Особенности политики советского руководства

3. Особенности общественно-политической системы СССР

3.1. «Социалистический строй». К середине 30-х гг. советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

•  Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

• В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

• Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

• В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).

• Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

•  Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 13. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли в России

Глава 13. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли в России

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым
Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой

Особенности общественно-экономической жизни в английских колониях

Особенности общественно-экономической жизни в английских колониях
Население английских колоний на американской земле медленно, но верно росло: если в 1625 году оно составляло 2 тыс. человек, то в 1650 году выросло до 50 тыс., а к 1700 году уже составляло четверть миллиона.

2. Роль и значение псевдонимов в истории общественно-политической жизни России

2. Роль и значение псевдонимов в истории общественно-политической жизни России
Итак, что такое псевдоним? Буквально – это ложное имя. Прозвище, имя или фамилия, которое то или иное лицо сознательно и легально выбирает для прикрытия или сокрытия своего настоящего,

Три контура политической системы

Три контура политической системы
Теперь о пятой, политической задаче Красного императора. Сталину почти удалось создать уникальную, не имеющую аналогов политическую систему, где взаимодействовали три блока, три контура, три структуры. Речь идет о партии, исполнительной

Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России

Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым
Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой

4. Начало общественно–политической карьеры Цицерона

4. Начало общественно–политической карьеры Цицерона
Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в поместье своего отца вблизи города Арпина, уже прославленного в римской истории тем, что в этом же небольшом городе появился на свет знаменитый полководец Гай Марий.

Послесловие Выбор Средневековой России и особенности политической системы Холмоджирии в начале XXI в.

Послесловие
Выбор Средневековой России и особенности политической системы Холмоджирии в начале XXI в.
Подводим итоги проведенного историко-альтернативного исследования основных развилок в истории Средневековой Руси-России. Для простоты и наглядности итоги эти стоит

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил
М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ.Главнейшим достоянием перестройки

§ 2. Создание новой общественно-государственной системы страны

§ 2. Создание новой общественно-государственной системы страны
Зарождение новой российской государственностиВажнейшей особенностью начального этапа формирования новой российской государственности являлось её зарождение в недрах советского общества. При этом

§ 2. Идеологические основы общественно-государственной системы РФ

§ 2. Идеологические основы общественно-государственной системы РФ
Зарождение новой идеологииВ формировании российской государственности, реализации социально-экономической политики большую роль играет новая идеология, которую взял на вооружение правящий класс РФ.

50. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ В XVI–XVIII ВВ

50. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ В XVI–XVIII ВВ
В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI – начале XVIII вв. победу одержал Иэясу Токугава.За короткое время ему удалось подчинить своей власти всех удельных князей Японии и принять титул

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а

2. Сталинизм в общественно-политической жизни страны

2. Сталинизм в общественно-политической жизни страны
Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй.2.1. Противоречия социально-политического развития. Завершение

Антонина Шарова Всеобщая история в общественно-политической жизни России начала XX в.

Антонина Шарова
Всеобщая история в общественно-политической жизни России начала XX в.
В 1919 г. выдающийся русский медиевист, член Британской академии П. Г. Виноградов (1854–1925), размышляя о судьбе России, писал: «огромной бедой в России является дуализм культур,

Глава IX СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНСКОЙ ССР

Глава IX СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ УКРАИНСКОЙ ССР
Каждый съезд КПСС является значительным событием в жизни нашей партии и государства.С большим подъемом советский народ встретил

Текст
доклада члена Президиума ЦС РУСО кандидата исторических наук М.Б. Чистого на
конференции учёных-историков исторической секции РУСО по теме «Актуальные
вопросы истории России», прошедшей 6 октября 2021 года

На протяжении последних тридцати лет с момента развала
СССР проводники интересов Запада обрушили потоки критики на наше Отечество, на
её историческое прошлое. Определённая политическая группировка прилагает
множество усилий, направленных на компрометацию нашей Родины, фактически
стремится представить Россию в качестве некого преступного государства. По
замыслу адептов «глобализма», если народу внушить, что наша держава «неправа»,
то тогда мало у кого возникнет желание бороться за её возрождение. Де-факто
речь идёт о целенаправленной морально-психологической подготовки населения к
окончательному разделу России и к её колонизации.

Стремясь воплотить в жизнь соответствующие замыслы, последователи
русофобии и антисоветизма интерпретируют всю тысячелетнюю русскую историю в
качестве чреды насилия, преступлений и катастроф. Наибольший акцент «пятая
колонна» делает на компрометации Советского периода, когда наша Родина достигла
небывалых вершин прогресса, вышла в рекордно короткие сроки на передовые
позиции в мире. Казалось бы, осуществление прорыва в экономической сфере, в области
обороны, научно-технического, культурного и социального прогресса, победа СССР
над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне,
освобождение половины Европы от гитлеровской оккупации, — всё это у любого
здравомыслящего человека вызывать чувство гордости. Тем не менее, либералы (и
не только) регулярно мажут чёрной краской Советский Союз, распространяя штампы
о «геноциде народа большевиками», о «тоталитарном режиме», якобы превратившем
страну в концентрационный лагерь.

