Осуществляет общее руководство организацией финансов в стране

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

2. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.

3. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации координацию деятельности министерств финансов республик, финансовых управлений и других органов управления финансами в крах, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, координирует и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций.

4. В целях обеспечения проведения единой государственной финансовой политики Министерство финансов Российской Федерации:

направляет деятельность министерств финансов республик, финансовых управлений и других органов управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах на соблюдение единых принципов финансово — бюджетного планирования, финансирования производственной и социально — культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально — экономического развития соответствующих территорий;

организует и проводит работу по повышению профессионального уровня работников финансовых органов, по совершенствованию методов и форм деятельности этих органов;

издает методические указания, инструкции и другие документы по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций.

5. В своей деятельности Министерство финансов Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

1802

Манифестом 8 сентября Александр I учредил Министерство финансов, в обязанности которого входило «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов»

Васильев Алексей Иванович

Первым министром финансов стал Васильев Алексей Иванович (8 сентября 1802 – 15 августа 1807 гг). На эту должность Манифест возлагал также обязанность «при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов»

Голубцов Федор Александрович

После Васильева А.И. пост министра финансов занял Голубцов Федор Александрович (с 26 августа 1807 года по 1 января 1810 года)

1810–1811

Управление государственными доходами и расходами было распределено между тремя ведомствами:

  • Министерством финансов, которое ведало всеми источниками доходов;
  • Государственным казначейством, ведавшим движением сумм;
  • Государственным контролем, которому была поручена ревизия всех счетов.

Гурьев Дмитрий Алексеевич

Третьим министром финансов стал Гурьев Дмитрий Алексеевич (с 1 января 1810 года по 22 апреля 1823 года). В своей деятельности пытался сочетать принцип разделения властей с незыблемостью самодержавия. При обсуждении вопроса об учреждении наместничеств во главе с генерал-губернаторами предлагал ограничить их функции надзором. Готовил проекты решения крестьянского вопроса

Состав Министерства финансов определился в следующем виде:

  • Департамент государственных имуществ
  • Департамент внешней торговли
  • Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли
  • Департамент податей и сборов
  • Департамент Государственного Казначейства с состоящим в непосредственном ведомстве сего Департамента Главным Казначейством
  • Главное Управление Монетной, Горной и Соляной части
  • Две Канцелярии Министра

Департамент мануфактур и внутренней торговли

1817

В ведение Министерства финансов из Министерства внутренних дел передан Департамент мануфактур и внутренней торговли

1821

В ведение Министерства финансов передан Департамент государственного казначейства

Канкрин Егор Францевич

С 22 апреля 1823 года по 1 мая 1844 года министром финансов стал Канкрин Егор Францевич. С именем Канкрина тесно связаны восстановление металлического обращения, укрепление протекционной системы и улучшение государственной отчетности и счетоводства

1824

Учреждена Особенная канцелярия по кредитной части

1838

От Министерства финансов к Министерству государственных имуществ отошло управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями

Вронченко Федор Павлович

Пятым министров финансов стал Вронченко Федор Павлович (1 мая 1844 года – 6 апреля 1852 года). Продолжал политику Канкрина, который составил для Вронченко особое руководство по основным началам финансов. Осуществил на практике денежную реформу Канкрина 1839–1843 гг.

Брок Петр Федорович

С 9 апреля 1852 года по 23 марта 1858 года министром финансов становится Брок Петр Федорович. После окончания войны принял ряд мер по упорядочению финансов: увеличил размер ссуд из коммерческих банков и контор под залог (1857). Активно содействовал возникновению акционерных обществ

Княжевич Александр Максимович

Седьмым министром финансов стал Княжевич Александр Максимович (23 марта 1858 года – 23 января 1862 года). По инициативе Княжевича разработаны проекты нового Торгового устава (1860), образована комиссия для пересмотра фабричных и ремесленных уставов (1859). Княжевич расширил торговые права иностранцев и евреев (1860)

1861

Открыло свои действия Главное выкупное учреждение (упразднено в 1895 г.)

Рейтерн Михаил Христофорович

После Княжевича пост министра финансов занял Рейтерн Михаил Христофорович (с 23 января 1862 года по 7 июля 1878 года). К числу заслуг Рейтерна относятся издание таможенного тарифа в 1868 г.; преобразование податной системы; преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863 г.)

1863

Департамент горных и соляных дел преобразован в Горный департамент, а вместо департамента податей и сборов учреждены два новых департамента: окладных и неокладных сборов

1864

29 октября Департамент внешней торговли переименован в департамент таможенных сборов, а департамент мануфактур и внутренней торговли — в департамент торговли и мануфактур

1866

Уничтожено отдельное существование финансовой администрации Царства Польского и образован особый отдел по финансам Царства Польского, упраздненный 28 декабря 1884 г.

1872

Издано положение о совете торговли и мануфактур, открытом вместо советов коммерческого и мануфактурного

1873

Все части горного ведомства переданы в Министерство государственных имуществ. В ведомстве Министерства финансов остались пробирная и монетная части — пробирные палатки, монетное отделение горного департамента и Петербургский монетный двор

Грейг Самуил Алексеевич

Два года с 7 июля 1878 года по 27 октября 1880 года министерство финансов возглавлял Грейг Самуил Алексеевич. Грейг стремился к установлению равновесия между государственными доходами и действительно избегал дефицитов по обыкновенным статьям доходов и расходов. Достигалось это почти исключительно увеличением косвенных налогов на предметы внутреннего производства и ввоза

Абаза Александр Агеевич

С 27 октября 1880 года по 6 мая 1881 года министром финансов был Абаза Александр Агеевич. Вместе с М. Т. Лорис-Меликовым и Н. Х. Бунге разработал программу социально-экономических преобразований в области податного дела, денежного обращения, железнодорожного строительства, финансового управления

Бунге Николай Христианович

Одиннадцатым министром финансов был назначен Бунге Николай Христианович (с 6 мая 1881 года по 31 декабря 1886 года). За время пребывания Бунге в должности министра приняты законы об обязательном выкупе (1881), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886), подготовлен законопроект об отмене круговой поруки

