Виктория Андреевна Останкова
Эксперт по предмету «Экономика»
Задать вопрос автору статьи
Органы управления в системе управления экономикой
Замечание 1
Система управления экономикой — это совокупность взаимосвязанных и согласованных методов и инструментов управления экономикой, хозяйством. Данные методы и инструменты управления используются органами управления (управленческим аппаратом).
Система управления экономикой — это иерархическая структура, разделенная на уровни (схема1).
Рисунок 1. Уровни системы управления экономикой, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Территориальная система управления экономикой представляет собой пространственную форму общей системы управления и совокупность действий по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в пределах регионов. В России территориальное управление (территориальный подход к управлению) наиболее актуально, поскольку она отличается пространственным разнообразием природных и климатических условий и ресурсов, формами хозяйствования, местоположения хозяйственных объектов с точки зрения функциональности и т.д. Территориальное управление включает в себя взаимообусловленные компоненты:
- субъект управления (органы территориальной власти как система исполнительной и законодательной структур);
- объект управления — округа, регионы, муниципалитеты и т.д.
Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и возникновения новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, определяются экономическим состоянием хозяйствующих субъектов. Ответственность за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах возлагается на региональные и местные органы управления.
«Органы управления экономикой» 👇
В общую систему управления обществом и государством входит один из многозначительных элементов — управление экономикой. В связи с этим органы управления экономикой представляются как органы государственного, общественного и социального управления. Поскольку экономика является совокупностью сфер отраслей и деятельности, рынков и т.п., то соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношений, возникающих в этих сферах. Управление экономикой делится на два уровня:
- микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, субъекта хозяйствования);
- макроуровень (в масштабах государства).
Органы власти разделяются (схема 2):
Рисунок 2. Органы государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Органы управления экономикой Российской Федерации
Органами управления экономикой являются:
- Парламент РФ;
- Президент;
- Правительство РФ;
- Министерства и ведомства;
- Органы субъектов РФ;
- Местные органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления.
Парламент РФ формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой управления Парламента РФ является принятие государственных законов, а Счетная Палата контролирует расход средств государственного бюджета.
Президент РФ решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.
Правительство РФ утверждает положения министерств и ведомств, проводит общее руководство различными сферами экономики, участвует в рассмотрении законопроектов и представляет заключения по ним, составляет и исполняет национальный бюджет.
Можно выделить несколько функций правительства, с помощью которых оно осуществляет регулирование экономики в национальных масштабах:
- Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
- Контроль уровня трудовой занятости населения и инфляции, то есть стабилизация экономики;
- Регулирование платежного баланса, поскольку он является объективным индикатором уровня состояния национальной экономики;
- Внедрение социальных программ в целях, так называемого перераспределения доходов, то есть уменьшения неравенства между слоями населения.
-
Перераспределение ресурсов. В данной функции государства присутствует два направления:
- государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль над предприятиями, производителями за соблюдением законодательной базы использования природных ресурсов, и т.п.)
- Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации населения, продовольственных программ и т.д.
Государственное регулирование экономики является достаточно важным аспектом совокупной государственной политики.
Министерства и ведомства выполняют оперативное руководство в соответственных отраслях экономики сообразно функциональным направлениям деятельности либо осуществляют межотраслевое регулирование.
Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты действуют в рамках своей компетенции касательно подведомственных им объектов, исполняют примерно такое же руководство и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.
Формы и методы управления экономикой
Замечание 2
Экономика государства состоит из множественных компонентов – человеческих ресурсов, технического оснащения, сырьевой базы и т.д. Вся эта огромная система должна функционировать синхронно, поскольку эффективная ее работа гарантирует стабильность национальной экономики.
В комплексе инструментов государственного регулирования экономики одним из приоритетных инструментов становятся финансово-кредитные инструменты:
- Налоговая политика;
- Денежная политика;
- Кредитная политика;
- Валютная политика;
- Амортизационная политика;
- Таможенная политика.
В национальных экономиках различных стан складывается определенное соотношение между разными формами регулирование экономики.
Определенная форма регулирование экономики реализуется посредством регуляторов (инструментов). По способу воздействия на объект выделяются прямые и косвенные регуляторы.
Прямыми регуляторами принято называть инструменты, жестко регламентирующие поведение всех субъектов хозяйствования. Они облечены в форму законов, приказов, постановлений, а также в форму решений судебных властей. Косвенные регуляторы предусматривают различные вариации действий и проявляют себя в мотивационном характере поведения объекта регулирования, например, материальная заинтересованность или моральное удовлетворение. К ним также относятся условия налогообложения, уровень цен и тарифов, таможенных пошлин и т. п.
