Особая инструкция для управлениями горцами была составлена наместником кавказского края

Военно-народное
управление на Северном Кавказе (Дагестан):
мусульманская периферия в российском
имперском пространстве, XIX—XX вв.

В. О. Бобровников

В данной работе изучается региональная
организация власти у северокавказских
мусульман после включения их в российское
политико-правовое пространство,
анализируется влияние на нее имперской
«цивилизаторской» идеологии. Как
известно, приняв российское подданство,
горцы сохранили судебно-административную
автономию. Система власти и судопроизводства,
созданная в регионе в ходе реформ 1860-х
гг., стала называться военно-народным
управлением. Она просуществовала до
1917 г. и неожиданно вновь обрела популярность
в постсоветское время. Наиболее полно
и последовательно идеи военно-народного
управления были реализованы в Нагорном
Дагестане. На примере этого субрегиона
российского Кавказа я попытался
определить, как в историческом пространстве
поздней Российской империи были связаны
российский центр и мусульманская
периферия, а также проанализировать
идеологию, на которой строилось
военно-народное управление, сравнить
российский опыт имперского строительства
на Кавказе с колониальным опытом
европейских держав.

Согласно методике, предложенной Мишелем
Фуко, власть рассматривается как своего
рода язык, связывающий членов общества.
Изучение механизмов осуществления
власти ведется на уровне сельской
общины. Применяя хорошо известное
определение Фуко, объект данного
исследования можно назвать микрофизикой
власти. Этот уровень исследования пока
еще не обоснованно игнорируется в
большинстве работ, посвященных вопросам
управления «восточными окраинами»
дореволюционной и советской России.

*     *    
*

В XIX столетии под властью Российской
империи оказались огромные населенные
мусульманами территории на Кавказе и
в Средней Азии. Начиная с этого времени
центральное правительство пытается
привязать к  России ее новых
мусульманских подданных. Не случайно
в разгар Кавказской войны император
Николай I приказывал главнокомандующему
Кавказским корпусом генерал-адьютанту
Е.А. Головину: «все истреблять, что
…будет противиться, но щадить,., оказывая
уважение к муллам, мечетям и к вере,
чтобы разрушить и уничтожить и тень
мысли, что мы точно ведем духовную
войну»1.

После разгрома имамата Шамиля горцы
окончательно превратились в российских
подданных. И прежде отдельные сельские
общины, их союзы (араб, и общедаг. джамаат,
рус. доревол. «вольные общества») и
ханства вступали в российское подданство.
Обещая не производить набегов на земли
Российской империи и союзной ей Грузии,
не поддерживать врагов России, они
получали право прогона и выпаса скота
в российских владениях и разрешение
торговать в русских городах и крепостях.
До конца 50-х годов русское подданство
означало для горцев лишь уплату ежегодной
дани (ясак) русским военным властям2.
Российская сторона не вмешивалась во
внутренние дела горцев. Договоры
признавали экстерриториальность права
обеих сторон. На российской территории
горцы должны были подчиняться российским
законам. В Нагорном Дагестане российские
подданные обязаны были руководствоваться
местным адатом и шариатом.

Положение радикальным образом изменилось,
когда период вооруженного противостояния
с Россией сменился длинной полосой
реформ. Для управления кавказскими
горцами были созданы особые
судебноадминистративные институты.
Они опирались на свою идеологию,
выработанную в ходе знакомства российского
общества с горцами.

Завоевание Кавказа Россией шло параллельно
со складыванием российского кавказоведения.
Причем и ведущие научные учреждения, и
кавказское начальство разместились в
Тифлисе. В 1851 г. А.В. Головнин учредил
здесь Кавказский отдел Императорского
русского географического общества
(КОИРГО). Это был первый из отделов
общества, образованных во второй половине
столетия. Правительство ежегодно
выделяло КОИРГО субсидию в 2000 руб.3.
Среди российских военных, в чьих руках
оказалось управление Дагестаном, было
немало членов КОИРГО, занявшихся
кавказоведением. В области этнографии
и истории права края немалый вклад внес
генерал А.В.Комаров, в 1865 г. ставший
генерал-губернатором Дагестанской
области, а чуть позднее, в конце 1870-х
—1883 гг. возглавивший центр кавказского
военно-народного управления в Тифлисе4.
Во время длительной службы на Северном
Кавказе он собрал обширные материалы
по краеведению Дагестана. Наиболее
известны его работы — «Адаты дагестанских
горцев и судопроизводство по ним» (1868)
и «Народонаселение Дагестанской области»
(1876). Генерал Комаров, как и большинство
российских военных, занимавшихся
этнографией Дагестана, испытал немалое
влияние романтической школы русской
этнографии конца XVIII — начала XIX в.
Ключевыми понятиями этой школы были
«земельная (или родовая) община», «вольные
общества» и «народное право».

Верно подметив целый ряд особенностей
горского общества, дореволюционные
ученые чрезмерно преувеличили замкнутость
малых социальных групп — кяапов-тухумов
и селений-джамаатов. Анархия и
нестабильность времен Кавказской войны
казалась им извечным состоянием горского
общества. Не находя аналогов дагестанскому
джамаату в современности, они обратились
в поисках сравнений к глубокой древности,
причем не к историческим материалам, а
к гипотетическим реконструкциям
первобытной родовой или «поземельной
общины». Такое априорное сопоставление
привело их к выводу, что Нагорный Дагестан
представляет собой осколок изначальной
общественной и правовой организации
всего человечества, давно пройденный
народами России и Западной Европы.

Первым для Дагестана и Северного Кавказа
этот тезис выдвинул К.Ф. Сталь5. Во второй
половине века его блестяще развил
известный социолог и историк права М.М.
Ковалевский, пришедший к выводу о
«повсеместном господстве в среде горцев
родовой организации»6. Вкратце его
концепция сводится к следующему.
Дагестанский клан (тухум) — это первобытный
род или «поземельная община». Джамаат
и «вольные общества» суть механические
соединения тухумов, повторяющие их
организацию в более широких размерах
селения и их союзов. «Подобно тому как
тухум имеет своего старшину и свои
родовые строения, так точно община имеет
своего старшину и свой общинный сбор,
к участию в котором призываются все
совершеннолетние мужского пола».
Господство родового строя закрепляет
обычное или народное право (араб. адат)7.
Построив модель «родовой теории»,
Ковалевский не смог найти ей подтверждения
на собранных им многочисленных кавказских
материалах. Исследователями его
творчества давно подмечено, что тема
общины выпадает из созданного им
капитального труда «Закон и обычай на
Кавказе»8.