1882

Утвержден устав Крестьянского поземельного банка

1884

Издание в 80-х годах ряда законов, положивших начало государственному вмешательству в отношения между фабрикантами и рабочими, вызвало учреждение фабричной инспекции в лице фабричных инспекторов. 31 января учрежден при департаменте неокладных сборов технический комитет

1885

30 апреля учреждены в ведении казенных палат податные инспектора. 3 июня учрежден Государственный дворянский земельный банк

Вышнеградский Иван Алексеевич

Следующим после Бунге пост министра финансов занял Вышнеградский Иван Алексеевич (с 1 января 1887 года по 30 августа 1892 года). Вышнеградский усилил протекционистское направление таможенной политики, начал подготовку винной монополии и табачной монополии, увеличил прямые и косвенные налоги и гербовый сбор

1889

Образован департамент железнодорожных дел

Витте Сергей Юльевич

С 30 августа 1892 года по 29 августа 1903 года министром финансов становится Сергей Юльевич Витте. Одиннадцать лет, в течение коих Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства

1892

14 декабря учреждено при Департаменте торговли и мануфактур хлеботорговое отделение

1892

При Департаменте торговли и мануфактур 3 июня учреждена главная палата мер и весов

1896

6 мая последовало преобразование департамента неокладных сборов в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей

Народный комиссариат финансов

1917

26 октября (8 ноября) был учреждён Народный комиссариат финансов. Он входил в состав Временного рабочего и крестьянского правительства России. Наркомат был призван обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране

В. И. Ленин

Выработанная под непосредственным руководством В. И. Ленина программа мероприятий по проведению финансовой политики Советского государства включала национализацию банков и страхового дела, отмену коммерческой тайны и введение рабочего контроля над расходованием денежных средств, введение прогрессивного налогообложения и другие мероприятия

Гуковский Исидор Эммануилович

Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. национализированы частные банки и организован подчинённый НКФ единый Народный банк РСФСР. Под управлением НКФ также находились Департамент государственного казначейства и местные казначейства. Тем же декретом были введены прямое налогообложение буржуазии, аннулированы государственные займы царского и временного правительства, ликвидированы биржи, занимавшиеся сделками с ценными бумагами

1918

К концу 1918 года в состав Наркомфина входили:

  • Главное управление неокладных сборов и пошлин
  • Отдел прямых налогов и пошлин
  • Комитет сберегательных касс

Крестинский Николай Николаевич

С 16 августа 1919 года по октябрь 1922 года должность наркома финансов РСФСР занимал Крестинский Николай Николаевич

1920

Ликвидирован Народный банк РСФСР и на его базе образовано Центральное бюджетно-расчётное управление НКФ (СУ РСФСР)

1921

В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утверждённым ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами

Сокольников Григорий Яковлевич

С 6 июля 1923 года по 16 января 1926 года должность наркомфина занимал Сокольников Григорий Яковлевич. Был сторонником жёсткой финансовой политики, противником нереальных хозяйственных планов и ускоренного развития промышленности с помощью инфляционных механизмов, которое могло привести к крушению национальной валюты. Приверженец «медленного, постепенного и осторожного осуществления социализма на деле»

1925

НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов

Брюханов Николай Павлович

С 29 января 1926 года по 18 октября 1930 года должность наркома финансов СССР занимал Брюханов Николай Павлович

Гринько Григорий Фёдорович

С 18 октября 1930 года по 16 августа 1937 года должность наркома финансов СССР занимал Гринько Григорий Фёдорович

Общежития для работников наркомата

1932

В 1932 году было закончено строительство общежития для работников наркомата. К 1930 году налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек

Чубарь Влас Яковлевич

С 16 августа 1937 года по 19 января 1938 года должность наркома финансов СССР занимал Чубарь Влас Яковлевич

Зверев Арсений Григорьевич

С 19 января 1938 года по 15 марта 1946 года должность наркома финансов СССР занимал Зверев Арсений Григорьевич. С марта 1946 года по 16 февраля 1948 и 28 декабря 1948 года по 16 мая 1960 года министр финансов СССР. Реорганизовал структуру Наркомата финансов, создал в нём 3 главных управления – государственного страхования, финансового контроля, трудовых сберегательных касс, а также несколько управлений

1946

Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР

Косыгин Алексей Николаевич

С 16 февраля 1948 года по 28 декабря 1948 года должность министра финансов СССР занимал Косыгин Алексей Николаевич

Гарбузов Василий Фёдорович

С 16 мая 1960 года по 12 ноября 1985 года должность министра финансов СССР занимал Гарбузов Василий Фёдорович. Под руководством Гарбузова бюджетная система страны оказывала активное воздействие на мобилизацию денежных накоплений и экономию расходов государства, производился обмен старых знаков обращения на новые

Гостев Борис Иванович

С 13 декабря 1985 года по 7 июня 1989 года должность министра финансов СССР занимал Гостев Борис Иванович. Был сторонником изменений в финансово-экономическом механизме, но противником рыночных реформ.

Павлов Валентин Сергеевич

С 3 июля 1989 года по 14 января 1991 года министром финансов был Павлов Валентин Сергеевич. Принимал участие в создании Пенсионного фонда, налоговой инспекции, в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании первых кооперативов и совместных предприятий

Орлов Владимир Ефимович

С 7 марта 1991 года по 28 августа 1991 года министром финансов СССР (и.о. до 26 ноября 1991 года) был Орлов Владимир Ефимович

1991

Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР

1991

Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 8 Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР

1991-1992

С 25 декабря 1991 года по 19 февраля 1992 года министерство носило название Министерство экономики и финансов Российской Федерации

1992

Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года № 156 оно было вновь разделено на два министерства — Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации

Гайдар Егор Тимурович

Пост министра финансов Российской Федерации с 11 ноября 1991 года по 2 апреля 1992 года занимал Гайдар Егор Тимурович. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация

С 2 апреля 1992 года по 25 марта 1993 года министром финансов Российской Федерации был Барчук Василий Васильевич

