Опросник уровня агрессивности басса перри инструкция

Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992) разработан А. Бассом и М. Перри для диагностики склонности к агрессии. Методика создана на основе опросника враждебности А. Басса – А. Дарки (BDHI – Buss – Durkee Hostility Inventory, 1957), вызывавшего некоторые замечания специалистов по поводу его психометрической несостоятельности. Опросник BPAQ прошел неоднократную апробацию во многих странах мира (США, Англии, Канаде, Голландии, Словакии, Японии, Италии, Испании) [Ениколопов, С.Н. Методики диагностики агрессии / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологическая диагностика. – 2007. – № 3. – С. 41-72.].
Отечественная адаптация методики осуществлялась экспертами лаборатории клинической психологии НЦПЗ РАМН и С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским на выборке законопослушных испытуемых и преступников, осужденных по обвинению в совершении агрессивно-насильственных преступлений (убийство, разбой, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство).

Результаты адаптации и стандартизации методики позволили специалистам придти к заключению о достаточно высоком уровне валидности и надежности русскоязычной версии опросника (BPAQ-24) и пригодности его использования для диагностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу. Выделенная трехфакторная структура соответствует теоретическим положениям о трех компонентах агрессии в концепции А. Басса и М. Перри:

– инструментальный (физическая агрессия),
– аффективный (включает физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии – гнев),
– когнитивный (основан на переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний – враждебность).
Выявлена значимая корреляционная зависимость между шкалами BPAQ-24, BDHI, адаптированной версии опросника диагностики враждебности У. Кука – Д. Медлей и адаптированной версии опросника диагностики реакции гнева Р. Новако. Важным результатом исследования опросника является обнаруженная связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным агрессивно-насильственным поведением. Методика предназначена для исследований легитимизированной агрессии в различных социальных группах, для кросскультурных исследований, для прогнозирования агрессивного поведения и склонности к враждебности.
Опросник BPAQ-24 состоит из 24 утверждений, которые испытуемый оценивает относительно себя по пятибалльной шкале (от 1 — «очень на меня не похоже» до 5 — «очень на меня похоже»). Результаты затем обрабатываются по ключу, и по сумме баллов ответов по шкалам делается заключение о выраженности трех факторов агрессии: физическая агрессия, гнев, враждебность.
Инструкция: Прочитайте предложенные утверждения и оцените их по пятибалльной шкале от 1 («очень на меня не похоже») до 5 («очень на меня похоже»). Обведите цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Здесь нет верных или неверных, хороших или плохих вариантов. Указывайте вариант ответа, который первым придет Вам в голову. Отвечайте, не пропуская утверждения!

Бланк опросника
Возраст_______________________ Пол_________________________
Ф.И.О._____________________________________________________

Утверждения

Шкальные оценки

1. Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека.

1        2        3         4       5

2. Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю.

1        2        3         4       5

3. Бывает, что я просто схожу с ума от ревности.

1        2        3         4       5

4. Если меня спровоцировать, я могу ударить другого человека.

1        2        3         4       5

5. Я раздражаюсь, когда у меня что-то не получается.

1        2        3         4       5

6. Временами мне кажется, что жизнь мне что-то недодала.

1        2        3         4       5

7. Если кто-то ударит меня, я дам сдачи.

1        2        3         4       5

8. Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь.

1        2        3         4       5

9. Другим постоянно везет.

1        2        3         4       5

10. Я дерусь чаше, чем окружающие.

1        2        3         4       5

11. У меня спокойный характер.

1        2        3         4       5

12. Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько.

1        2        3         4       5

13. Если для защиты моих прав мне надо применить физическую силу, я так и сделаю.

1        2        3         4       5

14. Некоторые мои друзья считают, что я вспыльчив.

1        2        3         4       5

15. Я знаю, что мои так называемые друзья сплетничают обо мне.

1        2        3         4       5

16. Некоторые люди своим обращением ко мне могут довести меня до драки.

1        2        3         4       5

17. Иногда я выхожу из себя без особой причины.

1        2        3         4       5

18. Я не доверяю слишком доброжелательным людям.

1        2        3         4       5

19. Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить другого человека.

1        2        3         4       5

20. Мне трудно сдерживать раздражение.

1        2        3         4       5

21. Иногда мне кажется, что люди насмехаются надо мной за глаза.

1        2        3         4       5

22. Бывало, что я угрожал своим знакомым.

1        2        3         4       5

23. Если человек слишком мил со мной, значит, он от меня что-то хочет.

1        2        3         4       5

24. Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи.

1        2        3         4       5

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов по ключу подсчитывается сумма баллов (шкальных оценок) по каждой шкале. При этом ответы со знаком «+» оцениваются в прямом порядке (ответ «1» оценивается в 1 балл, «2» – в 2 балла, «5» — в 5 баллов), а ответы со знаком «-» (утверждения № 11 и 19) оцениваются наоборот (ответ «1» оценивается в 5 баллов, «2» – в 4 балла, «5» -в 1 балл).
В целом по опроснику можно набрать от 24 до 120 баллов, из них по шкале «физическая агрессия» – от 9 до 45 баллов, по шкале «гнев» – от 7 до 35 баллов, по шкале «враждебность» – от 8 до 40 баллов.
Вывод о выраженности того или иного признака делается по аналогии со шкалой нормального распределения: до 30% от общего числа баллов – отсутствие или незначительная выраженность признака, выше 60 % от общего числа баллов – явно выраженный признак, склонность к агрессии.
Ключи к опроснику BPAQ-24
Шкала «Физическая агрессия» (9 утверждений): «+» 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 24; «-» 19.
Шкала «Гнев» (7 утверждений): «+» 2, 5, 8, 14, 17, 20;
«-» 11.
Шкала «Враждебность» (8 утверждений): «+» 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 23.

