Отечественный авиаконструктор под руководством которого

1 апреля 1906 года родился отечественный авиаконструктор Александр Яковлев. Коллектив специалистов под его руководством разработал свыше 200 самолётов, более половины из которых выпускались серийно. Одним из главных достижений Яковлева считается создание семейства истребителей Як-1, внёсших огромный вклад в борьбу с люфтваффе. После Великой Отечественный войны знаменитый конструктор открыл для страны эру реактивных и сверхзвуковых самолётов, а также прославился как разработчик надёжных, экономичных и компактных гражданских машин, которые по-прежнему находятся в эксплуатации. Успехи Яковлева эксперты объясняют не только инженерным талантом, но и умением решать организационные вопросы.

115 лет назад родился знаменитый советский авиаконструктор Александр Яковлев. За свою жизнь он создал свыше 200 летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных образцов, получивших широкое распространение в России и за рубежом.

Свою первую модель учёный собрал в 18 лет. Это был планер АВФ-10. А спустя три года в воздух поднялся полноценный самолёт конструкции Яковлева АИР-1, представлявший собой спортивный двухместный биплан. Первым серийно выпускаемым летательным аппаратом стал трёхместный пассажирский самолёт АИР-6.

«На лучшем мировом уровне»

15 января 1934 года в системе государственной авиапромышленности СССР было создано самостоятельное конструкторско-производственное бюро под руководством Яковлева. Осенью того же года молодой коллектив специалистов дебютировал на Парижском авиационном салоне с моделью АИР-9, ставшей родоначальником учебно-тренировочных самолётов ВВС УТ-1 и УТ-2, установивших впоследствии 11 мировых рекордов.

В 1939 году Яковлев разработал двухмоторную машину ББ-22 (Як-2), которая применялась в начале Великой Отечественной войны в качестве ближнего разведчика и лёгкого бомбардировщика. Самолёт мог развивать скорость до 567 км/ч, обгоняя лучшие истребители своего времени.

Также по теме

Советский лётчик ведёт стрельбу из авиационного орудия
От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

В годы ВОВ Яковлев одновременно руководил своим конструкторским бюро и временно исполнял обязанности заместителя наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке. Созданный учёным самолёт Як-1 и его последующие модификации стали самым популярным семейством отечественных истребителей военного периода. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой модели.

Вершиной эволюции Як-1 является Як-3, который начал поступать на фронт незадолго до Курской битвы. По своим боевым качествам этот одноместный самолёт превзошёл немецкие истребители МЕ-109 и FW-190. Благодаря высокой скорости советская машина легко догоняла летательные аппараты противника на вертикальном восходящем и нисходящем манёврах.

Кроме того, Як-3 позволял опытным лётчикам достаточно успешно вести бой с превосходящими силами врага. Как говорится в материалах Музея Победы, 16 июля 1944 года группа из 18 советских истребителей вступила на линии фронта в схватку с двумя дюжинами самолётов неприятеля. В итоге асы Красной армии уничтожили 15 машин противника и потеряли только один Як-3. Неслучайно именно этот истребитель выбрали французские лётчики авиаполка «Нормандия — Неман».

За вклад в развитие авиации в тяжёлые военные годы Яковлев получил звание генерал-полковника и был удостоен многих государственных наград, в том числе французских — Офицерского креста ордена Почётного легиона и Военного креста 1939—1945 годов.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что Яковлеву и его команде конструкторов удавалось создавать превосходные для периода ВОВ истребители, несмотря на нехватку алюминия, который радикально облегчал массу боевых машин.

«Вместо дефицитного алюминия на советских самолётах приходилось использовать прессованную фанеру. Но Яковлев умудрялся обходить значение столь существенного недостатка, разрабатывая образцы на лучшем мировом уровне», — подчеркнул Кнутов.

  • Як-3
  • © uacrussia.ru

После войны талантливый конструктор принял активное участие в перевооружении советских ВВС на реактивные образцы авиатехники. В 1947 году на основе Як-3 Яковлев разработал Як-15 — первый принятый на вооружение в СССР реактивный самолёт. Двигатель РД-10 позволял этой машине развивать скорость до 805 км/ч. Дальнейшим развитием концепции этого самолёта стали образцы Як-17УТИ и Як-23.

