ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
- на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
- осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
- систематический анализ достигнутых результатов.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
- Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
- Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
- Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
- Изучение личностных особенностей учащихся
- Диагностика развития личности.
- Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
- Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
- Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
- Развитие форм, средств и способов общения.
- Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
- Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
- Помощь в повышении уровня воспитанности
- Помощь в овладении новыми знаниями.
- Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
- Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
- Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
- Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
- Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
- Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
- Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
- Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
- Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
- Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
- Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
- Изучение документов личного дела.
- Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
- Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
- Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
- Использование наказаний: порицание, выговор.
- Учет нарушений ПВР.
- Немедленное реагирование на нарушения поведения.
- Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
- Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
- Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
- Моделирование проблемных ситуаций.
- Использование критики.
- Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
- Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.
Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
- Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
- Отношение к внешнему облику, речевая культура.
- Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
- Как адаптировался в коллективе.
- Преобладающие эмоциональные состояния.
- Развитие волевых качеств.
- Отношение к порученному делу
- Отношение к учебе.
- Нравственная культура.
- Отношение к родителям, родным.
- Отношение к самому себе.
- Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
- Нарушения в поведении.
- Поощрения.
Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
- Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
- Уровень развития познавательных способностей.
- Способность работать самостоятельно
- Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
- Работоспособность на уроке.
- Мотивация учения
- Устойчивость познавательных интересов.
- Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
- Уровень тревожности.
- Уровень агрессивности.
- Нравственная культуры подростка.
- Самооценка.
- Уровень притязаний.
- Общительность
- Самокритичность
- Стремление к успеху.
- Развитие волевых качеств
- Самоконтроль
В коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На первом собрании учащиеся выбирают актив класса, распределяют поручения.
Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Сегодня
в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение.
Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей.
Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор
содержания обучения и видов деятельности.
Индивидуализация
процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП)
и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать
индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся
подробнее на этих 3 основных понятиях (схема 1):
ИУП
– совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов,
выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных
потребностей и профессиональных перспектив.
Переход на ИУП —
это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей,
конкретных условий образовательного процесса в ОУ;
—
ИОП – это учет видов образовательной деятельности
обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов,
технологий освоения учебного содержания и т.п.
—
ИОМ –это
целенаправленно проектируемая
дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора,
разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями
педагогической поддержки
его самоопределения и самореализации, это учет образовательных
запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и
познавательных возможностей обучающихся.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.
1)
целевой
(постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного
образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении
образования);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор
содержания учебных предметов,
их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и
внутрипредметных связей);
3) технологический (определение используемых
педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы
диагностического сопровождения);
5) организационно-педагогический
(условия и
пути достижения педагогических целей).
При
этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
—
структурирование
педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и
индивидуального образовательного маршрута с
возможностями образовательной среды);
—
сопровождение
(осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального
образовательного маршрута);
—
регулирование
(обеспечение реализации индивидуального образователь ного маршрута через использование
адекватных форм деятельности);
6) результативный (формулируются ожидаемые
результаты).
Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок
планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании
индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).
ИОТ
ИОТ – это персональный путь реализации личностного
потенциала каждого ученика в образовании;
—
это результат реализации личностного потенциала
ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности
(А.В.Хуторской).
«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.
В научно-методической литературе указывается, что ИОП
ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В
реальности, считаем необходимым предложить обучающемуся несколько вариантов ИОП
или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.
Схема 1.
Последовательность проектирования
ИОП:
1.
Учитывает виды
образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики
образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.
2.
Составляется на основе выбора
обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим
коллективом ОУ.
3.
Представляет собой
программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной
период.
ИОП может включать все или почти
все компоненты образовательной программы ДОД. Авторский коллектив под
руководством А.П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к
конструированию ИОП (схема 2).
Схема 2.
Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа
раскрывается через текст, определяющий:
1)
цели и ценности
образовательной программы;
2)
адресность образовательной
программы;
3)
учебный план, содержащий
инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а
также пояснительную записку к нему;
4)
характеристику учебных
программ, соответствующих данному учебному плану;
5)
описание
организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых
для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;
6)
систему форм аттестации,
контроля и учета достижений учащихся;
7)
описание ожидаемых
образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе
образовательные продукты.
