Педагогическое руководство воспитательной деятельностью младших командиров


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В своей деятельности младшим командирам, как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, т.е. малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. Практическое отношение командира (начальника) к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).

Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого.

Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.

Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов (приказаний) активно сотрудничают в интересах выполнения подразделению поставленных задач.

В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта, прапорщика, офицера. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.).

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия младших командиров следует отнести следующие:

— быстрое установление контактов с окружающими;

— оказание благоприятного впечатления;

— чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию и разделение ео;

— предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;

— убеждающее и внушающее воздействие на окружающих;

— концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;

— демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у младших командиров умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации.

Умение говоритьпредполагает свободное владение речью, точную формулировку своих мыслей, изложение их в доступной для собеседника форме, ориентированность в общении на реакцию собеседника.

Умение слушатьпредполагает прием информации. Однако можно слушать, но не слышать. Этого при беседе следует избегать.

Умение слышатьозначает восприятие и понимание передаваемой информации. При этом нужно всячески избегать типичных ошибок, например, перебивать собеседника.

Умение пониматьозначает способность осмысливать, постигать содержание, смысл, значение передаваемой информации. На обыденном языке это выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке, в терминах, понятных для собеседника».

Умение обеспечивать принятие передаваемой информациисостоит в том, чтобы сформулированное сообщение не противоречило бы взглядам и установкам принимающего информацию. Если же противоречия обнаруживаются, то необходимо их устранить (разъяснить позицию, сделать сообщение исчерпывающе полным, непротиворечивым, недвусмысленным).

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки – устойчивые формы нашего поведения.

Необходимо учитывать, что только осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха во взаимоотношениях с окружающими. Показателями эффективности таких достижений следует считать наличие уравновешенности, чуткости, чувства юмора, искренности, оптимизма, доброжелательности, терпимости к другим взглядам (оценкам), открытости и другие положительные черты характера.

Переход на новый облик Вооруженных Сил существенно повышает роль младших командиров в управлении воинскими коллективами. Поэтому более подробно рассмотрим, как необходимо работать с этой категорией военнослужащих.

Работа по формированию здоровых взаимоотношений между военнослужащими приобретает особое значение в период приема молодого пополнения, на этапе изменения неформальной структуры личного состава подразделения – образование новых связей, контактов, зарождение новых взаимоотношений. Новичков при этом необходимо ориентировать на уважение к знаниям и умениям старослужащих, на вежливое признание их достижений, в то же время поддерживать в них чувство собственного достоинства. Военнослужащих старших периодов службы следует ориентировать на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших сослуживцев, неопытных в службе и легкоранимых в незнакомой обстановке. В этом отношении оправдывают себя вечера на тему «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются военнослужащие на основе общности их судеб до службы в армии.

Большое влияние на процесс формирования взаимоотношений военнослужащих оказывает бытовая сфера. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно, под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений.

Регулирование взаимоотношений в сфере общественной деятельности заключается в том, чтобы создавать, направлять мнения и мотивацию военнослужащих на интересы и потребности коллектива. Нужно помочь им обрести уверенность в себе, правильно и принципиально оценивать свои действия и поступки товарищей. Для этого младшим командирам необходимо постоянно вести индивидуальную воспитательную работу с подчиненными, прививать им активную жизненную позицию.

Младшие командиры должны знать увлечения подчиненных, постоянно заботиться об удовлетворении их нужд и запросов, об обеспечении их всеми положенными нормами довольствия, организации интересного и содержательного отдыха и досуга. От того, насколько умело решаются эти задачи, во многом зависит и психологический настрой военнослужащих на эффективную служебно-боевую деятельность.

Сплочению коллектива также содействует опора на традиции войскового товарищества, дружбы и взаимовыручки, примеры и опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне.

Младшему командиру следует помнить, что подчиненным надо всячески помогать, относиться к ним и их ошибкам как можно терпеливее, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественного убеждения, а не подавления.

Основные пути оптимизации взаимоотношений всех категорий военнослужащих в воинском коллективе.

1. Постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния.

2. Работа по изучению, формированию и укреплению взаимоотношений между военнослужащими должна проводиться планово, целенаправленно, систематически.

3. Строгая организация жизни и деятельности военнослужащих подразделения с опорой на устав.

4. Обеспечение объективности и справедливости в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе.

5. Привлечение к работе по формированию и укреплению взаимоотношений членов коллектива военнослужащих, пользующихся доверием и авторитетом.

6. Соблюдение такта в ходе бесед с подчиненными.

7. Правильное использование общественного мнения для формирования и укрепления взаимоотношений.

8. Неразглашение среди конфликтующим военнослужащим той информации, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение друг к другу.

9. Контроль поведения лиц, выведенных из конфликта, и корректировка их поступков, побуждение к проявлению порядочности, совести, разума.

Основными способами совершенствования у младших командиров практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть:

— публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;

— самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

— индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

— составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

— самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

— аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;

— групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов.

1. Сущность и функции дисциплинарной практики.
2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.

ВОПРОСЫ:


1. Сущность и функции дисциплинарной практики.


2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.

К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнении служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжелым последствиям, а на войне — к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика — психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.

1

Дисциплинарная практика – это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твердого уставного порядка.

Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Российской Федерации и ее Вооруженных Сил.

Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которым в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами — те, на кого распространяется ее действие.

Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через ее функции: служебно-деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.

Саужебно-деятельностная функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твердой дисциплины и уставного порядка.

Ограничительная (ограничивающая) функция предписывает должностным лицам соблюдение определенных требований в отношении применения дисциплинарных воздействий к военнослужащим, несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. Кроме того, командиры имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объеме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется. Превышение дисциплинарной власти является нарушением законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых оно не распространяется; в использовании мер дисциплинарного воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.

Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой — это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскании и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что невозможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.

Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.

Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путем непосредственного воздействия на их сознание и волю, но и опосредованно — через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняют не только поощрительные меры, но и определенные санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.

Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

Профилактическая функция дисциплинарной практики направлена на предупреждение грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей, а занимаются уговорами и увещеваниями.

В современных условиях некоторые командиры в понятие «дисциплинарная практика» включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятие дисциплинарного взыскания, уже сыгравшего воспитательную роль. И, конечно же, самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применение дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.

Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинарная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений и взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих, степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчиненными, не допускать неуставных мер наказания.

2

Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважение личного достоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.

28.jpg

Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то, насколько дисциплинарные меры нравственно обоснованны. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие лишь тогда, когда оно применяется в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов.

Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см. схему).

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры имеют право:

1. Применять к подчиненным следующие поощрения:

а) снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания;

б) объявлять благодарность.

2. Налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных.

Командир отделения имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу -1 наряд.

Заместитель командира взвода имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части;

в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу -до 2 нарядов.

Старшина роты (команды) имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) назначать солдат, матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу — до 3 нарядов.

Четкое знание младшими командирами своих прав и обязанностей является основой их законных и правомерных действий в отношении подчиненных. Но этого недостаточно для высокой эффективности дисциплинарной практики.

Непременным условием в этом процессе выступает правильное применение мер дисциплинарной практики. Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от конкретных обстоятельств основным может быть избран любой легитимный метод. Младший командир в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения и наказания, который, по его мнению, может оказать максимальное воспитательное воздействие как на военнослужащего, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом (экипаж, расчет, отделение, взвод и т.д.).

Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и проступка и соответствие меры одобрения или осуждения характеру и тяжести проступка. Излишнее поощрение, как и несоответствующее вине наказание, вместо положительного эффекта может привести к противоположному результату.

Войсковая практика убедительно доказала, что в арсенале методов и средств воспитания военнослужащих, формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств важную роль играют умело применяемые поощрения.

Роль поощрения как стимула дисциплинированности, нравственного поведения зависит от правильной формулировки тех достоинств, за которые отмечают военнослужащего. С одной стороны, эффект его снижается, если одобряется не главное, что заслуживает положительной оценки. Неправильно, когда в качестве заслуг отмечаются поступки, характерные для всякого исправно служащего воина. С другой стороны, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка — это очень ценное проявление дисциплинированности. Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества.

Поощрение играет дисциплинирующую роль при наличии и соблюдении ряда условий:

• соответствие меры поощрения степени заслуг военнослужащего характеру проделанной работы, совершенному поступку;

• педагогическая целесообразность применения поощрения;

• выделение заслуг военнослужащего, за которые он поощряется;

• учет индивидуальных особенностей военнослужащего;

• продуманное поощрение с использованием разнообразных его видов и форм;

• учет взаимоотношений между военнослужащими;

• своевременность, оперативность, гласность, торжественность поощрения.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих принято понимать юридическую ответственность, наступающую за совершение ими дисциплинарного правонарушения. Взыскание налагается властью младшего командира в служебном порядке по правилам дисциплинарного устава. Основанием для дисциплинарной ответственности военнослужащего является дисциплинарный проступок, то есть нарушение правовых и моральных норм, составляющих правила воинской дисциплины. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка.

Формой дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание, цель которого — обеспечить воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учетом дифференцированного подхода при выборе взысканий. По своему содержанию дисциплинарные взыскания представляют собой меры морально-правового порицания (замечания, выговоры и др.), а также меры, предусматривающие определенные ограничения и лишения.

Младшие командиры не имеют права оставлять без воздействия ни одного проступка военнослужащего. При нарушении им воинской дисциплины или общественного порядка командир обязан напомнить ему об обязанностях службы, а в случае необходимости — подвергнуть дисциплинарному взысканию. Если проступок не удалось предотвратить, сержант обязан всесторонне проанализировать его содержание и причины, принять меры, исключающие подобные явления в будущем.

Для эффективной дисциплинарной практики важное значение имеет соблюдение принципов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность должна использоваться только в интересах службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.

2. К дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те младшие командиры, которые пользуются дисциплинарными правами в отношении нарушителей воинской дисциплины.

3. Дисциплинарная ответственность реализуется в том объеме и тех пределах, которые определены Дисциплинарным уставом.

4. За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий должен лично нести дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания возрастает, если проступок совершен во время несения боевого дежурства, (боевой службы), при исполнении других служебных обязанностей в состоянии опьянения, или если он имел последствием существенное нарушение порядка. Кроме того, к отягчающим ответственность обстоятельствам относят:

— совершение дисциплинарного проступка повторно;

— участие в групповом нарушении воинской дисциплины и общественного порядка.