Исходя из сформулированных выше
положений, историки, правоведы и этнографы
советовали правительству сохранить
сельскую общину и поддержать народное
право, чтобы предотвратить распространение
шариата и основанного на нем «движения
мюридизма» (т.е. мусульманского
повстанчества, возглавленного суфийскими
шейхами братства Накшбандия — В. Б.),
представлявшего, по их мнению, наиболее
серьезную опасность для российского
владычества на Кавказе9. Эти идеи нашли
понимание и поддержку у целого ряда
влиятельных российских военных первой
половины XIX в. Они и убедили правительство
создать в Дагестане и других местах
расселения кавказских горцев
военно-народное управление.

Сущность этой судебно-административной
системы точно и кратко охарактеризовал
предпоследний наместник Кавказского
края (1905—1915) генерал-адъютант граф И.И.
Воронцов-Дашков. «Система военно-народного
управления, созданная на Кавказе в
период борьбы русских войск с местными
горцами, — писал он, — основана на
сосредоточении административной власти
в руках отдельных офицеров, под высшим
руководством главнокомандующего
Кавказской армией и на предоставлении
населению во внутренних делах ведаться
по своим адатам»10.

Российские власти не сразу пришли к
мысли об использовании сельской общины
и обычного права в государственном
строительстве на Кавказе. Как правило,
начало военно-народного управления
связывают с деятельностью первого
наместника Кавказского края (1844—1854)
князя М.С. Воронцова». Эта ошибка
недавно была исправлена Ю.И. Семеновым,
показавшим, что в действительности
система военно-народного управления
была впервые опробована в Закавказье
в самом начале XIX в.12

Первый эксперимент по введению подобного
устройства был проведен в Кубинском
ханстве в Северном Азербайджане. В 1806
г. оно попало под протекторат России.
Во главе ханства был поставлен
представитель местной мусульманской
знати — Хаджи-бек со званием наиба. Ему
было поручено по-прежнему управлять по
адату, но под русским контролем. После
отпадения и вторичного покорения Кубы
в 1809 г. по приказу главнокомандующего
генерал-фельдмаршала И.В. Гудовича
управление было передано совету из
четырех важнейших беков, деятельностью
которого руководил начальник размещенного
в провинции русского отряда, в свою
очередь подчинявшийся Бакинскому
коменданту13. В последующем эта практика
не раз применялась в Грузии, Азербайджане
и Южном Дагестане.

До конца 1850-х гг. попытки российских
властей управлять Кавказом руками
местной элиты на основе обычного права
не выходили за пределы отдельных ханств
и «вольных обществ». Судебно-административная
реформа в масштабах всего региона была
проведена в 1860—1868 гг. После окончания
Кавказской войны Дагестан был разделен
на две неравные части. Город Дербент и
окружающая его небольшая полоска
прикаспийской земли в устье р. Самур
были отнесены к гражданскому управлению.
Здесь учреждались общероссийские
губернские судебные и административные
учреждения. Все прочие районы созданной
в 1860 г. Дагестанской области, а также
Закатальский округ (бывшее Джаро-Белоканское
«вольное общество») Елисаветпольской
губернии были отнесены к военно-народному
управлению^.

Основные принципы преобразования
горского общества были определены в
«Особой инструкции для управления
горцами», составленной наместником
Кавказского края князем А.И. Барятинским
в конце 50-х годов. Первым законодательным
актом, закрепившим проведение реформы,
явилось принятое 1 апреля 1858 г. «Положение
о Кавказской армии», которое включало
в себя отдельную часть: «По управлению
горскими народами, не вошедшими в состав
гражданского управления». 5 апреля 1860
г. Барятинский утвердил «Положение об
управлении Дагестанской областью и
Закатальским округом»15. Создание
военно-народного управления в крае в
основном завершилось после принятия
26 апреля 1868 г. «Положения о сельском
управлении в Дагестане». С небольшими
изменениями, внесенными в него после
подавления восстания 1877 г., военно-народное
управление просуществовало тут до 1917
г.

Согласно «Положению» 1868 г., джамаат
должен был превратиться в бессословную
общину (сельское общество). В общину
допускались только свободные общинники
(уздени), принадлежащие к одному селению
и окрестным хуторам, составляющим
джамаат, и уравненные с ними в правах
бывшие рабы, освобожденные в 1867—1868 гг.
Чтобы войти в сельское общество, беки
и домашние слуги подавали прошение
местному окружному начальству. Новые
органы самоуправления сельского общества
включали сельский сход и сельский суд
в составе старосты или старшины (бегавул),
шариатского судьи (кади) и знатоков
местного адата16.

Обязанности сельских обществ по отношению
к российскому государству сводились к
уплате налогов, поддержанию правопорядка,
поимке и выдаче абреков, ремонту дорог
и выделению подвод для нужд войск,
проходящих по их территории. Мусульмане
Дагестана были освобождены от рекрутских
наборов и всеобщей воинской повинности.
В российскую армию и иррегулярную
жандармерию области (горскую милицию)
принимали только горцев-добровольцев.
Подразделения горцев-добровольцев в
русской армии возникли уже на закате
империи. В годы русско-японской и первой
мировой войн на стороне России сражался
Дагестанский конный полк.

По мысли российской администрации,
реформа обычного права и общины в
Дагестане преследовала следующие
основные цели.

Во-первых, она должна была преодолеть
судебно-административную раздробленность
и создать единую централизованную
организацию края, наладив постоянные
связи кавказской мусульманской периферии
с центром империи. В ходе реформы были
упразднены последние небольшие
государственные образования, обладавшие
собственной юрисдикцией, — ханства
Казикумухское (в 1858 г.), Аварское (в 1863
г.), Кюринское (в 1865 г.), владения Кайтага
и Табасарана (в 1866 г.), Мехтулинское
ханство и шамхальство Тарковское (в
1867 г.). Вместо них и примерно в тех же
границах было создано 9 округов —
Самурский и Даргинский (в 1854 г.); Андийский
(в 1859 г.); Гунибский, Казикумухский и
Кайтаго-Табасаранский (в 1860 г.); Аварский
(в 1862 г.); Кюринский (в 1865 г.) и Темир-ХанШуринский
(в 1867 г.). Владения Засулакской Кумыкии
вошли в состав Хасавюртовского округа
Терской области, Джаро-Белоканское
«вольное общество» и Кубинское ханство
— соответственно в Закатальский округ
Елисаветпольской и в Бакинскую губернии17.

