На чтение 7 мин Просмотров 2к. Опубликовано 06.11.2022 Обновлено 06.11.2022
Мы делали немало обзоров зарядных устройств производства ООО «НПП «ОРИОН», но все они были ручными или полуавтоматическими и имели те или иные органы управления. В этой статье мы познакомимся с автоматическим зарядным устройством «Вымпел 150» без ручек и переключателей.
Содержание
- Технические характеристики
- Как заряжать автомобильные аккумуляторы
- Проверка на исправность
- Зарядка в автоматическом режиме
- Зарядка в ручном режиме
- Порядок подключения АКБ
- Меры безопасности
- Инструкция и схема электрическая принципиальная
- Типовые неисправности и их устранение своими руками
- В чем отличия от «Орион pw150»
- Отзывы
Технические характеристики
Зарядное устройство (ЗУ) «Вымпел 150» предназначено для полностью автоматической зарядки кислотных автомобильных аккумуляторов с рабочим напряжением 12 В, в том числе и полностью разряженных. Емкость АКБ лежит в диапазоне от 40 до 100 А*ч. Поддерживается работа с батареями следующих типов:
- EFB;
- WET Ag (серебряные);
- WET Сa/Ca (кальциевые).
Допускается зарядка АКБ других электрохимических систем в неавтоматическом режиме. При этом пороговое напряжение заряда этих батарей должно быть ниже 15 В.
ЗУ выполнено в прямоугольном пластмассовом корпусе с вентиляционными отверстиями. На передней панели расположен индикатор процесса зарядки. В походном положении сетевой провод и кабели для подключения АКБ убираются в нишу на задней стенке. Регуляторов выходного тока и напряжения прибор не имеет – он полностью автоматический.
Внешний вид автоматического зарядного устройства «Вымпел 150»
Основные технические характеристики ЗУ
Параметр |
Значение |
---|---|
Питание | сеть 220 +5-10% В, 50-60 Гц |
Зарядный ток (среднее значение) | 7 А |
Электрическая емкость АКБ | от 40 до 100 А*ч |
Пороговое напряжение отключения | 14.9-15.1 В |
Пороговое напряжение включения | 13.3-13.7 В |
Ручная регулировка тока и напряжения | нет |
Вольтметр/амперметр | нет |
Индикация процесса зарядки | двухцветный светодиод |
Защита |
|
Охлаждение | пассивное (радиатор) |
Диапазон рабочих температур | от -10 °С до +40 °С |
Защита корпуса от окружающей среды | IP20 (только в помещениях) |
Габариты | 145 х 165 х 70 мм |
Вес | 440 г |
Как заряжать автомобильные аккумуляторы
«Вымпел 150» – полностью автоматическое зарядное устройство, а потому работать с ним исключительно просто. Для зарядки автомобильного аккумулятора необходимо выполнить несколько простых действий:
Проверка на исправность
- Визуальным осмотром убедиться, что корпус устройства, сетевой шнур и кабели для подключения к АКБ не повреждены.
- Включить прибор в сеть (клеммы кабелей разомкнуты). Должен загореться индикатор «Режим». При этом цвет его свечения будет периодически меняться с красного на зеленый.
Зарядка в автоматическом режиме
В этом режиме можно заряжать только кислотные автомобильные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 В!
- Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-» (правила подключения описаны ниже).
- Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
- Контролировать процесс зарядки по цвету индикатора. Как только он станет зеленым, батарея готова к эксплуатации.
После того как загорится зеленый индикатор, «Вымпел» перейдет в импульсный режим работы. При этом цвет индикатора будет периодически меняться с зеленого на красный. Первое переключения индикатора на зеленый говорит о том, что АКБ набрала 80-90% емкости. Поэтому рекомендуется подержать ЗУ включенным еще некоторое время для набора батареей 100% заряда.
- Отключить ЗУ от сети. Отключить батарею от ЗУ.
Зарядка в ручном режиме
Суть такого режима заключается в том, что конечное напряжение заряда АКБ заведомо ниже того, которое может выдавать ЗУ. Поэтому процесс нужно останавливать вручную, контролируя степень заряда батареи общепринятыми методами. Активировать ручной режим можно только с аккумуляторами, конечное напряжение зарядки которых ниже 15 В.
- Убедиться, что конечное напряжение зарядки АКБ ниже 15 В (указано в паспорте к аккумулятору).
- Подключить кабели прибора к аккумулятору, соблюдая полярность – красный провод к клемме «+», черный – к «-». Правила подключения описаны ниже.
- Включить ЗУ в сеть. Индикатор должен загореться красным цветом – батарея подключена правильно, зарядка началась.
- Постоянно контролировать уровень зарядки аккумуляторной батареи общепринятыми методами (плотность электролита, напряжение, время и т.п.).