ИОП может быть дополнена другими
программами, например, программами элективных курсов, программами
дополнительного образования детей и т.д.
Перенося данный подход на
конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:
1)
ценности образовательной
программы (определяет обучающийся);
2)
цель образовательной
программы (определяет обучающийся);
3)
индивидуальный учебный
план (определяет обучающийся);
4)
характеристику учебных
программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования
учебной программы);
5)
описание
организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых
для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ
(составляют педагоги);
6)
систему форм и сроков
аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности
обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);
7)
описание форм учебных
практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности
(составляют педагоги и обучающийся);
описание ожидаемых
образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе
образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);
9)
другое.
Таким образом, проектирование
ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и
предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Региональный подход разработан в ИПКиПРО Курганской
области
Таблица 1
Структура
индивидуальной образовательной программы
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового
контроля)
2.Учебно-тематический
план
№п/п |
Дата |
Тема |
Форма занятий |
Формы |
Домашнее |
Отметка |
||||
Самостоятельная работа |
Консультация |
К.Р. |
Тест |
Зачет |
Творческая работа |
|||||
или
№п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Формы |
Образовательный |
Домашнее |
самооценка |
Отметка |
3. График контроля.
4. Список литературы (основной и
дополнительной).
5. Диагностика и ее результаты
6. Методическое обеспечение.
Приложения
ИОП
выполняет следующие функции (таблица 2).
Таблица 2
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная |
Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения |
Информационная |
Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося |
Мотивационная |
Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности |
Организационная |
Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы |
Самоопределения |
Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе |
Таким образом, очевидно,
что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.
ИОМ является изменяющимся
в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет
конструировать временную последовательность, формы и виды организации
взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Функции педагога в ходе реализации ИОП
•
Тьюторство —
осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой
обучающихся
•
Консультирование – особым
образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и
обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений
в его деятельность
Тьюторство
предполагает
1.
Поддержку — решение
проблем самим обучающимся
2.
Сопровождение —
сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ
обучающихся
3.
Фасилитацию —
сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
•
Разрабатывает задания
•
Организует обсуждение
•
Работает с субъектным
опытом обучающегося
•
Анализирует познавательные
интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
•
Продумывает способы
мотивации и варианты фиксации достижений
•
Разрабатывает направления
проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
В обязанности педагога, ведущего индивидуальное
обучение, входят:
•
оценка готовности
обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;
•
выбор совместно с ним
индивидуального образовательного маршрута;
•
регулярные встречи с
обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;
•
корректировка
образовательного маршрута;
•
контакты с родителями;
•
оформление результатов
аттестации.
Индивидуализация процесса
обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика,
который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой
образовательный путь.
На основе действующей в данном ОУ образовательной программе
составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для
обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном
порядке.
1.
В личной ИОП реализуется
способ индивидуального освоения существующей учебной программы.
2.
На основе ИОП изучается
дополнительное содержание
Переход обучающегося на индивидуальную
образовательную программу предусматривает:
•
оценку педагогическим
коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
•
желание ребенка перейти на
обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
•
согласие родителей.
Содержательную основу обучения по индивидуальным
образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это
учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания,
способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения
1.
Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать
изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением
занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано
обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
2.
Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на
индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных
модулей (заданий).
3.
Самостоятельное
изучение. Являясь основной
формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень
самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы
консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо
затруднения.
4.
Текущая проверка и
тестирование достижений. Они
необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько
успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
5.
Самостоятельная
практика в больших объёмах и
разнообразных формах.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Индивидуализация процесса
обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика,
который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой
образовательный путь.
Сегодня
в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение.
Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей.
Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор
содержания обучения и видов деятельности.
Индивидуализация
процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП)
и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет
сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося.
Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях (схема 1):
ИУП
– совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов,
выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных
потребностей и профессиональных перспектив.
Переход на ИУП —
это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей,
конкретных условий образовательного процесса в ОУ;
—
ИОП – это учет видов образовательной деятельности
обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов,
технологий освоения учебного содержания и т.п.
—
ИОМ –это
целенаправленно проектируемая
дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора,
разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями
педагогической поддержки
его самоопределения и самореализации, это учет образовательных
запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и
познавательных возможностей обучающихся.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.
