Партнерский стиль руководства характеризуется

Вы когда-нибудь, задумывались о том, какой вы руководитель? Или же, только ступаете на этот путь? А может в вашем коллективе назрела необходимость перемен, и вы ищите выход? Аутстаффинговая компания «Ваш кадровый советник» поможет разобраться в том, какой вы начальник и предлагает в качестве альтернативы 7 стилей руководства российским коллективом.

«Авторитарный» стиль руководства

Самый распространенный в России стиль руководства – авторитарный. Основная его суть – диктатура. Но так ли это плохо? Выглядит как беспрекословное выполнение указаний руководства. Инициатива сотрудников практически неприемлема. За неисполнение распоряжений частенько полагаются штрафные санкции. Данный стиль руководства эффективен в случае непонимания командой, по какому пути ей двигаться. Именно в этом случае необходимо подключиться руководителю и обрисовать свое видение дальнейших действий, чтобы подчиненные в точности выполнили распоряжения, тогда можно рассчитывать на результат. На постоянной основе не рекомендуется использовать данный стиль управления в бизнесе, исключение составляют госструктуры, так как у работников будет повышен уровень стресса. Плюс стиля в четко заданном векторе. Имеет место и эффективен в сочетании с другими стилями управления особенно в кризисных ситуациях.

«Демократический» стиль руководства

Набирающий популярность в стране стиль руководства, особенно в молодых, современных компаниях – демократический. Характеризуется всесторонним обсуждением проблем предприятия всеми сотрудниками. Руководители в таких компаниях не боятся обдумывать инициативы и предложения своих подчиненных. А также принимают комплексные решения с учетом мнений членов команды. Как правило, подобные стратегические решения оправдывают себя на рынке. Плюс стиля в том, что сотрудники понимают свою значимость и становятся более вовлеченными в рабочий процесс, а благодаря совместным решениям повышается производительность коллектива. Однако, этот стиль управления имеет и минусы. Со временем может перерасти в либеральный стиль управления, который в данном контексте трактуется как приоритет на мнение сотрудников, которые в свою очередь расслабляются при таком стиле руководства.

«Либеральный» стиль руководства

Возникает по причине отсутствия у руководителя большинства компетенций в сравнении со своими подчиненными. Характеризуется наиболее частыми обращениями за помощью руководителя к сотрудникам. Приятен подчиненным, так как на их мнение ориентируется руководитель. Имеет существенный недостаток, сотрудники при таком стиле управления, рано или поздно, начинают чувствовать себя слишком свободно, из-за чего страдает эффективность.

«Коучинговый» стиль руководства

Характеризуется постоянным обучением сотрудников. Работников растят внутри компании с релевантным бизнесу опытом. Данный стиль руководства имеет существенный минус. Как только в компании заканчиваются знания для обучения подчиненных, возникает вопрос, чему еще обучать сотрудников? При таком стиле руководства, цель предприятия с получения прибыли, смещается в сторону взращивания и непрерывного обучения сотрудников. Данный стиль управления далеко не всегда эффективен для самого бизнеса.

«Партнерский» стиль руководства

Характеризуется максимально лояльными отношениями между руководителем и подчиненными. Часто направленность такого управления нацелена на внутренние отношения в команде. Считается низкопроизводительным стилем управления. Так как приоритетом руководителя становятся отношения в коллективе, а не бизнес цели, чего не прощает конкурентный рынок.

«Американский» стиль руководства

Прямо противоположный предыдущему стиль управления. Характеризуется контрактным отношением к сотрудникам. Пока работник высокоэффективен – он нужен компании. Руководители при таком стиле управления не готовы обучать сотрудника, на работу принимаются только полноценные, мощные специалисты, которые приносят бизнесу доход. Как только ресурс подчиненных исчерпан, руководители с ними расстаются.

«Японский» стиль руководства

Характеризуется долгосрочным пребыванием сотрудника на одном рабочем месте. В этой стране не популярно решение постоянно менять места работы. Отличительной особенностью этого стиля управления является создание комфортных условий сотрудникам для их долгосрочного пребывания на рабочих местах, чтобы производимый продукт имел наивысшее качество.

