В принятом в октябре 1969 г. постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления указывается, что осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение в народное хозяйство автоматизированных систем управления создают необходимые условия для дальнейшего совершенствования аппарата управления. Во исполнение этого постановления в Министерстве нефтяной промышленности и ВНИИОЭНГ были разработаны методические основы и принципы новой структуры управления производством. В конце 1969 и начале 1970 г. в объединениях началась подготовительная работа к переходу на новую систему управления. В объединении Башнефть первым на новую структуру управления производством было переведено с 1 апреля 1970 г. НПУ Туймазанефть, а с 1 сентября — все остальные НПУ. Внедрение новой структуры управления производством стало возможным в результате коренного технического перевооружения нефтяной промышленности. [c.153]
В строительстве применяются территориально-отраслевой и отраслевой принципы управления. Территориально-отраслевой обеспечивает территориальное единство подрядных организаций, эффективное сочетание районирования деятельности строительных министерств с их отраслевой направленностью, что создает условия для оперативного маневрирования материальными, трудовыми и денежными ресурсами в пределах районов территориальных управлений. Отраслевой принцип управления дает более высокий уровень специализации работ. По нему строятся транспортные и энергетические сооружения, объекты нефтяной и газовой промышленности, мелиорации, сельского и водного хозяйства. Обеспечивается наиболее эффективное использование материальных и трудовых затрат. [c.169]
Отраслевой принцип управления 169 Отраслевые нормативы удельных капитальных вложений 70 [c.377]
Территориально-отраслевой принцип управления 169 [c.379]
Отраслевой принцип управления промышленностью и строительством [c.25]
Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли. Вместе с тем для более успешного централизованного (отраслевого) руководства необходимо усиление самостоятельности территориальных органов. [c.26]
Плановое руководство производством при отраслевом принципе управления обеспечивается [c.27]
Помимо этого была осуществлена перестройка структуры управления — переход от совнархозов к министерствам, т.е. отраслевому принципу управления. С целью предотвращения [c.134]
Перестройка управления промышленностью по территориальному принципу первое время положительно сказывалась на деятельности промышленных предприятий. Вместе с тем отход от отраслевого принципа управления вызвал целый ряд отрицательных моментов. [c.260]
В решениях нашей партии об улучшении управления промышленностью по-новому ставятся вопросы организации работы различных отраслей промышленности. В этих условиях, когда установлен отраслевой принцип управления промышленностью, когда обеспечивается стимулирование промышленного производства и укрепление. хозяйственного расчета, раскрываются широкие возможности для выявления и использования имеющихся резервов экономии топлива, электрической и тепловой энергии. Создаются благоприятные условия для развернутого обмена опытом по рационализации и улучшению эксплуатации энергетического хозяйства промышленных предприятий. [c.7]
Научно-технический прогресс должен быть объектом отраслевого управления. Отраслевой принцип управления обеспечивает разработку единой технической политики отрасли, необходимую увязку плана развития новой техники с остальными разделами плана отрасли. [c.212]
Современная структура управления химической промышленностью построена по отраслевому принципу. Управление отраслью осуществляется на основе Генеральной схемы управления химической промышленностью (рис. 5). [c.202]
ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ [c.22]
До последнего времени основным нормативным документом для установления численности ИТР и служащих по структурным подразделениям предприятия являлись штатные расписания. Однако они характеризуют лишь усредненные данные о фактически сложившихся штатах по группам однородных предприятий. Переход промышленности к отраслевому принципу управления создает необходимые предпосылки для создания научно обоснованной расчетной и нормативной базы разработки отраслевых и типовых штатов численности ИТР и служащих. Этому способствует также и то обстоятельство, что внедрение в сферу управленческого труда средств оргтехники позволяет с большой точностью определить прогрессивные затраты труда на выполняемую работу. [c.149]
В настоящее время отраслевой принцип управления народным хозяйством является доминирующим, в связи с чем целесообразно рассмотреть особенности отраслевой системы маневрирования запасами. Функционирование отраслевой автоматизированной системы маневрирования запасами, заключающейся во взаимодействии предприятий, органов отраслевого и территориального управления, технических средств вычислительной техники и связи, должно обеспечивать [c.165]
Успешности внедрения этого метода решающим образом способствует организация централизованного изготовления нормализованных элементов оснастки, что при принятом отраслевом принципе управления промышленности может быть осуществлено на специализированных предприятиях отрасли на базе классификации элементов конструкции основных типов изделий отрасли и типизации процессов их изготовления. [c.163]
ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ОАСУ). В нашей стране действует отраслевой принцип управления. Поэтому вопросы создания эффективно действующих ОАСУ стоят в центре внимания многих научных и проектных организаций и, конечно, самих отраслевых министерств. [c.138]
Отраслевой принцип управления был восстановлен в 1965 г. Вначале это обеспечило укрепление экономического и научно-технического потенциала страны, благоприятно сказалось на росте эффективности производства. Но постепенно система отраслевого управления стала приобретать бюрократический и узковедомственный характер. Министерства и ведомства все более жестко ограничивали нрава и самостоятельность предприятий и объединений, усиливали мелочную опеку над ними. Замедлился рост эффективности производства, ухудшились важнейшие технико-экономические показатели работы отраслей — рост производительности труда, материалоемкость и энергоемкость продукции, ресурсосбережение. Обновление производственных фондов, внедрение новых видов оборудования, изделий и материалов происходило недопустимо медленно. [c.607]
Совершенствование планирования осуществляется на основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий. До реформы предприятию планировался весьма широкий круг показателей, что приводило к излишнему ограничению прав, самостоятельности и хозяйственной инициативы предприятий. [c.161]
В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС был осуществлен переход к отраслевому принципу управления промышленностью. Управление строительством промышленных, сельскохозяйственных и жилищно-гражданских объектов продолжало осуществляться через республиканские строительные министерства. Это порождало следующие недостатки в работе [c.30]
На практике управление строительством сочетает территориальный и отраслевой принципы организации. Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — важный фактор совершенствования производства и непрерывного его технического развития, а также более гибкое и эффективное использование ресурсов отрасли. Вместе с тем в строительстве в силу его специфики (локальная закрепленность строительной продукции и реализация ее по месту производства), а также ввиду тенденций к территориальному единству строительных организаций отраслевое управление должно сочетаться с принципом зонирования деятельности строительных организаций. [c.26]
В принятом Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления указывается, что осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение, в народное хозяйство автоматических систем управления, электронных и вычислительных машин создают необходимые условия для дальнейшего совершенствования аппарата управления и сокращения расходов на его содержание. [c.413]
Реорганизации планирования и управления, имевшие место в 1956—64, не внесли существенных изменений в хоз. руководство. Это были малоэффективные попытки разрешить противоречие между существующей системой планирования и управления, с одной стороны, и потребностями х-ва — с другой. Причиной неэффективности реорганизаций было стремление разрешить назревшие противоречия чисто механич. путём заменой отраслевого принципа управления территориальным при сохранении прежней меры централизации и прежнего разделения функций между вышестоящими и низовыми звеньями управления. Явления волюнтаризма и субъективизма, приводящие к нарушению принципа научной обоснованности хоз. руководства, были осуждены партией. На Мартовском и Сентябрьском (1965) пленумах ЦК партии и на 23 съезде КПСС был найден путь к разрешению назревших противоречий и было принято решение о проведении хоз. реформы. [c.384]
Переход к отраслевому принципу управления промышленностью, внедрение новых методов планирования и экономического стимулирования производства открыли возможности для дальнейшего развития концентрации производства. Достигнуты условия для создания в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности с учетом технико-экономических особенностей производств Всесоюзных промышленных хозрасчетных объединений. [c.182]
Важное условие более широкого распространения передового опыта — дальнейшее улучшение руководства социалистическим соревнованием. Переход в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС к отраслевому принципу управления промышленным производством открыл для этого благоприятные экономические и организационные возможности. Единство руководства производством, техникой и экономикой в каждой отрасли создало реальные предпосылки для быстрого выявления всего лучшего, передового и прогрессивного, что накоплено на отдельных предприятиях, и организованного внедрения передового опыта на всех предприятиях отрасли. Эта задача в новых условиях хозяйствования становится важным фронтом работы промышленных министерств. [c.430]
Повышение эффективности развития народного хозяйства неразрывно связано с объемом производства машиностроительной продукции и ее эффективностью в отраслях-потребителях. Учитывая отраслевой принцип управления народным хозяйством, экономические требования к научно-техническому прогрессу могут быть реализованы в практике планирования путем установления долговременных нормативов эффективности создаваемой новой техники для всех подотраслей машиностроения, поставляющих машины и оборудование для соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности. Рассматриваемые нами приростные показатели эффективности основных производственных фондов можно представить следующим образом [c.74]