Фёдоров Борис Григорьевич

С 25 марта 1993 года по 26 января 1994 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Фёдоров Борис Григорьевич

Пансков Владимир Георгиевич

С 4 ноября 1994 года по 15 августа 1996 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Пансков Владимир Георгиевич

Лившиц Александр Яковлевич

С 14 августа 1996 года по 17 марта 1997 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Лившиц Александр Яковлевич

Чубайс Анатолий Борисович

С 17 марта 1997 года по 20 ноября 1997 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Чубайс Анатолий Борисович . По инициативе Чубайса был осуществлён секвестр расходов бюджета. По некоторым статьям бюджет сокращался на 30-55 %. В 1997 году удалось значительно сократить инфляцию

Задорнов Михаил Михайлович

С 20 ноября 1997 года по 25 мая 1999 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Задорнов Михаил Михайлович. Участвовал в принятии решения о дефолте в августе 1998 года, после чего подал в отставку, которая была отклонена

Касьянов Михаил Михайлович

С 25 мая 1999 года по 18 мая 2000 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Касьянов Михаил Михайлович. За несколько месяцев Касьянову удалось решить главные проблемы по российским внешним долгам и тем самым заложить основу для дальнейшего экономического роста

Кудрин Алексей Леонидович

С 18 мая 2000 года по 26 сентября 2011 года пост министра финансов Российской Федерации занимал Кудрин Алексей Леонидович. В период руководства Кудриным была проведена масштабная налоговая реформа: введена «плоская шкала» подоходного налога в 13 %, ликвидированы налоги с оборота и налог с продаж, снижены ставки НДС и налога на прибыль, общее число налогов сокращено в три раза

Силуанов Антон Германович

С 16 декабря 2011 года пост министра финансов Российской Федерации занимает Силуанов Антон Германович

В настоящий момент Министерство финансов Российской Федерации включает в себя 30 департаментов

Минфин России

Минфин России

Министе́рство фина́нсов Росси́йской Федера́ции (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министром финансов РФ с мая 2000 г. является Алексей Кудрин.

Содержание

  • 1 Министры финансов с 1990 г.
  • 2 Департаменты
  • 3 Подведомственные органы власти
  • 4 Научные подразделения
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Министры финансов с 1990 г.

ФИО Дата
назначения
Дата
освобождения
1 Борис Григорьевич Фёдоров 14 июля 1990 28 декабря 1990
2 Игорь Николаевич Лазарев 28 декабря 1990 11 ноября 1991
3 Егор Тимурович Гайдар 19 февраля 1992[1] 2 апреля 1992
4 Василий Васильевич Барчук 2 апреля 1992 25 марта 1993
5 Борис Григорьевич Фёдоров 25 марта 1993 26 января 1994
Сергей Константинович Дубинин (и.о.) 26 января 1994 12 октября 1994
Андрей Петрович Вавилов (и.о.) 12 октября 1994 4 ноября 1994
6 Владимир Георгиевич Пансков 4 ноября 1994 14 августа 1996
7 Александр Яковлевич Лившиц 14 августа 1996 17 марта 1997
8 Анатолий Борисович Чубайс 17 марта 1997 20 ноября 1997
9 Михаил Михайлович Задорнов 20 ноября 1997 25 мая 1999
10 Михаил Михайлович Касьянов 25 мая 1999 18 мая 2000
11 Алексей Леонидович Кудрин 18 мая 2000

Департаменты

  • Административный департамент;
  • Департамент управления делами и контроля;
  • Департамент бюджетной политики;
  • Департамент бюджетной политики в отраслях экономики;
  • Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
  • Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
  • Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы Министерства финансов Российской Федерации;
  • Департамент межбюджетных отношений;
  • Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
  • Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета;
  • Департамент финансовой политики;
  • Правовой департамент;
  • Департамент долгосрочного финансового планирования.
  • Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.

Подведомственные органы власти

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России)
  • Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор)
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
  • Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации)

Научные подразделения

Научно-исследовательский финансовый институт

См. также

  • Список министров финансов России
  • Список заместителей Министра финансов Российской Федерации

Примечания

  1. Также министр экономики и финансов РСФСР (РФ) (11 ноября 1991 г. — 19 февраля 1992)

Ссылки

  • Официальный сайт Минфина РФ

Федеральные органы исполнительной власти России (c 1 марта 2009 г.)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Президента Российской Федерации

Министерство внутренних дел Федеральная миграционная служба
МЧС России (нет)
Министерство иностранных дел Россотрудничество
Министерство обороны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству | Рособоронзаказ | Федеральная служба по техническому и экспортному контролю | Спецстрой
Министерство юстиции Федеральная служба исполнения наказаний | Федеральная служба судебных приставов
Президентские службы Государственная фельдъегерская служба | Служба внешней разведки | Федеральная служба безопасности | Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков | Федеральная служба охраны
Президентские агентства Главное управление специальных программ (федеральное агентство) | Управление делами Президента (федеральное агентство)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации

Минздравсоцразвития Роспотребнадзор | Росздравнадзор | Роструд | Федеральное медико-биологическое агентство
Минкультуры Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия | Росархив
Министерство образования и науки Роспатент | Рособрнадзор | Роснаука | Рособразование
Министерство природных ресурсов и экологии Росгидромет | Росприроднадзор | Ростехнадзор | Росводресурсы | Роснедра
Министерство промышленности и торговли Ростехрегулирование
Министерство регионального развития (нет)
Министерство связи и массовых коммуникаций Россвязькомнадзор | Росинформтехнологии | Роспечать | Россвязь
Министерство сельского хозяйства Россельхознадзор | Рослесхоз
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Росмолодёжь | Ростуризм
Министерство транспорта Росаэронавигация | Ространснадзор | Росавиация | Росавтодор | Росжелдор | Росморречфлот
Министерство финансов Федеральная налоговая служба | Росстрахнадзор | Росфиннадзор | Федеральное казначейство (федеральная служба)
Минэкономразвития Росстат | Росреестр | Росрезерв | Росимущество | Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
Министерство энергетики (нет)
Правительственные службы и агентства Федеральная антимонопольная служба | Федеральная таможенная служба | Федеральная служба по тарифам | Росфинмониторинг | Федеральная служба по финансовым рынкам | Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | Роскосмос | Росграница | Рособоронпоставка | Росрыболовство

