В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Период руководства страной Л. И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
«Период руководства
страной Л. И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в
разной степени все сферы жизни общества».
«ЗА» :
1) В политической сфере общественной жизни был взят курс на стабильность руководящего состава, что приводило к коррупции, распространению беззакония. Молодые и перспективные политики не могли влиять на принятия политических решений, что приводило к отсутствию положительных изменений в вопросах государственного управления.
2) В период руководства страной Л.И. Брежнева курс на оттепель в духовной сфере был свернут. Распространение получили государственные заказы на кинофильмы и театральные постановки, усилился контроль над СМИ. Многие культурные деятели ( Солженицын, Бродский и другие) покидали СССР, что приводило культуру в упадок.
3) В годы руководства страной Л.И. Брежнева были значительно сокращены государственные расходы на социальное обеспечение. В итоге повысился уровень смертности, снова стала актуальной жилищная проблема, обострилась и продовольственная проблема( СССР оставался самым крупным импортером зерна из-за границы)
4) В годы восьмой пятилетки были построены заводы- гиганты. Эти предприятия заняли монопольное право в отрасли. Поэтому товары, производимые этими предприятиями, были зачастую низкого качества, но при этом высокой стоимости.
5) В период руководства страной Л.И. Брежневым расцвела т
равильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
1. Состояние экономики
— Стагнация экономики
— Усиление товарного дефицита
2. Политика
— Кадровый застой
3. Общество
— Рост смертности и алкоголизация населения
— Массовые беспорядки в СССР
— Теракты и угоны.
2) в опровержение, например:
— СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук.
— Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. — Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры.
— Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.
— Развитие нефтегазового комплекса
КЕЙС
–ЛИСТ № 1
Достойно, |
И если всё переломалось, Е. |
Оценка — отношение к социальным явлениям, человеческой
деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным
нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.).
Дискуссионная проблема |
|
Точка |
Точка
|
Конституции СССР 1977 года. Статья 45
Граждане СССР имеют право на
образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования,
осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием
профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на
основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего
образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и
студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе
на родном языке; созданием условий для самообразования.
Образование |
На |
На |
«Плюсы» и «минусы» периода
правления Л.И.Брежнева
Спокойная жизнь (11%), |
Дефицит, очереди, спекуляция, |
Уверенности в завтрашнем дне, |
Правящая геронтократическая элита, |
Доступные и бесплатные услуги, |
Отсутствии демократических |
Была работа и стабильная зарплата, |
|
СССР находился в состоянии |
Война в Афганистане |
Оценка
правления Л.И.Брежнева
— «Какой
застой, когда шло активное развитие и энергетики, и промышленности, и сельского
хозяйства, и космической отрасли, и обороной сферы, и социальное направление
укреплялось!»
-«Все, что было наработано до Брежнева, включая атомную промышленность,
космическую отрасль, самолетостроение, досталось ему в наследство, и
самостоятельно под брежневским руководством ничего развиваться уже не могло».
-«С уверенностью можно сказать, что 90% советских граждан были тогда
счастливыми людьми. Сегодня же примерное такое же количество людей, напротив,
счастливыми себя не считают, во многом деморализованы, не уверены в своем
будущем».
— «Эпоха Брежнева – это не застой и не стабильность, это – период
геронтократии, когда страной управляли люди пусть уважаемые, но очень пожилые и
в силу этого плохо понимающие, что должны делать».
— «Те, кто жил во времена Брежнева, должны радоваться хотя бы тому, что не
застали мрачные годы сталинских репрессий, что в людях исчезли присущие им в те
трагические годы тотальный страх и подозрительность».
Опрос населения Фондом «Общественное мнение» по
вопросу «Рейтинг эпох» октябрь 2012г.
Анекдоты:
·
-Чем
отличается Брежнев от королевской пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а
Брежнев – едва-едва.
·
-Трансляция
очередного съезда КПСС. Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты
съезда встречают их бурными овациями».
·
-Брежнев
делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза –
нет оваций. Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».
·
-На
улице милиционер поднимает пьяного.
— Как тебя зовут? — Не знаю.
— Где живешь? — Не знаю.
— Где работаешь? — Не знаю.
— Какой сейчас год?
— Юбилейный.
·
В
тюрьме:
— Ты по политической или уголовной
статье сидишь?
— По политической. Я сантехник.
Вызвали меня в горком , я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».
·
Встретились
американец и русский и заспорили, где больше свободы слова. Американец говорит:
— У нас самая настоящая свобода
слова. Мы можем стать у Белого дома и критиковать своего президента.
Русский:
— А у нас еще больше свободы слова.
