Отказ руководства экономического субъекта предоставить необходимые аудитору заявления

2. Порядок обращения аудитора

за получением официальных разъяснений от руководства

проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ
15 июля 1998 г.
Протокол N 4

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РУКОВОДСТВОМ ПРОВЕРЯЕМОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, при получении и использовании разъяснений и сведений, источником которых является руководство экономического субъекта, подлежащего проверке.

———————————

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение ситуаций, в которых от руководства экономического субъекта должны быть получены официальные разъяснения;

б) определение процедур обращения к руководству экономического субъекта за получением сведений и разъяснений;

в) порядок документирования сведений и разъяснений, полученных от руководства экономического субъекта;

г) определение действий аудитора при отказе руководства экономического субъекта предоставить требуемые сведения и разъяснения;

д) определение процедур использования полученных разъяснений в качестве аудиторских доказательств.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Порядок обращения аудитора
за получением официальных разъяснений от руководства
проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

3. Использование разъяснений проверяемого
экономического субъекта для получения
аудиторских доказательств

3.1. Аудитору следует оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставившие ему разъяснения. Разъяснения могут считаться надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица занимают положение, которое позволяет им обладать необходимой информацией.

3.2. В ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетентность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации. Как правило, такие ситуации возникают, когда подтверждению подлежит информация, требующая определенных знаний в технических или иных областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.

3.3. Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта, представляют собой определенный источник аудиторских доказательств, наряду с другими доступными аудитору источниками, поскольку могут быть получены аудитором в отношении практически любого раздела бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые противоречили бы информации, содержащейся в данных разъяснениях.

3.4. При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен следовать профессиональному скептицизму, сопоставляя полученные данные с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

3.5. При наличии оснований сомневаться в правильности информации аудитор должен попытаться проверить достоверность такой информации. Для этого он может сопоставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.

3.6. Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств по информации, содержащейся в разъяснениях руководства проверяемого экономического субъекта, а такая информация, по мнению аудитора, является существенной, аудитор может рассматривать такую ситуацию как ограничение объема аудита.

3.7. В случаях, когда разъяснения подготовлены руководством проверяемого экономического субъекта по собственной инициативе, аудитор в дополнение к обычным проверкам компетентности и информированности источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.

3.8. Разъяснения, полученные аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, не могут полностью заменять другие аудиторские доказательства по данному вопросу, ввиду того, что источник информации не является независимым и эта информация может быть искажена в пользу руководства проверяемого экономического субъекта. Ввиду этого при формировании своего мнения аудитор не должен опираться только на такие разъяснения, не располагая результатами других аудиторских процедур.

3.9. Аудитор может оказаться в ситуации, когда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по некоторому вопросу. В этом случае аудитор, перед тем как полагаться на разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта при выражении мнения, должен оценить убедительность полученных разъяснений. Аудитор должен оценить убедительность по следующим критериям:

а) достоверность;

б) достаточность;

в) своевременность.

Аудитор должен также оценить объединенный эффект данных критериев в каждом конкретном случае.

3.10. Аудитору следует оценить важность разъяснений, полученных им от руководства проверяемого экономического субъекта в устной форме и зафиксированных им в рабочих документах. Если в результате анализа данных сведений аудитор пришел к выводу, что ряд разъяснений, полученных им в устной форме, играет большую роль при формировании его аудиторского мнения, такие разъяснения следует обобщить и представить руководству проверяемого экономического субъекта в виде самостоятельного письма, содержащего точку зрения аудитора по рассмотренным вопросам, для получения письменного подтверждения от руководства экономического субъекта о согласии с данной трактовкой.

3.11. Если разъяснения, полученные аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяснить причину этих противоречий и в необходимых случаях понизить свое доверие и в отношении остальной информации, представленной этим руководством.

4. Документирование разъяснений руководства
проверяемого экономического субъекта

4.1. Разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме.

