Основными объектами управляющих воздействий руководителя являются а вышестоящее руководство

                                                  
Вариант -1

1.Учение, центральной проблемой которого является добро и зло
называется:

а)
этикой;                                                                                                                             
                б) моралью;

в) нравственностью.

2. Какие элементы входят в структуру этики?

а) нравы – обычай — мораль;

б) история этики – теория морали — прикладная этика;

в) моральное сознание – моральное поведение – моральные нормы.

3. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения
своего предмета через;

а) рационализацию художественного мира;

б) переживание;

в) описание мира при помощи символов.

4. Этика – это …

а)  наука, предметом которой является мораль;

б)  наука, предметом которой является общество;

в)  наука, предметом  которой является мировоззрение

5. Профессиональная этика относится к …

а)  теории морали;

б)  нормативной этике;

в)  прикладной этике

6. Гуманистическая этика …

а) включает внешнее влияние на человека с позиции власти и силы;

б) считает, что человек не имеет своей  ценности;

в) рассматривает человека в телесно-духовной целостности

7. Авторитарная этика …

а) считает, что человек не имеет своей  ценности;

б) рассматривает человека в телесно-духовной целостности;

в) считает, что цель человека – быть самим собой

8. Прикладная этика включает …

а) теорию морали;

б) этику делового общения;

в) нормативную этику

9. Деловое общение
основывается на знаниях:

а) социологии;

б) психологии;

и) менеджмента;

г) логики;

10. К вербальным
средствам общения относятся:

а) устная речь;

б) письменная речь

в) устная и письменная
речь;

г) интонации голоса.

11. Какие из
перечисленных средств общения относятся к невербальным?

а) жесты;

б) позы;

в) мимика;

г) все перечисленные;

д) выражение лица.

12. Чье восприятие образа
другого человека более объективно?

а) человека с
положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде;

б) эмоциональной женщины;

в) человека авторитарного
типа;

г) конформной (склонной к
приспособленчеству) личности;

д) человека с низкой
самооценкой.

13. Для результативного
проведения деловых встреч, бесед, переговоров:

а) необходимо
контролировать свои движения и мимику;

б) стараться
интерпретировать реакции партнера;

в) понимать язык
невербальных компонентов общения;

г) пользоваться всеми
выше перечисленными пунктами.

14.  Конфликт – это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно
направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

15. Противоборство – это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

16. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта
между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание
хотя бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений,
а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих
сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые
заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие
возможностей по их реализации.

17. Конфликтная ситуация – это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального
взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между
ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального
взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

18. Причина конфликта – это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют
конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального
взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства
между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

19. То, из-за чего возникает конфликт, – это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

20. Образ конфликтной ситуации – это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного
взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект
социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного
взаимодействия целей конфликта.

21. Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства
между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

22. Стороны конфликта – это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии
конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в
состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии
конфликта и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению
конфликта.

23. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем,
что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные
противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) межличностному, экономическому;

г) острому и длительному;

д) деструктивному.

24. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в…

а) служебной сфере

б) сфере общения

в) процесс взаимодействия

г) личном плане

25. Специфической особенностью делового общения является…

а) неограниченность во времени

б) регламентированность

в) отсутствие норм и правил

г) разговор по душам

                                                           
Вариант -2

1.
Деловой этикет включает в себя группы правил 
a) нормы, взаимодействие равных по статусу 
б) наставления, определенный контакт руководителя и подчиненного 
в) требования руководителя к высшему управленческому звену 

г)
приказы подчиненного для руководителя

2.
Установка контакта (знакомства) в деловом общении предполагает 
a) соблюдение нейтралитета 
б) нарушение правил этикета 
в) понимание другого человека 
г) представление себя другому человеку

3.
Служебные контакты должны строиться на… 
a) партнерских началах 
б) взаимном интересе 
в)личной выгоде 
г) корыстном интересе

4.
Залог успеха деловой беседы проявляется через ее участников в… 
a) компетентности 
б) тактичности и доброжелательности 
в) грубости и резкости 
г) конфликтности, возбудимости

5.
Важным элементом деловой беседы является умение… 
a) говорить 
б) молчать 
в) слушать 
г) критиковать

6.
Наиболее распространенной формой делового общения является… 
a) монолог 
б) общение группой 
в) диалоговое общение 
г) молчание

7.
Главное требование культуры общения по телефону – это… 
a) краткость (лаконичность) изложения 
б) длительность общения 
в) четкость изложения 
г)  жесткость в разговоре

