Особенности руководства самостоятельно

               Консультация для   воспитателей.

 «Руководство самостоятельной музыкальной   деятельностью детей».                                            

Важная задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой: слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

Источником — в широком смысле слова — самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит вжизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия.                                                                                                                                                        

Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т.д. 

Виды самостоятельной музыкальной деятельности:

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.                                          

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. (Пример: с куклами)

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки, которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на прогулках.

Помимо занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.

Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя и музыкального руководителя.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие вмузицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Особенности руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах.

Для детей второй младшей и средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснитькакую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать свою
 деятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят вэто время играть громко на барабане, расстраивая всю игру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям.

Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей группе, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе.

Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.

В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть, станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. По всей видимости, это результат характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.

  Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысока к сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.

 В руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

 Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д.

В развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

З.Особенности педагогического руководства самостоятельной изобразительной деятельностью

В
процессе непосредственного общения с
детьми педагог выбирает главным
образом позицию сотрудничества, партнера.
Выбор позиции подчиняется
цели руководства самостоятельной
деятельностью. Цель: развитие
личности ребенка и в первую очередь
развитие инициативы, творческой
сущности личности. Поэтому в руководстве
деятельностью надо идти от интересов
ребенка, его инициативы.

Любая
деятельность, возникающая по инициативе
ребенка, требует особенно
внимательного отношения и тонкого
руководства, так как инициативу
ребенка легко нейтрализовать, более
того, можно невольно разрушить
замыслы детей и даже разрушить
деятельность. Дети не всегда принимают
взрослого в свою игру, часто не позволяют
вмешиваться в изобразительный
замысел. Поэтому в целях сохранения
самостоятельности и активизации
творчества детей руководство такой
деятельностью должно быть
косвенным.

Наблюдая
за деятельностью, возникающей по
инициативе дошкольников,
педагог очень осторожно может
«подключиться» к детским замыслам:
сначала в роли благодарного зрителя,
умеющего удивляться, радоваться,
сопереживать. На фоне такого эмоционального
соучастия, обыгрывания
образа, его эстетического восприятия
возможны вопросы, побуждающие
ребенка к развитию замысла, поиску
способов действия; советы,
если ребенок нуждается в них.

Педагог,
ежедневно общаясь с детьми, может
формировать у них позицию
активного отражения впечатлений. Так,
наблюдая, отмечая с детьми яркие
события, явления и т.п., он может подсказать
им идею: рассказать об увиденном
в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня..
.давайте посмотрим… Как
необычны краски неба… Сейчас все
исчезнет, а как хочется, чтобы другие
люди заметили, увидели эту красоту. А
что, если нам попробовать
нарисовать такой закат?»

Наблюдая
с детьми необычные явления, переписывая
яркие чувства, воспитатель
безотносительно к занятию может спросить:
«Дети, в как это можно
нарисовать?» так дети приучаются к мысли
о том, что волнующие события
могут быть отражены в стихах, танцах,
музыке, рисунках, придуманных
ими самими. В нужный момент такие
подсказки, идеи могут актуализироваться
в деятельности детей. Очень часть педагог
ведет беседы с детьми
о том, что они видели в воскресные дни,
куда ходили, как провели отпуск
с родителями и т.п. А ведь можно предложить
дошкольникам рассказать
об интересных событиях в рисунке, а
потом вместе с другими детьми
посмотреть их.

Рисунки,
поделки, выполненные детьми вне занятий,
дают богатую информацию воспитателю
об интересах ребенка, о том, что его
волнует, о способах изображения, которыми
он владеет. Такая информация позволяет
педагогу
более точно планировать работу на
специальных занятиях: отбирать любимые
темы, более точно определять задачи,
характер методов обучения и т.
п.

Анализ
содержания самостоятельной изобразительной
деятельности существенным
образом помогает воспитателю определить
характер познавательной
деятельности детей на занятиях,
проявляемый в самостоятельной
деятельности индивидуальный опыт детей
может быть таким,
что позволит организовать изобразительную
деятельность на занятии на
репродуктивно вариативном и даже
творческом уровне, минуя этап сообщения
детям готовых знаний и способов
деятельности. Возможно, наоборот,
в самостоятельной деятельности
обнаружится полная беспомощность детей
в изображении каких-то явлений при
одновременно ярко выраженной потребности
воплотить эти впечатления в рисунке
(лепке). Это послужит основой
постановки соответствующих учебных
задач на занятии.

Особого
подхода требует самостоятельная
коллективная дея
тельность.
В
этом случае руководство выражается:

во-первых,
в
наблюдении, выяснении, а то и в предложении
мотивов деятельности;

во-вторых,
в
наблюдении за процессом коллективного
замысливания, распределения
и планирования последовательности
работы, помощи в случае необходимости;

в-третъих,
в
наблюдении за процессом реализации
замысла, корректировке,
согласовании действий на правах участника
или заинтересованного
зрителя;

в-четвертых,
в
положительном принятии результата
деятельности и его
применении.

Самостоятельной
деятельности детей должно быть отведено
место
и
время в режиме дня.
Специфика
руководства самостоятельной деятельностью
такова:

1. Обучение
на занятиях и развитие при этом
самостоятельных способов
действий.

