Отношение к руководству как к науке складывается

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Menedzhment_Kurs_lektsy2010.pdf

Скачиваний:

27

Добавлен:

09.06.2015

Размер:

2.5 Mб

Скачать

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Ю.В. ПЕРЕСВЕТОВ, М.В. КАРПЫЧЕВА, Е.А. ИВАНОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

МОСКВА – 2010

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Ю.В. ПЕРЕСВЕТОВ, М.В. КАРПЫЧЕВА, Е.А. ИВАНОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

для специальностей 080111 «Маркетинг» и 080502 «Экономика и управление на предприятии (ж.-д. транспорт)»

МОСКВА – 2010

УДК 658: 656.2 П – 27

Пересветов Ю.В., Карпычева М.В., Иванова Е.А. Менеджмент. Курс лекций.

-М: МИИТ, 2010. — 176 с.

Изложена сущность, функции и методы менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Предложен подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющемся окружении.

Рецензенты: профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой» д.т.н. Шапкин И.Н., генеральный директор ЗАО «Центр внедрения московской железной дороги» к.т.н. Лендзиан П.К.

@ Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2010

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие………………………………………………………4 Лекция № 1. «Эволюция менеджмента»………………………..5 Лекция № 2. «Сущность и категории менеджмента»…………19 Лекция № 3. «Эффективность менеджмента»…………….……27 Лекция № 4. «Стратегический менеджмент»….……………….42 Лекция № 5. «Проектирование организаций»…………..……..55 Лекция № 6. «Типы организаций»………………………………70 Лекция № 7. «Виды организаций»………………………………80 Лекция № 8. «Природа и состав функций менеджмента»……..85 Лекция № 9. «Процесс принятия решения»…………………….98 Лекция № 10. «Методы принятия решений в условиях

полной определенности»………..……………..104 Лекция № 11.«Методы принятия решений в условиях риска»110 Лекция №12. «Методы принятия решений в условиях

полной неопределенности»…………..……….116 Лекция №13. «Многокритериальные решения»…………..….121 Лекция №14. «Коммуникации в управлении»……………..…127 Лекция №15. «Мотивация деятельности»…………………….133 Лекция №16. «Менеджеры в организации»……………………148 Лекция №17. «Некоторые практические приемы убеждения

и влияния»………………………………………155 Рекомендуемая литература……………………………………..161

4

ПРЕДИСЛОВИЕ

С появлением и развитием рыночных отношений в России, менеджмент превратился в реальный фактор устойчивого развития предприятий в различных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и услуг убедительно свидетельствуют о том, что только эффективный менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей высокие требования. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления производством, транспортом, торговлей и т.д. Поэтому в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Представленное учебное пособие является курсом лекций по менеджменту для студентов экономических специальностей.

5

Лекция № 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

План лекции:

1.Истоки современного менеджмента.

2.Школа научного управления

3.Административная (классическая) школа управления

4.Школа психологии и человеческих отношений

5.Школа науки управления (количественная школа)

1. ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент, как научная дисциплина, окончательно сформировался только к середине ХХ века. Фундаментом этой науки является вся многовековая история развития человечества, с момента появления первых сообществ (племен) и по настоящее время. В табл. 1.1 отмечены основные исторические вехи развития менеджмента.

6

4000 лет до н.э.

Египет

Таблица 1.1

Концепция

планирования и

контроля

1000 лет до н.э.

Китай

Концепция

планирования и

контроля

600 лет до н.э.

Халдейская

Контроль выпуска

империя

продукции и

стимулирование

500 лет до н.э.

Китай

труда

Стандартизация

труда и систем

измерения.

400 лет до н.э.

Кипр

Специализация.

Изучение трудовых

движений.

Нормирование труда.

15 век

Италия

Стандартизация

производства.

Сборочные линии.

18 век

Англия

Стандартизация

производства

19 век

Англия

Стандартизация

труда. Нормы

выработки.

Исторически прослеживается, что развитие менеджмента, как науки и самостоятельного вида деятельности, обусловлено общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Различают три стадии эволюционного развития менеджмента, которые представлены в табл. 1.2

7

Т

абл.1.2

Стадии

Содержание методов

Характеристика и критерии

Управления

Управления

Пионерская,

Традиционные методы

Предприниматель управляет

1820-1890 гг.

управления, личные

сам лично, не нанимая

способности

менеджеров, все зависит от

предпринимателя

личной инициативы и деловых

качеств предпринимателя,

нарастает потребность

систематизации опыта

управления, обучения

профессии менеджера.