- Отключить ЗУ от сети, как только АКБ окажется полностью заряженной. Отключить батарею от ЗУ.
Категорически запрещается заряжать неперезаряжаемые батареи (гальванические элементы). Это может привести к возгоранию и даже ко взрыву.
Порядок подключения АКБ
Согласно требованию ГОСТ IEC 60335-2- 29-2012 (пункт 7.12) «Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует присоединять к зарядному устройству первой. Другое присоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии. После зарядки следует отсоединить зарядное устройство от питающей сети; затем зарядное устройство разъединяют с шасси; затем – с аккумулятором».
Если батарея снимается с автомобиля, то порядок подключения клемм не регламентируется, но оно должно производиться в хорошо проветриваемом, а лучше продуваемом вентилятором помещении. Это обусловлено тем, что в момент подключения второй клеммы всегда возникает небольшая искра. Это может привести к воспламенению аккумуляторных газов или топливовоздушной смеси, которая всегда есть закрытых гаражах и боксах.
Меры безопасности
Для того чтобы работа с ЗУ «Вымпел 150» была безопасной, выполняют следующие требования:
- Перед работой внимательно изучить инструкцию по эксплуатации.
- Не включать прибор, если он или его провода имеют механические повреждения.
- Работать с ЗУ только в хорошо вентилируемых помещениях.
- Использовать прибор только в закрытых помещениях и ни в коем случае не на открытых площадках.
- Запрещено применение устройства детьми или лицами с ограниченными физическими, умственными способностями.
- Не допускать попадания на прибор химически активных жидкостей (кислота, бензин и т. п.) или воды.
- Вентиляционные отверстия ЗУ во время работы не должны быть перекрыты – это затруднит охлаждение прибора и его перегрев.
- Нельзя оставлять «Вымпел» без присмотра, несмотря на то что он полностью автоматический.
- После зарядки в первую очередь нужно отключить ЗУ от сети, потом от шасси (если АКБ не демонтировалась), а потом от клеммы батареи.
Инструкция и схема электрическая принципиальная
Если комплектная инструкция пользователя отсутствует, ее можно скачать с официального сайта производителя по ссылке, приведенной ниже:
Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Вымпел 150».
Несмотря на то что ООО «НПП «ОРИОН» не выкладывает схему ЗУ в свободный доступ, благодаря добрым людям она есть в Интернете.
Типовые неисправности и их устранение своими руками
Если вы разбираетесь в электронике, то, скорее всего, отремонтируете свой прибор, воспользовавшись приведенной выше схемой. Но если у вас лишь начальные знания по электрике, то самостоятельно вы сможете устранить только элементарные неисправности:
Неисправность |
Причина |
---|---|
При включении в сеть не горит индикатор режима |
|
Не идет зарядка |
|
Ниже мы приводим небольшой ролик, автор которого ремонтирует «Вымпел 150» своими руками.
В чем отличия от «Орион pw150»
Многие считают, что «Орион pw150» – полный аналог «Вымпел 150». Это не так. Хотя эти устройства выполняют практически одинаковые функции и сделаны одним производителем, отличия есть. В «pw150» два индикатора, да и схемотехника этих приборов существенно различается. Вникать в различия мы не будем, а для тех, кого интересует данный вопрос, приведем схему и инструкцию к модели «Орион pw150».
Инструкция по эксплуатации автоматического зарядного устройства «Орион pw150».
Мы познакомились с изделием ООО «НПП «Орион» – ЗУ «Вымпел 150». Да, прибор не имеет органов регулировки, что серьезно ограничивает сферу его применения, но для зарядки стандартной автомобильной АКБ вариант неплохой. Да и пользоваться этим ЗУ предельно просто.
Отзывы
Описание:
Основное назначение зарядного устройства Орион PW150 — заряд автомобильных и мотоциклетных 12В аккумуляторных батарей (АКБ), в том числе полностью разряженных (до нуля), любого типа и емкости в полностью автоматическом режиме.
Зарядное устройство Орион PW150 реализует оптимальную процедуру заряда аккумуляторных батарей, позволяющую заряжать любую исправную батарею максимально быстро и без повреждения. Процедура заряда полностью автоматизирована. Устройство защищено от переполюсовки и коротких замыканий, работает в широком диапазоне питающих напряжений, имеет электронную защиту от перегрева, следящую за внутренней температурой силовой части схемы.
Устройство:
Конструктивно зарядное устройство Орион PW150 выполнено в пластмассовом корпусе, имеющем жалюзи для вентиляции. На передней панели расположены светодиодные индикаторы:
«ток» — (красного цвета) индицирует протекание зарядного тока
«напряжение»- позволяет по цвету свечения оценить степень заряженности АКБ.
