Организаторские способности руководства

Организаторские способности современного руководителя

Организаторские способности современного руководителя

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу. Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
  • психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
  • чувством понимания ситуации;
  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
  • способностью работать в коллективе и с коллективом;
  • умением предвидеть результат;
  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
  • способностью и умением рисковать;
  • способностью действовать самостоятельно;
  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;
  • способностью увидеть, выделить существенное;
  • искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;
  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
  • системный подход к анализу работы;
  • квалифицированное делегирование полномочий;
  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создание эффективной обратной связи;
  • защита персонала организации от внешних угроз;
  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
  • установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

  • как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
  • как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Для достижения высоких
показателей в работе коллектива
современный руководитель нуждается в
эф­фективных организаторских
спо­собностях, которые объединяются
в три типа1:

1. Организационная
проницательность
,
включающая:

  • психологическую
    избирательность – умение уделять
    вни­мание тонкостям взаимоотношений,
    синхронность эмоциональ­ных состояний
    руководителя и подчиненных, способность
    поста­вить себя на место другого;

  • практическую
    направленность интеллекта, т. е.
    прагматичес­кую
    ориентацию
    руководителя на использование данных
    о пси­хологическом
    состоянии коллектива для решения
    практических задач;

  • психологический
    такт – способность соблюдения чувства
    меры в своей
    психологической избирательности и
    прагматичес­кой ориентированности.

2. Эмоционально-волевая
результативность

– умение вли­ять,
способность воздействовать на других
людей волей и эмо­циями. Она складывается
из следующих факторов:

  • энергичность,
    способность направлять деятельность
    своих подчиненных
    в соответствии со своими желаниями,
    заряжать их устремленностью,
    верой и оптимизмом в продвижении к
    цели;

  • требовательность,
    способность добиваться решения своих
    задач при
    психологически грамотной постановке
    и реализации требований к
    подчиненным;

  • способность
    критически оценивать свою деятельность,
    об­наружить и адекватно оценить
    отклонения от намеченной про­граммы
    в деятельности работников.

3.
Склонность
к организаторской деятельности,

т.
е. готов­ность к
организаторской деятельности, начиная
с мотивационных факторов и
заканчивая профессиональной
подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать
следующими лич­ными качествами:

  • широким
    кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,
    новаторством, творческим подходом к
    работе;

  • чувством понимания ситуации;

  • творческим
    отношением к работе, упорством,
    уверенностью в себе
    и преданностью делу;

  • нестандартным
    мышлением, изобретательностью,
    инициа­тив-ностью
    и способностью генерировать идеи;

  • готовностью к переменам, открытостью,
    гибкостью и легкой приспособляемостью
    к происходящим изменениям;

  • стремлением к сотрудничеству,
    коммуникабельностью и чувством успеха;

  • эмоциональной уравновешенностью и
    стрессоустойчивостью, психологическими
    способностями влиять на людей;

  • ситуационным лидерством и энергией
    личности в корпора­тивных структурах;

  • способностью работать в коллективе и
    с коллективом;

  • умением предвидеть результат;

  • внутренней
    потребностью к саморазвитию и
    самоорганиза­ции;

  • способностью и умением рисковать;

  • способностью действовать самостоятельно;

  • ответственностью за деятельность и за
    принятые решения;

  • способностью увидеть, выделить
    существенное;

  • искусством выполнять планы.

Организаторские
способности руководителя не должны
рас­ходить-ся с
его этическими нормами. Этика руководителя
сосредоточена на широком
спектре вари­антов его поведения,
включает средства, используемые
им для достижения поставленных целей.
Если «этика» – совокупность норм
поведения, мораль (в данном случае
руководителя), то ос­новные
этические нормы применительно к решению
организаци­онно-экономических
задач могут быть сведены к следующим:

  • результативность деятельности
    организации, достижение наивысшей
    производительности и получение
    максимальной прибыли не должны
    достигаться за счет разрушения
    окружаю­щей среды;

  • конкуренция
    должна осуществляться по честным
    правилам, т. е. должны
    соблюдаться «правила» рыночной игры;

  • распределение
    созданного совокупного дохода, полученных
    трудом благ не должно приводить к
    резкому социальному рас­слоению
    общества;

  • использование
    разнообразных форм участия работников
    в управлении в целях реализации
    стратегии корпорации должно не
    только увеличивать желание работать
    лучше, но и развивать чувство
    ответственности;

  • техника должна служить человеку, а не
    человек технике.