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 История создания
  • 3 Валидизация
    • 3.1 Оценка пригодности утверждений опросника
    • 3.2 Эксплораторный анализ
    • 3.3 Конструктивная валидность
    • 3.4 Гендерные различия
    • 3.5 Ретестовая надежность
  • 4 Внутренняя структура
  • 5 Интерпретация
    • 5.1 Подсчёт сырых баллов
    • 5.2 Нормативные значения
  • 6 Практическая значимость
  • 7 Стимульный материал
    • 7.1 Бланк опросника Басса — Перри
  • 8 См. также
  • 9 Литература

Описание методики

Опросник уровня агрессивности Басса — Перри — личностныая тестовая методика, направленная на диагностику агрессивности. Является продолжением Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки. Разработан в 1992 году. На русском языке адаптирован и валидизрован в 2002-2004 годах С. Н. Ениколоповым, Н. П. Цибульским.

История создания

Методика является развитием предыдущей методики BDHI (Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки). Наряду с популярностью использования BDHI, наблюдался рост критики, направленной на психометрическую несостоятельность опросника: все шкалы были выделены авторами априорно, применение факторного анализа приводило исследователей к выделению разных факторных структур; одни и те же вопросы входили с приблизительно равной нагрузкой в несколько факторов; не исследовалась ретестовая надежность опросника; бинарная шкала опросника была неудобна как для испытуемых (случаи, когда невозможно однозначно оценить утверждение), так и для исследователей, которые склонялись к использованию шкалы лайкерт-типа.

В ответ на критику А. Басе и М. Перри разработали в 1992 г. опросник BPAQ, который представляет собой модификацию опросника BDHI. В результате качественных и количественных изменений первоначального состава вопросов BDHI, разработчики остановились на варианте 52 вопросов, описывающих шесть шкал: «Гнев», «Обидчивость», «Подозрительность», «Физическая агрессия», «Вербальная» и «Косвенная агрессия». Бинарная шкала BDHI была заменена на пятиступенчатую шкалу лайкерт-типа.

Получившийся опросник был заполнен тремя выборками студентов, в общей сложности 1253 респондентами в возрасте 18 — 20 лет. Данные первой выборки были подвергнуты процедуре эксплораторного факторного анализа по методу анализа основной оси с использованием косоугольного вращения.

На основании анализа авторами была выделена 4-х факторная структура, в которой были удалены вопросы, имеющие либо низкую факторную нагрузку (менее 0.35), либо значимые нагрузки по разным факторам. Таким образом, в методике осталось 29 вопросов и 4 фактора: «Гнев» (7 вопросов), «Физическая агрессия» (9 вопросов), «Вербальная агрессия» (5 вопросов) и «Враждебность» (8 вопросов). Шкала «Враждебность» была выделена путем объединения вопросов из двух других шкал — «Подозрительность» и «Обидчивость». На оставшихся двух выборках (включавших 448 и 399 чел. соответственно) авторы подтвердили устойчивость выделенной 4-х факторной структуры.

Следующим этапом было исследование факторной структуры с использованием конфирматорного факторного анализа. На каждой выборке тестировались три выделенные авторами модели: первая — модель генерального фактора, который объединяет все 29 вопросов; вторая — модель 4-х коррелирующих между собой факторов; третья — иерархическая модель, когда 4 коррелирующих фактора первого порядка подчиняются генеральному фактору второго порядка. На основании индекса отношения коэффициента χ² к числу степеней свободы (χ²/df < 2) авторы признали пригодность второй и третьей модели. Дальнейшие действия были связаны с оценкой межфакторных корреляций, внутренней согласованности, ретестовой надежности, выделением норм и различий по полу. По результатам проделанной работы авторы констатировали, что опросник BPAQ отвечает требованиям психометрических стандартов.

Методика Басса-Перри прошла неоднократную апробацию и адаптацию. Исследователи из Англии, Словакии, Италиии США получили результаты, подтверждающие состоятельность оригинального состава вопросов и факторной структуры опросника BPAQ. Психологи из Голландии и Канады пришли к выводу о необходимости устранить два вопроса из шкалы «Враждебность». Кроме того, голландцы получили очень низкую факторную нагрузку и удалили вопрос из шкалы «Вербальная агрессия». Результатом адаптации опросника BPAQ в Японии стало удаление двух обратных вопросов. Стремление улучшить психометрические свойства опросника мотивировало исследователей из Испании к сокращению опросника до 20 вопросов, а американских коллег из Чикаго — до 12 вопросов.

