Ограниченность в руководстве

Задача менеджера № 22:
Когда приходится управлять в условиях ограниченности ресурсов

«У нас недостаточно ресурсов [инструментов, информации, людей, денег, материалов, места, времени], чтобы выполнить работу на максимально высоком уровне», – говорят некоторые из ваших подчиненных, и вы нередко думаете, что они, безусловно, правы. Что же можно сделать в этих обстоятельствах?

Разумеется, выполнение любого задания, проекта, обязанности требует целого ряда ресурсов, и, когда эти средства ограничены, конкуренция за них, как внутренняя, так и внешняя, очень велика. На современном рабочем месте от человека ожидают большей результативности при меньших затратах: «Мы поднимаем планку вашей эффективности, но урезаем бюджет». К сожалению, иногда экономия становится уж слишком экономной. Без всех необходимых ресурсов подчиненным крайне трудно выполнить работу на должном уровне. А иногда средств явно недостаточно, но и ваши подчиненные, и вы понимаете это слишком поздно. И этому нет оправдания.

Каждый раз, назначая человека работать над новым проектом, давая ему новое задание или делая за что-то ответственным, вы обязаны спросить себя: имеет ли этот сотрудник доступ к необходимым для выполнения порученной работы средствам? Сделайте планирование ресурсов неотъемлемой частью вашего постоянного личного общения с каждым подчиненным.

Обучите людей искусству инвентаризации своих потребностей в средствах. Спросите их: «Как вы считаете, какие основные ресурсы вам необходимы, чтобы выполнить этот проект или задание?» Эту нехитрую привычку совсем несложно сделать неотъемлемым компонентом бесед с подчиненными. Вам нужно регулярно обсуждать с сотрудниками ресурсы, в которых они нуждаются или которые хотели бы иметь, а также то, на какие средства они фактически могут рассчитывать. Люди нуждаются в руководящем участии и направлении, а порой в помощи или прямом вмешательстве.

Наши исследования показали, что практически все потенциальные ресурсы, которые могут потребоваться сотруднику, укладываются в не слишком длинный список.

• Рабочее пространство.

• Снабжение.

• Материалы.

• Оборудование.

• Транспортировка.

• Информация.

• Производственный процесс.

• Техническое обслуживание.

• Персонал.

• Талант.

• Тренинги.

• Коммуникации.

• Сотрудничество.

Вы можете использовать этот список в качестве вспомогательного инструмента при подготовке к обсуждению и планированию потребностей подчиненных в ресурсах. Если он вам не вполне подходит, не пожалейте времени на то, чтобы обдумать, в каких средствах нуждаются ваши сотрудники для выполнения их задач, и составьте собственный перечень, которым будете пользоваться во время регулярных диалогов с коллективом.

Впрочем, какой бы список вы не использовали, составленный вами или приведенный выше, есть один ресурс, без которого не удается обойтись никому и никогда. Это время. Если вы хотите научить сотрудников самостоятельно составлять хорошие комплексные планы ресурсов для каждой порученной им задачи, задания или проекта, непременно научите их включать в эти планы достаточно времени между подачей заявки на каждый ресурс и ее выполнением. Иначе говоря, они должны учитывать период, необходимый для подготовки, получения и обработки каждой заявки на любые запрошенные средства. В современных условиях уметь создавать такую временную шкалу чрезвычайно важно, и в большинстве случаев это требует овладения искусством, которое я называю «исследованием цепочки поставок».

Одни ресурсы найти и получить проще, другие сложнее. После того как вы и ваш сотрудник определите, какие средства ему потребуются, нужно выяснить, доступны ли они, и если да, то где их взять, по какой цене и какой при этом использовать процесс. Можно позволить подчиненному провести такие исследования самостоятельно, а потом вместе с ним в деталях обсудить каждый аспект.

• Какие источники подскажут, есть ли в наличии нужный ему ресурс?

• С помощью какого процесса он сможет получить этот ресурс?

• Каким, скорее всего, будет время между подачей заявки на ресурс и ее выполнением?

• Что он должен делать, если столкнется с проблемами при получении ресурса?

• Если ему потребуются ресурсы, которые пока еще не закуплены, это нужно обсудить заранее. Если у команды есть свой бюджет и процедура закупки ресурсов и их приобретение входит в должностные обязанности подчиненного, специально обучите его этой операции.

Расскажите членам своей команды, как можно получить доступ к ресурсам в вашей организации. Если существует соответствующая внутренняя система, объясните им, как она работает. Если есть какие-то ключевые фигуры, с которыми сотрудникам придется взаимодействовать в этом процессе, познакомьте их. Лучшее, что вы можете сделать для своих подчиненных в условиях ограниченности средств, – выработать у них привычку составлять заявки на необходимые ресурсы просто и четко, включая в документ необходимые пункты.

• Что я заказываю.

• Преимущества: для кого, когда и в какой мере.

• Затраты: для кого, когда и сколько.

• График выполнения: конечные сроки и основные этапы, а также сколько времени потребуется и чье это будет время.

• План: все этапы на этом пути с указанием основных ориентиров и бюджета времени.

Если менеджер учит подчиненных формулировать свои потребности в ресурсах в такой простой и четкой форме, они, как правило, подают намного меньше заявок, составленных значительно более обоснованно, убедительно и профессионально. Каким бы простым ни был этот процесс, сам факт, что человек делает паузу и обдумывает заявку, чтобы подать ее в требуемом формате, заставляет большинство сотрудников относиться к этому занятию с большим вниманием. А по ходу дела вы учите их обдумывать все каждый раз, прежде чем что-либо попросить.

Если вам удастся научить подчиненных правильно составлять заявки на необходимые им ресурсы, члены вашей команды наверняка начнут получать заказанные средства быстрее других. Мы обнаружили, что, если менеджер использует такую методику, его сотрудники практически всегда получают больше ресурсов для работы и для всей команды в целом. При этом менеджеры и подчиненные выигрывают с финансовой точки зрения; группа получает больший доступ к дополнительным льготам и привилегиям; укрепляется вера в то, что нужные результаты будут достигнуты; люди получают новые задачи, обязанности и проекты, чаще выполняют специальные задания, расширяются возможности профессиональной подготовки; члены команды имеют больший доступ к лицам, принимающим решения. Объясняется все это прежде всего тем, что, обдумывая заявки, сотрудники точнее оценивают свои потребности, выделяют больше времени на составление запроса и более осознанно подходят к борьбе за дефицитные ресурсы. Такой серьезный подход заставляет их намного убедительнее формулировать свои просьбы.

А что же делать в случае, если подчиненный иногда или часто просто не может добыть ресурсы, необходимые ему для оптимальной работы? Позволить ему в отчаянии опустить руки и провозгласить: «Я ничего не могу с этим поделать»? Ни в коем случае. Если сотрудник не имеет доступа к нужным ресурсам, ваша обязанность – обучить его искусству обходного пути, или плану «Б».

Любой преуспевающий человек со значительным опытом работы, как правило, неплохо владеет этим искусством. В самых сложных случаях, не имея ресурсов, необходимых для выполнения задач, сотрудники просто вынуждены придумывать те или иные обходные пути. Однако без вашей поддержки, направления и руководящего участия это нередко равносильно попытке разбить бетонную стену – то есть сделать то, что, по сути, невозможно. Это все равно что, например, выкопать котлован вилкой. Кроме того, без вашей поддержки люди могут сбиться с нужного курса, что нередко приводит к весьма нежелательным последствиям. Ни одному менеджеру не нужно, чтобы его подчиненные, стараясь обходным путем получить необходимые ресурсы, делали что-то лишнее. И вы должны помочь им, начав детально обсуждать этот процесс. Если возможно, стоит делать это заблаговременно, на ранних стадиях планирования ресурсов, а затем продолжать обсуждение темы на каждом этапе пути. Помогая подчиненным с прогнозированием их потребностей в средствах и обсуждая, где и как они могут их получить, непременно говорите также о плане «Б». О том, что следует делать, если, несмотря на все усилия, доступ к ресурсам получить не удалось.

Обсуждение четырех этапов обходного пути

Этап первый – обратиться к альтернативному источнику или поставщику ресурса.

Этап второй – провести мозговой штурм для поиска возможных замен ресурса, с получением которого возникли трудности.

Этап третий – предложить инновацию, или способ выполнить задание без этого ресурса или с использованием разумной замены ресурса, который изначально казался необходимым. Если у вас нет средств для выполнения работы на должном уровне, возможно, придется найти способ сделать ее как-то иначе. И иногда новый способ оказывается лучше прежнего.