Важной вехой развития ВВС Советского Союза стала разработка всепогодного ночного истребителя-перехватчика Як-25. Машина поднялась в воздух в 1952 году и была признана лучшей в своём классе среди отечественных аналогов. На основе этой модели ОКБ Яковлева создало фронтовой бомбардировщик, самолёт-разведчик и беспилотник-мишень. Все модификации производились серийно.

На замену Як-25 в конце 1950-х годов конструкторское бюро Яковлева изготовило первый в СССР сверхзвуковой самолёт-разведчик Як-27Р. Чтобы развивать скорость более одного числа Маха, машину оснастили новой аэродинамической компоновкой и двумя турбореактивными двигателями совокупной форсированной тягой 7700 кгс (килограмм-cил).

С вертикальным взлётом

Как отмечают эксперты, одним из самых необычных детищ Яковлева можно назвать самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП). Пилотным проектом стала модель палубного штурмовика Як-36 с поворотным соплом турбореактивного силового агрегата. На этом образце специалисты ОКБ Яковлева апробировали ряд важных технических решений и методику эксплуатации подобной техники.

Также по теме

Бомбардировщик М-50 в сопровождении истребителей
«Смотрел на несколько шагов вперёд»: как Владимир Мясищев изменил отечественную военную авиацию

24 марта 1951 года решением правительства СССР было создано ОКБ-23 под руководством знаменитого авиаконструктора Владимира Мясищева….

Доработанная версия этой машины под наименованием Як-38 совершила первый полёт 2 декабря 1970 года. В 1973 году началось серийное производство самолёта вертикального взлёта и посадки. Советская промышленность выпустила более 200 таких штурмовиков.

По мнению экспертов, Як-38 по ряду качеств превзошёл британский аналог Harrier, однако имел серьёзные недостатки — низкую полезную нагрузку и небольшой боевой радиус. Но такие проблемы удалось устранить при разработке Як-141 в 1980-е годы.

Самолёт получил автоматическую пушку ГШ-301 калибра 30 мм, способную вести огонь по воздушным, наземным и надводным легкобронированным целям. На четырёх узлах подвески могли размещаться ракеты «воздух — воздух», «воздух — море» и «воздух — поверхность», а также блоки для стрельбы неуправляемыми снарядами.

Ещё одним направлением деятельности Яковлева было создание небольших гражданских самолётов. Сверхудачным образцом оказался способный приземляться на грунтовые аэродромы 32-местный Як-40. В общей сложности было выпущено более 1 тыс. машин, из них 125 единиц продано 18 зарубежным странам, включая Италию и ФРГ.

Модернизационный ресурс детища Яковлева оказался настолько большим, что самолёт до сих пор находится в эксплуатации. Не исключено, что в ближайшие десятилетия он получит вторую жизнь. Последние годы московские и новосибирские инженеры активно работают над тем, чтобы «научить» Як-40 летать на гибридной силовой установке, которая подразумевает использование электрической тяги.

Укрупнённая модификация этой машины — 120-местный Як-42, который также находится в эксплуатации. Самолёт отличается высокой экономичностью, небольшой массой, прочностью корпуса и надёжностью. На счету машины девять мировых рекордов. В частности, Як-42 без посадки смог пролететь от Москвы до Хабаровска.

Одновременно с истребителями и гражданскими машинами Яковлев развивал линейку спортивных и учебных самолётов ВВС. Так, благодаря Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские лётчики неоднократно завоёвывали первые места на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу, а будущие офицеры Военно-воздушных сил отрабатывали навыки управления боевыми машинами на Як-18Т и Як-52.

  • Як-130
  • © Минобороны РФ

В настоящее время самым современным отечественным учебно-боевым самолётом (УБС) является Як-130. Машина способна имитировать полёты на разных типах боевой авиатехники, включая истребители четвёртого и пятого поколений. Возможности УБС позволяют курсантам обучаться выполнению таких сложных элементов, как сваливание и штопор.

«Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях, приближённых к боевой обстановке, с реальным применением вооружения. Для оптимизации процесса обучения реализован учебно-тренировочный режим моделирования боевого применения вооружения по воздушным и наземным целям», — отмечается в материалах корпорации «Иркут», где организовано серийное производство.

«Сплотил достойных специалистов»

После распада СССР компетенции ОКБ им. Яковлева оказались востребованными при разработке ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Эта машина стала совместным проектом с ОАО «Межгосударственный авиационный комплекс «Ильюшин» и корпорацией «Иркут».