4.2. В письменной форме должны быть представлены все разъяснения в отношении аспектов, признанных аудитором существенными для выражения им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

4.3. Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в форме:

а) официального письма этого руководства с разъяснениями;

б) письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам, содержащего запись руководства проверяемого экономического субъекта о согласии с данной трактовкой;

в) официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания Советов директоров, общих собраний акционеров и т.п. мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.

4.4. Официальное письмо с разъяснениями руководства проверяемого экономического субъекта должно быть составлено таким образом, чтобы соответствовать условиям подготовки официальных документов:

а) письмо должно иметь необходимые реквизиты (наименование адресата, наименование экономического субъекта, дата, подпись);

б) в письме должно содержаться подтверждение полномочий лица, подписавшего его, в случаях, если это лицо не входит в число руководителей экономического субъекта, ответственных за подготовку достоверной бухгалтерской отчетности.

4.5. Копия письма аудитора с запросом руководству проверяемого экономического субъекта (с подтверждением получения) и официальное письмо в адрес аудиторской организации от руководства экономического субъекта с разъяснениями и подтверждениями подлежат включению в рабочую документацию аудитора согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

4.6. Информация об устных разъяснениях, полученных аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, должна быть включена в рабочие документы аудитора в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Содержание рабочих документов определяется аудитором самостоятельно. Тем не менее рабочие документы должны раскрывать использование примененных аудитором процедур и содержать сведения о результатах, полученных как следствие применения данных процедур. В частности, рабочие документы должны содержать следующую информацию:

а) вопрос, с которым обратился аудитор за разъяснениями;

б) краткое содержание полученных разъяснений;

в) оценку аудитором убедительности доказательств, содержащихся в разъяснениях, в том числе с использованием подтверждений, полученных альтернативным способом;

г) собственные выводы аудитора по поставленному вопросу с учетом полученных разъяснений.

4.7. Порядок передачи официального письма аудитору определяется соглашением между аудитором и руководством проверяемого экономического субъекта и может быть определен в договоре на аудит. В случае если такой порядок не предусмотрен, он остается на усмотрение руководства проверяемого экономического субъекта. В любом случае при получении официального письма аудитор должен документально подтвердить факт его получения для руководства проверяемого экономического субъекта.

Бланк или угловой штамп

экономического субъекта

Официальное наименование
аудиторской организации.
Фамилия, имя и отчество
ответственного лица.

Исходящий N (…),

дата подписания

Глубокоуважаемый (…)!

Настоящее информационное письмо составлено в связи с проводимой Вами аудиторской проверкой бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) за период с (дата начала отчетного периода, подлежавшего проверке) по (дата окончания отчетного периода) с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Мы заявляем, что мы знакомы с требованиями подготовки бухгалтерской отчетности исходя из (наименование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата издания).

Мы подтверждаем, основываясь на наших знаниях и представлениях по данному поводу, что: (далее следует указать, не было ли нарушений порядка подготовки бухгалтерской отчетности администрацией или другими работниками, занимающими руководящие должности, которые могли бы существенно повлиять на ее достоверность).

Мы предоставили Вам все регистры бухгалтерского учета и сопровождающие документы, а также все стенограммы собраний акционеров и заседаний Совета директоров (при необходимости указать, какие именно).

Мы подтверждаем полноту предоставленной информации, касающейся связанных с (наименование экономического субъекта) контрагентов.

Бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, а также пропусков, т.е., по нашему мнению, данные представлены полностью.

Руководитель экономического субъекта <*>.

———————————

<*> Если требуется, следует добавить: «От имени Совета директоров» (или подобного органа).