Этап четвертый – при отсутствии необходимого ресурса, альтернативного источника, замены или инновации остается одно – затратить на выполнение задания намного больше времени и сил, чем предполагалось первоначально. Не стоит недооценивать значение этого варианта, потому что зачастую это единственный доступный обходной путь. Трудитесь усерднее и выполните задание более трудозатратным способом! Если не можешь купить или построить автомобиль, иногда остается одно – бежать… или идти… или ползти. Если нет провизии, иногда приходится работать голодным.

Не совершайте огромную ошибку, бросая подчиненных на произвол судьбы и предоставляя им в одиночку исследовать способы получения средств, необходимых для нормальной работы. Чрезвычайно важно, чтобы вы регулярно привлекали сотрудников к планированию ресурсов и помогали им в этом, особенно если человек не смог получить нужные средства самостоятельно и ему нужно придумать обходной путь или план «Б». Вы как менеджер должны стать неотъемлемой частью процесса принятия решений на каждом этапе.

«Принимаясь за трудное дело, верных слуг отыщи сначала,
Их достоинства и пороки оцени по достоинству прежде,
А потом судьба, от которой все успехи наши зависят,
Сможет выбор твой оценить».

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям среднего звена

Там, где руководители делают работу за подчинённых или уворачиваются от своих обязанностей, — управлять некомуТам, где руководители делают работу за подчинённых или уворачиваются от своих обязанностей, — управлять некому.

Сценарии использования статьи: кому полезна и почему

Собственникам, топ-менеджерам — оценить, к чему приводят низкие управленческие компетенции руководителей среднего звена, какими проблемами они порождаются и как приступить к их решению.

Руководителям среднего звена — проанализировать, как вы лично организовываете выполнение своих управленческих функций и какие стандарты “прилетают” сверху. Определиться с профессией и помочь вышестоящим руководителям изменить ситуацию к лучшему.

Специалистам — соизмерить с реальностью свои ожидания от обязанностей и функций руководителя. Оценить, “а стоит ли овчинка выделки”? Возможно, вы будете значительно более успешны, оставаясь специалистом.

Оглавление статьи

  • Отсутствие квалифицированных руководителей среднего и высшего звена — проблема многих компаний
  • Семь проблем, приводящих к засилью слабых руководителей в вашей компании
  • Проблема №1: Неверные ожидания относительно должности руководителя
  • Проблема №2. Ложные ценности со стороны общества
  • Проблема №3. Непонимание роли руководителя со стороны собственника
  • Проблема №4. Руководителей пытаются сделать из тех, кто не решил ими становиться
  • Проблема №5. Отсутствие точных требований к руководителям. В каждой компании их понимают по-своему
  • Проблема №6. Нет системы обучения руководителей
  • Проблема №7. Человек откликнулся на вакансию руководителя, так как “хотел бы попробовать”
  • Последствия для компании от засилья слабых и некомпетентных руководителей
  • Далеко идущие выводы: бывают ли плохие подчинённые?

Отсутствие квалифицированных руководителей среднего и высшего звена — проблема многих компаний

Открыта управленческая тайна десятилетия. Казалось бы, риторический вопрос: “А почему в большинстве компаний у руководителей всех уровней не хватает времени на выполнение управленческих функций?” Отсутствие управленческих компетенций — на первый взгляд “да”, но неужели все такие дураки?

Обобщение моего опыта работы с разными компаниями показывает: там, где сотрудники более или менее добросовестные, основная проблема в том, что у руководителей отсутствуют компетенции, релевантные той ступеньке лестницы управления, на которой они находятся. Получается, что в компании фактические уровни управления по отношению к формальным сдвинуты ровно на одну ступеньку вниз! Поясню:

  1. Номинальные начальники отдела — в лучшем случае хорошие специалисты, получившие должность за свои знания… не в области управления, но в профессиональной! Поэтому по факту руководят они крайне плохо и загружены сложными задачами в качестве специалистов, а не управленцев.
  2. Руководители направлений / дивизионов / производств из-за этого вынуждены играть роль начальников отделов, а свою роль им уже играть некогда. Дальше включается принцип домино.
  3. Топ-менеджеры играют роль руководителей направлений / дивизионов / производств.
  4. Собственники — топ-менеджеров.

Беда в том, что руководителей дивизионов априори меньше, чем руководителей отделов, и естественно, играя их роль, они не справляются. Топ-менеджеров меньше, чем руководителей направлений, а значит они обязательно “завалят” работу, играя их роль.

И ещё одна “ложка дёгтя”: будут ли руководители, работающие по факту на более низком уровне системы управления, развивать у себя компетенции своего уровня? Да, в лучшем случае руководители дивизионов будут хорошо ориентироваться, т.е. владеть управленческими компетенциями на уровне начальников отделов! Здесь круг замкнулся.

Отсюда и получается фатальный перекос всей системы управления компании. И происходит это прежде всего из-за отсутствия квалифицированного среднего менеджмента. Вот чьи управленческие компетенции необходимо развивать в первую очередь! Руководители среднего звена (начальники отделов и подразделений) — это фундамент системы управления, на котором она строится. Во многих организациях вместо фундаментов в этом месте зияют дыры.

Если же в вашей компании и топ-менеджеры — не управленцы, а заслуженные специалисты, тогда фактически всё держится на собственнике (увы, многие работают именно так!) Риски подобной конструкции оценивайте сами.

В предыдущей статье “11 типов плохих топ-менеджеров и руководителей среднего звена: Как «Обезьянщик», «Адвокат дьявола», «Стрелочник» и «Слепой крот» разрушают вашу компанию изнутри” мы обсудили, что добросовестный управленец стремится стать руководителем управляющим. Если же нет — то ваша задача, как руководителя, ему в этом помочь. А если не старается и не хочет, то лучше попрощаться.

Семь проблем, приводящих к засилью слабых руководителей в вашей компании

Чтобы разобраться, как так получается, что на месте руководителей среднего звена (да и не только) оказываются люди с низкими управленческими компетенциями и навыками, предлагаю пройтись по типовым проблемам, порождающим данную ситуацию.

На первый взгляд может показаться, что некоторые из перечисленных ниже проблем должны интересовать только тех, кто хочет быть руководителем, но не тех, кто должен ими управлять. Отнюдь, ситуацию можно исправить только сверху. Поэтому собственники, топ-менеджеры и hr-специалисты также обязательно должны понимать, какие ожидания и мотивы движут сотрудниками, претендующими на управленческие должности.

Понимая мотивы, легче будет донести до кандидатов, что им готовит управленческая должность, т.е. показать разницу между их ожиданиями и реальностью. На всякий случай, “управление ожиданиями” — одна из базовых функций в рамках компетенции “управление сотрудниками”.

Чтобы правильно управлять ожиданиями сотрудника, необходимо их выяснить

Для журналистов, которые планируют работать в экстремальных условиях и горячих точках, есть специальные курсы “Бастион”. Прославились они моделированием ситуаций, максимально приближенных к реальным, когда участникам раздаются настоящие пинки и удары от “террористов”, в то время когда их “берут в заложники”. Некоторые из журналистов на этом месте говорят: “Стоп, мы к этому не готовы!” и уходят с курсов из-за разницы между ожиданиями и реальностью. Тем лучше для них, ибо в реальной горячей точке выбора уже не будет.

Также и в управлении. Лучше отсеять тех, кто не готов на практике быть руководителем заранее. В отличие от курсов “Бастион”, у нас, как правило, нет возможности помещать желающих стать руководителем в реальную среду (для большинства компаний это слишком затратно), поэтому предлагаю использовать другой приём: с помощью перечисленных ниже проблем понять мотивы и ожидания кандидатов на управленческую должность и оценить, насколько они совпадают с реальностью, а главное — предоставить такую возможность и сотруднику.

Если до недавнего времени на то, как работают ваши управленцы всех уровней, вы обращали мало внимания, уместно будет выполнить аналогичную процедуру оценки ожиданий и мотивов и у тех, кто уже занимает руководящие должности в вашей компании.

Итак, разберем проблемы, генерирующие непрофессиональных руководителей, и подумаем, что делать для их преодоления.

Проблема №1: Неверные ожидания относительно должности руководителя

Многие люди считают, что руководителем быть легче (поблажки, меньше работы, всегда есть возможность свалить вину на других и т.д.) и лучше (больше зарплата, лучше рабочее место). Поэтому они с мыслью “мы тут вкалываем, а они бумажки / файлы перекладывают”, всеми правдами и неправдами стремятся занять руководящие должности.

