Педагогическое руководство процессами самовоспитания

Педагогическое
руководство в организации самовоспитания
учащихся играет важную роль. Диалектика
руководства процессом самовоспитания
состоит в переводе внешних педагогических
требований в требования, предъявляемые
учащимися к самим себе. Поэтому большое
значение имеет умелое использование
всех факторов, побуждающих учащихся к
самовоспитанию.

Для побуждения
самовоспитанию большое значение имеет
формирование у учащихся общественных
идеалов. В рамках общественного воспитания
необходимо формировать у учеников
гражданские и нравственные качества,
знакомить с жизнью и деятельностью
выдающихся ученых, писателей, деятелей
искусства, общественных деятелей. В
стимулировании к самовоспитанию
существенное значение имеют притязания
личности на признание своего достойного
места в коллективе. Это притязание
нужно поддерживать и развивать, чтобы
каждый учащийся мог завоевать уважение
и авторитет своих товарищей.

Важным фактором
побуждения учащихся к самовоспитанию
является внесение в их работу, в проведении
внеклассных мероприятий атмосферы
соревновательности. Действенным фактором
самовоспитания являются положительные
примеры, которые подают учителя и
сверстники в нравственной, общественной
и художественно-эстетической сферах.

Психологические
механизмы воздействия этих факторов
состоят в том, что они побуждают у
учащихся переживание внутренних
противоречий между достигнутым и
необходимым уровнем личностного развития
и вызывают потребность в работе над
своим совершенствованием.

Помимо организации
познавательно-просветительской
деятельности учащихся и разъяснительных
мероприятий, необходимо оказание
практической помощи учащимся в
самовоспитании. Неотъемлемой чертой
«педагогической поддержки» является
одобрение, похвала, происходящие в
результате воспитания положительных
перемен в поведении, поступках детей.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какую роль играет
    самовоспитание в формирования личности?

  2. Приведите примеры
    использования методов самовоспитания
    из ваших педагогических наблюдений и
    собственного опыта.

  3. Какова технология
    организации самовоспитания учащихся?
    Проиллюстрируйте на конкретном примере.

  4. Подберите список
    литературы для учащихся и составьте
    по нему аннотации по самовоспитанию
    личности

Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива

Воспитание в
коллективе и через коллектив было острым
идеологическим и психолого-педагогическим
вопросом в прошлом и является полемическим
в настоящее время, было частью
коммунистической идеологии, которая
утверждала, что принцип коллективизма
является основой развития социалистического
общества.

С первых лет
возникновения советской школы одной
из ведущих задач была организация
самодеятельного сплоченного детского
коллектива. В «Основных принципах единой
трудовой школы» отмечалось, что «в
воспитании самой прекрасной задачей
является создание школьного коллектива,
спаянного радостным и прочным
товариществом»62.
Необходимость воспитания коллективизма
у подрастающего поколения пропагандировали
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С.
Макаренко, С.Т. Шацкий и др. педагоги и
общественные деятели. В качестве основной
цели воспитания в советской школе
А.В.Луначарский выдвигал всестороннее
развитие такой личности, которая является
коллективистом, умеет жить в гармонии
с другими, умеет содружествовать, связана
с другими сочувствием и мыслью социально,
живет общественной жизнью гораздо
больше, чем личными интересами. Он
отмечал необходимость воспитания
индивидуальности на базе коллективизма
на основе обеспечения единства личной
и общественной направленности в жизни
коллектива.

Н.К. Крупская в
своих трудах и выступлениях рассматривала
коллектив как среду развития детей,
показала пути его развития, при этом
особое внимание обращала на создание
организационного единства детей в
условиях коллективной деятельности.

Теоретическую
разработку в ее трудах получили такие
аспекты воспитания личности в коллективе,
как активная жизненная позиция ребенка
в формировании коллективистских
отношений; связь детского коллектива
с широкой социальной средой, как важнейшее
условие его развития и подготовки детей
к социальной жизни в условиях коллектива;
гуманизация межличностных отношений
в коллективе; самоуправление в детском
коллективе и методические основы его
организации.