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
- Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
- Планирование социально-экономического развития государства;
Замечание 3
Важно понимать, что исключительно при условии целесообразного деления прав и обязанностей между верхними и нижними уровнями управления, гарантируется эффективное функционирование всего механизма.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию экономической политики Правительства России по целому ряду направлений в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Основные функции Минэкономразвития России
- выработка государственной политики сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития;
- нормативно-правовое регулирование экономической политики;
- развитие предпринимательской деятельности (в том числе малого и среднего бизнеса).
Министерство также отвечает за сферу лицензирования, проведение оценки регулирующего воздействия, аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности.
В компетенции Минэкономразвития находится также надзор за деятельностью СРО оценщиков и арбитражных управляющих, поддержка социально ориентированных НКО.
Кроме того, министерство ответственно за госполитику в сфере:
- публичной нефинансовой отчетности;
- внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли);
- корпоративных отношений;
- банкротства и финансового оздоровления;
- оценочной деятельности,
- официального статистического учета;
- инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.
Ведомство курирует формирование межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разработку и реализацию программ социально-экономического развития России.
В сфере ответственности Минэкономразвития также находятся:
- создание и функционирование особых экономических зон и особых правовых режимов;
- приграничное и межрегиональное сотрудничество;
- территориальное планирование,
- разработка и реализация комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов.
Вышестоящий орган государственной власти — Правительство Российской Федерации.
Возглавляет Минэкономразвития России Министр экономического развития Российской Федерации Решетников Максим Геннадьевич на основании Указа Президента РФ от 21 января 2020 № 42 «О Министре экономического развития Российской Федерации».
-
Структура Министерства
(PDF 268КБ) -
Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437) с учетом изменений от 16.07.2020
(DOCX 77КБ) -
Публичная декларация целей и задач Минэкономразвития России на 2019 год
(PDF 1.16МБ)
Дата публикации:
27 июля 2022
Ссылка:
https://www.economy.gov.ru/material/about/
Вопрос 4 Органы власти, осуществляющие регулирование экономики
Ответ
К основным федеральным органам власти, в чьи функции входит регулирование экономических процессов в стране, относятся:
• Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России);
• Федеральное агентство по государственным резервам России (Росрезерв);
• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России (Росимущество);
• Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России (Роснедвижимость);
• Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами России (РосОЭЗ);
• Российский фонд федерального имущества (РФФИ);
• Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
• Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
При этом Росрезерв, Росимущество, Роснедвижимость, РосОЭЗ и РФФИ являются ведомствами, подчиненными Минэкономразвития.
Основные функции Минэкономразвития:
• выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере экономического развития;
• регулирование внешнеэкономической деятельности, торговли, государственной статистики, тарифов естественных монополий;
• управление федеральным имуществом;
• управление государственным материальным резервом.
Росрезерв (рис. 1) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. [3]
Основные функции Росимущества:
• осуществление полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий;
Рис. 1 . Эмблема Росрезерва
• ведение реестра федерального имущества;
• разграничение государственной собственности на землю;
• осуществление полномочий собственника казенного имущества;
• исполнение полномочий государственного финансового контрольного органа.
Среди основных направлений деятельности Роснедвижимости:
• кадастровая оценка объектов недвижимости;
• мониторинг земель, землеустройство и территориальное планирование;
• государственный земельный контроль;
• технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства.
Основные функции РосОЭЗ:
• оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами;
• контроль за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. [4]
РФФИ является учреждением, осуществляющим продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. [5]
ФАС России основана в 2004 г. в качестве основного правопреемника ликвидированного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основные направления деятельности службы:
• проведение государственной политики развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
• осуществление контроля за размещением госзаказов;
• осуществление контроля над деятельностью естественных монополий;
• осуществление контроля над экономической концентрацией.
• осуществление контроля над рекламной деятельностью.
ФСТ России уполномочена осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением. [6]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти
Федеральная служба по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ – Федеральная комиссия по ценным бумагам) – www.fcsm.ruЦентральный банк Российской Федерации – www.cbr.ruФедеральная налоговая служба –
28. Органы исполнительной власти субъектов РФ
28. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в
29. Органы законодательной власти субъектов РФ
29. Органы законодательной власти субъектов РФ
Законодательные (представительные) органы в субъектах РФолицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции.Законодательный орган государственнойвласти является постоянно
ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики
1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на
Лекция № 6. Регулирование экономики на макроуровне
Лекция № 6. Регулирование экономики на макроуровне
1. Денежный рынок как регулятор экономики
Деньги – это особый общественно признанный товар, всеобщий эквивалент.Денежная система – исторически сложившаяся в данной стране и установленная законом форма организации
15.3. Государственное регулирование экономики
15.3. Государственное регулирование экономики
Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из
3. Антимонопольное регулирование экономики
3. Антимонопольное регулирование экономики
Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах.
