Орган созданный для стратегического руководства вооруженными силами

23 июня 1941 года была создана Ставка Главного командования. Этот орган был создан для стратегического руководства всеми вооруженными силами в годы войны.

Все силы народа – на разгром врага

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Закончилось время провокаций, которое при попустительстве и подстрекательстве западных держав переросло в грубое нарушение элементарных норм международного права. Германия встала на путь грабительских захватов и чудовищных зверств в оккупированных странах. Вся западная территории СССР стала полигоном для выполнения захватнического плана «Барбаросса». Масштабы военных действий  превысили все предполагаемые расчеты и потребовали от руководства страны быстрых и уверенных действий. На правительство сразу и без всякой очередности свалились сложнейшие задачи – от приостановки наступления немецких войск, всеобщей мобилизации, эвакуации на восток промышленных (в первую очередь оборонных) предприятий, населения и до организации производства вооружения. Все это требовало кардинальных изменений во всей системе политического, государственного и военного руководства. В существующей конституции не были предусмотрены элементы управления в военное время. На первом этапе все общее руководство осуществлялось ВКП(б), а вернее, ЦК во главе с И. В. Сталиным. Уже на следующий день, то есть 23 июня, Совет народных комиссаров утвердил новый орган власти в военное время – Ставку Главного командования. Ее возглавлял нарком обороны Тимошенко, но вскоре ее председателем стал сам Сталин. Ставка стала эффективным органом управления и просуществовала до осени 1945 года.

Члены ставки ВГК

Почему Ставка?

Мы немного отвлечемся от событий 1941 года и расскажем, откуда возникло это слово. В древности ставкой назывался походный шатер, где размещался полководец. Ставки были и в армиях других стран, и у ханов Золотой Орды. В Ордынскую ставку приезжали русские князья, где получали ярлык на княжение. Со временем значение «ставки» изменилось. В годы Первой мировой войны это был орган полевого управления войсками и место нахождения императора, который еще и возглавлял армию. Кстати, еще весной 1941 года, во время стратегических командно-штабных учений, Наркомат обороны поднимал вопрос о создании Ставки Главного командования. Но чего-то конкретного добиться не удалось, и вопрос о Ставке остался открытым. Война внесла свои коррективы, и новый орган появился на следующий день после нападения на страну и стал осуществлять руководство вооруженными силами. В первом составе Ставки были маршал Тимошенко, начальник Генштаба Жуков, председатель Совнаркома Сталин, его заместитель Молотов, Буденный и нарком ВМФ Кузнецов. Когда Сталин стал во главе Ставки, он был еще и председателем Государственного комитета обороны. Была создана и группа советников по различным вопросам, но очень скоро все они получили новые назначения, и эта группа не восстанавливалась.

Состав СВГК

Ставка все годы работала в Москве. Вы все знаете, какое сложное положение сложилось в Москве к осени 41 года. Из Москвы были эвакуированы многие государственные учреждения, иностранные посольства. Ставка все время оставалась в Москве, правда, менялись места базирования. Первоначально все ее заседания проводились в Кремле, но из-за угрозы авианалетов, Ставка переехала в район Кировских ворот. Рядом находились и все вспомогательные службы.

Организаторы Победы

Ставка обладала всей полнотой власти. Все гражданские, партийные и советские организации должны были выполнять ее распоряжения. Контроль над выполнением распоряжений Ставки осуществляли ее представители. 8 августа 1941 года И. Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим, и Ставка была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (СВГК).

Члены Ставки за работой

Ставка действительно стала главным организатором Победы. Она возглавляла общее стратегическое руководство всей Красной Армией, Военно-морским флотом, пограничниками, внутренними войсками и партизанами. Она оценивала военно-политическую и военно-стратегическую обстановку, и она же принимала оперативные решения по взаимодействию и координации действий всех войсковых подразделений – от фронтов до партизанских отрядов. Ставка занималась подготовкой резервов и материально-техническим обеспечением Армии. Ставке подчинялись вооруженные силы, и она утверждала планы операций, обеспечивала их силами и резервами.

