Организация руководство нхт

Федеральное
государственное образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«Тюменская
государственная академия культуры и
искусств»

Институт сервиса
и социально – информационных коммуникаций

Кафедра культурологии

С.С. Важенина

Организация и руководство народным художественным творчеством

(часть вторая)

Учебно-методическое
пособие

для студентов

дневного и заочного
отделений

Специальность:
071301

«Народное
художественное творчество»

РИЦ ТГАКИ

Тюмень

2008

Пояснительная
записка

Учебно-методическое
пособие составлено в соответствии с
Государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования в области культуры и
искусства, где дисциплина «Организация
и руководство народным художественным
творчеством» закреплена в цикле
общепрофессиональных дисциплин
(федеральный компонент).

Дисциплина
«Организация и руководство народным
художественным творчеством» читается
студентам 2, 3, 4 и 5 курсов специальности
071301 «Народное художественное творчество»
дневного и заочного отделений и является
одной из основных в системе подготовки
студентов. Цель курса — обеспечить единую
теоретическую, педагогическую подготовку
студентов специальности 071301 «Народное
художественное творчество», квалификаций
«Художественный руководитель
музыкально-инструментального коллектива,
преподаватель», «Художественный
руководитель вокально-хорового
коллектива, преподаватель», «Художественный
руководитель хореографического
коллектива, преподаватель», «Художественный
руководитель студии декоративно-прикладного
творчества, преподаватель», «Режиссер
любительского театра, преподаватель»
по современным технологиям организации
народного художественного творчества
различных категорий населения.

Предмет изучается
на протяжении учебного года. Общее
количество часов — 210. Настоящее
учебно-методическое пособие является
второй составной частью материалов,
изданных по дисциплине «Организация и
руководство народным художественным
творчеством» и отражает вопросы курса,
к изучению которых студенты обращаются
в весеннем семестре учебного года.

Виды учебной
работы: лекции, практические занятия,
самостоятельная работа студентов (у
студентов дневного и заочного отделений)
и контрольная работа (у студентов
заочного отделения). Автором
учебно-методического пособия используются
в работе со студентами такие методы,
как тестирование, анкетирование,
иллюстрирование, мини – сочинение,
деловая игра и т. д. В часы, отведенные
на самостоятельную работу, студенты
готовятся к семинарским занятиям:
конспектируют первоисточники, работают
с периодическими изданиями. Форма
отчетности: у студентов, получающих в
процессе обучения в вузе квалификации
«Художественный руководитель
музыкально-инструментального коллектива,
преподаватель», «Художественный
руководитель вокально-хорового
коллектива, преподаватель», «Художественный
руководитель хореографического
коллектива, преподаватель» (народный
танец), «Художественный руководитель
студии декоративно-прикладного
творчества, преподаватель», «Режиссер
любительского театра, преподаватель»
– экзамен; у студентов, получающих в
процессе обучения в вузе квалификацию
«Художественный руководитель
хореографического коллектива,
преподаватель» (спортивный и эстрадный
танцы) – зачет. Экзамен и зачет проводятся
в устной форме по билетам, в билете два
вопроса.

Учебно-методическое
пособие содержит пояснительную записку,
тематический план курса (для студентов
дневного и заочного отделений), содержание
разделов дисциплины (лекционный курс),
планы практических занятий (для студентов
дневного и заочного отделений), списки
основной и дополнительной литературы,
вопросы к зачету и экзамену (для студентов
дневного и заочного отделений), тематику
контрольных работ и общие требования
к выполнению их (для студентов заочного
отделения) и словарь терминов.

Темы курса
сгруппированы по 4 разделам:

— раздел 1. «Научно
– методическое руководство коллективами
народного художественного творчества»,
в котором обозначены вопросы, раскрывающие
сущность понятия «методическое
руководство» и освещающие основные
этапы становления и развития методического
руководства культурно – просветительной
работой;

— раздел 2. «Организация
деятельности методических органов и
служб», где характеризуются основные
направления и формы деятельности домов
народного творчества в нашей стране;

— раздел 3. «Технология
деятельности учреждений культуры», в
котором раскрываются вопросы, связанные
с особенностями деятельности учреждений
культуры (подготовкой культурно –
досуговых программ, изучением культурных
потребностей и интересов аудитории и
т. д.);

— раздел 4.
«Методическое обеспечение культурно
– досуговой деятельности», где обобщен
опыт методической работы культурно –
досуговых учреждений и обозначен круг
вопросов, изучение которых направлено
на развитие у студентов навыков
методической работы.