45. Государственное регулирование национальной экономики в России
45. Государственное регулирование национальной экономики в России
Государственное регулирование национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации
9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и
10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.Органы
63. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТИ (1928–1940 ГГ.)
63. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТИ (1928–1940 ГГ.)
Процесс свертывания НЭПа начался постепенно, и вроде бы ничто его не предвещало. Экономическое развитие страны в 1924–1925 гг. еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х гг. пропорции обмена между промышленными и
Регулирование экономики
Регулирование экономики
Но все ли так безоблачно в рыночной экономике? Конечно, нет. В экономике вообще, как говорят профессионалы, всегда приходится выбирать между «плохим» и «очень плохим». О монополиях мы уже знаем. Но существует и масса других рисков, связанных
Содержание:
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, смежными с экономикой, в ряде вопросов (например, экология). Основной задачей государственного управления в экономической сфере является обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете, это делается для того, чтобы удовлетворить потребности людей, хотя распределение социального продукта между ними и их группами может быть очень разным: Есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих задач (обеспечение соразмерности экономики, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством преимуществ для определенных отраслей, что приводит к притоку туда капитала, увеличению производства в этих отраслях) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например, сертификация продукции). Методы власти различны по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и т.п.).
В Российской Федерации хозяйственное управление — управление имуществом подразделяется на материальный и функциональный план. На материальном уровне федеральная собственность (предприятия, учреждения, земельные участки, принадлежащие Федерации) находится в ведении федеральных органов, собственность субъектов Российской Федерации — в ведении их органов. Муниципальная собственность (она не является государственной) находится в ведении органов муниципального управления. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств функционального характера (например, Министерства финансов), функциональных департаментов в субъектах Федерации, специализированных управлений администрации в муниципалитетах. Такие департаменты также имеют существенный и функциональный характер (например, департаменты, отвечающие за муниципальные предприятия или муниципальное планирование).
Органы государственного управления в экономике
Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются Парламент, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, центральными органами отраслевого управления являются министерства и ведомства (Государственный комитет по рыболовству,
- такие как федеральные министерства, которым непосредственно подчинены предприятия, другая федеральная собственность.
- Такие как министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов.
Федеральная служба по финансовой реорганизации и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и т.д.).
Парламент управляет, прежде всего, постановкой целей. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимает годовой государственный бюджет (бюджет доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Основным видом администрирования является принятие законов (ГК, Земельный, Водный, Налоговый кодексы, законы о разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). Даже законы, не имеющие прямого отношения к экономике, имеют нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за кражу или повреждение имущества). Законы, за редкими исключениями, носят общий регулятивный характер, но в то же время вводятся в действие и частные законы.
Многие другие формы парламентской деятельности связаны с экономическими вопросами. Парламентарии заслушивают доклады (в России — информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комиссий и имеют право задавать им вопросы. Парламентские комиссии организуют парламентские слушания, в том числе по экономическим вопросам, с целью привлечения внимания общественности к проблемам общественной значимости, Счетная палата, созданная парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.
Руководящие органы в системе экономического управления
Система экономического управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и скоординированных методов и инструментов экономического управления, экономики. Эти методы и инструменты управления используются органами управления (аппаратом управления).
Система управления бизнесом представляет собой иерархическую структуру, разделенную на уровни (Диаграмма 1).
Диаграмма 1: Уровни системы управления бизнесом,
Территориальная система управления экономикой является пространственной формой общей системы управления и комплексом мероприятий по контролю за социально-экономическими процессами, происходящими в регионах. В России территориальное управление (территориальный подход) наиболее актуально, так как характеризуется пространственным разнообразием природно-климатических условий и ресурсов, форм хозяйствования, расположением хозяйственных объектов по отношению к функциональности и др. Территориальное управление включает в себя взаимозависимые компоненты:
- Субъект управления (территориальные органы власти как система исполнительных и законодательных структур);
- Объект управления — районы, области, муниципалитеты и т.д.
Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и появления новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благосостояние любого экономического пространства, определяется экономическим положением хозяйствующих субъектов. Региональные и местные власти отвечают за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах.
Одним из важнейших элементов общей системы управления обществом и государством является управление экономикой. В этом контексте органы управления экономикой представлены как государственные, общественные и социальные. Поскольку экономика представляет собой совокупность отраслей и сфер деятельности, рынков и т.д., то, соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношениями, возникающими в этих сферах. Экономическое управление разделено на два уровня:
- Микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, хозяйствующего субъекта);
- Макроуровень (по шкале состояния).
Власти разделены (схема 2):
Рисунок 2: Государственные органы.
Формы и методы экономического управления
Экономика государства состоит из многих составляющих — человеческих ресурсов, технического оборудования, сырьевой базы и др. Вся эта огромная система должна работать синхронно, так как ее эффективное функционирование гарантирует стабильность национальной экономики.
В комплексе инструментов государственного регулирования экономики финансово-кредитные инструменты становятся одними из приоритетных:
- Фискальная политика;
- кредитно-денежная политика;
- Денежная политика; Кредитная политика;
- Денежно-кредитная политика; Денежно-кредитная политика;
- амортизационная политика;
- Таможенная политика.
В экономиках разных стран существует определенное равновесие между различными формами экономического регулирования.
Определенная форма экономического регулирования осуществляется регуляторами (инструментами). В зависимости от типа воздействия на объект различают прямые и косвенные регуляторы.
Прямые регуляторы — это инструменты, которые жестко регулируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Они одеваются в виде законов, постановлений, правил, а также в виде решений судебных органов. Косвенные регуляторы предусматривают различные варианты действий и проявляются в мотивационном характере поведения регулируемого объекта, например, материальный интерес или моральное удовлетворение. Это также включает в себя налоговые условия, уровень цен и тарифов, таможенные пошлины и т.д.
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
- Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
- Планирование социально-экономического развития государства;
Важно понимать, что только при разумном разделении прав и обязанностей между верхним и нижним уровнями власти будет обеспечено эффективное функционирование всего механизма.
Органы экономического управления Российской Федерации
Органы управления экономикой:
- Парламент Российской Федерации;
- Президент;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерства и ведомства;
- Органы субъектов Российской Федерации;
- Местные органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления.
Парламент Российской Федерации формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой правления российского парламента является принятие государственных законов, а Счетная палата контролирует расходование средств государственного бюджета.
Президент Российской Федерации решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.
Правительство Российской Федерации утверждает постановления министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными отраслями экономики, участвует в обсуждении законопроектов и дает по ним заключения, готовит и исполняет государственный бюджет.
Можно выделить несколько функций государства, посредством которых оно регулирует экономику на национальном уровне:
- Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательская деятельность, права потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
- Контроль над уровнем занятости и инфляцией, т.е. стабилизация экономики;
- Регулирование платежного баланса, так как является объективным показателем уровня национальной экономики;
- Внедрение социальных программ по так называемому перераспределению доходов, т.е. сокращению неравенства между классами населения.
- Перераспределение ресурсов. В этой функции состояния есть два направления:
- Государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль предприятий, производителей, соблюдение законодательства об использовании природных ресурсов и т.д.).
- Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации, продовольственных программ и т.д.
Государственное регулирование экономики является очень важным аспектом общей государственной политики.
Министерства и ведомства осуществляют оперативный контроль в соответствующих отраслях экономики в соответствии с функциональными направлениями деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.
Федеральные субъекты федерации (законодательные органы, руководители администраций, правительства), министерства и ведомства действуют в пределах своей компетенции в отношении подведомственных им объектов, осуществляют примерно такое же управление и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.
- Безработица: формы, виды и регулирование — понятие и определения
- Натуральное хозяйство: что это такое и существует ли оно сегодня? Сущность, особенности и принципы натурального хозяйства
- Узкая и широкая денежная база — характеристики, суть и отношения с ЦБ
- Экономическое прогнозирования регионов — концепция, сущность, принципы, этапы, цели и задачи
- Мониторинг экономических систем — принципы, концепции, виды и критерии
- Экономическая безопасность малого и среднего предпринимательства — концепция и характеристики
- НЭП: содержание, итоги, уроки — цели и результаты
- Средства промышленного развития — типы, методы и факторы
Под
органами государственной власти
понимаются политические учреждения,
созданное для осуществления функции
власти и наделенное властными
полномочиями. Взаимодействие органов
законодательной, исполнительной и
судебной власти является необходимым
условием нормального функционирования
государственной власти.