Организационная

Научный подход к

Возникновение научной

начало ХХ в.

организации

организации управления.

управления,

Возрастание роли мастеров и

администрирование

инструкций. Учет времени и

наблюдение. Нормирование

труда. Развитие идеи

сотрудничества работодателя с

нанятым персоналом.

Интеграционная,

Поведенческие

Параллельно с лавинообразным

начиная с 30-х

подходы к организации

развитием техники открывается

годов

управления

значение человека.

Предприятие существует как

для человека в качестве

покупателя, так и для человека

в качестве партнера в

производственной и

предпринимательской

деятельности.

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основные фазы:

-эпоха массового производства; -эпоха массового сбыта; -постиндустриальная эпоха.

8

Табл. 1.3

Фаза массового

Фаза массового сбыта

Постиндустриальная

производства (начало

(30-60-е годы)

фаза

ХХ века до 30-х годов)

с середины 60-х годов

-выпуск стандартной

-выпуск

-жесткая конкуренция;

продукции;

дифференцированной

-быстрое устаревание

-рынок неограничен;

продукции;

основного капитала;

-критерий – низкая

-всплеск конкуренции;

-интернационализация

себестоимость;

-развитие маркетинга,

предпринимательства;

-все внимание внутрь

чтобы уравновесить

-курс – решение

фирмы

производство и сбыт;

стратегических задач,

-внимание на имидж

стратегический

фирмы.

маркетинг.

Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые «школы управленческой мысли». Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

школа научного управления (1885 – 1930 г.г.), административная (классическая) школа (1920 – 1950 г.г.), школа психологии и человеческих отношений (1930 г. – по

настоящее время), школа науки управления (количественная школа) (1950 г. – по

настоящее время).

Каждая из них внесла значительный вклад в эволюцию управленческой мысли.

9

2.ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сразвитием производства, совершенствованием технических средств, концентрацией производства значение управления и управляющих существенно повысилось. Аппарат управления разделялся, специализировался. Наряду с линейными руководителями создавались также органы функционального управления. Уже в конце XIX века сложилось отношение к руководству предприятием, как к науке и искусству, которым надо учиться.

Будучи кровно заинтересованы в получении максимума прибыли, капиталист не мог не совершенствовать главный источник

ееполучения — производство. Целью такого совершенствования было повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Решающую роль при этом играла рационализация управления производством.

Школа научного управления наиболее тесно связана с работами Л. Гилберта и Ф. Тейлора. Создатели этой школы полагали, что, используя замеры, наблюдение, логику и анализ, а также подбор людей, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного использования.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных элементов.

Основываясь на полученной информации, представители этой школы изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.

Таким образом, Тейлору принадлежит плодотворная идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы,

10

выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучение этому персонала. При этом должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.

Блестящую реализацию и дальнейшее развитие идеи Ф. Тейлора получили в начале ХХ века на предприятиях Г. Форда.

Важным вкладом этой школы было использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Были установлены реальные нормы выработки, а за перевыполнение этих норм предусматривалось дополнительная оплата труда.

Таким образом, представители школы научного управления, в основном, посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. Хотя следует отметить, что Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению — это определенная специальность и, что управление должно быть признано как самостоятельная область исследований.

Тейлор сформулировал следующие принципы организации труда:

1. Детальное научное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления закономерностей наиболее эффективной работы.

2.Тщательный отбор рабочих, их обучение.

3.Сотрудничество администрации с рабочими.

4.Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением.

11

Последователь Тейлора инженер – механик Эмерсон сформулировал (1913 г.) 12 принципов эффективности:

1.Отчетливо поставленные цели.

2.Здравый смысл.

3.Компетентная консультация с целью совершенствования управления.

4.Дисциплина.

5.Справедливое отношение к персоналу.

6.Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет.

7.Диспетчирование.

8.Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9.Нормализация условий труда.

10.Нормирование операций.

11.Письменные, стандартные инструкции.

12.Вознаграждение за производительность.

Из отечественных представителей этой школы управления наиболее заметным был А.К. Гастев (1882-1941). Ему принадлежала популярная в 20-е годы идея «узкой базы». Смысл ее в том, что узким местом, с расшивки которого надо начинать совершенствование производства, является организация труда отдельного человека — от директора до рядового рабочего. Управление производством Гастев делил на два вида — управление вещами и управление людьми. Он находил в этих видах много общего: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Гастев считал, что труд любого работника может быть разложен на ряд операций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд: расчет, установка,

12

обработка, контроль, учет, анализ; — которые, по мнению Гастева, одинаковые и для директора и для рабочего.