8.
Деловые беседы и переговоры осуществляются в форме… 
a)  невербальной 
б)  вербальной 
в)  рефлексивной 
г)  нерефлексивной

9.
Деловые беседы часто проходят… 
a)  на улице 
б) в формальной обстановке 
в)  в общественном транспорте 
г)  в неформальной обстановке

10.
Деловая беседа может… 
a)  предварять переговоры 
б)  вредить переговорам 
в) быть их составной частью 
г) способствовать конфликтной ситуации

11.
Общение всегда есть диалог 
a) одного человека с другим 
б) наедине с собой 
в) человека с машиной 
г)  технических устройств

12.
Профессиональное общение руководителя зависит от… 
a) характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными 
б) установок и ценностей руководителя 
в) характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами 
г) все ответы верны

13.
Основными объектами управляющих воздействий руководителя являются… 
a) вышестоящее руководство 
б) работники 
в)  партнеры
г) организация в целом

14.
Основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во
взаимодействии с… 
а) персоналом 
б) высшим руководством 
в) подрядчиками 
г) клиентами

15.
Управленческая деятельность часто протекает на фоне действия ситуаций…
a) противоположных 
б) конфликтных 
в) любовных 
г) нестандартных

16.
Лидерство связано с управлением по следующим направлениям: 
a)  организация и коррекция деятельности работников 

б) 
мотивирование деятельности подчиненных 
в) обеспечение представительства группы 
г) все ответы верны

17.
Выход из конфликта предполагает –
a) эскалацию конфликта
б) игнорирование ситуации 
в) определение причины конфликта 
г) поиск путей решения конфликта

18.
Деловая беседа… 
a) характеризуется частым переходом от одной темы к другой 
б) направлена на достижение определенных производственных задач и проблем 
в) позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их 
г) отличается разнообразием обсуждаемых тем

19.
Проводя кадровую беседу, руководитель должен учитывать типичные черты характера
своего собеседника, которые по-разному проявляются в отношении к: 
а) своему коллективу 
б) делу 
в) политике 
г)  искусству

20.
При приёме на работу в кадровой беседе оценивают претендента по:
a) умению спорить 
б)  способности к общению 
в) внешнему виду 
г) невнимательности к говорящему

21.
При подготовке к собеседованию важно соблюдать правила Делового этикета: 
a) собеседование должно начаться в назначенное время 
б) проводящий беседу должен встать, поприветствовать гостя 
в) приглашенный должен опоздать на встречу 
г) секретарь не должен быть в курсе дела

22. Обмен информации между людьми – это …

а) перцептивная сторона общения;

б) коммуникативная сторона общения;

в) интерактивная сторона общения

23. Организация взаимодействия между людьми – это …

а) перцептивная сторона общения;

б) коммуникативная сторона общения;

в) интерактивная сторона общения

24. Процесс восприятия друг друга партнерами – это …

а) перцептивная сторона общения;

б) коммуникативная сторона общения;

в) интерактивная сторона общения

25.
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между
людьми в… 
а) служебной сфере 
б) сфере общения 
в) процессе взаимодействия 
г) личном плане

                                                          
Вариант -3

1. Этика – это …

а)  наука, предметом которой является мораль;

б)  наука, предметом которой является общество;

в)  наука, предметом  которой является мировоззрение

2. Какие элементы входят в структуру этики?

а) нравы – обычай — мораль;

б) история этики – теория морали — прикладная этика;

в) моральное сознание – моральное поведение – моральные нормы.

3. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ
постижения своего предмета через;

а) рационализацию художественного мира;

б) переживание;

в) описание мира припомощи символов.

4. Интонация – это …

а) система слов, выражений и правил их соединения;

б)
эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же
фразе;

в)
поза, взгляд собеседника

5.
Язык – это …

а)
система слов, выражений и правил их соединения;

б)
эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же
фразе;

в)
поза, взгляд собеседника

6.
Мимика – это …

а)
система слов, выражений и правил их соединения;

б)
эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же
фразе;

в)
поза, взгляд собеседника

7.
Процесс двустороннего обмена информацией – это …

а)
тактика общения;

б)
коммуникативная компетентность;

в)
коммуникация

8.
Реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии – это …

а)
тактика общения;

б)
коммуникативная компетентность;

в)
коммуникация

9.
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
– это …

а)
тактика общения;

б)
коммуникативная компетентность;

