Сложной проблемой стала
организация управления промышленностью.
16 ноября 1917 г. газеты опубликовали
Положение о рабочем контроле. Согласно
положению в интересах планомерного
регулирования народного хозяйства на
всех предприятиях вводился рабочий
контроль.
Он осуществлялся рабочими
предприятий через выборные органы:
заводские, фабричные комитеты, советы
старост, в которые входили также
представители от служащих и технического
персонала. В крупных городах, губерниях,
промышленных районах создавались
местные советы рабочего контроля из
представителей профсоюзов, заводских,
фабричных и других рабочих комитетов
и рабочих кооперативов. Высшим органом
рабочего контроля был Всероссийский
совет рабочего контроля, учрежденный
в Петрограде.
Органы рабочего контроля
имели право проверять все документы и
книги предприятий, запасы сырья, продуктов
и других материалов, наблюдать за
производством, устанавливать его
минимальный объем и т.д. Решение органов
рабочего контроля считались обязательными
для владельцев предприятий и могли быть
отменены лишь постановлением высших
органов рабочего контроля.
ВСНХ был учрежден Декретом
ВЦИК и СНК 2 декабря 1917 г. как центральный
орган Советского государства, на который
возлагалось осуществление задач в
области организации новой экономики и
планового регулирования всего народного
хозяйства.
Одним из первых постановлений
ВСНХ было решение о промышленных районах
и советах народного хозяйства при
местных Советах рабочих солдатских
депутатов. К компетенции районных
совнархозов относились: руководство
правлениями частных предприятий,
перешедших в собственность республики,
учет имеющегося сырья, полуфабрикатов,
изделий, рабочей силы и т.д.
Таким образом, государство
от первого этапа управления экономикой
страны—рабочего контроля—перешло к
организации специальных органов—совнархозов
во главе с ВСНХ, способных приступить
к строительству нового социалистического
народного хозяйства.
36.9.Органы руководства культурным строительством.
9 ноября 1917 г. общее
руководство народным просвещением
впредь до Учредительного собрания было
поручено Государственной комиссии по
просвещению во главе с народным комиссаром
по просвещению. К ведению Государственной
комиссии относились: выработка общего
для республики плана организации
народного образования и установление
общих для него принципов, объединение
просветительной работы на местах,
составление общегосударственной сметы
и распределение средств, предназначаемых
на просветительские нужды, а ровно
другие вопросы, имеющие принципиальное
значение.
Заведование научными и
учебными учреждениями, имеющими
общегосударственное значение, и
окончательное разрешение спорных
вопросов и конфликтов, возникающих
между отдельными органами просвещения,
относились к ведению Наркомпроса.
Возглавляла Наркомпрос коллегия,
включающая наркома, его заместителя и
5 членов. Для обсуждения важнейших
вопросов народного образования
предусматривалось созывать Всероссийские
съезды по народному просвещению. По
мере утверждения на местах Советской
власти руководство культурным
строительством сосредоточилось в
отделах народного образования при
исполкомах местных Советов. Советское
государство как государство диктатуры
пролетариата сразу же закрепило классовый
принцип, предоставив преимущественное
право на получение полного и бесплатного
образования рабочим и беднейшим
крестьянам.
Таким образом, уже в первые
месяцы после Октября был сломан старый
государственный аппарат и создан новый,
советский. При этом основная масса
старых органов, включая важнейшие, была
ликвидирована уже к началу 1918 г. Завершился
этот процесс в первой половине 1918 г.
Основой нового государственного
механизма стала система Советов рабочих,
крестьянских, красноармейских и казачьих
депутатов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Наталья Валерьевна Ворошилова
Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»
Задать вопрос автору статьи
Главная суть экономики народного хозяйства состоит в том, чтобы находить пути развития этого направления, а также изучать потребности и проблемы, существующие в отраслях хозяйствования, чтобы правильно планировать и прогнозировать дальнейшие действия и результаты.
Цели народного хозяйства призваны совершенствовать всю политику относительно отраслей экономики и хозяйства, а также сферу услуг и производство для создания эффективного сектора народного воспроизводства.
Характеристика народного хозяйства России
Исторически, народное хозяйство зародилось достаточно давно, практические с момента формирования общества. Однако оно имела совершенно другую форму и вид, нежели сегодня.
Определение 1
Народное хозяйство – это определенная система в обществе, которая определяет ход и возможности воспроизводства в хозяйственной сфере.
Все народное хозяйство можно охарактеризовать посредством нескольких основных категорий отраслевого комплекса, а именно:
- Все производственные силы и возможности общества. Сюда относят и заводы, и материальные составляющие, также производственный персонал, производственные мощности (станки, оборудование) и т.д.;
- Различные отрасли хозяйствования. К отраслям можно отнести сельское хозяйство, автомобилестроение, пищевая отрасль, промышленная отрасль и т.д.;
- Различные комплексы между отраслями хозяйствования.
Таким образом, народное хозяйство охватывает множество категорий в производственной, промышленной, отраслевой сферах.
Замечание 1
Народное хозяйство и ВВП неразрывные части единой экономической системы, так, считается, что ВВП России находится на шестом месте по категории, связанной с покупательской способностью граждан страны.
Народное хозяйство России, где главным элементом является промышленность страны, имеет свои особенности. Так, надо заметить, что во времена перехода на рыночную экономику (1990-е годы), структура промышленного сектора народного хозяйства в значительной степени изменилась.
«Управление народным хозяйством» 👇
Прежде всего, это связано с тем, что в те времена произошла серьезная перемена в рамках вопросов частной собственности, а также во всех отраслях народного хозяйства. Так как государство разрешило гражданам своей страны владеть своим имуществом, а также покупать другое имущество, то это привело к повсеместной скупке всевозможных экономических ресурсов в стране.
Ввиду этого большая часть промышленных секторов народного хозяйства оказались в частных руках, а именно:
- Легкая промышленность;
- Текстильная промышленность;
- Нефтяная промышленность;
- Газовая промышленность;
- Пищевая промышленность;
- Сельскохозяйственная промышленность и т.д.
Однако, надо заметить, что такие отрасли промышленности государства как энергетическая и оборонная, остались на балансе правительства.
Структура народного хозяйства
Как было отмечено ранее, народное хозяйство состоит из различных производственных секторов, различных отраслей хозяйствования, что в целом является общей промышленностью и производственной структурой государства.
Структура народного хозяйства выглядит следующим образом:
- Сельское хозяйство страны. Эта отрасль в общей структуре народного хозяйства занимает далеко не самый большой процент (всего около 5%), но имеет большое значение для государства, особенно в последнее время. Наша страна богата на разнообразие земель и многообразие угодий, имеет несколько климатических поясов, что способствует бурному развитию этой отрасли народного хозяйства;
- Промышленный сектор народного хозяйства. Промышленность занимает достаточно большой удельный вес в общей структуре народного хозяйства (около 36%). Но в данном случае надо заметить, что этот сектор необходимо развивать, чтобы повысить возможности страны на внешнем рынке и укрепить экономику. На сегодняшний день развитыми секторами промышленности России являются оборонная и энергетическая;
- Сфера услуг. Еще один глобальный сектор народного хозяйства, который занимает приоритетное место в общей структуре (около 59%). Эта сфера хозяйствования начала активно развиваться с 1990-х годов, параллельно рыночной экономике. На сегодняшний день большая часть рынка нашей страны состоит из разнообразных услуг. С одной стороны это положительная тенденция для государства, а с другой необходимо поднимать производство, а сектор услуг оставить как дополняющий, чтобы оздоровить экономическую систему.
Управление народным хозяйством
Цикл управления народным хозяйством состоит из нескольких основных составляющих, к которым можно отнести: планирование производственных показателей страны на внутреннем и внешнем рынке; прогнозирование основных показателей деятельности всех секторов народного хозяйства; внедрение инновационных путей развития всех отраслей и т.д.
