Орган руководства церковью

Высшие органы церковной власти и управления

Название Определение Из кого состоит

Поместный Собор

Созывается не реже 1 раза в 5 лет.

Собор, которому принадлежит высшая власть в РПЦ в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям РПЦ, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется Уставом РПЦ. Из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.

Архиерейский Собор

Созывается не реже 1 раза в 4 года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях.

Собор, которому принадлежит высшая власть в РПЦ в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах внутренней и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Из епархиальных и викарных архиереев.

Священный Синод

Заседания Священного Синода созываются Патриархом (Местоблюстителем). Священный Синод работает на основании повестки дня, представляемой председателем и одобряемой Священным Синодом в начале первого заседания.

Является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими Соборами. Ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. Из председателя — Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

Размер шрифта:
A-
15
A+

Тёмная тема:

Цвета

Цвет фона:


Цвет текста:


Цвет ссылок:


Цвет акцентов


Цвет полей


Фон подложек


Заголовки:

Текст:

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

Церковь, в широком понимании этого слова, представляет собой сообщество людей, объединенных общей верой. В рамках каждой отдельно взятой церкви существует определенный свод священных текстов и сакральных ритуалов, составляющих ту основу, на которой зиждется общность религиозного чувства верующих.

Помимо этого, церковь имеет определенную структуру и иерархию, в связи с чем ее можно рассматривать не только как духовное сообщество, но и как организацию, занимающую место в ряду других социальных институтов.

Что такое Священный Синод?

Как и другие организованные и структурированные человеческие сообщества, церковь нуждается в собственных органах управления. В Русской православной церкви (РПЦ) высшими органами управления являются Архиерейский Собор и Священный Синод.

Согласно действующему уставу РПЦ, Священный Синод «является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами». Поскольку Архиерейский Собор созывается раз в несколько лет, большую часть времени вся полнота церковной власти принадлежит именно Священному Синоду.

Чем занимается Священный Синод?

Священному Синоду подотчетен целый ряд церковных учреждений, курирующих самые различные аспекты деятельности РПЦ. Кроме того, при Синоде функционируют так называемые Синодальные комиссии, решающие важнейшие текущие вопросы в области богословия и богослужения, а также Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Таким образом, этот управляющий орган осуществляет общее руководство церковью как в духовных, так и в практических вопросах. Именно он принимает решения, определяющие официальную позицию церкви по отношению к происходящим в мире событиям.

Кто управляет Священным Синодом?

В современный состав Священного Синода входят его председатель, а также девять постоянных и пять временных членов. Председателем Синода является Патриарх Московский и всея Руси, остальные его члены, как постоянные, так и временные, носят сан митрополитов.

На сегодняшний день Священный Синод возглавляет Его Святейшество Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев). Единственной инстанцией, которой подотчетен Священный Синод во главе с Патриархом, является Архиерейский собор, представляющий собой высший орган управления РПЦ.

Историческая справка

Прообразом нынешнего Священного Синода является Святейший правительствующий синод, осуществлявший управление православной российской церковью с 1721 по 1918 год. На протяжении почти двух веков Синод заседал в Санкт-Петербурге, проводя выездные заседания только в особых случаях, затем в 1917 году его штаб-квартира была перенесена в Москву, где его и застала Октябрьская революция.

20 января 1918 года Совет Народных Комиссаров специальным декретом официально ликвидировал Синод. При советской власти для православной церкви, как и для других конфессий, действующих на территории бывшей Российской Империи, наступили тяжелые времена, многие церковные деятели подверглись политическим репрессиям. Тем не менее в 1927 году митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) сумел добиться разрешения властей и организовать Временный Патриарший Священный Синод, который по ряду причин официально самоликвидировался в 1935 году, но еще два года после этого продолжал действовать негласно.

Постоянный Священный Синод был снова избран в 1943 году, когда советское правительство было занято решением более насущных вопросов, чем борьба с религиозными организациями. С тех пор и до нынешнего времени заседания Синода проводятся регулярно, хотя количество его членов и перечень полномочий менялись неоднократно. В наши дни заседания происходят не в каком-то постоянном месте, а там, где укажет Патриарх.

I. Главенство Христа

Без сомнения, предмет церковного руководства или управления является одним из самых сложных вопросов в церковной практике – все, безусловно, признают, что в церкви должно быть руководство, но вопрос в том, какие формы оно должно принимать.

Отвергающие Божье управление возводят себя до положения самоуправления. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6). Без Божественной власти и управления начинает царствовать дух беззакония, принося с собой смятение и неразбериху. Священное Писание ясно говорит о том, что Христос – Глава Церкви, и никто не может посягать на Его главенство. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). Он совершенен и непогрешим, Он – вся полнота Бога, и поэтому Он может управлять Церковью как в одном месте, так и повсеместно. Человек не может быть абсолютным главой Церкви.

II. Управление поместными церквами

Каждая поместная церковь также находится под верховной властью Христа, но осуществляется эта власть через людей, на которых Сам Христос указывает, которых подготавливает и наделяет властью для того, чтобы вести народ Божий. Важно знать, что Церковь – не демократическое учреждение, это не правление народа в Церкви, когда люди своим человеческим умом решают, кто будет ими управлять и кому они будут подчиняться.

Руководство в Церкви – это теократия, правление Господа, которое осуществляется через людей, избранных Им и наделенных Его дарами; правление, при котором Бог посылает мудрость Своим рабам, а также располагает сердца людей к общему согласию для принятия решения.

Вместе с тем в Новом Завете мы видим ответственность человека за поставление служителей. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5). Иногда Бог Сам делал Свой выбор, а иногда являл его и провозглашал непосредственно через других людей.

В нашем братстве кандидатура служителя, соответствующая требованиям Писания, представляется старшими служителями и Церковным советом собранию членов поместной церкви. Представляющие кандидатуру ищут подтверждение через откровение Святого Духа. Церковь молитвенно и путем голосования заявляет о согласии (или несогласии) принять предложенную кандидатуру служителя. Таким образом, высшим земным органом управления поместной церкви является Членское собрание.

1. Членское собрание – это собрание всех членов поместной церкви. Членское собрание проводится не реже одного раза в год и правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов церкви. Решения Членского собрания принимаются большинством голосов.