Несмотря на разницу в результатах, в каждой из перечисленных работ по адаптации или апробации опросника BPAQ исследователи успешно воспроизводили оригинальную 4-х факторную структуру. Испытуемыми, как правило, выступали студенты университета, исключением является исследование безработных до 35 лет в Англии. Исследователи из Южной Флориды вышли за пределы студенческой выборки и апробировали опросник на выборке преступников (200 чел.) в возрасте 17 — 69 лет. В группу испытуемых входили 76 женщин и 124 мужчины, обвиняемые как в агрессивно-насильственных (22%), так и в не агрессивных (78%) преступлениях; 84% из всей выборки не имели высшего образования. Четырехфакторная структура BPAQ обнаружила низкую пригодность на данной выборке. В результате эксплораторного факторного анализа оптимальным стало выделение двух факторов: первый объединил в себе факторы «Гнев» и «Физическая агрессия», второй — «Враждебность» и «Вербальная агрессия». При этом, аналогично японской адаптации, были удалены два обратных вопроса и, как у голланцев, тот же вопрос из шкалы «Вербальная агрессия». На основании полученной факторной структуры ученые из Южной Флориды предположили, что в преступной среде высокий показатель по шкале гнева может быть прогнозом физической агрессии, аналогично, по враждебности можно прогнозировать склонность к вербальной агрессии. Результаты исследования не подтвердили гипотезу ученых о том, что показатели по двум выделенным факторам в группе агрессивно насильственных преступников будут выше, чем в группе неагрессивных. Кроме того, показатели по четырем факторам BPAQ в группе преступников почти не отличались от студенческих норм, взятых из исследования Басса и Перри. По мнению исследователей, отсутствие предполагавшихся различий может быть следствием как минимум двух причин: из всех преступников в агрессивно-насильственных действиях обвинялись лишь 22%; в ответах на вопросы преступники проявили социальную желательность.

Валидизация

Адаптируя методику BPAQ в России, был учтён опыт зарубежных коллег, уделено особое внимание результатам, которые повторялись при адаптации опросника в разных языковых культурах. Помимо этого был принят во внимание тот факт, что результаты адаптации во многом зависят от сходства условий, в которых опросник разрабатывался и адаптируется сейчас.

На первом этапе два специалиста по психологии девиантного поведения независимо друг от друга перевели оригинальную версию опросника на русский язык. Обе версии были подвергнуты экспертной оценке и доработке, в результате чего был сформулирован один вариант перевода, оптимальный с точки зрения точности перевода и учета специфики понимания смысла утверждений населением нашей страны. Сформулированную версию инструкции и вопросов на русском языке мы перевели на английский язык. В заключении, независимый эксперт по девиантному поведению сравнил, насколько соответствует наш перевод оригинальной версии опросника BPAQ. Замечания эксперта были проработаны и учтены в окончательной русскоязычной версии опросника.

На втором этапе русскоязычная версия опросника была исследована на нескольких выборках испытуемых. После устранения выбросов, полученные данные были использованы для оценки пригодности пунктов опросника BPAQ; анализа и выделения оптимальной факторной структуры опросника, подтверждения ее устойчивости; изучения конвергентной валидности, ретестовой надежности и внутренней согласованности шкал опросника; оценки межфакторной корреляции; выделения норм и различий по половому признаку.

В исследовании были использованы данные двух групп испытуемых:

  1. Первая группа численностью 714 чел. в возрасте 18 — 25 лет представлена студентами гуманитарных и технических факультетов, а также сотрудниками коммерческих организаций. Данная группа состоит из двух независимых подгрупп испытуемых, исследованных в разный временной период:
    1. первая подгруппа, исследованная в 2002 г. включает 375 чел. — 140 девушек и 235 мужчин
    2. вторая подгруппа, исследованная в 2004 г. — 339 чел., 150 женщин и 189 мужчин
    Данные каждой из подгрупп по отдельности были использованы для подтверждения устойчивости факторной структуры.
  2. Вторая группа численностью 149 чел. в возрасте 17 — 50 лет, из них 99 человек в возрасте 18 — 22 лет. Состав группы — преступники, 92 мужчины и 57 женщин, осужденные по статьям, содержащим обвинения в агрессивно-насильственных преступлениях: «убийство» (ст. 105 ч. 1 и 2; 107 ч. 1) — 64% испытуемых; «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (ст. 111 ч. 1, 2 и 4) — 16%; «разбой» (ст. 162 ч. 1, 2 и 3) — 15%; «изнасилование» (ст. 131 ч. 1; ст. 134) — 3%; «хулиганство» (ст. 213 ч. 2) — 2%.
    Результаты исследования группы преступников были использованы для оценки валидности опросника по внешнему критерию — в поведении зафиксирован факт агрессивно-насильственных действий.

Испытуемые участвовали в исследовании, располагаясь по одному за отдельным столом в специально отведенной аудитории, где находилось одновременно от 12 до 30 человек.

Для оценки конструктивной валидности опросника испытуемые заполняли:

  1. Русскоязычная версия опросника диагностики склонности к агрессивным формам поведения BPAQ А. Басса и М. Перри. Испытуемым предлагается оценить 29 утверждений по пятибалльной шкале лайкерт-типа, от 1 («очень на меня не похоже») до 5 («очень на меня похоже»).
  2. Адаптированный в нашей стране вариант методики диагностики враждебности У. Кука и Д. Медли. Опросник состоит из 50 утверждений и 4 шкал: «Настороженность», «Цинизм», «Агрессивные реакции», «Аутизация». Утверждения оцениваются по шкале лайкерт-типа от 1 («совершенно не согласен») до 5 («совершенно согласен»).
  3. Адаптированный вариант сокращенной формы методики диагностики реакции гнева Р. Новако. В методике описаны 25 ситуаций, которые провоцируют реакцию гнева. Испытуемому предлагается оценить степень гнева в ответ на каждую из ситуаций по шкале лайкерт-типа от 1 («очень низкая») до 5 («очень высокая»).

