Отношение руководства к фильму веселые ребята

У режиссера Григория Александрова были хорошие учителя. И не просто хорошие, а легендарные: свои первые шаги в кино Григорий Васильевич делал под руководством самого Сергея Эйзенштейна, был ассистентом великого режиссера на съемках «Броненосец Потемкин», а после, в 1929—1932 годах вместе со своим учителем колесил по миру, изучая опыт зарубежного кинопроизводства.  В ходе этой поездки будущий режиссер побывал на съемках первого немецкого звукового фильма «Голубой ангел» режиссера Джозефа Штернберга, познакомился с Чарли Чаплиным и Уолтом Диснеем.

Кадр из фильма "Веселые ребята"

Кадр из фильма «Веселые ребята». Фото: ru.wikipedia.org

Неудивительно поэтому, что свой первый фильм в 1932 году он снял в лучших традициях Голливуда: легендарное кино «Веселые ребята», где в главных ролях снялись Любовь Орлова и Леонид Утесов, было построено на сочетании приемов оперетты и мюзик-холла и эксцентрических и цирковых трюков. Во многом стилю, в котором был снят фильм, способствовала мечта тогдашнего руководителя киноглавка Советского Союза Бориса Шумяцкого построить «советский Голливуд», ведь именно Шумяцкий стал инициатором создания «Веселых ребят». Александров много перенял у Запада, в частности у Уолта Диснея: сначала была записана фонограмма, а потом под фонограмму снималось действие.

Сценарий, который впервые был озвучен на сцене Дома ученых и назывался «Джаз-комедия», написали Владимир Масс и Николай Эрдман, да и сам Александров принимал активное участие в создании.

фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины

Сейчас уже трудно в это поверить, но ведь фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины. Осенью 1934 года, когда фильм был уже закончен, над первым детищем Григория Александрова нависла угроза: в интервью газете «Правда» нарком просвещения Андрей Бубнов резко раскритиковал «Веселых ребят». Впрочем, официальная критика встретила фильм тоже достаточно негативно: рисовали множество карикатур, сравнивали кино с популярным тогда фильмом «Чапаев», «Литературная газета» уничижительно отзывалась об этой «голливудской истории про Золушку».

Во многом негативное отношение к фильму было связано с арестом сценариста Николая Эрдмана прямо во время съемок «Веселых ребят» в Гаграх в 1933 году, вместе с ним арестовали и Владимира Масса. Поводом для арестов были басни их сочинения, которые для того времени были слишком «острыми». Из титров фильма фамилии сценаристов пришлось убрать.

Григорий Александров и Любовь Орлова у мавзолея Ленина, 7 ноября 1935 года

Григорий Александров и Любовь Орлова у мавзолея Ленина, 7 ноября 1935 г. Фото: ru.wikipedia.org

Впервые фильм показали на подмосковной даче Алексея Максимовича Горького еще под названием «Джаз-комедия»: на премьеру пригласили всю округу, включая местных деревенских ребят, один из которых и воскликнул, когда пошли финальные титры: «Веселые ребята!» Так фильм и получил свое название.

Тот же Горький, когда на фильм начались гонения, вступился за дебютную работу Александрова и организовал просмотр фильма для членов Политбюро ЦК ВКП(б). Заслугой Горького являлось и то, что одобрение Иосифа Сталина фильм в конце концов получил, и это стало началом его долгого звездного пути.

О советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята»

«Веселые ребята» стали «путевкой в творческую жизнь» не только Александрову и Любови Орловой: именно с этого фильма началась звездная судьба композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача, да и в целом о советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята», купленному для демонстрации многими странами после того, как его показали на Втором международном кинофестивале в Венеции.

О фильме писала «Нью-Йорк Таймс»:

«Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь… Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней»

Чарли Чаплин говорил о том, что именно Александров «открыл для Америки новую Россию».

Однако не всем создателям фильма довелось ощутить вкус такой грандиозной творческой победы.

Владимир Нильсен

Владимир Нильсен. Фото: ru.wikipedia.org

Оператор не только этого александровского фильма, но и всех его комедий, Владимир Семенович Нильсен после того, как на экраны вышла «Волга-Волга», был арестован и расстрелян. Ему припомнили поездки в США и в Европу перенимать опыт западных кинематографистов и обвинили в шпионаже, правда, в 1956 году реабилитировали посмертно. Это был очень талантливый человек, ищущий, его даже язык не поворачивается назвать просто «оператором»: Нильсен придумывал трюки, активно работал над сценарием, выдумывал целые эпизоды, и, кстати, знаменитую заставку «в картине не участвуют» к фильму «Веселые ребята» придумал именно он.

Тому самому Борису Шумяцкому, мечтавшему построить «советский Голливуд», его мечты тоже вышли боком: вместе с оператором Нильсеном его расстреляли в 1938 году по обвинению в шпионаже.

А фильм Григория Александрова «Веселые ребята» стараниями Горького и Сталина продолжает жить.


