Орган осуществлявший руководство церковью в стране с 18 в это

Создание Святейшего синода.

С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

  • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
  • Строительство церквей 
  • Открытие кафедр
  • Выбор и назначение епископов
  • Определение церковных праздников
  • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
  • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
  • Канонизация святых

Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский. 

Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан. 

Секуляризация церковных земель. 

Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими.  С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными. 

Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах.  Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях. 

Церковный раскол. 

В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики  критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви. 

Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес. 

Положение Русской церкви в 1725-конец XVIIIв. 

При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор. 

В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы. 

При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III, ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство. 

Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II, приходившаяся вдовой Петра III. Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым  указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало. 

Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I, Русская православная  церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции,  стал Святейший синод.  Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие. 

https://ria.ru/20210205/sinod-1595803236.html

Святейший правительствующий Синод

Святейший правительствующий Синод — РИА Новости, 05.02.2021

Святейший правительствующий Синод

Слово «синод» происходит от греческого слова synodos, означающее собрание. Синод был учрежден указом Петра I от 5 февраля (25 января по старому стилю) 1721 года РИА Новости, 05.02.2021

2021-02-05T02:11

2021-02-05T02:11

2021-02-05T12:20

справки

священный синод рпц

россия

русская православная церковь

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152862/79/1528627926_0:177:3077:1908_1920x0_80_0_0_cbbef6d93832d7411e3ccd4c0bee6960.jpg

Слово «синод» происходит от греческого слова synodos, означающее собрание. Синод был учрежден указом Петра I от 5 февраля (25 января по старому стилю) 1721 года вместо упраздненного им патриаршества первоначально как Духовная Коллегия. 25 февраля (14 февраля по старому стилю) 1721 года Духовная Коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Первоначально Синод состоял из 11 членов, после 1819 года – из семи. Президентом синода стал митрополит Стефан Яворский (1658-1722), в 1722 году после его смерти должность была упразднена. Синод насчитывал два вице-президента, четыре советника и четыре асессора из лиц черного и белого духовенства. Местопребывание Синода было в Санкт-Петербурге.Обоснование синодальной реформы было дано в «Духовном регламенте» одним из сподвижников Петра I, епископом Псковским Феофаном Прокоповичем. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора. В компетенцию Синода входили: толкование догматов и надзор за соблюдением обрядов, вопросы духовной цензуры, миссионерской деятельности и просвещения, борьба с расколами и ересями, решение церковно-административных вопросов, избрание и представление на утверждение царю кандидатов в архиереи. Синод являлся также высшей церковно-судебной инстанцией. Имел статус высшего государственного учреждения, равного Сенату.В 1722 году была учреждена должность обер-прокурора, который руководил канцелярией Синода и наблюдал за тем, чтобы решения Синода соответствовали законам и интересам государства. После учреждения министерств в 1803 году обер-прокурор стал единственным посредником при общении Синода с императором и светскими учреждениями. В 1817-1824 годах Синод входил в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. С 1830-х годов при Синоде возник ряд органов, сосредоточивших в своих руках ведение административных дел, управление финансами и имуществом церкви – Канцелярия обер-прокурора, Хозяйственное управление, Контроль. Все эти учреждения, состоявшие из светских чиновников, подчинялись обер-прокурору, который по статусу становился равен министру. С 1835 года обер-прокурор стал приглашаться по делам своего ведомства в Государственный совет и Комитет министров.С 1830-1840-х годов Синод фактически был оттеснен от управления церковными делами, все текущие дела решались только по докладу обер-прокурорской канцелярии. Обер-прокурор мог приостановить (фактически – отменить) любое постановление Синода, оказывал решающее влияние на вызов иерархов в Синод и увольнение из него. В середине XIX века у него появился заместитель – товарищ обер-прокурора. Таким образом, с течением времени светское начало в Синоде стало преобладать, церковь все сильнее подчинялась государству. В течение XIX века при Синоде создавался ряд органов для управления духовно-учебными заведениями: Комиссия духовных училищ (1808), Духовно-учебное управление (1839), Учебный комитет (1867). В 1885 году был учрежден Училищный совет, руководивший церковно-приходскими школами. В ведении Синода находились Московская и Грузино-Имеретинская синодальные конторы, решавшие ряд местных вопросов, относившихся к компетенции Синода. С 1888 года издавался печатный орган Синода под названием «Церковные ведомости».После отречения от престола Николая II 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года Синод признал Временное правительство. Вскоре из ведения Синода был изъят ряд вопросов с передачей их епархиальным управлениям. Была определена и глобальная задача – подготовка и проведение всероссийского поместного собора Русской православной церкви. В августе 1917 года была упразднена должность обер-прокурора. Всероссийский поместный собор, заседавший в Москве с августа 1917 года по сентябрь 1918 года, принял решение о восстановлении в стране патриаршества. Все полномочия правительствующего Синода переходили к Патриарху Московскому и всея Руси Тихону (1865-1925), а также к новым органам – Священному Синоду и Высшему церковному совету. В феврале 1918 года Священный Синод начал свою работу, но в 1925 году со смертью патриарха Тихона прекратил деятельность. В 1927-1936 годах действовал Временный патриарший Священный Синод, учрежденный местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). В 1943 году деятельность Священного Синода возобновилась. В настоящее время, согласно Уставу Русской православной церкви (2000), Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими Соборами.Священный Синод состоит из председателя – Патриарха Московского и всея Руси, девяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии. Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.В обязанности Священного Синода входит организация внутренней и внешней деятельности церкви; толкование канонических постановлений; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников; одобрение уставов самоуправляемых церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов; канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора и др. Священный Синод также одобряет общецерковный план расходов.Священный Синод избирает, назначает архиереев и увольняет их на покой. В его ведении также находится назначение игуменов (игумений) и наместников монастырей, ректоров духовных академий и семинарий. Последнее в 2020 году заседание Священного Синода Русской православной церкви состоялось 29 декабря. В связи с пандемией коронавируса оно проходило в онлайн-формате. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152862/79/1528627926_346:0:3077:2048_1920x0_80_0_0_1ef244ad3dd0f8b83c785a870eb60070.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, священный синод рпц, россия, русская православная церковь

