Органы осуществляющие общее руководство финансовой деятельности


Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

В
осуществлении финансовой деятельности
государства принимают участие все без
исключения органы государства,
муниципальные органы, государственные
учреждения и предприятия, частные
предприятия, общественные организации
и граждане-налогоплательщики.

Все
органы государства, принимающие участие
в осуществлении финансовой деятельности,
можно подразделить на ряд групп.

К
одной относятся высшие органы государства,
осуществляющие общее руководство
финансовой деятельностью.

Президент
РФ

как глава государства обеспечивает в
области финансов согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, исходя
из положений Конституции РФ и федеральных
законов, определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
соответственного которой строится
финансовая политика.

Он
по представлению Председателя
Правительства РФ назначает на должность
министра финансов РФ, представляет
Государственной Думе кандидатуру на
должность Председателя ЦБ РФ, подписывает
и обнародует федеральные законы о
введении или отмене налогов, о выпуске
государственных займов, о федеральном
бюджете; выступает с Бюджетным посланием
перед Государственной Думой. Используя
нормотворческие полномочия, Президент
РФ издает указы по вопросам исполнения
бюджетного, налогового и валютного
законодательства, укрепления финансовой
дисциплины, обеспечения финансового
государственного контроля.

Так,
в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 28 июня
2012 года определены основные приоритеты
бюджетных расходов, по которым
Правительство Российской Федерации
должно до конца 2012 года утвердить
государственные программы Российской
Федерации. В их числе государственные
программы «Развитие здравоохранения»,
«Развитие образования», «Культура
России», «Социальная поддержка граждан»,
«Развитие науки и технологий» и другие.

В
целях информационно-аналитического
обеспечения деятельности Президента
РФ в области экономических проблем в
составе Администрации Президента РФ
образовано Экспертное
управление
.
Положение об Экспертном управлении
Президента Российской Федерации,
утвержденно Указом Президента РФ от 20
августа 2004 г. № 1086.

Государственная
Дума

рассматривает и принимает федеральный
бюджет, назначает на должность и
освобождает от должности председателя
ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и
половину состава ее аудиторов, принимает
федеральные законы по вопросам федеральных
налогов, финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии.

Правительство
РФ
, в
соответствии со ст.
114Конституции РФ, разрабатывает и
представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение, обеспечивает проведение в
Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики.

К
другой группе относятся государственные
органы специальной компетенции, для
которых финансовая деятельность является
основной и которые несут основное бремя
этой деятельности. К ним относятся
Минфин России и ЦБ РФ.

Министерство
финансов РФ
.
Согласно п. 1 Положения
о Министерстве финансов Российской
Федерации, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329,
Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бюджетной,
налоговой, страховой, валютной, банковской
деятельности, кредитной кооперации,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
платежей, определения таможенной
стоимости товаров, инвестирования
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, организации и
проведения лотерей, азартных игр,
производства и оборота защищенной
полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы.

Минфин
России осуществляет следующие основные
функции:

  • составляет
    проект федерального бюджета;

  • утверждает
    сводную бюджетную роспись федерального
    бюджета;

  • доводит
    до главных распорядителей, распорядителей
    и получателей средств федерального
    бюджета показатели сводной бюджетной
    росписи в форме уведомлений о бюджетных
    ассигнованиях;

  • открывает
    в ЦБ РФ и кредитных организациях счета
    по учету средств федерального бюджета;

  • осуществляет
    управление средствами Стабилизационного
    фонда РФ;

  • запрашивает
    и получает в установленном порядке
    сведения, необходимые для принятия
    решений по отнесенным к компетенции
    Минфина России вопросам.

Минфин
России осуществляет координацию и
контроль деятельности находящихся в
его ведении ФНС России, Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора и
Федерального казначейства.

Федеральная
налоговая служба
.
В соответствии с п. 1 Положения
о Федеральной налоговой службе,
утвержденного постановлением Правительства
РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная
налоговая служба (ФНС России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, за производством
и оборотом табачной продукции, а также
функции агентавалютного контроля в пределах компетенции
налоговых органов.

Служба
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств, а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивающим представление
в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требований об уплате
обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным
обязательствам.