Смягчающими ответственность обстоятельствами являются: непродолжительность службы; совершение дисциплинарного проступка впервые; отсутствие вредных последствий; болезненное состояние совершившего проступок военнослужащего.

Решение о привлечении к ответственности производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда стало известно о совершенном проступке, а если проводилось расследование, то со дня его окончания. На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным уставом, соответствуют воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий и соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Как показывают войсковая практика и результаты военно-социологических исследований, применение взысканий вне связи с поощрениями крайне редко оказывает на военнослужащего желаемое воспитательное влияние. Поэтому глубоко заблуждаются те младшие командиры, которые считают, что поощрения — это только для дисциплинированных, а взыскания — исключительно для нерадивых воинов. В работе с одним и тем же человеком необходимо умело сочетать и то и другое.

Если рассмотреть подробнее, то основное требование к взысканию можно сформулировать так: взыскание лишь в той степени воздействует на сознание и поведение военнослужащего, в какой означает «снятие» прежней положительной оценки, данной младшим командиром этому же солдату. Термин «снятие» означает в данном случае частичный отказ сержанта от прежней положительной оценки, данной поведению подчиненного, от прежде объявленных поощрений. Это значит, что если младший командир никогда прежде положительно не отзывался о подчиненном, ни разу не поощрял его, то нет оснований рассчитывать, что взыскание окажет на воина желаемое воздействие.

Поэтому работу с военнослужащим надо начинать не с взыскания, а с поощрения или с положительных отзывов. Именно таким образом сержант формирует у подчиненного уверенность в собственных силах, акцентирует его внимание на лучших качествах и помогает ему накопить положительный опыт поведения. Только на таком фоне взыскание может оказать должное воздействие на подчиненного.

Следует подчеркнуть, что нельзя объявлять взыскание, как только солдат совершит проступок. Необходима своеобразная подготовка к применению взыскания. До наказания важно использовать силу отрицательных отзывов о поведении подчиненного, не прибегая к дисциплинарной власти. Напоминание обязанностей, показ ошибочности и возможных последствий такого поведения в дальнейшем, неодобрительный отзыв о нем, осуждение проступка в индивидуальной беседе с подчиненным или публично — таковы средства, которые младший командир может применить к нарушителю воинской дисциплины, прежде чем использовать дисциплинарную власть.

В случаях наложения дисциплинарного взыскания, то есть «снимая» прежнюю положительную оценку, сержант не должен «снимать» все до конца. «Снятие» положительной оценки всегда должно быть частичным, в зависимости от тяжести проступка. Необходимо, чтобы подчиненному, на которого наложено даже самое строгое взыскание, была предоставлена возможность исправиться. Только так, используя весь арсенал психолого-педагогических средств, младший командир способен поддерживать на высоком уровне дисциплинированность подчиненных.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Четкое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с Дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укреплении воинской дисциплины.

Методические рекомендации

1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.

2. При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевых положениях Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подчиненных.

Рекомендуемая литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. 1994.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации № 70 2004 года «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. — М.: ГУВР, 2002. 32 — 43.

4. Технология укрепления воинской дисциплины: Учебник. — М.: ВУ, 2006. — 343с.

5. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. — 2005. — №4.

Полковник

Петр ФОМБНКО,

кандидат исторических наук, доцент.

Юрий ЮРЧЕНКО,

кандидат социологических наук

«Ориентир» 2007.03

Обновлено: 20.05.2023

Но при этом понимают только поощрения и взыскания. А разве не всё?

Попробуем решить вопрос, чьё поощрение или взыскание более весомо.

Так, на одного прапорщика был наложен выговор командиром дивизии. Кто может снять его? Согласно уставу ВС РФ, Ст. 35. «. Право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит тому командиру (начальнику), которым взыскание было применено, а также его прямым начальникам, имеющим не меньшую, чем у него, дисциплинарную власть.

(для справки – ст. 75 и далее применяется военным комендантом.)

В принципе тут рассчитано, что военнослужащий, получив взыскание, становится крепостным. Ведь переведи его в другое подразделение – и снять взыскание невозможно (если верить Уставу).

Если верить уставу, то снять взыскание мог только командир расформированной дивизии или армии, которой прапорщик уже не подчинялся – он перешел в другой род войск. Точнее, пришлось бы обращаться к Министру обороны, чтобы он решил вопрос с данным прапорщиком.

Как избежать такой путаницы?

Определенный прокол остался от Вооруженных Сил Советского Союза. Соответствие воинских званий и должностей определено в Ст. 11. ДУ ВС РФ. То, что сержант и младший сержант имеют одинаковые права — не страшно. Младший лейтенант – старший лейтенант – проблем не дают.

Но майор и приравненный к нему подполковник вызывают много вопросов. Они пользуются властью командира батальона.

В РВСН командир дивизиона – подполковник. То есть у него власть – комбата. Его заместитель – майор. Вроде тоже комбат, если верить дисциплинарному уставу. Подчиненный – командир группы – майор. Тоже комбат. Получается, все они имеют одинаковую власть? А вспомним, что заместитель (командира батальона) пользуется властью на одну ступеньку ниже своего начальника – так получим вообще абсурд – по званию у него власть командира батальона, а по должности – на одну ступень ниже своего начальника, то есть командира роты.

Командир группы – власть комбата, а заместитель командира батальона – власть командира роты! Не к ночи будь помянуто! Получается, что командир группы запросто может снять взыскание, наложенное его начальником!

