Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
Абсолютно готов к войне СССР не был. Однако благодаря последовательной и продуманной политике советскому правительству удалось отсрочить начало войны, а, значит, лучше подготовиться, несмотря на форсированное развитие промышленности, наладить производство вооружения в полной мере не удалось, но это облегчило перевод промышленности на военные рельсы в первый год войны.
1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности?
Мероприятия:
— построено 3 тыс. промышленных предприятий;
— 50% капиталовложений направлено на оборонные стройки и предприятия;
— заводы-дублеры на востоке страны;
— передача в оборонное ведомство 40 заводов в 1940-м году;
— производство танков в Сталинграде и в Челябинске;
— рост НИИ и КБ по созданию новой военной техники (Микояна, Лавочкина, Сухого, Котина).
2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны?
28.09.1939 г. – договор между Германией и СССР
Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии
Октябрь-ноябрь – договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией, Литвой
Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии
Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины
Апрель 1941 – договор о нейтралитете с Японией
3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер?
Война с Финляндией приобрела затяжной характер потому, что Красная Армия встретила ожесточенное сопротивление с финской стороны и на финской границе была хорошо укрепленная оборонительная линия Маннергейма.
4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.
— закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии
— увеличение стрелковых дивизий
— назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии
— подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений
5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?
— указ «О переходе на 8ми часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»
— введение трудовых книжек
— указ об ответственности за выпуск некачественной продукции
— указ «О государственных трудовых резервах» (об открытии училищ для подготовки рабочих)
— указ об уголовной ответственности для учащихся, нарушивших дисциплину и самовольно ушедших из училища
1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг. Как решались эти задачи?
Основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг.:
— развитие промышленности
— производство военной техники
— реформирование и модернизация армии
— поиск и закрепление связей с государствами-партнерами в грядущей войне
Эти задачи решались достаточно успешно, но не были решены в полном объеме из-за малого количества времени.
2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР?
Недостатки:
— подготовка к ведению боевых действий только в наступлении, неумение вести боевые действия в условиях обороны;
— недостаточный образовательный уровень командиров;
— отсталость технического оснащения.
Полученный боевой опыт кардинально повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР:
— закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии;
— увеличение стрелковых дивизий;
— назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии;
— подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособность нашей страны?
Изменения в национально-государственном устройстве СССР накануне войны заключались в присоединении новых земель:
Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии.
Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии.
Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины.
С одной стороны, расширение границ отодвинуло территорию боевых действий от центральных районов страны, с другой стороны – эти территории за столь короткий срок не стали по-настоящему советскими, не были должным образом укреплены границы, не успели создать оборонительные линии и укрепления. Таким образом, расширение западных границ на обороноспособность нашей страны значительного влияния не оказало.
4. В чем вы видите значение военно-патриотического воспитания молодежи для укрепления обороноспособности страны?
Военно-патриотическое воспитание молодежи для укрепления обороноспособности страны имело большое значение. Создавались и успешно работали оборонно-массовые организации Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Здесь велась подготовка стрелков, связистов, летчиков, парашютистов, кавалеристов, медицинских сестер. Военная подготовка населения в начале войны сыграла положительную роль.
5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику СССР в начале Второй мировой войны.
Внутренняя и внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны характеризуется одной фразой – подготовка к войне. Все усилия советского правительства на международной арене были направлены на оттягивание, отсрочку начала войны.
6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В.И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне.
Текст песни отражает желаемую картину подготовки к войне. Действительно для подготовки к войне делалось очень много, но песня несколько преувеличивает степень готовности к войне. Однако общее настроение советских граждан, их готовность к войне, решимость защищать Родину отражает очень точно. Кроме того, основная идея ведения войны на территории врага, наступательный характер войны также присутствует в песне.
Содержание
- Главный вопрос параграфа
- Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
- Работаем с картой
- Думаем, сравниваем, размышляем
СССР накануне Великой Отечественной войны
Главный вопрос параграфа
Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
СССР не был полностью готов к войне в 1941 г, поскольку реорганизация и перевооружение Красной Армии не были окончены.
Стр. 10
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности?
