Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 9087
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Орган государственной власти | Полномочия |
---|---|
… | Осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации |
Правительство | Осуществление управления федеральной собственностью |
Спрятать пояснение
Пояснение.
Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (86 ст. Конституции РФ).
Ответ: президент.
Спрятать пояснение
·
Помощь
Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 86 Конституция РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон № 1-3 принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции и в установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. № 34-3 «О Государственном Собрании Республики Мордовия», официально опубликован и по этим основаниям решение суда не оспаривается…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
ПУБЛИКАЦИЯ 19.11.2020
Статья 80
- Президент Российской Федерации является главой государства.
- Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81 <*>
- Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
- Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
- Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82
- При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
- Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
- Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
- В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Статья 90
- Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Статья 92
- Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
- Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 92.1 <*>
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
- Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
Статья 93 <*>
- Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
- Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
- Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
Администрация Президента РФ — едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода «тайный орден», который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Однако об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента РФ по реализации того обширнейшего спектра полномочий, который возложен на него Конституцией РФ и законами, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований.
Администрация российского Президента фактически получила свое рождение 19 июля 1991 г. Таким образом, Администрация Президента стала в одночасье из ничего буквально всем. У Администрации появились свои «и делопроизводство, и юридическая служба, и хозяйственная. Правда, на вопрос, зачем нужна такая мощная Администрация российскому Президенту, у которого есть еще и Правительство, никто в тот момент ничего определенного ответить не мог»
Администрация президента продолжает интенсивно формироваться и расширяться. Если на начальном этапе в нее входили тринадцать подразделений, то Положение зафиксировало уже, не считая аппаратов комиссий и комитетов при Президенте РФ, двадцать девять различных подразделений:
— Служба помощников Президента РФ;
— Канцелярия Президента РФ; Пресс-служба Президента РФ;
— Служба протокола Администрации Президента РФ;
— Секретариат Вице-президента РФ; Аппарат Совета Безопасности РФ; Секретариат Руководителя Администрации и его заместителей;
-Управление по работе с территориями, представителями Президента РФ, связям с Верховным Советом;
— Контрольное управление; Государственно-правовое управление Президента РФ; Аналитический центр по общей политике;
— Аналитический центр по социально-экономической политике; Аналитический центр по специальным президентским программам;
— Отдел по вопросам гражданства; Отдел по вопросам помилования;
— Отдел по государственным наградам;
— Отдел по вопросам реабилитации жертв политических репрессий;
— Управление кадров;
— Управление делопроизводства;
— Организационный отдел; рабочий аппарат Экспертного совета при Президенте РФ;
— Управление планирования и реализации специальных программ;
— Главное социально-производственное управление;
— Центр оперативной информации;
— Управление информационных ресурсов;
— издательство «Юридическая литература»;
— Библиотека;
— Архив Президента РФ;
— Отдел писем и приема граждан.
Говоря о структуре Администрации Президента, стоит отметить, что она рождалась в жутких муках и строжайшей тайне — по крайней мере, от прессы. Фактически Администрация ранее осталась как канцелярия порядка 400 человек. Первое, что было, сделано все структуры объединились в Администрацию, и выведено было из-под прямого подчинения Президенту.
В результате в окончательном тексте Указа Администрация и Аппарат Правительства оказались «разведены». Но в числе основных задач Администрации значились: организационное обеспечение деятельности Правительства РФ, а также обеспечение взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и организация информационного и правового обеспечения Правительства, а к функциям Администрации относилось, в том числе обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ и материально-техническое, финансовое и социально-бытовое обеспечение высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, сотрудников Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.