Оценка пригодности утверждений опросника

Психометрический анализ утверждений опросника включал в себя оценку корреляций между пунктами опросника, подсчет индекса сложности. Кроме того, по результатам эксплораторного факторного анализа мы оценивали уровень факторной нагрузки и коэффициент избирательности. Подсчет корреляций между пунктами с использованием коэффициента r Пирсона не обнаружил того уровня корреляции (r > 0.6), на основании которого можно утверждать, что какие-то из пунктов опросника дублируют друг друга.

Под индексом сложности понималась доля ключевых ответов при оценке утверждения, взятая в процентах от общего количества ответов. Ключевыми ответами считались оценки 4 («скорее похоже на меня, чем не похоже») и 5 («очень на меня похоже») для прямых утверждений, «2» и «1» для обратных. Утверждение считалось пригодным, если индекс сложности находился в интервале от 20% до 80%. Полученные результаты свидетельствуют в пользу пригодности всех 29 утверждений опросника.

Два других критерия оценки пригодности утверждений опросника — уровень факторной нагрузки и коэффициент избирательности — были проанализированы после проведения эксплораторного факторного анализа. Корреляционная матрица ответов первой подгруппы группы №1 по 29 утверждениям была исследована методом анализа основной оси с использованием косоугольного вращения. На основании полученных результатов было решено полностью отказаться от шкалы «Вербальная агрессия». Три пункта данной шкалы были признаны непригодными на основании следующих критериев: уровень факторной нагрузки утверждения по соответствующей шкале должен быть не ниже 0.3; утверждение не должно иметь равных факторных нагрузок по нескольким факторам. Утверждение «Я часто не соглашаюсь с другими людьми» мы признали непригодным по причине низкой факторной нагрузки, равной 0.21. Еще два утверждения, «Людям, которые меня раздражают, я говорю все, что я о них думаю» и «Я прямо говорю своим друзьям, если я с ними в чем-то не согласен», имели приблизительно равные факторные нагрузки по двум факторам — «Вербальная агрессия» и «Гнев». Оставшиеся два пункта, принадлежащие в BPAQ фактору «Вербальная агрессия», не могли выполнять роль самостоятельной шкалы. Помимо этого, при удалении значений трех непригодных пунктов и повторной факторизации матрицы из 26 утверждений эти два пункта попадали в фактор «Гнева», что противоречило представлениям о гневе в концепции Басса и Перри. После устранения пунктов, принадлежащих в BPAQ шкале «Вербальная агрессия», была получена корреляционная матрица ответов по 24 утверждениям, на которой был вновь проведён эксплораторный факторный анализ с использованием того же метода и способа вращения. В результате были выделены три фактора, соответствующие по числу и составу утверждений их англоязычным аналогам в оригинальном опроснике BPAQ Басса-Перри: «Враждебность» объясняет 31 % от общей дисперсии; «Физическая агрессия» — 20%; «Гнев» — 11%. Все 24 утверждения обладают факторной нагрузкой выше критического значения 0.3. Подсчитанные для каждого утверждения значения коэффициента избирательности также свидетельствуют в пользу пригодности всех утверждений трехфакторной структуры, так как находятся в рамках критического интервала от 0.3 до 0.7.

Эксплораторный анализ

На следующем этапе проверялась устойчивость трехфакторной структуры. Матрица ответов первой группы была разделена на две подгруппы, каждая из которых исследовалась сначала эксплораторным, а затем конфирматорным факторным анализом. Результаты эксплораторного анализа по методу principal axis factoring с вращением, полученные на обеих подгруппах (первой группы, подтверждают устойчивость трехфакторной структуры и пригодность каждого из пунктов. Анализ пунктов опросника по четырем выше описанным критериям говорит о пригодности 24 утверждений, представленных в трехфакторной структуре.

Вслед за Бассом и Перри были исследованы исследовали три модели факторной структуры русскоязычной версии опросника. Первая — модель генерального фактора, объединяющего все 24 утверждения. Вторая — модель трех коррелирующих между собой факторов. Третья — иерархическая модель, в которой три коррелирующих фактора первого порядка подчиняются генеральному фактору второго порядка/непригодности модели одного генерального фактора. Результаты исследования модели трех коррелирующих факторов были сопоставлены с результатами исследования зарубежных коллег, которые тестировали пригодность модели четырех коррелирующих факторов опросника BPAQ.

Представленные в таком виде результаты позволяют не только констатировать пригодность модели трех коррелирующих факторов, но и говорить о том, что трёхфакторная модель в исследовании русскоязычной версии опросника BPAQ является не менее пригодной, чем модификации четырехфакторной структуры в исследованиях зарубежных коллег. Значения коэффициентов, отражающих соответствие иерархической модели эмпирическим данным, практически не отличаются от результатов исследования модели трёх коррелирующих факторов. Таким образом, на основании результатов конфирматорного анализа можно сделать вывод о пригодности и устойчивости на разных подгруппах испытуемых двух моделей факторной структуры русскоязычной версии опросника BPAQ: модели трёх коррелирующих между собой факторов и иерархической модели.

Конструктивная валидность

Согласно Клайну, анализ конструктной валидности шкал может быть лучше всего описан через проверку ряда гипотез:

  1. шкалы изучаемого опросника должны положительно коррелировать со шкалами других тестов, направленных на измерение тех же личностных качеств
  2. шкалы изучаемого опросника не должны коррелировать со шкалами методик, предназначенных для исследования качественно иных психологических конструктов
  3. испытуемые, имеющие высокую выраженность качеств, измеряемых шкалами изучаемого опросника, покажут по этим шкалам значимо более высокие показатели, чем испытуемые, у которых эти качества не наблюдались.

