Основные элементы руководства в менеджменте

2.1 Влияние и власть.

Руководители
должны оказывать влияние таким способом,
который легко предсказать и который
ведёт не просто к принятию идеи, но и к
дейтсвию – фактическому труду,
необходимому для достижения целей
организации. Для того, чтобы сделать
своё лидерство и влияние эффективными,
руководитель должен развивать и применять
власть.

Власть
– это возможность влиять на поведение
других.

Власть
руководителю требуется постольку,
поскольку он зависит от людей как в
пределах цепи своей команды, так и вне
её. В различных подразделениях организации
руководитель зависит от своего
непосредственного начальства, подчинённых
и коллег. Без содействия этих людей
руководитель не может эффективно
осуществлять свои функции.

Однако,
даже в том случае, когда руководитель
обладает чётко определёнными полномочиями
направлять усилия подчинённых, это не
всегда оказывается возможным, ведь
подчинённые могут просто отказаться
выполнить просьбу руководителя, тем
самым сводя на нет его полономочия.

Подобная
зависимость от людей, которыми нельзя
управлять напрямую, является основной
трудностью, которую испытывает руководящий
персонал. Сейчас признаётся, что влияние
и власть в равной мере зависят от
личности, на которую оказывается влияние,
а также от ситуации и способности
руководителя. Не существует реальной
абсалютной власти, так как никто не
может влиять на всех людей во всех
ситуациях.

В
условиях организации власть только
отчасти определяется иеархией. Сколько
власти имеет тот или иной человек в
данной ситуации, определяется не уровнем
его формальных полномочий, а степенью
зависимости от другого лица. Чем больше
зависимость от другого лица, тем больше
власть данного лица.

2.2 Баланс власти.

Д.Меканик
отмечает: «В той же степени, в какой одно
лицо зависит от другого, он или она
потенциально подвержены власти этого
другого лица. Внутри организаций одно
лицо делает других зависимыми от него
путём контроля доступа к информации,
людям и инструментарию…»

Таким
образом, руководитель должен осознавать,
что, поскольку подчинённые тоже обладают
властью, использование им или ею в
одностороннем порядке своей власти в
полном объёме может вызвать у подчинённых
желание продемонстрировать собственную
власть. Поэтому эффективный руководитель
старается поддерживать разумный баланс
власти: достаточной для обеспечения
достижения целей, но не вызывающей у
подчинённых чувства обездоленности и,
отсюда, непокорности.

2.3 Формы власти и влияния.

Чтобы
обладать властью, руководитель должен
иметь возможность держать под своим
контролем что-либо, имеющее значение
для исполнителя, то, что создаст
зависимость подчинённого от руководителя
и заставит подчиниться.

Эффективная
власть основывается на обращении к
активным потребностям исполнителя. То
есть руководитель должен обращаться
к актуальным для своего исполнителя
потребностям, чтобы добиться от последнего
необходимых для организации усилий.
Можно обратиться при этом к иерархической
пирамиде Маслоу (физиологические
потребности, потребность в защищённости,
социальные потребности, потребности в
уважении и самовыражении).

Власть
может принимать разнообразные формы.
Например, согласно классификации основ
власти Френча и Рейвена, существует
пять основных форм власти:

  1. Власть,
    основанная на принуждении.

  2. Власть,
    основанная на вознаграждении.

  3. Экспертная
    власть.

  4. Эталонная
    власть.

  5. Законная
    (традиционная) власть.

Последней
формой власти пользуются все руководители,
так как им делегированы полномочия
управления другими людьми.

3.
Лидерство в малой группе
.
(Кричевский, Дубовская)

Основываясь
на данных собственного исследования,
авторы представили общую схему анализа
этого феномена: структурные
характеристики ― механизмы реализации
― динамика протекания
.

Важно,
что ракурс этого анализа акцентирует
в лидерстве именно управленческое,
организационное начало
.

3.1
Структурный аспект лидерства
.

В
исследованиях 50-х годов, проводимых
многими авторами, было показано, что
выдвижение в лидерскую позицию зависит
от эффективности вклада члена группы
в решение групповой задачи. Исходя из
разнообразия типов групповой активности,
учёные Бейлз и Слейтер выделили 2 крупные
сферы указанного вклада:

  1. Сфера
    инструментальной активности группы,
    непосредственно связанная с решением
    групповой задачи.

  2. Сфера
    эмоциональной активности группы,
    связанная опосредованно с решением
    групповой задачи.

Соответственно
этим сферам рассматривались 2 лидерские
роли:

  • инструментального
    (делового) лидера

  • экспрессивного
    (эмоционального) лидера

Управленческий
аспект лидерства просматривается во
многих лидерских ролях, не предполагающих,
на первый взгляд, организационного
момента: лидер-генератор идей;
лидер-мотиватор ― так как они оказывают
сильное психологическое влияние на
партнёров, при определённых условиях
реультатом становятся рост мотивации
и упорядочения групповых действий и
достаточно строгое подчинение решению
стоящей перед группой задачи.

В
одном из исследований (Кричевский и
Рыжак,1985) были выделены так назывемые
«нормы» лидерства в баскетбольной
команде, т.е. требования, предъявляемые
к роли лидера ― представлены были
набором качеств. Среди этих норм-качеств
в сфере инструментальной активности
фигурировали такие характеристики,
как «инициативный», «хладнокровный»,
«способный взять на себя ответственность
в трудную минуту» и т.п. В сфере же
эмоциональной активности — «общительный»,
«активный», «чуткий» и т.п. Эти
характеристики образуют
организационно-управленческую
составляющую ценностного вклада члена
команды, способствуют приобретению им
лидерского статуса.

3.2
Личностный аспект лидерства
.

Разработка
личностной стороны лидерства имеет
примерно столетнюю историю.

Наиболее
ранней социально-психологической
теорией лидерства, возникшей на заре
ХХ века, явилась «теория черт» лидерства.
Основной ее постулат гласил, что человек
может стать лидером (или руководителем,
учитывая двусмысленность англоязычной
трактовки термина «лидерство») лишь
при наличии у него некоего универсального
набора биосоциальных характеристик:
от роста и веса до интеллекта и собственно
личностных черт. Считалось, что эти
характеристики врожденные, не подвержены
изменению и пригодны для многих ситуаций.
Теория базировалась на идеях английского
ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего
роль наследственных факторов в жизненном
пути знаменитых людей.

Положения
теории не выдерживали критики ни в
научном, ни в прикладном отношениях.
Во-первых, не удалось выявить какой-либо
универсальный набор лидерских черт,
поскольку примерно лишь 5% от общего их
числа (а всего к тому времени было
выделено около 80 таких черт) были общими
для четырех или более исследований.
Во-вторых, провалились попытки прогноза
реального поведения людей с помощью
психологических тестов, имевших своей
идейной основой «теорию черт».

Проведенный
в конце 40-х годов Р. Стогдиллом анализ
свыше 120 исследований лидерства и
руководства показал, что, хотя и можно
утверждать о некотором превосходстве
«средних» лидеров (и руководителей) над
«средними» же последователями (и
подчиненными) относительно таких
характеристик, как интеллект, эрудиция,
способность к пониманию ситуаций,
красноречие, приспособляемость,
надежность, активность, социабельность,
популярность, тем не менее количественные
различия были невелики, а корреляции
лидерства (и руководства) с указанными
чертами значительно варьировали от
исследования к исследованию.

В
связи с этим изменились воззрения
исследователей на лидерство и руководство.
Стал учитываться фактор ситуации, в
которой реализуются те или иные «лидерские
черты» (применительно к руководству ―
черты руководителей). Обычно ситуация
включает в себя: характеристики
последователей (или, применительно к
руководству, подчиненных), специфику
решаемых группой задач, степень
соответствия им наличных человеческих
и материальных ресурсов группы, качество
и историю взаимоотношений лидера
(руководителя) с последователями
(подчиненными) и т.д.