Для утверждения кандидатур пастора, его заместителей, дьяконов, членов Церковного совета, ревизионной комиссии требуется 2/3 голосов от числа присутствующих на Членском собрании (требование 2/3 голосов необходимо при голосовании за одну кандидатуру). Кандидатуру пастора для утверждения собранием представляет епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви) или старший пастор района (региона), кандидатуры других служителей церкви представляет пастор.

При неполучении необходимой поддержки собрания и при отсутствии другой кандидатуры пастор может продолжать служение, будучи исполняющим обязанности пастора церкви, в течение, как правило, не более шести месяцев. За этот период Пасторский совет областного Объединения совместно c Церковным советом, ища Божьего водительства, подыскивает подходящую кандидатуру.

Внеочередное Членское собрание может быть собрано по инициативе пастора, Церковного совета, требованию ревизионной комиссии, не менее 1/3 членов церкви, а также по инициативе епископа областного Объединения или Объединенной Церкви.

В компетенцию Членского собрания церкви входит решение следующих вопросов:

  • утверждение – избрания на служение и освобождения от служения пастора церкви и его заместителей, диаконов, Церковного совета, ревизионной комиссии;
  • принятие решений по отчетам о работе пастора, Церковного совета и ревизионной комиссии.

Членское собрание может принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности церкви.

Для представительства перед внешними, как коллегиальный орган управления поместной церкви (а в особо крупных церквях – это фактически высший орган), может быть избран Расширенный церковный совет. Сюда входят члены Церковного совета, члены церкви, ответственные за определенное служение, и учредители общины.

2. Церковный совет во главе с пастором является исполнительным и распорядитель-ным органом церкви и утверждается сроком на семь лет. По должности в него входят все действующие рукоположенные священнослужители церкви и могут быть избраны проповедники и другие члены церкви, ответственные за определенное служение.

Для коллегиального решения вопросов в состав Церковного совета должно входить не менее пяти человек для небольшой поместной церкви и больше – для крупных церквей. Заседания Церковного совета проходят по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 его членов, в том числе пастор.

Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос пастора является решающим. Для принятия решений по избранию и переизбранию служителей, по созыву внеочередного Членского собрания требуется квалифицированное (2/3 от числа членов Совета) большинство голосов.

В компетенцию Церковного совета входит решение следующих вопросов:

  • осуществление духовного руководства церковью;
  • обсуждение текущих проблем церкви;
  • подготовка и созыв Членского собрания;
  • исполнение решений Членского собрания;
  • принятие решений о наложении церковных взысканий на членов церкви или их снятии с последующим объявлением на Членском собрании;
  • рассмотрение совместно со служителями Пасторского совета областного Объединения или Совета епископов Объединенной Церкви кандидатуры пастора церкви и предложенных пастором кандидатур заместителей пастора, диаконов и членов Церковного совета для выдвижения данных кандидатур на утверждение Членским собранием либо для их освобождения;
  • распоряжение денежными средствами церкви, а также решение вопросов, связанных с приобретением, владением, пользованием, распоряжением и отчуждением имущества церкви.

3. Пастор является духовным руководителем поместной церкви. Будучи также руководителем юридического лица, является распорядителем денежных средств и имущества церкви в размерах, определяемых Церковным советом, без доверенности действует от имени церкви, представляет ее интересы, нанимает и увольняет штатных работников, пользуется правом первой подписи на финансовых документах, договорах, обязательствах и других документах.

Пастор наблюдает и заботится о ее духовных нуждах. Задача пастора – провозглашать здравое учение, искоренять ереси: «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9); учить Божьему Слову и осуществлять руководство поместной церковью; быть примером чистоты и здравости: «во всем показывай в себе образец добрых дел…» (Тит. 2:7). Он действует как пастух, пастырь, примером для которого является добрый Пастырь Иисус Христос.

Во многих поместных церквах ее руководитель называется пресвитером. Духовный сан пресвитера и пастора одинаков.

Ближайшим помощником пастора во всех порученных ему вопросах во многих церквах христиан веры евангельской является диакон. Рукоположенный диакон может совершать священнодействия по поручению рукоположенного пастора, за исключением бракосочетания и рукоположения.

4. Старший пастор района (региона) является духовным руководителем поместных церквей конкретного района или нескольких районов. Избирается (переизбирается) сроком на четыре года простым большинством голосов на Конференции действующих священнослужителей поместных церквей данного района (региона) по представлению епископа областного Объединения или Объединенной Церкви. В его функциональные обязанности входит:

  • регулярное посещение и забота о вверенных поместных церквах;
  • корректировка работы Церковного совета поместной церкви (при необходимости);
  • представление интересов церквей района (региона) перед органами власти;
  • проведение регулярных (не реже одного раза в квартал) собраний священнослужителей района (региона).

5. Епископ областного Объединения является духовным руководителем поместных церквей определенной области. Избирается (переизбирается) областной Конференцией священнослужителей сроком на 4 года. Возглавляет Пасторский совет областного Объединения, куда входят все старшие пасторы районов (регионов), их заместители и пасторы крупных церквей области.

6. Поместные церкви христиан веры евангельской Беларуси вместе составляют Белорусскую Объединенную Церковь ХВЕ. Текущее руководство ее деятельностью осуществляет Совет епископов, в который входят епископ Объединенной Церкви, который его и возглавляет, его заместители и епископы (при необходимости – заместители епископов) областных Объединений.

Епископа Объединенной Церкви и его заместителей избирает Республиканский совет, являющийся коллегиальным органом управления Белорусской Объединенной Церкви. В Республиканский совет по должности входят члены Совета епископов, члены Пасторских советов областных Объединений, а также руководители структурных подразделений Объединенной Церкви и организаций, учрежденных ею.

7. Высшим земным органом управления Объединенной Церкви является Съезд действующих священнослужителей (епископов, пасторов, диаконов), входящих в ее состав поместных церквей и членов Республиканского совета, который проводится один раз в четыре года.

III. Посвящение на служение и освобождение от него

1. Пасторы и диаконы рукополагаются в сан с согласия поместной церкви служителями Пасторского совета областного Объединения или Совета епископов Объединенной Церкви после испытательного срока не менее двух лет и соответствующей аттестации комиссией областного Объединения. В молитве рукоположения дьякона должны принимать участие не менее трех рукоположенных пастырей (один из них – не ниже чем старший пастор (заместитель старшего пастора) района (региона)).