Особняк на Мясницкой, одно из посещений ставки

Практически все важные решения принимались после обсуждения в СВГК. Приглашались и командующие фронтами, и крупные государственные деятели, и члены Политбюро. Представители Ставки и сами часто выезжали на места сражений, чтобы оказать помощь в руководстве той или иной операцией. С 1942 года вводится новый институт стратегического управления – представители СГВК с широким кругом полномочий. Принято считать, что именно с этого времени работа Ставки наиболее эффективна.

Члены Ставки за работой

В октябре 1945 года завершаются боевые действия Второй мировой войны, и Ставка Верховного Главнокомандования упраздняется.

        чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы Великой Отечественной войны 1941—45 стратегическое руководство Советскими Вооруженными Силами. Создана постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) 23 июня 1941 и первоначально именовалась Ставкой Главного Командования Вооруженных Сил СССР. В её состав входили: С. К. Тимошенко (председатель), Г. К. Жуков, И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. Г. Кузнецов. В последующем наименование и состав СВГК претерпели некоторые изменения. 10 июля 1941 в связи с образованием Главных командований направлений (Северо-Западное, Западное и Юго-Западное) Ставка Главного Командования была переименована в Ставку Верховного Командования, а 8 августа 1941 — в Ставку Верховного Главнокомандования. С 10 июля 1941 её председателем стал И. В. Сталин, а в члены введён Б. М. Шапошников. 17 февраля 1945 постановлением Государственного комитета обороны (См. Государственный комитет обороны) СВГК была определена в составе: И. В. Сталин (председатель), Г. К. Жуков, А. М. Василевский, А. И. Антонов, Н. А. Булганин, Н. Г. Кузнецов. При Ставке существовал институт постоянных советников, которыми в разное время были Н. Ф. Ватутин, Н. А. Вознесенский, Н. Н. Воронов, А. А. Жданов, П. Ф. Жигарев, К. А. Мерецков, А. И. Микоян, Б. М. Шапошников и др. военные, партийные и государственные деятели.

         СВГК вносила изменения и уточнения в структуру и организацию Вооруженных Сил, осуществляла планирование кампаний и стратегических операций, ставила задачи фронтам и флотам и руководила их боевой деятельностью, согласовывала усилия Сов. Вооруженных Сил и армий союзных государств, организовывала взаимодействие между стратегическими группировками и оперативными объединениями различных видов Вооруженных Сил и партизанами, распределяла между фронтами имевшиеся в её распоряжении резервные соединения и материальные средства, осуществляла контроль за ходом выполнения поставленных задач, руководила изучением и обобщением опыта войны. Рабочими органами СВГК являлись Генеральный штаб, управления Наркомата обороны и Наркомата ВМФ. Наиболее целесообразные методы стратегического руководства СВГК вырабатывала постепенно, по мере накопления боевого опыта и роста военного искусства у высших звеньев командования и штабов. В ходе войны полностью оправдала себя сложившаяся двухстепенная система управления: СВГК — фронт (флот). В отдельные периоды войны, особенно в её начале, эта система заменялась трёхстепенной: между СВГК и фронтами создавались промежуточные звенья стратегического руководства в виде Главнокомандований направлений, но они существовали недолго (Северо-Западного направления с 10 июля по 29 августа 1941, Западного направления с 10 июля по 11 сентября 1941 и с 1 февраля по 3 мая 1942, Юго-Западного направления с 10 июля 1941 по 21 июня 1942; Северо-Кавказские направления с 21 апреля по 19 мая 1942) и были упразднены по мере стабилизации фронта и улучшения руководства войсками со стороны командующих фронтами. В 1945 на завершающем этапе войны была учреждена должность Главнокомандующего Вооруженными Силами на Дальнем Востоке, руководившего действиями против милитаристской Японии. Главнокомандующий имел широкие полномочия по руководству фронтами, флотом и флотилией, и в конкретных условиях военных действий на Дальнем Востоке опыт создания трехстепенной системы стратегического руководства оправдался.