Справки, Священный Синод РПЦ, Россия, Русская православная церковь

Слово «синод» происходит от греческого слова synodos, означающее собрание. Синод был учрежден указом Петра I от 5 февраля (25 января по старому стилю) 1721 года вместо упраздненного им патриаршества первоначально как Духовная Коллегия.

25 февраля (14 февраля по старому стилю) 1721 года Духовная Коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод.

Первоначально Синод состоял из 11 членов, после 1819 года – из семи. Президентом синода стал митрополит Стефан Яворский (1658-1722), в 1722 году после его смерти должность была упразднена. Синод насчитывал два вице-президента, четыре советника и четыре асессора из лиц черного и белого духовенства. Местопребывание Синода было в Санкт-Петербурге.

Обоснование синодальной реформы было дано в «Духовном регламенте» одним из сподвижников Петра I, епископом Псковским Феофаном Прокоповичем.

Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора. В компетенцию Синода входили: толкование догматов и надзор за соблюдением обрядов, вопросы духовной цензуры, миссионерской деятельности и просвещения, борьба с расколами и ересями, решение церковно-административных вопросов, избрание и представление на утверждение царю кандидатов в архиереи. Синод являлся также высшей церковно-судебной инстанцией. Имел статус высшего государственного учреждения, равного Сенату.

В 1722 году была учреждена должность обер-прокурора, который руководил канцелярией Синода и наблюдал за тем, чтобы решения Синода соответствовали законам и интересам государства. После учреждения министерств в 1803 году обер-прокурор стал единственным посредником при общении Синода с императором и светскими учреждениями.

В 1817-1824 годах Синод входил в состав Министерства духовных дел и народного просвещения.

С 1830-х годов при Синоде возник ряд органов, сосредоточивших в своих руках ведение административных дел, управление финансами и имуществом церкви – Канцелярия обер-прокурора, Хозяйственное управление, Контроль. Все эти учреждения, состоявшие из светских чиновников, подчинялись обер-прокурору, который по статусу становился равен министру.

С 1835 года обер-прокурор стал приглашаться по делам своего ведомства в Государственный совет и Комитет министров.

С 1830-1840-х годов Синод фактически был оттеснен от управления церковными делами, все текущие дела решались только по докладу обер-прокурорской канцелярии. Обер-прокурор мог приостановить (фактически – отменить) любое постановление Синода, оказывал решающее влияние на вызов иерархов в Синод и увольнение из него.

В середине XIX века у него появился заместитель – товарищ обер-прокурора. Таким образом, с течением времени светское начало в Синоде стало преобладать, церковь все сильнее подчинялась государству.

В течение XIX века при Синоде создавался ряд органов для управления духовно-учебными заведениями: Комиссия духовных училищ (1808), Духовно-учебное управление (1839), Учебный комитет (1867). В 1885 году был учрежден Училищный совет, руководивший церковно-приходскими школами. В ведении Синода находились Московская и Грузино-Имеретинская синодальные конторы, решавшие ряд местных вопросов, относившихся к компетенции Синода.
С 1888 года издавался печатный орган Синода под названием «Церковные ведомости».

После отречения от престола Николая II 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года Синод признал Временное правительство. Вскоре из ведения Синода был изъят ряд вопросов с передачей их епархиальным управлениям. Была определена и глобальная задача – подготовка и проведение всероссийского поместного собора Русской православной церкви. В августе 1917 года была упразднена должность обер-прокурора.

Всероссийский поместный собор, заседавший в Москве с августа 1917 года по сентябрь 1918 года, принял решение о восстановлении в стране патриаршества. Все полномочия правительствующего Синода переходили к Патриарху Московскому и всея Руси Тихону (1865-1925), а также к новым органам – Священному Синоду и Высшему церковному совету.

В феврале 1918 года Священный Синод начал свою работу, но в 1925 году со смертью патриарха Тихона прекратил деятельность.