Советское довоенное кино — это средоточие самых безумных экспериментов, чаще всего неудачных. Революция, взмешав общество и подняв всю муть, словно бы высвободила демонов у фриков разных мастей. 

В результате авторы словно бы соревновались в вычурности, доходящей до бреда, и революционности, доходящей до абсурда. Особенно в чести стала близость образов, сюжетов и их исполнения к самому простому (упрощённому) народу — к маргиналам, которые были объявлены гегемоном революции. Клим Чугункин, не будь он литературным героем, стал бы самым что ни на есть центральным выразителем революционной души. Именно для него и предназначались довоенные советские фильмы.

Это уже после войны, в 50-х, фильмы станут для нормальных людей и о нормальных (преимущественно) людях. В них будут нормальные актёры играть нормальные роли, демонстрировать нормальные образы в нормальных сюжетах. Но до этого ещё далеко. Нынче 1934 и перед нами картина «Весёлые ребята».

Снята она по канонам американских джазовых мюзиклов. Это заметно даже по «титрам», где перечисляются известные американцы. Таковых мюзиклов в 30-х выходило немало. Большая их часть закономерно оказывалась проходными лентами, а некоторые, такие как «Серенада солнечной долины» («Moonlight Serensde”) стали классикой мирового кинематографа.

Но у нас не мудрствовали лукаво и резким, сильным движением натянули джаз-мюзикл на утированно-простонародный, гротескно-быдляцкий глобус. Мюзикл, не выдержав напряжения, местами лопнул, разумеется, и из него полилась маргинальная субстанция. Много маргинальной субстанции налилось. Ну просто когда образы отыгрывали…

Начинается всё с того, что одетый в шкуру, совершенно нелепый мужик в виде Леонида Утёсова (Костя) с лихой физиономией гонит скотину по деревне. Он пастух. Костя играет на дудке и распевает песню. Его сопровождает целый отряд босяков с разными инструментами: от гармошки до трещотки. Они играют, а он поёт всем известный «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…»). Песня сама по себе примечательная. В ней были строки «Так будь здорова, гражданка корова, // Счастливый путь, уважаемый бугай!». На определённом этапе авторы поняли, что это уж совсем тупо, низводит кинематограф до уровня навоза позади катуха и переделали куплет под окончание «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».

Что интересно, этот трэш перемежается с вполне нормальными, забавными эпизодами, например игра по птичкам как по нотам.

Костю, который учится скрипке у преподавателя, замечают за игрой отдыхающие на море. Они решают, что это недавно приехавший в город всемирно известный дирижёр Фраскини. Молодая кокетка Елена, которая отдыхает тут со своей матерью, решает склеить звезду и принимается соблазнять Костю. В ответ на фразу «Будем знакомы» Костя начинает дебильно ржать, корча при этом глупые рожи. С чего такая неадекватная реакция — неизвестно. Перед нами неадекватный человек? Вроде нет. Авторы хотя показать Костю имбецилом? Да ладно, он главгерой, на которого нужно равняться. Оказывается, ему в трусы залезла рыба. Блин, ну это юмор вокруг ширинки на уровне тупых молодёжных комедий типа «Американского пирога». Которые не то что классика, а даже среди молодёжных комедий считаются туповатыми и слишком пошлыми. За кого авторы фильма держат зрителя? За озабоченного подростка? За олигофрена, который ржёт над словом «задница»? А настоящий Франскини вырывает из-под него халат, и костя падает рожей на камни. «Ах какая женщина!» — бух! — «Убиться можно!» (к роже прилипли камни). Да уж……. Йумор.. Смишнявки.

Елена называет себя певицей: хотя голоса у неё нет, она упорно тренируется, пья сырые яйца. А есть голос у их домоработница Анюты, коей Елена завидует. Костя идёт по приглашению в дом к Елене, где в честь этого готовят застолье. Перед этим он еле-еле заталкивает скотину за ворота, в стойло. Бык разваливает ворота, Костя ведёт его за собой к дому Елены и привязывает на длинную верёвку к статуе. Бык то и дело валяет статую, Костя то и дело её ловит, вводя публику в недоумение. При этом он ещё отмачивает весьма примитивные шутки. Ощущение неловкости начинается уже здесь, и в дальнейшем оно будет только усиливаться. Поняв ненадёжность статуи как столба для быка, Костя цепляет верёвку к поясу и оказывается привязанным к этому быку. Можно было бы пошутить: «К кому вы испытываете наибольшую привязанность? — к быку!». Шутка была бы в тему и не выбивалась бы из ряда. Такая же примитивная.

Крайне примитивный юмор — особенность довоенных комедий. Причину угадать непросто. То ли авторы снимали свои фильмы для самой приземлённой части общества. То ли считали всех своих зрителей недалёкими дегенератами. То ли на что-то более умное не хватало собственных мозгов. Но юмор «Весёлых ребят» это даже не петросянство, а дурацкое кривляние и весьма примитивные остроты.