Для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности был почти в три раза увеличен выпуск военной продукции, построено около трёх тысяч новых промышленных предприятий (среди них – т.н. заводы-дублёры на востоке страны), существенно увеличены оборонные заказы, начат выпуск новых образцов военной техники и вооружения.
2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны?
Накануне Великой Отечественной войны СССР заключил с Германией договор «О дружбе и границах» (28 сентября 1939 г.), договора о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой (октябрь – ноябрь 1939 г.), мирный договор с Финляндией (март 1940 г.).
3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер?
Война с Финляндией приобрела затяжной характер, потому что финская армия оказала Красной Армии ожесточённое сопротивление. Кроме того, существенную роль сыграли наличие у Финляндии мощной системы пограничных укреплений – линии Маннергейма.
4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.
Основными направлениями реорганизации Красной Армии были: переход к кадровой системе комплектования, увеличение количества стрелковых дивизий и механизированных корпусов, расширение сети военных учебных заведений, повышение образовательного уровня командного состава.
5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?
Укрепление трудовой дисциплины происходило путём увеличения рабочего дня, закреплением рабочих по месту своей трудовой деятельности (т.е. фактически ограничивалась возможность сменить место работы) и введением уголовной ответственности за прогулы и самовольный уход с предприятия, а также за выпуск некачественной продукции. Пополнение рядов рабочего класса происходило за счёт создания системы ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ, которые централизованно готовили для нужд советской экономики квалифицированных рабочих кадров.
Стр. 11
Работаем с картой
1. Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР 1939 – 1941 гг.
На протяжении 1939 – 1941 гг. в состав СССР вошли территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, часть Карелии, Бессарабия и Северная Буковина.
2. Покажите западные границы СССР к июню 1941 г.
Западные границы СССР обозначены на карте серой пунктирной линией. К июню 1941 г. западными соседями СССР были Финляндия, Германия и Румыния.
Стр. 11
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939 – 1941 гг. Как решались эти задачи?
Основными задачами, стоявшими перед руководством СССР в 1939 – 1941 гг. были:
а) максимально возможное сдерживание и отсрочка будущей войны с Германией;
б) достижение численного и качественного превосходства Красной Армии над немецким вермахтом (и в живой силе, и в военной технике);
в) подготовка населения СССР к возможной войне.
Реализация первой задачи происходила дипломатическими методами. Советскому правительству было крайне выгодно, чтобы война началась как можно позже. Поэтому отечественные дипломаты старались выиграть время, контактируя с Германией, Италией и Японией, а также стремились заручиться поддержкой США и Великобритании в случае начала войны.
Вторая задача решалась благодаря комплексной и широкомасштабной реорганизации Красной Армии, увеличении выпуска военной продукции и замене устаревших образцов вооружения и военной техники новыми.
Подготовка населения СССР к возможной войне происходила как путём укрепления трудовой дисциплины и фактической мобилизации трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики, так и массовым военно-патриотическим воспитанием советских граждан.
2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооружённых сил СССР?
Война с Финляндией 1939 – 1940 гг. выявила необходимость наличия в Красной Армии механизированных корпусов, которые ранее были расформированы. На основании полученного боевого опыта военным командованием СССР было принято решение о формировании танковых корпусов, которые в ходе военных действий должны были обеспечивать поддержку пехоты.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны?
С 1939 – 1941 гг. территория СССР расширилась за счёт Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, части Карелии, Бессарабии и Северной Буковины. При этом, Эстония, Латвия и Литва получили статус отдельных союзных республик, а на базе присоединённой Карелии и Бессарабии были также основаны две новые советские социалистические республики (Карело-Финская и Молдавская). Таким образом, численность республик, входящих в состав СССР увеличилась с 11 до 16.
Расширение западных границ оказало положительное влияние на обороноспособность нашей страны. СССР получил дополнительные человеческие и материальные ресурсы, необходимые в будущей войне с Германией.
4. В чём вы видите значение военно-патриотического воспитания молодёжи для укрепления обороноспособности страны?