И не будет потехи – на командира батальона наложено взыскание таким же командиром батальона (заместителем командира полка).

Чтобы не обидеть командира дивизиона отметим, что у командира группы есть свой заместитель (капитан). Какая у него власть? Командира роты по-любому. Но он является начальником для двух капитанов (начальников отделений).

Капитан имеет власть командира роты. Например, начальник связи полка является прямым начальником для подразделения связи. Если он имеет штатное звание капитан, то он является начальником для командира роты связи, такого же капитана. У кого из них дисциплинарная власть круче?

Введение предлагаемой градации дает возможность разобраться, чье поощрение выше и кто имеет право снимать взыскания.

Ох, как станет все ясным – кто чего стоит!

Начфины сделали сетку для каждой должности. А кадровикам в лом этим заниматься.

Вопросы: 1.Сущность и функции дисциплинарной практики.
2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнение служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика — психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика — это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Р.Ф. и её В.С.
Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которые в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции и: служебно–деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.
Служебно–деятельностную функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Ограничительная функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношение применений дисциплинарных воздействий к военнослужащим,
несущим службу в суточном наряде ( на боевом дежурстве) и находящимся в алкогольном опьянение.
Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскание и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что не возможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и
переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознания и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняет не только поощрительные меры, но определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактические функции. Дисциплинарной практики направлены на предупреждения грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния
дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей,
а занимаются уговорами и увещеваниями.
В современных условиях некоторые командиры в понятие дисциплинарная практика включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятия дисциплинарного взыскания, уже сыгравшую роль воспитания. И конечно самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применения дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.
Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинированная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих , степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчинёнными, не допускать не уставных мер наказания.
Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважения личного достоинства
военнослужащих и постоянная забота о них , умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.
Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то на сколько дисциплинарные меры нравственно обоснованы. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие, лишь тогда когда оно применяется в строгом соответствие с требованиями общевоинских уставов.
Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см.схему ).

Знание своих прав и обязанностей согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ.

Правильное применение мер дисциплинарной практики .

Правила применения поощрений .

Умелое сочетание взысканий с поощрениями.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий .

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры
имеют право:
1. Применять к подчиненным следующие поощрения:
а) снимать ранее наложенное ими дисциплинарное взыскание;
б) объявлять благодарность.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Чёткое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укрепление воинской дисциплины.

Методические рекомендации.
1. Во ведение следует остановится на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.
2. при рассмотрении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевые положения Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации.
3. во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подченёных.

Дисциплина определение есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) [УВС].

Дисциплинарная практика — это практика использования командирами (начальниками) предоставленной им дисциплинарной власти путём применения средств поощрения и принуждения [5].

Успешная реализация возможностей дисциплинарной практики в решении задач укреплению дисциплины в воинских подразделениях зависит от того, насколько эффективно будут работать командиры и его заместители. В этой работе важная роль принадлежит младшим командирам, которые непосредственно руководят личным составом. Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений будут основываться от того, насколько правильно, умело и своевременно командиры и начальники будут применять свою дисциплинарную власть.

Главным требованием, предъявляемым в ведении дисциплинарной практики, является соблюдения командирами законности, т. е. соблюдение Конституции РФ, нормативно правовых актов МО РФ, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Недопустимо даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным. Не стоит добиваться высокой воинской дисциплины и обеспечение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, более тяжкие правонарушения с тяжелым исходом. Да и любое отступление командира от принципа законности подрывает его авторитет и повлечет за собой нарушение дисциплины. И все это отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.

Немаловажным требованием при проведении дисциплинарной практики является принцип, каждое поощрение и взыскание должно быть справедливым, соответствовать степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательным последствиям. Фактически на нет, сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения. Поэтому одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении, начиная от младших до старших.

Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров всех степеней, в том числе сержантов и старшин — непосредственных начальников солдат и матросов.

Воспитательное воздействие при проведении дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям и предпосылки подрыву дисциплины в подразделении.

Для того чтобы дисциплинарная практика была успешной необходимо вести анализ наиболее эффективных мер для предотвращения дисциплины, и уже следуя из этого применять их в действие. Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная — получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования. Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т. д. Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.

Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава. Анализ может быть достаточно продуктивным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины А также следует вести журнал учета нарушений дисциплины, преступлений и происшествий для выявления наиболее злостных нарушителей дисциплины. Журнал учета преступлений и происшествий ведется в масштабе полка, которая хранится в штабе полка.

Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.

Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:

– в роте на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;

– в штабе воинской части — на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;

Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется вышестоящим начальником.

– на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — командиром роты;

– на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, — начальником штаба воинской части.

Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:

– на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им соответствующим ежедневно;

– на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) — командирам воинских частей еженедельно.

Это делается для ведения более точного анализа проведения дисциплинарной практики в подразделениях и для отчетности вышестоящему начальству.

Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись. Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.

Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:

а) подготовительный период.

Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:

– результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

– отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб;

– личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;

– доклады командиров всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и нуждах военнослужащих;

– доклады лиц суточного наряда;

– индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

– участие командиров в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;

– изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;

– результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;

– письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.

Все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы командиров, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.

б) Оценка результатов.

Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами солдат, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями внутри воинского коллектива. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений в повседневной жизни.

Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего подразделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.

Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.

Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.

По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, а также им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях в присутствии офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.