В
настоящее время выделяют следующие
образцы навыков руководства,
которые необходимы руководителю при
формиро­вании и
управлении организацией:

      • умение при управлении учитывать
        поведение подчинен­ных;

      • способность устанавливать и
        контролировать дисциплину;

      • стремление гибко использовать различные
        стили руководст­ва, приспосабливая
        их к переменам;

      • осознание
        выполняемой им роли и эффективное
        использо­вание своего положения;

      • развитие
        и поддержание хороших отношений с
        окружаю­щими;

      • отдача четких однозначных указаний
        и распоряжений;

      • регулярный
        анализ работы подчиненных и учет его
        резуль­татов;

      • стимулирование деятельности подчиненных,
        поощрение наилучших примеров в работе;

      • системный подход к анализу работы;

      • квалифицированное делегирование
        полномочий;

      • избежание
        слишком частого применения негативного
        под­крепления;

      • создание эффективной обратной связи;

      • защита персонала организации от
        внешних угроз;

      • поиск
        способов повышения результативности
        работы со­трудников;

      • установление системы оценки работы
        и критериев успеха.

Функция организации выступает прежде
всего как форма установления связей
между руководителями различных уровней.
С учетом того, что каждый руководитель
является личностью со своей
индивидуальностью,
функция организации связана с
многообразными формальными и
неформальными отношениями между людьми,
с пере-плетением
этих типов взаимоотношений, с личностными
качествами людей, с их
представлениями о профессионализме,
культуре, этике, морали и т. д. Недооценка
этих моментов весьма пагубна для
творческого труда,
для микроклимата коллектива, для
достижения целей организации.

Эффективное
руководство предполагает, что люди
совместно координируют
ресурсы, определяют задачи, выдвигают
и под­держивают
идеи, планируют деятельность и т. д.
Коллективная работа позволяет открыть
огромные новые возможности, кол­лективный
подход – решать
проблемы
сообща. Тем самым выра­батывается
больше идей, возрастает
инновационная способ­ность, уменьшаются
возможности для появления стрессовых
си­туаций.

Организация эффективно
работающего коллектива – слож­ный итрудоемкий процесс. Коллектив живет
собственной дело­вой и эмоциональной
жизнью. Его нельзя создать без усилий,
целеустремленности и доверия. На ос­нове
стоящих перед организацией целей и
задач руководитель призван обес­печить
согласованные и целенаправленные
действия подчинен­ного ему персонала.

Воздействие
руководителя на коллектив начинается
с подбо­ра и расстановки кадров на
различных участках. Расстановка кадровдолжна помогать раскрытию личных
способностей работ­ников, обеспечивать
рост эффективности совокупного труда
всего коллектива.

В решении этой задачи большая
роль принадлежит руководи­телю, его
умению учитывать индивидуальные
способности, инте­ресы и
психологические особенности людей при
организации их совместного
труда. Руководитель должен уметь
анализировать и учитывать мотивы
поведения
членов коллектива, применять
дифференцированный подход
к людям
с учетом их отношения к положительным
примерам и имеющимся
недостаткам,
с учетом их личных склонностей, интересов
и психологии. Успех
руко­водства во многом зависит именно
от того, насколько руководи­тель
опирается на коллектив, на его опыт и
знания, насколько он поддерживает и
развивает деловую инициативу.

На
эффективность деятельности большое
влияние оказывает установившийся
в коллективе психологический климат,
под ко­торым понимают характер
отношений между людьми, преобла­дающее
в коллективе
настроение, удовлетворенность работни­ков
выполняемой работой
и т. д. Психологический климат кол­лектива
во многом зависит от
психологической совместимости работников.
Психологическая совместимость
– это способность членов группы к
совместной деятельности,
основанная на опти­мальном сочетании
их психологических
свойств.