Наследники Александра Яковлева также реализовали проекты беспилотных аппаратов «Пчела, «Эксперт» и «Альбатрос», предназначенных для ведения воздушной разведки.

Юрий Кнутов считает, что советский конструктор оставил достойное технологическое наследие. По мнению эксперта, в современных проектах нынешнего ОКБ воплощается умение Яковлева создавать компактные и эффективные образцы летательных аппаратов.

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов заявил, что, помимо конструкторского таланта, Яковлев обладал сильным даром организатора. К заслугам учёного эксперт относит форсированный переход советской авиационной отрасли к производству реактивных, а потом и сверхзвуковых самолётов.

«Уникальность Яковлева заключается ещё и в том, что он сплотил вокруг себя достойных специалистов. Он не боялся трудностей. Его талант позволял оптимально распределять силы и средства для того, чтобы создавать столь большой по номенклатуре состав авиационной техники», — резюмировал Попов.

Знаменитые авиаконструкторы России

Биографии основоположников и теоретиков авиации, конструкторов самолетов и вертолетов, а также создателей двигателей. Череда наиболее знаменитых людей, занимавшихся разработкой самолетов либо их важнейших частей.

Основоположники и теоретики авиации

  • МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
  • Биография Можайского
  • ДЖЕВЕЦКИЙ Степан Карлович
  • Биография Джевецкого
  • КОВАНЬКО Александр Матвеевич
  • МАЦИЕВИЧ Лев Макарович
  • ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович
  • ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич
  • ВЕТЧИНКИН Владимир Петрович

Конструкторы самолетов

  • ГАККЕЛЬ Яков Модестович
  • ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Павлович
  • СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
  • ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич
  • ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
  • ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович
  • ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
  • СУХОЙ Павел Осипович
  • БАРТИНИ Роберт Людвигович
  • Биография Бартини
  • БОЛХОВИТИНОВ Виктор Федорович
  • ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич
  • МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович
  • БЕРИЕВ Георгий Михайлович
  • МИКОЯН Артем Иванович
  • ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
  • АНТОНОВ Олег Константинович
  • МОСКАЛЕВ Александр Сергеевич

Конструкторы вертолетов

  • ЮРЬЕВ Борис Николаевич
  • КАМОВ Николай Ильич
  • МИЛЬ Михаил Леонтьевич

Создатели авиационных двигателей

  • СТЕЧКИН Борис Сергеевич
  • ИСАЕВ Алексей Михайлович
  • ШВЕЦОВ Аркадий Дмитриевич
  • КЛИМОВ Владимир Яковлевич
  • МИКУЛИН Александр Александрович
  • ТУМАНСКИЙ Сергей Константинович
  • ЛЮЛЬКА Архип Михайлович
  • КУЗНЕЦОВ Николай Дмитриевич

Андрей
Николаевич Туполев
(Слайд
19)

А.Н. Туполев (1888
– 1972 гг.) – советский авиаконструктор,
академик Академии наук СССР,
генерал-полковник-инженер.

Под его руководством
были созданы свыше ста типов военных
и гражданских самолетов, а том числе
АНТ-25 и Ту-104 (первый реактивный
пассажирский), Ту-114 и Ту-144 (сверхзвуковой
пассажирский).

На самолетах
Туполева установлено 78 мировых
рекордов, выполнено 28 уникальных
перелетов, в том числе экипажами В.П.
Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 через
Северный полюс в США.

Трижды
Герой Социалистического Труда (1945,
1957, 1972 гг.), Герой труда РСФСР (1926 г.),
Лауреат четырех Сталинских премий
(1943 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г.), лауреат Ленинской
премии (1957 г.), лауреат Государственной
премии СССР (1972 г.).

Владимир
Михайлович Петляков
(Слайд
20)

В.М. Петляков
(1891 – 1942 г.г.) – советский авиаконструктор,
участвовал в разработке первых тяжелых
бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.

Под его руководством
были созданы бомбардировщики Пе-8 и
Пе-2.

Лауреат Сталинской
премии (1941 г.).

Николай
Николаевич Поликарпов
(Слайд
21)

Н.Н. Поликарпов
(1892 – 1944 гг.) – советский авиаконструктор.

Под его руководством
были разработаны истребители И-1, И-15,
И-16, И-153 («Чайка»), учебный самолет и
легкий ночной бомбардировщик У-2
(По-2), разведчик Р-5, а также другие
самолеты.