1)целевой (постановка целей получения
образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта,
мотивов и потребностей ученика при получении образования);
2)содержательный (обоснование структуры и отбор
содержания учебных предметов,
их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и
внутрипредметных связей);
3)технологический
(определение
используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4)диагностический
(определение
системы диагностического сопровождения);
5)организационно-педагогический
(условия и
пути достижения педагогических целей).
При
этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
—
структурирование
педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и
индивидуального образовательного маршрута с
возможностями образовательной среды);
—
сопровождение
(осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального
образовательного маршрута);
—
регулирование
(обеспечение реализации индивидуального образователь ного маршрута через использование
адекватных форм деятельности);
6) результативный (формулируются ожидаемые
результаты).
Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок
планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании
индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).
ИОТ – это персональный путь реализации личностного
потенциала каждого ученика в образовании;
—
это результат реализации личностного потенциала
ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности
(А.В.Хуторской).
«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.
ИОП:
- Учитывает виды образовательной
деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных
результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п. - Составляется на
основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с
педагогическим коллективом ОУ. - Представляет
собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный
временной период.
Таблица
1
Структура индивидуальной образовательной программы
1. Пояснительная
записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)
2.Учебно-тематический план
№п/п |
Дата |
Тема |
Форма занятий |
Формы |
Домашнее |
Отметка |
||||
Самостоятельная работа |
Консультация |
К.Р. |
Тест |
Зачет |
Творческая работа |
|||||
или
№п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Формы |
Образовательный |
Домашнее |
самооценка |
Отметка |
3. График контроля.
4. Список литературы (основной и дополнительной).
5. Диагностика и ее результаты
6. Методическое обеспечение. Приложения
Таблица 2
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная |
Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения |
Информационная |
Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося |
Мотивационная |
Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности |
Организационная |
Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы |
Самоопределения |
Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе |
Таким образом, очевидно,
что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП. ИОМ
является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных
задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды
организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Функции педагога в ходе реализации ИОП
•
Тьюторство —
осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой
обучающихся
•
Консультирование – особым
образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и
обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений
в его деятельность
Тьюторство
предполагает
4.
Поддержку — решение
проблем самим обучающимся
5.
Сопровождение —
сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ
обучающихся
6.
Фасилитацию —
сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
•
Разрабатывает задания
•
Организует обсуждение
•
Работает с субъектным
опытом обучающегося
•
Анализирует познавательные
интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
•
Продумывает способы
мотивации и варианты фиксации достижений
•
Разрабатывает направления
проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
В обязанности педагога, ведущего индивидуальное
обучение, входят:
•
оценка готовности
обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;
•
выбор совместно с ним
индивидуального образовательного маршрута;
•
регулярные встречи с
обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;
•
корректировка
образовательного маршрута;
•
контакты с родителями;
•
оформление результатов
аттестации.
Индивидуализация процесса
обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика,
который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой
образовательный путь.
На основе действующей в данном ОУ образовательной
программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль)
для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном
порядке.
3.
В личной ИОП реализуется
способ индивидуального освоения существующей учебной программы.
4.
На основе ИОП изучается
дополнительное содержание
Переход обучающегося на индивидуальную
образовательную программу предусматривает:
•
оценку педагогическим
коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
•
желание ребенка перейти на
обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
•
согласие родителей.
Содержательную основу обучения по индивидуальным
образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это
учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания,
способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения
6.
Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать
изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением
занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано
обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
7.
Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на
индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных
модулей (заданий).
8.
Самостоятельное
изучение. Являясь основной
формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень
самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы
консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо
затруднения.
9.
Текущая проверка и
тестирование достижений. Они
необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько
успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
10.
Самостоятельная
практика в больших объёмах и
разнообразных формах.
Роль тьютора в
профильном обучении
Слово «тьютор» происходит от английского «tutor» — учитель, преподаватель, репетитор, опекун, наставник Позиция
тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования
каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего
консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы»[1].
На сегодня существует несколько его возможных вариантов:
фасилитатор, профориентатор, советник по ориентации, профконсультант,
консультант по карьере, координатор образовательных ресурсов, наставник. Тьютор
создает систему, обеспечивающую создание необходимых условий для построения и
успешной реализации учащимся его образовательной траектории.