Над диакониссами совершается молитва благословения, в духовный сан они не рукополагаются. При рукоположении пастора церкви в молитве принимают участие епископ или заместитель епископа Объединения (Объединенной Церкви) и не менее двух рукоположенных пастырей.

В сан епископа служитель посвящается через рукоположение и молитву не менее трех рукоположенных епископов с согласия Конференции служителей областного Объединения или Республиканского совета Объединенной Церкви. В этом случае испытательный срок не менее четырех лет.

2. Служители церкви (епископы, пасторы, диаконы, члены Церковного совета) действуют на основании Священного Писания и Вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской и, как правило, несут свое служение до достижения возраста 65 лет. Пастор должен вовремя позаботиться о подготовке братьев, которые смогут продолжить труд. Здесь необходимо и теоретическое обучение, и передача практических навыков, и, самое главное, – подтверждение Святого Духа о Божьем благоволении к рассматриваемой кандидатуре. В церквах, где нет более молодых и способных братьев, возраст служителя не ограничивается указанным сроком.

3. Пастор, диакон, член Церковного совета может быть освобожден от служения по собственному желанию, по причине физического состояния или при несоответствии своей должности решением Церковного совета с последующим утверждением Членским собранием. Вопрос, связанный с пастором, представляет старший пастор района (региона) или епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви). При уходе пастора со своей должности по собственному желанию он обязан письменно уведомить о принятом им решении Церковный совет и Пасторский совет областного Объединения не позже чем за один месяц до ухода.

4. За грубые нарушения библейских заповедей, явное отклонение от Основ вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской пастор (диакон) может быть временно отстранен от служения епископом областного Объединения (Объединенной Церкви). Данное решение должно быть рассмотрено в течение месяца Пасторским советом областного Объединения (Советом епископов) совместно с Церковным советом и доведено до сведения членов церкви. До избрания нового пастора по поручению епископа это служение выполняет другой член Церковного совета или член Пасторского совета областного Объединения.

За подобные нарушения епископ областного Объединения (Объединенной Церкви) может быть временно отстранен от служения на срок до трех месяцев решением Совета епископов с дальнейшим решением данного вопроса на внеочередной областной Конференции (внеочередном Республиканском совете).

IV. Подчинение в церкви

1. Священное Писание призывает христиан повиноваться своим пасторам (наставникам), которые непрестанно заботятся о них: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, …чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Покорность – это добровольное подчинение власти, авторитету или желанию другого в послушании Богу. В Библии быть покорным – значит уступить свои права или отказаться от своей воли из уважения к Богу или к положению другого человека. Сегодня для многих людей покорность является отрицательным, обидным словом.

Кто-то на словах соглашается (чаще всего вынужденно) подчиниться Господу, но когда речь идет о подчинении служителям Божьим – они недовольствуют и бунтуют. Эти люди либо не понимают, либо в своем эгоизме открыто противятся замыслу Божьему. Ведь библейская покорность – это не слепое повиновение или боязливое согласие, а позиция силы и упования на всеведение и всемогущество Божье.

Какой удивительный пример покорности явил для всех нас Иисус Христос: Тот, Которому была дана вся власть на небе и на земле, был покорным Небесному Отцу, послушен земным родителям и властям и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

2. Мы должны помнить, что именно Господь избрал и руководит теми, кого Он поставил над нами, и Он дал им власть и силу для служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).

Эта власть основана на любви и дает служителям право повелевать (но не господствовать!) и принимать решения, направленные на оказание помощи для духовного развития и уподобления Христу членов церкви.

3. Границы повиновения определяются Словом Божьим. Ни один христианин не обязан слепо подчиняться и делать что-либо противоречащее Слову Божьему и характеру Иисуса Христа: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). К сожалению, некоторые пасторы злоупотребляют своим положением, требуя абсолютного подчинения членов церкви. Например, выбор места жительства, работы, супруга (супруги) является личной прерогативой каждого христианина.

V. Практическое проявление послушания в церкви

1. Члены церкви призваны проявлять послушание своему пастору в кротком и смиренном духе как поставленному Богом руководителю церкви. Это подразумевает внимательное отношение к замечаниям и увещеваниям пастора, ответственное и своевременное исполнение его поручений, поддержка в его начинаниях, личное уважение к нему и активная поддержка авторитета своей поместной церкви. Все члены Тела Христова должны быть научены о необходимости слушаться своих пастырей и лиде¬ров.

2. Необходимо постоянно молитвенно поддерживать труд пастора, благословлять его и его семью, а также молиться за всех служителей: Павел писал: «Молитесь также и о нас…» (Кол. 4:3).

3. Нужно понимать, что член церкви, который не подчиняется пастору, злословит его, груб и высокомерен с ним, нахо¬дится в серьезном грехе бунта и противится Господу, что оборачивается гневом Божьим: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял,…И услышал [сие] Господь. … И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: … как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них,…» (Числ. 12:1–9). Своим поведением находящиеся в неповиновении могут заразить и других. Поэтому никому не должно слушать бунтарей и поддерживать их.

4. Критика пастора церкви допускается лишь при наличии свидетелей его неправильного поступка, и не перед церковью, а перед вышестоящим руководством, что видно из наставления апостола Павла епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). Это не исключает личной беседы члена церкви с пастором о возникших вопросах относительно поведения последнего.

5. В свою очередь пастор должен быть готов в случае своего неправильного поведения принять обличение перед всей церковью со стороны епископов (а епископ – со стороны Совета епископов). «Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).

6. Должно воздерживаться от увлечения посторонними учениями и не распространять их в церкви. Лучше всегда ставить в известность пастора и доверять его духовной проницательности. Инициатива должна быть разумной.

7. Христианин должен усердно исполнять служение, которое Господь определил ему в церкви, активно участвовать во всех церковных мероприятиях, ревновать в личном евангелизме.

8. Необходимо быть верным в материальном служении, в том числе и через финансовую поддержку служителей, посвященных на служение в церкви полное время: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17, 18). В данном случае служители не должны злоупотреблять этим правом.