Мы можем стать у Кремля и тоже критиковать вашего президента
Е. Евтушеенко |
|
Нехватки. Двужильность в народе. Двужильность во мне. Шатает, но сила не тает. На горе и счастье я рос на войне В стране, где всего не хватает. Бессмысленно очередь жалась чуть свет К пустой продуктовой палатке, Вздыхая, почёсывал голову дед: «Где схватки с врагом, там нехватки…» Бинтов не хватало тогда на войне, Сапог, самолетов, тротила, Но всё же материи красной вполне На флаг над Берлином хватило. Теперь побогаче пошли времена – В России никто не голодный, Теперь подавай апельсинов, джерси – Всё чертова прорва глотает, И стонут хозяйственники на Руси: «Проклятье, всего не хватает!» Заплатки у нас на штанах, на шоссе, И бродят как будто солдатки, По Волге, Печоре, Уралу, Шексне Нехватки, нехватки, нехватки. За нашей спиною пространств немота, У нас перед лицами – вьюга, Но нету нехватки у нас никогда В последней рубахе для друга. Такая страна. Мне не надо другой. Я болью её не торгую. Была б она сытой и жадной каргой, Её не любил бы такую. В ней лиха с лихвой. Принимаю лихву. В ней медленно, трудно светает, Но слов не хватает сказать, как люблю Страну, где всего не хватает. |
Нервы взрослых. Обалденье подкашивает людей От галденья магазинных, автобусных, Прочих очередей. Добывание ордеров и путевок, Бесчисленных справок, сапог на меху – Это как добиванье Самих же себя на бегу. Чтоб одеться красиво, Надо быть начеку. Надо хищно, крысино Урывать по клочку На колготки из Бельгии, На румынскую брошь Наши женщины бедные Чуть не с криком: «Даёшь!» О закрута, замота, От хрустенья хребта Что-то в душах замолкло, Жабы прут изо рта. Горький воздух собесов И нотариальных контор Пробуждает в нас бесов, Учиняющих ор. Не по адресу жажда мести, Не по адресу мат спьяна Плюнуть в ближнего легче, Если не доплюнуть до тех, Чья вина. |
История ЕГЭ ТИП задания: « Точки
зрения 20 век»
Задание
24 № 77
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Подписание
пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к
нему было дипломатической удачей СССР.»
Задание 24 № 566
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Перерождение
партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине,
Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении. «
Задание 24 № 1113
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке, на события «кровавого воскресения»:
Организаторы
шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать
применение силы со стороны власти.
4
Задание 24 № 1442
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Н.
С. Хрущев начал борьбу с «культом личности» и политику десталинизации
в целях усиления своей личной власти
5
Задание 24 № 1998
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Россия
накануне событий 1905 — 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути
социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей
борьбой с властью лишь «раскачивали» российскую государственность и
вовлекали в борьбу с ней народные массы
6
Задание 24 № 2003
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Индустриализация
30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне
7
Задание 24 № 2035
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Доклад
Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским
шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг
перед народом.»
8
Задание 24 № 2260
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах
мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
9
Задание 24 № 2291
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах
мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
10
Задание 24 № 2618
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Победа
«красных» объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их
противников».
Задание 24 № 2698
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Существование
Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало
прерогатив самодержавной власти императора.
2)…
14
Задание 24 № 3423
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Внутриполитическое
развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло
возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания,
приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку
зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Задание 24 № 3463
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Политика
советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно
изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
16
Задание 24 № 3503
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Николай
II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
17
Задание 24 № 3783
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке. «Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется
кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Сообщить об ошибке · Помощь по заданию
18
Задание 24 № 3863
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Период
второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим
кризисом социально-экономической системы в СССР».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её.
19
Задание 24 № 4532
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Российская
империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и
быстро нагоняла развитые европейские страны». Используя исторические
знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
20
Задание 24 № 4622
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«СССР
после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому
пути».
21
Задание 24 № 4662
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Введение
нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного
построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
22
Задание 24 № 4708
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке:
«Царствование
Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на
России».
23
Задание 24 № 4748
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке:
«Вторую половину царствования Александра I (1815—1825 гг.) можно считать
периодом реакции».
24
Задание 24 № 4788
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической
науке.
«Московское
государство в середине XVI в. было централизованным государством».
25
Задание 24 № 4828
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке.
«К
1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
26
Задание 24 № 4868
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке.
«Поражения
на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся
Первой российской революции».
27
Задание 24 № 4908
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической
науке.
«Переход
к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой
Руси».
28
Задание 24 № 5121
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Политика
большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к
культурному регрессу страны».
Задание 24 № 5127
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Развитие
России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её.
30
Задание 24 № 5133
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Реформы
Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».
31
Задание 24 № 5412
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Период
руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших
для её населения».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов
обязательно
32
Задание 24 № 6099
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Экономическая политика российского правительства в
начале 1990-х гг., известная как «шоковая терапия», способствовала
преодолению кризисных явлений в экономике».
33
Задание 24 № 6100
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный
характер
34
Задание 24 № 9355
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке: Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века
была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами (примерно
так).
35
Задание 24 № 9727
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Индустриализация
СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый
уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».
36
Задание 24 № 9852
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960-1970-х гг. был основан на принципах мирного
сотрудничества с капиталистическими странами».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента,
которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно
используйте исторические факты
Задание
24 № 77
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Подписание
пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к
нему было дипломатической удачей СССР.»