Законодательная
власть
представлена Федеральным Собранием,
которое вырабатывает и принимает
законодательные акты, являющиеся
основой механизма управления экономикой.
Исполнительная
власть в
условиях РФ имеет многоуровневый
характер и включает федеральный
(центральное правительство), региональный
(администрации субъектов Федерации) и
муниципальный (местные администрации)
уровни. На федеральном уровне
исполнительная власть представлена
Президентом страны и правительством
РФ.
Задача
Правительства в сфере регулирования
экономических процессов — создание
условий для эффективного и бескризисного
развития экономики на благо всех граждан
страны. Функции формирования федеральных
органов исполнительной власти возложена
на Председателя Правительства.
Судебная
власть
призвана следить за строгим соблюдением
законов, принятых законодательными
органами власти.
Под
системой органов исполнительной власти
понимается их взаимосвязанная
совокупность и система взаимоотношений
между ними. Система органов исполнительной
власти в России функционирует на основе
принципов федерализма, сочетания
централизации и децентрализации,
законности и порядка.
Система
органов государственной власти создается
законодательно на основе конституционных
разграничений полномочий, указов
Президента РФ, законов.
Основные
функции федеральных органов власти
— анализ состояния, прогнозирование и
определение основных направлений
развития экономики и отдельных ее
сфер.
На
министерство эконом развития
возложена функция по разработке
документов, обосновывающих экономическое
развитие страны, таких как прогноз,
индикативный план, целевые программы
по развитию отдельных важнейших
направлений экономики страны. Министерство
финансов
отвечает за разработку и реализацию
государственного бюджета страны в
различных его видах: консолидированный
бюджет, федеральный бюджет.Цб
РФ несет ответственность за состояние
денежно-кредитной системы в стране. В
частности за курс рубля по отношению
к другим валютам мира, за его твердость
и наполнение.
5 Социальная политика государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения
Социальная
политика — система мер, направленных
на осуществление социальных программ,
поддержания доходов, уровня жизни
населения, обеспечения занятости,
поддержки отраслей социальной сферы,
предотвращения социальных конфликтов.
Различают: — социальную политику в
области образования, здравоохранения,
занятости и социально-трудовых отношений;
а также — культурную, жилищную, семейную,
пенсионную, женскую и молодежную
социальную политику.
Социальная
политика государства реализуется через
механизм государственных программ
социального обеспечения и системы
социальных услуг.Основными принципами
проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения
разных форм компенсации при повышении
цен и проведение индексации; 2) обеспечение
помощи самым бедным семьям; 3) выдача
помощи на случай безработицы; 4)
обеспечение политики социального
страхования, установление минимальной
заработной платы для работающих; 5)
развитие образования, охрана здоровья,
окружающей среды в основном за счет
государства; 6) проведение активной
политики, направленной на обеспечение
квалификации.
Социа́льная
защи́та —
гарантии
помощи,
предоставляемые государством,
а также частными организациями всему
населению
или, что чаще, нуждающимся в помощи
категориям: одиноким
матерям,
многодетным семьям,семьям
социального риска, пенсионерам,
инвалидам
и т.д. В более широком смысле социальная
защита
предоставляется и коммерческими
организациями,
например, страховыми
компаниями.
В России за социальную
защиту
отвечает Министерство
здравоохранения и социального развития
России,
которое, в свою очередь, управляется
Правительством
Российской Федерации.Система
социальной защиты включает действие
бюджетных и внебюджетных фондов на
различных уровнях: федеральном,
региональном, местном.Государственные
внебюджетные
фонды,
обеспечивающие социальную защиту в
РФ:Пенсионный
фонд РФ,Фонд
соц страхования Российской Федерации,
Фонд
обязательного медицинского страхования
6.
Основные
положения гос. промышленной политики.
Сохраняя преемственность принятых
paнee стратег. целей и задач пром-ой
политики, основ. положения пром. Политики
формул-ны с учетом рез-ов анализа
макроэк-ой ситуации, состояния пром-ти
на опред. преиод, изменений в соц.-эк-ой
жизни. Промышленная
политика —
совок-ть действий, направленных: на
содействие развитию предприним-ой
деят-ти, конкурент. рыноч. среды и рыноч.
инфрастр-ры в промышленности; на
законодательное, эк-ое, инф-ое,
организационно-распорядительное
регул-ие в области промышл. деят-ти, в
т.ч. на основе предложений обществ.
объединений и орг-ий, предприним-их
стр-ур. Цель
П.п.