На первом этапе была исследована корреляционная связь между шкалами русскоязычной версии опросника BPAQ, адаптированной версии опросника диагностики враждебности Кука-Медли и адаптированной версии опросника диагностики реакции гнева Новако. На втором этапе была исследована валидность по внешнему критерию — агрессивно-насильственному поведению. Были сравнены результаты по шкалам русскоязычной версии BPAQ первой и второй группы испытуемых. В рамках анализа конструктной валидности были сформулировали и проверены следующие гипотезы:

  1. шкала «Гнев» BPAQ должна в наибольшей степени коррелировать со шкалой «Гнев» Новако и в наименьшей степени со шкалой «Аутизм» Кука-Медли
  2. шкала «Физическая агрессия» BPAQ должна в наибольшей степени коррелировать со шкалой «Агрессия» Кука-Медли и в наименьшей степени со шкалой «Аутизм»
  3. шкала «Враждебность» BPAQ должна в наибольшей степени коррелировать со шкалой «Настороженность» Кука-Медли и в наименьшей степени со шкалой «Аутизм»
  4. показатель по шкале «Физическая агрессия» BPAQ должен быть значимо выше в группе агрессивно-насильственных преступников по сравнению с группой студентов и молодых специалистов.

Несмотря на различия измеряемых психологических конструктов «Гнев» и «Агрессия» в работах Новако, Кука и Медли, Басса и Перри, была обнаружена умеренная значимую связь между шкалами гнева (.477) и шкалами агрессии (.433). При этом, как для шкалы «Гнева», так и для шкалы «Физическая агрессия» методики BPAQ, обнаруженная связь была наибольшей по сравнению с остальными шкалами. Экспериментально подтверждаемая гипотеза о значимой связи между шкалами «Враждебность» и «Настороженность» была обусловлена происхождением шкалы «Враждебность» в результате объединения вопросов из шкал «Подозрительность» и «Обидчивость». Область исследования шкалы «Настороженность» Кука — Медли и шкалы «Враждебность» Басса — Перри включает в себя такие характеристики, как паранойяльные тенденции, мнительность, подозрительность. Была обнаружена значимая положительная связь шкалы «Настороженность» и фактора «Подозрительность» методики BDHI Басса — Дарки. Ф. Брайант и Б. Смит экспериментально подтвердили значимую связь интегральной шкалы «Враждебность» методики Кук а- Медли и фактора «Враждебность» опросника BPAQ.

Каждая из шкал русскоязычной версии BPAQ в наименьшей степени связана с фактором «Аутизм», что полностью согласуется с предположением.

Гендерные различия

Заключенные мужской исправительной колонии, совершившие агрессивно-насильственные преступления, отличались от законопослушной молодежи высокими показателями не только по фактору «Физическая агрессия», но и по шкалам «Враждебность» и «Гнев».

Результат, полученный по шкале «Гнев», может быть обусловлен рядом неучтенных факторов, в частности, демонстрацией социальной желательности со стороны заключенных, особенностями женской уголовной субкультуры и другими, что требует дальнейшей экспериментальной проверки.

Первая группа испытуемых была разделена на женскую (290 чел.) и мужскую (424 чел.) подгруппы для сравнения по шкалам русскоязычной версии опросника BPAQ. Значимые гендерные различия были обнаружены по двум шкалам опросника. Мужчины отличаются высоким показателем по фактору «Физическая агрессия», что согласуется с результатами тендерных исследований западных коллег, использовавших методику BPAQ или другие методы исследования агрессии. Женщины демонстрируют более высокую склонность к реакциям гнева.

Опираясь на работы зарубежных ученых, было высказано предположение, что высокий уровень гнева и враждебности у женщин обусловлен нормами агрессии в нашем обществе. Так, изучение агрессивного поведения в 100 различных субкультурах позволило сделать вывод о том, что диапазон используемых агрессивных стратегий поведения в наибольшей степени связан с нормами агрессивного поведения в культуре определенного общества. В исследовании агрессивного поведения мужчин и женщин из Испании и Японии показано, что различия по физической и вербальной агрессии в большей степени детерминированы биологическим полом, нежели культурой, а по враждебности и гневу — спецификой культуры конкретного общества. Норма по фактору «враждебность» у женщин нашего общества является высокой, что подтверждается сравнением с женской нормой других стран: в США (M = 20.2; SD = 6.3); в Японии (M = 17.6; SD = 6.1); в Голландии (M = 18.6; SD = 5.6). Согласно исследованиям Фассати с соавторами, итальянские женщины имеют еще более высокий уровень враждебности (M = 23.28; SD = 6.57), чем женщины в нашей стране.

Ретестовая надежность

Ретестовая надежность шкал опросника определялась дважды. Спустя три недели 50 чел. (30 мужчин и 20 женщин) из первой подгруппы первой группы испытуемых вновь оценили утверждения опросника BPAQ. Во второй подгруппе повторно, через четыре недели, были исследованы 40 чел. (20 женщин и 20 мужчин). Подсчитанный коэффициент корреляции r Пирсона имел следующие значения: «Физическая агрессия» 0.79 — 0.77; «Гнев» 0.81 — 0.82; «Враждебность» 0.84 — 0.82; интегральная шкала, 24 пункта 0.85 — 0.83. Коэффициент внутренней согласованности а Кронбаха, подсчитанный на первой группе испытуемых (714 чел.), имел следующие значения: «Физическая агрессия» — 0.77; «Гнев» — 0.79; «Враждебность» — 0.69; интегральная шкала — 0.81. Полученные результаты свидетельствуют о приемлемом уровне надежности русскоязычной версии опросника BPAQ.