Теория коллективного
воспитания получила свое развитие и
практическое воплощение в деятельности
школ-коммун, руководимых А.С.Макаренко,
В.Н.Сорока-Росинским, в деятельности
Первой опытной станции по народному
образованию, возглавляемой С.Т.Шацким.

А.С.Макаренко
первым, опираясь на опыт своей
педагогической деятельности, всесторонне
обосновал концепцию воспитательного
коллектива. В ней выделенные и реализуемые
им принципы (система перспективных
линий, принцип параллельного действия,
отношения ответственной зависимости,
гласности, воспитания в коллективе и
через коллектив и др.) обеспечивали
четкую систему прав и обязанностей,
видов деятельности, отношений воспитанников
и педагогических работников, определяющих
их активную социальную позицию и
потребность постоянного движения
вперед. А.С.Макаренко теоретически
обосновал закон развития коллектива
на основе системы перспективных линий
(от «ближайшей радости» к средней и
дальней перспективе), ввел понятие
первичного коллектива и определил этапы
его развития.

В 50-е годы ХХ века
директора общеобразовательных школ
Ф.Ф.Брюховецкий, Т.Е.Конникова,
Э.К.Маковкина, В.А.Сухомлинский развили
идеи А.С.Макаренко и создали в трудных
условиях послевоенных лет сплоченные
воспитательные коллективы.

Многолетний опыт
профессиональной деятельности В.А.
Сухомлинского в качестве воспитателя
и директора Павлышской средней школы
позволили ему расширить теорию
коллективного воспитания такими
актуальными и для современной
социально-педагогической практики
идеями, как:

  • организационное
    единство школьного коллектива;

  • руководящая роль
    школьного коллектива; руководящая роль
    педагога;

  • богатство отношений
    между учениками и педагогами, между
    учениками, между педагогами;

  • ярко выраженная
    гражданская сфера духовной жизни
    воспитанников и воспитателей;

  • самодеятельность,
    творчество и инициатива;

  • постоянное
    умножение духовных богатств; гармония
    высоких, благородных интересов,
    потребностей и желаний;

  • создание и
    заботливое сохранение традиций, передача
    их от поколения к поколению, как духовного
    достояния;

  • интеллектуальное,
    эстетическое богатство взаимоотношений
    между школьным коллективом и другими
    коллективами общества;

  • эмоциональное
    богатство коллективной жизни;

  • дисциплина и
    ответственность личности за свой труд,
    поведение63.

Важную роль в
развитии теории и практики коллективного
воспитания сыграла деятельность
коммунарских объединений (Фрунзенская
коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в
г. Чите и пионерский лагерь «Орленок»),
главной целью которых было развитие
коллективного самоуправления детей,
их творческой инициативы, общественной
активности.

С тех пор, как А.С.
Макаренко, В.Н. Сорока−Росинский, В.А.
Сухомлинский, С.Т.Шацкий в своей
педагогической деятельности доказали
эффективность коллективного воспитания,
в официальной отечественной педагогике
принцип воспитания в коллективе и через
коллектив не подвергался сомнению. По
мнению ученых (А.А. Вайсбург, Л.Е. Гордин,
И.Ф. Козлов, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Н.Л. Селиванова,
Н.Е. Щуркова и др.), данный принцип
обеспечивает возможность полноценного
развития личности только в коллективе,
который выступает как объект, субъект
и средство воспитания. В их многочисленных
работах рассматриваются формы, методы,
средства, условия формирования
воспитательного коллектива; принципы
и методы стимулирования коллективной
деятельности; условия развития
воспитательных функций коллектива и
самоуправления в нем; труд, познание,
игра и другие виды деятельности как
основа сплочения коллектива.

В связи с тем, что
в современной России изменилась
социально-экономическая система,
идеология, следовательно, направленность
целевых установок воспитания, общественная
ситуация требует определения отношений
ученых разных научных направлений
(философов, социологов, педагогов,
психологов) к коллективистскому
воспитанию.

