Особенности руководства детским коллективом в доу

Психологические особенности руководства детским коллективом

Педагогическое руководство в системе дошкольного воспитания имеет свою специфику и присуще только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда руководителя. Предметом труда руководителя образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом – личность ребенка, орудием труда- стиль руководства. Результатом труда является степень обучаемости, воспитание и развитие субъекта – ребенка.

Каждый воспитатель, работая в коллективе детей, повседневно выполняет функции управления.

Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных из множества возможных воздействий и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой либо системы.

В широком педагогическом смысле под управлением понимается процесс предъявление к  детям такой системы задач, которая предусматривала бы постепенное продвижение детей по ступеням познания, то есть от способности решать задачи низкого уровня проблемности до овладения творческими исследовательскими действиями

автор: Колесова Лариса Владимировна,

заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Шаравина Юлия Валерьевна,

заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Бизимова Лена Васильевна,

педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: профессиональная компетентность и основные аспекты управления (из опыта работы)

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: профессиональная компетентность и основные аспекты управления (из опыта работы)

Культура
взаимодействия с коллегами в дошкольном образовательном     учреждении.

Выполнила
Липатова А.С.

Для
обеспечения целостности педагогического процесса, эффективности его результатов
необходима слаженная работа всего педагогического коллектива: воспитателей,
специалистов, педагогов дополнительного образования, а также высокое качество
взаимодействия всех членов педагогической команды.

Чаще
всего мы употребляем это понятие для обозначения различных организованных групп
людей. В работах В. С. Лазарева можно найти следующее определение коллектива:
коллектив — это итог развития группы, ее высшая стадия. Очень важно выделить
отличительные признаки коллектива. К ним мы можем отнести: наличие общей и
социально значимой цели совместной деятельности, которая одновременно
приоритетна и для каждого члена группы; построение особой структуры отношений
между членами группы, опосредованной содержанием совместной деятельности, ее
ценностями, принципами, целями, задачами.

Выделенные
особенности позволяют нам определить сущность понятия «педагогический коллектив
дошкольного учреждения» и рассматривать его как группу совместно работающих
воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, имеющих
общие образовательные цели, достижение которых личностно значимо для каждого
члена коллектива, реализующих структуру межличностных взаимоотношений и
взаимодействий, способствующих достижению целей работы детского сада.

В
исследованиях В.С. Лазарева, А.И. Донцова, P.X. Шакурова подчеркивается, что
педагогический коллектив имеет ряд существенных отличий.

1.
Педагогический коллектив – всегда коллектив единомышленников, у его членов
выработаны единые взгляды и убеждения, путем совместного обсуждения выбраны
единые и понятные для всех цели совместной деятельности, обозначены конкретные
пути их достижения.

2.
На эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива
огромное влияние оказывают уровень педагогической культуры его членов, характер
межличностных отношений, степень организованности и готовности педагогов к
сотрудничеству.

3.
Специфической особенностью педагогического коллектива детского сада является
его женский состав, что, несомненно, влияет на характер профессиональных и
личных взаимоотношений его членов. Женские коллективы более эмоциональны, чаще
подвержены смене настроений, более конфликтны. Но мы можем выделить и явные
преимущества женщин-педагогов: по своей природе они более предрасположены к
воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов
педагогического взаимодействия, более работоспособны
4. Педагогический коллектив полифункционален – каждый его член одновременно
может выполнять функции воспитателя, наставника, модератора, диагноста,
методиста, исследователя, это позволяет создать единую команду профессионалов,
готовых к решению разноплановых педагогических задач, гибко реагирующую на
изменения окружающей социально-педагогической среды.

5.
Педагогический коллектив обладает высокой степенью самоуправляемости. Внутри
коллектива могут быть созданы методические объединения, проектные группы,
методические советы, советы по инновационной деятельности. Это позволяет
развивать самостоятельность и инициативность каждого члена коллектива,
способствует выработке общей ответственности за принятие решений и их
выполнение.

6.
Еще одной особенностью педагогического коллектива становится коллективный характер
труда воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования. Это
определяет необходимость координирования действий каждого члена коллектива,
обсуждения совместных целей и задач, выработки единых подходов к их решению.
Например, для создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка в
коррекционном детском саду важна будет согласованность действий воспитателя,
работающего с малышом на группе, логопеда, осуществляющего коррекционную
работу, руководителя физического воспитания, педагога-психолога. Только
совместная работа этих специалистов позволит учесть все особенности
дошкольника, разработать эффективный маршрут развития ребенка, определить
степень участия в этом маршруте каждого педагога.