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Специалисты административной школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что повлияло на их работу в области управления организацией. В отличие от них авторы классической школы управления имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления. Например, Анри Файоль, с именем, которого связывают возникновения этой школы и, которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. «Классики» старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом они исходили из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет к успеху.

Эти принципы затронули два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.

Определяя основные функции менеджмента, теоретики — «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на рабочие группы и подразделения. Традиционно такими группами считались финансы, производство и маркетинг. С этим было связано и определение основных функций

13

управления. Главным вкладом Файоля в теорию управления было рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему.

А.Файоль разработал 14 принципов управления, многие из которых до сих пор полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль их сформулировал:

1.Разделение труда.

2.Власть – ответственность.

3.Дисциплина.

4.Единство распорядительства (единоначалие).

5.Единство руководства (одна программа – один руководитель).

6.Подчинение частных интересов общим.

7.Вознаграждение персонала.

8.Централизация в меру.

9.Иерархия в управлении.

10.Порядок (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте).

11.Справедливость.

12.Постоянство состава персонала.

13.Инициатива.

14.Единение персонала.

14

Из отечественных представителей этой школы управления следует отметить П.М. Керженцева (1881-1940). В отличие от Гастева его интересовали, главным образом, вопросы организации производства, руководства трудовыми коллективами, управления людьми. Керженцев исходил из того, что в организации деятельности людей в различных областях, в том числе и на производстве, существует много общего. На этой основе им был выделен и раскрыт ряд общеорганизационных принципов, таких как выработка плана, руководство организацией его выполнения, учет, контроль, четкое распределение задач, прав, обязанностей внутри организации. Керженцев считал, что эти принципы универсальны для любых организаций. Задачу научной организации труда он видел в получении максимального трудового эффекта при наибольшей экономии человеческой энергии и материальных затрат. Этот принцип Керженцев называл «принципом экономии». В работах Керженцева рассмотрен также ряд основополагающих проблем управления, в том числе вопросы построения планов, подбора и использования работников, ответственности, дисциплины, системы подчинения, учета и контроля.

15

4. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Школа научного управления и классическая школа появились, когда психология находилась ещё в зачаточном состоянии. Хотя авторы научного и классического управления признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата труда, экономическое регулирование, установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации.

Поэтому для решения управленческих задач стали привлекаться достижения наук, изучающих человека и общество: психология и социология. Социально-психологический подход к управлению дал начало так называемой школе “человеческих отношений”. Школа показала важность неформальных связей, возникающих между людьми на производстве. Были изучены и раскрыты мотивы деятельности человека в процессе труда. В арсенале теории человеческих отношений: рекомендации по принятию коллективных решений, участие рабочих в управлении, пути и методы повышения квалификации работников. В поле зрения социальных психологов оказались также проблемы отношений между людьми в процессе производства, делегирования полномочий руководителей, ряд других вопросов административной деятельности.

Двух американских ученых — Мери Паркер и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений. Именно Мери Паркер была первой, кто

16

определил менеджмент как «обеспечение выполнение работы с помощью других лиц».

Элтон Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие во взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление своих коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы.

Было выяснено, что мотивами поступков людей часто являются не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников будет повышаться, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками, предоставления им более широких возможностей общения на работе.

Развитие психологии и социологии сделало изучение поведения на рабочем месте в большей мере строго научным. В развитии поведенческого направления большой вклад внесли Дуглас Мак — Грегор, Реннис Лайкерт и Фредерик Гельцберг. Эти исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета,

17

организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.

Успехи японской промышленности за последние десятилетия во многом связаны с социально — психологическими методами управления. Эти методы составляют, по сути, основу так называемого «японского метода». Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работников, создание таких условий, при которых каждый из них был бы кровно заинтересован в конечном результате работы предприятия, в первую очередь в качестве продукции. Отсюда практика пожизненного найма рабочих на ряде предприятий, участие персонала в прибылях, коллективная и личная ответственность за качество продукции и продуманная система материального и морального стимулирования.

Эльтон Мейо сформулировал следующие принципы менеджмента:

1.Каждый работник имеет свои уникальные потребности, цели, мотивы.

2.Положительная мотивация требует учета этих уникальных особенностей.