Ряд отечественных
ученых в своих исследованиях или вообще
не касаются проблем воспитания личности
в коллективе, или рассматривают его
негативно, как черту технократической
педагогики и авторитарной политической
системы. По их мнению, коллектив подавляет
индивидуальность человека, его
самостоятельность, активность и
творчество, формирует массовый конформизм,
нивелирует индивидуальное развитие
подрастающего поколения.

Между тем исследования
многих ученых совершенно оправданно
показывают, что нивелировка или подавление
личности происходит только в коллективах,
находящихся на низких или средних
стадиях развития, в которых дети с
высоким или низким уровнем развития, а
также имеющие определенные жизненные
установки, позицию, находятся в изоляции,
подвергаются подавлению, иногда и
травле. В идеальных коллективах, которые
становятся для детей воспитывающей
средой, их развитие протекает успешно.

В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов в своих исследованиях
отмечают очевидность диалектики
коллективного и индивидуального в
воспитании. По их мнению, процессы
развития коллектива и личности неразрывно
связаны; развитие личности зависит от
коллектива, уровня его развития, структуры
сложившихся в нем отношений, а развитие,
воспитательная сила самого коллектива
зависит от творческой активности,
самостоятельности, уровня физического
и интеллектуального развития, возможностей,
способностей воспитанников64.

В.А. Сухомлинский
следующим образом охарактеризовал
диалектику коллективного и личностного
в воспитании: с одной стороны, каждая
личность привносит в коллектив свой
индивидуальный духовный опыт, способности,
интересы, с другой стороны, активно
впитывает в себя все новое, которое было
внесено в коллектив другими его членами.

Сложившиеся в
отечественной педагогике теория и
практика коллективного воспитания
доказала, что детский коллектив выполняет
воспитывающую, развивающую, стимулирующую
и организационную функции при условии,
если в нем имеет место гармония
межличностных отношений, как основной
базы накопления подрастающим поколением
позитивного социального опыта, социальной
активности. Эти функции выражаются в
следующем:

– для социально
активной личности коллектив выступает
как среда для его самовыражения и
самоутверждения себя как личности;

– в коллективе
развиваются такие личностные
характеристики, определяющие активность
его саморазвития, как самооценка,
самоуважение, уровень притязаний и
специфика их проявления;

– коллектив, как
организованная система воспитывающей
детской жизни (И.Ф.Козлов), создаюет
условия для формирования личности,
проявления ее интеллектуальной и
нравственной свободы, для формирования
интеллектуально-нравственных ценностных
ориентаций человека, его гражданской
позиции, общественно значимых умений
и навыков;

– коллективная
деятельность стимулирует взаимоответственность
за конечные ее результаты, взаимопомощь,
познание практической экономики,
развивает у детей коллективизм, творческое
отношение к видам деятельности, в том
числе к труду, формирует уважительное
отношение к людям труда;

– коллектив
открывает, актуализирует потенциальные
возможности каждой личности, создает
условия для их развития;

– создает возможности
для практического освоения демократических
форм организации жизнедеятельности
каждым членом коллектива, гармоничного
проявления его социально ценной сущности
и индивидуальности;

– коллектив
существенно влияет на социализацию
детей, обеспечивает их интеграцию в
общество, развивая их «социумность» и
сохраняя при этом «самость» каждого из
них. Общение детей в коллективе
способствует их социальному созреванию.

В соответствии с
современными подходами и требованиями
общества функции коллектива расширяются.
Коллектив также выполняет коррекционную
(коррекция различных влияний на
воспитуемых, которые они испытывают не
только в школе, но и вне ее), компенсаторную
(компенсация недостаточных возможностей
самореализации учащихся в других
коллективах) функции и функцию социальной
защиты (защита учащихся от влияния
неблагоприятных факторов социального
окружения).