На
исследование лидерства и руководства
оказали влияние и разработки в области
когнитивных процессов. Исследовались
особенности перцептивной активности
людей — «имплицитная
теория» лидерства

частный случай более общей имплицитной
теории личности. (Понятие
«имплицитной
теории» личности

было введено Дж. Брунером и Р. Таджиури
применительно к процессам социальной
перцепции. Этим понятием описывается
склонность людей усматривать связь
между определенными человеческими
типами и личностными чертами.)

К
«имплицитной теории» лидерства первыми
обратились Е. Холландер и Д. Джулиан.
Рассматривая механизмы лидерства, они
утверждали, что люди вопринимаются в
группах как лидеры в той мере, в какой
их характеристики (например, интеллект,
черты личности, ценности) соответствуют
представлениям других о лидере.

Позднее
Р. Лордом с сотрудниками было показано,
что люди действительно формируют некие
обобщенные представления о лидерстве,
которые обычно используют для оценки
лидерского потенциала незнакомцев. Эти
представления получили названия
прототипов
лидерства.

Прототипы
лидерства могут быть расклассифицированы
по
трем иерархическим уровням. Наивысший

из них представлен наиболее общими
категориями (например, лидер в сравнении
с нелидером). Средний
уровень
содержит более дифференцированные
категории в зависимости от соответствующих
сфер деятельности лидеров (например,
лидеры в спорте, сфере бизнеса, в
вооруженных силах и т.д.). Наконец, низший
уровень
классификации предполагает дифференциацию
лидеров в рамках конкретной предметной
области (например, дифференциация
военных лидеров по званию). Но в последнем
случае речь фактически идет о руководстве.

Современные
исследователи обращаются к пятифакторной
модели личностных черт (Большой Пятёрке)
— одному из наиболее популярных и
перспективных подходов в изучении
личности. Р.Хоган с соавторами, обратившись
к данным фундаментального справочника
Р.Стокдилла с целью проинтерпретировать
приводимые там черты как относящиеся
именно к лидерству, и обобщив данные
современных исследований, сделали вывод
о том, что, по меньшей мере, четыре фактора
модели «Большой Пятерки» могут
рассматриваться в качестве детерминантов
лидерства:

экстраверсия
(высокий
уровень выраженности ― представлена
такими характеристиками, как напористость,
энергичность, активность);

невротизм
(низкий
уровень выраженности ― эмоциональная
стабильность, уверенность);

сознательность
(высокий
уровень выраженности ― организованность,
ответственность, надежность, настойчивость);

доброжелательность

(высокий уровень выраженности ―
склонность к сотрудничеству,
неэгоистичность, доброта).

Тем
не менее, данные об исследованиях
лидерства с непосредственным использованием
именно специальной методики измерения
этих факторов пока в литературе
отсутствуют.

3.3
Механизм влияния в лидерстве

.

-исследовался
(Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Рыжак)
как механизм влияния лидера на
последователей и рассматривался в
контексте феномена
идентификации. Идентификация

определялась как следование поведенческим
или личностным характеристикам другого
лица, как реальное их воспроизведение
либо в сходных поведенческих актах,
либо в символических эквивалентах
поведения.

(Начало
привлечению феномена идентификации к
анализу процесса влияния в лидерстве
было положено теоретической работой
Е. Холландера и

Д.
Джулиана. Авторы впервые поставили
вопрос о рассмотрении идентификации
как одного из механизмов влияния лидера
на последователей.)

Эмпирическое
изучение указанного аспекта лидерства
проводилось в учебных коллективах
старшеклассников и юношеских спортивных
командах. Основным методическим
средством

выявления идентификации последователей
с лидером служило экспериментальное
сочинение. Оно позволяло фиксировать
конкретные проявления идентификации
в разнообразных ситуациях групповой
жизни и, кроме того, выяснить, относительно
каких именно качеств сверстника-лидера
имела место идентификация с ним тех или
иных его одноклассников (или одноклубников).

Отраженные
в текстах экспериментальных сочинений
качества сверстников-лидеров,
воспроизводившиеся респондентами в
тех или иных жизненных ситуациях, условно
были названы идентификационными.
В
результате обработки материалов
проведенных исследований оказалось,
что к числу идентификационных, среди
прочих, относятся такие часто называвшиеся
респондентами и хорошо сочетающиеся с
управленческой деятельностью (с учётом
возраста респондентов) качества, как
отзывчивость, хороший товарищ,
коллективизм, общительность, оптимизм,
ответственность, т.е. речь шла о тех
самых качествах, которые обеспечивали
эффективный ценностный вклад в
жизнедеятельность коллектива. Таким
образом, содержательно влияние лидера
на последователей запечатлевалось, в
частности, в характеристиках
организационно-управленческого
плана.

Обращением
только к управленческой стороне лидерства
анализ этого феномена не исчерпывается,
ведь лидерская роль может и не нести в
себе организационное начало. Основу
лидерского влияния могут составить
эмоциональные, нравственные и просто
сугубо профессиональные характеристики
личности лидера.

4.
Руководство малой группой

.

Посредством
лидерства упорядочивается система
неформальных отношений, а руководство
выступает в качестве фактора организации
официальной структуры. Однако для
успешного функционирования группы
необходимо оптимальное сочетание этих
феноменов.

Эмпирических
данных по соотношению действий
руководителя и лидера почти нет. Тем не
менее в 1991 году Кричевский и Маржине
попытались выяснить, как реализация
руководителем определенной лидерской
роли влияет на эффективность
функционирования возглавляемого им
научного подразделения.

В
первом исследовании

в качестве критерия
эффективности
была
взята выявлявшаяся специальным опросником
удовлетворенность
научных сотрудников
различными
аспектами членства в коллективе. Кроме
того, измерялась степень реализации
руководителем двух лидерских ролей:
роль
делового лидера
(выполнение
каждым членом коллектива, включая
руководителя, субролей ― критика,
эрудита, генератора идей, организатора,
научного
авторитета)
и роль эмоционального
лидера

(характеристики межличностных контактов
членов коллектива).

Таким
образом коллективы разбили на две
примерно равные группы: с руководителем-лидером
и
руководителем-нелидером
(имелись
в виду оба типа лидерства: деловое и
эмоциональное). В результате статистического
анализа было установлено, что рост
удовлетворенности сотрудников членством
в коллективе связан главным образом с
лидированием руководителя в деловой
(научной) сфере и мало зависит от
выполнения им роли эмоционального
лидера. При этом в структуре самой роли
делового лидера
наибольший
удельный вес имели суброли
научного авторитета
и
генератора
идей.

Во
втором исследовании

набор критериев эффективности научного
коллектива расширился. Наряду с
удовлетворенностью
учитывалась
также мотивация
научных
работников (как и удовлетворенность,
выявлявшаяся специальным опросником)
и продуктивность
работы
коллектива (оценивавшаяся экспертами).

В
плане лидерства увеличилось число
лидерских ролей, соотносимых с ролью
руководителя: была выделена роль
мотивационного
лидера,
или
мотиватора
(ею
характеризовалась способность членов
коллектива неформально побуждать своих
коллег к занятию научной деятельностью).
Другое новшество касалось особенностей
измерения
лидерства.

Почти
во всех исследовавшихся на данном этапе
работы коллективах руководители являлись
одновременно деловыми и мотивационными
лидерами. Так как нельзя было разделить
их на две равные группы (с
руководителями-лидерами и
руководителями-нелидерами), был подсчитан
индекс
лидерства.
Он
выражал степень неофициального влияния
руководителя в определенной сфере
жизнедеятельности коллектива, т.е.
фактически величину его лидерского
потенциала.

