Органы руководства образованием

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

В Российской
Федерации действуют следующие
государственные органы управления
образованием (см. схему 30):

1) Министерство
образования РФ, возглавляющее всю
систему об­разования;

2) федеральные
ведомственные органы управления
образованием, которые управляют
подведомственными им образовательными
учреж­дениями по профилю соответствующих
отраслей или сфер управления (например,
министерства обороны, внутренних дел,
здравоохранения);

3) государственные
органы управления образованием субъектов
Федерации.

Местные (муниципальные)
органы управления образованием могут
создаваться по решению соответствующих
органов местного самоуп­равления.

К компетенции
государственных органов управления
образованием относятся:

разработка и
реализация целевых федеральных и
международных программ в области
образования;

разработка
государственных образовательных
стандартов и уста­новление эквивалентности
(нострификация) документов об образо­вании;

государственная
аккредитация образовательных учреждений,
со­действие их общественной аккредитации;

установление
порядка аттестации педагогических
работников обра­зовательных учреждений
различных типов и видов;

формирование
структуры системы образования;

Схема
30.

Организация управления образованием

разработка перечня
профессий и специальностей, по которым
ве­дутся профессиональная подготовка
и профессиональное образование;

прямое финансирование
деятельности учрежденных ими
образова­тельных учреждений;

разработка
государственных нормативов финансирования
образо­вательных учреждений, а также
материально-технической обеспечен­ности
и оснащенности образовательного
процесса;

контроль за
исполнением законодательства в области
образования, государственных обязательных
стандартов, бюджетной и финансовой
дисциплины в системе образования.

Министерство
образования Российской Федерации

(Минобразование России), согласно
постановлению Правительства от 10 декабря
1999 г.*, является федеральным органом
исполнительной власти, про­водящим
государственную политику и осуществляющим
управление в области образования,
научной и научно-технической деятельности
уч­реждений высшего и среднего
профессионального образования, науч­ных
и иных организаций сферы образования,
подготовки и аттестации научных и
научно-педагогических кадров высшей
квалификации, а также координирующим
в этой сфере в установленном порядке
дея­тельность иных федеральных органов
исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1999.
51. Ст. 6348.

Оно осуществляет
функции бывших Министерства общего и
про­фессионального образования РФ и
Высшей аттестационной комис­сии РФ.

Основными задачами
Министерства, согласно Положению о нем,
утвержденному постановлением Правительства
от 5 апреля 1997 г.*, являются:

* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст.
1796.

осуществление
государственной политики в сфере
образования, обеспечивающей сохранение
единого образовательного пространства
Российской Федерации и необходимые
условия для реализации кон­ституционных
прав граждан России на получение
образования и для удовлетворения
потребностей государства и общества в
работниках квалифицированного труда;

разработка и
реализация системы управления сферой
научной дея­тельности, координация
научно-исследовательских и
опытно-кон­структорских работ в
учреждениях и организациях сферы
образования;

реализация кадровой
политики в сфере образования и сфере
науч­ной деятельности;

совершенствование
организационно-экономического механизма
функционирования сферы образования.

В соответствии с
возложенными на него задачами
Минобразование России:

разрабатывает и
реализует концепцию развития образования;

координирует и
контролирует в пределах своей компетенции
ее вы­полнение федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Федерации, органами местного самоуправления,
учреждениями и организациями сферы
образования;

разрабатывает
целевые федеральные, межгосударственные
и меж­ведомственные программы и
проекты в сфере образования;

организует работу
по формированию целевых программ
разработки и производства учебной
техники, пособий и оборудования для
образо­вательных учреждений;

формирует программы
научно-исследовательских работ в этой
об­ласти и обеспечивает их реализацию.

Министерство
обеспечивает контроль за реализацией
законода­тельства в сфере образования
и сфере научной деятельности; разраба­тывает
типовые положения об образовательных
учреждениях; опреде­ляет с участием
заинтересованных федеральных органов
исполнитель­ной власти перечень
профессий и специальностей, по которым
ведутся профессиональное образование
и профессиональная подготовка в
об­разовательных учреждениях. Оно
координирует деятельность государ­ственных
образовательных учреждений, независимо
от ведомственной принадлежности, по
вопросам определения объемов и структуры
под­готовки специалистов; устанавливает
для подведомственных образова­тельных
учреждений ежегодно контрольные цифры
приема всех кате­горий обучающихся;
устанавливает порядок приема граждан
в государ­ственные учреждения среднего
и профессионального образования;
оп­ределяет перечень учебной и
учебно-методической литературы для
об­разовательных учреждений.