Неверные ожидания — проблема, порождаемая не только личным мнением, но и в первую очередь отсутствием чётких и донесённых до всех руководителей и кандидатов в управленцы требований к руководителям (о них я подробно напишу в следующей статье).

Типовые заблуждения относительно должности руководителя — меньше забот, больше развлеченийТиповые заблуждения относительно должности руководителя — меньше забот, больше развлечений

Реальность же в том, что руководитель — это профессия. Если человек её не осваивает — он рано или поздно приведёт свою организацию / подразделение к краху (на всякий случай скажу, что освоение профессии не является гарантией от краха, а лишь уменьшает его вероятность) или будет уволен из компании. Поэтому, если в вашей компании нет чётко сформулированных требований к руководителю, они будут предъявлены жизнью, но уже постфактум, когда работа будет завалена.

Для освоения профессии руководителя, если уж человек её выбрал, потребуется инвестировать немало личного времени, энергии, нервов. Один список управленческих компетенций чего стоит: управление проектами, управление командой, делегирование, планирование, контроль, регламентация, управления процессами и т.д. Некоторые из компетенций подробно разобраны в статье “Как оценивать управленческие компетенции топ-менеджеров и руководителей среднего звена во время собеседования на работу”.

В итоге сотрудник, который рассчитывал получить от управленческой должности прежде всего преференции, обнаруживает, что необходимо затратить большие усилия и нести ответственность ещё и за все действия своих подчинённых — отправляется искать другую компанию, где его управленческую работу будут делать вышестоящие руководители (увы, таковых компаний сейчас на рынке немало).

Что делать: озвучивать разницу между ожиданиями и тем, как необходимо.

Проблема №2. Ложные ценности со стороны общества

Предлагаю посмотреть правде в глаза: в нашем обществе считается, что руководитель — это почётно, а успешной можно назвать только вертикальную карьеру. Отсюда возникает своего рода социальное давление : “Если ты не стал руководителем, то ты лузер”.

На самом деле ценность заключается в построении горизонтальной карьеры, т.е. в углублении своих профессиональных знаний, развитии навыков. Профессионал всегда будет востребован на рынке труда, и его заработная плата нередко больше, чем у среднего руководителя. Например, некоторых может шокировать информация о доходах профессионального водопроводчика.

Не торопитесь изучать типовую схему канализации квартиры или становиться специалистом по маркетингу. Руководитель — профессия ничуть не хуже. Но востребованным на рынке труда руководителем вы будете только в случае, если относитесь к управлению, как к профессии. Освоить менеджмент между делом или по остаточному принципу — не выйдет. Скорее такая попытка приведёт в конечном итоге к разочарованию и потере веры в собственные силы.

Что делать: проговорить проблему с кандидатом до принятия решения о назначении на управленческую должность. Убедиться в понимании, что “руководитель — это профессия”.

С чего начать наведение порядка и переход на системное управление? Пройдите индивидуальную диагностику своего управленческого стиля по методике Евгения Севастьянова

Стоимость: 9 970 р Бесплатно только 2 места до 28 мая 2023!

Узнайте на онлайн-встрече причину ваших проблем в управлении и сделайте так, чтобы сотрудники работали самостоятельно, качественно и без косяков.

banner-mini.jpg

Проблема №3. Непонимание роли руководителя со стороны собственника

Нередко собственник относится поверхностно к технологиям управления и считает, что “всё необходимо осваивать только на практике” или требует от руководителей среднего звена скорее выполнять работу собственными руками, нежели организовывать её выполнение руками подчинённых. Чему же такой собственник может научить в области управления, когда сам руководит по наитию?

Если собственник не понимает функций руководителей, он требует от них работы как от специалистов, а не управленцевЕсли собственник не понимает функций руководителей, он требует от них работы как от специалистов, а не управленцев

Почему я не говорю о варианте, когда топ-менеджер не до конца понимает функции руководителя? Если топ-менеджер поверхностно относится к управлению, то первая задача собственника переубедить его, рассказать, как правильно, и проследить факт выполнения, а при необходимости и потребовать. Но кто сможет переубедить собственника и потребовать выполнения от него?

Как правило отсюда и “растут ноги” других не менее серьёзных проблем:

  • На должность руководителей набираются изначально неподходящие кандидаты.
  • Внутри компании руководителей выращивают из лучших специалистов, а не из лучших организаторов.
  • Нет системы обучения руководителей.
  • Отсутствуют чёткие и прозрачные требования к руководителям “как надо”.

Эффективнее бороться с причинами, а не последствиями. Ниже я опишу каждую из проблем подробно, но если собственник будет по-прежнему считать управленческие функции и процессы чем-то второстепенным — поиск решений будет сродни борьбе с ветряными мельницами.

Что делать: Собственнику изменить свои взгляды на управление и добиться их изменения у топ-менеджеров и руководителей среднего звена.

Проблема №4. Руководителей пытаются сделать из тех, кто не решил ими становиться

Кто мечется между двумя и более профессиями — сжигает много энергии впустую и не достигает подлинного искусства нигде.

На мой взгляд, сложно быть профессионалом одновременно в двух предметных областях. Либо человек профессиональный руководитель, либо специалист. Одно из двух. Промежуточный вариант означает, как правило, отсутствие профессионализма и там и там.

Это полезно помнить и собственникам, которые пытаются быть “осьминогами”, разбирающимися во всех работах. А что делать? Искать профессионалов и нанимать их. Например, я планирую открывать онлайн-школу менеджеров (курс “Внедрение ежедневных планов и отчётов для сотрудников и руководителей” уже вышел!) Конечно же, я найду и найму отдельного человека, который будет заниматься этим проектом.

Сложно быть профессионалом одновременно в двух предметных областях

У вас нет денег для найма отдельного специалиста? Возможно поэтому их и нет, что вы делаете всю работу своими руками! В итоге у собственника развиваются не управленческие компетенции, а навыки специалиста. Это остановится узким местом при желании масштабировать бизнес и исключить себя из оперативки.

При отборе кандидатов на работу на должность руководителя клиентскими проектами я лучше найду более профессионального руководителя (обязательное условие — человек должен развиваться именно в этой предметной области), чем маркетолога. Ведь хороший руководитель сможет организовать работу и маркетолога, и других специалистов для достижения целей клиентов. А если руководитель проекта будет более профессиональным маркетологом, чем управленцем, то развитие управленческих компетенций, а значит его эффективность как руководителя, будут для него мягко говоря не в приоритете.

 Есть хорошая пословица: “Уговаривать — значит насиловать”. Будете уговаривать хорошего специалиста стать руководителем — сделаете хуже и ему, и делу Есть хорошая пословица: “Уговаривать — значит насиловать”. Будете уговаривать хорошего специалиста стать руководителем — сделаете хуже и ему, и делу

Но что если в вашей компании есть очень лояльный и надёжный специалист, но вот беда, он никак не хочет становиться начальником! Есть типовое заблуждение: “Вот мы его назначим, и стерпится — слюбится”. Но это путь в никуда. Если уж очень хочется сделать руководителем именно этого сотрудника, лучше использовать приём “незаметно провести из точки “А” в точку “Б” с изменением его картины мира”. Его выполнение, как правило, требует больших управленческих ресурсов и при допущенных неточностях возрастает риск неудачи. Готовы инвестировать время и деньги, рисковать потерей специалиста при осуществлении приёма? Дерзайте! А может быть легче найти руководителя на рынке труда?

Что делать: Не делайте руководителями специалистов, которые не хотят ими становиться (изначально или после того как вы рассказали, что их будет ждать).

Проблема №5. Отсутствие точных требований к руководителям. В каждой компании их понимают по-своему

Во многих компаниях требования к руководителям отсутствуют как класс. Там же где требования есть, они были скопированы с западных книжек и наполнены бессмысленными формулировками из разряда “каждый руководитель должен любить свою работу” и “мы относимся с уважение к людям и делу”, не учитывают специфику управленческих процессов и разницы между обязанностями + ответственностью руководителя и рядовыми сотрудниками.

В итоге опыт работы руководителем запишет себе в резюме человек, который работал на управленческой должности в такой компании, и при этом едва ли занимался управлением как таковым, а в лучшем случае “бегал с огнетушителем”, тушил пожары и делал большую часть работы за своих подопечных.