Федеральная
налоговая служба, в частности, осуществляет
контроль и надзор за:

  • соблюдением
    законодательства о налогах и сборах,
    а также принятых в соответствии с ним
    нормативных правовых актов, правильностью
    исчисления, полнотой и своевременностью
    внесения налогов и сборов, а в случаях,
    предусмотренных законодательством
    Российской Федерации, — за правильностью
    исчисления, полнотой и своевременностью
    внесения в соответствующий бюджет иных
    обязательных платежей;

  • осуществлением
    валютных операций резидентами и
    нерезидентами, не являющимися кредитными
    организациями;

  • соблюдением
    требованийк контрольно-кассовой технике,порядкоми условиями ее регистрации и применения;

  • полнотой
    учета выручки денежных средств в
    организациях и у индивидуальных
    предпринимателей;

  • проведением
    лотерей, в том числе за целевым
    использованием выручки от проведения
    лотерей;

  • соблюдением
    организатором азартных игр требований,
    установленных частями
    1и2
    статьи 16Федерального закона «О
    государственном регулировании
    деятельности по организации и проведению
    азартных игр и о внесении изменений в
    некоторые законодательные акты
    Российской Федерации».

Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
.
Согласно п. 1 Положения о
Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278,
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере, а также
функции органа валютного контроля.

Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
осуществляет контроль и надзор:

  • за
    использованием средств федерального
    бюджета, средств государственных
    внебюджетных фондов, а также материальных
    ценностей, находящихся в федеральной
    собственности;

  • за
    соблюдением резидентами и нерезидентами
    (за исключением кредитных организаций)
    валютного законодательства Российской
    Федерации, требований актов органов
    валютного регулирования и валютного
    контроля, а также за соответствием
    проводимых валютных операций условиям
    лицензий и разрешений;

  • за
    соблюдением требований бюджетного
    законодательства Российской Федерации
    получателями финансовой помощи из
    федерального бюджета, гарантий
    Правительства Российской Федерации,
    бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и
    бюджетных инвестиций;

  • за
    исполнением органами финансового
    контроля федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органов местного
    самоуправления законодательства
    Российской Федерации о финансово-бюджетном
    контроле и надзоре.

Федеральное
казначейство
.
В соответствии с п. 1 Положения
о Федеральном казначействе, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 1
декабря 2004 г. № 703,
Федеральное казначейство (Казначейство
России) является федеральным органом
исполнительной власти (федеральной
службой), осуществляющим в соответствии
с законодательством Российской Федерации
правоприменительные функции по
обеспечению исполнения федерального
бюджета, кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, предварительному
и текущему контролю за ведением операций
со средствами федерального бюджета
главными распорядителями, распорядителями
и получателями средств федерального
бюджета.

Федеральное
казначейство, в частности, отвечают за
исполнение федерального бюджета как
по доходам, так и по расходам, за накопление
и использование денежных средств как
бюджетных, так и внебюджетных фондов,
за состояние государственной казны.
При исполнении бюджета Федеральное
казначейство организует распределениедоходов от уплаты федеральных налогов
и сборов между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации в
соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации; открывает бюджетные
кредиты и предоставляет средства в
соответствии с утвержденными
ассигнованиями.

Центральный
банк РФ

является другим специальным органом,
осуществляющим финансовую деятельность
и руководящим банковской деятельностью
в стране. В соответствии с Федеральным
законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» данный орган осуществляет
денежную эмиссию, организует наличное
денежное обращение, осуществляет защиту
и устойчивость рубля, развивает и
укрепляет банковскую систему страны.
Свои функции и полномочия ЦБ РФ
осуществляет независимо от других
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления.

Многочисленную
группу образуют федеральные
органы исполнительной власти, для
которых финансовая деятельность не
является основной
,
но, будучи вспомогательной, обусловливает
наличие в их составе специальных
финансовых структурных подразделений.
Например, Министерство здравоохранения
РФ имеет в своем составе Финансовый
департамент, положение о котором
утверждено Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 28.11.2008 № 680 «Об утверждении Положения
о Финансовом департаменте Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации». К его ведению
относятся вопросы:

  • осуществления
    координации работы по выработке
    приоритетов бюджетной политики в сфере
    здравоохранения, социального развития,
    труда и защиты прав потребителей;

  • организации
    работы по формированию и исполнению
    федерального бюджета на очередной
    финансовый год и на плановый период в
    части расходов Министерства как субъекта
    бюджетного планирования и главного
    распорядителя средств федерального
    бюджета, а также координации работы по
    подготовке бюджетов государственных
    внебюджетных фондов, деятельность
    которых координирует Министерство
    (далее — государственные внебюджетные
    фонды), на очередной финансовый год и
    на плановый период, исходя из приоритетов
    и планируемых результатов бюджетной
    политики государства;

  • осуществление
    нормативной и методической деятельности,
    связанной с бюджетным процессом
    Министерства как субъекта бюджетного
    планирования и главного распорядителя
    средств федерального бюджета.

Органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляют
финансовую деятельность в пределах
своих территорий. Представительные
органы рассматривают и утверждают
бюджет субъекта Российской Федерации,
осуществляют контроль за его исполнением.
Органы исполнительной ветви власти
осуществляют исполнение бюджета. По
Уставу Самарской области Правительство
Самарской области как орган исполнительной
власти разрабатывает проект областного
бюджета, исполняет областной бюджет,
составляет отчет об исполнении областного
бюджета и представляет его губернатору
для внесения на рассмотрение и утверждение
Самарской Губернской Думой.

В
субъектах Российской Федерации
функционируют также финансовые органы,
которые осуществляют техническую работу
по составлению проекта бюджета, его
исполнению, управляют государственным
и муниципальным долгом, создают фонды
финансовой поддержки муниципальных
образований, выдают ссуды, выделяют
субвенции органам местного самоуправления
и оказывают иные формы финансовой
помощи, осуществляют государственный
финансовый контроль на соответствующей
территории.

Органы
местного самоуправления осуществляют
финансовую деятельность главным образом
через входящие в состав администраций
финансово-бюджетные управления. Местные
финансы включают денежные средства
местного бюджета, государственные и
муниципальные ценные бумаги, принадлежащие
органам местного самоуправления, другие
финансовые средства. Каждый орган
местного самоуправления имеет право
на собственный бюджет и право на получение
в процессе бюджетного регулирования
денежных средств из федерального бюджета
и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы
местного самоуправления (представительные
и исполнительные) в соответствии с
Федеральным законом
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»:

  • устанавливают
    местные налоги и сборы, предоставляют
    льготы по их уплате в соответствии с
    федеральными законами;

  • обращаются
    за финансовой помощью к федеральным
    органам и органам субъектов Российской
    Федерации, которые перечисляют средства
    из фондов финансовой поддержки в бюджеты
    муниципальных образований;

  • составляют
    проект местного бюджета, рассматривают
    и утверждают его, исполняют и отчитываются
    о его исполнении;

  • осуществляют
    взаимодействие местных финансовых
    органов с финансово-кредитными
    организациями;

  • осуществляют
    эмиссию муниципальных облигаций и
    жилищных сертификатов;

  • предоставляют
    необходимую информацию налоговым
    органам;

  • получают
    в банках и других кредитных организациях
    краткосрочные и долгосрочные кредиты;

  • осуществляют
    муниципальные займы путем выпуска
    муниципальных облигаций.

Соседние файлы в папке Лекции.Финанс.право

  • #
  • #

Финансовую деятельность РФ регулируют государственные и муниципальные структуры, которые наделяются для этого отдельными полномочиями. Однако, почти каждое государственное подразделение, в той или иной мере, в процессе своей работы соприкасается с финансами и имеет отношение к общей финансовой компетенции. Такими подразделениями являются высшие исполнительные и представительные органы государственной власти России, ее регионов, муниципалитетов, судебные структуры, не возводящие финансовые вопросы в приоритет.

Бюджетную систему государства формируют и утверждают представительные подразделения правительства – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а также представительные структуры регионов страны и местных муниципалитетов.

Президент страны, основываясь на нормативных положениях Конституции и федеральных законов, обеспечивает слаженное действие и работу государственных структур, отвечающих за финансы. Также он указывает внешнеполитический и внутренний курсы развития РФ, на которые ориентирована финансово-политическая деятельность государства. С обращением по этому вопросу и с ежегодными сообщениями о состоянии дел в России Президент выступает перед Федеральным Собранием (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Замечание 1

В финансовой сфере глава государства выдает постановления и приказы, связанные с бюджетной системой страны, внебюджетными государственными фондами, материальным обеспечением затрат федерального назначения, кредитно-политической стратегией и представляющими ее организациями, проведением вычислений, управлением валютными и прочими финансовыми делами. Финансовый контроль проходит через основное контрольное управление Президента.