В 1927-1936 годах действовал Временный патриарший Священный Синод, учрежденный местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). В 1943 году деятельность Священного Синода возобновилась.

В настоящее время, согласно Уставу Русской православной церкви (2000), Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими Соборами.

Священный Синод состоит из председателя – Патриарха Московского и всея Руси, девяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.

Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
Как правило, заседания Священного Синода являются закрытыми. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от участия в голосовании.

Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела.

В обязанности Священного Синода входит организация внутренней и внешней деятельности церкви; толкование канонических постановлений; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников; одобрение уставов самоуправляемых церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов; канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора и др. Священный Синод также одобряет общецерковный план расходов.

Священный Синод избирает, назначает архиереев и увольняет их на покой. В его ведении также находится назначение игуменов (игумений) и наместников монастырей, ректоров духовных академий и семинарий.

Последнее в 2020 году заседание Священного Синода Русской православной церкви состоялось 29 декабря. В связи с пандемией коронавируса оно проходило в онлайн-формате.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В. А. Федоров

1. Высшее управление Русской Православной Церкви

Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях.

Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом».

Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

Обер-прокурору Синода были подчинены «прокуроры духовных приказов» (т.е. секретари епархиальных консисторий) и рассылавшиеся на места для надзора за местным духовным управлением, по монастырям и городам «духовные фискалы» (или «инквизиторы»). «Инквизиторы» при Синоде составляли «Инквизиторский приказ», во главе которого был поставлен протоинквизитор из монахов: ему были подчинены местные провинциал-инквизиторы. Инквизиторский приказ при Синоде с разветвленным штатом фискалов вызывал сильное раздражение в духовной среде и в 1727 г. был упразднен. Однако позже роль инквизиторов Синода при епархиальных архиереях негласно исполняли секретари консисторий.

Состав Синода неоднократно подвергался переменам. В 1726 г. Синод был разделен на два «апартамента» (департамента): духовный и экономический. В ведении первого, состоявшего из 6 архиереев, находились исключительно духовные дела, а второго, состоявшего из 5 светских чиновников, – земельные владения монастырей и епархиальных домов2. В связи с учреждением 8 февраля 1726 г. Верховного тайного совета Св. Синод был подчинен ему как высшему государственному органу и разделен на два департамента: духовный и экономический3. 14 июля 1726 г. Святейший Правительствующий Синод был переименован в Духовный Синод4. В 1727 г. прежнее название Синода «святейший и правительствующий» было восстановлено. Его экономический «апартамент» именовался то «камер-конторой», то «коллегией экономии» и передавался то из Синода в Сенат, то снова возвращался в ведение Синода.

При Анне Иоанновне Синод состоял из трех архиереев, двух архимандритов и двух протоиереев (настоятелей кремлевских соборов – Успенского и Благовещенского). По штатам 1764 г. в Синоде положено было состоять трем архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею. По штатам 1818 г. Св. Синод состоял из 7 лиц: трех митрополитов (петербургского, московского и киевского) и четырех архиереев и архимандритов. Петербургский митрополит именовался «первенствующим» в Синоде. При Николае I места архимандритов в Синоде заняли главный священник гвардии и гренадерских корпусов (он же и духовник царя) и главный священник армии и флота.

Заседавшие в Синоде лица делились на две категории: на постоянно присутствующих и периодически вызываемых для заседания в Синоде. К первым принадлежали все три названных митрополита, духовник императора и обер-священник армии и флота. Вызываемые по очереди на время (на год, два или более) епархиальные архиереи имели одинаковый голос с постоянно присутствовавшими в Синоде. Вызовы епархиальных архиереев на заседания в Синоде иногда происходили по нескольку раз, в то время как «постоянные члены» иногда годами пребывали в своих епархиях. Фактически постоянно присутствовавшими оказывались проживавшие в Петербурге петербургский митрополит, духовник царя и обер-священник армии и флота.

Св. Синод являлся высшей церковно-административной и судебной инстанцией по ведомству православного исповедания. Ему предоставлялось право истолкования церковных догматов, отдавать распоряжения по церковной обрядности, пополнять Духовный регламент новыми правилами. Согласно Духовному регламенту, Синод предлагал императору на вакантные епархии по три кандидата из архиереев. Избранного из них и утвержденного императором Синод ставил главой епархии.

Синод обязан был следить за исполнением законов, относящихся к Православной Церкви, заботиться о религиозном воспитании народа, устанавливать религиозные праздники и торжества, проводить канонизацию святых, вести борьбу с еретиками и раскольниками, подвергать цензуре все сочинения духовного характера, включая и светскую литературу, если в ней затрагивались духовные темы. Синоду было предоставлено исключительное право издавать богослужебную литературу в своей Синодальной типографии. За ним сохранялась прерогатива ходатайствовать перед «высочайшей властью» (императором) о «нуждах Церкви». Синод являлся и органом высшей судебной власти по духовным делам. Он же в качестве окончательной инстанции решал бракоразводные дела, лишал совершивших серьезные проступки священнослужителей сана, отлучал от Церкви. Синоду предоставлялось право сношений с другими православными автокефальными церквами.