Управлением в народном хозяйстве занимается непосредственно персонал, который возглавляет все отрасли экономики, промышленности и производства. Во главе управления стоят государственные структуры, которые контролируют и координирует деятельность отраслей по средствам законодательства, а также различных программ и правил.
Непосредственно на местах управления находятся директора различного уровня и класса, менеджеры высшего звена, экономисты, ведущие бухгалтера и маркетологи.
Определение 2
Управление народным хозяйством – это процесс грамотного планирования, прогнозирования, координирования и контроля за всеми отраслями промышленности, производства и услуг.
Таким образом, народное хозяйство представляет собой целый комплекс разнообразных отраслей. Все эти отрасли связаны с промышленность, сферой услуг, а также непосредственно сельским хозяйством, которые формируют весь ВВП нашего государства и влияют непосредственно на экономическую систему. Грамотное управление всем народным хозяйством призвано обеспечить экономическую стабильность и устойчивость всех государственных структур в целом.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Это преобразование совершенно по-новому определяет положение Комитета стандартов, как государственного органа управления народным хозяйством, а также его местных органов. [c.19]
Единая государственная политика цен обеспечивается единством трех моментов во-первых, центральные органы управления народным хозяйством определяют общие уровни цен по важнейшей номенклатуре продукции, по отраслям народного хозяйства, а тем самым и по народному хозяйству в целом. Практически они определяются Советом Министров СССР и проводятся в жизнь под непосредственным руководством и контролем Государственного комитета СССР по ценам во-вторых, центральные органы управления народным хозяйством устанавливают цены на основную продукцию как производственного, так и личного потребления (эту роль выполняет Государственный комитет СССР по ценам) в-третьих, единство государственной политики цен означает единство методологии и ее последовательного проведения всеми органами, разрабатывающими и устанавливающими цены. Важнейшие принципы ценообразования формулируются в решениях партии и правительства. Методологическое руководство в области цен осуществляется Государственным комитетом СССР по ценам. Его методологические указания, разработки, инструкции, толкования обязательны для всех организаций и звеньев, разрабатывающих, устанавливающих и применяющих цены. [c.205]
Статистика обеспечивает органы управления народным хозяйством всеми этими данными- [c.125]
Любопытно, что организационная база военного коммунизма была заложена еще в годы Первой мировой войны, когда царское правительство наладило государственную некоммерческую систему производства и поставок продукции для армии, а позднее Временное правительство учредило центральные государственные органы управления народным хозяйством. [c.758]
Административная реформа управления народным хозяйством была начата в 1957 г. — вместо 10 промышленных министерств-монстров были созданы территориальные органы управления народным хозяйством — совнархозы. Уже не министерствам, а территориальным совнархозам подчинялись предприятия. Считалось, что это позволит наладить взаимодействие расположенных рядом предприятий. Госплан — главный и влиятельнейший орган хозяйственного управления — был реорганизован и разбит на две части — Госэкономкомиссию (краткосрочное и текущее планирование) и собственно Госплан для перспективного планирования две эти функции были разорваны, причем преобладать стала первая. Одновременно неслыханного влияния достигла система материально-технического снабжения во главе с Госснабом. [c.291]
Только в социалистическом обществе управление государством приобретает подлинно народнохозяйственное значение. В. И. Ленин в работе Очередные задачи Советской власти , писал, что после завоевания политической власти трудящимися главной задачей партии и правительства становится управление народным хозяйством. КПСС, вооруженная знанием законов развития общества, определяет перспективы его развития, разрабатывает экономическую стратегию на длительный период времени, вносит коррективы в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил. При этом КПСС не подменяет органы управления, не подчиняет их себе организационно, а действует через них, руководит ими, осуществляет партийный контроль за работой аппарата управления по выполнению решений и постановлений центральных органов КПСС. Смысл партийного руководства состоит в том, чтобы обеспечить нерушимое единство всего советского общества, скоординировать развитие всех его составных частей. Возрастание роли КПСС обусловлено расширением масштабов и усложнением задач, решаемых обществом в условиях развитого социализма, подъемом творческой активности советского народа, дальнейшим развитием социалистической демократии. [c.170]
Учитывая огромное значение отраслевого подхода к технико-экономическому нормированию, организацию работ по формированию и систематическому совершенствованию нормативов, отвечающих современным требованиям к нормативной информации, должны проводить прежде всего отраслевые министерства и их организации. Эти органы должны обеспечить проведение исследований и разработку мер по совершенствованию системы нормативов, унификации первичных документов и т. д. Однако разнообразный и высокий уровень требований к разработке нормативов и объективная обусловленность их функционирования как системы выходящей за рамки отрасли производства показывают, что их разработку можно успешно осуществить только на основе единых методологических принципов и методологических установок, принятых для планирования и управления народным хозяйством в настоящее время и на перспективу. [c.10]
В государствах централизованно планируемой экономики с иерархической структурой управления народным хозяйством П. также строится по иерархическому принципу. При этом центральные органы управления в основном сосредоточиваются на определении важнейших пропорций общественного производства и ограниченного количества натуральных, стоимостных и трудовых показателей. [c.263]
Входящие в состав производственного коллектива работники социалистического государственного предприятия (или производственного объединения) участвуют в едином планомерном процессе общественного производства. Средства производства и продукты труда предприятия не являются в условиях социализма собственностью коллектива, а принадлежат государству, обществу. Централизованное руководство предприятиями со стороны вышестоящего органа управления сочетается с хозяйственной самостоятельностью, инициативой производственного коллектива. В соответствии с принципами хозяйственного расчета предприятие должно возмещать все затраты, произведенные при изготовлении продукции потребленные средства производства, расходы на заработную плату работников и другие расходы, образующие в совокупности себестоимость, или издержки хозрасчетного предприятия, а также получать прибыль и часть ее вносить в государственный бюджет. Для того чтобы обеспечить производственно-хозяйственную самостоятельность предприятия как первичного звена в управлении народным хозяйством и возможность выполнения государственных заданий по производству продукции, за ним закрепляют необходимые ос- [c.62]
Демократический централизм заключается в сочетании централизованного руководства производством с широким участием трудящихся в организации производственного процесса. Демократический централизм предусматривает руководство из единого центра, обязательность решения высших органов для нижестоящих, общегосударственное планирование, строгое соблюдение дисциплины. Принцип демократического централизма вытекает из самой природы социализма общественная собственность на средства производства определяет необходимость централизованного планового управления народным хозяйством и в то же время создает условия для развития хозяйственной самостоятельности коллективов предприятий, их инициативы. В статье 3 Конституции СССР записано Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело . [c.25]
Установлено, что Госплан СССР в составе пятилетних планов (с распределением показателей по годам) и годовых планов должен представлять в Совет Министров СССР балансы трудовых ресурсов по СССР и союзным республикам, предусматривая меры по обеспечению народного хозяйства рабочей силой. Таким образом, балансы трудовых ресурсов рассматриваются как важный элемент плана экономического и социального развития, а это коренным образом изменяет их роль и значение не только в системе государственного планирования, но и в управлении народным хозяйством. Наряду с балансами трудовых ресурсов в территориальном разрезе соответствующие органы будут разрабатывать планы обеспечения рабочей силой объединений (предприятий). [c.138]
Современные унифицированные системы документации, используемые в АСУ, разработаны с учетом их применения в Общегосударственной системе отбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Они обеспечивают органы управления необходимой и достаточной информацией для принятия оптимальных решений, а также эффективное использование электронно-вычислительных машин, средств передачи, хранения информации и средств оргтехники с целью выполнения комплекса задач, специфичных для конкретных АСУ. [c.55]
