Основными элементами личности которые необходимо учитывать в процессе руководства людьми являются

Основными элементами личности, которые необходимо учитывать в процессе руководства людьми, являются:

Выберите один ответ.

a. уровень образования, производственный опыт

b. выносливость, сила, здоровье

c. направленность, способности, темперамент, характер

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 4 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

ПРЕДМЕТ: Теория менеджмента (2/2)

КУПЛЕНО РАЗ: 801

/teoriya-menedzhmenta-2-2/69487-osnovnymi-elementami-lichnosti-kotorye-neobkhodimo-uchityvat-v-protsesse-rukovodstva-lyudmi-yavlyayutsya

А. Файоль выделил следующие функции менеджмента

А. Файоль выделил следующие функции менеджмента: организации, планирования, координации, контроля, распорядительства. Какие функции к ним можно добавить сегодня:

Авторитарный стиль руководства обеспечивает:

Административные методы управления предполагают:

Бад-Гарцбургская модель делегирования полномочий предполагает, что сотрудники:

Бизнес-план является разновидностью:

Бюрократизация управления обусловлена:

В линейно-штабной структуре управления группа специалистов (штаб) выполняет следующие функции:

В период создания или перестройки организации нужны:

В процессе установления взаимосвязей между подразделениями фирмы реализуется функция:

В своей «Теории У» Д. Мак-Грегор утверждает, что среднему человеку присущи:

В споре гоголевских героев Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, который произошёл из-за старого ружья. Чем оно в данном случае было:

Власть руководителя в современных условиях:

Возможен ли полный рационализм в принятии управленческого решения:

Впервые понятие функций управления было сформулировано:

Всеобщее управление качеством предполагает:

Высшим уровнем потребностей человека в соответствии с концепцией А. Маслоу являются:

Гуманистический технократизм не предполагает обращение к человеку как:

Делегирование поллномочий предполагает

Деловая организация как эффективный инструмент ведения крупного бизнеса появилась:

Диспетчеризацией является:

Для высших руководителей наиболее предпочтительно иметь:

Долгосрочные планы разрабатываются в виде набора:

Инновационный процесс состоит из:

Используемый на практике стиль руководства зависит от:

К организационным способам стимулирования не относятся:

К принципам департаментализации относятся:

Какие критерии в процессе отбора решений в коммерческой фирме используются первыми:

Какие переговоры вели между собой гоголевские герои Чичиков и Коробочка:

Какие факторы рассматриваются при анализе микроокружения фирмы

Какими способностями должны, прежде всего, обладать менеджеры высшего уровня:

Какой способ принятия решений чаще всего используется руководителем низового звена:

Какой способ принятия решений чаще всего используется учёным:

Какой стиль руководства обобщённо отражает «Теория У» Д. Мак-Грегора:

Какой стиль руководства обобщённо отражает «Теория Х» Д. Мак-Грегора:

Качествами, делающими человека руководителем, являются:

Коллективное управление демонстрирует преимущества в случае:

Контроль — это процесс, обеспечивающий, прежде всего:

Контроль поведения исполнителя осуществляется:

Корректировку деятельности фирмы непосредственно предваряет процесс:

Линейная структура управления на практике:

Линейно-штабная структура управления предполагает, что сотрудники аппарата обладают:

Личностная направленность руководителей высшего уровня должна быть:

Масштабы формальной власти не измеряются:

Метод «мозгового штурма» предполагает

Метод экстраполяции используется в процессе:

Миссия фирмы отражает:

Мотивами называются:

На отношение подчинённых к своим обязанностям влияют:

Наиболее быструю реализацию управленческих решений обеспечивает:

Наиболее важным фактором внешней среды (из перечисленных), влияющим на ситуацию, в которой действует фирма, являются:

Объектом исследований А. Файоля (классическое направление в менеджменте) была:

Одной из стадий принятия управленческого решения является:

Определение основных направлений и пропорций развития фирмы составляет содержание:

Организационная культура выражается в:

Организационная структура управления не определяется

Организационная структура управления обусловлена:

Организационной формой инновационно-внедренческой деятельности является:

Основами власти руководителя над подчиненными могут быть

Основами власти руководителя являются:

Основной задачей управления компанией является:

Основной характеристикой организации как открытой системы является:

Основными регуляторами организационного поведения являются:

Основными элементами личности, которые необходимо учитывать в процессе руководства людьми, являются:

Отправным моментом стратегического планирования не является:

Отправным моментом стратегического планирования является:

Оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений, называется:

Пассивные руководители придерживаются следующей целевой ориентации:

Перспективное планирование предполагает составление планов на срок:

Повременная форма организации заработной платы применяется в отношении работников, результаты труда которых:

Под коллективом понимают:

Под стилем управления понимается система методов, приёмов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с выполнением их функций:

