Переход от плановой к рыночной экономике в российской федерации осуществлялся под руководством кого

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д19 № 2074

Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством

1)  Н. Д. Кондратьева

2)  В. В. Путина

3)  Е. Т. Гайдара

4)  К. У. Черненко

Спрятать пояснение

Пояснение.

Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством Егора Гайдара.

Правильный ответ указан под номером 3.

Спрятать пояснение

·

Помощь

Президентский указ о либерализации цен начал действовать 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной: 90 процентов розничных и 80 процентов оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Одновременно была введена либерализация зарплат и свобода розничной торговли. Благодаря этому был преодолен товарный дефицит. Но это было достигнуто за счет резкого падения доходов основной массы населения и фактической конфискации его сбережений. Ужас шоковой терапии, примененной к бездыханной российской экономике, до сих пор холодит кровь той части населения, что так и не сумела приспособиться к рыночной действительности. А вот ужас дореформенной жизни, длившейся более полувека, как-то быстро истаял, выветрился из памяти. Изобилие товаров и услуг и свобода их выбора российского обывателя давно не изумляют. Тот факт, что сегодня в стране все можно купить, были бы деньги, кого-то радует, кого-то приводит в негодование, но всеми воспринимается как должное. Впрочем, непросвещенные граждане, а их немало, искренне убеждены, что деньги были и до января 1992 года. Больше того, только до той, мол, поры они и были у народа, а гайдаровская реформа обесценила все сбережения.

Либерализация цен началась 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной

Что 25 лет назад население располагало неким количеством дензнаков — сущая правда. Но те 200 миллиардов рублей, которые к концу 1991 года лежали на сберкнижках, представляя собой отложенный спрос, деньгами не являлись. Потому что на них нечего было купить. В условиях неукрепленного товарами рубля процветал натуральный обмен всяческим дефицитом. Даже взятки тогда брали и давали преимущественно «борзыми щенками» — колбасой «сервелат», унитазами «тюльпан», путевками в Коктебель, билетами на Таганку. Помню, в Ульяновске, куда привели меня газетные дела, как раз в те дни накрыли группу фальшивомонетчиков. «И какими же купюрами они промышляли? — поинтересовался я просто из праздного любопытства. — Двадцать пять? Пятьдесят? Сто?». Оказалось, гораздо хуже: они подделывали талоны на мясо и сливочное масло. Город бурлил… Когда рубль не обеспечивает выданных казной обязательств, распределительная сиcтема чеканит и пускает в обращение единственно твердую «валюту» — талон. До осознания, что деньги должны быть деньгами и что это возможно только при полной либерализации цен, Ельцин дошел не сам и даже не с помощью Гайдара. Просто страна уже подошла к последней черте. Надо было решаться.

Тут важно заметить, что просвещению тогдашних правителей с обкомовским прошлым изрядно послужила изданная в 1928 году и очень вовремя, к началу 90-х, извлеченная из цензорских запасников книга профессора Л. Юровского «Денежная политика Советской власти (1917-1927)». Предметом научного летописания профессора была десятилетняя биография советского рубля. Тот выступал безмолвным статистом в период «военного коммунизма», вышел на главные роли при нэпе… История этих превращений проложила четкую, уходящую в современность межу в понимании, что есть деньги и каково их подлинное амплуа. Профессор Юровский был свидетелем того, как «создавались постепенно элементы планового хозяйства распределительного типа, которое не может не установиться в осажденной крепости, где наступает голод и холод». Но он наблюдал и другое — как нэп ослабил поводья централизации, позволив рынку править в сторону взаимных интересов производителя и потребителя. Как вступили в силу цены и товарное хозяйство превратилось в хозяйство денежное. И как купля-продажа с расплатой деньгами вытеснила систему распределения по нарядам и ордерам. И как наконец денежная реформа 1924 года упразднила «совзнак», передав бразды правления золотому червонцу.

Автор был блестящим и тонким знатоком своего предмета. Как и многие его товарищи и коллеги, он дожил до времен, когда цвет отечественной науки переместился на Соловки и Колыму. В лагеря вскоре отбыл и сам Юровский… Так что в 25-летие свободного рубля не грех помянуть благодарным словом и этого российского экономиста, отстаивавшего монетаризм за шесть десятилетий до того, как, ничем не рискуя, явились на сцену пресловутые «мальчики в розовых штанишках».

Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе. Потому что это именно хождение, а не лежание, как было до 2 января 1992 года. Заодно и курс рубля по отношению к доллару — даже при неуклонном его понижении — можно считать историческим завоеванием. И, сравнив времена прошлые и нынешние, тоже тихо порадоваться: если у рубля есть курс, значит рубль кур-си-ру-ет.

Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе

Кто-то считает, что рыночные реформы «только усугубили сырьевую модель развития российской экономики, разрушили отечественное производство, привели к жизни по принципу продажи нефти в обмен на импорт всего остального, способствовали захвату подавляющей части государственной собственности номенклатурой и олигархами». Действительно, были в ту пору и сомнительные приватизационные аукционы, и финансовые пирамиды, и сращение крупного бизнеса с властью. Многое, чем печально славились первые постсоветские годы, позже было отвергнуто. Но многое из того, на чем сегодня держится российская экономика, закладывалось именно тогда.

30 лет назад Борис Ельцин подписал пакет указов и постановлений о переходе России к рыночной экономике. «Ъ» спросил экономистов и предпринимателей, что из задуманного получилось.

Фото: Борис Халфин, Коммерсантъ

Евгений Чичваркин, предприниматель, в 1997 году сооснователь сети салонов сотовой связи «Евросеть», с 2008 года проживает в Великобритании:

— Да, у Ельцина получилось, по крайней мере начало получаться. Были ошибки, недоделаны какие-то реформы, но в целом рыночная экономика была крайне важна, и я считаю, что она спасла Россию. Это было время, созданное для бизнеса, для меня.

А основные ошибки были в том, что не было сделано нормальной реформы МВД, ФСБ. Государство в чем-то слишком сильно исчезло, не было нормальной судебной реформы. А переход к рыночной экономике, хоть и кривой, хоть и какой бы то ни было чеково-залоговый аукцион, был правильным решением, которое нужно было быстро сделать. К огромному сожалению, нынешняя власть снова переходит к государственной экономике, которая нашу страну ввергнет, судя по всему, в большие экономические проблемы и отставание от мира.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Геннадий Бурбулис, президент фонда «Культура достоинства», в 1991–1992 годах первый зампред правительства и госсекретарь:

— Не все решения прошли испытание временем, но в основном эти указы остаются основополагающими. В большей части задуманное получилось. Это спасло страну от голода и разрухи, создало экономику нового образца.


Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Михаил Касьянов, председатель ПАРНАС, в 2000–2004 годах председатель правительства РФ, в ноябре 1991 года — начальник отдела в объединенном Министерстве экономики и финансов РСФСР:

— В целом получилось, но чрезвычайно жестко. На тот момент в стране не хватало продовольствия, а в бюджете денег не было вообще. Поэтому первичные меры правительства спасли страну от голода. А самое важное, что в умы людей, в Конституцию и законы было заложено понятие о частной собственности. И в повседневной жизни создана атмосфера поддержки и поощрения частного предпринимательства, реальностью стала конкуренция и произошла системная трансформация экономики. Именно это в конечном счете и стало в 1997 году источником экономического роста, когда ВВП не падал, а вырос на 1,8%.

Конечно, некоторые меры были половинчатыми или ошибочными: не очень прозрачная приватизация, не проведены декоммунизация страны, ликвидация КГБ и люстрация лиц, причастных к тоталитарному режиму. Эти ошибки продолжают влиять на нашу жизнь и сейчас, удушая личную свободу и угрожая незыблемости частной собственности.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, в 1993–1996 годах глава администрации президента Бориса Ельцина:

— Трудно было рассчитывать на полную реализацию программы, мы опережали события: ни общество, ни экономика, ни производство не были готовы к тому, чтобы сразу перейти на рыночные рельсы. Но шаг сделан серьезный, были созданы структура рыночной экономики и банковская система, приняты законы о предпринимательстве, закон о банкротстве, заложены основы рынка.

Чего не достигли, так это развитой системы среднего и малого предпринимательства, которая должна была занять основную нишу рынка. К сожалению, государство после эпохи Ельцина сделало все возможное, чтобы превалировал крупный бизнес, и на этом многое потеряли, прежде всего в сфере производства товаров и предоставления услуг.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Григорий Явлинский, политик, экономист, с июля по ноябрь 1990 года зампред Совета министров РСФСР, один из авторов программы экономических реформ «500 дней»:

— Чтобы оценить эффективность реформ Ельцина, можно посмотреть, что произошло через год. Первое — была гиперинфляция 2600%, второе — объем промышленной продукции в 1992 году упал на 18%, драматически упали инвестиции и резко изменилась структура производства в пользу добывающих отраслей. Третье — в результате отказа от экономического договора с бывшими республиками СССР произошла полная потеря рынков сбыта стран СНГ. В результате всего этого выросли безработица, преступность, и доходы населения упали в два раза.