На самолетах
Поликарпова совершен ряд дальних
перелетов, установлен мировой рекорд
высоты.

Герой
Социалистического Труда (1940 г.), лауреат
двух Сталинских премий (1941 г., 1943 г.).

Михаил
Иосифович Гуревич
(Слайд
22)

М.И. Гуревич
(1892/93 – 1976 гг.) – советский авиаконструктор.

Совместно с
Артемом Ивановичем Микояном создал
истребители МиГ-1, МиГ-3 и ряд скоростных
реактивных самолетов.

Герой
Социалистического Труда (1957 г.), лауреат
шести Сталинских премий (1941 г., 1947 г.,
1948 г., 1949 г., 1952 г., 1953 г.), лауреат Ленинской
премии (1962 г.).

Сергей
Владимирович Ильюшин
(Слайд
23)

С.В. Ильюшин (1894
– 1977 гг.) – советский авиаконструктор,
академик Академии наук СССР,
генерал-полковник-инженер.

Под его руководством
созданы многие типы бомбардировщиков
(Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40
и др.), пассажирских самолетов (Ил-12,
Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.). Трижды Герой
Социалистического Труда (1941 г., 1957 г.
1974 г.), лауреат семи Сталинских премий
(1941 г., 1942 г., 1943 г, 1946 г., 1947 г., 1950 г., 1952
г.), лауреат Ленинской премии (1960 г.),
лауреат Государственной премии СССР
(1971 г.).

Павел
Осипович Сухой
(Слайд
24)

П.О.
Сухой (1895 – 1975 гг.) – советский
авиаконструктор.

Под
его руководством создан ряд реактивных
самолетов (Су-9, Су-15 и др.) и сверхзвуковые
истребители со стреловидным и
треугольным крылом.

На
самолетах Т-431 и Т-405 в 1959 – 1962 гг.
установлены мировые рекорды высоты
и скорости полета.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1957 г.,
1965 г.), лауреат Сталинской премии (1943
г.), лауреат Ленинской премии (1968 г.),
лауреат Государственной премии СССР
(1975 г. – посмертно).

Семен
Алексеевич Лавочкин
(Слайд
25)

С.А.
Лавочкин (1900 – 1960 гг.) – советский
авиаконструктор, член-корреспондент
Академии наук СССР, генерал-майор
инженерно-авиационной службы.

Под
его руководством созданы истребители
ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, ряд реактивных самолетов.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1943 г.,
1956 г.), лауреат четырех Сталинских
премий (1941 г., 1943 г., 1946 г., 1948 г.).

Николай
Ильич Камов
(Слайд
26)

Н.И.
Камов (1902 – 1973 гг.) – советский
авиаконструктор.

Под
его руководством создан ряд автожиров,
вертолетов серии Ка (именно Н.И. Камов
придумал слово «вертолет»).

Герой
Социалистического Труда (1972 г.), лауреат
Государственной премии СССР (1972 г.).

Владимир
Михайлович Мясищев
(Слайд
27)

В.М.
Мясищев (1902 – 1978 гг.) – советский
авиаконструктор, генерал-майор-инженер.

Под
его руководством создана серия тяжелых
военных самолетов-бомбардировщиков,
в том числе М-2, Пе-2И и другие.

Герой
Социалистического Труда (1957 г.), лауреат
Ленинской премии (1957 г.).

Георгий
Михайлович Бериев
(Слайд
28)

Г.М. Бериев (1903 –
1979 гг.) – советский авиаконструктор,
генерал-майор-инженер.

Под его руководством
созданы гидросамолеты, реактивные
летающие лодки, самолеты-амфибии и
другие летательные аппараты.

Лауреат Сталинской
премии (1947 г.), лауреат Государственной
премии СССР (1968 г.).

Артем
Иванович Микоян
(Слайд
29)

А.И.
Микоян (1905 – 1970 гг.) – советский
авиаконструктор, академик Академии
наук СССР, генерал-полковник
инженерно-технической службы.

Под
его руководством (совместно с М.И.
Гуревичем) созданы истребители МиГ-1,
МиГ-3, ряд сверхзвуковых реактивных
самолетов, многие из которых изготовлялись
большими сериями и длительное время
находились на вооружении ВВС. Среди
них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 (достигавший
скорости звука), МиГ-19 (первый серийный
отечественный сверхзвуковой
истребитель), МиГ-21 (с треугольным
крылом тонкого профиля и скоростью
полета, вдвое превышающей скорость
звука). Последние самолеты, созданные
под его руководством, – истребитель
МиГ-23 (первый в СССР с изменяемой в
полете стреловидностью всего крыла)
и истребитель-перехватчик МиГ-25 со
скоростью полета, в 3 раза превышающей
скорость звука.