В настоящее время уже осуществлен ряд серьезных мер в области совершенствования оргструктуры управления народным хозяйством, экономического механизма, системы планирования. В частности, приняты меры по совершенствованию организационных структур и механизма хозяйствования в важнейших народнохозяйственных комплексах агропромышленном, машиностроительном, топливно-энергетическом, строительном. При этом образованы соответствующие органы управления группами однородных и взаимосвязанных отраслей. Принят ряд постановлений по совершенствованию управления в отдельных отраслях (легкая промышленность, бытовое обслуживание), переводу ряда министерств и отдельных объединений и предприятий на работу в условиях самофинансирования и самоокупаемости. В течение нескольких последних лет ведется работа по расширению прав объединений и предприятий в хозяйственной деятельности и повышению их ответственности за результаты работы, закреплению их новых прав в Законе о государственном предприятии (объединении). Осуществляются меры по совершенствованию терри- [c.96]
В осуществлении планирования как основной функции управления народным хозяйством участвует вся система государственных органов власти и управления Верховные Советы и Советы Министров СССР, союзных и автономных республик министерства, ведомства, местные Советы народных депутатов, предприятия и организации. Непосредственно же разработкой и контролем за выполнением планов занимаются специализированные плановые органы на уровне народного хозяйства СССР — Государственный союзно-республиканский плановый комитет (Госплан СССР) на уровне отраслей — планово-экономические управления и отделы министерств и ведомств на уровне народного хозяйства союзных республик, краев, областей, городов и районов — соответствующие плановые комиссии в рамках предприятий и организаций — планово-экономические отделы. [c.170]
Директивный характер планирования связан с тем, что в руках социалистического государства сосредоточены все рычаги управления народным хозяйством. Государство осуществляет функции планирования через плановые и хозяйственные органы. Утвержденные [c.19]
Органы ЦСУ разрабатывают статистическую отчетность как в отраслевом, так и в территориальном разрезах, представляют необходимые данные в планирующие и руководящие государственные органы, а также публикуют в статистических ежегодниках сводные данные, отражающие демографические сведения, основные показатели развития народного хозяйства и др. Эти данные используются для планирования и управления народным хозяйством, для научно-исследовательских работ и др. [c.354]
Таким образом, в связи с тем что система стоимостных оценок, переводящих натуральные показатели (натуральный ущерб от загрязнения окружающей среды, выбросы, концентрация вредных веществ) в стоимостные, пока еще далека от совершенства, возникла необходимость предложить достаточно простой и универсальный метод оценки эффективности использования затрат, построенный на основе натуральных показателей, с тем чтобы органы планирования и управления могли его применять для контроля и анализа эффективности природоохранных мероприятий. Предложенный метод имеет по крайней мере два преимущества он основывается только на данных государственной статистики разработанные показатели могут быть применены на разных уровнях управления народного хозяйства. [c.132]
Все остальные центральные органы должны выполнять в системе управления народным хозяйством функции, обусловленные особенностями стоящих перед ними задач. Здесь можно выделить три основные группы. [c.19]
Министерство труда и соц. развития РФ, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую гос. систему управления соц.-трудовыми вопросами в РФ. Выработкой кадровой политики в сфере гос. службы занимается Совет по кадровой политике и Управление кадровой политики Администрации Президента РФ. Подготовку, обучение гос. служащих осуществляет Российская академия гос. службы при Президенте РФ. Аналогичными вопросами для органов исполнительной власти занимается Департамент гос. службы аппарата Правительства РФ и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Кроме вышеназванных есть и др. органы и организации, участвующие в управлении трудовыми ресурсами. К их числу относятся профессиональные союзы (независимые, отраслевые), Международная организация труда и Московское бюро труда, Международная организация по миграции и др. Г.с.у.т.р. РФ можно охарактеризовать, во-первых, с точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана, и во-вторых, с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов гос. власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции. По составу и характеру задач Г.с.у.т.р. РФ в ее нынешнем виде охватывает широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в области соц.-трудовых отношений в РФ, мотивации и оплаты труда, организации и нормирования труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, соц. партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — выполнение гос. служащими должностных полномочий в целях реализации функций государства. Г.с. включает федеральную Г.с. и Г.с. субъектов РФ. Г.с. осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также конституциями, уставами, закона- [c.53]
По сложности организационно-экономической структуры и формам управления различают четыре производственные системы, функционирующие в роли предприятий 1) отдельные автономные предприятия 2) производственные объединения с вошедшими в них предприятиями, лишенными юридической самостоятельности (предприятия превращаются здесь в структурные единицы) 3) производственные объединения, в состав которых наряду со структурными единицами входят юридически самостоятельные предприятия. В этих смешанных производственных объединениях часть предприятий теряет экономическую самостоятельность, свойственную первичному звену народного хозяйства, другая — сохраняет ее, а производственные объединения выступают и в роли первичного звена, и в роли органа управления 4) объединения предприятий, сохранивших свою экономическую самостоятельность, но передавших ряд функций управления центральному органу производственного объединения (государственные производственные объединения). [c.115]
Центральное статистическое управление СССР обеспечивает все органы хозяйственного руководства статистической информацией о производственно-хозяйственной деятельности промышленности и других отраслей народного хозяйства. [c.173]
Положение о социалистическом государственном производственном предприятии — основной документ, определяющий обязанности, ответственность и права предприятия. Предприятие, являясь основным звеном народного хозяйства СССР, использует закрепленное за ним государственное имущество для осуществления силами трудового коллектива производственно-хозяйственной деятельности по производству (добыче) продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Предприятие работает под руководством вышестоящего органа, имеет самостоятельный баланс и пользуется правами юридического лица. Управление предприятием осуществляется на основе единоначалия. Вместе с тем коллектив предприятия принимает широкое участие в обсуждении и осуществлении мероприятий по выполнению государственного плана, улучшению условий труда и быта его работников. [c.45]
Наряду с общими закономерностями, определяющими направленность анализа в народном хозяйстве, предприятия и органы управления газоснабжения имеют особенности, обусловленные спецификой их деятельности. [c.275]
Государственные и публичные органы Эта группа представлена главным образом налоговыми органами. Государство, безусловно, заинтересовано в деятельности любой конкретной компании, поскольку, во-первых, получает от ее валовых доходов свою долю в виде налоговых платежей и, во-вторых, обеспечивает тем самым реализацию своей социальной политики в виде дополнительных рабочих мест, предоставляемых населению данной компанией. Система управления финансами компании поэтому должна обеспечить своевременность и полноту расчетов с государством и мониторинг этих расчетов. В свою очередь государство, имея целью обеспечение стабильности и, по возможности, повышение доли налоговых платежей в поступлениях в государственный бюджет, и основываясь на данных мониторинга, во-первых, составляет представление о состоянии дел в той или иной отрасли народного хозяйства и необходимости вмешательства в ее деятельность через систему субсидий, льготного кредитования и (или) нало- [c.46]
Правильное сочетание системы планирования и экономического стимулирования создает заинтересованность производственных коллективов в разработке и принятии более высоких плановых заданий, предусматривающих наиболее полное использование производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенствование техники производства и улучшение качества работ. Рассмотрим схематически систему органов управления экономикой страны. Высшими органами государственной власти являются Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик. Верховные Советы как законодательные органы рассматривают и утверждают перспективные и годовые планы развития народного хозяйства и бюджеты, принимают законодательные акты, в частности по вопросам хозяйственной деятельности. [c.28]
Заголовочная часть форм заполняется следующим образом реквизит Организация — приводится полное наименование организации в соответствии с учредительными документами реквизит Отрасль (вид деятельности) — проставляется вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ) реквизит Организационно-правовая форма — указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ). При этом орган государственной статистики в левой половине графы проставляет код по КОПФ, а в правой — код собственности по Классификатору форм собственности реквизит Орган управления государственным имуществом — указывается наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность реквизит Адрес — дается полный почтовый адрес организации реквизит Контрольная сумма — организациями не заполняется. [c.10]