Такого рода факты являются следствием преобладания отраслевого принципа управления народным хозяйством. Поэтому увеличение межрегионального обмена продукции может вести не к росту, а к снижению народнохозяйственной эффективности воспроизводства за счет нерационального увеличения затрат в сфере обращения. [c.226]
Решение этих проблем, безусловно, связано не только с углублением научных исследований в области региональной экономики, но и с совершенствованием практики управления народным хозяйством. Качество управления определяется скоростью наращивания производственного, научного и образовательного потенциала, а также эффективного использования уже созданного потенциала трудовых и природных ресурсов. Управление экономикой включает в себя учет и регулирование в долгосрочных планах процессов воспроизводства трудовых и природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов, цикла наука — производство . Преобладание отраслевого принципа управления сужает и количество, и специфику планируемых воспроизводственных процессов в народном хозяйстве, сводит планирование преимущественно к составлению, контролю и корректировке централизованных заданий по производству и распределению конкретных видов продукции, рассматриваемых сейчас как государственный заказ. Воспроизводство продукции в течение года — основной объект деятельности в условиях отраслевого принципа управления. Отсюда и ряд рассмотренных нами явлений, которых можно было бы избежать при более тщательном учете региональных факторов процессов воспроизводства трудовых, природных ресурсов и основных фондов. [c.233]
Отраслевой принцип управления, таким образом, должен дополняться, а в целом ряде случаев перекрываться региональным принципом, в основе которого лежит сбалансированное развитие произ- [c.233]
Сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС и XXIII съездом партии был взят решительный курс на внедрение экономических методов, основанных на широком использовании стоимостных категорий и полном хозяйственном расчете. Это выразилось, во-первых, в уменьшении числа регламентируемых показателей, т. е. в предоставлении предприятиям большой самостоятельности, и, во-вторых, в изменении сущности самих показателей. Основными показателями стали объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность. Введена плата за производственные фонды, стимулирующая лучшее использование основных фондов и оборотных средств. Дальнейшее значительное изменение в системе показателей намечено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы . К наиболее важным из них относятся рост нормальной чистой продукции, а в отдельных отраслях товарной продукции, рост производства продукции высшей категории качества и др. Усиление экономических методов руководства обеспечивает правильное соединение централизованного планового руководства с местной хозяйственной инициативой. В 1965 г. ликвидирован отход от отраслевого принципа управления промышленностью, имевшей место в предыдущие годы (1958— 1964 гг.) и приведший к снижению уровня руководства, нарушению принципа единства технической политики, распылению квалифицированных кадров и многоступенчатости в управлении. Были созданы промышленные министерства, что обеспечило концентрацию и централизацию руководства промышленностью. Важное значение в дальнейшем совершенствовании управления [c.86]
В период создания и функционирования совнархозов в экономических районах действовали соответствующие управления, координировавшие деятельность предприятий по нефтепереработке и нефтехимии. После ликвидации совнархозов и перехода к отраслевому принципу управления было создано союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках организованы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское Министерство нефтеперерабатывающей промышленности в Азербайджане, а также и главные управления в других союзных республиках решали задачи оперативного порядка, связанные с территориальными особенностями той или иной республики. Для более полного руководства территориальными комплексами в крупных экономических районах возникли территориальные производственные объединения и комбинаты — Грознефтсхимзаводы, Башнефтехимзаводы, Куйбышевнефтехим-заводы и др. Их создание характеризует непрерывную концентрацию производства. [c.96]
Нефтеперерабатывающей промышленностью управляет союзно-республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках созданы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Азербайджане, так же как и Главное управление Совета Министров УССР по нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, призвано решать задачи оперативного порядка,, связанные с территориальными особенностями данных республик. Таким образом осуществлен отраслевой принцип управления. [c.117]
В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Для руководства промышленностью были созданы отраслевые министерства. Одновременно была создана Общегосударственная система материально-технического снабжения во главе с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), в состав которого вошли все склады, базы, конторы, управления снабже- [c.66]
