Партийно государственного руководства это

Партийное государственное руководство

Cтраница 1

Партийное и государственное руководство осуществляет широкую программу мероприятий с целью улучшения и усовершенствования всей деятельности по руководству и планированию экономической и общественной жизнью, проявляет постоянную заботу об углублении социалистической демократии, систематически советуется с трудящимися и ставит на их обсуждение вес основные вопросы социалистического строительства, внутренней и внешней политики.
 [1]

Партийное и государственное руководство Советского Союза, весь советский народ исходят из того, что развязывание термоядерной войны было бы преступлением, грозящим катастрофой для всего человечества.
 [2]

Усиление партийного и государственного руководства физической культурой и спортом в стране должно дополняться дальнейшим развитием общественных начал в физкультурном движении, повышением роли добровольных спортивных обществ и федераций по видам спорта в решении важнейших задач физического воспитания советских людей.
 [3]

Настоящей школой партийного и государственного руководства были заседания ЦК и Совнаркома, проходившие под председательством Ленина.
 [4]

Хонеккером, партийным и государственным руководством ГДР состоялся обмен мнениями по всем важнейшим аспектам сотрудничества обеих стран, были определены основные направления его совершенствования и углубления на длительную перспективу.
 [5]

Коллективность руководства Ленин считал высшим принципом партийного и государственного руководства и последовательно придерживался этого принципа в своей деятельности.
 [6]

Базируясь на данных практики, обширном опыте партийного и государственного руководства строительством, экономика строительства изучает хозяйственную политику партии и правительства в области строительства, обобщает практику руководства строительством, разрабатывает пути и методы решения хозяйственно-политических задач, выдвигаемых партией и правительством.
 [7]

С деятельностью Леонида Ильича Брежнева на высших постах партийного и государственного руководства связан исключительно важный период в истории нашей партии и страны. Под его руководством разрабатывалась и последовательно проводилась в жизнь политика партии, пронизанная постоянной заботой о человеке труда, о подъеме народного благосостояния, прочно утвердились ленинские нормы партийной и государственной жизни, благотворная атмосфера дружной, совместной работы.
 [8]

Таковы некоторые штрихи, характеризующие стиль работы Ленина, ленинские принципы партийного и государственного руководства, его заботу о людях.
 [9]

После октябрьского Пленума ЦК КПСС проведена огромная работа по улучшению методов партийного и государственного руководства, по повышению боеспособности партии. Более глубокими и прочными стали связи партии с народом, ибо все, что она делала и делает, направлено на благо трудящихся. Идет процесс идейного и организационного укрепления партии, сплочения ее рядов вокруг Центрального Комитета КПСС на базе ленинской политики, неуклонного претворения в жизнь ленинских норм партийной жизни. Вот почему вся партия, весь советский народ, в их числе коммунисты и все трудящиеся Азербайджана, горячо поддерживают новый курс ЦК КПСС и полностью одобряют его внутреннюю и внешнюю политику.
 [10]

Центральный Комитет во всей своей многогранной деятельности строго соблюдает ленинские принципы партийного и государственного руководства. Спокойная, деловая обстановка, в которой решаются кардинальные вопросы коммунистического строительства, внимательное и заботливое отношение к кадрам в сочетании с высокой требовательностью — все это характеризует стиль работы Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря ЦК товарища Брежнева Леонида Ильича.
 [11]

Важно сохранить набранный темп, общий настрой на практическое решение задач, неуклонно повышать уровень партийного и государственного руководства экономикой, активнее развивать позитивные тенденции роста эффективности, придать им устойчивый характер.
 [12]

Теперь совершенно ясно, что эти события, начавшиеся под флагом культурной революции, были порождены глубоким кризисом партийного и государственного руководства Мао Цзэ-дуна и его группы. Не случайно ведь их нынешние политические выверты начались после того, как провалилась авантюрная экономическая политика Мао Цзэ-дуна внутри страны и потерпели крах его вылазки на международной арене с претензиями на идейную и политическую мировую гегемонию.
 [13]

Особое место занимают совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые представляют собой одну из форм соединения партийного и государственного руководства. В них сочетаются качества правового акта и партийной директивы, подкрепляющей содержание норм права авторитетом Коммунистической партии и прямыми указаниями партийным органам.
 [14]

Проявляя большевистскую принципиальность и самокритичность, опираясь на поддержку масс, партия проделала большую работу по устранению последствий культа личности, отступлений от ленинских норм партийного и государственного руководства, по выправлению ошибок субъективистского, волюнтаристского характера. Получила дальнейшее развитие советская демократия, укреплена социалистическая законность.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

Привилегированное положение партийно-государственной номенклатуры

2014-06-06

Номенклатуре называют перечень должностей в органах власти, партиях, экономических структурах и лицах, на них находятся. В странах, где еще не сформировалось гражданское общество, а политическая культура находится на низком уровне, номенклатура образует закрытую социальную касту. Известно, что чем ниже развитие демократических институтов в государстве, тем больше привилегий имеет ее номенклатура.

Партийно — государственная номенклатура в СССР — это привилегированная правящий слой. К номенклатурному список входили только члены КПСС. Правила клановости, родства, знакомств, телефонное право были важны при подборе кадров. Отдать под суд члена этой касты могли только тогда, когда он «предал» своих или совершил тяжкое преступление. Привилегии и льготы как определенная система начали формироваться с первых лет пребывания большевиков у власти. Информация о привилегиях не разглашалась, поскольку могла вызвать недовольство населения.

Коммунистическая пропаганда постоянно подчеркивала, что советское общество построено на принципах равенства и справедливости. Однако на самом деле партийно — государственная номенклатура в СССР по сравнению с другими слоями населения находилась в привилегированном положении, т.е. имела преимущества перед другими, пользовалась узаконенными или незаконными скрытыми льготами, которые давала принадлежность к состоянию чиновничества. Они были органически связаны с тоталитарным характером власти, ее закрытостью. Привилегии и льготы считались своеобразной формой поощрения труда, содержание в номенклатурной «обойме», побуждения и стимула к верной службы власти, преданности руководству.

Привилегии и льготы касались прежде первых жизненных потребностей. Принадлежность к партийно — государственной номенклатуры открывала путь к успешному решению жилищной проблемы. Партийные руководители в столицах, областях и районах получали квартиры в домах улучшенной планировки, находившихся в лучших микрорайонах города. Они также имели доступ к лучшему питанию, недоступного для основной массы граждан. Партийно — государственная номенклатура имела привилегии в сфере медицинского обслуживания (спецбольницах) и отдыха (курорты). Лучшие автомобили, мебель, одежда, обувь, книги, обучение детей в престижных учебных заведениях — это неполный перечень товаров и услуг, которыми пользовалась партийно — государственная номенклатура.

Представители номенклатуры в первую очередь могли приобрести высококачественные товары зарубежного производства, поехать в зарубежные командировки, проводить отпуска в лучших домах отдыха и санаториях. В системе партийно — государственной номенклатуры действовало неписаное правило: чиновника, которого уволили с руководящей должности, партийное руководство назначало, как правило, на другую номенклатурную должность. Народ не имел возможности влиять на поведение представителей номенклатуры, которые были фактически вне критики. Отдельные публикации в прессе о нарушении ими партийной дисциплины не влияли на статус и жизнь этого привилегированного сословия.

Высшее партийно -государственное руководство и местные чиновники имели разный доступ к благам. Для высшей номенклатуры действовали специальные медицинские учреждения и санатории, совхозы, отдельные предприятия, где производили экологически чистую продукцию, закрыты магазины со сниженными ценами.

К привилегиям принадлежали также персональные пенсии, которые учитывали не только трудовой, но и партийный стаж и революционные заслуги. Порядок их назначения и размеры определялись положением, утвержденным постановлением Совета министров СССР в июле 1956 г. В конце 1977 оно было утверждено в новой редакции. Лицам, которые имели особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта, устанавливались персональные пенсии. Для лиц, которые имели статус персональных пенсионеров, были установлены дополнительные льготы. В частности, они пользовались правом на дополнительное жилье, а жилая площадь, которую они занимали, оплачивалась в размере 50 % квартирной платы, установленной для рабочих и служащих. им также: предоставлялась скидка в размере 50 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Персональные пенсионеры и члены их семей, которые находились на содержании, имели преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и бесплатное протезирование всех видов (за исключением протезов из драгоценных металлов). Лекарства им отпускались по цене, составлявшей 20 % их стоимости. Тем, кто имел партийный стаж 50 лет и более, выплачивались дополнительные средства в размере двухмесячной пенсии, а лицам, которые имели партийный стаж 30-50 лет, — в размере полумесячной пенсии. После развертывания политики гласности в обществе началось обсуждение проблемы привилегий. Первым шагом к признанию существования привилегий и обсуждения этой ситуации был XXVII съезд КПСС (1986). Одним из первых поднял эту проблему Б. Ельцин, который заявил, что принцип социальной справедливости требует, чтобы необоснованные привилегии, которые получали руководители на всех уровнях, были отменены. На XIX Всесоюзной партийной конференции снова 176 прозвучали призывы к пересмотру привилегий партийно — государственной номенклатуры Дискуссия по привилегий была продолжена на съезде народных депутатов СССР, который состоялся в мае- июне 1989 г. Депутаты создали специальную комиссию Верховного Совета СССР для просмотра привилегий, ими пользовались определенные категории населения. Депутаты — реформаторы пришли к выводу, что именно уравниловка в оплате труда номенклатуры, невысокая заработная плата порождали привилегии, потому необходимо было как-то поддерживать тех, кто выполнял важное государственное задание. Они считали, что проблему можно решить экономическим путем, через повышение заработной платы советских чиновников.

В соответствии с решением ЦК КПСС, от 1 октября 1989 заработная плата партийных чиновников значительно возросла. В этом видели способ сохранения привлекательности партийной работы. Комиссия, которую возглавлял Е. Примаков, рекомендовала ликвидировать Четвертое управление Министерства здравоохранения, которое обслуживало верхушку партийного и государственного аппарата. Совет министров СССР принял постановление о его ликвидации в октябре 1989 г.

История ВКП(б) и история становления Советской Власти показала, что революционное строительство нового общества, невозможно без опоры на создаваемый на ходу партийный и государственный аппарат, как на инструмент пролетарской власти. Создание, совершенствование и укрепление нового, пролетарского аппарата власти, на обломках старого буржуазного аппарата, было обусловлено задачами текущего революционного момента. Эти задачи требовали безусловной подчинённости всех структур власти одному центру, что было оправдано и необходимо для защиты самой революционной власти от внутренних и внешних врагов. Но чем больше укреплялся такой аппарат власти, тем меньше он был способен приспособляться к новым задачам относительно мирного социалистического строительства. Нарастающий разрыв между способностью ставить центром задачи и способностью аппарата решать их на местах, компенсировался огромным личным авторитетом и большевистской волей вождей революционного периода. Но как следует из той же истории, окрепший и разросшийся позднее аппарат власти, стал тормозом общественного развития уже после того, когда активные революционные действия сменились периодом относительной стабилизации в общественной жизни.

Нарастающие негативные явления в обществе были вызваны бюрократизацией партийного и государственного аппарата власти, что связано с отрывом аппарата от низов, с утратой аппаратом обратной связи с теми, кого этот аппарат должен обслуживать. Живое творчество масс, как проявление стихийного интереса к политической жизни страны, столь характерное для революционного подъёма, без надлежащих механизмов поддержки со стороны самой власти, обречено на угасание и утрату политической, а значит и классовой активности, когда революционный подъём сменяет период относительной стабилизации общественных отношений. Характерной чертой бюрократизма стала неудовлетворительная управляемость аппарата с центра, проявляющаяся прежде всего в торможении и искажении проводимой центром политики на местах, в стремлении подменить живую работу с людьми изданиям директив и указаний. Сталин не только критиковал бюрократов и бюрократизм в аппарате власти (в основном в партийном аппарате), но и указывал на присущие всему аппарату недостатки. Не единожды делались попытки перестроить работу всего аппарата на организационной основе, в сторону последовательного претворения в жизнь принципа демократического централизма, с упором на демократизм, на живую связь аппарата власти с массами. Но сопротивление уже созданного и окрепшего аппарата власти всему новому было столь велико, что даже авторитет и воля вождя не могла до конца сломить это сопротивление.

Приобретаемые аппаратом свойства, в результате политики назначений сверху, создаёт исключительно благоприятные условия для надёжного управления страной в условиях революционных и военных потрясений. Но эти же его свойства, превращаются в недостатки, вступающие в противоречие с задачами мирного социалистического строительства. Ведь основная задача социалистического строительства заключается в последовательном уничтожении условий, приводящих к классовому расслоению в обществе вплоть до полной ликвидации классов. Но государственный, а для правящей коммунистической партии и партийный аппарат, в силу своего стремления к замкнутости, стремлению к отрыву от контроля низов, тяготению к сословно бюрократическому расслоению общества, обладает классообразующими свойствами. Если не учитывать опасность перерождения аппарата власти в ходе социалистического строительства и не принять надлежащих мер заранее, то такой аппарат власти рано или поздно опрокинет любые завоевания социализма.

В отношении равенства Ленин указывал:

«Никакого равенства не может быть, пока есть классы и пока есть труд квалифицированный и неквалифицированный» (см. “Государство и революция”).

К этому, уточняя, можно добавить, что путь к равенству в обществе затруднён, пока не устранены условия для усиления неравенства. Такие условия создаёт бюрократический аппарат власти. Вот что писал Энгельс в своей брошюре «Развитие социализма от утопии к науке» по поводу разделение труда:

«Пока совокупность результатов общественного труда едва превышает самые необходимые средства существования, пока труд отнимает все или почти все время громадного большинства общества, до тех пор оно неизбежно делится на классы. Рядом с огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от прямого производительного труда и ведающий общественными делами, руководством в работе, государственным управлением, правосудием, науками, искусствами и т. д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда.»

В этой цитате Энгельса ясно выражена мысль о том, что необходимость общественного разделения труда на труд умственный и физический, а более конкретно на труд распорядительный и труд подчинённый, уже есть предпосылка деления на классы. А от классового разделения, до частного присвоения общественных богатств со стороны формирующегося класса, который занял более выгодное общественное положение, остаётся один шаг. Очевидно, что несменяемое бюрократическое руководство, на всех ступенях аппаратной власти имеет более выгодное общественное положение, чем руководимые массы. Из этого неизбежно следует стремление аппарата воспользоваться своим выгодным положением в обществе, изменить отношение собственности в свою пользу и узаконить результат.

От старой власти социалистическая революционная власть наследует классовое общество буржуазного строя и если не использовать такие, вообще-то буржуазные инструменты власти, как иерархически устроенный исполнительный и репрессивный аппарат, то нет возможности, в условиях буржуазных пережитков и буржуазного враждебного окружения, обеспечить поступательный ход социалистического строительства, вплоть до полной ликвидации классов. Причём ликвидация классов мыслится в мировом масштабе, а не в рамках одного или нескольких государств.

Итак, с одной стороны, для полного построения социализма и ликвидации условий классового разделения нужен сильный и гибкий партийный и государственный аппарат власти, как инструмент проводимой политики диктатуры пролетариата, а с другой стороны, сам же этот аппарат является источником классового разделения в обществе. В этом проявляется противоречивый характер партийного и государственного аппарата власти, как и противоречиво существование самого государства на пути движения к коммунизму.

Но не только одним стремлением к бюрократизму исчерпываются недостатки аппарата власти, главным образом партийного аппарата (как аппарата правящей партии), созданного исторической необходимостью по военному образцу. Коренным недостатком такого устроения партийного аппарата, как показала история, стала фатальная зависимость проводимой партией и государством политики от её центра, от состава ЦК и от личных качеств вождя. И хотя сам Сталин в своём руководстве опирался не на авторитет аппаратной власти, а на свой собственный авторитет, тем не менее после его смерти авторитет должности первого секретаря был использован в целях узурпации власти. Пока этим вождём был Сталин, проводимая ЦК политика строительства социализма была безупречна с марксистской точки зрения. Но как только руководство сменилось в результате аппаратных интриг, а не в результате постоянно действующего механизма выборности снизу доверху и отбора лучших, партия стала на путь перерождения. Узурпация власти хрущёвской группой после смерти Сталина, как и само пребывание такой антимарксистской группы в руководстве, стала возможной благодаря использованию ими для этих целей недостатков в партийной организации.

Сталин заметил тенденцию к бюрократическому вырождению аппарата власти. Первой попыткой её реформировать стала конституция 1936 года. Но приступить к практическим шагам по устранению недостатков в организационной структуре аппарата, Сталин смог только после восстановительного периода последствий ВОВ. Этими шагами стали: упразднение поста Генерального секретаря, расширение состава ЦК за счёт прилива молодых руководителей, преобразование Политбюро в расширенный президиум ЦК. Что касается преобразований низовых структур власти, то был провозглашен принцип выборности в аппарат власти. Были также попытки Сталина ввести суды чести в министерства и ведомства. Как известно, все попытки Сталина устранить уже сложившиеся аппаратные недостатки закончились неудачей. Можно ли ставить в вину партийному руководству и лично Сталину неспособность перестроить партийный и государственный аппарат на основе демократизации партийных и государственных структур на путях выборности и сменяемости руководителей всех рангов, на путях ликвидации всех привилегий и выгод от занимаемых должностей, на путях создания такого положения для руководящих работников, когда занимаемая ими должность гарантирует руководителю только почётную обязанность и не даёт никаких преимуществ? На этот вопрос скорее надо ответить нет. Слишком долгим и трудным, в окружении врагов, был переход от полуфеодального общественного устройства, базировавшегося на крестьянском хозяйстве, к индустриальной базе социализма. За это время военные методы руководства и сам принцип работы аппарата закрепился в общественной жизни настолько, что Сталин реформировать аппарат собственными усилиями уже не мог.

В связи с изложенными выше соображениями был сделан набросок основных предложений для организационной структуры большевистской партии, принцип построения которой, как мне кажется, уменьшает опасность перерождения партии.

1. Все партийные решения без исключения, в перерывах между съездами партии и обязательные для всех членов партии, принимает только пленум ЦК, числом собравшихся не менее 2/3 своего состава простым большинством голосов. Состав ЦК должен быть не слишком большим (не более 30 членов, иначе это будет неработоспособный орган) и регулярно обновляемый.

2. Следует ввести и закрепить на практике выдвижение кандидатов в члены ЦК из нижестоящих партийных организаций, руководители которых, хорошо проявили себя в проведении партийной линии на местах. Обязать всех кандидатов в члены ЦК проходить партийную подготовку по основам теории марксизма с последующей сдачей экзаменов. Только те, кто успешно сдал экзамен по теоретической подготовке утверждаются кандидатами в члены ЦК, на очередном пленуме ЦК, простым большинством голосов.

3. На специальном закрытом заседании ЦК, проводимым не реже одного раза в год в плановом порядке, решается вопрос о возможности вывода из состава ЦК тех членов ЦК, которые менее всего справляются со своими обязанностями, нарушают или тормозят решения ЦК, допускают серьёзные просчёты и ошибки в своей работе. Решение о выводе из состава ЦК принимается на этом же специальном заседании ЦК в ходе обсуждения, а потом и голосования за представленные к выбытию кандидатуры, числом не менее 2/3 голосов от всего состава ЦК. На место выбывших членов ЦК в состав ЦК автоматически заступают кандидаты в члены ЦК в порядке их очерёдности.

4. Избрание первых, генеральных и т.д секретарей, как и любых других руководящих структур, действующих параллельно ЦК или руководящих в перерывах между пленумами ЦК, в обход единственного (после съезда) руководящего органа ЦК — пленума, уставом партии должны быть прямо запрещены.

5. Предусмотреть выборный и обновляемый президиум ЦК (в составе не более 6 человек). Из их числа избирать председателя президиума. В обязанности президиума входит подготовка и созыв очередных и внеочередных пленумов ЦК, специальных и других заседаний ЦК, подготовка и проведение пленумов и заседаний ЦК. Обязанность председателя, координировать работу президиума и вести все заседания ЦК. Кроме полномочий в осуществлении этих обязанностей, президиум ЦК и его председатель не могут иметь каких бы то ни было других обязанностей и полномочий. Состав президиума должен постоянно обновляться полностью или частично из состава ЦК, перед каждым новым заседанием ЦК, внесением и утверждением новых кандидатур посредством голосования.

6. Каждый член ЦК несёт ответственность перед ЦК за свою часть порученной ЦК партийной работы. Члены ЦК, кроме тех обязанностей и руководящих полномочий, которые очерчены рамками порученной ЦК партийной работы, не могут иметь других обязанностей и каких либо других полномочий. Ответственность за всю свою работу ЦК несёт перед съездом партии.

Содержание>>> Конец

Сращивание партийной и государственной власти

Процедура
принятия политических решений почти
не изменилась. Полит­бюро ЦК РКП(б)
становится признанным высшим политическим
органом в СССР.

Полномочия
Политбюро никогда не обсуждались. По
существу партийная олигархия сама
присваивала себе высшие полномочия. 20
января 1922 г. Политбюро постановило, что
«В Политбюро могут вноситься вопросы
высшей советской инстанцией, в случае
не­возможности для нее самой решить
этот вопрос».

Органы
советской власти, правительство
становятся инструментами в руках
Политбюро, обладающего абсолютной
властью.

Характерно
замечание Сталина (1926 г.) о том, что партии
нужны «приводные ремни», т.е.
структуры проводящие в жизнь руководящие
указания партии. Интересно, что к
«приводным ремням» Сталин отнес
не только профсоюзы, комсомол, кооперативы,
жен­ские организации, школу и печать,
но и советы.

Реальным
носителем политической власти становится
партийный, государ­ственный и
хозяйственный аппарат.

Сталин
уже в 20-е гг. четко представлял, где
следует искать путь к власти, он точно
указывал на исполнительный аппарат как
на инструмент реальной власти: «Страной
управляют на деле не те, кто выбирает
своих делегатов… Страной управляют
фактиче­ски те, которые овладели на
деле исполнительными аппаратами
государства, которые руководят этими
аппаратами».

Формируется
и становится особой кастой советского
общества слой носи­телей власти и
обладателей привилегий — номенклатура.

Под
номенклатурой в 20-е гг. понимали перечень
должностей, назначения на которые
производятся вышестоящими органами,
или людей, которые занимали эти должности.

В
1925 г. специальным постановлением были
утверждены номенклатура N 1 (назначения
на эти должности были прерогативой ЦК
РКП(б) и прежде всего Политбюро) и
номенклатура N 2 (назначения на эти
должности благословляли отделы ЦК).

Со
своими должностями и властью номенклатура
получала и привилегии согласно рангу.
В 20-е гг. получение привилегий, имевшее
место и в годы гражданской войны, бы­ло
упорядочено. Было инвентаризировано
количество номенклатурных должностей.
К примеру, в 1922 г. в номенклатуру ЦК и
губкомов РКП(б) включалось 15 325 человек.
Именно на них было ориентировано принятие
XII партконференцией (1922 г.) резолюции «О
материальном положении активных
работников». Именно для номенклатуры
вводится особый талонный режим, создаются
распределители спецпайков, выделяются
дефицит­ные путевки в лучшие санатории
и т.п. Изучение материалов о привилегиях
кремлевской верхушки порождает сомнения
в том, что коммунизм строился для всех.
Протоколы По­литбюро пестрят резолюциями
о предоставлении длительных отпусков
(1-2-3 месяца) крупным партийным деятелям;
во время голода 1921-1922 гг. им оплачивались
поездки на лечение и отдых в Германию
и т.д. Можно сказать, что в то время, когда
страна жила по законам нэпа, номенклатура
жила по законам «военного коммунизма».

Внутрипартийная борьба в ркп(б)

В
условиях однопартийной системы пути
развития могли выбираться толь­ко в
рамках существовавших в РКП(б) концепций.
Этим отчасти объясняется, острая
внутрипартийная борьба, которая шла в
течение 20-х
гг. Были и другие ее причины: борьба
лидеров и партийных группировок за
власть, борьба оппо­зиционных групп
за расширение внутрипартийной демократии.

Важнейшие
эпизоды внутрипартийной борьбы

Дискуссия
о профсоюзах (ноябрь 1920- март 1921)

Основным
вопросом было выяснение роли и места
профессиональных союзов в со­ветской
политической системе. Однако ведя
яростные дебаты по этому вопросу,
комму­нисты, в сущности, полемизировали
по более значимой проблеме — о методах
политиче­ского
и
хозяйственного управления страной, о
связи политического руководства с
масса­ми.
Выделилось около полутора десятков
различных платформ. Основными были три:
платформа Л.Д.Троцкого, платформа
«рабочей оппозиции» (платформа
А.Г.Шляпникова) и платформа «десяти»
(платформа Зиновьева-Ленина). Общим для
всех было признание диктатуры и ведущей
роли коммунистической партии. Расхождения
касались менее зна­чимых вопросов.
Троцкий выступал за быстрое (1-3
года) огосударствливание профсою­зов
«сверху», по инициативе государственных
органов. Ленин предлагал сделать то же,
но чуть помедленнее, дав возможность
профсоюзным работникам овладеть
некоторыми управленческими навыками.
«Рабочая оппозиция» предлагала
взять за основу профсо­юзный аппарат
и государственное управление строить
на его основе с использованием методов
управления профсоюзами, верховную
распорядительную власть предписыва­лось
закрепить за всероссийским съездом
производителей. Кроме того, предлагалось
перейти к «рабочей демократии»,
т.е. дать рабочим возможность участвовать
в формиро­вании управленческого
корпуса. Заявлялось о необходимости
покончить с постоянным вмешательством
ЦК в деятельность государственных и
профсоюзных органов, отказать­ся от
практики «назначенчества».

В
ходе дискуссии на основе платформ были
созданы фракции (т.е. группировки, имеющие
не только общую идейную платформу, но
и свою внутреннюю дисциплину, а возможно,
и организационную структуру). Выборы
на X съезд РКП(б) проходили по платформам,
что еще больше сплотило крупные фракции.
На съезде по ряду вопросов удалось
прийти к компромиссу, решение ряда
вопросов было определено большинством
голосов, которым обладала платформа
«десяти».

X
съезд РКП(б). Резолюция «о единстве
партии»

Важнейшим
итогом X съезда было не решение о замене
разверстки налогом (предложения Ленина
по этому вопросу были приняты без прений)
и не резолюция по вопросу о роли профсоюзов
(здесь все было предопределено соотношением
сил), а формирование фракции партийного
большинства. Ленину, опиравшемуся на
фракцион­ное большинство сторонников
платформы «десяти», удалось сколотить
фракционное большинство в руководящих
партийных органах. Из числа членов ЦК
было выведено 5 троцкистов, зато было
вновь избрано 8 сторонников платформы
Зиновьева-Ленина.

Еще
более важным итогом съезда было принятие
резолюции
«О
единстве
партии».
Она
была предложена Лениным неожиданно,
после выборов центральных партийных
органов, за несколько часов до окончания
работы съезда. Эта резолюция под страхом
партийных взысканий, вплоть до исключения
из партии, запрещала создание фракций
внутри партий.

Секретный
п.7 резолюции предоставлял право
Центральному Комитету большинст­вом
в 2/3 голосов исключать из партии и даже
выводить из своего состава членов ЦК,
выбранных партсъездом. Это было
равнозначно установлению диктатуры
партийного большинства. Меньшинство,
лишенное такого инструмента, как право
организационного сплочения, заведомо
было обречено на поражение в борьбе с
партийным большинством и центральным
партийным аппаратом, по существу
представляющим собой фракцию большинства.
Стальное партийное единство, по идее
Ленина, должно было позволить большинству
провести партийную линию твердо и без
колебаний, особенно опасных в обстановке
подъема «мелкобуржуазной» волны
(отступления от политики «военного
ком­мунизма»).


Борьба
с
«рабочей
оппозицией» (1921-1922)

Удар
по «рабочей оппозиции» был нанесен
еще на X съезде РКП(б), принявшем резо­люцию
«О синдикалистском и анархистском
уклоне в нашей партии», которая
осуждала идеи и деятельность «рабочей
оппозиции», взгляды ее были признаны
несовместимыми с членством в партии.

Отстаивая
право на свою точку зрения, отличную от
позиции руководящего большин­ства,
бывшие члены «рабочей оппозиции»
в апреле 1922 г. подали заявление («заявление
22-х») в Исполком Коминтерна. В нем
содержался протест против диктата
партийного руководства, отстаивалось
право на инакомыслие внутри компартии.
На закрытом засе­дании XI съезда РКП(б),
обсуждавшем выводы комиссии по поводу
данного письма, вы­яснилось, что
внутрипартийный режим директивного
единства не пользуется в партии
безоговорочной поддержкой. За резолюцию
комиссии съезда, осуждавшую обращение
в Исполком Коминтерна, проголосовало
227 делегатов с правом решающего голоса.
За резолюцию ВААнтонова-Овсеенко,
предлагавшую коренным образом изменить
отно­шение к инакомыслящим коммунистам,
проголосовало 215 делегатов. Всего
нескольких голосов не хватило для
изменения резолюции «О единстве
партии». Но эти голоса стали решающими.
«Рабочая оппозиция» еще раз была
осуждена. Партийное руководство по­лучило
мандат на дальнейшее продолжение
внутрипартийного диктата.


Выступления
Троцкого в октябре 1923 г. и дискуссия о
внутрипартийной де­мократии

В
1923 г. больной Ленин уже не мог контролировать
положение в партии. К этому времени в
среде партийного большинства сложилась
руководящая группа в лице И.В.Сталина,
Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева («тройка»),
захватившая контроль за дея­тельностью
партийно-государственного аппарата.
Борьбу с «тройкой» мог возглавить
только не менее авторитетный член
высшего партийного руководства. Им стал
член По­литбюро, нарком военно-морских
дел и Председатель Реввоенсовета
республики Л.Д.Троцкий. Он имел личные
обиды на «тройку» и считал себя
самым достойным канди­датом на первый
пост в государстве.

4,
8 и 10 октября 1923 г. Троцкий направил в
адрес ЦК РКП(б) письма, ставшие из­вестными
в парторганизациях Москвы и Петрограда,
где критиковал внутрипартийный режим.
Вскоре к нему присоединился ряд видных
партработников, подписавших коллек­тивное
письмо в ЦК («платформа 46-ти»),
лейтмотивом которого было осуждение
фрак­ционной диктатуры большинства
Политбюро. Октябрьский (1923) пленум ЦК и
ЦКК РКП(б) осудил выступление оппозиции,
однако партийное руководство вынуждено
было несколько разрядить атмосферу.
Для этого была организована дискуссия
о партийном строительстве, итогом
которой стало принятие 5 декабря 1923 г.
резолюции Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума
ЦКК «О партстроительстве». В ней
признавалось наличие бюро­кратизма
в партийном аппарате и предлагались
мероприятия по развертыванию
внутри­партийной демократии (выборность
и сменяемость парторганов; включение
партийных масс в решение местных и
общепартийных вопросов; свобода критики
любых партийных органов при недопущении
фракционности и т.д.). Однако буквально
через два дня Троц­кий выступил с
критическим письмом «Новый курс»,
которое обострило борьбу в верхнем
эшелоне. Сталин, при поддержке Зиновьева,
Бухарина и других, передернул факты и
обвинил Троцкого в борьбе против ЦК, в
отстаивании фракционности и т.п. Для
стабили­зации ситуации ЦК пришлось
организовать дискуссию о внутрипартийной
демократии. Эта дискуссия была дополнена
еще и спорами об экономической политике,
поскольку кризис сбыта осенью 1924 г.
породил взаимные обвинения сталинского
большинства и троцкистской оппозиции.
Завершилась дискуссия на XIII партконференции
(январь 1923 г.). Слова о «внутрипартийной
демократии» и т.п. вошли в резолюции,
но на деле они ни к чему не обязывали.
Оппозиция же потерпела поражение. Она
подверглась массирован­ной критике
и осуждению.

Осуждение
«Уроков Октября» Л.Д.Троцкого
(октябрь

декабрь
1924)

На
почве борьбы с Троцким правящая верхушка
объединилась в так называемую «семерку»
— нелегальную фракцию ЦК (И.В.Сталин,
Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин,
М.П.Томский, А.И.Рыков, В.В.Куйбышев),
сконцентрировавшую в своих ру­ках
основные рычаги управления партией.
Стремление к политическому уничтожению
Троцкого было, пожалуй, главным
объединяющим их началом. Случай вскоре
предста­вился.

В
октябре 1924 г. вышла в свет книга Троцкого
«1917 год». В предисловии к ней («Уроки
Октября») были допущены некоторые
неточности и преувеличения роли Троцкого
в ре­волюции. Сталин сделал все
возможное, чтобы изобразить неточности,
имевшие в большей степени теоретический
характер, как крупные политические
ошибки, превратить дискуссию по
специфическому вопросу в широкомасштабную
дискредитацию Троцкого. В ходе дискуссии,
ставшей по существу кампанией осуждения
Троцкого, его авторитет был подорван,
«троцкизм» был объявлен мелкобуржуазным
уклоном. Как следствие январ­ский
(1925) пленум ЦК РКП(б) признал невозможной
дальнейшую работу Троцкого в РВС СССР
и в Политбюро.

Еще
одним из следствий поражений оппозиции
становится «перетряхивание»
партий­ных организаций, по каким-либо
признакам причисленным к оппозиционным.
Оппозицио­неры вычищались из этих
организаций, «перебрасывались» на
другую работу, в другие регионы, партийные
коллективы своими резолюциями должны
были выражать полную лояльность
большинству ЦК.

Значение
«Ленинского призыва» и форсированного
роста партийных рядов
Ленин
придавал большое значение качеству
партийных рядов. Проведенная по его
инициативе в 1921 г. чистка партии привела
к сокращению РКП(б) с 700 до 350 тыс. че­ловек.
Сталин же, напротив, постарался форсировать
рост компартии. После смерти Ле­нина
был объявлен «Ленинский призыв» в
РКП(б) рабочих «от станка» (следует
отметить, что решение о массовом наборе
в партию было принято на XIII партконференции
за не­сколько дней до смерти Ленина).
За пять недель было подано 200 тыс.
заявлений с просьбой о принятии в партию.
Быстрый рост партийных рядов продолжался
и далее. Если в апреле 1924 г. насчитывалось
446 тыс. кандидатов и членов РКП(6), то в
ноябре 1925 г. — уже 1025 тыс. Рост партии
продолжался благодаря облегчению
условий приема в партию. Принимались в
РКП(б) не только рабочие. 35% принятых в
1925-1927 гг. соста­вили крестьяне. Старое
поколение партийцев стремительно
растворялось в массе «новобранцев».
В 1927 г. «подпольщики» в РКП(б)
составляли» только 1%, 1/3 вступила в
партию в годы гражданской войны, 60%
составляли вновь вступившие. Из них
менее 1% имели высшее образование, около
63% имели в лучшем случае начальное
образование. Сталин предложил смелее
выдвигать «новобранцев» на
ответственные посты; в резуль­тате
уже в 1924 г. они занимали от 60 до 90% различных
должностей.

Точка
зрения.
Привлечение
в партию массы новых членов для Сталина
было спосо­бом укрепить свои позиции.
Новоприходцы плохо разбирались в истории
партии, они бы­ли более послушными и
внушаемыми, воспринимали диктаторский
внутрипартийный ре­жим как должное.
Главным было то, что они своей карьерой
были обязаны Сталину, они чувствовали
зависимость своего благополучия от
своего вождя. Однако наиболее зна­чимые
должности (и прилагаемые к ним привилегии)
были в руках «старой партийной
гвардии», возраст которой был отнюдь
не пенсионный. Только Сталин, ведавший
кадра­ми, мог перемещать новичков на
солидные должности в обмен на их поддержку
в своей борьбе с оппозицией. Так «Ленинский
призыв» и последующие партийные
наборы стали по существу «сталинскими
призывами».

«Новая
оппозиция»

Осенью
1925 г. под влиянием усилившихся разногласий
альянс руководящей верхуш­ки распался.
И «семерка», и «тройка» распались.
Дело дошло до того, что бывшие сорат­ники
Сталина — Каменев и Зиновьев возглавили
«новую оппозицию» на XIV съезде
РКП(б)(декабрь 1925). Основными
причинами столкновения
были:

  • борьба
    за личное первенство;

  • расхождения
    во взглядах на теорию социализма
    (Каменев и Зиновьев выступили про­тив
    выдвинутой Сталиным концепции построения
    социализма в одной стране);

  • разные
    подходы к экономической политике,
    особенно по отношению к крестьянству
    («новая оппозиция» обвиняла
    сталинский альянс в потворстве кулаку,
    что якобы и приве­ло к провалу
    хлебозаготовительной кампании 1925/26
    г.).

Оппозиция
состояла, за небольшим исключением, из
представителей Ленинградской
парторганизации, которую возглавлял
Зиновьев. На съезде Каменев выступил с
содок­ладом, в котором

содержалась
резкая критика Сталина. Сталин был
обвинен в диктате, он, по словам Ка­менева,
«не может выполнить роль объединителя
большевистского штаба». Оппозиция
была осуждена на съезде. Сразу после
съезда комиссия под председательством
Моло-това навела «порядок» в
ленинградской партийной организации.
Местные парторганиза­ции были
«обработаны» идейно, произведены
кадровые перемещения. В результате
ко­миссия за один месяц добилась почти
единогласного (96%) одобрения ленинградскими
коммунистами линии XIV съезда.

Поражение
троцкистско-зиновьевской оппозиции
(1926-1927)

С
лета 1926 г. троцкисты и зиновьевцы вновь
развертывают борьбу против сталин­ского
альянса. Острота этой борьбы была
величиной переменной, пика она достигла
в октябре-декабре 1927 г.

Основные
обвинения сталинской руководящей
группы, выдвинутые оппозицией.

  • теория
    построения социализма в одной стране
    — ревизия ленинизма;

  • сталинское
    руководство виновно в росте безработицы
    и падении уровня жизни рабочих;

  • руководство
    делает ставку на зажиточные слои
    деревни, а не на рабочий класс; следу­ет
    усилить налоговый пресс на кулака;

  • сталинцы
    создали внутрипартийный режим аппаратного
    диктата, внутрипартийная де­мократия
    зажимается;

  • Сталин
    становится диктатором, он может повернуть
    страну к реставрации капитализма;

— политика
поддержки Гоминдана советским политическим
руководством обернулась крахом китайской
революции.

Наиболее
вескими обвинениями
оппозиции
стали:

  • прошлые
    ошибки оппозиционеров;

  • демагогический
    характер критики;

  • фракционная
    деятельность.

Следует
отметить, что на этом этапе внутрипартийной
борьбы, как и ранее, разногла­сия по
теоретическим и экономическим вопросам
тесно переплетались с личностной
мо­тивацией противостояния, с борьбой
за личную власть.

Отличительной
чертой внутрипартийной схватки на этом
этапе была фракционная самоорганизация
оппозиции. Оппозиционеры устраивали
нелегальные собрания и рас­сылали
документы о внутрипартийном положении.
Они пытались оформить фракцию структурно,
создав по всей стране сеть связанных с
центром оппозиционных группиро­вок.
Целью их было завоевание большинства
на партийном съезде для смещения Ста­лина
и изменения политики партии.

Силы
были неравны. Оппозиция проигрывала
сражение за сражением. Дискредита­цией
сторонников Троцкого и Зиновьева
завершилось их выступление в поддержку
Зи­новьева на июльском (1926) пленуме
ЦК и ЦКК РКП(б) (Пленум вывел Зиновьева
из По­литбюро). Тем же закончилась
«вылазка» оппозиции на заводе
«Авиаприбор» и на других промышленных
предприятиях в октябре 1926 г. (Троцкого
и Каменева исключили из По­литбюро,
Зиновьева сместили с поста председателя
Исполкома Коминтерна.) Выступле­ние
оппозиции в мае 1927 г. по поводу подавления
шанхайского восстания чуть не при­вело
к исключению Троцкого и Зиновьева из
ЦК. Примечательно, что после каждого
по­ражения оппозиционеров заставляли
каяться под страхом применения более
радикаль­ных мер. Активная деятельность
оппозиции осенью 1927 г. закончилась
исключениями из партии и другими
партийными взысканиями для сотен
оппозиционеров; Троцкий и Зи­новьев
были исключены из ЦК на октябрьском
(1927) пленуме; за участие в ноябрьской
демонстрации с оппозиционными лозунгами
Троцкий и Зиновьев были исключены из
партии, Каменев и Раковский — из ЦК.
Разгром антисталинского блока был
завершен на XV съезде ВКП(б) (декабрь
1927), исключившем из партии 93 видных
оппозиционеров; сотни их последователей
были наказаны местными партийными
органами. Наконец в январе 1928 г. Политбюро
приняло решение об удалении из Москвы
Троцкого и 30 его сторонников, они были
отправлены в Алма-Ату (Троцкий) и Сибирь.
Причины
поражения оппозиции

  • Оппозиция
    была
    малочисленна
    (не
    более
    3%
    членов
    партии),
    она
    не
    поль­зовалась
    поддержкой
    в
    массах.

  • Использование
    оппозицией
    методов
    фракционной
    борьбы
    ставило
    ее
    вне
    партийной
    легальности.

  • Пропагандистский
    аппарат
    находился
    в
    руках
    Сталина
    и
    был
    умело
    им
    ис­пользован
    в
    дискредитации
    оппозиции.

— Важнейшей
из
причин
победы
сталинцев
было
завоевание
аппарата.

В
1924-1927 гг. произошел резкий прирост
количества партийных комитетов, в 2 раза
увеличился их численный состав; состав
партийных комитетов обновился на 1/2 —
3/4. «Выдвиженцы» составили до 1/2
состава низовых партийных органов.
«Старая гвардия» утратила свою
роль и в партийном аппарате. Обладая
монополией на расстановку пар­тийных
кадров, выдвигая своих ставленников на
ведущие посты, Сталин обеспечил себе
поддержку аппарата.

— Сталинский
альянс
контролировал
и
карательные
органы.

Оппозиционеры
были почти приравнены к контрреволюционерам,
к борьбе с оппози­цией подключилось
ГПУ. Карательные органы помогали готовить
исключения оппози­ционеров из партии,
увольнения их с работы, а также производили
аресты оппозиционе­ров по обвинениям
в антисоветской деятельности, в подготовке
терактов и т.п.

В
результате
поражения
оппозиции
от
власти
удаляются
наиболее
опасные
конкуренты
Сталина,
он
укрепил
свои
позиции
в
аппарате.
Оппозиция
своим
со­противлением,
как
это
ни
парадоксально,
давала
толчок
к
укреплению
бюро­кратической
централизации,
способствовала
утверждению
безусловно
авторите­та
Сталина
как
вождя.
Кроме
всего
прочего,
утвердилось
догматическое
толко­вание
теории
социализма,
была
дискредитирована
идея
оппозиции
как
таковая.

Разгром
группы
Бухарина-Рыкова-Томского

Сразу
после победы над троцкистско-зиновьевской
оппозицией Сталин вступает в борьбу со
своими недавними союзниками по
внутрипартийной борьбе, с теми
представи­телями партийного ареопага,
которые еще могли воспрепятствовать
установлению его единоличной власти в
силу своего авторитета и должностного
положения. Это были: председатель
Исполкома Коминтерна (назначенный на
эту должность после смещения Зиновьева),
главный редактор «Правды» Н.И.Бухарин,
председатель Совнаркома А.И.Рыков,
председатель ВЦСПС М.П.Томский. Их
объединило общее видение ряда
ос­новополагающих методов
социалистического строительства и
стремление ограничить всевластие
Сталина.

Основные
элементы концепции Бухарина-Рыкова
-Томского

— Требуется
обеспечить оптимальное сочетание трех
основных целей социально-экономического
развития: индустриальной реконструкции
экономики, увеличения удель­ного веса
социалистического сектора, повышения
уровня жизни народа.

  • Следует
    отвергнуть диктатуру промышленности,
    промышленность может успешно раз­виваться
    только на базе крепкого сельского
    хозяйства.

  • Планирование
    должно исходить из реальных ресурсов
    страны, опираться на научные рекомендации,
    ориентироваться на использование
    экономических рычагов, товарно-денежных
    отношений; определение пропорций
    экономического развития должно исхо­дить
    из возможности обеспечения длительно
    наиболее быстрого темпа развития.

  • Применение
    чрезвычайных, насильственных мер в
    экономике должно быть отвергнуто.

Логика
сталинской концепции

  • Международная
    обстановка диктует необходимость
    скорейшей индустриализации для повышения
    обороноспособности советской страны
    (агрессивность империализма нарас­тает,
    на помощь международного пролетариата
    рассчитывать не приходится).

  • Планирование
    следует ориентировать на скорейшее
    достижение максимального роста
    промышленности (иначе возможно опоздание
    с подготовкой к отражению агрессии).

  • Индустриализацию
    следует проводить, в первую очередь,
    за счет зажиточных слоев деревни.

  • Нарастание
    продовольственных трудностей, нарастание
    сопротивления деревни объ­ясняется
    в первую очередь обострением классовой
    борьбы по мере строительства со­циализма.

Таким
образом, если, с точки зрения бухаринской
группы, экономические трудности
объяснялись главным образом недостатками
управления, то Сталин объяснял кризис­ные
явления прежде всего происками классовых
врагов.

Точка
зрения.
Главным
отличием последнего этапа внутрипартийной
борьбы сле­дует признать следующее.
Если схватка с «левой» оппозицией
носила в основном «верхушечный»
характер и не затрагивала непосредственные
интересы масс, то от исхо­да политического
противоборства бухаринской и сталинской
групп непосредственно за­висела
судьба всего крестьянства, составлявшего
тогда подавляющее большинство на­селения
страны.

Ход
борьбы

15
января 1928 г. Сталин выехал в Сибирь, где
провел ряд встреч с партийным акти­вом
по проблемам хлебозаготовок. Отставание
от плана сдачи зерна государству он
объяснил саботажем кулаков. Сталин
потребовал максимально потеснить
кулачество и развернуть строительство
колхозов и совхозов. Это означало ревизию
решений XV съезда ВКП(б), состоявшегося
менее месяца назад, в которых ничего не
говорилось о конкретных темпах
коллективизации и принудительной
ликвидации кулачества.

Точка
зрения.
Сталин,
подтолкнув сибирских руководителей к
применению чрезвы­чайных мер,
преднамеренно спровоцировал широкое
неповиновение крестьянства. Со­противление
деревни должно было стать стимулом для
принятия еще более радикаль­ных мер,
таких как коллективизация и ликвидация
кулачества.

Еще
весной 1928 г. Сталин инициировал
развертывание кампании критики «правого»
уклона в ВКП(б). Правые обвинялись в
неверии в построение социализма, в
непонима­нии необходимости быстрых
темпов переустройства общества и борьбы
с кулачеством. Персонально уклонисты
не назывались. Сталин выжидал момент,
чтобы приписать пра­вый уклон своим
противникам.

В
апреле 1928 г. в донецком городе Шахты
состоялся публичный судебный процесс
против 53 буржуазных специалистов,
которым приписывался промышленный
саботаж, организация аварий, вредительство
и т.п. (На сегодняшний день историками
установле­но, что шахтинское дело
было сфабриковано ОГПУ по прямым
указаниям Сталина.) На апрельском (1928)
пленуме ЦК ВКП(б) Сталин охарактеризовал
шахтинские события как наступление
международного капитала на советскую
власть. Ни Бухарин, ни Рыков, ни Томский
факты сомнению не подвергли. Это было
победой Сталина: бухаринская поли­тика
гражданского мира была дискредитирована,
теория обострения классовой борьбы
была подтверждена, получал обоснование
курс на усиление репрессий.

На
апрельском пленуме большинство членов
ЦК еще не было готово следовать за
Сталиным. В принятых резолюциях
подчеркивалась важность рыночных
отношений, осуждались перегибы по
отношению к зажиточным крестьянам.

На
очередном пленуме ЦК, состоявшемся с 4
по 12 июля 1928 г., произошло столкно­вение
различных точек зрения. Если судить по
принятым резолюциям, победа группы
Бухарина была очевидна: решения пленума
требовали покончить с практикой обхода
дворов (для поиска хлеба), ликвидировать
рецидивы продразверстки, пресечь
наруше­ния законности, поднять
заготовительные цены. Крупнейший знаток
биографии Бухарина С.Коэн считает, что
летом 1928 г. положение генсека было чуть
ли не критическим. Но не все можно
объяснить столь прямолинейно. Факт
встречи Бухарина с Каменевым 11 июля
1928 г. (по инициативе Бухарина) свидетельствует
о растерянности «победителя»,
непло­хо представлявшего расстановку
сил в партийной верхушке. «Выступать
в открытую или не выступать?- вопрошал
Бухарин. — Если выступим, нас срежут как
отщепенцев. Если не выступим, нас срежут
несколькими шахматными ходами и взвалят
на нас вину, если в октябре не будет
хлеба». Бухарин не отважился на
открытое критическое выступление:
вероятно, сказалась паническая боязнь
обвинений в оппозиционности. В сентябре
1928 г. он опубликовал в «Правде»
статью «Заметки экономиста». Бухарин
отстаивал идеи бес­кризисного
воспроизводства, сбалансированных
планов и т.д. Формально запал критики
был направлен против троцкистов, немногие
осведомленные о спорах на закрытых
засе­даниях ЦК догадались, что речь
идет о Сталине.

Ноябрьский
(1928) пленум ЦК ВКП(б), несмотря на
многочисленные слова об обост­рении
классовой борьбы, о необходимости
форсировать подъем промышленности,
при­нял взвешенные решения. Приоритет
был сохранен за принципом пропорционального
развития промышленности и сельского
хозяйства.

Сталин
в 1928 г., в отличие от начала 20-х, уже
чувствовал свою силу, он временами шел
на уступки , давал заверения в верности
принципам нэпа, переносил разногласия
на келейные заседания правящей группы,
а на практике давал директивы о расширении
чрезвычайных мер. Одновременно Сталин
готовил аппаратное наступление на своих
бывших союзников. Вскоре после ноябрьского
пленума был снят с поста первого
секре­таря московской парторганизации
Угланов, в президиум ВЦСПС были введены
пять ста­линцев, что существенно
ослабило позиции Томского. Партаппарат
в целом, вплоть до низового уровня,
подвергся основательной чистке, из него
удаляются реальные и потен­циальные
сторонники бухари некой группы.

На
объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в
апреле 1929 г. конфликт принял откры­тый
характер. Бухарин, Рыков и Томский, ясно
изложившие свои расхождения со сталин­ской
группой, были объявлены правыми
уклонистами и осуждены. Вскоре Бухарин
был снят с поста главного редактора
«Правды», а затем отстранен от
руководства Коминтер­ном. Томского
во главе профсоюзов сменил Шверник.
Рыков подал в отставку с поста Председателя
Совнаркома. Летом против группы Бухарина
была развернута мощная кампания в
печати. На ноябрьском (1929 г.) пленуме ЦК
полностью дискредитированную оппозицию
заставили публично покаяться, что
завершило ее разгром. Бухарин был
ис­ключен из Политбюро.

Причины
поражения группы Бухарина-Рыкова-Томского

  • коварство
    Сталина, готового в борьбе за власть
    на применение любых средств;

  • нерешительность
    группы Бухарина-Рыкова-Томского:
    нежелание перенести дискуссию в массы,
    боязнь обвинений во фракционности и
    т.д.;

  • непоследовательность
    группы Бухарина в политике: готовность
    в определенных усло­виях согласиться
    на чрезвычайные меры (хлебозаготовки
    1927-1928), антидемократизм и

т.п.

— Сталин
контролировал партийно-государственный
аппарат.

В
результате победы во внутрипартийной
схватке Сталин расчистил себе путь к
единоличной власти. Одновременно он
получил возможность по своему усмотрению
проводить форсированную индустриализацию
и коллективиза­цию. Победа над последней
оппозицией давала возможность отбросить
нэп и осуществить социально-экономический
и политический «перелом».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Септолит дхц дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Тестер напряжения uni t ut15c инструкция
  • Авертель инструкция по применению для животных
  • Ciclochem unas инструкция на русском языке
  • Инструкция по регулировке изменяемой геометрии турбины