ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
- — руководство людьми в учреждениях образования, в частности детьми и учителями в школе.
Словарь терминов по психологическому консультированию.
2010.
Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:
-
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
-
Кино для детей и юношества — область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… … Педагогический терминологический словарь
-
Янкович де Мириево Федор Иванович — Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, ‒ 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской… … Большая советская энциклопедия
-
Янкович де Мириево — [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского (См. Коменский), член Российской… … Большая советская энциклопедия
-
Классно-урочная система обучения — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), классы, а ведущей формой обучения является Урок … Большая советская энциклопедия
-
образование — Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились… … Москва (энциклопедия)
-
КИНО — для детей и юношества, область киноискусства. Термины «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в … Российская педагогическая энциклопедия
-
Ясли-сад — детские, в СССР дошкольное воспитательное учреждение для детей от 2 мес до 7 лет. Созданы в 1959. Преемственно объединяют в одном учреждении общественное воспитание детей ясельного (раннего) возраста (от 2 мес до 3 лет) и дошкольного (от… … Большая советская энциклопедия
-
Обучение взрослых — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
-
Яковлев, Иван Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Яковлев, Иван. Иван Яковлевич Яковлев … Википедия
В данном случае,
под педагогическим руководством
понимается в широком смысле управление
различной групповой активностью
школьников, как в процессе учебной
деятельности, так и вне ее. То есть,
в качестве педагога-руководителя
может выступать и учитель-предметник,
и классный руководитель и освобожденный
воспитатель.
Мерой влияния
педагога руководителя на группу
школьников является его авторитет.
Однако, авторитет педагога — сложное
составное понятие, можно говорить о
двух его составляющих: авторитете
роли учителя и авторитете его личности.
В различные периоды школьного обучения
эти составляющие имеют различное
значение для детей начальной школе еще
очень большое влияние оказывает авторитет
роли учителя. Часто один тот факт, что
данный взрослый человек — учитель,
определяет отношение малышей,
автоматически обеспечивает педагогу
уважение, —
послушание,
внимательное отношение ко всем
требованиям (отметим, часто практически
не критичное).
В дальнейшем
авторитет роли учителя начинает падать,
уже не достаточно одного декларативного
заявления «я — ваш учитель» для того,
чтобы обеспечить успешное руководство
классом. В старшем школьном возрасте
авторитет личности учителя становится
решающим, для старшеклассников
принципиально важно отношение педагога
к ним, его умение общаться, его эрудиция
и профессиональная компетентность,
этические качества.
Остановимся на
проблеме формирования педагогического
авторитета. В своем развитии авторитет
личности педагога как бы проходит три
важные стадии, на каждой из которых
право педагога руководить подвергается
соответствующей проверке и оценке. На
первой стадии педагог выступает для
школьников как достоверный источник
самой разной информации — от сообщаемых
на уроке знаний до доносимых до класса
школьных слухов и мнений. То есть, сначала
формируется доверие к словам и знаниям
педагога, предпочтение обращаться к
нему за достоверной информацией.
На второй стадии
педагог становится референтным лицом
для школьников, то есть носителем
личностных качеств, ценностей, идей
и взглядов, значимых для учащихся,
разделяемых ими. Формируется доверие
к жизненной позиции педагога.
Наконец, на третьей
стадии педагог становится доверительным
лицом. Ему как бы авансируется доверие,
дается право принимать значимые решения,
касающиеся школьников. Педагог,
достигший в своих отношениях с конкретной
группой школьников такого авторитета,
облекается большим доверием детей. Ему
уже не требуется каждый раз обращаться
к ним для принятия определенных групповых
решений, так как ему предоставлено
право действовать от имени всей группы.
Авторитет личности
педагога — значительно более сильная
и устойчивая форма влияния, чем авторитет
его роли.
Перечислим ряд
психологических факторов, наиболее
существенно влияющих на успешность
педагогического руководства.
Предыдущее обсуждение феномена
руководства показало, что наиболее
значимым является стиль руководства,
выбранный формальным лидером. В отношении
педагога необходимо отметить, что
эффективной является именно кооперативная
модель руководства (естественно, с
учетом возраста детей и зрелости
класса как малой группы). В любом случае,
стиль руководства педагога должен
обеспечивать реализацию основных
функций управления группой (целеполагание,
информирование, принятие решений,
обратная связь, контроль, делегирование
полномочий, поощрение успехов),
преимущественно в духе кооперативной
модели управления. Кроме того, учитывая
слабость собственных лидерских сил
большинства школьных классов руководитель
должен брать на себя реализацию и ряда
функций, направленных на создание
благоприятного социально-психологического
климата в классе, развитие класса как
группы. Чем успешнее педагог —
руководитель реализует эти функции,
тем продуктивнее стиль его руководства.
Важную роль играет
также система социально-психологических
установок учителя относительно своих
взаимоотношений со школьниками.
Наиболее плодотворна установка на
открытое диалогическое общение с детьми.
Отметим и ряд
личностных качеств, наличие которых
существенно для успешного
педагогического руководства.
