Первое в истории руководство для семейного воспитания это

Цель воспитания:

Подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – богу

Три составные части воспитания:


Первое: научное образование.


Второе: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.


Третье: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.


Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. 

Биография

       Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина — Ян Сегеш — перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский — в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618—1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618—1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Философия.

      Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса Главное место в ней занимает человек – творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменский включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьного обучение на родном языке), «подростковую школу» (среднюю ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и прочие.


Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании – апофеоз труда Коменского.


Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, – «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» – «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объеме издана в 1966 в Праге).

Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, то есть признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка – языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребенка. Коменский считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребенка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский исходил из того, что правильное поведение всех людей основывается на правильном познании всего существующего. Источником же познания является тройной свет:

  • вечный — божественная мудрость,

  • земной — природный,

  • внутренний — разум и воля человека.

Последний является для человека главным, поскольку он служит путеводной звездой в познании всего окружающего. Коменский полагает, что для восприятия упомянутых выше трех родов света человеку даны три рода зрения: чувства, разум, вера.

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и другими мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Коменский в «Пампедии» высказывает весьма продуктивную мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой: «Точно так же, как для всего рода человеческого весь мир — это школа от начала и до конца веков, так и для каждого человека его жизнь — школа, с колыбели и до гроба. Так что мало повторить слова Сенеки: учиться никогда не поздно, ибо должны сказать: каждый возраст предназначен для учения и одни и те же пределы даны человеку для жизни и учения…». Каждому периоду жизни человека соответствует своя школа. Если в «Великой дидактике» Коменский говорил о четырех школах— материнской, родного языка, гимназии и академии, то в «Пампедии» у него дополнительно речь идет о школах зрелости и старости. Он их в отличие от школ, организуемых и содержащихся обществом, называет школами личными. В них главным учебником является сама жизнь, окружающая действительность, свой личный опыт. В высказываниях Коменского о необходимости учиться всю жизнь и заниматься самосовершенствованием содержится в зародыше мысль, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели — мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т. п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянно подкрепляемых конкретными делами и поступками.

Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного поведения самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературы. Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно».

В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине — исполнительности, выполнению установленных порядков. Общеизвестна крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Однако отношение его к школьной дисциплине принципиально отлично от традиционного для того времени. В схоластической школе всякого рода наказания — главное средство дисциплинирования — применялись по любому поводу и являлись главным средством «стимулирования» учебных занятий школьников. Коменский же полагал, что дисциплина нужна «не только ради преподавания наук (которые при правильном методе преподавания являются для человеческого ума наслаждением и приманкой), сколько ради нравов».

Подлинная дисциплина, однако, является сознательным выполнением учащимися школьных законов, норм человеческого общежития, своего долга. Все основные положения, которыми должны руководствоваться в школе и вне ее учащиеся, изложены в стройной системе Коменским в его «Законах хорошо организованной школы» и в «Правилах поведения, собранных для юношества в 1653 г.».

Для всей педагогической системы Коменского характерна трудовая направленность, стремление воспитывать и обучать детей в семье и школе так, чтобы они были подготовлены к включению в жизнь человеческого общества, наполненную различными видами активной деятельности: «Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить и детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми, или мизантропами, тунеядцами, 

Трудовое воспитание у Коменского тесно связывается с нравственным, и к мужеству как одной из важнейших нравственных добродетелей, которые можно формировать у юношества, он относит благородное прямодушие и выносливость в труде.

Источник:  www.masu.edu.ru

Ян Амо́с Ко́менский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он родился в семье члена общины Чешских братьев, получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612–56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618–21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40‑е гг. Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650  он был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Один из таких текстов мы предлагаем нашим читателям. Несмотря на то, что он написал почти 400 лет назад, эти правила актуальны и для современных родителей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

2. Тройная цель

Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Добрые нравы.

3) Знание языков и наук.

И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!