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы
в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Аргументы
в подтверждение:
— подписание пакта и секретного протокола к нему
позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались
за ним и после войны
— подписание пакта позволило выиграть время, начать
перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны;
−
пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные
преимущества при обороне;
Аргументы
в опровержение:
— пакт развязал руки Германии для завоевания
половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала
немецкого фашизма
— СССР дискредитировал себя, подписав договор с
фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским
государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской
коалиции
— советское руководство не смогло воспользоваться
в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора
— подписание договора дезориентировало советский
народ, армию, которые не могли определиться в отношении к
Германии — как к союзнику или как к врагу, что нанесло вред обороноспособности
страны
— подписание пакта и секретного протокола к нему
привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения
которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам.
Могут быть приведены другие аргументы.
2
Задание 24 № 566
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Перерождение
партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине,
Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении. «
Аргументы
в подтверждение
— в партии большевиков ещё с 1903 г. утвердился
принцип демократического централизма, при котором предполагалось подчинение
меньшинства большинству и следование указаниям руководства;
— вождизм в партии возник ещё при Ленине;
— внутрипартийную демократию было невозможно
сохранить в условиях однопартийного режима, установившегося в 1918 г.;
— резолюция «О единстве в партии», запрещавшая
фракционность внутри партии, была принята ещё в 1921 г.
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
Аргументы
в опровержение:
при
выборе первой точки зрения может быть указано, что:
— Сталин утвердил в партии и в стране культ своей
личности;
— формально сохраняя коллегиальный характер
управления партией, Сталин сосредоточил в своих руках принятие всех
решений;
— проводя кадровые чистки в партии, Сталин
добивался личной преданности партийных функционеров;
— именно при Сталине сложилась партийная
номенклатура, партийная бюрократия;
— через репрессии Сталин добился ликвидации любой
возможной оппозиции внутри партии;
Могут быть приведены иные аргументы
3
Задание 24 № 1113
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке, на события «кровавого воскресения»:
Организаторы
шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать
применение силы со стороны власти.
Аргументы
в опровержение, например:
при
выборе первой точки зрения может быть сказано, что
— организаторы шествия выбрали форму крестного
хода с иконами, чтобы подчеркнуть мирный характер шествия;
— организаторы шествия ставили целью продемонстрировать
преданность царю и не выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому
надеялись на спокойное восприятие властью
организованного
ими шествия;
— в отличие от лидеров революционного
(радикального) рабочего движения, организаторы шествия 9-го января
1905 г. рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счёт верноподданных
рабочих ослабить революционное рабочее движение;
Аргументы
в подтверждение:
— священник Георгий Гапон, руководивший
организацией шествия к Зимнему дворцу, был связан с
социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации
социально-политической
ситуации
в стране;
— существуют свидетельства, что первые выстрелы на
Дворцовой площади прозвучали из толпы, а не со стороны войск. Это может
означать, что в толпе находились агенты революционеров, использовавшие в
своих целях наивный монархизм (веру в царя) народных масс;
— выстрелы по безоружной толпе с иконами могли
стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия
к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов.
Могут быть приведены другие аргументы.
4
Задание 24 № 1442
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Н.
С. Хрущев начал борьбу с «культом личности» и политику десталинизации
в целях усиления своей личной власти
Аргументы
в подтверждение:
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба
за власть между Берией, который выступил с радикальной программой
обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление
захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить
личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее
привлекательным для общества вариантом развития;
— политика «десталинизации» не была полной и
последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством
и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли
восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы
за власть в высших эшелонах власти.
5
Задание 24 № 1998
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Россия
накануне событий 1905 — 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути
социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей
борьбой с властью лишь «раскачивали» российскую государственность и
вовлекали в борьбу с ней народные массы
Пояснение.
Аргументы
в подтверждение
—
активизация на рубеже XIX–XX вв. деятельности земской либеральной
интеллигенции, направленной на пропаганду либеральных ценностей в российском
обществе и критики самодержавной власти;
—
формирование в конце XIX – начале XX вв. в России «нового либерализма»
как идеологической базы для развития одного из направления либеральной
доктрины в России в виде социал-реформизма;
—
активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности
социалистов-революционеров, их переход к открытой
революционно-террористической борьбе с самодержавием;
—
формирование в конце XIX – начале XX вв. социал-демократической идеологии
в России, активизация деятельности социал-демократов в среде российского
пролетариата с целью направить его борьбу на свержение существующего
общественно-политического и экономического строя;
—
активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности
национал-либеральной и национал-революционной интеллигенции, направленной
против существующего общественно-политического и экономического строя
и разрешения «национального вопроса» в Российской империи.
Аргументы в опровержение
—
обострение противоречия между высокими темпами развития промышленного капитализма
в России и темпами развития сельскохозяйственного производства, с трудом
переходящего на рельсы интенсивного развития, благодаря чему в России
актуализировался крестьянский вопрос о земле;
—
обострение противоречия между бурно развивающимся рабочим классом страны
и отечественной буржуазией, поддерживаемой властью;
—
углубление противоречия между политикой самодержавной власти, опирающейся
на консервативно-охранительную идеологию и идеологией либерального реформизма
и революционного радикализма;
—
углубление противоречия между национал-либеральной и национал-революционной
идеологией интеллигенцией национальных окраин, выступающих за разрешение
«национального вопроса» в России и великодержавной политикой
самодержавия.
6
Задание 24 № 2003
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Индустриализация
30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне
Пояснение.