Обер-прокурор Синода наблюдал за исполнением государственных законов по духовному ведомству, представлял доклады царю и объявлял Синоду высочайшие повеления, присутствовал в Государственном совете и Совете министров. Он же являлся и главным начальником всех гражданских чиновников, служивших в Синоде. В начале XIX в. обер-прокурору Синода фактически были приданы прерогативы министра (по духовному ведомству). Как и всякий министр, он имел своего заместителя (товарища министра) и особую канцелярию, равную департаменту в министерстве.

Учрежденная в 1839 г. личная канцелярия обер-прокурора действовала отдельно от Синода и состояла из трех отделений, возглавляемых директорами; в каждом отделении были два чиновника особых поручений, 3 столоначальника, 5 их помощников, экзекутор и пр. – всего 17 штатных единиц в отделении5.

Прерогативы и власть обер-прокуроров Св. Синода в XIX в. существенно расширились. Из прежнего «ока государева», призванного только контролировать ведение дел со стороны их законной правильности и наблюдать «за порядком и тишиной» на заседаниях Синода, обер-прокурор превратился в полномочного министра. Министерскими правами обер-прокурор Синода был наделен уже при Александре I.

Власть обер-прокуроров возросла при Николае I, а впоследствии находившийся на этом посту четверть века (1880–1905) К.П. Победоносцев вмешивался даже в общегосударственные дела и фактически был влиятельнее любого министра.

При Александре I были отменены личные доклады царю первоприсутствующего члена Синода. Эта прерогатива оставалась лишь за обер-прокурором, который представлял доклады по своему ведомству в Комитете министров и в Государственном совете.

При Синоде действовал ряд комитетов и комиссий, ведавших системой духовного образования (Училищная комиссия или Училищный совет), монастырями, церковным имуществом, православными миссиями внутри России и за рубежом, а также существовали отделы, решавшие кадровые и бракоразводные вопросы. При Синоде находилось ведомство духовной цензуры, которое контролировало не только духовную, но и светскую литературу, если в последней затрагивались вопросы веры и Церкви. В 1839 г. при Синоде были учреждены специальные. Хозяйственное и Духовно-учебное управления, непосредственно подчиненные обер-прокурору.

2. Епархиальное управление. Консистория. Викариатства

Вся территория России подразделялась на епархии (церковные округа). В начале XVIII в. в Русской Церкви насчитывалась 21 епархия. Особое положение занимала бывшая патриаршья область. В 1742 г. она была разделена на Московскую и Санкт-Петербургскую епархии. В 1744 г. учреждены еще 4 епархии. В 1764 г. числилось 29 епархий в пределах России и одна Могилевская в Польше, в 1799 г. – 36, а к концу царствования Александра I насчитывалось уже 40 епархий. В царствование Николая I было образовано 13 новых епархий. При Александре II и Александре III было открыто еще 10 епархий (в их числе Финляндская, Алеутская и Аляскинская). В 1917 г. Русская Церковь насчитывала 68 епархий. В среднем на епархию приходилось около тысячи церковных приходов.

В 1788 г. Екатериной II была предпринята попытка привести границы епархий к губернским, но такое территориальное совпадение практически было достигнуто лишь при Николае I.

В 1764 г. епархии (каковых насчитывалось тогда 29) были разделены на три класса: митрополии (3), архиепископства (8) и епископства (18). В 1867 г. такое деление было упразднено. А до этого от класса епархии зависели оклад и содержание архиерейского дома, а иногда и сан епархиального архиерея6.

Епархиальным архиереем мог стать лишь представитель черного духовенства, причем преимущественно из среды «ученого монашества» (окончивших духовные академии). Епархиальный архиерей рассматривался как «настоятель и главный учитель веры в своей епархии». Он рукополагал в сан священнослужителей (иереев и диаконов) в своей епархии, ставил на должности церковнослужителей (причетников), взыскивал их за разные упущения и проступки – вплоть до увольнения с должности (лишениесана было прерогативой Синода, осуждение за преступление – светского уголовного суда).

Приведем данные о численности высшего (епархиального) духовенства за 1841–1891 годы (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Численность высшего духовенства в России в 1841-I891 гг.

Годы митрополитов архиепископов епископов всего в т.ч. епархиаль-ных Викар-ных «на покое»
1841 4 28 38 70 47 11 12
1851 3 26 38 67 52 11 5
1861 4 29 53 86 57 13 16
1871 3 20 63 86 57 28 1
1881 3 17 66 86 57 29
1891 3 12 88 103 62 38 3

Источник: Преображенский И.Г. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. – СПб., 1897, С. 12.

При хиротонии (возведении в сан) архиерей давал клятвенное обещание соблюдать церковные предания, святые каноны, охранять церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кротости и оказывать послушание высшей церковной власти, никого не предавать анафеме и отлучать от церкви по личным побуждениям, с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно. От него требовалось держать монахов своей епархии «во всей строгости монашеских уставов», не строить церквей «без надобности» и не ставить церковнослужителей «сверх потребы», мертвых тел, без церковного освидетельствования, не выдавать за святые мощи; притворно беснующихся наказывать духовными мерами и предавать светской власти, не допускать «вымышленных чудес» от икон и источников, не вмешиваться в мирские дела.