Священный синод

Фото: Патриархия.ru

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный синод

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии — по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

2 декабря 2017 г. 17:50

1. Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде.

2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси (Местоблюстителю) и Священному Синоду.

3. Высший Церковный Совет рассматривает:

а) вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных средств массовой информации;

б) вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

в) вопросы церковного управления и хозяйствования;

г) иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

4. В задачи Высшего Церковного Совета входит:

а) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;

б) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;

в) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

5. Высший Церковный Совет:

а) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

б) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

в) вносит предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного Присутствия.

6. Высший Церковный Совет состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в порядке, установленном Положением о Высшем Церковном Совете.

7. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители синодальных учреждений, перечисленных в статье 6 главы VIII настоящего Устава. В случае оставления ими должности они перестают быть членами Высшего Церковного Совета.

8. Священный Синод может по представлению Патриарха Московского и всея Руси назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

9. Порядок деятельности Высшего Церковного Совета определяется Положением о Высшем Церковном Совете, утверждаемым Священным Синодом.

Материалы по теме

Глава I. Общие положения [Документы]

Глава II. Поместный Собор [Документы]

Глава III. Архиерейский Собор [Документы]

Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси [Документы]

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Заседание Высшего Церковного Совета 27 апреля 2023 года

Итоги социального служения Церкви в 2022 году. Доклад епископа Верейского Пантелеимона [Статья]

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Священный Синод никак не назовешь восходящим к древности: подобного органа управления в Русской Церкви не было ни по Крещения Руси, ни в последующие века. Впервые же он появляется с XVIII в.

Священный Синод Русской Православной Церкви

Священный Синод Русской Православной Церкви

Священный Синод Русской Православной Церкви. Что это?

Греческое слово означает собрание или совет, прилагательное «священный» — то, что речь идет не об обычной земной человеческой деятельности, а об управлении учреждением, где сочетаются Божественное с человеческим – Церковью.

К настоящему времени это орган управления Церковью, который решает текущие вопросы ее жизни между созывами Архиерейских Соборов. Однако, функции эти были такими не всегда.

Происхождение и история Синода

Он появился в России с 1721 г. Тогда император Петр I подписал документ под названием «Духовный регламент».

Правительствующий

Само его название говорило о том, что отныне государство вознамерилось «регламентировать» не что иное, как духовную жизнь царских подданных. Первым шагом на этом пути стала отмена Патриаршества, вторым – образование особой «коллегии духовных дел» для руководства Церковью. Отсюда полное именование органа: «Святейший правительствующий Синод». Состав его включил наиболее авторитетных архиереев из значимых епархий. А вот возглавил его – впервые за всю церковную историю – светский чиновник, именуемый обер-прокурором. Он назначался царем, который теперь фактически стал управлять Церковью.

Присяга члена Синода среди прочего включала следующую фразу: «Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовныя сея Коллегии быти Самаго Всероссийскаго Монарха Государя нашего всемилостивейшаго», таким образом, утверждая главенство светской власти.


Полномочия органа власти были велики – от функций церковного суда высшей инстанции до вопросов христианского просвещения, даже – отлучения от Церкви. Это понятно: никакого иного органа управления Церковью вообще не предусматривалось.

Пётр Первый и Священный Синод

Пётр Первый и Священный Синод
Худ. И.Ф. Тупылев. 1801 год / Предоставлено М. Золотаревым

Ныне «Синодальный период», даже с учетом вклада Синода, его руководства в становление миссионерства, духовное просвещение страны, большинством историков признается одним из самых сложных, неоднозначных для Русской Церкви. Невиданное ранее вмешательство чиновников привело сокращению количества «ненужных» государству монастырей, снижению уровня духовного образования, но самое главное – к упадку духовности (например, крайне формализованной стала исповедь, проходить которую теперь предписывалось не менее раза в год, о чем делались записи). Закономерным следствием стала катастрофа православия 1917 г. А точкой, поставленной уже атеистической властью в существовании этого Синода – известный Декрет 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», которым он был упразднен.

Другой Синод

Его учредил 7 декабря 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви. Вновь избранный Предстоятель, Партриарх Тихон специально подчеркнул, что он – не преемник царского, а создан именно Поместным Собором. Да и функции его были куда скромнее, включая только дела текущего управления, тогда как значимые решения должны были приниматься соборным разумом.

Заседание Священного Синода

Заседание Священного Синода
Журнал ИСКРЫ, 17 марта 1913 года

Считалось, что состав его будет переизбираться каждые 3 года. Однако сделать это из-за гонений оказалось попросту невозможно. Поэтому с 1921 г. избранный Собором Синод утратил полномочия, а новый, ввиду ареста Патриарха, последующих жестоких гонений на Церковь, избрать просто не удалось.

Постоянный орган управления удалось создать только с 1943 г., когда гонения на Церковь временно ослабели. Впоследствии порядок его формирования несколько раз изменялся, а состав постепенно расширялся.

Состав Священного Синода сегодня

Сейчас в Синод на правах постоянных участников его заседаний входят:

  • архиереи семи наиболее значимых митрополиий; это Санкт-Петербургская, Крутицкая и Коломенскация, а также Украина, Белоруссия, Казахстан, Средняя Азия, Молдавия
  • два человека «по должности»; это председатель отдела внешних церковных связей и управляющий делами Патриархии.

Кроме того, на заседания приглашаются архиереи других епархий (так называемые временные члены) – их пять, и состав этот меняется. Каждый может участвовать только в одной сессии, затем его сменяет другой владыка.

Права и обязанности Синода

Сегодня они неизмеримо меньше, нежели в прежние, царские времена: ведь основные полномочия по решению церковных вопросов принадлежат Соборам. Синод же между их заседаниями обязан решать лишь текущие дела: это различные частные вопрсоы управления, отношений со светской властью, другими Поместными Церквями, нехристианскими конфессиями. Вменяется в обязанность Синоду также следить за чистотой христианского учения, предотвращать церковные расколы.

Состав Священного Синода

В состав Священного Синода каждый раз приглашаются разные архиереи в качестве временных членов

К числу прав управленческого органа принадлежат

  • оценка деятельности епархий, контроль за ними (при необходимости – даже проведение ревизий);
  • назначение архиереев (в особых случаях может быть принято решение о перемещении епископа на другую кафедру или о его уходе на покой);
  • утверждение отделов, комиссий Синода;
  • назначение ректоров семинарий, Академий.