Округа делились на наибства и участки.
Причем в Нагорном Дагестане административное
деление, как правило, совпадало с
границами наибств, созданных в имамате
Шамиля в рамках прежде существовавших
здесь «вольных обществ». Их пределами
продолжали служить неизменные природные
барьеры: реки, горные хребты, перевалы18.
Гарантом соблюдения постановлений
адатных судов вместо сельских обществ
горцев, местных беков или ханов стало
российское государство.

Низовыми звеньями судебной и законодательной
власти для местного мусульманского
населения стали сельские словесные
суды. Они могли разбирать по адату мелкие
преступления против личности (семейные
ссоры, сельские драки, публичные
оскорбления женщин) и собственности
(обман, утайку денег, воровство), если
сумма иска не превышала 50 руб. Кроме
того, они должны были разбирать по
шариату наследные и отчасти поземельные
тяжбы, сумма иска которых не превышала
100 руб.19 Принцип судебной апелляции,
впервые примененный в Нагорном Дагестане
в имамате Шамиля, получил дальнейшее
развитие. Решения сельских судов могли
быть обжалованы в девяти окружных
народных судах, созданных при окружных
начальниках. Последним были переданы
адатные иски, изъятые из ведения сельских
словесных судов20. Апелляционной
инстанцией для окружных судов стал
Дагестанский народный суд, сформированный
при генералгубернаторе в центре
Дагестанской области г. Темяр-Хан-Шуре.
В месячный срок он разбирал жалобы на
решения окружных народных судов.

Случаи убийств, грабежей, хищений
казенного имущества, нападений на
сельское и окружное начальство, бунтов,
скрытого или явного неповиновения
властям, приравненные в пореформенном
Дагестане к тяжким уголовным
правонарушениям, передавались в ведение
российских военных властей. Их разбирали
в Комиссиях военного суда, созданных
при расквартированных по области
войсках. Уголовные и поземельные тяжбы
между дагестанскими мусульманами и
русскими переселенцами решались по
российскому законодательству в
Дагестанском областном суде, а с 1875 г.
в заменивших его трех мировых отделах,
заседавших в городах Темир-ХанШуре,
Дербенте и Петровске21.

Другой целью реформы было ослабление
власти мусульманских руководителей
сельских общин (шариатских судей кади,
суфийских шейхов) и создание светской
администрации, пользующейся авторитетом
у мусульман региона и послушно исполняющей
решения центральных российских властей
области. Интересно отметить, что
правительство нередко привлекало в
низовую администрацию округов наибов
имамата Шамиля, перешедших на сторону
России в конце Кавказской войны, таких
как Кебед-Мухаммед Телетинский, Мухаммед
Гоцобский, Исмаил Чохский, Даниял-султан
Елисуйский. Н.И. Воронов, посетивший
северо-западный Дагестан в 1867 г., отмечал,
что повсюду здесь «во главе [военно-]народного
управления сидят все еще шамилевские
наибы»22.

По своему составу словесный суд мало
отличался от местных дореформенных
судов. В него входили имам соборной
мечети (дибир), секретарь  (амил),
обязанности которого обычно выполнял
муэдзин соборной мечети (будун/мудун),
и несколько членов совета старейшин
(араб, py’aca’/кубара’, авар. чIухIби, гIамипзаби;
кум. картлар; лак. кунисса, марцарантал;
лезг. аксакаллар, тамазалар; табасар.
кевха). Численность судей в сельских
судах колебалась от 1—6 человек в
небольших селениях вроде Башлы, Тлондода,
Утамыш, Хварши, Шиназ до 7—12 человек в
Кубачи, Уркарах, Харбук23. После реформы
в состав сельского суда был введен
старшина или старостабегавул. Эта
должность появилась в Нагорном Дагестане
в ходе Кавказской войны. Согласно
«Условиям, предписываемым покоряющимся
горцам» от 1836 г., присягнув на верность
российскому императору, горцы должны
были «избрать в каждом ауле старшину,
который утверждается русским начальством,
наблюдает за общественным спокойствием
и приводит в исполнение все приказы
начальства». Каждый новый главнокомандующий
Кавказским корпусом без изменения
подтверждал эти условия, вводя старшин
все в новых и в новых селениях Нагорного
Дагестана24.

Окружной народный суд включал в себя
от трех до семи всенародно избранных
депутатов из числа знатоков адата и
шариата (по одному от каждого наибства),
кади и секретаря-письмоводителя. Офицер,
выполнявший обязанности начальника
округа, наблюдал за деятельностью суда,
как правило, не участвуя в разборе дел.
Только в случае равенства мнений
депутатов по какому-либо делу его голос
решал тяжбу. Дагестанский народный суд
состоял из председателя, депутатов,
трех кади и секретаря, назначаемых
генерал-губернатором из почетных
мусульманских жителей области25.

У дагестанских мусульман осталось право
выбирать большинство членов адатных
судов всех уровней. Дибир и будун
избирались на три, бегавул — на два
года, остальные члены суда — на год.
Сохранился высокий образовательный и
возрастной ценз для судей: они должны
были быть старше 40 лет, хорошо знать
арабское делопроизводство, шариат и
местный адат. Кроме того, сельские
общества сохранили прежний полицейский
аппарат. Он включал в себя глашатая
(мангуш), который объявлял постановления
суда, а также судебных исполнителей
(авар, эл (г!ел), дарг. баруман, кум. тургак),
которые должны были приводить в исполнение
решения суда. В зависимости от количества
населения глашатаев в селении было от
1 до 4 человек, а судебных исполнителей
— от 1 до 1226. Глашатай и исполнители, как
и прежде, назначались по очередности
или по жребию из членов общины сроком
от одного месяца до года.