(Наименование экономического субъекта)

(указание на отчетный период, подлежавший проверке)

Справка об устных разъяснениях
сотрудников экономического субъекта

┌────────────────────────┬───────┬──────────────────────────────┐
│         ВОПРОС         │ОТВЕТЫ │   ПРИМЕЧАНИЯ, КОММЕНТАРИИ    │
│                        ├───┬───┤                              │
│                        │Да │Нет│                              │
├────────────────────────┼───┼───┼──────────────────────────────┤
│(Сформулированный в виде│   │   │(Ответ на поставленный вопрос.│
│безусловного утверждения│   │   │Указать лицо, предоставившее  │
│вопрос)                 │   │   │разъяснения, привести ссылки  │
│                        │   │   │на наличие альтернативных     │
│                        │   │   │доказательств, собственные    │
│                        │   │   │выводы)                       │
└────────────────────────┴───┴───┴──────────────────────────────┘
    Подготовил:
    (Дата составления.

    Личная подпись лица, подготовившего документ,
    либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица)

    Проверил:
    (Дата проверки документа.

    Личная подпись лица, проверившего документ,
    либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица)

Бланк или угловой штамп

аудиторской организации

Официальное наименование
проверяемой организации

Фамилия, имя, отчество и должность
ответственного лица

Исходящий N (…)

дата подписания

Глубокоуважаемый (…)!

Настоящее письмо составлено с связи с проводимой нами независимой аудиторской проверкой бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) за период с (дата начала отчетного периода, подлежавшего проверке) по (дата окончания отчетного периода) с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Сообщаем, что в связи с нашим пониманием определенных обстоятельств, являющихся существенными для выражения нашего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта), и, пользуясь правом, предоставленным нам (наименование нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавшего его, номер и дата издания), а также в соответствии с (пункт договора или письма — обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита) мы хотели бы получить Вашу точку зрения на правильность понимания нами этих обстоятельств.

Просим Вас дать письменный ответ на наши вопросы за подписью (руководителя экономического субъекта либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями).

(Далее следует изложить содержание вопроса и собственное понимание вопроса, указав особо на те аспекты, которые, по мнению аудитора, являются существенными.

Например:

1. Просим дать разъяснения по поводу сделки, заключенной с компанией… на поставку… по договору N… от… В первую очередь нас интересует непритворность характера сделки.

2. Просим дать разъяснения по поводу выбора учетной политики в части, относящейся к учету МБП и учету запасов.

3. За исключением двух штрафов на сумму… тыс. руб. мы не имеем информации об обстоятельствах, приведших к убыткам по долгосрочным соглашениям.

4. Мы не получили в полном объеме информацию по внешнеторговым сделкам Вашей компании, так как в представленных нам договорах отсутствуют необходимые приложения.

5. Просим дать разъяснения в связи с предполагаемой реорганизацией Вашей компании и планах Ваших будущих действий.)

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Вопрос 1. Принципы и цели общения с руководством экономического субъекта.

При общении с руководством проверяемой
организации (лицами, входящими в
исполнительные органы или ответственными
за ведение дел) аудиторской фирме следует
придерживаться общепринятых моральных
норм, а также руководствоваться принципами
профессиональной этики аудиторов.

Независимостьаудиторской
организации от экономического субъекта
и его руководства должна рассматривается
с точки зрения формальных и фактических
обстоятельств. Независимость аудиторской
организации определяется в соответствии
с законодательством РФ и правилами
(стандартами) аудиторской деятельности.

Честность и объективностьв
общении с экономическим субъектом
заключаются в том, что основой для
выводов, рекомендаций и заключений
аудиторской организации может быть
только достаточны объем необходимой
информации. Аудиторская организация
не должна допускать, чтобы предвзятость,
предрассудки или оказываемое на нее
давление могли сказаться на общении с
руководством экономического субъекта
и, следовательно, на объективности ее
выводов, рекомендаций и заключений.

Аудиторская организация не должна
оказывать услуги, предоставлять
рекомендации или предложения по
содействию в их реализации, выходящие
за пределы ее полномочий в соответствии
с имеющимися лицензиями на осуществление
аудиторской и связанной с ней деятельности
или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана
соблюдать конфиденциальность
информации
, полученной при общении
с руководством экономического субъекта,
без ограничения во времени и независимо
от продолжения или прекращения отношений
с экономическим субъектом. Аудиторская
организация обязана обеспечивать
сохранность конфиденциальной информации
экономического субъекта и не разглашать
ее без согласия руководства экономического
субъекта, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством
Российской. Федерации.

