Несколько советов
молодому классному руководителю
СОВЕТ №1.
Изучите списочный
состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих
ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились
дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на
кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий,
постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать
воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно
спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по
воспитательной работе.
СОВЕТ №2.
Не забывайте, что
воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье
закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На
моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа
взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон
в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для
самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного
руководителя во взаимодействии с семьей следующие:
— ознакомить
родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,
— систематическое
психолого-педагогическое просвещение родителей,
— вовлечение
родителей в совместную деятельность с детьми,
— обеспечение
сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении
и воспитании детей
СОВЕТ №3.
Свою работу
начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в
воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится,
выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.
Если вы
запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о
своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть
дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей,
можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте
заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в
квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу
в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться,
либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте
свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно
зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.
СОВЕТ №4.
Работу с родителями
стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, а
другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не навязывайте
всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности,
особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы.
Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы
дел, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.
СОВЕТ №5.
Никогда не
жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.
СОВЕТ №6.
Не забывайте: в педагогике
решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое
знакомство с детьми, первое родительское собрание.
СОВЕТ №7.
Отдавайте свое
тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому,
кому это особенно необходимо.
СОВЕТ №8.
Все замечания
делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.
СОВЕТ №9.
Формула успешной
деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.
СОВЕТ №10.
Если вы
сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу
мудрых», — говорил Сократ.
СОВЕТ №11.
С первых дней
муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в
хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь
быть счастлив — будь им!»
СОВЕТ №12.
Любая деятельность
начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:
— сделать анализ
работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);
— написать
характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то
постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();
— определить цели,
поставить воспитательные задачи.
Постарайтесь
спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.
Продумайте дела
класса как внутренние, так и общешкольные.
Вы можете включить
в план работы следующие разделы:
* учебные дела;
* участие вы
общешкольных мероприятиях;
* дела класс;
* работа с родителями;
* индивидуальная
работа с учащимися.
Приготовьтесь к
тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;
— план
воспитательной работы с классным коллективом;
— тетрадь классного
руководителя в любой форме;
— дневники
учащихся;
— личные дела
учащихся;
—
психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);
— папки с
разработками воспитательных мероприятий.
Составьте себе
памятку:
- кабинет,
закрепленный за вашим классом; - помещение,
прикрепленное для генеральной уборки; - прикрепленный
пришкольный участок; - дни дежурства по
школе; - график дежурства
по классу; - список учащихся
на получение справки для покупки проездного билета; - список
многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса,
телефона (социальный паспорт класса); - сведения о
занятости учащихся во внеурочное время; - распределение
общественных поручений; - список
учителей-предметников, работающих в классе; - расписание
занятий класса; - расписание по
личной учебной нагрузке; - состав
родительского комитета; - цепочка для
срочного оповещения учащихся; - дни рождения
учеников по месяцам; - дела, которые требуют
предварительной подготовки; - акции, в которых
может принять участие класс.
СОВЕТ №13.
В зависимости от
целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам
проведения:
Виды
родительских собраний:
*
общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных
вопросов жизнедеятельности;
*
дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по
запросам родителей в целях решения назревших проблем;
*
целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением
экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).
Формы проведения
собраний:
—
информационно-консультативные,
—
дискуссионные,- тематические,
—
«круглый стол», творческая встреча и т.д.
В
подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:
1.
Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения
родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли
роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут
присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав
записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.
2.
Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте
для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во
время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы
и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и
слышат друг друга.
3.
К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета
или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме
собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты
в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.
К
собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или
внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).
Большим
успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители
узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить
концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут
ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.
4.
Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо
подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться
с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и
анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда
классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые
создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего
неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного
руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в
классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения
всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения
учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная
ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.
Задача
учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе
в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих
дел видят деятельность своих детей.
Совершенно
недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки
того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что
родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее,
необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать
пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках
своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в
письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги,
на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.
5.
Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей,
педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение
возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов,
обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех
родителей.
6.
Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания
(даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя
вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно
поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь
школе в проведении других мероприятий.
7.
Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед
классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.
8.
Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом
работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и
проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных
мероприятиях.
10
Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в
школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные
занятия по отдельным предметам.
11.
Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии
у них сменной обуви, о ведении дневников.
12.
Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум).
Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график
по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не
пришли на собрание.
13.
Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они
рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации
для родителей.
СОВЕТ №14.
Начало
каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители
могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому
пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных
осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по
ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.
В
подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В
анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели
бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.
СОВЕТ №15.
Для
получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное
предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.
Я
узнал, что…
Новым
для меня стало…
Я
убедился, что …
Меня
не смогли убедить в том, что …
Я
категорически против того, чтобы…
Я
возмущен тем, что…
СОВЕТ №16.
Чтобы
создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения
каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители
приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет
создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами
подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День
именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в
классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе.
Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить
быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь
их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих
детей.
СОВЕТ №17.
И
еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг
обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает
контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной
жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его
ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает
психологические предпосылки для сотрудничества.
СОВЕТ №18.
Помните:
классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе
человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит,
светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой
жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей
звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает,
погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как
яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в
ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
Первое классное руководство молодого учителя |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Если Вы хотите связать свою жизнь с образованием и воспитанием, то классное руководство — это необходимый опыт, через который вам обязательно надо пройти. И для того, чтобы он прошёл максимально эффективно и приятно для всех участников образовательного процесса, прислушайтесь к рекомендациям от специалистов Института Воспитания и Обрсоюза.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства.
Для ребёнка нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это его способ познавать мир и стремление, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому. Важно дать понять детям, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Каждый родитель также может стремиться к тому, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы и родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем, конечно, не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства — и в том числе для вас.
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в свободное от неё время, то есть когда работа заканчивается.
Создайте для родителей правила общения, например:
-
Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
-
После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
-
К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
-
Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно их не нарушать, и быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время.
Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Дети должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Правила для детей могут быть такими:
-
Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
-
Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
-
Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
-
Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя в целях безопасности.
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их можно было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Алгоритмы взаимодействия для детей:
-
В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
-
Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
-
Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
-
Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
-
Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
-
Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
-
Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия нарушений.
Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать. Но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка.
Тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу.
Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов.
Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
У вас может возникнуть такое желание это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому, что нужно просто выплеснуть негативные эмоции.
Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете.
Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Иногда мы теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят, и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться.
Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять — вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно — половину родительского коллектива. Ваша задача — в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых.
Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу — дети сами найдут эффективные способы решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие пренебрегают. Дело в том, что если «Коля ударил Васю», а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с «мамой Васи». Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга.
В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми и шутите
Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. А для педагога – это почти панацея от профессионального выгорания.
11. Избегайте рутины
Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
12. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
-
«У меня нет времени на семью!»
-
«Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»
-
«У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие!
Помните, что по-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым!
Файл:
Учитель русского языка и литературы вМКОУ «СОШ № 1», г.Щучье
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Ольга Лагойда, учитель русского языка и литературы в МКОУ «СОШ № 1», г. Щучье, делится опытом с молодыми учителями, которые первого сентября начнут свой путь в педагогике.
1. Держите дистанцию
Вам буквально понадобится популярный ковидный слоган: «Держи дистанцию». Чем дальше она между вами и школьниками, чем чётче границы, тем лучше дисциплина. Ровное, корректное, доброжелательно отношение — самое то! Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с порядка и дисциплины. Главная учительская задача — достичь цели урока. Для этого понадобится порядок и чёткость действий (поэтому и нужно к уроку готовиться). Мы с учениками приходим в школу работать (правда, многие из детей думают, что они идут просто тусоваться). Я часто повторяю детям фразу своего классного руководителя «Учёба — ваш главный труд!».
Читайте также: Небольшая разница: мне 22, ученикам — 18. История завоевания авторитета
2. Сигнализируйте
Дети «считывают» с взрослого мгновенно и всё сразу. Вы ещё рот не открыли, а им всё понятно — увы! Сигнализируйте о своих серьёзных намерениях внешним видом: прямая спина, уверенный взгляд, соответствующий дресс-код. Вы привыкли одеваться неформально, не скрывать татуировки? Ничего страшного, но тогда и дети могут себе позволить некоторые вольности. Уж какие — они сами решат. Кроме того, школьники сильно отвлекаются. Не стоит вгонять их в ступор внешним видом, обсуждать его гораздо интереснее, чем заниматься новым материалом.