–
форм-ие условий для расширения масштабов
производства и реализации кач-ой и
конкурентосп-ой продукции, создания
новой импортозамещающей и экспорто- и
экологоориентированной наукоемкой и
высокотехнологичной продукции, а также
обеспечения занятости населения и
увеличения поступлений в бюджет на
основе реструктуризации
научно-производственного потенциала,
адресных мер поддержки и защиты рос.
товаропроизв-ей. Принцип-ая
схема системы гос. регул-ия промыш.
деят-ти
основывается на: – приоритетах
П.п.
в направлении содействия и уменьш.
негативных последствий от пром. деят-ти;
– формах
и способах гос. регул-ия
в обл. пром. деят-ти; – системе
обеспечения,
вкл. правовое, р-ое, инф-ое и орг-ое
обеспечение. Приорит-ми
направ-ми пром. деят-ти
мог.б.: – Произв-во продукции для
обеспеч-я первоочередных потребностей
населения, в т.ч. социально незащ-ых
слоев, в продуктах питания, непродов-ых
товарах народ. потребления. – Произ-во
прод-ии для обеспеч. потреб-ти инфрастр-ры
(городского) хозяйства (транспорт.
средства, строит. материалы,
дорожно-коммунальная техника, химич.
и нефтехимич. продукция). – Произ-во
прод-ии, обеспеч-ей повышение технич.
уровня предприятий города (станкостроение,
электротехника, электроника). – Создание
технологий и производств, повышающих
экологич. и техногенную безопасность
в городе. – Создание ресурсосберегающих
технологий и производств. – Разработка
и производство принцип-но нов. видов
высокотехнологичной наукоемкой
продукции. Приоритет. направления
опред-ют приоритет. виды прод-ии
(приоритет. товар. группы). В кажд. из
перечисл-х направлений особое место
занимает продукция, обеспеч-ая
импортозамещение и экспорт.Приоритет.
объекты гос. рег-ия П.п.:
базовые
отрасли пром-ти (машиностроение с
приоритетами в обл. автомобилестроения
и станкостроения; легк. и текстиль.
пром-ть с приоритетом швейного
производства; пищевая п.; хим. и нефтехим.;
предприятия оборонно-промышленного
комплекса; совок-ть специализир.
предприятий, применяющих труд инвалидов),
базовые предприятия (предприятия,
имеющие соц.-эк-ую значимость для города
по след. признакам: пр-во прод-ии
приоритет. товар. группы, объемы платежей
в бюджет, занятость населения, объем
пр-ва и реализации прод-ии) и объекты
гос. собств-ти (гос. унитарные предприятия
и доли города в имуществе субъектов
пром-ой деят-ти).
Приоритет.
направления инвестиц. деят-ти
в пром-ти соответ-ют приоритет. направ-ям
пром-ой политики. Инструмент –
Инвестиц.
программа
(совок-ть инновационно-инвестиц. проектов
Комплексной программы, в реализации
к-ых принимает участие Прав-во города),
к-ая предусматр. форм-ие консолидир.
бюджета с указанием объемов и источ.
финанс-ия, в т.ч. бюдж. ср-тв. Основ.
задача в обл. кадровой политики:
создание условий для восполнения
дефицита в кадрах пром-ти.
7.
Гос.
сектор как объект и инструмент проведения
эк-ой политики.
Гос. сектор
(ГС) — комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих
центр-ым и местным гос. органам. ГС
измен-ся в зависимости от эк-ой
конъюнктуры: гос-во, регулируя рыноч.
и внерыноч. тенденции развития нац.
эк-ки, предопределяет и параметры своих
объектов – соц. сферы, стратег. назначения,
нематериал. произв-ва. Активно используется
ГС как средство гос. регул-ия эк-ки. Так,
в условиях ухудшения конъюнктуры,
депрессии или кризиса, когда частные
капиталовложения сокращаются, инвестиции
в ГС, как правило, растут. Т.о. правит-ые
органы стремятся противодейст-ть спаду
произв-ва и росту безраб-цы. ГС в гос.
стр-ой политике. Гос-во создает нов.
объекты или расширяет и реконструирует
старые в тех сферах деят-ти, отраслях
или регионах, куда частный капитал
притекает недостаточно. Так, ГС играет
огромную роль в НИОКР, подготовке и
переподготовке кадров. Гос. фирмы
занимаются и внеш. торговлей, вывозом
капитала за рубеж, зачастую выступая
пионерами во внедрении нац. капитала
в какую-л. страну.