Журналы Синода. Что в них?

Они содержат принятые на заседаниях решения. Журналы находятся в открытом доступе на интернет-странице Московской Патриархии, они размещаются там оперативно, по мере проведения заседаний.

Имея скромные, против прежних, полномочия, нынешний Синод, при всей значимости, по сути, исполняет соборные постановления, не восхищая себе прерогативы, которые от времен Апостольских принадлежат общецерковному собранию.

Автор Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Заседание Высшего Церковного Совета 4 сентября 2013 года
Заседание Высшего Церковного Совета 4 сентября 2013 года

Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви — орган управления Московского Патриархата возглавляемый патриархом Московским и всея Руси и объединяющий глав учреждений Священного Синода Русской Православной Церкви

Учреждён Всероссийским Собором в 1917 году. Состоял из патриарха, трёх членов Священного Синода, а также представителей приходского духовенства, монашествующих и мирян. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов ВЦС прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность ВЦС продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.

Впоследствии именем «Высшего Церковного Совета» пользовались раскольники тех лет, учредившие в 1923 году обновленческий, а в 1926 — григорианский «Временный» ВЦС.

В составе Русской Православной Церкви Высший Церковный Совет был возрожден в 2011 году. Московский Архиерейский Собор 2-4 февраля того года постановил придать регулярным совещаниям глав Синодальных учреждений «формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учреждённым Всероссийским Церковным Собором в 1917 году.» Образование Высшего Церковного Совета было поручено Священному Синоду, который 22 марта того же года принял Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви и утвердил его первоначальный состав. На 27 апреля 2023 года в него входили [1]:

Состав

  • Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси, председатель Высшего Церковного Совета
  • Павел (Пономарев), митр. Крутицкий, руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья
  • Дионисий (Порубай), митр. Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий патриарха Московского и всея Руси
  • Антоний (Севрюк), митр. Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
  • Климент (Капалин), митр. Калужский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
  • Феогност (Гузиков), митр. Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству
  • Кирилл (Покровский), митр. Ставропольский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
  • Митрофан (Баданин), митр. Мурманский, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
  • Тихон (Шевкунов), митр. Псковский, председатель Патриаршего совета по культуре
  • Евгений (Кульберг), митр. Екатеринбургский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
  • Фома (Мосолов), архиеп. Одинцовский, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии
  • Иринарх (Грезин), еп. Раменский, председатель Синодального отдела по тюремному служению
  • Пантелеимон (Шатов), еп. Верейский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Серафим (Амельченков), еп. Истринский, председатель Синодального отдела по делам молодежи
  • Евфимий (Моисеев), еп. Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела
  • Максим Козлов, прот., председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Сретенской духовной академии
  • Ермоген (Бурыгин), иером., и.о председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
  • Ксения (Чернега), игум., руководитель Правового управления Московской Патриархии
  • Легойда Владимир Романович, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

В повестку заседания были включены вопросы церковного служения в зоне проведения специальной военной операции, в частности, вопросы деятельности духовных семинарий, активизации работы синодальных учреждений в Крыму, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, а также рассмотрение предложений по теме XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (24-27 января 2024 года).

В заседании 27 апреля 2023 года также приняли участие [2]:

  • Николай (Погребняк), еп. Балашихинский, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии
  • Савва (Тутунов), еп. Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии
  • Щипков Александр Владимирович, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова

Использованные материалы

  • «Высший Церковный Совет», Православная энциклопедия, т. 10, сс. 109-111:
    • http://www.pravenc.ru/text/161111.html
  • Страница официального сайта Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/1435494.html
  • «Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета», официальный сайт Московской Патриархии, 4 сентября 2013:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/3207925.html — фото


[1]  Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви // официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1435494.html

[2]  Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви // официальный сайт Русской Православной Церкви, 27 апреля 2023 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/6022525.html

Органами власти
в православной церкви являются соборы
епископов — лиц высшей церковной
иерархии, которые получают свои полномочия
при посвящении. В осуществлении своей
власти они руководствуются священными
канонами и церковными правилами
(церковными законами), присягу в верности
которым каждый епископ дает при своем
рукоположении в сан. Присягнувший не
имеет права изменять, отменять или
нарушать церковные законы, что считается
основным условием сохранения чистоты
православной веры.

Таким образом,
соборность является важным принципом
церковного правления. Это
религиозно-богословское понятие («единый
во множестве», «всеединый»), которое
означает единство и целостность
церковного организма. Объявляя себя
соборной, церковь стремится быть единой
и единственной в экумене во вселенной,
а значит, она стремится стать вселенской.

Каноническая
соборность осуществляется в форме
ежегодных поместных соборов епископов
митрополичьего округа. Церковь такого
округа называется поместной. Вселенскими
же считаются только те соборы, которые
состоят из епископов и митрополитов
всего христианского мира (всех поместных
церквей).

Для заведования
церковными делами митрополит и епископы
имеют помощников — духовных и светских
лиц. Духовные лица служат в кафедральных
соборах и составляют клирос — орган
епархиального управления (гр. eparchia —
церковно-административная территориальная
единица). Во главе епархий стоят
митрополиты, архиепископы и епископы.
Епархии включают в себя благочинные
округа, которые делятся на приходы,
являющиеся первичными церковными
организациями.

Православная
церковь, в отличие от католической,
никогда не имела единого центра
управления, подобного Ватикану. Формально,
вследствие возникшего в начале XX в.
движения за объединение всех христианских
церквей, Патриарх Константинопольский
носит титул патриарха экуменического
(вселенского), но никто в среде православного
духовенства всерьез это не воспринимает.

На сегодняшний
день существует 15 официально признанных
автокефальных (самостоятельных)
православных церквей: Константинопольская
(Турция), Александрийская (Египет),
Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская,
Русская (под ее юрисдикцией находится
Японская автономная православная
церковь), Кипрская, Грузинская, Сербская,
Болгарская, Элладская (Греция), Румынская,
Польская, Чехословацкая, Американская,
Финская. Кроме того, существует множество
не признанных официально автокефальных
национальных церквей.