При прогнозе поступления налогов указанные экономические органы ориентированы на максимально высокий уровень их поступления, что связано с постоянно растущими потребностями государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся, в частности, естественный прирост населения, необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие. Субъективные причины связаны с естественной потребностью органов управления, а также соответствующих ведомств иметь более высокие финансовые возможности. Вместе с тем потребности увеличения расходов и вызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста народного хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но м при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться. [c.47]
Правительственные структуры — это органы по управлению экономикой (Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат РФ и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей. [c.28]
Под управлением понимается процесс целенаправленного воздействия органа управления на управляемый объект, предусматривающий наиболее эффективное выполнение объектом своих функций. Применительно к отрасли промышленности, где объектом управления является предприятие, а органом. управления — аппарат министерства, под управлением производством отрасли понимается процесс целенаправленного воздействия аппарата министерства на предприятия отрасли, предусматривающий своевременный выпуск качественной и надежной продукции в объемах и номенклатуре, обеспечивающих потребности народного хозяйства. Схема управления отрасли в общем виде показана на рис. 13. [c.90]
Планирование народного хозяйства осуществляет система плановых органов, сложившаяся в процессе развития и совершенствования организационных форм управления народным хозяйством, обобщения практики планирования и включающая центральные республиканские и местные общеплановые органы плановые органы министерств, ведомств, объединений и предприятий. [c.147]
Государственные комитеты и ведомства СССР являются органами управления при Совете Министров СССР и осуществляют руководство определенной деятельностью отраслей и в целом народного хозяйства в соответствии со своим назначением. Так, Госплан СССР является органом планирования народного хозяйства страны. Ему поручена разработка перспективных планов развития народного хозяйства и координация текущих планов, составляемых министерствами и Госпланами союзных республик. Госплан СССР является союзно-республиканским органом. В каждой союзной республике есть государственные органы планирования народного хозяйства. Государственный кoмuтe по науке и технике ведает планированием, организацией и координацией важнейших научно-исследовательских работ в стране. Ему поручен также контроль за внедрением в народное хозяйство важнейших достижений науки и техники. Госснаб СССР осуществляет планирование межотраслевых и республиканских связей по материально-техническому снабжению народного хозяйства, контролирует выполнение планов поставки материалов, руководит сетью органов [c.91]
В настоящее время имеются определенные организационные предпосылки для формирования системы совершенствования управления народным хозяйством. Решение задач в этой области осуществляют различные органы Совет Министров СССР и Советы Министров союзных республик, исполкомы Советов народных депутатов, в отраслях — отраслевые министерства, в объединениях и на предприятиях — их аппараты управления. Функциональные органы с учетом закрепленных за ними функций разрабатывают мероприятия Госплан СССР — по дальнейшему совершенствованию форм и методов управления, хозяйственного механизма, планирования народного хозяйства и экономического стимулирования производства Госкомтруд СССР — по рациональной организации и стимулированию управленческого труда ГКНТ — по совершенствованию управления научно-техническим прогрессом Минфин СССР — по удешевлению аппарата управления учреждений, предприятий и организаций. [c.25]
Установлены общие требования к унифицированной системе документации, используемой в АСУ как в части их разработки, согласования, утверждения, так и в части реквизитов и форм документов. Унифицированные системы документов, используемые в АСУ, должны разрабатываться с учетом их применения в общегосударственной автоматизированной системе сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Эти системы документации, включенные в Общесоюзный классификатор управленческой документации, призваны обеспечить органы управления необходимой и достаточной информацией для принятия оптимальных решений и эффективности использования ЭВМ, средств передачи, хранения информации с целью решения задач, специфических для данной АСУ. Важными являются такие требования, как единообразное построение форм документов, в том числе и соблюдение стандартных размеров, взаимная увязка их с Единой системой классифи- [c.157]
В СССР в период 8-й пятилетки 1906 — 70 были раз-аботапы н внедрены первые очереди отраслевых СУ 19 министерств и ведомств. Вошли в строй 219 y крупнейших предприятий. В связи с новым ги-( «тантским ростом производит, сил СССР в 9-й пятц-ХЧ-летке 1971 — 75 проблемы дальнейшего совершенствования управления социалистич. экономикой приобрели особую актуальность. В числе др. направлений совершенствования планирования и управления нар. х-вом массовое внедрение АСУ является одним и важнейших. Директивами 24-го съезда КПСС (1971) определено Развернуть работы по созданию н внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учёта, планирования н управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом обеспечить с самого начала проведение принципа организационного, методологического и технического единства этой системы (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 298). Намечено ввести п действие за пятилетие не менее 1600 автоматизированных систем управления предприятиями и орг-циями пром-сти и с. х-ва, связи, торговли н транспорта. [c.17]
В настоящее время, как мы отметили, баланс произведенного и используемого общественного продукта и национального дохода составляется в целом по стране и союзным республикам. По экономическим районам такая работа не проводится. Поэтому плановые органы не располагают информацией о балансе производства и потребления продукции в целом в стоимостном выражении по этим регионам. Механическое суммирование отраслевых проектировок при планировании и прогнозировании основных экономических показателей развития регионов имеет следствием не только накапливаемые диспропорции между факторами производства, размерами производственного аппарата и развитием производственной и социально-бытовой инфраструктуры, но и то, что из процесса управления народным хозяйством практически исключен региональный аспект соизмерения затрат и результатов, прихода и расхода. Во взаимодействии и взаимодополнении с отраслевым хозяйственным расчетом и хозрасчетом предприятий анализ производства и потребления в регионе может служить для плановых органов дополнительным инструментом воздействия на рост эффективности общественного производства. [c.202]
Поскольку система рабочего контроля себя не оправдала, необходимо было искать другие организационные способы управления экономикой. Ими стали совнархозы (советы народного хозяйства). Идея совнархозов родилась в Петросовете в канун октябрьского переворота. Но только в декабре 1917 г., после дискредитации рабочего контроля, был создан Высший СНХ при Совнаркоме для управления «народным хозяйством и государственными финансами» с большими полномочиями он должен был разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, а также имел право «конфисковывать, приобретать, секвестровать или в принудительном порядке синдицировать» частные предприятия. На местах создавались губернские и уездные СНХ как органы ВСНХ. К маю 1918 г. были созданы 8 областных, 38 губернских и 69 уездных СНХ, которые послужили школой советского хозяйствования. [c.176]
Усиление контроля за ходом реализации планов на современном этапе практически означает последовательный переход от пассивной, формально-статистической фиксации расхождений между плановыми и отчетными показателями к активному воздействию на ход выполнения плана, с тем чтобы непрерывно направлять развитие экономики в плановое русло, минимизируя возможные (вызванные иногда объективными обстоятельствами) отклонения. Осуществление столь сложной задачи требует глубокого анализа функционирования экономики, своевременного выявления проявляющихся позитивных и негативных тенденций, расчета на основе соответствующих прогнозных моделей потенциально возможных отклонений от траектории планового развития народного хозяйства. Опираясь на эту научно-аналитическую работу и знание фактического положения дел на местах, плановые органы смогут обеспечить выработку эффективных рекомендаций о конкретных способах и путях воздействия на ход экономических процессов с целью приведения их в соответствие с плановыми. Преобразование системы контроля за выполнением плана в указанном выше направлении имеет очень важное, принципиальное значение в общем комплексе мер по совершенствованию планирования, повышению его действенности и эффективности. Большую роль в этом деле призваны сыграть также принятые в 1981 г. директивными органами меры по повышению роли Госплана СССР в системе государственного управления, по включению в соста этого комитета руководителей ряда центральных органи. заций, приданию ему ряда законодательных функций возрождению института Уполномоченных Госплан СССР по важнейшим экономическим районам Востокг страны. [c.22]