В итоге реализация указов о переходе к рыночной экономике привела к конфискации денежных сбережений путем гиперинфляции, а следовательно, к полукриминальной приватизации. Тогда был заложен фундамент системы, в которой отсутствуют разделение властей, независимые СМИ и настоящая парламентская система. Вот мы и пожинаем плоды ошибок тех реформ.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Абел Аганбегян, академик РАН, в1989–2002 годах ректор Академии народного хозяйства при Совете министров СССР/правительстве РФ:

— По гамбургскому счету удалось главное: сохранить распадающуюся Россию и предотвратить полную экономическую катастрофу. Но это удалось очень дорогой ценой: снижением вдвое уровня жизни, потерей всех сбережений населения, огромным ростом безработицы в 13% и депопуляцией населения. Мы не перешли к нормальной рыночной экономике, не создали механизм социально-экономического роста. 30 лет наша страна топчется на месте, хотя и при существенных лучших изменениях по ряду направлений: есть выбор товаров, услуг, работы, возможность поехать за границу и проч.


Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Михаил Делягин, экономист, депутат Госдумы, в 1998–1999 годах советник первого вице-премьера Юрия Маслюкова:

— К рыночной экономике мы перешли, но не совсем к тому рынку, о котором мечтали. Он не был цивилизованным, как в скандинавских странах, а получился дикий, как в лучшем случае в Латинской Америке. Потом он плавно перерос в блатной феодализм и в отрицание себя. Принципиальная причина, почему так произошло,— это недобросовестность. В то время переход к рынку официально рассматривался как способ обеспечить благо для людей, а в реальности для Ельцина это был способ борьбы за власть, для других реформаторов — личное обогащение.

Главный образ действия, который обеспечивался рыночными реформами,— это разграбление советского наследства, во что впоследствии оформилась российская государственность. В этом качестве она пребывает до сих пор, только в 90-х годах грабили материальное наследие, а сейчас — социальное.


Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Сергей Алексашенко, экономист, в 1995–1998 годах замминистра финансов РФ и первый зампредседателя ЦБР, в 1991 году — сотрудник Госкомиссии Совета министров СССР по экономической реформе под руководством академика Л. И. Абалкина:

— Да, этот переход состоялся в первой половине 90-х. В плановой экономике равновесие устанавливали чиновники своими приказами, а в рыночной эту функцию выполняют свободные цены и курс рубля. Переход от государственных цен к рыночным привел в равновесие спрос и предложение. В это время в стране менялось всё, и переход оказался очень болезненным. И как обычно, население заплатило за все ошибки властей.

Сейчас рыночные механизмы работают в России независимо от того, что про них думают президент, правительство, Госдума или ЦБ. Как и все рыночные игроки, государство принимает самостоятельные решения, влияя на ситуацию в целом: повышая или понижая налоги, передавая финансовые ресурсы от одного сектора другому, поощряя или ограничивая экспорт и импорт отдельных товаров. Россия после середины 90-х проходила все кризисы, не сваливаясь в хаос, благодаря тому, что рыночные силы помогали экономике находить новое равновесие. В 2008–2009 годах правительство и ЦБ выделили деньги на поддержание олигархов и населения. А в 2014 году и сейчас, в ковидно-пандемийный кризис, равновесие восстановилось за счет реального снижения доходов населения.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Павел Титов, президент «Деловой России», президент ПАО «Абрау-Дюрсо»:

— Я не считаю себя специалистом по той эпохе, но на данный момент мы живем в рыночной экономике. У нас есть значительное участие государства, но тем не менее оно также руководствуется не только российскими, но и глобальными рыночными принципами. Наша экономика по-прежнему слишком сильно надеется на сырьевой сектор. И меньше на те отрасли, где создается более высокая добавочная стоимость. И хотя частный сектор очень зависим от госзаказа и подрядов госмонополий, но даже это поддерживает рыночную ситуацию в целом.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Андрей Нечаев, экономист, в 1992–1993 годах министр экономики РФ:

— Тогда стояла более сложная задача: не только переход к рыночной экономике, но и преодоление абсолютно реальной угрозы хаоса и распада России вслед за СССР. Страна оказалась без базовых государственных институтов: не было армии, границ, таможни, полноценного Центрального банка. Поэтому приходилось решать гораздо более сложные задачи, чем в странах Восточной Европы. Но в целом их удалось решить, и базовые основы рыночной экономики были созданы.

К сожалению, в последние 10 лет произошел значительный откат назад. Мне кажется, его причина лежит в сфере управленческой психологии. Для нынешних руководителей страны управление прямыми командами более понятно и привычно, чем косвенными методами с помощью законов и нормативных документов. Сейчас наша рыночная экономика находится на периферии, потому что 70% ВВП составляют госкомпании. Часто они являются монополистами и, к сожалению, отношения бизнеса с властью далеко не равноправные. В частном бизнесе какие-то базовые основы еще сохранились — свободные цены, конвертируемость рубля, договорные отношения между производителями и потребителями, хотя и они эпизодически подвергаются ревизии.


Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Оксана Дмитриева, экономист, в 1998 году министр труда и социального развития в правительстве Кириенко, депутат Госдумы I–VI и VIII созывов:

— Рыночная экономика в стране есть, правда, не такая, как ожидали «революционные романтики», которые стояли у истоков принятых тогда решений. Если бы им сказали, что в итоге получится, думаю, они бы ужаснулись. Рынок получился и несвободный, и неконкурентный…


Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Олег Сысуев, первый зампред совета директоров Альфа-банка, в 1997–1998 годах вице-премьер:

— Абсолютно получилось, хотя в совершенно искаженной форме — с очень большим участием государства и госрегулированием. Но все равно это — одно из главных достижений последнего времени, пусть и со многими болячками и прыщами. Важно, что рынок теперь полностью насыщен товарами и услугами, у всех есть возможность выбора.


Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Давид Якобашвили, вице-президент РСПП, президент ООО «Орион Наследие», в 1993 году соучредитель «Вимм-Билль-Данн»:

— Вплоть до начала 2000-х рыночная экономика присутствовала, присутствует и сейчас, пусть и в каких-то усеченных формах. В то время было совсем неплохо, все же видели, какой был рост. Я и мои коллеги вспоминаем те годы с радостью, хотя первое время и было трудно. Рубеж конца 1990-х — начала 2000-х был вообще замечательным, зарабатывали и компании, и люди, экономика страны росла. Потом, правда, стало по-другому.

Когда государство крепчает, и так происходит во всех странах, начинается затягивание гаек, власти начинают думать, что народ много зарабатывает, много кушает, и стоит урезать… Это, наверное, если не нормально, то привычно. А период подъема сменяет период падения, стагнации, опять подъема. Так и придется жить поколению за поколением.


Фото: Виталий Волобуев, Коммерсантъ

Игорь Рыбаков, совладелец корпорации «Технониколь»:

— Сегодня в России квазирыночная экономика, к способам регулирования которой у меня есть масса вопросов. Ведь именно она затягивает удавку, лишает страну необходимого маневра. Но выход я вижу не в том, чтобы критиковать правительство, а в том, чтобы каждый экономический субъект на своем месте посмотрел, что он может сделать для законотворческой инициативы, направленной на появление в стране более интересных, жизнеспособных и устойчивых форм взаимодействия.

Максим Борисов, 15.11.2021, Газета.ру

«Несостоятельность коммунистического эксперимента»: как Гайдар создал рыночную экономику

Переход к рынку

30 лет назад Борис Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике, подготовленный командой Егора Гайдара, и сформировал новое правительство под своим руководством. Либерализация цен пришлась на начало января 1992 года, после чего они сразу выросли в 3,5 раза.

15 ноября 1991 года был дан старт российским реформам, главной целью которых стал переход от плановой к рыночной экономике. Президент РСФСР Борис Ельцин представил публично новое правительство, сформированное 6 ноября, назвав его правительством реформ и взяв на себя роль его главы. Перед этим он заручился поддержкой на все эти действия со стороны съезда народных депутатов.

«Хуже будет всем примерно полгода, — сказал Ельцин на съезде. — Затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Депутаты разрешили ему принимать необходимые для реформ законы президентскими указами в совмещать посты президента и премьера сроком на 13 месяцев.

В качестве одного из своих заместителей — по вопросам экономической политики — Ельцин назначил малоизвестного тогда 35-летнего Егора Гайдара, заведовавшего прежде экономическими отделами в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В тот же день, 15 ноября, Ельциным был подписан важнейший пакет из десяти указов и правительственных постановлений, призванный не только реализовать ключевые положения экономической реформы, но и смягчить ее последствия для слабозащищенных слоев населения. Этот пакет документов в обстановке секретности готовила на правительственной даче в Архангельском команда Гайдара.

Горбачевские реформы, проводившиеся в СССР с конца 1980-х, не могли остановить сползание страны в кризис, а попытка государственного переворота и лишения Михаила Горбачева президентской власти в августе 1991 года застопорила процесс подписания нового союзного договора.

Бывшие советские республики почувствовали слабость центра, их руководители все больше подумывали об уходе «в свободное плавание» и сосредоточении в своих собственных руках всей полноты власти. Дезинтеграционные процессы переводили проведение реформ в иную плоскость, Гайдар, связывавший прежде план реформы со «здоровым крылом» в самом КПСС во главе с Горбачевым, решил опереться на российские власти и на популярность Ельцина, вышедшего победителем в противостоянии с ГКЧП.