Степень
самостоятельности автокефальных церквей
определяется соглашением с той
автокефальной церковью, которая
предоставила ей автономию. Главы
автономных церквей избираются поместными
соборами с последующим утверждением
их патриархом автокефальной церкви. В
административном отношении автокефальные
церкви подразделяются на экзархаты,
епархии, викариаты, благочиния и приходы.
Так, Русская православная церковь имеет
5 экзархатов (Белорусский, Украинский,
Западной Европы, Средней Европы,
Центральной и Южной Америки).

Без сомнения, самой
мощной и влиятельной среди православных
церквей на сегодняшний день является
Русская православная церковь, которая
считала и считает себя правоприемни-цей
Византийской православной церкви. Во
главе РПЦ стоит Патриарх Московский и
всея Руси, который избирается пожизненно
Поместным собором. При патриархе
учреждается Синод, состоящий из 6
постоянных и 2 временных членов.

Под юрисдикцией
Московской патриархии находятся многие
православные приходы за границей: во
Франции, США, Германии, Англии, Аргентине,
Канаде и др.

Подготовка кадров
православных священнослужителей
осуществляется в духовных учебных
заведениях — академиях и семинариях.

Православное
духовенство делится на белое (приходские
священники) и черное (монашество). Среди
белого обет безбрачия дают только
представители высшего духовенства –
иеромонахи. Монахи проживают и служат
в монастырях, самые известные из которых
– Троице-Сергиевская лавра, Кие-во-Печерская
лавра, Александро-Невский,
Почаевско-Успен-ский, Жировицкий.

В чём отличие чёрного и белого духовенства, кто избирает Патриарха, что такое постриг, как по внешним признакам отличить митрополита от епископа — самое интересное о Русской православной церкви.

Русская православная церковь — самая крупная религиозная организация в России. Занимает пятое место в списке автокефальных поместных церквей мира. Включает в себя 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, и 944 монастыря.

В данной статье я затронул общие темы, которые не требуют глубокого изучения. После прочтения материала вы сможете визуально отличать священников друг от друга, а также узнаете, как ими становятся. Источниками статьи являются: Официальный сайт РПЦ, Православная энциклопедия.

Структура

Существует три органа церковной власти, каждый из которых является главным в своей компетенции. Все они тесно связаны между собой. Без одного не возможно существование другого.

  • Священный Синод — ответственен перед Архиерейским Собором. Состоит из председателя, девяти постоянных и пяти временных членов. В период между Архиерейскими соборами — главный орган Русской православной церкви. Созывается не реже одного раза в четыре года. В случае ухода Патриарха с поста немедленно избирает из числа постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола;
  • Поместный Собор — имеет функции выше законодательной и судебной церковной власти. Созывается Патриархом или Священным Синодом не реже одного раза в пять лет (в исключительных случаях по решению Патриарха или Священного синода). Именно Поместный Собор избирает Патриарха, канонизирует святых, толкует учение Православной Церкви, решает канонические, богослужебные, пастырские и другие вопросы;
  • Архиерейский собор — высший орган иерархического управления Русской православной церкви. Созывается не реже одного раза в четыре года. Ему принадлежит право церковного суда над Патриархом, а также решение вопроса об отправке на покой.

Приход — основная единица структуры РПЦ, во главе которого стоит настоятель храма. Приход состоит из мирян и священников. Миряне это все те, кто не священники.

Основная территориальная единица — епархия, во главе которой стоит архиерей. В состав епархии входят монастыри, благочиния, храмы, часовни.

Объединение несколько епархий в одном округе называется митрополией.

Общее фото архиереев.  Официальный сайт РПЦ

Иерархия

Духовенство в РПЦ разделено на два вида:

  • Чёрное — монахи, давшие три обета;
  • Белое — священники, которые могут вступать в брак;

Начать путь служения церкви можно с любого (белое — поступить в высшее учебное богословское учреждение, чёрное — уйти в монастырь).

Переход из белого духовенства в чёрное возможен, если служитель никогда не вступал в брачный союз, овдовел или развелся с женой по обоюдному согласию.

Церковнослужители

Являются помощниками священнослужителя. Поставляются на свою должность путем хиротесии — возложения рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира. Получают благодать Божию для соучастия в церковных службах. Право поставлять на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастыре — его настоятелю.

Степени церковнослужителей: иподиакон, чтец, алтарник.

Священнослужители

Лица, посвящённые на особое служение церкви. Разделяют три иерархические степени.

Рукоположение в диаконы.  Официальный сайт РПЦ

1. Диакон

Помогает епископу или священнику в совершении таинств и богослужений. Диаконом может стать мужчина в возрасте от 25 лет. Во время служения диаконы выполняют вспомогательную роль — наполняют сосуды, делают обход храма с кадилом и т.д.

По состоянию на 29 ноября 2017 года в РПЦ насчитывалось 4 640 диаконов.

В диакона посвящает епископ через Таинство Священства путем дьяконской хиротонии. До момента рукоположения ставленник (кандидат) должен пройти от одного до трёх собеседований, на которых опытные священники определяют уровень его знаний.

Ставленник в степень диакона должен знать:

  • Наизусть все входные молитвы;
  • Наизусть порядок облачения и молитвы на нём;
  • Наизусть все диалоги Божественной литургии;
  • Порядок входа в алтарь и выхода из него;
  • Порядок каждения на вечерне, литии, утрени, Литургии;
  • Схема чинопоследования вечерни, утрени, Божественной литургии;
  • Хорошо читать по-церковнославянски.

После успешной сдачи экзамена ставленнику выдается свидетельство, которое необходимо для рукоположения.

Неженатый диакон не может вступить в брак после рукоположения.

Степени:

  • Белое — диакон, протодиакон;
  • Чёрное — иеродиакон, архидиакон.

Игумен Пимен.   Официальный сайт РПЦ

2. Пресвитер

Может совершать все богослужения и таинства кроме священства и освещяния мира. РПЦ выдвигает правила, по которым пресвитером может стать мужчина старше 30 лет. Пресвитер может быть женат, но его жена должна быть обязательно православной веры.

Пресвитером поставляет епископ в Таинстве Священства путём священнической хиротонии.

По состоянию на 29 ноября 2017 года в РПЦ насчитывалось 34 774 пресвитеров.