В соответствующих утверждениях отсутствует
элементарная логика, превалируют эмоции. Вполне понятно, что противник
сознательно делает чёрное дело и, соответственно, не стремится к объективному
освещению событий, разворачивавшихся в нашей стране в Сталинский период.
Одновременно, как показывает практика, подобные мысли нередко звучат из уст тех
людей, которые стремятся к познанию истины, умеют всесторонне анализировать
процессы. Поэтому, на наш взгляд, важно уделить внимание рассмотрению сути
явлений 1920-х и 1930-х гг, без учёта которых невозможно дать оценку политической
системы, сформированной в СССР благодаря политике В.И. Ленина и И.В. Сталина.

Прежде всего, мы сделаем акцент на несостоятельности
квалификации Советской политической системы как «диктаторской» и «тоталитарной».
Конечно, можно и нужно напомнить об оценке таких понятий как «демократия» и «диктатура»
с классовых позиций. Однако не менее существенным представляется найти ответ на
следующий вопрос – какие явления разворачивались в т.н. «цивилизованных» и «демократических»
государствах в рассматриваемое нами время?

Те, кто осуществляет нападки на руководство СССР за
создание «тоталитарной системы», приклеивает И.В. Сталину ярлык «диктатора»,
упускает весьма существенную деталь – наличие в 1930-ые годы реальной внешней
империалистической угрозы, не говоря уже о самой Великой Отечественной войне.
Совершенно очевидно, что в условиях подготовки страны к войне, участия в ней
вопрос всеобъемлющей централизации экономической и политической системы
представляет собой условие выживания государства. Ведь только при наличии
упомянутых факторов возможно осуществить действенную мобилизацию ресурсов для
решения общенациональных задач, сформировать морально-психологическую атмосферу
жёсткой дисциплины, солидарности, сплочённости народа. В противном случае нацию
ожидают незавидные последствия. Между прочим, к жёстким методам управления
государством в критические моменты прибегали и «демократические» страны. В
качестве примера мы приведём принятые правительством США в 1918 году (в
последний год Первой мировой войны и в первый год соучастия американцев в
интервенции против Советской России) и в 1940 году «Акта о подрывной
деятельности» и «Акта Смита». Положения двух упомянутых документов запрещали
публиковать нелояльные и критические статьи, произносить критические мысли об
американском правительстве, о Конституции, о Вооружённых силах этой страны.
Одновременно преступной объявлялась деятельность организаций и лиц, чьи усилия
направлены на подготовку свержения федерального правительства, правительств
штатов, равно как и ведущих соответствующие консультации. В этой связи
возникает совершенно риторический вопрос. Если правительства империалистических
стран имеют право принимать в ответственный момент любые меры для защиты
национально-государственных интересов, то почему СССР не должен был идти на аналогичный
шаг? Тем более, что на карту были поставлены независимость страны, будущее
нашего народа.

В то же время часть представителей научных,
информационных и политических кругов, согласившись с соответствующими аргументами,
может задать следующий вопрос: «Предположим, что сложившаяся в СССР к 1930-м
годам обстановка действительно требовала принятия чрезвычайных мер. Но зачем
надо было истреблять миллионы людей, загоняя их в концлагеря либо приговаривая
к расстрелам?». Собственно говоря, разговоры о десятках/сотнях миллионах «репрессированных»
в Советском Союзе лишены оснований. Если всё это имело место, то за счёт чего в
нашей стране постоянно увеличивалась рождаемость? За счёт чего возрастала
численность населения? Вопросы совершенно риторические.

Если мы обратимся к архивным документам, то убедимся в
лживости концепции, отстаиваемой т.н. «правозащитниками». В этой связи
представляется необходимым обратить внимание на содержание доклада Комиссии по
реабилитации жертв политических репрессий при президенте Российской Федерации,
обнародованном в феврале 2000 года. Во главе этой комиссии стоял небезызвестный
«прораб перестройки» А.Н. Яковлев. Казалось бы, он и ему подобные в наибольшей
степени были заинтересованы в раздувании количества арестованных и
приговорённых при Советской власти к высшей мере наказания. Тем не менее,
упомянутая комиссия, изучив секретные документы, представила следующие данные:
в 1921 – 1954 гг. по обвинению в совершении контрреволюционных преступлений
было арестовано 5 951 364 человек. Из них осуждено 4 060 306
человек, приговорено к высшей мере наказания – 799 455 человек. Как видим,
ни о каких десятках, а тем более сотнях миллионов расстрелянных и арестованных
речи не идёт. Одновременно заметим, что после разрушения СССР и реставрации
капитализма количество заключённых больше, чем в Сталинский период. Например,
если в 1930-ые годы на 100 тысяч чел. населения приходилось 583 заключённых, а
в 1990-ые годы – 647. Кроме того, при И.В. Сталине уровень оправдательных
судебных приговоров достигал 11 – 13% (а в ряде регионов в разные годы доходил
до 40%), то в настоящее время соответствующий показатель не достигает даже
одного процента, варьируясь в районе 0,08%. И это – в ту эпоху, когда, казалось
бы, провозглашено господство «свободы», «демократии» и «политического
плюрализма». Хотя в реальности соответствующие лозунги использовались в
качестве ширмы тех, кто разрушил Советский Союз, национальную экономику, оборону,
тех, кто довёл народ до обнищания и до вымирания, допустил присвоения
национального достояния частными лицами.