Красный цвет — АКБ разряжена;
оранжевый — заряд близок к 50%;
желтый — заряд близок к 70-80%;
зеленый — заряд близок к 100%.
Сетевой шнур и выходные провода с зажимами уложены в задний отсек корпуса. Предохранитель, защищающий схему зарядного устройства при неправильном подключении к аккумуляторной батареи, находится в капсуле на выходном проводе.
Электронная схема зарядного устройства Орион PW150 представляет собой двухтактный высоковольтный высокочастотный преобразователь со схемой управления, содержащей две цепи обратной связи по выходному напряжению и температуре. Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД в широком диапазоне питающих напряжений, формирует необходимые для автоматического зарядного устройства выходные характеристики, обеспечивает надежную гальваническую развязку, а также высокие удельные массо-габаритные и мощностные характеристики.
Схема ограничения выходного тока следит за температурой силовой цепи преобразователя и при повышении температуры выше нормы уменьшает среднее значение зарядного тока, уменьшая этим внутреннее выделение тепла.
Пояснения: перегрев возможен в случае нарушения свободного протока охлаждающего воздуха через жалюзи, например пылью или положенной сверху зарядного устройства инструкцией по эксплуатации, а снизу неровной поверхностью (ножки создают зазор для вентиляции).
Cхема обратной связи по напряжению обеспечивает защиту от коротких замыканий выходных клемм, выключает генерацию зарядного тока при достижении батареей напряжения 14,8-15,2В повторно включает генерацию зарядного тока при уменьшении напряжения до 13,2-13,6В.
Выбранные пороги включения и отключения зарядного тока позволяют автолюбителю, не вдаваясь в тонкости электрохимических процессов, осуществлять гарантированно полный заряд аккумуляторной батареи без контроля и обслуживания процесса заряда.
Сущность выбранного метода заряда заключается в следующем: по мере заряда аккумулятора усиливается концентрационная поляризация электродов. Потенциалы электродов достигают значений, при которых начинается заметное выделение газов. Дальнейшее поддержание большого (а точнее избыточного) зарядного тока бессмысленно и вредно, поскольку реальная скорость набора заряда ограничена скоростью перемещения ионов, которая уменьшается с ростом накопленного заряда. Весь ток, свыше полезного, тратится на разложение воды на водород и кислород, нагрев аккумуляторной батареи и коррозию пластин.
Процессор, встроенный в зарядное устройство Орион PW150 вычисляет по трем параметрам (напряжению, току, температуре) порог отключения заряда, когда концентрационная поляризация электродов максимальна, а процесс интенсивного газообразования еще не начался. Заряд отключается и зарядное устройство переходит в режим ожидания. В течение этого времени ионы проникают с поверхности в толщу пластин, уменьшая тем самым концентрационную поляризацию до значения, при которой целесообразно возобновить протекание зарядного тока. Процессор включает заряд до следующего отключения.
Таким образом, зарядное устройство, обеспечив батарее основной объем заряда, переходит в режим периодического отключения с последующим включением. Чем длиннее пауза между циклами зарядки, тем полнее заряжен аккумулятор. Степень заряженности при первом отключении автомата (погасании красного индикатора «ток») зависит от технического состояния акумуляторной батареи. У новой АКБ она выше, чем у бывшей в употреблении. Поэтому первое отключение происходит при наборе аккумуляторной батареей от 70% до 95% ее полной емкости.
Если оставить включенное зарядное устройство Орион PW150 на длительное время, то батарея наберет 100% заряда без выкипания и перегрева. Более того, будет устранена начальная сульфатация пластин, а внутреннее сопротивление АКБ (главная характеристика стартерной батареи) уменьшится.
Многолетняя практика показала: регулярное применение зарядного устройства Орион PW150 (независимо от сезона зима-лето) позволяет увеличить срок службы аккумуляторной батареи до 7-8 лет и более, поскольку на большинстве автомобилей АКБ никогда не бывает полностью заряженной, а длительный (хронический) недозаряд вызывает необратимые процессы, ухудшающие основные параметры батареи.
Технические характеристики:
Характеристики Значения
Напряжение питающей сети, частотой 50-60 Гц 220+5-10% B
Частота сети 50±10% Гц
Среднее значение зарядного тока 5.5 А
Пороговые напряжения отключения 14,8-15,2 В
Пороговые напряжения повторного включения 13,2-13,6 В
КПД, не хуже 85%
Диапазон рабочих температур от -10°C до +40°С
Габариты 155x85x200 мм
Масса 0,75 кг
Зарядное устройство Орион PW150 предназначено для использования только внутри помещений, степень защиты от воды Ip20.
br /
-
Инструкции по эксплуатации
1
ОРИОН PW 150 инструкция по эксплуатации
(12 страниц)
- Языки:Русский
-
Тип:
PDF -
Размер:
276.24 KB -
Описание:
Зарядное устройство
Просмотр
На NoDevice можно скачать инструкцию по эксплуатации для ОРИОН PW 150. Руководство пользователя необходимо для ознакомления с правилами установки и эксплуатации ОРИОН PW 150. Инструкции по использованию помогут правильно настроить ОРИОН PW 150, исправить ошибки и выявить неполадки.