На
самолетах, разработанных под руководством
А.И. Микояна, установлено 55 мировых
рекордов.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1956 г.,
1957 г.), лауреат шести Сталинских премий
(1941 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г., 1953 г.),
лауреат Ленинской премии (1962 г.).

Олег
Константинович Антонов
(Слайд
30)

О.К.
Антонов (1906 – 1984 гг.) – советский
авиаконструктор, академик Академии
наук СССР и Академии наук УССР.

Под
его руководством создан ряд самолетов:
транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22
(«Антей» грузоподъемностью 80 т), Ан-24,
турбореактивные Ан-72, широкофюзеляжный
Ан-124 («Руслан» грузоподъемностью 150
т) и другие.

Герой
Социалистического Труда (1966 г.), лауреат
Сталинской премии (1952 г.), лауреат
Ленинской премии (1962 г.), лауреат
Государственной премии Украинской
ССР (1976 г.).

Александр
Сергеевич Яковлев
(Слайд
31)

А.С.
Яковлев (1906 – 1989 гг.) – советский
авиаконструктор, академик Академии
наук СССР, генерал-полковник авиации.

Под
его руководством созданы многие типы
самолетов: поршневые (Як-1, Як-3 и др.) и
реактивные (Як-15, Як-28 и др.) истребители,
реактивные пассажирские Як-40, Як-42,
спортивные, учебно-тренировочные
Як-18, Як-50 и другие.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1940 г.,
1957 г.), лауреат шести Сталинских премий
(1941 г., 1942 г., 1943 г., 1946 г., 1947 г., 1948 г.),
лауреат Ленинской премии (1971 г.), лауреат
Государственной премии СССР (1977 г.).

Михаил
Леонтьевич Миль
(Слайд
32)

М.Л.
Миль (1909 – 1970 гг.) – советский конструктор
вертолетов.

Под
его руководством создан ряд вертолетов,
в том числе Ми-1, Ми-6, Ми-10, В-12, на которых
установлено 60 официальных мировых
рекордов.

Герой
Социалистического Труда (1966 г.), лауреат
Ленинской премии (1958 г.), лауреат
Государственной премии СССР (1968 г.).

Ростислав
Аполлосович Беляков
(Слайд
33)

Р.А. Беляков (р.
1919) – советский авиаконструктор,
академик Академии наук СССР.

Под
его руководством создан ряд самолетов,
в том числе МиГ-29 и МиГ-31.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1971 г.,
1982 г.), лауреат Сталинской премии (1952
г.), лауреат Ленинской премии (1972 г.),
лауреат Государственной премии СССР
(1988 г.).

Генрих
Васильевич Новожилов
(Слайд
34)

Г.В.
Новожилов (р. 1925) – советский
авиаконструктор, академик Академии
наук СССР.

Под
его руководством созданы транспортный
самолет Ил-76Т, пассажирский самолет
(аэробус) Ил-86, Ил-96-300, Ил-114 и др.

Дважды
Герой Социалистического Труда (1971 г.,
1981 г.), лауреат Ленинской премии (1970
г.).

Алексей
Андреевич Туполев
(Слайд
35)

А.А.
Туполев (1925 – 2001 гг.) – советский
авиаконструктор, академик Академии
наук СССР.

Под
его руководством созданы самолеты
Ту-134, Ту-144, Ту-154, МТКК «Буран», ряд
сверхзвуковых летательных аппаратов.

Герой
Социалистического Труда (1972 г.), лауреат
Ленинской премии (1980 г.), лауреат
Государственной премии СССР (1967 г.).

Первого апреля исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева — выдающегося отечественного авиаконструктора, создателя знаменитой школы проектирования самолётов.

Не все его творения поднялись в небо. Но, как сказал кто-то, для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

Свою первую летающую модель Александр Яковлев начал строить еще школьником. В 18 лет он построил первый планер, в 21 год — первый самолет…

За одно только семейство истребителей «Як» времен Великой Отечественной имя авиаконструктора Яковлева навсегда вписано в историю нашей страны. Под его непосредственным руководством в 1940-е годы были созданы самолеты Як-1, Як-7, Як-3, Як-9, которые стали основой истребительного парка военно-воздушных сил Красной Армии.