В то же время реформа ограничила судебную
самостоятельность джамаата. Прежде
важнейшие постановления сельского суда
выносились на обсуждение сельского
схода (араб, и общедаг. джомаат, авар,
руккел), на котором присутствовало все
взрослое мужское население в возрасте
от 15 лет. После 1868 г. сход стал играть
чисто совещательную роль. На него
допускались по одному представителю
от каждого домохозяйства (дыма). Была
ограничена власть дибира. Вместо него
председателем словесного суда стал
сельский староста-бегавул. Если при
голосовании общество разделялось на
две равные части, то вопрос решался так,
как говорил бегавул. Сход без него не
имел права собираться, а если и собрался,
принятое решение не имело юридической
силы. После восстания 1877 г. начальник
округа стал назначать бегавула, а также
утверждать кандидатуру избранного
сходом дибира и членов суда27.

Третьим важнейшим направлением реформы
было ослабление шариата и модернизация
адатного права и процесса с целью
подготовить постепенный переход
дагестанцев к российскому судопроизводству
и законодательству28. На первом этапе
такого перехода, рассчитанного на
несколько десятилетий, были сохранены
основные нормы адатного судопроизводства
и права, общие для всех мусульманских
народов Дагестана. По форме суд остался
прост. Процесс по-прежнему носил
обвинительный характер, одинаковый при
разборе уголовных и поземельных дел.
Прокуроров и адвокатов не было. Сельский
суд собирался у мечети по пятницам, если
заявление не требовало немедленного
разбирательства. За исключением случаев
изнасилований, увоза девиц и оскорбления
женщин, дела в судах всех уровней всегда
рассматривались гласно. Из принятых в
адате наказаний в несколько измененном
виде юридическую силу сохранили изгнание
кровника (канлы) из сельского общества,
штраф за пролитие крови (дият1олъш) и
иные платежи за любое уголовное
преступление, взимавшиеся как в пользу
пострадавшего, так и в пользу джамаата.
Шире, чем до реформы, стало применяться
тюремное наказание. Предпринимались
попытки ограничить распространение
ответственности за уголовные преступления
на ближайших родственников подсудимого29.

Вместе с тем российская администрация
попыталась запретить ряд архаичных
уголовных норм адата, прямо противоречащих
российским законам. Начальникам округов
было вменено в обязанность не допускать
применение в народных судах «решений
по шариату и адату, которые противоречат
общему духу наших законов»30. Кровомщение
приравнивалось к убийству, совершенному
при отягчающих обстоятельствах. Высылка
кровника была заменена ссылкой на
поселение в Сибирь и другие отдаленные
районы России. Был запрещен адат,
разрешавший трехдневный грабеж имущества
убийцы, а также ишкилъ или баранта —
захват имущества родных и односельчан
неисправного должника в обеспечение
долга31. Вместо этого устанавливались
денежные композиции по адату при
посредничестве (маслихат) сельских
имамов и российских офицеров, возглавлявших
наибства и округа Дагестанской области.

Князь Барятинский попытался распространить
дагестанский эксперимент на все недавно
присоединенные к империи районы Северного
Кавказа и Закавказья. В 1860 г. Кавказская
линия была упразднена, а на территории
Северо-Западного Кавказа созданы
Кубанская и Терская области. Области
делились на округа и участки. В
военно-народное управление кроме
Дагестанской области вошло коренное
мусульманское население 5 округов
Кубанской, 8 округов Терской областей,
а также Сухумский и Артвинский отделы
Кутаисской губернии (современная
Абхазия) в Западном Закавказье.

План распространения военно-народного
управления на СевероЗападный Кавказе
был сорван сгоном подавляющего большинства
горцев Западного Кавказа с их земель.
Уже в первой половине 60-х годов основная
масса коренного мусульманского населения
края эмигрировала в Османскую империю.
Это явление получило название мухаджирства
(от араб. мухаджир — переселенец). Их
земли были заняты казаками и переселенцами
из Южной и Центральной России. К началу
XX в. на Северо-Западном Кавказе горцы
составляли меньшинство. Они жили в
укрупненных селениях бок-о-бок с
переселенцами из России. Поэтому уже в
1871 г. горское население Кубанской и
Терской областей было подчинено
общероссийской гражданской администрации.
Здесь удалось провести в жизнь только
некоторые элементы военно-народного
управления, касающиеся судебной и
общинной организации местных мусульман3
.

Вариант военно-народного управления в
середине XIX в. был учрежден у мусульман
и отчасти исламизированных христиан
Западного Закавказья (Карсская и
Батумская области). Здесь оно называлось
военноадатнъш33. В 80-е годы прошлого
столетия, когда власть Российской
империи была распространена на Среднюю
Азию, идеи военно-народного управления
оказались вновь востребованы при
организации власти и суда в областях,
населенных новыми мусульманскими
подданными России34. В завоевании и
организации российской администрации
Средней Азии участвовали военные, прежде
работавшие в системе военно-народного
управления на Кавказе. Среди них прежде
всего следует отметить уже упоминавшегося
выше генерала Комарова, в 1883 г. назначенного
начальником Закаспийской области.

Системы, подобные военно-народному
управлению, существовали в прошлом
столетии в европейских колониальных
империях в Индии, на Ближнем Востоке и
в Северной Африке. Архивные источники
свидетельствуют, что при подготовке
судебно-административной реформы 60-х
годов российские чиновники тщательно
изучали колониальный опыт Англии и
Франции. Еще в 1843 г. генерал-адъютант
А.И. Чернышев в рапорте Николаю I с Кавказа
не допускал мысли, «что мероприятия,
которые удаются англичанам в Индии,
французам в Алжире (косвенное управление
на основе местного обычного права —
В.Б.), всегда останутся тщетными в поисках
наших»35.

Военно-народное управление в Российской
империи отнюдь не списывалось с английских
и французских образцов. Как мы видели,
первые опыты по его использованию
относятся к самому началу XIX в., когда
подобные системы еще не были разработаны
ни англичанами, ни французами. К тому
же в более позднее время англичане и
французы порой копировали методы
изучения и применения адата из российской
кавказской практики36. Очевидно, правильнее
будет говорить о своего рода «обмене
опытом» колониального управления между
этими тремя основными колониальными
державами прошлого столетия37.

Истоки анализируемой системы управления
для нового времени конечно же нужно
искать в Османской империи и зависимых
от нее мусульманских государствах
XVI—XVIII вв. На государственную службу
принимались целые племена. Они образовывали
освобожденную от податей «туземную»
армию и полицию (например, мохзен в
позднеосманском Магрибе)38. В первой
половине XIX в. подобная система управления
использовалась англичанами в некоторых
индийских княжествах, а также французами
в Алжире. Можно предположить, что и
русские военные, впервые применившие
военно-народное управление на Кавказе,
переняли ее у турок, как англичане и
французы. По мере колонизации европейцы
все больше реформировали османскую
систему косвенного управления. Внешне
ее институты как будто бы оставались
прежними. Но постепенно организация
суда и власти мусульманской деревни
менялась под влиянием «цивилизаторской»
колониальной идеологии.