Военно-патриотическое воспитание молодёжи существенно способствовало укреплению обороноспособности страны, поскольку настраивало подрастающее поколение на необходимость защищать свою Родину от врага и помогало приобрести необходимые практические навыки (например, деятельность Осоавиахима).
5. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику СССР в начале Второй мировой войны.
Внутренняя политика СССР в начале Второй мировой войны была направлена на всеобщее укрепление обороноспособности государства и техническое переоснащение Красной Армии, а внешняя – на то, чтобы оттянуть начало войны с Германией на как можно поздний срок.
6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В. И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне
На основании текста песни «Если завтра война» можно утверждать, что морально советский народ был готов разве что к кратковременной войне, без существенных жертв и разрушений. Воспеваются мощь советского оружия и вера в его победу, но при этом ничего не говорится о возможных трудностях и потерях. И более того, прямо утверждается, что противник будет разбит «малой кровью, могучим ударом…». Этот факт также объясняется тем, что данная песня прозвучала в одноимённом фильме, снятом в 1938 г. Данная картина имела несколько пропагандистский характер и помимо прочего восхваляла полководческий талант советских вождей (Сталина и Ворошилова). В целом, фильм, как и песня, порождали несколько шапкозакидательские настроения среди широких народных масс, недооценку возможностей противника и переоценку собственных сил.
Источники информации:
http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=zavvoina
http://a-pesni.org/ww2/oficial/eslizavtra.php
Стр. 11
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,657 -
гуманитарные
33,653 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,952 -
разное
16,904
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
В условиях начавшейся мировой войны
правительство Советского Союза свою
внутреннюю и внешнюю политику подчинило
главной задаче: укреплению обороноспособности
страны, наращиванию военного потенциала.
Проблемы уровня жизни населения
фактически не стояли на повестке дня.
Внешняя политика.17 сентября
1939 г., когда правительство Польши
покинуло Варшаву, польскому послу в
Москве была вручена нота правительства
СССР. В ней, в частности, содержалось
заявление о том, что войскам Красной
Армии дан приказ перейти советско-польскую
границу и взять под защиту оставшихся
брошенными на произвол судьбы западных
украинцев и белорусов, земли которых
отошли к Польше по Рижскому договору в
1921 г. Бои советских вооруженных сил
и польской армии имели место только в
отдельных случаях, основные силы Польши
сдавались в плен без сопротивления.
Однако судьба польских военнопленных
была трагична. Значительная часть
военнопленных и польского гражданского
населения была депортирована в восточные
районы СССР, а 21 857 офицеров и других
лиц без суда и следствия, как это было
присуще сталинскому режиму, были
расстреляны в местечке Катынь. Подлинные
документы «Катынского дела» были
опубликованы в России только в 1993 г.
Украинское и белорусское население
видели в советских войсках своих
освободителей, но не все. Часть населения
выступила против установления здесь
Советской власти, положив начало движению
украинских националистов (ОУН) во главе
с С. Бандерой.
28 сентября 1939 г. в Москве был
подписан договор о дружбе и границах
между СССР и Германией. Польша как
суверенное государство больше не
существовала. Теперь Германия и СССР
имели общую границу, проходившую по
рекам Западный Буг и Сан. Правительства
СССР и Германии в тайных протоколах
согласовали свою политику относительно
польского населения и части территории
Литвы.
Осенью 1939 г. Советский Союз подписал
договоры о ненападении с республиками
Литвой, Латвией и Эстонией. По договорам
СССР получал право размещать на территории
этих стран гарнизоны, военно-морские
базы и аэродромы. В 1940 г., когда Франция
22 июня в Компьенском лесу подписала
акт капитуляции Германии, Советский
Союз и ввел дополнительные вооруженные
силы в страны Прибалтики. Присутствие
советских вооруженных сил усилило
прокоммунистическую элиту, которая
победила на очередных выборах, после
чего Литва, Латвия и Эстония осенью
1940 г. вошли в состав СССР. В 1940 г.
Румыния вернула Советскому союзу
Бесарабию, захваченную в 1918 г. Бесарабия
и территория автономной Молдавии
объединились и получили статус союзной
республики. Таким образом, к концу
1940 г. СССР объединял 15 союзных
республик.