7. Важной особенностью жизнедеятельности
педагогического коллектива является отсутствие четких временных рамок
выполнения многих профессиональных задач. Это может приводить к перегрузке,
отсутствию свободного времени у членов команды. Поэтому важно согласовывать
деятельность членов коллектива между собой, разумно распределять нагрузку на
каждого педагога, стремиться к коллективному решению сложных и трудоемких
задач, распределять поручения в соответствии с возможностями, потребностями и
интересами каждого члена педагогического коллектива.

Структура педагогического
коллектива детского сада
. Как и у любого
коллектива, в его структуре можно выделить формальную и неформальную
составляющую:

— формальная, или деловая, структура
– это различные группы воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного
образования. Такие группы могут быть постоянные и временные в зависимости от
специфики задач, которые решают члены этого объединения. Например, может быть
создана временная проектная группа, которая занимается подготовкой детского
сада к участию в городском конкурсе «Лучший детский сад», как только конкурс
состоится, проектная группа будет расформирована. И наоборот, группа, которая
занимается оценкой качества педагогического процесса детского сада, может
рассматриваться как постоянная – результаты ее деятельности позволяют регулярно
вносить коррективы в педагогическую работу воспитателей, своевременно повышать
качество функционирования детского сада; если мы приостановим ее работу, то
может снизиться эффективность деятельности учреждения;

— неформальная, или
социально-психологическая, структура — это малые контактные группы, которые
образуются по признаку дружбы, симпатии, по отношению к администрации,
профессиональным интересам. Именно неформальные объединения педагогов чаще
более работоспособны, продуктивны, так как их взаимоотношения обусловлены в
первую очередь личностными факторами: комфортно работать вместе, высокая
степень доверия друг другу, готовность к взаимовыручке и взаимопомощи и т. д.

Гармоничное соединение деловой и
социально-психологической составляющих педагогического коллектива детского сада
говорит о наличии в дошкольном учреждении корпоративной культуры взаимодействия
сотрудников.

Корпоративная культура взаимодействия
— это совокупность моделей поведения членов коллектива, которые наиболее удобны
для педагогов, выработаны в процессе адаптации коллектива к внутренним условиям
детского сада и факторам внешней среды учреждения, показавшие свою
эффективность и разделяемые большинством членов дошкольного учреждения.

Согласно современным исследованиям
(В.А. Спивак, Н.А. Капитонов, Н.Н. Пусенкова) компонентами корпоративной
культуры взаимодействия педагогов дошкольного учреждения являются следующие.

1. Принятая система лидерства в
детском саду, например привлечение руководителем дошкольного учреждения
неформальных лидеров к решению конкретных управленческих задач: назначение
руководителем проектной группы, делегирование на съезд работников дошкольного
образования, передача полномочий руководителя при заседании педагогического
совета и т. д.

2. Стили разрешения конфликтов,
например, все конфликты решаются в детском саду с применением стиля
сотрудничества (когда участники конфликта активно участвуют в его разрешении,
отстаивают свои интересы и при этом стараются сотрудничать между собой,
определить скрытые нужды и заботы каждого члена конфликта) или стиля
компромисса (когда участники конфликта немного уступают в своих интересах для
выработки единого, устраивающего всех решения).

3. Действующая система коммуникации в
детском саду. Под коммуникацией чаще всего понимают общение людей, обмен
информацией, идеями, мыслями. Рассматривая коммуникацию дошкольного учреждения,
можно говорить как о внешней, так и о внутренней коммуникации. Внешняя
коммуникация позволяет эффективно взаимодействовать детскому саду с внешней
средой: потребителями, конкурентами, социальными партнерами, поставщиками,
удовлетворить информационные потребности дошкольного учреждения, наладить связи
с органами управления дошкольным образованием, общественностью. С помощью
внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж детского сада.
Внутренняя коммуникация помогает оперативно проинформировать каждого члена
педагогического коллектива о целях и задачах работы дошкольного учреждения, о
направлениях его деятельности, осуществить согласованность действий разных
групп педагогических работников: воспитателей, специалистов, педагогов
дополнительного образования, обменяться педагогической и управленческой
документацией. Эффективность внутренней коммуникации напрямую зависит от
технического обеспечения этого процесса: наличия компьютеров, копировальной
техники, мультимедийных устройств, сканеров, факсов, подключения к сети
Интернет.