Во-первых, это те
черты личности, которые способствуют
в целом успешному общению со школьниками:
общительность, направленность на других,
склонность к сотрудничеству, эмоциональная
восприимчивость (эмпатия), тактичность,
терпимость. Важна эмоциональная
устойчивость, гибкость в усвоении
новых социальных ролей, артистизм.
Интересно, что успешнее работают те
педагоги-руководители, которые не имеют
ярко выраженного стремления к лидерству.
Во-вторых, это личностные особенности,
обусловленные спецификой педагогического
труда: высокая интеллектуальная
гибкость, критичность и быстрота
мышления, способность к импровизации,
самокритичность, самостоятельность,
инициативность.
Для успешной
управленческой деятельности педагог
должен обладать хорошими навыками
социально-перцептивного и
социально-рефлексивного анализа, то
есть он должен уметь адекватно оценивать
отношения к группе школьников, чувствовать
отношение к себе с их стороны.
Отметим и еще один
фактор — удовлетворенность собственной
деятельностью. Естественно, что лучше
работает человек, высоко оценивающий
свои успехи и свои возможности.
Насколько велики
возможности действенного влияния
педагога-руководителя на отношения
внутри классной группы? Принципиальный
ответ зависит, прежде всего, от возраста
детей. Если в начальной школе учитель
может в значительной мере влиять
через свое отношение, свои санкции на
статусную структуру класса, выдвижение
лидеров, климат класса, то по мере
взросления детей ситуация меняется:
появляется и автономизируется зона
внутриклассных взаимоотношений,
очень мало доступных как наблюдению,
так и воздействию. Речь идет об
интимно-личностных отношениях в группе
сверстников. В значительно большей
степени педагог может влиять на
деловые отношения школьников,
воздействовать на инструментальную
сферу, и, наконец, открыты для управления
личные отношения школьников и класса
в целом с педагогом.
Если говорить об
арсенале средств, имеющихся в распоряжении
педагога-руководителя, то их можно
разделить на группы прямых и косвенных
средств воздействия. К прямым относится
общее обсуждение, организация групповой
дискуссии или посредничества в разрешении
шаров. Косвенные пути — это попытки
вносить коррективы в межличностные
отношения учащихся посредством
переструктурирования деловых
взаимоотношений, создания новых форм
совместной деятельности, выработку
иных групповых норм и мнений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край
Методическое объединение учителей начальных классов
Доклад
по теме:
«Педагогическое руководство и его стили»
Выполнил
Козка О.Ю.
учитель начальных классов
первой квалификацинной категории
Проверил
Каленчук И.В.
руководитель ШМО
начальных классов
Педагогическое руководство и его стили
Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что
большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.
Феномен руководства также отражает отношения психологической
власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на
которую официально возложены задачи организации деятель-
ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,
назначается извне. Руководителем школьного класса является,
безусловно, педагог.
Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-
ководства может быть различным. Например, в туристической
группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени
Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства
влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально
назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог
в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-
ства, нежели лидер класса.
Влияние руководителя на группу формируется из нескольких
компонентов:
Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-
ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции
в случае нарушения.
Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-
пе, поощряет желательное поведение.
Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-
ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его
привлекательность.
Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,
осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся
у него знаний.
Для успешной реализации педагогического руководства важно
использовать опору на все эти компоненты.
У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор
приемов руководства, который в науке принято называть стилем
руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-
водства: авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле все решения принимает исключи-
тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция
педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я
говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при
данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-
ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,
нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-
ется критическими комментариями, которые делает педагог в
адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма
уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила
одна учительница литературы.)
Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не
столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма
предъявления требований.
Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-
ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-
тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,
уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается
от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений
и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-
жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей
руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль
педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-
ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».
Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства
может быть следующая.
Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-
доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-
тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз
говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне
обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать
в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,
мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.
Несмотря на то что предпочтительность демократического
стиля руководства классным коллективом уже неоднократно
обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться
на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике
демократический стиль путают с попустительским, что приводит
к убежденности педагогов в его неэффективности.
Демократический стиль руководства базируется на нескольких
важных принципах:
Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем
себе критические комментарии относительно манеры поведения,
внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не
обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети
используют, но комментировать их мы можем совершенно по-
разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-
ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-
нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.
Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то
выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог
спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.
Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-
Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства
таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель
так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства
можно назвать не демократическим, а попустительским.).
Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-
ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим
понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может
выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может
проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,
писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.
В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и
поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического
стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою
власть, а общие правила.
Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-
ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики
ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,
что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае
какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать
его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным
методом формирования ответственности за свое поведения в де-
мократическом стиле руководства являются санкции
Педагог как источник информации (доверие к знаниям
педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как
источник важной информации, а его личностные качества
могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но
значимость учителя как обладателя необходимых сведений не
принижается.
Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-
ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-
ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает
важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-
ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,
перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,
в каких вопросах мнение учителя является для него важным,
а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-
Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства
телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля
обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет
авторитет кого-то из сверстников.
Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-
теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень
устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-
мирование напрямую связано с поведением учителя.