Для этого необходимо было одержать верх в «битве программ». Программы реформ разрабатывались в то время самыми разными командами. Особой популярностью у прессы пользовалась программа «500 дней» академика Шаталина, Григория Явлинского и целого ряда других авторов, представленная в 1990 году. Она предусматривала поэтапную приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий и только затем либерализацию цен. Эта программа уже была с ходу принята Верховным советом РСФСР, на ее основе на какое-то время возник консенсус между Ельциным и Горбачевым, однако реализации этой программы воспротивился председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, у которого совместно с академиком Абалкиным имелась собственная пятилетняя программа, «менее радикальная», более умеренная. В конце концов время ушло даже для «умеренно-радикальной» программы «500 дней», начинался продовольственный кризис. Мало у кого вызвали энтузиазм и программы премьер-министра СССР Валентина Павлова (еще до ГКЧП) и министра экономики РСФСР Евгения Сабурова. Собственную программу приватизации разрабатывало и реализовывало даже московское правительство.

Гайдар был убежден, что в 1991 году уже ничего, кроме самых радикальных вариантов, не сработает, и пытаться искать новые чудодейственные рецепты бессмысленно. Его команда писала уже не программу как таковую, а сразу тексты указов, законов и постановлений. Помимо этого имелось лишь два кратких документа с инструкциями, расчетами и пояснительными записками — «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый документ как раз и определял курс на будущую экономическую независимость России — лишь при чисто политическом, но не экономическом союзе с другими государствами прежнего СССР, а второй — констатировал наличие трех кризисов, полученных в наследство от СССР, в условиях которых и предстояло отныне действовать, — инфляционного, платежного и системного. Подробная полноценная программа появилась лишь к лету 1992 года, когда рыночные реформы уже шли полным ходом.

Если Явлинский до самого последнего момента упорно делал ставку на проведение реформ в рамках союзного государства и отказывался входить в российское правительство, то Гайдар уже нащупал свой рычаг в виде харизматичного Ельцина. Приходилось спешить еще и потому, что отложенные реформы грозили потерей темпа, разочарованием общества и возвращением к власти коммунистов. Лишь быстрые и необратимые действия могли гарантировать удержание власти и завершение переходного периода.

«Перед страной стояла неимоверной трудности задача — перейти от плановой экономики, которая пришла в состояние негодности, продемонстрировав несостоятельность коммунистического эксперимента, к рыночной», — писал экономист Евгений Ясин.

Команда молодых экономистов была привлечена к работе госсекретарем Геннадием Бурбулисом. Гайдар познакомился с ним во время событий, связанных с ГКЧП, выйдя вместе с институтскими коллегами из партии и явившись в Белый дом. Именно Бурбулис после долгих консультаций стал первым заместителем председателя правительства — Ельцина — и служил медиатором между ним и Гайдаром. Средний возраст собравшихся на даче в Архангельском младореформаторов — так их стали вскоре называть — составил 37 лет. Кроме Гайдара, там были Петр Авен, Андрей Вавилов, Сергей Глазьев, Алексей Головков, Виктор Данилов-Данильян, Константин Кагаловский, Андрей Нечаев, Владимир Машиц, Борис Салтыков, Анатолий Чубайс и Александр Шохин. Многие сразу или немного погодя займут места в правительстве и станут себя гордо и бесшабашно называть «правительством камикадзе» — и «делать, что должно, и будь что будет».

То, что затевалось в России, старались не именовать «шоковой экономикой» по образцу того, что происходило в Восточной Европе. И обещали смягчать последствия целым рядом социальных программ. Однако по сути в основу «переходной экономики» была положена теория одномоментного введения элементов рыночной экономики с опорой на систему законов и регулирование в обществе, жившем ранее в условиях авторитаризма, сильной централизации производственных мощностей и государственной собственности на все активы.

Один из первых опытов введения «шоковой терапии» состоялся в Западной Германии в 1948 году и тогда же подготовил «экономическое чудо» 1950-х, за ним последовали Чили при Пиночете 1975 года, Боливия во время борьбы с гиперинфляцией в 1985 году — тогда и был, собственно, запущен сам термин «шоковая терапия» — и посткоммунистические государства — ярким примером которых стали Чехия 1990-го и Польша 1989 года, принявшая так называемый план Бальцеровича.

Либеральная «шоковая терапия» вызывала и вызывает большие споры, ее сторонники уверяют, что она помогает положить быстрый конец экономическим кризисам, стабилизировать экономику и подготовить почву для экономического роста, в то время как ее критики (такие как Джозеф Стиглиц) считают, что она способствует дополнительному углублению кризиса и вызывает излишние социальные бедствия. Есть мнение, что лучше придерживаться тактики таких стран, как Китай и Вьетнам, которым удалось избежать серьезных падений ВВП благодаря постепенным реформ. Не исключено, что то же самое могло произойти и в процессе косыгинских реформ в СССР середины 1960-х — с постепенным расширением действия хозрасчета на разных производствах. Однако для России 1990-х все эти щадящие варианты были уже неактуальны, ей грозил голод и хаос. Более того, гайдаровские реформы многие видные западные экономисты считали недостаточно «шоковыми», последовательными и единовременными. Со многими из этих упреков соглашался и сам Гайдар.