Особенностью
учебно-методического пособия является
его профессиональная направленность.
Эффективности в изучении курса
«Организация и руководство народным
художественным творчеством», можно
добиться только при условии опоры на
те знания, которые студенты приобретают
по специальным дисциплинам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 20.05.2023

До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Народном комиссариате по просвещению, т.е. входила в отрасль просвещения.

Скоро стало очевидно, что функции этих учреждений выходят за рамки этих функций и включают в себя организацию отдыха и развитие любительства, поэтому назрел вопрос о выделении самостоятельной отрасли.

В 1953 году было создано Министерство культуры СССР и соответствующая административная вертикаль: республиканские Министерства культуры, краевые и областные управления культуры, районные и городские отделы культуры.

В отрасли существовало три сети учреждений культуры: государственная, профсоюзная, ведомственная.

Однако ведомственная разобщенность отрасли культуры понималась как отрицательное явление, с которым необходимо бороться. Именно в этом направлении была ориентирована кампания централизации и создания центральных клубных и библиотечных систем в 1960-70-е годы.

Вся библиотечная сеть и чуть позже клубная сеть учреждений в стране были централизованы. Центральная система работала по единому плану, но отчитывалось каждое учреждение своей формой отчетности.

Сфера культуры, сложившаяся в советское время, была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа общественных отношений и определенной социальной технологии.

В 1984 году была разработана Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры. Оказалось, что сфера культуры может быть довольно окупаема.

В 1990-х годах произошло молниеносное объединение, а потом разделение отрасли культуры и отрасли туризма. Затем отрасль культуры вступила в новый хозяйственный механизм, рыночные отношения.

Таким образом, в нашей стране был накоплен колоссальный опыт административных нововведений в сфере культуры.

Управление ( в широком смысле) – это действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели.

Управление культурой (в узком смысле слова) – это система управленческих мероприятий по развитию культуры как специфической государственно-хозяйственной отраслью.

Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством.

Существует три уровня государственного управления отраслью культуры.

1. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ – федеральный уровень управления отраслью культуры.

2. Комитет по культуре Правительства Тюменской области – региональный уровень управления отраслью культуры.

3. Комитет по культуре г. Тюмени и Комитет по культуре администрации Аббатского (Ишимского и т.п.) района – муниципальный уровень управления отраслью культуры.

Структура государственного управления отраслью культуры

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

(Министр – А.С. Соколов)

Федеральное агентство по культуре Федеральное агентство по

и кинематографии массовым коммуникациям

(Директор — М.Е. Швыдкой) (Директор – А.С. Соколов)

Комитет по культуре Правительства Тюменской области

(Председатель — Е.С. Негинский)

Комитет по культуре г. Тюмени Комитет по культуре администрации

(Председатель — Ю.В. Бедель) Аббатского (Ишимского и т.п.) района

Комитет по культуре Ленинского

(Центрального и т.п.) округа г. Тюмени

Дирекция учреждения культуры

(Директор или зав. клубом)

Руководитель самодеятельного коллектива

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

— психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.

Похожие страницы:

Региональное планирование: состояние, проблемы, пути совершенствования

. деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное .

Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем

Региональное планирование и развитие туризма и гостиничного хозяйства

. планирования и управления туризмом; роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма; понятие «региональный туристский .

Региональная политика как слагаемое российского федерализма

. деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном . федеральных и региональных орга­нов управления; . культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по .

Управление социально-экономическим развитием монопрофильного города

. федерального значения, регламентирующим деятельность . , деятелям культуры и искусства . Региональный и муниципальный маркетинг. Развитие организационных структур местных органов управления. Кадровое обеспечение регионального и муниципального развития .

Управление народным художественным творчеством необходимо в нынешних условиях, так как только благодаря продуманному управлению существует возможность для развития и функционирования народного художественного творчества. Осуществляет специализированную методическую деятельность в сфере народного художественного творчества сеть методических служб(84).