3. Когда начинать воспитывать

Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

В пределах шести лет ребёнок должен знать:

(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.

В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.

4. Когда начинать обучать

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере — относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.

Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.

Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.

5. О здоровом теле

Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.

Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.

6. Семья

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

7. Укреплять интерес

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.

И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.

Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.

Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.

10. Образование для всех

В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.

Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.

Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Развивать имеющееся

Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.

12. Самый действительный путь

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

13. Кого учить?

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

14. В школах

Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:

I. Развивались способности.

II. Совершенствовались языки.

III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению

Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.

Родителями.

Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.

Учителями.

Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.

17. Порядок

Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Чешский педагог-гуманист. Писатель. Общественный деятель. Епископ Чешскобратской церкви.
Основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.


Ян Амос Кименский родился 28 марта 1592 года в городе Нивнице, Чехия. Мальчик вырос обычной протестанской семье фермеров. обучался в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии. Поступив в Гейдельбергский университет, молодой человек начал работу над созданием энциклопедии «Театр всех вещей».

    С 1618 года на протяжении трех лет изучал труды гуманистов эпохи Возрождения: Томмазо Кампанеллы, Хуана Вивеса. Проживая в городе Фульнек, Коменский написал книгу «Моравские древности» и составил подробную карту родной Моравии.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь, он преподавал в гимназии и 1632 году закончил свою «Дидактику» на чешском языке, а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой».

Помимо этого, Ян Амос подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», а также написал первое в истории руководство для семейного воспитания: «Материнская школа». Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии, то есть обучение всех всему, которые вызвали большой интерес европейских ученых.

В 1651 году трансильванский князь Дьердь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Педагогу удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план изложены в сочинении «Пансофическая школа».

Вскоре Коменский переехал в городе Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы, союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и сам писатель, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую, лютеранскую армию. В 1656 году выехал в Амстердам через Гамбург.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в единстве. Дидактику трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Ученый призывал давать всей молодежи универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языка: сначала родному, потом латинскому, как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным считал порядок и естественность. Отсюда у философа вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества: справедливость, умеренность, мужество. Причем под последним понимал, в частности, настойчивость в труде. Важную роль в нравственном воспитании отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии, Ян Амос закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», вышедший в 1658 году, в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым еще два десятилетия назад капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены лишь в XX веке. Итог своей долгой жизни Коменский подвел в 1668 году, в сочинении «Единственно необходимое». Последние годы жизни провел в Амстердаме.

Ян Амос Коменский скончался 15 ноября 1670 года в городе Амстердам. Похоронен великий педагог, писатель и философ в часовне лютеранского валлонского костела в городе Нарден, неподалеку от Амстердама.

Научные Труды Яна Коменского

«Театр всех вещей»
«Моравские древности»
«Великая Дидактика»
«Открытая дверь к языкам»
«Астрономия»
«Физика»
«Материнская школа»
«Школа-игра»
«Пансофическая школа»
«Мир чувственных вещей в картинках»
«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Единственно необходимое»

Память о Яне Коменском

Портрет Яна Амоса Каменского помещен на аверс банкноты в 200 чешских крон.

В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

На территории Чешской республики выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.

Одной из таких медалей (серия 1953 года) награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

Почтовая марка СССР, 1958 год

Почтовая марка ФРГ, 1970 год

Почтовая марка Венгрии, 1992 год

Семья Яна Коменского

Дед —  Ян Сегеш, уроженец Словакии.

Отец — Мартин Коменский.
Мать — Анна Хмелова.

Первая жена — Магдалина Визовская, падчерица бургомистра города Пшеров (брак с 1618 по 1622).

Вторая жена — Мария Доротея, дочь епископа (брак с 1624 по 1648).

Третья жена — Яна Гаюсова. (брак с 1649).

21.11.2018

425 лет со дня рождения

Чешский
педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки, Ян Амос Коменский считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является
основой педагогики.