Профессиональное поведение в общении
с руководством экономического субъекта
состоит в соблюдении приоритета
общественных интересов и репутации
профессии в целом. Аудиторская организация
должна воздерживаться от любых действий,
которые могут дискредитировать ее,
подорвать уважение и доверие к аудиторской
профессии.

Общение с руководством предприятия
осуществляется на всех стадиях проведения
аудита.

Целью общения с руководствомэкономического субъектадо начала
аудита
являются оценка возможности
проведения аудита и заключение договора
на оказание аудиторских и (или)
сопутствующих аудиту услуг. Общение с
руководством экономического субъекта
до начала аудита включает общение на
стадии предварительного планирования
аудита и общение на стадии переговоров.

На стадии переговоровс
руководством экономического субъекта
должны быть определены и согласованы
существенные условия предстоящего
договора. Аудиторской организации
рекомендуется разработать с учетом
требований законодательства типовые
договоры на оказание аудиторских и
(или) сопутствующих аудиту услуг которые
должны применяться на постоянной основе.

Целью общения с руководством
экономического субъекта во время аудита
являются оптимизация аудиторских
процедур и обеспечение достижения целей
аудита с максимально возможной
эффективностью.

Во время аудитас руководством
экономического субъекта могут обсуждаться
вопросы:

  1. планирования
    аудита;

  2. получения
    аудиторских доказательств;

  3. оценки
    аудиторского риска и уровня существенности;

  4. изучения
    и оценки систем бухгалтерского учета
    и внутреннего контроля;

  5. использования
    работы экспертов;

  6. организационные
    вопросы, связанные с проведением аудита;

  7. иные
    вопросы; связанные с подготовкой и
    проведением аудита.

Целью общения с руководством
экономического субъекта на заключительной
стадии аудита
является обсуждение
выявленных в ходе аудита проблем и
согласование предлагаемых аудиторской
организацией поправок к бухгалтерской
отчетности экономического субъекта.

На заключительной стадии аудитас руководством экономического субъекта
могут обсуждаться:

  1. проблемы,
    с которыми столкнулась аудиторская
    организация в ходе аудита;

  2. вопросы
    ведения бухгалтерского учета и
    составления бухгалтерской отчетности,
    по которым у экономического субъекта
    и аудиторской организации возникли
    разногласия;

  3. поправки
    к бухгалтерской отчетности, предложенные
    аудиторской организацией, вне зависимости
    от того, произведены ли они в этой
    отчетности;

  4. нарушения
    установленного законодательством
    Российской Федерации порядка ведения
    бухгалтерского учета и составления
    отчетности, влияющие или способные
    повлиять на ее достоверность;

  5. выявленные
    входе аудита особенности внешней или
    внутренней среды, существенно влияющие
    или способные повлиять на непрерывность
    деятельности экономического субъекта
    (нарушение допущения непрерывности
    деятельности);

  6. существенные
    события, произошедшие после даты
    подписания аудиторского заключения;

  7. другие
    вопросы, связанные с завершением
    аудита. В частности, аудиторская
    организация может организовать и
    провести совещание с руководством
    экономического субъекта, посвященное
    существенным вопросам, связанным с
    окончанием аудита.

Общение с руководством экономического
субъекта может осуществляться как в
устнойформе во время посещения
профессиональными сотрудниками
аудиторской фирмой экономического
субъекта, так и вписьменнойформе путем направления аудиторской
организацией запросов и других материалов
на имя руководства экономического
субъекта.

При общении с руководством экономического
субъекта аудиторская организация должна
рассматривать полученную информацию
с точки зрения ее уместности, надежности
и достаточности, а также полномочий и
компетентности лица, ее предоставившего.

Все существенные, вопросы общения с
руководством экономического субъекта
и полученные от него разъяснения должны
быть отражены в рабочей документации
проверки.