  1. Ознакомление
    детей с окружающим миром и формирование
    ярких впечатлений,
    в том числе и художественных, от
    восприятия произведений искусства,
    предметов народного творчества,
    праздников и развлечений.

  1. Работа
    с семьей с целью создания благоприятных
    условий для этой деятельности
    в домашнем кругу.

  1. Создание
    материальной среды, стимулирующей и
    обеспечивающей

    самостоятельную
    художественную деятельность.

Таким
образом, зная цель, задачи, принципы,
примерное со
держание,
формы и методы руководства самостоятельной
худо
жественной
деятельностью, педагог творчески их
использует в
конкретном
педагогическом процессе.

Главное
— сохранять и развивать индивидуальность
ребенка. Безусловно,
что одаренные дети потребуют особого
внимания не в плане выделения
их перед другими, а чуткого наблюдения
за их индивидуальностью,
понимания взрослыми их особого видения
и отражения
мира. Полезнее идти за ребенком, не
разрушать то, чем наделила его природа.
В то же время нужно чувствовать, в чем
он нуждается, в чем его слабости. Развитие
наблюдательности, стимулирование
творчества, более широкое введение
ребенка в мир изобразительного искусства
(посещение выставок,
музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая
их индивидуальности.

В
настоящее время широко распространены
такие формы
работы
с
детьми, как кружковая, студийная и пр.
Как правило, в кружках, изостудиях
занимаются дети, имеющие склонность,
особый интерес к данному виду деятельности,
сочетающиеся нередко с ярко выраженными
способностями. Однако
посещение студий, кружков должно быть
доступно любому ребенку независимо от
его способностей.

Принципиальных
отличий в методике работы с детьми при
таких формах
ее организации нет. Главное требование
— это создать все условия, чтобы ребенку
хотелось посещать студию (кружок), чтобы
он испытывал радость от процесса и
результатов деятельности, чтобы он
глубже и полнее открывал
для себя мир людей, природы, искусства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.
Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:
во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия.

Прежде всего это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках
Поэтому так важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения
Помимо занятии, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях.  Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.
Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.
Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье. Во многих семьях есть проигрыватели, магнитофоны. Для детей создано немало пластинок: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).
Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.
В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.
Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Воспитатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни.
Просмотр диа- и мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского — Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского} и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.
Разумеется,  на  детей  влияют  не  только  специальные детские
передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя

В   начале   учебного   года   воспитатель   присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку.— Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет музыка». Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
Как было показано, за  общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Роль музыкального руководителя

Музыкальный руководитель придает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной  деятельности,   помогает   воспитателю   повысить  качество его пения, танца, игры на инструментах.
Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как проявляется самостоятельная музыкальная деятельность детей?
2. Дайте характеристику самостоятельных детских проявлений в сюжетно-ролевых и дидактических играх.
3. Каковы источники самостоятельных музыкальных проявлений детей?
4. Назовите   условия,   способствующие   развитию   самостоятельной   музыкальной деятельности детей.
5. Приведите примеры, раскрывающие роль педагога в развитии творческих музыкальных проявлений детей.
6. Что   можно   посоветовать   родителям   для   успешного   развития   музыкальных способностей и наклонностей ребенка?
7. Придумайте  различные  варианты  устройства   музыкального  уголка  в детском саду с учетом возрастных особенностей дошкольников.
8. Приведите  примеры   из   своей  практики,  когда  дети   включают  песни,  танцы, исполнение на музыкальных инструментах в сюжетно-ролевые игры.
9. Как тот или иной ребенок проявляет интерес к музыке? Приведите примеры.

10. В чем состоит совместное руководство музыканта и воспитателя самостоятельной музыкальной деятельностью детей?

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Консультация для воспитателей

«Руководство самостоятельной музыкальной
деятельностью детей»

Важная
задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к
самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной
инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах,
инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по
собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой:
слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От
самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей
явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют
движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются
ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не
музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, вэтой
игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной
деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только
в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является
необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники
самостоятельной музыкальной деятельности.

    Источником
— в широком смысле слова —
самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка
действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок
живет в мире музыки. Он с
детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его
жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются
музыкальные
занятия.                                                                                                                                          
             Немаловажное
место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о
которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны
ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно
отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение
в кругу семьи и т.д. 

Виды
самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим,
как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях
самостоятельного детского
музицирования.                                          

Музыкальные
игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто
они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее
место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты,
основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.

Играя
в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального
руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации
взрослых. (Пример: с куклами)

В
концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой
детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно
назвать оркестр.

Значительными
для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются
творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски,
используя знакомые движения.

Дети в
самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В
самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель
по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и
инструментальную музыку.

Дети
ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по
собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных
видах музыкальной практики.

Руководство
самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство
детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения
на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации
музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает
себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это
не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на
помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который
становится более косвенным:

во-первых,
воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные
им в детском саду и семье;

во-вторых,
воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей
по их инициативе;

в-третьих, воспитатель
должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные
связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной
деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей
самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий
на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки,
которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх,
на прогулках.

Помимо
занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях.
Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную
деятельность.

