценке эффективности;
  • Оценка воздействия окружающей среды на здоровье населения при ведении социально-гигиенического мониторинга;
  • Обоснование приемлемости размеров санитарно-защитных зон предприятий и седьмой подзоны приаэродромных территорий аэропортов (аэродромов).

Случаи, в которых регламентировано применение оценки риска

Необходима оценка риска Оценка риска не нужна
Для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона). Размеры СЗЗ устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным методикам с оценкой риска здоровью. Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в ≥ 2 раза превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ до границы нормируемых территорий. Выполнение работ по оценке риска для здоровья населения также исключается для животноводческих и птицеводческих предприятий, кладбищ.

*согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Алгоритм разработки оценки риска

  1. Оценка риска проводится аккредитованными органами по оценке риска по запросам:
    • органов государственной власти;
    • органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
    • судебных органов;
    • промышленных предприятий и проектных организаций;
    • индивидуальных предпринимателей;
    • общественных организаций;
    • юридических и физических лиц.
  2. Перечень документов, необходимых для разработки оценки риска:
    • Разработанный проект СЗЗ;
    • Картографический материал с границами устанавливаемой СЗЗ, на основании проведенных расчетов химического и акустического воздействия, включающий зону загрязнения, с жилой застройкой, образовательными, лечебными учреждениями, зонами отдыха и другими рекреационными объектами, с подробной экспликацией (при необходимости — с учётом перспективного строительства);
    • Файл обмена данными ПДВ «Эколог» с расширением INT (база), картографическая основа (подложка) из УПРЗА «Эколог» с раcширением IEM (при условии разработки проекта СЗЗ в УПРЗА «Интеграл»);
    • Файл с метеорологическими и климатическими параметрами района размещения объекта, разработанный Главной геофизической обсерваторией (ГГО) им. А.И. Воейкова;
    • Таблица параметров источников выбросов в атмосферу (если проект разрабатывался не в УПРЗА «Интеграл»);
    • Сведения о численности населения, проживающего в зоне воздействия.
  3. На основе проведенной оценки риска должен быть представлен подробный отчет о проведенных исследованиях и экспертное заключение, содержащее обоснование выводов и рекомендаций в соответствии с целями и задачами, поставленными в исходном задании на проведение исследований. В отчете и заключении должны быть не только отражены полученные выводы, но и представлена оценка их надежности и дана характеристика возможных факторов неопределенности, способных изменить конечные оценки.
  4. Независимо от источника финансирования результаты исследований по оценке риска должны представляться не только непосредственному заказчику, но и органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В случае требования заказчика о конфиденциальности предоставляемой информации или наличия в ней коммерческой тайны исполнитель представляет подготовленный отчет только заказчику, если это не противоречит действующему законодательству.

Основные этапы выполнения оценки риска для здоровья населения

  1. Идентификация опасности;

    Проводится ранжирование валовых выбросов и сравнительная оценка индексов канцерогенной и неканцерогенной опасности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, определяются приоритетные вещества, наиболее опасные для здоровья населения, проживающего в зоне влияния промышленного объекта.

  2. Оценка зависимости «доза-ответ»;

    Проводится для всех приоритетных загрязняющих веществ и предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при воздействии данного вещества, выявление наименьшей дозы (концентрации), вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, определяются параметры для оценки канцерогенного и неканцерогенного риска, осуществляется прогнозная оценка возможного воздействия на критические органы и системы при комбинированном воздействии поллютантов.

  3. Оценка экспозиции;

    Определяются маршруты воздействия и транспортирующей среды, через которую загрязняющие вещества от источников поступают к человеку, оценивается время, частота и продолжительность воздействия, выявляется потенциально подверженная влиянию загрязнителей популяция. Целью данного этапа является получение информации о том, с какими реальными дозовыми нагрузками сталкиваются те или иные группы населения, находящиеся в зоне воздействия оцениваемого предприятия.

  4. Характеристика риска для здоровья населения.

    Рассчитываются уровни канцерогенного и хронического неканцерогенного риска, анализ территориального распределения рисковых характеристик, оценка приемлемости риска и определение селитебных территорий, попадающих в зоны неприемлемого риска. При необходимости выполняется оценка фоновых уровней заболеваемости населения, проживающего в зоне влияния выбросов промышленного предприятия, проводится анализ и характеристика неопределенностей, присутствовавших при выполнении оценки риска.

По результатам выполненной работы по оценке риска здоровью населения от химического загрязнения атмосферного воздуха обосновывается достаточность предлагаемых размеров расчетной санитарно-защитной зоны или необходимость принятия управленческих решений по разработке природоохранных мероприятия для обеспечения безопасности для здоровья населения, проживающего в зоне воздействия опасных промышленных объектов.

В ряде случаев, например при скрининговой оценке, осуществляемой с целью предварительной характеристики возможных источников и уровней рисков, исследования могут быть ограничены несколькими или даже одним этапом.

Применение результатов оценки риска при проектировании СЗЗ

Определяемый размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух до гигиенических нормативов. Для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

При расхождении размера расчетной санитарно-защитной зоны и площади, полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

Таким образом, в зависимости от результатов выполненной оценки риска и полученных результатов расчета СЗЗ, возможно 2 сценария дальнейших действий:

  1. Размеры предлагаемой СЗЗ подтверждаются приемлемыми значениями риска;
  2. Прогнозируемый риск на границе СЗЗ или за ее пределами является неприемлемым и требуется ее корректировка, либо разработка дополнительных мероприятий.