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение — понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Методическое обеспечение способствует эффективному развитию всех областей человеческой деятельности. Качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы.

Сущность методического обеспечения народного художественного творчества заключается в систематическом обеспечении методикой, отвечающей разнообразным потребностям практиков, для решения конкретных задач.

Задачи методической деятельности:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений теории и практики по народному художественному творчеству, внедрение передового опыта, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных мероприятий, связанных с народным художественным творчеством;

2. Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов, лежащих в области народного художественного творчества, обмена передовым опытом;

3. Внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, оснащение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми в области народного художественного творчества, передовых методик организации, проведения и осуществления мероприятий в области народного художественного творчества. Методисты, осуществляющие методическое руководство народным художественным творчеством разрабатывают необходимые методические рекомендации, пособия, методические письма, советы, обобщают передовой опыт и направляют эти материалы практикам. В свою очередь практики имеют возможность и право выбора тех предлагаемых методик, которые представляют наибольший интерес.

Исторический анализ становления и развития методической деятельности в области народного художественного творчества свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определёнными потребностями и уровнем развития общественной практики.

Система методического обеспечения народного художественного творчества сформировалась не сразу. Её становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Развитие сети методических служб началось в дореволюционный период, но наиболее интенсивно она создавалась в послеокрябрьский период и обрела своё современное состояние в 70-х годах XX века.

В этот период стали создаваться народные дома, в которых работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Многие народные дома располагали зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имели набор народных инструментов. Во многих народных домах создавались и работали народные театры.

По инициативе и проекту художника В.Д. Поленова в 1915 г. было построено специальное здание, получившее название Поленовский Дом, в котором создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов для фабрично-заводских и деревенских театров. Поленовский Дом активно включается в развитие культуры народа, основное внимание уделяя развитию художественной самодеятельности на селе.

Таким образом, создаётся достаточно целостная сеть учреждений, в структуре которой рельефно обозначались элементы методического влияния на содержание работы этих учреждений.

Опираясь на практику, путём проб и ошибок методическая работа обретает и накапливает опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования устойчивых целевых методических структур по управлению народным художественным творчеством.

Появляется необходимость в распространении лучших достижений в этой области и в направленной методической деятельности. Этому способствовала организация специальных кабинетов, которые вели точный методический учёт работы учреждений культуры на всех уровнях, обобщали и распространяли опыт работы передовых учреждений; перерабатывали специальную литературу, научные материалы.

Постепенно методическая деятельность обретает черты определённой системы. Строятся и открываются Дворцы и дома культуры, совхозные и колхозные клубы. В их работу внедряются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень – совершается переход к единому методическому руководству.

В 1930 г. Поленовский Дом переименовали в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК), и уже в 1931 г. В краевых и областных центрах было создано 19 домов искусств (ДИСК). Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства народным художественным творчеством.

Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской в 1936 г. преобразован во Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской, встал во главе сети республиканских и областных Домов народного творчества и возглавил систему методического руководства художественной самодеятельностью в стране.

Создание современной государственной системы научно-методического руководства завершилось в 1979 году. Созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества (НМЦ).

Всесоюзный научно-методический центр (ВНМЦ) является ведущим учреждением в стране в области народного художественного творчества. Он координирует работу нижестоящих научно-методических центров, обеспечивает их взаимодействие. При ВНМЦ работают проблемные лаборатории, им выпускаются методические рекомендации, пособия, справочные, репертуарные и информационные материалы для НМЦ.

Нижестоящими по отношению к ВНМЦ являются республиканские научно-методические центры (РНМЦ). В их функцию входит координация работы краевых, областных научно-методических центров, методических кабинетов.

Научно-методические центры краёв, областей на своём уровне оказывают методическую помощь учреждениям культуры по народному художественному творчеству и коллективам художественной самодеятельности. Областные, краевые НМЦ помогают районным Домам культуры в разработке и внедрении научно обоснованных методов работы с учётом специфических особенностей регионов, создают опорные зональные учреждения культуры и на их базе организуют школы передового опыта в области народного художественного творчества, творческие лаборатории, коллективы художественной самодеятельности.