Использовались
два лидерских индекса руководителя:
индекс
делового лидерства
(ИДЛ)
и индекс
мотивационного лидерства
(ИМЛ)
как имеющие достаточно высокие величины.
Индекс
эмоционального лидерства

практически у всех руководителей был
низкий, его связь с параметрами
эффективности коллектива не рассматривалась.

В
зависимости от величин лидерских
индексов руководители образовали две
выборки: с высоким и низким ИДЛ и ИМЛ.
Количественные показатели удовлетворенности
и мотивации научных работников были
заметно выше в коллективах, возглавляемых
руководителями с высокими ИДЛ и ИМЛ.

Выводы:
таким образом, очень важно, какую именно
лидерскую роль реализует руководитель.
Важным условием эффективности коллектива
является лидирование руководителя в
ведущем типе групповой деятельности,
выражающееся как в реализации им
соответствующей лидерской роли, так и
в достаточно высокой степени его
лидерского потенциала применительно
к этой роли. (Для коллективов, где
присутствуют большие различия между
подчинёнными и руководителем ― скорее,
лидирующий авторитет.)

Семь элементов стиля руководства.

Стиль руководства или стиль лидерства – это приемы и методы решения задач в компании.

В отличие от функций руководства, стиль руководства уникален и неповторим. Мы выделили сущностные элементы стиля руководства в наиболее успешных компаниях. Хотя каждому руководителю свойственен его уникальный личный стиль, определенные элементы оказываются общими для всех успешных стилей руководства.

Поясним это на примере. Представьте себе успешного писателя. У каждого писателя свой собственный стиль: например, стиль Уильяма Фолкнера существенно отличается от стиля Эрнеста Хемингуэя. Хотя стиль каждого писателя уникален, есть некоторые факторы, присущие в значительной степени всем великим писателям: все они мастерски используют язык, предлагают интересные завязки и завершения сюжета, их творения сразу же захватывают читателя, увлекают яркими деталями и т.д.

Мы определили элементы стиля руководства, которые относятся к управлению

1. искренность,
2. решительность,
3. концентрация,
4. личное участие,
5. умение работать с людьми,
6. коммуникации,
7. стремление вперед.

Элемент стиля руководства 1: искренность

Самая важная составляющая успешного управления — искренне жить видением будущего компании. Ценности и цели компании воплощаются не только в том, чту лидер говорит; прежде всего они выражаются в том, что лидер делает.

В здоровой компании не существует разрыва между тем, что произносится вслух, и тем, во что люди верят в глубине души. Ценности исходят от лидера и воплощаются во всем, что ежедневно происходит в организации. Этот процесс сродни замесу теста: ценности постоянно внедряются в самую суть организации.

Демонстрируйте свои убеждения. Мы заметили, что лидеры успешных компаний обычно очень искренни в выражении своих убеждений, верований и желаний. Они не боятся проявить свою увлеченность избранными ими ценностями, и часто делают это довольно эмоционально.

Будьте образцом для подражания. Недостаточно просто искренне говорить — и действовать следует так же. Каждое решение и всякое действие должны соответствовать вашей философии и быть практическим выражением ваших ценностей. Все, что вы делаете, оказывает огромное влияние на сотрудников вашей компании. В качестве лидера корпорации, вы, по сути, играете роль родителя или учителя, а потому люди, скорее всего, будут вам подражать. Не стоит недооценивать силу вашего воздействия на тех, кто работает рядом с вами. Окружающие будут следовать вашей манере говорить, стилю принятия решений, способам поведения и другим вашим особенностям. Таким образом, вы должны быть образцом той культуры, которую стремитесь создать.

Подкрепляйте слова делами. Вряд ли мы пойдем за руководителем, у которого слова расходятся с делом. Разумеется, никто не идеален, и никто из нас не может на 100% соответствовать собственным идеалам. Но руководители некоторых компаний не выполняют декларируемых обещаний и на четверть. Их разговоры просто риторика, их неискренность отвратительна. Они недостойны быть лидерами. И уж точно им не удастся построить великую компанию. Живите в соответствии с декларируемыми вами взглядами. Старайтесь не просто говорить — действуйте в соответствии с тем, что говорите.

Элемент стиля руководства 2: решительность

Джордж Маршалл как-то заметил, что самый важный талант руководителя — способность принимать решение. Учитывая то, как много руководителей подвержены хронической нерешительности, мы полагаем, что Маршалл, вероятно, прав. Лидеры, создающие великие компании, редко страдают нерешительностью. Способность решать, то есть каким-то образом находить решение даже при частичном отсутствии необходимой информации (а полной информации никогда не бывает в нашем распоряжении), есть ключевой признак лидеров и хорошо функционирующих команд.

Рассуждения не должны мешать принятию решения. Почти никогда в нашем распоряжении не бывает достаточного количества фактов и данных, которые позволили бы исключить все риски или принять решение, основываясь только на этих фактах. Более того, анализ любой бизнес-ситуации всегда зависит от ваших предположений. Два человека могут размышлять над одним и тем же набором фактов, но прийти к абсолютно разным выводам. Почему? Потому что исходя из имеющихся фактов они строят разные предположения. Вы можете анализировать бесконечно долго, но решение принимать вам все-таки придется. Основная цель — принять решение, а не откладывать его ради новых и новых размышлений.

Следуйте интуиции. Как принимать решение, основываясь на неполной информации? Отчасти — следуя собственному внутреннему чувству — интуиции. Очевидно, некоторые люди не приемлют интуитивных решений. Интуиция кажется им ненаучной и иррациональной, и те, у кого нет достаточного опыта, не всегда могут на нее опираться. Тем не менее все, кто наиболее успешен в принятии решений, используют некую комбинацию анализа и интуиции.

Что требуется для того, чтобы успешно использовать собственную интуицию? Вот несколько советов:

• Смотрите в суть проблемы или решения. Не позволяйте массе информации, разнообразным возможностям, бесконечным рассуждениям и чужим мнениям сбить вас с толку и сделать нерешительным.

• Отбросьте лишнее — бесконечный список за и против — и сфокусируйтесь на ключевом вопросе. Работая над какой-то проблемой, спросите себя: «В чем ее суть? Если не вдаваться в детали, что же тут самое важное?» Не теряйте времени на размышления обо всех свойствах и сложностях проблемы. Постарайтесь быстро добраться до сути.

• Иногда может быть полезным определить основной вопрос и просто спросить себя о том, что говорит ваша интуиция — да или нет.

Со временем вы научитесь слышать свою интуицию. Для выработки такого «чувства» стоит понаблюдать за собственными реакциями каждый раз, когда вы принимаете какое-то важное решение.

Не забудьте о влиянии страха на интуицию. Страх порождает самообман. Иногда вызванное страхом решение может показаться основанным на интуиции. Если вами движет страх, вы можете побояться решиться сделать то, что в глубине души ощущаете как верный выбор. Основанное на страхе решение можно принять за интуитивное из-за чувства облегчения, которое наступает после того, как вы усмирили страх. Однако такое ненастоящее облегчение не длится долго, и вскоре внутреннее беспокойство вернется.
Если вы говорите: «Мне кажется, я принимаю верное решение, но боюсь, что…», значит, вы, скорее всего, принимаете решение, противоречащее внутренним ощущениям. Чтобы эффективно использовать интуицию, нужно решиться делать то, что кажется правильным, несмотря на риск.

Часто плохое решение лучше, чем его отсутствие. Как бы умны вы ни были, невозможно всегда быть абсолютно правым во всех своих решениях. Время от времени вы неизбежно принимаете неоптимальные решения — такова жизнь.