Полезная сторона конфликтов состоит в том, что они выявляют:

Представлением о будущем фирмы называется:

При демократическом стиле руководитель:

При планировании и прогнозировании используется метод экстраполяции:

Признаками группового единомыслия являются:

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации предполагает:

Причинами возникновения неформальных групп является

Причиной добровольного подчинения власти не является:

Проведение забастовки как формы трудового конфликта санкционируются:

Процесс контроля начинается с:

Процесс планирования обычно начинается с:

Процесс принятия решений относительно распределения ресурсов на предстоящий период называется:

Прямыми методами экономического стимулирования являются:

Психологическими характеристиками коллектива считаются:

Разновидностями организации, построенной на основе дивизионального принципа, являются:

Разновидностями организации, построенной на основе дивизионального принципа, являются:

Распорядительными полномочиями являются:

Российские специалисты в области управления начала ХХ века разрабатывали проблемы:

С точки зрения управления конформизм полезен тем, что:

Система мер для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели является составной частью:

Современная точка зрения на конфликт:

Современное понимание концепции социальной ответственности менеджмента предполагает:

Содержательные концепции мотивации:

Сосредоточение на высшем уровне управления принятия решений и ответственности означает:

Социальными характеристиками личности являются:

Стадией принятия управленческого решения не является:

Стадиями жизни трудового коллектива являются:

Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей:

Стратегией, гарантирующей фирме стабильные, хотя и невысокие доходы является:

Стратегическое управление фирмой решает задачи:

Стратегия лидерства в низких издержках ориентирована на

Стратегия предупреждения конфликта руководителем предполагает:

Стратегия разрабатывается высшим руководством компании и является долгосрочным программным документом для всех других уровней управления:

Стратегия разрешения конфликта руководителем предполагает:

Стратегия фирмы определяет тип её организационной структуры:

Стратегия, ориентирующая фирму на получение дополнительной прибыли за счёт экономии на постоянных затратах – это:

Стратегия, предполагающая обслуживание узкого сегмента потребителей с особыми запросами – это:

Стратегиями конфликтующих сторон по Томасу и Килменну могут быть:

Тактические планы и бюджеты разрабатываются при:

Тип организационной структуры фирмы определяется:

Управление на основе решения стратегических задач ориентировано на

Управление по целям предполагает, что:

Управленческие проблемы порождаются:

Управленческий континуум включает в себя следующие стили управления:

Условиями высокой эффективности трудового коллектива являются

Утверждение управленческого решения вышестоящим руководителем необходимо, поскольку он:

Фирма, имеющая дивизиональную структуру:

Флегматики представляют собой:

Формальная организация – это коллектив работников с установленной иерархией власти, деятельность которого осуществляется по утвержденным правилам и нормативам:

Формой производственного конфликта не является:

Функциями лидера не являются:

Холерики представляют собой:

Целеполагание является исходным моментом процесса планирования:

Цели организации могут приводиться в систему с помощью

Число уровней управления организацией зависит от:

Элементами организационной культуры являются:

Этапы развития конфликта:

Примеры вопросов по предмету

Менеджмент

Менеджмент (1-1) ММУ

• Личностная направленность руководителей высшего уровня должна быть:
• Содержательные концепции мотивации делают акцент на том:
• Психологическими характеристиками коллектива считаются:
• Впервые понятие функций управления было сформулировано:
• При авторитарном стиле руководитель:
• Стратегия разрешения конфликта руководителем предполагает:
• Стратегия предупреждения конфликта руководителем предполагает:
• Условиями высокой эффективности трудового коллектива являются:
• Современное понимание концепции социальной ответственности менеджмента предполагает:
• Какие факторы рассматриваются при анализе микроокружения фирмы:
• Проведение забастовки как формы трудового конфликта санкционируются:
• Прямыми методами экономического стимулирования являются:
• Стадиями жизни трудового коллектива являются:
• Авторитарный стиль руководства обеспечивает:
• А. Файоль выделил следующие функции менеджмента:
• Стратегиями конфликтующих сторон по Томасу и Килменну могут быть:
• Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации предполагает:
• Коллективное управление демонстрирует преимущества в случае:
• При демократическом стиле руководитель:
• Пассивные руководители придерживаются следующей целевой ориентации:
• Управленческий континуум включает в себя следующие стили управления:
• Признаками группового единомыслия являются:
• Неформальная организация возникает в связи с тем, что работники не могут:
• Российские специалисты в области управления начала ХХ века разрабатывали проблемы:
• Функциями лидера не являются:
• Основной характеристикой организации как открытой системы является:
• Под коллективом понимают:
• Для высших руководителей наиболее предпочтительно иметь:
• Основами власти руководителя являются:
• Наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местных традиций и нужд чаще всего обеспечивает:
• Тип организационной структуры фирмы определяется:
• Наиболее быструю реализацию управленческих решений обеспечивает:
• Какие критерии в процессе отбора решений в коммерческой фирме используются первыми:
• Бюрократизация управления обусловлена:
• Разновидностями организации, построенной на основе дивизионального принципа, являются:
• Перспективное планирование предполагает составление планов на срок:
• Оперативное управление предполагает:
• Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации предполагает:
• К принципам департаментализации относятся:
• Линейная структура управления на практике:
• Инновационный процесс состоит из:
• Метод экстраполяции используется в процессе:
• Метод «мозгового штурма» предполагает:
• Распорядительными полномочиями являются:
• Основными регуляторами организационного поведения являются:
• Стратегия не включает в себя:
• Всеобщее управление качеством предполагает:
• Стратегия, предполагающая обслуживание узкого сегмента потребителей с особыми запросами – это:
• Организационная структура управления не определяется:
• Тактические планы и бюджеты разрабатываются при:
• Разновидностями организации, построенной на основе дивизионального принципа, являются:
• Фирма, имеющая дивизиональную структуру:
• Миссия фирмы отражает:
• Основными элементами личности, которые необходимо учитывать в процессе руководства людьми, являются:
• Стратегия разрабатывается высшим руководством компании и является долгосрочным программным документом для всех других уровней управления:
• Контроль поведения исполнителя осуществляется:
• Организационная культура выражается в:
• Долгосрочные планы разрабатываются в виде набора:
• Задачами руководителя высшего ранга не являются:
• Высшим уровнем потребностей человека в соответствии с концепцией А. Маслоу являются:
• Бад-Гарцбургская модель делегирования полномочий предполагает, что сотрудники:
• Какими способностями должны, прежде всего, обладать менеджеры высшего уровня:
• Диспетчеризацией является:
• Административные методы управления предполагают:
• Полезная сторона конфликтов состоит в том, что они выявляют:
• Элементами организационной культуры являются:
• Формальная организация – это коллектив работников с установленной иерархией власти, деятельность которого осуществляется по утвержденным правилам и нормативам:
• Причинами возникновения неформальных групп является (найдите 3 правильных ответа):
• Основами власти руководителя над подчиненными могут быть:
• Деловая организация как эффективный инструмент ведения крупного бизнеса появилась:
• Управленческие проблемы порождаются:
• А. Файоль выделил следующие функции менеджмента: организации, планирования, координации, контроля, распорядительства. Какие функции к ним можно добавить сегодня:
• Используемый на практике стиль руководства зависит от:
• Оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений, называется:
• Стратегией, гарантирующей фирме стабильные, хотя и невысокие доходы является:
• Корректировку деятельности фирмы непосредственно предваряет процесс:
• Цели организации могут приводиться в систему с помощью:
• Определение основных направлений и пропорций развития фирмы составляет содержание:
• Процесс контроля начинается с:
• Линейно-штабная структура управления предполагает, что сотрудники аппарата обладают:
• Процесс принятия решений относительно распределения ресурсов на предстоящий период называется:
• К принципам департаментализации не относятся:
• Процесс планирования обычно начинается с:
• Организационная структура управления обусловлена:
• Возможен ли полный рационализм в принятии управленческого решения:
• Гуманистический технократизм не предполагает обращение к человеку как:
• Причиной добровольного подчинения власти не является:
• Делегирование полномочий предполагает:
• В своей «Теории У» Д. Мак-Грегор утверждает, что среднему человеку присущи:
• Представлением о будущем фирмы называется:
• Повременная форма организации заработной платы применяется в отношении работников, результаты труда которых:
• Процесс реализации решений не включает в себя этап:
• На отношение подчинённых к своим обязанностям влияют:
• Стратегическое управление фирмой решает задачи:
• Современная точка зрения на конфликт:
• Форма руководства не соответствующая демократическому стилю:
• Власть руководителя в современных условиях:
• Число уровней управления организацией зависит от:
• Утверждение управленческого решения вышестоящим руководителем необходимо, поскольку он:
• Какой способ принятия решений чаще всего используется учёным:
• Система мер для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели является составной частью:
• Какие переговоры вели между собой гоголевские герои Чичиков и Коробочка:
• Этапы развития конфликта:
• При планировании и прогнозировании используется метод экстраполяции:
• Формой производственного конфликта не является:
• Социальными характеристиками личности являются:
• Содержательные концепции мотивации:
• При либеральном стиле руководства руководитель:
• Флегматики представляют собой:
• Под стилем управления понимается система методов, приёмов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с выполнением их функций:
• К организационным способам стимулирования не относятся:
• Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей:
• С точки зрения управления конформизм полезен тем, что:
• Основной задачей управления компанией является:
• Стратегия, ориентирующая фирму на получение дополнительной прибыли за счёт экономии на постоянных затратах – это:
• Организационной формой инновационно-внедренческой деятельности является:
• Одной из стадий принятия управленческого решения является:
• Отправным моментом стратегического планирования является:
• Сосредоточение на высшем уровне управления принятия решений и ответственности означает:
• Бизнес-план является разновидностью:
• Холерики представляют собой:
• В линейно-штабной структуре управления группа специалистов (штаб) выполняет следующие функции:
• Какой стиль руководства обобщённо отражает «Теория Х» Д. Мак-Грегора:
• В процессе установления взаимосвязей между подразделениями фирмы реализуется функция:
• Какой стиль руководства обобщённо отражает «Теория У» Д. Мак-Грегора:
• Объектом исследований А. Файоля (классическое направление в менеджменте) была:
• Управление на основе решения стратегических задач ориентировано на:
• Масштабы формальной власти не измеряются:
• Контроль — это процесс, обеспечивающий, прежде всего:
• Наиболее важным фактором внешней среды (из перечисленных), влияющим на ситуацию, в которой действует фирма, являются:
• Управление по целям предполагает, что:
• Менеджмент как наука сложилась еще в древнейшие времена на основе обобщения опыта управления, обобщенного в старинных источниках (таблички эпохи Древнего Шумера, Библия и др.):
• Качествами, делающими человека руководителем, являются:
• Стадией принятия управленческого решения не является:
• Целеполагание является исходным моментом процесса планирования:
• Какой способ принятия решений чаще всего используется руководителем низового звена:
• Отправным моментом стратегического планирования не является:
• В споре гоголевских героев Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, который произошёл из-за старого ружья. Чем оно в данном случае было:
• Стратегия фирмы определяет тип её организационной структуры:
• Мотивами называются:
• Стратегия лидерства в низких издержках ориентирована на:
• В период создания или перестройки организации нужны:
• К бестарифной модели оплаты труда не относится:    