Большое значение имеет подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными и дает им настоятельные советы.

В целом можно сказать что, грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины (анализ) в подразделении позволяет командирам и начальникам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение поставленных задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская дисциплина, дисциплинарная практика, личной состав, подразделение, военная служба, взыскание, дисциплинарная власть, подведение итогов, укрепление дисциплины, уставной порядок.

Описание правовых основ и методов работы сержантов по укреплению правопорядка. Оценка роли младших командиров в системе поддержания воинской дисциплины. Изучение их обязанностей при организации профилактической работы и выявлении неформальных лидеров.

Рубрика Военное дело и гражданская оборона
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.01.2014
Размер файла 115,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Правовые основы и методы работы сержантов по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

2. Формы работы и роль младших командиров в системе поддержания воинской дисциплины

1. Правовые основы и методы работы сержантов по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Проблема поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины является одной из наиболее острых в Вооруженных Силах РФ. Ее решение во многом зависит от эффективной работы младших командиров, их личных качеств и методического мастерства.

Крепкая воинская дисциплина есть результат общих усилий каждого военнослужащего в отдельности и воинского коллектива в целом. Она зависит как от уровня подготовленности и ответственности младших командиров, так и от существующих нормативно-правовых документов, на которые в своей работе они опираются. Поэтому каждому сержанту необходимо знать положения федеральных и региональных законов, нормативные требования общевоинских уставов, приказы и директивы министра обороны и других должностных лиц.

Младший командир будет эффективнее справляться с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если сам будет дисциплинирован.

Личная дисциплинированность младшего командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения его дисциплинарных функций. Нарушив воинскую дисциплину, он утрачивает в глазах подчиненных свой авторитет, теряет дисциплинарную власть над ними.

В Вооруженных Силах РФ накоплен богатейший опыт и создана система работы должностных Лиц по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Важным звеном этой системы является деятельность младших командиров.

Иногда сержанты не видят особых трудностей в вопросе укрепления воинской дисциплины в подразделении. Они уверены, что очень хорошо знают своих подчиненных только потому, что каждый день их видят. Между тем знание и понимание причин поступков, прогнозирование дисциплинированности человека — дело непростое. Ложная уверенность в ясности картины в некоторых случаях может привести к нарушениям уставного порядка.

Избежать подобных ошибок помогает кропотливая и планомерная повседневная работа с подчиненными. Важнейшим ее аспектом является их воспитание в духе неуклонного выполнения установленных правил поведения, формирование и развитие у них чувства собственного достоинства, сознания воинской чести и долга.

Правильная постановка дела требует, чтобы дисциплинированные воины были уважаемыми членами коллектива. Для этого младший командир должен правильно использовать все имеющиеся в его распоряжении методы, не выходящие за рамки своих прав и обязанностей.

Методы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины — это совокупность педагогических приемов, средств и способов воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования и развития у них дисциплинированности, исполнительности, высоких морально-боевых, психологических, нравственных, эстетических и других качеств (см. схему)

Эта работа требует от сержанта умелого применения разнообразных методов воздействия на подчиненных. Способность сержанта выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его -яркое проявление профессионализма младшего командира.

Так, например, метод убеждения обеспечивает формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. Метод примера оказывает огромное воздействие на поведение воинов, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств воина — решительности, смелости, самообладания и т.д. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у воинов положительного поведения, развивает у них усердие в службе. В методе принуждения находит свое отражение оценка отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

Пример является одним из условий формирования необходимых качеств личности. Этот метод заключается в целеустремленном и систематическом воздействии сержанта на подчиненного и воинский коллектив силой личного примера, а также всеми положительными примерами, служащими образцами для подражания.

Строгий уставной порядок, четкий распорядок дня, правильная организация боевой подготовки, быта и отдыха воинов требует от личного состава постоянно повторяющихся действий. Для этого применяются тренировки, упражнения.

Для закрепления положительных привычек и лучших качеств воина применяется поощрение. Это воздействие на чувства воинов с целью вызывать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями. С помощью поощрения младший командир достигает закрепления положительных качеств у подчиненных.

Важную роль в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины играют воспитательные средства, к которым относятся:

— различные виды воинской деятельности в части (подразделении);

— моральное и материальное стимулирование;

* информационные средства и др.

Организационная сторона деятельности младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении предполагает состав и группировку военнослужащих, структуру проводимых мероприятий, место и продолжительность их проведения. Единство места и времени взаимодействия этих элементов образует то, что принято называть формой работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

2. Формы работы и роль младших командиров в системе поддержания воинской дисциплины

сержант дисциплина воинский правопорядок

Формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины — это совокупность согласованных по месту, времени и задачам организационных, технических и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, военной юстиции, другими должностными лицами и армейской общественностью, направленные на обеспечение соблюдения личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Иными словами, формы работы — это различные варианты организации конкретной работы или процесса, композиционна построение какого-либо мероприятия, последовательность и порядок действий командира и подчиненного, их взаимоотношений, время и место проведения и другие элементы организации.

К основным формам работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении следует отнести: массовые, групповые и индивидуальные.

Групповые формы предполагают участие части личного состава. К ним относятся: работа клубов по интересам, кружки художественной самодеятельности, спортивные командные игры, различного рода групповые упражнения и работы и другие.