Функции индивидуального тьютора
Этапы |
Функции |
Личностное, профессиональное и профильное самоопределение учащихся |
Диагностика самоопределения учащихся |
Выявление образовательных потребностей и запросов школьников |
|
Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения |
|
Проведение элективных курсов |
|
Организация и проведение профильных проб |
|
Организация и проведение информационных мероприятий |
|
Организация и проведение олимпиад и рейтинговых состязаний в рамках |
|
Организация рефлексии учащимися процесса их самоопределения |
|
Подготовка к профильному обучению |
Организация предпрофильной подготовки |
Проведение тренингов, активизирующих методик по вопросам профильной и |
|
Создание и регулярное обновление банка информационных ресурсов |
|
Оказание старшеклассникам помощи в поиске и использовании |
|
Мониторинг результатов предпрофильной подготовки |
|
Разработка ИУП |
Обучение учащихся разработке ИУП |
Организация разработки ИУП |
|
Индивидуальное консультирование по проблемам разработки ИУП |
|
Контроль разработки ИУП |
|
Составление и заключение индивидуальных договоров с родителями |
|
Реализация ИУП |
Организация и поддержка образовательной деятельности учащихся, |
Индивидуальное консультирование по проблемам реализации ИУП |
|
Обучение старшеклассников методам работы с портфолио |
|
Создание организационно-педагогических условий для накопления |
|
Проведение элективных курсов информационных мероприятий, олимпиад и |
|
Оказание помощи старшеклассникам в поиске и использовании |
|
Организация рефлексии учащимися их деятельности по реализации ИУП |
|
Мониторинг результатов профильного обучения |
|
Корректировка ИУП |
Организационная поддержка корректировки ИУП |
Педагогическая поддержка корректировки ИУП |
Требования к тьютору: педагог-профессионал высокого класса, наиболее востребованными
личностными и деятельностными характеристиками которого являются:
·
аналитико-рефлексивные способности: структурировать
проблемы саморазвития учащихся; помогать учащемуся в его самоанализе, в самостоятельном
разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы;
анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности устранения его
неуспешности; участвовать в жизнедеятельности ученического сообщества и видеть
пути его сплочения; критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт
коллег в целях развития школьного сообщества; владеть рефлексивными методами
и приемами психотерапевтической работы.
·
коммуникативные способности: ясно выражать свои
мысли и терпеливо слушать других; общаться с подростками и взрослыми на позициях
диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии; спокойно разрешать
конфликты, используя принцип «оба правы» в спорных вопросах; строить
взаимодействие на основе договорных отношений; воспринимать деятельность
учащихся и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами; содействовать
сотрудничеству во взаимоотношениях разных уровней («учитель-родитель»,
«учитель-ученик», «родитель-ребенок», «учитель-воспитатель»); корректно строить
взаимодействие с «проблемными».
·
организаторские способности: участвовать в
реализации запланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и
коллективной деятельности; находить наилучшие способы работы и доводить дело
до результата; видеть, поддерживать и объединять интересы разных людей в
интересах общего дела; помогать учащимся и коллегам в обеспечении эффективной
организации общественно значимой деятельности; при необходимость брать ответственность
на себя, если того требует ситуация.
·
прогностические способности: определять возможные
точки личностного роста подростка; предвидеть результаты педагогических
ситуаций; уметь выстраивать динамику развития ученического сообщества и
воспитательного действия; прогнозировать перспективы деятельности учащегося и
его личностный рост; предвидеть реакции учащегося на те или иные педагогические
действия.
•
Тьюторство —
осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой
обучающихся
•
Консультирование – особым
образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и
обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений
в его деятельность
Тьюторство
предполагает
7.
Поддержку — решение
проблем самим обучающимся
8.
Сопровождение —
сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ
обучающихся
9.
Фасилитацию —
сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
•
Разрабатывает задания
•
Организует обсуждение
•
Работает с субъектным
опытом обучающегося
•
Анализирует познавательные
интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
•
Продумывает способы
мотивации и варианты фиксации достижений
•
Разрабатывает направления
проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.
Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях(схема 1):
ИУП – совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.