Блин, шутка насчёт привязанности действительно прозвучала…….. Ох жеж… Только ещё тупее. Присовокупили шутку над задницей. Бивис и Баттхед завидуют.

Бык, убегая, тянет Костю к себе, тот как по рельсам уезжает чёрте куда в самые неподходящие моменты. Костю просят сыграть, он достаёт дудочку, скотный двор слышит знакомые звуки и бежит на них. Врывается в особняк, устраивая тарарам. Жрут, пьют, ходят по столу. Набуханный мохнатый поросёнок, больше напоминающий пуделя, делает переполох.

На фоне всего этого выясняется, кто Костя вовсе не Фраскини. Его выгоняют.

Проходит месяц. Костя стоит у московского Мюзик-холла, где вот-вот начнётся выступление симфонического оркестра Фраскини. Дурацким образом профукав свои вещи, Костя попадает внутрь Мюзик-холла. Фраскини нет, некому дирижировать. Убегая от сотрудников мьюзик-холла, Костя оказывается как раз на дирижёрском месте. Начинает махать руками, отряхиваться, делать разные жесты, бегать туда-сюда музыканты принимают это за дирижирование. Надо сказать, вторжение скота в особняк и это вот дирижирование вполне в духе комедий Чарли Чаплина. Такая смеховая стилистика вообще характерна для немых комедий начала 30-х. Сейчас это выглядит странновато, но в качестве рерайта вполне себе. Но ведь комедии Чаплина и джаз-мюзиклы — это же стилистически совсем разные вещи! Об этом поговорим чуть позже.

Костя ретируется от преследователей через окно, где его подхватывают участники джаз-банда: они увидели его на сцене и захотели иметь в своём «музыкальном коллективе «Дружба». Играют они какой-то отстой, который ни на джаз, ни даже на симфо-джаз, модный в начале 30-х, никак не похож. Больше напоминает весёлые кабаре-музычки для канкана. Музыканты — настоящие психопаты: уже через три минуты репетиции они орут друг на друга, бьют инструментами друг по другу и друг друга этими же инструментами, швыряют друг друга об пол, вытирают рукавами сопли, сопровождая собственные действия дебильными репликами. Выглядит это всё так пьяная потасовка в дешёвом кабаке. В результате они побили все инструменты, порвали одежду друг на друге, расквасили все имеющиеся в наличии морды, причём некоторыми из них (мордами) играли на рояле. Нанеся друг другу черепно-мозговые и другие ушибленные травмы, все попадали без чувств. Мне вот интересно: если они такие психованные, то как они репетировали до этого? Ведь повод для ссоры найдётся абсолютно всегда! Или это обычная для данного ансамбля репетиция? В общем, если это было сделано для юмора, а не по тупости, то эпизод совершенно неправдоподобный и попросту дебильный.

В конце сцены сообщают, что эта шатия тренировалась, дабы играть… в Большом Театре. В Большом, Карл! На главной сцене страны! Эти быдлорожие босяки — не в кабаке для подгулявших артельщиков, даже не в художественной самодеятельности! А в Большом Театре! Это всерьёз сейчас было??

Поскольку эти буйнопомешанные идиоты уже не могут репетировать в общаге, где устроили трэш, угар и содомию, Костя решил влиться в ритуальные услуги. Ходить за катафалками и играть реквиемы, иногда преображая их в канкан. И вот эти убитые, совершенно криминального вида рожи ходят за гробом. Вечером уже выступление! Садятся в катафалки, и прямо так, в порванной одежде и с синяками на харях едут играть в Большой.

Дебильные, криминальные, разбитые рожи крупным планом — основной видеоряд фильма. Это лицо советского джаза. Можно было бы, как и чуть выше, провести параллели с фильмами Чаплина и др. Но увы. Это немного другой жанр. Немые комедии создавались на простых сюжетах о повседневной, понятной простому зрителю жизни и мюзиклами не были. Они больше походили на цирковые номера с клоунами, которые то и дело падают, попадают впросак. В таких фильмах всё зависело от мимики и пантомимики главного комика картины и пары-тройки второстепенных. Проще говоря: насколько смешно он кривляется.

Джазовый мюзикл же имел совсем другую структуру — как раз такую, как «Весёлые ребята». Он почти всегда был о самих музыкантах, об их жизни, выступлениях, роли их музыки в их собственной жизни и судьбе. Это уже были звуковые фильмы, где мимика, пантомимика (читай — кривляние) уже не требовались. Наоборот, они стали лишними. Персонажи там прилично себя ведут, хорошо одеты, достойно выглядят. Пример: фильмы «Золотоискатели» (1933), «Цилиндр» (1935), «Свинг-тайм» (1936). Фильмы обычные, средние, но выглядят достойно, нет ощущения постоянной нелепости происходящего на экране. Это как раз ровесники «Весёлых ребят». Советский фильм — так сказать «наш ответ Чемберлену». Ну и конечно великолепная, вышедшая на 6 лет позже, «Серенада солнечной долины», а также в том же 1940 году выпущенная картина «Играйте музыканты». Не сравнить! Наш ответ опять оподливился. Расквашенные морды с выбитыми зубами во весь экран, порванные портки на сцене Большого Театра — срамота! Срамота, срамота, срамота. Уровень пьяного, лежащего у дверей кабака и завывающего страдания. Обезьяничают они, а стыдно тебе.