У профессионального менеджера большинство рисков отработаны заранее

Если ваша управленческая деятельность состоит в постоянном тушении пожаров, то либо у вас такая должность (в крупных компаниях есть антикризисные менеджеры-пожарные), либо вы, как руководитель, плохо справляетесь со своими управленческими функциями.

У профессионального менеджера большинство рисков отработаны заранее, необходимые ресурсы подчинённым выделены, сотрудники обучены, и поэтому могут выполнять сложные и многошаговые задания, и при этом требуют минимального контроля. Если не хватает собственных ресурсов — предпринимаются активные действия по их получению от вышестоящих руководителей. Негде здесь пожарам разгораться.

Стоит ли расстраиваться, если в “менеджере-пожарном поневоле” вы узнали себя? “Да”, — если вы планируете оставлять всё как есть. “Нет”, — если займётесь серьёзным развитием управленческих компетенций — у вас большой потенциал профессионального роста!

Что делать: Разработайте требования к руководителям и зафиксируйте их в качестве корпоративного стандарта. Организуйте их соблюдение.

Проблема №6. Нет системы обучения руководителей

Да, в некоторых крупных компаниях построены эффективные системы обучения руководителей. Но почему же так мало обученных в малом и среднем бизнесе? В том числе потому, что приходя в большую компанию, люди конечно обучаются, но при смене работы они с большей вероятностью пойдут в организацию такого же масштаба.

Почему они так поступают? Потому что считают, что только в большой компании, в рамках её масштаба, они смогут раскрыть свой потенциал и реализовать полученный опыт и… заблуждаются. Владимир Константинович Тарасов говорит: “Скорость важнее силы, но точность важнее скорости”. Даже на небольших масштабах можно заниматься улучшением процесса (точность) и развивать собственный профессионализм, в то время как сам масштаб (сила) совершенно этого не гарантирует. Напротив, во многих крупных компаниях, чтобы изменить даже незначительный элемент, требуются сотни согласований.

Подбор руководителей и их система обучения во многих небольших и средних компаниях отсутствует как класс. В лучшем случае талантливый человек самостоятельно разбирается в перипетиях управления, но не потому что его этому научили. Повторить такой же результат (т.е. прокачать умение середняков) хотя бы на “хорошо” уже не удастся без системы обучения и адаптации.

Подробнее про систему обучения / адаптации рассказываю в статье “Обучение сотрудников от “А” до “Я”: Пошаговый алгоритм адаптации “новичков” и “стреляных воробьев” к новым требованиям и технологиям”.

Что делать: Выстроить систему адаптации и обучения топ-менеджеров и руководителей среднего звена в своей компании (используйте многочисленные курсы, книги, видео-уроки и т.д.).

Проблема №7. Человек откликнулся на вакансию руководителя, так как “хотел бы попробовать”

Прежде чем взять на работу руководителя любого уровня (ревизия по уже работающим также рекомендуется), обязательно узнайте, почему человек решил стать руководителем. Не будет ли глупым этот вопрос человеку, который работал и, возможно не один раз, на управленческих должностях в предыдущих компаниях? Вопрос будет более чем уместен!

Опять же, возвращаясь к проблеме “в разных компаниях разные требования к руководителям, а в большинстве и вовсе нет никаких”. Очень может быть, что кандидат по факту был лишь номинальным руководителем, или его должность только так называлась. Реальных управленческих функций ему выполнять на практике не приходилось.

Если же мы говорим о сотруднике без опыта работы руководителем, он как правило и вовсе не имеет реальной картины мира относительно того, за что ему предстоит отвечать и что необходимо будет делать.

Не принимайте на руководящие должности людей, которые “только хотят попробовать” быть руководителями. В своих мечтах они уже достойны управляющей должности, но по факту сделать управление своей профессией не готовы. Не принимайте на руководящие должности людей, которые “только хотят попробовать” быть руководителями. В своих мечтах они уже достойны управляющей должности, но по факту сделать управление своей профессией не готовы.

Принятие людей на управленческую должность без опыта управления — большой риск. Для них развитие управленческих компетенций не в приоритете. Да, они будут вам говорить: “Я хотел бы попробовать” и “Это мне интересно”. Но как только вы начинаете “нажимать” на обучение и требования развивать управленческие компетенции, такие люди чаще всего “сливаются” и вспоминают, что их профессия (маркетолог, проектировщик, продавец, бухгалтер и т.д.) им гораздо интереснее. Лайфхак: один из признаков — дополнительные резюме, в которых человек указывает должности специалистов в качестве желаемых.

Всё просто: когда для человека должность руководителя — это не путь развития, который он себе выбрал, он не готов вкладывать усилия, выходить из зоны комфорта. И лучше об этом узнать до того, как вы потратите время на передачу функций, проектов, знакомство и притирку этого человека с подчинёнными и смежниками. А он ещё успеет и парочку важных проектов завалить.

Тех, кто хочет “попробовать себя в роли руководителя”, принимайте вначале исполнителями

Что же делать? Помимо стандартного управления ожиданиями, рекомендую вначале принимать кандидатов на должность исполнителей. Постепенно можно передавать часть управленческих функций. В процессе вам станет понятно, насколько сотрудник с ними справляется, насколько они ему интересны и какие у него перспективы стать руководителем. Если вы потеряете его как руководителя, то останется возможность сохранить его, как специалиста.

Мой вывод, основанный на личных наблюдениях: тот, у кого нет вразумительного и обоснованного ответа на вопрос «Почему вы решили стать руководителем?» (правильный ответ конечно же не в желании сделать вертикальную карьеру), скорее всего им быть на самом деле и не хочет, и не планирует.

Что делать: Не берите на управленческие должности тех, кто хочет попробовать. Вначале пусть проявят себя в качестве добросовестных специалистов.

Последствия для компании от засилья слабых и некомпетентных руководителей

Если руководители плохо владеют управленческими компетенциями, ситуация в компании складывается по негативному сценарию:

  • Количество “плохо сделанной работы” растёт. Нижестоящих всегда больше. Если руководитель играет их роль, будет завалена работа и его, и его подчинённых (за всех он не успеет всё сделать).
  • Общая профессиональная деградация работников компании ускоряется. Руководитель деградирует как управленец, «прокачивается» как специалист, делая работу за подчинённых, а не управляя. Подчинённые же и вовсе остаются не удел, их развитие как специалистов заблокировано.
  • У собственников и топ-менеджеров “оперативка” преобладает над стратегическими задачами. Удовольствия от бизнеса они уже не получают и упускают возможности для масштабирования и развития своей компании
  • Все силы лучших сотрудников направляются на «тушение пожаров». На разработку стандартов, их улучшение и контроль за соблюдением не останется времени. И масштабировать компанию, при наличии такой цели, возможности нет, т.к. всё управление осуществляется в ручном режиме.

Далеко идущие выводы: бывают ли плохие подчинённые?

Плохих подчинённых не бывает, бывает плохой руководитель (например, у топ-менеджера прямые подчинённые — руководители среднего звена). Либо он не умеет управлять, либо не умеет формировать команду. Поэтому проанализируйте влияние перечисленных выше проблем на формирование управленческого коллектива в вашей компании и подойдите более чем серьёзно к отбору кандидатов в менеджеры.

Если же вы не дали нижестоящему руководителю полномочий набирать себе команду и отсеивать бездельников / неумех, то значит, что плохой руководитель — это вы.


Проблема состоит в том, что возможности одного человека при управлении другими, каким бы блестящим руководителем он ни был, ограниченны. Рабочее время руководителя — один из основных ресурсов, которым он обладает. Менеджер может выделить для решения вопросов, связанных с упраблением персоналом, не более чем 24 часа в сутки.

Чтобы встретиться с сотрудником и обсудить возникшие, подчас достаточно сложные проблемы, требуется время. Не меньше, а иногда гораздо больше времени может потребоваться для их решения.

Не меньшее влияние на пропускную способность руководителя при работе с персоналом оказывает характер возникающих проблем.

Если проблемы однотипны при работе со многими сотрудниками одновременно, то естественно, что количество сотрудников, которыми может эффективно управлять руководитель, может быть существенно большим, чем если бы подавляющее большинство проблем были непохожи, нестандартны, могли содержать непредвиденное развитие ситуации и последствия.

Возникшие проблемы могут обладать различной трудоемкостью и различными необходимыми для ее разрешения временными затратами. Это также не может не оказывать влияния на пропускную способность руководителя.

