Органы исполнительной власти под руководством президента рф

I. Федеральные министерства, федеральные службы

и федеральные агентства, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные

службы и федеральные агентства, подведомственные

этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

23.
Структура органов исполнительной
власти: федеральные министерства,
федеральные агентства, федеральные
службы, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент РФ.

Федеральным
министерством

в России называется федеральный орган
исполнительной власти по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
установленной актами Президента РФ и
Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное
министерство возглавляется входящим
в состав Правительства РФ министром
РФ. Федеральное министерство на основании
и во исполнение Конституции РФ, федеральных
конституционных актов, федеральных
законов, актов Президента РФ и правительства
РФ самостоятельно осуществляет правовое
регулирование в установленной сфере
деятельности, за исключением вопросов,
правовое регулирование которых в
соответствии с вышеназванными актами
осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента РФ и
правительства РФ.

Федеральное
министерство в установленной сфере
деятельности не вправе осуществлять
функции по контролю и надзору, а также
функции по управлению государственным
имуществом, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ или постановлениями
Правительства РФ. Кроме того, федеральное
министерство осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся в
его ведении федеральных служб и
федеральных агентств, а также координацию
деятельности государственных внебюджетных
фондов.

Федеральная
служба

— разновидность федеральных органов
исполнительной власти России. Основная
функция: контроль и надзор за исполнением
правовых норм в определенной сфере.

Федеральное
агентство

— разновидность федеральных органов
исполнительной власти России. Основные
функции — правоприменение, оказание
государственных услуг, управление
государственным имуществом.

Федеральные
министерства, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент РФ:

  1. Министерство внутренних дел [Рашид
    Нургалиев
    ]

  • Федеральная
    миграционная служба

  1. Министерство Российской Федерации
    по делам гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий (МЧС) [Сергей Шойгу]

  1. Министерство иностранных дел [Лавров
    Сергей Викторович]

  • Федеральное агентство по делам
    Содружества Независимых Государств,
    соотечественников, проживающих за
    рубежом и по международному гуманитарному
    сотрудничеству (Россотрудничество

  1. Министерство обороны [Сердюков
    Анатолий Эдуардович]

  • Федеральная
    служба по военно-техническому
    сотрудничеству

  • Федеральная
    служба по оборонному заказу
    (Рособоронзаказ)

  • Федеральная
    служба по техническому и экспортному
    контролю

  • Федеральное
    агентство по поставкам вооружения,
    военной, специальной техники и
    материальных средств
    (Рособоронпоставка)

  • Федеральное
    агентство специального строительства
    (Спецстрой России)

  • Министерство
    юстиции [Коновалов Александр Владимирович]

    • Федеральная
      служба исполнения наказаний
      [Реймер Александр Александрович]

    • Федеральная
      служба судебных приставов
      [Парфенчиков
      Артур Олегович]

    Федеральные службы, руководство
    деятельностью которых осуществляет
    Президент РФ

    1. Федеральная
      Служба Безопасности
      [Бортников
      Александр Васильевич]

    2. Служба
      Внешней Разведки [Фрадков
      Михаил Ефимович]

    3. Федеральная
      Служба РФ по Контролю за оборотом
      Наркотиков [Иванов Виктор Петрович]

    4. Государственная
      Фельдъегерская Служба РФ [Геннадий
      Александрович Корниенко]

    5. Федеральная
      Служба Охраны [Муров
      Евгений Алексеевич]

    6. Федеральная
      Служба Управления Делами Президента
      РФ [Кожин
      Владимир Игоревич]

      • Обеспечивает
        возможность президента осуществлять
        деятельность;

      • Эксплуатация
        объектов, используемых Федеральными
        государственными органами, а также
        их содержание;

      • Организация
        общественного питания Федеральных
        государственных органов;

      • Организация
        работы подведомственных учреждений,
        здравниц, детских учреждений и т.д.

    1. Главное
      Управление Специальных Программ
      Президента [Царенко
      Александр Васильевич]

      • Обеспечение
        исполнение президентом полномочий в
        сфере мобилизации подготовки и
        мобилизации РФ.

  • Автор статьи

    Инна Смирнова

    Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

    преподавательский стаж — 15 лет

    Задать вопрос автору статьи

    Определение 1

    Структура органов исполнительной власти РФ – это перечень органов федерального уровня власти исполнительного назначения, призванных обеспечивать практическую реализацию государственной политики в разрезе отдельных ее направлений.