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Минфин России» в других словарях:

  • Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/​ гос., РФ, фин …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Минфин России —    Министерство финансов Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти …   Административное право. Словарь-справочник

  • Министерство финансов РФ (Минфин России) — 1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,… …   Официальная терминология

  • МинФин — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… …   Википедия

  • Минфин — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… …   Википедия

  • Минфин РФ — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… …   Википедия

  • Уголовные дела ЕЭСУ и Минобороны России — Главный офис Газпрома, Москва Здание Кабинета Министров Украины …   Википедия

  • Министерство финансов России — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… …   Википедия

  • Список ведомственных флагов России — Флаги ведомств, министерств и комитетов Российской Федерации. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Содержание 1 Ведомственные флаги 2 Примечания 3 См. также …   Википедия

  • Флаг МЧС России — Флаг Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России Россия …   Википедия

Министерство финансов

  • Министерство финансов — государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой политики, а также осуществляющий общее руководство и контроль в области организации финансов.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Нерезиденты (англ. non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

Эмиссионный банк (или банк-эмитент) — банк, выпускающий в обращение (эмитирующий) денежные знаки или ценные бумаги и платёжно-расчётные документы (банковские карты, чековые книжки). Эмиссией денег в стране чаще всего занимаются центральные банки, выпуском ценных бумаг — коммерческие банки. Выпущенные банком банковские карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка-эмитента, а держатель карты получает её лишь в пользование.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 28 стран — членов Евросоюза.

Упоминания в литературе

Министерство финансов РФ действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329[5]. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (Приложение 2).

Управление же финансами осуществляется специализированными органами, которые образуют финансовый аппарат. Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент, парламент, правительство. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, производят общий контроль за соблюдением финансового законодательства. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, куда входит Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин), центральное место в котором занимают бюджетное управление и казначейство. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) контролирует соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления взносов в бюджет, а также готовит предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Государство контролирует страховую деятельность в России, осуществляя государственный страховой надзор. Министерство финансов РФ (Минфин РФ) – федеральный орган исполнительной власти, решая многочисленные государственные задачи, такие как бюджетное планирование, разработка проектов федерального бюджета, проведение государственного финансового контроля, и многие другие, является еще и органом государственного надзора за страховой деятельностью. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику в сфере страхования в РФ, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин РФ действует на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Аудит, будучи методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы: Государственная налоговая служба России и налоговая полиция, Министерство финансов России и его контрольно-ревизионные подразделения, Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

• внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.

Связанные понятия (продолжение)

Международные расчёты, расчёты по международным торговым операциям — форма международных валютно-кредитных отношений. Представляет собой совокупность различных форм и методов расчёта по торгово-экономическим операциям между контрагентами из разных стран.

Валютные ценности — набор определённых валютных активов. В отношении валютных ценностей устанавливаются особые методы валютного регулирования и валютного контроля. Понятие было введено в СССР с целью регламентации операций с этими финансовыми, валютными активами.

Клиринговая валюта — валюта, международная счётная денежная единица, используемая для международных расчётов между странами-участницами соглашения о валютном клиринге. Одним из условий договора о валютном клиринге является выбор валюты, в которой будет вестись учёт взаимных обязательств и требований по различным внешнеэкономическим операциям участников из стран-участниц соглашения клирингового типа. В качестве валюты клиринга может быть выбрана валюта одной из стран-участниц соглашения, валюта третьей…

Банковская лицензия — государственная лицензия на осуществление банковских операций, в первую очередь, лицензия даёт право на привлечение денежных средств на депозиты, осуществление расчётов через открытые банковские счета, валютные операции.

Казначе́йство организа́ции — ключевое подразделение корпорации, банка или другой финансовой организации. Основной его функцией является обеспечение ликвидности. Под этим подразумевается проведение платежей, привлечение денежных средств при их дефиците или размещение свободных средств на финансовых (денежном, валютном, фондовом и иных) рынках по собственным или клиентским операциям. Операции на финансовых рынках проводятся либо казначейством непосредственно, либо дилинговым подразделением, которое…

Банковские операции (также банковские услуги) — транзакционные и бизнес-операции, обычно совершаемые банками; в некоторых странах на исключительной основе.

Уполномоченные банки — в системе неполной (регулируемой) конкуренции на финансовых рынках — банки и банковские учреждения, которым государственный (центральный) банк и/или иной орган, наделённый соответствующими полномочиями, выдаёт монопольное разрешение на проведение определенного набора банковских операций. Выдача такого разрешения может оформляться в виде лицензии, а также правительственного или иного постановления, в котором содержится список банков, которым предоставлены те или иные полномочия…

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Кредитная организация (аббр. КО); кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное…

Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Денежные власти (англ. monetary authorities), или орган денежно-кредитного регулирования, — институт, ответственный за денежно-кредитную политику. Совместно с фискальными властями, отвечающими за налогово-бюджетную политику, денежные власти формируют макроэкономическую политику государства.

Фина́нсовый институ́т — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.

Валютные ограничения (англ. Currency restrictions) — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.

Государственное страхование — одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация . Наряду с государственным страхованием в условиях рыночных отношений существует частное страхование и взаимное страхование. В развитых странах в условиях рынка государственное страхование часто выступает как способ оказания содействия при ведении различных видов хозяйственной деятельности, защищая от особо опасных и специфических рисков (военные риски…

Международная расчётная единица, международная счётная денежная единица — искусственная наднациональная валюта, предназначенная для измерения международных требований и обязательств, расчётов между странами. Представляет собой форму мировых денег.