Большое значение в системе научно-методического обеспечения НХТ имеют районные звенья – методические кабинеты, районные, городские Дома культуры. На данном уровне решается задача непосредственного внедрения в практику методических материалов, подготовленных на всех уровнях системы методического обеспечения, проходят проверку теоретические и методические положения и выводы в области народного художественного творчества (84).

Формы методического обеспечения в области народного художественного творчества: подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей народного художественного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий и т.д. При методических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, литературу, информацию и на этой основе формируют справочно-информационные фонды.

Специфика методического обеспечения в области народного художественного творчества:все элементы современной системы методического обеспечения народного художественного творчества органически взаимосвязаны между собой и находятся в определённом соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития народного художественного творчества наиболее эффективными методами и формами работы. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические рекомендации в помощь практикам.

Управление народным художественным творчеством необходимо в нынешних условиях, так как только благодаря продуманному управлению существует возможность для развития и функционирования народного художественного творчества. Осуществляет специализированную методическую деятельность в сфере народного художественного творчества сеть методических служб(84).

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение — понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Методическое обеспечение способствует эффективному развитию всех областей человеческой деятельности. Качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы.

Сущность методического обеспечения народного художественного творчества заключается в систематическом обеспечении методикой, отвечающей разнообразным потребностям практиков, для решения конкретных задач.

Задачи методической деятельности:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений теории и практики по народному художественному творчеству, внедрение передового опыта, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных мероприятий, связанных с народным художественным творчеством;

2. Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов, лежащих в области народного художественного творчества, обмена передовым опытом;

3. Внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, оснащение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми в области народного художественного творчества, передовых методик организации, проведения и осуществления мероприятий в области народного художественного творчества. Методисты, осуществляющие методическое руководство народным художественным творчеством разрабатывают необходимые методические рекомендации, пособия, методические письма, советы, обобщают передовой опыт и направляют эти материалы практикам. В свою очередь практики имеют возможность и право выбора тех предлагаемых методик, которые представляют наибольший интерес.

Исторический анализ становления и развития методической деятельности в области народного художественного творчества свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определёнными потребностями и уровнем развития общественной практики.

Система методического обеспечения народного художественного творчества сформировалась не сразу. Её становление и развитие охватывает довольно значительный исторический период. Развитие сети методических служб началось в дореволюционный период, но наиболее интенсивно она создавалась в послеокрябрьский период и обрела своё современное состояние в 70-х годах XX века.

В этот период стали создаваться народные дома, в которых работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Многие народные дома располагали зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имели набор народных инструментов. Во многих народных домах создавались и работали народные театры.

По инициативе и проекту художника В.Д. Поленова в 1915 г. было построено специальное здание, получившее название Поленовский Дом, в котором создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов для фабрично-заводских и деревенских театров. Поленовский Дом активно включается в развитие культуры народа, основное внимание уделяя развитию художественной самодеятельности на селе.

Таким образом, создаётся достаточно целостная сеть учреждений, в структуре которой рельефно обозначались элементы методического влияния на содержание работы этих учреждений.

Опираясь на практику, путём проб и ошибок методическая работа обретает и накапливает опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования устойчивых целевых методических структур по управлению народным художественным творчеством.

Появляется необходимость в распространении лучших достижений в этой области и в направленной методической деятельности. Этому способствовала организация специальных кабинетов, которые вели точный методический учёт работы учреждений культуры на всех уровнях, обобщали и распространяли опыт работы передовых учреждений; перерабатывали специальную литературу, научные материалы.

Постепенно методическая деятельность обретает черты определённой системы. Строятся и открываются Дворцы и дома культуры, совхозные и колхозные клубы. В их работу внедряются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень – совершается переход к единому методическому руководству.

В 1930 г. Поленовский Дом переименовали в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК), и уже в 1931 г. В краевых и областных центрах было создано 19 домов искусств (ДИСК). Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства народным художественным творчеством.

Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской в 1936 г. преобразован во Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской, встал во главе сети республиканских и областных Домов народного творчества и возглавил систему методического руководства художественной самодеятельностью в стране.