Правительство Российской Федерации регулирует целостность материальной политики, вопросы, связанные с подготовкой, обсуждением и использованием бюджета государства, и иные финансовые проблемы (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов России, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы муниципальной власти, в рамках своих полномочий, осуществляют финансовое управление на подчиненных им национально-территориальных и административно-территориальных (в закрытых городах) образованиях.

Судебные органы участвуют в финансовой деятельности государства двумя способами:

  • в ходе формирования денежных ресурсов государства, к примеру, взимание госпошлины при подаче исков и жалоб в соответствии с предусмотренным налогообложением;
  • расходованием и употреблением централизованного фонда денежных накоплений.
Замечание 2

Материальное обеспечение судебных органов осуществляется из средств федерального бюджета согласно статье 124 Конституции России.

Специальные органы, осуществляющие финансовую деятельность на принципах государственного управления:

  • Минфин России (руководит финансовыми органами, которые наделены специальными полномочиями);
  • Федеральное казначейство;
  • ФНС России;
  • Банк России.

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов РФ относится к федеральной структуре исполнительной власти и регулирует работу по политическому и правовому управлению бюджетной, налоговой, валютной, страховой, банковской систем, кредитным вопросам и микрофинансированию, денежным рынкам, долговым обязательствам страны, бухгалтерским и аудиторским операциям, изготовлению, использованию и обороту драгметаллов и драгоценных камней, по вопросам таможенных операций, выделению и вложению пенсионных накоплений, а также и средств, предназначенных для выплат,

подготовки и сопровождению лотерейных розыгрышей, азартных игр, изготовлению и сбыту печатной продукции оригинального качества, материальному финансированию госслужбы, контролю на правительственном уровне за функционированием негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (кроме надзора за отношениями негосударственных пенсионных фондов и граждан, являющихся членами НПФ, застрахованных граждан и их бенефициаров, и правовых взаимодействий с ПФР), бюро кредитных историй (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Для выполнения этих задач Минфину РФ присвоена соответствующая компетенция.

Замечание 3

Министерство финансов предоставляет Президенту и Правительству страны разработки по новым законодательным документам и иным вопросам, которые должны быть рассмотрены и утверждены Правительством России.

Непосредственная компетенция Минфина позволяет утверждать следующее:

  • правила составления отчетных документов по использованию и ведению государственного и консолидированного бюджета РФ, а также финансовых расходов и поступлений внебюджетных фондов;
  • расстановку оформления и проведения сводных расчетов федерального бюджета;
  • фиксированные правила оформления и образцов налоговых деклараций и расчетов;
  • предельно допустимый лимит одной банковской выплаты и предельно допустимый лимит совокупных банковских выплат, которые может предоставить один банк или одно предприятие, с целью признания банковских выплат системой таможни в качестве гарантии по внесению таможенных пошлин и сборов;
  • ход ведения государственной книги по долгам и предоставление Минфину данных из долговых книг регионов и муниципальных образований Российской Федерации;
  • последовательность составления и оформления номеров регистрации ценных бумаг государственного и муниципального образца и других обязательств по займам;
  • отчетные документы по результатам эмиссии ценных бумаг федерального государственного образца;
  • порядок предоставления данных о состоянии ценных бумаг региональных и муниципальных органов, связанный также с их выпуском и результатами эмиссии;
  • требования к эмиссии и обороту ценных бумаг федерального государственного образца, разрешение об эмиссии определенных изданий таких бумаг;
  • стандартизированный федеральный порядок ведения учетной бухгалтерии, в частности упрощенную систему бухгалтерского и финансового учета для организаций малого бизнеса, а также стандартизация отраслевой учетной бухгалтерии;
  • процедуру установления стоимости драгметаллов и произведенных из них товаров, которые приобретаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и продаются оттуда;
  • нормативные документы по управлению пенсионными накоплениями, их образованием и вложением;
  • формирование сроков и видов отчетных документов о лотерейных розыгрышах;
  • различные законодательные положения и документы, связанные с финансовой деятельностью министерства и его федеральных подразделений по иным делам.