В настоящее время весьма актуально звучит требование, сформулированное в докладе товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС, решить вопрос о создании системы управления группами однородных отраслей… . Это требование непосредственно относится и к нефтеснабжению, в котором обособленно функционируют сейчас 15 республиканских главных нефтеснабсбы-товых управлений. Нам представляется, что для объединения их усилий, для углубления специализации системы нефтеснаб-жения крайне необходимо создание общесоюзного государственного органа управления нефтеснабжением народного хозяйства СССР. Этот орган мог бы успешно осуществлять руководство общей технической политикой в системе нефтеснабжения, развитием и совершенствованием транспортно-экономических связей по нефтепродуктам и материально-технической базы неф-теснабсбытовых организаций, обеспечением их новой техникой, запасными частями, координацией усилий проектно-конструктор-ских, научно-исследовательских организаций и заводов, занимающихся вопросами создания технических средств для нефтебаз и автозаправочных станций. [c.144]
Планирование экономики как единого целого, описаннсе в предыдущих главах книги, основано на общенародной собственности на средства производства и является огромным преимуществом социалистической системы. На уровне страны достигается наибольший эффект от применения математических методов к проблемам планирования. Надо, однако, иметь в виду тот факт, что экономика страны представляет собой очень сложный объект. Поэтому невозможно в одной модели учесть производство и распределение всех видов изделий, подробно указать наилучшие варианты деятельности всех предприятий. Чтобы эффективно руководить такой сложной системой, каковой является народное хозяйство, ее организуют в виде многоуровневой системы. Центральные органы управления экономической системой образуют высший уровень. Центральным органам подчинены отраслевые управляющие органы — второй уровень экономических подсистем. Третий уровень — производственные объединения, которым подчинены подсистемы четвертого уровня — предприятия. Такую структуру принято называть иерархической структурой. Таким образом, народное хозяйство представляет собой сложную иерархическую структуру. Заметим, что в этой структуре имеются [c.148]
Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру отделы (а в Госкомстате РФ — управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т. д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел. [c.21]
Исключительно важное значение имеют нормативные документы по ценообразованию постановления партии и правительства, высших органов управления народным хозяйством, а также методики, инструкции и разъяснения органов ценообразования и министерств (ведомств) по вопросам ценообразования. Без их знания, более того, не имея их под рукой, практически невозможно правильно устанавливать и применять цены. [c.209]
Центральный орган управления народным хозяйством страны — Совет Министров СССР решает наиболее важные вопросы в области цен определяет основные направления совершенствования системы цен и тарифов, принимает решения об изменениях общего уровня оптовых цен на продукцию отдельных отраслей народного хозяйства, тарифов на грузовые перевозки, розничных цен на товары народного потребления, торговых и сбытовых скидок и накидок, а также определяет изменения цен и тарифов на основные виды услуг, реализуемых населению. В компетенции Совета Министров СССР находится также утверждение цен на основные виды сырья и продуктов сельского и лесного хозяйства. [c.186]
Разработка комплекса мер по укреплению хозяйственного законодательства, а главное — обеспечения его неукоснительного соблюдения в деятельности органов управления народным хозяйством. [c.204]
Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора. При этом установлено, что создание метрологических служб является обязательным при выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора. В условиях децентрализации производственных связей и управления народным хозяйством метрологические службы юридических лиц становятся важным звеном в реализации единой технической политики по защите прав и законных интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Госстандартом России определен перечень государственных органов управления, в которых должны быть образованы метрологические службы и с которыми должно быть обеспечено взаимодействие. [c.196]
Только в социалистическом обществе управление государством приобретает подлинно народнохозяйственное значение. В. И. Ленин в работе Очередные задачи Советской власти , писал, что после завоевания политической власти трудящимися главной задачей партии и правительства становится управление народным хозяйством. КПСС, вооруженная знанием законов развития общества, определяет перспективы его развития, разрабатывает экономическую стратегию на длительный период времени, вносит коррективы в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил. При этом КПСС не подменяет органы управления, не подчиняет их себе организационно, а действует через них, руководит ими, осуществляет партийный контроль за работой аппарата управления по выполнению решений и постановлений центральных органов КПСС. Смысл партийного руководства состоит в том, чтобы обеспечить нерушимое единство всего советского общества, скоординировать развитие всех его составных частей. Возрастание роли КПСС обусловлено расширением масштабов и усложнением задач, решаемых обществом в условиях развитого социализма, подъемом творческой активности советского народа, дальнейшим развитием социалистической демократии. [c.170]
Демократический централизм заключается в сочетании централизованного руководства производством с широким участием трудящихся в организации производственного процесса. Демократический централизм предусматривает руководство из единого центра, обязательность решения высших органов для нижестоящих, общегосударственное планирование, строгое соблюдение дисциплины. Принцип демократического централизма вытекает из самой природы социализма общественная собственность на средства производства определяет необходимость централизованного планового управления народным хозяйством и в то же время создает условия для развития хозяйственной самостоятельности коллективов предприятий, их инициативы. В статье 3 Конституции СССР записано Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело . [c.25]
Основной целью создания республиканской АСУ является совершенствование планирования и управления народным хозяйством республики в целях оптимального использования всех материальных, финансовых и трудовых ресурсов, повышения экономической эффективности общественного производства, повышения оперативности и эффективности автоматизации сбора и обработки информации для директивных органов республики и в первую очередь ЦК Коммунистической партии и Совета Министров республики. [c.21]
Законом Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления от 2 октября 1965 г. был образован союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. На этот Государственный комитет и созданные в союзных республиках республиканские Главные управления возложены функции материально-технического снабжения народного хозяйства, осуществляемого через подчиненные им базы, склады и магазины территориальных управлений. [c.126]
Наряду с отраслевым управлением в нашей стране применяется и территориальное управление, которое обусловлено наличием административно-территориальных единиц (городов, районов, областей и т. д.). Предприятия различных отраслей, расположенные на территории административного района, решают ряд вопросов (в особенности социально-политического характера) по согласованию с Советами народных депутатов и других территориальных органов управления. Сочетание отраслевого и территориального управления способствует координации, согласованию деятельности между предприятиями различных отраслей, комплексному развитию хозяйства экономических районов. [c.32]
Доля общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся государственных предприятий, выступает в форме заработной платы. В кооперативных предприятиях вознаграждение за труд трудящиеся получают в виде дохода, размер которого зависит от успешной деятельности коллектива. Государственными промышленными предприятиями управляют директора, назначаемые и смещаемые государственными органами, а кооперативными— выборные члены коллектива. Государственным промышленным предприятиям принадлежит ведущая роль в народном хозяйстве. Они располагают подавляющей массой производственных фондов народного хозяйства, занимают наибольший удельный вес в выпуске продукции. Несмотря на некоторые особенности, всем социалистическим предприятиям присущи единые принципы управления их деятельности и организационные формы. [c.25]
Управление материально-техническим обеспечением на разных уровнях народного хозяйства осуществляется следующими органами Госпланом СССР, Госснабом СССР и его подразделениями, министерствами и ведомствами, предприятиями (объединениями) и организациями. Высшим государственным органом, осуществляющим общее руководство по обеспечению народного хозяйства материальными ресурсами, является Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР). [c.220]