В
1939–1940 гг. решалась проблема укрепления
безопасности Ленинграда. Финляндия,
которая в 1935 г. объявила о своем
нейтралитете, фактически не скрывала
своей прогерманской политики и наращивала
военный потенциал. Правительство СССР
считало, что здесь готовится плацдарм
для нападения на СССР. Граница откровенно
враждебной Финляндии проходила всего
лишь в 30 км от Ленинграда. В течение
года, с октября 1938 по октябрь 1940 г.,
длились переговоры Москвы и Хельсинки.
Советская дипломатия просила Финляндию
сдать в аренду на 30 лет порт Ханко
для устройства военной базы, несколько
островов и часть полуострова Рыбачий,
а также отодвинуть границу от Ленинграда
в глубь Карельского перешейка. В обмен
на 2761 кв. км на Карельском перешейке
предлагалось передать Финляндии 5529 кв.
км на Кольском полуострове, но финские
власти не пошли на уступки. Начался
вооруженный конфликт.
Советско-финская война продолжалась с
30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г.
СССР победил, однако заплатил за это
дорогой ценой. Во-первых, нашу страну
признали агрессором и исключили в
1939 г. из Лиги наций. Во-вторых, только
заключение мира спасло СССР от вооруженного
конфликта с Францией и Англией. Огромными
были и людские потери. К сожалению,
различные учебники дают разные цифры
потерь. Новейшая история отечества ХХ
в. (под ред. А. Ф. Киселева и
Э. М. Щагина. – М., 1999) приводит цифру
убитых – 65 тыс. человек, пропавших
без вести и пленных – 20 тыс., раненых
и обмороженных – 200 тыс., заболевших
– 5,1 тыс. (с. 109). Учебник «История России
с древних времен до конца ХХ в.» (Пособ.
для вузов. – М.: «Дрофа», 2002) приводит
следующие данные о потерях Красной
Армии: – 127 тыс. человек убитыми,
270 тыс. ранеными и обмороженными. Но
общий вывод свидетельствует, что потери
СССР более чем в 5 раз превышали потери
Финляндии.
Советско-финская война вскрыла всю
слабость и недостатки РККА и
продемонстрировала их потенциальным
противникам. Позитивным значением этой
войны можно считать то, что реальное
состояние отечественных вооруженных
сил увидел Сталин. Времени для укрепления
армии почти не оставалось, однако
лихорадочные усилия были предприняты.
Укрепление обороноспособности СССР
накануне Великой Отечественной войны.В 1939–1941 гг. в СССР предпринимались
спешные меры по укреплению обороноспособности
страны. Пакт о ненападении с Германией
не убедил Сталина в том, что впереди
десять лет мира с Германией. Он считал,
что Германия нападет на СССР значительно
раньше. Реально оценивая соотношение
сил, Сталин боялся спровоцировать
нападение на СССР раньше времени, дать
повод Гитлеру отбросить договоренности.
Советская сторона пунктуально выполняла
все обязательства, данные Германии по
торговым соглашениям. Среди населения
страны приостановили антифашистскую
пропаганду, мощно звучавшую с 1933 г.
Дошли даже до того, что поздравляли
гитлеровскую клику с победами в Европе,
участвовали в гитлеровских парадах в
их честь.
Мирную паузу советское правительство
использовало для укрепления вооруженных
сил страны. Был совершен переход к
кадровой системе комплектации войск.
В сентябре 1939 г. принят закон «О
всеобщей воинской обязанности», увеличены
сроки службы рядового и сержантского
состава. К середине 1941 г. численность
армии и флота превысила 5 млн человек
и была в 2,8 раза больше, чем в1939 г.
Резко увеличилась сеть военных учебных
заведений. К уровню 1937 г. она выросла
в 2,5 раза. В 1941 г. численность
командного состава достигла 580 тыс.
человек, однако только 7,1 % из них
имели высшее образование, 55,9 – среднее,
24,6 – только ускоренные курсы
командиров,12,4 % – вообще его не имели.
К началу Великой Отечественной войны
три четверти командиров Красной Армии
находились на своих должностях менее
года. Безусловно, ущерб, нанесенный
армии репрессиями 1937–1940 гг., не был
и не мог быть ликвидирован.