в)
коммуникация

10.
«Контакт масок» – это вид общения, при котором …

а)
набор выражений лица, жестов, стандартных фраз позволяет скрыть настоящие
эмоции;

б)
партнера оценивают как нужный или мешающий объект;

в)
вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли

11.
 Формально-ролевое общение – это вид общения, при котором …

а)
набор выражений лица, жестов, стандартных фраз позволяет скрыть настоящие
эмоции;

б)
партнера оценивают как нужный или мешающий объект;

в)
вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли

12.
Примитивное общение – это вид общения, при котором …

а)
набор выражений лица, жестов, стандартных фраз позволяет скрыть настоящие эмоции;

б)
партнера оценивают как нужный или мешающий объект;

в)
вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли

13.
Манипулятивное общение – это вид общения, при котором …

а)
учитывают особенности личности партнера, но интересы дела белее значимы, чем
возможные личностные расхождения;

б)
можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов;

в)
главное — извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов

14.
Деловое общение – это вид общения, при котором …

а)
учитывают особенности личности партнера, но интересы дела белее значимы, чем
возможные личностные расхождения;

б)
можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов;

в)
главное — извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов

15.
Духовное или межличностное общение – это вид общения, при котором …

а)
учитывают особенности личности партнера, но интересы дела белее значимы, чем
возможные личностные расхождения;

б)
можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов;

в)
главное — извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов

16.
Какие позиции соответствуют эффективной деловой беседе?

а)
в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;

б)
в ходе общения партнеру предоставляется возможность полностью изложить свою
точку зрения на решаемую проблему;

в)
партнер слышит только то, что хочет услышать;

г)
в процессе общения лучший партнер тот, кто умеет хорошо говорить;

д)
лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать;

17.
Коммуникативная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

18.
Перцептивная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

19. 
 Интерактивная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

20.
Система слов, выражений и правил их соединения – это …

а)
интонация;

б)
язык;

в)
мимика

21.
Эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же
фразе – это …

а)
интонация;

б)
язык;

в)
мимика

22.
Поза, взгляд собеседника – это …

а)
интонация;

б)
язык;

в)
мимика

23.
Коммуникация – это …

а)
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты;

б)
реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии;

в)
процесс двустороннего обмена информацией

24.
 Тактика общения – это …

а)
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты;

б)
реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии;

в)
процесс двустороннего обмена информацией

25.
Коммуникативная компетентность – это …

а)
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты;

б)
реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии;

в)
процесс двустороннего обмена информацией

                                                      
Вариант – 4

1 . Профессиональная этика относится к …

а)  теории морали;

б)  нормативной этике;

в)  прикладной этике

2. Гуманистическая этика …

а) включает внешнее влияние на человека с позиции власти и силы;

б) считает, что человек не имеет своей  ценности;

в) рассматривает человека в телесно-духовной целостности

3. Авторитарная этика …

а) считает, что человек не имеет своей  ценности;

б) рассматривает человека в телесно-духовной целостности;

в) считает, что цель человека – быть самим собой

4. Прикладная этика включает …

а) теорию морали;

б) этику делового общения;

в) нормативную этику

5.Деловое общение
основывается на знаниях:

а) социологии;

б) психологии;

и) менеджмента;

г) логики;

6. К вербальным средствам
общения относятся:

а) устная речь;

б) письменная речь

в) устная и письменная
речь;

г) интонации голоса.

7. Какие из перечисленных
средств общения относятся к невербальным?

а) жесты;

б) позы;

в) мимика;

г) все перечисленные;

д) выражение лица.

а) человека с
положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде;

б) эмоциональной женщины;

в) человека авторитарного
типа;

г) конформной (склонной к
приспособленчеству) личности;

д) человека с низкой
самооценкой.

9. Для результативного
проведения деловых встреч, бесед, переговоров:

а) необходимо
контролировать свои движения и мимику;

б) стараться
интерпретировать реакции партнера;

в) понимать язык
невербальных компонентов общения;

г) пользоваться всеми
выше перечисленными пунктами.

10. Конфликт – это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно
направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

11. Противоборство – это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г) борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

12.
Духовное или межличностное общение – это вид общения, при котором …

а)
учитывают особенности личности партнера, но интересы дела белее значимы, чем
возможные личностные расхождения;

б)
можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов;

в)
главное — извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов

13.
Какие позиции соответствуют эффективной деловой беседе?