Больше всего аналогий с Северным Кавказом
представляет французский Алжир 30—50-х
годов XIX в. Некоторые элементы арабской
политики французов в Алжире позволяют
пролить свет на общеисторическое
значение дагестанского эксперимента
по колониальной трансформации обычного
права и сельской общины. Как и на Северном
Кавказе тут шла борьба между сторонниками
противоположных способов решения
мусульманского вопроса. Европейские
колонисты, обосновавшиеся на плодородных
равнинах на побережье, предлагали
согнать алжирских мусульман с их земель,
т.е. осуществить план, подобный тому,
что был проведен в 60-е гг. XIX в. на
Северо-Западном Кавказе генералом Н.И.
Евдокимовым. Военные предлагали разделить
территорию Алжира на гражданские и
военные территории и сохранить за
алжирцами их земли и обычаи на военных
землях, куда доступ колонистам был
запрещен. Наконец, гражданские власти
предлагали уничтожить право и суд
«туземцев», которые должны были быть
ассимилированы с французами39.

В 1845 г. приморская часть Алжира, как
позже Дербент в Дагестане, была объявлена
гражданской территорией, управляющейся
по общим законам метрополии. Основной
частью страны, населенной алжирскими
мусульманами, в 30—60-е гг. управляли
военные. С 1833 г. во главе колонии был
поставлен генерал-губернатор, подчинявшийся
прямо военному министру в Париже. Алжир
был разделен на три провинции — Алжир,
Оран и Константина. Каждой управлял
французский дивизионный генерал.
Провинции состояли из военных подразделений
(subdivisions militaires), а последние — из «кругов
[палаток кочевников]» (cercleldyap). Интересно
отметить, что военные подразделения
создавались французами в границах
халифатов, административных районов
военно-теократического государства
Абд ал-Кадира40, в 30—40-е возглавившего
вооруженное сопротивление французскому
завоеванию и сыгравшего в истории
современного Алжира роль, подобную
Шамилю на Северном Кавказе.


Подборка по базе: луч 1 тема.docx, Финансовый менеджмент Практическое задание 2 тема 3.docx, Задание на сампо тема 15.docx, общ психология 6 тема.docx, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 41 тема.docx, Задание Тема 5 — готовое задание.docx, тест тема5.docx, 4. ФП Тема № 20 Подъем по трехколенной лестнице в окно 3-го этаж, Социология 9 тема.docx, план конспект Тема 2.docx


ТЕМА 17

1.Что НЕ относится к основным причинам религиозного и этнического возрождения на постсоветском пространстве:

  • появление возможности культурного плюрализма
  • переоценка ценностей
  • стремление церкви к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества
  • психологическая незрелость личности
  • изменение социально-политических, идеологических условий жизни в стране

2. Сторонники социологического подхода

  • определяют степень допустимого влияния конфессиональных общностей на различные процессы, происходящие в обществе
  • указывают на несочетание этнической и российской идентичностей
  • выделяют сложные неконфликтные взаимосвязи между различными идентичностями этносоциальных групп, включая российскую и этническую идентичность

3. Цивилизационный код – это

  • проект полиэтничной российской цивилизации, в которой разнородные социокультурные элементы диалогично соединяются в единое целое
  • совокупность средств социокультурного характера, посредством которого определенный набор ценностей воспроизводится в поколениях; сжатая информация, которая предопределяет специфический вид цивилизации и особая комбинация символов, знаков, сигналов
  • ключ к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности, доставшиеся людям от предков, это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру народа

4. Этническое возрождение – это

  • процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности
  • процессы, связанные с прогрессирующим наращиванием и развитием религиозной составляющей общественной жизни во всех ее измерениях и на всех уровнях. (НЕВЕРНО)
  • активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества после периода застоя или упадка, вызванного неблагоприятными историческими условиями

5. Религиозное возрождение – это

  • активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества после периода застоя или упадка, вызванного неблагоприятными историческими условиями
  • процессы, связанные с прогрессирующим наращиванием и развитием религиозной составляющей общественной жизни во всех ее измерениях и на всех уровнях.
  • процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности

6. Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2013 г., в иерархии идентичностей представителей северокавказских этносов первое место занимает

  • гражданская идентичность
  • российская цивилизационная идентичность
  • этническая идентичность

7. Недостаточная интегрированность и оторванность Северного Кавказа от «большой» России объясняется

  • этнокультурными различиями
  • периферийностью Северного Кавказа
  • несформированностью в регионе российской цивилизационной идентичности

8. Сторонники конфликтологического подхода

  • определяют степень допустимого влияния конфессиональных общностей на различные процессы, происходящие в обществе
  • указывают на несочетание этнической и российской идентичностей
  • выделяют сложные неконфликтные взаимосвязи между различными идентичностями этносоциальных групп, включая российскую и этническую идентичность

9. Формирование российской цивилизационной идентичности на Северном Кавказе должно осуществляться на основе:

  • модернизационной переориентации населения Северо-Кавказского региона
  • воспроизводства и освоения общероссийских идентификационных, институциональных и культурных образцов, их адаптации к условиям традиционной социальной практики
  • нивелирования этнокультурных различий в регионе

10. Основные причины религиозного и этнического возрождения на постсоветском пространстве:

  • быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и др.
  • разочарование в своей вере
  • общая нестабильность в социально-экономической сфере
  • активизация ислама и усиление его роли в различных областях жизни страны

11. Что НЕ относится к важнейшим составляющим религиозного возрождения в Северо-Кавказском регионе:

  • лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями
  • открытие мечетей и медресе
  • массовое обучение северокавказской молодежи в иностранных учебных заведениях религиозного характера

12. Проблема культурно-цивилизационного взаимодействия России и Северного Кавказа рассматривается в рамках подходов:

  • социологического
  • организационного
  • конфликтологического

13. В докладе «Северный Кавказ: quo vadis (куда идешь)?» подчеркнуто, что тема отделения от России не занимает сколько-нибудь значимого места в сегодняшней северокавказской повестке дня по следующим причинам