К индивидуальным формам можно отнести индивидуальные беседы, поручения, задания и другие.

Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы.

Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их.

Составной частью работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении является правое воспитание, цель которого — укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск правовыми средствами. Эта работа строится на разъяснении воинам их правового положения: прав, обязанностей и льгот, а также законов о характере взаимоотношений между военнослужащими и ответственности за их нарушение. Широко используются меры убеждения и принуждения, которые принято называть правовыми средствами. К ним относятся меры поощрения, дисциплинарные взыскания, уставные меры пресечения нарушений правопорядка и воинской дисциплины, юридическая ответственность, меры общественного воздействия. Младший командир должен умело применять данную ему дисциплинарную власть. Кроме того, необходимо опираться на положительное распространение передового опыта.

К групповым формам можно отнести работу юридических кружков, уголков правовых знаний.

Важное значение имеют индивидуальные формы правовой работы, заключающиеся в проведении индивидуальных бесед и консультаций работников военной прокуратуры, применение прокурорских воздействий на военнослужащих, совершивших проступки или склонных к нарушению законов, правопорядка и воинской дисциплины. Положительно влияют на военнослужащих стенды с информацией об осуждении, выездные суды, доведение статей Уголовного кодекса.

В воинском подразделении большое значение в поддержании и укреплении правопорядка и воинской дисциплины играет индивидуально-воспитательная работа, направленная на воспитание дисциплинированности и исполнительности каждого воина. Она, пожалуй, является наиболее действенным и эффективным механизмом работы младших командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении. Ведь как никому сержантам, проводящим в подразделении 24 часа с подчиненными, должны быть хорошо известны индивидуальные особенности каждого военнослужащего, исходя из которых они должны уметь использовать наиболее целесообразные методы, формы и средства воспитания. Только правильная организация индивидуально-воспитательной работы позволяет младшим командирам наиболее глубоко разбираться в истинном положении дел в подразделении, эффективно влиять на процессы, происходящие в воинском коллективе, в интересах решения стоящих перед ним задач.

Своевременное и полное устранение причин и последствий недисциплинированности военнослужащих, а также совершения ими нарушений правопорядка и воинской дисциплины чрезвычайно важно. Здесь необходима кропотливая работа младших командиров в этом направлении. Она должна строиться на пресечении правонарушений, а также на выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, для организации профилактической работы сержанты в первую очередь должны хорошо знать причины, условия и поводы нарушений, методику их выявления и устранения, а также предусмотренные законом меры пресечения правонарушений.

В целях поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в каждой воинской части командирами (начальниками) организуется система работы должностных лиц. Одним из важных ее звеньев является работа младших командиров по поддержанию высокой воинской дисциплины в своем подразделении.

Она начинается с планирования мероприятий в сержантской книжке, продолжается практическим их выполнением и заканчивается контролем и докладом об их выполнении. При этом младший командир должен:

1. Знать, где находятся его подчиненные, и проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих вышестоящему командованию.

2. Следить за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком в отделении (взводе), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины.

3. Проводить индивидуально-воспитательные беседы с 1 — 2 военнослужащими.

4. Обеспечивать соблюдение подчиненными правил ношения военной формы одежды, следить за чистотой их обуви и обмундирования, а также проводить утренний осмотр.

5. Докладывать непосредственному командиру о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.

6. Осматривать и постоянно содержать в порядке и исправности вверенное вооружение, боевую и другую технику и имущество, строго следить за их наличием.

7. Обеспечивать соблюдение мер безопасности в повседневной деятельности.

8. Подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

9. Заботиться о подчиненных и вникать в их нужды и запросы.

10. Готовиться и проводить занятия с подчиненными по боевой подготовке.

1. Беседовать с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины. Выяснять причины и принимать меры по недопущению нарушений вплоть до наложения взысканий.

2. Организовывать дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов ВС РФ.

3. Следить за очередностью и справедливым распределением нарядов среди солдат отделения, их увольнением из расположения части.

4. Докладывать командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствовать о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.

5. Подводить итоги воинской дисциплины, боевой учебы и соревнования за прошедшую неделю и ставить задачи подчиненным на предстоящую неделю.

Кроме того, младший командир должен знать:

1. Список личного состава отделения, расчета, экипажа.

2. Социально-демографические данные на каждого солдата.3. Сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого военнослужащего.

Для того чтобы у сержантов не возникало трудностей в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины под личным руководством командира воинской части, его заместителей и других опытных педагогов должны проводиться занятия по обучению сержантов методике работы с подчиненными, на которых определяются наиболее целесообразные методы, приемы и формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, позволяющие эффективно формировать их морально-психологические, боевые качества, направленные на повышение боеготовности и боеспособности подразделения.

Практика свидетельствует, правильное применение форм и методов работы младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

Подобные документы

Сущность и основные принципы обучения советских воинов. Характеристика основных форм и методов обучения подчиненных. Сущность, принципы, формы и методики работы по воспитанию солдат. Направления работы сержантов по укреплению воинской дисциплины.

реферат [26,0 K], добавлен 25.08.2011

Знакомство с системой работы командира мотострелковой роты по организации и учёту боевой подготовке в роте. Проведение боевого слаживания роты. Основные пути оптимизации работы командира мотострелковой роты. Работа командира во время огневых тренировок.