Начало использования программно-целевых, методов государственного регулирования относится к 30-м гг. ХХ.а. в индустриально развитых странах -Европы. В середине 60-х гг. данный метод относительно широко, особенно.в США, использовался. для целенаправленного формиррва-ния бюджетной политики, рассматривался как элемент, непрерывного планирования. Министерством обороны СЩА была разработана система ППБ (планирование — программирование -бюджетирование). На последующих этапах государственные прр-граммы стали более совершенными (были преодолены протиь воречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления, значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ) и в настоящее время являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики. [c.140]
В конце 1965 г. в связи с переходом к отраслевому принципу управления промышленностью и введением новой системы планирования и экономического стимулирования химическое машиностроение, сопутствующие ему отрасли и нефтяное машиностроение были объединены в одну отрасль, руководство которой было возложено на Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР (Минхиммаш). [c.221]
В целях обеспечения правильного территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что Госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республикансксго и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республики. [c.113]
I о с ь м о и и я т и л е т н н и н л а п (1966 — 70) разрабатывался исходя из Директив 23-го съезда КПСС (1966), а также решений Октябрьского (1964). Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС, на к-рых была выработана долгосрочная программа дальнейшего подъёма экономики страны. Важнейшее звено этой программы — переход к отраслевому принципу управления пар. х-вом, широкое зкономпч. стимулирование роста п совершенствования пронз-ва. Гл. экономич. задача пятилетки состояла в том, чтобы на основе использования достижений науки н техники, индустриального развития всего обществ, произ-ва, повышения его эффективности обеспечить значит, рост пром-стп, высокие устойчивые темны развития с. х-ва п существ, подъём уровня жизни народа. Важнейшая особенность этого плана — одновременное ускорение темпов экономил, развития страны н повышения уровня жизни народа. [c.411]
Действующая государственная система материально-технического снабжения, руководство которой Ъсуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, позволяет сочетать территориальный и отраслевой принципы управления, обеспечивая при этом интересы всего народного хозяйства и интересы потребителей материальных ресурсов. [c.5]
В
период, когда основной формой собственности
признавалась государственная, а
государство сосредоточивало в своих
руках все функции непосредственного
управления предприятиями, учреждениями
и организациями страны, данное понятие
имело соответствующую этим условиям
трактовку. Под отраслевым управлением
понималась основанная на отраслевом
принципе система специализированного
централизованного управления
большинством предприятий, учреждений
и организаций данной отрасли1
экономики, социально-культурной и иной
деятельности в тех или иных
территориальных границах. В единую
систему центрального отраслевого
органа управления (по общему правилу
ими являлись министерства) входили в
качестве ее основных звеньев предприятия,
учреждения и организации данной отрасли,
а также вышестоящие над ними органы
отраслевого управления. Вышестоящие
отраслевые органы представляли
собой иерархию обширной власти над
основными звеньями единой организационно
и юридически обособленной специализированной
системы управления. Отношения по
вертикали между звеньями единой системы
центрального отраслевого органа
строились на основе организационной
и юридической подчиненности
нижестоящих звеньев вышестоящим,
доминирования полномочий первых
над полномочиями вторых. Такая система
усиливала ведомственную разобщенность
в управлении, дублирование в осуществлении
функций на нижестоящих уровнях,
сковывала инициативу нижестоящих
звеньев. Именно на базе отраслевого
управления были допущены извращения
в управлении основными звеньями
отраслей, которые в публицистике
были неточно квалифицированы как
административно-командная система,
оцениваемая только в негативном смысле.
Смена социально-экономической системы
и изменение роли государства в управлении
обществом проявились в децентрализации
управления предприятиями, учреждениями
и организациями, включая такого рода
объекты государственного сектора. В
этих условиях обозначилась дифференциация
в представлениях об отраслевом
управлении. Оно коренным образом
изменилось применительно к экономической
и социально-культурной сферам, но
сохраняет свои прежние признаки
применительно к отдельным отраслям
административно-политической
деятельности.
По
отношению к экономической и
социально-культурной сферам отраслевое
управление можно охарактеризовать
следующими положениями:
1.
В данных сферах сохранилось отраслевое
управление, осуществляемое как на
федеральном уровне, так и в субъектах
РФ. Однако структура, функции и полномочия
его государственных органов принципиально
изменились.
Во-первых,
для федеральных органов исполнительной
власти устанавливаются сферы их
деятельности, часто не основанные
на едином отраслевом критерии. В лучшем
случае ими охватывается комплекс
специализированных, но
функционально взаимосвязанных
и взаимозависимых отраслей (Министерства
транспорта РФ), в других случаях они
представляют собой конгломерат
различных отраслей и видов деятельности.