В Большом Театре градус нелепости и бреда нарастает. Из инструментов на сцене льются фонтаны воды. Костя изображает, будто плывёт. Полуголые избитые мужики в подштаниках начинают играть на губах. Бе-бе-бе, ду-ду-ду, парам-пам-пам. На сцене Большого Театра, да. Главной сцене страны, агась. К ним присоединяется ужратый в дупель кучер катафалка и прямо на сцене во время «выступления» начинает требовать с ансамбля 30 рублей за поездку. Прямо при полном зале, в котором полно иностранных амбассадоров, и возможно даже при самом товарище Сталине. Почему он не приказал их тут же расстрелять — не знаю. Этот сюр, лютый абсурд смотрится весьма органично с тем, что уже там происходит. То есть ты понимаешь, что хуже быть не может, и если прямо вот щас там материализуются Пахом и Братишка со своим репертуаром, то хуже уже не будет, ибо некуда. Сильнее бредить просто невозможно. Ну и «Тюх-тюх» как гимн дурацкого апофеоза.

«Весёлые ребята» — пожалуй, самый нелепый советский фильм, если не брать во внимание совсем экспериментальные короткометражные ленты 20-х гг. Среди массового полного метра — наверно самый дебильный.  


«Весёлые ребята» не только прославили Любовь Орлову, сделав её мировой звездой, но и создали благоприятный климат для развития комедий в стране и дали большой задел на будущее.

За несколько лет до появления этого мюзикла политбюро и правящее руководство Совкино сформировали и утвердили 5-ти летний план постановки лёгких музыкальных комедий, которые должны быть понятны простому народу и нести социальные ценности. В конце 20-х годов 20 века именно этот жанр был особенно востребован у зрителей, которые активно скупали билеты на сеансы старых американских музыкальных фильмов и на картины царского времени. С этим нужно было что-то делать и нести в массы идеи и ценности советской республики.

Стране нужны были новые, смелые режиссёры, способные с помощью кино вдохнуть жизнь в сценарии комедийного жанр. Вернувшись из США, молодому режиссёру Григорию Александрову, Борис Шумяцкий, руководитель Совкино, организовывает встречу со Сталиным на даче Горького, и после дружественной беседы, о приключениях русских кинематографистов в Америке, становится ясно, что Сталин неформально утвердил того, кто будет делать правильные народные фильмы. Хотя изначально режиссёром первого мюзикла должен быть мастер Сергей Эйзенштейн, но он отказался, а его Александров соглашается, что и послужило разрывом между ними. Тем не менее, в будущем Эйзенштейн помог своему ученику сделать эскизы нескольких сцен.


Эскиз Сергея Эйзенштейна к фильму «Весёлые ребята»

Леонид Утёсов также в 20-х годах жил и работал в Париже, изучал тренды и работы известных джазовых музыкантов того времени и, вернувшись обратно, создал оркестр «Теа-джаз», особенностью которого была не только игра музыкантов, но и театрализованное представление. Такие выступления ярко выделялись на фоне других музыкальных коллективов, у зрителей это вызывало восторг, а у конкурентов Утёсова зависть и осуждение «буржуазных танцулек». Не смотря на это Леонид работал и делал своё дело, что тоже было замечено Шумяцким. И именно на базе его нашумевшего музыкального спектакля «Музыкальный магазин», о жизни музыкантов, был создан литературный сценарий фильма, в котором Костя Потехин стал прообразом талантливого Утёсова.

До съёмок Любовь Орлова уже состоялась как певица и танцовщица в театре Немировича-Данченко. После выхода фильма окончательно прославилась не только в СССР, но и во всём мире. Ещё бы, «Весёлые ребята» по праву можно называть первым советским мюзиклом с лёгкими нотками политической сатиры, который показал простые человеческие отношения людей, связанные музыкой.

Творцам картины пришлось противостоять системе и заскорузлости мышления тех, кто противился запуску производства фильма, считая, что фильм должен нести верные ценности, а не быть просто комедией. Переломным моментом стала фраза Александрова, в которой он подчеркнул, что его задача как режиссёра делать простые и понятные народу комедии, что сочеталось с вектором партии. И картине был дан «зелёный свет».

Создатели фильма позаимствовали и доработали некоторые приёмы и комедийные сцены из американского кинематографа. В частности у студии Диснея были взяты варианты анимации, но из большинства анимационных нововведений в фильме оставили только птички-ноты на проводах и начальные титры, выполненные в классике американской анимации.