Переход на ИУП — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;
-
ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.
-
ИОМ –это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.
-
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
-
содержательный(обоснование структуры и отбор содержания учебныхпредметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
-
технологический(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
-
диагностический(определение системы диагностического сопровождения);
-
организационно-педагогический(условия и пути достижения педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
-
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуальногообразовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
-
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
6)результативный(формулируются ожидаемые результаты).
Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).
ИОТ
ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;
-
это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).
«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.
В научно-методической литературе указывается, что ИОП ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, считаем необходимым предложить обучающемуся несколько вариантов ИОП или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.
Схема 1. Последовательность проектирования
ИОП:
-
Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.
-
Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.
-
Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.
ИОП может включать все или почти все компоненты образовательной программы ДОД. Авторский коллектив под руководством А.П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к конструированию ИОП (схема 2).
Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:
-
цели и ценности образовательной программы;
-
адресность образовательной программы;
-
учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;
-
характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
-
описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;
-
систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;
-
описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.
ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.
Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:
-
ценности образовательной программы (определяет обучающийся);
-
цель образовательной программы (определяет обучающийся);
-
индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);
-
характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
-
описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);
-
систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);
-
описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);
-
описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);
-
другое.
Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Региональный подход разработан в ИПКиПРО Курганской области
Таблица 1
Структура индивидуальной образовательной программы
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)
2.Учебно-тематический план
№п/п |
Дата |
Тема |
Форма занятий |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Отметка о выполнении |
||||
Самостоятельная работа |
Консультация |
К.Р. |
Тест |
Зачет |
Творческая работа |
|||||
или
№п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Формы контроля |
Образовательный продукт |
Домашнее задание |
самооценка |
Отметка о выполнении |
3. График контроля.
4. Список литературы (основной и дополнительной).
5. Диагностика и ее результаты
6. Методическое обеспечение. Приложения
ИОП выполняет следующие функции (таблица 2).
Таблица 2
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная |
Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута |
Информационная |
Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени |
Мотивационная |
Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося |
Организационная |
Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики |
Самоопределения |
Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора |
Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.
ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Функции педагога в ходе реализации ИОП
-
Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
-
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность
Тьюторствопредполагает
-
Поддержку — решение проблем самим обучающимся
-
Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
-
Фасилитацию — сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
-
Разрабатывает задания
-
Организует обсуждение
-
Работает с субъектным опытом обучающегося
-
Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
-
Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений
-
Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:
-
оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;
-
выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;
-
регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;
-
корректировка образовательного маршрута;
-
контакты с родителями;
-
оформление результатов аттестации.
Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.
На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.
-
В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.
-
На основе ИОП изучается дополнительное содержание
Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:
-
оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
-
желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
-
согласие родителей.
Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения
-
Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
-
Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).
-
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.
-
Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
-
Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.
Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.
Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях(схема 1):
ИУП – совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.
Переход на ИУП — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;
-
ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.
-
ИОМ –это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.
1)целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
2)содержательный(обоснование структуры и отбор содержания учебныхпредметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
3)технологический(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4)диагностический(определение системы диагностического сопровождения);
5)организационно-педагогический(условия и пути достижения педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
-
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуальногообразовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
-
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
6)результативный(формулируются ожидаемые результаты).
Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).
ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;
-
это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).
«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.
ИОП:
-
Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.
-
Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.
-
Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.
Таблица 1
Структура индивидуальной образовательной программы
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)
2.Учебно-тематический план
№п/п |
Дата |
Тема |
Форма занятий |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Отметка о выполнении |
||||
Самостоятельная работа |
Консультация |
К.Р. |
Тест |
Зачет |
Творческая работа |
|||||
или
№п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Формы контроля |
Образовательный продукт |
Домашнее задание |
самооценка |
Отметка о выполнении |
3. График контроля.
4. Список литературы (основной и дополнительной).
5. Диагностика и ее результаты
6. Методическое обеспечение. Приложения
Таблица 2
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная |
Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута |
Информационная |
Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени |
Мотивационная |
Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося |
Организационная |
Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики |
Самоопределения |
Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора |
Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Функции педагога в ходе реализации ИОП
-
Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
-
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность
Тьюторствопредполагает
-
Поддержку — решение проблем самим обучающимся
-
Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
-
Фасилитацию — сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
-
Разрабатывает задания
-
Организует обсуждение
-
Работает с субъектным опытом обучающегося
-
Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
-
Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений
-
Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:
-
оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;
-
выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;
-
регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;
-
корректировка образовательного маршрута;
-
контакты с родителями;
-
оформление результатов аттестации.
Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.
На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.
-
В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.
-
На основе ИОП изучается дополнительное содержание
Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:
-
оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
-
желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
-
согласие родителей.
Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения
-
Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
-
Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).
-
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.
-
Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
-
Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.
Роль тьютора в профильном обучении
Слово «тьютор» происходит от английского «tutor» — учитель, преподаватель, репетитор, опекун, наставник Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы»1.
На сегодня существует несколько его возможных вариантов: фасилитатор, профориентатор, советник по ориентации, профконсультант, консультант по карьере, координатор образовательных ресурсов, наставник. Тьютор создает систему, обеспечивающую создание необходимых условий для построения и успешной реализации учащимся его образовательной траектории.
Функции индивидуального тьютора
Этапы |
Функции |
Личностное, профессиональное и профильное самоопределение учащихся |
Диагностика самоопределения учащихся |
Выявление образовательных потребностей и запросов школьников |
|
Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения |
|
Проведение элективных курсов |
|
Организация и проведение профильных проб |
|
Организация и проведение информационных мероприятий |
|
Организация и проведение олимпиад и рейтинговых состязаний в рамках предпрофильной подготовки |
|
Организация рефлексии учащимися процесса их самоопределения |
|
Подготовка к профильному обучению |
Организация предпрофильной подготовки |
Проведение тренингов, активизирующих методик по вопросам профильной и профессиональной ориентации |
|
Создание и регулярное обновление банка информационных ресурсов предпрофильной подготовки и профильного обучения и доведение информации до учащихся и родителей |
|
Оказание старшеклассникам помощи в поиске и использовании информационных ресурсов для решения возникающих у них задач |
|
Мониторинг результатов предпрофильной подготовки |
|
Разработка ИУП |
Обучение учащихся разработке ИУП |
Организация разработки ИУП |
|
Индивидуальное консультирование по проблемам разработки ИУП |
|
Контроль разработки ИУП |
|
Составление и заключение индивидуальных договоров с родителями учащихся |
|
Реализация ИУП |
Организация и поддержка образовательной деятельности учащихся, анализа проблем и затруднений |
Индивидуальное консультирование по проблемам реализации ИУП |
|
Обучение старшеклассников методам работы с портфолио |
|
Создание организационно-педагогических условий для накопления учащимися информации в портфолио |
|
Проведение элективных курсов информационных мероприятий, олимпиад и рейтинговых состязаний |
|
Оказание помощи старшеклассникам в поиске и использовании информационных ресурсов для решения возникающих у них задач |
Организация рефлексии учащимися их деятельности по реализации ИУП |
|
Мониторинг результатов профильного обучения |
|
Корректировка ИУП |
Организационная поддержка корректировки ИУП |
Педагогическая поддержка корректировки ИУП |
Требования к тьютору: педагог-профессионал высокого класса, наиболее востребованными личностными и деятельностными характеристиками которого являются:
-
аналитико-рефлексивные способности: структурировать проблемы саморазвития учащихся; помогать учащемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности устранения его неуспешности; участвовать в жизнедеятельности ученического сообщества и видеть пути его сплочения; критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития школьного сообщества; владеть рефлексивными методами и приемами психотерапевтической работы.
-
коммуникативные способности: ясно выражать свои мысли и терпеливо слушать других; общаться с подростками и взрослыми на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии; спокойно разрешать конфликты, используя принцип «оба правы» в спорных вопросах; строить взаимодействие на основе договорных отношений; воспринимать деятельность учащихся и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами; содействовать сотрудничеству во взаимоотношениях разных уровней («учитель-родитель», «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «учитель-воспитатель»); корректно строить взаимодействие с «проблемными».
-
организаторские способности: участвовать в реализации запланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; находить наилучшие способы работы и доводить дело до результата; видеть, поддерживать и объединять интересы разных людей в интересах общего дела; помогать учащимся и коллегам в обеспечении эффективной организации общественно значимой деятельности; при необходимость брать ответственность на себя, если того требует ситуация.