Планы МТО разрабатываются на всех уровнях управления, начиная с предприятия и кончая центральными органами — Госпланом СССР и Госснабом СССР. План МТО является составной частью плана развития народного хозяйства, отраслей промышленности (министерств), производственных объединений и предприятий. Он тесно связан с другими разделами планом производства, планом по труду, себестоимости, внедрения новой техники, оргтехмероприятий и др. [c.227]
На всех этапах развития социалистической экономики бюджет, являясь важным орудием Коммунистической партии и Советского правительства, обеспечивал мобилизацию огромных финансовых ресурсов, необходимых для планомерного развития народного хозяйства, повышения материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, укрепления обороноспособности страны и содержания органов государственного управления. [c.25]
В нашей стране создана единая общегосударственная система органов материально-технического снабжения, основанная на сочетании отраслевого и территориального принципов управления. Высшим государственным органом, осуществляющим общее руководство по обеспечению народного. хозяйства всеми необходимыми ресурсами, является Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР). [c.164]
Роль экономических методов в управлении в современных условиях резко возросла. В работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство, на более умелое использование экономических стимулов и хозяйственного расчета, прибыли, цены, премии, как указывал Л. И. Брежнев в докл де на XXV съезде КПСС. [c.99]
Министерство СССР является центральным органом государственного управления, осуществляющим руководство соответствующей отраслью народного хозяйства. [c.19]
Демократический централизм — один из важнейших принципов управления социалистическим производством, разработанный В. И. Лениным. В хозяйственном строительстве Д.ц. означает сочетание централизованного государственного руководства с широкой инициативой местных хозяйственных органов, активным участием трудящихся масс в управлении производством. Д.ц. вытекает из самой природы социалистического способа производства. Общественная собственность на средства производства объединяет все народное хозяйство в единое целое. Руководство таким огромным хозяйством может осуществляться только централизованно, только на основе единого государственного плана. Принцип Д.ц. предполагает строгую подчиненность нижестоящих органов управления вышестоящим. С другой стороны, только на основе творческой инициативы масс, учета местных осо бенностей можно в полной мере использовать все резервы роста и совершенствования производства. А это предполагает необходимость расширения хозяйственной самостоятельности и прав местных органов, предприятий. [c.9]
Вместе с тем значительная роль в государственном управлении окружающей средой отводится действующим законодательством специальным государственным органам. Среди специально уполномоченных органов охраны окружающей среды выделяются органы межотраслевой и специальной компетенции. К числу органов межотраслевой компетенции относятся Госплан СССР, Госстрой СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии. Особое место среди специализированных органов занимает Госкомитет СССР по гидрометеорологии. Основная задача этого комитета — осуществление мониторинга окружающей среды, что является важной составной частью реализации природоохранительной функции. На основании результатов мониторинга принимаются решения об использовании природных ресурсов в народном хозяйстве, составляются карты экологического состояния и прогнозируются экологические ситуации на определенных территориях. В рамках комитета создано Главное управление по охране атмосферного воздуха. На местах создаются территориальные структурные подразделения этого органа. Госкомитет и его структурные подразделения на местах осуществляют экологические экспертизы проектов строительства и реконструкции различных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Ведущая роль в области проблем экологии принадлежит Государственному комитету СССР по охране природы. [c.332]
Общесоюзные классификаторы включают систему обозначений органов государственного управления систему обозначений объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных республик классификаторы отраслей народного хозяйства продукции работ и услуг на транспорте работ и услуг в строительстве технологических операций в машиностроении работ и услуг в промышленности технико-экономической информации стандартов и технических условий систему обозначений единиц величин и счета, используемых в АСУ народным хозяйством для обработки ТЭИ. [c.382]
Итак, в 1988 г. после очередных реорганизаций Главморнефтегаз передали из Мингазнрома СССР в Миннефтепром СССР, где не было специального структурного природоохранного подразделения. Этими вопросами занимались высококлассные специалисты-нефтяники из различных управлений, перед которыми была поставлена задача отвечать на посыпавшийся вал постановлений, решений, указаний, предписаний по природоохранным вопросам вышестоящих органов управления народным хозяйством страны, вести статистику по уже появившимся формам государственной отчетности о состоянии окружающей среды. [c.11]
Единая государственная политика цен обеспечивается единством трех моментов во-первых, центральные органы управления народным хозяйством определяют общие уровни цен по важнейщей номенклатуре продукции, по отраслям народного хозяйства, а тем самым и по народному хозяйству в целом. Практически они определяются Советом Министров СССР и проводятся в жизнь под непосредственным руководством и контролем Государственного комитета СССР по ценам во-вторых, центральные органы управления народным хозяйством устанавливают цены на основную продукцию как производственного, так и личного потребления (эту роль выполняет Государственный комитет СССР по ценам) в-третьих, единство государственной политики цен означает единство методологии и ее последовательного проведения всеми органами, разрабатывающими и устанавливающими цены. Важнейшие принципы ценообразования формулируются в решениях партии и правительства. Методологическое руководство в области цен осуществляется Государственным комитетом СССР по ценам. Его методологические указания, разработки, инструкции, толкования обязательны для всех организаций и звеньев, разрабатывающих, устанавливающих и применяющих цены. [c.205]
Расходы бюджета на управление обусловлены хозяйственно-организаторской деятельностью государства, выполнением функций по управлению народным хозяйством. Доля расходов на содержание органов государственной власти и государственного управления незначительна (0,9%) и имеет тенденцию к постоянному снижению. Этому способствуют дальнейшее совершенствова- [c.31]
Для обеспечения руководства общегосударственных, республиканских и территориальных органов управления, министерств и ведомств информацией, необходимой для решения задач учета и планирования, в стране будет создана общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Она будет базироваться на следующих функциональных звеньях автоматизированной системе плановых расчетов Госплана СССР и Госпланов союзных (республик отраслевых автоматизированных системах управления министерств и ведомств автоматизированных системах организаций, построенных но территориальному принципу (Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, автотранспортные министерства и др.) автоматизированных системах управления союзных республик автоматизированных системах Центрального статистического управления. Комитета стандартов Совета Министров СССР, Государственного комитета цен Совета Министров СССР автоматизированной системе управления научно-техническим прогрессом. [c.5]
В условиях планового социалистического хозяйства важнейшей особенностью стандартизации является ее активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в плановой деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных норм, правил, требований, направленных на ускорение технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества л. одукции. [c.155]
Трудно переоценить, какое значение имеют для развития социалистической экономики принятые в 1979 году Центральным Комитетом КПСС и Совето.ч Министров СССР постановления по вопросам совершенствования хозяйственного механизма. В постановлении ЦК КПСС О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов указывается Наша экономика ныне достигла такого уровня развития, когда особую актуальность приобретает дальнейшее улучшение управления народным хозяйством. Все более высокие требования к управлению предъявляются возросшими масштабами производства, усложнившимися экономическими связями, современной научно-технической революцией . [c.3]
Республиканская АСУ — неотъемлемая часть ОГАС. Все звенья и уровни управления народным хозяйством республики имеют двойное подчинение (предприятия, находящиеся в подчинегаии отрасли, в территориальном отношении также подчиняются местным органам управления). [c.21]
ОАСУ должны строиться как составные части системы управления народным хозяйством. В этих условиях изменяются не только принципы и организация передачи информации, но и сущность экономических задач, решаемых в ОАСУ. Существенное значение приобретают народнохозяйственные задачи, решаемые на уровне государственных органов управления на основе исходных данных отраслей народного хозяйства определение потребности [c.154]