Самостоятельная
музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.
Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В
распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных
инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот,
пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель
должен интересоваться, каково музыкальное
окружение ребёнка в семье.

Разумеется,
на детей влияют не только
детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и
танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка
впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль
воспитателя и музыкального руководителя

В
первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к
детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие
в музицировании. Воспитателя
должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и
тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес
к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети,
наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь
посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому
безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные
условия. На основе своих наблюдений
воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого
музыкальной деятельностью.

Основная
линия поведения воспитателя в руководстве
музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней
.
Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные
инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею
играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же
отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню
люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — Хорошо бы нам сделать
библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать,
о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.
Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения,
то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя
приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что
надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это
сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности
детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли
их интересы.

К
планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время
ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на
данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать»,
«понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой»,
«координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный
подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной
деятельности детей.

Как
было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности
детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их
интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу
качественно и ответственно.

Музыкальный
руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого
репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество
его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование
работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.
Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется
причина успехов детей.

Особенности
руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в
разных возрастных группах

Для
детей второй младшей и средней групп особое
значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по
собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен
всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность
весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя
упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего
устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например,
фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания
следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя
противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги,
которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера,
а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить
слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснитькакую музыку дети слушают дома,
порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико
значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем,
что организовать свою деятельность
дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда
переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей
ролью, а некоторые хотят в это
время играть громко на барабане, расстраивая всю игру.
Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и
контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции
организатора отдельным детям.

Важно,
чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень
громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а
во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей
группе
, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности,
следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным
видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду
деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и
т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно
планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив
одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием
будут петь по собственной инициативе.

Учитывая
то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен
следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда
ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз
правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной
инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений.
Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других
детей.

В этом
возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные
решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно
стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день
рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть,
станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани,
который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При
руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной
к школе группы
 следует учитывать неравномерность развития
отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых
противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает
развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается
самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней
участия. По всей видимости, это результат
характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть
или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях,
когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К
этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не
очень умелые действия.

Иной
подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои
возможности, относятся свысока к
сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные
задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже
ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход,
учет индивидуальных особенностей.

В
руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без
сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен,
что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

 Воспитатель
должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной
музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности,
побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем
конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести
викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник»
и т.д.

В
развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет
качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя,
способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять
арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к
самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной
стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а
также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды –
таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной
деятельности.

Виктор Валентинович Травин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор «Школы кадрового менеджмента» Академии.

Элитариум

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководители, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Настоящая Памятка имеет целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в Памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.

Работать с Памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»

Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. Памятка рекомендуется для руководителей при осуществлении практической работы по управлению как на производстве, так и в аппарате управления.

Личные качества руководителя

1. Выдержка . Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.

2. Вежливость . Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

3. Тактичность . Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.

4. Скромность и непримиримость к лести . Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, — тоже лесть.

5. Чуткость . Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.

6. Самокритичность . Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

7. Самодисциплина . От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

8. Требовательность . Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

9. Равное отношение ко всем . В своей работе руководитель должен обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.

Руководитель и коллектив

1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

2. Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему ее человеку.

3. В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

4. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.

5. Целесообразна такая организация труда помощников, когда они имеют «скользящий» круг обязанностей, т.е. время от времени меняются (между собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

8. В аппарате управления современным коллективом деятельность одного работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования в работе аппарата управления фирмы (предприятия, организации), лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.

9. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В противном случае работа никогда не будет доведена до конца.

10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.

11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.

12. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.

Роль руководителя

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.

3. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

4. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

5. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.

6. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.

7. Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план, добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.

Цените время

1. Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.

2. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

3. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.

4. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.

  • Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.

  • Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами.

  • Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15—20 минут раньше того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.

  • Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

  • Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.

  • Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.

  • Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о свиданиях. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор по-деловому.

  • Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явившись на совещание к 14.30, если оно назначено на 15.00, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, что, почему. Если что-нибудь остается неясным, сразу же задайте вопрос для выяснения.

Главные принципы постановки заданий

Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий.

1. Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена, распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное — одну, но основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в работе.

2. Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать задания в разное время в той последовательности, в которой они должны выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.

3. Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять одну функцию и полностью нести за нее ответственность.

Главные причины невыполнения распоряжений и пути их устранения

1. Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель должен его пересмотреть и выправить.

2. Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем. Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.

3. Распоряжение было отдано правильно и хорошо понято исполнителем, но исполнитель не имел необходимых условий для его выполнения и преодоления встречающихся затруднений. В этом случае руководитель должен, отдавая распоряжение или в ходе его выполнения, обеспечить условия, выходящие за рамки компетенции сотрудника. Последний же должен иметь мужество признать свою неспособность выполнить данное распоряжение и потребовать обеспечения дополнительных средств и условий.

4. Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.

5. Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими, наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пульт для телевизора haier htr u29r инструкция по применению
  • Retevis rt3s gps инструкция на русском
  • Huawei health модель ltn b19 инструкция на русском
  • Румалон инструкция отзывы больных применяющих этот препарат
  • Нурлат руководство омвд