Аргументы
в подтверждение
—
благодаря свёртыванию нэпа и принятию решения о форсированной
индустриализации весь социально-экономический потенциал страны был сосредоточен
на решении задачи промышленного перевооружения страны;
—
благодаря насильственной коллективизации сельского хозяйства (как
условия форсированной индустриализации) была решена задача источников
индустриализации за счёт перекачивания средств из сельского хозяйства в
промышленность;
—
благодаря ускоренным темпам промышленного развития было в кратчайшие
сроки проведено не только перевооружение промышленного производства в
европейской части СССР, но и создана урало-сибирская промышленная база
страны;
— в
кратчайшие сроки был создан мощный военно-промышленный комплекс в СССР, способный
обеспечить Красную Армию современным оружием и техникой во всех родах
Вооружённых Сил.
Аргументы
в опровержение
—
ускоренная индустриализация, основанная на волюнтаристическом
подходе к планированию, породила распыление экономических ресурсов и
практику «выдавать желаемое за действительное»;
—
ускоренная индустриализация породила штурмовые методы решения экономических
проблем в СССР и обесценила человеческую жизнь, низведя её до «средства»
решения поставленных целей;
—
ускоренная индустриализация предопределила проведение насильственной
коллективизации как средства её обеспечения материальными и людскими
ресурсами и спровоцировала многочисленные жертвы среди крестьянского
населения;
—
ускоренная индустриализация стимулировала развитие и усиление роли
репрессивно-охранительных органов в жизни государства и общества и
«лагерной экономики» как важной составной части экономики страны в целом;
—
ускоренная индустриализация предопределила окончательное перерождение
советской власти в авторитарно-репрессивный режим личной власти И. В.
Сталина;
—
созданная в 30-е гг. социально-политическая и экономическая система в
СССР не смогла обеспечить надёжную защиту СССР в начальный период Великой
Отечественной войны
Могут быть сформулированы иные аргументы.
7
Задание 24 № 2035
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Доклад
Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским
шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг
перед народом.»
Аргументы
в подтверждение
—
выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников
и противников разоблачения культа личности Сталина;
— в
течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождём, под его руководством
были совершены многие достижения, одержана победа в Великой
Отечественной войне;
— у
Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов,
с которыми Сталин оправданно расправлялся;
—
разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета
СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран
Аргументы
в опровержение:
—
критика Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина привела к раскрепощению
сознания людей, избавила их от страха;
—
были предприняты попытки провести демократические преобразования
внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;
—
была реабилитирована значительная часть политических заключённых
— началось
проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных,
непоследовательных;
—
предоставлена определённая свобода развития культуры в рамках
идеологи-ческих установок партии
8
Задание 24 № 2260
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах
мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— в
1971 году на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира;
— в
1963 году СССР стал одним из инициаторов заключения трёхстороннего договора
о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах;
—
двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических стран (США,
Франция, ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в международных
отношениях;
— в
1960 – 1970-е годы СССР был активным разработчиком мирных деклараций ООН.
2) в опровержение, например:
—
программа мира была принята лишь в условиях военного паритета с капиталистическими
странами, достигнутого СССР;
—
для достижения военного паритета во второй половине 1960-х годов СССР
принял активное участие в «гонке вооружений»;
—
отдельные военные инициативы СССР в 1960 – 1970-х годах (попытка размещения
ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной
напряжённости;
—
несмотря на ситуацию «разрядки» в течение большей части 1970-х годов,
СССР не шёл на уступки странам капиталистического лагеря по стратегически
значимым вопросам (например, объединение Германии).
9
Задание 24 № 2291
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах
мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— в
1971 году на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира;
— в
1963 году СССР стал одним из инициаторов заключения трёхстороннего договора
о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах;
—
двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических стран (США,
Франция, ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в международных
отношениях;
— в
1960 – 1970-е годы СССР был активным разработчиком мирных деклараций
ООН.
2) в опровержение, например:
—
программа мира была принята лишь в условиях военного паритета с капиталистическими
странами, достигнутого СССР;
—
для достижения военного паритета во второй половине 1960-х годов
СССР принял активное участие в «гонке вооружений»;
—
отдельные военные инициативы СССР в 1960 – 1970-х годах (попытка размещения
ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной
напряжённости;
—
несмотря на ситуацию «разрядки» в течение большей части 1970-х годов,
СССР не шёл на уступки странам капиталистического лагеря по стратегически
значимым вопросам (например, объединение Германии).
Могут быть приведены другие аргументы.
10
Задание 24 № 2618
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Победа
«красных» объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их
противников».
Правильный ответ должен содержать следующие
аргументы.
1. В подтверждение, например:
—
отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;
—
белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения
крестьян;
—
отсутствие явного лидера в белом движении;
—
использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность
лозунгов белых.
2. В опровержение, например:
—
строгая дисциплина внутри большевистской партии;
—
на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения
страны);
—
на стороне большевиков выступало большинство рабочих;
—
армия поддержала большевиков.
Могут быть приведены другие аргументы.
Источник:
МИОО: Диагностическая работа по истории 15.03.2013 вариант ИС1402.
11
Задание 24 № 2698
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
Существование
Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало
прерогатив самодержавной власти императора.