3.На эффективность труда работника влияет его внешнее окружение.

4.Свободный и полный обмен достоверной информацией – решающий фактор управления.

18

5. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА)

Внедрение в сферу управленческой деятельности компьютерных средств обработки информации выдвинуло на первый план количественные подходы к решению управленческих задач. Оценка плана, деятельности предприятия и его системы управления с помощью характеристик типа «хорошо» или «плохо», «мало» или «много» теперь оказалась явно недостаточной. Появилась потребность получать точные ответы на производственно — экономические вопросы: как лучше распределить ресурсы предприятия (оборудование, сырье, рабочую силу, время), чтобы прийти к намеченной цели наикратчайшим и наиболее экономичным способом? Это требовало точных оценок, то есть понадобились математические методы их расчета.

Поэтому учеными разных стран была разработана новая ветвь прикладной математики, которая получила название «Методы исследования операций». Эта молодая наука посвящена проблеме количественного обоснования решений, принимаемых в различных отраслях человеческой деятельности. Применительно к экономической деятельности методы исследования операций вскоре получили название экономико-математических методов.

Таким образом, математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления, так как дали возможность количественно оценить эффективность принимаемых решений.

Особенно математические методы получили развитие в следующих практических применениях:

управление запасами;

19

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    09.06.2015263.84 Кб13Matematika_chast_1.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Выполнила работу:
Тушова Елизавета

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТАВыполнила работу: Тушова Елизавета


Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Школа научного менеджмента( Ф.Тейлор)
Формирование школы научного управления
Система Тейлора
Основные принципы научной

организации
Основные принципы научной организации
Школа человеческих отношений (Э. Мэйо);
Психолод Э.Майо
Эксперементы

Майо
Школа человеческих отношений
Недостатки школы «человеческих отношений
3. Бихевиористские учения (В.Скотт, М.Фоллет, А. Маслоу)
Мари Паркер Фоллет
Абрахам Маслоу

СОДЕРЖАНИЕШкола научного менеджмента( Ф.Тейлор)Формирование школы научного управленияСистема ТейлораОсновные принципы научной организацииОсновные принципы научной организацииШкола человеческих отношений (Э.


Слайд 3ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В конце XIX века складывается отношение

к руководству предприятием как к науке и искусству, которым нужно

учиться. К решению задач управления производством привлекаются экономика, психология, социология, математика. Появляются оригинальные труды по управлению производством.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В конце XIX века складывается отношение к руководству предприятием как к науке и


Слайд 4СИСТЕМА ТЕЙЛОРА
«Система Тейлора» заложила основы научной организации труда. Тейлор считал,

что, используя наблюдения, намерения, логику и анализ, можно усовершенствовать производственные

операции, достичь их эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. На основе полученной информации разрабатывались рекомендации для устранения лишних, непроизводительных движений с целью повышения эффективности производства.

СИСТЕМА ТЕЙЛОРА«Система Тейлора» заложила основы научной организации труда. Тейлор считал, что, используя наблюдения, намерения, логику и анализ,


Слайд 5Значительное место в системе научного управления предоставлялось персоналу. Существенным достижением

этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников

в увеличении производительности и объемов производства. Предусматривалась также возможность отдыха и перерывов в производстве, а время на выполнение определенных задач считался реальным и справедливо определенным. Это давало возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто превышал заданный минимум. Ф.Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой работе.

Научный менеджмент, писал Ф.Тейлор, способствует развитию чувства товарищества, поскольку отношения людей в производстве — это уже не отношения хозяев и подчиненных, как в старых системах управления, а отношения взаимопомощи между друзьями, помогают друг другу выполнить ту работу, к которой каждый из них лучше подготовлен. С другой стороны, Тейлор подчеркивал, что движущая сила производительности труда — личная заинтересованность работника.

Значительное место в системе научного управления предоставлялось персоналу. Существенным достижением этой школы было систематическое использование стимулирования с


Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа

научной организации труда:
• администрация предприятия должна стремиться к внедрению научно-технических

достижений в процесс производства, заменяя традиционные и чисто практические методы;
• администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности (до Тейлора этого не делалось, и рабочий самостоятельно выбирал профессию и обучался сам);
• администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действую-, щими в сфере производства изначально;
• ответственность за результаты труда распределяется равномерно между рабочими и администрацией.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИПо мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:• администрация предприятия должна стремиться


Слайд 7″Система Тейлора» в отношении заработной платы означала:
— Заработная плата платится

человеку, а не месту;
— Установление расценок должно основываться на точных

знаниях, а не на догадках;
— Расценки, основанные на точных знаниях, должны быть едиными;
— Благодаря таким расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно:
— Такая заработная плата создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.
в своих исследований и экспериментов Ф.Тейлор вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системы. Тейлором были сформированы 4 основных принципа научного управления трудом:
— Отбор и обучение (инструктажи, напрацюваннн навыков и их закрепление)
— Налаживание сотрудничества;
— Четкое разграничение функций между администрацией и рабочими.