дипломная работа [859,8 K], добавлен 17.07.2012

Нравственная сущность воинской дисциплины, основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по ее укреплению в подразделении. Роль дисциплинарной практики в управленческой деятельности офицеров и работе по поддержанию правопорядка.

дипломная работа [87,5 K], добавлен 23.03.2011

Содержание воинской дисциплины: основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих. Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в современных воинских коллективах. Армейская сознательность.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 12.08.2008

Основные положения по управлению и организации длительного хранения бронетанкового вооружения и военной техники, содержание машин на хранении. Виды, периодичность и объем мероприятий технического обслуживания. Предлагаемый алгоритм работы командира роты.

Читайте также:

      

  • Соединение галогенов конспект кратко
  •   

  • Конспект заняття сам вдома
  •   

  • Конспект занятия где чей домик
  •   

  • Конспект на тему циклы
  •   

  • Столярные соединения конспект урока

Слайд 1
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
(выпускная квалификационная работа)

Формы и методы обучения младших

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 (выпускная квалификационная работа)
 
 Формы и методы обучения младших командиров методике и практике

командиров методике и практике воспитательной работы в подразделении


Слайд 2
Актуальность темы
Актуальность темы определена основными задачами, главные из

Актуальность темы	Актуальность темы определена основными задачами, главные из которых – повышение уровня боевой подготовки и

которых – повышение уровня боевой подготовки и профессионального мастерства

сержантского состава, совершенствованием форм и методов обучения и воспитания военнослужащих,

проходящих военную службу по контракту на должностях сержантского и рядового состава. Кроме того, с 1.01.08 г. служба по призыву сократилась до 12 месяцев, что вносит определенные трудности в вопросы воспитания военнослужащих и повышает требования к уровню владения методикой обучения и воспитания, в первую очередь младших командиров – сержантов.


Слайд 3
Исследованность проблемы

несмотря на большой интерес к

Исследованность проблемы		 несмотря на большой интерес к вопросу организации воспитательной работы с сержантами, проблема обучения

вопросу организации воспитательной работы с сержантами, проблема обучения младших

командиров методике и практике воспитательной работы недостаточно исследована, имеет место

недостаток наработанных методик. Теоретической и практической базой, на которую я опирался в ходе исследований, являются работы ведущих теоретиков и практиков, изучающих формы и методы обучения младших командиров методике и практике воспитательной работы.


Слайд 4
Проблема исследования
— заключается: в противоречиях между необходимостью качественного

Проблема исследования	- заключается: в противоречиях между необходимостью качественного обучения сержантов практике воспитательной работы и существующим

обучения сержантов практике воспитательной работы и существующим образовательным и

культурным уровнем военнослужащих по контракту и призыву сегодняшнего дня.
— недостатке

наработанных методик обучения сержантов практике воспитания подчиненных.


Слайд 5
Объектом исследования является сержантский состав частей (подразделений) Российской

Объектом исследования является сержантский состав частей (подразделений) Российской армии.				Предметом исследования выступает процесс повышения эффективности обучения

армии.

Предметом исследования выступает процесс повышения эффективности обучения младших командиров

методике и практике воспитательной работы.


Слайд 6
Задачи дипломной работы:
— Изучение исторических аспектов системы обучения

Задачи дипломной работы:	- Изучение исторических аспектов системы обучения и воспитания сержантов Русской армии.	- Рассмотрение современного

и воспитания сержантов Русской армии.
— Рассмотрение современного состояния проблемы

обучения младших командиров методике и практике воспитательной работы.
— Исследование особенностей

применения форм и методов обучения сержантов методике и практике воспитательной работы.
— Выявление условий повышения эффективности обучения сержантов методике и практике воспитательной работы в подразделении.


Слайд 7
Гипотеза исследования
— Исходный факт: в настоящее время происходят

Гипотеза исследования	- Исходный факт: в настоящее время происходят изменения в связи с переходом на службу

изменения в связи с переходом на службу по контракту,

а так же в связи с сокращением службы по призыву,

повышается необходимость иметь профессионально подготовленных младших командиров. Однако налицо факт недостаточного качества подбора и подготовки сержантского состава, в том числе и в вопросах воспитания подчиненных.

— Идея: Необходимо выявить условия повышения эффективности обучения сержантов методике и практике воспитательной работы в современных условиях и разработать эффективные методы и формы их обучения.

-Гипотеза: Если разработать эффективные формы и методы обучения сержантов методике и практике воспитательной работы и найти практические пути их реализации, возникает реальная возможность повышения боеготовности и боеспособности воинской части и подразделений, уровня правопорядка и воинской дисциплины.


Слайд 8
В моей работе рассматриваются следующие вопросы:
Глава 1. Теоретические

В моей работе рассматриваются следующие вопросы:Глава 1. Теоретические основы обучения младших командиров методике и практике

основы обучения младших командиров методике и практике воспитания подчиненных.
§

1. Система обучения младших командиров методике воспитания в Российской армии.
§

2. Сущность и содержание обучения сержантов методике и практике воспитательной работы в подразделении.
Глава 2. Исследование путей повышения эффективности обучения младших командиров методике и практике воспитательной работы в подразделении.
§1. Психолого-педагогические особенности военнослужащих, их учет при подборе кандидатов на должности сержантов и обучении их методике воспитания подчиненных.
§2. Практические пути повышения эффективности обучения сержантского состава методике и практике воспитательной работы в подразделении.