Помните? «А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете». Это слова из песни об эскадрильи «Нормандия-Неман», которую исполнял Марк Бернес. Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевали на яковлевских истребителях. Их первой машиной стал Як-1Б, затем — пересели на Як-9 и, наконец, войну закончили уже на новейших Як-3. Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и довольно неплохо вооружённый…

Талант выдающегося конструктора и организатора был реализован не только в военной, но и в учебной, спортивной и гражданской авиации. Под руководством Александра Яковлева разработано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов. Из них более сотни пошли в серию. Многие остаются образцами смелой технической мысли. Ряд крылатых машин, задуманных Александром Сергеевичем, летают и сегодня.

Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, описав в книгах несколько этапов развития русской авиации.В 1990 году, уже после смерти изобретателя, КБ было присвоено его имя.

В числе опередивших свое время самолетов Яковлева — первый в нашей стране всепогодный истребитель-перехватчик Як-25, семейство сверхзвуковых боевых самолетов Як-28, первый в мире региональный реактивный пассажирский лайнер Як-40, первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-141.

На учебных самолетах конструкции Яковлева — УТ-2, Як-18, Як-52 — научилось летать большинство пилотов нашей страны. На спортивных машинах КБ завоеваны 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. На самолетах марки «Як» установлено 95 мировых рекордов.

Конструкторский коллектив, основанный Александром Сергеевичем, стал базой для создания Инженерного центра им. А.С. Яковлева — одного из основных подразделений ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), в котором продолжает жить и развиваться «яковлевская» конструкторская школа. Здесь ведутся работы по проектированию, испытаниям и модернизации передовой авиационной техники: пассажирских самолетов нового поколения МС-21, учебно-боевого самолета Як-130, самолета первоначального обучения Як-152.

Первый из взлетевших в небо пассажирских МС-21 назван в честь А.С. Яковлева.

Великий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев в своей книге «Цель жизни» написал: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание — сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…».

Русское небо: какие машины создали первые отечественные авиаконструкторы

К Первой мировой войне Россия подошла, имея самый большой воздушный флот. Но большое начиналось с малого. И сегодня мы хотим рассказать о самых первых русских самолетах.

Самолет Можайского

Моноплан контр-адмирала Александра Можайского стал первым самолетом, построенным в России и одним из первых – в мире. Постройка самолета началась с теории и закончилось строительством действующей модели, после чего проект был одобрен Военным Министерством. Паровые двигатели конструкции Можайского были заказаны в английской фирме «Арбекер-Хамкенс», что привело к разглашению тайны – чертежи были опубликованы в журнале «Engineering» в мае 1881 года. Известно, что аэроплан имел винты, фюзеляж с матерчатой обшивкой, крыло, покрытое аэростатным шелком, стабилизатор, рули высоты, киль и шасси. Вес самолета составлял 820 килограммов.
Испытания самолета состоялись 20 июля 1882 года и прошли неудачно. Аэроплан разогнали по наклоненным рельсам, после чего он поднялся в воздух, пролетел несколько метров, завалился на бок и упал, сломав крыло.
После аварии военные потеряли интерес к разработке. Можайский пытался доработать аэроплан, заказал более мощные двигатели. Однако в 1890 году конструктор умер. Военные велели убрать самолет с поля, и дальнейшая его судьба неизвестна. Паровые машины какое-то время хранились на Балтийском судостроительном заводе, где и сгорели при пожаре.

Самолет Кудашева

Первым российским самолетом, испытания которого прошли успешно, был биплан инженера-конструктора князя Александра Кудашева. Первый самолет с бензиновым двигателем он построил в 1910 году. На испытаниях аэроплан пролетел 70 метров и благополучно приземлился.
Масса самолета составляла 420 килограммов. Размах крыльев, обтянутых прорезиненным полотном — 9 метров .Установленный на самолете двигатель «Анзани» имел мощность 25,7 кВт. На этом самолете Кудашеву удалось полетать всего 4 раза. При очередной посадке аэроплан врезался в забор и сломался.
После Кудашев сконструировал еще три модификации самолета, каждый раз облегчая конструкцию и увеличивая мощность мотора.
«Кудашев-4» был продемонстрирован на первой российской Международной воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге, где получил серебряную медаль Императорского русского технического общества. Самолет мог развивать скорость в 80 км/час и имел двигатель мощностью в 50 л.с. Судьба аэроплана была печальна — его разбили на соревнованиях авиаторов.