На разных этапах проведения проверки
аудитору следует получать разъяснения
от руководства проверяемого экономического
субъекта в следующих целях:

  1. На
    этапе предварительного планирования
    аудита для подтверждения допущения
    непрерывности деятельности предприятия,
    а также для первичной оценки надежности
    систем бухгалтерского учета и внутреннего
    контроля экономического субъекта;

  2. На
    этапе подготовки общего плана
    и
    программы аудита такие разъяснения
    могут способствовать пониманию
    деятельности экономического субъекта
    и особенностей его системы внутреннего
    контроля, а также получению оценок
    аудиторских рисков;

  3. На
    этапе тестирования средств контроля
    и выполнения аудиторских процедур по
    существу для подтверждения или
    опровержения сделанных аудитором
    выводов о надежности отдельных средств
    контроля, а также для предоставления
    аудиторских доказательств в тех случаях,
    когда такие доказательства сложно или
    невозможно получить иными способами;

  4. На
    этапе завершения аудита
    и составления
    аудиторского заключения разъяснении
    могут служить источником свидетельств
    о наличии существенных искажений
    бухгалтерской отчетности, а также
    свидетельств о возможном существовании
    неопределенных обязательств.

Способами обращения к руководствумогут быть как устное, так и письменное
обращение непосредственно к руководителю
или представителям руководства
проверяемого экономическою субъекта.

Отказ руководства экономического
субъекта предоставить информацию
по запросу аудитора может непосредственным
образом повлиять на возможность аудитора
сформировать свое мнение.

В существенных случаях отказ руководства
проверяемого экономического субъекта
в предоставлении сведений по запросу
аудитора либо неполное предоставление
таких сведений должно расцениваться
аудитором как ограничение объема аудита
и как фактор, который может привести к
подготовке аудиторского заключения,
отличного от безусловно положительного.
Желательно, чтобы аудитор довел последнее
обстоятельство до сведения руководства
проверяемого экономического субъекта.

Разъяснения могут считаться надежнымилишь в том случае, если предоставившие
их лица занимают положение, которое
позволяет им обладать необходимой
информацией. В ряде случаев аудитор
может подвергнуть сомнению компетентность
лиц, предоставивших разъяснения, если
они не обладают достаточной квалификацией
для подтверждения предоставленной
информации.

При анализе сведений, полученных из
разъяснений, аудитор должен следовать
профессиональному скептицизму,
сопоставляя полученные данные с
информацией, полученной из других
источников, и допуская со стороны
руководителей экономического субъекта
возможность преднамеренных искажений
бухгалтерской отчетности.

При наличии оснований сомневаться в
правильности информации аудитор должен
попытаться проверить достоверностьтакой информации. Для этого он может
сопоставить информацию, полученную из
личных источников, привлечь к работе
независимого эксперта, провести другие
необходимые аудиторские процедуры.

Если разъяснения, полученные аудитором
от руководства проверяемого экономического
субъекта, противоречат другим аудиторским
доказательствам, аудитор должен выяснить
причину этих противоречий и в необходимых
случаях понизить свое доверие и в
отношении остальной информации,
представленной руководством.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На чтение 7 мин Просмотров 7.8к. Опубликовано 11.11.2021
Обновлено 15.02.2023

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

Содержание

  1. Законодательная база
  2. Виды аудиторских проверок
  3. Обязательный аудит
  4. Добровольный аудит
  5. Этапы
  6. Что ждет за отказ от аудиторской проверки
  7. Итоги

Законодательная база

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

Оставьте заявку на консультацию юриста:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.

Оставьте заявку на консультацию юриста:

Добавить в Избранное

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Car android player operating manual инструкция на русском языке
  • Volcano w606 16 инструкция на русском
  • Avermedia avertv hybrid ultra usb инструкция
  • Иноферт инструкция по применению при планировании беременности для женщин отзывы
  • Должностная инструкция контрактного управляющего по 223 фз образец 2021