Также Министерство финансов определяет:

  • проектирование федерального бюджета; утверждение и проведение сводных расчетов федерального бюджета;
  • подготовку и передачу отчетной документации в Правительство государства об использовании федерального и консолидированного бюджетов;
  • в предусмотренном правопорядке регулирование финансами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • плановое управление бюджетом государства, увеличивающее эффективность бюджетного финансирования;
  • координацию деятельности основных структур, управляющих ресурсами федерального бюджета с целью постоянного наблюдения за бюджетной системой Российской Федерации, оценкой ее состояния и развития;
  • принятие от имени России договорных обязательств по обеспечению госпоручительства и договорных обязательств по соблюдению обратных условий сделки;
  • регулирование состояния государственной задолженности;
  • принятие Минфином на себя обязательств эмитента ценных бумаг государственного образца;
  • соблюдение условий выдачи займов из бюджета в рамках максимального установленного размера денежных ресурсов, который предусмотрен федеральным законодательством о федеральном бюджете;
  • накопление, оценку и рассмотрение данных о материальных средствах государственных и муниципальных образований;
  • проведение переводов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты и бюджеты муниципалитетов;
  • согласование постановлений ПФР о величине и системе распределения страховых взносов и прочее.
Замечание 4

Минфин резюмирует практическое использование нормативно-законодательных положений и актов государства и исследует эффективность проводимой политической стратегии в области финансов.

Для исполнения своих полномочий Министерство финансов может требовать и использовать данные в предусмотренном законом порядке. Главой Министерства является министр, получающий должностное назначение и снимаемый с должностного поста Президентом государства. Департаменты, занимающиеся главными вопросами и задачами финансовой деятельности РФ, являются структурными подразделениями Минфина. К ним относятся департаменты:

  • бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе;
  • налоговой и таможенной политики;
  • международных финансовых отношений;
  • регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
  • финансовой политики;
  • государственного долга и государственных финансовых активов;
  • межбюджетных отношений;
  • правового регулирования бюджетных отношений и иное.

Подведомственны Министерству финансов также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Работа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) регламентирована Положением об этой Службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278. Согласно статьям данного постановления Росфиннадзор относится к федеральным органам исполнительной власти и контролирует денежные средства в бюджетной системе, наблюдает за работой органов валютного контроля, оценивает качество деятельности аудиторских учреждений, установленное Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Замечание 5

Росфиннадзор является подведомственным Министерству финансов и реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных представительств совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее регионов, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.

Росфиннадзор в области финансовой деятельности осуществляет выполнение следующего:

  • наблюдает и контролирует:
    • оборот денежных ресурсов федерального бюджета, финансов государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, составляющих общегосударственное имущество;
    • отсутствие правонарушений нормативных положений валютного законодательства России со стороны физических и юридических лиц, имеющих регистрацию в РФ и подчиняющихся ее национальным законам, либо ФЛ и ЮЛ, не имеющих госрегистрации, кроме кредитных учреждений;
    • исполнение предписаний актов органов валютного управления и контроля;
    • соблюдение порядка осуществления операций с валютными ресурсами согласно правилам лицензирования;
    • отсутствие нарушений нормативных предписаний государственного бюджетного законодательства со стороны лиц, имеющих право на финансовую поддержку из средств федерального бюджета, лиц, которым одобрены бюджетные займы и вклады, лиц, деятельность которых обеспечена поручительством Правительства страны;
    • порядок соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов муниципалитетов законодательной последовательности в процессе проведения финансового контроля и надзора за бюджетом;
  • имеет полномочия на ведение дел об административных правонарушениях, в границах распространения его власти;
  • принимает участие в судебных заседаниях в качестве стороны, отстаивающей права и требования государства по делам и задачам, подведомственным Росфиннадзору;
  • в отрасли своей работы Росфиннадзор проводит сбор и исследование документальных отчетных сведений;
  • соблюдает правила охраны и неразглашения конфиденциальных данных, являющихся служебной, банковской, государственной, налоговой, коммерческой тайной, а также тайной связи и другое;
  • совместно функционирует с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран.