Роль руководителя в
организации коллектива во многом
за­висит от совершенствования стиля
и методов его руководства, от поведения
руководителя, от характера его
взаимоотношений с людьми. Многочисленные
исследования показали, что руково­дителю
зачастую мешает
эффективно выполнять свои функции
неспособность сотрудничать с людьми.

Многофакторность современных
организационных и управленческих систем
носит объективный характер, поэтому
организаторская деятельность синтезирует
все виды деятельности в системах.
Организаторская
деятельность весьма трудоемка и имеет
значительныйудельный вес в труде
руководителя (до60–80 %).Предметэтой деятельности–социально-экономические системы, учет
экономических,эстетических,
технологических, профессиональных и
прочих связей иотношений, формирование
самого коллектива как целостной
динамической и устойчивой системы (рис.
10.6)1.

Рис. 10.6. Организаторская
деятельность

Результатом орга­низаторской работы
должна выступать только исполнительная
организационная система. Г. П. Щедровицкий
обратил внимание
на то, что организация мо­жет
рассматриваться в двух ракурсах1:

  • как искусственное образование
    искусственный взгляд на организацию
    свойствен самому организатору, так как
    тот, кто эту органи­зацию конструирует
    и создает, всегда смотрит на нее как на
    свое творение, которое он сделал и
    собирается использовать как средство,
    как орудие для достижения своих целей
    (в этом смысле организации мо­гут
    быть любые в зависимости от целей и
    задач организатора, при этом сама
    организация своих собственных целей
    не имеет);

  • как естественно живущее– после
    завершения создания организации,
    организатор
    уходит, остается управляющий,
    а организациятрансформируется в форму жизни коллектива
    и начинает жить своей собственной
    жизнью, что с естественной точки зрения
    делает возможным появление других
    целей –целей того
    коллектива, который орга­низован.

Наряду
с формализованной исполнительной
организационнойсистемой в багаже
руководителя есть возможность выполнения
рабочих заданий посредством
создания ра­бочих групп. Рабочая
группа
– это, как
правило, временный коллектив, сформированный
для решения конкретной краткосрочной
проблемы с привлечением представителей
различных служб. Достоинством такой
группы является возможность ее
формирования в сжатые сроки, что позволяет
оперативно решать
воз­никающие вопросы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Три типа организаторских способностей руководителя

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

  • психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

  • чувством понимания ситуации;

  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

  • способностью работать в коллективе и с коллективом;

  • умением предвидеть результат;

  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

  • способностью и умением рисковать;

  • способностью действовать самостоятельно;

  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;

  • способностью увидеть, выделить существенное;

  • искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;

  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

  • системный подход к анализу работы;

  • квалифицированное делегирование полномочий;

  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

  • создание эффективной обратной связи;

  • защита персонала организации от внешних угроз;

  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

  • установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

  • как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

  • как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Источник: www.elitarium.ru

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Организаторская функция
  • 2 Что важно при организации
  • 3 Как развить организаторские способности
  • 4 Упражнения на развитие организаторских способностей
    • 4.1 Быть убедительным
    • 4.2 Пантомима
    • 4.3 Распределение времени

Организаторская функция

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Качества лидера

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Содержание

  • Что важно при организации
  • Как развить организаторские способности
  • Упражнения на развитие организаторских способностей
    • Быть убедительным
    • Пантомима
    • Распределение времени
  • Развитие коммуникативных способностей
  • Упражнения для развития организаторских способностей
  • Рассмотрим, каковы основные составляющие организаторских способностей

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Развитие коммуникативных способностей

Взаимоотношения начальник – подчиненный, поставщик – заказчик особенно ярко проявляют умение эффективно общаться.

Первым шагом в развитии коммуникативных способностей является умение слушать. Сегодня лидеры предприятий должны прислушиваться к мнениям подчиненных и коллег, анализировать ситуации, решать конфликты. Слушание поможет вам получить новые идеи. Способы устранения производственных проблем станут более понятными для подчиненных, дадут возможность ощущать себя членом команды.