Один из создателей теории Джеффри Сакс утверждал, что китайский опыт был вообще неприменим в СССР, поскольку в нем имелось уже слишком много городского населения, в отличие от аграрного Китая, где население можно было предоставить самому себе, не обеспечивая продовольствием.

Сакс какое-то время был советником российского правительства наряду с экспертами МВФ, однако он покинул этот пост из-за того, что в России все шло вопреки его рекомендациям. «Главное, что подвело нас, — это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями, — заявил он. — И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Вместе с тем Сакс сугубо положительно оценивал действия и. о. главы правительства Егора Гайдара и противопоставлял его тем, кто пришел к власти позднее. А впоследствии он также упрекал западные страны в недостаточной поддержке демократической России: «Буш и Клинтон решительно не справились с задачей поддержки экономических реформ в России, из-за чего США не выполнили свою роль и упустили связанные с этим возможности. А расширение НАТО только усугубило ситуацию».

Начало либерализации цен пришлось на начало января 1992 года, и сразу после этого они выросли в 3,5 раза. За 1992 год в России была зафиксирована гиперинфляция свыше 2500%. Наряду с ростом экономического неравенства и бедности это привело к распространению безработицы, ухудшению жизни многих слоев населения, избыточной смертности и повсеместной коррупции. Особенно сильно пострадали высокотехнологичные производства, ВПК и наука, многие высококлассные специалисты и ученые если и не лишились работы и не уехали за рубеж, то во всяком случае вынуждены были подрабатывать грузчиками, чернорабочими, таксистами и продавцами, испытывать унижения, неуверенность в правильном выборе профессии и упреки родственников.

Однако при этом на прилавках действительно появились самые разнообразные продукты и произошел переход от плановой к рыночной экономике, возникли новые государственные институты: банковская и налоговая системы, таможенное регулирование и финансовые рынки. Происходила бойкая торговля с рук, появлялись уличные киоски, потом быстро заполнились и полки разросшихся магазинов, пусть и не всем эти блага оказались по карману. Многие сочли это экономическое чудо не долгожданным действием «невидимой руки рынка» и даже не предприимчивостью «челноков», привозивших дефицит из-за границы, а тем, что производимые в прежнем объеме продукты кто-то временно придержал на складах, ожидая заранее объявленной «либерализации цен».

Так или иначе, но уже через год страна жила в иной реальности. На очередном съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 года, случилось то, что Гайдар назвал «Первой фронтальной атакой на реформы». Развернулась борьба за дотации и кредиты промышленности и сельхозпредприятиям.

На пресс-конференции 13 апреля Гайдар так разъяснял весь абсурд ситуации: «Совокупность требований, заявленных съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы».

Правительство демонстративно подало в отставку, съезд вынужден был пойти на попятную, но взаимные компромиссы все больше замедляли реформы — и в конце концов привели к отставке Гайдара в декабре 1992 года.

Оригинал публикации.

Переход России к рыночной экономике. Этапы «перестройки»

Первый этап (1985 -1987). В середине 80-х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. В это время начался период «перестройки». на этом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны».

Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными.

Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб.  в первые два года.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы был связан с реализацией Закона о государственном предприятии.

Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий.

Обратите внимание

Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями.

Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий  этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер.

Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования.

В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем – путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями.

При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия.

Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но неизвестно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.

Важно

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики.

План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы.

Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо увеличения их в 3-5 раз в течение одного года цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу.

После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных – 13-15 %, бедных – 40 %, живших за чертой бедности – 40 %.

Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. указ «О свободе торговли», предоставлял права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли.

Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой — вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.

Совет

В 1993–1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства. Высокой была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен.

Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Увеличилась доля людей работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, заинтересовать производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки.

Каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков.

Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ),  либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов.

Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации.

Обратите внимание

В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы.

Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г.

главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики.

Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

Источник: http://www.mrwolf.ru/Obshestvo_i_politika/Pro4ee/12595

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике

Российские экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям.

Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен.

Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности [7, c.2].

Важно

Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными [7, c.3].

Кроме того, курс рубля по отношению к доллару США постоянно падал, и темпы инфляции в стране были очень высокими. Такое состояние экономики делало очень сложным оценить размер ВВП России в долларах США для сравнения с ВВП других стран.

По официальным данным, в 1994 году ВВП России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд.

долларов) или около 4% ВВП США за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения в стране.

ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики.

На душу населения рассчитанный таким образом ВВП России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В то же время, размер теневой экономики в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного оборота [9, c.10].