В силу своей компетенции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом:

  • инспектировать деятельность учреждений, субсидируемых финансами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, предприятий, которым доверено пользование материальными ценностями федерального имущества, учреждений, которым выделено финансирование в качестве помощи из средств федерального бюджета, либо в форме бюджетных займов и вкладов, а также организаций, деятельность которых обеспечена поручительством правительства РФ;
  • проводить проверку финансовых бумаг, регистрационного учета и отчетных документов бухгалтерии, планов, смет и других юридических бумаг, а также реального наличия, хранения и отсутствия нарушений в употреблении финансов, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • требовать разъяснения в письменной форме со служащих должностных постов, которые несут финансовую ответственность, данные о ревизиях, копии заверенных бумаг для осуществления контроля и надзора;
  • сравнивать соответствие сведений предприятий (любых форм собственности), которым были переданы финансы, материальные ресурсы, документы и ценности, с инспектируемыми предприятиями, осуществившимы передачу средств (встречная проверка);
  • посылать в инспектируемые учреждения и управляющие ими структуры обязательные к рассмотрению и выполнению заключения и указания по ликвидации зафиксированных несоответствий;
  • проводить надзор за инспектируемыми учреждениями и управляющими ими структурами по мероприятиям проведения ликвидации зафиксированных несоответствий, противоречащих законам РФ, в положенный срок, включая выплату финансовой компенсации на добровольной основе;
  • производить запросы и анализировать полученную информацию в ходе вынесения определенных заключений в рамках служебных полномочий Росфиннадзора;
  • назначать эмпирические тесты, экспертизы, исследования с целью контроля определенных дел;
  • приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемых делах;
  • проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Росфиннадзора.
Замечание 6

Компетенция Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не предполагает проведение правового управления законодательными нормами, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не допускает распоряжение государственной собственностью и предоставление сервиса на платной основе.

Начальник Росфиннадзора назначается на должностной пост и снимается с него Правительством государства по представительству министра финансов России. На него накладывается личная ответственность за качество работы Росфиннадзора.

Федеральное казначейство России

Федеральное казначейство (Казначейство России) подведомственно Министерству финансов и образовано как его подразделение Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556. Главным законодательным документом, на который оно опирается в своей деятельности, является Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №703.

Казначейство РФ относится к федеральным органам (службе) исполнительной власти и осуществляет функции по выполнению задач, связанных с федеральным бюджетом и кассовым обслуживанием бюджетной сферы, а также проводит надзор на подготовительном и настоящем этапах за процедурами использования денежных ресурсов федерального бюджета главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы, и рядовыми диспонентами.

Замечание 7

Федеральное казначейство реализует свою работу напрямую, либо посредством его территориальных формирований совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и ее административных единиц, подразделениями муниципалитетов, социальными союзами и прочими.

Компетенция Казначейства допускает:

  • предоставлять информацию главными диспонентами, лицами, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовыми диспонентам об индексах бюджетных сводок, максимальных суммах бюджетных обязательств по выплатам;
  • проводить кассовый учет по обороту средств федерального бюджета;
  • оформлять счета в Центробанке России и кредитных учреждениях для контроля денежных и других ресурсов федерального бюджета и указывать правила распоряжения финансами с этих вкладов;
  • оформлять и вести лицевые счета главных диспонентов, лиц, которым перечисляются финансы из федерального бюджета, и рядовых диспонентов;
  • администрировать сводные ведомости главных и рядовых диспонентов, а также лиц, которым перечисляются денежные средства из федерального бюджета;
  • фиксировать и учитывать индексы бюджетных ведомостей федерального бюджета, максимальных выплат по бюджетным обязательствам и их переменам;
  • быстро и своевременно передавать в Министерство финансов РФ сведения и документальные отчеты по использованию и состоянию федерального и консолидированного бюджетов;
  • принимать в предусмотренной законодательством последовательности от главных диспонентов, структур исполнительной власти регионов России, государственных внебюджетных фондов и муниципалитетов данные для формирования документальных отчетов об употреблении ресурсов финансового и консолидированного бюджетов;
  • определять направление прибыли, полученной из средств налоговой системы, в бюджетной структуре РФ;
  • давать предварительный анализ и кассовое планирование обороту денежных ресурсов федерального бюджета;
  • регулировать финансовые процедуры, связанные с единым счетом федерального бюджета;
  • проводить кассовое обслуживание бюджетных структур согласно законодательным нормам;
  • производить кассовые выплаты из бюджетных средств от лица структур, производящих сбор бюджетной прибыли, и лиц, получающих бюджетное финансирование и имеющих действующие лицевые счета в Казначействе РФ;
  • проводить подготовительный и настоящий анализ для надзора за процедурами с оборотом денежных ресурсов федерального бюджета главными и рядовыми диспонентами, а также лицами, получающими бюджетное финансирование;
  • удостоверять денежные обязательства бюджетного финансирования и наносить соответствующую надпись для разрешения на проведение предусмотренных выплат из федерального бюджета, объем которых не должны превышать установленные пределы;
  • резюмировать практическое использование нормативно-правовых положений в области своей деятельности и предлагать Министерству финансов новые проекты по его улучшению;
  • охранять и не разглашать данные, являющиеся государственной тайной;
  • проводить совместную работу с интернациональными учреждениями и правительствами зарубежных стран;
  • выполнять другие обязанности согласно компетенции Федерального казначейства, если это установлено законодательством.