    Общая характеристика назначения и структуры органов исполнительной власти Российской Федерации

    Утверждение структуры органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется российским Президентом в соответствии с предложением главы Правительства России согласно положениям российской Конституции. Структура органов федеральной власти исполнительного характера утверждается при каждой смене Правительства. Законодательство допускает изменение структуры органов исполнительной власти федерального уровня также и в период работы одного правительство.

    Логотип baranka

    Сдай на права пока
    учишься в ВУЗе

    Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

    Получить скидку 3 000 ₽

    На органы исполнительной власти РФ возлагается обязанность практической реализации государственного управления на территорией страны.

    Совокупность органов исполнительной власти можно разделить на:

    • федеральные министерства;
    • федеральные службы;
    • федеральные агентства.

    Во главе исполнительной власти находится Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации.

    Структура органов исполнительной власти Российской Федерации подразумевает выделение их следующих видов:

    • во-первых, общей компетенции, к числу которых относится Правительство и Президент Российской Федерации;
    • во-вторых, специальной компетенции, предусматривающей функционирование по отраслевым принципам, к примеру, министерство иностранных дел, обороны, экономического развития и так далее.

    Федеральное министерство – это орган федерального уровня исполнительного характера, осуществляющий выработку политики государства и нормативно-правовое регулирование в соответствии со своей компетенцией и сферой деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства. Назначение федеральных министров осуществляется российским Президентом. Федеральные министерства призваны реализовать следующие функции: координировать и контролировать деятельность федеральных служб и агентств, управлять находящимися в подчинении государственными учреждениями, выступать в качестве главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности, организовывать профессиональную переподготовку и подготовку государственных служащих, взаимодействие с другими органами государственной власти и так далее.

    «Структура органов исполнительной власти РФ» 👇

    Федеральная служба – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий контрольно-надзорную деятельность, реализацию специальных функций в сфере обороны, охраны общегосударственной границы, безопасности, борьбы с преступностью и так далее.

    Федеральное агентство – это орган исполнительной власти федерального уровня, осуществляющий реализацию функции оказания государственных услуг, управление имуществом государства, правоприменительных функций. Во главе федерального агентства находится руководитель или директор агентства. Федеральное агентство может наделяться статусом коллегиального органа.

    Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Президента

    Под руководством российского Президента находятся следующие органы исполнительной власти:

    • в лице министерств Российской Федерации: министерство внутренних дел, министерство дел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, иностранных дел, обороны, юстиции;
    • в лице федеральных служб: по делам СНГ, по военно-техническому сотрудничеству, техническому и экспортному контролю, исполнению наказаний, судебных приставов, фельдъегерская, внешней разведки, безопасности, войск национальной гвардии, охраны, финансового мониторинга; в-третьих, в лице федерального агентства: архивного;
    • в лице управлений, в том числе специальных программ и делами российского Президента.

    Структура органов исполнительной власти РФ под руководством российского Правительства

    Российское Правительство осуществляет руководство следующими органами исполнительной власти Российской Федерации:

    • в лице министерств: здравоохранения, культуры, науки и высшего образования, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, просвещения, по развитию Дальнего Востока и Арктики, сельского хозяйства, спорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, труда и социальной защиты, финансов, цифрового развития связи и массовых коммуникаций, экономического развития, энергетики;
    • в лице федеральных служб: по надзору в сфере здравоохранения, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по надзору в сфере транспорта, по труду и занятости, налоговая, пробирная, по регулированию алкогольного рынка, таможенная, казначейская, по надзору в сфере в связи информационных технологий и массовых коммуникаций, по аккредитации, государственной статистики, по интеллектуальной собственности;
    • в лице агентств: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, по техническому регулированию и метрологии, по рыболовству, воздушного транспорта, дорожное, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, по управлению государственным имуществом.

    Структура федеральных служб и агентств

    Также российское Правительство осуществляет управление различными федеральными службами и федеральными агентствами, регулирующими те или иные направления государственной политики. К числу таких служб относятся: антимонопольная, государственной регистрации, кадастра и картографии, по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере науки и образования, по атомному, технологическому и экологическому надзору.

    К числу таких агентств относятся агентства по государственным резервам, медико-биологическая, по делам молодежи, по делам национальностей, по туризму.

    Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

    Поиск по теме

    Исполни́тельная власть в Росси́йской Федера́ции, относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, основным предназначением которой является обеспечение исполнения законов и иных нормативных правовых актов специально созданными органами исполнительной власти и иными субъектами, осуществляющими функции публичного управления.