Заставка мюзикла «Весёлые ребята».

Стоит обратить особое внимание на то, какая кропотливая и гигантская работа была проведена до начала съёмок — например, первая сцена, хронометраж которой 4.5 минут, снималась в постоянном движении, с детьми и управляемым стадом животных, практически одним кадром с потрясающей игрой всех актёров, массовкой и яркой постановкой.


Фото со съёмки фильма.

По тем временам — это было верхом профессионализма. И это всё придумал и реализовал оператор-постановщик и самоучка Владимир Нильсен.

Он же продумывал многие сцены фильма как с технической, так и творческой стороны, тащил на себе производство.


Съёмочная площадка «Весёлые ребята».


И схема финальной сцены.

Сложно представить, на какие хитрости приходилось идти режиссёру и съёмочной группе, пастухам, актёрам, чтобы снять несколько сцен с животными. Известно, что самые «сложные» актёры — это дети и животные, если с первыми можно как-то договориться, то с последними крайне сложно. Коров, овец, поросят в сцене званого вечера поили настоящим, крепким алкоголем и всё для правдоподобия. Ну, а съёмки этого банкета проходили на даче известного российского медика Сергея Федорова (он первый в мире произвёл переливание крови).

К сожалению, большая сцена с утренним разбором полётов в колхозе, после пьяной выходки стада на даче, была вырезана из сценария в силу того, что авторы провели сатирические параллели между животными и людьми, которые тоже бедокурят, напиваются, портят имущество и тем самым подставляют начальство. Также была вырезана большая сложно-постановочная сцена полёта музыкальной группы на первом советском пассажирском самолёте «Максим Горький», но некоторые смешные элементы в последствии всё же реализованы в фильме «Волга-Волга».

После прочтения сценария Любовь влюбилась в проект, подписала контракт и уже начала готовиться к поездке на съёмки, но Немирович-Данченко отказался отпускать молодую актрису. Судьбоносную роль в кино-экспедиции сыграла Фаина Раневская, давшая силу принятия решения молодой и целеустремлённой актрисе.

Как часто бывает, на площадке между актрисой и режиссёром возникает творческо-личностные отношения. Так случилось и с режиссёром Григорием Александровым и Любовью Орловой, который стал её вторым мужем в 1933 году. К сожалению, Бог не дал ей детей.


Весёлые ребята были окрашены в Лос-Анжелесе по заказу Первого канала, премьера состоялась в 2010 году.

Если бы не Леонид Утёсов, который предложил сделать полный метр, фильм остался бы короткометражкой. Его идею поддержали, начали писать сценарий, первая версия которого имела очень простое и ёмкое название «Пастух», а рабочее название картины было «Джаз-комедия», предложенное Шумяцким. Сценарий был написал за рекордные 2 месяца. Рецензию первый драфт дали сотрудники «Комсомольской правды», некоторые эпатажные, провокационные сцены были удалены.

Картина также имела и другие названия «Весь мир смеётся», «Скрипач из Абрау», а отцом названия «Весёлые ребята» стал Максим Горький, который посмотрел фильм и дал своё положительное заключение, особенно он отметил прекрасную постановку сцены драки музыкантов и смелую сцену с гробом и катафалком, отметив, что американцы на такое ы не пошли. Вот так работа Сергея Эйзенштейна над эскизами была оценена писателем. Сталин также высоко оценил работу режиссёра и разрешил прокат фантастическим по тем временам тиражом 5 337 копий! Премьера состоялась в декабре 1934 года.

До официальной премьеры фильм показали на Венецианском фестивале и «ребята» стали первой советской джаз-комедией, представленной на фестивале, получившей призы, высокие оценки кинокритиков и простых зрителей.

См.также:

«Волга-Волга»

Григорий Александров: как сложилась личная жизнь знаменитого советского режиссёра

Любовь Орлова (фото)

Леонид Утёсов

Увидев совершенно голую актрису на экране, Сталин вынес свой вердикт. Елена Максимова

«Весёлые ребята» — первая полнометражная работа режиссёра Григория Александрова — ученика великого новатора Эйзенштейна. Эта кинолента 1934 года — простая, лёгкая комедия на все времена, незамысловатый сюжет которой известен практически каждому. В ней интересен режиссёрский подход, а также музыкальная составляющая, воплощённые благодаря композитору Исааку Дунаевскому и неподражаемому актёрскому дуэту Любови Орловой и Леонида Утёсова, сыгравших главные роли.

«Весёлыми ребятами» были в первую очередь члены самой съёмочной группы, которую собрал молодой, но амбициозный режиссёр Григорий Александров. Во время съёмок, большая часть которых проходила в Гаграх, случилось немало забавных моментов с участием как настоящих актёров, так и «массовки» из домашних животных, задействованных в одном из самых запоминающихся эпизодов, когда все они врываются в дом.