Правда, чуть дальше авторы тезисов признавали, что между ВСНХ и ВЦСПС существуют паритетные начала участия союза в организации и управлении хозяйством . Но этого им казалось недостаточно. Поэтому они считали необходимым расширять эти начала в сторону увеличения прав и преимуществ рабочих организаций . Конкретно же это должно было выглядеть так, чтобы ни одно лицо не назначалось на административно-хозяйственный пост помимо профсоюза, чтобы все кандидаты последнего считались обязательными для ВСНХ и его органов и чтобы все поставленные таким образом работники отвечали перед выдвинувшими их союзами и могли быть отозваны ими в любое время. Когда же подобная система взаимоотношений будет окончательно построена, это должно привести существующие в республике организации производителей в виде производственных и профессиональных союзов к сосредоточению в своих руках всего управления народным хозяйством [c.147]
Другим объективным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России, предполагающее разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации. Причем, процессы децентрализации управления народного хозяйства и расширения экономической самостоятельности территорильно-государственных образований с развитием реформ резко активизировались. В этих условиях региональная энергетическая политика призвана обеспечить реализацию на рыночных началах выбранной стратегии развития энергетики России в интересах как государства в целом, так и его составных частей — субъектов Федерации. [c.70]
Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с вьслючением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств. Напротив, децентрализация в [c.232]
Демократический централизм в управлении, в котором сочетается государственное руководство промышленностью с представлением широких прав местным органам и отдельным предприятиям. Централизм в управлении — это единство планового руководства экономикой. В. И. Ленин указывал, что построение социализма — есть построение централизованного планового хозяйства. Все грандиозные проблемы социалистического строительства — преимущественнное развитие тяжелой индустрии, электрификация всей страны, химизация народного хозяйства, рациональное использование ресурсов — успешно осуществляются в результате государственного централизованного планового руководства. [c.110]
В двенадцатой пятилетке будут проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления на всех уровнях и во всех авеньях народного хозяйства. Предусматривается преимущественный переход на двухзвенную систему управления, создание органов управления озаимосвязанных отраслей, с учетом внедрения новых методов хозяйствования будут уточняться функции и структура министерств и ведомств, повысится их ответственность за выполнение государственных планов, комплексное развитие отрасли на современном техническом уровне, эффективное решение вопросов специализации и кооперирования производства, удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продукции отрасли. [c.187]
В 1933 г. (в Наркомтопе) было организовано Главное управление газовой промышленности — Главгаз. Это был первый центральный орган, объединивший основные направления газовой промышленности — добычу природного и производство искусственного газа, переработку и использование газа в народном хозяйстве. В 1939 г. началась разработка генерального плана газификации городов Москвы, Ленинграда, Горького, Челябинска, Харькова, Днепропетровска, городов Донбасса на основе строительства газовых заводов, использования коксовых газов и подземной газификации углей. [c.42]
Пока не была сформирована отрасль химической промышленности, пока отсутствовал центральный орган управления, рабочий контроль по-могал контрольным комиссиям и комитетам приобретать опыт управления предприятиями и приобщаться к новому и сложному делу руководства народным хозяйством. [c.247]
Несмотря на непрерывное совершенствование органов управления отраслью (наличие Техсовета, различных комитетов, комиссий и организаций), химическая промышленность пе справлялась с поставленными перед ней задачами. В 1927 г. на IV съезде Советов СССР было подчеркнуто все возрастающее значение химической промышленности в народном хозяйстве и отмечено, что сложившаяся к началу первой пятилетки структура управления химической промышленностью не отвечает возросшим требованиям. [c.253]
Шаг за шагом мы рассмотрели основные этапы организации и совершенствования управления химической иромытнленпостыо более чем за 0-летний период. Каждый этап соответствовал развитию производительных сил страны, росту экономического и научно-технического потенциала народного хозяйства. Читатель заметил, что ие всегда гладко и целесообразно осуществлялся переход от одной формы управления к другой, часто менялась структура органов управления, особенно в период 30-х и 60-х годов. И это вполне понятно. Экономическая система первого социалистического государства, не имея аналога в других странах, постоянно искала оптимальные, наиболее выгодные формы управления промышленностью, отвечающие интересам всего народного хозяйства, потребностям советского народа. Главное заключается в том, что каждый этап совершенствования управления промышленностью, в том числе химической, приносил народному хозяйству ощутимый экономический эф фект и вносил новый вклад в дальнейшее упрочение и развитие социалистической ЭК01ЮМИКИ. [c.269]
Основой источниковедческой базы книги явились материалы, извлеченные из партийных и государственных архивов Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР), Центрального госу—дарственного архива народного хозяйства СССР (ЦГА ИХ СССР), Центрального государственного архива РСФСР ЦГА РСФСР), Партийного архива Башкирского обкома КПСС, Центрального государственного архива Башкирской АССР (ЦГА БАССР). Подавляющее большинство архивных до-4<ументов и материалов, использованных в книге, впервые введены в нвучный оборот. , ч [c.5]
В народном хозяйстве РСФСР на 15 ноября 1966 г. было за-1ЯТ0 516,3 тыс. человек дипломированных экономистов, в том чи- ле 187,4 тыс. с высшим образованием и 328,9 тыс. со средним пециальным образованием Из этого числа на предприятиях, тройках и в проектных организациях работало немногим более /3 экономистов, остальные заняты в органах государственного и озяйственного управления. Данные о количестве специалистов-1КОНОМИСТОВ в данном экономическом районе приведены в докладе ам. председателя Госплана РСФСР т. Рябчикова. [c.81]
Совет Министров СССР является высшиаМ органом государственного управления Советского Союза. Он осуществляет общее руководство народным хозяйством, в том числе промышленностью. [c.100]
Демократический централизм в управлении производством имеет первостепенное значение и положен в основу принципов руководства. Этот принцип был выдвинут В. И. Лениным в 1918 г. Всемерное развитие демократических основ управления при укреплении и совершенствовании централизованного государственного руководства народным хозяйством необходимо и в наше время. Применительно к управлению отраслью промышленности и предприятием принцип демократического централизма предполагает организутащута и направляющую роль центральных органов по важнейшим, принципиальным направлениям развития производства и широкую инициативу работников предприятий при выполнении плана. Демократизм в упра-. влении обусловлен собственностью народа на средства производства и широким участием масс. [c.31]
На современной стадии развития экономики сложились условия и предпосылки для нового этапа перевода производственных коллективов на полный хозрасчет и самофинансирование. Прежде всего повысился уровень обобществления производства, предприятия стали, как правило, достаточно крупными, технически оснащенными. Далее ориентация на всемерную интенсификацию производства требует технического перевооружения, реконструкции действующих производств, ускорения научно-технического прогресса на базе новой техники и технологии. Следует учесть и возросшие масштабы народного хозяйства, что делает невозможным эффективное решение возникающих в нем проблем посредством чрезмерного централизованного планирования и финансирования. Дело не только в количественном росте объектов управления, но и в том, что сами объекты стали развиваться динамично, что требует оперативного руководства, быстрого маневра ресурсами и силами. На предприятиях, в региональных, отраслевых, центральных хозяйственных органах теперь трудятся, как правило, высококвалифицированные кадры управленческих работников, способн1ле принимать и осуществлять выгодные обществу и коллективам решения. [c.43]
Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства (ВСНХ) — общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917—1932 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1963—1965 годы.
Содержание
- 1 1917—1932 годы
- 1.1 Административная структура
- 1.2 ВСНХ РСФСР
- 1.2.1 Председатели ВСНХ РСФСР
- 1.3 ВСНХ Украины
- 1.3.1 Председатели ВСНХ Украины
- 1.4 ВСНХ СССР
- 1.4.1 Председатели ВСНХ СССР
- 2 1963—1965 годы
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
1917—1932 годы
В первые годы советской власти ВСНХ республик и СССР — высшие советские хозяйственные органы со статусом наркоматов.
Административная структура
В отличие от остальных наркоматов во главе ВСНХ находился не нарком, а коллегия (пленум ВСНХ) в составе 70-80 человек, представлявших различные организации: ЦИКов, экономических комиссариатов, профсоюзов. Роль исполнительного органа исполнял президиум (бюро пленума) из 10-12 членов во главе с председателем ВСНХ.