С принятием Конституции РФ в 1993 г. Администрация Президента РФ получила закрепление на конституционном уровне. Согласно п. «и» ст. 83 Конституции РФ Президент наделен правом формирования своей Администрации. Вместе с тем какого-либо существенного фактического изменения статуса Администрации не произошло. Конституция лишь упомянула этот орган, легитимировав его, но определение его задач и функций, состава и структуры осталось на усмотрение Президента РФ. Как следствие, роль Администрации (особенно в период руководства государством первым Президентом РФ Б.Н. Ельциным) постепенно становилась все более значимой. Структура Администрации, если исходить из количества и частоты соответствующих президентских указов и распоряжений, продолжала стремительно видоизменяться и корректироваться, причем, как представляется, во многом скорее «на ощупь» и под влиянием сиюминутных интересов, нежели в соответствии с каким-то стратегическим планом и общим видением. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», согласно которому Администрация Президента РФ определялась как государственный орган, формируемый в целях обеспечения деятельности Президента РФ как главы государства по осуществлению им государственной власти в РФ.
Главное управление специальных программ Президента РФ преобразовано из государственного органа в федеральный орган исполнительной власти.
С момента прихода к руководству Администрацией Президента РФ А.Б.Чубайса ее структура преобразована направлена, как утверждалось, на сокращение численности сотрудников Администрации, упразднение дублирующих структур и максимальное использование кадрового состава.
В структуру неоднократно вносились изменения, но в основном направленные на укрупнение и упорядочивание подразделений Администрации Президента, что весьма положительно сказалось на эффективности управления.
Стоит отметить, что роль Администрации Президента на политико-правовой «арене» и ее реальные функции всегда во многом зависели от личности ее Руководителя.
Президент вправе подбирать свой личный кабинет. Ни перед кем, кроме Президента, не ответственный аппарат обретает колоссальную власть. Он готовит документы и проводит решения, против которых возражают известные политики из Госсовета.
Он регулирует доступ людей и информации к Президенту, во многом предопределяющий его решения.
Администрация — это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента РФ.
Согласно в состав Администрации вошли:
— Руководитель Администрации Президента;
— два заместителя Руководителя Администрации Президента — помощника Президента;
— помощники Президента;
— пресс-секретарь Президента;
— руководитель протокола Президента;
-полномочные представители Президента в федеральных округах;
-советники Президента, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде;
— старшие референты;
— референты Президента и иные должностные лица Администрации. Ключевая роль в деле осуществления руководства и формирования данного органа, безусловно, принадлежит Президенту.
Он осуществляет общее руководство Администрацией. Вместе с тем определен круг должностных лиц Администрации, которые непосредственно подчинены главе государства.
Если говорить о структуре самостоятельных подразделений, то их на данный момент в Администрации пятнадцать, включая Референтуру. Вполне логичным выглядит не только укрупнение подразделений, но и их постепенно складывавшаяся и выверявшаяся оптимальная «специализация».
Если условно разделить конституционные полномочия Президента РФ на шесть блоков:
— «идеологический» блок (определение основных направлений внутренней и внешней политики; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства);
— государственно-правовой блок (гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; решение вопросов гражданства; награждение государственными наградами, присвоение почетных званий; осуществление помилования; внесение законопроектов в Государственную Думу, подписание и обнародование федеральных законов; приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; издание указов и распоряжений);
— внутриполитический блок (обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; представление РФ внутри страны;
— использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ);
— внешнеполитический блок (представление России в международных отношениях; осуществление руководства внешней политикой страны; ведение переговоров и подписание ратификационных грамот; принятие верительных и отзывных грамот; назначение и отзыв дипломатических представителей Президента РФ в иностранных государствах и международных организациях); — кадровый блок (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
— назначение судей других федеральных судов;
-присвоение высших специальных званий; формирование Администрации Президента РФ;
— «силовой» блок (Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; охрана суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ; формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ; введение военного положения, введение чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий), то каждому из этих блоков будут соответствовать те или иные подразделения Администрации Президента, «специализирующиеся» на определенных полномочиях Президента.
Так, 1-му блоку соответствует Управление по внутренней политике, Управление по внешней политике, Референтура Президента;
2-му — Управление по работе с обращениями граждан, Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Государственно-правовое управление;
3-му — полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде, полномочные представители Президента в федеральных округах, Управление по внутренней политике, Управление по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации;
4-му — Управление по внешней политике, Управление Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;
5-му — Управление по кадровым вопросам и государственным наградам, Управление по вопросам государственной службы;
6-му — опять же Управление по кадровым вопросам и государственным наградам, а также Аппарат Совета Безопасности РФ и не входящий в состав Администрации сам Совет.