а)
в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;

б)
в ходе общения партнеру предоставляется возможность полностью изложить свою
точку зрения на решаемую проблему;

в)
партнер слышит только то, что хочет услышать;

г)
в процессе общения лучший партнер тот, кто умеет хорошо говорить;

д)
лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать;

14.
Коммуникативная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

15.
Перцептивная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

16. 
Интерактивная сторона общения – это …

а)
обмен информации между людьми;

б)
организация взаимодействия между людьми;

в)
процесс восприятия друг друга партнерами

17.
Система слов, выражений и правил их соединения – это …

а)
интонация;

б)
язык;

в)
мимика

18.  Конфликтная ситуация – это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального
взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между
ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального
взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

19. Причина конфликта – это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют
конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального
взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства
между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

20. То, из-за чего возникает конфликт, – это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

21. Образ конфликтной ситуации – это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного
взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект
социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного
взаимодействия целей конфликта.

22. Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов
социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства
между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

23. Стороны конфликта – это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии
конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в
состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии
конфликта и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению
конфликта.

24. Проводя кадровую беседу, руководитель должен учитывать типичные
черты характера своего собеседника, которые по – разному проявляются в
отношении к:

а) своему коллективу

б) делу

в) политике

г) искусству

25. При приеме на работу в кадровой беседе оценивают претендента по:

а) умению спорить

б) способности к общению

в)  внешнему виду

г) невнимательности к говорящему

Ключи к итоговым тестам вариант № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

в

а

а

в

в

в

а

б

а

г

а

г

д

д

в

б

в

в

д

а

а

б

а

б

Ключи к итоговым тестам вариант № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

в

а

а

в

в

в

а

б

а

г

а

г

д

д

в

б

в

в

д

а

а

б

а

б

                       Ключи к итоговым тестам вариант № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а,б

г

а

а,б

в

в

а,в

б

г

в

а

г

г

а

б

а

а

в

б

б

а

б

в

а

а

                            Ключи к итоговым тестам вариант № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а,б

г

а

а,б

в

в

а,в

б

г

в

а

г

г

а

б

а

а

в

б

б

а

б

в

а

а

Ключи к итоговым тестам вариант № 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

в

а

б

а

в

в

а

б

а

в

б

в

а

б

б

а

в

б

б

а

в

в

б

а

                    Ключи к итоговым тестам вариант № 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

в

а

б

а

в

в

а

б

а

в

б

в

а

б

б

а

в

б

б

а

в

в

б

а

                        Ключи к итоговым тестам вариант № 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

в

в

в

а

б

а

г

а

г

д

д

б

б

а

в

б

б

б

в

в

д

а

а

б

б

Ключи к итоговым тестам вариант № 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

в

в

в

а

б

а

г

а

г

д

д

б

б

а

в

б

б

б

в

в

д

а

а

б

б

1. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в…
a. служебной сфере
b. сфере общения
c. процессе взаимодействия
d. личном плане

2. Специфической особенностью Делового общения является…
a. неограниченность во времени
b. регламентированность
c. отсутствие норм и правил
d. разговор по душам

3. Деловой этикет включает в себя группы правил
a. нормы, взаимодействие равных по статусу
b. наставления, определенный контакт руководителя и подчиненного
c. требования руководителя к высшему управленческому звену
d. приказы подчиненного для руководителя

4. Установка контакта (знакомства) в Деловом общении предполагает
a. соблюдение нейтралитета
b. нарушение правил этикета
c. понимание другого человека
d. представление себя другому человеку

5. Служебные контакты должны строиться на…
a. партнерских началах
b. взаимном интересе
c. личной выгоде
d. корыстном интересе

6. По способу обмена информацией различают Деловое общение:
a. печатное
b. устное деловое общение
c. письменное
d. приказное

7. Устные виды Делового общения разделяются на…
a. монологические
b. групповые
c. письменные
d. печатные

8. Письменные виды Делового общения – это…
a. отчет, справка
b. докладная, акт
c. объяснительные записки
d. многочисленные служебные документы

9. Переговоры — обсуждение с целью…
a. приятного времяпрепровождения
b. заключение соглашения по какому-либо вопросу
c. выяснение отношений
d. навязывания своих условий сделки

10. Залог успеха деловой беседы проявляется через ее участников в…
a. компетентности
b. тактичности и доброжелательности
c. грубости и резкости
d. конфликтности, возбудимости

11. Важным элементом Деловой беседы является умение…
a. говорить
b. молчать
c. слушать
d. критиковать