Читайте также: «Имидж — ничто»?.. За что в школе не любят ярких педагогов
3. Следите за речью
С пятого класса цитирую детям Пушкина: «В миг по речи те спознали, что царевну принимали». Подробно разбираем, почему. Если хотите, чтобы к вам относились как к царевне — говорите как царевна! Если вы говорите правильно, следите за речью — вы состоявшийся, (почти) настоящий педагог.
Читайте также: Слова-паразиты в речи учителя: как от них избавиться
4. Будьте в тренде
Если вы уважаете себя сами, если вы всё время помните, что вы личность, дети тоже это усвоят, хотя и не всегда сразу. Развиваете себя, читайте, ходите в театры! Новые технологии — ничто, виртуозное владение предметом и знания — всё! Хотя для многих это и звучит крамольно.
Читайте также: 5 книг о школе и педагогике, которые помогут лучше понять детей
5. Демонстрируйте доброе отношение
Слухи о детской кровожадности сильно преувеличены. Многие ценят не просто доброе, а справедливое обращение. Дети открыты, изначально настроены именно на доброе отношение. Я получила новый пятый класс, видела их два раза. Сегодня в школьном дворе (ещё идет пришкольный лагерь) они радостно бежали ко мне навстречу.
Читайте также: Должен ли учитель любить детей?
6. Не рассчитывайте во всем на родителей
Ребенок — копия родителей. Если школьник вам грубит, значит и мама, скорее всего, нахамит. Не думайте, что вы пожалуетесь родителю, и проблема будет решена. В некоторых семьях дети адекватнее взрослых. Решайте проблему с ребёнком, по возможности, хотя, к сожалению, это не всегда реально. Чтобы избежать конфликтов, придётся вести себя так, как будто вас всё время снимает камера.
Читайте также: 5 типов родителей, которых боятся педагоги
Зачем все эти мучения?
Такого драйва, как в школе, вы не получите больше нигде. Прыжки с «тарзанки», сплав по горным рекам и охота на белого медведя — детский лепет! Вы точно будете знать себе цену. Будете знать предел своих способностей и возможностей. Уж не сомневайтесь, это предел всё время будет проверяться.
Ваша жизнь будет наполнена колоссальным смыслом. Однажды бывшая ученица (умница, медалистка, теперь врач) написала мне, что я определила её жизнь, что каждый мой ученик, знает он об этом или нет, будет испытывать влияние моей личности (надеюсь, хорошее) всю жизнь.
Материалы по теме:
- Как не сломаться в первый год работы в школе: советы молодым учителям
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Ольга Лагойда
Учитель русского языка и литературы вМКОУ «СОШ № 1», г.Щучье
Первое классное руководство
Я учусь на 2 курсе пед. университета и уже год работаю старшей вожатой в школе. Мне сообщили, что собираются дать классное руководство в 5 классе и я не знаю что делать. С одной стороны, я хочу работать с детьми и быть Кл. Руководителем, с другой, я даже не представляю с чего начать, да и очень боюсь родителей, т. к. я молодой специалист и мне всего 20.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Инна Дмитриевна, во-первых, не волнуйтесь, ведь у Вас впереди всё лето для принятия окончательного решения. Считаю, что стоит принять предложение, а в вопросах планирования деятельности Вам, несомненно, помогут учитель начальных классов и администрация.
Желаю удачи, успехов и позитива! Не нужно бояться, ведь если не Вы, то кто?::smile32::::smile28::
Каракай Лариса Павловна
«Если не Вы, то кто?»? Думаете, Инна Дмитриевна — коммунистка, комсомолка?
Зачем приносить себя в жертву из-за того, что
— другие, опытные учителя не хотят быть классными руководителями?
— не хватает учителей?
— оплата — мизерная?
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
В любом случае решение примет сам автор дискуссии, а я высказала лишь свое мнение и пожелания молодому коллеге. Или мне нужно было у кого-то разрешение спросить об участии в дискуссии?
Горбачёва Марина Юрьевна(эксперт сообщества)
Соглашусь с Любовь Ивановной! Все мы когда-то начинали! И мне после 11 брать 5 тяжело,но делаю это с радостью! Обращайтесь,если смогу,то всегда помогу!
Каракай Лариса Павловна
С чего начать? Начните с изучения ТК РФ. Классное руководство — это дополнительная (слегка оплачиваемая) работа, которая может быть предоставлена с письменного согласия работника. Не хотите, сомневаетесь, боитесь (и не без основания) — не соглашайтесь быть классным руководителем.