Что же касается состава осуждённых, то среди них
далеко не все были «невинными жертвами». Безусловно, перегибы на местах,
нарушения социалистической законности имели место. Соответствующие явления были
осуждены совместным постановлением СНК СССР и Политбюро ЦК ВПК (б) от 17 ноября
1938 года. Именно в Сталинский период были освобождены такие Советские
военачальники как К.К. Рокоссовский, А.В. Горбатов, К.А. Мерецков, такие учёные
как С.П. Королёв, А.Н. Туполев, Л.Л. Ландау, многие служители церкви и т.д. В
то же время это отнюдь не означало, что не было реальных врагов народа. Прежде
всего, надо понять, что антисоветские политические группировки своими
действиями сами поставили себя за черту закона. Например, деятельность эсеров, осуждённых
в 1922 году, не оставляет в этом сомнений. Следует вспомнить, как в 2000-ые
годы запретили Национал-большевистскую партию, активисты которой захватывали
кабинеты государственных деятелей, бросали в них продукты. А в случае с эсерами
речь шла не просто о хулиганских, но и о диверсионных и о террористических
действиях. Поджоги, взрывы предприятий, повреждение инфраструктуры, организация
и осуществления покушений на видных руководителей Коммунистической партии и
Советского государства, содействие бандитским вылазкам кулацких группировок, регулярно
заливавшим кровью Советскую деревню, — вполне понятно, что после этого участь
эсеров оказалась предопределённой. Любое государство непременно приняло бы
жёсткие меры в отношении политической партии либо организации, использующей
террористические методы борьбы.

То же самое касается фигурантов Московских процессов
1936 – 1938 гг., представителей подпольного троцкистско-бухаринского блока. К
настоящему времени выявлено немало достоверных сведений, подтверждающих
справедливость обвинений, инкриминируемых Л.Д. Троцкому, Н.И. Бухарину, М.Н.
Тухачевскому и им подобным. В частности, речь идёт о мемуарах ряда
внутрипартийных заговорщиков, написанных ими в эмиграции. Однако мы считаем
целесообразным процитировать фрагмент интервью директора Федеральной службы
безопасности (ФСБ) А.В. Бортникова «Российской газете», данное им в декабре
2017 года. Вполне понятно, что соответствующий деятель далек от
прокоммунистических воззрений. Тем не менее, ссылаясь на материалы секретных
архивов спецслужб, он заявил следующее: «Хотя у многих данный период (1937 –
1938 гг. – прим.авт.) ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные
материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части
уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов».
Александр Бортников добавил, что «планы сторонников Л. Троцкого по смещению и
даже ликвидации И. Сталина и его соратников в руководстве ВПК (б) – отнюдь не
выдумка, так же как и связи заговорщиков с иноспецслужбами». В первую очередь –
речь шла об ориентации соответствующей когорты на поддержку правительств
гитлеровской Германии и Японии. По крайней мере, в годы Великой Отечественной
войны оставшиеся в СССР троцкистские кадры действовали рука об руку с внешним
противником. Достаточно вспомнить о подпольной радиостанции «Старая гвардия
Ленина», орудовавшей в нашей стране под кодовым названием «Конкордия V». Её деятельность координировалась
министерством иностранных дел Третьего рейха, а также геббельсовским
министерством пропаганды. В условиях, когда нашей Родине требовалось как воздух
морально-политическое сплочение народа ради необходимости организации отпора
нацистским оккупантам, раскольники поливали грязью СССР, И.В. Сталина, Советскую
политическую систему. Вполне понятно, что они оказывали немецким оккупантам
огромную услугу. Соответственно, очищение нашей страны и Красной армии в 1937 –
1938 гг. от заговорщиков и от пособников Третьего рейха минимизировало
перспективу поражения СССР в Великой Отечественной войне.

В целом, ключевым критерием оценки определённого
исторического/государственного деятеля, определённой модели развития является
способность обеспечивать развитие страны, удовлетворение потребностей общества,
способность укреплять национальную безопасность государства. Сколько бы не компрометировали
Советскую систему, Ленинско-Сталинскую модель социализма, политика руководства
СССР позволила нашей стране совершить ускоренное развитие и выстоять в Великой
Отечественной войне. Так, в 1930-ые годы ежегодно выпуск промышленного
производства увеличивался на 11 – 16%, выпуск машинного оборудования – на 27,4%.
В целом, экономика Советского Союза в конечном итоге вышла на второе место в
мире. Создание развитой, функционировавшей на передовой и на самостоятельной основе
производственной базы позволило укрепить национальный суверенитет и, соответственно,
отразить натиск внешнего врага. Ну и, разумеется, сформировать огромный
потенциал, используемый вплоть до настоящего времени.

Проводившиеся в течение последних лет социологические опросы
свидетельствуют о возрастании позитивных оценок со стороны народа политики
Советской власти, деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина. Всё больше людей
понимают, благодаря кому мы обязаны тем, что наша страна хотя бы до сих пор
существует. Однако дело не только в исторической памяти. Крепнет убеждённость в
необходимости смены модели развития, перехода к социализму как ключевого
условия возрождения нашей страны. Рано или поздно народ России непременно
сделает исторически ответственный выбор.

Михаил Чистый

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Государственное управление — это система органов государственной власти и должностных лиц, практически воплощающих план укрепления государства.

Государственное управление по Конституции 1918 года.

В 1917 году в стране начала формироваться новая система государственной власти, юридически оформленная в Конституции РСФСР 1918 года.

Высшими органами власти объявлялись Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый на съезде ВЦИК. Последний становился «Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР». Для управления государственными делами и руководства отраслями хозяйства Конституцией предусматривалось создание Совета Народных Комиссаров, при этом как ВЦИК, так и съезд Советов, могли смещать весь состав СНК, или его отдельных членов. Нарком мог единолично принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции наркомата, и после доводить их до коллегии.