Аргументы в подтверждение
—
реальную силу законы получали после утверждения их императором:
—
император, как и прежде, назначал и смещал министров:
—
министры были ответственны перед императором, а не перед Думой:
—
прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики:
—
87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать
между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона:
—
важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств — императорского
двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения
Думы:
в
Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому
принадлежит верховная самодержавная власть».
Аргументы в опровержение:
при
выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума
осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных
органов, например:
— в
Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах»
декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения
его Государственной Думой:
—
Введен государственный бюджет:
—
имела право делать запрос различным должностным лицам:
—
могла выступать с законодательной инициативой:
—
утверждала штаты и сметы различных ведомств:
—
утверждала отчет Государственного контроля:
Могут быть приведены другие аргументы.
12
Задание 24 № 3212
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке:
«Реформы
П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской
деревни».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
—
реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на
землю (превращению крестьян в собственников земли);
—
Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;
—
при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче
крестьянам ссуд;
—
реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через
куплю-продажу;
—
переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян
в центральном регионе;
—
столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы
крестьянских земель;
— в
ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;
—
выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;
—
реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить
род деятельности;
2) в опровержение, например:
—
выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и
пополнили ряды люмпенов;
—
многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью
разорившимися;
—
реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и
остававшимися;
—
разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не
сказаться на стабильности в крестьянской среде.
Могут быть приведены другие аргументы.
13
Задание 24 № 3332
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Проводимая
в период «оттепели» внешняя политика способствовала снижению
напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными
результатами».
Правильный ответ должен содержать аргументы.
1. В подтверждение, например:
—
на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования
государств с различными общественными системами, говорилось о возможности
предотвращения войны;
—
восстановление отношений с Югославией;
—
установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и
др);
—
вывод войск из Австрии;
—
первый визит руководителя СССР в США (1959 г.);
—
подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний
в трёх средах (1963 г.).
2. В опровержение, например:
— политические
кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные
неоднозначным отношением к решениям XX съезда КПСС, ввод войск в
Венгрию;
—
обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов;
—
Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены;
—
Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом
преодолённый в результате компромисса СССР и США.
14
Задание 24 № 3423
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Внутриполитическое
развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло
возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания,
приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения,
и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Пояснение.
Аргументы в подтверждение: 1) в марте 1991г на референдуме
о сохранении СССР 77% участников проголосовали «ЗА»;
2) единство экономических связей между республиками
давало возможности для сохранения СССР;
3) общая 70-летняя история также сплачивала большинство
народов СССР между собой.
Возможные аргументы в опровержение: 1) националистические
устремления в ряде республик Прибалтики и Закавказья делали невозможным
сохранение СССР ( события в Вильнюсе. Киргизии, Азербайджане, Нагорном
Карабахе. Грузии);
2) сепаратистские устремления политической
элиты в республиках тоже содействовали распаду СССР;
3) глубокий экономический кризис также подводил
Союз к распаду.
15
Задание 24 № 3463
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Политика
советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно
изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
Пояснение.
Аргументы в подтверждение1) Так в литературе стали
подниматься вопросы, непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений
художника и власти, свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя
быть искренним заговорили О.Ф. Берггольц; К.Г. Паустовский Л.К. Чуковская
И. Эренбург, давшее характеристику целой эпохе — «Оттепель».
2) В общественное сознание возвращались вычеркнутые
из него ранее герои, политические и культурные деятели.
3) Оживление началось во всех сферах художественной
культуры: в театре, кинематографе, живописи (театр «Современник»,
фильмы М.К. Калатозова, Г. Н. Чухрая, Г. Н. Данелия, В. М. Шукшина, М.И.
Ромма, И.Е. Хейфица, работы Э. Неизвестного).
4) Значительный резонанс в среде интеллигенции
произвела публикация в журнале «Новый Мир» повести мало
кому тогда известного учителя из Рязани А. И. Солженицына «Один
день Ивана Денисовича».
Аргументы в опровержение: 1) Дело Пастернака;
2) разгром выставки в Манеже;
3) отстранение Твардовского от руководства
журналом «Новый мир».
16
Задание 24 № 3503
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Николай
II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
Пояснение.
Могут быть приведены следующие:
аргументы
в подтверждение:
1) страна была ввергнута при нем в череду войн и
революций, которые привели к краху царского режима
2) не умел правильно подбирать людей для управления
страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической
быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;
3) был довольно нерешительным и непоследовательным
— не довел до конца преобразования Столыпина.
4) Неудачная политика привела к кровавому
воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй,
соответственно ;|
5) Бюрократия чиновников, которые не боялись
царского наказания
6) Поражение в русско — японской войне.
7) Отказ от реформаторской деятельности в
период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения
рабочих…
Аргументы в опровержение:
1) первым из правителей предложил ограничить
вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал
за мирное разрешение конфликтов между странами;
2) ввел в стране демократические права и
свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность
политических партий;
3) ввел в стране законодательный и представительный
орган власти Государственную Думу
4) отменил выкупные платежи.