Валютный клиринг — способ международных расчётов, применяемый во внешнеэкономических связях . Устанавливается на основе двухсторонних или многосторонних клиринговых соглашений, участниками которых являются государства, осуществляющие между собой торговые отношения. Валютный клиринг применяют в условиях, когда страны, или одна из них, не имеют достаточного количества свободно конвертируемой валюты для обеспечения взаимных расчетов. При достижении соглашения об использовании в торгово-экономических…

Ограниченная отве́тственность — правовая ответственность, когдa учредители отвечают по обязательствам компании только в пределах вложенного в неё капитала. См. также Общество с ограниченной ответственностью.

Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Торговый репозитарий (англ. trade repositorу) — инфраструктурная организация финансового рынка, осуществляющая централизованный пост-трейдинговый сбор и электронное хранение данных о внебиржевых операциях с финансовыми инструментами.

Плательщик — физическое или юридическое лицо, которое платит за товар или услугу.

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Мегарегулятор (англ. megaregulator) или интегрированная модель надзора за финансовым сектором (integrated model of financial sector supervision) — организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа.

Экономи́ческий и валю́тный сою́з — один из видов торговых блоков, который состоит из экономического союза (общий рынок и таможенный союз) и валютного союза.

Корреспондентский счёт — счёт, открываемый банковской организацией (банком-респондентом) в подразделении самого банка или в иной банковской организации (корреспонденте). Предназначен для отражения расчётов, производимых одной банковской организацией по поручению и за счёт другой на основании заключённого между ними корреспондентского соглашения.

Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.

Депозитный сертификат — ценная бумага, которая удостоверяет сумму внесённого в банк вклада юридического лица и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачётов взаимных требований. Имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Организация денежных расчётов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчётов…

Валютный союз — формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссионных центров (еврозона, зона восточно-карибского доллара и т. п.), о возможности официального, с согласия страны-эмитента, использования чужой валюты в денежном обращении своей страны. Валютными союзами не являются случаи законодательного разрешения или неформальной практики использования иностранных валют во внутреннем денежном обращении…

Денежный перевод — это перевод (движение) денежных средств от отправителя к получателю с помощью операторов платежных систем через национальные или международные платежные системы с целью зачисления денежных средств на счет получателя или выдачи ему их в наличной форме. В структуре денежного перевода всегда присутствует отправитель, получатель и посредник — оператор платежной системы, взимающий за свои услуги определённую плату.

Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)

Инфраструктурная организация финансового рынка (англ. financial market infrastructure), инфраструктура финансового рынка, институт или объект инфраструктуры финансового рынка – вспомогательная организация (вспомогательный финансовый институт, financial auxiliaries) финансового сектора, чья деятельность связана с предоставлением услуг, необходимых для проведения операций с финансовыми активами/обязательствами или с обеспечением упомянутых операций. Выполнение вспомогательной функции не предполагает…

Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, а процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует основы кредитной политики, он прописывает в документе, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заёмщика, характер взаимоотношений…

Возвра́т акти́вов — процесс по возвращению средств, полученных с использованием незаконных, в том числе коррупционных, механизмов; признается основополагающим принципом Конвенции ООН против коррупции (UNCAC).

Норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке, либо в виде наличности в собственных хранилищах. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. В первую очередь,используется центральным банком как инструмент регулирования…

Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Государственные доходы — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, то есть та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней. В бюджете содержится основная часть государственных финансовых ресурсов, принимающих форму доходов бюджета. Если доходная часть государственного…

Бюро кредитных историй — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчётов и сопутствующих услуг.

Креди́тная ма́рка — непочтовая марка, изданная для обслуживания денежных операций кредитного характера, возникающих между покупателем марки и основным владельцем знака.

Субвенция (от лат. subvenire — «приходить на помощь») — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели; в отличие от дотации (которая не имеет цели в принципе) подлежат возврату в случае отклонения от цели.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Кредитор последней инстанции (англ. lender of last resort, LOLR) — институт, предоставляющий банкам (и другим финансовым организациям) ликвидность в чрезвычайных обстоятельствах, когда те не могут привлечь ее на рыночных основаниях, или когда другие кредиторы отказывают в предоставлении заемных средств. В современном мире функция кредитора последней инстанции приписывается центральному банку, который благодаря монополии на денежную эмиссию способен предоставлять банкам ликвидность в неограниченных…

Яма́йская валю́тная систе́ма — современная международная валютная система, принятая на Ямайке в 1976 году, при которой курсы валют устанавливаются не государством, а рынком. Для неё характерно постоянное колебание обменных курсов, поэтому они называются плавающими, в отличие от фиксированных. Эта система действует в мире и по настоящее время, хотя в свете глобального кризиса 2008—2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (см. Антикризисный саммит G20, Лондонский…

Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Финансовая политика — одна из частей экономической политики. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль…

Сберегательный вклад — банковский вклад, предназначенный для непрерывного накопления средств для крупных покупок. Особенностью данного вклада является то, что счёт можно пополнять достаточно мелкими суммами, к тому же возможно частичное изъятие средств. Все операции по зачислению и списанию денег отражаются на сберегательном счету. Для отражения операций могут использоваться сберегательные книжки.

Упоминания в литературе (продолжение)

Необходимо отметить, что, определяя пути перехода к рыночной экономике и создания соответствующего контроля, особенно в финансовой сфере, на Украине еще в 1993 г. был принят специальный Закон о контрольно-ревизионной службе. В Законе определены основные задачи, направленные на осуществление государственного контроля за использованием бюджетных средств. Эта контрольная служба является органом исполнительной власти с включением в структуру Министерства финансов. Наряду с этой службой были созданы и другие контрольные органы, в основном системы финансового контроля: Государственная налоговая администрация, Государственное казначейство и таможенные органы.

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики, промышленной политики по добыче, производству и переработке драгоценных металлов и камней, координирует деятельность в этих сферах федеральных органов исполнительной власти.

1) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;

5. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, для осуществления финансовой деятельности создан специальный орган – Министерство финансов РФ, в ведении которого находятся:

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Государственная налоговая служба.

При анализе проблем федерального и регионального финансового (межбюджетного) законодательства особого внимания требуют функции государственных органов, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции. К таким государственным органам относятся представительные органы государственной власти (например, Федеральное Собрание РФ), исполнительные органы государственной власти (например, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство по налогам и сборам РФ), ЦБР и кредитные организации (например, при эмиссии денежных знаков), иные финансово-кредитные организации (например, Государственный внебюджетный фонд).