12. Для уяснения проблемы при Деловом общении целесообразно задавать вопрос открытого типа, на который требуется ответ…
a. развернутый
b. однозначный
c. двусмысленный
d. неопределенный

13. Наиболее распространенной формой Делового общения является…
a. монолог
b. общение группой
c. диалоговое общение
d. молчание

14. Наиболее распространенной формой группового обсуждения Деловых (служебных) вопросов являются…
a. пикники
b. совещания и собрания
c. тренинги
d. деловые игры

15. Главное требование культуры общения по телефону – это…
a. краткость (лаконичность) изложения
b. длительность общения
c. четкость изложения
d. жесткость в разговоре

16. Деловые беседы и переговоры осуществляются в форме…
a. невербальной
b. вербальной
c. рефлексивной
d. нерефлексивной

17. Деловые беседы часто проходят…
a. на улице
b. в формальной обстановке
c. в общественном транспорте
d. в неформальной обстановке

18. Деловая беседа может…
a. предварять переговоры
b. вредить переговорам
c. быть их составной частью
d. способствовать конфликтной ситуации

19. Первым этапом переговорного процесса может быть…
a. ультиматум
b. ознакомительная встреча (деловая беседа)
c. обсуждение претензий
d. встреча экспертов

20. Общаясь через переводчика, необходимо соблюдать следующие правила…
a. сопровождать речь поговорками
b. говорить медленно, четко формулируя мысли
c. говорить большой объем материала
d. учитывать реакцию партнеров

21. Овладение навыками Делового общения является необходимым для будущих деловых людей
a. менеджеров
b. воспитателей детского сада
c. обходчиков путей
d. экономистов

22. Общение всегда есть диалог
a. одного человека с другим
b. наедине с собой
c. человека с машиной
d. технических устройств

23. Профессиональное общение руководителя зависит от…
a. характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными
b. установок и ценностей руководителя
c. характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами
d. все ответы верны

24. Основными объектами управляющих воздействий руководителя являются…
a. вышестоящее руководство
b. работники
c. партнеры
d. организация в целом

25. Основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с…
а. персоналом
b. высшим руководством
c. подрядчиками
d. клиентами

26. Управленческая деятельность часто протекает на фоне действия ситуаций…
a. противоположных
b. конфликтных
c. любовных
d. нестандартных

27. Ошибка людей в конфликтных ситуациях состоит в том, что они часто неправильно воспринимают намерения, позиции, действия…
a. собственные
b. оппонентов
c. тех, кто их поддерживает
d. тех, кто поддерживает оппонентов

28. Лидерство связано с управлением по следующим направлениям:
a. организация и коррекция деятельности работников
b. мотивирование деятельности подчиненных
с. обеспечение представительства группы
d. все ответы верны

29. Выход из конфликта предполагает –
a. эскалацию конфликта
b. игнорирование ситуации
с. определение причины конфликта
d. поиск путей решения конфликта

30. Деловые беседы в области управленческой деятельности представляют собой целенаправленную коммуникацию…
a. с заранее планируемым эффектом и результатом
b. происходящую случайно
с. с непланируемым заранее эффектом и результатом
d. носящую информативный характер

31. Деловая беседа…
a. характеризуется частым переходом от одной темы к другой
b. направлена на достижение определенных производственных задач и проблем
с. позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их
d. отличается разнообразием обсуждаемых тем

32. Преимущества Деловой беседы как формы взаимной коммуникации обусловлены прежде всего…
a. повышением компетентности руководителя за счет предложений и мнений партнера
b. невозможностью дифференцированного подхода к учету всех факторов проблемы
с. ощущением собственной слабости в решении проблем
d. непониманием всех участников процесса

33. Для достижения оптимального эффекта в процессе Делового общения руководитель должен настраивать своего партнера на местное решение проблемы, учитывая, прежде всего его…
a. авантюризм
b. профессиональный уровень
с. малоопытность
d. полномочия и сферу ответственности

34. Проводя кадровую беседу, руководитель должен учитывать типичные черты характера своего собеседника, которые по-разному проявляются в отношении к:
a. своему коллективу
b. делу
с. политике
d. искусству

35. При приёме на работу в кадровой беседе оценивают претендента по:
a. умению спорить
b. способности к общению
с. внешнему виду
d. невнимательности к говорящему

36. При подготовке к собеседованию важно соблюдать правила Делового этикета:
a. собеседование должно начаться в назначенное время
b. проводящий беседу должен встать, поприветствовать гостя
с. приглашенный должен опоздать на встречу
d. секретарь не должен быть в курсе дела