Внутренняя структура

В результате апробации опросник получил трёхфакторную структуру, из него возможно извлечение показателей трёх шкал: Гнев, Физическая агрессия и Враждебность, а также интегрального показателя. Ответы на пункты формируются по 5-балльной шкале Лайкерта.

Интерпретация

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Все пункты интерпретируются в прямых значениях:

Не согласен 1 балл
Скорее не согласен 2 балла
Не могу определиться 3 балла
Скорее согласен 4 балла
Согласен 5 баллов

Подсчёт сырых баллов

Шкала Прямые утверждения
Физическая агрессия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Гнев 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Враждебность 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Нормативные значения

Шкала Мужчины Женщины
M σ M σ
Физическая агрессия 26.49 6.22 21.53 6.49
Гнев 20.29 5.67 22.62 5.66
Враждебность 22.08 5.21 22.81 5.66
Общий показатель 68.85 13.15 66.97 13.44

Практическая значимость

Результаты проведенного психометрического анализа подтверждают пригодность адаптированной русскоязычной версии опросника BPAQ для диагностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу. Выделенная трехфакторная структура адаптированной версии соответствует теоретическим положениям о трех компонентах агрессии в концепции Басса и Перри: инструментальный компонент агрессии — «физическая агрессия»; аффективный компонент, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии, — «гнев»; когнитивный компонент, основанный на переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний — «враждебность». Важным результатом исследования опросника является обнаруженная связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным агрессивно-насильственным поведением.

Стимульный материал

Бланк опросника Басса — Перри

См. также

Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки

Опросник провокации агрессии О’Коннера‎‎

Методика диагностики реакции гнева Новако

Шкала враждебности Кука — Медли

Опросник легитимизированной агрессии

Литература

  1. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри//Психологический журнал. 2007. № 1. с. 115—124.

Описание методики
BPAQ

Полное название методики: Личностный
опросник агрессивности Басса-Перри

Сокращенное название методики: BPAQ

Тип методики: Опросниковая стандартная

Шкал: 4

Стимулов: 29

Вариантов ответа: 5

Направленность: сфера поведения

Время проведения: 10

Прототип: BPAQ

Автор-разработчик: Басс, Перри

Автор адаптации: Ениколопов

Краткое описание: Методика
предназначена для диагностики агрессивных
и враждебных реакций человека.

Агрессивное поведение рассматривается
как противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности
влияет на социальное поведение,
способствует проявлению соперничества,
конфронтации в отношениях и конфликтов
с окружающими людьми, препятствует
успешности деятельности.

В агрессивных проявлениях можно выделить
три основных компонента:

— Поведенческий компонент — физическая
агрессия – самоотчет о склонности к
физической агрессии в поведении.

— Эмоциональный компонент — гнев –
самоотчет о склонности к раздражительности.

— Когнитивный компонент — враждебность
– включает в себя подозрительность и
обидчивость.

В русскоязычной версии BPAQ, по результатам
психометрического анализа, такой
показатель, как вербальная агрессия не
оценивался.

Шкалы (4)

Название шкалы: Физическая агрессия

Сокращённое название шкалы: ФА

Полюс: Отрицательная

Тип: Основная

Размер шкалы: 9

Min шкалы: 0

Max шкалы: 45

Тема шкалы: Адаптация

Описание шкалы: Физическая агрессия
– самоотчет о склонности к физической
агрессии в поведении (поведенческий
компонент).

Название шкалы: Гнев

Сокращённое название шкалы: Г

Полюс: Отрицательная

Тип: Основная

Размер шкалы: 7

Min шкалы: 0

Max шкалы: 35

Тема шкалы: агрессивность

Описание шкалы: Гнев – самоотчет о
склонности к раздражительности
(эмоциональный компонент).

Название шкалы: Враждебность

Сокращённое название шкалы: Вр

Полюс: Отрицательная

Тип: Основная

Размер шкалы: 8

Min шкалы: 0

Max шкалы: 40

Описание шкалы: Враждебность –
шкала включающая в себя утверждения
двух подшкал «Подозрительность» и
«Обидчивость» (когнитивный компонент).

Название шкалы: Интегральная шкала

Сокращённое название шкалы: ИШ

Полюс: Отрицательная

Тип: Основная

Размер шкалы: 0

Min шкалы: 0

Max шкалы: 0

Тема шкалы: агрессивность

Описание шкалы: Интегральная шкала
– суммарный показатель по всем вопросам
трех шкал.

Инструкция.

Вашему вниманию предложен ряд утверждений.
Внимательно прочитайте каждое из них
и оцените по 5-ти балльной шкале.

На специальном бланке напротив номера
утверждения поставьте крестик или
галочку в квадратик в колонке,
соответствующей варианту Вашего ответа.

Выбирайте тот вариант ответа, который
первым Вам придет в голову. Не пропускайте
ни одного из предложенных утверждений.
Старайтесь быть максимально правдивы,
так как, стараясь представить себя в
лучшем свете, Вы, на самом деле, ухудшаете
результаты теста.

Здесь нет правильных и не правильных
ответов.

Вопросы.