Само по себе
пребывание в коллективе еще не гарантирует
формирования у детей социально-ценностных
качеств. Многое зависит от культурных
основ коллектива, на которых строятся
коллективные отношения, от условий в
нем, способствующих разностороннему
развитию каждого ребенка, реализации
его способностей и стремлений.

Следует также
подчеркнуть, что в настоящее время
большое значение для развития теории
и практики коллективного воспитания
имеют следующие идеи, которые позволяют
совершенствовать процесс гармонизации
не только отношений в коллективе, но и
межпоколенных отношений, передачи
жизненного опыта, традиций, духовных
ценностей их поколения в поколение
естественным путем:

– идея «общинности»
коллектива (В.А.Караковский, Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова);

– межвозрастных
коллективных объединений детей
(Г.Г.Кравцов);

– идея сотворчества
и коллективного сотрудничества в
совместной деятельности воспитуемых
и педагогов;

– идея развития
взаимодействия в коллективе на
ненасильственной основе (В.А.Ситаров,
В.Г.Маралов).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Педагогическое
сопровождение готовности студента  к самообразованию

Любимов
Александр Михайлович,

преподаватель
первой квалификационной категории

ГБОУ
ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»

На образовательный процесс техникума
возлагается задача по формированию и аккумулированию у студентов знаний,
навыков и практических умений, необходимых им для того, чтобы суметь не только
гармонично существовать в постоянно меняющихся условиях современной жизни, но и
успешно действовать в этих условиях, самореализовываться через проявление своих
профессиональных и нравственных качеств.

В связи с этим перед педагогическим
коллективом ставится задача: развитие способностей, связанных с подготовкой
студентов к самообразованию.Эффективность решения проблемы педагогического
руководства процессом самообразования у студентов зависит от выбора научных
подходов. Готовность студентов к самообразованию происходит в условиях
постоянно меняющихся педагогических целей и задач, в зависимости от постоянного
обновления получаемой информации, являющейся основой воспитания студентов.

Основным фактором готовности
студента к самообразованию будет его активное участие в целенаправленной
самообразовательной деятельности с учётом его уровня самосознания, учётом его
способностей и возможностей, уровня дисциплинированности и личной
ответственности, понимания степени ответственности за результаты своих
поступков и действий, а также персональной инициативы и способности к
самоорганизации. Социальный характер процесса образования проявляется в том,
что педагог целенаправленно воздействует на студентов в результате их
совместной деятельности, цель и результат которой идентичны.
Единство
деятельности педагога и студентов, которые участвуют в образовательно-воспитательном
процессе, достигается совместным стремлением к единой поставленной цели:

– сознательное формирование социально
значимых качеств личности;

– достижение ими определённого уровня
готовности к самообразованию;

– формирование профессиональных знаний,
навыков и умений, а также общей подготовки к дальнейшей профессиональной
деятельности.

Процесс готовности студентов к
самообразованию сам по себе является очень сложным и несёт в себе ряд объективных
трудностей, как дляпедагогов –непосредственных руководителей данного вида
деятельности, так и самих студентов. От студентов требуется значительное
напряжение своих волевых качеств, проявление таких черт характера, как
способность к самоорганизации и самодисциплине, а также проявление такой высшей
нервной деятельности как самосознание и интеллект.

Вышеперечисленными качествами
в данный момент времени обладает лишь небольшая часть студентов, взятая в
процентном соотношении от общей массы студентов. Поэтому проблема
педагогического сопровождения процессом самообразования студентов означает овладение
правилами поведения во время участия в образовательном процессе, концентрации
внимания, напряжения умственных и волевых усилий, умение сосредоточиться на
главном необходимом. Учёт личностных и индивидуальных особенностей всех участников
процесса воспитания выдвигает на первый проявление особого внимания к
индивидуальности человека.