– оперативное управление – совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов Государственная налоговая служба.

федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ. Его основные функции:

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:

Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа – Правления Банка Англии – входит координация вопросов денежнокредитной политики с министерством финансов. Поэтому, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ним.

В настоящее время контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики Российской Федерации, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации (Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)).

Финансовые органы – Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

финансовые органы – Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

1802-й г. ознаменовался созданием министерств, в том числе и Министерства финансов. В его ведении находилась система контроля над доходами, внешними связями, таможенными делами, налогами и сборами и др. Министерство финансов состояло из финансовых и хозяйственных коллегий.

6) составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления;

Согласно положениям п. 15 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу; одновременно функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.

Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской?деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Административный контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам – общий, страховой, банковый. Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности в установленный договором срок Министерства финансов в РФ»;

Федеральное казначейство (Казначейство России) образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и действует в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. от 27 января 2009 г.).

?в рамках борьбы с коррупцией оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении федеральных чиновников из самых высших эшелонов государственной власти, в том числе из силовых и контролирующих структур. События 2007 г., когда в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий были выявлены злоупотребления должностными полномочиями представителями руководства Счетной палаты РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и ряда других министерств и ведомств, дали понять, что для координации ОРД в отношении столь высокопоставленных лиц необходим контроль главы государства;

6. Министерство финансов РФ реализует следующие задачи в ходе управления государственными финансами:

Положение о Федеральной комиссии – Положение о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства промышленности и энергетики РФ от 7 июня 2005 г. № 103/69н/119/113 (зарег. в Минюсте России 3 августа 2005 г. № 6867)

Проектированием бюджетов занимается Правительство РФ, а на местном уровне – исполнительные органы местной власти. Составлением проекта бюджета занимается Министерство финансов.

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относится уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов (Минфин) Российской Федерации.

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

– разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, участвует в заседаниях Правительства РФ, а Министерство финансов – в заседаниях Совета Директоров Банка России (с совещательным голосом);

Между ними происходит разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего центральный банк является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредоточивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.

2. Нормативный уровень включает в себя нормативные акты, методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (документы Министерства финансов России). К этому же уровню относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

1) предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета;

Для бухгалтеров очень важны легитимность аттестата профессионального бухгалтера и обоснование необходимости его получения. В 2003 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации подготовило новые квалификационные характеристики должностей «главный бухгалтер» и «финансовый директор». Согласно постановлению Минтруда России от 12 ноября 2003 г. № 75 эти специалисты должны иметь высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет и аттестат профессионального бухгалтера. Данные рекомендации не обязательны для исполнения, и это понятно, так как не каждое малое предприятие, к примеру, нуждается в услугах высококвалифицированного специалиста. Вместе с тем Минтруда России посчитало важным обратить внимание руководителей организаций на предпочтительность сотрудничества с главными бухгалтерами, которые прошли дополнительную подготовку, постоянно повышают свою квалификацию и соблюдают кодекс этики профессионального бухгалтера.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т. е. в ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениях по бухгалтерскому учету. Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами, прежде всего Министерством финансов РФ.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Министерство финансов РФ (ему подведомственны: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба);

Министерство
финансов РФ осуществляет общее
руководство организацией финансов
в стране. Его структура, перестроенная
в 90-х гг., отражает особенности экономики
России современного этапа. Наряду с
бюджетным управлением в составе
Министерства финансов организованы
следующие управления: налоговых
реформ, государственных ценных бумаг
и финансового рынка, финансирования
программ развития сельского хозяйства,
финансовых программ развития
производственной инфраструктуры и
потребительского рынка, финансирования
программ развития сферы материального
производства и конверсии. Все они
связаны с формированием в стране
рыночных отношений.

Помимо названных,
в структуре Министерства финансов
РФ имеются следующие управления:
финансирования социальной сферы и
науки; финансирования обороны,
правопорядка и безопасности;
валютно-финансового регулирования;
методологии бухгалтерского учета и
отчетности.

В соответствии
с задачами, возложенными на Министерство
финансов РФ «Положением о Министерстве
финансов РФ», Минфин РФ:

а) участвует в
работе по комплексному анализу
развития экономики, разрабатывает
необходимые меры по финансовому и
налоговому стимулированию
предпринимательской и другой
хозяйственной деятельности в стране,
способствующие увеличению национального
дохода и поступлений в бюджет;

б) участвует в
работе по составлению долговременных
и краткосрочных прогнозов функционирования
экономики, совместно с федеральными
органами исполнительной власти
определяет потребность в государственных
финансовых централизованных ресурсах,
подготавливает предложения о
распределении их между федеральным
бюджетом и государственными
(федеральными) внебюджетными фондами;

в) организует в
соответствии с законодательством РФ
и составляет на основе консолидированных
бюджетов субъектов РФ консолидированный
бюджет Российской Федерации, а также
составляет проект федерального
бюджета и представляет их в Правительство
РФ;

г) обеспечивает
в установленном порядке исполнение
федерального бюджета, финансовое
исполнение государственных (федеральных)
внебюджетных фондов; осуществляет
контроль за исполнением федерального
бюджета и целевым использованием
средств, выделяемых из федерального
бюджета предприятиям, учреждениям и
организациям, а также средств
государственных (федеральных)
внебюджетных фондов, составляет отчет
об исполнении федерального бюджета
и консолидированного бюджета РФ;

д) осуществляет
методическое руководство в области
финансово-бюджетного планирования,
составления и исполнения бюджета,
финансирования производственной и
социально-культурной сфер, отчетности
и устанавливает общие правила
составления, рассмотрения, утверждения,
исполнения смет расходов, производимых
из бюджета;

е) совместно с
Министерством экономики РФ и другими
федеральными органами исполнительной
власти анализирует ход проведения
экономической реформы, состояние
экономики и финансов отраслей народного
хозяйства и регионов и разрабатывает
предложения по повышению эффективности
хозяйствования;