-
прогностические способности: определять возможные точки личностного роста подростка; предвидеть результаты педагогических ситуаций; уметь выстраивать динамику развития ученического сообщества и воспитательного действия; прогнозировать перспективы деятельности учащегося и его личностный рост; предвидеть реакции учащегося на те или иные педагогические действия.
-
Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
-
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность
Тьюторствопредполагает
-
Поддержку — решение проблем самим обучающимся
-
Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
-
Фасилитацию — сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
-
Разрабатывает задания
-
Организует обсуждение
-
Работает с субъектным опытом обучающегося
-
Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
-
Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений
-
Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
Автор: Абанина Т.Д. – учитель русского языка и литературы
1 Ковалева Т. М. Прблемы тьюторства в контексте томской региональной площадки // Тьюторство – идея и идеология. (Сборник научных трудов по материалам I Межрегиональной тьюторской конференции) – Москва-Томск – 1996. С. 12
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/536184-individualnaja-obrazovatelnaja-programma
Осуществление общего руководства индивидуальной работой обучающихся
Ответы на кроссворды и сканворды
выберите длину слова
Все
выберите первую букву слова
Все
Ответы на вопрос Осуществление общего руководства индивидуальной работой обучающихся
- Маркетинг — В общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей 9 букв
- Разгадывать кроссворды
- Альенде — Президент Чили в 1970-73 гг., убитый во время военного переворота, осуществленного под руководством генерала Пиночета 7 букв
- Политика — Общее руководство для действий и принятия решений которое облегчает достижение целей 8 букв
- ФСБ — В соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом общее руководство борьбы с терроризмом возлагается на 3 буквы
- Готовить — Делать годным, готовым для чего-нибудь (для использования, для осуществления чего-нибудь, для работы) 8 букв
- Руководство — То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности 11 букв
- Счетовод — Работник бухгалтерии, в должностные обязанности которого входит выполнение под непосредственным руководством бухгалтера работы по заполнению учетных регистров и таблиц на основании данных первичных документов 8 букв
- Оптрон — Электронный прибор, состоящий из излучателя света и фотоприёмника, связанных оптическим каналом и как правило объединённых в общем корпусе. Принцип работы оптрона заключается в преобразовании электрического сигнала в свет, его передаче по оптическому каналу и последующем преобразовании обратно в электрический сигнал 6 букв
- Веселаго — Советский, российский физик. Дипломную работу защитил у А. М. Прохорова в Физическом институте им. П. Н. Лебедева. В 1967 году, основываясь на работах Л. И. Мандельштама, описал ожидаемые свойства материалов с отрицательным показателем преломления. Работал в ФИАНе под руководством Прохорова, а с 1982 года и по сей день 8 букв
- Напетта — Индивидуальная маленькая скатерка-салфетка, которую кладут поверх большой, общей скатерти специально под прибор или под общие блюда 7 букв
- Тарифный — Заработок, начисленный работнику за отработанное время (выполненную работу) по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам, включая надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, носящим регулярный характер и обусловленным функционированием данного предприятия и профессиональной принадлежностью работника (например, доплаты за тяжелые и вредные условия труда, за многосменный режим работы, за работу в ночную смену, за профессиональное мастерство, за руководство бригадой (неосвобожденным бригадирам), за проверку тетрадей (преподавателям и учителям) 8 букв
- Способности — Это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их 11 букв
- Ответственный — Облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами 13 букв
- Самотек — Перен. Осуществление чего-либо без плана, без руководства, стихийно 7 букв
- Ведение — Осуществление чего-либо; руководство чем-либо 7 букв
- Подразделение — Определенная часть, сектор или отделение организации, фирмы, возглавляемое управляющим с целью осуществления руководства различными видами деятельности 13 букв
- Решение — Локальный правовой акт принимаемый общим собранием работников обучающихся их законных представителей для реализации права на участие в управлении образовательной организацией 7 букв
- Триптих — Произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя 7 букв
- Инструктаж — Мероприятие, которое проводят с поступающими на предприятие рабочими перед допуском их к работе, а с обучающимися профессии, перед производственным обучением 10 букв