Казначейство России наделено следующими правами:

  • производить запросы и получать требуемую информацию по подведомственным Казначейству делам;
  • проводить консультации с ЮЛ и ФЛ по возникающим вопросам, которые относятся к компетенции Казначейства;
  • назначать эмпирическое тестирование, экспертизы, исследования с целью контроля и оценки определенных дел;
  • приглашать для решения поставленных задач сотрудников из других учреждений, более детально осведомленных в разбираемой тематике;
  • проводить профилактику правонарушений или применять необходимые санкции и ограничения, препятствующие совершению правонарушений ФЛ и ЮЛ в области деятельности Казначейства;
  • проводить мероприятия по устранению вреда, нанесенного правонарушением;
  • формировать совещательные структуры и экспертные подразделения (советы, комиссии, группы, коллегии).

Казначейство РФ в силу своих полномочий не обладает правом осуществлять правовое управление законодательными положениями, за исключением ситуаций, предусмотренных президентскими указами и правительственными постановлениями, не может распоряжаться государственной собственностью и предлагать сервис на платной основе.

Всей деятельностью Казначейства управляет начальник, возводимый на должностной пост и снимаемый с него Правительством России по представительству министра финансов. На него возлагается личная ответственность за исполнение обязательств Федерального казначейства.

Замечание 8

Центральные подразделения и территориальные структуры Казначейства РФ обеспечиваются материальными ресурсами из федерального бюджета.

Центральный Банк России

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) относится к специализированным государственным органам, осуществляющим финансовую деятельность, которая регламентирована нормами Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном законе отражены полномочия и надзорные права Центробанка РФ и его управления.

Основной обязанностью ЦБ РФ является эмиссия денежных средств. Совместно с Правительством государства Центробанк формирует политическую стратегию по направлению и обращению государственных финансов, регулирует работу коммерческих банков, одобряет их лицензирование, определяет величину уставного капитала и резервного фонда, вложенного в ЦБ РФ.

Замечание 9

Надзор за всеми операциями коммерческих банков Центральный Банк России может осуществлять через Расчетно-кассовый центр (РКЦ).

К компетенции Центробанка, касающейся бюджетной системы государства, относится:

  • коллективная работа с Правительством по определению путей развития кредитной политики и направления денежных потоков и вынесение на обсуждение своих предложений в Госдуму;
  • сервис бюджетных вкладов и счетов;
  • ЦБ является генеральным представителем по операциям с ценными бумагами государства.

Для повышения качества управления и надзора финансового рынка государства были объединены Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) согласно Указу Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». 1 сентября 2013 года полномочия по управлению и контролю страховой системы предоставлены ЦБ РФ на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 234-Ф3.

Центральный банк проводит контроль страховой деятельности для предотвращения законодательных нарушений в страховом праве и профилактику противоречий, которые могут возникнуть у лиц, являющихся членами страховых отношений, регламентированных Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечание 10

Страховой надзор проводится на основаниях публичности, законности и организационной целостности, охраняет права и выгоды страхователей, других членов страховой системы и Российской Федерации, улучшает выполнение страховой деятельности.

ЦБ РФ издает в печатном виде и публикует на официальном интернет-сайте следующее:

  • освещение и комментарии к задачам и вопросам, на решение которых уполномочен орган страхового надзора;
  • данные из единого госреестра субъектов деятельности по страхованию, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • нормативные документы об ограничении, возобновлении или приостановлении лицензирования для ведения дел по страховым случаям;
  • нормативные документы о прекращении лицензирования деятельности по страхованию (страховых дел);
  • прочие сведения, относящиеся к задачам надзора в страховой системе;
  • законодательные документы, установленные органом страхового надзора.