Конституция четко прописала организацию власти на местах: съезды Советов в границах своего ведения (волостные, уездные, областные и губернские) являлись высшей властью. Между съездами ею обладал исполнительный комитет, ответственный перед Советом. Конституция закрепила главные принципы избирательной системы. Сохранилось неравенство в избирательных правах. В органах власти предпочтение было отдано рабочему классу.

Создание системы Советов породило систему управления, которая была основана на плановом хозяйстве, обобществлении средств производства, исключении рыночных отношений и частной собственности.

Особенность начального этапа советской государственности заключалась в существовании чрезвычайных органов власти, ключевой чертой которых было единство политической, военной и хозяйственной деятельности. Распространенными чрезвычайными органами власти были:

  • комбеды;
  • ревкомы;
  • Реввоенсовет Республики (РВСР);
  • ВЧК;
  • ВЧК л/б;
  • Совет рабочей и крестьянской обороны.

Органы государственного управления по Конституции 1924 года

«Советская система государственного управления в 1917 — 1980-е годы» 👇

Ключевым изменением в государственном управлении было образование СССР. 30 декабря 1922 года на Первом Общесоюзном съезде Советов были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В январе 1924 года на II Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР, на основе которой оформлялось единое советское союзное государство.

Съезд Советов провозглашался Верховным органом власти. Между сессиями съездов высшей государственной властью обладал двухпалатный ЦИК СССР. Союзный Совет избирался на Съезде Советов от состава делегатов Съезда. Совет национальностей образовывали представители республик и национальных областей. Президиум ЦИК был постоянно действующим органом и состоял из 21 человека. СНК был Верховным исполнительным и распределительным органом страны.

Наркоматы Совнаркома подразделялись на:

  • общесоюзные;
  • объединенные (союзно-республиканские);
  • республиканские.

Наркоматы первого типа образовывались в Союзе. Их было пять:

  • по военным и морским делам;
  • по иностранным делам;
  • путей сообщения;
  • внешней торговли;
  • почт и телеграфов.

В республиках таких наркоматов не создавалось. Общесоюзные наркоматы в республиках имели уполномоченных представителей. Сюда относится и Совет Труда и Обороны СССР, который следил за осуществлением финансовых и хозяйственных планов, координировал работу промышленных и оборонных наркоматов.

Наркоматы второго типа образовывались как в СССР, так и в союзных республиках:

  • ВСНХ;
  • труда;
  • финансов;
  • продовольствия;
  • рабоче-крестьянской инспекции.

Эти наркоматы служили руководством важнейшими отраслями хозяйства, требовавшими координации в масштабах страны и учета своеобразия республик. Они призывались обеспечить сочетание союзных интересов с интересами каждой республики.

Наркоматы третьего типа имелись в республиках. В Союзных республиках (РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР) формировались собственные СНК, Съезды Советов и ЦИК. Республиканские наркоматы занимались вопросами юриспруденции, внутренних дел, народного образования, культуры, местной промышленности. Внешние торговля и политика, оборона границ, финансы и связь, транспорт относились к компетенции общесоюзных органов.

Замечание 1

Сложившаяся структура управления названа командно-административной системой. Ее чертами были однопартийность, превращение компартии в государственную структуру, централизация власти, репрессивные методы, подавление инакомыслия и бюрократизация.

Структура государственного управления по Конституции 1936 года

Преобразование экономической сферы и усиление централизации привели к формированию очередной модели общества, к полному «огосударствлению» хозяйства. Произошедшие изменения требовали изменений в Основном Законе.

В декабре 1936 года на VIII Чрезвычайном съезде Советов была утверждена новая Конституция СССР, зафиксировавшая характерные черты сформировавшуюся командно-административную систему. СССР был провозглашен социалистическим государством.

Основной Закон отразил перемены в национально-государственном устройстве, появление новых республик и областей.

Конституция внесла изменения в систему органов власти. Место упраздненных областных, республиканских и всесоюзных съездов Советов заняли городские, районные, областные, республиканские Советы, избираемые путем прямого голосования, что приблизило советскую систему к традиционным представительным органам. Вместо ВЦИК образовывался Верховный Совет – высший двухпалатный законодательный орган, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. К его задачам относилось утверждение правительства СССР.

Расширились обязанности общесоюзных наркоматов в сфере законодательства, развития хозяйства, укрепления обороноспособности. Одновременно были сужены права отдельных республиканских органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти оставался Совет Народных Комиссаров. Он был ответственен перед Верховным Советом, а между его сессиями – перед Президиумом ВС. Законодательными правами СНК не обладал, но мог издавать распоряжения на основе законов. Эти подзаконные акты имели фактический статус законов.

Совнарком управлял отраслями хозяйства через комитеты, комиссии и наркоматы. К общесоюзным наркоматам относились обороны, внешней торговли, иностранных дел, связи, путей сообщения, водного транспорта, оборонной и тяжелой промышленности. Союзно-республиканских наркоматов было 10: пищевой промышленности, земледелия, легкой, лесной, животноводческих и зерновых совхозов, юстиции, внутренних дел, финансов, внутренней торговли, здравоохранения.

Система власти в республиках копировала общесоюзную схему. Отличие состояло в том, что Верховные Советы не были двухпалатными.