Примечательно, что некоторые животные действительно были в состоянии сильного алкогольного опьянения, и натурные съёмки вышли очень правдоподобными — всё благодаря смекалке режиссёра, которому пришлось пойти на всевозможные ухищрения, чтобы отснять материал. Например, здоровенного быка, выпившего около 10 л водки, пришлось усмирять всей съёмочной группой, подключили даже дрессировщика Дурова. Атмосфера в солнечных Гаграх была раскованной и дружелюбной, даже несмотря на трагедию, развернувшуюся прямо во время съёмок, связанную с авторами сценария картины, Николаем Эрдманом и Владимиром Массом — их прямо во время съёмок увезли сотрудники НКВД, вменив антисоветскую пропаганду. Впоследствии их имена исключили из титров, а их самих репрессировали.

Скриншот фильма.jpg

Любовь Орлова. Сцена из фильма «Весёлые ребята». (YouTube)

Чудеса монтажа Александров унаследовал от своего учителя Эйзенштейна — он применил панхроматическую пленку, позволившую сделать несколько наложений на передний план в эпизодах с Мюзик-холлом, Большим театром и поездкой на карете. Во время своих заграничных путешествий Александрова особенно впечатлил Голливуд — многое из того, что он там увидел, режиссёр в дальнейшем воплотил в «Весёлых ребятах».

Во-первых, сам жанр — лирическая комедия, юмор которой построен на использовании гэгов — комичных ситуаций с нелепыми падениями и преследованиями, отснятыми в ускоренном темпе. Заметно в картине и джазовое влияние — фильм пропитан эстетикой американского джаза 1920−1930-х. Находясь под впечатлением от только вошедших в моду помпезных мюзиклов голливудской фирмы MGM, Александров опередил собственного учителя, который хотел тоже снять музыкальную комедию, но так этого и не сделал.

Скриншот фильма.jpg

Выступление оркестра. Сцена из фильма «Весёлые ребята». (YouTube)

В 1934 году соцреализм начал осваивать лёгкий жанр музыкальной комедии. Александров становится одним из первых, кто дал советскому зрителю новый и понятный всем и каждому формат кино. Говорят, Сталин очень любил этот фильм и дал зелёный свет для других кинолент режиссера («Цирк», «Волга-Волга» и другие). «Очень весёлая картина, я как будто месяц в отпуске провёл. Будет полезно показать её всем рабочим и колхозникам. Это то, что надо», — заявил Сталин после просмотра.

После премьеры фильма песни из «Весёлых ребят» регулярно включают в музыкальные программы и передают по советскому радио, а никому до этого не известная актриса Любовь Орлова становится советской Марлен Дитрих. С ней, кстати, Александров связал свою судьбу, женившись и сделав её своей главной актрисой до конца режиссёрской карьеры. Даже когда ему позднее рекомендовали либо сменить амплуа в соответствии с её возрастом, либо выбрать другую, более молодую актрису для новых картин, он оставался непреклонен.

Скриншот фильма.jpg

Утёсов и Орлова. Сцена из фильма «Весёлые ребята». (YouTube)

Кстати, мотив для заглавной мелодии Дунаевскому подсказал Александров, вдохновлённый после американского тура народной мексиканской песней времён революции 1910−1920-х «La Adelita». А композиция «Сердце» была написана специально для Утёсова ещё до появления фильма. Первый просмотр отснятой картины с рабочим названием «Джаз-комедия» проходил на подмосковной даче Максима Горького. По одной из версий, именно там фильм и получил своё привычное название. Во время открытого просмотра один из зрителей восторженно воскликнул: «Весёлые ребята!» и, сам того не ведая, определил судьбу названия. По другой версии, с названием картины помог лично Сталин.

Скриншот фильма.jpg

Сцена из фильма «Весёлые ребята». (YouTube)

Можно сколько угодно упрекать в сентиментальности и чрезмерной простоте создателя «Весёлых ребят» Александрова, но своё место в истории отечественного кино он однозначно занял. Он не пошёл по стопам своего учителя, но внял его урокам киномастерства и воплотил в непростой советской действительности смелый кинопроект, заложив уникальный музыкально-комедийный жанр.

Не веселые против веселых («Веселые ребята»)

Не веселые против веселых

(«Веселые ребята»)

Этот фильм Григория Александрова уже давно признан классикой советского кинематографа. Однако на момент выхода ленты на экраны страны (поздняя осень 1934 года) у него имелась масса противников из числа высоколобой аудитории, которая видела в нем все что угодно, но только не шедевр. Такого количества отрицательных рецензий, обрушившихся на «Веселых ребят» в советской прессе, не знал до этого ни один тогдашний фильм. Причем эти претензии росли, словно снежный ком, по мере того как фильм завоевывал все больше сторонников среди простого народа, а также за рубежом. Например, на Международной киновыставке в Венеции в 1934 году картина была удостоена сразу двух призов: за режиссуру и музыку. Не остались обделенными по части наград и создатели ленты: в частности, Григорий Александров был удостоен боевого ордена Красной Звезды, как писали газеты, «за храбрость в победе над трудностями кинокомедии».