Чаще всего талантливые и творчески мыслящие люди из-за отсутствия организаторских и коммуникативных навыков не могут доносить свои идеи до окружающих людей, не могут заинтересовать участников команды. Очень часто степень владения навыками общения зависит от личных качеств человека.

Есть несколько качеств, необходимых как для коммуникаций, для лидера команды.

  1. Рассудительность.
  2. Решительность.
  3. Отзывчивость.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Умение слышать собеседника.

В своей основе коммуникативные навыки влияют на построение деловых связей, эффективность работы, дают возможность обнаруживать проблемы на их ранних стадиях, решать их без недоразумений и сложностей.

Упражнения для развития организаторских способностей

Развивать коммуникативные и организаторские способности можно в любом возрасте при помощи несложных упражнений.

  1. Упражнение «Пантомима». Поможет сохранить самообладание в любых ситуациях, научиться правильно передавать свое эмоциональное состояние. Итак, встаньте перед зеркалом и продемонстрируйте волнение, гнев, смех, иронию и т.д.
  2. Упражнение «Желание». Поможет отработать навыки коммуникации. Для этого каждый член команды на листике записывает свое желание. Задача: убедить партнера выполнить желание, не говоря ни одного слова, после показать запись на листочке.
  3. Упражнение «Выйди из скорлупы». Поможет обрести умение убеждать. Человек, слабо владеющий навыками коммуникации, становится посреди комнаты в круг. Задача партнеров состоит в том, что бы убедить его выйти из круга. К примеру, пообещать что-либо взамен, процесс можно снимать на камеру.
  4. Упражнение «Задай вопрос при помощи пения». Поможет обрести навык выражать эмоции. Компанию нужно поделить на 2 группы. Одна команда задает вопрос при помощи песни, вторая отвечает словами другой.

Для того чтобы развивать коммуникативные и организаторские способности, стоит ознакомиться с книгами Михаила Литвака, Стивена Р. Киви, Николая Козлова, пройти тренинги разработанные специализированными центрами. Ставьте перед собой цель быть идеальным собеседником и партнером.

Рассмотрим, каковы основные составляющие организаторских способностей

Не стоит думать, что организаторские способности даются людям от рождения и их невозможно развивать. Можно, и даже нужно! Однако необходимо понимать, что для этого следует приложить усилия, проявлять последовательность действий, определенное упорство. Выделим по пунктам, над чем стоит поработать:

  1. Твердость характера, авторитетность. Подчиненные должны понимать, что отданные распоряжения следует выполнять без обсуждения. Помните, авторитет руководителя складывается не только из внешних атрибутов уверенности в себе. Руководитель понимает все тонкости работы, которую поручает, знает, сколько времени уйдет на ее выполнение, как сделать ее наилучшим образом. Люди сами будут идти за советом и помощью к руководителю, глубоко разбирающемуся в вопросе. Подавайте пример другим своей высокой работоспособностью, чтобы не было поводов для лени у других.
  2. Умение улаживать конфликты — очень важная составляющая организаторских способностей. В любом коллективе возникают трения. Чтобы разногласия не препятствовали эффективности труда, умейте вовремя «гасить» разгорающиеся ссоры. Если убедительные беседы не помогают, возможно необходимо будет рассредоточить людей по разным объектам.
  3. Справедливость — важная способность организатора. Вы не должны быть лицеприятным. Все сотрудники должны быть равными в своих правах, не создавайте «любимчиков», подхалимов, а также «козлов отпущения». Люди должны получать справедливую награду, поощрение либо наказание, порицание в равной степени.
  4. Строгость. Люди должны осознавать, что за некачественный труд обязательно понесут определенное наказание. Это необходимое проявление организаторских способностей.
  5. Умение поощрять. Признание личных заслуг сотрудника, публичное или личное поощрение человека за приложенные усилия, хорошие результаты вносит дополнительную мотивацию, заставляет коллектив вцелом стараться выполнить работу наилучшим образом. Это полезно для конечного результата и для самого коллектива: работа приносит людям радость, моральное удовлетворение. При такой организации труда затрачиваемых усилий намного меньше, повышается эффективность. Умение поощрять возможно лишь при внимательном отношении к каждому человеку. Развивайте эту организаторскую способность.
  6. Точное представление, что, каким образом, в какой последовательности, в какие сроки должно быть сделано. Не имея четко разработанного плана, очень трудно руководить коллективом. Необходимо предвидеть все возможные препятствия и проблемы, разработать пути их решения, чтобы не терять времени в случае их возникновения.
  7. Ежедневное планирование. Ежедневно должен быть определен объем работ вцелом и для каждого человека отдельно.
  8. Делегирование полномочий — самое разумное проявление организаторских способностей. Каким бы талантливым ни был руководитель, успеть все сам он просто физически не сможет. Умейте определять, кто в вашем коллективе может справиться с порученными обязанностями и делегируйте их ему. Однако они не должны стать обузой, иначе работа будет выполняться «спустя рукава». За дополнительную работу обязательно должно быть поощрение.
  9. Спокойное отношение к критике. Дайте людям возможность вносить свои предложения по лучшей организации труда, вас станут еще больше уважать, доверяя вашим организаторским способностям.
  10. Умение отметать лишнее — хорошая способность организатора. Не давайте садиться себе на голову, превращать работу в балаган. Цените свое время и дайте понять всем, что отнимать его понапрасну не позволите никому.