В новой Конституции декларировалась идея разделения властей: Верховный Совет обладал законодательной властью, а Совет народных комиссаров – исполнительной. Высшая судебная власть принадлежала Верховному Суду.

Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной Войны система государственной власти претерпела изменения. Были созданы не предусмотренные конституцией органы. Это было сделано для обеспечения централизма и быстрого выполнения приказов.

Война изменила порядок работы органов власти. Предусмотренные Конституцией сроки выборов в Советы не соблюдались. Президиумы Верховных Советов СССР и республик продлевали их полномочия. На освобожденной территории практика выборов подменялась системой назначения.

Наряду с традиционными формами управления были созданы специальные органы с особыми чрезвычайными полномочиями. Их создание не предусматривалось Конституцией, и они обладали большими полномочиями, чем конституционные органы власти. Главным органом стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), постановления которого имели силу законов военного времени.

Для руководства военными действиями учреждалась Ставка Главного Командования.

Замечание 2

После окончания войны все неконституционные органы ликвидировались, наркоматы были переименованы в министерства, а СНК – в Совет министров.

Организация государственного управления по Конституции 1977 года

Новая Конституция не изменила политической организации общества. Верховный Совет продолжал быть высшим органом власти СССР. Он олицетворял представительную власть и был законодательным органом.

Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета, формировал Правительство СССР, избирал Верховный Суд, назначал Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет состоял из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. Повседневное управление осуществлялось при помощи Совета Министров СССР, бывшего высшим исполнительно-распорядительным органом.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Обновлено: 19.05.2023

Ядро Политической системы советского общества составляет Коммунистическая партия Советского Союза. При ее руководстве функционируют все остальные звенья данной системы: Советское государство; комсомол; профсоюзы; кооперативные и другие организации общества, которые отражают единение и своеобразность интересов всех уровней населения.

Происходящие в СССР изменения революционного характера и процессы обновления общества социализма вели к выводам о необходимости реформаторства системы политики советского общества, которая была направлена на закрепление и развитие основных принципов государственности социализма, рожденых Великим Октябрем.

Система политики советского общества должна освобождаться от всего, что связывается с последствиями культов личностей, командно-административными методиками управления, бюрократизмом, отстранением рабочих от власти. Она должна становиться динамичной, которая способна к своевременному обновлению при учетеизменяющихся условий международной и внутренней жизни.

Новым образом предстает роль КПСС. В соответствии с ленинской концепцией партии как политического авангарда класса рабочих, всех трудящихся, она призывала, на основании марксистско-ленинского учения разработать стратегию и теорию развития общества, внешнюю и внутреннюю политику, формировать идею социалистической новизны, проводить организаторскую и политическую работу в массах, расстановку и воспитание кадров.

Развитие политической системы СССР

При жизни В. И. Ленина и под его руководительством партия так и существовала. Но после его кончины произвелось отхождение от ленинских принципов, от выработанного им концепта социалистического устройства. Данное положение в какой-то мере сохранилось и в годы застоя. Это отрицательно сказывалось на реализации основного функционала партии, сводило к ослабленности ее идейного и политического воздействия влияния, делало острыми множестводругих проблем развития общества. КПСС находила в себе силы самокритичной оценки создавшегося положения. Партия устремлялась создавать такие механизмы политики и гарантии, исключающие в будущем возможности нарушения ленинских принципов руководства партии обществом.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевым вопросом политики партии является развитие и закрепление советской социалистической государственности. Устанавливается задача завершения создания социализма правового государства, в котором верховным принципом будет являться безусловная подчиненность всего и всех законодательству.

Главное значение в этом плане имеет раздел функционала государственных и партийных органов, рождение полновластия Советов народных депутатов как базиса государственности социализма и самостоятельного управления в нашем государстве. Важное значение в этой связи отдается усовершенствованию форм народного представления в Советах. Огромную роль в этом деле призвана играть реформа избирательной системы.

Основным значением обладает передача на рассмотрение и разрешение Советов абсолютно всех вопросов хозяйственной, государственной, социальной, культурной жизни. В этой связи является необходимость расширения материальных возможностей местных Советов, открытость и гласность их деятельности, утверждения подлинного верховенства Советов над исполнительными органами.

Важной предпосылкой эффективной жизнедеятельности системы политики в советском обществе является преобразование верховной власти в стране. В качестве верховного властного органа страны представляется съезд народных депутатов СССР, который образует Верховный Совет СССР, — работающий на постоянной основе распорядительный, законодательныйи контрольный орган. Утверждается пост Председателя Верховного Совета, который избирается съездом.

Демократизация советского общества являет необходимость перестроения аппарата государства, всех управляющих органов. Устанавливается вопрос о том, чтобы добиваться:

  • ликвидации лишних звеньев;
  • сокращения численности данного аппарата;
  • упразднения в нем командно-нажимных методов, формализма и бюрократизма.

Перестройка системы политики советского общества предполагает демократизацию изнутри и увеличение роли в процессе политики организаций общества. Их основной задачей партия находит в том, чтобы они развили социальную, политическую активность, могли удовлетворить разнообразные интересы граждан, раздавали навыки самоуправления обществом.

В условии перестройки возникала необходимость в полном объеме воплощать идеи ленинизма по организации контроля, придавая ему действенность. В данной связи представляется разумным создание одной, подчиняющейся выборным властным органам системы общественного государственного контроля.