В чем же обвиняли картину ее хулители? Главная их претензия: мол, это кино подражает второсортным голливудским джаз-ревю, которых режиссер Александров насмотрелся в Америке (он был там в 1929–1930 годах). Среди других обвинений, звучащих в адрес фильма, были и такие: пошлость (дескать, шутки фильма попахивают дурным вкусом), бездушие (дескать, на съемках мучили животных), плагиат (дескать, композитор Исаак Дунаевский передрал музыку у мексиканцев). В авангарде этой кампании выступала «Литературная газета» – средоточие в те годы самой высоколобой и эстетской публики. Чтобы нынешнему читателю стала понятна суть претензий к фильму, сошлюсь на публикацию «ЛГ» от 28 февраля 1935 года. Известный поэт Александр Безыменский в заметке с хлестким названием «Караул! Грабят!» писал следующее:

«Какой ужас! На экране демонстрируют фильм „Вива Вилья“ (эта демонстрация проходила в рамках I Московского Международного кинофестиваля. – Ф. Р.), проходят трагические кадры восстания пеонов, а публика фестиваля смеется! Шумит, проклятая! Аплодирует, гадюка!

Что? Как? Почему?

Я не смеялся. Я не шумел. Я не аплодировал в этот миг. Передо мной совершалось преступление. Необычайное. Титаническое. Сердце камнем. Руки врозь. Волосы дыбом.

Караул! Грабят!

Мексиканские крестьяне… пели марш из «Веселых ребят».

До смеху ли тут?

Не успели оркестранты коллектива «Дружба» подраться как следует, а песню американцы уже сперли.

Не успел режиссер выдумать еще одной теории необязательности здравого смысла в комедиях, а песню уже стащили, сбондили, слямзили, словчили.

Тов. Дунаевский! Тов. Александров! Почему же вы спите? Единственное, что есть хорошего в вашем плохом фильме, это – музыка. А ее похитили…

Восстаньте!

Забудем, что шествие пастуха Кости в «Веселых ребятах» более чем напоминает вступительную панораму из фильма «Конгресс танцует», что в картине «Воинственные скворцы» тоже стреляют из лука чем-то похожим на кларнет, что очень многие буржуазные ревю в кино «похожи».

Это все мелочи.

Музыку похитили. Протестуйте! Единственную ценность стянули. Боритесь!

Некоторые шутники утверждают, что это ВЫ сперли музыку из «Вива Вилья». Говорят даже, будто т. Александров, побывав за границей и, в частности, в Мексике (имея к тому же недурной музыкальный слух), напел кое-что т. Дунаевскому, в результате чего появилась музыка марша.

Я против «Веселых ребят». Но что касается музыки в этом фильме – я заинтересован не менее, чем вы.

Я волнуюсь.

Я нервничаю.

А что если шутники правы?»

В той кампании против «Литературки» и ряда других газет, нападавших на фильм, выступили только два газетных издания: «Комсомольская правда» и «Кино». Между тем у хулителей картины сторонников было куда больше, включая и зарубежных (например, ряд французских изданий, которые тоже раскритиковали «Веселых ребят» в пух и прах). Та же «Литературная газета» в начале того же 35-го писала:

«Создав дикую помесь пастушеской пасторали с американским боевиком, авторы думали, что честно выполняли социальный заказ на смех. А ведь это, товарищи, издевательство над зрителем, над искусством… И на страницах газеты (намек на „Комсомольскую правду“. – Ф. Р.) рядом с пахнущими порохом и кровью заметками международной информации, рядом с сообщениями ТАСС, заставляющими вечерком достать из дальнего ящика наган и заново его перечистить и смазать, щебечут лирические птички…»

Отметим, что очень скоро (через 7 лет) этот наган пригодится всему советскому народу, когда фашистские полчища вторгнутся на территорию СССР. Однако вместе с наганом народу понадобятся и «Веселые ребята», которые на фронте и в тылу станут одним из самых любимых зрелищ, помогающих людям не только на полтора часа забыть об ужасах войны, но и вдохновляющих их на подвиг во имя своей Родины.

Кстати, психотерапевтическую и идеологическую начинку этого фильма раньше всех понял Сталин. Он с первого же просмотра «Веселых ребят» настолько влюбился в них, что потом смотрел ленту еще несколько раз. Во время одного из таких просмотров он с восхищением произнес: «Вот здорово продумано. А у нас мудрят и ищут нового в мрачных „восстановлениях“, „перековках“. Я не против художественной разработки этих проблем. Наоборот. Но дайте так, чтобы было радостно, бодро и весело… Картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали такое ощущение – точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие».