Если, прежде чем сделать выбор, дожидаться ощущения абсолютной уверенности, можно погрязнуть в нерешительности. Если назрела острая необходимость, принимайте решение, не откладывая, и двигайтесь дальше.

Иногда нерешительность хуже, чем неверное решение. Сталкиваясь с проблемой, переходите в нападение, не дожидайтесь, когда вы окажетесь загнанным в угол и ваши руки будут связаны. Пусть вы примете не самое лучшее решение — ситуация может повториться, и вам представится шанс найти лучший выход.

К сожалению, большинство из нас боятся оказаться неправыми, поэтому принятие неверного решения нас пугает. Многие боятся показаться смешными или оказаться виновными в чем-либо, боятся критики или насмешек. Иными словами, психологические последствия ошибки могут быть более неприятными, чем практические. Иногда уклонение от принятия решения связано с боязнью совершить ошибку. Нужно научиться принимать тот факт, что все мы совершаем ошибки — много ошибок — и учимся на ошибках. На самом деле ошибки — бесценный источник силы: совершая ошибку, мы идем тем же путем, что и спортсмен, накачивающий мышцы.

Групповое принятие решений. Лидеры успешных компаний часто делегируют принятие решений команде. Чтобы создать великую компанию, в которой на всех уровнях работают успешные менеджеры, руководителю необходимо отстраниться от принятия большинства решений и дать сотрудникам возможность решать самостоятельно. В наиболее развитых компаниях право принятия решений делегируется как можно ниже по иерархии, что дает возможность сотрудникам на всех уровнях быстро мыслить, применять собственный интеллект, творчески подходить к задаче и брать на себя ответственность. Следующие рекомендации могут пригодиться при групповом принятии решений.

1. По возможности делегируйте принятие решений нижестоящим сотрудникам. Давайте людям возможность учиться принимать решения. Четко определите, какие именно решения сотрудники имеют право принимать самостоятельно, и объясните, что они ответственны за принятые ими решения.

2. По важным вопросам, когда требуется поддержка всей команды, принимайте решения в группе — либо на основе консенсуса, либо на основе участия. Имейте собственную точку зрения, но будьте готовы выслушать и принять чужие идеи. Четко объясните, кто будет принимать окончательное решение — группа или вы лично.

3. Поощряйте разнообразие мнений и дискуссию во время обсуждений.

4. Прибегайте к автократическому методу принятия решений в следующих ситуациях: когда нет времени для обсуждения (если компании определенно что-то угрожает); когда принимается тривиальное решение; когда вы хотите что-то дополнительно продемонстрировать коллективу, например подчеркнуть собственные ценности, а также в тех редких случаях, когда, по вашему твердому убеждению, решение должно быть принято лично вами.

5. Какой бы стиль вы ни использовали, следуйте ему открыто. Если вы начнете притворяться, что готовы допустить подчиненных к принятию решения или даже добиваться консенсуса, просто чтобы заручиться их поддержкой в отношении уже принятого вами решения, это может стать очень опасным: люди поймут, что ими манипулируют, это вызовет циничное отношение сотрудников к происходящему и снизит их интерес к делам компании. Если вы решили быть автократичным руководителем, не пытайтесь это скрывать.

Принимайте ответственность и разделяйте успех. Будьте готовы нести полную ответственность за плохие решения и разделять успех за удачные. Если вы попытаетесь вести себя наоборот — претендовать на все лавры от побед и обвинять других в ошибках — ваши сотрудники скоро перестанут вас уважать.

Когда что-то идет не так, требуется особая смелость, чтобы сказать: «Я за это отвечаю». Но именно так вы и должны поступать, если хотите завоевать надолго уважение и преданность сотрудников. Некоторые руководители пытаются оправдать плохие решения: «Идея была отличной, но исполнители все испортили». Может быть, это и так, но лидер тем не менее возьмет ответственность на себя.

Когда все идет хорошо, позвольте своим сотрудникам почувствовать себя победителями, признайте их заслуги. Если вы хороший лидер, у вас не возникнет потребности быть в центре успеха и приписывать себе удачу всей команды. Ваш вклад и так очевиден. Китайский философ Лао Цзы 2500 лет назад заметил: «Настоящие лидеры вдохновляют людей на великие дела, а когда дело сделано, их люди с гордостью говорят: «Мы сделали это сами»».

Элемент стиля руководства 3: концентрация

Лидеры концентрируют усилия, сводя количество приоритетных задач к минимуму и фокусируясь только на них. Вы не можете делать все. Не может этого и компания, стремящаяся к величию.

Стреляйте прицельно. Составьте короткий список приоритетных задач и следите, чтобы он оставался коротким. Некоторые руководители считают полезным выбирать лишь одну приоритетную задачу. Они работают над самым важным, пока не доведут дело до конца. Если вы вынуждены решать более одной приоритетной задачи, постарайтесь, чтобы их было не больше трех. Если приоритетов у вас больше трех, скорее всего, это означает, что приоритетов нет вовсе.

Управляйте своим временем, а не работой. Мы всегда ограничены во времени. Все остальные ресурсы, которыми оперирует ваша компания, можно так или иначе приобрести или произвести, но мы не можем создать больше времени, чем 24 часа, которыми ежедневно располагаем. Существует принципиальная разница между управлением временем и управлением работой: работа бесконечна, а время конечно. Объем работы имеет свойство увеличиваться и занимать весь отведенный на него объем времени. Поэтому для сохранения продуктивности вы должны управлять временем, а не объемом работы. Основной вопрос, который вы должны себе задать, не «Что я собираюсь делать?», а «Как я использую свое время?».

Крайне важно понять, что в нашем распоряжении есть гораздо больше времени, чем кажется, но не всегда мы тратим его разумно. Если мудро управлять временем, можно «обнаружить» массу неиспользованных моментов.

Первый шаг — исследовать, на что же уходит ваше время. Регулярно анализируйте, как вы тратите свое время. Вы занимаетесь только тем, что имеет наивысший приоритет? Или отвлекаетесь на незначительные дела?

Действительно ли вы тратите большую часть времени на дела, которые способствуют реализации стратегии или укреплению видения? Если нет, значит, вы недостаточно сконцентрировались на первоочередных задачах.

Один из способов заставить себя сосредоточиться — работать меньше. Джон Мэрриотт, основатель Marriott Corporation, превративший свой бизнес из одного ресторана в гигантскую корпорацию, использовал интересную философию: «Работайте на пределе возможного — так, чтобы ни одна минута не прошла впустую. Тратьте на работу меньше времени — многие из нас половину рабочего времени используют без толку».

Уинстон Черчилль, один из наиболее продуктивных деятелей в истории, находил время, чтобы заниматься живописью, класть кирпичи, кормить животных и вести светскую жизнь. Рабочее время (которое редко начиналось раньше 11 вечера) он тратил только на самое важное.

Трудный выбор: еще раз о решительности. Для выработки приоритетов требуется принять жесткое решение о том, что же на самом деле важно. Одна из причин, по которой многим людям бывает трудно сфокусироваться, заключается в том, что они не умеют принимать решения. Такие люди никак не могут определить, какие же вопросы вычеркнуть из списка приоритетов. Вы должны быть готовы исключить некоторые задачи из списка важнейших.

Элемент стиля руководства 4: личное участие

Лидеры, создающие великие компании, внимательны ко всему, что происходит в компании. Для них было бы непростительно позволить себе дистанцироваться, самоустраниться, отдалиться и не вникать.

Стройте взаимоотношения. В успешных компаниях устанавливаются отличные отношения — с клиентами, поставщиками, инвесторами, сотрудниками и внешним миром в целом. Приоритетом всегда является создание и поддержание долгосрочных конструктивных взаимоотношений. Заметим, что это не имеет ничего общего с искусственным вниманием, которое якобы уделяется «отношениям с сотрудниками» или «отношениям с клиентами». В большинстве компаний формальные «отношения с сотрудниками» имеют целью просто успокоить людей, а не создать с ними полноценные взаимоотношения. Мы здесь обсуждаем нечто принципиально иное.