Например, сферу деятельности Министерства
здравоохранения и социального
развития РФ составляют здравоохранение,
труд, занятость, защита прав потребителей
и благополучие человека, надзор в
данной сфере (первоначально в нее
были включены также физическая
культура, спорт и туризм). Во-вторых, в
данной сфере, в частности на отрасль,
могут влиять разные федеральные органы
исполнительной власти в порядке
реализации возложенных на них функций
и полномочий, в том числе и отраслевой
ориентации. Например, Министерство
промышленности и энергетики РФ
осуществляет функции по выработке
государственной политики и правовому
регулированию в сфере промышленного,
оборонно-промышленного и
топливно-энергетического комплексов,
которые проецируются и на отрасли,
составляющие эти комплексы.
Подведомственное данному министерству
Федеральное агентство по промышленности
осуществляет функции по оказанию
услуг, управлению государственным
имуществом в сфере машиностроения,
металлургической, химической, легкой
и многих других отраслей промышленности.
Экологический, технологический и
атомный надзор в этой сфере возложен
на одноименную Федеральную службу.
Надзор,
осуществляемый федеральными службами,
имеет целью обеспечение соблюдения
требований принципа законности и
тем самым воздействует на функционирование
всех поднадзорных отраслевых
объектов.
По
действующему праву федеральные
министерства и федеральные службы,
действующие в экономической и
социально-культурной областях, не
должны иметь в своем непосредственном
подчинении отраслевые предприятия и
учреждения, за исключением образований,
прямо предназначенных для содействия
осуществлению их функций. В-третьих, в
качестве федеральных органов
исполнительной власти
отраслевой
ориентации создаются федеральные
агентства. Это обусловлено содержанием
возложенных на них функций, включающим
управление федеральным имуществом.
Например, действуют федеральные
агентства по атомной энергии, сельскому
хозяйству, основным видам транспорта,
лесного хозяйства, связи и др.
По
отношению к профильным отраслям они
выступают главным образом в качестве
функционально-отраслевых органов. В
целом «набор» их функций ограничен. В
большинстве положений о федеральных
агентствах не обозначены их позиции
по отношению к подведомственным
предприятиям и учреждениям.
Функции
и полномочия федеральных агентств
различаются в зависимости от
особенностей представляемых ими
отраслей с точки зрения общественной
безопасности их функционирования,
социально-экономического значения,
непосредственной подведомственности.
Так, Федеральное агентство по атомной
энергии, действуя под руководством
Правительства РФ, осуществляет
функции по проведению государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию (подобно федеральному
министерству), оказанию государственных
услуг и управлению государственным
имуществом в сфере использования
атомной энергии и др. Оно признано
органом государственного управления
использованием атомной энергии,
государственным компетентным органом
по ядерной и радиационной безопасности
при перевозках материалов, радиоактивных
веществ и изделий и др.
В
ведении этого агентства имеются
государственные унитарные предприятия
и учреждения. Оно осуществляет
экономический анализ их деятельности,
утверждает экономические показатели
их деятельности, проводит в подведомственных
организациях проверки
финансово-хозяйственной деятельности
и использование имущественного
комплекса. Аналогичными полномочиями
по отношению к подведомственным
предприятиям и учреждениям наделены
и другие федеральные агентства.
Федеральные
агентства, подведомственные федеральным
министерствам, не выполняют их
функций и осуществляют функции и
полномочия, обусловленные особенностями
соответствующих отраслей, в том
числе и их назначением.
Однако
имеются федеральные агентства, обладающие
полномочиями, характерными для
федеральных служб. Так, Федеральное
агентство лесного хозяйства имеет
право ограничивать и приостанавливать
на основании и в порядке, предусмотренном
законодательством РФ, права пользования
участками лесного фонда и т. д.
Субъекты
РФ создают отраслевые органы в форме
министерств, департаментов, главных
управлений, управлений, отделов.
Форма соответствующих органов выбирается
по усмотрению субъекта с учетом
конкретных обстоятельств.
В
административно-политической сфере
имеются строго централизованные системы
управления. В единую систему некоторых
федеральных отраслевых органов входят
все нижестоящие органы в качестве
организационных звеньев на основе
жесткой централизации управления
(управление обороной, государственной
безопасностью, внешней разведкой и
др.).