Слайд 8Основными задачами администрации, по мнению Ф.Тейлора, являются:

1) разработать научными методами

каждый элемент работы вместо использования примитивных эмпирических методов;

2) на научной

основе осуществлять отбор, обучение и развитие работников, тогда как в прошлом они самостоятельно выбирали себе работу и го-тувалися к ней, как могли;

3) сочетать рабочих и науку воедино, обеспечить дружное сотрудничество с людьми для выполнения работы в соответствии с разработанными научных принципов;

4) обеспечить более строгий разделение труда между рабочими и менеджерами, чтобы на стороне первого концентрировалась исполнительская работа, а на стороне вторых — распорядительство и надзор. Благодаря этим мерам, по Ф.Тейлора, субъективизм старых методов управления заменяется «научной логикой» правил, законов и формул.

Основными задачами администрации, по мнению Ф.Тейлора, являются:1) разработать научными методами каждый элемент работы вместо использования примитивных эмпирических


Слайд 9НЕДОСТАТКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого

фактора. Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он

уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину). Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических).

НЕДОСТАТКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫК недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора. Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому


Слайд 10ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг.

В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно

поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

Первым внимание на людей обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что предприятие много времени тратит на обслуживание оборудования (смазка, ремонт и т. п.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми («живой машиной»), тогда, скорее всего, не понадобится «ремонтировать» людей.

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙШкола человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии


Слайд 11Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную

«социальную систему», что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К

исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную


Слайд 12Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит

психологу Э. Мэйо, который провел ряд научно-исследовательских мероприятий, получивших название

«хортонские эксперименты». Эксперименты в Хортоне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. «Хортонские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду межличностных отношений, подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.

Психолог Э.Майо

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Э. Мэйо, который провел ряд научно-исследовательских


Слайд 13ЭКСПЕРЕМЕНТЫ МАЙО
Изучая влияние различных факторов на производительность труда, Э. Мэйо

сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение

эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений). Э. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Эксперименты Э. Майо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

ЭКСПЕРЕМЕНТЫ МАЙОИзучая влияние различных факторов на производительность труда, Э. Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве


Слайд 14Школа человеческих отношений:
определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем

организации труда людей;
обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе

совместной деятельности;
объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;
вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.

Школа человеческих отношений: определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей; обосновывала роль взаимодействия между


Слайд 15Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в

дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались

плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом.

Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами


Слайд 16НЕДОСТАТКИ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Недостатком школы «человеческих отношений» является отсутствие строгих

(точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка

идей путем экспериментов, изучения практики). Недостатки школы «человеческих отношений».

НЕДОСТАТКИ ШКОЛЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНедостатком школы «человеческих отношений» является отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е.


Слайд 17БИХЕВИОРИСТСКИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Перенос центра тяжести в управлении с задач на

человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих или дополняющих

идеи школы социальных систем. Преподаватель Северо-Западного университета, расположенного в г. Чикаго, Вальтер Дилл Скотт (1869—1955) выступал зато, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.п

БИХЕВИОРИСТСКИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТАПеренос центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента,


Слайд 18МАРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТ
Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868—

1933) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от

формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Ее трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не стем, что предписано функцией управления.

МАРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТ Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868— 1933) считала, что для успешного управления менеджер


Слайд 19АБРАХАМ МАСЛОУ
Огромный вклад в развитие бихевиористского направления в управлении

внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение

в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей» (см. гл. 4). В соответствии с учением Маслоу человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.

АБРАХАМ МАСЛОУ Огромный вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в


Слайд 20Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи,

операции и функции, а Мэйо и бихевиористы искали ответа на

вопросы, относящиеся к природе отношений в коллективе, к мотивам человеческой деятельности, то Файоль пытался найти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, изучал содержание деятельности по у п р а в л е н и ю организацие

Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи, операции и функции, а Мэйо и бихевиористы


В конце XIX века складывается отношение к руководству предприятием как к науке и искусству, которым нужно учиться. К решению задач управления производством привлекаются экономика, психология, социология, математика. Появляются оригинальные труды по управлению производством.