37. Основные моменты собеседования при приёме на работу для руководителя таковы:
а. заранее знакомится с заявленной анкетой
b. использует подготовленную план-схему
с. сомнения во время собеседования разрешает в ходе беседы
d. все ответы верны

38. Деловая беседа при увольнении сотрудника отличается от собеседования при приёме на работу, прежде всего по:
a. времени
b. комфортности
c. цели
d. методу

39. Проблемная или дисциплинарная беседа предназначена, прежде всего, для того, чтобы…
a. выяснить детали проблемной ситуации
b. получить информацию для решения проблемы
с. использовать власть для наказания виновных
d. наложить штрафные санкции

40. В зависимости от отношений между собеседниками и ситуации, телефонные разговоры делятся на:
a. ошибочные и безошибочные
b. деловые и дружеские
с. официальные и неофициальные
d. важные и неважные

Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;
  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;
  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;
  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.

Как должно распределяться время руководителя между производством результата и остальными зонами ответственности? Это зависит от следующих факторов:

  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.
  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.
  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.
  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.
  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так.

  1. Постановка задачи и организация выполнения.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Обеспечение взаимодействия.
  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
  5. Анализ результатов.
  6. Аудит эффективности процессов.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

1. Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе. Поэтому ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. Пожалуй, еще большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность: от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Чтобы сделать компанию прибыльной, успешной и жизнеспособной — важно грамотно управлять всеми её подразделениями. Эту функцию выполняет система управления организацией. В неё входят инструменты, технологии и методы воздействия на ресурсы для получения запланированного результата. Управление предприятием обозначает направление его к поставленной цели путём максимального извлечения возможностей из существующих в его распоряжении ресурсов.

Эффективное управление организацией с помощью ЛидерТаск

Поручайте задачи вашим сотрудникам прямо в ЛидерТаск, чтобы освободить свое время для более важных дел. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

Функции и элементы системы управления

Система управления организацией

Система управления организацией используется для разработки, принятия управленческих решений, доведения их до исполнителей и контроля их исполнения. В её функции входит:

  • разработка миссии компании;
  • распределение функций управления и производства;
  • установка порядка взаимодействия сотрудников;
  • рациональное распределение ресурсов;
  • организация взаимодействия с внешней средой;
  • внедрение мероприятий, направленных на модернизацию компании;
  • инновационная деятельность;
  • развитие компании.

Это сложное по устройству образование состоит из следующих элементов:

  • органов или субъектов управления (должностей или управленческих подразделений);
  • коммуникаций, обеспечивающих выполнение управленческих решений;
  • комплекса методов, инструментов и технологий, регламентирующих модели поведения работников;
  • правового обеспечения управления (в виде норм, установленных правил и полномочий);
  • процесса управления (состоящего из коммуникаций и управленческих решений);
  • технических условий.

В менеджменте выделяют пять групп процессов, охватывающих работу любого предприятия. Они являются объектами управления компании. К ним относят:

  • Производство;
  • Маркетинг;
  • Финансы;
  • Кадровый отдел;
  • Учёт и анализ хозяйственной деятельности компании.

Организационную структуру управления формируют органы управления. Они объединяются между собой коммуникационными каналами. Методы, технологии, инструменты и процедуры, определяющие способы воздействия на исполнителей, образуют механизм управления. Систему управления считают организованной при определении её границ, состава элементов, структуры, схемы взаимодействия и функций каждого элемента.

Принципы функционирования системы управления

Управление организацией

Система управления базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Разделение и специализация труда. Работникам выдаются задания, соответствующие их квалификации, опыту и знаниям.
  • Гармоничное совмещение централизации и децентрализации в управлении. «Чистых» структур не бывает. Применение централизованного подхода с чётким подчинением одному центру управления, обеспечивает эффективную координацию всех структурных подразделений компании. Передача части полномочий и ответственности низшим звеньям делает управление гибким и адаптивным к внешним условиям.
  • Научное и теоретическое подтверждение. Предполагает использование специальных методик и технологий для сохранения устойчивости компании при внедрении социально-экономических реформ.
  • Планирование. Направлено на разработку основных и вспомогательных действий для обеспечения деятельности организации.
  • Стабильный состав персонала. Соблюдение данного принципа помогает сократить расходы на наём, обучение, адаптацию новых сотрудников, поддерживать производительность на постоянном уровне.
  • Стимулирование и мотивация персонала. Подбор грамотных методов стимулирования сотрудников положительно повлияет на качество их работы, улучшает их результативность, способствуя повышению прибыли.
  • Развитие каждого работника и компании в целом. Данный принцип реализуется за счёт проведения семинаров, тренингов внутри компании и за её пределами. Квалифицированные, образованные сотрудники обладают лучшей эффективностью, открывая перед организацией новые перспективы развития.
  • Демократичность. Стремление к взаимному благополучию. Сотрудники должны быть заинтересованы в повышении прибыльности компании, так как это приведёт к повышению их заработной платы и уровня жизни.