4. Положение индивида в организации.
В дошкольном учреждении с высокой корпоративной культурой взаимодействия каждый
сотрудник детского сада рассматривается как субъект, индивидуальность, как
специалист, обладающий собственным уникальным опытом решения профессиональных
задач, имеющий профессиональные и личностные потребности и интересы, обладающий
определенными возможностями. Это способствует созданию комфортных условий
трудовой деятельности и приводит к качественному выполнению педагогом своих
профессиональных задач, стимулирует воспитателя повышать профессиональную
компетентность.

5. Наличие в детском саду общепринятой
и понятной корпоративной символики: лозунгов, ритуалов, традиций,
организационных запретов. Например, ритуалов чествования победителей
педагогических конкурсов, посвящения в воспитатели, традиция проведения
организационных мероприятий (ежегодной научно-практической конференции по
актуальной проблеме дошкольного образования, вызывающей интерес и активность у
педагогов детского сада).

Таким образом,
можно подвести некий итог:  культура взаимодействия в детском саду оказывает
значимую помощь руководителю детского сада в организации сплоченной работы
всего педагогического коллектива без жестких административных методов
воздействия на педагогов. При этом на первое место выходят такие ценности
специалиста, как его компетентность, творческая устремленность, готовность к
внешней и внутренней образовательной конкуренции (соревнованию), к работе в
команде, гордость за дошкольное учреждение. Кроме того, корпоративная культура
способствует повышению имиджа детского сада, приобретению им положительной
репутации.

Осуществление работы над
созданием корпоративной культуры в детском саду.
Стратегия
формирования корпоративной культуры направлена на развитие умения педагогов
работать в единой команде, согласовывать свои действия, грамотно разрешать
конфликтные ситуации, а также на создание условий для профессионального успеха
каждого члена педагогического коллектива.

С этой целью руководителю детского
сада следует обратить внимание на следующие направления работы:

— проведение социальных, деловых игр,
тренингов демократического поведения, тренингов управления конфликтом,
позволяющих моделировать различные ситуации как межличностного, так и
профессионального общения – подгруппового и коллективного, и способствующих
выработке умений работать в единой команде;

— привлечение педагогического
коллектива к созданию символики детского сада, атрибутики, логотипов, девизов,
рекламных буклетов, а также создание сценариев различных корпоративных
мероприятий с последующим их проведением;

— участие педагогов в проектировании
системы корпоративных коммуникаций в детском саду: определение потоков
педагогической информации, распределение ответственных за те или иные потоки
информации, согласование единых отчетных документов и сроков их предоставления
и т. д.;

— выпуск внутрикорпоративных изданий:
газет, листовок, журналов (как в печатном, так и в электронном виде);

— организацию профессиональных
конкурсов как средства формирования конкурентной среды;

— создание и продвижение сайта
детского сада, который освещает его традиции, мероприятия, успехи;

— создание и утверждение кодекса
корпоративного поведения, где отражаются этика общения педагогов, стиль
взаимодействия, приемлемый в этом учреждении, и т. д.;

— проектирование механизма
взаимодействия детского сада с социальным окружением для формирования
положительного имиджа учреждения и обеспечения открытости его деятельности.

Корпоративная культура помогает
воспитателям, специалистам, педагогам дополнительного образования осуществлять
эффективное сотрудничество, качественно решать профессиональные задачи,
стимулирует процессы саморазвития и самообразования каждого сотрудника детского
сада. Для формирования корпоративной культуры руководителю дошкольного
учреждения важно поощрять и прививать активные формы взаимодействия педагогов,
обогащать их опыт позитивного решения конфликтных ситуаций, развивать умения
согласовывать действия друг друга, осуществлять интерактивное взаимодействие с
социальным окружением.

Введение. Весь педагогический процесс строится от личности ребенка, его мировоззрения, наследственности, среды обитания, воспитания, а также «… в результате собственной деятельности» [5]. Объектом познания личности является не только мир в его многообразии, но и она сама, что проявляется в самопознании и самосовершенствовании. Быть личностью – это оценивать последствия своего решения, осуществлять необходимый для себя выбор, держать ответ за них перед собой и обществом в целом. Возникновение устойчивых форм поведения, развитие познавательной и творческой сферы, усвоение нравственных требований играют важную роль в становлении личности в детском коллективе [4]. Любой детский коллектив – это коллектив со своими психологическими особенностями. Управление коллективом осуществляется через руководителей, которые назначены официально [1]. Воздействие на детский коллектив может происходить так же через неофициальных лиц, которые пользуются авторитетом среди учеников. Например, лидеры детского коллектива.