         В ходе войны методы стратегического руководства СВГК непрерывно развивались и совершенствовались. Наиболее важные вопросы стратегических замыслов и планов операций обсуждались на её заседаниях, на которых в ряде случаев присутствовали командующие и члены военных советов фронтов, командующие видами вооруженных сил и родов войск. Окончательное решение по обсуждаемым вопросам Верховный главнокомандующий формулировал лично. Важную роль в руководстве боевой деятельностью фронтов и флотов играли директивы СВГК, в которых обычно указывались цели и задачи войск в операциях, основные направления, где требовалось сосредоточить главные усилия, способы использования подвижных войск, необходимые плотности артиллерии и танков на участках прорыва и т.д. Наличие в распоряжении СВГК крупных резервов позволяло ей активно влиять на ход операций. Широкое распространение во время войны получил институт представителей СВГК. Зная замыслы и планы СВГК и обладая полномочиями в решении оперативно-тактических вопросов, они оказывали большую помощь командующим оперативными объединениями в подготовке и ведении операций, координировали действия фронтов, согласовывали их усилия по цели, месту и времени. Представителями СВГК на фронтах в разное время были: Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, А. М. Василевский, С. К. Тимошенко, К. Е. Ворошилов, Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генералы А. И. Антонов, С. М. Штеменко и др.

И. Г. Павленко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Ставка Верховного Главнокомандования

Ста́вка Верхо́вного Главнокома́ндования (СВГК), высший орган стратегического руководства советскими вооружёнными силами в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Образована постановлением СНК СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 23 июня 1941 г. Первоначально именовалась Ставкой Главного Командования и в её состав входили: народный комиссар обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко (председатель), председатель СНК СССР И. В. Сталин, заместитель председателя СНК и председатель Комитета обороны при СНК СССР Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов, начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков, заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза С. М. Будённый, народный комиссар Военно-морского флота (ВМФ) адмирал Н. Г. Кузнецов. Этим же постановлением образован институт постоянных советников Ставки в составе: Маршалов Советского Союза Г. И. Кулика и Б. М. Шапошникова, генерала армии К. А. Мерецкова, генерал-полковника артиллерии Н. Н. Воронова, генерал-лейтенанта П. Ф. Жигарева, генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина, А. И. Микояна, Л. М. Кагановича, Л. П. Берии, Н. А. Вознесенского, А. А. Жданова, Г. М. Маленкова и Л. З. Мехлиса. 10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования преобразована в Ставку Верховного Командования, в её состав дополнительно введён Шапошников. С назначением 8 августа 1941 г. Сталина Верховным главнокомандующим стала именоваться Ставкой Верховного Главнокомандования. 17 февраля 1945 г. постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) реорганизована, в её состав вошли: Верховный главнокомандующий и народный комиссар обороны Сталин, заместитель Верховного главнокомандующего и 1-й заместитель народного комиссара обороны Жуков, заместители народного комиссара обороны А. М. Василевский и Н. А. Булганин, начальник Генерального штаба А. И. Антонов, народный комиссар и главнокомандующий ВМФ Кузнецов. Членами СВГК на протяжении всей её деятельности оставались Сталин и Жуков.

Основные функции СВГК: разработка замыслов кампаний и наиболее важных операций; координирование действий фронтов в этих операциях; создание в соответствии с замыслами военных действий стратегических группировок; подготовка и использование стратегического резерва; организация перегруппировок войск и сил флотов и руководство ими; руководство подготовкой и расстановкой кадров; контроль и оказание помощи в подготовке и ведении операций, а также в выполнении директив, приказов и распоряжений. Главным рабочим органом СВГК был Генеральный штаб Красной Армии, который тесно взаимодействовал с управлениями Народного комиссариата обороны и Главным морским штабом на основании Положения о Генеральном штабе, утверждённого постановлением ГКО от 28 июля 1941 г.

Как правило, решения на проведение кампаний и операций принимались после обсуждения в СВГК с приглашением командующих привлекаемых фронтов, крупных государственных деятелей и членов Политбюро ВКП(б). СВГК на начальном и завершающем этапах войны осуществляла непосредственное руководство фронтами, флотами и авиацией дальнего действия. Однако в целях приближения стратегического руководства к войскам действующих фронтов были созданы промежуточные звенья – Главное командование стратегических направлений. С весны 1942 г. появился новый институт стратегического управления – представители СВГК, назначаемые ею из числа наиболее подготовленных военачальников. Они обладали широкими полномочиями и направлялись обычно туда, где по плану СВГК решались главные на данный момент задачи. Так, в конце 1942 г. представителями СВГК под Сталинградом (ныне Волгоград) были назначены Г. К. Жуков, А. М. Василевский и Н. Н. Воронов. Наиболее продолжительное время в ходе войны обязанности представителей СВГК выполняли Жуков, Василевский, Тимошенко. В 1945 г. для координирования действий фронтов в войне с Японией было создано Главное Командование советских войск на Дальнем Востоке во главе с Василевским. СВГК практически прекратила свою деятельность в октябре 1945 г.