Если в вашем авто установлена 12-вольтовая АКБ, то для ее подпитки прекрасно подойдет зарядное устройство «Вымпел-150», выпускаемое под брендом «Орион».
Оно может восстановить аккумуляторы, которые разрядились не до конца (а также батареи, которые продолжительный период оставались абсолютно разряженными).
Данная зарядка является отечественной продукцией, ее выпускают в городе Санкт-Петербург на предприятии «Орион». Само изделие сделано из пластмассы высокого качества.
Устройство легко транспортируется, поэтому его без проблем можно брать с собой. В зимний период благодаря прибору вы сможете обеспечить АКБ предпусковую зарядку.
На фронтальной части изделия есть специальный индикатор, по которому можно определить уровень заряженной АКБ:
- свечение отсутствует – или сломана зарядка, или неисправна электрическая сеть;
- красный светодиод – или ЗУ подключено к сети, или идет подпитка (далее светодиод станет светиться желтым, а потом — зеленым);
- светится оранжевым светом – АКБ напиталась примерно наполовину;
- лампочка светится желтым цветом – уровень подпитки – 70-80%;
- индикатор стал зеленым – батарея полностью подпитана.
В «Орион Вымпел-150» есть жалюзи, которые не дают ему перегреваться. А в нише сзади зарядного устройства лежат зажимы для клемм и шнур для электропитания.
Технические свойства ЗУ
У данного изделия в наличии следующие технические параметры:
В конце этого материала вы найдете детальное руководство к эксплуатации «Вымпел-150».
Главные отличия зарядного устройства
«Орион Вымпел-150» отличается от других подобных изделий в некоторых нюансах. Среди них:
- подпитка АКБ происходит в автоматическом режиме, без вмешательства человека;
- в процессе подпитки при необходимости включается защита от короткого замыкания;
- на выходах есть ограничитель, который контролирует температуру, – если она растет, то ограничитель понижает ток и соответственно не дает перегреваться зарядке;
- невысокая стоимость.
Подходит для восстановления лишь 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов.
«Орион Вымпел-150»: процесс подпитки
Есть порядок подпитки АКБ при помощи данного зарядного устройства:
- К клеммам батареи подсоедините зажимы ЗУ, обязательно соблюдая полярность. Красный «крокодил» подсоедините к «плюсу», черный «крокодил» подключите к «минусу». Несоблюдение полярностей может не только «убить» устройство, но и стать причиной взрыва.
- Лишь после этого подсоедините ЗУ к сети в 220V. Лампочка над надписью «режим» станет красным. Это говорит о том, что процесс подпитки запустился.
- Изделие будет питаться в автоматическом режиме.
- Взяв главную часть зарядки, аккумулятор перейдет в автоматический режим переключения. Аккумулятор подпитывается на 70-90% – все зависит от степени его износа.
- Для 100% заряда дайте батарее функционировать в режиме переключения. В этот момент светодиод будет мерцать то красным светом, то зеленым, или же оранжевым цветом. Для изношенной батареи это шанс полностью возобновить свою энергию.
- По завершении зарядки отсоедините зарядное устройство «Орион» от сети и снимите клеммы. Протрите их, а также «крокодилы» сначала влажной, потом сухой тряпкой.
Электрическая схема
Инструкция по использованию
Руководство по эксплуатации зарядного устройства «Орион Вымпел-150» есть тут: https://istochnikipitaniy.ru/wp-content/uploads/2019/01/orion_150.pdf.
Есть что сказать по поводу зарядного устройства «Вымпел-150»? Возникли вопросы? Пишите нам в комментариях.
Мнения автовладельцев
Александр Д., 54 года, г. Москва
Приобрел этот прибор «Орион» много лет назад и ничуть не пожалел. Она неоднократно меня выручала, я очень доволен!
Игорь С., 29 лет, г. Ростов
Очень простая в использовании вещь, очень быстро заряжает батарею. У меня претензий по ее работе нет. Да и стоимость у нее хорошая.
Виктор Л., 65 лет, г. Нальчик
У меня был изношенная АКБ. Зарядное устройство «Орион Вымпел-150» возобновил его энергию на все сто (хотя и делало это довольно долго). Автомобиль теперь заводится моментально.