Степени

  • Белое — иерей, протоиерей, протопресвитер;
  • Чёрное — иеромонах, игумен, архимандрит.

Празднование Рождества Христова в Храме Христа Спасителя.  Официальный сайт РПЦ.

3. Епископ

Может совершать все семь таинств церкви, преемник апостолов. Епископа поставляет собор епископов путем особой хиротонии. Может управлять епархией. Остаётся на своей должности пожизненно, но по достижению 75-летнего возраста подаёт прошение об уходе на покой.

Епископом может стать только монах. Если священник до этого находился в белом духовенстве и он хочет построить дальнейшую карьеру, ему следует принять постриг через малую схиму и перейти в чёрное духовенство.

На 15 октября 2018 года в РПЦ было 412 епископов.

Степени:

  • Архиепископ — является исключительно почётным отличием от епископа, жалуемого указом Святейшего Патриарха за особые заслуги. При воздведении архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке;
  • Митрополит — глава митрополии. При возведении удостаивается права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета;
  • Экзарх — возглавляет отдельный церковный округ, расположенный за пределами страны, где находится патриарх;
  • Патриарх — глава РПЦ.

Обращения к священнослужителям

  • Диакон/Иерей/Иеремонах — Ваше Преподобие;
  • Игумен — Ваше Высокопреподобие;
  • Епископ — Ваше Преосвященство;
  • Архиепископ и Митрополит — Ваше Высокопреосвященство;
  • Патриарх — Ваше Святейшество.

Патриарх Кирилл.   Официальный сайт РПЦ.

Патриарх

Является председателем Церкви, его имя возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви. Титул является пожизненным.

Владимир Михайлович Гундяев (Кирилл) был избран на должность действующего Патриарха 27 января 2009 года. 1 февраля, в Храме Христа Спасителя, прошла его интронизация.

Чтобы стать патриархом нужно:

  • Быть старше 40 лет;
  • Иметь титул архиерея;
  • Получить высшее богословское образование;
  • Иметь достаточный опыт епархиального управления.

В обязанности Патриарха входит: ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного синода, награждение архиереев титулами и высшими церковными отличиями, издание указов о назначении руководителей церковных учреждений, ректоров школ, награждение мирян церковными наградами и другое.

После ухода на покой предыдущего Патриарха на заседании Священного Синода тайным голосованием избирается Патриарший Местоблюстителей, который будет исполнять обязанности Патриарха до момента избрания нового.

Как происходит избрание Патриарха

  • Священный Синод постанавливает провести Поместный собор;
  • Создается комиссия по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов;
  • На заседании Архиерейского собора проходит избрание кандидатов на пост Патриарха. На этом же заседании принимаются необходимые документы для созыва Поместного собора;
  • На заседании Поместного собора проходит избрание Патриарха. Епископы тайным или открытым голосованием выбирают нового предстоятеля. На последнем соборе Кирилл набрал 508 голосов из 677.

Процесс пострига в монахи Официальный сайт РПЦ.

Чёрное духовенство

Начать путь служителя церкви через чёрное духовенство можно с ухода в монастырь. Чтобы стать монахом, для начала нужно пару лет поработать на благо обители, после которых принять необходимые обеты.

Уйти в монастырь разрешат не всем. Священники не допустят, чтобы кандидат оставил престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, которые не могут сами себя обеспечивать, например из-за инвалидности. Если у кандидата есть маленькие дети — также откажут. Тяжелая болезнь и инвалидность еще два повода для отказа. Это объясняется тем, что в монастыре отсутствует качественное медицинское обслуживание.

Путь выглядит следующим образом:

Трудник — человек, принявший решение уйти в монахи. Должен несколько лет прослужить в монастыре, помогая священникам. Если по истечении этого времени кандидат не передумал, подаёт прощение о приеме братии выбранного монастыря.

Далее следует чин послушника — испытательный срок, на котором кандидату нужно подтвердить готовность посвятить жизнь Богу.

После прохождения пути послушника кандидату требуется совершить постриг в малую схиму и принять обеты:

  • Безбрачия — монахам нельзя заниматься сексом с противоположным полом;
  • Послушания — беспрекословное повиновение духовнику, потеря возможности распоряжаться своей жизнью;
  • Нестяжание — отказ от собственности.

Процесс пострига в монахи Официальный сайт РПЦ.

Процесс пострига

Как правило, для этого действия отводится отдельная служба. Начинается с песнопений, во время которых постригаемый должен быть облачен в белую рубаху. Ему следует проползти на животе от порога храма до его центра, не помогая себе ногами. В этот момент его сопровождают два монаха, которые прикрывают постригаемого мантиями.

Остановившись в центре Храма, постригаемый остаётся там лежать головой вниз. После настоятель Храма обращается к нему и прикасается, после чего постригаемый может встать. Далее следует серия вопросов от настоятеля. Это нужно, чтобы присутствующие убедились, что человек принимает постриг по своей воле, а не по принуждению. Далее идет процесс молитвы и самого пострига — настоятель крестообразно состригает волосы с постригаемого. В завершении церемонии монах надевает на себя пояс, мантию, головной убор и сандалии. Выдаются чётки, крест и свеча.

Во время пострига в монахи постригаемый меняет свое имя. Ведь, принимая монашеский постриг, служитель церкви «умирает» для прежней, мирской жизни.

Казанская духовная семинария Официальный сайт семинарии

Семинария

Это высшее духовное учебное заведение, которое осуществляет подготовку священнослужителей, церковнослужителей и церковных специалистов. Поступить в семинарию могут лишь мужчины, которые не состоят в браке или для них он первый. Обучение является бесплатным.

Помимо стандартных документов для поступления нужна положительная рекомендация от священнослужителей, которые служат в месте проживания поступающего. Чтобы ее получить поступающему необходимо активно участвовать в церковной жизни прихода, регулярно оказывать необходимую помощь священникам.

Вступительные испытания состоят из сочинения на церковные темы, а также собеседования.

Обучение длится 4-5 лет, после которого выпускники получают направление в приходы Русской православной церкви.

Финансовые вопросы

Согласно закону, у священников нет трудовой книжки, а стаж работы считается с момента подписания приказа о приеме на должность священника. По законодательству священнику предоставляется отпуск — 28 дней.