1. Иногда я не могу сдержать желание
ударить другого человека.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

2. Я прямо говорю своим друзьям, если я
ними в чем-то не согласен.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

3. Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

4. Бывает, что я просто схожу с ума от
ревности.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

5. Если меня спровоцировать я могу ударить
другого человека.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

6. Я часто не согласен с другими людьми.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

7. Я раздражаюсь, когда у меня что-то не
получается.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

8. Временами мне кажется, что жизнь мне
что-то не додала.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

9. Если кто-то ударит меня, я дам сдачи.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

10. Людям, которые меня раздражают, я
говорю все, что о них думаю.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

11. Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

12. Другим постоянно везет.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

13. Я дерусь чаще, чем окружающие.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

14. Я всегда начинаю спорить с теми, кто
не согласен с моим мнением.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

15. У меня спокойный характер.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

16. Я не понимаю, почему иной раз мне
бывает так горько .

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

17. Если для защиты моих прав мне надо
применить физическую силу, я так и
сделаю.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

18. Друзья говорят, что я спорщик.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

19. Некоторые мои друзья считают, что я
вспыльчив.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

20. Я знаю, что мои так называемые друзья
сплетничают обо мне.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

21. Некоторые люди своим обращением ко
мне могут довести меня до драки.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

22. Иногда я выхожу из себя без особой
причины.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

23. Я не доверяю слишком доброжелательным
людям.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

24. Я не могу представить себе причину,
достаточную, чтобы ударить другого
человека.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

25. Мне трудно сдерживать раздражение.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

26. Иногда мне кажется, что люди насмехаются
надо мной за глаза.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

27. Бывало, что я угрожал своим знакомым.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

28. Если человек слишком мил со мной,
значит он от меня что-то хочет.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

29. Иногда я настолько выходил из себя,
что ломал вещи.

1. Очень на меня не похоже

2. Скорее не похоже на меня, чем похоже

3. Нечто среднее

4. Скорее похоже на меня, чем нет

5. Очень на меня похоже

Колиество вопросов:
24

Время прохождения:
2-4 мин.

Опросник уровня агрессивности Басса — ПерриПсихологический тест

Инструкция: чтобы узнать свой уровень склонности к агрессии, ответьте на 24 вопроса теста – опросника диагностики агрессивности Басса-Перри. Вам нужно применить к себе каждое утверждение и выбрать, насколько оно вам подходит в формате «не согласен», «скорее не согласен», «не могу определиться», «скорее согласен», «согласен».

Пройдите на сайте онлайн тест на уровень склонности к агрессии. Он разработан по методике Басса-Перри, которая является усовершенствованным вариантом предыдущей методики Басса-Дарки – Опросник уровня агрессивности. Результат вы получите бесплатно после ответа на все вопросы.

Содержание

  1. Что такое агрессивность?
  2. Кому нужно пройти тестирование?
  3. Интерпретация результатов
  4. Как снизить уровень агрессивности?

Что такое агрессивность?

Агрессивность – это одна из негативных черт личности, указывающая на неумение управлять собственным гневом. Она выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда себе или окружающим. Это могут быть оскорбления, нанесение физических травм и прочие проявления враждебности. Агрессию наиболее часто вызывает обида, боль, гнев, ярость, злость. Причины повышенной агрессивности у людей могут быть:

  • психосоциальные – личностные, поведенческие, микро- и макросоциальные, ситуативные;
  • психические расстройства, требующие немедленной психотерапевтической коррекции, в том числе и в закрытом стационаре;
  • алкогольные и наркотические интоксикации.

Агрессивность не является нормой. Ее уровень нужно снижать. Для этого при отсутствии психиатрических причин рекомендуется обратиться к психологу для разработки программы коррекции.

Кому нужно пройти тестирование?

Тест на уровень склонности к агрессивности в адаптированной русскоязычной версии BPAQ, предназначен для оценки реакций человека на обиду и не только – гнева, враждебности, физической и словесной агрессии. Его результат покажет, насколько вы умеете держать себя в руках.

Интерпретация результатов

Результаты тестирования на aggression имеют вид шкалы, в которой указывается степень вашей реакции на 3 слагаемых агрессивности:

  • физическую агрессию;
  • враждебность;
  • гнев.

Отдельно подсчитывается общий балл, указывающий на общий уровень агрессивности. Для более подробной интерпретации результатов, рекомендуем обратиться к психологу.

Как снизить уровень агрессивности?

Нельзя рассматривать агрессию, как нормальную реакцию на человека на жизненные трудности, неудобства и конфликты. Если результаты тестирования показали высокий уровень агрессивности, нужно срочно начинать работу над его снижением. Самостоятельно это сделать сложно, почти невозможно, нужна помощь психолога.



 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                         Опросник агрессивности                             
                (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992)                 
                                 (BPAQ-24)                                  
                           (А. Басс и М. Перри).                            
  