  • Большинство выезжающих из республик для учебы, работы, занятий бизнесом направляются не за границу, а в другие регионы России, отсюда связь с другими регионами лишь крепнет, а не ослабевает
  • в отличие от ряда других национальных республик РФ, в республиках Северного Кавказа практически никогда не были заметны общественные настроения за ограничение роли русского языка, принуждение русских к изучению местных языков и т. д.
  • в настоящее время ситуация в регионе характеризуется политической раздробленностью, соперничеством и борьбой этнических элит, упадком централизованной системы управления
  • обретение контактов в регионах РФ за пределами Кавказа (со своими соплеменниками или нет) является одним из устойчивых приоритетов северокавказской молодежи

14. Причины глобального этнического возрождения, с точки зрения В.А. Тишкова:

  • адекватная реакция на атеизм, моральный релятивизм и потакание своим слабостям, которая в результате приводит к утверждению определенных ценностных ориентиров, установлению порядка и дисциплины, а также взаимопощи и людской солидарности
  • стремление народов устранить исторические, социально-политические несправедливости, накопившиеся за долгие годы существования колониальных империй и неоколониалистской политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств

реакция этнокультурных общностей на некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры и быта
15. В каких проектах периферийный национализм на Юге России получил свою реализацию:

  • религиозный
  • политический
  • этнический

16. Важнейшие составляющие религиозного возрождения в Северо-Кавказском регионе:

  • переезд в местность с другой религией
  • главенствующее положение этноконфессиональной идентичности в «портфеле идентичностей» значительной части представителей северокавказских республик
  • ренессанс традиционных норм жизнедеятельности
  • доминирование религиозного фактора в ряде сфер общественной жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования

17. Формирование российской цивилизационной идентичности на Северном Кавказе должно осуществляться на основе:

  • модернизационной переориентации населения Северо-Кавказского региона 
  • воспроизводства и освоения общероссийских идентификационных, институциональных и культурных образцов, их адаптации к условиям традиционной социальной практики 
  • нивелирования этнокультурных различий в регионе

18.

ТЕСТ 18

1.Какой город назывался «Узел ворот» или «Кавказские ворота»

  • Тифлис
  • Баку
  • Дербент
  • Саркел

2. Народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию

  • племя
  • топоним
  • титульный этнос

3. Поэтапное присоединение Северного Кавказа к России начинается в

  • 15 веке
  • 17 веке
  • 16 веке

4. «Особая инструкция для управлениями горцами» была составлена наместником Кавказского края

  • А.И. Барятинским;
  • М.С. Воронцовым;
  • А.В. Комаровым;
  • А.В. Головиным.

5. Определенную роль в этнической истории Северного Кавказа в домонгольский период сыграли

  • флорентийцы
  • генуэзцы
  • венецианцы

6. Кавказское наместничество было упразднено в

  • 1917 г.
  • 1882 г.
  • 1905 г.

7. Причины, препятствующие дальнейшей интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство (два ответа):

  • модернизация экономики и культуры
  • этническое возрождение
  • исламский фундаментализм
  • централизация власти

8. В созданную в ноябре 1920 г. Горскую Автономную Советскую Социалистическую Республику входили (4 ответа):

  • Балкария;
  • Ставропольский край
  • Карачай;
  • Кабарда;
  • Дагестан;
  • Ингушетия;

9. Этническая идентичность приобретается

  • в результате воспитания с раннего детства в определенной этнической среде
  • путем каких-то личных усилий
  • влиянием природной среды

10. В древнерусских летописях алан называли

  • нартами
  • осетинами
  • ясами

11. Из народов Северного Кавказа раньше других приняли ислам

  • народы Дагестана
  • чеченцы
  • адыги
  • карачаевцы

12. Древнейшие племена и народы Северного Кавказа получили свои названия

  • на основании письменных источников
  • от названий археологических памятников
  • по собственным самоназваниям

13. Представители древнейшего народа, живущие на территории современного Северного Кавказа

  • вавилоняне
  • хетты
  • македоняне
  • ассирийцы

14. Основные направления советской интеграционной политики на Северном Кавказе:

  • политизация этничности
  • административная, политическая и образовательная унификация
  • экономическая модернизация в рамках индустриализации
  • сохранение традиционных ценностей народов Северного Кавказа

15. Этничность, с точки зрения Ф. Барта, — это

  • внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности
  • форма социальной организации культурных различий
  • утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей

16. Поэтапное присоединение Северного Кавказа к России начинается в

  • 17 веке
  • 16 веке 
  • 15 веке

17. Соотнесите концепцию (политику) сохранения и развития национальной идентичности и ее характеристику
процесс создания или структурирования национальной идентичности (или самосознания) с целью обеспечения среди сообщества людей, составляющих жителей данного государства, более или менее чувства общей солидарности

Нациестроительство

процесс как культурного, так и биологического слияния или смешивания различных народов и культур, в результате которого формируется единая нация

«Плавильный котел»

система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения; комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре

Мультикультурализм

18. Согласно этой концепции этничность сопутствует всей человеческой истории (т.е. является наследием первобытной эпохи), неискоренима из структуры общества, является наиболее значимым социальным феноменом, наиболее важной линией социального взаимодействия и самой глубинной социальной идентификацией человека

  1. инструментализм
  2. примордиализм
  3. конструктивизм

19. В модели гражданской нации вырабатываются:

  1. целостное понимание общественной безопасности
  2. сетка разделения по региональным основаниям и по типам поселений
  3. пути и способы преодоления межгрупповой конфликтности
  4. обострение межпоколенных конфликтов
  5. разрыв связей между членами разных общностей
  6. способы преодоления негативной стереотипизации

19. Формула «Россия есть нация наций» характерна для национальной политики периода

  1. постсоветской России
  2. российской империи
  3. СССР
  4. России после 2012 г.

20. Выявите соответствие между видами идентичности и их характеристиками:
отождествление человека со своей страной, которое определяется наличием паспорта и фактом рождения на его территории.