В пределах своей епархии архиерей обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Он отвечал за состояние веры и нравственности, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил вверенными учреждениями и возглавлял духовный суд. В отношении Св. Синода он имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Он представлял интересы Церкви перед местными органами государственной власти, с которыми у него нередко возникали трения из-за вмешательства ее в дела его епархии.

В синодальный период прерогативы епархиальных архиереев существенно ограничились вследствие централизации церковного управления и усиления власти Св. Синода. Как отмечает известный историк синодального периода Русской Православной Церкви И.К. Смолич, «власть епископов, – почти абсолютная в XVII в., в синодальный период претерпела известные ограничения в рамках государственной церковности. Святейший Синод всё активнее вмешивался в дела епархиального управления; обер-прокуроры стремились сделать консистории филиалами своего аппарата в ущерб власти епископа, а государство рассматривало духовенство как своих подданных, тем самым ограничивая сферу действия церковных законов»7.

Духовный регламент предписывал епископу не менее одного раза в год объезжать свою епархию и регулярно представлять в Синод как годовые отчеты о состоянии епархии, так и донесения об особо важных и неотложных делах.

На епархиального архиерея как на главного учителя веры возлагался надзор за всеми духовными школами в епархии, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. Ему были подчинены и церковно-приходские школы. Вопросы об открытии новых приходов или закрытии старых; учреждение и закрытие монастырей, духовных школ епископы могли делать только с разрешения Синода, делая ему об этом соответствующие представления.

В отношении своих подчиненных епископы могли употребить власть, но перед лицом синодального руководства они чувствовали себя безсильными. Архиереи долго еще вспоминали времена «соборных» порядков в церкви (до введения централизованного синодального управления). «А прежде, при соборном правлении, – говорил в 1901 г. профессор Сергий Страгородский (будущий патриарх) в Совете Петербургской духовной академии, – как бы редко ни бывал какой-нибудь архиерей на Соборах, он все- таки считался непременным членом Собора, имел право голоса, мог прислать своего заместителя, мог представить свое мнение и пр. Центральная власть, оставаясь, конечно, властью, не была для него внешним авторитетом, потому что он считал себя причастным к этому авторитету. Синод же поставил себя прямо в качестве безусловной, почти безапелляционной власти над каждым представителем русской иерархии. Епархиальный архиерей может быть в Синоде только тогда, когда его позовут. Могут у него иногда спросить и его мнение, могут прислать для отзыва какое-нибудь запутанное дело… Об участии во власти, о праве на это участие уже не может быть и речи. Центральная власть, таким образом, выделилась от епархиальной в совершенно особый орган, действующий безапелляционно по государеву указу. Как видим, перемена произошла радикальная, изменился, можно сказать, самый дух церковного правительства»8.

При епархиальном архиерее состояла консистория – епархиальное управление в составе от четырех до шести духовных лиц и гражданских чиновников. В начале синодального периода консистории именовались по-разному: духовными приказами, духовными правлениями, дикастериями. Указом 9 июля 1744 г. поведено было именовать их духовными консисториями. Согласно Уставу духовных консисторий от 27 марта 1841 г.9, пересмотренному в 1883 г., консистории рассматривались как присутственные места, через которые архиереи управляли своей епархией и вершили в ней духовный суд. Консистории состояли из 5–7 членов, избираемых из числа архимандритов, игуменов, а в XIX в. кроме них и представителей белого духовенства – протоиереев и священников. Состав консистории утверждался Синодом по представлению епархиального архиерея. В таком же порядке они и увольнялись. Для производства дел при консистории состояла особая канцелярия, которую возглавлял светский чиновник-секретарь, назначавшийся и увольнявшийся обер-прокурором Синода. Он подчинялся как епархиальному архиерею, так и обер-прокурору Синода. Консистория ведала назначением и смещением приходских священно- и церковнослужителей, привлекала их к церковному суду за правонарушения по должности, осуществляя надзор за ведением церковного хозяйства в епархии, строительством и благоустройством храмов, проводила в жизнь распоряжения Синода, составляла для него донесения и отчеты по епархии. Согласно Уставу духовных консисторий 27 марта 1841 г., главным лицом консистории был ее секретарь. Хотя он назначался Синодом, но подчинялся не Синоду, а непосредственно обер-прокурору, перед которым отчитывался во всем. Таким образом, консистория оказывалась в двойном подчинении – епархиального архиерея (как главы епархии) и обер-прокурора Синода «Таким образом, – как справедливо заметил И.К. Смолич, – обер-прокуроры имели сильную и независимую опору в епархиальных управлениях»10. Помимо консистории для ведения мелких текущих дел при архиерее находилась епархиальная канцелярия – по аналогии с канцелярией обер-прокурора Синода11.