Ответственность за реализацию принципов управления в системе возлагается на менеджеров компании.

Структура системы управления организацией

Структура системы управления организацией

Система управления организацией состоит из управляющей и управляемой подсистем. К управляющей части относят дирекцию, менеджеров, информационные элементы и службы, поддерживающие работу руководства. Иначе её называют административно-управленческим аппаратом. В её функции входит принятие управленческих решений на основе полученной информации. В управляемую часть входят подразделения, участвующие в производственном процессе и создании конечного продукта.

Система управления проходит следующие стадии:

  • образование общей структурной схемы аппарата управления;
  • разработку состава руководящих отделов с организацией связей между ними;
  • доработку и организацию эффективной структуры управления.

При построении системы управления организацией формируются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи устанавливаются между отделами на одном уровне управления. То есть не подчиняются друг другу. Вертикальные подразумевают подчинение нижестоящего элемента вышестоящему.

Организационные структуры делятся на группы:

  • с вертикальным (иерархическим) типом управления;
  • с горизонтальным или органическим типом управления.

Особенности вертикальной организационной структуры

Для успешного функционирования компании при вертикальном (иерархическом) типе управления необходимо соблюдение следующих условий:

  • строгого подчинения низших звеньев структуры высшим;
  • грамотного распределения обязанностей между сотрудниками;
  • преобладания вертикальных связей;
  • найма работников с высокой квалификацией.

Вертикальная структура управления строится по принципу пирамиды. Её подножие состоит из низших должностей. Чем выше должность – тем большими полномочиями и возможностями наделяется её обладатель.

Компаниями с иерархической структурой управляют генеральные директора, которым подчиняются их заместители по приоритетным направлениям. За ними следуют менеджеры среднего звена, низшего и потом – исполнители. В организациях с данным типом управления часто возникают проблемы с выполнением поручений из-за длинного пути информации от высших звеньев к низшим. В итоге, часто к исполнителям от руководства поступает искажённая или неполная информация.

Преимущества горизонтальной структуры управления

Данный тип управления характеризуется гибкостью и адаптивностью к изменяющимся внешним условиям. Подразумевает отказ от иерархии с построением горизонтальных связей между участниками рабочего процесса. За счёт устранения бюрократии в структуре управления компании значительно сокращается путь распоряжений от руководителя к исполнителям. Это позволяет сократить срок согласования и утверждения документов, выполнить поставленные задачи оперативно и качественно.

Для эффективного существования такой структуры важно привлечение инициативных и креативных исполнителей. Они должны взаимодействовать друг с другом на высоком уровне. Иногда достичь этого весьма проблематично, особенно, если участники структуры имеют противоположные взгляды на решение задач.

Чем более разнообразна деятельность компании, тем более сложную организационную структуру управления она имеет. Исходя из её типа, применяют соответствующие методы управления.

Методы управления организацией

Методы управления организацией

По характеру воздействия на объекты методы управления бывают:

  • Организационно-административными (прямыми или косвенными). Прямые методы управления выражаются в виде предписаний, указывающих работнику последовательность выполнения работы. Косвенные методы реализуются в виде целей и мотивации сотрудников.
  • Экономическими. К ним относят:
    • прямой экономический расчёт, выполняющийся высшими органами управления;
    • хозяйственный или коммерческий расчёт, обеспечивающий прибыльность организации;
    • планово-экономические и нормативные показатели и способы их достижения;
    • анализ хозяйственной деятельности, предполагающий просчёт возможных рисков и рассмотрение возможных вариантов развития компании;
    • ценообразование, соответствующее ситуации на рынке;
    • финансирование, кредитование, направленные на определение источников развития предприятия;
    • экономическое стимулирование, учитывающее интересы персонала.
    • Отдельно рассматривают экономико-математические методы, включающие теорию игр, математическое программирование и другие способы управления деятельностью компании.
  • Социально-психологическими. Это комплекс инструментов, воздействующих на отношения внутри коллектива. Данные методы управления направлены на поддержание «здорового» микроклимата в команде, создания каждому сотруднику комфортных условий для работы. К ним относят:
    • социальное развитие;
    • убеждение;
    • критику и самокритику;
    • совещания;
    • соревнования внутри коллектива;
    • корпоративные обычаи.
  • Самоуправленческими. Характеризуется свободой выбора в принятии решений и их обязательным исполнением всеми участниками рабочего процесса. Вопросы, касающиеся хозяйственной деятельности компании, решаются на совместных совещаниях.