Вы здесь

3 Личность в организации

3.1 Понятия личности и принципы ее изучения

3.2 Основные детерминанты формирования личности

3.2.1 Способности личности

3.2.2 Мышление

3.2.3 Темперамент и его разновидности

3.2.4 Характер и его основные акцентуации

3.1 Понятия личности и принципы ее изучения

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Понятие «личность» каждая наука рассматривает по-разному.

Так философия связывает личность с наиболее существенными индивидуальными особенностями человека, которые связывают с характером, специальных отношений и с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие.

Этика рассматривает личность как высшую ценность, субъект нравственной деятельности, обладающая чувством долга, совестью, достоинством, убеждением.

Юриспруденция воспринимает личность как, прежде всего, дееспособного человека, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки.

Педагогика полагает, что личность – это предмет проектирования и направленного формирования.

Психология дает много определений, сколько ученых, столько определений. Общее то что личность – некое неповторимое единство, целостность.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Отечественный психолог Платонов сформировал принципы изучения личности которыми следует руководствоваться каждому, кто берется определять и прогнозировать поведение людей.

Принципы:

целенаправленности – на выявление положительного при опоре на которые происходит профессиональное совершенство (установлено, что поощрение как регулятор поведения дает лучший эффект, чем наказание);

изучения единства личности в сознании и деятельности (неправомерный разрыв при оценке поведения фактора личностных свойств таких как самооценка, ситуационные факторы, т.к. их влияние взаимосвязанные);

принцип системности изучения личности, всесторонности с учетом действия внешних и внутренних факторов;

объективности, обязательной проверки данных;

принцип динамичности, т.е. изучение личности – продолжительно, постоянно, чтобы отразить по возможности все ее стороны.

Данные принципы позволяют воспринимать системный подход управления персоналом как этико-методологическую норму правила на основе которой следует подходить к изучению, формированию и прогнозированию поведения человека в обществе.

Личность имеет общие и уникальные черты. Каждая личность имеет отличия от другой личности в одном, но в другом может быть схожа с ней. Источники различия в характеристиках личности представлены на рисунке 2.

Уровни нравственного развития цивилизаций – отражают нравственные нормы, являющиеся ценностной основой социальных связей и культуры межличностных отношений.

Природно-географическая среда воздействует на развитие личности, ее индивидуальные черты. Так, люди, выросшие на Крайнем севере, сдержаннее и организованнее, а южане – эмоциональнее, подвижнее и более возбудимые.

Рисунок 2 – Источники различий в характеристиках личности

Социально-культурный фактор – общество и окружающая макро- и микросреда.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) человека – специфика функционирования нервной системы человека, характеристика деятельности основных нервных процессов – возбуждения и торможения и т.д.

Анатомо-физиологические особенности – особенности анатомической и физиологической структуры тела человека.