·
17
Задание 24 № 3783
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке. «Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется
кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
1. Состояние экономики
—
Стагнация экономики
—
Усиление товарного дефицита
2. Политика
—
Кадровый застой
3. Общество
—
Рост смертности и алкоголизация населения
—
Массовые беспорядки в СССР
—
Теракты и угоны.
2) в опровержение, например:
—
СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации,
атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук.
—
Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе
социального обеспечения. — Всемирную известность и признание получило
творчество известных деятелей культуры.
—
Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.
—
Развитие нефтегазового комплекса
Могут быть приведены другие аргументы.
18
Задание 24 № 3863
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Период
второй половины 1970-х — начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим
кризисом социально-экономической системы в СССР».
Используя исторические знания, приведите два
аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
1. Состояние экономики
—
Стагнация экономики
—
Усиление товарного дефицита
2. Политика
—
Кадровый застой
3. Общество
—
Рост смертности и алкоголизация населения
—
Массовые беспорядки в СССР
—
Теракты и угоны.
2) в опровержение, например:
—
СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации,
атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук.
—
Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе
социального обеспечения. — Всемирную известность и признание получило
творчество известных деятелей культуры.
—
Высоких результатов на международной арене достигали советские
спортсмены.
—
Развитие нефтегазового комплекса
Могут быть приведены другие аргументы.
19
Задание 24 № 4532
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Российская
империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и
быстро нагоняла развитые европейские страны». Используя исторические
знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в
подтверждение: 1)… 2)…
Аргументы в опровержение: 1)… 2)…
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы: Г) в
подтверждение, например:
—
для России в конце XIX — начале XX в. были характерны высокие темпы экономического
развития;
—
Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;
—
развитие новых отраслей промышленности ( нефтедобыча, химическая, электротехническая
и др.);
—
быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности
железнодорожная сеть в мире);
—
интенсивный процесс акционирования предприятий;
—
стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшим
природными ресурсами;
—
благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную
систему;
— в
страну притекали иностранные инвестиции;
—
росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит
бюджета;
2 ) в опровержение, например:
—
Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной
продукции на душу населения;
— низкий
уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие
промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.);
—
рост внешней задолженности;
—
не был прёодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность
и др.);
—
высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;
— в
вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от
иностранных машин и промышленных товаров. Могут быть приведены другие
аргументы.
20
Задание 24 № 4622
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«СССР
после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому
пути».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— в
ходе войны резко возросла инициативность людей, вынужденных часто принимать
на войне решения, от которых зависела их жизнь:
— в
годы войны ослаб контроль со стороны центральной власти над местными
руководителями, которые приучились к самостоятельному принятию
решений:
— в
первые годы после войны проявились некоторые тенденции к
демократизации: после длительного перерыва прошли выборы в Верховный
Совет, выборы судей:
—
усилившиеся во время войны контакты с союзниками по войне — США и Великобританией
— расширили у части советских людей представления о западной
демократии.
2) в опровержение, например:
—
победа в войне была тесно связана в массовом сознании с заслугами И.В.
Сталина, культ личности которого достиг апогея:
—
победа в войне считалась доказательством жизненности существующего
режима, его «правильности»:
—
восстановление разрушенной страны можно было провести только при сохранении
жёсткого политического режима, сильной централизованной власти:
—
война приучила людей к воинской дисциплине:
—
начавшаяся «холодная война» пресекла все возможные тенденции к
демократизации.
Могут быть приведены другие аргументы.
21
Задание 24 № 4662
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Введение
нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного
построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
.
Правильный ответ должен содержать аргументы.
1) в подтверждение, например:
—
нэп привел к возвращению частной собственности на средства
производства;
—
при нэпе обострилось социальное неравенство;
—
введение нэпа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием
массового недовольства политикой «военного коммунизма»;
—
нэп как поражение или отступление оценивали многие большевики (в
том числе и Ленин — «отступление завершено»);
2) в опровержение, например:
—
вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, которая
не собиралась отказываться от идеи построения социализма: — в распоряжении
государства оставались крупные предприятия, железнодорожный транспорт
и недра («командные высоты социализма»);
—
сохранялась государственная монополия внешней торговли;
—
существовали серьёзные ограничения для частного предпринимательства;
—
не была восстановлена частная собственность на землю;
— в
годы нэпа развивались разные формы кооперации, считавшиеся проявлением
социалистической экономики.
Могут быть приведены другие аргументы.
22
Задание 24 № 4708
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке:
«Царствование
Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на
России».
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
–
Петр III восстановил против себя дворянство и гвардию пронемецкими
симпатиями;
–
внешнеполитические шаги Петра III не отвечали национальным интересам
России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);
–
Петр III открыто показывал своё пренебрежение к православной церкви.
2) в опровержение, например:
–
при Петре III был принят Манифест о вольности дворянства (1762 г.), согласно
которому дворяне освобождались от обязательной службы, что положило
начало раскрепощению сословий;
–
Петр III ликвидировал Тайную канцелярию;
–
при Петре III было прекращено преследование старообрядцев;
– в
духе Эпохи Просвещения было принято решение о секуляризации церковных
земель.
Могут быть приведены другие аргументы.
23
Задание 24 № 4748
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке:
«Вторую половину царствования Александра I (1815—1825 гг.) можно считать
периодом реакции».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
− в
1812 г. последовала отставка самого видного реформатора эпохи — М. М.