После того как
Указом Президента от 15 октября 1999 г.*
Высшая аттестационная комиссия РФ
исключена из числа федеральных орга­нов
исполнительной власти, ее задачи
возложены на Минобразование России:
проведение единой государственной
политики, осуществле­ние контроля и
координация деятельности в области
аттестации науч­ных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации; участие в
формировании научного потенциала
страны; экспертиза научных и технических
программ и проектов.

* СЗ РФ. 1999. №42. Ст.
5010.

Минобразование
России в соответствии с возложенными
на него задачами:

создает действующие
на общественных началах советы по защите
докторских и кандидатских диссертаций
(диссертационные советы), утверждает
персональный состав советов и устанавливает
перечень на­учных специальностей, по
которым предоставляется право приема
к защите диссертаций;

присуждает на
основании ходатайства соответствующего
диссерта­ционного совета ученую
степень доктора наук;

присваивает по
представлению соответствующего ученого
(научно-технического) совета ученое
звание профессора по специальности;

проверяет выборочно
аттестационные дела и диссертации
соиска­телей ученой степени кандидата
наук;

оформляет в
установленном порядке дипломы доктора
наук и кан­дидата наук и аттестаты
профессора по специальности;

осуществляет в
пределах своей компетенции переаттестацию
науч­ных и научно-педагогических
работников — граждан России, имею­щих
ученые степени (ученые звания), присужденные
(присвоенные) им в государствах, с
которыми Российской Федерацией не
заключены договоры (соглашения) о
признании и эквивалентности ученых
степе­ней и ученых званий.

Для научной
экспертизы представленных диссертаций,
а также для рассмотрения вопросов о
присвоении ученых званий создаются
экс­пертные советы из числа ведущих
ученых и специалистов в области науки,
техники, образования и культуры.

Постановлением
Правительства от 24 октября 1994 г.*
утверждено Положение о порядке присуждения
научным и научно-педагогичес­ким
работникам ученых степеней и присвоении
научным работникам ученых званий.
Учеными степенями являются степени
доктора наук и кандидата наук, а учеными
званиями — звания профессора по
специ­альности и старшего научного
сотрудника по специальности. Положе­нием
определены требования к диссертациям,
порядок представления и защиты диссертации
т.д.

* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст.
2898.

Минобразование
России вправе издавать нормативные
правовые акты, обязательные для исполнения
всеми федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся
образователь­ные учреждения, органами
исполнительной власти субъектов
Федера­ции, подведомственными
учреждениями и организациями, давать
разъяснения по ним; инспектировать
любые образовательные учреж­дения и
любой орган управления образованием.

Ведомственными
органами управления

образованием являются раз­личные
подразделения соответствующих ведомств
(главные управления, отделы и др.). Они
могут быть специализированными и
управлять подведомственными
образовательными учреждениями либо
осущест­влять такие функции наряду
с другими функциями.

В
субъектах Федерации

управление образованием осуществляют:
в республиках — соответствующие
министерства или комитеты, в других
субъектах Федерации — департаменты,
главные управления, отделы образования.
Их компетенция аналогична компетенции
Минобразова­ния России, но осуществляется
с учетом масштабов их деятельности и
региональных особенностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Органы управления образованием в России

Автор статьи

Елена Владимировна Михайлова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Органы управления образования – это система государственных органов, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению полноценного функционирования и развития системы образования в стране.

Законодательство РФ в сфере управления образованием

В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся:

  1. Правительство России;
  2. центральные (федеральные) органу управления образованием;
  3. федеральные ведомственные органы управления образованием;
  4. государственные органы управления субъектов России.

Согласно ст. 37 Закона РФ «Об образовании» к компетенцию органов по управлению образованием входит:

  • разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования;
  • разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании;
  • осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений;
  • определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций;
  • формирование и развитие эффективной структуры системы образования;
  • разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров;
  • осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений;
  • осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию;
  • осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.