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 17:09 (GMT+3)

Государственный Комитет Обороны

30.06.2022

ГКО.jpg

Государственный комитет обороны (ГКО) был создан 30 июня 1941 года. Он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, что требовало, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

СОСТАВ ГКО

На основании совместного постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП (б) от 30 июня 1941 был создан следующий состав ГКО:

Председатель ГКО — И.В.Сталин.

Заместитель председателя ГКО — В.М.Молотов.

Члены ГКО:

— Л.П.Берия (с 16 мая 1944 — заместитель председателя ГКО).

— К.Е.Ворошилов.

— Г.М.Маленков.

Далее состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;

20 февраля 1942 в состав ГКО был введен Л. М. Каганович;

22 ноября 1944 новым членом ГКО стал М. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

РОЛЬ ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил деятельностью всех государственных учреждений и ведомств, направлял их усилия на всестороннее использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом, решал вопросы перевода экономики страны на обеспечение нужд войны, мобилизации человеческих ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства, подготовки резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности, эвакуации промышленности из угрожаемых районов, перевода промышленных предприятий в освобожденные Красной Армией районы и восстановления разрушенного войной народного хозяйства в западных областях страны, устанавливал объемы и сроки поставок промышленностью военной продукции и другие.

Каждый член ГКО отвечал за определенный круг вопросов. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Все советские, государственные, партийные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО.

Как высший орган государственного управления, ГКО ставил перед Верховным Главнокомандованием и в целом перед Вооруженными Силами СССР военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных Сил, расставлял руководящие кадры, определял общий характер использования Вооруженных Сил в войне. Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой советского народа в тылу врага. В своей деятельности ГКО опирался на аппарат РНК, уполномоченных ГКО на местах, которым, как правило, были секретари партийных комитетов крупных промышленных краев и областей, местные городские комитеты обороны, партийные и государственные органы.

Народный комиссариат обороны и его управления были рабочими органами ГКО по военным вопросам, непосредственными организаторами и исполнителями его решений. Высшим исполнительным органом ГКО по оперативно-стратегическому руководству вооруженной борьбой была Ставка Верховного Главнокомандования.

После окончания Великой Отечественной войны решением Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 ГКО был расформирован.

СТРУКТУРА ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П.Берия, Г.М. Маленков, А.И.Микоян и В.М.Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия.

В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий остальных структурных подразделений. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за поставки армии, наконец, на него были возложены обязанности упраздненного решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

— Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);

— Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).

— Особый комитет (занимался вопросами репараций).

— Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.

— Комитет по разгрузке дорог — образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, который существовал до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднен, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;

— Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановлением ГКО № 1922);

— Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.

— Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

ГКО..jpg

1 сентября 2023 года открывается Иркутское СВУ

1 сентября 2023 года открывается Иркутское СВУ

В 2023 году в училище будет осуществлён набор на обучение в 5, 6 и 7 классы по 60 чел. (всего 180 обучающихся). В последующие годы набор будет осуществляться только в 5 классы. Заявление родит…

Орден Отечественной войны

Орден Отечественной войны

20 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Отечественной войны двух степеней. Первыми награждены (2 июля) 9 артиллеристов 32-го гвардейского артполка. Орден 1-й …

День Памяти генералиссимуса А.В.Суворова

День Памяти генералиссимуса А.В.Суворова

Участники II Всероссийского военно-спортивного фестиваля имени генералиссимуса А.В. Суворова среди суворовцев, нахимовцев и кадет России, приняли участие в торжественном построении и молебне, посвящен…

Ему быть Ангелом!

Ему быть Ангелом!

Государь Император Павел I, присваивая Суворову после Итальянской компании высшее воинское звание — генералиссимуса, произнес удивительные слова: «Для других это много, для Суворова — мало. Ему быть а…

СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ

СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ

Когда в пересчёте на наше время чтить память святого флотоводца Феодор Ушаков и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Росси…

Александр Суворов: «Помилуй Бог, мы русские!»

Александр Суворов: «Помилуй Бог, мы русские!»