Государственническая

осознанием человеком своей принадлежности к той или иной этнокультурной общности

Цивилизационная

самоидентификация со своим народом как политической общностью, признание его значимости

Гражданская

21. Нация может существовать в двух основных формах как:

  1. нация-религия
  2. нация-культура
  3. нация-государство
  4. нация-народность

22. Цели «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»:

  1. упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)
  2. моделирование поликультурного образовательного пространства
  3. формирование образа России как уникальной и самобытной цивилизации
  4. сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России

23. Россияне как естественно исторически сформировавшейся уникальная этнокультурная общность людей, объединенных русским языком, своей историей, нормами и ценностями, проживающих далеко не только в России, существует на уровне:

  1. нации-этноса неверно
  2. нации-религии
  3. нации-культуры
  4. нации-государства

24. Наличие гражданской нации является необходимой предпосылкой:

  1. развитию социальных конфликтов
  2. установления оптимальных связей между автономными культурными общностями и их идентичностями
  3. исчезновению общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм
  4. социальной дезинтеграции общественного целого
  5. единства и преодоления конфликтов в российском социуме
  6. общекультурной интеграции на основе межэтнического сотрудничества и надэтнического диалога

25. Тезис «Один народ – много наций» характерен для национальной политики периода

  1. СССР
  2. постсоветской России
  3. России после 2012 г.
  4. российской империи

26. Векторы национальной политики современной России:

  1. интеграционный
  2. мультикультурный
  3. ассимиляционный
  4. интернациональный

27. К факторам, актуализирующим процессы конструирования российской нации можно отнести следующие:

  1. отказ от коммунистической идеологии
  2. кризис национальной идентичности
  3. кризис конфессиональной идентичности
  4. кризис этнической идентичности
  5. распад советских социальных связей и институтов

27. Субстанциальной основой нации-государства рассматривался народ в контексте

  1. неэтнической, политической и правовой общности
  2. этнической, природной и культурной общности неверно
  3. надэтнической, международной общности
  4. религиозной и культурной общности

КАВКА́ЗСКОЕ НАМЕ́СТНИЧЕСТВО, 1) в 1785–96 на­зва­ние Кав­каз­ской гу­бер­нии. 2) Осо­бое адм.-терр. об­ра­зо­ва­ние в Рос. им­пе­рии на Кав­ка­зе. Соз­да­но ука­зом имп. Ни­ко­лая I от 27.12.1844 (8.1.1845) в хо­де Кав­каз­ской вой­ны 1817–64 на тер­ри­то­рии За­кав­ка­зья и Сев. Кав­ка­за, за­ня­той рос. вой­ска­ми. Адм. центр – Тиф­лис. Гра­ни­цы К. н. рас­ши­ря­лись по ме­ре про­дви­же­ния рос. войск в глубь Сев. Кав­ка­за, од­но­вре­мен­но ме­ня­лось адм.-терр. уст­рой­ст­во на­ме­ст­ни­че­ст­ва. Пер­во­на­чаль­но оно со­стоя­ло из Гру­зи­но-Име­ре­тин­ской губ., Кав­каз­ской (в 1847 пре­об­ра­зо­ва­на в Став­ро­поль­скую губ.) и Кас­пий­ской об­лас­тей, Джа­ро-Бе­ло­кан­ско­го (с 1859 За­ка­таль­ский) ок­ру­га. В 1846 Гру­зи­но-Име­ре­тин­ская губ. раз­де­ле­на на Тиф­лис­скую и Ку­та­ис­скую гу­бер­нии, а Кас­пий­ская обл. – на Ше­ма­хин­скую губ. (в 1859 пре­об­ра­зо­ва­на в Ба­кин­скую в свя­зи с пе­ре­во­дом адм. цен­тра из сейс­ми­че­ски не­ус­той­чи­во­го г. Ше­ма­ха в г. Ба­ку) и Дер­бент­скую губ. В 1849 в со­ста­ве К. н. об­ра­зо­ва­на Эри­ван­ская губ., в 1860 – Да­ге­стан­ская (вклю­чи­ла б. ч. тер­ри­то­рии уп­разд­нён­ной Дер­бент­ской губ.), Ку­бан­ская и Тер­ская об­лас­ти. В 1864 об­ра­зо­ван Су­хум­ский военный от­дел; в 1866 – Черноморский округ; в 1867 из час­тей Тиф­лис­ской и Ба­кин­ской гу­бер­ний вы­де­ле­на Ели­са­вет­поль­ская губ. В хо­де рус.-тур. вой­ны 1877–78 и сра­зу пос­ле неё в со­ста­ве К. н. об­ра­зо­ва­ны Карс­ская (1877) и Ба­тум­ская (1878) об­лас­ти. В 1867 в К. н. бы­ли вве­де­ны по­ло­же­ния су­деб­ной ре­фор­мы 1864 (К. н. со­ста­ви­ло су­деб­ный ок­руг Тиф­лис­ской су­деб­ной па­ла­ты), в 1874 – Го­ро­до­вое по­ло­же­ние 1870.

К. н. воз­глав­ля­лось на­ме­ст­ни­ком, ко­то­рый имел ши­ро­кие пол­но­мо­чия. Кавк. на­ме­ст­ник под­чи­нял­ся им­пе­ра­то­ру, од­на­ко все ре­ше­ния по гражд. управ­ле­нию на­ме­ст­ни­че­ст­вом пе­ре­да­ва­лись на­ме­ст­ни­ком на пред­ва­ри­тель­ное рас­смот­ре­ние Кав­каз­ско­го ко­ми­те­та (со 2-й пол. 1850-х гг. влия­ние ко­ми­те­та на гражд. управ­ле­ние К. н. упа­ло). В «об­стоя­тель­ст­вах чрез­вы­чай­ных» на­ме­ст­ник дей­ст­во­вал по собств. ус­мот­ре­нию. На­ме­ст­ник яв­лял­ся глав­но­ко­манд. Отд. Кавк. кор­пу­сом (в 1857 пре­об­ра­зо­ван в Кавк. ар­мию), с 1865 – вой­ска­ми Кавк. ВО. Ему под­чи­ня­лась Кан­це­ля­рия на­ме­ст­ни­ка (в 1858 пре­об­ра­зо­ва­на в Гл. управ­ле­ние). При на­ме­ст­ни­ке дей­ст­во­вал ор­ган фи­нан­со­во­го кон­тро­ля – со­вет, чле­ны ко­то­ро­го на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром. В 1875 уч­ре­ж­де­ны по­сты по­мощ­ни­ка на­ме­ст­ни­ка (для ре­ше­ния во­про­сов гражд. управ­ле­ния) и по­мощ­ни­ка на­ме­ст­ни­ка по во­ен. час­ти. В свя­зи со ста­би­ли­за­ци­ей по­ло­же­ния на Кав­ка­зе и на­ме­ре­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва уни­фи­ци­ро­вать сис­те­му ме­ст­но­го управ­ле­ния долж­ность кавк. на­ме­ст­ни­ка уп­разд­не­на ука­зом имп. Алек­сан­д­ра III от 22.11(4.12).1881, что фак­ти­че­ски оз­на­ча­ло и ли­к­ви­да­цию К. н.; в 1883 ап­па­рат К. н. пре­об­ра­зо­ван в ап­па­рат глав­но­на­чаль­ст­вую­ще­го гражд. ча­стью на Кав­ка­зе. Кавк. на­ме­ст­ни­ки: кн. М. С. Во­рон­цов (1844/45–1854), гр. Н. Н. Му­равь­ёв-Кар­ский (1854–56), кн. А. И. Ба­ря­тин­ский (1856–62), вел. кн. Ми­ха­ил Ни­ко­лае­вич (1862–81). Долж­ность глав­но­на­чаль­ст­вую­ще­го за­ни­ма­ли кн. А. М. Дон­ду­ков-Кор­са­ков (1882–90), С. А. Ше­ре­ме­тев (1890–96), кн. Г. С. Го­ли­цын (1896–1905).

3) Осо­бое адм.-терр. об­ра­зо­ва­ние в Рос. им­пе­рии на Кав­ка­зе в 1905–17. Соз­да­но ука­зом имп. Ни­ко­лая II «О вос­ста­нов­ле­нии долж­но­сти на­ме­ст­ни­ка кав­каз­ско­го» от 26.2(11.3).1905 в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью уси­лить ме­ст­ную власть на Кав­ка­зе, что­бы пре­сечь раз­ви­тие ре­во­люц. дви­же­ния в хо­де на­чав­шей­ся Ре­во­лю­ции 1905–07 и вспых­нув­шие то­гда же ме­ж­эт­нич. арм.-азерб. столк­но­ве­ния. В К. н. во­шла тер­ри­то­рия, на­хо­див­шая­ся ра­нее в ве­де­нии глав­но­на­чаль­ст­вую­ще­го гражд. ча­стью на Кав­ка­зе: Ба­кин­ская, Ели­са­вет­поль­ская, Ку­та­ис­ская, Тиф­лис­ская, Чер­но­мор­ская, Эри­ван­ская гу­бер­нии, Ба­тум­ская, Да­ге­стан­ская, Карс­ская, Ку­бан­ская, Тер­ская об­лас­ти, За­ка­таль­ский и Су­хум­ский ок­ру­га. Адм. центр – Тиф­лис. Пл. 469 тыс. км2. Нас. ок. 11,4 млн. чел. в 1909, св. 12,9 млн. чел. в 1914. На­ме­ст­ник имел осо­бые пол­но­мо­чия в гражд., во­ен. и по­ли­цей­ской сфе­рах управ­ле­ния. Он яв­лял­ся глав­но­ко­манд. вой­ска­ми Кавк. ВО и вой­ско­вым на­каз­ным ата­ма­ном кавк. ка­зачь­их войск. Имел пра­во: оп­ро­те­сто­вы­вать в К-те ми­ни­ст­ров (с 1906 – в Со­ве­те ми­ни­ст­ров) рас­по­ря­же­ния ми­ни­ст­ров, ка­сав­шие­ся Кав­ка­за; на­зна­чать и уволь­нять слу­жив­ших на Кав­ка­зе чи­нов­ни­ков всех ве­домств (кро­ме чи­нов­ни­ков Гос. кон­тро­ля, Гос. бан­ка и Мин-ва юс­ти­ции); при чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах – от­ме­нять по­ста­нов­ле­ния гу­бер­на­то­ров гу­бер­ний и об­лас­тей, вхо­див­ших в со­став К. н., а так­же от­ме­нять по­ста­нов­ле­ния об­ществ. ор­га­ни­за­ций; уда­лять за пре­де­лы К. н. иностр. под­дан­ных, за­пре­щать жи­тель­ст­во в пре­де­лах края рос. под­дан­ным, за­ме­чен­ным в уча­стии в ре­во­люц. дви­же­нии; ли­шать сель­ские об­ще­ст­ва пра­ва вы­бо­ра долж­но­ст­ных лиц; на­кла­ды­вать цен­зур­ные взы­ска­ния. В 1906 ут­верж­де­но По­ло­же­ние о Кав­каз­ском на­ме­ст­ни­че­ст­ве, со­глас­но ко­то­ро­му на­ме­ст­ник по­лу­чил ста­тус на­чаль­ни­ка центр. гос. ор­га­на. Он был обя­зан предъ­яв­лять пред­се­да­те­лю Со­ве­та ми­ни­ст­ров не­об­хо­ди­мые све­де­ния по разл. во­про­сам управ­ле­ния Кав­ка­зом; за­ко­но­про­ек­ты, пред­на­зна­чен­ные на­ме­ст­ни­ком для вне­се­ния в Гос. ду­му и Гос. со­вет, долж­ны бы­ли пред­ва­ри­тель­но об­су­ж­дать­ся на за­се­да­ни­ях Со­ве­та ми­ни­ст­ров. В центр. гос. ве­дом­ст­вах на­ме­ст­ни­ка пред­став­лял его за­мес­ти­тель; кро­ме то­го, на­ме­ст­ник имел двух по­мощ­ни­ков – по гражд. и по во­ен. час­ти. При нём со­сто­ял со­ве­щат. ор­ган – со­вет. К. н. ли­к­ви­ди­ро­ва­но сра­зу по­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917; то­гда же Врем. пра­ви­тель­ст­вом для управ­ле­ния Кав­ка­зом сфор­ми­ро­ван Осо­бый За­кав­каз­ский к-т, ко­то­рый в но­яб. 1917, по­сле Окт. ре­во­лю­ции, сме­нён За­кав­каз­ским ко­мис­са­риа­том.

Кавк. на­ме­ст­ни­ки: гр. И. И. Во­рон­цов-Даш­ков (1905–15), вел. кн. Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич (1915–17).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kaspersky internet security руководство пользователя
  • Урологический сбор фармацвет инструкция по применению
  • Руководство revit 2019
  • Брудер для перепелов своими руками пошаговая инструкция с фото
  • Рациональная фармакотерапия справочник терапевта руководство