ж) разрабатывает
с участием Министерства РФ по налогам
и сборам, Федеральной службы налоговой
полиции РФ и других заинтересованных
федеральных органов исполнительной
власти предложения по совершенствованию
налоговой политики и налоговой
системы, принимает участие в разработке
инструкций и методических указаний
по вопросам налогообложения;

з) проводит по
поручению Правительства РФ переговоры
с уполномоченными органами других
государств, связанные с заключением
межправительственных соглашений об
избежании (устранении) двойного
налогообложения доходов и имущества,
и подписывает указанные соглашения
от имени Правительства РФ;

и) принимает
участие в определении ценовой политики,
в работе по анализу уровня цен в стране
и совершенствованию ценообразования;

к) принимает
участие в работе по развитию и
совершенствованию страховой
деятельности в стране;

л) участвует
совместно с Министерством экономики
РФ Центральным банком РФ в разработке
и осуществлении мер по обеспечению
товарно-денежных пропорций и
сбалансированности денежных доходов
и расходов населения, укреплению
денежного обращения, повышению
покупательной способности рубля;

м) осуществляет
выпуск в установленном порядке
государственных внутренних займов
РФ, совместно с Центральным банком
РФ производит обслуживание
государственного внутреннего долга
России;

н) разрабатывает
предложения по формированию финансового
рынка; осуществляет регулирование
рынка ценных бумаг, в соответствии с
законодательством РФ выдает лицензии
на право деятельности в качестве
инвестиционных институтов и фондовых
бирж,
проводит регистрацию выпуска ценных
бумаг, ведет Единый государственный
реестр зарегистрированных в РФ ценных
бумаг и Единый реестр инвестиционных
фондов; выдает лицензии на производство
бланков ценных бумаг, осуществляет
контроль за соблюдением правил их
производства, хранения и учета;

о) дает разрешения
федеральным органам исполнительной
власти, а также федеральным общественным
организациям на проведение всероссийских
лотерей;

п) участвует в
разработке предложений по
совершенствованию системы федеральных
органов исполнительной власти и их
организационной структуры; подготавливает
предложения о размерах фонда оплаты
труда работников центрального аппарата
федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов;

р) осуществляет
по поручению Правительства РФ
сотрудничество с международными
финансовыми организациями, проводит
с представителями этих организаций
переговоры и консультации по вопросам
финансовой политики, участвует в
переговорах о предоставлении этими
организациями РФ кредитов;

с) анализирует
валютно-финансовые проблемы, связанные
с международным экономическим
сотрудничеством, подготавливает
предложения по совершенствованию
валютно-финансовых и кредитных
отношений с иностранными государствами,
по увеличению валютных ресурсов
страны и экономному расходованию
иностранной валюты, участвует совместно
с Министерством экономики РФ в
разработке валютно-кредитной политики,
направлений использования
централизованных валютных ресурсов;
разрабатывает прогноз платежного
баланса; принимает участие в формировании
таможенной политики страны, в разработке
методологии, ставок и порядка взимания
таможенных пошлин;

т) разрабатывает
проекты программ внешних заимствований
РФ, организует работу по привлечению
в экономику страны иностранных
кредитных ресурсов, осуществляет
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти
обслуживание государственного
внешнего долга и задолженности
иностранных государств РФ, ведет в
установленном порядке Государственную
книгу внешнего долга РФ;

у) участвует
совместно с Министерством экономики
РФ в разработке инвестиционной
политики;

ф) рассматривает
и анализирует сводную бухгалтерскую
отчетность федеральных органов
исполнительной власти, осуществляет
методическое руководство бухгалтерским
учетом и отчетностью предприятий,
учреждений и организаций независимо
от их организационно-правовых форм
и подчиненности;

х) рассматривает
проекты планов отпуска драгоценных
металлов и драгоценных камней, а также
проекты планов сдачи драгоценных
металлов и драгоценных камней в виде
лома и отходов в Государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ; устанавливает по представлению
Комитета РФ по драгоценным металлам
и драгоценным камням и согласованию
с Министерством экономики РФ расчетные,
отпускные камни; осуществляет совместно
с Федеральной службой России по
валютному и экспортному контролю и
Комитетом РФ по драгоценным металлам
и драгоценным камням контроль за
реализацией на внешнем рынке драгоценных
металлов и драгоценных камней;

ц) устанавливает
совместно с Комитетом РФ по драгоценным
металлам и драгоценным камням размеры
пробирной платы за опробование и
клеймение изделий из драгоценных
металлов и размеры платы за экспертизу
материалов, содержащих драгоценные
металлы и драгоценные камни;

ч) обеспечивает
изготовление Гознаком денежных
билетов и металлических монет по
заявкам Центрального банка РФ, а также
орденов, медалей и других знаков
отличия, ценных бумаг, знаков почтовой
оплаты и бланков строгой отчетности
по утвержденным в установленном
порядке образцам;

ш) организует в
соответствии с законодательством РФ
в Министерстве и подведомственных
ему предприятиях, учреждениях и
организациях работу по обеспечению
режима секретности и контролю за
разработкой и своевременным
осуществлением мероприятий по защите
государственных секретов от разглашения
и утечки информации при использовании
технических средств;

щ) заключает от
имени Правительства РФ соглашение с
Центральным банком РФ о предоставлении
кредита на покрытие дефицита
федерального бюджета и другие цели,
несет ответственность за своевременное
его погашение и уплату процентов за
кредит, осуществляет контроль за
целевым использованием предоставленных
кредитов;

э) обобщает
практику применения законодательства
по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства, разрабатывает и вносит
на рассмотрение Правительства
предложения по совершенствованию
этого законодательства;

ю) организует в
соответствии с законодательством
РФ: проведение аттестации по аудиту
предприятий,
их объединений, организаций и
учреждений, товарных и фондовых бирж,
инвестиционных, пенсионных, общественных
и других фондов, граждан, осуществляющих
самостоятельную предпринимательскую
деятельность, а также ведение
государственного реестра выданных
квалификационных аттестатов аудиторов;
лицензирование аудита бирж, внебюджетных
фондов, инвестиционных институтов и
общего аудита, а также ведение
государственного реестра аудиторов
и аудиторских фирм, получивших
лицензии.