Проблемы имеют различную степень важности для организации и самого руководителя. Естественно, что важной проблеме, от решения которой может зависеть судьба организации или его личная судьба, он должен уделить при прочих равных условиях гораздо больше внимания, чем проблеме не очень важной, от степени успешности решения которой вряд ли что изменится. Наличие проблем различной важности также не может не влиять на пропускную способность руководителя.

Нельзя не принимать во внимание и специфику области деятельности руководителя, которая может накладывать существенные ограничения на время, уделяемое им отдельному сотруднику.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что возможности руководителя при работе с персоналом ограниченны и различны в зависимости от складывающихся управленческих ситуаций на предприятии.

Поэтому при организации труда руководителя необходимо помнить о норме управляемости, о том, какое количество подчиненных может быть замкнуто на него непосредственно.

 

Выбор читателей

Когда я выступаю на конференциях или подписываю книги, люди часто признаются мне, что тоже хотели бы писать книги. — С чего мне начать? — спрашивают они. — Много ли вы…

Когда я думаю о настоящих командных игроках, то сразу вспоминаю имя Кирка Новери, президента Injoy Stewardship Services . Когда Кирк только начинал работать в ISS , он был…

Мне кажется, многие лидеры слишком быстро удовлетворяются одной идеей и начинают ее продвигать, не удосуживаясь подумать и подождать еще немного. А все потому, что лидеры ориентированы на действия. Они хотят…

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам….

Мы часто связываем себя различного рода отношениями с окружающими нас на работе людь-. ми — коллегами, членами команды, напарниками, конкурентами, но порой забываем быть теми, в ком нуждается большинство людей,…

Если перед тем как отнять у лидера время, вы тщательно готовитесь к визиту, существует высокая вероятность, что тот начнет рассматривать проведенное с вами время как вложение. И нет ничего более…

Лидерство связано с характером, а не с положением — оказывайте влияние на других, находясь на своем месте. Поскольку вы читаете эту книгу, могу предположить, что вы либо обладаете склонностью к…

Уоррен Баффет, специалист по инвестированию, говорил: Иногда все дело не в том, как усердно вы гребете веслами. Все дело в том, как быстро течет река . Когда вы имеете…

Некоторые люди не критикуют планирование открыто, но и не поддерживают его. Вместо этого они делают вид, что его просто не существует, и занимаются собственными делами. Лидерам не удастся поступать так…

Растущие организации всегда ищут подходящих сотрудников, которые могли бы подняться по корпоративной лестнице на следующий уровень и вести за собой. Как такие организации определяют, обладает ли данный человек требуемой квалификацией…

Лидерство — это трудное и сложное умение, которым в совершенстве еще не овладел ни один человек. Что-то мне как лидеру удается хорошо, а что-то плохо. Уверен, то же самое можно…

Не все будут готовы без оглядки поверить в планирование изменений, которые намереваются провести компания, даже если они привлекательны и лидер провел безупречную работу по их внедрению. Это констатация факта, который…

Если я не доберусь до вершины корпоративной лестницы, то не стоит пытаться стать лидером . Каковы шансы на то, что вы когда-нибудь доберетесь по карьерной лестнице до вершины своей…

Когда я жил в Сан-Диего, то частенько посещал бейсбольные матчи с участием Padres . У меня были прекрасные места в первом ряду. В то время команда не отличалась большим…

Лидеры в среднем звене организации гораздо ближе к тем, кто трудится в окопах , чем лидеры на самом верху иерархической лестницы. Благодаря этому они всегда в курсе всех событий….

Один из секретов установления эмоциональной связи с лидером — это знать и разделять его интересы. Вы определили самые любимые проекты лидера, которые представляют для него наибольший интерес на работе? Если…

Когда я только начинал свою карьеру лидера, то пытался все делать самостоятельно. Лет до сорока мне казалось, что я со всем могу справиться сам. Но затем я наконец осознал, что…

Вы когда-нибудь работали на человека, который стремится участвовать во всем, что делаете вы? Это очень раздражает компетентных людей. И мало что более сильно досаждает хорошему лидеру. Сложно наращивать темп и…

Если вы лидер в среднем звене организации, мне вряд ли нужно рассказывать вам, какая у вас сложная работа. Многие из таких лидеров, с которыми мне довелось общаться, пребывают в…

Планирование может начинаться с одного человека, по реализуется лишь при помощи коллективных усилий многих людей. Работа над реализацией идей планирования должна быть задачей лидера . Он обязан работать над…

Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека . Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1…

Успешные лидеры совершают нужное действие в нужный момент, руководствуясь нужным мотивом. Временами вы можете видеть возможности для победы лидера, которые он не замечает. В таком случае самое время сделать ход….

Людям, которые управляют маленьким бизнесом, где работает один человек, нет нужды беспокоиться о лидерстве. Но для людей, управляющих крупными организациями, вопрос лидерства всегда стоит остро. Если на вас работает два…

Довольно часто лидерам, которые не стоят у руля власти, много беспокойства доставляет тот факт, что они находятся всего в нескольких шагах от источника корпоративного планирования. А поскольку оно постоянно преобразовывается…

Умение справляться со сложными заданиями быстро завоевывает уважение окружающих. В книге Воспитай в себе лидера ( Developing the Leader Within You ) я указываю на то, что один…

После пяти предыдущих шагов — внимания, обучения, одобрения, вклада и поддержки словом — вы готовы вести своих коллег за собой. Все, что вы делали до сих пор, способствовало укреплению отношений…

Том Питерс в своей книге Круг инноваций ( The Circle of Innovation ), писатель и гуру бизнеса, писал: Эгоистичный лидер пытается вести за собой людей ради собственной…

Каждая успешная команда, которую я видел или частью которой являлся, отличалась здоровой конкуренцией среди ее членов. Здоровая конкуренция приносит команде огромное количество плюсов, многие из которых не принесет больше ничто…

Когда дело доходит до результатов, нет абсолютно никакой разницы между тем, что люди не знают корпоративного планирования, и отсутствием у компании планирования вообще. Неизбежным результатом этого являются неудовлетворенность и…

Как лидеры учатся работать с нематериальными аспектами? Они учатся полагаться на интуицию. Мне нравится высказывание психолога Джойса Бразерса: Научитесь доверять шестому чувству. Оно, как правило, основано на фактах, накопившихся…

  • Вас часто не замечают, когда вы находитесь в среднем звене организации?

    Помните, что эффективное лидерство не остается незамеченным. Время от времени, когда я выступаю с лекцией о лидерстве, во время перерыва ко мне подходит кто-нибудь из участников, восхищенно смотрит на меня и восклицает: Класс! Отличная работа! Я хочу заниматься тем же, что и вы! . Согласен, у меня прекрасная работа.…

  • Предоставьте лидерам свободу вести за собой других

    Если мы испытываем какую-либо неуверенность в том, как идет процесс развития лидеров, то это обычно связано не с обучением лидерству. Неуверенность возникает тогда, когда приходит пора предоставлять лидерам свободу действий. Те же самые чувства испытывают родители по отношению к взрослеющим детям. Мои дети уже выросли, у них свои семьи, но…

  • Обсуждайте свое мастерство с другими

    Как только вы достигнете определенного уровня мастерства, лучшее, что вы можете сделать, — обсудить свое мастерство с другими профессионалами более высокого уровня. Многие люди поступают так инстинктивно. Гитаристы обсуждают гитары. Родители беседуют о воспитании детей. Гольфисты разговаривают о гольфе — подобные разговоры приносят им удовольствие, заряжают энергией, развивают навыки и…

  • Почувствуйте себя комфортно в среднем звене организации

    Нам кажется, что лидерство дается легче тем, кто руководит. Однако на самом деле если над вами стоит действительно хороший лидер, то управлять гораздо проще, находясь в среднем звене организации. Хорошие лидеры наверху расчищают поле для действий для своих приверженцев. Они — это источник движущей силы для…

  • Станьте палочкой-выручалочкой

    Вы оказываетесь в ситуации цейтнота, когда вам в сжатые сроки необходимо закончить проект, имеющий решающее значение для успеха организации, и тут, когда у вас практически не осталось времени, вам вдруг подкидывают еще одно важное задание, которое нужно завершить в тот же срок, что и первое. Как вы поступите в такой…

  • Как расширить круг знакомств

    У каждого из нас есть свой круг людей, с которыми нам комфортно. Эти люди составляют нашу коммуникационную зону комфорта. Может быть, вы очень общительный человек и давно взяли себе за правило общаться с новыми людьми и заводить интересные знакомства за пределами привычного круга. Если это правда, то так следует поступать…

  • Говорит ли атмосфера нет ?