Сперанского;
− в
стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева, человека
далеко не либеральных взглядов;
− в
армии насаждалась палочная дисциплина;
−
жестокими методами вводились военные поселения;
−
ужесточилась цензура;
−
Александр I стал инициатором создания Священного союза, который
фактически боролся не только с революциями, но и с реформаторскими
тенденциями в Европе;
−
Александр в итоге так и не реализовал конституционный проект и отмену
крепостного права в России.
2) в опровержение, например.
− и
после 1812 г. Александр I поручал своим сотрудникам разработку проектов
по освобождению крестьян;
−
именно Александр I настоял на конституционном устройстве Франции после
1814 г.;
−
Александр I даровал конституцию Польше;
−
император поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституционный
проект для России;
−
Александр I отказался жестоко преследовать участников тайных обществ,
признав, что их цели были близки его замыслам начала царствования.
24
Задание 24 № 4788
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической
науке.
«Московское
государство в середине XVI в. было централизованным государством».
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены
Аргументы в подтверждение:
1) Существовали единые центральные органы власти
2) В стране существовали единые деньги.
Аргументы в опровержение:
1) Существовали таможенные пошлины внутри государства
2) удельные князья сохраняли за собой право власти в
своих землях
Могут быть высказаны и иные аргументы, не искажающие
смысла
25
Задание 24 № 4828
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке.
«К
1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
В правильном ответе могут быть приведены
Аргументы в подтверждение:
1) Экономика страны находилась в упадке и разорении, у
армии не хватало всего необходимого
2) Солдаты не хотели проливать кровь в бессмысленной
бойне
Аргументы в опровержение:
1) Через год началась Гражданская война и интервенция
и Красная армия показала свою боеспособность
2) В 1916г Юго-Западный фронт провел блестящую военную
операцию разгромив австрийцев
Могут быть высказаны и иные аргументы, не искажающие
смысла
26
Задание 24 № 4868
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической
науке.
«Поражения
на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся
Первой российской революции».
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены
Аргументы в подтверждение:
1) авторитет самодержавия у населения из-за поражений
резко упал
2) бессмысленность войны поднимала народ на революцию
Аргументы в опровержение:
1) многие простые рабочие и крестьяне и не слышали о
русско-японской войне, они выступали за улучшение своего положения
2) в стране созрели предпосылки для революции, просто
война их ускорила, То есть она стала поводом , а не причиной
Могут быть высказаны и иные аргументы, не искажающие
смысла
27
Задание 24 № 4908
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической
науке.
«Переход
к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой
Руси».
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены
Аргументы в подтверждение:
1) резко ослабла обороноспособность
2)усилилась междоусобица
Аргументы в опровержение:
1) меньшие княжествами было проще управлять, поэтому
начинается их расцвет
2) в это время происходит рост населения и городов по
всей территории Руси
Могут
быть высказаны и иные аргументы, не искажающие смысла
28
Задание 24 № 5121
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Политика
большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к
культурному регрессу страны».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
− в
результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или
были изгнаны из страны многие
представители
старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;
−
были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что
нанесло значительный урон культурному развитию страны;
− в
1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях
и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен
партийный контроль над культурой;
−
гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров
церковного искусства;
−
за границу были проданы многие художественные ценности;
2) в опровержение, например:
− в
результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована
неграмотность;
−
было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и
рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование;
−
выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую
интеллигенцию;
−
культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации
выставок, открытию библиотек и т.д. стали доступны широким народным
массам;
−
созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные
условия для творчества деятелей советской
культуры;
− в
1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства
(фильмы С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной
«Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.);
− в
1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов
в развитии науки и техники
Могут быть приведены другие аргументы.
29
Задание 24 № 5127
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Развитие
России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
−расширение
и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой
юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению
социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.;
−использование
крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило
направлению экономического развития стран Запада в этот период;
−в
отличии от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей
занималось купечество;
−сохранение
военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного
(дворянского) войска в то время, когда на Западе создавались регулярные
армии;
оставалось
господствующим религиозное мировоззрение; −европеизация в культуре и быту затронула только
часть высшего слоя российского общества; −
2) в опровержение, например:
−государство
использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них построена
новая Немецкая слобода;
−реорганизация
и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного строя»,
изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение
военных корпусов по округам);
−изготовление
оружия с учётом западноевропейского опыта;
−появляются
первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, первая
рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей
верхних слоёв общества владеет иностранными языками (польским,
латинским), носит европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских
врачей и учителей.
30
Задание 24 № 5133
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке.
«Реформы
Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».
Пояснение.
Аргументы в подтверждение:
1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми
товарами
2) в стране в результате приватизации сложился класс
собственников
Аргументы в опровержение:
1) Резко упали объемы производства в абсолютном
большинстве отраслей хозяйства
2) появилась безработица
3) снизился уровень жизни
Источник:
РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по истории.