В 1800 году 6 мая по старому стилю тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Закончился земной путь нашего архистратига Александра, полный опасностей, скорбе…

БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ ВМФ РОССИИ 320 ЛЕТ!

БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ ВМФ РОССИИ 320 ЛЕТ!

От всей души поздравляем военных моряков, морских пехотинцев и летчиков Балтийского флота в 320-летием со дня основания Флота! Желаем нашим дорогим воинам-морякам здравия, благополучия в семьях, веры,…

Духовное укрепление МЧС города Москвы

Духовное укрепление МЧС города Москвы

16 мая 2023 года общественная организация «Московские суворовцы» и «Благотворительный фонд святого мученика Вонифатия», в рамках программы «Духовное укрепление Российского воинства» передали в дар сот…

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

16 мая 1905 года родился Вершигора Петр Петрович, генерал-майор, Герой Советского Союза, воспитанник спецчастей оперативной разведки Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР, выдающийся советский парти…

«Суворовская помощь» воинам Отечественной СВО.

«Суворовская помощь» воинам Отечественной СВО.

Московские суворовцы поздравили бойцов СВО с праздником и доставили необходимое оборудование, медицину и подарки: БПЛА с системами разведки и доставки спецгрузов, коллиматорные прицелы «Holosun Micro …

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает…

Течёт река бессмертного полка...

Течёт река бессмертного полка…

Течёт река бессмертного полка. По улицам, проспектам, по стране. Шагают в ряд с портретами в руках потомки победителей в войне. На старых фото вечно молодые, свою, оставив вахту в небесах. Шагают пред…

Напоминание поступающим в Московское СВУ

Напоминание поступающим в Московское СВУ

Набор в 2023 г. проводится только в пятый класс – мальчики (девочки в МсСВУ не принимаются). Прием в училище осуществляется на конкурсной основе из числа годных по состоянию здоровья несоверше…

Битва технологий

Битва технологий

Нацистские украинские вооруженные формирования сегодня основательно насыщены НАТОвскими радиотехническими средствами, с помощью которых они существенно вредят нашим дорогим воинам Отечественной СВО. Специалисты…

Они живы, пока мы их помним!

Они живы, пока мы их помним!

День Победы глазами ветерана Великой Отечественной войны. Многих, с кем они воевали, делили быт с ними уже нет рядом, но, пока они живы – память жива. В душе они по-прежнему молоды, а воспоминания о войне…

Сводка Совинформбюро от 10 мая 1945 года

Сводка Совинформбюро от 10 мая 1945 года

Немецкие войска под командованием генерал-фельдмаршала Шернера, в нарушение акта капитуляции отказались сдаваться на месте и сложить оружие. Ввиду этого войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта атаковали войска…

Государственный Комитет Обороны: орган власти чрезвычайный и эффективный

Одна из важнейших предпосылок Великой Победы

С завершением Великой Отечественной, а затем и Второй мировой войны Советский Союз все быстрее переходил на мирные рельсы. Сравнительно незаметным для политической жизни страны стало упразднение 4 сентября 1945 г. Государственного Комитета Обороны СССР – чрезвычайного органа власти, который управлял страной все четыре года войны.

Даже совершенно далекий от военного дела человек не станет отрицать, что война – это особое состояние общества, кардинально отличающееся от мирного времени и требующее от государства, общества, каждого человека по самому большому счету. И тех, кто к ней заранее не готовился, не продумал, как будет жить и действовать в военное время, война тем более не щадит.

Увы, до самого 22 июня 1941-го руководство Советского Союза недооценивало все огромное значение этого вопроса. Между тем крупные неудачи и поражения на фронте, масштаб и сложность задач по переводу экономики с мирных на военные рельсы, по мобилизации всех сил и средств на отпор агрессору показали, что существовавшая с довоенных времен система управления не в состоянии обеспечить быстрое превращение страны в единый военный лагерь.

«Отсутствие системы мы прочувствовали с особой остротой в первые дни Великой Отечественной войны, – вспоминал член советского правительства нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. – Государственная машина, направленная по рельсам невероятности нападения Гитлера, вынуждена была остановиться, пережить период растерянности и потом повернуть на 180 градусов. Последствия этого пришлось исправлять на ходу ценою больших жертв».