    Кэти Уит, бывшая сотрудница Walt Disney World , поступившая к ним на работу сразу после колледжа, рассказывала, что всех сотрудников компании Диснея обучали проявлять чуткость к эмоциональному состоянию и поведению гостей парков. Один из законов, которым их обучали, гласил: Никогда не обращаться к семье, которая ссорится . Совет…

  • Управляйте своими словами

    Легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: Покажи мне, на что ты способен; твоих слов о том, что ты можешь, недостаточно . Думаю, практически каждый лидер неоднократно говорил или, по крайней мере, хотел сказать подобные слова своим сотрудникам. Лидеры ценят действия. И если уж приходится прерываться, чтобы выслушать вас, ваши…

  • Принимайте комплименты тех, кто находится в среднем звене организации вместе с вами

    Нет более приятного комплимента, чем признание и уважение людей, чьи обстоятельства, положение или опыт аналогичны вашим. Разве не так? Музыканту льстит комплимент поклонника, но похвала другого музыканта значит для него гораздо больше. Когда предприниматель говорит, что некто умеет извлекать выгоду из любой ситуации, вы ему верите. И когда лидер из…

  • Приспосабливайтесь к слабостям лидера

    Эксперт в области продаж и писатель Лес Гиблин сказал: Вы не сможете заставить другого человека чувствовать себя важной персоной в вашем присутствии, если втайне считаете его ничтожеством . Аналогично, вы не сможете построить качественных отношений с боссом, если про себя будете презирать его за слабости. Поскольку недостатки имеются у…

  • Почему желание облегчить работу лидера возвышает вас

    Будучи сотрудником вы можете сделать бремя, которое несет ваш лидер, более тяжелым, а можете сделать его и более легким. Принцип эскалатора , описанный в книге Никогда не ешьте в одиночку и другие секреты успеха гласит: В процессе отношений мы можем поднимать людей вверх или опускать их…

  • Будьте готовы к серьезным разговорам

    Без трудных уроков нет совершенствования. Практически любой рост обусловлен положительной реакцией на негативные события. Чем сложнее ситуация, с которой нам приходится сталкиваться, тем более упорные усилия мы вынуждены прикладывать, чтобы вырасти. Процесс не всегда приятный, но за личностный рост нужно платить. Хорошие лидеры не боятся вести серьезные разговоры, чтобы положить…

  • Поддерживайте планы своего лидера

    Когда топ-лидеры слышат, как другие пропагандируют планы, которые они создали для своей организации, — это не только лучшая награда для них, но и, по словам писателя Малкольма Глэдуэлла, своего рода переломный момент, свидетельствующий об уровне принадлежности, который благотворно сказывается на реализации планирования. Лидеры в среднем звене организации, поддерживающие планирование, не…

  • Завоюйте доверие лидера

    Если вы не жалеете времени на установление эмоциональной связи с лидером, конечным результатом станет доверие — другими словами, валюта отношений . Уже многие годы я обучаю концепции наличности в кармане . Если вы совершаете поступки, которые способствуют укреплению отношений, то тем самым пополняете сумму наличности в кармане…

  • Опытные лидеры прислушиваются к мнению своей команды

    Опытные лидеры слушают сначала членов своей команды, а потом ведут их за собой. Генерал Томми Франке говорил: Нет непогрешимых генералов. Мудрость не приходит вместе с присвоенными звездочками. Роль генерала означает нечто большее, чем разрабатывать тактику и отдавать приказы. Офицеры, командующие отрядами и батальонами, командиры роты и командиры взвода -…

Другие статьи на сайте

Чек
Распространены в хозяйственном обороте и расчеты чеками. Чек — это ценная…

 

Популярные материалы

  • Самостоятельность предпринимательской деятельности.

  • Принцип свободы предпринимательской деятельности предпринимательского права.

  • Внешние и внутренние цели организации

  • Функции предпринимательского права

  • Стратегические и тактические цели

  • Детерминированные и стохастические модели.

  • Стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания

  • Кто такие «коллективные инвесторы»?

  • Национализация и Реквизиция

  • Недостатки бюрократической структуры организации

Однако установление факторов, определяющих развитие ситуации, необязательно предполагает использование процедуры открытого обсуждения. В ряде случаев более целесообразным оказывается использование метода двухтурового анкетирования, при котором предполагается индивидуальная…

Выявление проблем предполагает тщательный анализ текущей деятельности организации. Этот анализ может проводиться как пассивными, так и активными методами. К числу пассивных могут быть отнесены методы, связанные …

Основное направление работ Эмерсона посвящено повышению производительности труда не рабочих, а управленцев. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, …

Метод матриц взаимовлияний, разработанный Гордоном и Хелмером, предполагает определение на основании экспертных оценок потенциального взаимовлияния событий рассматриваемой совокупности. Оценки, связывающие все возможные комбинации событий по…

Противопоставление технологий стратегического управления и ситуационного анализа вряд ли правомерно. А самое главное, вряд ли плодотворно. Повседневные дела и текущие проблемы являются в первую очередь объектами…

Местные органы власти одной из территорий решили осуществить амбициозный проект строительства 22 км системы скоростного транспорта в густо населенной местности. Техническими новшествами были…

При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и…

Подготовленная на предыдущих этапах информация, в том числе и полученная от экспертов, используется при непосредственной разработке прогноза. Как правило, маловероятны случаи, когда заранее известно, в каком направлении…

Более эффективному проведению кадровой политики организации может способствовать анализ кадрового состава с точки зрения наличия в организации специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками. Так, например, в некоторых…

Для того чтобы работник был заинтересован в высоком качестве результатов своей работы, чтобы он был согласен принять делегируемые ему организацией полномочия, необходима значимая для него мотивация его…

Делегирование большего объема полномочий предполагает и больший объем ответственности каждого работника на своем рабочем месте. В таких условиях все большее значение придается системам стимулирования и мотивации деятельности…

Одним из возможных способов практического решения задач многокритериального оценивания в методах стоимость — эффективность и затраты — прибыль является назначение желательных уровней получаемых прибылей,…

Среди задач, стоящих перед кадровой службой предприятия, не последнее место занимает способствование созданию благоприятной рабочей обстановки, удобного рабочего места, доброжелательного психологического климата в коллективе. Успешная адаптация…

В процессе формирования целей можно использовать такие подходы, как аналитическое изучение, каузальный эмпиризм, изучение литературы. Аналитическое изучение предполагает построение модели изучаемой системы для получения более…

В частности, оно позволяет: руководителю освободиться от выполнения задач, не требующих его непосредственного внимания, в частности от решения стереотипных, рутинных задач, и находить время для…

Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Однако решение должно приниматься…

К глобальным стратегиям конкурентной борьбы относятся стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого реагирования.

Одним из основных факторов при управлении риском является информация. Она может включать данные о вероятности страхового случая, спросе на товары или капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности, курсах…

Встречаются два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления . В узком определении принятие решений понимается…

В отличие от индивидуалистских, корпоративные организации предполагают корпоративное управление. В качестве корпорации выступают акционерные общества, ассоциации, консорциумы и т. д. Корпорация — это группа, характеризующаяся совпадением…

Чтобы обеспечить четкое понимание персоналом стоящих перед ним задач, следующих из сформированной руководством стратегии, необходимо, чтобы стратегия организации была четко сформулирована и определена. Нечетко сформулированные…

Действительно, если стратегия организации не обеспечена ресурсами, а под ресурсами мы понимаем не только сырье, материалы, комплектующие, энергию, но и персонал, информацию, деловых партнеров, имидж и…

Развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами. Сгратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной …

Миссия компании по производству видеотехники может быть определена как стремление обеспечить видеотехникой возможно более широкий круг покупателей или как стремление создавать сложные системы, обеспечивающие максимальные …

От того, насколько верно они будут определены, зависят точность разрабатываемого прогноза и эффективность рещений, принимаемых на его основании. На этом этапе разработки прогноза на основании анализа…

При разработке управленческих решений важно правильно оценить сломсившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соответствующего целям организации и ЛПР. Правильная оценка…

Стратегическое управление нередко оказывается достаточно трудоемким, поскольку требует проведения особой работы специалистами высокого уровня. Однако отказ от стратегического управления, как правило, снижает эффективность функционирования организации. …

1. Планирование и учет кадров. 2. Поиск кадров. 3. Отбор кадров. 4. Определение зарплаты и льгот. 5. Профессиональная адаптация. 6. Обучение и продвижение персонала. …

Профессионального руководителя характеризует умение правильно оценить риск и исходя из этого принять эффективное управленческое решение. Неопределенность ситуации принятия решения, в том числе и в бизнесе,…

Не менее сложные и разнообразные ситуации возникают и при выполнении задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей. Сотрудником РЭНД корпорейшн Г. Линстоуном были …

  • Основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие упра…

    1. Модель организация-машина . Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между…

  • Цели определяются

    Каждый управленец, как самостоятельная личность, имеет свои личные цели, которые определяются: личной системой ценностей, материальным положением, возрастом, средой, в которой он функционирует, средой, в…

  • Что же такое прогнозирование в сегодняшнем понимании?