Создание современной государственной системы научно-методического руководства завершилось в 1979 году. Созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества (НМЦ).

Всесоюзный научно-методический центр (ВНМЦ) является ведущим учреждением в стране в области народного художественного творчества. Он координирует работу нижестоящих научно-методических центров, обеспечивает их взаимодействие. При ВНМЦ работают проблемные лаборатории, им выпускаются методические рекомендации, пособия, справочные, репертуарные и информационные материалы для НМЦ.

Нижестоящими по отношению к ВНМЦ являются республиканские научно-методические центры (РНМЦ). В их функцию входит координация работы краевых, областных научно-методических центров, методических кабинетов.

Научно-методические центры краёв, областей на своём уровне оказывают методическую помощь учреждениям культуры по народному художественному творчеству и коллективам художественной самодеятельности. Областные, краевые НМЦ помогают районным Домам культуры в разработке и внедрении научно обоснованных методов работы с учётом специфических особенностей регионов, создают опорные зональные учреждения культуры и на их базе организуют школы передового опыта в области народного художественного творчества, творческие лаборатории, коллективы художественной самодеятельности.

Большое значение в системе научно-методического обеспечения НХТ имеют районные звенья – методические кабинеты, районные, городские Дома культуры. На данном уровне решается задача непосредственного внедрения в практику методических материалов, подготовленных на всех уровнях системы методического обеспечения, проходят проверку теоретические и методические положения и выводы в области народного художественного творчества (84).

Формы методического обеспечения в области народного художественного творчества: подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей народного художественного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий и т.д. При методических центрах работают общественные советы, секции, проблемные лаборатории, определяются базовые учреждения культуры и самодеятельные коллективы для организации опытно-экспериментальной, творческой работы. Методические центры накапливают и систематизируют методические материалы, литературу, информацию и на этой основе формируют справочно-информационные фонды.

Специфика методического обеспечения в области народного художественного творчества:все элементы современной системы методического обеспечения народного художественного творчества органически взаимосвязаны между собой и находятся в определённом соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития народного художественного творчества наиболее эффективными методами и формами работы. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические рекомендации в помощь практикам.

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

— психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора — песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

— календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

— полевые работы (покосные, жатвенные песни);

— рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

— смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр — театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище — архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

— любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

— художественная самодеятельность — форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

— народные промыслы — это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — это бытовая традиционная для этноса духовная философия — эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор — бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор — это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор — овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

Читайте также:

      

  • Сценарии познавательных программ для детей школьного возраста
  •   

  • В стране знаний сценарий для детского сада
  •   

  • Требования к оборудованию группового помещения игровому и дидактическому материалу доу
  •   

  • Семья дошкольные детские учреждения школа и группы сверстников средства массовой информации это
  •   

  • Изменение роли экскурсии кратко

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный институт
культуры»

Контрольная
работа

по дисциплине:
«Педагогика народного художественного творчества»

на тему: «Функции
руководителя коллектива НХТ»

                                                   
                            Выполнила: студентка 3курса

                                                         
       группы ЗХП-13

                                           
                    Сафина К. С.

                                                                                      
Проверила:
Бородина Е.А.

Пермь 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества………………………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………11

Введение

Руководитель
коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную
регуляцию художественной деятельности участников коллектива. Деятельность
руководителя художественного коллектива многофункциональна, она включает в себя
все аспекты работы с коллективом. Основные функции руководителя творческого
коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия
видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей
творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности,
мы выделяем следующие основные функции —  организационную, образовательную,
художественно-творческую,  воспитательную, социально-психологическую.

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества

Важной составной
частью деятельности руководителя является организационное обеспечение работы
коллектива. Организационная  работа относиться к числу наиболее сложных, потому
что затрагивает все аспекты работы  художественного коллектива и его
участников. Она распадается  на несколько направлений: педагогическое,
техническое, художественно-исполнительское.

Педагогическая
организация имеет всепроникающий характер. Она может рассматриваться как
самостоятельное направление в деятельности руководителя, и как составная часть
других форм организационной работы.