По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-
бенности родительского отношения являются для воспитанников-
подростков существенным основанием референтности учителя
и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-
демократический стиль общения, наиболее референтны для под-
ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.
Читать PDF
Психолого-педагогическое руководство процессом профессионального саморазвития студентов
Рассмотрены сущность профессионального саморазвития студентов, его связь с развитием субъектности; уровни, продукция саморазвивающей деятельности; психолого-педагогическое руководство ею, принципы, фу
Читать PDF
Психолого-педагогическое руководство саморазвитием личности юного спортсмена
Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Батукаев Абу Абдулхамидович
В статье представлены результаты теоретического обоснования и уточнения понятия «саморазвитие», как компонента общего развития личности.
Читать PDF
Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов вое
Иванов С.А.
В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.
Читать PDF
Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов вое
Иванов С.А.
В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.
Читать PDF
Инновационный психолого-педагогический подход к руководству подготовкой студентами учебных письменны
Грязева Е.Д., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.
Рассматривается вопрос изменения методических подходов к руководству и требований к содержанию учебных студенческих письменных работ, исходя из реалий массовой информатизации и компьютеризации обществ
Читать PDF
Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп
Беляева Т.Б., Беляева П.И.
Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды.
Читать PDF
Проблема руководства и лидерства в психолого-педагогических исследованиях
Мацакова Эльзята Муняевна
Читать PDF
Психолого-педагогические аспекты руководства и лидерства в сфере физической культуры и спорта
Щедрин Юрий Николаевич, Щеголев Владимир Александрович
Читать PDF
Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалиста-мене
Слесарев Юрий Васильевич
В статье рассматриваются и анализируются результаты психолого-педагогического исследования стилей руководства с точки зрения нравственно-ценностных компонентов в профессиональной деятельности специали
Читать PDF
Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалиста-мене
Слесарев Юрий Васильевич
В статье рассматриваются и анализируются результаты психолого-педагогического исследования стилей руководства с точки зрения нравственно-ценностных компонентов в профессиональной деятельности специали
Читать PDF
Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших шк
Яковлева Оксана Георгиевна
Читать PDF
Подготовка будущего учителя к педагогическому руководству формированием духовной культуры младших шк
Яковлева Оксана Георгиевна
Читать PDF
2.16 мб
Проблема руководства и лидерства в психолого-педагогических исследованиях
Читать PDF
259.99 кб
Психолого-педагогическое руководство саморазвитием личности юного спортсмена
Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Батукаев Абу Абдулхамидович
В статье представлены результаты теоретического обоснования и уточнения понятия «саморазвитие», как компонента общего развития личности.
Читать PDF
337.37 кб
Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов
Николаева Елена Михайловна
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза.
Читать PDF
303.08 кб
Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России
Северин Николай Николаевич, Москвин Николай Владимирович
В статье рассмотрены содержание и структура технологии педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России, а также психолого-педагогические условия, необходимые для ее реализации.
Читать PDF
312.27 кб
Доверие в системе «учитель — ученик» при разных стилях педагогического руководства
Дорофеев В. А.
Читать PDF
574.46 кб
Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им
Мельник Александр Романович
На основе анализа практики формирования здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность процесса самовоспитания ЗОЖ в
Читать PDF
358.91 кб
Технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза
Кузнецова Ираида Михайловна
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза.
Читать PDF
379.20 кб
Задачи педагогического руководства экологическим образованием и воспитанием студентов
Султанлы Хазархан Оглу Султанлы
Любая деятельность студентов должна стоять в центре внимания педагогического коллектива.
Читать PDF
525.84 кб
Психолого-педагогическое руководство процессом профессионального саморазвития студентов
Юдина Елена Ивановна
Рассмотрены сущность профессионального саморазвития студентов, его связь с развитием субъектности; уровни, продукция саморазвивающей деятельности; психолого-педагогическое руководство ею, принципы, функции его организации, организ
Читать PDF
3.36 мб
Основные направления педагогического руководства самостоятельной работе курсантов в вузе
Куценко Сергей Андреевич
Читать PDF
113.13 кб
Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства
Гани Вахид Абдулович, Гани Светлана Вячеславовна
Анализируются особенности развития учебной мотивации у детей в конце первого года обучения в средней общеобразовательной школе при различных стилях педагогического руководства классом: авторитарном, демократическом и неустойчивом.
Читать PDF
1.59 мб
Психолого-педагогические аспекты руководства и лидерства в сфере физической культуры и спорта
Щедрин Юрий Николаевич, Щеголев Владимир Александрович
Читать PDF
479.04 кб
Особенности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников
Кривопаленко Елена Ивановна
В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического руководства социально ориентированной деятельностью современных старшеклассников.
Читать PDF
307.09 кб
Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству деятельностью педагогических классов
В. И. Ревякина
Читать PDF
1.30 мб
Анализ проблемы стиля руководства и социально-психологического климата в педагогическом коллективе
Шамсутдинов Расим Адегамович, Масалимова Альфия Рафисовна
Актуальность исследования обусловлена потребностями кадровых служб для подбора педагогического состава с точки зрения баланса социально-психологического климата в педагогическом коллективе.