В
целом ГС служит дополнением частного
хозяйства, где мотивация для частного
кап-ла оказывается недостаточной. В
рез-те ГС служит повышению эф-ти народ.
хоз-ва в целом и является одним из
инструментов перераспределения ВВП.
!!!Гос.
собственность – форма общей собственности,
принадлежащей гос-ву и использ-ой в
общенарод. интересах. Эта собственность
образует основу гос. сектора эк-ки!!!
Гос. собств-ть в условиях РФ выступает
в виде фед.
собств-ти и собственности субъектов
Федерации.
Федер. собстве-ть РФ вкл.: основ. фонды
гос. сектора эк-ки; имущество фед.,
республик-их/региональных?? и местных
органов упр-ия; р-сы континентального
шельфа и морской эк-ой зоны страны;
культур. и историч. ценности обществ.
знания, гос. банки РФ; золотой и валютный
запасы страны.
8.
Территориальное
регул-ие нац. эк-ки.
Н.э.
представляет собой слож. систему,
состоящую из множества макроэк-их
элементов и подсистем, связанных друг
с др. Тер-ое регул-е эк-ки – процесс
выработки и установления рац-ых тер-ых
пропорций в развитии эк-ки страны.
Реализ-ся путем разработки реализ-ии
регион. эк-ой политики. Регион.
эк. политика
– комплекс различ. мер (законадат-ых,
админ. и эк-их), проводимых как фед-ым
правит-ом, так и местн. органами власти.
Цель этих мероприятий – устранение
диспропорций в эк. развитии, более
полное использ-ие потенциала регионов,
содействие развитию депрес-ых р-ов
страны. Объективные
предпосылки повышения роли регион.
подхода к регул-ю эк-ки:
необход-ть большего внимания решению
соц. проблем; необход-ть делегирования
прав и ответ-ти за развитие соц-ой и
соц.-эк-ой сферы верхними уровнями –
нижним; обострение проблемы устойчивости
нац. эк-ки; объективная неравномерность
в размещении природ. р-ов, произв-х сил
и населения.
9.
Инструменты
гос. регул-ия регион. развития. Программы
соц.-эк-го развития региона.
Инструменты
гос. регул-ия регион. развития:
Прямые:
Законод-ые
акты: -регулирование
гос. собственности; -упр-ие предпр-ями
гос. сектора; — дотационные выплаты,
трансферты; — выплаты по соц. защите;
Косвенные: Финансово-эк-ие:
— фискальная
политика; — денеж. политика; — внешнеэк-ая
политика; — инвестиц. политика; — политика
регул-ия доходов. Соц.-политические:
— соц. программы
развития; обеспечение эф-ой занятости;
— соц. защита населения; — политика в
сфере образ-ия, культуры, здравоохранения.
К основ. инстр-ам, к-ые оформ-ся
документально, регламентирующим тер-ое
развитие эк-ки, относятся: генеральная
схема развития и размещения производственных
сил страны
(комплексный док., отраж-ий направления
рац-го развития производства, а также
его размещение по тер-ии страны);
схема размещения и развития отдельн.
отраслей (многотраслев. комплексов)
(док-ты,
отраж-ие рац-ое развитие произв-ва той
или иной отрасли, а также рац-ое размещение
произв-в дан. Отрасли по тер-ии страны
с точки зрения общенац-ых интересов.
Разраб-ся соответствующими отраслевыми
министерствами при участи СОПС (совет
по изучению произв-ых сил));
схемы районной планировки
(конкрет. Планы орг-ии и размещения
произв-ва в рамках дан. админ. района,
города).
Регион.
программы с.-эк. развития –
одна из форм гос. регул-я развития
регионов. Мож. Вести речь о комплексных
программах развития эк-ки региона как
цельного образ-ия и о частных программах,
призванных решать отдельные наиболее
важ. проблемы регион. развития.
В
условиях фед-го гос-ва в период перехода
к рыноч. эк-ке эти док-ты приобретают
особ. Значение ввиду насущной необход-ти
каждому субъекту Федерации иметь
собств. представление о способах реш-ия
насущных проблем. Основ. цель разработки
прог. регион. развития – обеспечение
подъема эк-ки и повышения жизнен. Уровня
населения в кажд. Регионе страны.
Методы
разработки программ развития рег-на –
набор
инструментов и подходов по установлению
целей эк-го развития рагиона, а также
по обоснованию матер-ых и финн-ых ср-тв,
необходим. для реализ-ии этих мероприятий.