В процессе самообразования студентов происходят глубокие изменения личностных качеств
и самосознания, которые постоянно накапливаясь с течением времени,
обуславливают своего рода переход от одного уровня самовоспитания к другому,
более высокому. Это свидетельствует о том, что под влиянием руководящей
деятельности педагогического коллектива личности студентов эволюционируют. На
каждом временном интервале образовательного процесса происходят количественные
и качественные изменения потребности студентов в самообразовании, которые
обусловлены воздействием внутренних и внешних показателей. Роль внутренних
компонентов системы
самообразования выполняют
факторы подготовленности студентов к данному виду деятельности. Потребность
личности в самовоспитании может проявляться в качестве внешней среды.
Основанием для проектирования психолого-педагогического руководства,
направленного на изменение количественных и качественных характеристик готовности
студентов к
самообразованию является
выявленный уровень готовности студентов к данному виду деятельности. Происходит
постепенное накопление необходимых количественных и качественных изменений,
которые отражают собой степень подготовленности студентов к процессу
самообразования.

В связи с этим появляется
необходимость в разработке индивидуальных программ педагогического
сопровождения готовности к самообразованию у студентов, которые можно
охарактеризовать как специальную форму педагогических средств
(организационно-управленческих), с помощью которых студенты могли бы повышать
свой уровень самообразования, а также иметь ряд перспектив для своего дальнейшего
развития.

Индивидуальная программа
руководства разрабатывается в соответствии с индивидуальными потребностями
личности, с учётом её степени готовности к самообразованию. В программе
руководства самообразованием студентов должна быть
отражена цель,
задачи, предполагаемый результат и методы, ориентированные на достижение
конкретного результата.Она будет являться определённой формой видения студентом
своих перспектив развития в форме характеристик компонентов самообразования (осознанность, самоорганизация,
волевые качества, навыки и умения, чувство ответственности за свои действия и
поступки и конечный результат), достаточных для выполнения самообразовательной функции. Разработка программ
руководства самообразованием студентов должна
разрабатываться непосредственно с привлечением студентов к данной работе, что
естественно повышает меру их личной ответственности и в дальнейшем не может
положительно не сказаться на качестве и результативности их образовательной
деятельности. Ориентир на конечный результат отражает в себе идею
компетентностного подхода, который в свою очередь отражает реальный уровень подготовки
выпускника и предполагает постоянное обновление знаний для успешного
соответствия предъявляемым профессиональным требованиям.

Требования общества, предъявляемые к
студентам, есть не что иное как владение компетенциями, поэтому на перечне
общих и профессиональных  компетенций основывается главная цель самообразования, на представлении социального опыта
и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, направленных на
готовность студента к самообразованию.

Самообразование
осуществляется на основе определенных принципов, которые являются наиболее
общими исходными положениями и требованиями личности к самой себе, определяют
цель, идеалы, содержание, методику и организацию процесса самообразования.

Суть педагогического сопровождения
самообразованием в том, что в техникуме формируются такие функциональные связи
и отношения, которые позволяют эффективно воздействовать на сознание и
поведение студентов, характер их работы над собой. Эти связи обеспечивают
возможность ориентировать педагогические усилия субъектов воспитательной
деятельности по цели, времени, содержанию, основным направлениям работы
техникума.

Основные условия
успешного педагогического руководства самообразованием студентов это реализация
следующих  образовательных задач:

– определение главной цели и конкретных
задач по самообразованию студентов;

– наличие четкого плана или программы
самообразования;

– постоянное изучение индивидуальных
особенностей студентов, распространение лучшего опыта их работы над собой;

– разработка современных эффективных
методик самообразования и их внедрения в образовательный процесс;

– разъяснение студентам современных
требований к личности специалиста высокой квалификации, значение
профессионального самосовершенствования;

– овладение студентами методик, методов,
приемов и средств работы над собой во время самообразовательного процесса;

– привитие навыков и умений
самообразования, выделения собственных и положительных, и отрицательных
индивидуально-психических качеств, черт характера;

– формирование здоровой
морально-психологической атмосферы в студенческих коллективах, позитивного
общественного мнения и настроения, коллективных традиций, стимулирование
процесса самообразования;

–привлечение студентов к различным видам
деятельности, которые способствуют интенсификации процесса самообразования
(спортивные и общественные мероприятия, научно-исследовательская деятельность, проведение
профориентационной работы для учащихся общеобразовательных школ  и ДОУ, ряд
других мероприятий);

– всестороннее обеспечение, методическая
помощь в отработке программы самообразования и самореализации;

– контроль процесса самообразования
студентов и оценка его эффективности.