Одним из первых, кто создал целостную систему управления производством, был американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), которого часто называют отцом научных методов управления и основателем школы научного управления.

«Система Тейлора» заложила основы научной организации труда. Тейлор считал, что, используя наблюдения, намерения, логику и анализ, можно усовершенствовать производственные операции, достичь их эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. На основе полученной информации разрабатывались рекомендации для устранения лишних, непроизводительных движений с целью повышения эффективности производства.

Значительное место в системе научного управления предоставлялось персоналу. Существенным достижением этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности и объемов производства. Предусматривалась также возможность отдыха и перерывов в производстве, а время на выполнение определенных задач считался реальным и справедливо определенным. Это давало возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто превышал заданный минимум. Ф.Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой работе.

Тейлор, по словам его последователей, осуществил «интеллектуальную революцию» трактовкой промышленного менеджмента как совместной деятельности управленцев и рабочих, основанной на общности интересов. Менеджмент характеризовался им как процесс слияния материальных ресурсов и технологии с собственно человеческим потенциалом для достижения целей организации. Научный менеджмент, писал Ф.Тейлор, способствует развитию чувства товарищества, поскольку отношения людей в производстве — это уже не отношения хозяев и подчиненных, как в старых системах управления, а отношения взаимопомощи между друзьями, помогают друг другу выполнить ту работу, к которой каждый из них лучше подготовлен. С другой стороны, Тейлор подчеркивал, что движущая сила производительности труда — личная заинтересованность работника.

Ф.Тейлор рассматривал научный менеджмент как действенное оружие для сближения интересов всего персонала благодаря росту благосостояния рабочих и налаживанию более тесного их сотрудничества с хозяевами и администрацией в достижении производственных и экономических задач организации. Он считал, что для тех, кто воспринимать систему научного менеджмента в полном объеме, следствием будет устранение всех споров между сторонами, поскольку формирование «честного дневной выработки» рабочего будет предметом научного поиска вместо попыток мошенничества.

Тейлор описал особенности трудовых процессов на ряде промышленных предприятий и пришел к выводу, что основная причина низкой производительности труда скрытая в несовершенстве системы стимулирования работников. Поэтому первое, с чего он начал — это разработал систему материальных стимулов, «прогрессивную» систему оплаты. Вознаграждение Тейлор представлял не только как денежное выражение. Он советовал предпринимателям идти на уступки рабочим, поскольку это также награда (столовые, детские сады, вечерние курсы и т.д.). Тейлор показал, если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время он сделает в 3-4 раза больше, чем при обычном порядке работы.

«Система Тейлора» в отношении заработной платы означала:

— Заработная плата платится человеку, а не месту;

— Установление расценок должно основываться на точных знаниях, а не на догадках;

— Расценки, основанные на точных знаниях, должны быть едиными;

— Благодаря таким расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно:

— Такая заработная плата создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

b своих исследований и экспериментов Ф.Тейлор вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системы. Тейлором были сформированы 4 основных принципа научного управления трудом:

— Замена грубопрактичних методов труда глибоконауковимы (изучение траектории движений, организация рабочих мест и т.д.);

— Отбор и обучение (инструктажи, напрацюваннн навыков и их закрепление)

— Налаживание сотрудничества;

— Четкое разграничение функций между администрацией и рабочими.

Существенным вкладом Ф.Тейлора в теорию менеджмента было отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Применение системы Тейлора требовало новой организации управления, новых обязанностей управляющих. Главным здесь была замена чисто линейной, «военной» организации прямого подчинения функциональной. Особое значение придавалось функции планирования. Тейлор говорил, что завод должен управляться не столько директором-распорядителем, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы во всяком случае в теории завод мог работать без помех даже в том случае, если директор-распорядитель, управляющий и их помощники, которые не входят в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца.

Основными задачами администрации, по мнению Ф.Тейлора, являются:

1) разработать научными методами каждый элемент работы вместо использования примитивных эмпирических методов;

2) на научной основе осуществлять отбор, обучение и развитие работников, тогда как в прошлом они самостоятельно выбирали себе работу и го-тувалися к ней, как могли;

3) сочетать рабочих и науку воедино, обеспечить дружное сотрудничество с людьми для выполнения работы в соответствии с разработанными научных принципов;

4) обеспечить более строгий разделение труда между рабочими и менеджерами, чтобы на стороне первого концентрировалась исполнительская работа, а на стороне вторых — распорядительство и надзор. Благодаря этим мерам, по Ф.Тейлора, субъективизм старых методов управления заменяется «научной логикой» правил, законов и формул.