В великой компании отношения сотрудников и компании идут гораздо дальше стандартной логики «Мне платят за мою работу». Даже когда контракт заканчивается, бывшие сотрудники все еще чувствуют, что находятся с компанией в определенных отношениях. Вы когда-нибудь наблюдали, как уволившиеся из какой-либо компании люди, упоминая о прежней работе, говорили «мы»? Такие близкие отношения устанавливаются благодаря тому, что лидер компании тратит собственное время на их создание.

Воспринимайте любой контакт как возможность установить или развить долгосрочные позитивные отношения. Вы можете это сделать только при личном участии. Отношения с сотрудниками не наладятся, если вы будете только издавать письменные распоряжения, — тут требуется личный контакт. Выйдите из кабинета и поговорите с людьми. Пройдитесь по офису. Пойдите на обед в общую столовую. Познакомьтесь как можно с большим числом сотрудников.

Будьте доступны. От слишком формальных отношений бывает мало толка. Следите, чтобы ваш тон не отталкивал сотрудников. Постарайтесь не злоупотреблять атрибутами своего статуса. Личные парковки, шикарные офисы и прочие привилегии «только для высшего руководства» должны быть сведены к минимуму. Символы принадлежности к топ-менеджменту лишь увеличивают дистанцию между вами и вашими подчиненными.

Подумайте, как стать более доступным для сотрудников. Если сотрудникам кажется, что ваш кабинет обнесен рвом (с аллигаторами в виде секретарей), вы определенно начинаете терять личный контакт. Люди на всех уровнях иерархии должны знать и чувствовать, что могут напрямую обратиться к руководителю компании.

Будьте в курсе того, что происходит вокруг. Не поддавайтесь распространенному заблуждению, что по мере роста вашего бизнеса вы должны все больше отдаляться от всего, что происходит внутри компании. Да, делегирование полномочий необходимо. Да, вы должны преодолеть стремление вникать в мельчайшие детали текущей работы.

Тем не менее вы по-прежнему должны быть в курсе всех актуальных проектов. Лучший способ сделать это — найти время, чтобы увидеть все собственными глазами и услышать собственными ушами. Узнавайте сами, в чем проблемы, каковы успехи и как себя чувствуют люди.

Личное участие, но не микроменеджмент. Не путайте личное участие и микроменеджмент — это не одно и то же. Руководитель, осуществляющий микроменеджмент, не доверяет сотрудникам и старается контролировать любую деталь и любое решение. Он уверен, что никто кроме него не может принять верное решение. Лидер, который лично участвует в работе компании, уверен, что его подчиненные могут сами сделать правильный выбор, и уважает их способности. Сторонник микроменеджмента не ценит способности других. Любой, кто работал в условиях микроменеджмента, подтвердит, насколько это деморализует. Микроменеджмент ограничивает личное развитие сотрудников.

Вместо того чтобы направлять сотрудников или быть образцом для подражания, такой руководитель старается контролировать и неизбежно оказывается в окружении безвольных подчиненных, рассуждающих так: «Зачем мне учиться думать самостоятельно, если начальник хочет думать за меня?»

Вы можете участвовать в ежедневной работе, не подавляя подчиненных. Вы можете держать руку на пульсе организации, но не душить инициативутех, кто работает рядом. На самом деле личное участие, не предполагающее жесткого контроля над происходящим, производит эффект, обратный микроменеджменту: вы не деморализуете, а вдохновляете людей; они достигают большего, чем, может быть, сами от себя ожидали. Так мы подошли к следующему элементу лидерского стиля.

Элемент стиля руководства 5: умение работать с людьми — жесткость и мягкость

Лидеры, строящие великие компании, умеют балансировать между жесткостью и мягкостью. Они требуют от людей невероятно высоких результатов работы (жесткость), одновременно тратя серьезные усилия на то, чтобы помочь сотрудникам гордиться собой и быть уверенными в своих способностях (мягкость).

Важность обратной связи. Если бы нас попросили назвать наименее используемый элемент корпоративного управления, мы бы выбрали обратную связь. Чрезвычайно редко встречается положительная обратная связь руководителя с сотрудниками.

Свойство человеческой натуры таково, что люди добиваются больших успехов, если видят себя в позитивном свете. Масса психологических экспериментов доказывает, что объективные результаты деятельности улучшаются или ухудшаются в зависимости от того, как окружающие реагируют на эти достижения. Положительные отклики, как правило, улучшают качество работы, а отрицательные зачастую ухудшают его.

Тем не менее руководители компаний слишком редко выражают свое отношение — положительное или отрицательное — к работе подчиненных. Отсутствие обратной связи воспринимается работниками очень просто: компании не особенно важно, что и как они делают. А когда люди чувствуют, что до них никому нет дела, они вряд ли будут стараться. А для чего, собственно?

В основе конструктивного подхода к критике лежит концепция лидера как наставника. Когда от вас ждут реакции на ситуацию, ведите себя не как критик или даже босс, а как наставник, учитель. Процесс критики должен стать обучением и способствовать развитию сотрудников.

Важность высоких стандартов работы. Как и хороший наставник, хороший руководитель исходит из того, что любой человек может показывать высокие результаты в своей работе и что для каждого сотрудника естественно стремиться к успеху. Хороший руководитель не требует лучшей работы (требование подразумевает, что люди ленивы и не хотят прикладывать серьезные усилия, а потому их нужно заставлять работать хорошо) — хороший руководитель предлагает подчиненным возможность проверить себя, расти, достигать большего. Предложите людям возможность профессионального роста и покажите им, что вы верите в их успех.

Элемент стиля руководства 6: коммуникации

Подчеркивая важность коммуникаций, мы понимаем, что это звучит банально. К сожалению, руководители многих компаний не просто не умеют выстраивать общение — они вовсе этого не делают. Успешная компания расцветает благодаря коммуникациям. Успешные руководители поощряют постоянные и стабильные коммуникации: вверх, вниз и по горизонтали, на уровне компании, в группе и индивидуально, письменно, устно, формально и неформально. Руководители в организации обеспечивают стабильность и непрерывность коммуникаций.

Используйте образы и аналогии. Используйте живые образы, чтобы объяснить, чего компания старается достичь. Используйте конкретные примеры для иллюстрации восхождения компании к высоким целям. Рассказывайте истории, которые иллюстрируют ценности и дух организации.

Аналогии, метафоры, притчи, особенно воплощенные в графические изображения, — все это мощные способы коммуникации. Используйте их. Не старайтесь объяснить все буквально. Делайте рисунки. Рассказывайте истории.

Используйте аналогии. Не беспокойтесь о том, корректны ли ваши аналогии с точки зрения логики: в общении главное — эффективность воздействия, а не логичность.

Добавьте личную нотку к формальным коммуникациям. Деловые письма и речи по большей части скучны, напыщенны и безлики. В них нет жизни, нет огня. Им не хватает некой личной нотки. Стремясь соответствовать канонам бизнес-переписки, некоторые менеджеры полностью сводят на нет какие бы то ни было надежды на эффективное общение.

Вы когда-нибудь замечали, что хорошие книги создают ощущение, будто писатель разговаривает лично с вами? Или что хороший оратор увлекает вас своей речью, создавая ощущение некой близости, даже если аудитория полна людей? Вот такой эффект вы и должны стараться воссоздать. Существуют два основных способа достичь этого.

• Во-первых, раскройте себя. Не бойтесь поделиться собственными наблюдениями и историями. Рассказывая кому-то о себе, собственном опыте или вашей точке зрения на мир, вы налаживаете связь с собеседником, даже при отсутствии личного контакта между вами.