Основные этапы сопровождения процесса
готовности к самообразованию:

1) подготовительный
этап – убеждение студента в необходимости прибегнуть к самообразованию и в
возможности достичь желаемых результатов, формирование потребностей, мотивов и
мотивации самообразования, определение основных  целей и задач самовоспитания;

2) основной этап –
определение содержания самообразования, помощь в выборе приемов, способов, форм
и методов самообразования, помощь в составлении программы самообразования;
помощь в реализации программы самообразования, организация контроля за ходом самообразования
и внесения в него необходимых корректив. Педагог,
изучив индивидуальные особенности личности и деятельности студента, может
помочь ему составить индивидуальный план работы по самообразованию,
предусмотреть в нем постановку таких задач, выполнение которых приведет к
развитию профессиональной самостоятельной деятельности, подготовки к
практической работе после окончания обучения.

3) завершающий этап – помощь
в самоконтроле и приучение студентов к нему, стимулирование;суммирование
достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию;
внесение корректив в программу самообразованияв случае возникновения каких-либо
изменений.

Главный этап
сопровождения готовности студентов к самообразованию — реализация программы самообразования.
Сущность деятельности студента на этом этапе заключается в том, что он
контролирует работу над собой, держит ее в поле своего сознания (рефлексии) и
на этой основе своевременно выявляет отклонения реализованной программы от
заданной, предотвращает их, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей
работы по самообразованию.

Педагогическое сопровождение
процесса готовности к самообразованию у студентов предусматривает такой способ
воздействия как самотренировки. Цель данного метода – активизировать
деятельность студентов по достижению приоритетных целей и задач, ведущих к
реализации программы самовоспитания. Самотренировка способствует развитию у
студентов понятийному восприятию того, что каждое встречающееся на пути
препятствие необходимо рассматривать как ступеньку для дальнейшего
самосовершенствования своих способностей, навыков и знаний. Этот метод даёт
возможность для закрепления навыков и умений, которые необходимы студентам для
дальнейшей их профессиональной деятельности.В
ходе сопровождения процессом готовности к самообразованию у студентов, педагоги
должны развить у них способность к самоорганизации.
Самоорганизация,
наряду с такими качествами как сила воли, самодисциплинированность  и ряд
других свойств, способна оказывать влияние на поведение и обучение студентов.

В процессе сопровождения
процесса готовности к самообразованию у студентов следует особо обратить
внимание на то, как студент будет действовать самостоятельно, без контроля со
стороны педагогов. Оказавшись в такой ситуации, студенты вынуждены будут
действовать под влиянием своих внутренних убеждений и опыта, который они успели
перенять от педагогического состава до текущего момента времени. В процессе
руководства самообразованием студентов психологам и педагогам следует направить
свою деятельность на то, как развить в своих воспитанниках эти необходимые
внутренние убеждения, под влиянием которых они смогут успешно функционировать в
современном обществе без посторонней поддержки. Данный процесс не должен носить
какой-то случайный характер. Необходимо выработать у студентов постоянную
потребность следовать этим своим внутренним убеждениям.

Повышению
управляемости самообразовательным процессом способствует определение и
конкретная постановка промежуточных ее целей. Такие цели и соответствующие им
способы позволяют педагогам и студентам не только глубже видеть смысл
совместной работы, но и оптимизировать ее. Через реализацию промежуточных целей
достигается конкретное развитие личности студентов.