Программа макроэкономической стабилизации предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам.

Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году [7, c.4].

Совет

Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы.

В денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы. Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года [9, c.11].

Сразу после ликвидации Советского Союза было объявлено, что правительство отменяет государственное регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров. Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная продукция [10, c.24].

Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике.

Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены [9, c.12].

В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224% [10, c.25].

В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной политики и посредством принятия относительно строгого бюджета. Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%. Однако, эксперты тогда отмечали, что контролю инфляции помогли систематические задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Основным симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания — «черный вторник» (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару [7, c.5].

Обратите внимание

В июле 1995 года, Центральный Банк объявил о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль, и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар [10, c.25].

Сущность экономической реструктуризации и предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, — приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным защитником приватизации, начиная с ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых предприятий и более чем 82,000 крупных государственных предприятий были приватизированы.

1 октября 1992 года, среди населения стали распространяться ваучеры (приватизационные чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для покупки акций средних и крупных предприятий. Однако держатели также могли продавать ваучеры или вложить их в различные инвестиционные фонды.

В конце июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных предприятий и около 90% из малых предприятий было отдано в частные руки. К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами для покупки акций, вложений в инвестиционные фонды, либо продано.

В ходе второй фазы приватизационной программы предполагалось прямо продавать акции оставшихся в собственности государства предприятий за наличные деньги. Эта фаза планировалась для завершения передачи государственных предприятий в частные руки и обеспечения роста правительственных доходов. После того, как, процедура приватизации подверглась жесткой критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года.

В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки.

В конце 1997 года, Россия достигла некоторого экономического прогресса. Темпы инфляции были снижены, курс рубля устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий в частную собственность. Было принято много важных ориентированных на рыночные отношения законов, учрежден арбитражный суд для решения экономических споров [10, c.25].

Но в 1998 году Азиатский финансовый кризис, достигнув России, привел к резкому снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных инвесторов. Все это привело к неспособности правительства выполнять в полном объеме обязательства перед иностранными кредиторами в результате чего в России произошел экономический кризис, а курс рубля снова резко упал.

Важно

В 1999 году началась эпоха экономического роста, а объем производства в России вырос во второй раз, начиная с 1991 года, на 3.2% по сравнению с падением данного показателя на 4.6% в 1998 году. Этот рост был достигнут, несмотря на год «суматохи», которая включала в себя смену трех премьер-министров и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина. Положительно сказался на экономическом положении России трехкратный рост мировых цен на нефть во второй половине 1999 года [11, c.11].

Источник: http://econ.bobrodobro.ru/75927

Переход России к рыночной экономике

В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Оно началось, по существу, без всякой предварительной подготовки и без должного учета зарубежного и отечественного опыта рыночных реформ.

За период 1992-1995 гг. наша страна продвинулась к конкурентному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции — тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие теоретического и практического решения.

Задачи:

1. Обуздать и держать в нормальных пределах инфляцию, которая вновь набирает темп. В январе 1992 г. сущность перехода к рынку была сведена к либерализации цен, т.е. к переходу от подавленной инфляции к открытой. Началась галопирующая инфляция, которая временами была на грани гиперинфляции. В итоге в феврале 1995 г.

цены превысили уровень 1990 г. в 3700 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивая ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джинну, которого выпустили из бутылки, в результате чего он доставил массу неприятностей и бед.

В настоящее время государству пока удается сдерживать темп инфляции.

2. Провести демонополизацию рынка. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому либерализация цен проводилась руками монополий в их интересах.

Согласно официальным оценкам, удельный вес предприятий-монополистов в российской промышленности сравнительно невелик. Между тем в отдельных отраслях (особенно в добывающих и сырьевых) на их долю приходится значительный объем производства.

Действительное развитие конкуренции предполагает кардинальное изменение состояния национального рынка.

Совет

3. Создать так называемую критическую массу субъектов рыночных отношений. Она характеризует ту минимальную численность хозяйственных субъектов, которая необходима, чтобы рынок мог самостоятельно развиваться по свойственным ему законам.

Между тем после провозглашения перехода к рынку на нем не оказалось его новых агентов. Ведь только примерно через год начался процесс приватизации государственной собственности.

До сих пор еще нет тех 10-15 миллионов мелких и средних предприятий, которые, по-видимому, должны придать рыночным связям нужную массовость.

4. Полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения.

Однако вместо нее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг.

Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

5. Правильно выбрать тип рынка, к которому нужно перейти.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, на которых ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдается надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, а не изменение функционирования хозяйства, то характерной чертой этого движения является неустойчивость существующей системы, которая должна уступить место другой экономической системе. В этих условиях возможны варианты развития, поскольку рядом сосуществуют элементы старой и новой систем.