Объекты и методы исследования. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя – процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включённость в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Педагог должен уделять значительное внимание вопросу выявления истинного лидера. Для благоприятной жизнедеятельности детского коллектива, важно, чтобы все идеи и действия педагога были поддержаны лидером из числа учеников [3]. Главным условием выдвижения лидера является его авторитет. Лидеру детского коллектива стараются подражать, с ним соглашаются и доверяют его действиям. Авторитет можно рассматривать как деловой или эмоциональный. В деловом авторитете лидер рассматривается как специалист, а в эмоциональном как личность, со своими индивидуальными и психологическими особенностями. Лидерство в детском коллективе в большей степени зависит от множества факторов и различных ситуаций, чем от особенностей личности самого лидера. «В успешных коллективах лидеры больше ориентированы на решение задач и постановку новых целей» [2]. В детских коллективах, где главным критерием общения является сотрудничество, лидер нуждается в помощи со стороны педагога. В процессе своего развития коллектив приобретает различные новые особенности и качества, которые характерны группе. Главным групповым качеством является сплоченность коллектива. Это качество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Благоприятный психологический климат сам не вырабатывается, особенно, если разговор идет о детях, которые не владеют социальной зрелостью и жизненным опытом. Для хорошего функционирования коллектива надлежит управлять им квалифицированному специалисту. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Любой коллектив имеет определенную систему межличностных отношений. Существует два вида отношений: официальные или неофициальные. Официальные отношения строятся на основании правил. Так же, в коллективе формируются неофициальные отношения. Они строятся на основе межличностных интересов и отношений, которые не связаны с учебной деятельностью [2].

В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Взаимоотношения между педагогом и детским коллективом относятся к взаимоотношениям руководства. Они осуществляются через руководство группой или ее самоуправлением. Как правило, оно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, которые имеют высокий статус в группе (лидеры). Взаимоотношения между членами детского коллектива закономерно изменяются. Изначально, на первом этапе они бывают безразличными, затем могут перерастать в конфликты и противоречия, а конечной фазой является превращение всех взаимоотношений в коллективистские. Деятельность детского коллектива не регламентирована временем. Она является сложным структурным образованием и состоит из ряда подструктур. Именно в коллективе человек развивает свою и находит проявления для своей индивидуальности. Правильная организация коллективной деятельности (учебной, трудовой, познавательной) способствует проявлению творческого потенциала личности, ее эмоциональному развитию и становлению верной гражданской позиции. Коллектив с его общественными нормами и стандартами незаменим как фактор формирования обобщенного опыта, а также значимых умений и навыков общественного поведения. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность.

Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой детского коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками, их взаимодействия. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

Понятие детский коллектив имеет множество значений и характеристик. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, которые объединены общей деятельностью для достижения общих целей. Для того, чтобы стать эффективным инструментом, коллектив должен обладать определенной организацией и качествами. В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Самоуправление в коллективе должно иметь демократический характер. Каждый член коллектива имеет право голоса, свободно высказывал свое мнение. Важным путем сплочения детского коллектива является накопление положительных традиций. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Интересные традиции сложились во многих коллективах: последний звонок, праздничные дни рождения, спортивные праздники. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традиции украшают жизнь ребят». Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.

Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебно-воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Их объединяет общий труд, но у каждого у человека своя профессия [3].

Заключение (выводы). Таким образом, роль детского коллектива, эффективность его деятельности и его воздействие на личность ребенка характеризуется соотношением стиля руководства педагогом с составом команды, наличием или отсутствием лидера. Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками команды, их взаимодействия. Благоприятный психологический микроклимат во многом зависит от детей, которые не имеют достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Именно поэтому для создания благоприятного функционирования детского коллектива необходимо управление ей хорошим специалистом.

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Антихлор для аквариума инструкция по применению aquacons
  • Глазные капли цифран инструкция по применению
  • Рибовитал инструкция по применению цена отзывы
  • Дермахил лл липолитик инструкция по применению
  • Когда проводится осмотр состояния рельсовых путей пс под руководством специалистов