Примерами
таких целей могут быть:

–обучающая, развивающая и
воспитательные цели занятия или образовательного мероприятия;

– умственные операции,
которые студент совершенствует в ходе работы над учебным материалом;

– взгляды, нравственные и
эстетические чувства, которые можно развить у студентов в ходе проведения
образовательного мероприятия;

– психические состояния,
которые можно закрепить в деятельности и способствовать развитию отдельных черт
личности студентов;

– расширение опыта,
необходимого будущему специалисту.

Задачи, поставленные
перед педагогами, сводятся к тому, чтобы педагоги смогли ориентировать студентов
на умение самостоятельно организовывать свою деятельность, как урочную так и
внеурочную, определять для себя приоритетные направления и самостоятельно
двигаться по ним к поставленным целям.

Руководить
процессом
готовности к самообразованию у студентов, это значит ставить перед ними  определённые цели, определять сроки и
средства их достижения, планировать, корректировать, учитывать и оценивать
общую и индивидуальную работу образовательного процесса, добиваться
согласованной, максимальной эффективности общей совместной  деятельности
студенческого коллектива, стимулировать трудовую деятельность,
общественно-значимые дела и поступки,  поощрять.

Расширение
психолого-педагогических знаний, постоянное повышение уровня квалификации
педагогов, позволяет им посредством руководящего процесса лучше понять и
организовать образовательный, воспитательный процесс, учебную деятельность
студентов, а также сформировать у студентов способность рационально и
самостоятельно мыслить и действовать  в ситуациях, максимально приближённых к
профессионально-практическим.

А.Г. Ковалев: «Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития».

А.И. Кочетов: «Самовоспитание – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

В отечественной педагогике: самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том и другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе, определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.

Исследования показывают, что большинство учащихся занимаются самовоспитанием.

Самовоспитание на разных возрастах:

Дошкольники: характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливость и т.п.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.

По данным ряда исследований периодом, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой, является старший подростковый возраст.

Подросток хочет быть признанным другими. Это возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства. Здесь потребность в самовопитании.

Подросток стремится посредством самовоспитания:

— устранить недостатки в собственном поведении

— сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным.

— воспитать у себя качества человека сильной воли: смелость, мужество, выносливость, настойчивость. Реже – желание развить интеллектуальные способности.

В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием.

Работу над собой человек продолжает и когда становится взрослым, он подтягивается к уровню новых требований, предъявляемых жизнью.

Следовательно, самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.

Предпосылки самовоспитания:

1. Воспитание. Воспитанный человек всегда видит, чего ему недостает, и что нужно у себя выработать, в каком направлении себя развивать.

2. Чтобы воспитать себя, необходимо познать себя и критически все оценить.

Самосознание достигается благодаря следующим методам:

— сравнению себя с другими людьми

— самостоятельному выводу о своих недостатках, возникшему побуждению задуматься о самом себе, открыть себя

— сопоставлению мнений о самом себе и оценке других людей, сопоставлению с результатами собственной деятельности и поведения

— активной деятельности, в ней человек лучше познает свои силы, слабости, достижения

— оценке коллектива, она помогает оценить свои силы и возможности объективно и обоснованно.

Методы самовоспитания:

1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

8. Самоотчет и самоконтроль. Контролирование личностью своей деятельности по самовоспитанию.

Самоконтроль – установление отклонения реализуемой программы от заданной и внесение корректив в план деятельности.

Роль взрослого в процессе самовоспитания.

Педагогическое руководство имеет важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося.

Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям.

К ним относятся:

+ формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

+ оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

+ практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой.

Так, при осуществлении работы по формированию общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, необходимо понимать, что не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Однако разъяснительными мероприятиями и организацией познавательно-просветительской деятельности нельзя ограничивать эту работу. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Раствор для инъекций мексидол инструкция по применению взрослым
  • Дверь из гипсокартона своими руками пошаговая инструкция с фото
  • Инструкция по использованию ворд для начинающих
  • Слайм тайм набор инструкция по приготовлению
  • Руководство фтс россии фото