Государственный Комитет Обороны: орган власти чрезвычайный и эффективный

В соответствии с суровыми требованиями военного времени перестраивалась организационная структура, изменялось содержание деятельности, совершенствовались методы и стиль работы органов государственной власти, государственного и военного управления и руководящих должностных лиц. Остановить нацистское нашествие, а затем и победить врага можно было лишь в том случае, если все звенья государственного управления работали бы как единый механизм, обеспечивая точное и своевременное исполнение всей управленческой вертикалью решений высших органов власти. В условиях резкого перехода от мира к войне на первый план выходили: способность органов государственной власти и управления к быстрой перестройке на военный лад, разумное сочетание жесткого централизма и инициативы снизу, высокая исполнительская дисциплина, строгий спрос за порученное дело, компетентность лиц, занятых управлением страной и вооруженными силами.

Чрезвычайные испытания, обрушившиеся на страну, потребовали и чрезвычайных методов государственного и военного управления. 30 ию­ня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) был образован ГКО. Этот орган власти не был предусмотрен Конституцией СССР, его учреждение диктовалось экстремальными условиями катастрофического начала войны, необходимостью скорейшей мобилизации всех материальных и духовных сил для отражения агрессии и требованиями максимальной централизации руководства страной.

В состав ГКО вошли: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Именно указанные руководители и присоединившиеся к ним по ходу войны Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян и Н.А. Булганин взяли на себя всю полноту власти в стране в ключевой для нее час.

Все члены ГКО состояли в Политбюро ЦК ВКП(б), они же, за исключением Маленкова, входили в руководство правительства: Сталин как председатель СНК, Молотов, Берия и Ворошилов как его заместители. Маленков, занимавший сугубо партийные посты – секретаря ЦК и начальника Управления кадров ЦК, вместе со Сталиным как генеральным секретарем ЦК ВКП(б) представлял партийную ветвь в ГКО. Если учесть, что Сталин, Молотов, Ворошилов входили и в состав Ставки ВГК – высшего органа стратегического управления вооруженными силами, становится окончательно ясно, насколько централизованный характер приняла с началом войны система власти.

Главная особенность нового устройства власти в СССР состояла в том, что ГКО, будучи чрезвычайным органом управления, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, его решения и распоряжения были обязательны для всех государственных, военных органов, партийных комитетов и общественных организаций, всех граждан страны. С созданием ГКО претерпели серьезные перемены конституционные органы государственной власти и управления – Верховный Совет СССР и Совнарком СССР: они заняли подчиненное по отношению к ГКО положение, их функции и полномочия стали быстро сужаться. Формальный глава государства – председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин даже не входил в состав ГКО.

Кардинальному изменению подверглись не только организационная структура, но и содержание деятельности высших органов государственной власти. Глобальную задачу организации отпора гитлеровской агрессии ГКО решал на трех основных направлениях.

Осуществляя политико-административное управление, он принимал меры к укреплению правопорядка в стране и воинской дисциплины, устанавливал порядок эвакуации населения и промышленного потенциала, регулировал вопросы межгосударственных отношений, в т. ч. создания на территории СССР иностранных военных формирований, определял меры по выселению в отдаленные районы страны отдельных групп населения.

Обеспечивая военно-хозяйственное управление страной, он определял параметры развития военной экономики, утверждал планы и организовывал производство оружия, боевой техники и другой продукции военного назначения, принимал меры к строительству оборонительных рубежей, устанавливал нормы снабжения, решал иные задачи в условиях начавшейся войны.

Решая задачи военно-стратегического руководства вооруженными силами, он определял общую численность армии и флота, соотношение видов и родов войск, объём и сроки призывов и мобилизаций, принимал решения о формировании новых частей, соединений, объединений и об изменении организационной структуры штатов уже существующих, осуществлял назначение высшего командного состава.

Военно-стратегическое руководство Вооруженными силами СССР ГКО осуществлял через военно-управленческий орган, созданный тоже уже после начала войны – Ставку Верховного Главнокомандования.

Большую часть своих усилий ГКО посвятил решению военно-экономических проблем: из 10 тыс. постановлений на них приходится две трети. Центр сосредоточения своих усилий в военно-хозяйственной области – форсированное производство боевой техники и вооружения – ГКО продемонстрировал уже своим постановлением № 1сс от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе “Красное Сормово”».