• Во-вторых, говорите прямо, просто, в свойственной лично вам манере. Используйте местоимения «мы», «вы», «я», а не безличные «кто-то», «некоторые». Употребляйте теплые слова: «друзья», «товарищи», «коллеги».

Говорите и пишите, обращаясь прямо к адресату, как будто он находится перед вами. Употребляйте короткие предложения. Будьте выразительны. Используйте ясный язык, точные слова.

Называйте вещи своими именами и ничего не скрывайте. Большую ошибку совершает тот, кто пытается преподнести неприятные новости в позитивном свете. И еще хуже, когда управленцы стараются уклониться от ответственности за сообщение неприятных фактов. Лучше говорить честно и прямо. Люди не любят, когда их вводят в заблуждение. Они терпеть не могут, когда их держат за идиотов. Руководители, которые не могут быть честными и открытыми с подчиненными, быстро теряют уважение.

Поощряйте общение между сотрудниками. Направление коммуникаций не должно быть только сверху вниз — общение должно иметь место на всех уровнях и во всех направлениях. Имейте в виду, что ваш стиль общения может подавлять других — а может и способствовать установлению прекрасных коммуникаций внутри компании. Помните, что вы задаете тон.

Вот несколько советов:

• Задавайте вопросы и давайте людям время обдумать ответы.

• Регулярно проводите собрания для всего персонала, подготовив как минимум одно важное сообщение, которое должны услышать все.

• Если кто-то не соглашается с группой, сделайте так, чтобы этого человека внимательно выслушали.

• Иногда полезно действовать не по плану. Соберите людей, чтобы решить неожиданно возникшую проблему. Импровизированные неформальные собрания — один из лучших способов наладить коммуникации.

• Минимизируйте все формальности. Пусть люди почувствуют себя комфортно. Расстегните пуговицу на рубашке, ослабьте галстук.

• Если в коллективе чувствуется напряженность или возникли разногласия, не поощряйте интриги. Пусть члены противоборствующих группировок, вместо того чтобы использовать вас в качестве арбитра, соберутся все вместе и обсудят проблему друг с другом. Люди в компании иногда ведут себя как дети, которые бегут жаловаться родителям, вместо того чтобы решить проблему самостоятельно. Не поощряйте такого поведения.

• Побуждайте людей открыто выражать чувства и мысли. У каждого из нас есть темы, которые нас глубоко волнуют. Когда чувства подавлены, полноценное общение невозможно. Чувства и бизнес? А как же! Бизнес ведь делается людьми, а людям свойственно испытывать эмоции.

• Не позволяйте одному-двум сотрудникам доминировать на протяжении всей дискуссии. Вовлекайте в разговор других, более молчаливых сотрудников, интересуясь их мнением.

• Благодарите сотрудников, затронувших какие-то важные темы, даже если это темы не самые приятные.

Повторим: совет уделять внимание коммуникациям может показаться банальным. Тем не менее коммуникации — крайне важный аспект, и многие руководители совершенно не умеют их выстраивать. Если уж ошибаться, то лучше в сторону слишком активных коммуникаций. Здесь невозможно перегнуть палку.

Элемент стиля руководства 7: всегда вперед

Мы хотим особенно выделить последний элемент в списке составляющих успешного стиля руководства — настрой «всегда вперед». Руководители успешных компаний всегда движутся вперед — развиваются — как личности (осуществляют личностный рост) и заражают этим настроем всю компанию. Они очень энергичны и никогда не останавливаются на достигнутом.

Упорная работа. Упорной работы не избежать: это непременная составляющая бизнеса. Существует, однако, серьезная разница между упорной работой и трудоголизмом. Вы упорно работаете, чтобы чего-то достичь. Трудоголику же свойственна нездоровая, маниакальная потребность в работе; это своего рода страх. Такое отношение к работе деструктивно. Упорная работа — это здоровая потребность, которая может сохраняться в человеке до конца жизни; трудоголики же просто «сгорают».

Мы знаем некоторых успешных лидеров, которые работают только 40-50 часов в неделю, но о них тем не менее можно сказать, что они работают упорно: они трудятся интенсивно, с высокой степенью концентрации. И наоборот, есть трудоголики, которые работают по 90 часов в неделю и при этом неэффективны. 
Больше не всегда значит лучше.

Совершенствуйтесь изо дня в день. Всегда есть возможность для совершенствования, всегда будут существовать более высокие показатели. Не прекращайте учиться и развивать собственные навыки. Каждый день старайтесь что-то улучшить в себе. Обращайте внимание на свои слабые стороны и недостатки. Попросите других высказать свое мнение о том, в чем вам как руководителю стоит поработать над собой. Чтобы стать по-настоящему выдающимся руководителем, вы должны постоянно самосовершенствоваться.

Будьте энергичны. Если вы выдыхаетесь, то же самое происходит и с вашей организацией. Люди, создающие великие компании, сохраняют бодрость духа на протяжении всей карьеры. Более того, некоторые из них вовсе не уходят на пенсию. Для них просто невозможно провести зрелые годы, когда накоплены мудрость и знания, в качестве вялого и непродуктивного пенсионера.

Заботьтесь о себе физически, эмоционально и духовно. Старайтесь высыпаться. Ведите здоровый образ жизни. Занимайтесь спортом. Отвлекайтесь на что-то интересное помимо работы. Читайте. Беседуйте с интересными людьми. Оставайтесь открытыми новым идеям. Проводите некоторое время в одиночестве. Ставьте перед собой новые задачи. Делайте все, чтобы оставаться бодрым, развивающимся, увлеченным, по-настоящему живым человеком.

Крайне важно любить свое дело. Мы ни разу не встречали лидера небольшой компании, который не получал бы удовольствия от своей работы. Если лидеру постоянно приходится делать что-то, от чего он не получает удовольствия, снижается его энергичность и человек просто «перегорает».

Один из лучших способов поддерживать высокий уровень энергии — постоянно меняться. Пробуйте новое, участвуйте в новых проектах, делайте что-то по-другому, экспериментируйте — делайте все, чтобы оставаться свежим и бодрым. В конце концов, конечно, проще оставить все как есть. Но в этом-то и секрет: перемены требуют усилий, но и придают энергии.

Вы когда-нибудь замечали, что после переезда в новый офис или новый дом вы становитесь более энергичным? Вам может казаться, что переезд начат совсем некстати; тем не менее он на самом деле оказывает стимулирующий эффект. То же касается и работы.

Автор: Джим Коллинз ( JimCollins), автор бестселлеров «От хорошего к великому» и «Построенные навечно». Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Если предприятие не растет, оно падает, а падающее предприятие непрестанно требует нового капитала. (Г. Форд)

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие менеджмента

Понятия «менеджер», «менеджмент»,
«маркетинг» в последнее время быстро вошли в словарный запас
русского языка. Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он
хороший менеджер. Сказанным они хотят выразить, что он — современный
руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой
командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы
своего предприятия использует современные методы управления.

Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы
менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе
отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от
руководителя или директора предприятия.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в
английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX
века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в
соответствии с которым менеджером является человек, организующий
конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или
входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на
всех «эшелонах» управления и, по американским понятиям, таковым является
человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках
определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

Итак, на западных предприятиях различают:

Менеджмент — специфический орган функционирующего
коммерческого предприятия. Если на Западе речь заходит о каком-то
предприятии, скажем о фирме «Мерседес-Бенц» или «Дженерал моторс», то люди
имеют в виду прежде всего менеджмент, т.е. руководство данного
предприятия, так как именно оно представляет предприятие в обществе.

Деловое предприятие может действовать только через свои
органы, а это означает через руководство, или менеджмент. Любое
предприятие, независимо от его правовой формы, обязано иметь
руководство.