Немаловажное значение приобрел вопрос о принятии назревающих мер по последующему развитию советской федерации. При том ключ к последующему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплочения советского общества — органическое объединение самостоятельности автономных и союзных республик, пр. национальных образований с их ответственностью за общие союзные интересы.

Партия неуклонно проводила линию демократизации управления, процессов разработки и принятия решений государства, которые обеспечивают выбор их оптимальных вариантов, сопоставление и учет разнообразных предложений и мнений трудящихся. Расширяется круг вопросов, решения по которым могут приниматься лишь после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в организациях общества. Получает дальнейшее развитие практика общенародного обсуждения, голосования по важным вопросам жизни государства.

Исполнительную же власть передали так называемому СНК — Совету народных комиссаров. Главой совета был Ленин.

Все эти постановления и указы правительства носили временный характер до голосования Учредительного собрания.

Этот правительственный документ, декларация, был принят 2 ноября 1917 года. Он провозглашал о равных правах и свободах всех граждан страны, свободе самоопределения граждан, уничтожении давлений по национальному признаку.

Под свободой самоопределения понималась свобода в самом широком ее смысле. Предоставлялись права отделения от России и возможности образования отдельного самостоятельного государства.

Говорилось о полной отмене национальных и религиозных привилегий.

Национальным меньшинствам и этническим группам в стране предоставлялась полная свобода в самоопределении и развитии.

Общество перестало официально делиться на сословия 10 ноября 1917 года. Через неделю, 18 ноября правительство уравняло права женщин с мужчинами.

В декабре была организована ВЧК – всероссийская чрезвычайная комиссия – репрессивный карающий орган для борьбы и саботажем против революции.

Уже 23 января, особым указом было провозглашено отделение церкви от государственного управленческого органа и обучающих учреждений.

После получения власти большевистской партии больше не нужны были идеи Учредительного собрания, но отменить их было пока невозможно из-за большой популярности в народе.

Поэтому упреждающие шаги большевики начали делать заранее.

  • В ноябре 1917 года по предложению нового декрета Ленина были арестованы лидеры противоборствующих большевикам политических партий, набравших максимальное количество голосов на Учредительном собрании.
  • 3 января1918года была принята еще одна декларация о правах трудящихся. В ней говорилось обо всех изменениях политического строя с конца октября. Эти изменения были представлены платформой для переустройства общества в пользу социализма.
  • Большевистский режим отверг возможность компромисса между противоборствующими партиями. И 5 января 1918 года вместе с 50-60 тысячами демонстрантов, выступивших с лозунгами, защищающими Учредительное собрание, надежда на компромисс была расстреляна.

Официальный роспуск Учредительного собрания был назначен на 7 января 1918 года.

III съезд совета депутатов, объединивший всю страну, был открыт 10 января 1918 года. Заседание проходило в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, заняв место своего предшественника — Учредительного собрания. Образовалась единая правительственная система рабочих, крестьян и солдат.

Президиумом власти был признан Всероссийский съезд советов. Страна получила официальное название РСФСР.

СНК продолжили олицетворять исполнительную власть.

У всякого раба есть своя гордость: он хочет повиноваться лишь величайшему владыке.

Оноре де Бальзак

Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.

Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.

Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:

  1. Большевики — 390 человек.
  2. Эсеры (левое и правое крыло) — 190 человек.
  3. Меньшевики — 72 человека.
  4. СД-интернационалисты — 14 человек.
  5. Украинские националисты — 7 человек.
  6. Меньшевики-интернационалисты — 6 человек.

Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители оппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.

Первые декреты советской страны

Продолжился 2 Всероссийский Съезд Советов в 11 часов 26 октября. На нем Ленин зачитывает «Декрет о мире», который обязывает Россию начать переговоры о мире без аннексии и контрибуции, а также о немедленном перемирии на 3 месяца для ведения переговоров. В этом документе был пункт, согласно которому все народности, ранее силой включение в состав России, имеют право на независимость.

Советская власть в России

Становление советской власти проходило в ускоренном темпе. Большевики понимали, что если в кратчайшие сроки не дать народу то, чего тот желает, они в управлении страной долго не удержатся. На 2 съезде Советов большевики, которые четко определили меры, способные укрепить становление государства, приняли директиву о мире, директиву о земле и директиву о власти.

Директива о земле была оглашена в 2 часа ночи 26 октября 1917 года. Она полностью отменяла частное владение землей. По всей стране вводилась уравнительная система распределения земли, при этом власть обязалась периодически производить новые разделы. Большевики не были сторонниками такой реформы. В том виде, в каком она была принята, это было одно из положений программы эсеров. Но они приняли эту директиву, по сути эсеровскую, чтобы завоевать любовь крестьян. Им это удалось. Кратко декрет о земле можно представить следующим образом:

  • запрещены все сделки с землей, которая переходит полностью в государственную собственность;
  • наемный труд на земле запрещен;
  • все земельные участки переходят в собственность государству, которое предоставляет ее всем без исключения гражданам;
  • земля предоставляется бесплатно, никакие арендные платы недопустимы;
  • неспособные обрабатывать землю по состоянию здоровья получают государственную пенсию.

Следующая директива большевиков о власти гласила, что вся власть в стране принадлежит теперь Советам.