Задатки – анатомо-физиологические особенности строения головного мозга, влияющие на развитие способностей человека.

Темперамент – устойчивая система динамических особенностей психической деятельности человека

Кроме вышеперечисленных факторов у любой личности есть направленность.

Направленность создает устойчивость организационного поведения человека независимо от конкретной специализации, обуславливающей его цели и мотивы.

Для определения направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 году, с помощью которой можно выявить 3 типа направленности личности:

на взаимодействие или на общение – человек стремиться сотрудничать с коллегами, подогревать хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы в не зависимости от их содержания, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы;

– на задание – деловая направленность предполагает, что человек делает упор на достижение целей. Например, получение реальных результатов и овладение новыми знаниями;

на себя – состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться многого и при возможности делать это за счет других, характеризует агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность.

В коллективе многие люди пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной работы создают только видимость работы.

Знания направленности сотрудников определяемы с помощью специальных тестов, помогающих найти правильный подход к людям и значительно облегчить процесс руководства ими.

3.2 Основные детерминанты формирования личности

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни, оно обусловлено множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относится социальная среда, в которой интегрируются три среды:

природная – общий «фон» общества, который включает в себя: состояние атмосферы, водный компонент, состав поверхности земли, структуру ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения;

среда «второй природы» – модификация природной среды, преобразованной людьми: угодья, дороги, зеленые насаждения, домашние животные, культурные растения;

среда «третьей природы» – искусственного мира, созданного человеком, не имеющего аналогов в естественном мире: асфальт, бетон городов, пространство жизни и работы, транспорт, технологические объекты, мебель, культурно-архитектурная среда.

К внутренним детерминантам относятся: генетические, биологические и физиологические факторы.

Рисунок 3 отражает формально-динамическую модель личности.

Рисунок 3 – Формально-динамическая модель личности (Либин А.В., 1995 год)

1 – моторные стили, перцептивные стили (стили восприятия);

2 – стили операций и действий;

3 – когнитивные стили (устойчивые способы приема и переработки информации, проявляющиеся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов, влияющий на все уровни ментальной иерархии, включая личностные особенности), стили мышления;

4 – эмоциональные стили, мотивационные. Защитные стили (способы снижения уровня тревожности; замещающие формы разрешения внутриличностных конфликтов), стили совладения (конструктивные способы поведения в ситуации, оцениваемой как угрожающая, позволяющие справиться со стрессом), стили поведения и деятельности;

5 – стили жизни – устойчивая характеристика иерархии жизненных ценностей и предпочитаемых индивидом способов их достижения (Адлер А., 1927).

Рассмотрим более подробно биологические факторы, являющиеся основой личности согласно представленной модели.

3.2.1 Способности личности

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех выполнения той или иной деятельности и легкость (различия в динамике) овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Способности – проявляются в знаниях, умениях, навыках, но к ним не сводятся. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений, навыков.

Нет способностей вне деятельности. В ней они: проявляются и формируются

Уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Способности делятся на следующие.

Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук.

Потенциальные – не реализуется в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные (реализованные) – относятся не только те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности, но и те, которые реализуются и развиваются в иных видах деятельности. Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие.

Специальные способности по своему характеру бывают:

интерсоциальные – ориентируются на организацию, на взаимодействие людей и управление ими, такие способности для руководителей и нижнего звена;

конструктивные – направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности (нужны руководителям верхнего звена, вырабатывающих политику организации).

Можно продолжить классификацию способностей на:

– теоретические, определяющие склонность человека к абстрактнологическому мышлению и практические, лежащие основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

– учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

– способности к общению, взаимодействию с людьми и предметнодеятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку и обеспечивающих относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности – составляет одаренность

Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство – это когда «что делать» и «как делать» – одновременно, т.е. нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения. Мастерство – это изменяющаяся и развивающая структура. «Нет предела совершенству».

Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей, их своеобразное сочетание, реализованных человеком в определенной области. Талант также проявляется и развивается в деятельности.

Высшая степень творческих проявлений личности называется «гениальностью» – высший уровень развития способностей выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Пути выявления способностей:

1. Устойчивость интереса.

2. Успешность и стабильность результатов в новой ситуации при решении новых задач, по отношению к которым не были усвоены определенные знания, навыки, умения, стереотипы решения.

3. Способности решения – оригинальность, нестандартные решения по отношению к стандартным ситуациям.

4. Готовность к труду, трудолюбие – как общая способность, работоспособность – воля, настойчивость, собранность, ответственность, заинтересованность.

Формирование способностей.

1. Раннее начало.

2. Сензитивные периоды для развития способностей. (3-5 лет – речь, 5-7 лет – обучение чтению, физическим упражнениям, 12-16 лет математика…).