- Марка — Сельская община, в которой пашня была индивидуальной собственностью (при сохранении некоторых прав общины), а пастбища, леса и другие угодья- общей собственностью (в средние века в Западной Европе) 5 букв
- Наркоз — Искусственно вызванное обратимое состояние торможения центральной нервной системы, при котором возникает потеря сознания, сон, амнезия, обезболивание, расслабление скелетных мышц и потеря контроля над некоторыми рефлексами. Всё это возникает при введении одного или нескольких общих анестетиков, оптимальная доза и комбинация которых подбирается анестезиологом с учётом индивидуальных 6 букв
- Гипноз — Состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного 6 букв
- Аверроизм — Направление в западноевропейской философии XIII—XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ 9 букв
- Концерн — Объединение самостоятельных промышленных предприятий под общим финансовым руководством 7 букв
- Продюсер — Тот, кто осуществляет общее худож., организационное и финансовое руководство съемками фильма, зрелищными мероприятиями 8 букв
- Уоллопс — Американский космодром. Состоит из трех отдельных участков общей площадью 25 км : основной базы, центра на материке, и острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс. Главная база расположена на восточном побережье штата Виргиния. Был основан в 1945 году, первый удачный старт осуществлён 16 февраля 1961 года, когда на околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя Scout X-1 был выведен 7 букв
- План — Замысел, проект, задание, осуществление которых требует выполнения ряда предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных общей целью 4 буквы
- Домен — Группа ресурсов информационной сети или управляемых одним компьютером, или работающих под самым общим началом (руководством) одной сетевой рабочей машины, сететвами или 5 букв
- Перестройка — Общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы 11 букв
- Артель — Объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим тной работы, с участием в общих доходах и общей ответственно 6 букв
- Коллектив — Группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами 9 букв
- Юнга — Подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом (в старом флоте — подросток, обучающийся матросскому делу на судне); в некоторых иностранных флотах: младший матрос 4 буквы
- Артель — В России добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки 6 букв
- Любава — Портативная механическая пишущая машинка, предназначенная для печатания текстовых, цифровых и табличных материалов индивидуальными потребителями, а также в учреждениях и на предприятиях с небольшим объёмом машинописных работ, где применение больших канцелярских машин нецелесообразно. Машинка поставлялась в пластмассовом кожухе-чемодане 6 букв
- Коллектив — Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами 9 букв
- Исполнитель — Организация а также индивидуальный предприниматель выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору 11 букв
- Гольбейн — Портретист чьи работы отличаются яркой индивидуальностью образов 8 букв
- Партгрупорг — Сокращение: партийный групповой организатор — лицо, избираемое партгруппой для ведения в ней текущей партийной работы под руководством партбюро 11 букв
- Парторг — Сокращение: партийный организатор — 1) в 1933 — 1961 гг.: лицо, назначавшееся ЦК КПСС для укрепления работы и партийного руководства на особо ответственных участках. 2) тоже, что и партгруппорг 7 букв
- Рабочий — Служащий непосредственным руководством для проведения работы 7 букв
- Самотек — Стихийный ход дела, работы без плана, без организационного руководства 7 букв
- Способ — Действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь 6 букв
- Офис — Контора, здание или помещение, где работают руководство предприятия, канцелярия, служащие 4 буквы
- Смета — Документ, представляющий собой расчёт предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ 5 букв
- Неро — Итальянский актер, получивший известность прежде всего благодаря картине «Джанго» в жанре спагетти-вестерн. Кроме того, в 1970-е во многих фильмах о полиции он сыграл роль прокурора. Он один из немногих западных актеров, чьи фильмы допускались к демонстрации в странах коммунистического лагеря. В ходе своей карьеры работал под руководством многих известных режиссеров. (фамилия) 4 буквы
- Прокофьев — Русский скульптор. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер петербургской АХ в Париже, где работал под руководством П. Жюльена. Преподавал в петербургской АХ. В первых значительных произведениях П., отмеченных динамикой композиции и изяществом силуэта, ещё заметно влияние рококо 9 букв
- База — Место, где сосредоточено руководство какой-нибудь общественной работой 4 буквы
- Бригадирство — Работа в должности бригадира, руководство бригадой 12 букв
- Групповодство — Руководство группой на каких-либо работах 13 букв
- Съемка — Работа оператора под руководством режиссёра 6 букв
wordparts.ru