Отредактировано 03-06-2020 10:38
Фролова Елена Николаевна(эксперт сообщества)
Добрый день, Инна Дмитриевна! Выбор в любом случае за вами. Хочу поделиться своим опытом классного руководства…Когда я пришла работать в школу(я педагог-психолог), мне сразу вручили классное руководство, тогда я еще не знала, что можно отказаться! Так вот, администрация вряд ли вам расскажет о сложностях и подводных камнях. Классное руководство мало кто любит, потому что ответственность-большая, а оплата-ну очень не большая!Если вы думаете, как сказала Лариса Павловна «Если не я, то кто?», похвалы вы вряд ли дождетесь. С пятиклассниками работать интересно, они еще с интересом и открыв рот слушают учителя, чем старше, тем сложнее…Мои сейчас дети в девятом классе, вместе прошли длинный путь, ребята не плохие…но отдачи душевной я не чувствую…Были времена, что меня как кл.руководителя буквально заставляли сидеть и делать с ними домашние задания (из-за неуспеваемости по отдельным предметам), хотя продленки нет! Стараешься, вкладываешься душевно, концерты, праздники, подготовка,репетиции по выходным в ущерб семье. Сейчас, оглядываясь назад, многое бы изменила и от руководства отказалась бы.
Светлана
Инна Дмитриевна!Пробуйте, дерзайте!
Желаю удачи, Творческих успехов!
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
Если хотите быть классным руководителем, беритесь за это дело. Постепенно научитесь у своих опытных коллег. Главное — это желание.
Галина Владимировна
Инна Дмитриевна, может стоит сначала окончить учебу?! У вас есть нагрузка — старшая вожатая. А за это время можно узнать больше о работе классного руководителя. Всегда лучше рассчитывать только на свои силы.
Казанцева Людмила Александровна
Классное руководство занимает много времени, а Вы ещё учитесь. Советую закончить учёбу без этой нагрузки.
Отредактировано 04-06-2020 07:43
Марьясова Ирина Евгеньевна(эксперт сообщества)
Возраст это ещё не самое страшное в принятии решения. Вы колеблетесь, это нормально, и скорее всего, уже приняли решение, просто вы хотите услышать мнение коллег и либо утвердиться в своём принятом решении, либо принять другое, несколько отличное от первого принятого. Я не знаю какой у вас зам.директора по воспитательной работе, но скажу по себе, это очень неблагодарное и весьма ответственная нагрузка «за спасибо» от государства в рублях. Нужно быть либо помешанным человеком на своей работе и отдаваться целиком и полностью ей, либо быть прагматиком и понимать, что за каждое слово, действие или бездействие, поступок твоего подопечного или коллеги работающего у тебя в классе вы будите получать по полной. Вам нужно будет стать для детей и матерью и психологом и социальным педагогом и доктором и спонсором и наставником и другом, а иногда и «врагом» и много ещё кем….О родителях я вообще промолчу…. Я не запугиваю, я просто показываю реалии… Я трудоголик и соответственно настраиваю и всех руководителей групп на такой ритм и качество работы, чтобы хотя бы на 70 % я могла спать спокойно. Поэтому решение принимать Вам и только вам, и наши советы не помогут. Примите + решение и что то пойдёт не так вы скажете виноваты они, примите — решение, опять же будут виноваты они ::smile0::
Серова Александра Вадимовна
Здравствуйте! Возраст — не помеха. Главное — энтузиазм и любовь к детям. Да, дети сейчас сложные. И на вас ляжет задача адаптировать пятиклассников к новым условиям обучения. Родители в большинстве своем тоже сложные, не всегда желающие идти на контакт. Прежде чем решиться на классное руководство, изучите нормативные документы, оцените свои способности и уровень ответственности, который на вас ляжет. Если вы поймете, что готовы, то вперед! К слову, я 2й год работаю в школе, мне 25 лет, 2019-2020 первый год было классное руководство, тоже 5й класс. Поверьте в себя и все получится!
Юлия Васильевна Воробьева(эксперт сообщества)
Я бы еще добавила, что классы бывают разные. В одних и родители готовы сотрудничать, и у детей мотивация высокая, глаза горят. В других-родители конфликтуют по любому поводу. Пообщайтесь с учителем, который работал в классе в течение 4 лет. Много полезного можно узнать. Скорее всего, класс трудный, если его предлагают. ::smile7:: Хорошие классы быстро подбирают::smile4::Я 20 лет работаю в школе, ни одного года не была без классного руководства. Плюсы в этом свои тоже есть