      Опросник BPAQ разработан А. Бассом и М. Перри для диагностики  склон- 
 ности к  агрессии.  Методика  создана  на  основе  опросника  враждебности 
 А. Басса - А. Дарки (BDHI - Buss - Durkee Hostility Inventory, 1957),  вы- 
 зывавшего некоторые замечания специалистов по поводу его  психометрической 
 несостоятельности. Опросник BPAQ прошел неоднократную апробацию во  многих 
 странах мира (США, Англии, Канаде, Голландии,  Словакии,  Японии,  Италии, 
 Испании).                                                                  
      Отечественная адаптация методики осуществлялась экспертами  лаборато- 
 рии клинической психологии НЦПЗ РАМН и С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским 
 на выборке законопослушных испытуемых и преступников, осужденных по  обви- 
 нению в совершении агрессивно-насильственных преступлений (убийство,  раз- 
 бой, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью,  хулиганство).  Ре- 
 зультаты адаптации и стандартизации методики позволили специалистам придти 
 к заключению о достаточно высоком уровне валидности и  надежности  русско- 
 язычной версии опросника (BPAQ-24) и пригодности его использования для ди- 
 агностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу. Выделен- 
 ная трехфакторная структура соответствует теоретическим положениям о  трех 
 компонентах агрессии в концепции А. Басса и М. Перри:                      
      инструментальный (физическая агрессия),                               
      аффективный (включает физиологическое возбуждение и подготовку к  аг- 
 рессии - гнев),                                                            
      когнитивный (основан на переживании чувства несправедливости и  ущем- 
 ленности, неудовлетворенности желаний - враждебность).                     
      Выявлена значимая корреляционная зависимость между  шкалами  BPAQ-24, 
 BDHI, адаптированной версии опросника диагностики  враждебности  У. Кука - 
 Д. Медлей и адаптированной  версии  опросника  диагностики  реакции  гнева 
 Р. Новако. Важным результатом исследования опросника является обнаруженная 
 связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным  агрессивно-на- 
 сильственным поведением. Методика предназначена для исследований легитими- 
 зированной агрессии в различных социальных  группах,  для  кросскультурных 
 исследований, для прогнозирования агрессивного поведения  и  склонности  к  
 враждебности.                                                              
      Опросник BPAQ-24 состоит из 24 утверждений, которые испытуемый оцени- 
 вает относительно себя по пятибалльной шкале (от 1 -  "очень  на  меня  не  
 похоже" до 5 - "очень на меня похоже"). Результаты затем обрабатываются по  
 ключу, и по сумме баллов ответов по шкалам делается заключение о  выражен- 
 ности трех факторов агрессии: физическая агрессия, гнев, враждебность.     
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      При обработке результатов по ключу  подсчитывается  сумма  баллов  по 
 каждой шкале. При этом ответы со знаком "+" оцениваются в  прямом  порядке 
 (ответ "1" оценивается в 1 балл, "2" - в 2 балла, "5" - в 5 баллов), а от- 
 веты со знаком "-" (утверждения № 11 и 19) оцениваются наоборот (ответ "1" 
 оценивается в 5 баллов, "2" - в 4 балла, "5" - в 1 балл).                  
      В целом по опроснику можно набрать от 24 до 120  баллов,  из  них  по  
 шкале "физическая агрессия" - от 9 до 45 баллов, по шкале "гнев" - от 7 до 
 35 баллов, по шкале "враждебность" _ от 8 до 40 баллов.                    
      Вывод о выраженности того или иного признака делается по аналогии  со  
 шкалой нормального распределения: до 30% от общего  числа  баллов - отсут- 
 ствие или незначительная выраженность признака, выше 60 % от общего  числа 
 баллов - явно выраженный признак, склонность к агрессии.                   
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В оригинальной версии индексы форм агрессии выраженные в "сырых" бал- 
 лах имеют различную размерность, что приводит к затруднениям при необходи- 
 мости их сравнения между собой. В  данной  компьютерной  версии  диаграмма 
 форм агрессии, а также автоматическая интерпретация результатов тестирова- 
 ния основана на показателях выраженных в процентах.                        
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий индекс агрессии;                                   
      21% -  40%  пониженный индекс агрессии;                               
      41% -  60%  средний индекс агрессии;                                  
      61% -  80%  повышенный индекс агрессии;                               
      81% - 100%  высокий индекс агрессии.                                  
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник агрессивности (BPAQ-24).                                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ФА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────╢>              
 
    Гн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
    Вр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>              
                                ___                                         
 
    Аг ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
 
           1. Физическая агрессия     -  ФА =  17   22%                     
           2. Гнев                    -  Гн =  28   75%                     
           3. Враждебность            -  Вр =  24   50%                     
           ----------------------------------------------                   
           Общий тестовый показатель  -  Аг =  69   47%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Инструментальный компонент агрессии.                                  
      Пониженный уровень склонности к использованию физической силы         
 против другого лица.                                                       
 
      Аффективный компонент агрессии.                                       
      Повышенный уровень готовности к проявлению негативных  чувств         
 при малейшем возбуждении (включает физиологическое  возбуждение  и         
 подготовку к агрессии - гнев).                                             
 
      Когнитивный компонент агрессии.                                       
      Средний уровень тенденции к переживанию чувства  несправедли-         
 вости, ущемленности, неудовлетворенности желаний.  Умеренно  выра-         
 женная склонность к реакциям, развивающим негативные чувства и не-         
 гативные оценки людей и событий.                                           
 
                   ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:                        
      Средний уровень агрессивности - умеренно выраженная тенденция         
 к деструктивным реакциям области межличностных отношений.  Средний         
 показатель направленности на устранение и разрушение  препятствий,         
 преодолению того, что  противодействует  процессу  индивидуального         
 развития.                                                                  



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Г4 218 руководство по эксплуатации
  • Мастер универсал 2200 руководство по эксплуатации
  • Marshall major 4 руководство
  • Лактонорм инструкция по применению капсулы взрослым
  • Скачать руководство по ремонту экскаватора хитачи