Функции
Министерства финансов РФ соответствуют
его положению как федерального органа
по управлению финансами страны. Они
относятся к следующим областям:

• государственные
финансы в целом — участие в комплексном
анализе экономики страны и в работе
по составлению долгосрочных и
краткосрочных прогнозов их развития,
определение потребностей государственных
финансовых централизованных ресурсов,
подготовка предложений о распределении
этих ресурсов между федеральным
бюджетом и государственными федеральными
внебюджетными фондами;

• государственный
бюджет — организация работы по
составлению и обеспечению исполнения
федерального бюджета, разработка
предложений по нормативам отчислений
от федеральных налогов, размерам
дотаций и субвенций, выделяемых в
бюджеты субъектов РФ, прогнозирование
и составление консолидированного
бюджета РФ;

• внебюджетные
государственные федеральные фонды
— подготовка предложений о создании
и использовании целевых внебюджетных
фондов, обеспечение финансового
исполнения государственных федеральных
внебюджетных фондов;

• страхование
— участие в работе по развитию и
совершенствованию страховой
деятельности в стране;

• денежное
обращение — разработка и осуществление
мер по оптимизации товарно-денежных
пропорций и сбалансированности
денежных доходов и расходов населения,
укреплению денежного обращения и
покупательной способности рубля,
подготовка предложений по улучшению
состояния расчетов в народном
хозяйстве, по основным направлениям
денежно-кредитной политики РФ,
обеспечение изготовления Гознаком
денежных билетов и металлических
монет;

• государственный
кредит — выпуск государственных
внутренних займов РФ, согласование
общего объема и условий выпуска
долговых обязательств субъектов РФ,
заключение соглашений с Центральным
банком РФ о предоставлении кредита
на покрытие дефицита федерального
бюджета и другие цели;

• финансовый
рынок — разработка предложений по
формированию финансового рынка,
регулирование рынка ценных бумаг,
регистрация выпуска ценных бумаг;

• валютно-финансовые
отношения — подготовка предложений
по совершенствованию валютно-финансовых
и кредитных отношений с иностранными
государствами и увеличению валютных
ресурсов страны, участие в разработке
финансовых условий договоров и
соглашений с иностранными государствами,
валютно-кредитной политики, предложений
по использованию валютных средств,
прогноза платежного баланса,
формирование таможенной политики,
организация работы по привлечению в
экономику страны иностранных кредитных
ресурсов, обслуживание государственного
внешнего долга, участие в регулировании
отпуска драгоценных металлов и камней;

• финансовый
контроль — контроль за исполнением
федерального бюджета и использованием
средств государственных федеральных
внебюджетных фондов, за использованием
валютных средств, инвестиций, а также
проведение аттестации по аудиту
предприятий, объединений, организаций
и учреждений, граждан, осуществляющих
самостоятельную предпринимательскую
деятельность, лицензирование аудита;

• организация
учета и отчетности — анализ сводной
бухгалтерской отчетности федеральных
органов исполнительной власти,
руководство бухгалтерским учетом и
отчетностью предприятий, организаций
и учреждений, независимо от их
организационно-правовых форм и
подчиненности, установление порядка
ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности об исполнении
федерального бюджета, смет расходов
бюджетных учреждений и организаций,
установление форм учета и отчетности
по кассовому исполнению федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Для выполнения
своих задач и функций Министерство
финансов РФ имеет необходимые права,
в том числе:

• вытекающие
из функций по составлению и исполнению
бюджета и связанного с этой деятельностью
контроля (получать от государственных
органов исполнительной власти
Федерации и ее субъектов, а также
предприятий, учреждений, организаций,
банков, независимо от их
организационно-правовых форм и
подчиненности, необходимые материалы,
документы, бухгалтерские балансы,
отчеты, справки и т.д., проводить
документальные ревизии и проверки,
давать обязательные к применению
указания по устранению выявленных
нарушений);

• по применению
мер принудительного воздействия в
случаях нарушений установленного
порядка (ограничивать, а при необходимости
приостанавливать финансирование
предприятий, учреждений и организаций,
взыскивать в установленном порядке
с предприятий, учреждений и организаций
средства, выделенные из федерального
бюджета или федеральных внебюджетных
фондов, используемые не по целевому
назначению, с наложением штрафа в
размере учетной ставки Центрального
банка РФ; запрещать, либо приостанавливать
выпуск ценных бумаг акционерными
обществами при нарушении законодательства);

• по регулированию
соотношения доходов и расходов
федерального бюджета и бюджетов
субъектов Федерации в процессе их
исполнения и поступлений налогов в
федеральный бюджет (заключать от
имени Правительства РФ соглашения с
Центральным банком РФ о предоставлении
кредита на покрытие дефицита
федерального бюджета и другие цели;
выдавать при необходимости ссуды из
федерального бюджета на покрытие
временных кассовых разрывов по
бюджетам субъектов Федерации с
погашением этих ссуд в пределах
бюджетного года, предоставлять
отсрочки и рассрочки платежей по
налогам в федеральный бюджет с
уведомлением Министерства РФ по
налогам и сборам.

Юридические
права и обязанности государственных
органов как субъектов финансового
права выражают их компетенцию по
осуществлению определенной части
финансовой деятельности государства,
подлежащую обязательной реализации.
Компетенция государственного органа
распределяется между его структурными
подразделениями и должностными лицами
и в силу своей обязательности требует
от них активных действий.

Права
и обязанности граждан связаны главным
образом с налоговыми и другими
обязательными платежами, поступающими
в распоряжение государства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Журнал выдачи инструкций по охране труда форма
  • Септрин инструкция по применению цена отзывы
  • Шпатлевка полиэфирная jeta pro инструкция на русском языке
  • Инструкция по обработке фруктов в детском саду по новому санпину
  • Элеовит инструкция по применению в ветеринарии для коз дозировка