Источники
финн-ия регион. прог.: бюджет
соответств-го региона, внебюджет. фонды,
привлечение кредиторов и собст.
накопления. Регион. прог-мы находят
также гос. поддержку и мог. финн-ся от
части за счет фед-ых источников.
10.
Стр-ра
нац. эк-ки как объекта гос. регул-ия.
С.н.э.
представляет собой устойчивые кол-ые
соотношения между ее составными частями.
Различают воспроизводственную, соц-ую,
тер-ую стр-ры и инфрастр-ру н.э. Воспроизв-ая
стр-ра отражает ее деление на наиболее
массовые виды эк-их субъектов, к-ые
воспроизводятся сами и в рез-те своей
деят-ти воспроизводят потоки товаров
и услуг между ними. 3 крупные взаимосвязанные
группы воспроизв-ой стр-ры: дом. хоз-ва,
предприятия, гос-во. Особое место
занимает дом. хоз-во, к-ое важной сферой
нац. эк-ки, где потребляется значительная
часть нац. дохода, накапливаются огромные
суммы денеж. ср-тв. Эта группа — основ.
поставщик труд. р-ов.
Соц.
стр-ра н.э. означ. деление ее на секторы
– совокупности соц.-эк-их единиц,
объедин-х
опред-ыми
соц.-эк-ими отношениями. Н.э. можно
разделить на подобные секторы по группам
предприятий, населения, видам труда и
др. признакам. Деление н.э. на секторы
в соответствии с формами собств-ти на
ср-ва произв-ва (гос. сектор, муницип,
частный).
В
отраслевой стр-ре выделяют крупные
народнохозяйственные отрасли (пром-ть,
с/х, наука и др., каждая из них имеет
подотрасли). Отрасл. стр-ра играет
важную роль в н.э., т.к. именно в отраслевом
«разрезе» осущ-ся план-ие и
прогноз-ие, происходит учет стат-их
данных.
Территориальная
стр-ра определяется размещением
производ-ых сил на тер-ии страны и
означает деление н.э. на эк-ие районы.
Напр., в РФ можно выделить центр-ый и
дальневосточ. эк-ие районы со своими
территориально-производств-ми
комплексами, занятостью населения,
природ р-ами и др. хар-ами.
Инфрастр-ра
вкл. в себя отрасли, обслуживающие
производство. К ним относятся шоссейные
и железные дороги, энерго-, водо- и
газоснабжение, связь и др. отрасли.
Стр-ра
внеш. торговли хар-ся соотношением
различ. товарных групп в экспорте и
импорте.
Стр-ра
любой н.э. имеет тенденцию к усложнению
под влиянием НТП, расширения и углубления
разделения труда, специализации
произв-ва, возникновения новых видов
произв-ва и отмирания старых, а также
др. факторов.
11.Объекты
и органы регулирования в экономической
системе. Типы экономического регулирования
сложных систем. Объекты
государственного регулирования
экономики — это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и условия
социально-экономической жизни страны,
где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы, не разрешаемые
автоматически или разрешаемые в
отдаленном будущем, в то время как
снятие этих проблем настоятельно
необходимо для нормального функционирования
экономики и поддержания социальной
стабильности.
Основные
объекты государственного регулирования
экономики — это:
экономический
цикл; секторальная, отраслевая и
региональная структура хозяйства;условия
накопления капитала; занятость; денежное
обращение; платежный баланс;цены НИОКР
(научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, имеющие
целью разработку и реализацию научных
идей);условия конкуренции; социальные
отношения, включая отношения между
работодателями и работающими по найму,
а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда; внешнеэкономические
связи. Исполнителями хозяйственных
интересов — субъектами государственного
регулирования экономики — являются
органы трех ветвей власти, построенные
по иерархическому принципу, а также
центральный национальный банк. Заметна
тенденция усиления роли центральных
органов власти среди субъектов
государственного экономического
регулирования, все более независимыми
становятся исполнительные органы .
Различают
следующие типы государственного
регулирования:-полный
государственный монополизм в управлении
хозяйством. Он был характерен для СССР
и стран социалистического содружества,
но сохраняется и теперь в некоторых
посткоммунистических государствах;
-различные варианты сочетания рыночных
и государственных регуляторов.
Реализованы в «японской», «шведской»
моделях, в модели социально ориентированного
рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в
«китайском» варианте развития;-крайний
либерализм, признающий эффективным
только условия неограниченного частного
предпринимательства. Главным образом
присущ США.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
10.02.2015343.71 Кб18Шибутани Т. Социальная психология.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #