Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Конституция Российской Федерации с изменениями от 01.07.2020 | ст. 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 86 Конституция РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Закон № 1-3 принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции и в установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. № 34-3 «О Государственном Собрании Республики Мордовия», официально опубликован и по этим основаниям решение суда не оспаривается…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. П. РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. П. РФ избирается гражданами РФ на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы П. РФ назначает СФ. Им может стать только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более 2 сроков подряд.
П. РФ с согласия ГД назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, определяет структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе председательствовать на заседании Правительства РФ. Он принимает решение об отставке Правительства РФ или отдельных министров. При осуществлении своих полномочий П. РФ взаимодействует с палатами ФС РФ. Он назначает своих полномочных представителей в СФ и ГД, представляет палатам кандидатуры для назначения на ряд государственных должностей и ставит вопросы об освобождении их от этих должностей. П. РФ обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. П. РФ наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные конституционные и федеральные законы и наделен правом вето. Он вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, назначать референдум. При введении военного или чрезвычайного положения П. РФ незамедлительно сообщает об этом СФ и ГД. Он назначает выборы ГД и имеет право роспуска ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. П. РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. П. РФ представляет РФ внутри государства и в международных отношениях. Он назначает и освобождает дипломатических представителей РФ, осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. П. РФ издает указы и распоряжения. Он вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, осуществляет награждение и присвоение почетных, высших воинских и высших специальных званий, осуществляет помилование. П. РФ обладает иными полномочиями, определенными Конституцией РФ.
П. РФ обладает неприкосновенностью. Его полномочия могут быть прекращены досрочно – в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности ФС РФ с соблюдением конституционно установленной процедуры. В этих случаях выборы проходят не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий П. РФ. Временное исполнение обязанностей П. РФ осуществляет Председатель Правительства РФ.
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает правовыми, социальными и иными гарантиями, установленными Федеральным законом от 12 февр. 2001 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
ПУБЛИКАЦИЯ 19.11.2020
Статья 80
- Президент Российской Федерации является главой государства.
- Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81 <*>
- Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
- Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
- Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82
- При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
- Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
- Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
- В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Статья 90
- Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Статья 92
- Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
- Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 92.1 <*>
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
- Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
Статья 93 <*>
- Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
- Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
- Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
а) В рамках конституционных полномочий, определенных п. «а» настоящей статьи, Президент помимо других полномочий наделяется обязанностью осуществлять руководство внешней политикой и представлять государство в отношениях с иностранными государствами и другими участниками международных отношений, что можно считать также исторически сложившимся международным обычаем. Полномочие Президента в области руководства иностранными делами было подтверждено статьей 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Представление Президентом своего государства во внешних обусловлено его статусом главы государства. Это вытекает из п. 4 ст. 80 Конституции, в котором записано: «Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».
Президенту поручается руководство внешней политикой РФ, т.е. проведение общего курса государства в международных отношениях. К сожалению, в Конституции нет положений, прямо определяющих цели и принципы внешнеполитической деятельности. Таким образом, статья 86 Конституции возлагает исключительно на Президента ответственность по разработке и защите внешнеполитических интересов России.
Полномочия Президента по руководству и участию в ее осуществлении состоят в том, что он представляет и утверждает концепцию внешней политики, хотя это прямо не предусмотрено Конституцией, ведет переговоры и подписывает договоры и ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты (п. «б»-«г» комментируемой статьи). Президент обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, где затрагиваются вопросы внешней политики.
Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента и других уполномоченных на то должностных лиц, осуществляемая в различных формах, сложившихся в международной практике. Это официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, совещания и встречи глав государств, участие в работе международных организаций, дипломатическая переписка, обмен мнениями и т.д.
Выбор конкретных средств достижения внешнеполитических целей и осуществления внешней политики требует гибкости, учета в каждом случае конкретных обстоятельств и подчас не может регулироваться формальными законодательными предписаниями.
В Администрации Президента создано специальное Управление по внешней политике (Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» от 29 июня 2004 г.). Основными задачами этого органа являются содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства, участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Помимо этого в Положении перечисляются функции по аналитической работе, участию в нормотворческом процессе, контроль за выполнением решений Президента и многие другие вопросы.
В качестве руководителя внешней политики Президент с помощью созданного аппарата осуществляет контроль за деятельностью Министерства иностранных дел, других органов исполнительной власти, к компетенции которых относится тот или иной аспект внешнеполитической деятельности, дает поручения о перспективной разработке мероприятий в сфере межгосударственных отношений, направленных на достижение целей внешнеполитического курса Российской Федерации, и т.д.
Рациональное проведение выработанного политического курса предполагает необходимость тесного сотрудничества Президента с органами законодательной и исполнительной власти. Направления такого сотрудничества определяются, в частности, Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденная (РГ. 2000. 11 июля). Совет Федерации и Государственная Дума участвуют во внешнеполитической деятельности посредством проведения законодательной работы по обеспечению внешнеполитического курса и выполнению международных обязательств.
Совет Безопасности концентрирует работу по подготовке решений Президента в области обеспечения безопасности и контролю за их исполнением. Основная задача Министерства иностранных дел состоит в непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса и координации внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Концепции, субъекты Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией и ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Со своей стороны Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России (см. комм. к п. «д» ст. 114).
б) В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.
Полномочия главы государства вести переговоры и подписывать международные договоры признано в праве международных договоров. Согласно п. 2 «а» ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров глава государства в силу его функции и без необходимости специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим свое государство при совершении всех действий, относящихся к заключению договоров.
Тем не менее законодатель счел необходимым инкорпорировать эту норму международного права в национальное законодательство. Так, в ч. 1 ст. 12 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» записано, что Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий.
Подписание Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое значение. В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора уславливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить, что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые, согласно ФЗ о международных договорах, не требуют ратификации или утверждения.
в) Подписание ратификационных грамот является составной частью процедуры ратификации международных договоров. Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения РФ согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.
Поскольку, согласно ст. 14 ФЗ о международных договорах, ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, то Президент может подписать ратификационную грамоту только по завершении всего законодательного процесса (принятие закона Государственной Думой о ратификации, рассмотрения его Советом Федерации и подписания самим Президентом). Согласно ст. 18 названного Закона, именно на основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президент подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел.
Из текста Конституции не следует, что на Президента возлагается обязанность подписывать ратификационные грамоты в отношении всякого представленного ему международного договора. Неподписание Президентом ратификационной грамоты или федерального закона о ратификации по существу означает отказ от заключения договора или приостановление процесса заключения договора, что, однако, само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.
Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается, что международный договор ратифицируется Федеральным Собранием РФ, приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являющихся его неотъемлемой частью международного акта.
Ратификационная грамота заканчивается торжественным заявлением о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами.
г) Согласно п. «г» комментируемой статьи, Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указывается имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между российским Министерством иностранных дел и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия дипломатического представителя представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям.
Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.
Отзывная грамота направляется Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя, в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.
Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.
4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Текст Ст. 86 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент Российской Федерации в качестве Главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
В развитие упомянутых полномочий комментируемая статья Конституции детализирует полномочия Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, осуществляя внешнеполитические функции, Президент Российской Федерации несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
В соответствии с п. «а» комментируемой статьи Конституции РФ Президент страны осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Реализуя это полномочие, Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегию внешнеполитической деятельности, основные ее направления. Он непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует Министерство иностранных дел, другие органы исполнительной власти, к компетенции которых относится реализация того или иного аспекта внешнеполитической деятельности.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ согласно п. «б» комментируемой статьи. Как Глава государства, Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях. Он устанавливает прямые контакты с руководителями государств, ведет переговоры с ними, посещает международные организации и т.д.
В соответствии с нормами Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(437) Президент Российской Федерации как Глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.
Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.
Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом в соответствии с упомянутым Законом, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров, или на проведение переговоров и подписание договора, или только на подписание договора.
Согласно подп. «в», «г» комментируемой статьи, Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В рамках выполнения упомянутых полномочий Президентом изданы Указы от 28 августа 2001 г. N 1080 (с изм. от 29 марта 2008 г.) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)»*(438), от 7 сентября 1999 г. N 1180 «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве»*(439).
Текст Ст. 86 Конституции РФ последняя редакция на 2023 год:
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В комментируемой статье определяются основные полномочия Президента в сфере внешней политики Российской Федерации.
Как глава государства Президент РФ определяет основные направления внешней политики РФ. Для реализации данной функции за Президентом закреплены полномочия, предусмотренные комментируемой статьей.
Наиболее существен в ст. 86 Конституции п. «а». В нем указано, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. под руководством Президента России действует Совет по внешней политике при Президенте РФ, являющийся координационным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации.
К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации, а также разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики.
Совет информирует Президента о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти, анализирует и прогнозирует международную обстановку и изучает общественное мнение по вопросам внешней политики в России, а также участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики Российской Федерации.
В состав Совета входят по должности, в частности, руководители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, помощник Президента Российской Федерации, координирующий вопросы внешнеполитической деятельности.
Для организационного обеспечения полномочий Президента РФ в области международных отношений в структуре администрации Президента создано Управление Президента РФ по внешней политике.
На данное Управление возложена реализация следующих задач:
- содействие Президенту РФ в определении основных направлений внешней политики государства;
- участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой государства;
- обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента РФ;
- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
- подготовка предложений Президенту РФ по специальным вопросам международного сотрудничества.
В числе основных функций Управления:
- участие в пределах своей компетенции в подготовке и согласовании проектов указов, распоряжений, поручений и писем Президента РФ, а также в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;
- участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров РФ;
- взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части визитов Президента РФ за рубеж и визитов на высшем уровне в РФ зарубежных государственных деятелей, руководителей международных организаций;
- взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам координации проводимых ими международных мероприятий с международными мероприятиями Президента РФ;
- представление предложений Президенту РФ по подписанию верительных и отзывных грамот.
В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент Российской Федерации ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями.
В проведении внешней политики Российского государства участвует и Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с п. «д» ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации.
Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого — министр иностранных дел — в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий.
Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Министерство иностранных дел Российской Федерации подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией Российской Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
К основным задачам Министерства иностранных дел относятся, в частности, разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту, а также реализация внешнеполитического курса страны. К основным задачам Министерства иностранных дел отнесена и координация международных связей субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел «является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации».
Кроме Министерства иностранных дел России рядом федеральных министерств и ведомств решаются внешнеполитические вопросы, отнесенные к их ведению федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.
Это относится, в частности, к Министерству внешних экономических связей, Министерству финансов и Министерству по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Личное участие Президента Российской Федерации в осуществлении внешнеполитических функций государства проявляется также в том, что он в соответствии с Конституцией подписывает международные договоры Российской Федерации. Значение этой акции Президента очень велико.
Ведь международные договоры Российской Федерации, как указано в ст. 15 Конституции, являются составной частью российской правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Президент в соответствии с п. «в» ст. 86 подписывает ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации.
Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами. Если же договор является многосторонним, то его участники сдают все ратификационные грамоты одному из участников договора — депозитарию.
Пункт «г» комментируемой статьи устанавливает, что Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить.
Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.