«Органы управления образованием в России» 👇

Полномочия Правительства РФ и Министерства РФ в области управления образованием

Замечание 1

В сфере управления образованием Правительство РФ осуществляет обеспечение единой государственной политики, развитие всех уровней образования и реализацию контроля за доступностью бесплатного образования, гарантированного Конституцией РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере образования состоят:

  • разработка и реализация политики в области образования;
  • осуществление подготовки и доработки разделов ФГОС, различных законопроектов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования;
  • осуществление лицензирования деятельности образовательных организаций, участие в аттестации и государственной аккредитации;
  • установление логичного порядка по разработке, утверждению и введению разнообразных государственных образовательных стандартов;
  • установление порядка перечня направлений по подготовке специалистов среднего, высшего и послевузовского звена.

Определение 3

Министерство образования России – это федеральный государственный орган, образованный специально для осуществления управления образованием в России.

Основными задачами Министерства образования в России являются:

  1. Реализация государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение необходимых оптимальных условий для реализации гражданами собственных конституционных прав на получение образования.
  2. Разработка эффективной системы управления по координации различных образовательных организаций и учреждений системы образования.
  3. Разработка федеральных требований, предъявляемых к содержанию образования.
  4. Разработка эффективной системы по оценке деятельности образовательных организаций.
  5. Осуществление совершенствования организационного и экономического механизмов эффективного функционирования системы образования РФ.
  6. Информатизация современной системы образования.
  7. Нормативно-правовое обеспечение регулирования взаимоотношений в сфере образования.
  8. Осуществление организации государственной аттестации педагогических и научных работников.

В соответствии с теми задачами, которые возложены на Министерство Образования РФ, реализует многочисленные функции. Всего в настоящее время на него возложено около 75 функций.

Министерство образования России возглавляет министр, осуществляющий руководство единолично, несет персональную ответственность за деятельность Министерства в рамках, возложенных на него задач и функций.

Замечание 2

Задачи и функции Министерство образования России осуществляет при взаимодействии с органами управления образования субъектов РФ и ведомственными государственными органами управления образованием.

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре.

К полномочиям федеральных ведомственных органов управления относятся:

  1. Осуществление государственной политики в области образования.
  2. Осуществление разработки и реализации разнообразных и разноплановых региональных программ, направленных на развитие системы образования с учетом этических особенностей региона.
  3. Осуществление разработки и утверждения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  4. Осуществление создания, реорганизации и ликвидации разнообразных подведомственных образовательных организаций.
  5. Осуществление лицензирования образовательных учреждений, за исключением высших образовательных организаций.
  6. Оказание помощи в издании учебной и методической литературы, разработке примерных учебных программ и планов.
  7. Обеспечения контроля в области исполнения государственного образовательного стандарта и соблюдения законодательства РФ в сфере образования.
  8. Организация издания нормативной документации в рамках своей компетенции.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 04.08.2022

Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации

  • В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.

    До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

    С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных…

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 года, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных…

Академии наук в Российской Федерации — академии наук, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. В зависимости от их специализации, академии наук принимают участие в организации и координации научной, исследовательской, научно-технической и научно-производственной деятельности научного и инженерного сообществ, а также вносят вклад в подготовку и непрерывное образование научных и инженерных кадров. Деятельность академий наук в Российской Федерации (РФ) регулируется федеральными…

Аккредитация в образовании — «формальное общественное признание, имеющее отношение к качеству учреждения или программы, основанное на регулярном оценивании и согласованных стандартах» (CRE- Совет ректоров Европы, 2001).

Государственная академия наук — статус высшего научного учреждения и головного научного центра государства или его административно-территориальной единицы, присваиваемый научному обществу с наделением его особыми полномочиями, правами и обязанностями посредством хартии, закона или иного государственного акта.

Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ) – один из шести областных вузов Московской области , региональный центр экспертного сообщества по образованию. Не входит в рейтинг «100 лучших вузов России». Есть условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Подробнее: Образовательное учреждение

Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ (ВФЭУ) — единственное в России высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку специалистов для замещения должностей руководящего состава финансово-экономической службы Министерства обороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих оборону и безопасность страны, Департамента полевых учреждений Центрального банка РФ, военных представительств Министерства обороны РФ, одновременно…

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Государственные образовательные стандарты — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждаемый органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона «об Образовании» Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

Подробнее: Международные учебные заведения в Азербайджане

Образовательное учреждение Московская Банковская Школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) или сокращенно МБШ- образовательное учреждение среднего профессионального образования. Единственным учредителем МБШ является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Колледж осуществляет подготовку и переподготовку банковских специалистов по программам среднего профессионального образования и по программам дополнительного профессионального образования по специальности…

Академия МЧС Азербайджанской Республики является государственным образовательным учреждением специального назначения. Является частью структуры Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Азербайджанской Республики.

Федера́льный университе́т в Российской Федерации — наряду с главными столичными МГУ и СПбГУ, наивысший по статусу из видов российских высших учебных заведений (институт, академия, университет), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида…

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.

«Глобальное образование» — государственная программа финансирования обучения граждан Российской Федерации, поступивших в ведущие зарубежные университеты, а также их трудоустройства согласно полученной квалификации.

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) — федеральное государственное учреждение при Минюсте России.

Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.

Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации. Создано указом Президента России № 1453 от 18 ноября 2004 года.

К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего…

Подробнее: Высшие учебные заведения Франции

У́ровень аккредита́ции вы́сшего уче́бного заведе́ния — уровень способности высшего учебного заведения определённого типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Опорный вуз (опорный университет) в России — это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.

Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов…

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Подробнее: Образовательные организации в России

Московский техникум космического приборостроения (МТКП) МГТУ им. Баумана — государственное учебное заведение среднего специального образования, проводившее подготовку по специальностям компьютерного и радиоаппаратостроительного профилей. Московский техникум космического приборостроения — это, единственный в России техникум, ведущий подготовку по всему спектру специальностей, связанных с автоматическими системами управления летательных аппаратов, вычислительной техникой и её программным обеспечением…

Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР) — структурное подразделение Наркомпроса, в чьи функции входило руководство дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей и контроль за повышением квалификации всех работников социального воспитания.

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.

Московский политехнический колледж — государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Москвы. Создан в 1932 году. Территориальное расположение — Юго-Восточный Административный округ г. Москвы, район Лефортово, ул. Красноказарменная, д.10а, филиал: ул. Подъемная, 15. Лицензия на право образовательной деятельности № 311587, серия А, регистрационный № 025543, действительно с 18 марта 2009 г. по 18 марта 2014 г. Государственная аккредитация — регистрационный…

Институт мировой политики (ВПП) является частью американской научной школы национальной безопасности, разведки и международных дел. Основан в 1990 году и расположен в Дюпон-Серкл города Вашингтон, округ Колумбия…

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР — орган государственной власти в РСФСР в 1959—1990 годы. Министерство создано на основании закона РСФСР от 26 ноября 1959 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР „Об образовании союзно-республиканского Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР“ и о внесении дополнения в статью 54 Конституции (Основного Закона) РСФСР». Реорганизовано 14 июля 1990 года и преобразовано в Государственный комитет…

Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.

Частный университет — тип университетов, негосударственное образовательное учреждение высшего образования, некоммерческая организация.

Основа управления образованием, состав органов управления учреждениями образования

Управление образовательными системами педагогика рассматривает в качестве воздействия внешней направленности на управляемую систему с целью обеспечить с ее стороны необходимое поведение. Управление образовательными системами регулирует Законом «Об образовании» в Российской Федерации, под руководством которого происходит создание определенных органов. Органы управления образованием, функционирующие на государственном уровне, можно увидеть на рисунке 1.

Основа управления образованием, состав органов управления учреждениями образования

Рисунок 1. Органы управления сферой образования

Государственные органы менеджмента (управления) образованием формируются с помощью определенного решения органов исполнительной власти. Его согласуют с представительным законодательным органом власти. Создание местных (муниципальных) органов управления образованием регулирует решение местных органов самоуправления.

Деятельность органов управления сконцентрирована на обеспечении Федеральных программ развития, образовательного стандарта и работы системы образования на уровне государства. В компетенцию органов управления обязательно входят несколько мероприятий:

  • формируются и внедряются целевые программы как международного, так и федерального уровня в сфере образования;
  • формируются образовательные стандарты и устанавливается эквивалентность документации;
  • производится государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • устанавливаются правила проведения аттестации педагогических работников в учреждениях образования и требования к образовательному цензу этих педагогов;
  • формируется структура образовательной системы; разрабатывается перечень профессий и специальностей профессионального образования и подготовки;
  • напрямую финансируется со стороны государства работа учреждений образования;
  • контроля исполнения законов страны, образовательных стандартов, финансовой и бюджетной дисциплины, реализации принципов политики страны в образовании (см. рис.2).

Основа управления образованием, состав органов управления учреждениями образования

Рисунок 2. Принципы политики государства в сфере образования

Закон определяет подконтрольность органам образования подведомственных им образовательных учреждений. При нарушении образовательным учреждением законодательства нашей страны в сфере образования, включая свой устав, государственными органами управления может быть осуществлена остановка с помощью предписания определенной деятельности до момента принятия решения судом.

Регулирование деятельности образовательного учреждения

Органами управления образованием осуществляются процессы выдачи лицензий, аккредитация и аттестация образовательных учреждений (рис. 3).

Регулирование деятельности образовательного учреждения

Рисунок 3. Процессы в работе образовательных учреждений

Право на осуществление образовательной деятельности и льготы в соответствии с законодательством РФ, могут возникнуть у учреждений образования с момента его лицензирования (выдача разрешения или лицензии). Лицензия на осуществление образовательной деятельности может быть выдана органом управления образованием государства или органом местного самоуправления, который наделен этими полномочиями. Это происходит на основе заключения экспертных комиссий. Лицензия на право вести образовательную деятельность религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства определенной конфессии.

Содержание и предмет экспертизы состоит в определении соответствия между условиями ведения процесса образования и местными требованиями в области строительных правил и норм, нормами санитарии и гигиены, охраны здоровья, степенью оснащенности учебного процесса, образовательным цензом педагогов и укомплектованностью штата.

Предметом экспертизы не считается содержание, организация и методика процесса образования, а лицензия, выдаваемая образовательному учреждению, фиксирует контрольные нормативы, предельную численность контингента обучающихся лиц, сроки действия лицензии. Контроль соблюдения условий работы образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, должен обеспечиваться государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, который выдает лицензии. При нарушении данных условий лицензия изымается.

С помощью свидетельства о государственной аккредитации подтверждается государственный статус образовательных учреждений, включая реализуемые образовательные программы, соответствующие содержание и качество подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов государства, а также право выдавать выпускникам документов государственного образца о полученном образовании и право организации на включение в систему централизованного финансирования государства.

Государственную аккредитацию проводят ведомственные и федеральные государственные органы управления образованием, основываясь на заявление образовательного учреждения и заключение его аттестации. Осуществление государственной аккредитации высших учебных заведений происходит с помощью аттестации и в порядке, который установлен Правительством России.

Проведение аттестации учреждений образования осуществляется на основе их заявлений в адрес государственной аттестационной службы, по ее поручению или в соответствии с доверенностью органами государственной власти. Для этой цели могут быть привлечены ведущие образовательные организации и общественность. Аттестацию проводят раз в 5 лет, если другое не предусматривает законодательство, при этом все издержки по ее осуществлению ложатся на образовательное учреждение.

Цель и содержание аттестации состоит в установке соответствия между содержанием, уровнем и качеством подготовки учащихся и требованиями государственных образовательных стандартов. Важнейшее условие аттестации представляет собой положительный результат завершающего этапа аттестации не менее чем половиной выпускников в течение 3 лет последовательно. Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации может осуществляться в соответствии с результатами аттестации. Учреждение имеет право запросить повторную аттестацию не раньше, чем через год с момента отказа.

Управление образовательной системой

Отличительная особенность системы образования современности состоит в переходе от государственного к смешанному (государственному и общественному) управлению образованием. Сущность подобного управления состоит в объединенных усилиях государства и общества в ходе решения вопросов и проблем образования. Вместе с государственными могут быть созданы общественные органы по менеджменту системой образования. Примерами таких органов являются попечительские советы, школьные парламенты, советы учредителей, научно-методические советы, которые включают представителей учительского и ученического коллектив, родителей и общественности.