Следует много потрудиться, чтобы выработать у себя все практические навыки хорошего руководителя. Но имея представление, каковы основные составляющие организаторских способностей, намного легче их развивать. Прилагайте усилия, будьте внимательны к коллективу и все получится!

Содержание

  • Что это такое?
  • Авторитетность
  • Разрешение конфликтов
  • Справедливость
  • Строгость
  • Поощрения
  • Наблюдательность и контроль
  • Планирование
  • Делегирование полномочий
  • Отношение к критике
  • Избавление от лишнего

Любое лицо, наделенное властью, должно иметь организаторские способности. Как наемные руководители, так и владельцы бизнеса, грамотно управляющие персоналом, приведут компанию к успеху.

Какие ловушки поджидают на этом пути? Многие люди, занявшие высокий пост, полагают, что подчиненные должны незамедлительно выполнять каждый их приказ. Однако такие действия очень быстро приводят к потере авторитета. Руководителя перестают уважать, а персонал теряет стимул качественно работать.

Да, возмущение персонала можно подавить. Для этого прекрасно подойдут штрафные санкции, угроза лишения рабочего места, урезанная заработная плата. Однако это не сделает работу эффективной, а будет держать каждого сотрудника в напряжении и дискомфорте. Вот здесь и понадобятся организаторские способности.

Что это такое?

Что же представляют собой организаторские способности? Это набор качеств, которые помогут организовать работу ваших сотрудников. Без этого невозможна эффективная работа даже при условии вашего высокого профессионализма. Сюда входят:

  • авторитетность;
  • решение конфликтов;
  • справедливость;
  • строгость;
  • планирование;
  • умение поощрять;
  • делегирование полномочий;
  • контроль.

Рассмотрим каждое качество более подробно.

Авторитетность

Это главное качество, которое должно присутствовать у руководящей личности. Вы должны добиться того, чтобы ваши распоряжения выполнялись без колебаний. Для этого важны как внешние, так и внутренние атрибуты. Вы должны быть уверены в своей правоте и действиях. Окружающие прочувствуют вашу внутреннюю уверенность и возьмут с нее пример.

Также хороший руководитель хорошо образован в том, что он поручает другим личностям, какие сложности и тонкости поджидают на пути. Вы должны видеть сам процесс и держать его под контролем. Такие качества как высокая работоспособность, организованность приведут вас к успеху.

Подавайте пример другим. Если ленитесь вы, то же станут делать и ваши подчиненные.

Разрешение конфликтов

Организаторские способности включают в себя и умение грамотно разрешать конфликты. Трудовой коллектив невозможен без проблемных ситуаций. Между людьми обязательно возникают трения и нужно вовремя сгладить все острые углы. Какие приемы можно применять в данном случае?