Спрятать
пояснение ·
Поделиться
·
Сообщить об ошибке · Помощь по заданию
31
Задание 24 № 5412
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые,
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке:
«Период
руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших
для её населения».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
–
этот период отличался высокой степенью социальной стабильности, максимальным
обеспечением социальных благ;
–
период отличался отсутствием открытых политических и нацио-
нальных
конфликтов;
–
большую часть периода проводилась политика «разрядки», что снижало
опасность ядерной войны при сохранении высокого международного
авторитета и влияния СССР;
2) в опровержение, например:
– в
стране наметился идеологический кризис, связанный с растущим неверием
людей в цели коммунистического строительства;
–
назревал кризис управления, связанный с установлением геронтократии
(«власти стариков»), отсутствием ротации руководящих кадров;
–
не были решены многие экономические проблемы, связанные с огромными
военными расходами, слабой заинтересованностью людей в результатах своего
труда и общими недостатками плановой экономики, установилась зависимость
экономики от продажи нефти и газа за границу.
32
Задание 24 № 6099
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Экономическая политика российского правительства в
начале 1990-х гг., известная как «шоковая терапия», способствовала
преодолению кризисных явлений в экономике».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– либерализация торговли и отпуск цен позволили
насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости
и
ликвидировать угрозу голода;
– ваучерная приватизация государственной
собственности, начатая в этот период, положила начало процессу формирования
слоя собственников;
– сокращение государственных расходов бюджета на
закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные проекты;
– «отпуск цен» в ходе «шоковой терапии» обеспечил
ликвидацию «денежного навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и
баланс функционирования рынка;
– либерализация торговли содействовала развитию
российского рынка в сфере импортных операций;
– ваучерная приватизация заложила основы для
возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что способствовало оживлению
экономической деятельности, наполнению рынка товарами, снижению остроты
проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв населения;
2) в опровержение, например:
– отпуск цен привёл к беспрецедентному их росту в
сфере потребительского рынка, оптового рынка на продукцию промышленных
предприятий, к росту закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, росту
тарифов на коммунальные и другие услуги;
– политика «шоковой терапии», приведшая к резкому
падению реальных доходов населения и обесценивание денежных накоплений в банке,
сузила внутренний потребительский рынок, что обострило кризисные явления в
экономике;
– в результате либерализации внешнеэкономической
деятельности импорт товаров стал основным источником формирования внутреннего
рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции, наводнения его
некачественной продукцией;
– отсутствие правовой базы, таможенного контроля со
стороны государства, чёткой системы налогообложения способствовали созданию
спекулятивных капиталов;
– отсутствие строгой регламентации приватизационной
деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в
сырьевых отраслях страны и бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко
сократило бюджетные доходы
и
обострило кризис производства;
– часть ваучеров, вложенных в акции чековых
инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций, породив
неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в финансовой и
других сферах экономики;
– политика «шоковой терапии» содействовала
формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в сфере услуг,
пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях промышленности.
33
Задание 24 № 6100
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный
характер».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
· разоблачение культа личности И.В. Сталина
на ХХ съезде КПСС (1956 г.);
· началась реабилитация сотен тысяч
незаконно репрессированных;
· прекратилась политика массовых репрессий;
· произошёл сдвиг в социальной политике в
пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение
гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне,
право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город,
массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения);
· были предприняты меры по повышению
материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные
подсобные хозяйства колхозников);
· началось оживление культурного обмена с
зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов;
2) в опровержение, например:
· применялись методы репрессий к гражданам
СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.);
· волюнтаристски решались вопросы развития
культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.);
· усилились гонения власти на Русскую
Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление
атеистической пропаганды в СМИ);
· проводилась политика администрирования
культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т.
Твардовского);
· медленно ликвидировалась система ГУЛАГа;
· в отношении инакомыслящих продолжала
использоваться
статья
58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические
выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных
мер подпадавшим под её действие людям.
Могут быть приведены другие аргументы
34
Задание 24 № 9355
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые
точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих
в исторической науке: Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века
была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами (примерно
так).
Пояснение.
Аргументы за:
1. СССР стремился установить тесные экономические
связи с различными странами мира, приглашая западных бизнесменов к
сотрудничеству.
2. В 20-ееггг все международные конфликты СССР
стремился разрешить дипломатическими мирными способами.
Аргументы против:
1. Деятельность Коминтерна, руководимая СССР, была
направлена на подготовку к мировой революции.
2.СССР активно разжигал антибританские отношения в
азиатских странах.
35
Задание 24 № 9727
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Индустриализация
СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый
уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».
36
Задание 24 № 9852
В исторической науке существуют дискуссионные
проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешнеполитический
курс советского руководства в 1960-1970-х гг. был основан на принципах мирного
сотрудничества с капиталистическими странами».
Пояснение.
1) в подтверждение, например:
— в 1963 г. СССР стал одним из инициаторов заключения
трёхстороннего договора о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах;
— в 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа
мира;
— двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических
стран (США, Франция, ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в
международных отношениях;
— в 1960-1970-е гг. СССР был активным разработчиком
мирных деклараций ООН.
2) g опровержение, например:
— программа мира была принята лишь в условиях военного
паритета с капиталистическими странами, достигнутого СССР;
— для достижения военного паритета во второй половине
1960-х гг. СССР принял активное участие в гонке вооружений;