Определение понятия «менеджмент» говорит о том, что
менеджмент является экономическим органом, функционирующим в современном
индустриальном обществе.

Любое действие, любое решение, принимаемое менеджментом —
это мероприятие экономического характера. Таким образом, эффективность
менеджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью
показателей экономических успехов, экономических результатов. Менеджмент —
скорее практическая деятельность, чем наука или профессия, хотя им
охватывается как то, так и другое.

В последнее время в силу сильной конкуренции между
предприятиями стран Запада и перенасыщенности почти всех западных рынков в
стиле руководства предприятием (менеджмента) произошли существенные
изменения. Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех
реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером
считается специалист, который для своего предприятия создает новые рынки,
который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам
меняет рынок. Не зря говорят, что задача менеджмента состоит в том, чтобы
вначале сделать желаемое возможным, а потом и реальным,

Главное в менеджменте — ставить перед собой цели,
отвечающие интересам предприятия — Management by objectives («менеджмент
постановкой целей»). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров
от руководителей предприятия старого стиля.

В соответствии с еще одним определением менеджмента
функция последнего заключается в том, чтобы создавать рентабельное
предприятие на основе имеющихся людских и материальных
ресурсов.

Предприятие должно быть в состоянии поставлять товары
лучшего качества по более низкой цене или предоставлять лучшие услуги, чем
услуги конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим,
чем суммой его отдельных компонентов — капитала и сотрудников. Впрочем,
предприятие — прежде всего люди.

Отсюда следует третье определение термина: менеджмент
— это организация работы людей, сотрудников. Люди являются важнейшим
элементом производственного процесса на предприятии.

Финансовые средства, капитал для осуществления новых
инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке
капиталов. А вот найти компетентных сотрудников намного сложнее. Уже
греческий философ Платон заметил, что хорошее общество — это больше, чем
сумма его отдельных
частей.

Функции менеджмента (1)

Предприятие создается и успешно функционирует только
тогда, когда имеется широкий круг потребителей, или клиентов. Это дает
возможность определить одну из основных целей предприятия — получение в
свои руки новых клиентов, другими словами — создание новых рынков. Именно
за счет этого создаются и обеспечиваются рабочие места и одновременно
удовлетворяются потребности клиентов. При необходимости даже создаются
новые потребности у потенциальных клиентов, являющиеся объективной основой
дальнейшего существования делового предприятия. Следовательно, на
предприятие на менеджмент возлагаются еще две очень важные функции —
функция маркетинга и функция инновации.

Следует, впрочем, иметь в виду, что маркетинг — это не
просто продажа производимых товаров. Данное понятие намного шире того, что
мы имеем в виду под сбытом. Оно охватывает практически все сферы работы
предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость изготовленных
товаров; от исследований и разработок до закупки сырья, производства)
упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания, поставки
запчастей и т.п.

Иначе говоря, маркетинг не что иное, как работа
предприятия в целом с точки зрения конечного результата, т.е.
удовлетворение потребностей клиентов.

Система маркетинга должна занимать превалирующее
положение во всех сферах деятельности предприятия и, следовательно, работу
предприятия надлежит оценивать под этим углом зрения. Вот, например, на
предприятиях сферы обслуживания (гостиницы, банки и т.п.) поведение
швейцара в отношениях с клиентами уже становится элементом маркетинга.
Аналогичным показателем для промышленных предприятий является поведение
телефонистки, а также рабочих при поставках товаров или осуществлении
гарантийного ремонта. Разработка и утверждение маркетинговой концепции
является исключительной компетенцией высшего руководства.

Еще одной важной функцией менеджмента являются инновации,
разработка новых товаров и услуг, к тому же более высокого качества. Вряд
ли можно считать удовлетворительным, если предприятие поставляет хорошие
товары и предоставляет услуги по приемлемым ценам. Оно должно давать своим
клиентам товары и услуги на более приемлемых условиях, чем его конкуренты,
и более высокого качества,

с этой точки зрения понятие «инновация» включает в
себя не только чисто технические исследования и разработки, но и все
изменения в стиле работы предприятия в лучшую сторону (разработка новых
видов услуг, установление более низкой цены или других более выгодных для
своих клиентов условий).

Итак, понятие «инновация» имеет самое прямое отношение не
только к промышленным предприятиям, но и к тем, которые функционируют в
сфере услуг — гостиницы, страховые общества и т.п.). Все виды инноваций
(разработка новых товаров или новых услуг на более приемлемых для клиентов
условиях) представляют собой решающий компонент маркетинга и средство,
обеспечивающее выживание предприятия на рынке. Вот почему эта сфера
деятельности также является исключительной компетенцией высшего
руководства.

В наше время, когда общество начинает активнее заниматься
решением вопросов охраны окружающей среды, в рамках инноваций руководству
необходимо обращать особое внимание на повышение рентабельности
использования материальных средств и уменьшение загрязнения окружающей
среды.

Нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что
задачей менеджмента в данной сфере является обеспечение автоматизации
сложной, грязной и опасной работы, не требующей квалифицированной рабочей
силы, а также перехода к использованию сотрудников, обладающих более
высокой квалификацией. Более того, замена кадров обусловливается
необходимостью не только повысить рентабельность предприятия, но и
стимулировать работу своих сотрудников путем создания для них лучших
условий труда и установления более высокой заработной платы.

Производительность труда на предприятиях во многом
зависит от эффективности организационной структуры, от сбалансированности
различных сфер деятельности внутри предприятия. Это требует от высшего
руководства осуществления постоянного контроля за рентабельностью,
эффективностью и вообще необходимостью координированной работы всех
подразделений предприятия. При необходимости ставится вопрос о немедленной
ликвидации так называемых паразитических, в большинстве случаев
административных, единиц.

Анализируя проблемы прибыльности предприятия и функции
его руководства, нужно исходить из того, что прибыль является не причиной
существования предприятия, а результатом его деятельности и осуществления
основных функции предприятия (маркетинг, инновации,
производительность).

Что же дает нам прибыль? Что это за категория? Прибыль
— итог успешной деятельности предприятия
. Вместе с тем она создает
определенные гарантии дальнейшему существованию предприятия, поскольку
только она и ее накопление на предприятии в виде различных резервных
фондов позволяют ограничить и преодолевать риски, связанные с реализацией
товаров на рынке. Поскольку конъюнктура рынка постоянно меняется,
предприятиям приходится повсеместно сталкиваться с риском нельзя забывать
о том, что перемены происходят в положении конкурентов на рынке, условиях
и формах финансирования, экономическом положении собственной страны или
условий на экспортных рынках и т.д. Поэтому важнейшей обобщенной функцией
прибыли можно считать обеспечение условий существования предприятия.

Видимо, не многим известно, что во всех западных языках
широкое распространение получил термин «риск». Он происходит от арабского
слова, означающего в переводе на русский язык имущество, проживание,
заработную плату. Но даже планирование, осуществляемое на высоком
профессиональном уровне, не в состоянии существенно ограничить риски, с
которыми сталкивается предприятие. Не зря говорят, что единственное, что
мы знаем о будущем, это то, что оно является рискованным. По мере
увеличения временных горизонтов планирования в геометрической прогрессии
растут и риски
предсказаний.

Менеджмент и организация

В то время как задача претворения в жизнь разработанной и
принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями
предприятия, действующими как единое целое, совершенно ясно, что
руководству (менеджменту) предприятия предстоит тщательно продумать
организационный аспект-как правильно и наиболее эффективно скоординировать
работу всех элементов такого сложного механизма, как бизнес.

К понятию «организация» можно подходить с двух точек
зрения: структурной и поведенческой.

При структурном подходе мы рассматриваем организацию
как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то,
каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках
организации.