Первые шаги в становлении советской страны

После принятия основных директив, которые требовал простой народ, большевики принялись за реформирование страны. В короткие сроки были приняты следующие директивы для становления порядка в советском государстве. 29 октября — директива о восьмичасовом рабочем дне. 2 ноября – директива о равенстве народов России. 10 ноября – директива о ликвидации сословий. 20 ноября – декрет о признании национальной культуры мусульман страны. 18 декабря – декрет об уравнении прав мужчин и женщин. 26 января 1918 года – постановление о выходе церкви из состава государства.

10 января 1918 года, после роспуска Учредительного собрания, состоялся 3 съезд Советов солдатских и рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и крестьянские депутаты. Это собрание завершило становление органов советской власти, а также принятие директивы о правах трудящихся.

В июле 1918 года был проведен 5 съезд Советов. В результате было определено название страны – Российская Социалистическая Федеративная Социалистическая Республика. Кроме того, была утверждена конституция страны. Высшим органов государства был определен съезд Советов. Исполнительное законодательство было закреплено за Советом Народных Комиссаров. Завершился 5 съезд Советов принятием герба и флага государства.

Становление советской власти было фактически завершено, в дальнейшем уже требовалось ее удержать.

В советском социалистическом государстве, как и в дореволюционном монархическом, многое зависело от первого лица, в руках которого сосредоточивалась огромная официальная и неофициальная власть. Лидер единственной политической партии, которая называлась РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС (с 1952), являлся и реальным руководителем страны.

В условиях формальной советской демократии политическая линия страны определялась не на партийных съездах, не в высших официальных органах государственной власти, а в узком кругу членов Политического бюро ЦК Коммунистической партии. Некоторые решения лидеры принимали сами или в узком кругу.

Населению объяснялось, что ради построения социализма и коммунизма можно потерпеть и пойти на любые жертвы. Критиков своей политики партийно-советское руководство страны вплоть до перестройки без колебаний подавляло.

Советский период 1917–1991

Советский период 1917–1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде Мятеж 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. не был похож на настоящую революцию с уличными боями, баррикадами, параличом городской жизни, как это случилось в 1905 г. При полной бездеятельности

1.4. Политическая борьба в советском руководстве (1985–1991 гг.)

1.4. Политическая борьба в советском руководстве (1985–1991 гг.) В 1985–1988 гг. удалось вытеснить из Политбюро почти всех оставшихся там лиц из ближайшего окружения Брежнева — А.А. Громыко, В.И. Долгих, Г.А. Алиева, Г.В. Романова, В.В. Гришина, Д.А. Кунаева. Проведя своих сторонников

105. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 1985–1991 гг

4.3.10. Новейшая история (1917—1991 гг.). Вторая волна социорно-освободительных революций

4.3.10. Новейшая история (1917—1991 гг.). Вторая волна социорно-освободительных революций Придя к власти, большевики первоначально ограничились лишь претворением в жизнь лозунгов буржуазно-демократической революции. Это отчетливо можно видеть на примере декретов II

6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1917-1991 гг.)

6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1917-1991 гг.) Придя к власти, большевики первоначально ограничились лишь претворением в жизнь лозунгов буржуазно-демократической революции. Это отчетливо можно видеть на примере декретов II Всероссийского съезда советов. Большевики вначале не ставили

Политическая история капиталистической России (1861–1917)

Политическая история капиталистической России (1861–1917) Россия после поражения в Крымской войне (1853–1856) стремилась преодолеть свое отставание в политическом и социально-экономическом развитии от передовых европейских стран. Александр II (1855–1881) отменил крепостное право

Россия советская (1917–1991)

Россия советская (1917–1991) Ведущие тенденции исторического развития 1. Установление монополии, диктатуры Коммунистической партии в политической жизни общества, осуществляемой номенклатурным управленческим слоем.2. Всеохватывающее обобществление всех ресурсов,

Территория и внешняя политика СССР (1917–1991)

Территория и внешняя политика СССР (1917–1991) Большевики, критикуя национальную политику самодержавия, провозглашали право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Ленин не видел проблемы в распаде имперской России, которую

Социально-экономическая история СССР (1917–1991)

Социально-экономическая история СССР (1917–1991) Советская эпоха стала временем строительства нового общества. Появлялись новые слова, новые термины.В экономической сфере после национализации, конфискаций, реквизиций, индустриализации и особенно коллективизации с 1930-х

Культура в СССР (1917–1991)

Культура в СССР (1917–1991) К середине 1930-х была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т. д.). На протяжении 1930-х было введено всеобщее

Политическая история (1991–2011)

Политическая история (1991–2011) 25 декабря 1991 Президент СССР М. С. Горбачев сложил с себя полномочия. В этот же день Верховный Совет РСФСР принял новое название страны – Российская Федерация (Россия). Над Кремлем в Москве, который стал резиденцией президента Российской

8. Новейшее время (1917-1991 гг.)

8. Новейшее время (1917-1991 гг.) Октябрьская революция 1917 г., которую возглавила партия большевиков, победила. В результате зависимость России от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА В 1940-е – 1991 гг.