Выросшая армия нуждалась в вооружении.
В предвоенные годы советским правительством
решалась задача создания второй
военно-промышленной базы, недоступной
для нанесения воздушных ударов как с
Запада, так и Востока. Зона расположения
первой базы располагалась на линии
Ленинград – Москва – Тула – Брянск –
Харьков – Днепропетровск, т. е. слишком
близко к западной границе. Вторая база
создавалась в районе Поволжья, Урала,
Западной Сибири.
Наращивались мощности авиапромышленности,
производство танков, артиллерии,
стрелкового оружия, боеприпасов. Если
все промышленное производство СССР в
1939 г. выросло на 16 %, а предприятий
наркоматов обороны на 46,5 %, то в 1940 г.
эти пропорции сохранялись.
Государство наращивало мобилизационные
запасы. С января 1933 г., времени прихода
к власти в Германии фашистов, по январь
1941 г. резервы и мобилизационные запасы
СССР выросли: по чугуну – в 5 раз,
прокату – в 2 раза, меди, цинку – в
2,2 раза и т.д. Хуже дело обстояло с
запасами нефти и нефтепродуктов. В целом
государственные резервы за это время
выросли вдвое и составили 7,6 млрд
рублей.
Перед советскими конструкторами была
поставлена задача создания новых
образцов военной техники. В стране были
созданы новые конструкторские бюро под
руководством А. Н. Туполева,
А. С. Яковлева, А. И. Микояна,
В. М. Петлякова, С. А. Лавочкина,
работавшие над созданием боевых
самолетов. Над созданием новых образцов
танков работал Ж. Я. Котин. Знаменитый
танк Т-34 конструировал коллектив,
руководимый М. И. Кошкиным,
А. А. Морозовым, Н. А. Кучеренко.
Уже в 1939–1940 гг. промышленность начала
осваивать их производство. Создавались
новые виды артиллерийского оружия,
боеприпасы к ним.
После советско-финляндской войны резко
усилилась работа по конструированию
и внедрению в производство минометного
оружия. Знаменитая «катюша» была
создана КБ, возглавляемым Б. И. Шавыриным.
Разработчиками нового стрелкового
оружия стали В. А. Дегтярев,
Ф. В. Токарев. Новыми кораблями
пополнялся Военно-морской флот. Однако
наладить массовый выпуск новых видов
вооружений и перевооружить армию к июню
1941 г. не успели.
Весной 1941 г. Генеральный штаб Красной
Армии совместно со штабами округов и
флотов разработал «План обороны
государственной границы 1941 г.». В
соответствии с этим планом ставилась
задача отразить вторжение противника
на западной границе протяженностью
4,5 тыс. км, отбросить его за границу
и перенести военные действия на территорию
врага. Принятая военная доктрина
ориентировала на то, чтобы «бить врага
на его же территории».
Для реализации этого плана началось
сосредоточение войск на западной
границе, создание сил первого и второго
эшелонов. Даже краткий обзор мероприятий
говорит о том, что благодушия и слепой
веры гитлеровским обязательствам о
ненападении в течение 10 лет у советского
руководства не было. В то же время нельзя
оценивать вслед за В. Суворовым,
автором известной книги «Ледокол», эту
подготовку как базу для завоевательной
войны СССР. Советский Союз готовился к
оборонительной войне. Даже если бы
Сталин объявил войну фашистской Германии
первым, в условиях, когда Гитлер
оккупировал всю Европу и концентрировал
силы для нападения на СССР, наши действия
могли носить только оборонительный
характер. Но каких-то обоснованных
подтверждений, что СССР собирался
напасть первым, нет.
Война против СССР, как основное звено
в завоевательной политике Гитлера,
занимала центральное место уже в книге
«Майн Камф». 31 июня 1940 г., вскоре
после капитуляции Франции, Гитлер
заявил, что следующим этапом будет война
против СССР. 9 августа 1940 г. Верховное
командование вооруженных сил Германии
издало указ («Ауфбау Ост») о подготовке
плацдарма будущей войны.