При поведенческом подходе в центре исследования
находится человек.
Независимо от того, насколько тщательно продумана
структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь
людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией
труда. Этот подход мы рассмотрим далее.

Важно представлять, что понимается под организацией.
Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса:
это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов
формирования структуры, касающихся:

Необходимо усвоить трактовку следующих слов и выражений,
используемых в данной области:

Организовать

— значит спланировать и определить те функции и действия, которые
необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти
функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.

Организационное взаимодействие

Если исходить из того, что менеджмент в целом распадается на
отдельные позиции менеджмента в рамках структуры, то те формальные
отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и
будут называться организационным взаимодействием.

Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой
некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные
знания и технические приемы; выступают как единый и целостный
организм.

Менеджмент осуществляет свои функции в направлении
выполнения поставленных задач через посредство людей, используя
разнообразные технические приемы, в рамках той или иной
организации.

Организационная структура

— это целостная система, специально разработанная таким образом,
чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться
поставленной перед ними цели.

Организацией часто также называют отдельную фирму как
производственную единицу, представляющую собой единый целостный
организм.

С точки зрения организационного подхода различают три
аспекта менеджмента: генеральный менеджмент, менеджмент на уровне отдела
(подразделения), процесс менеджмента.

Генеральный менеджмент.

Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие),
независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за
постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с
планированием и организацией, контролем и управлением компанией.

Часто употребляются такие термины, как «высшее
руководство» или «высшая администрация», под которыми могут
подразумеваться президент, директор, директор-распорядитель илиглавный
(генеральный) управляющий, а также другие высшие должностные лица,
например финансовый директор или заведующий финансовым отделом, которые
входят в состав Совета директоров (Правления) или непосредственно перед
ним отчитываются. Характер функций генерального менеджмента меняется с
изменением размера компании, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя
среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом
одинакова для большинства компаний и фирм.

Организационные функции генерального менеджмента
предприятия включают:

* непосредственно организационную функцию, то есть формирование
наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со
стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании
должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему
производственным требованиям;
* управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию
планов, преобразование последних в производственные обязанности для
среднего и низшего звена служащих и других работников компании,
стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить,
что одной из проблем управления является умение выбрать правильный
стиль руководства. Данный вопрос будет подробно рассмотрен в теме
3;
* контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми
элементами организационной структуры. Системы контроля служат для
измерения качества и количества проделанной работы. Главным
элементом функции контроля является наличие обратной связи между
получаемой информацией о результатах работы и соответствующими
планами, стандартами, нормами, с тем чтобы отклонения были
проанализированы и устранены;
* координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий
каждого элемента организации. Техническими приемами координации
являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний,
конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление
координации предполагает наличие развитой системы
связи.

Менеджмент на уровне отдела (подразделения).

Специфическая роль этого вида менеджмента будет рассмотрена позднее.
На этом этапе отметим лишь его составляющие, к которым относятся:
постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами
и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры,
распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление
производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию
качественной работы сотрудников отдела, координация производственного
процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.

Процесс менеджмента.

Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным
менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в
масштабах, пределах полномочий и ответственности, степени детализации.
Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых
функций и может выполняться любым членом данной организации в пределах
своей компетенции. Несмотря на то что мы дали определение менеджмента по
отношению к тем служащим компании, которые отвечают как минимум за
подразделение, тем не менее функции менеджмента могут выполняться
инспектором (контролером), мастером (бригадиром), то есть теми, кого мы
обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится быть
менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.

Поведенческий подход к менеджменту

Для более успешного, конкурентоспособного развития
управленцам необходимо было изучать человека, его психологические
особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться
«поведенческая школа», которая изучала поведение человека в
производственной среде и зависимость производительности труда от
морально-психологического состояния исполнителя.

Считается, что начало этому направлению положил один из
основателей поведенческой школы Элтон Мэйо (психолог-клиницист),
который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость
производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

Э. Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и
отметил серьезное увеличение производительности. Тогда в научных целях
экспериментатор уменьшил уровень освещения, однако производительность
снова возросла. После многочисленных исследований был сделан вывод о том,
что производительность труда растет не из-за уровня освещенности
(изменение производительности непосредственно от уровня освещенности можно
принять относительно небольшим), а в силу того обстоятельства, что к
исполнителям просто проявлялось внимание (так как ничего подобного с ними
раньше не было). Видимо, в силу этих же обстоятельств, производительность
труда в контрольных группах менялась точно так же, хотя уровень
освещенности там не варьировали.

Человека сложнее изучать, нежели машины, и поэтому в
этом направлении так много белых пятен. Поведенческая школа носит скорее
эмпирический, нежели теоретический характер. Однако наличие у практиков
менеджмента колоссальной информационной базы дает возможность использовать
полученные знания с определенной отдачей.

Так или иначе, теория управления, обслуживающая
дальнейшее развитие промышленности, стала базироваться на изучении
психофизиологических возможностей человека и была разработана до уровня,
удовлетворяющего требованиям производства.

Первым серьезным достижением поведенческой школы было
доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя
оказывают влияние не только, а порой и не столько материальные факторы,
сколько психологические и отчасти социальные.

В этом отношении показателен эксперимент, проведенный Э.
Мэйо в 1923-1924 гг. на текстильной фабрике в Филадельфии. Ежегодная
текучесть кадров на прядильном участке этой фабрики составляла 250% , а
производительность была значительно ниже, чем на других участках. Причем
никакие материальные стимулы не могли поправить сложившуюся ситуацию. В
результате специальных исследований Э. Мэйо пришел к выводу, что причинами
такого положения явились организация труда, исключающая возможность
общения, и непрестижность профессии. Однако, стоило ввести два
десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось:
текучесть рабочей силы резко снизилась, а выработка возросла.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов их
теоретически предвосхитила Мэри Фоллет . В круг вопросов, которые она
рассматривала, входили такие категории, как «власть» и «авторитет», их
разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование
ответственности, участие рабочих в управлении, что также было
принципиально новым направлением для Запада. М. Фоллет рассматривала
проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс,
интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.

Все эти вопросы имели элементы научной новизны либо
вообще поднимались впервые. Однако практики, к сожалению, были в то время
далеки от теоретических изысканий.

Эти и некоторые другие мысли и явились предметом
исследований Э. Мэйо в Хоторне. Выводы хоторнских исследований сводились
большей частью к трем постулатам: человек представляет собой «социальное
животное»; жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных
процессов несовместимы с природой человека; решение проблемы человека-дело
бизнесменов. Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и
организацией, а, в более общем случае с обществом в целом, можно снять,
удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники,
так и работодатели.

Конечно, в определенной степени психологические
особенности работников учитывались и раньше. Много времени этому,
например, уделял Г. Форд. Однако данный эффект был положен в
первооснову системы промышленного управления лишь ближе к середине
века.

Поведением человека не конкретно в производственной
среде, а вообще в различных жизненных ситуациях занимались многие ученые.
Стоит отметить блестящие труды Д.Карнеги, недавно переведенные
работы М.Смолла и Р. А. Маккензи, М. А. Тильмана,
М. Вудкока и Д. Френсиса и ряда других исследователей.

Опубликовано в https://www.dist-cons.ru/

Также на сайте:
Организационная культура и стратегическая устойчивость бизнеса: пути капитализации «человеческого потенциала»
Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Линезолид инструкция раствор для инфузий по применению
  • Ферсинол в ампулах инструкция по применению
  • Встраиваемая микроволновая печь homsair mob205gb инструкция
  • Электроплита электролюкс ekc 513503 x инструкция
  • Уколы гептрал 400мг инструкция по применению