Гениальный
выходец чешского народа, общепризнанный педагог, основатель педагогической
науки, гениальный философ и гуманист Я.А. Коменский относится к тем
историческим деятелям, которые своими творениями и самоотверженным служением
народу снискал вечную славу и любовь.

Коменский,
исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре
возрастных периода: детство — от рождения до 6 лет отрочество — от 6 до 12 лет
юность — от 12 до 18 лет возмужалость — от 18 до 24 лет Для каждого из данных
возрастных этапов, исходя из природы ребенка, Коменский наметил индивидуальную
ступень образования.

Для
детей 6 лет он рекомендует материнскую школу, которая подразумевает дошкольное
воспитание под присмотром матери. Для отрочества предназначается шестилетняя
школа родного языка. Для молодых людей предусматривалась латинская школа в
каждом городе. Для возмужалой молодежи предназначается академия в каждом
государстве.

Коменский
склонялся к систематичности обучения. В учении, писал педагог, надо идти от
фактов к выводам, от примеров к правилам, которые обобщают эти факты и примеры,
идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к
частному.

Значимые
указания Коменский дал, выдвинув дидактическое требование доступности обучения
для учеников. Детям нужно давать для обучения только то, что понятно их
возрасту. Учение должно быть посильным, а запоминание материала прочным. Важнейшими
методами обучения языку и многим другим наукам были постоянные упражнения и
повторения. Коменский стремился больше развивать познавательные способности
учеников, а для этого, говорил он, надо соединять приятное с полезным, поощрять
детское любопытство.

Роли
преподавателя в педагогике Ян Амос уделяет видное место. Учитель, говорил он,
должен быть честным, активным, убедительным, живым примером добродетелей,
которые он должен прививать ученикам, быть человеком развитым и усидчивым. По
Коменскому, учительство — это не только профессия, но еще это и призвание.
Человек должен осознать то, что он будет обучать подрастающее поколение в ходе
жизненных переживаний. Он должен иметь серьезную теоретическую подготовку,
прежде чем заниматься преподаванием. Также учитель не должен думать о
собственном благополучии, о его благополучии должна думать община.

Одной из
величайших заслуг Коменского стала разработка значимых вопросов классно–урочной
системы образования, обоснование урока как формы организации обучения в школе.

Длительность
урока Коменский предложил определить одним часом. По мнению Яна Амоса, каждый
час должен быть частью того времени, которое отведено для освоения предмета.
Каждый час должен иметь свою определенную задачу. В классе объединялись
одинаково успевающие учащиеся, которых учитель вел к одной и той же цели. Во
избежание переутомления Коменский предлагал начинать и заканчивать занятия в
определенное время.

В своем
учении об уроке философ Коменский большое внимание обращает на дисциплину
учащихся и полагает, что уроки, также как и вся школа не может существовать без
дисциплины. Но дисциплина должна основываться не на побоях, а на сознательности
и уважении к учащемуся. Она должна научить поверить в собственные силы, привить
любовь к учебе и труду.

Также
Коменский не обошел вопрос о домашних заданиях и их количестве. Ян Амос был
против того, когда трудности в усвоении учащимися учебного материала
переносится на самостоятельную работу, в итоге ребенку приходится переживать
сильные страдания, заучивая дома малопонятные для него тексты.

Коменский
призывал так излагать материал и отрабатывать его посредствам упражнений, чтобы
ученику потребовалось лишь быстро «перечитать один раз вечером и один раз
утром», перед тем, как отправиться в школу.

Ян Амос установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел
каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного
языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную
систему учебных занятий и практически применил ее.

Коменский
высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои
теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых
для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно
полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего,
отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть
расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Сочинения
Я.А.Коменского

Ян Амос Коменский создал своеобразную энциклопедию — «Театр
всех вещей» (1614-27), полный словарь
чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56), написал
книгу «Моравские древности»(1618—1621), «Дидактику» на чешском языке (1632), а
затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников:
«Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633).