Следует
иметь в виду, что отраслевое управление
не изолировано от территориального.
Эти формы управления взаимодействуют,
призваны во многих случаях дополнять
друг друга. С организационно-правовой
точки зрения их взаимодействие может
осуществляться по разным каналам и в
различных формах: в разработке и
реализации региональных и отраслевых
программ, согласовании вопросов
территориального размещения объектов
отрасли и т. д. В последние годы все
чаще используется договорная форма
обеспечения их взаимных интересов.
Различные
территориальные, межотраслевые и
отраслевые аспекты управления тесно
связаны с особыми экономическими
зонами, разработкой и внедрением схем
территориального развития, закрытыми
административно-территориальными
образованиям, особо охраняемыми
природными территориями.
Отраслевой принцип — управление
Cтраница 1
Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию — необходимое условие совершенствования производства и его непрерывного технического развития, а также более гибкое и эффективное использование людских и материально-технических ресурсов отрасли. Вместе с тем для более успешного централизованного ( отраслевого) руководства необходимо усиление самостоятельности территориальных органов.
[1]
Отраслевой принцип управления трубопроводным транспортом позволит осуществить действенное руководство в масштабах всей страны, улучшить его эксплуатацию, повысит эффективность общественного производства.
[2]
Отраслевой принцип управления промышленностью значительно эффективнее, чем территориальный, и обеспечивает развитие отдельных ее отраслей, а значит, и всей индустрии СССР в целом.
[3]
Отраслевой принцип управления был восстановлен в 1965 г. Вначале это обеспечило укрепление экономического и научно-технического потенциала страны, благоприятно сказалось на росте эффективности производства.
[4]
Осуществление отраслевого принципа управления, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, более широкое развитие работ по внедрению автоматизированных систем управления создают условия для дальнейшего усовершенствования управленческого аппарата и сокращения расходов на его содержание.
[5]
После осуществления отраслевого принципа управления промышленностью ( 1965 г.) и в связи с образованием Министерства нефтяной промышленности СССР были преобразованы и органы материально-технического 1 снабжения нефтяной промышленности. В министерстве было образовано Главное управление материально-технического снабжения ( Главснаб) без.
[6]
Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяющий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных связей внутри республик, экономических районов и областей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем. Следует повысить ответственность министерств за развитие межотраслевых связей, в частности за выполнение поставок в порядке кооперации. Социалистическое хозяйствование принципиально несовместимо как с ведомственностью, нарушающей рациональные производственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйственной деятельности.
[7]
В настоящее время отраслевой принцип управления народным хозяйством является доминирующим, в связи с чем целесообразно рассмотреть особенности отраслевой системы маневрирования запасами.
[8]
Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, определяющий единство хозяйственной и технической политики в отрасли, с системой рациональных хозяйственных связей внутри республик, экономических районов и областей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и территориальных экономических проблем. Следует повысить ответственность министерств за развитие межотраслевых связей, в частности за выполнение поставок в порядке кооперации. Социалистическое хозяйствование принципиально несовместимо как с ведомственностью, нарушающей рациональные производственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйственной деятельности.
[9]
С 1965 г. согласно отраслевому принципу управления народным хозяйством министерствам было поручено обеспечить всемерное развитие соответствующих отраслей народного хозяйства, высокие темпы развития производства и роста производительности труда, выполнение заданий государственного плана, строгое соблюдение государственной дисциплины, рациональное использование капи-тальвых вложений и повышение эффективности их использования. Плановое руководство отраслями проводится на научной основе с учетом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР.
[10]
В нашей стране действует отраслевой принцип управления. Поэтому вопросы создания эффективно действующих ОАСУ стоят в центре внимания многих научных и проектных организаций и, конечно, самих отраслевых министерств.
[11]
Совершенствование планирования осуществляется на основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий.
[12]
Это Постановление было принято после перехода к отраслевому принципу управления народным хозяйством.
[13]
Решения XXIII съезда КПСС, переход к отраслевому принципу управления промышленностью, совершенствование планирования и материального стимулирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий создают возможности для более успешного развития и химико-фармацевтической промышленности.
[14]
Для обеспечения территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции ( кроме оборонной) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республик, разрабатываются Госпланами союзных республик.
[15]
Страницы:
1
2
3