Обратите внимание

Содержательно переход к рыночным отношениям включает решение многих проблем: разрушение командно-административной системы хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание рыночной инфраструктуры, переход от жестко Централизованной системы ценообразования к свободному ценообразованию, преодоление монополизма и создание конкурентной среды.

Особую роль в переходной экономике должно выполнять государство.

На данном этапе его функции состоят в создании рыночных условий хозяйства (правовая база, кредитное и налоговое регулирование, макроэкономическая стабилизация), активной структурной политике, поддержке предприятий в процессе их превращения в рыночные субъекты (антимонопольное регулирование, селективная поддержка), активной социальной поддержке населения на пути его адаптации к новым рыночным условиям.

Модель отечественной рыночной экономики — это социально ориентированная рыночная экономика, движение к которой было провозглашено в России в конце 1992 г. Социально ориентированная рыночная экономика представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и активным государственным регулированием.

Социальная ориентация экономики предполагает существенный патернализм государства по отношению ко всем членам общества, обеспечение гарантий прожиточного минимума, определенного уровня потребностей населения в услугах, образовании, культуре, здравоохранении, жилье, регулирование занятости населения с ориентацией на минимальную безработицу.

Конкретные же формы этой модели рыночной экономики должны учитывать особенности России.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. schin16@mtu-net.ruБилет №4

Вопрос №1

Деятельность и общение.

План:

1. Соотношение деятельности и общения.

2. Виды общения.

3. Формы общения.

4. Коммуникация.

5. Функции общения.

Конспект ответа.

1. Соотношение деятельности и общения.

Общение — это вид деятельности (вид активности), процесс обмена информации между равноправными субъектами (процесс взаимодействия субъекта с субъектом). Субъектами общения могут выступать и отдельные люди, и группы людей, и все человечество в целом. Связи деятельности и общения:

o деятельность «=» общению.

o деятельность «не =» общению.

o они взаимодействуют, но самостоятельны и равноправны.

2. Виды общения.

o Общение между реальными субъектами.

o Общение между реальными субъектом и иллюзорным партнером (с животными).

o Общение между реальными субъектом с нереальным объектом, с воображаемым партнером (с самим собой).

o Общение воображаемых партнеров (диалог литературных героев).

Способы общения: вербальный, не вербальный (речь, жесты).

3. Формы общения.

o Диалог — Форма общения, сопоставления точек зрения, равноправие и самостоятельность. В диалоге ожидается ответ позиции друг друга дополняются.

o Обмен мнениями в виде монолога и реплик.

4. Коммуникация.

Важно

Коммуникация (взаимодействие субъекта с объектом) — процесс взаимодействия между двумя и более субъектами, с целью передачи информации (нет обратной связи). Например: пейджир.

5. Функции общения.

Функции разделяются в зависимости от цели общения:

o Подчиненное общение.

o Равноправное общение.

o Обогащающие развитие партнера (обучение, воспитание).

Вопрос №2

Государство и экономика.

Современный рынок регулируется государством.

В 1929-33гг. разразился мировой кризис экономики. Следовательно, падение объема производства, массовая безработица.

Следовательно, ученые экономисты пересматривают многие положения экономической теории.

В 1936г. Дж. Кейнс выпустил книгу «Общая теория занятости, процента и денег», где доказывал что проблемы, с которыми сталкивались капиталистические страны в период кризиса могут быть решены если рыночная экономика будет регулироваться государством.
Взгляды Кейнса — кейнсианство.

Этапизация — огусударвстление.

Взгляды Кейнса оказали огромное влияние на организацию хозяйственной жизни в разных странах.

Государство использовало различные методы регулирования экономикой:

· Правовые (Государство принимает законы, которые упорядочивают рыночные отношения. Например: антимонопольные законы.).

· Финансово экономические (С помощью налогов и пошлин.).

· Экономическо-правовые (Государство составляет примерные планы развития экономики. Они носят не обязательный, а рекомендательный характер.).

Вывод: в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, но государство не должно мешать экономике, а только помогать и только при необходимости в чем то ограничивать.

Влияние государства на экономику:

· Денежное обращение.

· Курс валюты.

· Налоги, пошлины.

· Перераспределение доходов населения.

· Выдача кредитов.

· Вложение в экономику иностранных капиталов.

· Разработка различных программ.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. schin16@mtu-net.ruБилет №5

Вопрос №1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a46865.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Варка на пару в мультиварке поларис инструкция котлеты
  • Кофемашина филипс инструкция на русском видео
  • Гель гинокомфорт увлажняющий восстанавливающий цена отзывы инструкция по применению
  • Манипулирование в руководстве
  • Maxi hair plus инструкция по применению