Замечание 1

Важный признак общественного характера управления помимо формирования коллегиальных систем управления состоит в разгосударствлении (формировании негосударственных учебных заведений) и диверсификации (одновременном развитии соответствующих типов учебных заведений).

Современное состояние управления системой образования характеризуется процессом децентрализации, который заключается в разработке федеральными органами стратегического направления развития, в решении региональными и местными органами конкретных проблем, включая организацию, финансы, работу с персоналом, материальные проблемы. Структура системы государственно-общественного управления образованием в нашей стране состоит из нескольких уровней:

  • федеральный,
  • региональный,
  • местный уровень,
  • уровень отдельного учреждения.

На уровнях регулируются полномочия управляющих органов, распределяется компетенция центральных, региональных и местных органов.

Региональная образовательная система (РОС) представляет собой совокупность образовательных учреждений (ОУ) регионов, то есть субъектов РФ. С их помощью происходит совместная реализация преемственных образовательных программы. Здесь же разрабатываются государственные образовательные стандарты разного уровня и направления.

Образовательные учреждения (ОУ) включают в свой состав учреждения нескольких типов:

  • дошкольное,
  • общеобразовательное,
  • учреждение начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования,
  • организация дополнительного образования взрослых,
  • специальные (коррекционные) организации, осуществляющие дополнительное образование,
  • учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей,
  • прочие организации, которые осуществляют процесс образования.

Конкретное ОУ рассматривается в качестве управляемой системы. Здесь управляющая система состоит из органов управления самого учреждения и всех вышестоящих органов управления (региональных и федеральных органов управления образованием).

Пример 1

Инвариантная структура управляющей системы формируется с помощью следующих уровней: директор (уровень стратегического управления); заместители и другие члены администрации (уровень тактического управления); учителя, классные руководители, воспитатели (уровень оперативного управления); учащиеся (уровень соуправления).

Осуществление общего руководства государственными или муниципальными высшими учебными заведениями происходит за счет выборного представительного органа — ученого совета. В его состав включены ректор в качестве председателя ученого совета, и проректоры. Иные участники ученого совета могут быть избраны посредством общего собрания (конференции) с использованием тайного голосования. Управление высшим учебным заведением должно осуществляться исключительно в соответствии с законами нашей страны, типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и уставами высших учебных заведений. Здесь важно придерживаться принципов коллегиальности и единоначалия.

Устав может быть принят на общем собрании (конференции) педагогических работников, научных работников. Непосредственно управляет высшим учебным заведением ректор, избрание которого происходит в порядке, установленном уставами высшего учебных заведений. Ректора выбирают с помощью тайного голосования на общем собрании (конференции) на пятилетний срок, а утверждение в должности происходит через орган управления образованием, который управляет высшим учебным заведением.

Общественные организации обучающихся предназначены для защиты интересов учащихся высших учебных заведений. При этом конкретные взаимоотношения между администрацией Вуза и общественными организациями обучающихся определяет устав и договор администрации и общественной организации. Система высшего и послевузовского профессионального образования предусматривает создание государственных общественных объединений без образования юридического лица по типу учебно-методических объединений Вуза, научно-методического, научно-технического и прочего совета и комиссии.

Государственно-общественные объединения на добровольных началах включают в свой состав научно-педагогических и других работников вузов, сотрудников организаций, предприятий, учреждений, которые действуют в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Государственными органами управления высшим профессиональным образованием, учеными советами вузов происходит рассмотрение и учет в деятельности рекомендаций общественных организаций, государственных общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Каждым элементом региональной системы образовательных учреждений осуществляются 2 связанные между собой функции: внешняя (основная функция в виде оказания образовательных услуг) и внутренняя (обеспечивает собственное существование и развитие). Реализация первой из функций состоит в удовлетворении спроса на услуги образования, на выпускников. Выполнение социально-воспитательной функции не должно вступать в противоречие с внешними институциональными ограничениями, которые представлены совокупностью правовых норм (на федеральном, региональном и местном уровне), документами, принятыми самим ОУ (например, Устав).

С целью реализации внутренней функции важно обеспечение ресурсами, в том числе материально-техническими, финансовыми, организационными, кадровыми, научно-методическими, нормативно-правовыми и информационными.