18 декабря 1940 г. был принят план
«Барбаросса», названный так в честь
Фридриха Барбаросса, германского короля
и римского императора в XIIвеке. План предусматривал в течение
летней кампании 1941 г. захват территории
СССР до линии «Архангельск – Волга».
Ставка делалась на «блицкриг» – разгром
армии противника в кратчайшие сроки.
Затяжная война, предполагавшая
воспроизводство вооружений, не могла
быть выигрышной для Германии.
Гитлер и Верховное командование
вооруженных сил Германии придавали
войне с СССР особую значимость. От войны
в Европе она отличалась идеологическими
целями. Фашисты ставили задачу уничтожения
именно социалистического государства,
руководимого «большевистскими комиссарами
и коммунистической интеллигенцией».
Идеологическая составляющая обусловливала
особую жестокость по отношению к
коммунистам, комсомольцам, интеллектуальной
верхушке общества, которую фашисты
оценивали как наиболее вероятных лидеров
борьбы против немецкого господства.
Заранее готовилась материально-техническая
база для физического уничтожения
значительной части населения. Инженерные
сооружения в виде газовых камер, печей
были созданы до начала войны и
использовались в концентрационных
лагерях «Бухенвальд», «Освенцим»,
«Дахау» и многих других. Использовали
фашисты и естественные факторы уничтожения
людей: голод и холод. Так, в лагере для
военнопленных в районе г. Минска на
небольшой площадке было сосредоточено
более 100 тыс. военнопленных и 40 тыс.
гражданских лиц. Люди по 6–8 дней
оставались без пищи, от тесноты едва
могли шевелиться и естественные
потребности отправляли на месте. Выжить
в этих условиях могли немногие. На
голодную смерть обрекалось и гражданское
население оккупированных врагом
территорий.
По планам Гитлера территория СССР,
оккупированная немецкими вооруженными
силами, превращалась в колониальное
пространство Германии. Задолго до начала
боевых действий Гитлер назначил
управляющих. Земля подлежала разделу
между немецкими офицерами и солдатами,
сохранившееся в живых русское население
становилось рабочей силой в их хозяйствах.
Все это было изложено в плане «Ост»,
принятом накануне нападения на СССР.
Специальная программа, реализация
которой поручилась Герингу (документ
назывался «Зеленая папка»), содержала
мероприятия по вывозу с территории СССР
материальных и культурных ценностей.
Таковы были истинные цели фашистов. Но
они до поры до времени не афишировались.
В пропагандистских выступлениях Гитлер
призвал своих верных солдат нанести
превентивный (опережающий) удар по СССР,
якобы в защиту немецкого Рейха от
«красной угрозы», исходящей от
коммунистического правления в СССР.
Эту версию поддерживали и сегодня еще
поддерживают те из живых немецких
генералов, кому надо обелиться, отмыть
руки, которые по локоть в крови от
зверств, творимых на Востоке.
В современной Германии, однако, звучит
правда о целях войны Гитлера в СССР. В
1980-е гг. сформировалась «критическая
школа» в рамках ведомства военно-исторических
исследований, главным итогом их
деятельности стало многотомное издание
«Германский Рейх и вторая
мировая война». В 1995 г. Гамбургский
институт социальных исследований
подготовил выставку: «Война на уничтожение:
преступления Вермахта в 1941–1945 гг.».на ее материалах
под реакцией Х. Греера опубликовано
700-страничное сопроводительное издание
– труд 29 авторов, обличающих
гитлеровское правительство и Вермахт.
Немецкая историография второй
мировой войны пополнилась работами и
других авторов, которые внесли в массовое
сознание народа убеждение, что вторжение
на Восток – это режим агрессии, террора
опустошения, а не «превентивная» война
в защиту третьего Рейха.
На этом фоне книга В. Суворова (Резуна)
«Ледокол», в которой А. Гитлер предстал
в виде жертвы, а вина за войну возложена
на СССР и лично Сталина, видится как
современная и более наукообразная
антирусская, антисоветская,
антикоммунистическая публикация в духе
пропагандистской кампании Геббельса.
Соседние файлы в предмете История
- #
- #
- #
- #
- #
- #