Актуально и сейчас первое в истории руководство для семейного
воспитания — «Материнская школа» (1632) Я.А.Коменского. Полное название – «
Материнская школа, или о заботливом
воспитании юношества в первые шесть лет». Педагог развивает тезисы «Юношество
неизбежно нуждается в воспитании и в правильном обучении», «Человека, если он
должен стать человеком, необходимо формировать»,
«
Юношество следует формировать совместно, а для этого нужны школы»,
«Образование в школах должно быть универсальным», «Школы можно преобразовать к
лучшему» и раскрывает к чему следует стремиться при воспитании детей, в каких
занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом
году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения, каким образом нужно
упражнять детей в нравственности и добродетелях и шесть типов врожденных
способностей. «Тут как раз представляется случай напомнить кое-что о различии
способностей, а именно: у одних способности острые, у других — тупые, у одних —
гибкие и податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям
ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного
рода способностей возникает шестикратное сочетание их» — подробнее читайте
«Материнскую школу».

Прочитайте
и задумайтесь:

«А что
касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться следующими:

(1)
Умеренностию; их нужно научить есть и пить сообразно с требованием природы; не
объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости.

(2)
Опрятностью, чтобы они научились соблюдать приличие при еде, в одежде и в
попечении о теле.

(3)
Почтительностью к старшим, чтобы они научились относиться с уважением к их
действиям, словам и взглядам.

(4)
Предупредительностью, чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно
выполнить все.

(5)
Крайне необходимо, чтобы они научились говорить правду, чтобы все их речи были
по учению Христа: что есть — то есть, чего нет — того нет. Пусть же никогда их
не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку.

(6) Также
нужно приучать их к справедливости, чтобы они не касались ничего чужого, не
трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда.

(7)
Нужно также внушать им благотворительность; быть приятными для других, чтобы
они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми.

 (8) Чрезвычайно полезно приучать их к труду,
чтобы они привыкли избегать ленивого досуга.

(9) Их
нужно приучать не только говорить, но и молчать, где это необходимо: во время
молитвы или когда говорят другие.

(10)
Нужно приучать их к терпению, чтобы они не думали, что все должно являться к
ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться
обуздывать страсти.

(11) Так
как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим является особенным
украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с
детства.

(12)
Пусть они научатся также тому, что развивает изящество манер, чтобы к каждому
проявлять деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, наклонять колено,
благодарить за одолжение и пр.

(13) А
чтобы здесь не оказалось некоторого легкомыслия или грубости, они должны вместе
с тем приучаться держать себя с достоинством, во всем вести себя сдержанно и
скромно. Обладая такими качествами, мальчик легко, по примеру Христа,
приобретет себе расположение у Бога и у людей. (…)

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к
знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе
«Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).
Коменский создал первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных
вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью
учебных текстов.

Первые 2 части капитального труды «Всеобщий совет об
исправлении дел человеческих», начатого ещё в 1644 г., в котором Коменский дал
план реформы человеческого общества, опубликованы в 1662, рукописи же остальных
5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском
языке в
Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл
в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Коменский
был открывателем в области дидактики, он выдвинул много глубоких, сложных
дидактических идей, предложил, как правильно организовать учебную работу (а
именно, учебный год, каникулы, деление учебного года на четвери и т.д.).
Указания его по этим вопросам по сей день применяются в школах разных стран
мира.

Вспомним
сегодня мудрые мысли Яна Амоса Коменского:

Дети
охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не
следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было
что делать.

Есть
дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят
в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно
выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей
не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать
похвально.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не
усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Кто,
будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком
то считаться не вправе.

Извлечение
из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь,
что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Нет
ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Не
гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Источники:

Приглашаем в библиотеки Челябинска за книгами:

Коменский,
Я. А. Лабиринт света и рай сердца / Коменский Я.А.; Пер. с чеш. В.Корчагина,
С.Скорвида; Пер с латин. И.Маханькова. — М.: МИК, 2000. — 320 с.  – В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина.