 «Россия-А»

Биплан «Россия-А» был выпущен в 1910 году «Первым всероссийским товариществом воздухоплавания».
Его построили на основе конструкции аэроплана Фармана. На III международной автомобильной выставке в Петербурге он получил серебряную медаль Военного Министерства и был куплен Всероссийским императорским аэроклубом за 9 тысяч рублей. Любопытная деталь: до этого момента он даже не поднимался в воздух.
От французского самолета «Россию-А» отличала качественная отделка. Обтяжка крыльев и оперения была сделана двусторонней, двигатель «Гном» имел 50 л.с. и разгонял самолет до 70 км/час.
Летные испытания были проведены 15 августа 1910 года на Гатчинском аэродроме. И самолет пролетел больше двух километров. Всего было построено 5 экземпляров «России».

«Русский витязь»

Биплан «Русский витязь» стал первым в мире четырехмоторным самолетом, созданным для стратегической разведки. С него началась история тяжелой авиации.
Конструктором «Витязя» был Игорь Сикорский.
Самолет построили на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913 году. Первая модель называлась «Гранд» и имела два мотора. Позже Сикорский разместил на крыльях четыре мотора мощностью в 100 л.с. каждый. Перед кабиной находилась площадка с пулеметом и прожектором. Самолет мог поднять в воздух 3-х членов экипажа и 4-х пассажиров.
2 августа 1913 года на «Витязе» был установлен мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 минуты.
«Витязь» потерпел крушение на конкурсе военных самолетов. С пролетавшего «Меллера-II» выпал мотор и повредил плоскости биплана. Восстанавливать его не стали. На основании «Витязя» Сикорский сконструировал новый самолет «Илья Муромец», который стал национальной гордостью России.

«Сикорский С-16»

Самолет был разработан в 1914 году по заказу Военного ведомства и представлял собой биплан с двигателем «Рон» в 80 л.с., который разгонял С-16 до 135 км/час.
Эксплуатация выявила положительные качества самолета, было начато серийное производство. Сначала С-16 служил для тренировки пилотов для «Ильи Муромца», в I мировую его снабдили пулеметом «Виккерс» с синхронизатором Лаврова и использовали для разведки и сопровождения бомбардировщиков.
Первый воздушный бой С-16 состоялся 20 апреля 1916 года. В тот день прапорщик Юрий Гильшер сбил из пулемета австрийский самолет.
С-16 быстро приходил в негодность. Если в начале 1917 года в «Эскадре воздушных кораблей» было 115 самолетов, то к осени их осталось 6. Оставшиеся машины попали к немцам, которые передали их гетману Скоропадскому, а потом достались Красной армии, но часть летчиков перелетела к белым. Один С-16 был включен в состав авиашколы в Севастополе.

 «Моска МБ»

Самолет был сконструирован итальянцем Франческо Моска, который организовал в России производство самолетов. В 1915 году он выпустил двухместный моноплан, оснащенный пятидесятисильным мотором «Гном». Самолет напоминал «Моран», но имел киль и стабилизатор. Его можно было легко собрать и разобрать для транспортировки. МБ позиционировался, как истребитель, но часто использовался для обучения. Для боевых вылетов на него устанавливали пулеметы «Льюис» и «Кольт». Модель «Моска МБ-бис» была одноместной.

Летающая лодка Григоровича

Летающей лодкой М-5 российский конструктор Дмитрий Григорович открыл историю российских гидросамолетов. Первый гидросамолет построили на заводе Щетинина в апреле 1915 году.
Основная часть М-5 оснащалась стосильными моторами «Гном-Моносупап». Самолет подходил для обучения новичков и заслужил уважительную кличку «Пятак». Всего было произведено чуть больше 200 экземпляров. На М-5 устанавливали «Льюисы», «Максимы» и «Виккерсы» и использовали в авиации Черноморского флота. По крайней мере, один М-5 попал в Финляндию, а еще один достался Турции, где хранится в авиационном музее Стамбула.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электронный город руководство
  • Инструкция по разморозке холодильника бош двухкамерный
  • Как покрасить брови хной самостоятельно пошаговая инструкция
  • Типовая инструкция по охране труда для главного инженера
  • Как удалить свою страницу в одноклассниках с телефона пошаговая инструкция