Устав духовных консисторий 1841 г. четко определил место и прерогативы консистории. Под непосредственным руководством епархиального архиерея она осуществляла административные и судебные функции. Высшей инстанцией для консистории был Синод Консистория состояла из присутствия (члены которого назначались епископом из белого и черного духовенства, утверждались и в случае необходимости увольнялись Синодом) и канцелярии. Каждому члену канцелярии был поручен особый круг дел. Но решения по всем делам принимались на совместных заседаниях. Канцелярия консистории находилась под руководством секретаря, который назначался Синодом по предложению обер-прокурора. Согласно Уставу 1841 г., административные задачи консистории определялись следующим образом: 1) назначение на церковные должности, 2) отчеты и характеристики кандидатов на должности, 3) пострижения в монастырях епархии, 4) управление архиерейским домом (его имуществом), а также управление монастырями и храмами. Важно отметить, что юрисдикция консисторий распространялась не только на духовенство, но и на мирян данной епархии. Так, они могли привлечь мирян к церковному суду, за исключением преступлений, которые по Своду законов подлежали гражданскому суду. Консистория могла привлечь духовенство за проступки по службе, а также против «благонравия и благочиния». В ведении консисторий находилось церковное имущество, разбор дел, связанных с жалобами как духовенства, так и мирян на духовных лиц. Решения принимались коллегиально и представлялись на утверждение епископу, который мог направить его на повторное рассмотрение в консисторию. Если мнения разделялись, в этом случае окончательное решение принимал епископ.

В XVIII в. (точнее, в первые годы синодального периода) при епархиях для проверки кандидатов на церковные должности были ученые монахи, проводившие им экзамены. Они же выполняли и роль секретарей при епископе. А до секуляризации монастырских имуществ при архиерее были экономы со штатом для управления монастырскими вотчинами.

В 60-х годах епархии стали издавать «Епархиальные ведомости» с приложениями. Помимо официальных сведений в «Епархиальных ведомостях» публиковались и «неофициальные» – по истории местных церквей и монастырей, о персоналиях, исторические и этнографические материалы, мемуары духовных лиц.

Благочиннические округа

Епархии подразделялись на более мелкие церковные округа – благочиния – во главе с благочинными, как правило, в ранге протоиереев.

Ранее эту роль выполняли выборные «поповские старосты», которые впоследствии стали именоваться благочинными. В 1775 г Синод издал общую «Инструкцию благочинным приходских церквей», составленную московским митрополитом Платоном Левшиным. Она впоследствии дополнялась.

По положению 1797 г. благочинные избирались приходским духовенством из своей среды. Указ 1820 г. отменил этот порядок. Отныне они стали назначаться епархиальными архиереями, «поелику, – как гласил указ, – благочинные суть око архиереев во всех делах, касающихся церковного надзора»12. Благочинный считался состоявшим при епархиальном управлении. В каждой из благочиний состояло от 10 до 30 общин-приходов. Если у него было более 15 приходов, то ему давался помощник. Благочинный обязан был дважды в течение года объезжать свой округ, проверять исправное ведение метрических книг и другой церковно-приходской документации, следить за «расколоучениями», выявлять «зачинщиков суеверных действий», которых затем должен был отдавать под надзор губернского прокурора. Ежегодно благочинный представлял епархиальному архиерею «клировые ведомости» и докладывал о состоянии приходов своего округа – численности прихожан, о крещениях, венчаниях, числе умерших, о самом приходском духовенстве, с отметками о «поведении и исправности» каждого члена причта, о наложенных на них взысканиях за правонарушения.

Благочинные должны иметь у себя списки всех священно- и церковнослужителей своего округа с подробной информацией о каждом из них, включая и сведения о членах их семей. Согласно Уставу о духовных консисториях 1841 г., на благочинных были возложены цензорские обязанности проповедей и поучений священников в их приходах. «Цензура проповедей и катехизаторских поучений, – говорилось в Уставе, – поручается благочинным или же особым цензорам» Благочинные или же особые «цензоры» от консистории обязаны были доносить не только о содержании проповедей, но и о тех священниках, «кои уклоняются от произношения проповедей и поучений, так и о тех, кои к составлению оных не прилагают должного внимания», а заодно и о прихожанах, которые «не бывают свыше года на исповеди и причастии»13. Таким образом, светская власть создавала всеобъемлющую систему контроля над исполнением верующими своих духовных обязанностей.

В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы.

В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию.

В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены14.

Викариат

С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями15. В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства.

В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 7016. Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен.

3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом.

Во главе придворного духовенства стоял «духовник их императорских величеств». Он носил звание «протопресвитера придворного духовенства», а по своему положению и рангу фактически приравнивался к епископу. Царские духовники по своему положению входили в состав Св. Синода в качестве постоянно присутствовавших его членов. Они были независимы от Св. Синода и нередко даже вмешивались в его дела, оказывали влияние на церковное управление. За особые заслуги духовника царя награждали митрой и орденами.