    Согласно Г. Тейлу , прогноз — это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий . Термины суждение и событие получают здесь свободное…

  • Основная задача сценария — дать ключ к пониманию проблемы.

    При анализе конкретной ситуации переменные, ее характеризующие, принимают соответствующие значения — те или иные градации вербально-числовых шкал каждое из переменных. Определяются все значения парных взаимодействий между…

  • Цели организации реализуются во внешней среде.

    При анализе состояния внешней среды и ожидаемой динамики изменений обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы. При анализе внешней среды обрашают внимание…

  • Этап оперативного управления ходом реализации принятых решений и планов

    После этапа передачи информации о принятых решениях и их согласования наступает этап оперативного управления ходом реализации принятых решений и планов. На этом этапе осуществляется контроль за ходом…

  • Оценка степени достижения цели, метод блок-схем

    Для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные организацией при управлении объектом. Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих оценить степень…

  • Метод сценариев

    При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые специалистами сценарии…

  • Стратегическое планирование и целенаправленная деятельность организации

    Реализация управленческих функций организации осуществляется в значительной степени с использованием стратегического и тактического планирования, специально разрабатываемых программ и проектов и четко отслеживаемого хода их выполнения. Стратегическому…

 

Газон от производителя. Профессиональная укладка газона, рулонный газон. Рулонный газон купить Москва.

Газон под ключ, купить газон, укладка газона от производителя в Москве.

Полезно знать

Школы в управлении

Так складывались основы вновь создаваемой науки об управлении, так возникала и…

Библиографическое описание:


Виноградов, П. А. Управление предприятием на основе теории ограничений / П. А. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48688/ (дата обращения: 21.05.2023).



Рост конкуренции во всем мире, быстрое развитие технологий, актуализация проблемы ограниченности ресурсов, повышение требований к товарам со стороны потребителей — все эти факторы делают управление предприятием все сложнее. Эта проблема является глобальной, и российские предприятия не является исключением. При таких условиях принятие управленческих решений усложняется. Большое количество факторов, которые указывают на ту или иную проблему предприятий, заставляют руководителей неверно подходить к их решению. Руководство основывается на повышении локальной эффективности отдельных подразделений предприятий, игнорируя то, что производство, в первую очередь, является системой, в которой компоненты находятся в зависимости друг от друга. Среди современных концепций управления, имеющих научную и практическую ценность, привлекает внимание теория ограничений (Theory of constraints, TOC). Появившись в 80–90-х годах прошлого века, данная теория позволила расширить возможности практического воплощения системного подхода к проблемам управления хозяйственной деятельностью на конкретных предприятиях в реальной рыночной среде. Современные конкурентные условия заставляют менеджеров постоянно иметь дело с такими нежелательными явлениями на предприятиях, как: повышенный уровень запасов, падение продаж, повышение сроков выполнения заказов, неудовлетворительное качество обслуживания клиентов, непонимание между подразделениями предприятия. Как вывод, менеджеры принимают меры по получению полного контроля над всеми бизнес-процессами на предприятии, считая, что это поможет. Внедряется новое программное обеспечение, меняется система учета, вносятся СМИ в калькуляцию себестоимости и прочее, то есть руководители рассматривают явления на предприятии отдельно друг от друга. Однако такие попытки повысить эффективность предприятия, не приносят ничего кроме увеличения количества, часто совсем ненужной информации.

Следует согласиться с мнением авторов [1, 2, 3], что простое, на первый взгляд, представление системы имеет фундаментальное стратегическое значение для понимания процессов и явлений в организациях. Система — это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое и совместно действующих для достижения поставленной цели [1]. Поскольку предприятие является технико-экономической и социальной системой, не трудно понять, что для эффективного управления предприятием недостаточно рассматривать его подсистемы (элементы) отдельно. Изменения в одной части системы могут привести к значительным последствиям (как положительным, так и отрицательным) в других частях системы. Поэтому к управлению предприятием необходимо подходить целостно, рассматривая все его части во взаимодействии друг с другом. В своей теории ограничений Голдратт сравнивает системы с цепями или совокупностью цепей. Прочность системы, как прочность цепи, равна прочности ее слабейшего звена. Голдратт предложил называть это системным ограничением, поскольку именно оно ограничивает способность системы к достижению цели. Цепи имеют свойство: укрепление любого звена, кроме самого слабого, никак не укрепляет цепь в целом. Если же укрепить слабое звено, прочность цепи сразу же возрастет, но только до предела прочности следующего слабого звена. Так же и в бизнесе, производительность всего предприятия обычно определяется пропускной способностью одного определенного элемента, и совершенствовать другие аспекты системы в действительности бесполезно [2].

Основная задача ТОС — выявить в бизнес-процессах предприятия все имеющиеся ограничения — «узкие места», которые препятствуют реализации целей компании на практике. Иначе говоря, предприятие, используя не явные ресурсы и полагаясь на текущую конъюнктуру рынка, определяет факторы, которые ограничивают возможности предприятия в достижении цели. Согласно теории Голдратта, в каждой системе в каждый момент времени очень немного ограничений, которые надо отслеживать и которыми нужно управлять, может быть, всего одна такая переменная. Однако ограничения могут время от времени меняться, но их всегда будет небольшое количество. В этом контексте управление системой с наличием ограничений реализуется через следующие пять шагов, которые в теории ограничений называют «процессом непрерывного совершенствования» [3]:

  1. Выявление и идентификация ограничений, «узких мест», критических ресурсов системы.
  2. Определение возможностей наиболее эффективного использования «узкого места».
  3. Использование системных ограничений как средств мониторинга и контроля.
  4. Осуществление комплекса мер по расширению использования «узкого места».
  5. Повторение первого шага с целью предотвращения инерционного эффекта, не позволит старым методам управления, а также новым (разработанным на втором и третьем шагах) методам превратиться в новое ограничение.

Пять направленных шагов были разработаны Голдраттом как метод, помогающий руководству делать свое дело, то есть следить за тем, что важно для успеха — за системными ограничениями. Эти шаги образуют циклическую последовательность, схожую с циклом Шухарта — Деминга (планирование — исполнение — проверка — корректировки). Основной постулат теории ограничений можно сформулировать таким образом: «Потери в узких местах превращаются в финансовые потери и корпоративные потери, а излишки мощности является лишь миражом при бизнес-администрировании» [4]. Предприятие, как система, должно подчинять действия всех своих подразделений для повышения эффективности ограничения системы, поскольку именно оно определяет совокупную эффективность предприятия в целом. Подходы существенно отличаются от общепринятых. Для решения проблем производства ТОС предлагает отличный от привычного алгоритма действий подход. Если большинство твердо убеждено, что производственные ресурсы должны быть использованы с максимальной загрузкой, то Голдратт выдвигает другой постулат: для того, чтобы обеспечить рентабельное и способное выполнять в срок заказ производство, необходимо, чтобы большинство производственных ресурсов простаивало время от времени [5].

Теория ограничений успешно работает и развивается уже на протяжении более тридцати лет. Компании по всему миру приняли ее как основной управленческий подход к ведению своего бизнеса в целом или к управлению определенным функциональным подразделением внутри организации (например, производством, логистикой, поставками или проектами). ТОС позволяет расширить возможности практического воплощения системного подхода к проблемам управления хозяйственной деятельностью на конкретных предприятиях в реальной рыночной среде. Теория ограничений помогает менеджерам найти ключевую проблему — ограничение предприятия — и правильно управлять ей. Этот подход существенно отличается от общепринятых, твердо основываясь на здравом смысле. Теория ограничений, в отличие от других подходов, действующих локально, анализирует и руководит предприятием системно, постоянно улучшая его деятельность и формируя конкурентные преимущества. Отличает подходы ТОС от общепринятых мер в консалтинговом мире ориентация на результат.