Коменский,
Я. А. Коменский: [избр. произведения / сост. и авт. предисл. Чечель И.Д.]. —
М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 221, [2] с.: ee; 22. — (Антология гуманной
педагогики). — Библиогр. указ. изд. произведений Я. А. Коменского: с. 220-222. –
В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина.

Педагогическое
наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. — М.:
Педагогика, 1989. — 416 с. — (Библиотека учителя). – В библиотеках №№ 2, 10,
13, 22.

Читайте
и будьте мудры!

Ян Амос Коменский

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница в Чехии. Когда ему было 12 лет, почти вся его семья умерла от чумы. Его и сестру взяла к себе тётя.

В 1611 году он поступает в Герборнский университет, затем Коменский учится в знаменитом Гейдельбергском университете. После окончания университета Ян Коменский становится протестантским священником. Вскоре он пишет свой первый труд «Письма к небу», в котором он выступает против несправедливости земного устройства.

Это время религиозных войн, и летом 1621 года Коменский бежит из своего города от расправы. Во время своих скитаний он узнает, что его жена и двое сыновей умерли от чумы, а дом и библиотека с ценными рукописями сожжены.

Эта трагедия не сломила его волю. Коменский скрывается в маленьком городе Брандисе, потом емупришлось покинуть Чехию. В этот период Ян Амос Коменский начинает свой знаменитый труд «Великая дидактика». Он пишет, что одной из самых главных наук является педагогика. Когда каждый ребёнок будет получать правильное воспитание и образование, тогда мы сможем построить благоустроенные государства и процветающее хозяйство.

Позже он пишет трактат «Открытая дверь языков», а также первое в истории руководство для семейного воспитания – «Материнская школа».

Летом 1641 года Коменский едет в Англию, тампишет книгу «Путь света». Вскоре в Англии начинается война, и Коменский уезжает из Англии и поселяется в Швеции.

Через 8 лет Коменский возвращается в Чехию, там он становится епископом. В следующем году педагог получает предложение от князя Сигизмунда Ракоци – осуществить реформу школ в Венгрии. Его педагогическая деятельность в Венгрии была очень успешна. В этот период он пишет учебное пособие «Мир чувственных вещей в картинках». Это одно из первых пособий в истории европейской педагогики.

Когда через 5 лет Коменский уезжает, его провожают толпы горожан, профессора и студенты.

Вскоре издаётся его труд «Великая дидактика» в четырех томах. Книгу ожидал огромный успех.

Когда Англия и Нидерланды начали войну, благодаря огромному авторитету Коменского воюющие стороны заключили мирный договор. Постепенно годы и невзгоды берут свое. Педагог часто болеет, последние работы он уже не может писать, и диктует их. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.

Яна Амоса Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Коменский выступал за ликвидацию сословных привилегий, он был против угнетения человека человеком.

Этот великий педагог верил в высшие идеалы – любовь к родине, в лучшее будущее, уважение к национальным правам всех народов. Он стремился к прекращению всех войн и всеобщему миру на земле.

Его педагогические труды для того времени были революционными. Многие его педагогические положения вошли в современную теорию обучения, и до сих пор преобладают в системе преподавания во многих школах мира.

В книге «Всеобщее исправление» Коменский описывает устройство мира, которое нам знакомо – это то, что мы видели во второй половине XX века.

4 ступени воспитания

Внешние ссылки:

Коменский. Материнская школа. 
Коменский. Великая дидактика. Избранные главы.

Большая статья о Коменском, его трудах, хронология жизни, библиография.
Коменский и информационные технологии.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для zoom h2n
  • Контроллер евко инструкция с сенсорным экраном
  • Энронит инструкция по применению для крс
  • Рецепты с пошаговым руководством
  • Фосфора инструкция по применению при цистите у женщин