Слайд 9
Маршал Советского Союза Г. К. ЖУКОВ говорил :

Маршал Советского Союза Г. К. ЖУКОВ говорил : «Основным фундаментом, на котором держалась старая армия,

«Основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский

состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу. От унтер-офицера

целиком зависела судьба солдата. Унтер-офицеры имели хорошую боевую подготовку … в боевой обстановке, в большинстве своем, являлись хорошими командирами».


Слайд 10
Качества, позволяющие младшим командирам лучше управлять воинским коллективом:
требовательность,

Качества, позволяющие младшим командирам лучше управлять воинским коллективом:требовательность, опыт работы с людьми,исполнительность,авторитет среди подчиненных,дисциплинированность,профессионализм,хорошая физическая

опыт работы с людьми,
исполнительность,
авторитет среди подчиненных,
дисциплинированность,
профессионализм,
хорошая физическая подготовка,
умение «ладить»

с начальством.


Слайд 11
методы воспитания:
— метод убеждения;
— метод примера;
— метод упражнения;

методы воспитания:- метод убеждения;- метод примера;- метод упражнения;- состязательность как метод воспитания;- метод поощрения;- критика

состязательность как метод воспитания;
— метод поощрения;
— критика и самокритика

как метод воспитания;
— метод принуждения.


Слайд 12
Основные принципы, которыми должны руководствоваться офицеры при обучении

Основные принципы, которыми должны руководствоваться офицеры при обучении сержантского состава:
 1. Требовательность выполнит дисциплинирующую функцию

сержантского состава:

1. Требовательность выполнит дисциплинирующую функцию в том случае,

если она целесообразна, постоянна и систематична.
2. Воспитание уверенности действий сержантов

и старшин,
3. Требовательность должна строго соответствовать требованиям законов и воинских уставов, подкрепляться разъяснительной работой.
4. Требовательность следует сочетать с уважением к личности солдата, с заботой о нем.
5. Научите младшего командира отдавать приказы и распоряжения.
6. По возможности перед отдачей распоряжения сержант должен провести разъяснительную работу.
7. Командир никогда не должен допускать грубость в отношениях с подчиненными, оскорблять их, унижать их человеческое достоинство.
8. Важно выработать у сержанта желание и умение использовать в интересах укрепления воинской дисциплины свои дисциплинарные права.


Слайд 13
Критерии отбора на должности сержантов:
— чувство долга и

Критерии отбора на должности сержантов:- чувство долга и интерес к служебной деятельности;- честность и добросовестность;-

интерес к служебной деятельности;
— честность и добросовестность;
— трудолюбие и

желание работать с людьми;
— исполнительность и дисциплинированность;
— эмоционально-волевая устойчивость;
— смелость

и отвага в обстановке опасности и риска;
— самостоятельность и гибкость мышления;
— наблюдательность и оперативная память;
— ясность и четкость устной речи;
— умение быть лидером и примером для других;
— коллективизм и психологическая совместимость;
-способность (задатки) к руководству людьми, к обучению и воспитанию людей;
— физическое развитие и спортивные данные;
— сильная, уравновешенная и подвижная нервная система.


Слайд 14
Качества отбора воина при назначении на сержантскую должность

Качества отбора воина при назначении на сержантскую должность :
 - безупречное отношение к выполнению служебного

:

— безупречное отношение к выполнению служебного долга;
— высокая профессиональная

подготовка;
-опрятность, подтянутость, молодцеватость, неукоснительная дисциплинированность;
— умение работать с людьми, высокая

компетентность, авторитетность;
— хорошее физическое развитие;
— отсутствие хамства, высокомерия, склонности к обману;


Слайд 15
Практические пути повышения эффективности обучения младших командиров методике

Практические пути повышения эффективности обучения младших командиров методике и практике воспитательной работы:Отбор изучение расстановка представление

и практике воспитательной работы:
Отбор
изучение
расстановка
представление подчиненным
обучение

контроль
помощь


Слайд 16
Формы обучения сержантов:
рассказ,
объяснение, инструктирование;
показ,
беседа,
методическое, практическое занятие,
тренировка,
обмен опытом,
лектории и

Формы обучения сержантов:рассказ,объяснение, инструктирование;показ,беседа,методическое, практическое занятие,тренировка,обмен опытом,лектории и др.

др.


Инфоурок


ОБЖ

Другие методич. материалыПодготовка младших командиров в кадетских классах

Подготовка младших командиров в кадетских классах



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 853 человека из 77 регионов

  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 16 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 933 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Другие материалы

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Тест по теме «Прогнозирование ЧС»

  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
  • Тема: § 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия
  • 14.02.2018
  • 1801
  • 3

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Обращение с опасными отходами I – IV класса опасности»

  • Курс повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления»

  • Курс повышения квалификации «Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Безопасность технологических процессов и производств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Пожарная безопасность»

  • Курс профессиональной переподготовки «Противопожарная профилактика в строительстве»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Киселев Михаил Юрьевич. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Киселев Михаил Юрьевич

    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 43847
    • Всего материалов:

      9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по связи в вооруженных силах
  • Нимесил инструкция по применению порошок от чего помогает взрослым цена
  • Инструкция по установке виндовс 10 с флешки для чайников
  • Метронидазол мазь инструкция по применению для мужчин
  • Инструкция по установке виндовс 10 с флешки для чайников