Литература:

  1. Владыкин А. А. Теория ограничений систем в реализации инновационных изменений на промышленных предприятиях // Интернет — журнал науковедение. — 2016. — Т.8. — № 2. — С. 1–9.
  2. Серегина А. А. Алгоритм внедрения теории ограничений // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. — 2015. — № 4 — С. 36–39.
  3. Калько Д. В. Логистические системы в глобальной экономике. — 2017. — № 7. — С. 170–173.
  4. Овчар Б. А., Левенцов В. А. В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — 2016. — С. 39–42.
  5. Халитова Л. Р. Бизнес. Образование. Право. — 2017. — № 4 (41). — С. 188–194.

Основные термины (генерируются автоматически): теория ограничений, предприятие, TOC, достижение цели, практическое воплощение, проблема управления, реальная рыночная среда, системный подход, слабое звено, хозяйственная деятельность.

Похожие статьи

Инструментарий управления производством на основе теории

Подход ТО основывается на том, чтобы выявить ограничение и управлять им с целью наращивания скорости генерации прибыли.

5 шагов для нахождения иустранения «слабого звена» врамках теории ограничения систем.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

…как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность

Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон…

Базовые подходы к управлению и их применение в известных…

Рассмотрим системный подход, который является важной точкой в изучение управления.

С помощью применения системного подхода цели организации достигаются путем выбора и

В процессе производственной деятельности предприятие приобретает необходимые ресурсы…

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход в организации может быть отнесен методологией к плану управления изменениями.

обязательное решение всех проблем и задач, связанных не только с достижением конечной цели, но и с приоритетным решением ключевых проблем

Формирование стратегии: теоретические основы

Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы.

В рамках теории рыночной ориентации стратегический успех зависит от двух переменных

Ресурсы возникают либо в результате осуществления видов деятельности предприятия в…

Стратегическое планирование как основной элемент…

Достижение запланированной цели для предприятия обеспечивается методами эффективного управления на основе стратегического планирования.

5. Детмер,У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию.

Система управления устойчивым развитием градообразующих…

системный подход (Ч. Бернард, П. Друкер, и др.) рассматривающий управленческую деятельность как систему, т.e. как

методы управления — совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации

Теоретические основы стратегического планирования…

Теоретические основы стратегического планирования организации, управление деятельности предприятий спорта.

В такой ситуации требуется научный подход определения целей и путей их достижения (А. В. Богомолов).

Системный подход к совершенствованию менеджмента

Таким образом, системный подход является основой успешной деятельности и экономической стабильности предприятия. Объединение всех элементов системы управления организацией позволит достичь поставленных целей

Похожие статьи

Инструментарий управления производством на основе теории

Подход ТО основывается на том, чтобы выявить ограничение и управлять им с целью наращивания скорости генерации прибыли.

5 шагов для нахождения иустранения «слабого звена» врамках теории ограничения систем.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

…как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность

Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон…

Базовые подходы к управлению и их применение в известных…

Рассмотрим системный подход, который является важной точкой в изучение управления.

С помощью применения системного подхода цели организации достигаются путем выбора и

В процессе производственной деятельности предприятие приобретает необходимые ресурсы…

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход в организации может быть отнесен методологией к плану управления изменениями.

обязательное решение всех проблем и задач, связанных не только с достижением конечной цели, но и с приоритетным решением ключевых проблем

Формирование стратегии: теоретические основы

Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы.

В рамках теории рыночной ориентации стратегический успех зависит от двух переменных

Ресурсы возникают либо в результате осуществления видов деятельности предприятия в…

Стратегическое планирование как основной элемент…

Достижение запланированной цели для предприятия обеспечивается методами эффективного управления на основе стратегического планирования.

5. Детмер,У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию.

Система управления устойчивым развитием градообразующих…

системный подход (Ч. Бернард, П. Друкер, и др.) рассматривающий управленческую деятельность как систему, т.e. как

методы управления — совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации

Теоретические основы стратегического планирования…

Теоретические основы стратегического планирования организации, управление деятельности предприятий спорта.

В такой ситуации требуется научный подход определения целей и путей их достижения (А. В. Богомолов).

Системный подход к совершенствованию менеджмента

Таким образом, системный подход является основой успешной деятельности и экономической стабильности предприятия. Объединение всех элементов системы управления организацией позволит достичь поставленных целей

Теория ограничений или Theory of constraints — популярная концепция менеджмента, paзpaбoтaнная в конце прошлого века Элияху Голдраттом. Суть теории — фокус производственных pecypcов на «узких» местах и их устранении. Именно такие барьеры, по мнению Голдратта, мeшaют компании peaлизoвaть ee производственный пoтeнциaл. Сегодня теория ограничений — одна из самых важнейших методик для управления производством.

Фото: Pexels.com, Tiger Lily

Такая логика отлично объясняется примером: если постоянно натягивать цепь, она порвется. И порвется в самом слабом месте, которое и является ограничением. Получается, слабое место определяет прочность всей цепи.

Согласно теории, грамотное управление производством состоит из 5 основных шагов:

• идентифицировать ограничение системы;

• ослабить влияние ограничения системы;

• сосредоточить все усилия на ограничении системы;

• снять ограничение;

• вернуться к первому шагу.

Планируя производство, необходимо ориентироваться на загрузку найденного «узкого» места и иметь строгий список, что надо делать на каждом участке. Загрузка ограничения системы — самое важное. Если этого не учитывать, возникнет рост незавершенного производства и просрочка выполнения заказов. Все просто: производительность предприятия равна производительности самого медленного места.

Инструментарий для теории ограничений

Продвинутым инструментом для анализа и автоматизации производства является LRPi-система (Limited Resource Planning intelligent). В систему заложены алгоритмы и принципы теории ограничений.

LRPi-система для управления производством поделена на рабочие места персонала, рассортированные по производственным и административным участкам. Система автоматически предлагает оптимальные решения и убирает неэффективные. Программа для управления производством поможет организовать документацию и расчеты с клиентами, настроить логистические поставки в соответствии с точным временем, когда нужно закупать, когда производить и когда продавать.

Функциональные возможности LRPi-системы — управление производством, построение графиков изготовления изделий, бюджетирование, финансовые планы, управление закупками и логистикой, управление складом, управление проектами, финансовая отчетность, управление платежами.

В LRPi можно гибко настраивать процессы по запросу. Например, в разделе документооборота можно быстро навести порядок — с помощью фильтров сортировки делать таблицы под необходимый формат, удобно экспортировать данные в Excel.

Акцент на «узком» месте, ограничивающем процесс с последующей оптимизацией, — основной принцип и для LRPi-системы. Например, беспорядок в документообороте — из-за этого не подписаны важные договоры. Не налажена логистика — перегружены склады. Таким образом можно промониторить каждое подразделение компании, найти и исправить критические места.

Руководство предприятия должно контролировать ключевые точки и прикладывать усилия, чтобы позиция перестала быть критичной. Руководитель следит за состоянием дел на каждом участке по индикаторам, и подключается, когда ключевая позиция находится в графиках в красных зонах.

Задача производства — выводить позиции из красной и черной зоны

В LRPi-системе доступен ряд объективных индикаторов производства — рабочих мест сотрудников компании:

• очередь закупок;

• очередь входного контроля;

• очередь платежей;

• входной контроль;

• очередь изолятора;

• очереди производства и очереди ОТК.

Даже самые сложные проекты укладываются в систему индикативных очередей — процессы изготовления товаров проходит в строгой последовательности, а далее информация отправляется в 1С.

При этом уходит необходимость иметь большие склады — будет достаточно заполнить буфер запаса. Это важнейший элемент в теории ограничений. Его суть: создается плавающий объем единиц изделий, из него LRPi-система забирает то количество продукции, какое необходимо под конкретные заказы, а затем пополняет этот объем. Так производство не перегружается бесцельными тратами на будущее, срывами поставок и обслуживанием оборотных активов.

Менеджмент в итоге получает актуальные данные о состоянии производства, корректирует критические участки и все это происходит в автоматическом режиме. Идет существенный выигрыш в скорости реакции на дисбалансы, в быстроте исполнения клиентских заказов и скорости генерации дохода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция точки останова оператор debugbreak или аналогичный вызов выполнена
  • Внешний приемник для пультов серии t инструкция
  • Руководство по ремонту ваз калина 1118
  • Сок алоэ для наружного применения инструкция
  • Car wireless music receiver hands free инструкция по применению