3. Развитие личностных качеств – воли, работоспособности, настойчивости, возможности самовоспитания и самосовершенствования…

4. Правильное обращение с мотивацией – принуждение может погасить спонтанную активность ребенка и заглушить способность.

5. Создание условий – социальных, бытовых…

Общие способности людей во многом связаны с их мышлением.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет более полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты.

3.2.2 Мышление

Мышление – психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. Психофизиологической основой познания в процессе мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

В зависимости от того, какие задачи по содержанию и значению человеку приходится решать, его мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным и абстрактно-логическим (словесно-логическое).

Наглядно-действенное мышление связано с практической деятельностью человека, с решением мыслительной задачи по планированию, прогнозированию или контролю конкретным действием. Этот вид мышления проявляется наиболее ярко в экстремальных аварийных ситуациях, когда задача подчас решается только на основе имеющегося практического опыта.

Наглядно-образное мышление – решение задач осуществляется с помощью образов, предметов или явлений окружающей действительности, уже встречавшихся человеку в его деятельности. Например, специалист по маркетингу часто прослеживает «в уме» весь путь товара от его изготовления через хранение, транспортировку до реализации.

Словесно – логическое мышление – это понятийное мышление, осуществляемое в вербальной (словесной) форме, когда работник оперирует наиболее обобщенными, отвлеченными понятиями. Так, в рыночной системе хозяйства экономисту не обойтись без таких научных абстракций, как цена, стоимость, прибыль и т.д.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности – глубина мысли, широта, гибкость, быстрота и критичность ума – нужны практически каждому работнику. Особенно это относится к самостоятельности мышления, которая определяет поведение человека в различных ситуациях, его умение найти оригинальные способы решения проблемной ситуации. Это качество вместе с гибкостью и критичностью ума обеспечивает творческий подход к делу.

Типы мышления по Павлову:

1) художественное мышление – своеобразная образность, яркость, богатая фантазия, но импульсивность, непоследовательность и прерывность (предприниматели и лица склонные к занятию искусством);

2) логическое мышление – характеризуется ясностью, последовательностью, глубиной, но излишне ответственность, абстрактностью, не всегда понятной окружающим;

3) смешанный тип – все черты, но не ярко выраженные, дает его обладателям необходимую широту взглядов и самостоятельность.

3.2.3 Темперамент и его разновидности

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения которое может быть стабильным и нет. Эти типы появляются в единстве с его направленностью на себя и внутренним миром, называются интраверсией и с направлением на окружающих экстраверсией образуют 4 типа темперамента.

Темперамент – индивидуально-психологическое свойство человека, обусловливающее динамические особенности его психической деятельности.

Темперамент состоит из следующих основных компонентов:

общая активность психической деятельности проявляется «в тенденции личности к самовыражению, эффективности и преобразованию внешней действительности»;

– моральная активность характеризует состояние двигательного и речедвигательного аппарата. К качествам двигательного компонента относятся быстрота, сила, резкость, ритм мышечных движений и речи человека;

эмоциональная активность выражается во впечатлительности, импульсивности и эмоциональной лабильности (т.е. скорости, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим).

Сочетание трех компонентов темперамента обеспечивает своеобразие деятельности каждого человека и имеет устойчивые внешние признаки, внешнее выражение.

Тип темперамента находит проявление в трудовой деятельности человека, его взаимодействии с другими работниками. Поэтому менеджеры, зная тип темперамента работника (используя различные методики) могут прогнозировать поведение в той или иной конкретной ситуации.

Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Также в практике работы менеджера необходимо учитывать деление людей на экстравертов и интровертов.

Экстраверты – ориентированы на реальность, общительны, деятельностны, любят риск и обычно хорошие организаторы и лидеры в компании.

В системе управления им в большей степени подходят роль руководителей нижнего и среднего уровня (больше времени на общение и организацию)

Интраверты – больше аккуратны, основательны, нединамичны, имеют более высокий уровень интеллекта и они идеальные менеджеры высшего ранга. Главная их сила в умении анализировать и мыслить.

Основные свойства темперамента представлены в таблице 1.

Рассмотрим типы темперамента с учетом экстраверсии и интроверсии и стабильностью и нестабильностью нервных процессов.

Сангвиник – стабильный экстраверт.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро переучивается, но не любит однообразной работы.

Управление подчиненным-сангвиником:

– использовать хорошие организационные способности такого подчиненного по созданию эффективной команды;

– создавать перспективы карьеры и заработка, в противном случае он может уволиться и перейти к конкуренту;

– увлекать новой задачей, стимулировать, контролировать выполнение задания; загружать делами; поддерживать формально-деловые отношения.