Орган страхового надзора осуществляет:

  • выдачу лицензии субъектам страховой деятельности, которые фиксирует в едином госреестре субъектов страхового дела, а также реестре объединений субъектов страхового дела;
  • надзор за отсутствием нарушений законодательных норм в страховой системе;
  • инспектирует работу субъектов страховой деятельности и предоставленную ими отчетную документацию, проверяет ее подлинность;
  • следит за положением страховщиков, их материальной стабильностью и платежной состоятельностью;
  • предоставление разрешений принимать зарубежные вклады в уставные капиталы страховых учреждений, что обеспечивает рост этих капиталов;
  • использование зарубежных средств для создания новых отделений страховых компаний и иное.

Последовательность и правила обязательного страхования регламентируются федеральным законодательством об отдельных формах обязательного страхования.

Пример 1

К примеру, законодательные нормы обязательного социального страхования определяются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также Федеральными законами от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и прочее.

В процессе выполнения своей работы Центробанк России опирается также и на законодательные положения Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность

1. В пределах установленной компетенции финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

✓ федерального бюджета;

✓ федеральных налогов и сборов;

✓ финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

✓денежной эмиссии.

2. Президент РФ как глава государства подписывает и обнародует федеральные законы, а также обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти в области финансов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с чем и строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, денежно-кредитной политики, регулирования валютных и иных финансовых отношений, деятельности органов финансово-кредитной системы.

3. Правительство РФ:

✓ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

✓ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

✓ обеспечивает исполнение федерального бюджета;

✓ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

✓ разрабатывает и реализует налоговую политику;

✓ принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

✓ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

✓ руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

✓ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

4. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

5. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, для осуществления финансовой деятельности создан специальный орган — Министерство финансов РФ, в ведении которого находятся:

✓ Федеральное казначейство (федеральная служба);

✓ Федеральная налоговая служба;

✓ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Также отдельные полномочия в финансовой сфере выполняют:

✓ Банк России;

✓ Федеральная таможенная служба;

✓ Федеральная служба по финансовому мониторингу;

✓ Федеральная служба страхового надзора;

✓ Федеральная служба по финансовым рынкам.

6. Министерство финансов РФ (далее — Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах: финансовой; аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

7. К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы. В круг важнейших функций Минфина России входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Минфин России разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

8. Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства исходя из принципа единства кассы, управления совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом.

9. Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.

Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взимание налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и др.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет необходимые исследования для проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; дает разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждает и ликвидирует последствия нарушения страхового законодательства и др.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов).

10. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране.

Среди органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, можно выделить две основные группы: органы общей и органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы власти, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 БК РФ).

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).

В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 БК РФ).

Вторую группу органов составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и проведения финансового контроля в государстве.

Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). На уровне субъектов РФ образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.

Основная роль в сфере финансовой деятельности отводится Минфину России, обеспечивающему проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующему деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России осуществляет следующие полномочия:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

• на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты:

– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ,

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций,

– условия эмиссии и отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг,

– порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,

– федеральные стандарты аудиторской деятельности,

– порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него,

– требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков и др.;

• составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• организация распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ;

• управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

• взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

• осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства (финансовой политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов и др.). Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Банк России. Совместно с Правительством РФ он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, монопольно осуществляет эмиссию денег. На Банк России возложены и контрольные функции в отношении деятельности коммерческих банков, в том числе их лицензирование. Через специально созданный расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банк России осуществляет контроль всех расчетов коммерческих банков.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся:

• Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате РФ) для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

• входящие в структуру Минфина России:

– Федеральная налоговая служба (ФНС России), в функции которой входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства,

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля,

– Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями,

– другие министерства и федеральные службы, на которых возложены отдельные полномочия по контролю в сфере финансовой деятельности (Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и др.).

Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации посудомоечной машины candy cdcf 6
  • Жалоба в трудовую инспекцию через госуслуги инструкция по применению
  • Стационарный телефон alcatel lucent инструкция по применению
  • Руководство по наркологии том 1
  • Источник бесперебойного питания ресанта убп 1000 инструкция