Неоднозначность исполнения раздела по оценке риска в рамках проектов СЗЗ

В прошлом году на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов появилось Положение Роспортебнадзора — 12678-АХ/Д26и от 23.04.2021 «Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах ‎и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 6 данного положения, предлагается исключить оценку риска из СЗЗ.

Обязательное требование о проведении оценки риска хозяйствующими субъектами не предусмотрено на законодательном уровне. При этом остается неясным, какова роль проведения оценки риска для расчета СЗЗ, каков порядок ее проведения.

Одновременно с этим, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», безопасность ‎и (или) безвредность факторов среды обитания с позиций его влияния на человека устанавливается гигиеническими нормативами, установленными исследованиями допустимого максимального или минимального количественного и(или) качественного значение показателя. Оценка риска для здоровья населения может проводиться для целей подтверждения актуальности действующих или, напротив, установления новых гигиенических нормативов.

Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по расчету оценки риска избыточно и необоснованно.

При этом оценка риска представляет собой дорогостоящую услугу, оказываемую на коммерческой основе специализированными организациями, ‎и стоимость такой услуги для крупного предприятия в настоящее время может исчисляться десятками миллионов рублей. В связи с изложенным требования о проведении оценки риска необходимо исключить из Положения.

Однако, пока положение не приняли, оценка риска остается обязательным разделом для СЗЗ I-II класса опасности.

Вступило в силу Руководство по оценке риска для здоровья работников

Опубликовано 02.05.2023 Обновлено 02.05.2023

С 1 мая 2023 года применяется ГОСТ Р 70675-2023 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников.

Руководство утверждено и введено в действие в качестве национального стандарта приказом Росстандарта от 15 марта 2023 г. № 144-ст.

ГОСТ Р 70675-2023 разработан Фондом содействия развитию химической промышленности, ООО “Институт технического регулирования, стандартизации и сертификации” (ООО “ИТРСиС”), Некоммерческим партнёрством “Клуб инвесторов фармацевтической и медицинской промышленности”.

Стандарт развивает, дополняет и конкретизирует требования ГОСТ Р 59240 и ГОСТ Р ИСО 45001 в отношении управления рисками для здоровья работников. В настоящем стандарте сформулированы наиболее общие требования к разработке, документированию, выбору и внедрению методики оценки производственных и внепроизводственных рисков для здоровья работников. Деятельность по идентификации, анализу, сравнительной оценке рисков для здоровья работников и последующее управление рисками являются одними из ключевых мер по организации процессов охраны здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и болезней, связанных с работой, а также формированию приверженности здоровому образу жизни.

Внедрение подходов, предусмотренных настоящим стандартом, позволяет организации сохранять и укреплять здоровье работников за счёт управления факторами рисков заболеваний и травм, связанных с производственной средой и трудовым процессом, экологической обстановкой, образом жизни и наследственной предрасположенностью, с учётом базового состояния здоровья работников, качеством медицинской инфраструктуры и иными факторами, что позволит достичь не только максимального эффекта в продлении трудового долголетия, но и соблюдения требований безопасности при выполнении работ, в том числе профилактике аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором.

Выполнение требований стандарта позволяет реализовать в организации системный подход к оценке и управлению основными производственными и внепроизводственными рисками, влияющими на здоровье работников.

Скачать ГОСТ Р 70675-2023. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников

На этом всё.

Продолжение следует …

Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами[1]. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах.

Что такое оценка риска для здоровья населения?

Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).

Словарь

Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).

Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету.

Нужна ли оценка риска?

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности[2] (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

При этом есть исключения:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
– действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
– оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий[3], выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
[…]

Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.

В чем противоречия СанПиН и Правил?

С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:

Извлечение
из Правил

[…]
16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека[4];
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
[…]

Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.

Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов.

 


[1] Проекты СЗЗ разрабатываются на основании:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила);

• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

[2] Выделено автором.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Выделено автором.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.


Риск
здоровью населения
– это вероятность развития угрозы жизни
или здоровью человека, либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений,
обусловленная воздействием факторов среды обитания.

Оценка риска для здоровья – процесс установления вероятности
развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья
человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов
среды обитания.

Проведение оценки риска здоровью населения осуществляется организациями,
сертифицируемыми в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска
здоровью населения.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», зарегистрирован в
Реестре Системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью
населения (Сертификат соответствия № СДС 010 зарегистрирован в Реестре Системы
26.12.2013 г.).

Основная задача оценки риска в практическом приложении состоит в получении
и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на
состояние его здоровья, необходимой и достаточной для гигиенического
обоснования расчетной санитарно-защитной зоны, оптимизации контроля
(мониторинга) уровней экспозиций и рисков, применительно к химическому
воздействию основных компонентов, содержащихся в выбросах источников
загрязнения атмосферного воздуха.

                В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным
Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №
52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на
среду обитания и здоровье человека устанавливается санитарно-защитная зона,
размер которой устанавливается до значений, установленных гигиеническими
нормативами и величиной приемлемого риска здоровью населения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аминокапроновая кислота уколы инструкция по применению
  • Как закрыть ооо через мфц пошаговая инструкция
  • Триметилглицин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Поработать под вашим руководством
  • Крымское руководство в москве