    В действующих нормативных правовых актах понятие исполнительной власти не определяется. Основополагающей конституционной нормой об исполнительной власти является ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принцип разделения властей составляет одну из основ конституционного строя России, действует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, обеспечивая относительную самостоятельность и независимость исполнительной власти по отношению к другим ветвям единой государственной власти [см. правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 7 июня 2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»]. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» принципом деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

    Существенным принципом исполнительной власти в правовом государстве является принцип, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

    Традиционной для российского административного права является проблема соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление», обусловленная, с одной стороны, тем, что Конституция РФ не использует понятие «государственное управление», а с другой стороны, многозначностью данных понятий (Мицкевич. 2015. С. 40). Основной аспект взаимоотношения данных категорий состоит в том, что государственное управление как вид государственной деятельности реализуется через исполнительную власть.

    В 2020 г. в текст Конституции РФ (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») введено понятие «публичная власть», что повлекло дискуссию о замене термина «государственное управление» понятием «публичное управление», осуществляемое не только через исполнительную власть, но и через местное самоуправление (Старилов. 2020. С. 20–31).

    В настоящий момент отсутствует федеральный закон, который бы регулировал всю систему исполнительной власти. Вместе с тем в науке административного права признаётся, что именно законодательное регулирование исполнительной власти соответствует характеру и уровню данных общественных отношений, обеспечивает стабильность государственного управления (Хаманева. 2001. С. 50; Сергун. 2020. № 3. С. 245). Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», как и ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», не содержит комплексной регламентации всей системы органов исполнительной власти РФ (Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 41).

    Правительство РФ

    В результате реформы 2020 г. правовой статус Правительства РФ был значительно изменён. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Принцип дуализма исполнительной власти нашёл своё конституционное закрепление в ч. 3 ст. 110, в соответствии с которой Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

    В развитие принципа дуализма исполнительной власти в ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Закон о Правительстве РФ) определено, что исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

    Ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1) определял правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, произошло изменение статуса Правительства РФ: не будучи на настоящий момент высшим органом исполнительной власти, Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Согласно ч. 2. ст. 1 Закона о Правительстве РФ на Правительство РФ возложено обеспечение проведения в России единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

    Президент РФ в системе исполнительной власти РФ

    До внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ в 2020 г. констатировалась сложившаяся на практике «юридическая и фактическая двойственность статуса Президента», проявляющаяся в его деятельности как внутри исполнительной власти, так и над всеми ветвями власти (Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 38). В результате реформы 2020 г. существенно расширились полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, а сложившийся принцип дуализма исполнительной власти получил конституционное закрепление (Виноградова. 2021. С. 255; Мартынов. 2021. С. 122; Ибрагимов. 2021. С. 91; Дзидзоев. 2021. С. 49).

    Президент РФ обладает следующими полномочиями в сфере исполнительной власти на федеральном уровне:

    • формирование органов исполнительной власти (пункты «а», «б», «б.1», «в», «в.1», «д», «д.1» ст. 83 Конституции РФ);

    • контроль за законностью правовых актов органов исполнительной власти с правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

    • осуществление общего руководства Правительством РФ, правом председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83, ч. 1 ст. 110 Конституции РФ).

    Президент РФ обладает рядом полномочий и в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, что предусмотрено нормами Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (Закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), а именно:

    • формирование исполнительной власти субъекта РФ: назначение временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1 ст. 27 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»); отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ в связи с утратой доверия, а также в других случаях, предусмотренных законом (п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и др.);

    • нормативно-правовое регулирование исполнительной власти субъектов РФ (утверждение перечня показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ; перечня типовых государственных должностей субъектов РФ) (ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»; ч. 1 ст. 5 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»);

    • контроль за законностью правовых актов органов исполнительной власти: приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действия акта исполнительного органа субъекта РФ до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ч. 5 ст. 3 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

    Система и структура федеральных органов исполнительной власти

    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ систему федеральных органов исполнительной власти образуют Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства), которые определяются на основе Конституции РФ, Закона о Правительстве РФ и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодательством, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам [постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»]. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти в отсутствие федерального закона в рамках опережающего правового регулирования определяется Президентом РФ.

    В результате реализации административной реформы по организационному разделению функций органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана трёхчленная система федеральных органов исполнительной власти (Шаров. 2005. С. 25–26; Хаманева. 2006. С. 7; Ноздрачев. 2006. С. 11–28; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141). В основу построения данной системы положена корреляция организационно-правовой формы федерального органа исполнительной власти с возложенными на орган функциями.

    Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Каждый из организационно-правовых видов федеральных органов исполнительной власти не вправе осуществлять типы функций, присущие органу исполнительной власти иной организационно-правовой формы, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем на практике встречаются случаи наделения федеральных служб и агентств функциями федеральных министерств (Сергун. 2020. С. 248; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141).

    Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий [постановление Конституционного Суда РФ от 27 января1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»]. В соответствии с п. «б.1» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в неё изменения; в структуре определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о Правительстве Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности и другими вопросами в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

    Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

    В ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. До настоящего времени порядок создания таких органов регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».

    Децентрализованное публичное управление

    В современном мире функции публичного управления нередко реализуют децентрализованные организационные единицы, которые создаются в иных организационно-правовых формах, чем органы исполнительной власти (Административное право зарубежных стран. 2003. С. 58). Наиболее яркими представителями децентрализованных организационных единиц являются государственные корпорации, часть из которых были преобразованы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти; публично-правовые компании и т. д. (Романовская. 2017. С. 143–154; Гришковец. Исполнительная власть. 2020. С. 62).

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    В соответствии с принципом федерализма исполнительная власть осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (статьи 1, 5 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя государства и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Длительное время общие принципы организации исполнительной власти в субъектах РФ определялись Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В связи с изменениями Конституции РФ в 2020 г. организация исполнительной власти на уровне субъектов РФ регулируется Законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 31 данного закона в систему исполнительных органов субъекта РФ входят высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ и иные исполнительные органы субъекта РФ. Частью 3 данной статьи предусмотрено полномочие высшего должностного лица субъекта РФ по утверждению системы и структуры исполнительных органов субъекта РФ. На территории субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 32 обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет высший исполнительный орган субъекта РФ. Согласно частям 4 и 5 ст. 32 высший исполнительный орган субъекта РФ формируется высшим должностным лицом субъекта РФ и может им возглавляться. В ином случае согласно ч. 5 ст. 32 высшее должностное лицо субъекта РФ учреждает должность председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. Статьей 34 закона предусмотрено обязательное существование финансового органа субъекта РФ.

    В соответствии с принципом единства системы исполнительной власти, предусмотренным ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, ч. 2 ст. 31 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.

    Исполнительная власть на федеральной территории

    Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, изменённой в результате реформы 2020 г., на территории России в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается соответствующим федеральным законом.

    Федеральный закон, единообразно определяющий статус федеральных территорий, отсутствует. На настоящий момент Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»» создана федеральная территория «Сириус», представляющая собой публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение с собственной системой органов публичной власти. Использование в законе понятия «органы публичной власти федеральной территории» не как обобщающей категории государственных и муниципальных органов, но как их конкретной разновидности является дискуссионным, поскольку не позволяет отнести органы публичного управления федеральной территории «Сириус» ни к одному из уровней публичной власти (Лексин. 2021. С. 31). Компетенция публично-правового образования «федеральная территория «Сириус»» является смешанной и в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О федеральной территории «Сириус»» включает в себя полномочия публичной власти всех трёх уровней – РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления городского округа. В соответствии со статьями 10 и 15 данного закона исполнительно-распорядительным органом федеральной территории «Сириус» является администрация территории «Сириус». Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» определена в ст. 32 Устава федеральной территории «Сириус», утверждённой решением Совета федеральной территории «Сириус» от 19 ноября 2021 г. № 1-3/16. Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» носит смешанный характер и включает в себя функции и исполнительно-распорядительные полномочия различных уровней публичной власти, например осуществление полномочий собственника федерального имущества (п. 11 ст. 32 Устава) и управление муниципальной собственностью (п. 10 ст. 32 Устава).

    Заключение

    Исполнительная власть, будучи относительно самостоятельной ветвью единой государственной власти, в результате реформы 2020 г. претерпела существенные изменения. В конституционных нормах получили закрепление на основе принципа дуализма обширные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ, Правительство РФ утратило статус высшего исполнительного органа государственной власти РФ, сохранив при этом функцию координации деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

    Реформа 2020 г. повлекла за собой изменения общих принципов организации исполнительной власти в субъектах РФ. На этапе становления находится организация исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

    Дата публикации:  25 ноября 2022 г. в 13:40 (GMT+3)

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мильгамма композитум таблетки инструкция по применению для чего назначают
  • Контролер службы внутреннего контроля должностная инструкция
  • Контролер службы внутреннего контроля должностная инструкция
  • Метформин для кошек инструкция по применению
  • Дельцид в ампулах для обработки кошек от блох инструкция