Если сотрудники находятся в ссоре, попытайтесь поговорить с каждым по отдельности. Важно, чтобы беседа была в доверительном и позитивном ключе. Если никакие разговоры не помогают, рассредоточьте подчиненных по разным отделам.

Справедливость

К сожалению, многие личности, пришедшие к власти, забывают о справедливости. Руководствуясь личными симпатиями, они выделяют сотрудников, к которым более благосклонны. Среди «любимчиков» обязательны и те, к которым предъявляются повышенные требования.

Старайтесь максимально развить в себе справедливость по отношению к каждой личности. Подчиненный должен получать то, что заслуживает. Так вас будут больше уважать.

Строгость

Организаторские способности нельзя представить без строгости и контроля. Если у человека есть возможность не трудиться, то он не будет прилагать лишние усилия.

Не допускайте рассадника лени в своем коллективе. Сотрудники должны помнить, что неповиновение влечет за собой наказание со стороны руководителя.

Поощрения

Ни в коем случае не игнорируйте заслуг ваших подчиненных. Будь то личное или публичное поощрение, вы должны отмечать успехи других. В противном случае персонал потеряет мотивацию трудиться в полную силу.

Такие действия принесут вам двойную пользу. Это полезно не только для отдельной личности, но и коллектива целом, ведь поощрения и признания заслуг повышают командный дух. Усилий будет тратиться меньше, в то время как продуктивность возрастет.

Руководителю необходимо выработать такое качество как внимательность. Только при пристальном наблюдении за сотрудником вы сможете заметить его прогресс.

лидер

Наблюдательность и контроль

Нельзя считать хорошим руководителем ту личность, которая не может отследить процессы на производстве, сроки сдачи работ и в целом имеет общее представление о том, что творится в его компании. Вы должны руководствоваться четким планом и не отступать от него.

Смотрите в будущее! Учитывайте возможные промахи и неудачные сделки. У вас должен быть четкий план действий, будь то непредвиденные обстоятельства или размеренное течение дел.

Планирование

Нельзя упомянуть о таком важном качестве как умение планировать свои дела. Это касается не только вас, но и ваших подчиненных. Каждый сотрудник должен получить определенный объем заданий, которые следует выполнить к вечеру.

Устанавливайте и общие сроки. К примеру, коллектив должен вывести компанию на новый уровень через полгода.

Делегирование полномочий

Мы уже разобрали, что грамотный руководитель должен отличаться высокой работоспособностью, показывая пример другим. Но один человек не может выполнить весь объем работ. Ведь в таком случае возникнет путаница в делах, а качество проделанных задач будет желать лучшего. В этом случае самый разумный вариант – делегирование полномочий. Но для этого вам понадобятся такие качества как наблюдательность и внимательное отношение к подчиненным.

Некоторое время понаблюдайте за персоналом. Кто лучше всего справится с порученными задачами? Следите за тем, чтобы объем работ не был слишком большим. Помните, что каждое дополнительное дело должно быть отмечено словесным или материальным поощрением.

Отношение к критике

Что отличает грамотного и опытного руководителя? Такой человек спокойно относится к критике, не воспринимая всё на свой счет. Слушайте своих подчиненных. Их мысли и идеи, возможные корректировки могут привести вашу компанию к еще большему успеху.

Выслушивая такие предложения, вы повысите свой авторитет. Сотрудники станут больше вас уважать и загорятся желанием трудиться с еще большим энтузиазмом.

Избавление от лишнего

Способности организатора включают в себя умение отметать лишнее. Держите ситуацию под контролем и не позволяйте сотрудникам лишних вольностей. Дайте чётко понять, что никто не сможет отнять у вас драгоценные часы и минуты понапрасну. Цените как свое, так и чужое время.

Да, практические навыки невозможно развить в один день. Но регулярная практика поможет стать вам грамотным руководителем, который сможет найти подход к любой личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция kindle paperwhite 2018 на русском
  • Kapikachhu инструкция по применению в таблетках взрослым
  • Видеорегистратор зеркало vehicle blackbox dvr 1080 инструкция на русском
  • Фоллигон инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Ао нк казмунайгаз руководство