Высший руководитель, имеющий сангвинический темперамент, ждет от своих подчиненных высокого профессионализма, самоотдачи в работе и подчеркнутой деловитости в общении.

Флегматик – стабильный интроверт.

Таблица 1 – Основные свойства темперамента

Флегматик ровен в поведении. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен.

Управление подчиненным-флегматиком:

– рекомендуется использовать его на участках работы, требующих хорошей концентрации внимания, а также там, где нужно работать в условиях однообразия и монотонности (составление отчетов, обобщение большого массива фактических данных);

– поскольку в стрессовых ситуациях флегматик сохраняет спокойствие и самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов в команде;

– при формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; обязательно контролировать выполнение задания, стимулировать и «подгонять», держать активный контакт и заинтересовывать; активизировать инициативу, например, на совещаниях интересоваться его мнением;

– не использовать на участках работы, где требуется высокая скорость принятия решения и общительность;

– учитывать, что флегматик хорошо отдыхает и восстанавливает работоспособность в условиях уединения.

Если флегматический темперамент имеет высший руководитель, то он ждет от подчиненных активности, инициативы и самостоятельности. Он нуждается также в постоянной обратной связи: докладах и записках о том, как идут дела, что удалось сделать, а что – не удалось и т.п.

Холерики – это неустойчивые, нестабильные экстраверты.

Холерики отличаются большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил. Настроение холерика неустойчиво. Даже незначительный повод может его изменить.

Управление подчиненным-холериком:

– давать поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применять умеренный контроль;

– поручать задачи, требующие высокой творческой активности, если подчиненный-холерик является профессионалом в определенной области;

– учитывая тот факт, что подчиненный стремится сделать карьеру и чувствовать себя значимым, создавать перспективу повышения; использовать на прорывах, инновациях;

– посылать в командировки для завязыванию связей и контактов с клиентами и партнерами;

– организовывать общение в нейтрально-партнерском стиле, поскольку подчиненный-холерик плохо переносит власть и давление;

– не создавать тандемы «холерик – флегматик» и «холерик – меланхолик». В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик – испытывать неуверенность в себе. Во втором – меланхолик будет переживать и обижаться на вспыльчивость холерика;

– учитывать, что холерик восстанавливается в условиях активного отдыха и общении с большим количеством различных людей (знакомых и незнакомых).

Если холерик высший руководитель, то он часто реализует в управлении сильный и авторитарный стиль, требует от подчиненных высокой работоспособности, ждет от них быстрых решений, не любит, когда ему сопротивляются.

Меланхолик – нестабильный интроверт.

Меланхолики повышенно впечатлительны, эмоциональны, отзывчивы и легкоранимы. Они медленно осваиваются и привыкают к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникает паническое состояние, уныние, тоска.

Управление подчиненным-меланхоликом:

– нуждается в эмоциональной поддержке и позитивной оценке в случае достижений;

– нежелательно критиковать в присутствии других людей, лучше – наедине;

– не рекомендуется назначать на управленческие должности; поддерживать позитивную атмосферу в компании и подразделениях;

– не рекомендуется использовать на участках работы, связанных с риском и стрессом;

– можно найти конструктивное применение интуиции подчиненногомеланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов;

– можно применять способности меланхолика в реализации поддержки и сочувствия тем сотрудникам, которые переживают личное горе.

Чаще всего меланхолик работает в позиции подчиненного, в неформальной структуре играет роль ведомого. Довольно редко люди с этим темпераментом становятся руководителями. Но если все, же это произошло, руководитель-меланхолик нуждается в постоянной эмоциональной поддержке друзей и близких людей.

Люди способны действовать вразрез с их типом темперамента, но, как правило, их поведение соответствует приведенному выше (аналогично левша может действовать правой рукой, но левой ему привычнее).

Перечисленные четыре темперамента являются относительно устойчивыми и мало подвержены изменениям под влиянием среды и воспитания. Вместе с тем они не характеризуют содержательную сторону личности, ее мотивации, ценности, потребности.

Темпераменты как врожденные стили приспособления неразрывно связаны с инстинктами человека. Инстинкты – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как генетическая программа приспособления есть и у животных, но инстинкты человека – качественно иная, чем у животных, программа адаптации. Инстинкт самосохранения и инстинкт про-должения рода базовые, они обеспечивают физическое выживание человека и человеческого вида. Специфические человеческие инстинкты – исследовательский инстинкт и инстинкт свободы – обеспечивают первичную специализацию человека, а инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех остальных инстинктов. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее.

По доминированию того или иного инстинкта можно выделить семь типов людей.

Эгофильный тип – доминирует самосохранение.

Генофильный тип – доминирует инстинкт продолжения рода. Альтруистический тип – доминируют инстинкт альтруизма.

Исследовательский тип – доминируют инстинкт исследования.