Военное духовенство было учреждено Петром I. По «Воинскому уставу» 1716 г. было положено при каждом армейском полку состоять полковому священнику, в военное время подчиненному полевому обер-священнику действующей армии. Подобным же образом и по Уставу морской службы 1720 г. для каждого корабля назначались корабельные священники (как правило, иеромонахи, в редких случаях бездетные вдовые священники), находившиеся в подчинении обер-иеромонаха флота. На содержание полковых священников и флотских иеромонахов с приходов собирались «подможенные деньги». Екатерина II повелела строить церкви для гвардейских полков с тем, чтобы их священники получали побочные доходы от гражданского населения, посещавшего эти церкви.

Согласно указу 1732 г. Анны Иоанновны, в мирное время полковые священники подчинялись архиерею той епархии, где был расквартирован полк. Лишь во время военных действий они переходили непосредственно в ведение Синода. В конце XVIII в. военное духовенство фактически освободилось от епархиальной власти.

По Воинскому уставу 1797 г. Павла I во главе всего армейского и флотского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота. На эту должность был определен протоиерей П.Я. Озерецковский, которому особенно благоволил Павел. Он наградил его митрой, а в 1800 г. посвятил в рыцари Мальтийского ордена и ввел в состав Св. Синода. При этом Павел дал Озерецковскому право представлять доклады по военно-церковным делам непосредственно ему, минуя Синод (после смерти Павла I Озерецковский лишился этой прерогативы). Озерецковский при Павле учредил в Петербурге особую семинарию, называвшуюся «армейской», – специально для подготовки военного духовенства. В этой семинарии обучались только дети полковых священников. Но в 1819 г. она была упразднена, и ее ученики распределены по епархиальным духовным школам.

В 1801 г. Александр I особым указом подчинил военное духовенство Синоду (ранее Павел I сделал его автономным). С 1801 г. военному духовенству после 20 лет службы, кроме жалованья, стала начисляться еще и пенсия.

В 1816 г. была учреждена должность второго обер-священника Главного штаба Его Императорского Величества с подчинением ему духовенства гвардейских полков (с 1844 г. и Гренадерского корпуса). В 1840 г. была учреждена должность третьего обер-священника (Кавказского корпуса). В 1858 г. обер-священники были переименованы в главные священники: 1) армии и флота, 2) гвардии и гренадер и 3) Кавказского корпуса.

С 1883 г. управление духовенством и церквами армии, гвардии и гренадер временно было сосредоточено в руках одного главного священника, а в 1889 г. окончательно было объединено под ведением главного священника гвардии и гренадер, армии и флота, с переименованием его в протопресвитера военного и морского духовенства. При нем было учреждено Духовное управление.

Некоторые церкви военного ведомства одновременно являлись и приходскими, поэтому военному духовенству этих церквей давалось право выполнять требы гражданского населения.

В 1890 г. управление церквами и духовенством военного ведомства было вверено протопресвитеру военного и морского духовенства, который назначался Синодом по ходатайству военного министра и утверждался императором. По своему рангу он приравнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту армии. При нем учреждалось Духовное правление из лиц по его собственному выбору. Ом же назначал и дивизионных благочинных. Благочинные следили за состоянием походных церквей, преподаванием Закона Божьего солдатам, рассматривали поступавшие жалобы на полковых священников.

В 1891 г. в армии и флоте числилось 272 церкви и 569 священников. Для служивших в российской армии лиц католического, протестантского и мусульманского вероисповеданий назначались католические капелланы, евангелические проповедники и муллы.

Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. были учреждены должности главных священников фронта, каждый из которых находился в подчинении протопресвитера армии и флота. В 1916 г. были учреждены особые должности армейских проповедников – по одному на каждую армию. Они должны были безпрерывно объезжать с проповедями воинские части своей армии. На эти должности были поставлены «самые выдающиеся духовные ораторы».

Во время Первой мировой войны структура военного духовенства выглядела следующим образом: во главе его стоял протопресвитер; у него находилось несколько помощников для канцелярской работы; при фронтах – главные священники и их помощники, штабные священники, дивизионные и госпитальные благочинные и гарнизонные священники. В конце 1916 г. учреждены были должности главных священников Балтийского и Черноморского флотов.

По свидетельству Г. Шавельского, если в мирное время по ведомству военного духовенства состояло 730 православных священников, за время войны (1914–1917) «их перебывало в армии свыше 5000 человек». Изданная во время войны инструкция точно разъясняла каждому: полковому, госпитальному, судовому и др. военным священникам, – где они должны находиться, что должны делать во время боевых действий и вне их, где и как должны совершать богослужения, о чем вести проповеди. Помимо совершения богослужений, исповеданий, наставлений, ободрений, напутствий умиравшим, погребений, строевому священнику вменялось в обязанность помогать врачам в перевязке раненых, заведовать выносом с поля боя убитых и раненых, заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, «извещать возможно обстоятельнее родственников убитых», организовывать в своих частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов. Вменялось в обязанность по возможности чаще совершать богослужения для раненых, ежедневно обходить госпитальные палаты, вести беседы с ранеными, утешать их, писать от них письма на родину, извещать родственников о времени и месте захоронений погибших на поле брани, содержать в порядке воинские кладбища. Полковые священники сопровождали свои части не только в походах, совершая богослужения в походных церквах (оборудованных палатках), но и в боевой обстановке.