Под технической
организацией понимается обеспечение  широкого круга вопросов, не связанных
непосредственно с творческо-исполнительской деятельностью. Сюда входит создание
и формирование коллектива до условий существования и его творческой деятельности, а также создание условий для саморазвития
и самореализации личности в коллективе, его успешной социализации в обществе.

Художественно-исполнительская
организация включает в себя обеспечение  творческого процесса, всех условий для
создания концертных произведений, начиная от рождения и до выпуска его на
зрительскую аудиторию. И конечно, прежде всего, это зависит от руководителя,
который должен уметь организовать исполнителей и работать  над художественным
материалом.

Конечно, деление
организации на все эти типы условны и относительны, так как все они работают
одновременно и в неразрывном единстве. И поэтому руководитель коллектива должен
помнить, что организационный аспект его деятельности выступает зачастую
определяющим для всей остальной работы. Поэтому так высоки требования к его
организаторской подготовке и овладению соответствующих навыков и умения.

Основной задачей руководителя
художественного коллектива считается передача  знаний, опыта, культуры, 
художественное и эстетическое развитие участников коллектива, средствами
искусства. И эта задача реализуется  во время учебных, репетиционных занятий и
концертных выступлений. И опирается на систему форм, методов и средств,
которыми должен владеть руководитель-профессионал.  Благодаря им участники
коллектива овладевают знаниями и навыками в конкретном виде искусства.
Систематические занятия способствуют повышению исполнительского мастерства,
слаженности исполнения, натренированности участников коллектива. Выстраивая
учебный процесс, руководитель должен опираться на дидактические принципы,
которые выступают нормами, правилами  регулирующие этот процесс. Принципы
дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике
обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В
дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы
организации учебной деятельности, которые прошли соответствующую научную
проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и
педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных
предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в
воспитании и обучении участников коллектива может быть достигнут при условии
соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы
показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и
неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также
общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. Говоря о
значимости  образовательной функции, надо сказать о художественно-творческой
функции, с которой она тесно связана и неразделима. Задачей
художественно-творческой функции является формирование высокой нравственной и
поведенческой культуры личности, общим эстетическим развитием участника
коллектива. Формы художественно-творческой работы можно условно разделить:
основные и дополнительные. К основным формам относятся все средства,
способствующие художественно-творческому развитию участников коллектива.
Тематика может быть самой разнообразной — от творчества композитора,
драматурга, постановщика, исполнителя и художника до общих проблем музыкального,
драматического, хореографического и инструментального творчества.

Дополнительные
формы включают в себя посещение выставок, концертов, спектаклей, балетов, опер,
экскурсий. С обязательным обсуждением и анализом в коллективе.

Руководитель должен
обладать творческой фантазией, которая помогает ему раскрыть творческий
потенциал каждого участника художественного коллектива. Он должен хорошо
владеть основами режиссуры и актёрского мастерства, обладать хорошей зрительной
памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением,
все то, что относиться к его деятельности. Чтобы возглавить весь процесс работы
над выпуском вокального, хореографического номеров, спектакля руководитель
должен быть хорошим организатором, научиться использовать в своей теоретической
и практической деятельности опыт смежных искусств. Творчество руководителя
коллектива немыслимо без постоянного поиска. Поиск новых сюжетов и композиций,
песен, пьес предполагает изучение жизни и творчества композиторов, писателей,
знание литературных произведений, живописи, скульптуры, музыки.

Основной социальной
функцией руководителя художественного коллектива является воспитательная
функция. Целевой установкой должно быть не столько повышение профессионального
мастерства, сколько формирование духовно-нравственной  личности, воспитание
нравственно-эстетической культуры у участников коллектива. Воспитание — это
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и
общения внутри и вне коллектива. Решая специфические задачи воспитания
средствами искусства, педагог-руководитель рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Рассмотрим
основные направления воспитательной работы. В процессе обучения руководитель решает
разнообразные задачи по эстетическому воспитанию: формирование эстетического
вкуса, знакомство с лучшими образцами мировой и российской культуры. Расширяет
кругозор участников коллектива, включая в образовательный процесс информацию о
истории,  нравах, манерах, костюмах разных эпох. Нравственное воспитание должно
органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи
— это формирование норм и правил поведения детей и подростков в коллективе, в
местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской
взаимопомощи и взаимовыручки, честности и правдивости, нравственной чистоты и
скромности.  Ф
ормирование у  участников коллектива
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе. 
Важно сказать, что руководитель
коллектива большое внимание уделяет этическим нормам, чтобы дети и подростки были
внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями,
но и в любом обществе.