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА В 1940-е – 1991 гг. Особенности политической цензуры в годы Второй мировой войны и послевоенной конфронтации (1941-1956 гг.)Конец 1930-х гг. был освещен заревом близкой войны. Несмотря на внешне мирный характер жизни, вся массовая культура в СССР уже

Читайте также:

      

  • Заявление на отказ от изучения второго иностранного языка в школе образец
  •   

  • Система обучения в начальной школе основанная английскими педагогами в 19 веке
  •   

  • Новогодняя дискотека в школе сценарий для старшеклассников
  •   

  • Охарактеризуйте программу кружка буташевича петрашевского кратко
  •   

  • Опыт работы доу по социально личностному развитию

Изменения в политической системе в послевоенные годы

Характеристика послевоенного периода сталинизма:

  • Усиление личной власти Сталина как вождя победившего народа;

  • Надежды на послабления;

  • Политика довоенного образца: репрессии теперь изменили характер, в лагеря попадали не только политические заключенные, но и большие группы жителей западной части страны, где процветали партизанские силы;

  • Ужесточение системы, связанной с хищениями и административными нарушениями;

  • Массовое недовольство и даже критика.

Структура высших органов власти и управления

Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в предвоенные годы. По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся разных уровней – начиная с сельских и заканчивая Верховным Советом СССР, который считался высшим органов власти. В 1946 и в 1950 годах будут проведены выборы. Верховный Совет, призванный утверждать правительство, утверждает его в 1946 году, а также меняет названия для органов власти. Совет народных комиссаров становится Советом министров, наркоматы – министерствами, а наркомы – министрами. Именно так назывались органы власти в императорской России, и в первые годы власти от таких наименований демонстративно отказались – как и от многого другого, что считалось устаревшим. А сам факт возвращения этих названий сейчас рассматривается как символический шаг, отмечающий поворот в сторону традиции и обозначение некоей преемственности с прошлым: теперь оно не отвергается, как раньше. Тем не менее, внешние изменения не меняли устоявшуюся систему, и основная власть была сосредоточена в руках самого Сталина.

Единовластие Сталина

Формально, Сталин занимал должности председателя Совета Министров и секретаря ЦК ВКП (б), но фактически обладал практически неограниченной властью. Роль совещательных органов при нём выполняли группы приближённых, состав которых регулярно менялся, в зависимости от того, кому доверял вождь.

Перестановки и репрессии в высшем руководстве

В этот же период начинается новый виток репрессий, который отличался от того, что было в 1930-е годы. Репрессии перестали быть массовыми (как «Большой террор»), послевоенный период характеризуется небольшими точечными делами, направленными против отдельных категорий граждан (ленинградцев, евреев, руководства авиационной промышленностью, отдельных литературных деятелей).

Кроме того, репрессии 1945-1953 годов характеризуются:

  • Существованием жесткого идеологического контроля над творческой интеллигенцией (литература, театр и музыка, театры, кинематограф). Так, например, в 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), согласно которому начинаются гонения на композиторов (опера В. Мурадели «Великая дружба», произведения С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича).

  • Существованием жесткого контроля в науке. Так, в Советском Союзе лженаукой была объявлена генетика. Эта компания получила название «лысенковщина», по имени Т. Д. Лысенко – ученого, считавшего генетику «фашистской наукой».

«Ленинградское дело»: серия дел, которые были направлены против советских партийных руководителей.

Количество арестованных по делу составило от 2 до 10 тысяч. Под маховик репрессий попали крупные государственные деятели: председатель Госплана Н. А. Вознесенский, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов. Какое-то время Вознесенский и Кузнецов являлись предполагаемыми преемниками Сталина, что вызывало опасения старых соратников вождя, боявшихся новых ленинградских выдвиженцев. Возможно, именно эти опасения московского сталинского окружения, помноженные на подозрительность Сталина, стали главной причиной фабрикации уголовных дел.

Формальный повод для организации «Ленинградского дела» — проведение в городе в январе 1949 года Всероссийской оптовой ярмарки по реализации остатков залежавшихся товаров без разрешения Совета Министров СССР. В середине лета начались аресты. На обвиняемых оказывали физическое и психологическое давление, заставляли их признаваться в преступлениях.

В 1950 года начался процесс. Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов и некоторые другие были расстреляны, остальные получили разные сроки заключения. В течение последующих двух лет были осуждены, приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения около 200 партийных работников Ленинграда. Видную роль в Ленинградском деле сыграл Г. М. Маленков (лично устроил погром в Музеи истории блокады Ленинграда, например).

«Дело врачей»

В январе 1953 года арестовали группу врачей, целью которой было якобы сократить жизнь самых значительных деятелей советского государства, применяя неправильное лечение (так, им в вину вменяли смерть А. А. Жданова). 37 человек были арестованы, среди них большинство составляли евреи. Был арестован профессор В. Виноградов, который лечил Сталина.

КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза

В 1952 году название правящей партии меняется с ВКП (б) на КПСС. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. На руководящих должностях оказались молодые деятели, преданные лично Сталину. Партийный аппарат не подвергался массовым чисткам, но имели место отдельные показательные кампании («ленинградское дело» и «мингрельское дело») способствовали кадровой стабилизации, формированию устойчивого слоя номенклатурных работников, связанных общими интересами и взаимной поддержкой.

Итоги

В первые послевоенные годы политический режим в СССР ещё более ужесточился. Это выразилось в новых репрессиях и в борьбе с «национализмом» в союзных и автономных республиках, проявлявшимся в растущем интересе их народов к своей истории и культуре.

В рамках сталинской системы оставались противоречия, которые осознавали соратники Сталина, и после его смерти они попытались их как можно скорее реализовать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каток бомаг 213 инструкция по эксплуатации
  • Мануал сузуки рмз 250 2009
  • Имудон таблетки для рассасывания цена инструкция по применению взрослым отзывы
  • Амлесса инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Регулятор горения твердотопливных котлов ргк 1 5 инструкция