Зарплата зависит от суммы, которую храм собрал с прихожан. Основной доход — торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. В статье The Village указано, что «каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, — каждому по конверту».

В областном городе у рядового священника, не настоятеля, в месяц выходит от 20 до 200 тысяч рублей.

В декабре 2016 года РБК выпустило расследование о доходах всей Русской православной церкви.

Из него следует, что 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Мантии патриарха (зеленая — цвет возрождения, воскресения Христа), митрополита (голубая — цвет вечности, смирения, благочестия и кротости.) и епископа (фиолетовая — цвет высшей мудрости, истины и покаяния) Официальный сайт РПЦ.

Облачения

Все облачения делятся на обыденные и богослужебные.

Вне службы священники ходят в подряснике, рясе и скуфье (головной убор). Священники, награждённые камилавками (головной убор фиолетового, тёмного-синего или чёрного цвета), должны их носить на официальных мероприятиях. Все головные уборы священников строго соответствуют их положению в иерархии церкви:

  • Белый клобук — митрополиты;
  • Чёрный клобук — архиепископы и епископы. Причём, у вторых на нем отсутствует крест;
  • Камилавка — чёрного цвета выдаются всем иеродиаконам, фиолетового —награда для священников белого духовенства;
  • Куколь — патриарх;
  • Митра — епископ или награжденный ей священник;
  • Cкуфья — все священники. Фиолетового цвета для архиереев и награжденных священников белого духовенстве.

В обыденной жизни монахи имеют право носить мантии, у монахов она только чёрного цвета, а начиная с сана епископа — фиолетовой, голубой или зеленой. При облачении в богослужебные одеяния мантия может сниматься.

Богослужебные одеяния священников состоят из семи цветов, каждый из которых символизирует определённый повод службы.

  • Золотой — великие праздники, а также будничные богослужения;
  • Белый — двунадесятые Господские праздники, Пасха (утром) , праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников;
  • Красный — Пасха, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников;
  • Синий — Богородичные праздники;
  • Фиолетовый — воскресные дни Великого поста, праздник Воздвижения Креста;
  • Зелёный — День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим, праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых;
  • Чёрный — будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы, Литургия Преждеосвященных Даров.

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион Україна Православна

Церковные награды

Как и у любой другой структуры, у РПЦ есть свои награды. Они разделены на два вида — общецерковые (медали и ордена) и иерархические. Ко вторым относят:

  • повышение;
  • элементы литургического облачения;
  • богослужебные отличия.

Последовательными наградами для пресвитеров являются:

  1. Набедренник;
  2. Камилавка фиолетового цвета — головной убор;
  3. Наперстный крест;
  4. Сан протоиерея, сан игумена. Не ранее, чем через пять лет;
  5. Палица — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра;
  6. Крест с укращениями;
  7. Митра — головной убор;
  8. Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни;
  9. Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш…»;
  10. Патриарший крест;
  11. Сан протопресвитера.

Гомосексуальность

Я вас умоляю, какие притеснения! Гею в церкви свобода и простор!

Артем Вечелковский
экс-священник РПЦ в интервью журналу «Сноб»

Самый громкий скандал, связанный с гомосексуальностью в церкви в последнее время, связан с увольнением Андрея Кураева с поста профессора Московской духовной академии за публикацию порочащих церковь материалов.

В своем блоге Кураев сообщил о факте проверки Казанской духовной семинарии, связанной с жалобами студентов на сексуальные домогательства и изнасилования со стороны руководства.

В ходе проверки 4/5 воспитанников подтвердили не только случаи домогательства, но и описали перед комиссией обстановку в целом — «практически все руководители учебного заведения являются содомитами».

Далее от Андрея последовало обвинение казанского митрополита Анастасия и митрополита Никодима в нетрадиционной сексуальной ориентации. Через несколько дней Кураева уволили из Московской духовной академии.

Позже в семинарию приехал Митрополит Анастасий, который остался недоволен тем, что воспитанники рассказали обо всем происходящем комиссии, но не говорили об этом ранее.

Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».

Митрополит Анастасий

Позднее Священный синод принял отставку ректора Казанской духовной семинарии митрополита Анастасия, который попросил освободить его от должности «в связи с возросшей загруженностью делами.

Также на фоне отставки Анастасия начались отчисления студентов, которые заявили о сексуальных домогательствах проректора.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Константинопольский Варфоломей на обсуждении вопроса автокефалии украинской православной церкви Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС / Scanpix / LETA

Отношения с Константинополем

15 октября 2018 года Священный Синод Русской православной церкви разорвал отношения с Константинопольским патриархатом, главной православной церковью в мире. Причиной конфликта стала выдача автокефалии Православной церкви Украины.

Представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов разъяснил отношения РПЦ с Константинополем.

Патриарший Московской церкви был дан в XVI веке Вселенским патриархом Иеримией II, и в этом документе ясно сказано, что московскому архиерею даётся право называть себя патриархом при том, что он должен признавать Константинопольского патриарха как своего главу.

Архиепископ Иов

Как сообщил бывший ответственный редактор журнала Московской патриархии Сергей Чапнин — «Все другие поместные церкви признают первенство Варфоломея, и только Московский патриархат против».

С 14 сентября 2018 года поминовение патриарха Константинопольского Русской православной церковью во время службы приостановлено.

Таинство Евхрастии Официальный сайт РПЦ.

Семь таинств

Таинства — специальные священные действия, через которые незримым образом совершается передача даров Святого Духа. Некоторые совершаются один раз в жизни, некоторые регулярно. В Русской православной церкви выделяют семь основных:

  1. Таинство крещения — человек получает духовное рождение, соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств;
  2. Таинство миропомазания — через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям;
  3. Таинство евхрастии — приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу;
  4. Таинство исповеди — в присутствии священника приносится покаяние в своих грехах;
  5. Таинство соборования — помазание больного человека специальной мазью, которая поможет получить благодать Бога для исцеления тела и души;
  6. Таинство священства — посвящение в священный сан;
  7. Таинство брака — союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить инструкцию по делопроизводству для конкретной организации
  • Эмоксипин уколы как колоть внутримышечно инструкция
  • Kitfort kt 109 инструкция по применению
  • Тофранил инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Поставить построенный дом на кадастровый учет пошаговая инструкция