Структура наркоматов неоднократно видоизменялась. В состав ВСНХ входили отраслевые ведомства (например, Главсахар, Главнефть, Центрочай и т. д.), а также обеспечивающие подразделения: финансово-экономическое, статистики и т. д.
ВСНХ РСФСР
Первый ВСНХ при СНК был учреждён декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 «в качестве органа осуществления экономической диктатуры пролетариата и центра организации народного хозяйства»[1], то есть для организации всего народного хозяйства и государственных финансов. Он был наделён широчайшими полномочиями[2]. Аналогичные органы создавались и в других советских республиках.
В годы Военного коммунизма руководство всем промышленным производством, распределение сырья и готовой продукции было сосредоточено в ВСНХ.
В конце 1920 года была проведена первая реорганизация центральных органов управления промышленностью РСФСР, что привело к сокращению числа главков и центров ВСНХ с 71 до 16. VIII съезд Советов принял постановление «О местных органах экономического управления», согласно которому главкам и центрам ВСНХ был придан статус органов, руководящих работой губернских совнархозов (ГСНХ) на основе единого народно-хозяйственного плана. Отныне оперативное руководство предприятиями осуществляли местные совнархозы. Для руководства губсовнархозами и предприятиями, подведомственными ВСНХ в той или иной области, были созданы областные (объединявшие несколько губерний) промбюро.
IV Всероссийский съезд совнархозов в мае 1921 года разделил все промышленные предприятия на две группы: имеющие общегосударственное значение, которые оставались в подчинении ВСНХ, и все остальные, управляемые непосредственно губсовнархозами и промбюро. В итоге в непосредственном ведении ВСНХ из 37 тысяч осталось 4500 наиболее крупных предприятий, а общее число рабочих, занятых в госпромышленности, сократилось с 1400 до 1200 тыс. чел.
К лету 1922 года в составе центрального аппарата ВСНХ остались главные управления по металлической промышленности (Главметалл), по горной (Главгорпром), по угольной (Главуголь), по электротехнической (Главэлектро), по топливной (ГУТ), по военной (Главвоенпром), по делам кустарной, мелкой промышленности и промысловой кооперации (Главкустпром), по государственному строительству (ГУС) и земледельческих хозяйств промышленных предприятий (Главземхоз). Остальными отраслями промышленности руководили секции Центрального промышленного управления (ЦПУ) ВСНХ.
При переводе во время НЭПа госпромышленности на хозрасчет на базе главков было создано несколько всероссийских трестов: например, Резинотрест, Чаеуправление, Сахартрест и др. Для руководства производственной деятельностью трестов в ВСНХ воздаётся центральное управление государственной промышленностью (Цугпром ВСНХ), а в качестве экономического органа регулирования и планирования — Главное экономическое управление (ГЭУ ВСНХ).
Председатели ВСНХ РСФСР
- Н. Осинский (В. В. Оболенский) (1917—1918)
- А. И. Рыков (1918—1921)
- П. А. Богданов (1921—1925)
- С. С. Лобов (1926—1930)
ВСНХ Украины
Председатели ВСНХ Украины
- 1918—1919 Квиринг, Эммануил Ионович
- 1921—1923 Чубарь, Влас Яковлевич
- К. Максимов
- 1925—1926 Рухимович, Моисей Львович
ВСНХ СССР
С образованием СССР был создан ВСНХ СССР с правами объединённого наркомата: он координировал и контролировал Высшие Советы Народного Хозяйства всех союзных республик.
С середины 1920-х годов аппарат ВСНХ СССР взял курс на концентрацию планового управления промышленностью. Повысилась роль главных управлений, особенно в металлургической и текстильной индустрии. Чтобы сконцентрировать все стадии производства в одних руках, в августе 1926 года Цугпром ВСНХ был ликвидирован и вместо него созданы главки по управлению отраслями промышленности (Главтекстиль, Главлесбум, Главхим, Главсельпром, Главгортоп), а для управления другими отраслями были сформированы комитеты.
Летом 1928 года главки начали дробиться: например, Главметалл был разделён на главные управления: по чёрной металлургии, по добыче и обработке цветных металлов, машиностроения и металлообработки. Аналогичные меры намечались в отношении Главхима и в лесобумажной промышленности. В декабре этого же года пленум ВСНХ передал оперативное выполнение планов главкам, что окончательно подорвало роль синдикатов в управлении промышленностью. Благодаря усилению отраслевого управления местные совнархозы окончательно утратили свою значимость и были преобразованы в отделы исполкомов[3].
5 января 1932 года ВСНХ был преобразован в Наркомат тяжёлой промышленности. Предприятия лёгкой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности были переданы во вновь образованные наркоматы лёгкой и лесной промышленности.
Председатели ВСНХ СССР
- А. И. Рыков (1923—1924)
- Ф. Э. Дзержинский (1924—1926),
- В. В Куйбышев (1926—1930)
- Г. К. Орджоникидзе (1930—1932)
1963—1965 годы
Созданная в ходе Экономической реформы 1957 года система совнархозов, построенная по территориально-производственному принципу, не смогла решить возложенные на неё задачи увеличения промышленного производства и привела к разрушению отраслевых и межотраслевых экономических и производственных связей. Предпринятые в конце 1962 года шаги по укрупнению совнархозов также не принесли ожидаемых улучшений.
Вскоре ЦК КПСС и Совет министров СССР признали необходимым максимально централизовать систему управления[4], и в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР) «как высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством в стране, облечённый всеми необходимыми правами и полномочиями для решения вопросов, связанных с работой промышленности и строительством, и обеспечения успешного выполнения государственных планов»[5].
Однако и создание ВСНХ СССР не смогло ликвидировать противоречия между основной тенденцией отраслевого развития промышленности и системой территориального управления. В работе промышленности наблюдались такие отрицательные явления как замедление темпов роста промышленности и производительности труда, снижение эффективности использования производственных фондов и капитальных вложений. Руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам, нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что стало тормозить разработку и внедрение новой техники. 2 октября 1965 года ВСНХ СССР и другие совнархозы (включая республиканские СНХ и СНХ экономических районов) были упразднены. Вместо них были образованы промышленные министерства[6].
Руководителями ВСНХ СССР в разное время были Д. Ф. Устинов (1963—65) и В. Н. Новиков (март—октябрь 1965).
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия т.13 М.; 1929 г.
- ↑ Декрет об учреждении ВСНХ
- ↑ Постановление ЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1929 года
- ↑ В ЦК КПСС И Совете Министров СССР // Ведомости Верховного Совета СССР, 1963 г., № 11
- ↑ Об образовании Высшего совета народного хозяйства Совета Министров СССР : Указ Верховного Совета СССР № 1020а-VI от 13 марта 1963 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1963 г., № 11
- ↑ Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления : Закон от 2 октября 1965 г. № 4041—VI// Ведомости Верховного Совета СССР 1965 г. № 39
Ссылки
- Высший Совет народного хозяйства — статья БСЭ.
Структура органов государственного управления России (1917—1946) |
---|
Всероссийский центральный исполнительный комитет (1917—1936) → Верховный Совет СССР (с 1936) Совет народных комиссаров СССР Наркоматы: Иностранных дел • Военных и морских дел • Внутренних дел • Финансов • Труда • Юстиции • Социального обеспечения • Просвещения • По делам национальностей • Почт и телеграфов • Путей сообщения • Земледелия • Торговли и промышленности • ВСНХ • Продовольствия • Пищевой промышленности • Здравоохранения • Госконтроля |
Институты государственной власти и управления СССР | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
_ | |||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|