В основу деятельности ГКО был положен принцип строжайшей персональной ответственности. Сразу же после назначения на свой пост каждый член ГКО получил конкретное задание и отвечал за порученный участок. Так, Берия был назначен уполномоченным по вопросам вооружения, отвечавшим за выполнение и перевыполнение промышленностью планов производства всех видов вооружения, кроме того, он курировал угольную, нефтяную и лесную отрасли, Маленкову в качестве уполномоченного ГКО было поручено руководить производством танков, за Ворошиловым закреплялась военно-мобилизационная работа.

Процесс перераспределения обязанностей в рамках ГКО не был кратким и однолинейным, он отражал как поиск наиболее оптимальных вариантов решения, так и скрытую борьбу между отдельными политическими деятелями за расширение собственных сфер влияния. По ходу войны заметнее, чем у других членов ГКО, рос политический вес Берии. В мае 1944 г. он возглавил вместо Молотова образованное в декабре 1942 г. Оперативное бюро ГКО, к ведению которого были отнесены контроль и наблюдение за работой всех наркоматов оборонной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и большинства промышленных наркоматов. С конца 1944 г. Берия, сохраняя полномочия наркома внутренних дел и ставший заместителем председателя Совнаркома, по личному указанию Сталина стал еще и курировать работы по «атомному проекту».

Что касается методов управления ГКО, то высшее государственное руководство шло по линии их ужесточения. Доминирующим был административно-командный, директивный метод: привычный для кадров ещё по довоенному времени, он оказался наиболее адекватным условиям войны.

Собственного аппарата ГКО не имел и опирался на существовавшие управленческие и общественные органы, а также своих уполномоченных в крупных городах, на важнейших промышленных объектах, железных дорогах, стройках. Осуществляя жесточайший контроль над выполнением постановлений ГКО по выпуску военной продукции, они обладали на местах, по существу, неограниченными правами. Всем органам власти и управления предписывалось выполнять их требования неукоснительно.

Кроме того, с осени 1941 г. в 65 прифронтовых городах действовали комитеты обороны, в состав которых вошли председатели исполкомов Советов депутатов трудящихся, начальники гарнизонов, руководители органов безопасности во главе с секретарями обкомов или горкомов партии.

В историческую литературу проникло утверждение, будто ГКО был виртуальным органом, в реальности не существовавшим. За аббревиатурой, призванной якобы служить лишь имитацией коллективного руководства, скрывалась, мол, лишь единоличная власть Сталина. Немыслимую ранее степень концентрации власти в руках этого человека отрицать бессмысленно. Однако нет никаких оснований говорить и о некоей условности ГКО.

Обратимся к авторитету Г.К. Жукова, который в силу служебных обязанностей начальника Генерального штаба, а позднее – заместителя Верховного Главнокомандующего регулярно участвовал в работе высшего органа власти времен войны. «На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и решались важнейшие вопросы, – вспоминал маршал. – Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны».

Маршал вспоминал также, что заседания ГКО проходили в деловой атмосфере, нередко возникали острые споры, при этом мнения высказывались определенно и резко. Если к единому мнению прийти не удавалось, создавалась комиссия из представителей крайних сторон, которой и поручалось доложить согласованные предложения на следующем заседании.

В зависимости от содержания принятые членами ГКО решения оформлялись в виде постановлений ГКО, СНК СССР, директив ЦК ВКП(б), указов Президиума Верховного Совета СССР, а если вопросы касались вооруженной борьбы и военного строительства, то директивами Ставки ВГК и приказами наркома обороны СССР Сталина.

Жестокая практика войны подтвердила, что меры, предпринятые руководством СССР по коренной перестройке системы государственного управления, себя оправдали. При неизбежных издержках они позволили решить сложнейшую задачу по переводу страны на военный лад, достичь высокой степени управляемости государства, вооруженных сил и общества, обеспечить прочное единство фронта и тыла, а в конечном счете стали одной из важнейших предпосылок Великой Победы.

Юрий РУБЦОВ

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кератозан крем инструкция по применению цена
  • Установка инсталляции грое унитаза своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство по обслуживанию для kia sorento
  • Как сохранить свой номер при продаже автомобиля через госуслуги инструкция
  • Креолин инструкция по применению для людей онкология