Система Тейлора, конечно, не освобождена от недостатков. Один из них-ослабление единоначальства. И даже в таком виде она давала прекрасные результаты.

Ф. Тейлор оставил после себя солидное творческое наследие, прославивший его имя. Среди его творчества наиболее известны книги «Сдельная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

Последователями Тейлора были супруги Фрэнк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972), которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения производства продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Результаты своей работы они изложили в книгах «Изучение движений» (1911) и «Психология управления» (1916). В этих работах подчеркивалась важность связи между наукой управления и данным социологических и психологических исследований.

Используя свое изобретение (микрохронометром), Гилбрет могли анализировать отдельные трудовые движения, точно определять, сколько времени необходимо для выполнения операции (хронометраж). Кроме того, они пошли дальше и смогли систематизировать все движения человеческой руки и разбить их на 17 элементарных движений (например, такие как «захват», «содержание», «установка»), которые они назвали терблигамы (фамилия Гилбрет, прочитанное в обратном порядке). Эти идеи оказались полезными для всех отраслей промышленности. Так, изучая приемы кладки кирпича Ф.Гилбрет сократил количество движений и сконструировал специальные устройства и в результате рабочий стал заключать в час 350 кирпичей вместо 120.

Гилбрет считали, что национальное благосостояние зависит от индивидуальной образованности работников, от их знаний и способности вносить вклад в общественное богатство. Чтобы быть прибыльной, всякая производственная деятельность должна планироваться и управляться, за ней должны стоять способности, опыт и знания управленцев. Заслуги Гилбрет: требования детального изучения движений и широкое внедрение в практику менеджмента измерительных методов и инструментов. Книги Ф.Гильбрета «Азбука научной организации труда и

предприятий «и» Изучение движений «несколько раз издавались в СССР в 1924-1931 pp.

Однако, в своих исследованиях Тейлор и Гилбрет не учли одного очень важного аспекта работы — человеческой психологии. Поэтому, несмотря на большие достижения предложенной ими организации труда, она была подвергнута критике их последователями.

Последователями Ф.Тейлора были также Генри Гантт, Харрингтон Эмерсон, Генри Форд.

По вкладу в научный менеджмент Г.Ганта, то его книги «Труд и доход» (1910 p.), «Промышленное производство» (1916 p.), «Организация труда» (1919р.) характеризуют осознание им ведущей роли человеческого фактора в промышленности и уверенность в том, что рабочему и должна быть предоставлена возможность найти в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. «ГЗ всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора» — это слова Г.Ганта. Широко известны «графики Ганта», используемые в оперативном управлении. Интересны и исследования Ганта социальных аспектов бизнеса и менеджмента.

Существенный вклад в теорию и практику управления был сделан инженером-механиком Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), получивший образование в Германии и работал в США. Ему принадлежат важные открытия принципов повышения производительности труда. Сегодня, при переходе к экономическим, демократическим методам руководства народным хозяйством, очень полезными будут мысли Эмерсона об организации системы управления на предприятии. Тип организации, который существовал до этого, можно назвать командный, бюрократический том, что он создан не для рационального производства, а для удобства работы управленческого аппарата. Эмерсон говорил, что необходимо перевернуть весь административный цикл. Поднимаясь вверх по административным ступеням, мы убеждаемся, что это существует не для удовлетворения тех, кто работает ниже. Мастер делает на заводе не для того, чтобы снять ответственность с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими для обслуживания. Мы лишь сегодня можем по-настоящему оценить глубину и разумность этих слов: переход к экономическим методам управления подводит нас к пониманию этой простой истины, что не производство должно подстраиваться к управлению, а наоборот, управление должно обслуживать производство. В этом его смысл и пользу.

Г. Эмерсон (1853-1931) разработал принципы повышения эффективности не только производственного труда, но и любой деятельности человека: в государственном управлении, во внешней политике, в военном деле, на транспорте и в домашнем хозяйстве. Вот они — его 12 знаменитых принципов продуктивнсти труда, актуальные и сегодня:

1. Четко поставленные цели.