В боевой обстановке, когда в составе действующих частей были солдаты разных исповеданий, были категорически запрещены религиозные споры, «дабы не посеять в воинских частях пагубную вражду, памятуя, что и они (католики, протестанты и старообрядцы) проливают кровь за веру, царя и Отечество, и что «у нас с ними един Бог и одно Евангелие и одно крещение»17. Особое внимание уделялось подбору духовенства, направленного в экспедиционные русские войска за границу, от которого требовалось тесное сотрудничество с духовенством английских и французских частей.

Во время сражений священники иногда наряду с атакующими солдатами шли в бой. За самоотверженное совершение своего священнического долга в боевой обстановке военные священники награждались георгиевскими крестами.

Приказом Народного комиссариата по военным и морским делам от 12 января 1918 г. военное духовенство было упразднено, и из армии было уволено 3700 священников.

За рубежом православное духовенство существовало при посольствах, дипломатических миссиях, некоторых консульствах и при дворах членов царствующего дома, проживавших за пределами России, но принадлежавших к ведомству Министерства иностранных дел, а в церковном отношении подчинялись петербургскому митрополиту. Назначение и увольнение их проводилось Св. Синодом, но по соглашению с Министерством иностранных дел. Оно же и содержало его на свои средства. Из императорского кабинета им выдавались золотые наперсные кресты. Прослуживший при посольстве 7 лет получал этот крест в качестве награды, а менее этого срока – возвращал его в императорский кабинет. Посольскому священнику разрешалось стричь волосы, в неофициальной обстановке носить светскую одежду, но без наперсного креста.

В 1911 г. только в Западной Европе было 22 посольских церкви, кроме того, 30 церквей в курортных местах, 8 часовен на местах погребения членов царских фамилий, 7 церквей братства св. Владимира в Берлине и 12 частных часовен. С 1907 г. при петербургском митрополите было особое викариатство по делам заграничных церквей18.

* * *

5

Павлов А.С. Курс церковного права. – Сергиев Посад, 1902. С. 276.

6

Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы. – Казань, 1913. Т. 1–2.

7

Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. – М., 1996, Ч. 1. С. 269.

8

См. «Христианское чтение», 1901, № 2. С. 201–202.

17

Шавельский Г.И. Руководственные указания духовенству действующей армии. – Пг., 1916. С. 44. Предписание от 3 ноября 1914 г.

Источник: Русская православная церковь и государство. Синодальный период ( 1700-1917) / В.А. Федоров. — М. : Рус. панорама, 2003 (Калуга : ГУП Облиздат). — 479 с. — (Серия «Страницы российской истории»/ Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова). ISBN 5-93165-069-5

Комментарии для сайта Cackle

Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге
Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

История

В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.

Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.

Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.

При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.

При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).

Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.

С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).

Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из  Православной Энциклопедии
Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение — за № 273 — «О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету». Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: «14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия» [1].

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

Обер-прокуроры

Список обер-прокуроров Синода см. в статье обер-прокурор.

Использованные материалы

  • Фирсов С. Л. История Санкт-Петербургской епархии:
    • http://www.mitropolia-spb.ru/about/history/
  • Синод Святейший Правительствующий // портал Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc2_1704
  • Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода// Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1
    • http://www.sedmitza.ru/index.html?did=6849
  • Смолич И. История Русской Церкви, гл. II: «Церковь и Государство»:
    • http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/smolih/glava2/4/
  • Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192:
    • http://www.btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf


[1]  Прибавления к Церковным ведомостям, 1918, № 7/8, с. 323, цит. по Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192: http://www.btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf

Петр I учредил Синод — верховный орган управления Церковью Здание Сената и Синода в Петербурге (Фото: irisphoto1, по лицензии Shutterstock.com)

Синод (или Собор) – собрание представителей христианской церкви для решения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии.

Термин «синод» в русском языке обычно относится к постоянному собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учрежденный Петром I как государственный орган церковного управления.

Это произошло (14) 25 февраля 1721 года, когда Феофан Прокопович (1681–1736), церковный деятель, писатель и преданный соратник Петра I, обнародовал составленный по поручению царя «Духовный регламент». Регламентом упразднялось введенное на Руси в 1589 году патриаршество и учреждалась Духовная коллегия, или Синод – верховный орган управления Церковью во главе с обер-прокурором, непосредственно подчиненным царю.

Синод являлся своего рода «церковным министерством», подобным созданным Петром тремя годами ранее «государственным коллегиям», управляющим иностранными, военными, торговыми и прочими делами.

Без предстоятеля Русская Православная церковь оставалась около 200 лет – до 18 ноября 1917 года, когда на поместном соборе в Москве, созванном с санкции Временного правительства, патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон.

В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в РПЦ в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кордевит ас инструкция по применению цена отзывы
  • Ликопин в капсулах инструкция по применению
  • Кордевит ас инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство по сети книга
  • Инструкция по монтажу акрилового плинтуса bnv на ванну