По степени вовлечения в процесс методы управления бывают системными и ручными. В системных процессах прямое управленческое воздействие сведено к минимуму. Их участники в своей работе руководствуются установленными правилами. Им не нужны дополнительные указания или другие способы стимуляции. Правила устанавливаются законами, нормативными актами или стандартами, разработанными в компании. Ручное управление характеризуется прямым участием руководящего звена в координации действий подчинённых. Без его указаний исполнители не могут выполнять какую-либо работу. Данный метод управления считается неэффективным, так как полностью лишает сотрудников инициативности и ответственности за свои поступки. Поэтому к нему прибегают в исключительных случаях.

От выбора методов управления зависит тип функционирования и поведения работников. Он может быть:

  • Вынужденным. Характеризуется исполнением обязанностей при постоянном «давлении» сверху. Сопровождается формированием чувства зависимости и неприязнью к руководству.
  • Пассивным. Когда сотрудники не проявляют инициативы, действуя исключительно по приказам высшего менеджмента.
  • Осознанным. Когда все члены команды принимают участие в постановке и решении задач.

Модели систем управления

На основании принципов и специфики деятельности компании разрабатываются модели управления организацией. В настоящее время в практических условиях применяются две модели:

  • управления целями;
  • управления изменениями.

Управление целями подразумевает организацию деятельности компании путём постановки промежуточных целей. Такая модель используется в организациях, не имеющих чёткой формулировки конечных задач. Поэтому им приходится передвигаться от одного этапа к другому, из-за чего может происходить периодическое колебание от одного направления деятельности к другому. Данная модель свидетельствует о неэффективной деятельности системы управления компании.

Управление изменениями подразумевает наличие одной постоянной цели, на пути реализации которой выполняются промежуточные задачи. В этом случае все цели остаются неизменными. Совершенствуются только стандарты и технологии управляющих процессов.

Эффективность приложения ЛидерТаск в управлении организацией

Главный экран ЛидерТаск полный экран

Для повышения качества организации управленческих процессов применяются специальные электронные приложения. Например, отечественная программа ЛидерТаск. Это современный, функциональный программный продукт, предназначенный для решения любых вопросов, касающихся организации и повышения эффективности управления компанией.

В приложении ЛидерТаск присутствуют следующие полезные функции:

  • Создание поручений подчинённым и контроль их исполнения.
  • Делегирование задач.
  • Проектное и индивидуальное планирование.
  • Организация группового сотрудничества.
  • Хранение корпоративной информации с централизованным доступом для работников.
  • Эффективное ведение клиентской базы.
  • Оценка деятельности сотрудников.

Программа работает на всех цифровых платформах. Располагает всеми возможностями для организации управления компаниями в офисе и удалённом режиме. Подходит для индивидуального и командного использования.

Заключение

Об эффективности системы управления компании свидетельствует баланс централизации и децентрализации власти, способность адаптироваться к внешним условиям. Работа таких предприятий ориентирована не на личные нужды, а на потребности и интересы потребителя.

Для оптимизации систем управления применяют различные методики. Примеры из практики доказывают, что лучший эффект в управлении достигается при применении комплексного подхода совместно с автоматизацией управляющих процессов.

Одним из способов повышения эффективности управления компанией является использование подхода по теории ограничений, не требующего единовременной модернизации системы. Для этого концентрируются на отдельных участках работы. На каждом из них имеются «слабое место», препятствующее выполнению поставленных задач. Определяют способы его устранения. Избавляются от него. После решения выявленной проблемы находят следующий «ограничитель», мешающий нормальному развитию компании. Таким образом, постепенно улучшают систему, не прибегая к кардинальным мерам.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Несет ответственность руководства
  • Zanussi fcs 800c инструкция по эксплуатации на русском
  • Blackmagic atem mini extreme iso инструкция
  • Какие из перечисленных событий произошли в период руководства ссср н с хрущева выберите три события
  • Нл3427 руководство по эксплуатации