Специфика
воспитательной работы в художественном коллективе обусловлена органичным
сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия руководителя-педагога направлены
на формирование у детей и подростков мировоззрения, на воспитание высокой
нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи
решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с
организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания в художественном
коллективе — это образование и обучение ребенка и подростка, как исполнителя.
Второй уровень воспитания — это формирование как личности, развития в них
гражданских
, нравственно-эстетических качеств, а
также общей  культуры.

Художественно –
коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на
материале искусства: повышение качества художественного общения, развитие на
материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального
общения, социально- психологическое руководство внутригрупповым общением и
взаимодействием, обеспечение социально психологической саморегуляции
любительского коллектива

Для руководителя художественного
коллектива важна функция психолога.
Задачи руководителя –
психолога заключаются в следующем:  развитие человеческих задатков: природные
физические и психические данные. К ним относятся музыкальный слух,
хореографические данные, координация движений, дисциплинированность, ответственность,
любознательность.  Превращение их в способности: способность соотносить свои
движения с музыкой, развитие координации движений, выразительность исполнения,
сознательная дисциплина.  Применение дифференцированного обучения: умение
определить уровень психического развития ребенка (иногда уровень психического
развития не соответствует возрасту). Умение решать конфликты, возникающие между
детьми и подростками внутри коллектива. Все это, конечно же,
 подразумевает под собой знание основ психологии.

Заключение

Деятельность руководителя
коллектива — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на
основе устава учреждения дополнительного образования,  позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода к участникам
с учетом актуальных задач, стоящих перед  ним. Функции руководителя сложны и
многогранны, они заключаются в создании и сохранении  коллектива, планировании и
осуществлении учебно-воспитательного работы в нем. Поэтому на первый план
выступает, прежде всего, профессионализм руководителя, именно от него зависит,
как будет существовать и развивать художественный коллектив. Поэтому
руководитель  должен владеть методикой преподавания, терминологией,
специальными знаниями согласно профилю коллектива. Ему необходимо правильно выстроить
учебный процесс, принимая во внимание специфику занятий с участниками разных
возрастов, разного уровня подготовки, разных эстетических задач. Руководитель
должен создать творческую атмосферу на занятие, чтобы работа приносила радость,
а участники коллектива видели и осознавали цель, к которой должны прийти в
результате занятий. Желательно после каждого занятия подводить итог, обсуждать
с участниками чего они достигли, что удалось, а над чем ещё надо поработать.
Участники должны уходить с занятия с чувством удовлетворения от проделанной
работы. Для качественного выполнения всех функций руководителю коллектива
необходимо постоянно самосовершенствоваться. В этом ему помогают курсы повышения
квалификации, семинары, творческие встречи с профессионалами, с коллегами, участие
в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня.

Таким образом, специфика
работы руководителя в художественном коллективе заключается в органическом сочетании
художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических
моментов, что должно обеспечить не только высокий профессионально-технический
уровень, но и формирование высокого уровня общей культуры, эстетического
развития участников коллектива.

Литература

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном
художественном коллективе: учебное пособие. Москва. Просвещение, 1984.

Гоноболин Ф.Н. Психология. 
Москва. Просвещение, 1973.

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное
пособие. Москва. МГУКИ, 2000.

Беляев С.Е. Музыкальная дидактика: учебное пособие.
Екатеринбург, 2008.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура:
учебное пособие. Москва. МГИК, 1994.

Разумный  В.А.  Творчество народа и современность

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оплата жку через гис жкх пошаговая инструкция
  • Прокуратура города саратова руководство
  • Плановый срок проверки инструкций по пожарной безопасности
  • Дифлокинак таблетки цена инструкция по применению взрослым от чего
  • Руководство по установки душевой кабины