2. Здравый смысл. Эмерсон говорил, что «всюду и везде мы видим одну и ту же манию тоннажа, а вместе с ней — систематическое перегрузки заводов машинами, постоянное раздувание штатов и мотовство материалов. Мы постоянно вкладываем в дело больше капитала, чем нужно. На нас действуют не организация и умение, а только инвентарь ».

3. Компетентная консультация. Речь идет о необходимости постоянного совершенствования управления, целеустремленности, выгоду привлечения к этому непростому делу специалистов, профессионалов.

4. Дисциплина. Она требует прежде четкой регламентации деятельности, когда каждый точно знает свои обязанности, и осознает, за что, как и кем он может быть наказан или поощрен, когда действует быстрый, полный и точный учет и контроль, когда исключена произвол и все равны перед законом.

5. Справедливое отношение к персоналу. Это тот самый рожденный в наши дни принцип социальной справедливости: «Лучше работаешь — лучше живешь».

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Говоря современным языком, это принцип обратной связи. Неправильный учет, нарушение обратной связи ведет к сбоям в работе системы управления. Попробуйте пройти 10 метров с закрытыми глазами и Вы в этом убедитесь.

7. Диспетчеризация. Именно она позволяет слова плана превратить в реальные дела производства. Очень интересно следующее замечание Эмерсона, что лучше диспетчеруваты хотя бы несплановану работу, чем планировать работу, не диспетчеруючы ее.

8. Нормы и расписание. Здесь раскрывается мысль о том, что высокие результаты в труде достигаются не повышением, а сокращением усилий. На первый взгляд, это звучит парадоксально. Как правило, не дают высокого конечного результата и максимальные обороты станка, работа человека на пределе его возможностей. Главное — знать все резервы производительности, умело реализовать их и избегать неоправданных затрат труда, материалов и энергии.

9. Нормализация условий. Речь идет о том, чтобы создать такие условия работы, при которых возможности человека будут раскрываться наилучшим образом. Главное — не человека приспособить к машине, к производству, а наоборот, создать такие машины и механизмы, такие технологи, которые дали бы возможность человеку за то же время производить больше и лучше. Эта мысль перекликается с ключевой идеей об ускорении НТП как главного рычага повышения производительности труда. 10. Нормирование операций. Обращается внимание как на необходимость стандартизации способов выполнения операций, так и на регламентирование времени на каждый из этих способов.

11. Письменные стандартные инструкции. ! Снует мысль, которая пропагандируется с большим пафосом, но есть совсем неграмотным, якобы стандартные инструкции убивают в рабочему инициативу, превращают его в автомат. Если вспомнить о том, как летает воробей, или бегает по дереву белка, то кажется, что ступени тоже убивают инициативу у человека, которая спускается с шестого этажа.

«Я предпочитаю ограниченности, здравому смыслу, удобства и безопасности ступенек. Работать самым быстрым и легким способом — это значит сокращать усилия, не снижая результатов, и освобождать мозг для высшей инициативы, для изобретений и разработки еще лучших способов ».

12. Вознаграждение за производительность. Эмерсон предлагал свою систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное рабочим, так и его умение, которое проявляется в качестве работы.

Г.Емерсон разработал штабную организацию аппарата управления.

Подчеркивая роль правильной организации и научных принципов управления, Г.Емерсон отмечал: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы они действовали в одном и том же направлении, то результаты получили бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной «.

Дальнейшую реализацию и развитие идеи Тейлора получили в начале XX века на предприятиях крупного американского капиталиста Генри Форда.

Напомним, что организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:

1. Строгая, построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых — изготовление автомобиля. Все части и этапы производства управлялись из одного центра.

2. Массовое производство, которое обеспечивало наименее возможную стоимость изделий, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль.

3. Развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних затрат переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели.

4. Конвейер с глубоким разделением труда, который делится на сотни и тысячи мелких операций. Это позволило сделать производство непрерывным, массовым и, вместе с тем, дешевым. Работа на таком потоке не нуждалась высокой квалификации

5. Постоянное совершенствование управления производством.

Эти идеи единства управления производством, их объединениями, крупного масштаба кооперации, массового производства, стандартизации, конвейерной системы разделения труда, постоянного совершенствования управления нужны нам и сегодня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сшить бандану для мужчины своими руками выкройки пошаговая инструкция
  • Руководство по техническому обслуживанию самолетов
  • Крем маска для лица чистая линия инструкция по применению
  • 5нтп купить инструкция по применению таблетки
  • Рене декарт правила для руководства ума кратко