Наиболее эффективный применимый к русскому менталитету стиль управления – демократический. Когда руководитель принимает решение и после сообщает о нем команде, обосновывает его. В то же время сотрудники имеют право открыто выдать начальнику обратную связь понимая, что руководитель адекватно ее воспримет. И только в кризисный период, когда сотрудники не ориентируются в ситуации, может включиться авторитарный стиль управления, только для того, чтобы задать вектор команде. Однако, при демократическом стиле управления, руководитель должен постоянно держать руку на пульсе, чтобы не возникало ситуаций непримиримого отстаивания своей точки зрения каждым сотрудником, без возможности диалога с коллегами.

Разумеется, чистые стили управления встречаются редко, это и к лучшему, ведь их необходимо комбинировать, чтобы эффективно управлять всей командой, так как все сотрудники разные личности. Также стоит помнить, что худший из стилей для русского руководителя – авторитарный, и при его постоянном использовании ваши сотрудники будут быстро выгорать.

Онлайн-тестыТестыМенеджмент и маркетингМенеджментвопросы481-495


481. Стиль руководства, характеризующийся невмешательством в работу подчиненных, низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называется:
либеральным

482. Стиль руководства, характеризующийся партнерскими отношениями, коллегиальным обсуждением проблем, самостоятельностью и инициативностью, взаимным контролем, называется:
демократическим

483. Стиль руководства, характеризующийся централизацией власти, единоначалием, чрезмерной требовательностью, методами принуждения, называется:
авторитарным

484. Сторож, лидер мнения, космополит, связной — это:
коммуникационные роли

485. Сторонники подхода в теории менеджмента, обосновавшие влияние на организацию как систему управления не только внутренних, но и внешних факторов, — были представителями школы
науки управления

486. Стратегией последнего средства называют стратегию
сокращения

487. Стратегическое управление, заключающееся в детальном описании всей предстоящей работы и разработке определенного числа схем повторяющегося поведения, называется:
программным менеджментом

488. Стратегическое управление, заключающееся в совместном определении членами организации целей для каждой должности и координации усилий по их достижению, называется:
управлением по целям (УПЦ)

489. Стратегия концентрации на конкретном участке рынка и привлечения потребителей с «особыми запросами» называется:
фокусной

490. Стратегия низких цен за счет низких затрат и больших объемов производства называется:
лидерством по ценам

491. Стратегия расширения ассортимента и повышения уровня качества называется:
стратегией дифференциации

492. Стратегия, используемая организациями для концентрации на конкретном сегменте рынка и привлечения потребителей с «особыми запросами», — это стратегия …
фокусная

493. Стратегия, рассчитанная на потребителей, которые согласны платить больше, но взамен ожидают более широких возможностей выбора и более высокого уровня качества, — это стратегия …
дифференциации

494. Стратегия, учитывающая интересы потребителей, которые желают получать товары или услуги по минимально возможной цене, — это стратегия …
лидерства по ценам

495. Структура организации и отдельных ее слоев, а также система признаков дифференциации — это:
стратификация


Стили руководства в организации. Лидерство в организации [03.11.10]

Тема: Стили руководства в организации. Лидерство в организации

Раздел: Бесплатные рефераты по организационному поведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.12K | Скачано: 265 | Добавлен 03.11.10 в 16:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Содержание

1. Стили руководства в организации 3

2. Лидерство в организации 11

Список литературы 20

1. Стили руководства в организации

Слово “стиль” греческого происхождения.  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.

Стиль руководства ‑ типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства.

Руководство — процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели.

Руководить (в бизнесе) — означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

— управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

— направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

— поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

— делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

1. Классификация стилей руководства при поведенческом подходе

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории, которая приводится в данном разделе. Скорее, стиль данного руководителя может быть соотнесен с какой-то позицией в определенном континууме. Имеются две широко применяющиеся системы определения целей этого континуума. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Автократичное и демократичное руководство:

Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак-Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:

  • Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
  • У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
  • Больше всего люди хотят защищенности.
  • Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак-Грегор назвал их теорией «У»:

  • Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
  • Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
  • Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
  • Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

Исследования Левина:

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. Это исследование было проведено раньше, чем Мак-Грегор описал руководителей в свете своих теорий «X» и «Y». Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики. Эти мальчики были разделены на несколько групп и распределены по различным клубам; во главе каждого стоял взрослый, исповедовавший автократичный, демократичный и либерально-попустительский («laissez-faire») стили руководства. «Laissez-faire» в переводе с французского означает «не трогайте, оставьте».

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых бихевиористской школы стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

Модель Лайкерта

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.

В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда.

А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост.

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя.

2 Классификация стилей руководства при ситуационном подходе

Ситуационная модель руководства Фидлера:

Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  • Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  • Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  • Должностные полномочия. Это — объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком сосредоточен на задаче, он рискует вызвать антагонизм исполнителей и тем самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля. Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.

Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорей всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемая рабочая сила  уменьшает необходимость в плотном, строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.

Определив, что ориентированный на задачу стиль руководства будет больше всего соответствовать в наиболее или в наименее благоприятных ситуаций и что ориентированный на человека стиль лучше всего проявит себя в умеренно благоприятных ситуациях, Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.

Подход Митчела и Хауса “путь — цель»

Еще одна ситуационная модель лидерства “путь — цель» была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, “увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде». Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

  • Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
  • Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
  • Направление усилий подчиненных на достижение цели.
  • Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
  • Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки  и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления, специфика сферы конкретной деятельности, единые требования, предъявляемые к руководителям, социально — психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.), уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

2. Лидерство в организации

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер — последователь», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Традиционные ранние концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций, в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Диктаторский стиль.

Диктаторский стиль чаще всего оказывается самым неэффективным. Достаточно того, что он разрушает моральный климат организации. И прежде всего страдает гибкость. Если руководитель принимает максималистские решения, не учитывая мнения подчиненных, все новое погибает в зародыше. Видя неуважение к себе, люди перестают предлагать руководству новые идеи, зная, что ничего хорошего из этого все равно не получится. И точно так же у сотрудников пропадает чувство ответственности за качество своего труда: как только их лишают возможности проявлять инициативу, у них исчезает ощущение сопричастности и поэтому работа больше не воспринимается как свое личное дело.

Диктаторский стиль руководства отрицательно сказывается и на мотивации. У большинства профессионалов кроме денег есть не менее важная мотивация — удовлетворение от хорошо сделанной работы. Диктаторский стиль больно бьет по профессиональной гордости. И наконец, он лишает руководителя одного из главных рычагов мотивации — возможности показать подчиненным, что они вносят лепту в общие достижения компании. Все это приводит к тому, что работникам становится безразлично все происходящее в компании. Они думают примерно так: «Да какое, в конце концов, мне до всего этого дело!»

Диктаторский стиль можно применять очень осторожно и лишь в чрезвычайных ситуациях. Он совершенно необходим, например, при реструктуризации предприятия или при угрозе враждебного поглощения. В подобных случаях руководство только так может отказаться от неоправдавших себя методов и заставить людей трудиться по-новому. Но если руководитель компании полагается исключительно на диктаторский стиль, его пренебрежение моральным духом и чувствами сотрудников окажется губительным в долгосрочной перспективе.

Авторитетный стиль.

Авторитетный лидер — это мечтатель и прорицатель одновременно, который мотивирует подчиненных, объясняя им, как важна для общего дела работа каждого из них.

Сотрудники особенно преданны целям и стратегии организации, когда ее возглавляет именно авторитетный руководитель. Показывая каждому работнику, какой весомый вклад он вносит в общее дело, он задает систему стандартов. Когда он оценивает работу сотрудника — неважно, отрицательно или положительно, — главным критерием становится ее соответствие или несоответствие этим стандартам. Что значит работать хорошо или плохо, за что сотрудники получают вознаграждение — все это хорошо понимают. Наконец, авторитетный стиль положительно сказывается на гибкости: руководитель провозглашает конечную цель и, как правило, оставляет подчиненным достаточно свободы для проявления инициативы.

Авторитетный стиль хорош практически в любой ситуации, но особенно — когда бизнес плывет, как говорится, по воле волн. Именно тогда авторитетный лидер может проложить новый маршрут и повести за собой людей, открывая им новые лучезарные горизонты.

Однако при всех своих достоинствах руководитель, придерживающийся авторитетного стиля, не всегда достигает желаемых результатов. Так, не стоит рассчитывать на успех, если у него в команде работают люди, более искушенные в конкретном бизнесе, чем он сам. Профессионалы не будут уважать начальника, ничего не смыслящего в деле, за которое взялся. С другой стороны, стоит чуть перегнуть палку и попытаться обуздать подчиненных, тут же разрушится атмосфера равноправия, на которой держится эффективная работа команды.

Партнерский стиль.

Девиз лидера-«партнера» — «Люди прежде всего!». Этот стиль управления полностью «завязан» на людях, и для его приверженцев любой сотрудник важнее любых задач и целей. Лидер-«партнер» старается, чтобы его подчиненные были счастливы и пребывали в состоянии гармонии. Добивается он этих целей, налаживая крепкие эмоциональные узы между сотрудниками, и награда ему — страстная преданность подчиненных. Такой руководитель действует подобно главе семьи, который меняет правила поведения по мере взросления детей: он не диктует жесткие условия выполнения работы, предоставляя подчиненным свободу самим делать все наиболее эффективным, на их взгляд, образом.

Лидер-«партнер» обязательно выражает признание и благодарность сотрудникам за их трудовые свершения. Положительный отклик начальника приобретает особую мотивационную ценность. Наконец, лидеры-«партнеры», как правило, умеют создать у подчиненных чувство сопричастности. Они приглашают непосредственных подчиненных в бар или ресторан поговорить по душам, приносят на работу торт, чтобы отпраздновать чей-нибудь успех. Словом, это настоящие созидатели личных связей.

Партнерский стиль руководства хорош во всех случаях, но особенно — когда важно поддержать мир и согласие, поднять моральный дух в коллективе, наладить общение или восстановить подорванное доверие.

Несмотря на все преимущества, мы не советуем всецело полагаться на партнерский стиль. Его слабое место — упор на поощрение. Может случиться так, что никто не станет переделывать плохую работу, а у кого-то даже сложится впечатление, что в компании вполне терпимо относятся к посредственности. Поскольку руководители-«партнеры» редко советуют, как сделать что-то лучше, работникам приходится до всего додумываться самим. И когда людям нужно четко сказать, как выйти из сложной ситуации, они фактически бросают их на произвол судьбы. Более того, если довериться такому руководителю до конца, то дело может кончиться провалом. Наверное, именно поэтому партнерский стиль часто применяется в сочетании с авторитетным. Авторитетные лидеры формулируют задачи и объясняют, как их исполнять. Но только когда они призовут в союзники начальников-«партнеров» с их чуткостью и заботой о каждом сотруднике, поставленная цель точно будет достигнута.

Демократичный стиль.

Лидер готов дать возможность высказаться всем заинтересованным лицам, добиваясь таким образом их доверия и уважения. Выслушивая мнения сотрудников о решениях, касающихся их работы, лидер-«демократ» тем самым возлагает на них ответственность и добивается большей гибкости. Узнав о том, что беспокоит его работников, он понимает, что нужно сделать для поддержания морального духа.

Но у демократичного стиля тоже есть недостатки. Самое неприятное его последствие — бесконечные собрания, на которых по десять раз обсуждаются одни и те же идеи. Иногда руководители прибегают к этому стилю, если им нужно отложить принятие важных решений. Они надеются, что, получив благодаря нескончаемым дебатам передышку, в конце концов поймут, что именно нужно делать. Но подчиненные лидеров-«демократов» часто испытывают смятение — им кажется, что ими никто не руководит. Более того, этот подход может даже усугубить конфликты.

При каких условиях демократичный стиль оказывается самым эффективным? Когда руководитель не знает, какой путь лучший, и нуждается в совете сотрудников-профессионалов.

Демократичный стиль управления гораздо менее успешен, когда работники недостаточно компетентны или информированы и не могут помочь своему начальнику дельным советом. И совсем не годится, если нужно добиться согласия по спорным вопросам в период кризиса.

Образцовый стиль.

Отличительные признаки образцового стиля: лидер задает высочайшие стандарты работы и на собственном примере доказывает, что их можно соблюдать. Почти с маниакальным упорством он стремится делать все быстрее и лучше и требует того же от подчиненных, всегда находит отстающих и, если они не исправляются, заменяет их другими сотрудниками. Казалось бы, все это должно привести к впечатляющим результатам.

Но на деле такой руководитель лишь разрушает моральный климат в компании. Часто из-за его высоких требований у работников опускаются руки. Он считает, что дает четкие указания (хотя часто это совсем не так), и уверен, что все сами знают, что и как делать, а если кому-то нужно что-то объяснять, значит, этот сотрудник профнепригоден. В результате вместо того, чтобы двигаться в заданном направлении и как можно лучше делать свое дело, подчиненным приходится отгадывать желания начальника. Кроме того, им часто кажется, что начальство просто не доверяет им и не хочет, чтобы они проявляли инициативу. В итоге работа становится рутинной и смертельно скучной.

Что касается оценки работы подчиненных, то «образцовый» лидер либо никак ее не оценивает, либо набрасывается на своих сотрудников, если ему кажется, что они не справляются. У подчиненных такого начальника нет ощущения причастности к общему делу — им никто не объясняет, как их работа сказывается на общих результатах.

Образцовый стиль не всегда ведет в тупик. Напротив, этот подход вполне уместен в ситуациях, когда все сотрудники хорошо мотивированы, обладают высокой квалификацией и не очень нуждаются в руководстве. В частности, этот стиль подошел бы лидерам, возглавляющим квалифицированных и мотивированных профессионалов — ученых или юристов. С талантливой командой они легко добьются своего — завершат работу в срок или даже раньше. Однако, как и во всех других случаях, не следует применять только этот стиль.

Наставнический стиль.

Лидеры- наставники» помогают подчиненным увидеть свои слабые и сильные стороны и адекватно оценить свои перспективы — личные и карьерные. Они поощряют подчиненных ставить себе долгосрочные цели и помогают им достигать их. Лидеры-«наставники» обладают замечательной способностью делегировать полномочия, давать своим подчиненным интересные, способствующие их росту задания, даже когда знают, что в результате работа будет выполнена медленнее, чем обычно. Иными словами, они готовы пойти на неуспех в краткосрочной перспективе ради положительного опыта, который будет приобретен в перспективе долгосрочной.

Исследование показало, что наставнический стиль — самый редкий. Многие руководители признаются, что работа просто не оставляет им времени на обучение подчиненных, хотя иногда достаточно и нескольких «наставнических» бесед. Руководители, игнорирующие этот стиль, отказываются от мощного инструмента положительного воздействия и на климат в компании, и на производительность.

Хотя наставнический стиль ориентирован прежде всего на развитие индивидуальных способностей работников, а не на быстрейшее решение производственных задач, тем не менее руководители- «наставники» добиваются хороших показателей. Главным образом потому, что поддерживают постоянный диалог с сотрудниками и тем самым положительно воздействуют на климат. Подчиненные не боятся экспериментировать, когда уверены, что начальник следит за тем, как у них идут дела, и обязательно вовремя и конструктивно оценит их работу.

Наставнический стиль особенно эффективен, когда, например, подчиненные, зная свои слабые места, хотят научиться лучше работать или, развив у себя новые способности, продвинуться вперед. Так лучше всего управлять людьми, которые хотят, чтобы им помогали.

И наоборот, таким стилем руководства вряд ли удастся многого добиться, если сотрудники — неважно почему — сопротивляются переменам и не хотят учиться. Не годится он и тогда, когда у руководителя недостаточно опыта «наставника», а нужно постоянно обсуждать с сотрудником его результаты и стараться при этом мотивировать его, а не вызывать страх и апатию. В некоторых компаниях оценили положительные стороны наставнического стиля и пытаются привить его у себя. Однако многим организациям еще только предстоит овладеть наставническим стилем, который хотя и не сулит быстрых и явных результатов, но тем не менее очень эффективен.

Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации. Конечно, никто из них не выбирает стиль управления из некоего списка, механически. Напротив, они очень тонко чувствуют свое воздействие на окружающих и добиваются лучших результатов, переходя от стиля к стилю плавно. Эти руководители за несколько первых минут беседы понимают, с кем имеют дело. Например, если это талантливый сотрудник, который не справляется с работой потому, что деморализован менеджером с диктаторскими замашками, то его можно вдохновить на трудовые свершения, просто напомнив о важности его вклада в общее дело. А иногда руководитель с первой же минуты понимает, что должен поставить сотруднику ультиматум: либо работай лучше, либо увольняйся.

Список литературы

1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. «Управление персоналом». М.   2002г.

2.  Уоррен Беннис, Берт Нанус.  «Лидеры».  М.  2003

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента 3-е издание, Москва-Санкт-Петербург-Киев: ИД «Вильямс», 2008 г.

4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 г.

5. Лэнд П.Э. Менеджмент — искусство управлять. М., 2007 г.

6. .Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 2008 г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0

03.11.10 в 16:04
Автор:Palomas


Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

  • Лидерство в организации
  • Лидер и лидерство на современном предприятии
  • Стили управления в руководстве
Содержание

Спрятать

  1. Что такое партисипативное лидерство?
    1. Типы совместного лидерства
  2. Ключевые черты/характеристики лидерства с участием
    1. №1. Доступный
    2. № 2. Вдумчивый
    3. №3. Хороший коммуникатор
    4. № 4. Открытый
    5. № 5. Расширение прав и возможностей
  3. Примеры совместного лидерства
    1. №1. Билл Гейтс / Microsoft
    2. № 2. Карлос Гон / Renault & Nissan
  4. Совместный стиль лидерства
    1. №1. Тренерский стиль руководства
    2. №2. Демократический стиль лидерства
    3. №3. Стиль руководства Laissez-Faire
    4. №4. Автократический стиль лидерства
  5. Заключение
  6. Часто задаваемые вопросы
  7. Что такое партиципативный подход?
  8. Что такое совместное обучение лидерству?
  9. Какие навыки необходимы для совместного управления?

Что отличает успешную компанию, так это эффективный лидер. Это способствует открытому общению между сотрудниками и высшим руководством. Хотя у большинства организаций и бизнес-лидеров есть свои стили лидерства. Если вам нужен эффективный стиль руководства с участием, примеры, а также его характеристики В этой статье вы найдете все необходимое

Что такое партисипативное лидерство?

Прежде чем мы начнем, давайте узнаем, что означает лидерство. Лидерство – это навык, к которому стремятся многие люди. Хороший лидер может воодушевить массы и направить их к единой цели. Многие различные характеристики составляют великого лидера; харизма, обаяние и социальные навыки — все это очень важные инструменты для успешного руководства. У каждого человека, занимающего руководящую должность, есть свои способы влиять на членов команды в достижении их целей.

Participative Leadership

Изображение предоставлено: Западный университет губернаторов (участие руководства)

Партисипаторное лидерство — это стиль управления для менеджеров, которые хотят вовлекать своих сотрудников в процесс принятия решений в компании. Другими словами, лидерство с участием — это стиль лидерства, при котором все члены команды работают вместе, чтобы добиться консенсуса в решении. Такой тип лидерства также известен как демократическое лидерство. Это позволяет каждому участвовать в повседневной работе компании. Тем не менее, есть некоторые ключевые характеристики, которыми должен обладать активный лидер.

Типы совместного лидерства

Консенсус, коллективное, демократическое и авторитарное лидерство — это четыре типа лидерства, основанного на участии. Они есть:

№1. Согласованное активное лидерство

Сотрудники при таком типе руководства имеют полный контроль над исходом решения, лидер не имеет дополнительной власти над другими членами группы и работает. Руководитель группы может выступать в роли фасилитатора, но каждый сотрудник должен определить план действий, который он хочет. Ничего не происходит, пока команда не придет к выводу.

№ 2. Коллективное лидерство

Этот тип лидерства предполагает совместный метод принятия решений, при котором все в команде несут равную ответственность за действия и выводы. Чтобы принять решение, большинство группы должно согласиться. 

№3. Демократическое активное лидерство

Когда дело доходит до качественных решений, демократический подход предполагает получение обратной связи от всей команды, но последнее слово остается за высшим руководством. Группа вносит идеи и предложения, и заключение может быть поставлено на голосование, но окончательное решение о том, какие шаги следует предпринять, остается за лидером.

№ 4. Авторитарное партиципативное лидерство

Автократическое партисипативное лидерство идентично демократическому партисипативному лидерству, за исключением того, что у лидера больше полномочий. Лидер автократического руководства допускает участие сотрудников, но сохраняет за собой полный контроль над принятием решений. Авторитарный лидер не должен объяснять процесс принятия решений.

Ключевые черты/характеристики лидерства с участием

Когда сотрудникам разрешено участвовать, лидерство становится легким, потому что это помогает создать пространство для новых идей, которые текут вверх и вниз. Восходящее сообщение позволяет членам вашей команды принимать активное участие в принятии решений. Вы также можете использовать нисходящая связь подход к отправке информации, но с сочувствием. Поэтому, если лидер обладает этими характеристиками лидерства с участием, приведенными ниже, у него/нее есть хорошая движущая сила, чтобы ладить со всеми. Они несут ответственность за консультирование, обучение и возможности развития подчиненных.

Ниже приведены характеристики партисипативного лидерства:

№1. Доступный

Такой лидер заставляет людей чувствовать себя расслабленно и умиротворенно в своей рабочей среде. Они не давят на вас. Я думаю, вы знаете, что если непринужденные люди смогут работать вместе, объединяться и общаться, не опасаясь наказания, то эта компания обязательно добьется своей цели. Доступные лидеры активны и умеют слушать.

Если лидер способен быть сильным, даже когда сотрудники сообщают плохие новости, подчиненные не будут пугаться, говоря о негативных аспектах задачи. Кроме того, агрессивный или интровертный характер может затруднить вовлечение других в дела компании. Поэтому, чтобы улучшить вашу доступность.

№ 2. Вдумчивый

Применение чувства вдумчивости в качестве активного лидера позволит вам тесно сотрудничать со своей командой в этих характеристиках активного лидерства. Принятие во внимание мнения и эмоций других людей является важной частью структуры лидерства. При этом будет создана среда, способствующая сотрудничеству.

№3. Хороший коммуникатор

Это ключевые характеристики партиципативного лидерства. Чтобы преуспеть в качестве активного лидера, вы должны хорошо общаться. Эффективная коммуникация является жизненно важным проводом каждой организации. Дело не только в том, чтобы говорить. Информация должна течь сверху вниз, а также снизу вверх. Коммуникация требует надлежащей обратной связи. Когда лидер общается и не получает обратной связи, это общение неэффективно. развить достаточную ясность в своей речи, чтобы передать сообщение.

Между тем, есть два ключевых аспекта общения в этом стиле лидерства: способность воспринимать информацию и способность предоставлять информацию. Невербальное общение может помочь другим людям найти вас более доступным и лучше донести ваше сообщение.

Активный лидер должен иметь возможность делиться своими знаниями с другими, не вызывая путаницы. Тем не менее, вам также необходимо общаться авторитетно, но в чутких манерах.

№ 4. Открытый

Это еще одна важная характеристика партисипативного лидерства. Независимо от ваших должностных обязанностей, постарайтесь ознакомиться с мнением вашего подчиненного о предложениях и идеях, даже если они противоречат вашей первоначальной идее. Посмотрите на другие концепции и методы объективно и непредвзято. На самом деле, если вы не можете избавиться от собственных предубеждений, значит, вы по-настоящему не открыты для подчиненных. Вы можете быть более открытыми, если воспользуетесь различными подходами и идеями.

№ 5. Расширение прав и возможностей

Наконец, участвующий лидер должен расширять возможности других людей. Поскольку вы не единственный ответственный человек, вы хотите, чтобы другие могли руководить. Ключ в том, чтобы расширить их возможности с помощью знаний и поощрения. Вы также должны оказывать поддержку подчиненным. Не принимайте участия в осуждении или критике кого-либо без необходимости.

Как активный лидер, убедитесь, что у ваших подчиненных достаточно возможностей учиться и развиваться. Это не обязательно относится к их карьере, но также и к другим областям, таким как лидерство и саморазвитие. Важно предоставить им возможность стать лучшими лидерами, которыми они могут быть. Однажды ты будешь рад, что сделал это.

Примеры совместного лидерства

Как упоминалось выше, единственная цель лидерства на основе участия состоит в том, чтобы сформулировать четкую миссию, видение и цели компании, прежде чем передать управление сотрудникам. Они сообщают организационные цели, описывают ожидаемые результаты и поощряют сотрудников к творчеству. Таким образом, это способ решения и повышения производительности. Между тем, примерами лидерства на основе участия являются фасилитаторы, социальные работники, арбитры и групповые терапевты.

Есть также примеры общественных деятелей, которые продемонстрировали активное лидерство. Примеры лидерства с участием:

№1. Билл Гейтс / Microsoft

Одним из примеров лидерства, основанного на участии, является то, что основатель Microsoft Билл понял ценность расширения прав и возможностей людей и понял, что лучший способ победить в рыночной конкуренции — позволить знающим членам команды участвовать в принятии решений. Вы можете согласиться со мной, что он действительно преуспел.

№ 2. Карлос Гон / Renault & Nissan

В мире автопроизводителей примером может служить генеральный директор Nissan и Renault Карлос Гон. Интересным аспектом Гона является то, что его команда может участвовать в процессе принятия решений. Он также считает, что команды лучше всего знают, что нужно сделать для повышения производительности.

Совместный стиль лидерства

Стиль руководства с участием относится к поведению лидера по отношению к членам команды. Важно, чтобы вы понимали различные стили руководства и то, как они будут работать на вас. Хотя вам нужно использовать авторитетный подход в одном случае, вы также должны быть демократичными или участвовать в других, чтобы продвигать свою команду вперед. Вот четыре (4) стиля лидерства с участием.

№1. Тренерский стиль руководства

Лидерство в коучинге характеризуется сотрудничеством, помощью и контролем. Эти руководители сосредоточены на том, чтобы выявить лучшее в своих командах, ведя их через цели и препятствия. Этот стиль руководства прямо противоположен автократическому стилю руководства, ориентированному на принятие решений сверху вниз. 

# 2. Демократический стиль руководства

Демократическое лидерство также известно как совместное или партисипативное лидерство. Это позволяет членам группы принимать более активное участие в процессе принятия решений. Этот тип лидерства может применяться к любой организации.

# 3. Laissez-Faire стиль руководства

 Этот тип стиля является прямой противоположностью автократическому лидерству. Лидеры laissez-faire принимают решения и позволяют членам команды выбирать то, что, скорее всего, будет им выгодно. Однако, хотя они не принимают и не принимают решения в одиночку, они обладают следующими характеристиками:

  1. Передать полномочия специалистам
  2. Знайте, когда вмешаться и вести во время кризиса
  3. Разрешить конструктивную критику, когда она неизбежна
  4. Повышение лидерских качеств сотрудников
  5. Позвольте членам команды решать проблемы и управлять вызовами

# 4. Автократический стиль лидерства

Это также известно как авторитарное лидерство. Это стиль лидерства, характеризующийся тем, что человек имеет полный контроль над всеми решениями и практически не участвует в процессе со стороны членов группы. Автократические лидеры обычно делают выбор, основываясь на своих идеях и решениях. Они редко принимают советы от подчиненных.

Если вы хотите понять, как создать эффективную рабочую силу Читайте также: Лидерская команда: развитие эффективной рабочей силы

Заключение

Совместное лидерство приносит организации бесчисленные преимущества. Любой лидер, который эффективно использует этот стиль, сможет вовлечь всю команду в управление организацией. В отличие от других форм лидерства, партисипативное лидерство допускает коллективную ответственность за принятие решений. Короче говоря, поведение, демонстрируемое руководителем во время руководства своими подчиненными, определяет успех и рост компании.

Часто задаваемые вопросы

Что такое партиципативный подход?

Совместный подход показывает, что человек, ответственный за решение проблемы или изобретение инновации, заручается поддержкой тех, на кого непосредственно повлияют результаты его или ее усилий.

Что такое совместное обучение лидерству?

Партисипативное лидерство — это стиль управления, при котором вся команда вовлекается в большинство действий по принятию решений. Перед принятием окончательного решения все члены команды информируются о решениях компании и получают возможность оставить отзыв.

Какие навыки необходимы для совместного управления?

Коммуникация – необходимый навык. Если вы хотите стать частью коллективной управленческой команды, вам необходимо уметь эффективно общаться. Крайне важно улучшить свои способности к активному слушанию и поощрять членов команды делиться своими взглядами. Групповые достижения так же важны, как и индивидуальные успехи в этом стиле управления.

Связанные статьи:

  1. СТИЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
  2. СТИЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ: понимание 4 стилей принятия решений для лидеров

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка инструкция по адресу 0x00000000 обратилась к памяти виндовс 10
  • Руководство миром картины
  • Исузу форвард 6hh1 руководство по ремонту
  • Ситуационные модели эффективного руководства
  • Нокса 20 капсулы инструкция на русском языке