Именно Сталин дал команду идеологам «закруглить» дискуссию вокруг «Веселых ребят». В итоге 12 марта 1935 года на страницах главной газеты страны «Правда» появилась весьма благожелательная заметка о фильме, ставящая целью примирить его сторонников и хулителей. В ней отмечалось, что «Веселые ребята» – это первый крупный шаг в «попытке широко использовать американское мастерство веселого трюка», что «картина не свободна от недостатков», и в первую очередь «из-за отсутствия сюжета», что, «несмотря на талант постановщика, несмотря на превосходную игру артистки Орловой и мастерство оператора Нильсена, трюк наглядно обнаружил свои сильные и слабые стороны», что «мюзик-холл на экране – веселое и занятное зрелище, но надо давать его в меру».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Дело Веселых Трансвеститов

Дело Веселых Трансвеститов
28 апреля 1870 года две очаровательные барышни, прозывавшиеся леди Стелла Клинтон и мисс Фанни Уинифред Парк, посетили театр Стрэнд. Обе были наряжены в вечерние платья. После представления Фанни понадобилось поправить оборки на нижней юбке и она

Веселые времена

Веселые времена
Я уже упоминал о Южнороссийской стачке. Но я рассказывал, как обстояло дело на западе страны — а ведь на востоке тоже было не скучно.Стачка началась в июне 1903 года в Баку. Это был своеобразный город — один из крупнейших российских промышленных центров, в

4. Веселые картинки

4. Веселые картинки

История учит, что все люди и все народы без исключения брались за ум не раньше, чем испробовав все другие альтернативы.
А.Эбан
Каждому ясно, что стриптиз предполагает появление хотя бы одной симпатичной обнаженной девушки. Наша девушка происходит из

Юдзё «веселых кварталов»

Юдзё «веселых кварталов»
В средневековой Японии отцы благополучных семей не отдавали дочерей в проститутки. Тем не менее, проституция не считалась грехом или особо презренным занятием и проститутки не осуждались обществом и духовенством. В этом отношении Япония

Ребята

Ребята
Новость — «дядя Боб вернулся» — мгновенно разнеслась по скаутским рядам… Через несколько часов в маленькой комнатке Тани, за столом с уютно шумящим самоваром собрались все наши старшие скауты.Многих уже не оказалось в городе. Они вместе со своими семьями

Тщательней надо, ребята! Памфлет

Тщательней надо, ребята!
Памфлет
 Люблю наш народ. Он даже меня (обычного прозаика, публициста и самозваного историка) никогда без работы (куска хлеба) не оставит. А уж юмористы-сатирики должны нашему народу каждый день ноги мыть и ту воду пить вместо шампанского.Где еще

ВЕСЕЛЫЕ… ПОХОРОНЫ

ВЕСЕЛЫЕ… ПОХОРОНЫ

Кавалеры Пробки

В первой четверти XIX столетия в петербургском высшем обществе был весьма популярен морской офицер Иван Петрович Бунин, о котором говорили, что он «неустанный создатель и участник удовольствий, но постоянный враг своим деньгам».

В

Будем жить, ребята!

Будем жить, ребята!
Вот это уже был, действительно, удар. Но далеко не финал, что все прекрасно понимали. Сразу после «победы» Нокс направил Шепарду в Спрингфилд крайне неспокойное послание, требуя максимально усилить охрану арсенала, а Линкольн поставил перед

Тщательней надо, ребята!

Тщательней надо, ребята!
ПамфлетЛюблю наш народ. Он даже меня (обычного прозаика, публициста и самозваного историка) никогда без работы (куска хлеба) не оставит. А уж юмористы-сатирики должны нашему народу каждый день ноги мыть и ту воду пить вместо шампанского.Где еще

Как малые ребята лето провожали

Как малые ребята лето провожали

Лето северное недолго — быстро промелькнет. Как «дожинки отвели», так, глядишь, уж и осень не за горами. Лето осени, говорят, вприпрыжку навстречу бежит. Да пока солнышко греет, челядёшкам раздолье. Малышня на лужку «куликом» играет.

ИГРАЛИ РЕБЯТА В ФУТБОЛ

ИГРАЛИ РЕБЯТА В ФУТБОЛ
Не выпади в грозном 1941-м великое испытание нашей Родине, он, как и тысячи его ленинградских сверстников, 1 сентября отправился бы с родителями в школу на праздничную линейку. Впервые сел бы за парту, открыл новый букварь… Ничего этого в его жизни,

Приключения веселых гигантов

Приключения веселых гигантов
К выдающимся французским писателям этого времени относится Франсуа Рабле (ок. 1494–1553). Вначале Рабле избрал стезю духовного лица. В течение долгих лет он принадлежал к ордену францисканцев, а позже осел в монастыре бенедиктинцев. В 1530 г. Рабле

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Могилевоблгаз официальный сайт руководство
  • Epson cx3900 руководство
  • Кокосов разгрузочно диетическая терапия руководство для врачей
  • Флексавен700мг инструкция по применению цена таблетки инструкция
  • Ацикловир 200 мг таблетки инструкция цена по применению детям