Доминантный тип – инстинкт доминирования.

Либертофильный тип – доминирует инстинкт свободы.

Дигнитофильный тип – доминирует инстинкт сохранения достоинства.

При доминировании одного инстинкта односторонни и тенденции развития личности.

Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников. Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия.

Типологические профили помогут не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает дополнительные трудности на работе.

3.2.4 Характер и его основные акцентуации

Характер – установленный индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярких выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манере, отношения к окружающим, своих обязанностях и к самому себе.

Характер также представляет собой итог взаимодействия естественных факторов (эмоцианальность, активность) и обстоятельств жизни (социальные факторы, работа, жилье).

Естественные факторы придают устойчивость характеру, а жизненные обстоятельства его изменяют.

Качества (черты) характера подразделяются на:

черты, проявляющиеся в деятельности (трудолюбие, инициативность, требовательность);

черты, проявляющиеся к самому себе (эгоизм, скромность, гордость, честность);

черты, проявляющиеся по отношению к вещам (бережность, аккуратность, скупость);

черты, проявляющиеся по отношению к людям (вежливость, чуткость, милосердие, отзывчивость, откровенность, недоверчивость).

Элементы характера.

1 Эмоциональность – реакция человека на различные внешние и внутренние раздражители.

Внешние выражаются в эмоциях, как положительных, так и в отрицательных.

2 Активность – потребность к деятельности

Может быть высокая, низкая.

3 Свойство вторичности или первенства характера в его основе лежат особенности человека:

сила – возможность субъекта сохранять нормальную работоспособность при нервных и эмоциональных нагрузках;

уравновешенность, т.е. поведение примерных и эмоциональных нагрузках;

подвижность – выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умение легко приспосабливаться.

Лицам с первичными свойствами – легко удается все три особенности человека, они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но не уверенны в себе и не способны к рутинной работе.

Люди с вторичными чертами характера – терпеливы, стабильного поведения, верны принципам и привычкам, уверены в себе, слабо подвержены влиянию работы, но с трудом приспосабливаются к новому.

Без учета характера сотрудников управлять в современных условиях сложно, поэтому менеджеру необходимо знать основные акцентуации характера.

В чистом виде каким-то одним видом характера обладает примерно 50 % людей.

Акцентуации характера по характерологическому опроснику К.Леонгарда.

1. Гиперактивный. Человек очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Для него характерна частая смена профессии и места работы.

2. Дистимичный (дистимичность). У этого типа людей наблюдаются постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Их тяготят шумные общества, с сослуживцами близко они не сходятся. Они хорошо справляются с работой, при которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.

3. Циклоидный (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

4. Эмотивный (эмоциональность). Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Конфликты воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.

5. Демонстративный (демонстративность). Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Такого человека угнетают замкнутый круг общения, однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

6. Возбудимый (возбудимость). У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Из-за неуживчивости характера они часто меняют место работы.

7. Застревающий (застревание). Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками.

У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей.

Эти люди хорошо себя проявляют в работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

8. Педантичный (педантичность). У этих людей выражена занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, бумажная работа. Они не склонны к перемене места работы.

9. Тревожный (тревожность). Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

10. Экзальтированный (экзальтированность). Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Неудачи и горестные события воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии.

Вопросы для самоконтроля

1 Назовите общие и уникальные черты личности.

2 Что отражают уровни нравственного развития цивилизаций?

3 Что Вы понимаете под понятием «задатки»?

4 Что из себя представляют анатомо-физиологические особенности?

5 Дайте определение темперамента и его разновидности.

6 Перечислите основные детерминанты формирования личности.

7 В чем проявляются способности личности?

8 Назовите уровни способностей личности.

9 Перечислите пути выявления способностей.

10 Что Вы понимаете под мышлением?

11 Перечислите типы мышления по Павлову.

12 Что представляет собой характер и его основные акцентуации?

Список рекомендуемых источников

1 Алиев, В.Г. Организационное поведение: учебник для вузов / В.Г. Алиев, С.В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. – метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 310 с.

2 Резник, С.Д. Организационное поведение: учебник /С. Д. Резник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 430 с.

3 Одегов, Ю.Г. Организационное поведение в структурно-логических схемах: учебное пособие /Ю. Г. Одегов, В.В. Козлов, В. Н. Сидорова. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 360 с.

4 Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. /Н.В.Федорова, О.Ю.Минченкова – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.

5 Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2001. – 496 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фуразолидон инструкция цена в москве таблетки
  • Фуразолидон инструкция цена в москве таблетки
  • Ультразвуковая диагностика мягких тканей руководство
  • Назик спрей для носа взрослым цена отзывы инструкция по применению
  • Часы авиационные ачс 1 инструкция по эксплуатации