Что касается внутренней модели образовательного учреждения, то она состоит из анализа реализуемых образовательных программ и уровня наличия или нехватки ресурсов (материальные, методические, кадровые и пр.), предназначенных для реализации образовательных программ и ввода перспективных (новых) образовательных программ.

Региональной системой управления образованием решаются несколько задач:

  • анализируется современное состояние каждого образовательного учреждения, которое включено в региональную сеть для прогноза соответствия его работы целям регионального развития;
  • согласуется, удовлетворяется и опережающе формируется спрос на образовательные услуги и выпускников в системе заданного институционального ограничения и обеспечения ресурсами.

Среди критериев можно выделить:

  • удовлетворение спроса на услуги образования (выражается удовлетворением потребностей населения в образовании);
  • удовлетворение спроса на выпускников;
  • реализация социально-воспитательной функции.

Среди важнейших задач оптимизации можно выделить поиск допустимого управляющего воздействия, которое обладает максимальной эффективностью, приводя систему в максимальное состояние эффективности.

Принципы управления включают в себя.

  1. Адекватность, в соответствии с которой управляемая система должна быть адекватна и соответствовать своей сложностью, структурой, функциями условиям ее функционирования и требованиям, которые к ней предъявляются. Она должна находиться в соответствии с внешними требованиями, быть адекватной спросу на образовательные услуги и выпускников.
    Существует несколько условий условия адекватности:

    • допустимость состояния управляемой системы. Планируя целенаправленное изменение состояния части любой системы важна проверка степени реализуемости этого нового состояния с позиции внешних (физические, ресурсные, правовые и др.) и внутренних ограничений;
    • адекватность управляемой системы внешним условиям ее существования, поскольку удовлетворение спроса проявляется только при многообразии гибко выбираемых и изменяемых услуг.
  2. Равномерность, проявляющаяся в том, что оценка основного текущего или будущего состояния системы происходит при учете состояний всех составляющих ее элементов, включая наихудшее из состояний элементов. Известно, что «скорость флота определяет скорость самого тихоходного судна», по этой причине скорость изменений любой системы имеет ограничения и в основном может определяться максимально инерционными ее элементами.
  3. Монотонность, которая состоит в нацеленности управления на положительную динамику управляемой системы с позиции критериев управления.Требование абсолютной монотонности (эффективное изменение) в полной мере удовлетворяется очень редко, то сеть практически всегда необходимо жертвовать ухудшением некоторых показателей для улучшения других.

Управляющие органы образования должны обладать информацией о состоянии управляемой системы, включая условия ее функционирования (обратная связь), достаточные возможности для изменения состояний (адекватность). Все это должно учитывать временные характеристики функционирования управляемой системы (оперативность, адаптивность и опережающее отражение).

Помимо этого, показатель эффективности требует минимизировать изменения системы и применяемых для этих изменений ресурсов («наименьшее действие»). Для этого необходима соответствующая структура системы управления (рациональная централизация). Далее с позиции универсальности системы управления совокупность образовательных учреждений одного уровня должна находиться в равных условиях и обладать одинаковыми возможностями (принцип демократического управления). Управляемые субъекты, представленные образовательными учреждениями, ведут себя целенаправленно, поэтому при осуществлении управления важен учет их собственных целей и интересов (использование принципа согласования).

Управление региональной образовательной системой можно считать эффективным при следовании нескольким общим принципам:

  1. обратная связь;
  2. адекватность системы управления:
    • оперативность,
    • опережающее отражение,
    • адаптивность;
  3. принцип «наименьшего действия»;
  4. критерий рациональной централизации;
  5. демократическое управление;
  6. согласование.
Вывод

Самым известным принципом управления можно считать принцип обратной связи, в соответствии с которым для эффективного управления важно наличие сведений о состоянии управляемой системы (образовательных учреждений) и условиях ее функционирования. При этом реализация любого управляющего воздействия, включая его последствия, должны подлежать контролю со стороны управляющего органа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Segnetics pixel программирование инструкция на русском
  • Start tigline 200 ac dc pulse инструкция
  • Airpass таблетки инструкция по применению на русском языке
  • Haier htr a10 телевизор инструкция по эксплуатации
  • Ципротерона ацетат инструкция по применению цена