Особняком стоят Контрольное управление (контроль исполнения решений), Управление протокола (организационное обеспечение), Управление информационного и документационного обеспечения, Управление пресс-службы и информации (информационное обеспечение), Экспертное управление (экспертное обеспечение).
Отдельно и особо стоит сказать о важной конституционной норме, предоставляющей Президенту право назначать и освобождать своих полномочных представителей (п. «к» ст. 83 Конституции РФ). Как отмечалось выше, в Администрации Президента введены соответствующие должности полномочных представителей Президента в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Конституционном Суде. Кроме того, имеются и полномочные представители Президента в семи федеральных округах.
Институт полномочных представителей Президента в федеральных округах вряд ли носит временный характер, так как, помимо всего прочего, он позволяет иметь «государево око» на местах, оперативно реагировать на те или иные события и его всегда можно активно задействовать в любой реформе, инициируемой федеральной властью. Но и необходимость существования отдельного подразделения Администрации Президента, занимающегося «работой с регионами», видимо, уже доказана годами.
Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что на сегодняшний день в России существуют две параллельные структуры — президентская и правительственная. Первой из них, по образцу Политбюро и ЦК КПСС, отведена роль «теневого», но реального центра власти, а второй — весьма своеобразная роль проводника той политики, которая будет формироваться в недрах президентской Администрации. Действительно, в нашей стране Администрация, в отличие от западных аналогов, обладает несравнимо большим объемом властных полномочий, но это вполне объяснимо.
Аппарат главы государства есть не что иное, как производная от его полномочий. То есть объем полномочий такого органа не может быть больше объема полномочий самого главы государства, деятельность которого он обеспечивает. Поэтому при той конструкции президентских полномочий, которую заложила Конституция 1993 г., Администрация Президента просто не может быть незаметным вспомогательным образованием. Кроме того, надо понимать, что осуществление всех президентских полномочий одним лицом просто физически невозможно. Президенту с этой «нагрузкой» как раз и помогает справляться его Администрация.
Однако сказанное отнюдь не означает, что Администрация должна быть полностью предоставлена сама себе, желаниям и интересам Президента РФ. Такое положение дел практически с неизбежностью ведет к развитию «атрофии» легитимных институтов власти и, как это ни парадоксально, таит угрозу, прежде всего именно институту президентства. Во избежание ситуации, когда «тень» от «теневого» кабинета накроет все государственные и негосударственные структуры, представляется своевременным вновь и всерьез задуматься о законодательной регламентации основ правового статуса, как Администрации Президента, так и самого Президента РФ.
Безуспешные попытки на законодательном уровне регламентировать деятельность Администрации Президента предпринимались неоднократно.
Администрации Президента исполнять функции Правительства РФ и не допускающих вмешательства Администрации и ее должностных лиц в деятельность политических партий, других некоммерческих организаций и средств массовой информации. Такой подход позволит, с одной стороны, задать некую модель и границы допустимой деятельности Администрации, с другой — не ограничивать каждого вновь избранного Президента в возможности сформировать свою команду и удобный аппарат.
Таким образом, Администрация Президента постепенно не просто сформировалась и стала самым весомым политическим «игроком», но и из штаба или вспомогательного аппарата при Президенте превратилась в олицетворение института президентства. Она является рабочим аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента РФ и Вице-президента РФ, реализации конституционных полномочий Президента РФ.
- How to Make the World a Better Place
- Известные рестораторы прошлого и современности, их достижения и заслуги
- Финансовый контроль
- Правовая характеристика государственных ценных бумаг
- Особенности конкуренции в сфере услуг
- Классификация, назначение и возможности банковских ИС
- Корпоративная культура организации, как мотивирующий фактор
- Формы и методы лоббистской деятельности – персональный и групповой лоббизм
- Экономическая эффективность системы товародвижения
- Коммуникационные стратегии в канале сбыта
- Характеристика метода «воронка продаж», его роль в управлении продажами (внимания к предложению товара)
- Нематериальные блага и способы их защиты